Угольная промышленность России и мира: санкции, добыча и экспорт в 2024 году
На европейском рынке угольные котировки двигались в диапазоне 124-127 долл./т. Поддержку оказывает рост цен на газ и электроэнергию. Дополнительным фактором стало увеличение потребления угля в Германии из-за низкой ветрогенерации и дороговизны газа, в результате чего угольные спреды достигли максимума с начала 2024 г., а газовые спреды остались в отрицательной зоне.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 505.42 долл./1000 м3 (+27.21 долл./1000 м3 к 13.11.2024 г.). Опасения участников рынка вызывает эскалация конфликта между Россией и Украиной. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 4.05 млн т. (+0.11 млн т., или +3%, к 13.11.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 держался на уровне 112 долл./т. на фоне растущего тренда на европейском рынке и открытия границ для экспортных поставок через Мозамбик. При этом некоторые экспортеры увеличивают отправки грузовиков с углем в южноафриканский порт Дурбан, избегая Мапуто (Мозамбик), поскольку риски потери груза и водителей остаются высокими в связи с возможностью вспышки новых политических протестов.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 1 долл./т., снизившись до 117.66 долл./т. Давление на котировки оказала температуры выше сезонной нормы, высокие запасы, а также понижение цен предложения добывающими компаниями на 0.7-2.8 долл./т. в связи с падением продаж, что обусловлено уменьшением спроса со стороны промышленных предприятий и трейдеров.
Кроме того, власти провинции Shanxi (второй крупнейший по добыче угля регион) распорядились нарастить добычу в 4 квартале для достижения целевых 1.3 млрд т. по итогам 2024 г. Таким образом, несмотря на высокие запасы на складах потребителей, добывающие компании будут работать на 110% от согласованных мощностей до конца года. При этом в начале года по требованию властей добыча сокращалась из-за опасений, связанных с техникой безопасности.
Комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) обнародовала новые инструкции, которые могут привести к увеличению волатильности на спотовом рынке. В рамках нового распоряжения добывающие компании смогут сократить объемы угля, резервируемого для долгосрочных контрактов. Таким образом, производители должны будут отгружать в рамках долгосрочных контрактов в 2025 г. не менее 75% добываемых объемов вместо 80% в 2023-2024 гг. (хотя данная инициатива не касается крупных компаний), а генерирующим предприятиям будет необходимо закупать не менее 80% вместо 80-100% в 2024 г.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились до 14.47 млн т. (-0.52 млн т. к 13.11.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 93.8 долл./т. в связи с устойчивым импортом со стороны КНР, где увеличилось потребление на прибрежных ТЭС, для которых индонезийский материал остается дешевле местного. Предложение также ограничивается дождливой погодой.
Президент Индонезии Прабово Субианто заявил, что страна закроет все угольные электростанции в течение 15 лет к 2040 г., что на 10 лет быстрее ранее обозначенного срока. Данная инициатива была озвучена в рамках его выступления о необходимости декарбонизации 19 ноября в рамках встречи G20.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 140 долл./т. на фоне снижения спроса в странах АТР и увеличения конкуренции со стороны Колумбии. В связи с ослаблением юаня КНР покупает больше индонезийского угля, а Индия в связи с высокими запасами занимает выжидательную позицию.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 204 долл./т. из-за низкого спроса, а также слабых фундаментальных факторов, включая невысокий рост ВВП, и выводы участников рынков о том, что новые меры поддержки экономики Китая не будут направлены на стимуляцию внутреннего спроса. Кроме того, в КНР сохраняются предположения о новом раунде понижения цен на кокс. Однако частичный оптимизм сохраняется в ожидании пополнения запасов в преддверии зимы.
Компания Южный Кузбасс (входит в Мечел) приостановила работу шахты Ольжерасская-Новая, что обусловлено ухудшением экспортных возможностей в результате санкций, падения цен на продукцию, высоких издержек и дефицита провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне.
Дополнительное давление на экономику экспорта угля оказала отмена понижающих коэффициентов для энергетического угля с 1 июня 2022 г. Кроме того, в 2022-2023 гг. рост ж/д тарифов составил рекордные 44.6%, а с декабря 2024 г. ожидается ещё одно повышение на 13.8%. По итогам 1 полугодия 2024 года убыток Мечела подскочил почти в 5 раз до 16.7 млрд рублей против 3.5 млрд рублей убытка годом ранее.
При этом Южный Кузбасс является крупной угледобывающей компанией, в состав которой входят три шахты, четыре разреза, четыре обогатительные фабрики, ряд вспомогательных предприятий. Проектная мощность шахты Ольжерасская-Новая, где велась добыча коксующегося угля, составляет 1.8 млн т. в год, балансовые запасы — около 200 млн т.
С начала года совокупные продажи угля PCI группы Мечел, находящейся под санкциями с февраля 2024 г., упали на 25% до 0.8 млн т.
По итогам января-октября 2024 г. добыча Мечела в Кузбассе сократилась до 4.7 млн т. (-0.6 млн т. или -11% к январю-октябрю 2023 г.).
На разрезе Богатырь, входящем в группу Коулстар, началась добыча антрацита в Новосибирской области. В 2024 г. отгрузка ожидается на уровне 50 тыс. т. В настоящее время компания завершает строительство двух железнодорожных станций и путей.
Запас угля антрацита на месторождении разреза Богатырь оцениваются в 300 млн т. Для достижения существенного объема производства, по некоторым оценкам, потребуется несколько лет и инвестиции в объеме более 20 млрд рублей. При этом сроки ввода объектов в эксплуатацию зависят от стоимости антрацита на международных рынках, затрат на перевозку и возможности вывоза угля из региона.
Однако в Новосибирской области, как и в Кузбассе, наблюдается падение добычи на фоне завышенных ж/д тарифов, ограниченной пропускной способности Восточного полигона, высокой себестоимости и санкций.
При этом компания Коулстар, с июня 2024 г. находящаяся под санкциями США, гарантировала транспортировку не менее 10 млн т. и обязалась построить не менее пяти крупнотоннажных судов для вывоза угля.
Добыча угля в Новосибирской области по итогам января-октября 2024 г. упала до 11.0 млн т. (-2.4 млн т. или -18.2% к январю-октября 2023 г.).
Coal center analytics (CCA)
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
В рамках шельфовых проектов наблюдается восстановление добычи газа, также «Сахалин-2» все еще избегает некоторых санкционных рисков. При этом основным приобретателем СПГ проекта становится КНР. Новые крупные СПГ-проекты, тем не менее, пока находятся под вопросом, в частности планы производства в Якутии. Рост угледобычи отмечается в Якутии и на Сахалине, где недропользователи в том числе намерены инвестировать в транспортную инфраструктуру. При этом пока цены на уголь на мировом рынке являются низкими, с учетом этого введенная для отрасли надбавка к НДПИ может в ближайшее время не оказывать существенного фискального давления.
Газодобыча
В сфере добычи углеводородов сахалинские шельфовые проекты продолжают действовать, при этом пока санкционные ограничения для одного из них остаются частично ослабленными. В июне Евросоюз освободил от соблюдения потолка цен на нефть шельфовый нефтегазовый проект «Сахалин-2» (оператор – ООО «Сахалинская энергия») еще на один год – до 28 июня 2025 г. Решение связано с интересами Японии - обеспечением потребностей энергетической безопасности этой страны.
Напомним, что японским компаниям Mitsui и Mitsubishi в сахалинском проекте принадлежит 12,5% и 10% соответственно. Механизм ценового потолка предусматривает, что проекты, имеющие важное значение для энергетической безопасности третьих стран, могут быть освобождены от соблюдения ограничений. Евросоюз также предоставил проекту «Сахалин-2» право на экспорт и передачу товаров, необходимых для ремонта приборов и аппаратуры, которые предназначены для измерения или контроля переменных характеристик жидкостей и газов.
Тем временем период постоянной добычи газа в рамках проекта «Сахалин-2» был продлен с 2028 г. до 2033 г. Центральная комиссия Роснедр в конце прошлого года поддержала соответствующий вариант разработки Лунского нефтегазоконденсатного месторождения, которое является основным источником сырья для производства сжиженного природного газа в рамках «Сахалина-2» . На втором месторождении проекта «Сахалин-2», Пильтун-Астохском, добывается преимущественно нефть. На Лунском месторождении на сегодняшний день добыто более половины его запасов природного газа. Мощность СПГ-производства составляет порядка 10 млн тонн СПГ в год (такой объем был выпущен в 2023 г., в 2022 г. производство составило 11,5 млн тонн).
За пять месяцев текущего года производство газа в рамках проекта «Сахалин-2» выросло на 3,6% относительно аналогичного периода 2023 г., до 7,3 млрд куб. м. При этом добыча в мае сохранилась на уровне мая прошлого года, 1,4 млрд куб. м. На шельфовом проекте «Сахалин-1» добыча газа в январе-мае текущего года увеличилась на 6,7% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,2 млрд куб. м. Однако в мае добыча в рамках проекта была ниже, чем в мае 2023 г. на 3%, составив 813 млн куб. м. Информация об объеме добычи нефти не раскрывалась.
Стоит отметить, что в последнее время наблюдается существенный рост поставок СПГ проекта «Сахалин-2» в Китай – в апреле текущего года они составили рекордные 440 тыс. тонн (рост на 3,4% относительно марта 2024 г. и на 39% относительно апреля прошлого года). В апреле Китай опередил по объемам поставок сахалинского СПГ традиционного основного импортера – Японию. В апреле поставки сахалинского СПГ японским потребителям снизились на 44% по сравнению с мартом 2024 г. и на 17% по сравнению с апрелем 2023 г., составив 319 тыс. тонн. Что касается поставок СПГ в Республику Корея, то в апреле они сохранились на уровне апреля прошлого года (127 тыс. тонн).
Тем временем предполагается начать геологоразведку на новых, но небольших нефтегазовых участках в Якутии. АК «АЛРОСА» и АО «Сахатранснефтегаз» в рамках совместного предприятия планируют осваивать перспективные нефтегазовые участки в республике – Улугурский и Эргеджейский.
Улугурский лицензионный участок (площадь 4 205 кв. км) находится на территории Ленского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти составляют 7,3 млн тонн, газа – 217,3 млрд куб. м. Эргеджейский лицензионный участок имеет площадь 3 181 кв. км и находится на территории Олёкминского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти оцениваются в 15 млн тонн, газа – в 78,3 млрд куб. м. К 2026 г. предполагается завершить поисковые работы и постановку запасов на государственный баланс. Инвестиционное решение по освоению месторождений должно быть принято после определения технологической схемы разработки месторождений и проработки оптимальных рынков сбыта сырья.
В то же время планируемый ранее в Якутии запуск крупнотоннажного производства СПГ мощностью 18 млн тонн в год (компания «Глобалтэк» ) в настоящее время не входит в число приоритетов. Глава Минвостокразвития А.Чекунков в марте текущего года заявил, что проект, вероятно, будет реализован в среднесрочной перспективе. В прошлом году ЯТЭК сообщала о продолжающихся поисках стратегического партнера для проекта.
Уголь
В угольной отрасли вызвавшим противоречия решением последнего времени стало повышение НДПИ. Правительство в рамках поправок ко второму и третьему чтению внесло корректировки, повысив минимальную цену отсечения, при превышении которой взимается надбавка к НДПИ. Законопроект об изменениях налоговой системы в июле был принят Госдумой в третьем чтении.
Для энергетического угля цена отсечения установлена на уровне 120 долларов за тонну в портах Дальнего Востока (в предыдущем варианте цена отсечения составляла 100 долларов). Предполагается к ставке НДПИ применять коэффициент КЭНРГ, учитывающий среднюю за налоговый период мировую цену на уголь (по индексу FOB Восточный NAR 5500) и средний курс доллара к рублю.
Для коксующегося угля предусмотрена цена отсечения в размере 167 долларов за тонну (прежний вариант – 140 долларов за тонну) и привязка НДПИ к цене в дальневосточных портах (ранее использовался индекс GX TSI FOB Australia Premium Coking Coal). Что касается антрацита и угольной смеси (PCI), то цена отсечения составит 135 долларов на тонну. При этом в формуле расчета НДПИ для данных видов угля будут учитываться цены в портах как Дальневосточного, так и Северо-Западного и Южного федеральных округов. Основным положительным изменением в принятом законопроекте для угольщиков стало именно повышение цены отсечения.
В настоящее время мировые цены на уголь остаются низкими, в связи с чем реальное повышение НДПИ в соответствии с новыми правилами в отрасли в ближайшие годы (до 2026 г.) маловероятно. В июне на наиболее популярном и востребованном восточном направлении стоимость энергетического угля составляла 90 долларов за тонну. В третьем и четвертом кварталах года в связи с подготовкой к отопительному сезону ожидается увеличение цен до 95-96 долларов за тонну.
Добыча угля на Дальнем Востоке тем временем растет в Якутии. По итогам первого полугодия 2024 г. объем производства твердого топлива в республике вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 19 млн тонн. План добычи на текущий год составляет 40 млн тонн угля. Напомним, что «Эльга», «Колмар» и «Якутуголь» являются основными угледобывающими компаниями Якутии, они ведут деятельность в Нерюнгринском районе.
При этом АО «Якутуголь» (ПАО «Мечел») в июле был заподозрен ФАС в злоупотреблении доминирующим положением на рынке и отказе заключать контракт на поставку угля на Нерюнгринскую ГРЭС (эксплуатант станции – АО «ДГК»). В «Дальневосточной генерирующей компании» сообщили, что оборудование станции было спроектировано для работы на угле Нерюнгринского месторождения, а приобретение угля других марок для поддержания работы ГРЭС может привести к снижению сроков эксплуатации оборудования электростанции. ФАС выдала предупреждение компании «Якутуголь», согласно которому недропользователь обязан рассмотреть заявки «ДГК» в течение месяца и поставить уголь при экономической и технической возможности. Компанию также обязали разработать и утвердить в ФАС торговую политику.
Со своей стороны в «Мечеле» сочли претензии ДГК необоснованными. В компании сообщили, что в 2024 г. по итогам закупочных процедур на Нерюнгринскую ГРЭС будет поставлено 736 тыс. тонн угля, в том числе 180 тыс. тонн было поставлено в первом квартале года, 400 тыс. тонн предстоит отгрузить по итогам второго и третьего кварталов и еще 156 тыс. тонн запланировано на четвертый квартал года.
«Колмар» в текущем году рассчитывает добыть 13,5 млн тонн угля – 5,4 млн тонн на ГОКе «Денисовский» и 8,1 млн на ГОКе «Инаглинский». В 2023 г. «Колмар» произвел 11,5 млн твердого топлива.
Тем временем угледобыча снижается в Чукотском АО. Объем добычи каменного угля в регионе по итогам января-мая 2024 г. составил 561 тыс. тонн, сократившись на 6% относительно аналогичного периода 2023 г. Добычу ведет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal Ltd, которая намерена продать актив, но пока не завершила процесс) в пределах Беринговского бассейна (месторождение Фандюшкинское поле в пределах участка Северный Амаам, Анадырский район).
В свою очередь ОАО «Шахта Угольная» за пять месяцев извлекло 18 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении, сократив в три раза объем добычи по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Уголь поставляется потребителям в округе – на Эгвекинотскую ГРЭС и объекты «Чукоткоммунхоза». В настоящее время в компании отмечают сокращение спроса со стороны потребителей.
На Сахалине между тем фиксируется рост экспорта угля. В апреле-мае текущего года (1 апреля – период начала навигации) объем угольных поставок вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,7 млн тонн. В 2023 г. с Сахалина на экспорт было поставлено 14,4 млн тонн твердого топлива, что на 23% больше, чем в 2022 г. Напомним, что «Восточная горнорудная компания» (ВГК) завершает в регионе строительство наиболее крупного в РФ магистрального угольного конвейера протяженностью 23 км, соединяющего Солнцевский угольный разрез и порт Шахтёрск. В июне было принято правительственное решение о выделении субсидии в размере 614,64 млн рублей на строительство конвейера. В 2023 г. объем добычи ВГК на Солнцевском разрезе составил 14,2 млн тонн, в 2024 г. планируется достичь объема добычи в 15,2 млн тонн.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Угольные котировки на европейском рынке по итогам недели продемонстрировали рост выше 125 долл./т. Поддержку ценам оказали такие факторы, как увеличение потребления, похолодание, подорожание газа и электроэнергии. Кроме того, маржинальность угольной генерации резко увеличилась до 54.35 евро/МВтч, тогда как неделей ранее она была отрицательной (-9.98 евро/МВтч). По требованию оператора RTE во Франции была вновь запущена угольная электростанция Emile Huchet мощностью 600 МВт, которая была остановлена в 2022 г. Предполагается, что данная электростанция будет использоваться в дни пиковой нагрузки.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 478.21 долл./1000 м3 (+28.04 долл./1000 м3 к 06.11.2024 г.). Темпы отбора превысили темпы поставок, что приводит к сокращению запасов в хранилищах ЕС. Опасения участников рынка также вызывает операция России по освобождению Курской области, где находится газоизмерительная станция Суджа.
Запасы угля на терминалах ARA остались без изменений на уровне 3.9 млн т. Учитывая текущие темпы потребления, данных запасов, предположительно, хватает почти на 3 месяца. Однако на складах находятся большие объемы высокосернистого материала из США, который необходимо смешивать с углем из других стран.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепились до 110-111 долл./т. Граница для поставок в Мозамбик и экспорта через порт Мапуто была открыта 09.11.2024 г. и власти сосредоточены на разрешении ситуации с образовавшейся 20-километровой пробкой. Однако представители порта предупредили, что беспорядки могут возобновиться в ближайшие дни, в результате чего поставки угля из ЮАР через Мапуто окажутся под угрозой, особенно те, которые осуществляются по автодороге. Портовому оператору Grindrod на прошлой неделе пришлось объявлять форм-мажор по всем отгрузкам.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 118 долл./т. Давление на котировки оказала теплая погода, а также прогноз, что температура будет превышать сезонную норму на 1-2 С°. Некоторые участники рынка уже не ожидают, что пополнение запасов перед зимой окажет ценам существенную поддержку. Кроме того, отмечается высокое предложение, значительно превышающее спрос. Перевозки по ж/д линии Daqin в октябре увеличились на 3% до 1.1 млн т./день, несмотря на техническое обслуживание. Некоторые поставщики понизили цены, однако это не особо помогло заинтересовать покупателей в связи с высокими запасами.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились до 15 млн т. (+0.2 млн т. к 06.11.2024 г.).
В Индонезии котировки двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился на 1 долл./т. до 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR осталась практически без изменений на уровне 52 долл./т. Невысокая активность на спотовом рынке связана со сдержанным спросом, обусловленным увеличением запасов на складах в КНР. Давление на котировки также оказывает укрепление доллара США.
Предложение сдерживается дождями, которые начались во многих добывающих регионах, при этом некоторые поставщики переориентируются на внутренних потребителей или намеренно ограничивают добычу с целью избежать перенасыщения рынка и давления на цены.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 142 долл./т. из-за сокращения спроса в странах АТР и увеличения конкуренции со стороны Колумбии, где завершилась блокада ж/д путей Cerrejon, соединяющих месторождение с экспортным терминалом Puerto Bolivar.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 206 долл./т. на фоне невысокого предложения и одобрения мер поддержки экономики Китая.
Власти КНР одобрили пакет мер на сумму 10 трлн. юаней (1.4 трлн. долл.) по поддержке ослабленной экономики страны, утвердив повышение потолка долга местных органов власти. Инициатива также направлена на стабилизацию экономики на фоне грядущей напряженности с США при Дональде Трампе, который обещал резко повысить торговые пошлины. Однако дополнительные меры по прямой стимуляции внутреннего спроса не были объявлены, что потенциально разочаровало участников рынка. При этом сентябрьские правительственные меры поддержки по денежно-кредитному стимулированию, которые включали снижение процентных ставок и поддержку фондовых рынков и рынков недвижимости, начали оказывать позитивное влияние на экономику.
В строящийся угольный терминал Эльга, который является конечной станцией Тихоокеанской железной дороги, прибыло первое балкерное судно. Также компания Эльга запустила первый грузовой состав из 20 полувагонов с углем по частной железной дороге протяженностью 531 км. Однако, по сообщениям участников рынка, во время движения произошел сход локомотива и 4 вагонов.
Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т. В зимнюю навигацию 2024‒2025 гг. планирует ледокольное сопровождение с помощью двух ледоколов. Порт является частью дальневосточного логистического кластера компании Эльга, ведущей разработку Эльгинского и Огоджинского месторождения.
По итогам января-октября 2024 г. добыча Эльги увеличилась до 19.9 млн т. (+4.7 млн т. или +30.9% к январю-октябрю 2023 г.).
Сибантрацит планирует в 2025 г. начать строительство углепогрузочной ж/д станции в Кузбассе с целью развития добывающих активов (Разрез Верхнетешский, Разрез Кузнецкий Южный и Разрез Малиновский). На первом этапе мощность станции составит 2 млн т. угля в год с возможностью дальнейшего увеличения.
Станция будет оборудована куполом и системой фильтрации воздуха, а ж/д пути будут закрыты пыле-шумозащитными экранами, чтобы предотвратить распространение угольной пыли.
Разрезы Кузнецкий Южный и Малиновский (пока не ведет добычу) вошли в состав группы в 2023 г. Общие запасы новых активов оцениваются в 490 млн т. металлургического угля.
В январе-октябре 2024 г. добыча Сибантрацита, попавшего под санкции США в мае текущего года, сократилась до 4.8 млн т. (-2.4 млн т. или -42.9% к январю-октябрю 2023 г.).
На европейском рынке угольные котировки двигались в диапазоне 124-127 долл./т. Поддержку оказывает рост цен на газ и электроэнергию. Дополнительным фактором стало увеличение потребления угля в Германии из-за низкой ветрогенерации и дороговизны газа, в результате чего угольные спреды достигли максимума с начала 2024 г., а газовые спреды остались в отрицательной зоне.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 505.42 долл./1000 м3 (+27.21 долл./1000 м3 к 13.11.2024 г.). Опасения участников рынка вызывает эскалация конфликта между Россией и Украиной. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 4.05 млн т. (+0.11 млн т., или +3%, к 13.11.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 держался на уровне 112 долл./т. на фоне растущего тренда на европейском рынке и открытия границ для экспортных поставок через Мозамбик. При этом некоторые экспортеры увеличивают отправки грузовиков с углем в южноафриканский порт Дурбан, избегая Мапуто (Мозамбик), поскольку риски потери груза и водителей остаются высокими в связи с возможностью вспышки новых политических протестов.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 1 долл./т., снизившись до 117.66 долл./т. Давление на котировки оказала температуры выше сезонной нормы, высокие запасы, а также понижение цен предложения добывающими компаниями на 0.7-2.8 долл./т. в связи с падением продаж, что обусловлено уменьшением спроса со стороны промышленных предприятий и трейдеров.
Кроме того, власти провинции Shanxi (второй крупнейший по добыче угля регион) распорядились нарастить добычу в 4 квартале для достижения целевых 1.3 млрд т. по итогам 2024 г. Таким образом, несмотря на высокие запасы на складах потребителей, добывающие компании будут работать на 110% от согласованных мощностей до конца года. При этом в начале года по требованию властей добыча сокращалась из-за опасений, связанных с техникой безопасности.
Комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) обнародовала новые инструкции, которые могут привести к увеличению волатильности на спотовом рынке. В рамках нового распоряжения добывающие компании смогут сократить объемы угля, резервируемого для долгосрочных контрактов. Таким образом, производители должны будут отгружать в рамках долгосрочных контрактов в 2025 г. не менее 75% добываемых объемов вместо 80% в 2023-2024 гг. (хотя данная инициатива не касается крупных компаний), а генерирующим предприятиям будет необходимо закупать не менее 80% вместо 80-100% в 2024 г.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились до 14.47 млн т. (-0.52 млн т. к 13.11.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 93.8 долл./т. в связи с устойчивым импортом со стороны КНР, где увеличилось потребление на прибрежных ТЭС, для которых индонезийский материал остается дешевле местного. Предложение также ограничивается дождливой погодой.
Президент Индонезии Прабово Субианто заявил, что страна закроет все угольные электростанции в течение 15 лет к 2040 г., что на 10 лет быстрее ранее обозначенного срока. Данная инициатива была озвучена в рамках его выступления о необходимости декарбонизации 19 ноября в рамках встречи G20.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 140 долл./т. на фоне снижения спроса в странах АТР и увеличения конкуренции со стороны Колумбии. В связи с ослаблением юаня КНР покупает больше индонезийского угля, а Индия в связи с высокими запасами занимает выжидательную позицию.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 204 долл./т. из-за низкого спроса, а также слабых фундаментальных факторов, включая невысокий рост ВВП, и выводы участников рынков о том, что новые меры поддержки экономики Китая не будут направлены на стимуляцию внутреннего спроса. Кроме того, в КНР сохраняются предположения о новом раунде понижения цен на кокс. Однако частичный оптимизм сохраняется в ожидании пополнения запасов в преддверии зимы.
Компания Южный Кузбасс (входит в Мечел) приостановила работу шахты Ольжерасская-Новая, что обусловлено ухудшением экспортных возможностей в результате санкций, падения цен на продукцию, высоких издержек и дефицита провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне.
Дополнительное давление на экономику экспорта угля оказала отмена понижающих коэффициентов для энергетического угля с 1 июня 2022 г. Кроме того, в 2022-2023 гг. рост ж/д тарифов составил рекордные 44.6%, а с декабря 2024 г. ожидается ещё одно повышение на 13.8%. По итогам 1 полугодия 2024 года убыток Мечела подскочил почти в 5 раз до 16.7 млрд рублей против 3.5 млрд рублей убытка годом ранее.
При этом Южный Кузбасс является крупной угледобывающей компанией, в состав которой входят три шахты, четыре разреза, четыре обогатительные фабрики, ряд вспомогательных предприятий. Проектная мощность шахты Ольжерасская-Новая, где велась добыча коксующегося угля, составляет 1.8 млн т. в год, балансовые запасы — около 200 млн т.
С начала года совокупные продажи угля PCI группы Мечел, находящейся под санкциями с февраля 2024 г., упали на 25% до 0.8 млн т.
По итогам января-октября 2024 г. добыча Мечела в Кузбассе сократилась до 4.7 млн т. (-0.6 млн т. или -11% к январю-октябрю 2023 г.).
На разрезе Богатырь, входящем в группу Коулстар, началась добыча антрацита в Новосибирской области. В 2024 г. отгрузка ожидается на уровне 50 тыс. т. В настоящее время компания завершает строительство двух железнодорожных станций и путей.
Запас угля антрацита на месторождении разреза Богатырь оцениваются в 300 млн т. Для достижения существенного объема производства, по некоторым оценкам, потребуется несколько лет и инвестиции в объеме более 20 млрд рублей. При этом сроки ввода объектов в эксплуатацию зависят от стоимости антрацита на международных рынках, затрат на перевозку и возможности вывоза угля из региона.
Однако в Новосибирской области, как и в Кузбассе, наблюдается падение добычи на фоне завышенных ж/д тарифов, ограниченной пропускной способности Восточного полигона, высокой себестоимости и санкций.
При этом компания Коулстар, с июня 2024 г. находящаяся под санкциями США, гарантировала транспортировку не менее 10 млн т. и обязалась построить не менее пяти крупнотоннажных судов для вывоза угля.
Добыча угля в Новосибирской области по итогам января-октября 2024 г. упала до 11.0 млн т. (-2.4 млн т. или -18.2% к январю-октября 2023 г.).
Угольные котировки на европейском рынке по итогам недели продемонстрировали рост выше 125 долл./т. Поддержку ценам оказали такие факторы, как увеличение потребления, похолодание, подорожание газа и электроэнергии. Кроме того, маржинальность угольной генерации резко увеличилась до 54.35 евро/МВтч, тогда как неделей ранее она была отрицательной (-9.98 евро/МВтч). По требованию оператора RTE во Франции была вновь запущена угольная электростанция Emile Huchet мощностью 600 МВт, которая была остановлена в 2022 г. Предполагается, что данная электростанция будет использоваться в дни пиковой нагрузки.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 478.21 долл./1000 м3 (+28.04 долл./1000 м3 к 06.11.2024 г.). Темпы отбора превысили темпы поставок, что приводит к сокращению запасов в хранилищах ЕС. Опасения участников рынка также вызывает операция России по освобождению Курской области, где находится газоизмерительная станция Суджа.
Запасы угля на терминалах ARA остались без изменений на уровне 3.9 млн т. Учитывая текущие темпы потребления, данных запасов, предположительно, хватает почти на 3 месяца. Однако на складах находятся большие объемы высокосернистого материала из США, который необходимо смешивать с углем из других стран.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепились до 110-111 долл./т. Граница для поставок в Мозамбик и экспорта через порт Мапуто была открыта 09.11.2024 г. и власти сосредоточены на разрешении ситуации с образовавшейся 20-километровой пробкой. Однако представители порта предупредили, что беспорядки могут возобновиться в ближайшие дни, в результате чего поставки угля из ЮАР через Мапуто окажутся под угрозой, особенно те, которые осуществляются по автодороге. Портовому оператору Grindrod на прошлой неделе пришлось объявлять форм-мажор по всем отгрузкам.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 118 долл./т. Давление на котировки оказала теплая погода, а также прогноз, что температура будет превышать сезонную норму на 1-2 С°. Некоторые участники рынка уже не ожидают, что пополнение запасов перед зимой окажет ценам существенную поддержку. Кроме того, отмечается высокое предложение, значительно превышающее спрос. Перевозки по ж/д линии Daqin в октябре увеличились на 3% до 1.1 млн т./день, несмотря на техническое обслуживание. Некоторые поставщики понизили цены, однако это не особо помогло заинтересовать покупателей в связи с высокими запасами.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились до 15 млн т. (+0.2 млн т. к 06.11.2024 г.).
В Индонезии котировки двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился на 1 долл./т. до 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR осталась практически без изменений на уровне 52 долл./т. Невысокая активность на спотовом рынке связана со сдержанным спросом, обусловленным увеличением запасов на складах в КНР. Давление на котировки также оказывает укрепление доллара США.
Предложение сдерживается дождями, которые начались во многих добывающих регионах, при этом некоторые поставщики переориентируются на внутренних потребителей или намеренно ограничивают добычу с целью избежать перенасыщения рынка и давления на цены.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 142 долл./т. из-за сокращения спроса в странах АТР и увеличения конкуренции со стороны Колумбии, где завершилась блокада ж/д путей Cerrejon, соединяющих месторождение с экспортным терминалом Puerto Bolivar.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 206 долл./т. на фоне невысокого предложения и одобрения мер поддержки экономики Китая.
Власти КНР одобрили пакет мер на сумму 10 трлн. юаней (1.4 трлн. долл.) по поддержке ослабленной экономики страны, утвердив повышение потолка долга местных органов власти. Инициатива также направлена на стабилизацию экономики на фоне грядущей напряженности с США при Дональде Трампе, который обещал резко повысить торговые пошлины. Однако дополнительные меры по прямой стимуляции внутреннего спроса не были объявлены, что потенциально разочаровало участников рынка. При этом сентябрьские правительственные меры поддержки по денежно-кредитному стимулированию, которые включали снижение процентных ставок и поддержку фондовых рынков и рынков недвижимости, начали оказывать позитивное влияние на экономику.
В строящийся угольный терминал Эльга, который является конечной станцией Тихоокеанской железной дороги, прибыло первое балкерное судно. Также компания Эльга запустила первый грузовой состав из 20 полувагонов с углем по частной железной дороге протяженностью 531 км. Однако, по сообщениям участников рынка, во время движения произошел сход локомотива и 4 вагонов.
Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т. В зимнюю навигацию 2024‒2025 гг. планирует ледокольное сопровождение с помощью двух ледоколов. Порт является частью дальневосточного логистического кластера компании Эльга, ведущей разработку Эльгинского и Огоджинского месторождения.
По итогам января-октября 2024 г. добыча Эльги увеличилась до 19.9 млн т. (+4.7 млн т. или +30.9% к январю-октябрю 2023 г.).
Сибантрацит планирует в 2025 г. начать строительство углепогрузочной ж/д станции в Кузбассе с целью развития добывающих активов (Разрез Верхнетешский, Разрез Кузнецкий Южный и Разрез Малиновский). На первом этапе мощность станции составит 2 млн т. угля в год с возможностью дальнейшего увеличения.
Станция будет оборудована куполом и системой фильтрации воздуха, а ж/д пути будут закрыты пыле-шумозащитными экранами, чтобы предотвратить распространение угольной пыли.
Разрезы Кузнецкий Южный и Малиновский (пока не ведет добычу) вошли в состав группы в 2023 г. Общие запасы новых активов оцениваются в 490 млн т. металлургического угля.
В январе-октябре 2024 г. добыча Сибантрацита, попавшего под санкции США в мае текущего года, сократилась до 4.8 млн т. (-2.4 млн т. или -42.9% к январю-октябрю 2023 г.).
Угольные котировки на европейском рынке по итогам недели упали ниже 119 долл./т. Давление на котировки оказало снижение цен на газ и электроэнергию, а также комфортный уровень запасов на складах ARA. Кроме того, маржинальность угольной генерации в Германии (угольные спреды) оказалась отрицательной (-9 евро/МВтч), тогда как неделей ранее она была положительной и составляла около 9 евро/МВтч. При этом доля ВИЭ в энергобалансе Германии упала с 48% до 35%, а доля ископаемых видов топлива выросла с 52% до 65%.
Газовые котировки на хабе TTF незначительно понизились до 450.17 долл./1000 м3 (-9.49 долл./1000 м3 к 30.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA составили 3.90 млн т. (+0.03 млн т. за неделю), которых при текущих темпах потребления хватит почти на 3 месяца.
Индекс южноафриканского угля 6000 завершил неделю на уровне 110 долл./т. на смешанных сигналах. С одной стороны, цены находились под давлением негативной динамики европейского рынка и невысокого спроса. С другой стороны, некоторую поддержку оказало ограничение предложения в связи с закрытием доступа для грузовиков в Мозамбик для экспорта через порт Мапуто. Политические волнения в Мозамбике после прошедших выборов и случаи поджогов грузовиков подтолкнули власти ЮАР к временному закрытию границ, что привело к невозможности доставки южноафриканского угля автотранспортом на экспортный терминал Мозамбика.
Glencore сообщила о сокращении добычи энергетического угля в ЮАР на 21% до 8.2 млн т. в январе-сентябре 2024 г., что обусловлено ограничением провозных мощностей. Из них 3.8 млн т. были направлены на внутренний рынок (+0.9 млн т. к январю-сентябрю 2023 г.). Компания рассмотрит возможность увеличения добычи, если ситуация с ж/д инфраструктурой страны будет улучшаться. По итогам 2024 г. Glencore ожидает, что добыча энергетического угля составит 98-106 млн т. против 107 млн т. в 2023 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao незначительно снизились до 120 долл./т. Некоторые участники рынка настроены негативно в связи с теплой погодой, а также признаками избыточного предложения на фоне роста запасов на складах электростанций и портов.
Кроме того, в ходе недавнего заседания добывающая и генерирующая компания Shenhua озвучила прогноз, что высокие темпы добычи и импорта сохранятся, оказывая еще большее давление на внутренний рынок в следующем году, что обусловлено увеличением мощностей солнечной и ветряной генерации. Согласно некоторым оценкам, цены на уголь 5500 ккал/кг NAR могут упасть до 105.5 долл./т. FOB Qinhuangdao, тогда как в 2024 г. средняя цена составляет 122.5 долл./т. FOB.
При этом в добывающих регионах в краткосрочной перспективе сохраняется оптимизм на ожидании пополнении запасов ТЭС и спроса со стороны химической отрасли. Также некоторые участники рынка прогнозируют отскок цен FOB в середине ноября благодаря росту спроса на отопление в ряде регионов, включая центральную и восточную части Китая.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились до 14.84 млн т. (+0.12 млн т. к 30.10.2024 г.).
В Индонезии котировки двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 94 долл./т. (+1 долл./т. к 16.10.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 GAR незначительно снизилась до 52.3 долл./т.
Невысокая активность на спотовом рынке связана со сдержанным спросом, обусловленным постепенным возвращением индийских покупателей после праздников и высокими запасами на складах в КНР. Давление на котировки также оказывает устойчивое предложение.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 144 долл./т. на фоне коррекции европейского энергетического рынка и окончания периода технического обслуживания судопогрузочных машин и причалов на экспортных терминалах в Австралии. В связи с высокими ценами на австралийский материал и санкциями против России Япония нарастила импорт из Колумбии (на 143%) и ЮАР (на 16%) в сентябре, а также из других стран, включая Казахстан.
Индекс австралийского металлургического угля HCC скорректировался ниже
205 долл./т. в результате неопределенности и выжидательной позиции участников рынка. Поставщики стремились заключать сделки с привязкой к индексу или откладывать переговоры, поскольку прошедшая и следующая неделя наполнены событиями, включая выборы в США и решение по процентной ставке ФРС. Однако существенное снижение цен маловероятно, поскольку на спотовом рынке наблюдается невысокое предложение ввиду ограниченного объема ресурсов в распоряжении трейдеров.
РЖД добилось согласования почти всех своих предложений по индексации тарифов на 2025 г., в результате чего с 1 декабря 2024 г. тарифы на грузовые перевозки вырастут на 13.8%. Кроме того, на 10% будут увеличены тарифы на порожний пробег полувагонов. Также понижающие коэффициенты для перевозок экспортного угля будут отменены окончательно, несмотря на большие убытки угольных предприятий и почти рекордную прибыль РЖД.
Согласно разработанному плану, тарифы будут проиндексированы одномоментно с 1 декабря, хотя ранее рассматривался вариант двухэтапной индексации с 1 ноября либо одномоментной, но с 1 января 2025 г.
В новое повышение входят целевые надбавки, включая 7% на капремонт и 1% на транспортную безопасность. Ранее предполагалось, что надбавки могут быть отменены.
Понижающие коэффициенты к тарифу в размере 0.4 и 0.895 для дальних перевозок экспортного угля (действие которых было временно приостановлено с июня 2022 г.) было решено окончательно отменить, несмотря на кризисную ситуацию на рынке, обращения экспортеров и представителей угольных регионов.
Тарифы на порожний пробег полувагонов, платформ и крытых вагонов вырастут на 10%. Также предусмотрена точечная индексация отдельных тарифов.
В индексации тарифа РЖД удалось также перейти с потребительской на промышленную инфляцию. Вместо формулы инфляция минус 0.1% новые принципы предполагают использование композитного индекса, который учитывает темпы роста издержек монополии по основным статьям затрат и является менее прозрачным и прогнозируемым.
При этом прибыль РЖД за I полугодие 2024 года составил 254.9 млрд рублей, тогда как угольщики получили убыток, который за аналогичный период достиг 7.1 млрд руб.
Кроме того, РЖД выступило с инициативой не продлевать на 2025 г. соглашения с добывающими регионами о вывозе угля в восточном направлении с целью переориентации на более высокодоходные грузы. Однако, в 2024 г. сокращение отгрузок угля и меры по разгрузке сети не имеют должного эффекта, поскольку выпадающие объёмы угля РЖД так и не сумело заместить другими грузами.
В январе-сентябре 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 14.5 млн т. до 140.8 млн т. (-9.3% к январю-сентябрю 2023 г.), из которых на восточное направление пришлось 85.5 млн т. или 61%.