Рынок угля: основные изменения и перспективы
На прошедшей неделе в Европе цены скорректировались вниз до уровня 120 долл./т. после роста неделей ранее. Нервозность на рынке временно снизилась, поскольку ожидаемая эскалация конфликта на Ближнем Востоке не происходит и транзит российского газа в ЕС через Украину продолжается, несмотря на военные действия вблизи газовой инфраструктуры в Курской области.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 427.55 долл./1000 м3 (-14.71 долл./1000 м3 к 14.08.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA сократились до 4.8 млн т. (-0.3 млн т. к 14.08.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 115 долл./т. вслед за снижением цен в Европе, а также по причине увеличения предложения и ожидаемого восстановления объемов перевалки на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
Представитель добывающей компании Exxaro Resources отметил, что новый минимум котировок Richards Bay 6000 NAR будет в районе 100 долл./т. FOB, что обусловлено ростом себестоимости добычи (на 20% за 1 полугодие 2024 г.) и удорожанием логистики. Таким образом, падение котировок ниже этого уровня будет приносить Exxaro Resources убытки. По оценке Exxaro, в этом году ее экспорт увеличится и составит 5.7-6.3 млн т. против 5.11 млн т. в 2023 г. При этом в
1 полугодии 2024 г. компания уже нарастила поставки на 22% до 3.3 млн т. благодаря использованию альтернативных терминалов (в Maputo и Richards Bay) в дополнение к RBCT. Около 70% придется на материал калорийностью 5850 NAR и выше, поскольку компания стремиться к сокращению доли низкокачественного угля.
Компания Afrimat заявила, что может быть вынуждена замедлить темпы добычи антрацита, поскольку склады на шахте Nkomati оказались заполнены ввиду слабого спроса в Европе. Afrimat приступила к экспорту в 2024 г. через порт Maputo в Мозамбике, поскольку это оказалось выгоднее, чем через порт Durban.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 1 долл./т. до 118 долл./т. из-за ухудшения спроса в связи с ослаблением жары. Давление на рынок также оказало понижение цен со стороны Shenhua и других производителей. Некоторые участники рынка ожидают, что уголь продолжит дешеветь, несмотря на сокращение складских запасов в портах.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС уменьшились на 0.36 млн т. до 13.57 млн т., запасы угля в 9 крупнейших портах составили 24.09 млн т. (-0.72 млн т. к 14.08.2024 г.). Сокращение запасов обусловлено уменьшением завоза ввиду ограниченного спроса. В сентябре многие ТЭС будут проходить плановое техобслуживание, что также негативно отразится на спросе.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 92.5 долл./т. на спросе со стороны стран АТР, включая Вьетнам. Китай также увеличил импорт индонезийского угля в июле до 19.24 млн т. (+16% к июню 2024 г.).
Кроме того, после обрушения моста Karang Agung на реке Lalan, которое произошло 12 августа в результате столкновения с баржей, водные пути до сих заблокированы, что идет вразрез с ожиданиями участников рынка, поскольку прогнозировалось, что маршруты будут расчищены до 21 августа. Таким образом, ожидается дефицит предложения со стороны некоторых компаний, ведущих добычу в районе Musi Banyuasin.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 незначительное скорректировался вниз, продолжая удерживаться вблизи уровня 150 долл./т., поддерживаемый сохраняющимся спросом со стороны стран АТР на фоне падающего предложения со стороны России, которая по-прежнему сталкивается с инфраструктурными ограничениями.
Индекс австралийского металлургического угля HCC находились ниже 205 долл./т. Темпы падения цен на австралийский металлургический материал премиального качества замедлились, однако нисходящий тренд продолжился на фоне неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали. Негативные настроения также подтверждаются стремлением некоторых конечных потребителей отложить поставки по долгосрочным контрактам.
По некоторым оценкам, около 0.7 млн т. австралийского угля HCC с отгрузкой в августе и сентябре остается не проданным (без учета партий, не проданных и не отгруженных ранее). Кроме того, некоторые производители стали останавливают доменные печи с целью сокращения убытков.
Японские компании Nippon Steel и JFE Steel Corporation согласовали покупку 20% и 10% долей стоимостью 1.08 млрд долл. у компании Whitehaven Coal в разрезе Blackwater, где ведется добыча металлургического угля и который является одним из крупнейших в штате Квинсленд.
Добыча угля в Кузбассе упала на 5.8% в январе-июле 2024 года
В январе-июле 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 118.3 млн т. (-7.3 млн т. или -5.8% к январю-июлю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
В июле 2024 г. добыча упала до 15.4 млн т. (-1.5 млн т. или -8.9% к июлю 2023 г.).
Добыча коксующегося материала за 7 месяцев 2024 г. составила 37.7 млн т. (-1.4 млн т. или -3.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 80.6 млн т. (-5.9 млн т. или -6.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 78.7 млн т. (-5.6 млн т. или -6.6% к январю-июлю 2023 г.), производство подземным способом составило 39.6 млн т. (-1.7 млн т. или -4.1% к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 августа 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе составили 20.1 млн т. (-0.5 млн т. или -2.4% к 1 августа 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с логистическими ограничениями, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Coal center analytics (CCA)
В начале текущего года возникают проблемы с продажей добываемых на Дальнем Востоке углеводородов за рубеж. При этом все еще не решен вопрос о принадлежности доли одного из крупных в прошлом акционеров сахалинского шельфового проекта. В угледобыче планируется увеличение объемов производства, тем не менее существует ряд ограничений для роста экспорта.
Нефть
В прошлом месяце правительство РФ скорректировало требования к потенциальному покупателю доли в шельфовом нефтегазовом проекте «Сахалин-2»[1]. Согласно ним, претендент должен обладать опытом международной торговли сжиженным природным газом, тогда как прежде такое условие не было предусмотрено. Кроме того, претендент должен иметь действующие договоры поставки СПГ со сроком действия более пяти лет. Также от покупателя, помимо опыта эксплуатации завода по производству СПГ с объемом производства более 4 млн тонн в год и суммарно накопленного объема производства около 40 млн тонн, требуется иметь опыт продаж подобных объемов. Из документа исключено требование о наличии действующих договоров фрахтования судов-газовозов с общим объемом грузовместимости более 4 млн куб. м.
Еще в апреле прошлого года правительство разрешило ПАО «НОВАТЭК» приобрести долю в 27,5% в операторе проекта – ООО «Сахалинская энергия». Ранее она принадлежала британско-нидерландской Shell. На сегодняшний день сделка все еще не закрыта. При этом «НОВАТЭК» соответствует установленным правительством критериям для потенциального покупателя. Исключение требования по судам-газовозам связано с проблемами, которые «НОВАТЭК» испытывает в настоящее время в вопросе поставок танкеров ледового класса[2]. ООО «Сахалинская энергия» тем временем сократило производство СПГ с 11,5 млн тонн в 2022 г. до 10 млн тонн в 2023 г. Суточная производительность завода по производству СПГ в рамках проекта составляет около 32 тыс. тонн.
В этих условиях «Сахалинская энергия» рассчитывает реализовать СПГ на китайском рынке. Китайским покупателям предлагается заключить контракт на 12 партий СПГ в год (около 1 млн тонн) на срок 3-5 лет (начиная с августа текущего года). Объявлен соответствующий тендер. Цена будет привязана к цене на нефть Brent, и при ее стоимости в 83 доллара за баррель может составить 356 долларов за 1 тыс. куб. м.
В целом в 2023 г. «Сахалин-2» экспортировал 10,2 млн тонн СПГ, включая почти 6 млн тонн в Японию, 2,58 млн тонн в Китай, 1,65 млн тонн в Республику Корея. При этом до 90% партий реализуются по долгосрочным контрактам. Японские предприятия, прежде выступавшие основными покупателями СПГ с сахалинского проекта, не были приглашены для участия в объявленном новом тендере.
Кроме того, у Shell, несмотря на выход из проекта, сохраняется offtake-контракт на получение до 1 млн тонн СПГ в год с «Сахалина-2» до 2028 г. После фактического прекращения участия Shell в проекте данный объем продавался на спотовом рынке. Намерение «Сахалинской энергии» законтрактовать сопоставимый объем газа с покупателями в КНР (на долгосрочной основе) может быть следствием снижения спотовых цен на газ.
Следует отметить, что в феврале Госдумой в третьем чтении был принят, а Советом Федерации одобрен законопроект, вносящий поправки в Налоговый кодекс РФ и выводящий ряд компаний из-под повышенного НДПИ на газ[3]. В том числе от повышенного НДПИ освобождены объемы газа, которые будут получены Россией в рамках проекта «Сахалин-2» в счет роялти для реализации его потребителям.
Индия продолжает снижать закупки российской нефти, добываемой на востоке страны. Потенциальным покупателем данных объемов может стать Китай. Отгрузки нефти Sokol (премиальная марка, «Сахалин-1») в Индию прекратились в конце прошлого года на фоне разногласий сторон по поводу условий контракта с государственной индийской компанией Indian Oil. Часть нефти проекта «Сахалин-1», изначально предназначавшаяся для поставки в Индию, в феврале была перенаправлена в КНР. Танкеры Viktor Titov и Viktor Konetsky доставили партии нефти в китайские порты провинции Шаньдун и порт Тяньцзинь.
Китай приобрел два груза Sokol со скидкой по отношению к нефти сорта Brent в 1 доллар за баррель. Прежде Sokol торговался на азиатском рынке с премией к Brent. Цены на Sokol в Де-Кастри (Хабаровский край) тогда могли находиться на уровне 65-68 долларов за баррель (выше ценового потолка, но дешевле сорта ВСТО). Всего в КНР было поставлено пять партий нефти Sokol, что стало наиболее высоким показателем экспорта данного сорта в Китай с марта 2021 г.
Часть поставок все же была направлена в Индию. Танкер Jaguar разгрузился в индийском порту Вадинар, груз предназначался для НПЗ Nayara Energy, наиболее крупным акционером которого является «Роснефть». Танкер Seagull направлен в порт Мумбаи для поставки на завод BPCL (Bharat Petroleum). Танкер Rani проследовал в направлении Вишакхапатнама, где расположен НПЗ дочерней структуры ONGC (акционер «Сахалина-1», имеет 20%). Индия также снижает закупки нефти сорта ВСТО (также премиальный), в то время как его поставки китайским покупателям в данном случае могут увеличиться.
При этом приостановка поставок нефти Sokol компенсировалась увеличением прокачки по нефтепроводу ВСТО («Восточная Сибирь – Тихий океан») в КНР. Еженедельный объем поставок составил 3,5 млн баррелей в сутки (рост на 365 тыс. баррелей в сутки).
В макрорегионе действуют угольные проекты, увеличивающие объемы добычи. При этом для экспортных поставок существуют инфраструктурные ограничения. В феврале президент РФ В.Путин поручил главе правительства М.Мишустину и главе ОАО «РЖД» О.Белозерову принять меры по обеспечению вывоза угольной продукции на экспорт из Кемеровской области, Бурятии, Хакасии, Якутии, Тувы и Иркутской области в восточном направлении в объемах, определенных соглашениями между «РЖД» и главами регионов. Напомним, что объемы, указанные в соглашениях «РЖД» с регионами, получают право на проезд на восток прежде, чем большинство других грузов.
Объемы вывоза по соглашениям с регионами на 2023 г. не раскрывались. По предварительным данным, квота на 2023 г. составляла 93,7 млн тонн, в том числе на Кузбасс приходилось 53,1 млн тонн, на Якутию – 26 млн тонн, на Бурятию – 8,1 млн тонн, на Хакасию – 6,1 млн тонн, а на Туву – 0,4 млн тонн. Тем не менее вывоз по квотам из Кузбасса фактически был ниже и составил 52,7 млн тонн. В текущем году квота увеличена на 6%. Так, из Кемеровской области планируется вывезти 54,1 млн тонн, из Якутии – 26,3 млн тонн, из Бурятии – 8,5 млн тонн, из Хакасии – 6,5 млн тонн, из Иркутской области – 3,3 млн тонн, из Тувы – 0,65 млн тонн.
Несмотря на то, что азиатские рынки сбыта в настоящее время не являются убыточными, отмечается снижение стоимости угля при экспорте через порты Дальнего Востока – на 10% по сравнению с четвертым кварталом 2023 г. и примерно на треть по сравнению с четвертым кварталом 2022 г. Ожидается дальнейшее уменьшение цен из-за сокращения спроса и введения в январе импортных пошлин на российский уголь в Китае. Кроме того, с 1 марта правительство РФ вновь ввело курсовые экспортные пошлины на вывоз угля – от 4% до 7% в зависимости от курса (нулевая при курсе менее 80 рублей за доллар). Мера будет действовать до 28 февраля 2025 г.[4] Минфин в феврале также предлагал установить плоскую надбавку к ставкам НДПИ на уголь в размере 380 рублей на тонну[5].
Рост угледобычи продолжает фиксироваться на Чукотке. В январе текущего года добыча угля в регионе выросла на 9% по сравнению с январем 2023 г., составив 124 тыс. тонн. Добычу каменного угля осуществляет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal). За отчетный период на месторождении Фандюшкинское поле недропользователь получил 120,6 тыс. тонн. Результат ОАО «Шахта Угольная» составил 3,4 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении.
В Амурской области ООО «УК «Эльга» планирует в 2028 г. запустить обогатительный комплекс на Огоджинском угольном месторождении (Селемджинский район)[6]. Производительность комплекса должна составить 32 млн тонн угля в год. Намечено начало строительства первой фабрики производительностью 2 млн тонн, ее ввод в эксплуатацию должен состояться в 2025 г. До 2028 г. в состав комплекса войдут еще шесть обогатительных фабрик (производительность каждой – 5 млн тонн угля в год).
В рамках проекта продолжается строительство железной дороги от Огоджинского месторождения до станции Февральск на БАМе. Протяженность первой очереди должна составить 72 км, к настоящему времени проложено 27,6 км железнодорожного полотна. Окончание работ намечено на сентябрь 2024 г., пусконаладочные работы предполагается начать в конце 2024 г.[7]
В 2023 г. на Огоджинском месторождении было добыто 1,4 млн тонн угля, что в три раза превысило результат 2022 г. Суммарные запасы месторождения оцениваются в 1,5 млрд тонн угля. Перевалку угля месторождения планировалось проводить в порту Вера[8] в Приморском крае (мыс Открытый, в 130 км от Владивостока). Но структуры А.Авдоляна намерены продать данный портовый актив.
Тем временем на Сахалине ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) в феврале начало испытания магистрального угольного конвейера, соединяющего Солнцевский угольный разрез (Углегорский район) и морской порт Шахтерск. Весной текущего года планируется завершить пусконаладочные работы всего конвейера. Его протяженность составляет 23 км, с помощью него предполагается снизить негативное воздействие на экологию и нагрузку на автодорожную сеть при перевозке угля в порт.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на шельфе Сахалина. Японские корпорации Mitsui и Mitsubishi получили в «Сахалинской энергии» доли в 12,5% и 10% соответственно.
[2] В текущем году «НОВАТЭК» может получить от одного до трех танкеров класса Arc7 с южнокорейской верфи Hanwha Ocean (бывшая DSME). Еще часть танкеров не может быть поставлена из-за санкций. Танкеры с судоверфи «Звезда» в текущем году поставлены не будут.
[3] Повышение налога введено с 1 января 2024 г. в целях изъятия в бюджет дополнительных доходов, полученных газодобывающими компаниями от индексации тарифов на газ. Формула расчета учитывает совокупный объем реализации газа в месяце, предшествующем налоговому периоду, на территории конкретного субъекта РФ (за исключением определенных категорий организаций и населения). Первоначально действие закона не распространялось только на газ, поставляемый населению, котельным и ТЭЦ, а также на предприятия, которые ведут переработку попутного нефтяного газа.
[4] Ранее курсовая экспортная пошлина на уголь вводилась с 1 октября 2023 г., в конце декабря 2023 г. уголь был освобожден от нее.
[5] Для компенсации выпадающих доходов бюджета от отмены экспортной пошлины.
[6] ООО «Огоджинская угольная компания».
[7] Строительство ведет новосибирская компания ООО «ТехВэб» А.Будникова.
[8] Мощность перевалки – 9 млн тонн, в 2023 г. было перевалено 7,3 млн тонн.
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
На прошедшей неделе в Европе продолжился рост цен на энергетический уголь до 127 долл./т. Поддержку котировкам оказывает сокращение складских запасов и увеличение потребления в Германии. Дополнительным драйвером остается рост энергетических рынков, включая цены на газ и электроэнергию, на фоне геополитической напряженности на Ближнем Востоке и возможного повреждения газоизмерительной станции Суджа в Курской области в результате атаки Украины, что может привести к перебоям украинского транзита газа в ЕС.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 442.26 долл./1000 м3 (+5.99 долл./1000 м3 к 07.08.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA сократились до 5.12 млн т. (-0.21 млн т. или -4% к 07.08.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживается на уровне 115-116 долл./т. долл./т. Позитивным фактором остается растущий тренд на рынке Европы и спрос со стороны Индии, где за прошедшую неделю запасы местного угля на складах электростанций сократились на 4% из-за увеличения генерации и снижения отгрузок со стороны Coal India. Тем не менее, ввиду падения цен на сталь покупательская активность производителей губчатого железа снизилась.
В августе ожидается восстановление месячного объема перевалки на терминале RBCT до 4.2 млн т. и 4.0 в сентябре. По итогам января-сентября перевалка прогнозируется на уровне 36.2 млн т. (-0.2 млн т. к январю-сентябрю 2023 г.). Директор Glencore Coal ожидает, что по итогам 2024 г. перевалка на терминале составит 50-52 млн т. В понедельник ж/д оператор Transnet объявил, что благодаря техобслуживанию ограничение скорости (28 км) на ж/д линии до RBCT было снято.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились до 119 долл./т. на фоне ухудшения спроса в связи с ожидаемым ослаблением жары, поскольку до конца лета осталось две недели. Кроме того, некоторые небольшие производители понизили цены с целью привлечь покупателей, но это не возымело особого эффекта. Опасения у участников рынка также вызывает то, что до конца августа может увеличиться добыча в связи с прогнозируемым минимальным уровнем осадков в северных провинциях, где ведется добыча угля. Однако поддержку ценам может оказать сокращение объемов перевозок угля по ж/д линии Daqin, которые составили 0.95 млн т./день против 1.05 млн т./день неделей ранее.
Добыча угля в Китае в июле сократилась до 390.37 млн т. (-15 млн т. к июню 2024 г.). В январе-июле производство уменьшилось до 2.66 млрд т. (-0.8% к январю-июлю 2023 г.).
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.10 млн т. до 13.93 млн т., запасы угля в 9 крупнейших портах составили 24.81 млн т. (-0.42 млн т. к 07.08.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 91.3 долл./т. (+0.6 долл./т. к 07.08.2024 г.). Поддержку котировкам оказывает спрос со стороны стран АТР, включая Вьетнам. Кроме того, некоторые производителю из Южной Суматры объявили форс-мажор или планируют это сделать из-за обрушения моста Karang Agung 12 августа, которое произошло в результате столкновения с баржей и привело к блокировке водных путей. Таким образом, под удар попали компании, ведущие отгрузку в районах Tanjung Kampeh и Muara Banyuasin. По предварительным оценкам на рынок может не попасть материал в объеме около
1 млн т.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос до 150 долл./т. на фоне стабильного спроса со стороны стран АТР, включая Южную Корею, где спрос на электроэнергию достиг рекордных значений в результате крайне высоких температур. Ограниченное предложение со стороны России из-за логистических проблем также оказывает поддержку котировкам.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил падать, опустившись ниже 205 долл./т. Темпы падения цен на австралийский металлургический материал премиального качества сохраняются, что обусловлено увеличением предложения, достаточными запасами на складах потребителей и слабым спросом.
Существенное давление оказывает падение котировок металлургического угля в КНР до новых минимумов с начала 2024 г. по причине неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали. При этом участники рынка ожидают продолжения негативного тренда, поскольку прогнозируется превышение предложения над спросом ввиду увеличения добычи в провинции Shanxi и новый раунд понижения цен на кокс.
Динамика падения экспорта и добычи российского угля в январе-июле 2024 года
Годовая динамика падения экспорта российского угля за январь-июль 2024 г. в 12.5 раз превысила темпы сокращения добычи.
Общая добыча российского угля за 7 месяцев 2024 г. снизилась до 250.6 млн т. (-1.9 млн т. или -0.8% к 7 мес. 2023 г.). При этом за аналогичный период ж/д перевозки угля на экспорт обвалились до 105.8 млн т. (-11.2 млн т. или -10% к 7 мес. 2023 г.).
С одной стороны, более высокие темпы падения экспорта по сравнению с добычей угля объясняются логистическими проблемами с вывозом угля, и как следствие - высокими складскими запасами в добывающих регионах. С другой стороны, показатели общей добычи угля в России удерживаются от просадки за счет роста производства в Якутии, где такие компании как Эльга и Колмар добывают труднообогатимые угли, которые при переработке на обогатительных фабриках теряют до 50% объема. Эти цифры не отражаются в статистике добычи угля. Кроме того, добывающие предприятия Якутии находятся значительно ближе к Дальневосточным портам по сравнению с Кузбассом, что упрощает логистику и существенно снижает издержки.
В Якутии за 7 месяцев 2024 г. добыча выросла до 26.8 млн т. (+6.3 млн т. или +30.7% к 7 мес. 2023 г.). При этом экспортные поставки увеличились всего на 0.2 млн т. или на 1.4% с 14.7 млн т. до 14.9 млн т.
В Кузбассе, основном угледобывающем регионе России, где сосредоточено производство высококачественного угля, добыча за 7 месяцев 2024 г. упала до 118.0 млн т. (-7.4 млн т. или -6% к
7 мес. 2023 г.). Экспорт за указанный период потерял 7.7 млн т. или -11.2%, опустившись с 68.8 млн т. до 61.1 млн т. Значительная часть экспортного угля в Кузбассе также обогащается на ОФ.
Добыча в прочих регионах за 7 месяцев 2024 г. составила 105.8 млн т. (-0.7 млн т. или -0.7%) при падении экспорта на 3.7 млн т. или на 11% с 33.5 млн т. до 29.8 млн т.
Таким образом, во второй половине 2024 г. на мировом рынке ожидается дефицит высококалорийного российского угля на фоне продолжающегося сокращения объемов экспорта, что связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. В связи с ж/д ограничениями на всех экспортных направлениях в настоящее время российские объемы угля распроданы до сентября-октября 2024 г.
Более половины российских производителей терпят убытки с начала года, приводящие к отсутствию средств на инвестиции, следствием чего является дальнейшее сокращение добычи угля, падение экспорта и рост мировых цен.
ФАС возбудила дело из-за высоких тарифов на перевалку угля в Тамани
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело в отношении ОТЭКО, поскольку тарифы в Тамани были признаны экономически необоснованными. ФАС установила, что действия компании нарушили антимонопольное законодательство и ущемляют интересы потребителей, в связи с чем ОТЭКО грозит штраф. Размер штрафа за установление монопольной высокой цены может достигнуть 15% от выручки.
Претензии регулятора обусловлены недостаточным обоснованием повышения тарифов. Учитывая, что угольные котировки на международном рынке упали до уровня 2015-2016 гг., ставка перевалки и железнодорожные тарифы должны соответствовать уровню тех лет, однако предложенная ОТЭКО ставка существенно превышает его.
В первом квартале угольные компании и трейдеры сократили перевалку через ОТЭКО из-за недовольства тарифами на уровне около 40 долл./т. В мае тарифы под давлением ФАС и экспортеров снизились, хотя и недостаточно, но перевалка стала постепенно восстанавливаться, однако тарифы вновь повысились.
Российские поставщики с начала года испытывают серьезные проблемы с экспортом, включающие логистические ограничения, высокую себестоимость, а также международные санкции, вследствие чего большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью.
В июле на погрузку угля в порт Тамань было подано заявок на 5 млн т., однако РЖД согласовало лишь заявки на 2.4 млн т., при этом доставлено было 1.3 млн т. В августе 2024 г. объем отгрузок в порты Дальнего Востока, Северо-Запада и Юга был согласован РЖД на уровне не более 60% тоннажа от установленной нормы. По портам Юга этот процент не превысил 30%. Для порта Тамань РЖД согласовала 1.2 млн т. при среднемесячном объеме отгрузок в 2.5 млн т. в 2023 г. Общее отставание по согласованным объемам от установленных норм в августе составляет 14.6 млн т. угля, которые не попадут на рынок.
По итогам января-июля 2024 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 6.7 млн т. (-8.7 млн т. или -56.4% к 2023 г.).
На европейском рынке цены с начала года опустились ниже 105 долл./т. Давление на котировки оказали такие факторы, как ограниченный спрос, снижение цен на газ и электроэнергию, а также увеличение запасов на складах ARA.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 479.42 долл./1000 м3 (-46.66 долл./1000 м3 к 02.01.2025 г.). При этом поставки газа в Европу со стороны Норвегии замедлились, а хранилища в странах ЕС заполнены на 70%. Запасы угля на терминалах ARA увеличились за две недели до 4.36 млн т. (+0.15 млн т. или +4% к 25.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 100 долл./т. на фоне нисходящего движения на европейском рынке. Среднекалорийный материал также подешевел, поскольку спрос в Индии и странах АТР остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей. Кроме того, запасы на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) находятся на комфортном уровне и превышают 4 млн т.
Добывающие компании в ЮАР и Мозамбике ожидают, что на их экспортных операциях негативно отразятся протесты в преддверии инаугурации нового президента Мозамбика, которая состоится 15 января 2025 г. Лидером протестов будет выступать проигравший выборы оппозиционер.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet опубликовал документ (Network Statement) в рамках инфраструктурной реформы и допуска к сети сторонних операторов. Кроме того, была представлена дифференцированная тарифная политика. Доступ к North Corridor, ведущему к терминалу RBCT, ожидается в апреле.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились до 107 долл./т. на снижении предложения из-за сокращения добычи на небольших шахтах в преддверии Китайского нового года, что обусловлено усилением мер безопасности. Некоторые конечные потребители в северных регионах накапливают запасы в связи с предстоящими праздниками. Компания Shenhua повысила цены для сторонних поставщиков с целью стимулирования отгрузок.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились незначительно до 13.76 млн т., запасы в 9 крупнейших портах составили 25.50 млн т. (+0.37 млн т. к 02.01.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался вниз до 91 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 49 долл./т. по причине невысокого спроса в связи с рыночной неопределенностью в краткосрочной перспективе. При этом спрос на низкокалорийный материал выше, поскольку, по некоторым оценкам, он выгоднее трейдерам с финансовой точки зрения, чем средне- или высококалорийный уголь.
Проливные дожди негативно отразились на погрузке в Южном Калимантане. Ливни также частично парализовали дорожную транспортировку угля в добывающих регионах. Сезон дождей в Индонезии обычно усиливается в декабре и достигает пика в середине января, в связи с чем ожидается, что неблагоприятные погодные условия будут отражаться на погрузке и в следующем месяце.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 продолжил нисходящий тренд ниже 117 долл./т., что связано с низким спросом со стороны ключевых стран-потребителей, а также увеличением конкуренции со стороны Колумбии, Монголии и других стран-экспортеров.
Индекс австралийского металлургического угля HCC составил 196 долл./т., снизившись ввиду невысокой активности на рынке и увеличения предложения. При этом рост спроса со стороны Индии оказался ниже ожиданий. Некоторые производители стали рассматривают возможности перепродажи угля. В КНР цены на кокс были вновь понижены, что продолжает оказывать давление на рынок.
Некоторые азиатские потребители в Юго-Восточной Азии также рассматривают покупку угля из США на условиях CFR с целью избежания волатильности на рынке FOB.
В 2024 г. впервые за много лет российские угольные компании столкнулись с полномасштабным кризисом. В результате совокупности факторов отрасль оказалась в крайне сложном положении, выход из которого пока не просматривается.
Цены на уголь на мировом рынке существенно снизились несмотря на то, что спрос на уголь в мире в 2024 г. продолжил расти и по оценкам МЭА обновит исторический максимум на уровне
7.25 млрд т. При этом введенное после начала СВО на Украине в 2022 г. эмбарго на поставки российского угля в Евросоюз привел к переориентации поставок на Азию, а железнодорожные тарифы продолжили увеличиваться.
Влияние негативных факторов в 2024 г. усилилось. На дисконты к международным бенчмаркам наложился резкий рост затрат ж/д перевозки, включая отмену скидок, а также рост тарифов на перевалку на терминале ОТЭКО в Тамани, который привел к обвалу экспорта через него зимой и весной 2024 г.
Кроме того, в 2024 г. добавились привязанные к курсу доллара экспортные пошлины и импортные пошлины Китая, который стал одним из основных рынков сбыта для российских угольщиков. В течение года США внесли целый ряд угольных компаний РФ в санкционный список (SDN), предполагающий наиболее жесткие блокирующие санкции, что усложнило международные расчеты и выход на международные рынки.
В 2024 г. усугубились традиционные проблемы с пропускной способностью сети РЖД. Работу железных дорог замедляла нехватка локомотивных бригад наряду с инфраструктурными ограничениями на БАМе и Транссибе на фоне продолжающейся переориентации грузовой базы в восточном направлении. При этом РЖД также не справлялась с грузопотоком в южном и северо-западном направлениях.
Все эти факторы обусловили падение экспорта угля и крайне негативно сказались на финансовых показателях отрасли. Доля убыточных компаний превысила 53%, а сальдированный убыток по итогам января-октября 2024 г. составил 84.8 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. В последний раз подобная ситуация наблюдалась в 2020 г., в разгар пандемии коронавируса.
В отдельные периоды 2024 г. компании были вынуждены экспортировать уголь в убыток или с нулевой рентабельностью, а также сокращать инвестиции.
При этом государство воздержалось от каких-либо мер поддержки отрасли, за исключением отмены действия экспортных пошлин, что нивелируется ростом тарифов РЖД на 2025 г. на 13.8%. Кроме того, в 2025 г. РЖД обеспечит вывоз 54.1 млн т. угля из Кузбасса, однако из других угольных регионов сырье будет вывозиться на общих условиях.
Сход 39 полувагонов с углем произошел 6 января 2025 г. в Хабаровском крае на частной Тихоокеанской железной дороге, соединяющей Эльгинское каменноугольное месторождение и порт Эльга. Размер ущерба и обстоятельства происшествия устанавливаются, пострадавших нет.
Дорога протяженностью 530 км (полная длина со всеми разъездами – 626 км), построенная компанией Эльгауголь, была запущена в ноябре 2024 г. с целью вывоза угля с месторождения, расположенного в Якутии. Провозная способность Тихоокеанской железной дороги в 2025 г. должна составить 30 млн т. в год., а после завершения второго этапа в 1 квартале 2027 г. – до 50 млн т.
Добыча Эльгауголь по итогам 2024 г., по предварительным данным, составила 28.1 млн т. (+6.8 млн т. к 2023 г.). Однако компания добывает труднообогатимые угли, которые при переработке на обогатительных фабриках теряют до 50% объема.
На европейском рынке цены скорректировались выше 111 долл./т. после продолжительного снижения. Поддержку котировкам оказал рост цен на газ и электроэнергию. Кроме того, поставки колумбийского энергетического угля за неделю сократились на 38%, в том числе в адрес стран ЕС.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 494.23 долл./1000 м3 (+50.24 долл./1000 м3 к 18.12.2024 г.). В конце года истекает договор о транзите российского газа через Украину. На данный момент власти Украины и России не планируют его продлевать. Опасения у участников рынка также вызвали угрозы Катара, одного из крупнейших экспортеров СПГ, прекратить поставки в Европу из-за нового европейского законодательства, предусматривающего наказание за несоблюдение требований по сокращению выбросов углерода. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до
4.21 млн. т. (+0.46 млн. т. или +12% к 18.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился выше 105-106 долл./т. на фоне отскока на европейском рынке. Однако среднекалорийный материал подешевел, поскольку спрос в Индии и странах АТР остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 3 долл./т. до 107 долл./т., что обусловлено ограниченным спросом в промышленном секторе и температурой выше нормы. Высокое предложение и пессимистичные прогнозы в отношении потребления также негативно сказываются на рыночных настроениях. В связи с этим добывающие компании понижали цены на 1.4-4.2 долл./т., чтобы простимулировать продажи.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.48 млн. т. до
13.91 млн. т., запасы в 9 крупнейших портах уменьшились до 27.18 млн. т.
(-0.47 млн. т. к 18.12.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR удерживался ниже 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR потеряла 0.5 долл./т. до 50 долл./т. на фоне низкой торговой активности на спотовом рынке в преддверии рождественских праздников. Давление на рынок также оказывает нисходящий тренд в Китае.
При этом проливные дожди негативно отразились на погрузке в Южном Калимантане. Ливни также частично парализовали дорожную транспортировку угля в добывающих регионах. Сезон дождей в Индонезии обычно усиливается в декабре и достигает пика в середине января, в связи с чем ожидается, что неблагоприятные погодные условия будут отражаться на погрузке и в следующем месяце.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 находился ниже 123 долл./т. Нисходящий тренд в котировках австралийского материала продолжился по причине низкого спроса со стороны ключевых стран-потребителей.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 195 долл./т. FOB Australia. В КНР, где также наблюдается падение котировок, спрос остается слабым, в связи с чем китайские производители кокса вновь планируют понижать цены на свою продукцию. Покупатели предпочитаются придерживаться выжидательной позиции ввиду продолжающегося нисходящего тренда.
Кроме того, согласно обновленным данным, вероятность формирования явления Ла-Нинья снизилась, в связи с чем риск нарушения поставок из Австралии уменьшился. Власти Австралии пересмотрели прогноз по экспорту металлургического угля в финансовом 2024/2025 г. (заканчивается 30 июня) в сторону увеличения на 2 млн. т. до 163 млн. т.
Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает, что добыча энергетического и металлургического угля в России и его экспорт продолжат снижаться в 2025–2027 гг. Согласно прогнозу, негативный тренд будет продолжаться, пока не улучшится конъюнктура рынка и не заработают меры господдержки.
По оценке МЭА, добыча угля в России в 2024 г. снизится на 3% к уровню прошлого года и составит 427 млн. т. При этом прогноз не принимает во внимание то, что добыча в Кузбассе, основном угольном регионе страны, где добывается высококачественный уголь, существенно падает, а рост добычи происходит главным образом за счет непремиальных марок. Добыча к Кузбассе по итогам 2024 г. упадет до 196 млн. т. (-18.2 млн. т. или -8.4% к 2023 г.), а экспорт до 100 млн. т. (-13.8 млн. т. или -12.1% к 2023 г.).
МЭА также ожидает, что совокупный экспорт российского угля сократится на 6% до 199 млн. т. Однако, по предварительным данным, данный показатель упадет на 8.1% и составит 196 млн. т. (-16.0 млн. т. или -7.5% к 2023 г.).
В 2025 г., как ожидает МЭА, добыча снизится на 3% до 416 млн. т., а экспорт – на 7% до 185 млн. т. По итогам 2026 г. добыча оценивается на уровне 416 млн. т., экспорт – 180 млн. т. В 2027 г. добыча ожидается на уровне 412 млн. т. (энергетического угля – 305 млн. т., металлургического – 106 млн. т.), экспорт – 178 млн. т. Падение добычи за 3 года по сравнению с 2024 годом составит 3.5%, экспорта – 10.6%.
Таким образом, поставки на экспорт высококачественного российского угля, включая PCI, продолжат сокращаться в ближайшие годы.
Негативный прогноз обусловлен сложностями с экспортом угля в связи с антироссийскими санкциями, а также высокими транспортными издержками, проблемами с логистикой и низкой рентабельностью поставок за рубеж из-за дисконтов к рыночным бенчмаркам.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-октября 2024 г. подскочили в 4.4 раза до 216.9 млрд. рублей, превысив прибыль, которая составила
132.1 млрд. рублей (-70.3% к январю-октябрю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 84.8 млрд. руб. против прибыли более 316 млрд. руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 53.4% против 35% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд. руб. (-426 млрд. руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-ноября 2024 г. упала до
180.7 млн. т. (-14.8 млн. т. или -7.6% к январю-ноябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 179.9 млн. т.
(-15.8 млн. т. или -8.1% к январю-ноябрю 2023 г.).
На европейском рынке котировки энергетического угля ушли ниже уровня поддержки 110 долл./т. Давление сохраняется из-за ограниченного спроса, падения цен на газ и электроэнергию, а также стабильных запасов на складах ARA. Стоимость электроэнергии в Германии упала за неделю почти на 70% на фоне резкого увеличения солнечной и ветрогенерации. На спотовом рынке электроэнергия подешевела с 265 евро/МВт до 86-87 евро/МВт. Кроме того, доля ВИЭ в структуре энергобаланса Германии за этот же период выросла с 50% до 73%, а доля ископаемого топлива упала с 50% до 27%.
Газовые котировки на хабе TTF опустились до 443.99 долл./1000 м3 (-40.52 долл./1000 м3 к 11.12.2024 г.). Поставки газа остаются стабильными, что также связано с ограниченным спросом на СПГ в странах АТР. Запасы угля на терминалах ARA незначительно сократились до 3.75 млн т. (-0.14 млн т. к 11.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 103-105 долл./т. ввиду негативной динамики на европейском рынке, а также увеличения запасов на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) и ограниченного спроса со стороны Индии. В результате временного закрытия границ с Мозамбиком, на границе и в порту Мапуто скопилось большое количество грузовиков с сырьем, в связи с этим отгрузки еще не нормализовались. По словам властей, ситуация из-за протестов негативно отразится на показателях экспортных отгрузок Мапуто в декабре 2024 г. - январе 2025 г.
Благодаря увеличению ж/д отгрузок в 4 квартале ожидается, что экспорт южноафриканского угля через терминал RBCT составит по итогам 2024 г.
52.4 млн т. (+5.2 млн т. или +11% к уровню 2023 г.). Хотя этот показатель остается значительно ниже среднегодовых 70 млн т. в 2013-2020 гг. В октябре-ноябре месячная отгрузка в адрес RBCT увеличилась до 5 млн т. против 4.1 млн т. в январе-сентябре 2024 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 3 долл./т. до 110 долл./т., что обусловлено ограниченным спросом. Разница в цене на спотовом рынке и по долгосрочным контрактам сокращается, что приводит к ослаблению интереса генерирующих компаний к спотовому рынку. Компания Shenhua вновь понизила цены на сторонний уголь, что стало четвёртым снижением за последний месяц. Кроме того, ввиду негативных ожиданий, некоторые трейдеры стремились распродать свои объемы как можно скорее, что привело к сокращению запасов на складах. Некоторые участники рынка прогнозируют, что дно в котировках материала 5500 ккал/кг NAR находится на уровне 104 долл./т. FOB Qinhuangdao.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.48 млн т. до 13.91 млн т., запасы в 9 крупнейших портах уменьшились до 27.65 млн т. (-1.18 млн т. к 11.12.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR просел ниже 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR потеряла 0.5 долл./т. до 50.5 долл./т. на фоне высокого предложения и сдержанного спроса на спотовом рынке. При этом обильные дожди в Южном Калимантане и Суматре, отразившиеся на добыче и перевалке, не оказали ценам поддержку.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 обвалился ниже 123 долл./т., что объясняется низким спросом со стороны ключевых стран-потребителей. Южная Корея сокращает закупки австралийского энергетического угля по причине его дороговизны по сравнению с материалом из других стран, при этом ожидается, что данный тренд будет продолжаться и в 2025 г.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 205 долл./т. Несмотря на слабый покупательский интерес со стороны китайских потребителей в преддверии новогодних праздников, некоторый спрос наблюдался в южной части Китая, что оказало поддержку котировкам премиальных марок.
В порту Gladstone, штат Квинсленд, произошла 24-часовая забастовка работников порта из-за многомесячного разногласия с работодателем в отношении 8-часового рабочего дня. Данная инициатива негативно отразилась на отгрузках металлургического угля, однако оценка потерянного объема еще не была произведена.
Добыча угля в Кузбассе по итогам 2024 г. снизится до 196 млн т. (-18.2 млн т. или -8.4% к 2023 г.), сообщил губернатор региона.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе опустилась до 214.2 млн т. (-9,4 млн т. или -4.2% к 2022 г.). Таким образом, объем сокращения производства за 2024 г. в два раза превысит снижение добычи в прошлом году.
В январе-ноябре 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 180.3 млн т. (-15.6 млн т. или -8.0% к январю-ноябрю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Экспорт из Кузбасса за 11 месяцев 2024 г. упал до 92.0 млн т. (-12.5 млн т. или -11.9% к аналогичному периоду 2023 г.).
В 2024 г. экспортные поставки из Кузбасса оценочно составят около 100 млн т. (-13.8 млн т. или -12.1%).
Санкции и продолжающаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с растущими затратами и логистическими ограничениями, продолжат оказывать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.
Заместитель губернатора Кузбасса сообщил, что из-за снижения экспорта цена угля на внутреннем рынке в 2024 году уже выросла на 10% и ограничение экспортных поставок еще больше подтолкнет цены вверх.
Фактически, внутренний рынок угля субсидировался за счет экспортных поставок. Экспорт дает возможность сдерживать цены на уголь для внутрироссийского потребления. Этот уголь с относительно стабильной ценой закрывает нужды энергетики и ЖКХ. Поэтому цена электроэнергии, тепла и других коммунальных услуг для населения ниже, чем стоимость их производства. Очевидно, что снижение экспорта приведет к росту стоимости угля на внутреннем рынке, что увеличит расходы всех бюджетов.
Увеличение себестоимости и логистических расходов на фоне падения мировых цен привело к росту убытков. Доля убыточных компаний увеличилась составляет более 50%.
В Кузбассе в угольной отрасли работают более 150 угольных предприятий, где заняты свыше 90 тыс. человек. Предприятия отрасли являются градообразующими для большей части городов Кемеровской области, при этом налоги от угольной отрасли формируют основную доходную часть в бюджете региона.
В связи с нестабильностью в угольной отрасли в Кузбассе прекратили добычу 3 разреза и 2 шахты. С октября 2024 г. деятельность была остановлена на разрезах Задубровский Новый и Евтинский Новый, а также Сибкоул. В связи с этим под сокращение и увольнение попали около 600 человек.
Ранее компания Южный Кузбасс (входит в Мечел) приостановила работу шахты Ольжерасская-Новая до апреля 2025 г. Также выемку остановила шахта Инская, столкнувшаяся с банкротством и невозможностью найти инвестора.
Негативная динамика обусловлена ухудшением экспортных возможностей в результате санкций, падения цен на продукцию, высокого ж/д тарифа и других издержек, а также дефицита провозной способности ж/д инфраструктуры на Восточном полигоне.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-ноября 2024 г. упала до 180.3 млн т. (-15.6 млн т. или -8.0% к январю-ноябрю 2023 г.). Экспорт кузбасского угля сократился до 92.0 млн т., или на 11.9% по сравнению с 2023 г.