Как заработать на отходах леспрома
Предприниматель Дмитрий Иваньков рассказал EastRussia о том, как организовал мини-завод по производству мульчи из коры лиственницы — новой продукции для дальневосточного рынка. О том как живёт и развивается мелкий бизнес, который только открывает свое производство, с чем приходится сталкиваться и преодолевать в масштабировании процессов?
В лесной отрасли Дмитрий Иваньков трудится больше 20 лет. Работал в найме, но два года назад ушёл с поста заместителя директора крупной лесозаготовительной компании и открыл своё дело, вложив и применив для этого весь свой опыт и знания в области лесного хозяйства.
— Почему именно мульча? Когда пришла мысль ей заняться?
— В 2022 году мы занимались кедровым орехом: перерабатывали кедровую шишку, чтобы получить орех, из которого затем выращивали посадочный материал. Возникло очень много кедровой шелухи, не знали, куда её девать. Решили сжечь у себя на предприятии в котельной. Тут моя мама увидела и говорит: «Дачники за этим бегают!». Я тогда не понимал, но смеха ради разместил объявление на Авито — по 100 рублей за мешок. На следующий день у меня был шквал звонков. В итоге продал около 20 «кубов». Одна из последних клиенток меня спрашивает:
— У вас есть кора лиственницы?
— Кора? Для чего?
Она объяснила, я ей привез и подумал: раз надо ей, значит, необходимо и другим. Расфасовал по мешкам, заработал «сарафан» и пошли первые клиенты. Тогда я поверил в себя, привёз сырьё с заводов, начал фасовать. Правда, тогда ещё не было сортировки, убирали крупный мусор (ветки, коряги), и всё.
Прошлый год я «ехал» на тех же рельсах, а осенью посидел, подумал, вник и принял решение купить сортировочное оборудование, привёз его из Челябинска. Началась работа в зиму с 2023 на 2024 год. Привез 130 «кубов», потом ещё несколько поставок по 40-50 «кубов» (из одного кубометра сырья получается около 18 мешков товарной коры – прим. ред.).
Все крутили у виска, хихикали, не понимая, для чего кора. На самом деле, кто разбирается, все прекрасно понимают и охотятся за этим. Ведь вся кора, которая появлялась до этого в Хабаровском крае, приезжала из Сибири — там люди этим уже давно занимаются, благоустройство территории на западе страны у застройщиков и частных лиц — норма жизни. Получается, эта мода докатилась до Дальнего Востока.
— Итак, мульча — она для чего?
— Ключевых моментов два – благоустройство и борьба с сорняками. Под мульчей из коры лиственницы растения лучше зимуют, нет стрессовой заморозки корней, земля при этом «дышит», не надо убиваться с прополкой. Если человек все сделал правильно: убрал сорняки, застелил укрывным материалом, затем насыпал мелкой первой фракции мульчи (размер коры такой фракции — от пыли до трех см — прим. ред.), то сорняки уже не прорастут. А сверху можно фракцию покрупнее насыпать.
Базовый слой хорошо держит влагу, в наших климатических условиях, когда летом очень жарко, это здорово помогает. Верхний слой — примерно два см — высыхает, а вот снизу достаточно долго держит влагу.
Мульчу делают из дуба, но его заготавливают мало и не окоривают (окорка — процесс удаления коры с бревна — прим. ред.) промышленным образом. Березовая кора не пойдёт — слишком лёгкая, её сдует. А вот лиственница у нас является самым долгогниющим деревом, соответственно, максимально долго сохраняется внешний вид коры. К тому же, это отличный антисептик: в самой коре содержится масса химических элементов, которые являются естественным природным антибиотиком.
Застройщики, которые строят многоквартирные дома, сегодня не имеют права сдать дом без благоустройства прилегающей территории. Всё чаще для этого стали использовать кору. Благодаря тому, что к нам пришли такие федеральные застройщики, как «Пик», «Талан» и другие — эта мода докатилась и до Дальнего Востока.
В прошлом году я выиграл тендер на обновление зон на площади им. Блюхера в Хабаровске. Годом ранее «Пик» её благоустраивал и использовал мульчирование. Любой материал — кора или щепа — требует обновления, потому что выгорает на солнце, также её дети вытаптывают.
— Где берёте сырьё?
— Сырьё беру на заводах по переработке древесины. Сырьём является кора, которая получается от окорочного оборудования: заходит бревно по конвейеру, специальным оборудованием снимается кора — она является сильным абразивом, который тупит пилы.
Одно дело, когда у тебя маленькая пилорама, другое – когда стоит мощный деревообрабатывающий завод, через который проходит десятки тыс. бревен, поэтому для них дешевле сначала производить окорку бревен, а потом уже распиловку. Снятую кору кто-то использует на нужды отопления: административных зданий или сушильных камер, а кто-то вынужден её утилизировать.
— Почему заводы сами тогда не производят мульчу?
— Не хотят распыляться. Для них это мелочь, у них своих проблем хватает. Относительно маржинальности деревообрабатывающего завода это несопоставимые деньги.
— А с какими сложностями приходится сталкиваться?
— Самое сложное на сегодня – логистика: за бугром телушка – полушка, да перевоз – пятачок. Логистика на сегодня очень дорогая. Целенаправленно отправлять транспорт для перевозки коры — это не бюджетное мероприятие, очень дорого. Приходится искать попутный транспорт. К примеру, если отвозить кору во Владивосток, то чтобы фуру туда отправить — необходимо около 80 тыс. рублей заплатить за доставку. При этом в розницу мешок у меня стоит 450 рублей, а раскидывать затраты на логистику — это приведёт к увеличению цены. Хотя в Хабаровске такая же кора в мешках, привезённая из Сибири, продаётся по цене выше одной тыс. рублей.
Также сложно не влететь в минус с качеством сырья: могут привезти кору, среди которой много щепы, она уже будет нетоварной. Ещё сложно договориться с заводами о поставке сырья, так как большинство не понимает, для чего это надо.
Это только кажется, что берёшь кору лопатой и по мешкам расфасовываешь – куча нюансов, проблем. Вплоть до того – где взять людей? Проблема выйти на торговые сети маленькому производителю.
— Вот привезли кору на завод. Что дальше?
— Дальше мы её с помощью специального оборудования сортируем по фракциям. Всего их четыре: от пыли до крупной коры свыше десяти см, фасуем в 60-литровые мешки и продаем, если надо — обеспечиваем доставку.
— Фасовка по 60 литров. Почему?
— 75% клиентов — женщины, именно они чаще всего занимаются садом и огородом. Такой мешок в среднем весит, в зависимости от влажности коры, 10-12 кг, то есть его женщина сможет поднять сама. Также удобно для транспортировки.
— Основные инструменты продажи?
— Социальные сети: WhatsApp, Telegram. «Сарафанное радио» здорово работает. Сейчас разрабатываю сайт и буду «бить» по Интернету.
— Есть клиенты, которые приходят не в первый раз?
— Это мои любимые клиенты. Они приводят своих друзей, знакомых.
— Кто ваш покупатель?
— Женщина, которая использует мульчу на даче или в частном доме. Не на последние деньги покупают. Когда у человека есть деньги, он начинает думать, как сделать мир вокруг себя красивее.
— Получается, это сезонный бизнес?
— Абсолютно. Продажи стартуют в начале апреля. Дачники — как рыбаки: у них начинает всё чесаться: скорее бы на землю к себе. Последняя продажа — в конце октября.
— Аналоги у коры, мульчи есть?
— Да, это щепа и опилки. Я, кстати, щепой начал заниматься, сейчас планирую её красить. Правда, мнения разделились: одни говорят, что это классно, другие — что некрасиво. Хотя запрос от людей есть.
— Есть страх конкуренции?
— Нет. Здоровая конкуренция только помогает. В любом случае это производство, на всю страну более-менее крупных производителей около десятка. И они работают по принципу взаимовыручки. К примеру, мне звонит коллега из Сибири и говорит: «На меня вышел клиент из Владивостока, но мне везти туда свою кору дорого. Давай, ты ему свою отправишь, а мы с тобой решим по прибыли?».
— Каковы были стартовые расходы, как быстро планируете окупиться и выйти в плюс?
— Вложения составили около двух млн рублей на старте, плюс дополнительные постоянные вливания на приобретение и логистику входящего сырья (кора навалом). На сегодня оборот коры (из исходного сырья в товарную продукцию) составляет около 200 кубометров в месяц. Надо понимать, что это только первый сезон. Предприятие должно выйти на оборот товарной продукции на уровне примерно 450-600 «кубов» в месяц минимум.
Фонд заработной платы работников составляет примерно 300 тыс. рублей в месяц. Сейчас работают постоянно два человека, плюс привлекаются дополнительные сотрудники на погрузо-разгрузочные работы, привлекается сторонняя техника в аренду на почасовые работы — перемещение коры по складу входящего сырья.
Доходность позволяет предполагать, что расчётное время окупаемости вложений составит примерно четыре месяца, то есть по сути — за первый сезон окупятся первоначальные вложения, в зиму предприятие будет работать на склад, нести постоянные затраты на ФЗП, аренду складских и производственных площадей, электроэнергию и прочие расходы. А со следующего сезона — примерно конец марта 2025 года — пойдёт продажа «в плюс». Но и из этих денег часть средств будет вкладываться в развитие, расширение парка техники и механизмов.
— Что необходимо для масштабирования бизнеса?
— Увеличить мощность производства. Приобрести погрузчик. Объёмы нужны, для этого необходимо выйти на торговые сети и другие регионы Дальнего Востока.
— Какими-то мерами господдержки пользуетесь?
— Не очень в это всё верю. Хотя любая поддержка хороша, особенно невозвратные средства. Хотелось бы, чтобы в Хабаровске, к примеру, занялись красивым благоустройством города и использовали, в том числе, кору. Но пока ноль, чиновники вообще не понимают, что такое кора и как её можно использовать, поэтому бесконечно косят траву. Газоны, конечно же нужны, но не повсеместно ведь. Надеюсь, что мне удастся пробить эту стену, и наши города станут красивее.
— Как думаете, получится разбогатеть на этом деле?
— Это у меня однозначно в планах!
— Удачи!
— Спасибо.
Цзоу Хун в Чите знают многие: на её предприятие водят журналистов, её показывают по ТВ, а продукцию разбирают с полок магазинов дочиста – проверено лично. С домохозяйкой, однажды поверившей в комплименты друзей, а теперь одной из лучших бизнес-леди Забайкалья, мы встретились в небольшой пекарне на улице Ленина.
«Это мой муж, – улыбаясь, представила она мужчину рядом. – Производство пельменей "Хао Чи" – наше общее дело. Название пельменей, кстати, пришло в начале работы как-то само собой. Очень хотелось отличаться на рынке полуфабрикатов, перебрали разные варианты, и вдруг решили: если пельмени китайские, то и "вкусно" должно на китайском – хао чи».
– Как каждый из вас приехал в Россию?
– Меня зовут Цзоу Хун, я индивидуальный предприниматель, приехала в Россию очень давно, живу и работаю в Чите. Бизнес мы создали в конце 2017 года, когда его зарегистрировали, а работать начали в 2018-м.
Мой супруг, по-русски его можно называть Максимом, тоже давно живёт здесь, мы вместе работаем, производим пельмени и варёное мясо. Муж не очень хорошо говорит на русском, поэтому отвечать на ваши вопросы буду я, но если какой-то вопрос будет адресован именно ему, я переведу.
– Чем отличаются китайские пельмени от русских?
– Свои пельмени мы делаем по традиционной китайской рецептуре, но в нашем производстве учитываем вкусы русских людей – всё это разработал наш главный технолог. Рецепты мы чуть корректировали, потому что в первые же полгода поняли, что, наверное, традиционная китайская приправа для русских покупателей сильно пахнет, и это непривычно.
Мы изменили рецептуру, и дело пошло. Производство мы корректировали 2-3 года, слушая в том числе и покупателей. Кто-то звонил и говорил: «У вас тесто толстое, хотелось бы тоньше», и мы делали. На все письма и звонки мы отвечали и отвечаем. Кто-то из обращавшихся нам говорил, что в пельменях с мясом и грибами нужно больше мяса - мы вообще поняли, что русские очень любят мясо (смеётся).
Несколько лет мы работали над улучшением качества нашей продукции, и с начала 2022 года производство стабилизировалось, разве что новые позиции в ассортименте появляются.
– Что вы производите сегодня?
– Семь видов пельменей и четыре вида мяса. Пельмени мясные, с овощами, с мясом и укропом, которые очень любят русские покупатели, с мясом и сельдереем, с мясом и грибами, мясом и капустой. Две новые позиции, появившиеся недавно, с конца 2022 года, – это пельмени с мясом, креветками и диким чесноком, а также пельмени с диким чесноком и куриными яйцами.
– Кому из вас с мужем первому пришла идея запустить производство?
– Может быть, чуть-чуть раньше такая идея появилась у меня, потому что приходившие к нам в гости друзья говорили, как вкусно готовлю пельмени. А почему бы не давать попробовать другим. Может быть, им тоже понравится? Я очень люблю делиться с другими, и мы задумались: может быть, начать делать пельмени? Муж сказал, что идея хорошая.
Начали мы с производства четырёх видов, потому что не знали, что понравится покупателям. Начали делать мясные, с капустой, с грибами и с сельдереем, потом добавили ещё три вида, которые сейчас мы вывели с производства, хотя про них покупатели спрашивают до сих пор. Это говядина с морковью, с мясом и болгарским перцем и веганские, куда входили капуста, древесные грибы шиитаке, морковь и лук. До сих пор многие просят. Наверное, их производство запустим заново, когда улучшим оборудование. Я предлагала тем, кто просил вегетарианские пельмени, купить пельмени с яйцом и чесноком, но некоторые отвечают, что вообще не едят продукты животного происхождения.
К сожалению, пока веганские пельмени просто невыгодно делать, но если будет шоковая заморозка, вернёмся к этому вопросу.
– В начале вашей работы наверняка не было такого, как сейчас оборудования. Как вы начинали работать, на чём?
– Бизнес мы начали вести с подготовкой, потому что если что-то делать, то делать нужно серьёзно. Сначала хотели производить пельмени ручной лепки и даже на упаковке место под надпись об этом оставили, но когда начали учить лепить китайские пельмени русских работников, то поняли, что это нереально. У каждого получалась своя форма (Цзоу смеётся, её муж кивает и улыбается).
Тем более, мы хотели масштабное производство, чтобы были большие партии, а это только машины. В Китае, Корее, Японии много похожих заводов по производству пельменей, и производство там автоматическое.
Когда мы начинали, для старта, для начальной стадии у нас оборудование было. Постепенно мы его обновили, сейчас процесс идёт: оформляем займы по поддержке промышленности Забайкальского края, хотим дополнить оборудование.
Спасибо покупателям, что нас приняли, что нас здесь любят, объёмы продаж увеличились, поэтому требуется развитие.
Многие люди звонят и говорят, что мы за годы существования не уронили качество нашей продукции, и мы это очень ценим, мы работаем для людей. Помню, в 2019 году мне позвонил один пожилой мужчина с женой, я даже расплакалась. Они сказали, что пельмени либо сами лепят, либо покупают только наши. Он сказал, что у нас многие предприниматели начинали хорошо, а потом роняли качество. Я пообещала, что меняться мы будем только в лучшую сторону.
– Как вообще начинался бизнес – как выстраивались взаимоотношения с властями?
– Мы на свой риск начали работать, бизнес начинался нелегко. Не в плане производства, а в сбытах. Честное слово, когда начали работать, мы ничего не думали – и не думали, что нужно выстраивать взаимоотношения с властями. Наша задача была постараться выполнить все обязательства, соответствовать требованию, выпустить хорошую продукцию. Конечно, перед началом работы мы много консультировались у знакомых, как правильно, какие документы необходимо получить. С тех пор стараемся вовремя и как положено делать всё. Очень много советов дали добрые люди, знакомые, которые мне очень помогли.
Может быть, они понимают, что в наше время заняться бизнесом нелегко, особенно для иностранцев. Мы особо не умеем себя рекламировать и с самого начала молча работали. Видимо, со временем больше и больше людей пробовали нашу продукцию, и сейчас в Чите многие знают нас, нам начали приглашать нас на разные мероприятия.
– Приходилось ли бороться с бюрократией? Если да, то в каких случаях?
– Я не помню, чтобы у нас были какие-либо проблемы с бюрократией.
– Насколько проще или тяжелее открыть такой же бизнес в Китае?
– Мы в Китае не пробовали открывать подобный бизнес, но, думаю, там самая большая сложность, наверное, - это конкуренция. Хотя там намного проще со сбытом, чем в России.
Здесь очень сложно войти в сети, с некоторыми мы ведём разговор уже два, три года, договор заключили давно, но, к сожалению, всё ещё не начали работать. Для нас это не совсем понятно, так как мы даём свою продукцию под реализацию и предусматриваем возврат товара - чего тогда бояться? Работаем уже 5 лет, наши пельмени и мясо пользуются популярностью. К тому же они новые, интересные для покупателей. Немало людей с других регионов пробовали нашу продукцию и жалеют, что у них там такого нет. Некоторые наши знакомые сами возят наши пельмени в Москву, Питер своими родными или детям во время отпуска, командировок или отправляют через кого-то.
– Доводилось ли вам пользоваться мерами государственной поддержки?
– Да, нам очень хорошо помогает министерство развития экономики Забайкальского края, фонд развития промышленности Забайкальского края, организация «Мой бизнес» в Чите.. Они давали нам кредиты, оказали помощь в получении сертификации, лабораторных исследований для новых видов продукции и в регистрации товарного знака.
– Кто у вас в бизнесе главный, кто принимает окончательные решения?
– Муж главный по производству, а я по всему остальному: бумаги, внешние взаимоотношения. На нём технология, качество, безопасность и многое другое.
– И контроль качества на вашем муже?
– Да.
– Максим, сколько вы пельменей съедаете ежедневно, чтобы это качество контролировать?
– Я остальные технологи пробуем продукцию из каждой партии.
Непростые вопросы воспитания
– Цзоу, а вы дома успеваете готовить?
– Иногда да, но если не успеваю, то ходим в бузную (буузы – национальное бурятское блюдо, которое делают из мяса и теста в форме юрты – авт.), иногда - что-то покупное или наши пельмени, которые мы производим. Но дома готовить стараемся.
Дома я делаю рис, жареные блюда китайской кухни, можем что-то из русской приготовить: борщ, щи. Наша 17-летняя дочь любит жареную и варёную картошку, она тоже готовит.
– Когда вы начинали развивать ваш бизнес, вашей дочке было лет 12, наверное. Вы её с собой брали или развивали бизнес и приходилось жертвовать общением в семье?
– Первое время да, мы её брали с собой. Она видела, как всё устроено, как мы работаем. А потом перед ОГЭ (общий государственный экзамен - авт.) я её, конечно, упустила немного, мы обе переживали во время экзамена. Но мы старались контролировать, чтобы она занималась, нанимали репетиторов. Слава богу, всё успешно сдали, перешли в десятый класс.
– Кем она хочет стать?
– С раннего детства хотела стать дизайнером одежды, а сейчас говорит, что хочет выучиться на гейм-дизайнера и заниматься играми.
– Сколько у вас сейчас человек работает в коллективе?
– Десять-двенадцать человек.
– Их хватает на существующие объёмы производства?
– Сейчас да, потому что в основном оборудование работает, люди только помогают. Но мы хотим ещё нанимать. С работниками, конечно, сложно. Технологи у нас все китайские, основной вопрос стоит по подсобным рабочим. Многие хотят работать без официального трудоустройства, потому что или хотят получать пособия, или не хотят, чтобы у них списывали кредиты. Проблемы часто возникают из-за выпивки: пройдёт какой-то праздник, и после него на 2-3 дня человек уходит.
– Как вы к этому относитесь?
– Одна женщина недавно уволилась. Я ей давала много возможностей, она мне обещала, что больше не будет так пить, но она не смогла. Нам пришлось расстаться.
– Какие у вас планы на ближайшие 2 года в вашем бизнесе: вы ходите зафиксироваться на достигнутых показателях или у вас всё ещё стадия роста?
– Объёмы у нас увеличиваются и, конечно, мы мечтаем о росте, о новом оборудовании. В плане у нас это всё есть. Мы как раз на прошлой неделе отправили первую партию нашей продукции в Бурятию и в Иркутск. Хотим, чтобы наша продукция продавалась по всей России, не только в близлежащих регионах. Сейчас ведём переговоры со «Слатой», очень надеемся, что всё получится, и в ближайшее время мы с ними начнём работать. А дальше Красноярск, Новосибирск, быть может…
– Вы смотрите только на запад?
– И на Дальний Восток тоже. Например, на Благовещенск, где тоже рассматриваем варианты. Главное, чтобы людям нравилась наша продукция. А про запад я говорю потому, что люди приезжали оттуда, пробовали наши пельмени и очень хвалили, просили поставлять уже туда: в Питер, Москву, Красноярск и Новосибирск.
– Какие проблемы в масштабировании бизнеса приходится решать?
– Сложности заключаются в том, что с крупными торговыми сетями договариваться очень трудно. Видимо, в стране очень много полуфабрикатов, все хотят занять своё место. Может быть, боятся. что нашу необычную продукцию люди будут плохо покупать.
– Как вы работали с дизайном упаковки ваших пельменей, кто его придумывал?
– И семья, и друзья, - все вместе. Я с подругой советовалась, сделать ли упаковку полностью закрытой или полупрозрачной, и подруга сказала: «Я если не видно, что внутри, то не покупаю». И так многие. Людям нужно видеть, понимать, что они покупают, и мы это учли.
Мы обращались к дизайнеру, работали с ней. Она учла наши требования, предложила варианты, потом мы их дорабатывали. Сейчас нам дали свидетельство «Сделано в Забайкалье», мы его добавим на упаковки. А так дизайн у нас за эти годы сильно не менялся, это уже узнаваемость.
Раньше были иероглифы «Хао чи», что переводится на русский язык как «Вкусно!», теперь мы их убрали, зарегистрировали свой товарный знак. Мы используем свежие и натуральные ингредиенты, например свежезамороженные тигровые креветки, свежая зелень – всё покупаем у проверенных поставщиков, каждого из которых подбираем очень внимательно.
Вообще наше дело, наше производство – это постоянное движение вперёд. Не бывает времени, чтобы мы сели и поняли, что всё, развитие достигнуто можно жить спокойнее. Наоборот, мы в нашем развитии хотим бОльшего: поставок, географии и, самое главное, больше пользы и помощи людям, которые нуждаются во вкусной еде, приготовленной с заботой.
Завод, широко известный своей продукцией под маркой «Маслава», появившейся в 1999 году, полностью обеспечивает потребности Приморского края в соевом масле и импортирует часть продукции в регионы России и ближнее зарубежье. EastRussia продолжает выяснять, как работается дальневосточным предприятиям в условиях антироссийских санкций.
Соевое масло на МЖК «Приморская соя» производят из местного сырья - сои амурской и приморской селекции. Генномодифицированные зернобобовые здесь не используют. В месяц с завода выходит около тысячи тонн соевого масла – это около 20% от исходного сырья, остальное – соевый шрот, высоко ценимая в животноводстве высокобелковая добавка в корм скоту. Оборудование – несколько линий немецкого и итальянского производства, экстрактор — отечественный. Иностранное оборудование уже адаптировано под нужды производства, необходимые детали на заводе проектируют сами или заказывают у российских производителей.
«Мы уже решили проблему импортозамещения оборудования. Мы в данный момент автономны и самостоятельны. Текучесть кадров у нас всего 1,5%, что для нашей отрасли очень хороший показатель, это признак стабильности», – говорит руководитель производственной площадки «Приморская соя» масложирового бизнеса ГК «Русагро» Алексей Федоров.
МЖК был построен в 1926 году. В конце 70-х годов комбинат выпускал около 60 видов продукции. Начиная с 90-х, комбинат оставался ведущим на Дальнем Востоке производителем растительных масел, маргарина, майонеза и соевого шрота. В 2015 году контроль над предприятием получила ГК «Русагро». Завод был законсервирован в начале 2020 года из-за значительной кредиторской задолженности. Генеральный директор «Русагро» Максим Басов в 2020 году в интервью EastRussia говорил, что дальневосточные производители соевого шрота неконкурентоспособны, потому что нет рынка сбыта продукции.
«С маслом проблем нет, сегодня оно хорошо уходит в Китай, в Корею и в Россию. Но, к сожалению, при переработке сои получается очень мало масла и очень много шрота, потому что шрот — главный продукт переработки. К сожалению, ситуация на рынке развернулась по негативному для нас сценарию. На Дальнем Востоке и даже в Сибири недостаточный объем потребления соевого шрота, это регионы слабо развитые с точки зрения животноводства», – добавлял он.
В 2020 году этот актив компания планировала продать, но после введения ограничений на вывоз сои многим производителям пришлось корректировать планы – возникла необходимость в переработке большого количества сои. Весной 2021 года работа масложирового комбината в Уссурийске возобновилась.
По данным правительства Приморского края, рост производства сои в прошлом году составил 8% по сравнению с предыдущим годом. Спросом пользуется не только масло, но и соевый шрот, который является сырьем для изготовления комбикормов для птицы и крупного рогатого скота. География сбыта соевого шрота МЖК «Приморская соя» – от Камчатки до Центрального федерального округа. Соя богата протеином, и чем выше его содержание, тем быстрее будет давать привес животное. Как отметила инженер-химик завода Татьяна Мироненко, технология изготовления масла не изменилась с советских времен.
«Наша соя – самая лучшая. Количество солнечных дней влияет на созревание бобов, а это влияет на качество масла. Со временем изменились ГОСТы, мы им соответствуем. Технологии производства масла везде одинаковы, все зависит от оборудования. Оборудование было усовершенствовано и заменено на более производительное, с меньшими потерями».
Соевые бобы при поступлении тщательно проверяют в лаборатории. Сепаратор отбивает от сои камень и мусор, и уже чистое сырье отправляется на переработку в подготовительный цех. Начальник маслоэкстракционного цеха Максим Кайдалов рассказал, как производится растительное масло.
«После дробления соевых бобов на мелкие части происходит влаго-паровая обработка, соя плющится и получается соевый лепесток. Далее этот лепесток поступает в экстракционный цех – в роли экстрактора выступает растворитель. Он вытягивает из лепестков растительные масло. На выходе получается обезжиренный соевый лепесток и мисцелла – желтая маслянистая жидкость. Далее обезжиренный соевый лепесток сушат –полностью удаляют остатки растворителя, мисцелла также идет на дистилляционные установки, где разделяются масло и бензин-растворитель. На выходе имеем чистое соевое масло и соевый кормовой шрот без растворителя. Это я коротко описал процесс производства соевого масла. На самом деле он гораздо сложнее».
От начала приемки и до выпуска продукции проходят сутки. За это время масло успевает пройти полную обработку. Сначала получается соевое нерафинированное масло, потом рафинированное, далее – рафинированное дезодорированное. Как рассказала начальник участка рафинации и дезодорации Наталья Мухина, экспортная продукция и продукция для внутреннего потребления одинакова. Китай предпочитает приобретать у «Приморской сои» недезодорированное соевое масло, в России не пользующееся особым спросом.
Фасовочный цех находится тут же. Завод производит масло торговых марок «Маслава», «Лето красное», «Щедрое лето» и масляную смесь «Уссурийская». Алексей Федоров пообещал, что ассортимент продукции завода вскоре пополнится:
«В связи с последними событиями произошло вымывание некоторых позиций с прилавков магазинов. Линейка нашей продукции будет пополняться, планируем возвращать майонезное производство, которое будет востребовано во Владивостоке, а также будем выпускать кетчуп и горчицу – мы уже начали делать расчеты, в течение года решим этот вопрос».
Четыре месяца назад улан-удэнка Майя Султумова открыла магазин одежды «Гоёшуултаяа», что в переводе с бурятского означает «для модниц и модников». Это первый в Бурятии магазин, где есть самый большой ассортимент одежды с элементами национального колорита. При этом, если раньше считалось, что бурятские национальные наряды принято надевать лишь на традиционные праздники, или, к примеру, для выступлений на сцене, то сейчас предприниматель создала уникальную коллекцию одежды под личным брендом, которую можно носить каждый день – как на работу или учебу, так и для отдыха в дорогом ресторане.
Всё сама — это про Майю Султумову. Придумать образ — сама, сшить — сама, дизайн и ремонт помещения бутика — тоже сама. В магазине, как и в одежде, всё продумано до мелочей. При входе взгляд сразу выхватывает белый электрокамин, уютные мягкие кресла. Пол выложен плиткой, узор которой отсылает к волнам Байкала, на стенах — картины бурятских художников. В соседнем помещении есть даже мини-кухня для того, чтобы приготовить чай и перекус для посетителей. И все эта роскошь — в необычном для магазинов одежды месте — на автовокзале Улан-Удэ.
— Мы целенаправленно открыли магазин здесь, сюда со всех бурятских районов приезжают сельчане и уезжают отсюда же. Всю эту обстановку, красоту делали для всех жителей республики. Чтобы люди сюда заходили и видели, прикасались, чувствовали красоту. Мы встречаем посетителей бурятскими приветствиями, прощаемся также – это наше внутреннее правило. Когда люди заходят, мы приглашаем присесть, отдохнуть. Наливаем гостям чай, угощаем. Здесь они ощущают, что никуда торопиться не надо, а можно насладиться моментом. Отдохнуть, примерить самые разные наряды, пофотографироваться. Я не делю покупателей на городских и сельских, богатых и бедных. Хочется, чтобы каждая девушка или женщина могла позволить себе купить любую вещь в нашем магазине, — говорит Майя Султумова.
Качественной, недорогой одежды ей и самой много лет не хватало в Улан-Удэ. Поход по магазинам за новыми нарядами оборачивался скорее расстройством, чем удовольствием.
— Особенно после эпидемии короновируса пришло осознание, что в магазинах стали продавать одежду либо неоправданно дорогую, либо из материалов очень плохого качества. Сначала я владельцам ателье предлагала: почему бы вам не открыть при ателье свой магазин, чтобы там продавать сшитые вами наряды? Ведь очевидно же, что дефицит хорошей одежды в Бурятии налицо. Никто не захотел. Многие ателье, наоборот, стали закрываться, став неликвидными, ведь индивидуальный пошив стоит дорого. Тогда я решила — а почему я сама не могу это сделать? Пошла и купила себе машинки, огромные столы, помещение у меня уже было тогда, так появился мой швейный цех, в котором я работала поначалу одна. Соответственно потом понадобился магазин, чтобы реализовать свою продукцию, — рассказывает владелица модного бутика.
Качественные ткани бизнесмен покупала на заказ, ткани, пуговицы, фурнитуру искала в других регионах.
Не быть как все
За плечами у Майи Султумовой обучение по специальности «портной верхней одежды» в лицее, затем экономический факультет в вузе. А еще порядка 30 лет предпринимательского опыта. Начинала она с киосков, павильонов, потом 20 лет владела популярным в городе кафе. По ее словам, она ни на минуту не сомневалась, что в том, что и этот новый бизнес у неё тоже получится. Тем более что тяга ко всему прекрасному и к красивым нарядам у неё была с самого детства. Ей удавалось заметно выделяться из толпы даже, когда она училась в советской школе, когда была вынуждена одеваться, как все: коричневое платье, воротничок и белый фартук.
— Я из многодетной семьи, нас было четверо детей, я старшая. Родители работали на заводе. Мы жили небогато. Но папа с мамой у меня всегда были очень красивыми. Папа был похож на артиста, носил стильные шляпы, на него оглядывались прохожие. Мама тоже обожала красивые причёски, носила модную обувь и платья. Видимо, глядя на них, я тоже всегда тянулась к красивому. Не могла одеваться в серое или черное. Какие-то элементы одежды должны были быть всегда, чтобы выделяться. Перешивала мамину одежду для себя. Переделала и школьный наряд. Сделала себе большой красивый воротничок, лямки от фартука отрезала и перешила, получилось красиво, модно, не как у всех, — вспоминает Майя.
И сегодня для создания коллекции под личным брендом ««Гоёшуултаяа» дизайнер-швея использовала как цвета яркие, так и нежные пастельные оттенки. Никакой серости. Но главное отличия коллекции мастерицы – национальные мотивы и смешение стилей.
— Смешение стилей я тоже приветствую. Так, например, у меня в коллекции есть спортивная одежда, которую я называю «спорт-шик». С виду это обычный спортивный костюм, но национальные элементы делают его особенно стильным, нарядным, хотя он по-прежнему остается повседневной одеждой. В таком костюме можно как сходить в спортзал, так и отдохнуть с друзьями в кафе.
Если раньше наряды с бурятским орнаментом носили только бабушки из глубинки, или артисты для выступлений, то сейчас, в том числе благодаря Майе Султумовой, появляется новая повседневная одежда с буддийскими узорами и бурятской символикой. Покупать вещи, подчеркивающие национальную идентичность, становится популярным в Бурятии явлением.
— В целом, мы шьем самые разные наряды для всех возрастов: мужские и женские спортивные костюмы, брючные костюмы, платья, футболки, куртки, сумки и т.д. Есть даже конверты для выписки из роддома. В одежде много буддийских узоров. Буддизм — часть Бурятии, и мне это близко. Ткани наши — торгон (монгольский шелк. — прим. ред.), тесьма, пуговицы расписные. Мы сейчас должны возрождать свою культуру, чтобы она не исчезла. Поэтому мне важен национальный колорит в одежде. Мне кажется, сейчас идёт возрождение национального самосознания, — уверена Майя Султумова. — Если раньше для молодежи было почему-то стыдно говорить на бурятском, то теперь многие наоборот стремятся к этому, записываются на курсы бурятского языка. Надо сохранять культуру. Кто если не мы? Если я хоть на какую-то частичку буду причастна к этому возрождению, то для меня это дороже всех денег!
Особенно ценным для предпринимателя стало появление новой тенденции — вслед за юными девушками в ее магазин потянулись и парни, которые тоже хотят носить одежду с национальными узорами.
— Молодёжь любит нашу одежду. В том числе покупают не только буряты, но и русские. Когда я вижу покупателей-парней, которые ищут себе что-то этническое, но не могут найти то, что им нравится, то у меня к ним особое отношение. Я знаю, что женщины могут надеть любой наряд в любом месте, а то, что ко мне потянулась молодежь и парни — для меня это особенно ценно. Если они не могут подобрать для себя подходящий наряд, мы предлагаем им пошив изделия на их вкус, — поясняет Майя Султумова.
Как выяснилось за четыре месяца работы, расположить магазин на автовокзале, оказалось правильной идеей. Сюда стекаются не только жители районов Бурятии, но и иногородние туристы, которые хотят уехать на Байкал или посетить другие достопримечательности республики.
— Покупают у меня одежду приезжие из Москвы, Иркутска, Сочи, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов. Летом мы ожидаем большое число приезжих. Готовим к продаже не только одежду, но и сувениры, — делится модельер.
Возможно уже скоро аналогичный магазин откроетя в Иркутске. Жители города по соседству весьма заинтересовались новинкой и тоже хотят одеваться в «Гоёшуултаяа».
На конкурс «100 лучших товаров России» в этом году заявились сотни предприятий со всей страны. Победителями стали те, кто смог доказать: их продукция — это не просто товар, а история упорства, мастерства и стремления к совершенству. Среди таких победителей — три компании из Хабаровского края, каждая из которых пишет свою историю успеха, несмотря на сложности с логистикой, на отсутствие дешёвых кредитов и другие непростые экономические условия.
Звание лауреатов и дипломантов конкурса «100 лучших товаров России» получили три предприятия Хабаровского края: артезианская вода «Источник» и куриное яйцо, произведённые в Комсомольске-на-Амуре, а также торт «Премиум» и десерт «Абрикос» хабаровской компании «Новоторг».
Взять кондитерскую высоту
Компания «Новоторг» открыла свой первый кондитерский цех в Хабаровске в 1997 году. Начинали с нескольких наименований тортов и пирожных развились до крупной фабрики. Сегодня в портфеле предприятия — сотни рецептов, 180 из которых запущены в производство.
Коллектив из 130 человек ежедневно выдаёт полторы тонны сладкой продукции, которая разъезжается по Хабаровскому краю, ЕАО и Приморью. Но секрет популярности — не в объёмах, а качестве и мастерстве. В копилке «Новоторга» не меньше 20 наград, в том числе и всероссийских, и международных конкурсов. Нынешний год не стал исключением.
— В 2023-ем мы запустили в работу торт «Премиум» — в этом году он получил «серебро» на конкурсе «100 лучших товаров России», — рассказывает генеральный директор компании «Новоторг» Алексей Коваленко. — Ещё наши новинки: торт «Мятный восторг», «Лавандовый» — это всё линейка премиум-класса. В 2025-ом году хотим заменить порядка 8 позиций, это что касается тортов и пирожных. А ещё парочка идей есть сделать продукцию, скажем так, не свойственную нашей компании, но пока детали раскрывать не будем.
В последнее время предприятие показывает стабильный прирост продаж — примерно 5-7% от года к году. Связано ли это с возросшим уровнем стресса у россиян, который, как известно, принято заедать сладким, сказать затрудняются. Но отмечают — проблемы с импортом не сказались ни на ассортименте, ни на качестве товара. Работают, в том числе, и с местными производителями. «Дакгомз», «Переяславский молочный завод» стабильно поставляют молочку, яйцом частично обеспечивает племптицезавод «Хабаровский».
Ещё один продукт «Новоторга» — десерт «Абрикосовый» — удостоился высшего звания «Лауреат» конкурса. Антон Ольвинский, главный технолог предприятия, помог холодному десерту обрести новую упаковку, чтобы радовать хабаровчан даже зимой.
— Десерт «Абрикосовый» у нас делается из сушёной кураги, сахара, воды, лимонной кислоты. Он востребован летом — мы реализуем продукт на развес в рожках. В прошлом году я участвовал в разработке задачи сделать его всесезонным. Для этого приобрели полуавтоматическую дозирующую машину, теперь производим его в индивидуальной упаковке круглый год.
Когда бизнес сталкивается с бедой: возрождение комсомольской птицефабрики
В числе победителей всероссийского конкурса «100 лучших товаров» и комсомольская птицефабрика. В 2022 году на предприятии зафиксировали вспышку птичьего гриппа — опасного вируса, который почти поставил крест на местном яйце. В Комсомольске-на-Амуре объявили режим ЧС, в радиусе 5 километров была уничтожена вся птица, которую выращивало население. Согласно требованиям ветеринарной безопасности все поголовье кур — порядка 500 тысяч особей— уничтожили. Но предприятие возродилось и вновь выращивает молодняк и производит яйцо.
— Это было непростое время, — вспоминает акционер комсомольской птицефабрики Людмила Кузнецова. — Финансовой поддержки у нас не было практически, но была мощная поддержка от края по другим направлениям. На тот момент объём производства яйца на птицефабрике был 130 миллионов, и заместить его было практически невозможно.
Мы ощущали свою ответственность и перед населением, и перед правительством края. Был момент — во время режима ЧС нельзя разгружать вагон на территории, которая попадает в зону карантина. И я пришла в управление РЖД договариваться, чтобы вагоны, которые пришли на комсомольскую птицефабрику, перенаправить в Хабаровск. Говорю — с нами беда случилась. И все очень сочувствуют, входят в положение и говорят — как же мы без «Ромашки» будем? (В Комсомольске-на-Амуре ячейка отборных яиц на 30 штук имеет этикетку «Ромашковое поле», - прим. автора). — Восстанавливайтесь побыстрее. И мы просто не могли обмануть надежды людей.
На восстановление ушло меньше года — вспышка птичьего гриппа случилась в октябре, а в июле уже получили новое поголовье для производства куриного яйца. Теперь на фабрике продолжают наращивать выпуск яйца и особое внимание уделяют его качеству.
— Мы привлекаем лучшие умы в зоотехнике и производстве кормов, — продолжает Кузнецова. — Используем растительные биодобавки — тот же самый омега-3 и омега-6. И на 26-ой российской агропромышленной выставке «Золотая осень 2024» в Москве получили 8 дипломов и одну золотую медаль — именно за наши яйца с добавками.
Выживать в непростых экономических условиях, конечно, сложно. С такой ключевой ставкой, говорит Людмила Николаевна, не просто продолжать инвестпроект. Но в развитии не останавливаются, этому способствует статус резидента ТОР комсомольской птицефабрики. В этом году к запуску готовят новый цех, который позволит увеличить производство куриного яйца ещё на 12 млн штук в год.
— Из мер поддержки у нас осталась региональная субсидия в виде компенсации понесённых затрат на произведённое и реализованное яйцо — 400 рублей на 1 тысячу штук. Льготное кредитование сегодня недоступно — всё из-за той же высокой ключевой ставки. Экономические условия у всех непростые, не только у нас, но мы стараемся, поскольку предприятие большое, сотрудников много, мы сегодня увеличиваем заработную плату, чтобы создать сотрудникам все условия, чтобы они работали и гордились своим трудом.
О сложностях ведения продовольственного бизнеса многое может рассказать и заместитель директора по коммерческой части комбината детского питания «Молочный край» Ольга Ковач. По совместительству она входит в общественный совет при минсельхозе края и не понаслышке знает, как непросто бывает расти и развиваться местному производителю.
— Постоянно сталкиваемся с проблемой доставки, логистики. Выросли цены на сырьё. Все мы знаем, что сливочное масло, например, за год уже 60% прибавило в стоимости. Растёт в цене картон, упаковка.
Вот сейчас, с 1 января вступит в силу запрет на использование трёх видов ПЭТ-упаковки, той, которая не подлежит переработке. И придётся производителям опять подстраиваться, менять стандарты... Мы должны будем переоборудовать линии, вложимся в модернизацию производства, придётся, видимо, увеличить цену продукции.
Обидно, что многие не выдерживают конкуренции, местные заводы закрываются. С того момента, как в Хабаровском крае ввели обязательную маркировку молочной продукции, у нас уже три завода местных закрылось: в Вяземском довольно большое предприятие, «Бифидум», и в Биробиджане «БиПиКо» был.
Мы пока работаем — ведь кто накормит наших детей, кроме нас? Такие конкурсы, конечно, помогают производству, — продолжает Ольга Ковач. — Продвигают на полки торговых сетей, выделяют из общего ряда производителей.
Конкурсы как стимул для роста
Конкурс «100 лучших товаров России» поддерживает отечественных товаропроизводителей, способствует повышению доверия потребителей к отечественной продукции и услугам, ускоряет импортозамещение, помогает найти новых деловых партнёров. Такие же задачи и у бренда «Сделано в Хабаровском крае»
— Мы создали региональный бренд и под ним продвигаем нашу продукцию не только в крае, но и за пределами нашего региона, — отметил начальник отдела проектного управления и экспорта краевого минсельхоза Константин Яковцев. — Сейчас очень активно ведётся работа по экспортным поставкам продукции в Азиатско-Тихоокеанский регион, потому что там имеется большой спрос на нашу продукцию.
В Китайской Народной Республике очень любят кондитерские изделия из Хабаровского края, из Российской Федерации, поэтому сейчас мы также активно работаем в этом направлении с производителями. И, возможно, даже компания «Новоторг» уже скоро отправит свои десерты в страны АТР.
На Дальнем Востоке наблюдается сокращение сельскохозяйственного производства под влиянием таких факторов как неблагоприятные погодные условия, а также распространение вирусных заболеваний сельскохозяйственных животных и птицы, в связи с чем в регионах планируют усиливать ветеринарный контроль. Несмотря на погодные ограничения, по отдельным видам сельскохозяйственных культур зафиксирован рост показателей урожайности.
В первом полугодии 2024 г. почти все дальневосточные регионы сократили производство продукции сельскохозяйственной отрасли (Таблица 1). Исключением стала Магаданская область с ростом за первое полугодие на 3,7% (в целом по стране зафиксирован рост на 0,9%). Наиболее существенный спад в сельском хозяйстве наблюдался в Приморском крае (сокращение индекса до 82%), Сахалинской области (85,4%) и Чукотском АО (89,9%).
В частности, в Приморском крае производство мяса в первом полугодии снизилось в 1,6 раз – до 38 тыс. тонн скота и птицы в живом весе. Снижение в производстве молока в крае составило 2% - до 68 тонн. При этом зафиксирован небольшой рост в производстве яиц – на 0,4%, до 145 млн штук. Рост наблюдался в численности поголовья птицы– на 8%, до 2 569 тыс. голов. Тем не менее на 9% снизилось поголовье крупного рогатого скота (до 44 тыс. голов).
Поголовье свиней в Приморье пока не восстановилось после вспышек африканской чумы свиней (АЧС) в 2023 г. и 2024 г. Во избежание вспышек и распространения заболевания в дальнейшем власти Приморья намерены ужесточить ветеринарные требования к свинокомплексам (в первую очередь, речь идет о предприятиях «Русагро-Приморье»[1] (свинокомплексы «Ленинский-1» и «Ленинский-2»)). В частности, планируется создать дополнительное километровое ограждение, запретить высадку любых кормовых культур вблизи свинокомплексов, а также усилить санитарные меры защиты на пограничных переходах. В краевом Минсельхозе рассчитывают, что восстановление производства свинины начнется только в следующем году, а возобновление экспорта – в 2026 г. В связи с АЧС регион потерял более 100 тыс. голов животных, что составляет почти четверть всего поголовья края. «Русагро-Приморье» к концу текущего года рассчитывает увеличить поголовье свиней с 133 тыс. до 144,5 тыс. голов.
Следует отметить, что общее поголовье свиней в Приморье на сегодняшний день составляет 258 тыс. голов, тогда как до распространения АЧС в крае насчитывалось 461 тыс. голов свиней. Общий ущерб от вспышек заболевания оценивается в 252 тыс. голов (каждая из них, по оценкам Минсельхоза, могла дать 110 кг мяса в живом весе).
Еще одной проблемой в Приморском крае в текущем году стало выявление в октябре птичьего гриппа в Уссурийском городском округе (в КФХ Е.Кима в селе Кроуновка). В связи с этим в округе был введен карантин. В угрожаемую зону, в пределах которой возможно распространение болезни, были включены села Кроуновка, Корсаковка и Яконовка. КФХ в Кроуновке, производящее куриные яйца, намерено восстановить выпуск в первом квартале 2025 г. Доля производства яиц, которая приходится на пострадавшие от заболевания хозяйства, оценивается в краевом правительстве в менее чем 10% от общего производства данной продукции в крае.
Вспышки инфекционных заболеваний, негативно влияющие на производственные показатели, происходили и в других регионах Дальнего Востока. Напомним, что в феврале текущего года возбудитель птичьего гриппа был выявлен на птицефабрике «Островная» в Южно-Сахалинске. В конце октября текущего года карантин был введен в Долинском районе Сахалинской области из-за выявления птичьего гриппа в личном подсобном хозяйстве в Долинске.
В конце октября режим ЧС регионального уровня был введен в связи с птичьим гриппом в Камчатском крае – из-за вспышки заболевания на самой крупной в регионе птицефабрике «Пионерское» (принадлежит региональному правительству, закрывает около 70% от общей потребности региона в курином яйце). В зону действия ЧС были включены Петропавловск-Камчатский и Елизовский район.
Поголовье кур «Пионерского» составляет около 200 тыс., предприятие производило до 50 млн яиц в год. Власти региона заявили о намерениях восстановить производство, проводить мониторинг ценообразования на продукцию в крае и осуществлять дополнительные закупки нового поголовья птиц в других регионах.
Между тем в Хабаровском крае, где в 2022 г. на птицефабрике «Комсомольская» из вспышки птичьего гриппа было уничтожено все поголовье (более 500 тыс. голов, 10 тонн мяса птицы и 1,25 млн яиц), по итогам текущего года планируется выйти на уровень производства 2021 г., когда было выпущено 336,6 млн яиц. Помимо АО «Птицефабрика «Комсомольская» в Хабаровском крае работает птицефабрика АО «ППЗ «Хабаровский», а также занимающееся выпуском перепелиной продукции ООО «Промоптторг». В конце октября текущего года ППЗ «Хабаровский» запустил новый комбикормовый завод, запланирована модернизация и строительство новых цехов для увеличения производства яиц более чем на 10 млн штук в год (в 2023 г. произведено 175 млн штук).
Увеличению сбора урожая в регионах в текущем году препятствуют неблагоприятные погодные условия. Однако в Забайкальском крае наблюдается рост валового сбора рапса – до 17,3 тыс. тонн, что в пять раз больше, чем в 2023 г. Рапс был убран на территории в 13,5 тыс. га, средняя урожайность составила 12,9 центнера с гектара (в минувшем году – 6 центнеров с гектара). Лидером по сбору данной культуры стал Чернышевский район, где было получено 15,4 тыс. тонн рапса.
Тем не менее урожай зерновых в Забайкалье все же серьезно сократился в связи с погодными условиями – засухой в августе и снегопадами в конце сентября. По итогам уборочной кампании 2024 г. в крае получено 96,7 тыс. тонн зерновых, что на 44,6% меньше, чем годом ранее. В регионе в текущем году было списано и переведено на кормовые цели 40 тыс. га, засеянных зерновыми культурами. Средняя урожайность зерновых в 2024 г. составила только 13,7 центнера с гектара, тогда как в 2023 г. – 16,7 центнеров с гектара. В том числе собрано 39 тыс. тонн пшеницы, 34,5 тыс. тонн овса, 6,8 тыс. тонн гречихи и 3,8 тыс. тонн ячменя (урожайность по ячменю составила 19,8 центнера с гектара, что является наиболее высоким показателем среди зерновых в регионе).
В Приморском крае намерены увеличивать посевы кукурузы. В текущем году площадь посевов составила 101,2 тыс. га, что на 22 тыс. га больше, чем в 2023 г. К концу октября урожай кукурузы был убран на 6% - собрано 28 тыс. тонн зерна. Также к концу октября в Приморье было собрано 115 тыс. тонн сои (50% посевов) и около 17 тыс. тонн риса (34% посевов).
Кроме того, направлением, которое намерены развивать в Приморском крае, является пчеловодство. В июле текущего года в регионе было создано АНО «Агентство по развитию пчеловодства Приморского края» (руководитель – председатель ПКОО «Союз пчеловодов Приморского края» Р.Еникеев), в целях стимулирования производства меда и развития экспорта. В текущем году сбор меда в регионе составил 4,2 тонны (в 2022 г. получено 6 тонн, а в 2023 г. показатели были низкими из-за климатических условий и дефицита кормовой базы).
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, первое полугодие 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
91,4 |
Магаданская область |
103,7 |
Хабаровский край |
99,0 |
Республика Бурятия |
98,4 |
Еврейская авт. область |
98,0 |
Республика Саха (Якутия) |
96,5 |
Забайкальский край |
96,2 |
Амурская область |
95,1 |
Камчатский край |
92,3 |
Чукотский авт. округ |
89,9 |
Сахалинская область |
85,4 |
Приморский край |
82,0 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Доля «Русагро» на приморском рынке свинины приближается к 20%. Свинину в крае также производят ООО «Мерси трейд» и ООО «Приморский бекон» (холдинг ООО «Мерси Агро Приморье), в меньших объемах (не более 15%) – компании «Агрофонд» (Партизанский район) «ГРИН СТАР III» (Надеждинский район) и КФХ в Уссурийском городском округе.
В текущем году проблемой дальневосточных аграриев стали неблагоприятные погодные условия – засухи и паводки. В первом полугодии большинство регионов продемонстрировали сокращение сельскохозяйственного производства. Тем не менее по некоторым видам продукции наблюдается рост экспортных поставок.
По итогам первого полугодия 2024 г. только один дальневосточный регион продемонстрировал небольшой рост производства сельскохозяйственной продукции относительно аналогичного периода 2023 г. (Таблица 1) – Магаданская область (+3,7%). В остальных регионах динамика производства в отрасли была отрицательной. Наибольший спад зафиксирован в Приморском крае (снижение индекса до 82%), Сахалинской области (85,4%) и Чукотском АО (89,9%). Следует отметить, что в России в целом рост за отчетный период составил всего 0,9%.
В Приморском крае в конце сентября началась уборка сои – планируется убрать 146 тыс. га в Михайловском районе, Октябрьском, Пограничном, Хорольском, Черниговском муниципальных округах, Уссурийском городском округе. К 26 сентября собрано 2,3 тыс. тонн сои. В текущем году посевам сои препятствовали сильные дожди, из-за чего ожидается снижение экспорта (посевная кампания в текущем году завершилась раньше срока[1], было посеяно порядка 150 тыс. га (план выполнен лишь на 51%)). Следует отметить, что в июле паводок в крае подтопил более 1 тыс. га сельскохозяйственных культур.
Тем не менее в Приморском крае отмечается рост экспорта ряда сельхозкультур. Из Приморья в январе-августе 2024 г. было экспортировано 1,332 млн тонн зерна и продуктов его переработки, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2023 г. В том числе в августе показатель экспорта вырос на 12,1% относительно августа прошлого года, до 81,5 тыс. тонн зерновой продукции. В частности, в Республику Корея в августе экспортировано 44,9 тыс. тонн зерна и продуктов его переработки, включая 24,7 тыс. тонн кукурузы, 19,9 тыс. тонн пшеницы, 0,3 тыс. тонн сои. В Китай в августе поставлено 30,7 тыс. тонн продукции, из них 9,4 тыс. тонн подсолнечного шрота, 5,8 тыс. тонн сои, 5,5 тыс. тонн ячменя, 4,5 тыс. тонн пшеницы, 3,1 тыс. тонн кукурузы. В Японию было поставлено в августе 5,9 тыс. тонн кукурузы.
Новое предприятие по выращиванию сои в крае планирует запустить ООО «Бэйдахуан»[2], инвестировав 78 млн рублей. Посевы должны быть размещены в Пограничном муниципальном округе. В год предполагается собирать урожай в более чем 2,6 тыс. тонн.
В Приамурье к концу августа было собрано 192,7 тыс. тонн зерна пшеницы, 16,4 тыс. тонн овса, 131,5 тыс. тонн ячменя. На территории Амурской области планируется увеличивать мощности по переработке сои. К строительству маслоэкстракционного завода в Благовещенске компания ООО «Таргет Агро»[3] намерена приступить в 2025 г., инвестировав 6,5 млрд рублей в рамках ТОР «Амурская». Мощность завода составит 300 тыс. тонн переработки сои в год. Он будет производить лецитин, масло гидратированное, масло рафинированное, пищевой соевый шрот. Ввод в эксплуатацию намечен на 2027 г.
При этом в июле стало известно, что КРДВ подала исковое заявление в Арбитражный суд Приморского края о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в ТОР «Амурская», заключенного в декабре 2020 г. с ООО «Мидгард»[4]. По соглашению, резидент ТОР принял на себя обязательства по реализации в 2021-24 гг. инвестиционного проекта по созданию завода по переработке сои с общим объемом капитальных вложений не менее 92 млн рублей. Инвестору был передан земельный участок в границах ТОР в аренду сроком до 2085 г. Позднее мониторинг выявил, что компания не ведет деятельности на участке.
В Иркутской области валовой сбор зерновых составляет 403 тыс. тонн, к концу сентября убрано 53% от запланированных объемов посевных площадей (их площадь в текущем году – 349 тыс. га). На полях региона регистрируется переувлажнение почвы из-за большого объема осадков, что усложняет сбор урожая.
При этом власти Иркутской области просят у федерального правительства сохранить для региона вывозную пошлину на рапс[5] в размере 6,5% сроком еще на год вместо действующей пошлины в 30% и ввести квоту для вывоза продукции в 100 тыс. тонн. Глава областного Минсельхоза И.Сумароков отметил, что мера необходима для введения мощностей маслозаводов по переработке рапса.
На льготную пошлину также претендует Забайкальский край. При этом в регионе отложено открытие предприятия по переработке масличных культур в Краснокаменске (компания «РапсОлия»[6], резидент ТОР), планировавшееся на июнь. На заводе планируется перерабатывать рапс, семена льна, сои, подсолнечника, лекарственных растений. Сдвиг сроков в компании объяснили задержками в поставках оборудования из Китая. Выращиванием и экспортом рапса в крае занимаются племзавод «Комсомолец» (в мае ФАС одобрила его приобретение холдингом «Юг Руси»), «Терос», «Мангазея Агро» и «Новое Беклемишево».
В настоящее время в Иркутской области рапс перерабатывают три завода – Иркутский масложирокомбинат (ГК «Янта», мощность переработки 20 тыс. тонн в год), СХАО «Белореченское» (47 тыс. тонн в год) и «Забайкальский агрохолдинг»[7] (50 тыс. тонн в год). В Тулуне в течение года ожидается ввод маслозавода ООО «Сиб-Агро Ойл»[8] мощностью переработки 50 тыс. тонн рапса. По итогам 2023 г. Иркутская область экспортировала 46,8 тыс. тонн рапса, по итогам текущего года экспорт ожидается на уровне 100 тыс. тонн.
Тем временем в Бурятии первый в регионе масличный завод компании ООО «Альянс плюс»[9] (в Улан-Удэ, в микрорайоне Медведчиково) до конца текущего года намерен отгрузить в КНР 2,6 тыс. тонн рапсового масла стоимостью 17,7 млн юаней и 2 тыс. тонн рапсового жмыха стоимостью 4,4 млн юаней – к настоящему времени отгружено 1,5 тыс. тонн масла и 360 тонн рапсового жмыха. В текущем году под рапс и лен в Бурятии выделено 3,8 тыс. га пахотных земель. В рамках первой очереди мощность завода по переработке семян масличных культур «Альянс плюс» составляет 100 тонн сырья в сутки. В проект инвестировано 200 млн рублей, общая планируемая сумма инвестиций оценивается в 888 млн рублей.
Часть урожая в Забайкалье в текущем году попала под влияние засухи. В центральных и северных районах пострадало порядка 50 тыс. га посевов, в том числе полностью погибли посевы на 26,5 тыс. га. Ущерб оценивается в более чем 1 млрд рублей. Наиболее сложная ситуация сложилась в Агинском, Ононском и Могойтуйском районах. Из-за засухи в крае с 15 августа вводился режим ЧС регионального уровня (в Агинском, Борзинском, Карымском, Могойтуйском, Нерчинском, Чернышевском, Шилкинском районах, Ононском и Приаргунском муниципальных округах). Тем не менее в регионе было создано новое производство – в августе в Забайкальском крае (поселок Могойтуй) был введен производственный комплекс ООО «Мелькомбинат Дальневосточный»[10] по переработке зерна мощностью 20 тыс. тонн пшеницы с объемом выпуска 60 тонн муки в сутки. Объем инвестиций составил 46 млн рублей.
В Хабаровском крае намерены к 2027 г. восстановить 5,8 тыс. га сельскохозяйственных земель, создав системы мелиорации (компания «Сервис Агро»[11]). Объем инвестиций составит 500 млн рублей, на 50% работы субсидируются из регионального бюджета.
В сфере животноводства Приморского края в текущем году угрозу представляло распространение вирусного заболевания африканской чумы свиней (АЧС). Первые очаги были обнаружены в июле на территории Пограничного муниципального округа – в селах Духовское, Жариково, затем заболевание распространилось на Хорольский муниципальный округ (села Хороль, Лукашевка) и поселок Пограничный (административный центр Пограничного муниципального округа). К сентябрю в крае сохранился только один очаг АЧС – в личном подсобном хозяйстве в Пограничном.
Напомним, что в прошлом году в регионе было зафиксировано снижение производства свинины на 3 тыс. тонн из-за вспышек АЧС в свиноводческих комплексах «Русагро-Приморье» и частных подворьях. Амурская область, между тем, в сентябре была признана благополучным регионом по АЧС. В прошлом году вспышки заболевания регистрировались в области в Благовещенском городском округе и Серышевском районе.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, первое полугодие 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,9 |
Сибирский федеральный округ |
97,6 |
Иркутская область |
96,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
91,4 |
Магаданская область |
103,7 |
Хабаровский край |
99,0 |
Республика Бурятия |
98,4 |
Еврейская авт. область |
98,0 |
Республика Саха (Якутия) |
96,5 |
Забайкальский край |
96,2 |
Амурская область |
95,1 |
Камчатский край |
92,3 |
Чукотский авт. округ |
89,9 |
Сахалинская область |
85,4 |
Приморский край |
82,0 |
[1] В середине, а не в конце июня.
[2] Уссурийск, учредители – граждане КНР Ван Юйчжу, Ван Лунлинь и Чи Фабо.
[3] Владелец – С.Инюточкин.
[4] село Ровное, владельцы – Н.Михайлов и А.Уваров (также владеет ООО «Амур Инвест соя» в Благовещенске).
[5] С 1 сентября 2024 г. снят временный запрет на экспорт рапса, и до 31 августа 2026 г. введена повышенная экспортная пошлина в 30% (но не менее 165 евро за тонну). Ранее базовая пошлина на экспорт рапса составляла 6,5% (но не менее 11,4 евро за тонну).
[6] Владельцы – Г.Левин, Ван Чжицян.
[7] Учредители – ООО «Восток Капитал» (В.Тен, А.Черников), Чжан Дачжун.
[8] Тулун, владелец – А.Терентьев.
[9] Владелец – гражданин КНР Лю Фугуй.
[10] Владелец – Б.Бальжинимаев.
[11] Учредители И.Капырин, В.Хуршудова.