На Камчатке можно попробовать натуральный ремесленный сыр на «вулканическом» молоке
На полуострове более 300 вулканов, некоторые из них постоянно активны, другие просыпаются время от времени. Практически вся почва на полуострове «пропитана» вулканическим пеплом – потому можно смело говорить, что все произрастающее здесь имеет вулканическое происхождение.
Сыроварню «Аристель» вместе с командой единомышленников развивает камчадалка Наталия Урсол — в прошлом почти 20 лет проработавшая юристом и директором по маркетингу в крупнейшем региональном холдинге. Резкая смена деятельности повлекла за собой не менее глобальные перемены в личной жизни, но Наталия считает себя энтузиасткой и ни о чем не жалеет.
— Наталия, как вы пришли к решению кардинально поменять свою жизнь и начать варить сыр, что называется, в условиях рискованного земледелия?
—Мы просто очень любим моцареллу, а у нас в регионе никто не занимался молодыми сырами. Вот и возникла идея сделать это самим. У меня перед глазами был пример руководителя «Агротека» Владимира Рубахина, у которого я проработала долгое время, – он начинал с небольшого колбасного цеха и своим трудом развил его в огромный холдинг. В процессе старта мне пришлось развестись с мужем, заложить квартиру, продать дачу, машину и набрать кучу кредитов, но все это пошло на пользу дела! Наверное, если бы я знала, какой тернистый путь предстоит пройти – не уверена, что рискнула бы. Но теперь не жалею абсолютно. Слава благодарности наших покупателей, их любовь и уважение — это очень дорогого стоит.
— Расскажите, в чем особенность ваших сыров?
— Основная наша идея — именно фермерская продукция, никакого промышленного производства, никакого ноу-хау, никакого технического прогресса. Есть руки, есть молоко, есть температуры, есть бактерии и то, что нам дала природа. Никаких «счастливых» добавок со странными названиями мы не используем. Отсюда и получаются наши очень вкусные продукты — они пользуются спросом и популярностью у ценителей качества, как среди местных жителей, так и среди гостей полуострова. На начальной стадии мы варили только молодые сыры: моцареллу, буррату, страчателлу, потом добавили сулугуни, «Фермерский», халуми и скаморцу. Когда поставили оборудование, включая камеру для созревания, начали делать уже выдержанные сыры. Сейчас у нас около 15 сыров выдержанных, также мы делаем камамбер и валансе. Три года назад наш камамбер стал победителем Всероссийского конкурса «Лучший сыр России», а два года назад «золото» взяла наша буррата. Там все строго – все присылают образцы, они проходят только под номерами, и никто не знает даже номер своей продукции. Эксперты исследуют органолептику продукта путем дегустации образцов.
Также мы производим питьевые йогурты с местной ягодой — жимолостью, голубикой — для этого запустили цех по переработке дикоросов. Есть у нас и сыр с жимолостью — такого никто не делает в России. С такими продуктами не стыдно и в ресторан поставки делать, что мы успешно и практикуем на местном уровне. Кстати, ряд топовых московских ресторанов приобретает у нас сливочное масло, но тут речь о небольших поставках.
— За качество сыра в первую очередь отвечает исходное сырье — молоко. И для многих сыроделов во всех регионах страны существует проблема найти хорошего поставщика качественного молока. Как вы с этим справились?
— Не сразу, но нашли. Действительно, для того, чтобы корова давала правильное хорошее молоко, в ее рационе должен полностью отсутствовать силос — это самое дешевое сырье для корма коров. С ним будет мертвый сыр, он даже не получится. Нам повезло, и мы нашли такого хорошего фермера. Я могу в любой момент приехать к нему на ферму, а такое не каждый позволяет делать. Ему не стыдно показать свое хозяйство. Мы также продаем его молоко в пастеризованном виде — люди очень хвалят, говорят «как у бабушки в деревне».
— Можно ли выделить какой-то самый популярный вид вашей продукции?
– Это невозможно! У нас вся продукция уходит нарасхват. Могу сказать только, что сезонность присутствует — летнее масло пользуется большим спросом. На самом раннем этапе развития мы откликнулись на просьбы наших покупателей и сделали маложирный сыр из обезжиренного молока — всего 15% жирности. Сделать-то его мы сделали, и он получился очень вкусным, но только потом узнали, что так делать сыр нельзя. Как в анекдоте: «у него получилось, потому что он не знал, что так нельзя». Сыр очень интересный, когда его пробуют другие сыровары —– даже не понимают, что он сделан из обезжиренного молока. Все-таки есть какое-то чудо в нашем вулканическом молоке! Вся пластичность, весь вкус сыра — в его жирности. И тут мы поняли, что в наших камчатских почвах точно есть волшебное. Коровы пасутся на травушке, которая всегда зеленая в отличие от южных полей, где летом сухостой от жары. И мы ухватились за эту фишку – вулканическое молоко, вулканический сыр — это теперь запатентованное название. Маложирный сыр мы назвали первым нашим камчатским названием – «Аянка».
Ликбез по камамберу от Наталии Урсол
«Камамбер, продающийся в масс-маркете, – это, как правило, плавленый сыр с белой плесенью. А он должен менять структуру уже после созревания, при продаже. Есть понятие молодой и вызревший камамбер. Молодой: по краям тягучий, а в центре довольно плотный. В середине созревания сыр будет плотной тягучести, обволакивающий своей сливочностью, имеющий запах плесени и грибов. А вызревший камамбер внутри становится жидко-тягучим и обладает выраженным сложным ароматом грибов, сырой земли — всем тем, что так любят и ценят французы».
— Какие еще местные топографические названия вы используете?
— Например, все сыры не могут называться пармезаном — такое название имеют право использовать только по географическому наименованию, как «Шампанское» в провинции Шампань. Сыр по типу пармезана у нас называется «Корфадер» — было на Камчатке такое село Корф, где в 2006 году произошло разрушительное землетрясение. Всех людей оттуда вывезли, поселок закрыли. В память об этом селе мы назвали наш твёрдый сыр, созревающий два года. Еще у нас есть такие локальные названия: «Ковран», «Каяндер» (камчатская лиственница), «Кирганик» (речка), «Лазор», есть у нас творожок «Имушка» – по названию реки Имка в Олюторском районе. По нашим сырам можно изучать камчатские названия и растительный мир полуострова.
Самый знатный наш сыр – «Уйкоаль» (в переводе с ительменского — Камчатка) — с итальянским белым трюфелем. Есть сыр «Алакин», что в переводе с корякского означает «летний» — его мы делаем только на летнем молоке, созревает год. Есть сыр «Эльвель». Это название мы взяли из легенды северных народов Камчатки. Если коротко, то девушка влюбилась в двух братьев, и не могла выбрать кого больше любит, а злой шаман превратил братьев в реки, а девушку в гору между ними. Девушку звали Эльвель.
— Какими новинками будете удивлять своих покупателей в ближайшем будущем?
— В этом году мы выпустили сырные трюфели. Сыр перемешиваем с очень хорошим какао — не экономим, понимая, что тут важно качество ингредиентов. Получается нежный, тающий трюфель. По отзывам, они очень похожи на швейцарские и японские трюфели. На будущее есть проект — сделать твердый сыр в шоколаде. Хотим начать взаимодействие с местной шоколадной фабрикой.
Творожная арифметика от Наталии Урсол
«Не может стоить творог меньше тысячи рублей за кг – объясню почему. Из 100 литров молока можно сделать без добавок 13 кг творога. Сколько стоит молоко? А еще электроэнергия, аренда, налоги, зарплата – и цифру нужно удвоить. А если это сыр – там более длительный процесс приготовления, вызревания и ухода за продуктом – еще на два умножить надо. То же самое со сливочным маслом: из 100 литров молока мы получим всего около 4 кг масла. Чудес не бывает, есть только чудеса химической и микробиологической промышленности».
— Что мешает и что помогает вам делать бизнес на Камчатке?
— Делать бизнес ничего не мешает. В целом очень выгодно и правильно развивать свой бизнес на Камчатке. Мы энтузиасты, мы любим наш край, а когда я слышу, что говорят, что на Камчатке делать нечего и надо сваливать — считаю, это крысы, бегущие с корабля. И они переезжают в другие регионы и говорят, что и там все плохо. На самом деле на Камчатке ничего не мешает бизнесу развиваться. В другом, густонаселенном регионе построить бизнес построить гораздо сложнее. У нас много свободных ниш, развивается туризм, в силу географической отдаленности у нас хорошие добрососедские отношения. Мы не считаем, что кто-то у нас конкурент — всем нам хватит. А сегодня мы больше про любовь, нежели про деньги. А любовь требует более высокого качества.
— Планируете масштабирование бизнеса?
— Возможно, скорее по франшизе. Мы не одну собаку съели во время строительства сыроварни. Своими знаниями поделиться можем – оборудование, материалы, продукты, опыт. Я буду рада.
беседовала Юлия БородинаВ Петропавловске-Камчатском с 2017 года развивается сеть магазинов KamchaShop, организованная сообществом активных людей, продвигающих Камчатку посредством собственных брендов одежды, аксессуаров и сувениров. Магазин имеет разнообразный ассортимент, а продукция отличается высоким качеством и большой долей эксклюзива.
Основатель KamchaShop — Иван Костюков, в прошлом профессиональный сноубордист. Сейчас ему 37, женат, есть две дочери восьми и пяти лет, скоро появится еще одна дочка. Родился в небольшом камчатском поселке Усть-Камчатск, вырос в Петропавловске. В юности успел поработать сварщиком, матросом, но, после обучения по специальности «финансы и кредит» и работы в магазине спортивной одежды, принял решение заняться бизнесом — спортивным ритейлом.
— Я долгое время был управляющим в спортивном магазине, потом случился небольшой перерыв в трудовой деятельности. Все это время я занимался саморазвитием и наконец созрел для открытия своего дела — написал бизнес-план и начал работать. Весной 2014 года открыл магазин Stuff Point (стаффом называют снаряжение для сноуборда, одежду, аксессуары для того, чтобы и круто кататься, и модно выглядеть). Своего рода барахолка, там продавал свои вещи (почти новые), потом добавил несколько брендов. Взял кредит и начал бизнес всерьез. В 2016 году начали делать футболки с камчатскими принтами, наклейки — это зашло покупателю даже больше, чем иностранные и российские бренды. Со временем мы вывели собственный мерч за пределы магазина сноубордов. Так началась история KamchaShop — теперь это сеть, где эксклюзивно представлены несколько основных брендов: Kamcha Clothing, Kamchadal studio, Kamchatka bros., Unique Kamchatka, Шикша на Камчатке. Большую часть ассортимента производим сами», — рассказывает Иван.
— У вас стильный логотип, ничего лишнего. Кто его разрабатывал?
— Логотип разработал я. Имея огромный опыт работы в бордшопе, у меня сложилась большая насмотренность разных крутых брендов, и это помогло мне в его создании. Фишка в том, что логотип я разработал «на коленке» — с помощью общедоступного платного графического редактора. Быстро сверстал. Несколько раз пытались с дизайнерами совершить ребрендинг, но все равно остались на этом логотипе, и до сих пор его используем. Лого я разработал изначально для наших камчатских сноубордистов-профи, но он нравится всем. Этим я хочу сказать, что любой, имея большое желание, может делать крутые вещи и не обязательно за большие бюджеты. Мы гордимся тем местом, где живем и развиваемся, у нас много талантливых ребят, все движения у нас на порядочно высоком уровне, несмотря на то что мы небольшой регион. Вот и мы быстро начали развиваться — через два года уже переехали в новое помещение, вдвое больше предыдущего. С этим, кстати, помог известный местный бизнесмен, заметил меня на бизнес-форуме, где я представлял магазин, и предложив вне очереди место в самом проходимом в Петропавловске-Камчатском торговом центре.
— Насколько велик ваш ассортимент и какие материалы используете?
— Точно не считали, но не менее тысячи наименований: толстовки, футболки, свитшоты лонгсливы, штаны (кстати, они очень полюбились профессиональным спортсменам), рюкзаки, термосы, варежки, кольца… Долго перечислять. Также мы продаем от «Шикши бум» крутые купальники — с фотопринтом «Ганальские востряки» — это красивейшие местные горы. Относительно материалов: не используем кожу, меха, дериваты диких животных, только кожзам, текстиль, переработанный пластик. Используем все российские материалы, доступные на рынке, но самые дорогие — премиум качества. Кепки выпускаем на базе топового корейского производителя, на котором шьются Nike, Adidas, Burton и многие другие мировые бренды. Надо сказать, мы работаем с небольшими камчатскими производствами, которые раньше делали свою одежду, но теперь переориентировались исключительно на нас, так как объем продукции вырос в разы — мы не успеваем отшивать.
— У кого более популярна ваша одежда: у местных или туристов?
— Мы никогда не ориентировались только на туристов, хотя они безусловно большая часть наших клиентов в сезон, но и весь оставшийся год мы работаем хорошо.
— Как вы себя позиционируете, есть ли какой-то особый посыл?
— От молодежного спортивного позиционирования мы отошли давно. Мы поняли, что наша продукция пользуется популярностью у всех возрастных категорий. Многие, зайдя впервые в наш магазин, ошеломляются от огромного выбора, никто без покупки не уходит. По поводу посыла вот что скажу: многие развивают Камчатку больше как уникальную природу, а мы — через людей. Камчатка — это не только природа, это еще и люди. Хорошие, позитивные, добрые и активные. Наши земляки добиваются больших результатов. Мы не хотим казаться кем-то, а являемся теми, кто есть. Мы не просто магазин — мы активная компания, всегда участвуем в социальной жизни Камчатского края, поддерживаем различные мероприятия, спортсменов и просто талантливых людей. Являемся двигателем индустрии: проводим соревнования — скейтборд, сноуборд поддерживаем, сотрудничаем со школой серфинга Snowave. Помогаем проводить КВНы, студенческую весну, разные квизы.
— Чуть подробнее расскажите о ваших коллаборациях.
— Например, работаем с камчатской чулочно-носочной фабрикой «Ворсок». Они производят носки высочайшего качества с нашим логотипом, не хуже «найков» и прочего. Стоят всего 350 рублей. Те, кто хоть раз их опробовал, «подсаживаются» на них навсегда.
Также вместе с камчатскими производителями соевых свечей создали арома-свечи, с запахом «замша и костер» – для некоторых москвичей, которые никогда не жгли костры, это интересно. Для нас салон «Эко-спа» поставляет профессиональную натуральную косметику из камчатских ингредиентов. Кроме того, недавно мы приобрели экопросветительскую мастерскую «Плавильня», где перерабатываем пластиковые крышки. Пластик мы собираем, чистим, сортируем и после этого отправляем в шредер, а из полученного материала изготавливаем значки, брелоки, магниты, фурнитуру для кепок, пуговицы и бирки — технология полного цикла. Кроме того, проводим экопросветительские мастер-классы для взрослых и детей, рассказываем о вреде пластика для экологии.
— Это для вас бизнес или хобби?
— Это дело моей жизни. Номинально это бизнес, но почти всю выручку тратим на расширение. Без этого бизнеса не вижу смысла, это часть жизни.
— Иван, какие планы на развитие?
— Планируем выходить за пределы Камчатки – шагнем во Владивосток. Будем развиваться там, вернее пиарить столицу Приморья. Рабочее название бренда – «Владик». Пробную партию мерча уже сделали. Продолжаем укреплять позиции на Камчатке (в Елизове планируем новый магазин) а в ближайшем будущем — ждите во Владивостоке!
В 2017 году приморский Артём стал чайной столицей Дальнего Востока — здесь открылась первая и до сих по единственная в ДФО чаеразвесочная фабрика компании «Джей Ти». За это время здесь произвели более 5 млрд чайных пакетиков, скоро будет выпущен шестимиллиардный. Уникальность производства ещё и в том, что сырьё сюда приходит морем напрямую из Индии. Это чай, выращенный главным образом на высокогорных плантациях штата Ассам. Он славится особо крепким настоем и ярко выраженным ароматом и давно нашел почитателей в лице дальневосточников и сибиряков.
В каждом уголке фабрики «Джей Ти», а это здание площадью 5 тыс. кв метров, пахнет чаем, но на складе запах такой сильный, будто оказался внутри только-только открытой пачки чая и вдыхаешь аромат листа, помнящего солнце Индии. По-другому здесь пахнуть и не может — в год через это помещение проходит 2 тыс. тонн сырья. Большая его часть фасуется в пакетики, 15 % отправляется к покупателям в рассыпном виде. На складе особый режим вентиляции: чай очень гигроскопичен, моментально поглощает влагу из воздуха, а это ведёт к утрате вкусовых качеств. Кроме того чайный лист легко впитывает посторонние запахи, поэтому его максимально защищают от внешнего влияния.
В «чайном» портфеле «Джей Ти» и крупнолистовой, и листовой, и гранулированный, пакетированный черный и зеленый чаи, а также чаи с добавками. Бренды «Золотая Виктория», «Индус», «Голд Бонд», «Король Джунглей» знакомы, пожалуй, каждому дальневосточнику. Сырье 100% индийское, основной объем с плантаций штата Ассам. Для нескольких видов гранулированного чая используется сырье из южной Индии, местности Нилгири – чай там отличается особой терпкостью и дает насыщенный, темно-красный настой. Отгрузка производится пароходами из чайной столицы Индии — города Калькутта. Большая часть выпускаемой продукции относится к среднему ценовому сегменту.
— Наши клиенты, это главным образом дальневосточники и немного сибиряки, — рассказывает генеральный директор ООО «Джей Ти» Танмай Чакрабарти. — Мы единственный завод от Петропавловска-Камчатского до Иркутска. По-моему, даже до Новосибирска. Наша задача российский рынок поставить качественный индийский чай по доступной цене, и компания этим занимается с 2002 года. Сначала возили уже фасованный продукт, в 2017-м стали резидентом СПВ, в этом же году в сентябре заработала фабрика.
Преференциальный режим радикально упростил и удешевил организацию производства. Компания получила налоговые каникулы на пять лет — в этом периоде не взимался налог на прибыль, и до сих пор имеет существенные льготы по социальным выплатам в бюджет — в четыре раза ниже по сравнению с базовыми ставками.
Меры поддержки помогли и быстро «встать на ноги», и отладить все бизнес-процессы. Это оказалось очень кстати, когда из-за геополитической ситуации, компания оказалась перед необходимостью перестройки логистических цепочек. До последнего времени фабрика получала фильтр-бумагу для пакетиков из США и Европы, а нить из Израиля. Сейчас пришлось переориентироваться на китайских поставщиков.
Несмотря на сложности и в целом достаточно консервативный рынок в «Джей Ти» придумали как разнообразить чайное меню россиян.
— Мы хотим расширить ассортимент, — говорит Танмай Чакрабарти. — На чайном рынке придумать что-то новое сложно, но у нас есть идеи на этот счёт: мы обратили внимание, что в России очень много пьют чай, и не только в чистом виде. У нас есть уже чай с добавками, а будет ещё чай быстрого приготовления. То есть в пакетиках будут ремиксы: порошок на основе натурального чайного листа с ароматическими добавками. Работает это как кофе «три в одном»: добавляешь кипяток и получаешь чай латте, чай с молоком, чай с разными вкусовыми оттенками.
В планах также оптимизировать хранение и перемещение сырья на складе, чтобы иметь возможность увеличить запасы и быть готовыми оперативно нарастить производство. Сейчас мощности предприятия загружены на 75-80%, потенциал для расширения есть.
— Чаеразвесочная фабрика — один из первых резидентов свободного порта Владивосток, — отметил Виталий Пономарёв, директор департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов КРДВ. — За прошедший период, а это более семи лет они показали, чего может добиться резидент, инвестор с помощью тех мер поддержки, которые существуют на Дальнем Востоке. Вложено более 260 млн рублей, создано 60 рабочих мест, и мы увидели, как из небольшого предприятия резидент организовал настоящую фабрику, которая снабжает своей продукцией весь Дальний Восток вплоть до Байкала.
В целом же, режим свободного порта Владивосток действует в 22 регионах, в 22 муниципалитетах Дальнего Востока. Более 2 000 резидентов запланировали реализацию своих инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций более 1 трлн 700 млрд рублей, планируется создание больше 100 000 рабочих мест. В настоящее время уже 480 млрд вложено и создано около 60 000 рабочих мест. Хочу обратить внимание, что более 500 уже проектов реализовано, из них 30 в области пищевого производства и связанных с ним отраслей. Эти проекты обеспечивают в первую очередь продовольственную безопасность, комфортные условия жизни людей, обеспечение качественной продукцией питания и сопутствующими товарами.
Предприниматель Дмитрий Иваньков рассказал EastRussia о том, как организовал мини-завод по производству мульчи из коры лиственницы — новой продукции для дальневосточного рынка. О том как живёт и развивается мелкий бизнес, который только открывает свое производство, с чем приходится сталкиваться и преодолевать в масштабировании процессов?
В лесной отрасли Дмитрий Иваньков трудится больше 20 лет. Работал в найме, но два года назад ушёл с поста заместителя директора крупной лесозаготовительной компании и открыл своё дело, вложив и применив для этого весь свой опыт и знания в области лесного хозяйства.
— Почему именно мульча? Когда пришла мысль ей заняться?
— В 2022 году мы занимались кедровым орехом: перерабатывали кедровую шишку, чтобы получить орех, из которого затем выращивали посадочный материал. Возникло очень много кедровой шелухи, не знали, куда её девать. Решили сжечь у себя на предприятии в котельной. Тут моя мама увидела и говорит: «Дачники за этим бегают!». Я тогда не понимал, но смеха ради разместил объявление на Авито — по 100 рублей за мешок. На следующий день у меня был шквал звонков. В итоге продал около 20 «кубов». Одна из последних клиенток меня спрашивает:
— У вас есть кора лиственницы?
— Кора? Для чего?
Она объяснила, я ей привез и подумал: раз надо ей, значит, необходимо и другим. Расфасовал по мешкам, заработал «сарафан» и пошли первые клиенты. Тогда я поверил в себя, привёз сырьё с заводов, начал фасовать. Правда, тогда ещё не было сортировки, убирали крупный мусор (ветки, коряги), и всё.
Прошлый год я «ехал» на тех же рельсах, а осенью посидел, подумал, вник и принял решение купить сортировочное оборудование, привёз его из Челябинска. Началась работа в зиму с 2023 на 2024 год. Привез 130 «кубов», потом ещё несколько поставок по 40-50 «кубов» (из одного кубометра сырья получается около 18 мешков товарной коры – прим. ред.).
Все крутили у виска, хихикали, не понимая, для чего кора. На самом деле, кто разбирается, все прекрасно понимают и охотятся за этим. Ведь вся кора, которая появлялась до этого в Хабаровском крае, приезжала из Сибири — там люди этим уже давно занимаются, благоустройство территории на западе страны у застройщиков и частных лиц — норма жизни. Получается, эта мода докатилась до Дальнего Востока.
— Итак, мульча — она для чего?
— Ключевых моментов два – благоустройство и борьба с сорняками. Под мульчей из коры лиственницы растения лучше зимуют, нет стрессовой заморозки корней, земля при этом «дышит», не надо убиваться с прополкой. Если человек все сделал правильно: убрал сорняки, застелил укрывным материалом, затем насыпал мелкой первой фракции мульчи (размер коры такой фракции — от пыли до трех см — прим. ред.), то сорняки уже не прорастут. А сверху можно фракцию покрупнее насыпать.
Базовый слой хорошо держит влагу, в наших климатических условиях, когда летом очень жарко, это здорово помогает. Верхний слой — примерно два см — высыхает, а вот снизу достаточно долго держит влагу.
Мульчу делают из дуба, но его заготавливают мало и не окоривают (окорка — процесс удаления коры с бревна — прим. ред.) промышленным образом. Березовая кора не пойдёт — слишком лёгкая, её сдует. А вот лиственница у нас является самым долгогниющим деревом, соответственно, максимально долго сохраняется внешний вид коры. К тому же, это отличный антисептик: в самой коре содержится масса химических элементов, которые являются естественным природным антибиотиком.
Застройщики, которые строят многоквартирные дома, сегодня не имеют права сдать дом без благоустройства прилегающей территории. Всё чаще для этого стали использовать кору. Благодаря тому, что к нам пришли такие федеральные застройщики, как «Пик», «Талан» и другие — эта мода докатилась и до Дальнего Востока.
В прошлом году я выиграл тендер на обновление зон на площади им. Блюхера в Хабаровске. Годом ранее «Пик» её благоустраивал и использовал мульчирование. Любой материал — кора или щепа — требует обновления, потому что выгорает на солнце, также её дети вытаптывают.
— Где берёте сырьё?
— Сырьё беру на заводах по переработке древесины. Сырьём является кора, которая получается от окорочного оборудования: заходит бревно по конвейеру, специальным оборудованием снимается кора — она является сильным абразивом, который тупит пилы.
Одно дело, когда у тебя маленькая пилорама, другое – когда стоит мощный деревообрабатывающий завод, через который проходит десятки тыс. бревен, поэтому для них дешевле сначала производить окорку бревен, а потом уже распиловку. Снятую кору кто-то использует на нужды отопления: административных зданий или сушильных камер, а кто-то вынужден её утилизировать.
— Почему заводы сами тогда не производят мульчу?
— Не хотят распыляться. Для них это мелочь, у них своих проблем хватает. Относительно маржинальности деревообрабатывающего завода это несопоставимые деньги.
— А с какими сложностями приходится сталкиваться?
— Самое сложное на сегодня – логистика: за бугром телушка – полушка, да перевоз – пятачок. Логистика на сегодня очень дорогая. Целенаправленно отправлять транспорт для перевозки коры — это не бюджетное мероприятие, очень дорого. Приходится искать попутный транспорт. К примеру, если отвозить кору во Владивосток, то чтобы фуру туда отправить — необходимо около 80 тыс. рублей заплатить за доставку. При этом в розницу мешок у меня стоит 450 рублей, а раскидывать затраты на логистику — это приведёт к увеличению цены. Хотя в Хабаровске такая же кора в мешках, привезённая из Сибири, продаётся по цене выше одной тыс. рублей.
Также сложно не влететь в минус с качеством сырья: могут привезти кору, среди которой много щепы, она уже будет нетоварной. Ещё сложно договориться с заводами о поставке сырья, так как большинство не понимает, для чего это надо.
Это только кажется, что берёшь кору лопатой и по мешкам расфасовываешь – куча нюансов, проблем. Вплоть до того – где взять людей? Проблема выйти на торговые сети маленькому производителю.
— Вот привезли кору на завод. Что дальше?
— Дальше мы её с помощью специального оборудования сортируем по фракциям. Всего их четыре: от пыли до крупной коры свыше десяти см, фасуем в 60-литровые мешки и продаем, если надо — обеспечиваем доставку.
— Фасовка по 60 литров. Почему?
— 75% клиентов — женщины, именно они чаще всего занимаются садом и огородом. Такой мешок в среднем весит, в зависимости от влажности коры, 10-12 кг, то есть его женщина сможет поднять сама. Также удобно для транспортировки.
— Основные инструменты продажи?
— Социальные сети: WhatsApp, Telegram. «Сарафанное радио» здорово работает. Сейчас разрабатываю сайт и буду «бить» по Интернету.
— Есть клиенты, которые приходят не в первый раз?
— Это мои любимые клиенты. Они приводят своих друзей, знакомых.
— Кто ваш покупатель?
— Женщина, которая использует мульчу на даче или в частном доме. Не на последние деньги покупают. Когда у человека есть деньги, он начинает думать, как сделать мир вокруг себя красивее.
— Получается, это сезонный бизнес?
— Абсолютно. Продажи стартуют в начале апреля. Дачники — как рыбаки: у них начинает всё чесаться: скорее бы на землю к себе. Последняя продажа — в конце октября.
— Аналоги у коры, мульчи есть?
— Да, это щепа и опилки. Я, кстати, щепой начал заниматься, сейчас планирую её красить. Правда, мнения разделились: одни говорят, что это классно, другие — что некрасиво. Хотя запрос от людей есть.
— Есть страх конкуренции?
— Нет. Здоровая конкуренция только помогает. В любом случае это производство, на всю страну более-менее крупных производителей около десятка. И они работают по принципу взаимовыручки. К примеру, мне звонит коллега из Сибири и говорит: «На меня вышел клиент из Владивостока, но мне везти туда свою кору дорого. Давай, ты ему свою отправишь, а мы с тобой решим по прибыли?».
— Каковы были стартовые расходы, как быстро планируете окупиться и выйти в плюс?
— Вложения составили около двух млн рублей на старте, плюс дополнительные постоянные вливания на приобретение и логистику входящего сырья (кора навалом). На сегодня оборот коры (из исходного сырья в товарную продукцию) составляет около 200 кубометров в месяц. Надо понимать, что это только первый сезон. Предприятие должно выйти на оборот товарной продукции на уровне примерно 450-600 «кубов» в месяц минимум.
Фонд заработной платы работников составляет примерно 300 тыс. рублей в месяц. Сейчас работают постоянно два человека, плюс привлекаются дополнительные сотрудники на погрузо-разгрузочные работы, привлекается сторонняя техника в аренду на почасовые работы — перемещение коры по складу входящего сырья.
Доходность позволяет предполагать, что расчётное время окупаемости вложений составит примерно четыре месяца, то есть по сути — за первый сезон окупятся первоначальные вложения, в зиму предприятие будет работать на склад, нести постоянные затраты на ФЗП, аренду складских и производственных площадей, электроэнергию и прочие расходы. А со следующего сезона — примерно конец марта 2025 года — пойдёт продажа «в плюс». Но и из этих денег часть средств будет вкладываться в развитие, расширение парка техники и механизмов.
— Что необходимо для масштабирования бизнеса?
— Увеличить мощность производства. Приобрести погрузчик. Объёмы нужны, для этого необходимо выйти на торговые сети и другие регионы Дальнего Востока.
— Какими-то мерами господдержки пользуетесь?
— Не очень в это всё верю. Хотя любая поддержка хороша, особенно невозвратные средства. Хотелось бы, чтобы в Хабаровске, к примеру, занялись красивым благоустройством города и использовали, в том числе, кору. Но пока ноль, чиновники вообще не понимают, что такое кора и как её можно использовать, поэтому бесконечно косят траву. Газоны, конечно же нужны, но не повсеместно ведь. Надеюсь, что мне удастся пробить эту стену, и наши города станут красивее.
— Как думаете, получится разбогатеть на этом деле?
— Это у меня однозначно в планах!
— Удачи!
— Спасибо.
На конкурс «100 лучших товаров России» в этом году заявились сотни предприятий со всей страны. Победителями стали те, кто смог доказать: их продукция — это не просто товар, а история упорства, мастерства и стремления к совершенству. Среди таких победителей — три компании из Хабаровского края, каждая из которых пишет свою историю успеха, несмотря на сложности с логистикой, на отсутствие дешёвых кредитов и другие непростые экономические условия.
Звание лауреатов и дипломантов конкурса «100 лучших товаров России» получили три предприятия Хабаровского края: артезианская вода «Источник» и куриное яйцо, произведённые в Комсомольске-на-Амуре, а также торт «Премиум» и десерт «Абрикос» хабаровской компании «Новоторг».
Взять кондитерскую высоту
Компания «Новоторг» открыла свой первый кондитерский цех в Хабаровске в 1997 году. Начинали с нескольких наименований тортов и пирожных развились до крупной фабрики. Сегодня в портфеле предприятия — сотни рецептов, 180 из которых запущены в производство.
Коллектив из 130 человек ежедневно выдаёт полторы тонны сладкой продукции, которая разъезжается по Хабаровскому краю, ЕАО и Приморью. Но секрет популярности — не в объёмах, а качестве и мастерстве. В копилке «Новоторга» не меньше 20 наград, в том числе и всероссийских, и международных конкурсов. Нынешний год не стал исключением.
— В 2023-ем мы запустили в работу торт «Премиум» — в этом году он получил «серебро» на конкурсе «100 лучших товаров России», — рассказывает генеральный директор компании «Новоторг» Алексей Коваленко. — Ещё наши новинки: торт «Мятный восторг», «Лавандовый» — это всё линейка премиум-класса. В 2025-ом году хотим заменить порядка 8 позиций, это что касается тортов и пирожных. А ещё парочка идей есть сделать продукцию, скажем так, не свойственную нашей компании, но пока детали раскрывать не будем.
В последнее время предприятие показывает стабильный прирост продаж — примерно 5-7% от года к году. Связано ли это с возросшим уровнем стресса у россиян, который, как известно, принято заедать сладким, сказать затрудняются. Но отмечают — проблемы с импортом не сказались ни на ассортименте, ни на качестве товара. Работают, в том числе, и с местными производителями. «Дакгомз», «Переяславский молочный завод» стабильно поставляют молочку, яйцом частично обеспечивает племптицезавод «Хабаровский».
Ещё один продукт «Новоторга» — десерт «Абрикосовый» — удостоился высшего звания «Лауреат» конкурса. Антон Ольвинский, главный технолог предприятия, помог холодному десерту обрести новую упаковку, чтобы радовать хабаровчан даже зимой.
— Десерт «Абрикосовый» у нас делается из сушёной кураги, сахара, воды, лимонной кислоты. Он востребован летом — мы реализуем продукт на развес в рожках. В прошлом году я участвовал в разработке задачи сделать его всесезонным. Для этого приобрели полуавтоматическую дозирующую машину, теперь производим его в индивидуальной упаковке круглый год.
Когда бизнес сталкивается с бедой: возрождение комсомольской птицефабрики
В числе победителей всероссийского конкурса «100 лучших товаров» и комсомольская птицефабрика. В 2022 году на предприятии зафиксировали вспышку птичьего гриппа — опасного вируса, который почти поставил крест на местном яйце. В Комсомольске-на-Амуре объявили режим ЧС, в радиусе 5 километров была уничтожена вся птица, которую выращивало население. Согласно требованиям ветеринарной безопасности все поголовье кур — порядка 500 тысяч особей— уничтожили. Но предприятие возродилось и вновь выращивает молодняк и производит яйцо.
— Это было непростое время, — вспоминает акционер комсомольской птицефабрики Людмила Кузнецова. — Финансовой поддержки у нас не было практически, но была мощная поддержка от края по другим направлениям. На тот момент объём производства яйца на птицефабрике был 130 миллионов, и заместить его было практически невозможно.
Мы ощущали свою ответственность и перед населением, и перед правительством края. Был момент — во время режима ЧС нельзя разгружать вагон на территории, которая попадает в зону карантина. И я пришла в управление РЖД договариваться, чтобы вагоны, которые пришли на комсомольскую птицефабрику, перенаправить в Хабаровск. Говорю — с нами беда случилась. И все очень сочувствуют, входят в положение и говорят — как же мы без «Ромашки» будем? (В Комсомольске-на-Амуре ячейка отборных яиц на 30 штук имеет этикетку «Ромашковое поле», - прим. автора). — Восстанавливайтесь побыстрее. И мы просто не могли обмануть надежды людей.
На восстановление ушло меньше года — вспышка птичьего гриппа случилась в октябре, а в июле уже получили новое поголовье для производства куриного яйца. Теперь на фабрике продолжают наращивать выпуск яйца и особое внимание уделяют его качеству.
— Мы привлекаем лучшие умы в зоотехнике и производстве кормов, — продолжает Кузнецова. — Используем растительные биодобавки — тот же самый омега-3 и омега-6. И на 26-ой российской агропромышленной выставке «Золотая осень 2024» в Москве получили 8 дипломов и одну золотую медаль — именно за наши яйца с добавками.
Выживать в непростых экономических условиях, конечно, сложно. С такой ключевой ставкой, говорит Людмила Николаевна, не просто продолжать инвестпроект. Но в развитии не останавливаются, этому способствует статус резидента ТОР комсомольской птицефабрики. В этом году к запуску готовят новый цех, который позволит увеличить производство куриного яйца ещё на 12 млн штук в год.
— Из мер поддержки у нас осталась региональная субсидия в виде компенсации понесённых затрат на произведённое и реализованное яйцо — 400 рублей на 1 тысячу штук. Льготное кредитование сегодня недоступно — всё из-за той же высокой ключевой ставки. Экономические условия у всех непростые, не только у нас, но мы стараемся, поскольку предприятие большое, сотрудников много, мы сегодня увеличиваем заработную плату, чтобы создать сотрудникам все условия, чтобы они работали и гордились своим трудом.
О сложностях ведения продовольственного бизнеса многое может рассказать и заместитель директора по коммерческой части комбината детского питания «Молочный край» Ольга Ковач. По совместительству она входит в общественный совет при минсельхозе края и не понаслышке знает, как непросто бывает расти и развиваться местному производителю.
— Постоянно сталкиваемся с проблемой доставки, логистики. Выросли цены на сырьё. Все мы знаем, что сливочное масло, например, за год уже 60% прибавило в стоимости. Растёт в цене картон, упаковка.
Вот сейчас, с 1 января вступит в силу запрет на использование трёх видов ПЭТ-упаковки, той, которая не подлежит переработке. И придётся производителям опять подстраиваться, менять стандарты... Мы должны будем переоборудовать линии, вложимся в модернизацию производства, придётся, видимо, увеличить цену продукции.
Обидно, что многие не выдерживают конкуренции, местные заводы закрываются. С того момента, как в Хабаровском крае ввели обязательную маркировку молочной продукции, у нас уже три завода местных закрылось: в Вяземском довольно большое предприятие, «Бифидум», и в Биробиджане «БиПиКо» был.
Мы пока работаем — ведь кто накормит наших детей, кроме нас? Такие конкурсы, конечно, помогают производству, — продолжает Ольга Ковач. — Продвигают на полки торговых сетей, выделяют из общего ряда производителей.
Конкурсы как стимул для роста
Конкурс «100 лучших товаров России» поддерживает отечественных товаропроизводителей, способствует повышению доверия потребителей к отечественной продукции и услугам, ускоряет импортозамещение, помогает найти новых деловых партнёров. Такие же задачи и у бренда «Сделано в Хабаровском крае»
— Мы создали региональный бренд и под ним продвигаем нашу продукцию не только в крае, но и за пределами нашего региона, — отметил начальник отдела проектного управления и экспорта краевого минсельхоза Константин Яковцев. — Сейчас очень активно ведётся работа по экспортным поставкам продукции в Азиатско-Тихоокеанский регион, потому что там имеется большой спрос на нашу продукцию.
В Китайской Народной Республике очень любят кондитерские изделия из Хабаровского края, из Российской Федерации, поэтому сейчас мы также активно работаем в этом направлении с производителями. И, возможно, даже компания «Новоторг» уже скоро отправит свои десерты в страны АТР.
На Дальнем Востоке наблюдается сокращение сельскохозяйственного производства под влиянием таких факторов как неблагоприятные погодные условия, а также распространение вирусных заболеваний сельскохозяйственных животных и птицы, в связи с чем в регионах планируют усиливать ветеринарный контроль. Несмотря на погодные ограничения, по отдельным видам сельскохозяйственных культур зафиксирован рост показателей урожайности.
В первом полугодии 2024 г. почти все дальневосточные регионы сократили производство продукции сельскохозяйственной отрасли (Таблица 1). Исключением стала Магаданская область с ростом за первое полугодие на 3,7% (в целом по стране зафиксирован рост на 0,9%). Наиболее существенный спад в сельском хозяйстве наблюдался в Приморском крае (сокращение индекса до 82%), Сахалинской области (85,4%) и Чукотском АО (89,9%).
В частности, в Приморском крае производство мяса в первом полугодии снизилось в 1,6 раз – до 38 тыс. тонн скота и птицы в живом весе. Снижение в производстве молока в крае составило 2% - до 68 тонн. При этом зафиксирован небольшой рост в производстве яиц – на 0,4%, до 145 млн штук. Рост наблюдался в численности поголовья птицы– на 8%, до 2 569 тыс. голов. Тем не менее на 9% снизилось поголовье крупного рогатого скота (до 44 тыс. голов).
Поголовье свиней в Приморье пока не восстановилось после вспышек африканской чумы свиней (АЧС) в 2023 г. и 2024 г. Во избежание вспышек и распространения заболевания в дальнейшем власти Приморья намерены ужесточить ветеринарные требования к свинокомплексам (в первую очередь, речь идет о предприятиях «Русагро-Приморье»[1] (свинокомплексы «Ленинский-1» и «Ленинский-2»)). В частности, планируется создать дополнительное километровое ограждение, запретить высадку любых кормовых культур вблизи свинокомплексов, а также усилить санитарные меры защиты на пограничных переходах. В краевом Минсельхозе рассчитывают, что восстановление производства свинины начнется только в следующем году, а возобновление экспорта – в 2026 г. В связи с АЧС регион потерял более 100 тыс. голов животных, что составляет почти четверть всего поголовья края. «Русагро-Приморье» к концу текущего года рассчитывает увеличить поголовье свиней с 133 тыс. до 144,5 тыс. голов.
Следует отметить, что общее поголовье свиней в Приморье на сегодняшний день составляет 258 тыс. голов, тогда как до распространения АЧС в крае насчитывалось 461 тыс. голов свиней. Общий ущерб от вспышек заболевания оценивается в 252 тыс. голов (каждая из них, по оценкам Минсельхоза, могла дать 110 кг мяса в живом весе).
Еще одной проблемой в Приморском крае в текущем году стало выявление в октябре птичьего гриппа в Уссурийском городском округе (в КФХ Е.Кима в селе Кроуновка). В связи с этим в округе был введен карантин. В угрожаемую зону, в пределах которой возможно распространение болезни, были включены села Кроуновка, Корсаковка и Яконовка. КФХ в Кроуновке, производящее куриные яйца, намерено восстановить выпуск в первом квартале 2025 г. Доля производства яиц, которая приходится на пострадавшие от заболевания хозяйства, оценивается в краевом правительстве в менее чем 10% от общего производства данной продукции в крае.
Вспышки инфекционных заболеваний, негативно влияющие на производственные показатели, происходили и в других регионах Дальнего Востока. Напомним, что в феврале текущего года возбудитель птичьего гриппа был выявлен на птицефабрике «Островная» в Южно-Сахалинске. В конце октября текущего года карантин был введен в Долинском районе Сахалинской области из-за выявления птичьего гриппа в личном подсобном хозяйстве в Долинске.
В конце октября режим ЧС регионального уровня был введен в связи с птичьим гриппом в Камчатском крае – из-за вспышки заболевания на самой крупной в регионе птицефабрике «Пионерское» (принадлежит региональному правительству, закрывает около 70% от общей потребности региона в курином яйце). В зону действия ЧС были включены Петропавловск-Камчатский и Елизовский район.
Поголовье кур «Пионерского» составляет около 200 тыс., предприятие производило до 50 млн яиц в год. Власти региона заявили о намерениях восстановить производство, проводить мониторинг ценообразования на продукцию в крае и осуществлять дополнительные закупки нового поголовья птиц в других регионах.
Между тем в Хабаровском крае, где в 2022 г. на птицефабрике «Комсомольская» из вспышки птичьего гриппа было уничтожено все поголовье (более 500 тыс. голов, 10 тонн мяса птицы и 1,25 млн яиц), по итогам текущего года планируется выйти на уровень производства 2021 г., когда было выпущено 336,6 млн яиц. Помимо АО «Птицефабрика «Комсомольская» в Хабаровском крае работает птицефабрика АО «ППЗ «Хабаровский», а также занимающееся выпуском перепелиной продукции ООО «Промоптторг». В конце октября текущего года ППЗ «Хабаровский» запустил новый комбикормовый завод, запланирована модернизация и строительство новых цехов для увеличения производства яиц более чем на 10 млн штук в год (в 2023 г. произведено 175 млн штук).
Увеличению сбора урожая в регионах в текущем году препятствуют неблагоприятные погодные условия. Однако в Забайкальском крае наблюдается рост валового сбора рапса – до 17,3 тыс. тонн, что в пять раз больше, чем в 2023 г. Рапс был убран на территории в 13,5 тыс. га, средняя урожайность составила 12,9 центнера с гектара (в минувшем году – 6 центнеров с гектара). Лидером по сбору данной культуры стал Чернышевский район, где было получено 15,4 тыс. тонн рапса.
Тем не менее урожай зерновых в Забайкалье все же серьезно сократился в связи с погодными условиями – засухой в августе и снегопадами в конце сентября. По итогам уборочной кампании 2024 г. в крае получено 96,7 тыс. тонн зерновых, что на 44,6% меньше, чем годом ранее. В регионе в текущем году было списано и переведено на кормовые цели 40 тыс. га, засеянных зерновыми культурами. Средняя урожайность зерновых в 2024 г. составила только 13,7 центнера с гектара, тогда как в 2023 г. – 16,7 центнеров с гектара. В том числе собрано 39 тыс. тонн пшеницы, 34,5 тыс. тонн овса, 6,8 тыс. тонн гречихи и 3,8 тыс. тонн ячменя (урожайность по ячменю составила 19,8 центнера с гектара, что является наиболее высоким показателем среди зерновых в регионе).
В Приморском крае намерены увеличивать посевы кукурузы. В текущем году площадь посевов составила 101,2 тыс. га, что на 22 тыс. га больше, чем в 2023 г. К концу октября урожай кукурузы был убран на 6% - собрано 28 тыс. тонн зерна. Также к концу октября в Приморье было собрано 115 тыс. тонн сои (50% посевов) и около 17 тыс. тонн риса (34% посевов).
Кроме того, направлением, которое намерены развивать в Приморском крае, является пчеловодство. В июле текущего года в регионе было создано АНО «Агентство по развитию пчеловодства Приморского края» (руководитель – председатель ПКОО «Союз пчеловодов Приморского края» Р.Еникеев), в целях стимулирования производства меда и развития экспорта. В текущем году сбор меда в регионе составил 4,2 тонны (в 2022 г. получено 6 тонн, а в 2023 г. показатели были низкими из-за климатических условий и дефицита кормовой базы).
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, первое полугодие 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
91,4 |
Магаданская область |
103,7 |
Хабаровский край |
99,0 |
Республика Бурятия |
98,4 |
Еврейская авт. область |
98,0 |
Республика Саха (Якутия) |
96,5 |
Забайкальский край |
96,2 |
Амурская область |
95,1 |
Камчатский край |
92,3 |
Чукотский авт. округ |
89,9 |
Сахалинская область |
85,4 |
Приморский край |
82,0 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Доля «Русагро» на приморском рынке свинины приближается к 20%. Свинину в крае также производят ООО «Мерси трейд» и ООО «Приморский бекон» (холдинг ООО «Мерси Агро Приморье), в меньших объемах (не более 15%) – компании «Агрофонд» (Партизанский район) «ГРИН СТАР III» (Надеждинский район) и КФХ в Уссурийском городском округе.
В текущем году проблемой дальневосточных аграриев стали неблагоприятные погодные условия – засухи и паводки. В первом полугодии большинство регионов продемонстрировали сокращение сельскохозяйственного производства. Тем не менее по некоторым видам продукции наблюдается рост экспортных поставок.
По итогам первого полугодия 2024 г. только один дальневосточный регион продемонстрировал небольшой рост производства сельскохозяйственной продукции относительно аналогичного периода 2023 г. (Таблица 1) – Магаданская область (+3,7%). В остальных регионах динамика производства в отрасли была отрицательной. Наибольший спад зафиксирован в Приморском крае (снижение индекса до 82%), Сахалинской области (85,4%) и Чукотском АО (89,9%). Следует отметить, что в России в целом рост за отчетный период составил всего 0,9%.
В Приморском крае в конце сентября началась уборка сои – планируется убрать 146 тыс. га в Михайловском районе, Октябрьском, Пограничном, Хорольском, Черниговском муниципальных округах, Уссурийском городском округе. К 26 сентября собрано 2,3 тыс. тонн сои. В текущем году посевам сои препятствовали сильные дожди, из-за чего ожидается снижение экспорта (посевная кампания в текущем году завершилась раньше срока[1], было посеяно порядка 150 тыс. га (план выполнен лишь на 51%)). Следует отметить, что в июле паводок в крае подтопил более 1 тыс. га сельскохозяйственных культур.
Тем не менее в Приморском крае отмечается рост экспорта ряда сельхозкультур. Из Приморья в январе-августе 2024 г. было экспортировано 1,332 млн тонн зерна и продуктов его переработки, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2023 г. В том числе в августе показатель экспорта вырос на 12,1% относительно августа прошлого года, до 81,5 тыс. тонн зерновой продукции. В частности, в Республику Корея в августе экспортировано 44,9 тыс. тонн зерна и продуктов его переработки, включая 24,7 тыс. тонн кукурузы, 19,9 тыс. тонн пшеницы, 0,3 тыс. тонн сои. В Китай в августе поставлено 30,7 тыс. тонн продукции, из них 9,4 тыс. тонн подсолнечного шрота, 5,8 тыс. тонн сои, 5,5 тыс. тонн ячменя, 4,5 тыс. тонн пшеницы, 3,1 тыс. тонн кукурузы. В Японию было поставлено в августе 5,9 тыс. тонн кукурузы.
Новое предприятие по выращиванию сои в крае планирует запустить ООО «Бэйдахуан»[2], инвестировав 78 млн рублей. Посевы должны быть размещены в Пограничном муниципальном округе. В год предполагается собирать урожай в более чем 2,6 тыс. тонн.
В Приамурье к концу августа было собрано 192,7 тыс. тонн зерна пшеницы, 16,4 тыс. тонн овса, 131,5 тыс. тонн ячменя. На территории Амурской области планируется увеличивать мощности по переработке сои. К строительству маслоэкстракционного завода в Благовещенске компания ООО «Таргет Агро»[3] намерена приступить в 2025 г., инвестировав 6,5 млрд рублей в рамках ТОР «Амурская». Мощность завода составит 300 тыс. тонн переработки сои в год. Он будет производить лецитин, масло гидратированное, масло рафинированное, пищевой соевый шрот. Ввод в эксплуатацию намечен на 2027 г.
При этом в июле стало известно, что КРДВ подала исковое заявление в Арбитражный суд Приморского края о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в ТОР «Амурская», заключенного в декабре 2020 г. с ООО «Мидгард»[4]. По соглашению, резидент ТОР принял на себя обязательства по реализации в 2021-24 гг. инвестиционного проекта по созданию завода по переработке сои с общим объемом капитальных вложений не менее 92 млн рублей. Инвестору был передан земельный участок в границах ТОР в аренду сроком до 2085 г. Позднее мониторинг выявил, что компания не ведет деятельности на участке.
В Иркутской области валовой сбор зерновых составляет 403 тыс. тонн, к концу сентября убрано 53% от запланированных объемов посевных площадей (их площадь в текущем году – 349 тыс. га). На полях региона регистрируется переувлажнение почвы из-за большого объема осадков, что усложняет сбор урожая.
При этом власти Иркутской области просят у федерального правительства сохранить для региона вывозную пошлину на рапс[5] в размере 6,5% сроком еще на год вместо действующей пошлины в 30% и ввести квоту для вывоза продукции в 100 тыс. тонн. Глава областного Минсельхоза И.Сумароков отметил, что мера необходима для введения мощностей маслозаводов по переработке рапса.
На льготную пошлину также претендует Забайкальский край. При этом в регионе отложено открытие предприятия по переработке масличных культур в Краснокаменске (компания «РапсОлия»[6], резидент ТОР), планировавшееся на июнь. На заводе планируется перерабатывать рапс, семена льна, сои, подсолнечника, лекарственных растений. Сдвиг сроков в компании объяснили задержками в поставках оборудования из Китая. Выращиванием и экспортом рапса в крае занимаются племзавод «Комсомолец» (в мае ФАС одобрила его приобретение холдингом «Юг Руси»), «Терос», «Мангазея Агро» и «Новое Беклемишево».
В настоящее время в Иркутской области рапс перерабатывают три завода – Иркутский масложирокомбинат (ГК «Янта», мощность переработки 20 тыс. тонн в год), СХАО «Белореченское» (47 тыс. тонн в год) и «Забайкальский агрохолдинг»[7] (50 тыс. тонн в год). В Тулуне в течение года ожидается ввод маслозавода ООО «Сиб-Агро Ойл»[8] мощностью переработки 50 тыс. тонн рапса. По итогам 2023 г. Иркутская область экспортировала 46,8 тыс. тонн рапса, по итогам текущего года экспорт ожидается на уровне 100 тыс. тонн.
Тем временем в Бурятии первый в регионе масличный завод компании ООО «Альянс плюс»[9] (в Улан-Удэ, в микрорайоне Медведчиково) до конца текущего года намерен отгрузить в КНР 2,6 тыс. тонн рапсового масла стоимостью 17,7 млн юаней и 2 тыс. тонн рапсового жмыха стоимостью 4,4 млн юаней – к настоящему времени отгружено 1,5 тыс. тонн масла и 360 тонн рапсового жмыха. В текущем году под рапс и лен в Бурятии выделено 3,8 тыс. га пахотных земель. В рамках первой очереди мощность завода по переработке семян масличных культур «Альянс плюс» составляет 100 тонн сырья в сутки. В проект инвестировано 200 млн рублей, общая планируемая сумма инвестиций оценивается в 888 млн рублей.
Часть урожая в Забайкалье в текущем году попала под влияние засухи. В центральных и северных районах пострадало порядка 50 тыс. га посевов, в том числе полностью погибли посевы на 26,5 тыс. га. Ущерб оценивается в более чем 1 млрд рублей. Наиболее сложная ситуация сложилась в Агинском, Ононском и Могойтуйском районах. Из-за засухи в крае с 15 августа вводился режим ЧС регионального уровня (в Агинском, Борзинском, Карымском, Могойтуйском, Нерчинском, Чернышевском, Шилкинском районах, Ононском и Приаргунском муниципальных округах). Тем не менее в регионе было создано новое производство – в августе в Забайкальском крае (поселок Могойтуй) был введен производственный комплекс ООО «Мелькомбинат Дальневосточный»[10] по переработке зерна мощностью 20 тыс. тонн пшеницы с объемом выпуска 60 тонн муки в сутки. Объем инвестиций составил 46 млн рублей.
В Хабаровском крае намерены к 2027 г. восстановить 5,8 тыс. га сельскохозяйственных земель, создав системы мелиорации (компания «Сервис Агро»[11]). Объем инвестиций составит 500 млн рублей, на 50% работы субсидируются из регионального бюджета.
В сфере животноводства Приморского края в текущем году угрозу представляло распространение вирусного заболевания африканской чумы свиней (АЧС). Первые очаги были обнаружены в июле на территории Пограничного муниципального округа – в селах Духовское, Жариково, затем заболевание распространилось на Хорольский муниципальный округ (села Хороль, Лукашевка) и поселок Пограничный (административный центр Пограничного муниципального округа). К сентябрю в крае сохранился только один очаг АЧС – в личном подсобном хозяйстве в Пограничном.
Напомним, что в прошлом году в регионе было зафиксировано снижение производства свинины на 3 тыс. тонн из-за вспышек АЧС в свиноводческих комплексах «Русагро-Приморье» и частных подворьях. Амурская область, между тем, в сентябре была признана благополучным регионом по АЧС. В прошлом году вспышки заболевания регистрировались в области в Благовещенском городском округе и Серышевском районе.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, первое полугодие 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,9 |
Сибирский федеральный округ |
97,6 |
Иркутская область |
96,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
91,4 |
Магаданская область |
103,7 |
Хабаровский край |
99,0 |
Республика Бурятия |
98,4 |
Еврейская авт. область |
98,0 |
Республика Саха (Якутия) |
96,5 |
Забайкальский край |
96,2 |
Амурская область |
95,1 |
Камчатский край |
92,3 |
Чукотский авт. округ |
89,9 |
Сахалинская область |
85,4 |
Приморский край |
82,0 |
[1] В середине, а не в конце июня.
[2] Уссурийск, учредители – граждане КНР Ван Юйчжу, Ван Лунлинь и Чи Фабо.
[3] Владелец – С.Инюточкин.
[4] село Ровное, владельцы – Н.Михайлов и А.Уваров (также владеет ООО «Амур Инвест соя» в Благовещенске).
[5] С 1 сентября 2024 г. снят временный запрет на экспорт рапса, и до 31 августа 2026 г. введена повышенная экспортная пошлина в 30% (но не менее 165 евро за тонну). Ранее базовая пошлина на экспорт рапса составляла 6,5% (но не менее 11,4 евро за тонну).
[6] Владельцы – Г.Левин, Ван Чжицян.
[7] Учредители – ООО «Восток Капитал» (В.Тен, А.Черников), Чжан Дачжун.
[8] Тулун, владелец – А.Терентьев.
[9] Владелец – гражданин КНР Лю Фугуй.
[10] Владелец – Б.Бальжинимаев.
[11] Учредители И.Капырин, В.Хуршудова.