Резидент СПВ готовится перешагнуть рубеж в 6 млрд чайных пакетиков, произведённых за семь лет работы единственной на Дальнем Востоке чаеразвесочной фабрики
В 2017 году приморский Артём стал чайной столицей Дальнего Востока — здесь открылась первая и до сих по единственная в ДФО чаеразвесочная фабрика компании «Джей Ти». За это время здесь произвели более 5 млрд чайных пакетиков, скоро будет выпущен шестимиллиардный. Уникальность производства ещё и в том, что сырьё сюда приходит морем напрямую из Индии. Это чай, выращенный главным образом на высокогорных плантациях штата Ассам. Он славится особо крепким настоем и ярко выраженным ароматом и давно нашел почитателей в лице дальневосточников и сибиряков.
В каждом уголке фабрики «Джей Ти», а это здание площадью 5 тыс. кв метров, пахнет чаем, но на складе запах такой сильный, будто оказался внутри только-только открытой пачки чая и вдыхаешь аромат листа, помнящего солнце Индии. По-другому здесь пахнуть и не может — в год через это помещение проходит 2 тыс. тонн сырья. Большая его часть фасуется в пакетики, 15 % отправляется к покупателям в рассыпном виде. На складе особый режим вентиляции: чай очень гигроскопичен, моментально поглощает влагу из воздуха, а это ведёт к утрате вкусовых качеств. Кроме того чайный лист легко впитывает посторонние запахи, поэтому его максимально защищают от внешнего влияния.
В «чайном» портфеле «Джей Ти» и крупнолистовой, и листовой, и гранулированный, пакетированный черный и зеленый чаи, а также чаи с добавками. Бренды «Золотая Виктория», «Индус», «Голд Бонд», «Король Джунглей» знакомы, пожалуй, каждому дальневосточнику. Сырье 100% индийское, основной объем с плантаций штата Ассам. Для нескольких видов гранулированного чая используется сырье из южной Индии, местности Нилгири – чай там отличается особой терпкостью и дает насыщенный, темно-красный настой. Отгрузка производится пароходами из чайной столицы Индии — города Калькутта. Большая часть выпускаемой продукции относится к среднему ценовому сегменту.
— Наши клиенты, это главным образом дальневосточники и немного сибиряки, — рассказывает генеральный директор ООО «Джей Ти» Танмай Чакрабарти. — Мы единственный завод от Петропавловска-Камчатского до Иркутска. По-моему, даже до Новосибирска. Наша задача российский рынок поставить качественный индийский чай по доступной цене, и компания этим занимается с 2002 года. Сначала возили уже фасованный продукт, в 2017-м стали резидентом СПВ, в этом же году в сентябре заработала фабрика.
Преференциальный режим радикально упростил и удешевил организацию производства. Компания получила налоговые каникулы на пять лет — в этом периоде не взимался налог на прибыль, и до сих пор имеет существенные льготы по социальным выплатам в бюджет — в четыре раза ниже по сравнению с базовыми ставками.
Меры поддержки помогли и быстро «встать на ноги», и отладить все бизнес-процессы. Это оказалось очень кстати, когда из-за геополитической ситуации, компания оказалась перед необходимостью перестройки логистических цепочек. До последнего времени фабрика получала фильтр-бумагу для пакетиков из США и Европы, а нить из Израиля. Сейчас пришлось переориентироваться на китайских поставщиков.
Несмотря на сложности и в целом достаточно консервативный рынок в «Джей Ти» придумали как разнообразить чайное меню россиян.
— Мы хотим расширить ассортимент, — говорит Танмай Чакрабарти. — На чайном рынке придумать что-то новое сложно, но у нас есть идеи на этот счёт: мы обратили внимание, что в России очень много пьют чай, и не только в чистом виде. У нас есть уже чай с добавками, а будет ещё чай быстрого приготовления. То есть в пакетиках будут ремиксы: порошок на основе натурального чайного листа с ароматическими добавками. Работает это как кофе «три в одном»: добавляешь кипяток и получаешь чай латте, чай с молоком, чай с разными вкусовыми оттенками.
В планах также оптимизировать хранение и перемещение сырья на складе, чтобы иметь возможность увеличить запасы и быть готовыми оперативно нарастить производство. Сейчас мощности предприятия загружены на 75-80%, потенциал для расширения есть.
— Чаеразвесочная фабрика — один из первых резидентов свободного порта Владивосток, — отметил Виталий Пономарёв, директор департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов КРДВ. — За прошедший период, а это более семи лет они показали, чего может добиться резидент, инвестор с помощью тех мер поддержки, которые существуют на Дальнем Востоке. Вложено более 260 млн рублей, создано 60 рабочих мест, и мы увидели, как из небольшого предприятия резидент организовал настоящую фабрику, которая снабжает своей продукцией весь Дальний Восток вплоть до Байкала.
В целом же, режим свободного порта Владивосток действует в 22 регионах, в 22 муниципалитетах Дальнего Востока. Более 2 000 резидентов запланировали реализацию своих инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций более 1 трлн 700 млрд рублей, планируется создание больше 100 000 рабочих мест. В настоящее время уже 480 млрд вложено и создано около 60 000 рабочих мест. Хочу обратить внимание, что более 500 уже проектов реализовано, из них 30 в области пищевого производства и связанных с ним отраслей. Эти проекты обеспечивают в первую очередь продовольственную безопасность, комфортные условия жизни людей, обеспечение качественной продукцией питания и сопутствующими товарами.
Алексей ЗбарскийПриморский завод по производству крабовых палочек, рыбной колбасы и полуфабрикатов из сурими «КВЭН» с 2014 года перешел с американского сурими на японское, а с 2021 года ушел от зарубежных поставок и теперь использует сырье, изготовленное на Дальнем Востоке. Как повлияли антироссийские санкции на дальневосточного производителя выясняло информагентство EastRussia.
С прошлого года «КВЭН» закупает сурими (концентрированный белок океанических рыб белых пород) у курильских компаний, которые производят его из дальневосточной рыбы на своих береговых заводах. Также поставщиком предприятия является Русская рыбопромышленная компания, которая производит его на новейшем судне прямо в море.
По словам гендиректора АО «КВЭН» Евгения Моргункова, технологи завода подтвердили высокое качество дальневосточного сурими.
«Оказалось, что наше ничем не хуже японского. Например, вьетнамский сурими, который делается из южных рыб, не подходит для имитации краба – он серо-желтый и имеет сильный запах рыбы. С прошлого года на постоянной основе покупаем дальневосточное сырье. Благодарны РРПК, что они не подняли для нас цену. Вообще сурими дорогой, а за последние шесть-семь лет он поднялся в цене в два раза».
Основной вид продукции рыбоперерабатывающего завода – крабовая палочка простая и крабовая палочка снежная. В ассортименте есть линейка премиальных продуктов – «Снежный краб» и «Суперснежный краб», для производства которых используется более высокий сорт сурими, его большее содержание. Популярный продукт создается по традиционной японской технологии с добавлением натурального крабового мяса и других ингредиентов.
«Сурими не имеет ни вкуса, ни запаха. Мы используем только натуральные ароматизаторы – очень щепетильно относимся к этому, наши технологи химические добавки не используют, это – приоритет. Мы как-то пытались полностью из сурими сделать палочки – они напоминают желатиновые конфеты. Невозможно сделать котлеты, не добавив других ингредиентов – любая хозяйка знает».
Также в ассортименте «КВЭН» – рыбная колбаса, котлеты, биточки (из рыбы и кальмара). Помимо имитации краба, завод может изготавливать имитацию гребешка. Раньше выпускали рыбные сосиски, но пока производство на паузе – на них мало заявок. В дальневосточные магазины поступает 95% продукции. Относительно ценовой политики предприятия Евгений Моргунков отмечает, что вся продукция вполне доступна.
«Мы не стремились делать очень дорогой продукт, потому что тогда он будет охватывать ограниченный контингент жителей, а это неправильно, высококачественный продукт должен быть доступен всем. Ежемесячно у нас проходят акции на разные виды продукции. Мы все реализуем через компанию “РодСтор “. Есть согласование снижения цен на август – сумма снижения 15%».
Завод «КВЭН» может производить до 500 тонн готовой продукции в месяц. Однако в настоящее время мощности задействован не все. При этом на заводе отмечают высокий спрос – продукция востребована. Для контроля на предприятии работает собственная аккредитованная лаборатория. Завод использует японскую линию по производству крабовых палочек, упаковочную машину германского производства, есть скороморозильная камера и холодильники.
По объективным причинам актуальной проблемой становится замена комплектующих для иностранной техники. Из-за отказа заводов-изготовителей экспортировать детали в Россию, приморский рыбоперерабатывающий завод ищет российские аналоги.
Юбилейная подстанция
Справка:
Предприятие «Энергоимпульс+» уже более 25 лет занимается производством и оснащением распределительных подстанций – от мобильных до капитальных бетонных. Ежегодно компания производит около 100 подстанций различного типа. Электрооборудование востребовано как для решения локальных задач региональных заказчиков, так и для глобальных инфраструктурных проектов федерального масштаба. В портфолио предприятия такие проекты, как космодром Восточный, объекты саммита АТЭС во Владивостоке, Олимпийская деревня в Сочи. Оборот предприятия около 1 млрд рублей в год. По результатам 2022 года будет выплачено около 200 млн рублей налогов. Средняя зарплата на предприятии – 77 тыс. рублей.
Морской порт «Суходол» создается с целью облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Ввод в эксплуатацию намечен на текущий год. Мощность перевалки угольного порта предполагается в объеме два млн тонн угля (в 2023 году), к 2025 году должна превысить 12 млн тонн. Планы также включают увеличение грузооборота до 20 млн тонн угля в год.
Основные производственные мощности «Энергоимпульса+» расположены в Хабаровске что позволяет экономически выгодно выстраивать логистику в любой регион России. Компания является резидентом ТОР «Хабаровск», работает в составе индустриального парка «Авангард».
«У нас случилось знаковое событие – с 2019 года, как мы стали резидентом ТОР, мы запустили подстанции в бетонной оболочке – и уже произвели сотую по счету подстанцию – она отправится в Приморье в строящийся угольный порт Суходол. Она будет одной из ключевых подстанций для энергоснабжения», – говорит коммерческий директор ООО «Энергоимпульс+» Данила Шандрук.
Данила Шандрук, коммерческий директор ООО «Энергоимпульс+»
фото: EastRussia
Для производства электрооборудования предприятие закупает коммутационную аппаратуру, выключатели, контакторы, разъединители и оборудование релейной защиты. Закупки делают, в основном, у китайских и турецких производителей. Все конечные изделия — щитовую продукцию, ячейки среднего напряжения, готовые подстанции — производят своими силами.
Ранее компания закупала необходимые запчасти у зарубежных партнеров: Schneider Electric, Siemens, Hyundai Electric, ABB и ряда других. В настоящее время для ряда крупных клиентов, готовых потратить больше времени и денег (в основном – порты), налажены поставки оригинального оборудования в рамках параллельного импорта. По словам специалистов, это актуально для тех объектов, где уже начали создавать систему электроснабжения на оборудовании определенной фирмы: для более надежной работы лучше не менять производителя.
«Мы поставляем свою продукцию в 123 города и населенных пункта России. Внешний рынок по нашему направлению рассматривать нет смысла – для стран СНГ получается сложная логистика, а для стран АТР – это другие электротехнические стандарты, а также там достаточно своих игроков на этом рынке. У нас 70% бизнеса – это железная дорога и морские порты. Мы имеем разрешение РЖД на применение нашего оборудования в установках магистрали и плотно работаем с тремя дорогами из 16 – Дальневосточной, Забайкальской и Восточно-Сибирской. В ближайший год планируем освоить дополнительную специализированную железнодорожную номенклатуру, которую никто на Дальнем Востоке не производит», – рассказывает Данила Шандрук.
Он добавляет, что у морских портов пользуется спросом электрооборудование «Энерогоимпульса+» в бетонном исполнении: металл подвержен коррозии, а бетонные конструкции хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. Бетонные корпуса на «Энергоимпульсе» строят сами – с нуля. Привозить их было нерентабельно, в регионе их на момент запуска собственного производства не выпускали и теперь это – экономически оправданное решение.
фото: EastRussia
Компания «Энергоимпульс+» как резидент индустриального парка «Авангард», где размещаются еще 14 компаний, имеет ряд преференций, которые облегчают работу – парк предоставляет земельные участки со всей необходимой коммунальной и инженерной инфраструктурой, а также помогает в развитии деятельности резидентов.
Коммерческий директор индустриального парка «Авангард» Тимофей Казанцев рассказал, что в 2015 году частный индустриальный парк вошел в состав ТОР «Хабаровск», и на сегодня занято 85% территории.
«Это очень благоприятное место – с учетом тех льгот и преференций, которые предоставляет государство. Мы создаем условия, когда инвестор заходит и через несколько месяцев начинает вести производственную деятельность, при этом экономя на налогах. Социальные взносы для резидентов составляют 7,6%, в то время как другие платят 32%, кроме этого, налог на прибыль, на имущество и на землю составляет 0% в течение пяти лет, также резиденты почти в два раза экономят на энергозатратах. Мы выстраиваем конструктивный, позитивный диалог со всеми резидентами, мы настроены на развитие и на расширение бизнеса», – рассказал он.
фото: EastRussia
Казанцев пояснил, что в планах — строительство второй площадки парка «Авангард» на территории «Ракитное», которая располагается также на ТОР «Хабаровск». Там резидентам будут доступны аналогичные преференции.
«Планируем завести туда логистические комплексы, в том числе федерального значения, которые готовы прийти в Хабаровский край для реализации своего бизнеса – в регионе очень развитая логистика. Те проекты, которые откроют нам коридор в Азию, в последствии будут реализованы через Большой Уссурийский, где будет построен транспортный сухопутный переход через границу», – добавил он.
Цзоу Хун в Чите знают многие: на её предприятие водят журналистов, её показывают по ТВ, а продукцию разбирают с полок магазинов дочиста – проверено лично. С домохозяйкой, однажды поверившей в комплименты друзей, а теперь одной из лучших бизнес-леди Забайкалья, мы встретились в небольшой пекарне на улице Ленина.
«Это мой муж, – улыбаясь, представила она мужчину рядом. – Производство пельменей "Хао Чи" – наше общее дело. Название пельменей, кстати, пришло в начале работы как-то само собой. Очень хотелось отличаться на рынке полуфабрикатов, перебрали разные варианты, и вдруг решили: если пельмени китайские, то и "вкусно" должно на китайском – хао чи».
– Как каждый из вас приехал в Россию?
– Меня зовут Цзоу Хун, я индивидуальный предприниматель, приехала в Россию очень давно, живу и работаю в Чите. Бизнес мы создали в конце 2017 года, когда его зарегистрировали, а работать начали в 2018-м.
Мой супруг, по-русски его можно называть Максимом, тоже давно живёт здесь, мы вместе работаем, производим пельмени и варёное мясо. Муж не очень хорошо говорит на русском, поэтому отвечать на ваши вопросы буду я, но если какой-то вопрос будет адресован именно ему, я переведу.
– Чем отличаются китайские пельмени от русских?
– Свои пельмени мы делаем по традиционной китайской рецептуре, но в нашем производстве учитываем вкусы русских людей – всё это разработал наш главный технолог. Рецепты мы чуть корректировали, потому что в первые же полгода поняли, что, наверное, традиционная китайская приправа для русских покупателей сильно пахнет, и это непривычно.
Мы изменили рецептуру, и дело пошло. Производство мы корректировали 2-3 года, слушая в том числе и покупателей. Кто-то звонил и говорил: «У вас тесто толстое, хотелось бы тоньше», и мы делали. На все письма и звонки мы отвечали и отвечаем. Кто-то из обращавшихся нам говорил, что в пельменях с мясом и грибами нужно больше мяса - мы вообще поняли, что русские очень любят мясо (смеётся).
Несколько лет мы работали над улучшением качества нашей продукции, и с начала 2022 года производство стабилизировалось, разве что новые позиции в ассортименте появляются.
– Что вы производите сегодня?
– Семь видов пельменей и четыре вида мяса. Пельмени мясные, с овощами, с мясом и укропом, которые очень любят русские покупатели, с мясом и сельдереем, с мясом и грибами, мясом и капустой. Две новые позиции, появившиеся недавно, с конца 2022 года, – это пельмени с мясом, креветками и диким чесноком, а также пельмени с диким чесноком и куриными яйцами.
– Кому из вас с мужем первому пришла идея запустить производство?
– Может быть, чуть-чуть раньше такая идея появилась у меня, потому что приходившие к нам в гости друзья говорили, как вкусно готовлю пельмени. А почему бы не давать попробовать другим. Может быть, им тоже понравится? Я очень люблю делиться с другими, и мы задумались: может быть, начать делать пельмени? Муж сказал, что идея хорошая.
Начали мы с производства четырёх видов, потому что не знали, что понравится покупателям. Начали делать мясные, с капустой, с грибами и с сельдереем, потом добавили ещё три вида, которые сейчас мы вывели с производства, хотя про них покупатели спрашивают до сих пор. Это говядина с морковью, с мясом и болгарским перцем и веганские, куда входили капуста, древесные грибы шиитаке, морковь и лук. До сих пор многие просят. Наверное, их производство запустим заново, когда улучшим оборудование. Я предлагала тем, кто просил вегетарианские пельмени, купить пельмени с яйцом и чесноком, но некоторые отвечают, что вообще не едят продукты животного происхождения.
К сожалению, пока веганские пельмени просто невыгодно делать, но если будет шоковая заморозка, вернёмся к этому вопросу.
– В начале вашей работы наверняка не было такого, как сейчас оборудования. Как вы начинали работать, на чём?
– Бизнес мы начали вести с подготовкой, потому что если что-то делать, то делать нужно серьёзно. Сначала хотели производить пельмени ручной лепки и даже на упаковке место под надпись об этом оставили, но когда начали учить лепить китайские пельмени русских работников, то поняли, что это нереально. У каждого получалась своя форма (Цзоу смеётся, её муж кивает и улыбается).
Тем более, мы хотели масштабное производство, чтобы были большие партии, а это только машины. В Китае, Корее, Японии много похожих заводов по производству пельменей, и производство там автоматическое.
Когда мы начинали, для старта, для начальной стадии у нас оборудование было. Постепенно мы его обновили, сейчас процесс идёт: оформляем займы по поддержке промышленности Забайкальского края, хотим дополнить оборудование.
Спасибо покупателям, что нас приняли, что нас здесь любят, объёмы продаж увеличились, поэтому требуется развитие.
Многие люди звонят и говорят, что мы за годы существования не уронили качество нашей продукции, и мы это очень ценим, мы работаем для людей. Помню, в 2019 году мне позвонил один пожилой мужчина с женой, я даже расплакалась. Они сказали, что пельмени либо сами лепят, либо покупают только наши. Он сказал, что у нас многие предприниматели начинали хорошо, а потом роняли качество. Я пообещала, что меняться мы будем только в лучшую сторону.
– Как вообще начинался бизнес – как выстраивались взаимоотношения с властями?
– Мы на свой риск начали работать, бизнес начинался нелегко. Не в плане производства, а в сбытах. Честное слово, когда начали работать, мы ничего не думали – и не думали, что нужно выстраивать взаимоотношения с властями. Наша задача была постараться выполнить все обязательства, соответствовать требованию, выпустить хорошую продукцию. Конечно, перед началом работы мы много консультировались у знакомых, как правильно, какие документы необходимо получить. С тех пор стараемся вовремя и как положено делать всё. Очень много советов дали добрые люди, знакомые, которые мне очень помогли.
Может быть, они понимают, что в наше время заняться бизнесом нелегко, особенно для иностранцев. Мы особо не умеем себя рекламировать и с самого начала молча работали. Видимо, со временем больше и больше людей пробовали нашу продукцию, и сейчас в Чите многие знают нас, нам начали приглашать нас на разные мероприятия.
– Приходилось ли бороться с бюрократией? Если да, то в каких случаях?
– Я не помню, чтобы у нас были какие-либо проблемы с бюрократией.
– Насколько проще или тяжелее открыть такой же бизнес в Китае?
– Мы в Китае не пробовали открывать подобный бизнес, но, думаю, там самая большая сложность, наверное, - это конкуренция. Хотя там намного проще со сбытом, чем в России.
Здесь очень сложно войти в сети, с некоторыми мы ведём разговор уже два, три года, договор заключили давно, но, к сожалению, всё ещё не начали работать. Для нас это не совсем понятно, так как мы даём свою продукцию под реализацию и предусматриваем возврат товара - чего тогда бояться? Работаем уже 5 лет, наши пельмени и мясо пользуются популярностью. К тому же они новые, интересные для покупателей. Немало людей с других регионов пробовали нашу продукцию и жалеют, что у них там такого нет. Некоторые наши знакомые сами возят наши пельмени в Москву, Питер своими родными или детям во время отпуска, командировок или отправляют через кого-то.
– Доводилось ли вам пользоваться мерами государственной поддержки?
– Да, нам очень хорошо помогает министерство развития экономики Забайкальского края, фонд развития промышленности Забайкальского края, организация «Мой бизнес» в Чите.. Они давали нам кредиты, оказали помощь в получении сертификации, лабораторных исследований для новых видов продукции и в регистрации товарного знака.
– Кто у вас в бизнесе главный, кто принимает окончательные решения?
– Муж главный по производству, а я по всему остальному: бумаги, внешние взаимоотношения. На нём технология, качество, безопасность и многое другое.
– И контроль качества на вашем муже?
– Да.
– Максим, сколько вы пельменей съедаете ежедневно, чтобы это качество контролировать?
– Я остальные технологи пробуем продукцию из каждой партии.
Непростые вопросы воспитания
– Цзоу, а вы дома успеваете готовить?
– Иногда да, но если не успеваю, то ходим в бузную (буузы – национальное бурятское блюдо, которое делают из мяса и теста в форме юрты – авт.), иногда - что-то покупное или наши пельмени, которые мы производим. Но дома готовить стараемся.
Дома я делаю рис, жареные блюда китайской кухни, можем что-то из русской приготовить: борщ, щи. Наша 17-летняя дочь любит жареную и варёную картошку, она тоже готовит.
– Когда вы начинали развивать ваш бизнес, вашей дочке было лет 12, наверное. Вы её с собой брали или развивали бизнес и приходилось жертвовать общением в семье?
– Первое время да, мы её брали с собой. Она видела, как всё устроено, как мы работаем. А потом перед ОГЭ (общий государственный экзамен - авт.) я её, конечно, упустила немного, мы обе переживали во время экзамена. Но мы старались контролировать, чтобы она занималась, нанимали репетиторов. Слава богу, всё успешно сдали, перешли в десятый класс.
– Кем она хочет стать?
– С раннего детства хотела стать дизайнером одежды, а сейчас говорит, что хочет выучиться на гейм-дизайнера и заниматься играми.
– Сколько у вас сейчас человек работает в коллективе?
– Десять-двенадцать человек.
– Их хватает на существующие объёмы производства?
– Сейчас да, потому что в основном оборудование работает, люди только помогают. Но мы хотим ещё нанимать. С работниками, конечно, сложно. Технологи у нас все китайские, основной вопрос стоит по подсобным рабочим. Многие хотят работать без официального трудоустройства, потому что или хотят получать пособия, или не хотят, чтобы у них списывали кредиты. Проблемы часто возникают из-за выпивки: пройдёт какой-то праздник, и после него на 2-3 дня человек уходит.
– Как вы к этому относитесь?
– Одна женщина недавно уволилась. Я ей давала много возможностей, она мне обещала, что больше не будет так пить, но она не смогла. Нам пришлось расстаться.
– Какие у вас планы на ближайшие 2 года в вашем бизнесе: вы ходите зафиксироваться на достигнутых показателях или у вас всё ещё стадия роста?
– Объёмы у нас увеличиваются и, конечно, мы мечтаем о росте, о новом оборудовании. В плане у нас это всё есть. Мы как раз на прошлой неделе отправили первую партию нашей продукции в Бурятию и в Иркутск. Хотим, чтобы наша продукция продавалась по всей России, не только в близлежащих регионах. Сейчас ведём переговоры со «Слатой», очень надеемся, что всё получится, и в ближайшее время мы с ними начнём работать. А дальше Красноярск, Новосибирск, быть может…
– Вы смотрите только на запад?
– И на Дальний Восток тоже. Например, на Благовещенск, где тоже рассматриваем варианты. Главное, чтобы людям нравилась наша продукция. А про запад я говорю потому, что люди приезжали оттуда, пробовали наши пельмени и очень хвалили, просили поставлять уже туда: в Питер, Москву, Красноярск и Новосибирск.
– Какие проблемы в масштабировании бизнеса приходится решать?
– Сложности заключаются в том, что с крупными торговыми сетями договариваться очень трудно. Видимо, в стране очень много полуфабрикатов, все хотят занять своё место. Может быть, боятся. что нашу необычную продукцию люди будут плохо покупать.
– Как вы работали с дизайном упаковки ваших пельменей, кто его придумывал?
– И семья, и друзья, - все вместе. Я с подругой советовалась, сделать ли упаковку полностью закрытой или полупрозрачной, и подруга сказала: «Я если не видно, что внутри, то не покупаю». И так многие. Людям нужно видеть, понимать, что они покупают, и мы это учли.
Мы обращались к дизайнеру, работали с ней. Она учла наши требования, предложила варианты, потом мы их дорабатывали. Сейчас нам дали свидетельство «Сделано в Забайкалье», мы его добавим на упаковки. А так дизайн у нас за эти годы сильно не менялся, это уже узнаваемость.
Раньше были иероглифы «Хао чи», что переводится на русский язык как «Вкусно!», теперь мы их убрали, зарегистрировали свой товарный знак. Мы используем свежие и натуральные ингредиенты, например свежезамороженные тигровые креветки, свежая зелень – всё покупаем у проверенных поставщиков, каждого из которых подбираем очень внимательно.
Вообще наше дело, наше производство – это постоянное движение вперёд. Не бывает времени, чтобы мы сели и поняли, что всё, развитие достигнуто можно жить спокойнее. Наоборот, мы в нашем развитии хотим бОльшего: поставок, географии и, самое главное, больше пользы и помощи людям, которые нуждаются во вкусной еде, приготовленной с заботой.
На Дальнем Востоке в большинстве регионов в минувшем году наблюдалось сокращение производства сельскохозяйственной продукции, на что повлияли неблагоприятные погодные условия, а также заболевания сельскохозяйственных животных. В текущем году дальневосточные аграрии рассчитывают улучшить показатели, но проблемой является ужесточение кредитных условий. Развитие в макрорегионе получают новые крупные проекты в сфере производства тепличных овощей.
По итогам 2024 г. Дальневосточный ФО продемонстрировал спад сельскохозяйственного производства (индекс - 96,7%), что соответствует ситуации в отрасли в стране в целом (96,8%). Регионами с положительной динамикой сельхозпроизводства в 2024 г. (Таблица 1) стали только Хабаровский край (+1,3%) и Амурская область (+0,6%), но рост в них был незначительным. Наиболее существенное падение в отрасли за минувший год продемонстрировали Магаданская область (снижение индекса до 85,8%) и Сахалинская область (87,5%).
В Хабаровском крае в прошлом году фиксировался рост производства тепличных овощей – на 20% относительно показателей аналогичного периода 2023 г., до 3,2 тыс. тонн. В крае действует пять крупных тепличных комплексов. Новый тепличный комплекс рассчитывают построить холдинг «Эко-культура»[1] и группа компаний «Династия»[2] - мощностью 13 тыс. тонн овощей в год (на 25 га) к 2027 г. Объем вложений оценивается в 19 млрд рублей. Кроме того, тепличный комплекс площадью 30 га намерена построить в регионе ГК «Рост»[3] (ООО «Овощи Дальнего Востока»). Начало строительства намечено на третий квартал 2025 г.
При этом один из дальневосточных регионов, Приморский край, по итогам десяти месяцев прошлого года занял первое место в России по объемам экспорта продукции агропромышленного комплекса в Китай (на 753,8 млн долларов) и Республику Корея (362,8 млн долларов). В целом экспорт приморской сельхозпродукции за данный период составил 1,45 млрд долларов.
Стоит отметить, что в начале текущего года правительством РФ были установлены региональные тарифные квоты[4] на вывоз из России кукурузы за пределы Евразийского экономического союза (будут действовать с 15 февраля по 30 июня 2025 г. включительно). Они касаются производителей из Приморского края и Амурской области. В частности, сельхозпроизводители из Приморского края получили право на экспорт 337 тыс. тонн кукурузы, а приамурские аграрии смогут экспортировать 200 тыс. тонн кукурузы. Решение принято для предоставления возможности реализации излишков продукции на экспорт.
Между тем в Минвостокразвития предлагают перенаправить средства от экспортной пошлины за поставки сои в региональные бюджеты (на сегодняшний день они поступают в федеральный бюджет). В ДФО основными производителями сои являются Амурская область, которой принадлежит лидерство в стране по сбору сои, Хабаровский и Приморский края.
В 2024 г. в Амурской области было собрано около 1,4 млн тонн соевых бобов (19,9% от общего урожая РФ). Данный результат Приамурья был на 2,1% ниже уровня 2023 г. В Приморском крае в 2024 г. собрано 207 тыс. тонн сои, что ниже показателя 2023 г. на 25%. Причиной сокращения урожаев стали неблагоприятные погодные условия. В Хабаровском крае, по предварительным данным, урожай сои в 2024 г. составил около 50,5 тыс. тонн (в 2023 г. – 49,9 тыс. тонн).
Также в Приморском крае в 2025 г. планируется запустить новый проект по выращиванию кукурузы и сои – компании ООО «Спасскпродукт-А» (ТОР «Михайловский», входит в группу «Мерси Трейд»). Предприятие намерено снабжать продукцией свинокомплексы «Мерси Трейд» и птицефабрики «АгроПтица». К 2027 г. инвестор намерен увеличить посевные площади до 14 тыс. га (в 2025 г. – 6,9 тыс. га) с помощью введения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Объем инвестиций в проект оценивается в 132 млн рублей. Через два года предполагается достичь плановой мощности по выращиванию 57,5 тыс. тонн зерновых.
В Приморье растет поголовье свиней после вспышки африканской чумы свиней (АЧС) в 2023 г. На начало февраля текущего года в регионе насчитывалось около 353 тыс. голов свиней в хозяйствах всех категорий (рост в 1,4 раза относительно аналогичного периода 2024 г.). Общий ущерб от заболевания был оценен в 252 тыс. голов, которые были забиты (убытки – более 4 млрд рублей). На рынке региона доля свинокомплексов холдинга «Русагро» (где и вспыхнуло заболевание[5]) составляет около 20%. Свиная продукция также производится ООО «Мерси трейд» и ООО «Приморский бекон» (холдинг ООО «Мерси Агро Приморье»). Небольшие объемы (порядка 15% в целом) обеспечивают предприятия «Агрофонд» (Партизанский муниципальный округ), «Грин Стар III» (Надеждинский район) и крестьянско-фермерское хозяйство в Уссурийском городском округе.
Тем временем в Забайкальском крае в текущем году площадь посевов сельхозкультур предполагается довести до 181 тыс. га, что на 12,4% больше, чем в 2024 г. В первую очередь должны вырасти посевы масличных культур. По итогам прошлого года в Забайкалье был увеличен валовой сбор рапса до 17,3 тыс. тонн, что в пять раз превысило показатели 2023 г. Площадь посевов рапса в 2024 г. была в два раза больше, чем в 2023 г., составив 13,5 тыс. га. Также сельхозтоваропроизводители региона в текущем году намерены ввести в оборот 32,1 тыс. га залежных земель – в Приаргунском, Улётовском, Краснокаменском муниципальных округах, Нерчинском, Шилкинском, Чернышевском районах. В 2024 г. в регионе было введено в оборот 10,5 тыс. га невостребованных сельхозугодий.
В Приморском крае в текущем году планируется увеличить площадь посевов на 3% относительно 2024 г. – до 506 тыс. га, в основном за счет кукурузы. Также предполагается засеять не менее 15 тыс. га овса, пшеницы и ячменя. При этом сельхозпроизводители обеспокоены проблемой сокращения рентабельности продукции, связанной с ростом цен на ГСМ, удобрения, электроэнергию и семена, падением цен на продукцию. В частности, три года назад килограмм сои стоил на рынке региона 45 рублей, но на сегодняшний день цена не превышает 35 рублей за килограмм. При этом из-за роста ставки рефинансирования увеличилась стоимость кредитов – с 5% до 7,5%.
На некоторых предприятиях продолжают возникать проблемы, связанные в том числе с заболеваниями и сокращением поголовья. В марте в Магаданской области прокуратурой Ольского муниципального округа были выявлены неприемлемые условия содержания крупного рогатого скота в самом крупном в регионе крестьянско-фермерском хозяйстве – КФХ «Комарова»[6] (поголовье – более 3 тыс. голов скота). По данным правоохранительных органов, на ферме в селе Клепка Ольского муниципального округа в антисанитарных условиях погибло более 40 животных. У части поголовья выявлены симптомы истощения и обезвоживания, а помещения, в которых они содержались, не соответствовали ветеринарным требованиям.
В результате проверки возбуждено уголовное дело о жестоком обращении с животными, а министру сельского хозяйства Магаданской области Н.Кошеленко вынесено предостережение. При этом КФХ «Комарова» является основным поставщиком молочной продукции в социальные учреждения Магаданской области.
Кроме того, в марте обвинение в халатности было предъявлено бывшему генеральному директору птицефабрики «Островная» в Сахалинской области (принадлежит региону, основной поставщик куриных яиц в области) И.Юрьеву (был уволен в конце 2023 г.). Следствие полагает, что отсутствие мер по соблюдению на предприятии требований санитарии и гигиены, ветеринарных требований содержания птицы привели к вспышкам гриппа птиц и их массовому падежу в 2022 г. и в начале 2024 г.
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, январь-декабрь 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
96,8 |
Сибирский федеральный округ |
104,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
96,7 |
Хабаровский край |
101,3 |
Амурская область |
100,6 |
Республика Саха (Якутия) |
98,6 |
Республика Бурятия |
97,7 |
Еврейская авт. область |
97,7 |
Приморский край |
94,2 |
Чукотский авт. округ |
93,2 |
Забайкальский край |
92,7 |
Камчатский край |
92,4 |
Сахалинская область |
87,5 |
Магаданская область |
85,8 |
[1] Основной владелец (51%) – влиятельный российский агробизнесмен А.Рудаков, еще 49% - у И.Ашиновой. Головная компания холдинга, ООО «Эко-культура», была зарегистрирована в 2015 г. в Кировском районе Ставропольского края и в настоящее время расположена в станице Марьинская. Под управлением «Эко-культуры» находятся 13 тепличных комплексов площадью 500 га в восьми регионах страны (Ставропольский край, Московская, Тульская, Курская, Воронежская, Липецкая, Ленинградская области, Кабардино-Балкария). А.Рудаков в 1995-2004 гг. возглавлял компанию «Липецк спирт», в 2005-10 гг. – Сармаковский спиртодрожжевой комбинат.
[2] Ставрополь, принадлежит И.Крыханову (бывший топ-менеджер «Эко-культуры»).
[3] Основной владелец – С.Рукин.
[4] Механизм квотирования экспорта зерновых был введен в 2021 г.
[5] После обнаружения заболевания на свинокомплексе «Ленинский-2» потребовалось уничтожить 12% поголовья (55 тыс. животных). Позднее АЧС была выявлена в комплексе «Ленинский-1», а также в племенном комплексе в селе Григорьевка, комплексах «Дубки-1» и «Дубки-2».
В минувшем году на снижение производственных показателей агропромышленного комплекса Дальнего Востока влияли неблагоприятные погодные условия (дожди, тайфуны, паводки, переувлажнение почвы), а также вспышки вирусных заболеваний сельскохозяйственных животных на крупных предприятиях и в фермерских хозяйствах. При этом регионы намерены в ближайшие годы все же добиться существенного повышения уровня самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией. Основные ожидания связаны с реализацией проектов строительства крупных животноводческих и тепличных комплексов.
По предварительным данным, сельскохозяйственное производство на Дальнем Востоке в 2024 г. сократилось на 3,3% относительно 2023 г., что в целом соответствует общероссийскому негативному тренду (-3,2%). Небольшой рост производства сельскохозяйственной продукции был зафиксирован только в двух регионах – в Амурской области (+0,6%) и Хабаровском крае (+1,3%). Больше всего сократилось производство сельхозпродукции в прошлом году в Магаданской области – на 14,2%.
В Приморском крае, который является дальневосточным лидером по объемам производства скота и птицы (на убой), по данным категориям в 2024 г. было зафиксировано наиболее значительное в округе сокращение – на 24,7%, до 81,5 тыс. тонн. На формирование отрицательной динамики повлияли вспышки африканской чумы свиней (АЧС) в регионе – в 2023 г. на крупном свиноводческом комплексе «Русагро – Приморье» (около 20% приморского производства свинины), а в минувшем году – в небольших фермерских хозяйствах. Напомним, что свинину в крае также производят ООО «Мерси трейд» и ООО «Приморский бекон» (холдинг ООО «Мерси Агро Приморье»). Хотя краевой Минсельхоз ставит цель добиться достижения самообеспеченности региона мясом собственного производства на 100% к 2028 г., пока данный показатель составляет только 48,5%. Также в крае в прошлом году снизилось производство молока – на 2,7% относительно 2023 г., до 132,8 тыс. тонн.
Увеличению производства собственной мясной продукции в Приморье должны способствовать новые проекты. В 2024 г. вьетнамская TH Group приступила к основной фазе строительства животноводческого комплекса с общим поголовьем 10 тыс. коров в Яковлевском муниципальном округе. Ввод предприятия в эксплуатацию намечен на 2027 г. Инвестиции в создание комплекса и молокозавода мощностью переработки 60 тыс. тонн молока в год составят более 20 млрд рублей.
В Приморском крае в минувшем году фиксировалось заметное снижение сбора зерна – на 13,8%, до 425,6 тыс. тонн, а также картофеля – на 10,4%, до 146,3 тыс. тонн. Напротив, производство овощей увеличилось за год на 28,7%, достигнув 91,2 тыс. тонн. Сои в крае (основная экспортная культура региона) за минувший год было собрано 207 тыс. тонн, что на 43,5% меньше, чем годом ранее (урожай собран с 152,5 тыс. га, тогда как в 2023 г. – с 269 тыс. га). Причиной сокращения стало уменьшение посевных площадей из-за дождей и переувлажнения почвы (план по посеву был выполнен только на 51%).
Следует отметить, что в целом на Дальнем Востоке в прошлом году в 3,5 раза выросло производство семян подсолнечника, составив 7,9 тыс. тонн (в весе после доработки). Выращивание данной культуры сосредоточено в Приморском и Забайкальском краях, но цифры именно по данным регионам отдельно не уточняются. Тем не менее на Дальний Восток приходится лишь небольшая часть общего урожая подсолнечника в стране. В целом сбор данной культуры в РФ в прошлом году превысил 16,5 млн. тонн, снизившись на 4% относительно 2023 г.
Кроме того, в Приморском крае планируется организовать производство сельскохозяйственной техники – резидент СПВ ООО «Европа-Азия Дальний Восток»[1] намеревается выпускать на предприятии в поселке Пограничный до 70 единиц техники в месяц, инвестировав в завод 147,5 млн рублей. На земельном участке площадью 194 тыс. кв. м планируется построить производственный цех, площадки для хранения открытого и закрытого типа, а также административно-бытовой комплекс, служебное жилье для сотрудников. При этом марка выпускаемой техники пока не уточняется.
На Дальнем Востоке за 2024 г. было произведено 1,2 млрд яиц, что на 0,9% выше показателя 2023 г. Лидером по темпам роста производства на птицефабриках в 2024 г. стал Хабаровский край – как в ДФО, так и по стране в целом. В крае было выпущено 337,7 млн штук яиц, что на 44,5% больше, чем в 2023 г[2]. В регионе действуют три птицефабрики – АО «ППЗ «Хабаровский», АО «Птицефабрика «Комсомольская» и занимающееся выращиванием и реализацией перепелиной продукции ООО «Промоптторг». При этом на птицефабрике «Комсомольская» в 2022 г. из-за вспышки гриппа птиц было уничтожено все поголовье птиц, так что в минувшем году удалось достигнуть уровня производства 2021 г., что и создало общий эффект восстановительного роста в регионе.
Рост в сфере производства куриных яиц в 2024 г. относительно 2023 г. был также зафиксирован в Магаданской области (на 21%), Забайкальском крае (на 6,7%) и Чукотском АО (на 4,5%). В Иркутской области рост производства данного вида продукции составил 2,8%. Снижение выпуска яиц было отмечено в Приморском крае (на 3,4%), Камчатском крае (на 19,7%), Еврейской АО (на 8,6%) и Сахалинской области (на 67,3%).
Тем временем птицефабрика «Уссурийская»[3] в Приморском крае намерена в текущем году увеличить производственные мощности до 280 млн штук яиц в год (в настоящее время – 141 млн яиц в год). При этом в прошлом году на птицефабрике произошла частичная гибель поголовья (55,86 тыс. голов) из-за аварийного отключения электроэнергии и водоснабжения в августе. «Уссурийская» обеспечивает 70% производства куриных яиц в крае, благодаря увеличению производства предполагается довести уровень самообеспеченности региона по куриному яйцу до 70% (на сегодняшний день – 53%).
Напомним, что на предприятиях Камчатки и Сахалина в прошлом году происходили вспышки высокопатогенного гриппа птиц, что привело к гибели поголовья и необходимости его восстановления. На Камчатке в результате вспышки заболевания в октябре было уничтожено около 239 тыс. кур на птицефабрике АО «Пионерское» (принадлежит региону). Новое поголовье было доставлено на фабрику в январе 2025 г. из Екатеринбурга. Первую продукцию предполагается выпустить в продажу в конце весны, а выход на полную мощность намечен на ноябрь 2025 г. Работу по восстановлению поголовья осуществляет также и наиболее крупная на Сахалине птицефабрика «Островная» (принадлежит региону), пострадавшая от гриппа птиц в феврале прошлого года. К концу декабря 2024 г. поголовье кур превысило 160 тыс. голов, объем производства превысил 120 тыс. яиц в сутки (до вспышки заболевания предприятие производило 250 тыс. яиц в сутки).
На Дальнем Востоке планы по увеличению уровня самообеспеченности овощной продукцией связаны с проектами создания тепличных комплексов. В феврале в Камчатском крае был официально открыт тепличный комплекс «Камчатский» (ГК «Теплицы регионов»[4], ТОР «Камчатка», агропромышленный парк «Зеленовские озерки») площадью 3,6 га по выращиванию огурцов (два сорта) и помидоров (три сорта). Первый урожай комплекса составил 500 кг огурцов. В проект было инвестировано 2,98 млрд рублей. Его мощность должна достигнуть 2,8 тыс. тонн овощей ежегодно.
На некоторых дальневосточных предприятиях отрасли в начале текущего года происходили ЧП, которые повлияют на производственные результаты в ближайшей перспективе. В Приморском крае в январе произошел пожар в одном из цехов на предприятии по производству куриного мяса «Агроптица»[5] (наиболее крупный производитель мяса птицы в крае), в результате чего было утрачено 3% поголовья – уничтожено пожаром 22 тыс. голов, еще около 12 тыс. голов вынужденно забито. В 2024 г. «Агроптица» выпустила 19 тыс. тонн продукции (97% от всего объема производства в регионе). Поголовье птицы единовременного содержания на предприятии составляет около 1,2 млн голов.
В Белогорске Амурской области в конце января в производственном помещении маслоэкстракционного завода «Амурский» произошел взрыв, в результате которого погиб работник предприятия. СУ СК РФ по Амурской области возбудило уголовное дело о нарушении правил безопасности при ведении работ. В компании при этом настаивают на соблюдении условий промышленной безопасности на заводе. Ход и результаты прокурорской проверки были поставлены на контроль прокурором Амурской области Р.Пантелеевым.
Мощность МЭЗ «Амурский» составляет 240 тыс. тонн сои в год. После взрыва на заводе был введен режим ЧС локального характера, а руководство предприятия сообщило о приостановке производства соевого изолята как минимум на четыре месяца. На заводе продолжится выпуск кормового шрота, соевого масла, комбикормов и соевого лецитина. При этом намеченную на лето 2025 г. реконструкцию цеха изолята решено перенести на более ранний срок, в связи с чем обновленные производственные мощности планируется запустить в июле текущего года.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Владивосток, учредитель – китайский предприниматель Яо Я.
[2] Большие темпы роста были зафиксированы в Архангельской области (+33,9%) и Республике Марий Эл (+28,1%).
[3] Учредитель – Е.Разник.
[4] Принадлежит инвестиционному фонду «РЕАМ Менеджмент» М.Сиволдаева.
[5] Компания в 2019 г. запустила птицеферму на базе обанкротившейся птицефабрики «Михайловский бройлер» в поселке Заводской. Владельцы – В.Хе (97%) и ООО «Сбербанк инвестиции» (3%).
Повысить узнаваемость и создать безусловное доверие к товарам, произведенным в Хабаровском крае во всей России и за рубежом — такую цель ставят себе власти региона. Выражение «Сделано в Хабаровском крае» должно стать синонимом высочайшего качества, надежности, инновационности и креатива. В Хабаровске прошла выставка местных предпринимателей, чья продукция признана отвечающей требованиям зонтичного бренда.
Организаторы выставки поставили себе несколько целей – с одной стороны показать жителям региона продукцию, выпускаемую под брендом «Сделано в Хабаровском крае», с другой — дать производителям возможность получить обратную связь от покупателей.
В выставке приняли участие 40 предпринимателей. Для них были оборудованы места и за аренду трех дней платить было не нужно, участие – бесплатное. Но чтобы получить такое право, необходимо было побороться — из 166 заявок от предпринимателей прошли только 40. Это как представители МСП, так и и самозанятые.
– Отбор проходил во время заседания рабочей группы. Среди критериев, которые учитывались – это чистая репутация, то есть претендент отсутствует в реестре недобросовестных поставщиков и в его отношении не применяются процедуры банкротства. Также комиссия руководствовалась уникальностью, самобытностью, патриотизмом и любовью к родному краю, – рассказали EastRussia в центре «Мой бизнес», который является правообладателем товарного знака «Сделано в Хабаровском крае».
И да — все участники производят товары, продукты на исключительно территории Хабаровского края.
Жители Хабаровского края уже привыкли видеть пищевую продукцию местных производителей под брендом «Сделано в Хабаровском крае» на полках продовольственных магазинов и в сетевых супермаркетах. Но чтобы в сознании потребителя не укоренился стереотип, что бренд распространяется только на продукты питания, на ярмарке были представлены и одежда, и корма для животных, и продукция из переработанных материалов, а также изделия из кожи и бронзы и даже музыкальные инструменты – глюкофоны (глюкофон — перкуссионный музыкальный инструмент, тональный лепестковый барабан — прим. ред). Также в выставке приняли участие художники и издательство, которое выпускает книги местных авторов.
Многие действующие предприниматели пришли к открытию своего дела через выгорание. Так, случилось с хабаровчанкой Татьяной Масловой, владелицей компании «Новый лист бумажный». В прошлой жизни ей приходилось часто задерживаться на работе допоздна и в какой-то момент, не выдержав очередного перенапряжения, девушка уволилась. Ее главной целью стало найти не новую работу, а – хобби, которое стало бы мотивацией уходить со службы по расписанию и спешить навстречу любимому увлечению. Теперь она хозяйка бизнеса, который производит календари, открытки, конверты ручной работы из переработанной бумаги
– Бумажные отходы можно не выбрасывать, а дать им вторую жизнь. Мне приятно, что мои изделия радуют и вдохновляют людей! Сырье у меня есть всегда. Несут родные и друзья, да и я сама тружусь менеджером по документам. Чтобы создать открытку нужно измельчить старую бумагу, залить водой и перемешать блендером до состояния кашицы. После этого на специальных рамках работы сушатся, с них стекает вода и далее наступает моя любимая часть: оформление, – рассказывает хабаровчанка.
В тренде на экологичность и бывший телевизионный продюсер из Хабаровска Юлия Вишневская. Сначала сортировала и сдавала отходы на переработку, а потом ее осенило и она создала свое дело. Маленькое апсайкл-производство по приданию бутылкам нового функционала «Kiss me glass».
– В Хабаровске в пунктах приема вторсырья перестали принимать стеклянную тару, и я стала думать, что делать с бутылками. Я научилась работать с бутылкорезом, со стеклом и стали появляться одно за другим новые изделия. В ассортименте у меня сейчас стаканы, вазы, емкости для круп и сыпучих продуктов с крышкой, а также свечи. Их мы делаем в коллаборации с другим мастером. Продукция оказалась очень востребована, – поделилась Юлия Вишневская.
На выставке «Сделано в Хабаровском крае» также можно было встретить предпринимателей из числа коренных малых народов Севера с их уникальными изделиями. Например, Ольга Бельды, художница и вдова всемирно известного певца Кола Бельды, представила свои картины и репродукции. Она любит работать маслом, но такие работы доступны не всем из-за цены, поэтому она придумала выход. Фотографирует свои же картины, оформляет в рамке и таким образом появляется бюджетный вариант изображения. В экспозиции были представлены полотна с достопримечательностями Хабаровска, нанайскими сюжетами, и, конечно же, портреты самого Кола Бельды.
– Я здесь демонстрирую не только свое творчество, но также память о выдающемся артисте из числа КМНС. Также сейчас готовится книга воспоминаний людей со всего мира о Кола Бельды, – рассказала Ольга.
Еще одна представительница КМНС - Анна Донкан-Раитина, уроженка села Маяк Нанайского района. Уже много лет она живет в Хабаровске и делает изделия из кожи с национальным орнаментом: сумки, кошельки, футляры для очков. Говорит, они очень популярны у покупателей на западе страны. У тех, кто раньше жил в Хабаровском крае, а потом переехал, случается ностальгия и им не хватает чего-то родного.
– Все орнаменты мне передала мама. Хочется свои корни сохранить для будущего поколения. Мы должны помнить и поддерживать традиции, – считает Анна.
За три дня выставки ее посетили более 14 тыс. посетителей. А выручка с продаж составила более 1 млн рублей. Эта выставка – первая ласточка. Планы у бренда «Сделано в Хабаровском крае» – амбициозные. Выставки, подобные этой, ещё будут проводиться не только в Хабаровске, но и в различных районах региона. В будущем бренд планирует выйти и на международные рынки, а также открыть лицензированные точки зонтичного бренда. Две из них появятся в Хабаровске, и ещё одна — в Москве.
Зонтичный бренд «Сделано в Хабаровском крае» уже объединяет 80 предпринимателей региона. Они заключили соглашение, поэтому могут смело крепить на свои изделия заветный региональный знак качества. Число желающих присоединиться к бренду растет. В центр «Мой бизнес» ежедневно поступают звонки с вопросами о том, как часть частью бренда. А сделать это просто – необходимо заключить лицензионный договор на право использования товарного знака. Обязательные условия — юрлицо, индивидуальный предприниматель или самозанятый должны быть зарегистрированы на территории Хабаровского края, иметь здесь производство и стоять на учете в одной из налоговых инспекций региона. В случае положительного исхода центр поможет с созданием сайта и выпуском полиграфической продукции и конечно же с продвижением — в крае, в стране и за рубежом. Так на днях Дмитрий Демешин во время визита в Белоруссию предложил открыть там магазины регионального бренда «Сделано в Хабаровском крае». Посол России в Беларуси Борис Грызлов уже поддержал эту идею.