На VIII ВЭФ впервые в мире прозвучал концерт для искусственного интеллекта с большим симфоническим оркестром. Автор и дирижер уникального произведения – музыкант-виртуоз, известный аккордеонист России, композитор Петр Дранга, а солистка – нейросеть от Сбера.
Премьера Симфонии №1 «Космос» авторства Петра Дранги с участием нейросети состоялась на Приморской сцене Мариинского театра в рамках культурной программы VIII Восточного экономического форума 10 сентября. «Я бы хотел, чтобы наше взаимодействие с искусственным интеллектом происходило во благо, эти слова есть и в самой симфонии… Это ни в коем случае не соревнование и не соперничество, а именно сотрудничество… Искусственный интеллект – не замена человека, а его друг и помощник», – прокомментировал композитор Петр Дранга.
Нейросеть, визуализированная на авансцене в образе техно-матрешки с инсталлированной колонкой, сочиняла мелодию параллельно со звучанием оркестра, дополняя тем самым авторскую музыку. Тембр для нее выбрали довольно монотонный, чтобы на фоне богатой оркестровой палитры, с которой по звучанию ничто не может конкурировать, четко прослеживалась мелодия, то есть главная мысль и работа ИИ.
«В Сбере много внимания уделяется развитию искусственного интеллекта, это одно из самых топовых и перспективных направлений. Мы использовали нейросеть SymFormer, показали ей партитуры Петра и обучили ее. То есть нейросеть в режиме реального времени импровизировала на основе той информации, что она получила», – пояснил главный эксперт по технологиям, руководитель управления экспериментальных систем машинного обучения Сбера Алексей Минин.
Так как ИИ перерабатывал и генерировал композиторский текст здесь и сейчас, то финальную версию симфонии впервые слышали не только зрители, но и музыканты, и сам автор. На каждом следующем выступлении техно-матрешка будет сочинять новую партию, а значит, звучание никогда не повторится.
Руководитель дирекции творческих проектов Фонда Росконгресс Екатерина Иванова отметила: «С моей точки зрения, наш с вами совместный эксперимент вполне удался. Мы еще раз показали, что мы не только страна, музыку и искусство которой всегда очень любили и уважали в мире, но мы и высокотехнологичная страна. Концерт, зрителем которого мы стали сегодня, действительно, первый в мире».
После выступления Петр Дранга оценил творчество искусственного интеллекта на пятерку: «Как соавтор он мне понравился, думаю, я с ним не раз зажгу». Интересно, что бы ему ответила нейросеть.
Оксана Александрова
В 90-х в последние выходные марта хабаровский «политен» (тогда Политехнический институт, а ныне – Тихоокеанский государственный университет) превращался в одну большую концертно-тусовочную площадку: в актовом зале проходил Дальневосточный фестиваль рок и альтернативной музыки «Весенний драйв». В отсутствии интернета и других доступных сегодня каналов связи, для музыкантов и публики это был чуть ли не единственный шанс встретиться, поиграть и послушать. В «нулевых» «Весенний драйв» закончился, на смену ему пришли всевозможные фестивали в разных городах Дальнего Востока, но ничего постоянного так и не появилось.
Сегодня ситуация несколько изменилась: только в Хабаровске стали проходить три постоянных фестиваля: «Старпорт» (в 2024 году состоится во второй раз) в здании бывшего аэровокзала, «Рок над Амуром» на открытой площадке перед ареной «Ерофей» и Maxi Rock fest, который начинался еще в 2011 и был реанимирован в прошлом году.
Площадкой нынешнему — пятому — Maxi Rock’у по традиции стал бар Crossroads. За три дня на его сцене выступили 19 команд со всего Дальнего Востока: от Улан-Удэ до Петропавловска-Камчатского. Это, кстати, главное требование для участников фестиваля — группа должна быть дальневосточной. Отбирали участников в течение нескольких месяцев путем народного голосования и экспертного мнения жюри.
Корреспондент EastRussia в первый день фестиваля узнал у организаторов и музыкантов — что движет ими в сторону Хабаровска (и других подобных площадок) во времена электронных площадок, соцсетей и iTunes?
Громко – не значит «хорошо»
Открыть фестиваль выпало молодым — во всех смыслах — исполнителям: группе «Процесс 2.0» из Хабаровска. Немного понервничав, настраивают инструменты, подбадривают сами себя. Впрочем, организаторы сразу обозначили их: новички.
С первых аккордов становится ясно: парням еще необходимо поработать над звуком/исполнением и другими артистическими атрибутами. И понять самое главное: громко — не значит «хорошо».
Спускаюсь в гримерку, чтобы пообщаться с музыкантами: Даниил Потемкин, вокал, Влад Кононенко, бас, Дмитрий Кононенко, соло-гитара.
Ребята между собой обсуждают свое выступление, которое, как оказалось, аж третье на их счету.
— Опыт, в первую очередь, получили, — в один голос говорят музыканты. — Молодой группе сложно попасть на какие-либо концерты, потому что «старички» везде, а тут (на Maxi Rock – ER) молодых зовут, это здорово. Но на таких площадках мы и набираем аудиторию. А еще осознали все свои ошибки, самый главный вывод — репетировать и еще раз репетировать, сыгранность нужна.
Вспоминается хабаровская группа «Мраморный морж» - парням было по 15-16 лет, когда они первый раз выступали на публике в клубе «Т-34». На тот концерт жарким июльским летом они пришли вместе с родителями, а потом ребята уехали в Москву, где одно время успешно сотрудничали с лейблом «Легкие».
Организаторы фестиваля: Макс Малков, Виктор Бодров (оба – радиостанция «Восток России»), Денис Рублевский (группа The Starkillers, которая, кстати, выросла из таких вот фестивалей – сегодня этот коллектив из Хабаровска один из немногих дальневосточных может позволить себе полноценное сольное турне по всей стране. EastRussia расскажет о группе, как только музыканты вернутся с гастролей) и Константин Коротков.
Один из организаторов фестиваля — Макс Малков — подчеркивает: движ, в том числе, и задуман для того, чтобы дать возможность заявить о себе начинающим группам.
— Музыканты должны выступать перед публикой, а на деле по всему ДФО далеко не у всех есть шанс выступать. К примеру, в Благовещенске есть свой какой-то фестиваль, но группы из этого города к нам едут с удовольствием: здесь площадки другого уровня, возможностей и аудитории больше, для групп это важно, — рассказывает Максим Малков.
В первый фестивальный день из Благовещенска была группа «КрахЪ». Свой стиль определяют как «анархоролл». Группа не первый день на сцене, имеет своего слушателя. На фестивали вроде MaxiRock`a приезжают ради аудитории.
— Это то, что нам самим интересно. Это не заработок. Сыграем здесь, кому-то понравится, 10-20 человек к нам присоединится, вот и весь результат, — размышляет гитарист Ярослав Румянцев.
— Мне интересен живой контакт с публикой. Обмен энергией. Нам в кайф покататься, поиграть. Общение с людьми, знакомство. Потом к нам приезжают другие группы, — поделился вокалист Данил Буйницкий.
На фестиваль музыканты приезжают за свой счет (к примеру, перелет Петропавловск-Камчатский – Хабаровск - Петропавловск-Камчатский на одного человека обойдется в 32 тыс. рублей), гонорар за выступление не получают, организаторы оплачивают лишь сутки проживания. Но коллективы это не останавливает: в этом году на Maxi Rock было подано свыше 90 заявок. Причина банальна — по всему Дальнему Востоку не так много площадок для выступления.
Справка: Среди постоянных музыкальных фестивалей, которые проводятся на Дальнем Востоке, музыканты выделяют «VRox» (проходит в дни проведения Восточного экономического форума во Владивостоке, одно время идейным его вдохновителем был Илья Лагутенко), два фестиваля в Хабаровске (помимо Maxi Rock) – «Рок над Амуром» (проводится за бюджетные средства, с привлечением хедлайнеров типа Вячеслав Бутусов, «Пикник», Чиж и Ко, но также и с участием молодых коллективов со всей страны) и «Старпорт», и «Крылья» на Сахалине (в этом году на острове появится еще одна площадка).
Что касается раскрутки через интернет, соцсети и другие электронные сервисы, то по мнению организаторов фестиваля, это не всегда действенный метод.
— На такой PR тоже нужен определенный талант и финансы. Группа может быть хорошая, а подписчиков мало. А на таких фестивалях музыканты общаются между собой, знакомятся. Потом ездят в другие города с ответными концертами. Это движуха, — рассказал Макс Малков.
— Продвигать себя на электронных площадках — очень тяжёлая задача, — подтверждает лидер группы Chthonic Suffering Дмитрий Ерыкалов. — Большинство дальневосточных групп выкладывают свой материал самостоятельно, без привлечения лейблов и т.д. Работа со студиями, реклама и т.д. стоят немалых денег, многие группы пока просто не могут себе этого позволить. Со временем, достигнув определённой репутации и успеха, коллективы упираются в потолок и тогда уже возникает необходимость привлечения сторонних людей и организаций в продвижении музыки. А сейчас популярность группы на электронных площадках в какой-то степени прямо пропорциональна количеству аудитории, которую удаётся привлечь на концертах.
Мы — группа молодая можно сказать: собрались в конце 2020 года под именем Three stripes jackets. Было множество смен состава, в настоящий момент оригинальных участников группы не осталось. Актуальный стиль музыки можно охарактеризовать как смесь Hardcore и Death metal. Наша аудитория достаточно разношёрстная, начиная с достаточно закрытой локальной хардкор-тусовки, заканчивая широким слушателем, любящим разные направления тяжёлой музыки.
В фестивалях участвуем в первую очередь для самореализации. По сути возможность выступить на концерте — это возможность поделиться с публикой своим творчеством, получить обратную связь, убедиться, что то, что мы делаем в кайф не только нам самим.
Кстати, на сцену Дмитрий вышел на костылях и напичканный металлом в буквальном смысле: пару недель назад получил сложный перелом ноги, но и такая травма — не повод отказаться от участия в MaxiRock'e. Это, пожалуй, самое показательное доказательство востребованности рок-фестов.
Премьера Симфонии №1 «Космос» авторства Петра Дранги с участием нейросети состоялась на Приморской сцене Мариинского театра в рамках культурной программы VIII Восточного экономического форума 10 сентября. «Я бы хотел, чтобы наше взаимодействие с искусственным интеллектом происходило во благо, эти слова есть и в самой симфонии… Это ни в коем случае не соревнование и не соперничество, а именно сотрудничество… Искусственный интеллект – не замена человека, а его друг и помощник», – прокомментировал композитор Петр Дранга.
Нейросеть, визуализированная на авансцене в образе техно-матрешки с инсталлированной колонкой, сочиняла мелодию параллельно со звучанием оркестра, дополняя тем самым авторскую музыку. Тембр для нее выбрали довольно монотонный, чтобы на фоне богатой оркестровой палитры, с которой по звучанию ничто не может конкурировать, четко прослеживалась мелодия, то есть главная мысль и работа ИИ.
«В Сбере много внимания уделяется развитию искусственного интеллекта, это одно из самых топовых и перспективных направлений. Мы использовали нейросеть SymFormer, показали ей партитуры Петра и обучили ее. То есть нейросеть в режиме реального времени импровизировала на основе той информации, что она получила», – пояснил главный эксперт по технологиям, руководитель управления экспериментальных систем машинного обучения Сбера Алексей Минин.
Так как ИИ перерабатывал и генерировал композиторский текст здесь и сейчас, то финальную версию симфонии впервые слышали не только зрители, но и музыканты, и сам автор. На каждом следующем выступлении техно-матрешка будет сочинять новую партию, а значит, звучание никогда не повторится.
Руководитель дирекции творческих проектов Фонда Росконгресс Екатерина Иванова отметила: «С моей точки зрения, наш с вами совместный эксперимент вполне удался. Мы еще раз показали, что мы не только страна, музыку и искусство которой всегда очень любили и уважали в мире, но мы и высокотехнологичная страна. Концерт, зрителем которого мы стали сегодня, действительно, первый в мире».
После выступления Петр Дранга оценил творчество искусственного интеллекта на пятерку: «Как соавтор он мне понравился, думаю, я с ним не раз зажгу». Интересно, что бы ему ответила нейросеть.
Премьера Симфонии №1 «Космос» авторства Петра Дранги с участием нейросети состоялась на Приморской сцене Мариинского театра в рамках культурной программы VIII Восточного экономического форума 10 сентября. «Я бы хотел, чтобы наше взаимодействие с искусственным интеллектом происходило во благо, эти слова есть и в самой симфонии… Это ни в коем случае не соревнование и не соперничество, а именно сотрудничество… Искусственный интеллект – не замена человека, а его друг и помощник», – прокомментировал композитор Петр Дранга.
Нейросеть, визуализированная на авансцене в образе техно-матрешки с инсталлированной колонкой, сочиняла мелодию параллельно со звучанием оркестра, дополняя тем самым авторскую музыку. Тембр для нее выбрали довольно монотонный, чтобы на фоне богатой оркестровой палитры, с которой по звучанию ничто не может конкурировать, четко прослеживалась мелодия, то есть главная мысль и работа ИИ.
«В Сбере много внимания уделяется развитию искусственного интеллекта, это одно из самых топовых и перспективных направлений. Мы использовали нейросеть SymFormer, показали ей партитуры Петра и обучили ее. То есть нейросеть в режиме реального времени импровизировала на основе той информации, что она получила», – пояснил главный эксперт по технологиям, руководитель управления экспериментальных систем машинного обучения Сбера Алексей Минин.
Так как ИИ перерабатывал и генерировал композиторский текст здесь и сейчас, то финальную версию симфонии впервые слышали не только зрители, но и музыканты, и сам автор. На каждом следующем выступлении техно-матрешка будет сочинять новую партию, а значит, звучание никогда не повторится.
Руководитель дирекции творческих проектов Фонда Росконгресс Екатерина Иванова отметила: «С моей точки зрения, наш с вами совместный эксперимент вполне удался. Мы еще раз показали, что мы не только страна, музыку и искусство которой всегда очень любили и уважали в мире, но мы и высокотехнологичная страна. Концерт, зрителем которого мы стали сегодня, действительно, первый в мире».
После выступления Петр Дранга оценил творчество искусственного интеллекта на пятерку: «Как соавтор он мне понравился, думаю, я с ним не раз зажгу». Интересно, что бы ему ответила нейросеть.
Премьера Симфонии №1 «Космос» авторства Петра Дранги с участием нейросети состоялась на Приморской сцене Мариинского театра в рамках культурной программы VIII Восточного экономического форума 10 сентября. «Я бы хотел, чтобы наше взаимодействие с искусственным интеллектом происходило во благо, эти слова есть и в самой симфонии… Это ни в коем случае не соревнование и не соперничество, а именно сотрудничество… Искусственный интеллект – не замена человека, а его друг и помощник», – прокомментировал композитор Петр Дранга.
Нейросеть, визуализированная на авансцене в образе техно-матрешки с инсталлированной колонкой, сочиняла мелодию параллельно со звучанием оркестра, дополняя тем самым авторскую музыку. Тембр для нее выбрали довольно монотонный, чтобы на фоне богатой оркестровой палитры, с которой по звучанию ничто не может конкурировать, четко прослеживалась мелодия, то есть главная мысль и работа ИИ.
«В Сбере много внимания уделяется развитию искусственного интеллекта, это одно из самых топовых и перспективных направлений. Мы использовали нейросеть SymFormer, показали ей партитуры Петра и обучили ее. То есть нейросеть в режиме реального времени импровизировала на основе той информации, что она получила», – пояснил главный эксперт по технологиям, руководитель управления экспериментальных систем машинного обучения Сбера Алексей Минин.
Так как ИИ перерабатывал и генерировал композиторский текст здесь и сейчас, то финальную версию симфонии впервые слышали не только зрители, но и музыканты, и сам автор. На каждом следующем выступлении техно-матрешка будет сочинять новую партию, а значит, звучание никогда не повторится.
Руководитель дирекции творческих проектов Фонда Росконгресс Екатерина Иванова отметила: «С моей точки зрения, наш с вами совместный эксперимент вполне удался. Мы еще раз показали, что мы не только страна, музыку и искусство которой всегда очень любили и уважали в мире, но мы и высокотехнологичная страна. Концерт, зрителем которого мы стали сегодня, действительно, первый в мире».
После выступления Петр Дранга оценил творчество искусственного интеллекта на пятерку: «Как соавтор он мне понравился, думаю, я с ним не раз зажгу». Интересно, что бы ему ответила нейросеть.
Развитие креативных индустрий и использование новых технологий для создания кросс-индустриальных проектов обсудили на профильной сессии ВЭФ-2024
Технологические разработки сегодня активно используются в сферах IT, промышленного дизайна, коммуникациях, помогая создавать высокотехнологичную продукцию и внедрять цифровые сервисы.
Дизайнер Артемий Лебедев считает, что сегодня задействовать ИИ в креативных проектах необходимо – нейросети могут быстро нарисовать качественное изображение, и для этого не нужны художественное образование и навыки рисования. Однако, внедрить созданный нейросетями контент может только человек – потому что только он способен выбрать лучший вариант из сгенерированных и воплотить проект в жизнь, опираясь на свои знания и опыт.
«Пришла моя эпоха, человека, который не умеет рисовать, но при этом я являюсь дизайнером и проектировщиком. Мои мысли, зарождающиеся в мозгу, могут реализоваться на холсте или в виде какого-то предмета просто в результате моего умения ставить задачи», – отметил Лебедев.
Он добавил, что многие дизайнеры уже подключили к работе ИИ и это помогает создавать новые проекты, в частности, в сфере промышленного дизайна.
Лебедев привел пример сотрудничества с Серпуховским заводом по производству лифтов. Совместными усилиями команда студии Лебедева и Серпуховский лифтостроительный завод создали дизайн и интерфейс «лифта будущего». Помимо своей непосредственной функции – поднимать людей и грузы на нужный этаж – интерактивный помощник сообщает сводку погоды, дорожные новости и информацию о пробках, а еще может сделать комплимент и пожелать хорошего дня.
Такого же мнения придерживается и генеральный директор «ГПМ Цифровые Инновации» Дмитрий Чуркин. Он уверен, что технологии могут стать дополнением для создаваемых креативных проектов, но роль человека в сфере производства контента и дизайнерских решений остается доминирующей. Он рассказал о том, как в компании сокращают производственный цикл — например при создании shorts на видеохостинге Rutube для коротких видеороликов используются референсы, затем на них накладывается звуковое сопровождение и после обработки с применением ИИ получается готовый продукт.
Генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050ЛАБ Дарья Топильская уточнила, что о технологиях невозможно говорить без упоминания человека, поскольку их создают непосредственно люди. Даже если активно задействовать ИИ, без участия человека развивать творческие и креативные индустрии не представляется возможным. К примеру, дизайнеры используют технологии как инструмент для создания разовых творческих проектов, а крупные компании привлекают ИИ для того, чтобы запустить серийное производство.
«Сегодня технологии нужно делить на две большие группы: технологии, которые используют дизайнеры непосредственно в творчестве, как инструменты создания чего-то нового, и технологии производства той самой серийной продукции, промышленный дизайн которой мы разрабатываем», – подчеркнула Топильская.
Она также добавила, что в нашей стране промышленный дизайн только начинает развиваться, а создать полный дизайн-проект без участия человека невозможно.
Цифровые методы уже активно используются на улицах городов в оформлении фасадов домов – цифровая реклама перестала быть назойливым и раздражающим фактором из-за использования технологии дополненной реальности и применяется не только в коммерческих, но и в социальных проектах. Как отметила представитель Maer Group Виктория Баркова, сегодня уличные медиа выполняют функцию социальных сетей – самое нужное и интересное транслируется на экранах, тем самым избавляя человека от необходимости просмотра контента на смартфоне.
«Цифровая реклама позволяет создать интересный контент, продумать какой-то интересный креатив, то есть привлечь внимание зрителя и потребителя. Технологии позволяют креативщикам создавать интересный креатив, продумать, как сделать, чтобы реклама была не назойливой, не надоедливой, а наоборот, привлекала внимание», – сказала Баркова.
Генеральный директор группы компаний «Просвещение» Наталья Третьяк подняла вопрос правового урегулирования технологий с использованием искусственного интеллекта. В частности, еще предстоит определить принадлежность авторского права сгенерированного нейросетями контента и необходимости нести ответственность за те смыслы, что в него вкладываются.
«Есть ряд проблем. Не буду скрывать, это вопросы правовой неурегулированности. Авторское право. И не только авторское право, потому что непонятно, кому будет принадлежать сгенерированный контент: обладателю технологий либо промпт-инженеру, который правильно сформулировал, задал вопросы. Но в большей степени, наверное, здесь другая проблематика, – это вопрос ответственности. Кто будет отвечать, если сгенерированный контент неправильный, но это в лучшем случае, а в худшем – наносит вред жизни и здоровью ребенка?» – заключила Третьяк.
Тем не менее, цифровизация коснулась и печатной литературы – все чаще издательства дополняют книги и учебники QR-кодами, отсканировав которые можно попасть на интернет-страницы музеев, театров, общеобразовательных учреждений, прослушать аудиоролики или посмотреть тематическое видео.
Подводя итоги сессии, спикеры пришли к выводу, что технологический прогресс активно помогает развиваться креативной индустрии, создавать новые интересные проекты в сфере IT, дизайна, коммуникациях, в кино и мультипликации, VR и других.
Однако, вытеснить «человеческие смыслы» искусственный интеллект не может, поскольку для реализации даже самых смелых творческих идей технологии не смогут заменить человека.
По задумке российских властей остров Большой Уссурийский должен стать одним из ключевых центров экономического взаимодействия России и Китая. Для запуска амбициозного проекта на российской стороне острова намерены построить грузопассажирский пункт пропуск, о котором говорят уже несколько лет. О том, почему для развития острова необходимо взаимодействие власти, общественности и бизнеса, рассказал член правления, председатель Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Мазунин.
– Создана единая концепция развития острова Большой Уссурийский, есть определенные направления работы: туристическое, рекреационное, сервисное. Индустриального развития там не подразумевается, и это всем понятно. Даже обработка грузов, мультимодальные проекты будут осуществляться на материковой части. Сейчас больше стоит вопрос не направлений развития острова, а самой реализации концепции. Мы уже писали в Минвостокразвития о том, что нужна точная программа по развитию острова, которая будет содержать конкретные мероприятия со сроками, ответственными лицами, источниками финансирования.
Сегодня на региональном уровне очень мало обсуждений подобных вещей с экспертным и деловым сообществом, зачастую процессы закрыты. Не было обсуждения того же мастер-плана Хабаровска, который делается для людей, для создания благоприятной среды в Хабаровске и на Большом Уссурийском тоже. А ведь это можно назвать Хабаровской агломерацией по аналогии с Владивостокской. В перспективе Хабаровск может стать миллионником, тем более что на правительственном уровне стоит задача – создать миллионники в регионах, в том числе на Дальнем Востоке.
Конечно, открытие грузопассажирского пункта пропуска станет катализатором всех процессов, в том числе развития туризма, привлечения бизнеса, инвесторов из других территорий России и иностранных капиталов. Но здесь опять же нужно понимать, как это можно реализовать, какие потенциальные инвестпроекты уже есть, какие вошли в мастер-план Хабаровска. Мастер-план по развитию Большого Уссурийского острова Корпорация развития Дальнего Востока должна подготовить к июлю следующего года. Если это будут делать только сами московские специалисты, если они будут рассказывать, как и где нам жить, то это, наверное, будет неправильно. Нужно приблизить работу сюда. Президент давно говорит, что федеральные министерства и ведомства должны переехать на восток страны. Я считаю, что хотя бы для обсуждений они должны чаще приезжать на Дальний Восток, проводить форсайт-сессии, стратегические сессии, просто рабочие группы.
Я вошел в специальную рабочую группу по развитию Большого Уссурийского острова, как раз, там можно было бы участвовать, предлагать инициативы. Потому что пока непонятно, какую часть острова планируется защитить береговыми укрепительными сооружениями. А ведь именно там будет определена территория под застройку будущих объектов. Я понимаю, что это дорогостоящие мероприятия, инфраструктурные затраты, тем более в условиях сегодняшнего времени, но можно, рассмотреть и государственно-частное партнерство.
Полпред президента Юрий Трутнев сказал, что своих капиталов достаточно, и мы сможем самостоятельно все сделать. И действительно, российский капитал сегодня имеет возможности развивать на своей территории инфраструктуру, создавать инвестпроекты и делать это без привлечения иностранных вложений. Но нужно разработать финансовые модели для развития транспортной, инженерной и другой инфраструктуры. Тогда бизнесу будут понятны правила игры.
Также нужно просчитывать вложения в создание инфраструктуры, которые вернутся в виде будущих налогов. Ведь, с одной стороны, государство вкладывает деньги в создание инженерной, дорожной инфраструктуры, а с другой – создает инвестиционную привлекательность для проектов, в которые вкладывается частный инвестор. Он же создает налоговую базу и рабочие места.
Конечно, здесь нужно подключать, в том числе, и науку, чтобы ученые просчитали все цифры – не только затраты, но и будущие доходы. Когда строили БАМ, многие говорили, что это дорога в никуда, слишком затратная стройка. А сегодня, мы понимаем, что БАМа даже после реконструкции не хватает. Жизнь развернула все на восток. Такие моменты нужно обсуждать и просчитывать. Не надо бояться больших расходов, надо бояться малых доходов. Сначала государство и другие институты развития инвестируют, создают условия, вкладывают деньги в инфраструктуру и снижают риски для бизнеса, тем самым привлекая частые инвестиции, а потом эти деньги возвращаются в казну в виде налогов. Пускай не в среднесрочной перспективе, но возвращаются.
Мы десять лет ждали развития Большого Уссурийского острова. Мост построили в 2013 году, было поручение президента о создании туристической рекреационной зоны, но ничего до сих пор не создано, хотя за это время можно было пассажирский пункт пропуска открыть. Туристический обмен бы уже пошел, в дальнейшем проект было бы проще развивать. Но разные финансовые группы в этом не заинтересованы. Я знаю, что предпринимаются различные меры, чтобы проект как можно позже заработал, потому что он повлияет на транспортные и туристические потоки.
Важна концентрация экспертного сообщества, органов власти, бизнеса, нужно понимать, кто возьмет на себя инфраструктурные затраты. Ведь если говорить об увеличении турпотока в Хабаровский край из Китая, то нам нужно понимать, что потребуется в 100 раз больше номеров в гостиницах, мест в ресторанах и заведениях общепита. А это инвестиционный цикл, который занимает несколько лет. Уже сегодня с открытием этих новых мест мы опаздываем.
Есть проект пассажирских круизов по Амуру. Это тоже ниша, это туристическое предложение для гостей, прибывших на Большой Уссурийский. В национальном проекте есть планы по увеличению въездного туризма в три раза, доли туризма во внутреннем валовом продукте – до 5%. У нас есть прекрасная возможность перевыполнить эти показатели за счет появления грузопассажирского пункта пропуска на Большом Уссурийском. Но здесь главное – не тянуть одеяло на себя, а разровнять его и действовать вместе: обсудить направления, внести предложения, нащупать проблемные точки и найти точки роста, налаживать диалог между бизнес-сообществом и властью. Этот проект даст хороший толчок для развития города и региона, поэтому мы должны всем миром навалиться, и своими идеями, энергией двигать его вперед и получать от него эффекты.