Поделиться
То, что рынок прописал
Поделиться

Как дальневосточные компании проходят цифровую трансформацию со Сбером

Свыше двух с половиной тысяч средних и крупных предприятий страны сегодня проходят цифровую трансформацию при поддержке Сбера. На территории обслуживания Дальневосточного Сбербанка в процессе цифровизации находится более 100 компаний. Они принадлежат к различным отраслям экономики, а общая картина региональной цифровизации в значительной мере отражает хозяйственную специфику субъектов федерации.

Иван Трошин, фото: Сбер

Внутри восьмерки

На Дальнем Востоке России тренд на цифровую трансформацию крепнет. Верно и традиционно медленно: для культуры федерального округа характерна неспешность принятия изменений, да и новые технологии доходят сюда чуть подольше, чем в центр РФ. Среди восьми регионов, проходящих трансформацию вместе с Дальневосточным Сбербанком (это Хабаровский, Камчатский и Приморский края, Сахалинская, Магаданская и Амурская области, а также Еврейская автономная область и ЧАО), предсказуемо лидирует Приморье. На втором месте – Хабаровский край.

– На территории этих краев приходится порядка 60-65 % проектов. При этом в Приморье их процентов на 30-40 больше, - говорит директор управления по цифровому развитию Дальневосточного Сбербанка Иван Трошин. - Что касается других регионов, в них есть определенная специфика отраслей, с которыми мы работаем.

Инфографика: EastRussia

На Сахалине и Камчатке, где во главе угла стоят рыбодобыча и рыбопереработка, в  стадии обсуждения и первичной реализации проекты по операционной эффективности бизнеса и по использованию технологий искусственного интеллекта для прогнозирования вылова. В аграрной Амурской области успешно реализуется процесс цифровизации мониторинга полей. Если наземная техника обследовала поле за три-четыре часа, то дрон может это сделать всего за час. Это дало значительную экономию времени и ресурсов.

В Магаданской области Сбер сотрудничает с компаниями, которые ведут дистрибьюцию специализированной техники и запчастей для горнодобывающей отрасли.

Таков путь

Иначе говоря, Сбер предлагает решения для упрощения и автоматизации рутинных задач, и сопровождает решившихся в бурном, а главное, бескрайнем, море технологий. При всем разнообразии вариантов цифровая трансформация любой компании состоит из пяти шагов. Первый шаг - осознание, шаг номер два – стратегия цифровой трансформации в дополнение к основной стратегии компании, номер три – реинжиниринг процессов и организационной структуры, четвертый – выбор и разработка решения, пятый – адаптация и внедрение. Когда команда Сбера рассказывает предприятиям об этих шагах, то в качестве иллюстрации показывает простой нелинейный график.

Этапы цифровой трансформации. инфографика: Сбер

– Это не отрезок с началом и концом, это знак бесконечности, на котором и распределены пять этапов, – поясняет Иван Трошин. – Первый цикл цифровой трансформации от первого до пятого шага занимает год или полтора. Но всё очень зависит от зрелости процессов в компании, и может осуществляться как быстрее, так и медленнее. Например, есть отрасли с определенной сезонностью и, когда идет период зарабатывания денег, то там уже не до изменений, нужно быстро выполнять действия, которые дадут операционную прибыль в итоге.

Пять шагов цифровой трансформации не заканчиваются в принципе, они всегда уходят на следующий виток, подчеркивает Трошин.

Показания к применению

Повышением цифровой зрелости может, и должна заниматься каждая компания из любой отрасли, уверены в Сбере. Однако есть сферы, которым он показан в первую очередь: те, где подразумевается взаимодействие с клиентом. Это может быть юридическое лицо, так называемый сегмент B2B («би ту би», business to business), либо обычный покупатель, сегмент B2C («би ту си», business to consumer). Потому что в век цифровых технологий важна оперативность. К слову, в этом как раз и заключается основная задача цифровой трансформации - сжимать время от идеи до получения конечной услуги.

– Приоритетные отрасли? Естественно, это ритейл, фуд-ритейл, дистрибьюция разного рода, девелопмент, когда строят и продают жилищные или нежилые площади, –развивает тему Иван Трошин. – Это может касаться и торгово-производственных компаний, представленных в полном цикле (создание ценности - ее переработка – упаковка – передача на склад – реализация со склада), процесс цифровой трансформации таким предприятиям показан тоже на 100 процентов. Конечно, для различных направлений уже существуют отраслевые решения, но все проекты индивидуальны.

Так, с группой компаний «Восток Цемент» (Приморский край), Дальневосточный Сбербанк работает в части электронной коммерции, тесно сотрудничая с ООО «ЕЦС (единый центр снабжения)-ДВ», который представлен как онлайн-площадка для продажи строительных смесей. Банк участвует в проработке бизнес-процессов, предоставляет свои финансовые технологии для оплаты в сегменте B2B и предлагает варианты улучшения клиентского пути. Вариативно и взаимодействие с застройщиками.

Центральный склад «Восток Цемент». фото: «Восток Цемент»

К примеру, проект банка с группой «Восточный луч» (Приморский край) в 2022 году начался с обучения руководящего состава в СберУниверситете по программе Digital Strategy. А с ГК «Восток-Лидер» (Приморский край) сейчас прорабатывается интересная идея по расселению как сервис. Здесь основная задача – предоставить девелоперам возможность работать с таким механизмом, как КРТ (комплексное развитие территории), предусматривающим строительство не только многоквартирных домов, но и инфраструктурных объектов. 

Системный подход

Сбер дает компаниям-интеграторам системы. Для тех же застройщиков, к слову, актуально несколько направлений. Первое среди них – система управления клиентским опытом, так называемый сервис Customer relationship management (CRM). К ней подключаются входящие каналы: сайт и чат-бот, через которые потенциальный клиент может прокоммуницировать с компанией, запись телефонных звонков, чтобы руководитель отдела продаж мог послушать, как с клиентом разговаривали.

– Наша команда показывает, как с этих каналов снимать статистику и понимать, есть ли рост и за счет чего, - рассказывает Трошин. – Помимо CRM, мы можем предоставлять системы управления ресурсами предприятия класса ERP (Enterprise Resource Planning), объединяющие все функциональные блоки: это и проектно-сметная документация, и план-график реализации самого проекта, и движение товарно-материальных средств.

Цифровая трансформация для дистрибьюторов тоже системна. Для приморского оптовика «Проект-Инвест» прорабатывается стратегия продвижения собственных торговых марок: от идей, что именно производить, до выбора технологий и марок оборудования. Стратегия для АЮСС ВСТК (Восточно-Сибирская торговая компания) немного иная. У этой группы компании ВСТК есть собственное решение по управлению складом. Это так называемая WMS-система, на которой все складские операции связывают в одну IT- структуру.

– АЮСС ВСТК предлагает свою разработку – с установкой, с сопровождением и с внедрением. И в данном случае мы работаем над тем, чтобы интегрировать наши финансовые технологии, и помогаем нашим партнерам с распространением этой системы, – продолжает Иван Трошин. 

Без стереотипов

Как узнать, что предприятию пора трансформироваться? Есть три верных признака. Первое - время исполнения процессов внутри компании (например, согласования, подписания документов) доставляет сложности. Второе – несовременность либо недостаточная функциональность решений (программное обеспечение десятилетней давности, к примеру). И третье – готовность руководства встроиться в процесс цифровизации. Такой сервис, кстати, предоставляет только Сбер.

– Часто, когда мы (а у нас на Дальнем Востоке своя цифровая команда из 11 человек) приходим в компании на первые встречи, слышим вопрос: «А что, Сбер еще и этим занимается?», – улыбается директор управления по цифровому развитию. – То есть часто воспринимают банк именно как финансовое учреждение. Но сегодня Сбер уже не только финансовый партнер, но и партнер в развитии бизнеса и повышении его операционной эффективности.

А еще считается, что цифровая трансформация – это дорого, долго и сложно.

На самом деле, все зависит от масштабов и задач, говорит Трошин. И он убежден – расходы на цифровую трансформацию сопоставимы с теми результатами, которые можно получить, пройдя полный цикл цифровизации.

Кстати, компании, которые проходят цифровую трансформацию со Сбером, растут на 40 процентов быстрее. Об этом заявил директор Департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка Сергей Меламед, выступая на конференции SberPro Tech 2024. Банк начал трансформацию с себя и сейчас активно делится опытом, как собственным, так и опытом своих клиентов разных отраслей. Реализацией проектов цифровой трансформации корпоративных клиентов занимаются более 200 менеджеров по всей стране, а партнерская программа включает уже более 250 IT-компаний с уникальной технологической экспертизой.

текст: Нина Доронина Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Сделано в Хабаровском крае: холод для себя и на экспорт

Хабаровский край продолжает усиливать свои позиции в экспортной логистике стран АТР, модернизируя инфраструктуру хранения и подготовки продукции к отправке за рубеж. На фоне высокого международного спроса на дальневосточную рыбу регион остро нуждается в современных холодильных мощностях, позволяющих поддерживать стабильные условия хранения и соответствовать требованиям зарубежных рынков. Новый мультитемпературный комплекс, построенный в краевой столице, стал ответом на этот вызов: его создание потребовало значительных инвестиций, сертификации под стандарты Китая, Японии, стран Таможенного союза и других государств. Он позволяет экспортёрам размещать продукцию ближе к центру деловой активности, гибко работать с покупателями, сокращать логистические издержки и повышать конкурентоспособность на внешних рынках. Благодаря таким проектам регион делает уверенный шаг к укреплению своей роли в международной торговле и формированию современной пищевой и промышленной инфраструктуры.

Читать полностью
Поделиться
«Приморский старт» расширяет окно возможностей

Победителей финала конкурса «Приморский старт» определили во Владивостоке 12 ноября. Три проекта в области радиоэлектронной борьбы, медицинских симуляторов и промышленной робототехники получат гранты правительства Приморского края общим объемом 12 млн рублей. Однако «Приморский старт» — не просто конкурс. Это большая программа, направленная на комплексную поддержку инновационных стартапов.

Читать полностью
Поделиться
Фильтр для миграции: бизнес Хабаровского края в поисках решений для привлечения трудовых мигрантов

На расширенном заседании Общественного совета при омбудсмене по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае бизнес назвал кадровый дефицит проблемой номер один. На фоне самого масштабного за последние годы обновления миграционных правил предприниматели призвали перейти от запретов «широкой кистью» к адресному контролю и системной подготовке трудовых мигрантов.

Читать полностью
Поделиться
«Мы такие одни!» — история молодого сувенирного бизнеса из Читы

Сувенирные магниты-наличники начала выпускать семья мастеров Матвеевых из Читы. Идея появилась в разгар пандемии, когда смены на основной работе сократили и пришлось сидеть дома. Сейчас бизнес разросся до такого уровня, что уютные изделия, посвящённые деревянному зодчеству, были впервые представлены на Восточном экономическом форуме. По какому принципу выбираются окна для магнитов и как набраться мужества, чтобы уйти из найма в творчество, — EastRussia рассказала соосновательница «Мастерской Фокус-М» Алина Матвеева.

Читать полностью
Поделиться
От найма к собственному бизнесу: как в Хабаровском крае поддерживают начинающих предпринимателей

В кадровых центрах Хабаровского края растёт число людей, которые задумываются об уходе из найма в собственный бизнес. О том, как государство помогает начинающим предпринимателям, о плюсах и минусах самозанятости, а также статистике по самым востребованным бизнес-направлениям региона рассказала директор Кадрового центра Хабаровского края Елена Даниленко.

Читать полностью
Поделиться
Мартин Тейт: «За рубежом многие не знают деталей о ТОР и СПВ»

Мартин Тейт − предприниматель с более чем 30-летним опытом работы на Дальнем Востоке, почетный консул Новой Зеландии и резидент двух территорий опережающего развития. В интервью для EastRussia он рассказал об уникальности российских преференциальных режимов и изменениях в бизнесе за последние 30 лет.

Читать полностью
Поделиться
Жизнь без SWIFT: на ВЭФ обсудили новую архитектуру трансграничных платежей

На 10-м Восточном экономическом форуме прошла сессия «Международные платежи в условиях санкций», в которой приняли участие представители Минфина, крупнейших банков и компаний-экспортеров. Эксперты обсудили, насколько успешно Россия заменяет SWIFT, какие новые инструменты трансграничных расчетов уже работают, и как участники рынка ощущают данные изменения на практике. Банки и регуляторы говорили о создании полноценной альтернативы и росте оборотов финтех-платформ, тогда как представители реального сектора напомнили о сохраняющихся проблемах в международных расчетах, таких как задержки платежей, дополнительные расходы и комиссии, сложности взаимодействия с зарубежными банками.

Читать полностью
Поделиться
Цэн Вэй: «Россия – это окно возможностей, которое сейчас открыто!»

Господин Цэн Вэй — китайский бизнесмен с тридцатилетним опытом работы в России. Он прошел путь от бартерной торговли арбузами в приграничье до владельца нефтяного месторождения на Северном Кавказе. В интервью для EastRussia предприниматель вспоминает 90-е, рассказывает, как менялся инвестиционный климат в России, и объясняет, почему считает нынешний момент уникальным для китайско-российского сотрудничества.

Читать полностью
Поделиться
Индия выбирает Приморье как стратегический хаб в России

Во Владивостоке открылось бизнес-представительство Республики Индия – «Деловой альянс Владивосток — Индия» (Vladivostok India Business Alliance или VIBA). Некоторые участники альянса уже задумались об открытии совместных российско-индийских предприятий на территории Приморья и приглашают местные фирмы к организации производства в Индии

Читать полностью
Поделиться
О чем кричит Чукотка?

Chukotka Krik - так называется мерч, который в 2019 году придумала жительница Анадыря Татьяна Крикун. Под этим брендом выпускаются ветровки, шопперы, кепки, календари. Казалось бы, идея не нова, но именно эта продукция обладает какой-то магией. Чукотский мерч открывает людям по всему миру эту территорию. Бывает и такое: купит человек шоппер в интернете, и спустя время приезжает на Чукотку туристом. В своих работах художница старается совместить традиционные мотивы и современность, экспериментирует со стилями и техниками. В чем секрет мерча Chukotka Krik рассказала EastRussia его создательница.

Читать полностью
Больше материалов