Поделиться
В Хабаровском крае подвели итоги 2023 года
Поделиться

Рост ВРП, собственных доходов краевого бюджета и снижение госдолга — губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв озвучил на расширенном заседании правительства региона ключевые параметры развития экономики территории

фото: EastRussia

Валовый региональный продукт по итогам прошлого года приблизился к 1 трлн 250 млрд рублей. Собственные доходы краевого бюджета с 2020 года увеличились на 47 млрд рублей по сравнению с 2022 годом, а общий доход вырос на 16%, достигнув 125 млрд 900 млн рублей. Уровень госдолга за последние три года снизился с 69% до 47% от доходов.

— Благодаря решению нашего президента о реструктуризации мы смогли полностью уйти от коммерческих кредитов, — отметил Михаил Дегтярёв. — Сегодня мы должны коммерческим банкам 0 рублей. В 2020 году такие кредиты превышали 35 миллиардов, сейчас — 0. Это даёт нам возможность дополнительно направлять на развитие края более двух миллиардов рублей ежегодно, которые раньше мы платили за кредиты в банке.

Федеральные и региональные меры помогли увеличить доходы населения, из зоны бедности вышли около 30 000 человек. Рост розничной торговли в прошлом году составил 6%, что свидетельствует о повышении покупательской способности. Уровень безработицы достиг исторического минимума, а ключевыми драйверами развития региона остаются основные отрасли, в частности обрабатывающая промышленность. По данным 11 месяцев прошлого года, в авиастроении наблюдался рост более чем на 8%, в судостроении – на 26%. Государственный оборонный заказ выполняется в полном объеме и даже с опережением, что стало возможным благодаря личной поддержке президента Путина.

 На импортонезависимом «Суперджете» было замещено порядка 40 систем и агрегатов. фото: Объединённая авиастроительная корпорация

Событием национального масштаба стали первые полеты полностью импортозамещенного Суперджета-100, собранного на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Юрия Гагарина. Лайнер готов, и в настоящее время ожидается окончание сертификации двигателя ПД-8. Работа продолжается также над проектом развития малой авиации, включая строительство самолетов «Байкал». В январе стартовала круглосуточная работа по возведению сборочных цехов в Комсомольске-на-Амуре, планируется завершение работ до конца года и запуск производства в следующем году.

На Амурском судостроительном заводе в прошлом году был заложен десятый корвет, ведется строительство малых ракетных кораблей и подготовка к заказу фрегатов. В прошлом году паром «Александр Деев» вышел на линию Ванино-Холмск, а второй паром «Василий Ощепков» находится в стадии завершения. На Хабаровском судостроительном заводе в прошлом году были сданы два краболова по программе «Квоты под киль».

Объемы в металлургическом производстве продолжают расти, ожидается увеличение на 22%. Завод «Амурсталь» освоил новые экспортные рынки, включая Китай, Филиппины и Вьетнам.

Грузооборот за два года увеличился почти на 11%. Продолжается модернизация Восточного полигона РЖД, строится Тихоокеанская железная дорога и порт «Эльга» в районе мыса Манорский в Тугуро-Чумиканском районе. За полтора года в непроходимой тайге было уложено 350 километров путей, первый причал порта уже готов, и в этом году ожидается тестовый прием первого океанского балкера.

 Строящийся порт Эльга. фото УК ЭЛСИ

Благодаря модернизации Восточного полигона, провозная мощность БАМа и Транссиба увеличилась до 173 млн тонн в год. На участке Комсомольск-на-Амуре – Ванино с 2008 года объем перевозок увеличился в пять раз и составил 40 млн тонн.

Масштабное строительство продолжается и в портах Советская Гавань и Ванино. По проектам компаний «Ванинотрансуголь» и «Дальтрансуголь» планируется увеличение мощности по перевалке угля до 64 млн тонн в год.

В 2022 году инвестиции в экономику края составили более 281 миллиарда рублей, а к концу 2023 года этот показатель достиг 364 млрд. Рост составил почти 150%, что вывело регион на третье место в стране по этому показателю.

С момента запуска режима ТОР и СПВ в крае привлечено 126 резидентов с проектами, создающими 20 000 рабочих мест. Общий объем инвестиций ТОРа и СПВ превысил полтриллиона рублей. В 2023 году было заключено еще 18 соглашений с планируемым объемом инвестиций свыше 48 млрд рублей и созданием 2 500 высокооплачиваемых рабочих мест.

В процессе реализации находятся два крупных проекта: Малмыжский горно-обогатительный комбинат, являющийся крупнейшим в России предприятием по производству концентрата меди, и Амурский оловянный металлургический комбинат. Это ведет к изменению структуры экономики региона. В этом году начинается строительство Дальневосточного автобусного кластера в Хабаровске с планами производства до 1000 машин в год.

Малмыжский ГОК. фото: пресс-служба «Амур Минералс»

Продолжается развитие крупной логистики — в Хабаровске запустили крупнейшие на востоке центры обработки отправлений «Озон» и «Почта России», а скоро стартуют проекты компаний «X5» и «Wildberries».

Продолжительность жизни в регионе впервые превысила 70 лет, составив 70,5 года. За последние десять лет младенческая смертность снизилась в 3,5 раза, а количество многодетных семей увеличилось в два с половиной раза, достигнув 23 500, в которых воспитывается почти 79 000 детей.

Регион улучшил свои позиции в национальном рейтинге инвестиционного климата: краю вошёл в 14-ую из 37 групп и за два года поднялся с 8-го на 4-е место среди субъектов ДФО.

Сфера малого и среднего предпринимательства также демонстрирует рост: здесь занято более 210 000 человек, что составляет треть экономически активного населения, а количество самозанятых превысило 66 000, что почти в два раза больше установленного в стратегии показателя. Введены льготы по упрощенной системе налогообложения для предприятий в сфере производства, ИТ, туризма и креативных индустрий, что привело к увеличению их количества. 39 организаций края являются участниками нацпроекта «Производительность труда», а более 2000 человек прошли бесплатное обучение основам бережливого производства.

За прошлый год более 200 километров автодорог были приведены в нормативное состояние, а в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» — более 720. На сегодняшний день 80% дорог в агломерациях соответствуют нормативу, что в два раза больше показателя последних трех лет.

Стали более доступными мвиаперевозки — с 2020 года действует программа льготных билетов для жителей северных районов, предоставляющая четыре перелета в Хабаровск, Николаевск и обратно по спецтарифу, который не повышался с момента запуска программы. Стоимость билета для взрослых составляет 4 500 рублей, для детей — 3 000. В прошлом году на эту программу было выделено более 215 млн рублей на компенсацию, обеспечив перевозку более 41 000 человек.

Для молодежи, пенсионеров и людей с инвалидностью с прошлого года действует тариф со скидкой 50%. И еслиранее он был доступен только с мая по сентябрь, теперь он действует круглый год. За год этой льготой воспользовались почти 8 000 пассажиров, а сумма субсидии составила 37,5 млн рублей.

В итоге, в прошлом году регион досрочно превысил показатель стратегии развития края, увеличив внутрирегиональный пассажиропоток до 100 000 человек, при этом количество рейсов выросло в полтора раза. За последние три года в абсолютных цифрах это составило плюс 258 рейсов, что способствовало расширению внутрирегиональной сети.

Активно наращивается строительство жилья: по последним статистическим данным, за прошлый год было введено 578 000 кв. метров, что является максимальным показателем с советских времен. Значительный вклад в это внесли программы льготного кредитования, развёрнутые по инициативе Президента страны, включая Дальневосточную ипотеку. С начала реализации программы было заключено почти 13 000 договоров на сумму более 58 млрд рублей. По решению главы государства программа была продлена и расширена, включив в неё работников оборонно-промышленного комплекса Дальнего Востока.

За 2023-й год в Хабаровском крае введено 578 000 кв. метров жилья. фото: пресс-служба правительства Хабаровского края

Президент поставил задачу достичь планки ввода жилья в 0,8 квадратных метра на человека, что для региона означает примерно 1 000 000 квадратов в год. Регион уверенно движется к этому показателю, основные перспективы которого заключаются в комплексной жилищной застройке Хабаровской агломерации. В работе находится шесть перспективных участков общей емкостью более четырех млн кв. метров. В прошлом году регион присоединился к программе «Дальневосточный квартал», потенциал которой составляет дополнительные 700 000 квадратных метров.

Работа ведется и по ликвидации аварийного жилья. За последние пять лет было расселено более 4 000 человек, из которых 2 700 проживали в домах, признанных аварийными до 1 января 2017 года, и около 1 600 – в домах, признанных аварийными после этой даты. В прошлом году было сдано шесть многоквартирных домов в различных районах, включая Бикин, поселок Токи Ванинского района, Пивань и Селихино Комсомольского района, а также на улице Аэродромной в Хабаровске. Весной планируется завершить благоустройство. Президент России поддержал запрос о выделении дополнительных средств на расселение людей из бараков на Проспекте 60-летия Октября в Хабаровске, и в настоящее время ведется работа с Правительством России в этом направлении по поручению Президента.

Новая страница в развитии Дальнего Востока – это реновация 25 городов, началом которой стали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Было учтено 1000 предложений при разработке планов, которые были представлены президенту, после чего Правительство России утвердило их 29 декабря своим постановлением. На сегодняшний день в Хабаровской городской агломерации реализуется уже 10 проектов на общую сумму почти 20 млрд рублей. Правительство поддержало проекты по Дальневосточной концессии, включая Дальневосточный художественный музей, и в этом году начинается строительство Дальневосточного центра отдыха и оздоровления детей. Также разработан долгосрочный план развития Комсомольска-на-Амуре, предусматривающий пять направлений на сумму 12 млрд рублей.

Алексей Збарский Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Сделано в Хабаровском крае: холод для себя и на экспорт

Хабаровский край продолжает усиливать свои позиции в экспортной логистике стран АТР, модернизируя инфраструктуру хранения и подготовки продукции к отправке за рубеж. На фоне высокого международного спроса на дальневосточную рыбу регион остро нуждается в современных холодильных мощностях, позволяющих поддерживать стабильные условия хранения и соответствовать требованиям зарубежных рынков. Новый мультитемпературный комплекс, построенный в краевой столице, стал ответом на этот вызов: его создание потребовало значительных инвестиций, сертификации под стандарты Китая, Японии, стран Таможенного союза и других государств. Он позволяет экспортёрам размещать продукцию ближе к центру деловой активности, гибко работать с покупателями, сокращать логистические издержки и повышать конкурентоспособность на внешних рынках. Благодаря таким проектам регион делает уверенный шаг к укреплению своей роли в международной торговле и формированию современной пищевой и промышленной инфраструктуры.

Читать полностью
Поделиться
Умом и молотком: будни камчатского геолога

Камчатка – уникальное поле для геологических исследований: полуостров находится в области интенсивной вулканической деятельности и здесь возникают новые минеральные комплексы и гидротермальные структуры. Здешние недра скрывают запасы рудных ископаемых, включая месторождения золота, серебра, меди, никеля, редких металлов. Помимо профессиональных знаний, геолог должен обладать навыками автономного выживания в экстремальных природных условиях, умением эффективно работать в условиях оторванности от цивилизации, способностью оперативно принимать решения в нештатных ситуациях. Подробности своей работы EastRussia рассказал геофизик по образованию, геолог по профессии Максим Ванке.

Читать полностью
Поделиться
Якутия и провинции Китая: новые точки роста межрегионального сотрудничества

На фоне стремительного укрепления российско-китайских отношений именно межрегиональный формат становится ключевым драйвером сотрудничества. Республика Саха (Якутия) и провинции КНР формируют плотную сеть экономических, инфраструктурных и гуманитарных связей, которые постепенно выходят за пределы традиционной торговли сырьём и превращаются в устойчивую систему кооперации.

Географическая близость, взаимодополняемость экономик и гибкие механизмы взаимодействия создают основу для развития индустриальных проектов, логистических маршрутов, инновационных решений и культурных инициатив. Эти темы стали центральными на сессии VI Северного форума по устойчивому развитию «Якутия и провинции Китая: точки роста экономического сотрудничества», где участники обсудили перспективы межрегионального партнёрства.

Читать полностью
Поделиться
Арктика как точка притяжения талантов

В преддверии Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» им. А. Н. Чилингарова (9-10 декабря. Санкт-Петербург.) Мария Груздева –член Совета АСПОЛ, фотограф и художник – о том, как просвещение и креативные индустрии формируют интерес к Арктике и открывают новые перспективы для молодёжи.

Читать полностью
Поделиться
«Убогонько, но красивенько»: путешествие в Аян — на край земли и красоты

– Алексей Александрович, добрый день! Хотите съездить на север края? Есть несколько вариантов…
Звонили из Дальневосточной государственной научной библиотеки), которая курирует проект – «Писатели родного края». Это когда поэты и писатели из Хабаровска отправляются по отдаленным населенным пунктам на творческие встречи с читателями. Мне предстояло выступить с проектом «Петербург-на-Амуре» (EastRussia рассказывало о нем), из предложенных вариантов я выбрал три северных райцентра, до которых еще ни разу не добирался: Чумикан, Аян и Охотск. Первый пункт назначения – Аян.

Читать полностью
Поделиться
«Золотой котябрь» 2.0: фестиваль диких кошачьих в Приморье планируют сделать ежегодным

Во Всемирный день защиты животных на фоне золотой осени на территории визит-центра национального парка «Земля леопарда» в селе Барабаш Приморского края во второй раз прошел «кошачий» фестиваль. Дальневосточные природоохранники намерены вписать самых северных на планете тигра и леопарда в культурный код россиян.

Читать полностью
Поделиться
Что происходит на рынке труда в Хабаровском крае

Рынок труда Хабаровского края ‒ это зеркало, в котором отражаются ключевые вызовы дальневосточного региона: демография, отток населения, нехватка квалифицированных кадров.

Сегодня в крае нет проблемы отсутствия рабочих мест, но есть дисбаланс между потребностями работодателей и запросами соискателей.

Об изменениях на рынке труда рассказала начальник отдела информационного взаимодействия и консультирования граждан Кадрового центра Ирина Геннадьевна Норкина.

 


Читать полностью
Поделиться
«План — ничто, планирование — всё»: Михаил Кузнецов о новой стратегии развития Дальнего Востока

Стратегия развития Дальнего Востока 2009–2025 завершает свое действие. За это время ВРП региона вырос на 26% к уровню 2013 года, инвестиции — на 88%, создано 180 тысяч новых рабочих мест. Но вместе с успехами проявились и слабые места — прежде всего энергетика и демография. Тому, что должна предусмотреть новая стратегия развития ДФО до 2036 года, на X Восточном экономическом форуме посвятили отдельную сессию. О главных итогах реализации Стратегии развития Дальнего Востока и будущих приоритетах в интервью агентству EastRussia рассказал директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

Читать полностью
Поделиться
Не в деньгах кадры!

«Таланты Дальнего. Эффективные стратегии удержания сотрудников» — так называлась одна из дискуссий в рамках ВЭФ-25. На ней спикеры обсуждали, как удержать на Дальнем Востоке молодежь и профессионалов. Участники, опираясь на практический опыт, пришли к парадоксальному выводу: простое повышение зарплат не решает проблему в долгосрочной перспективе — рано или поздно у компаний заканчивается пространство для роста выплат. Другой рефрен дискуссии: не столько «удерживать» таланты, сколько создавать такие условия жизни, чтобы они не хотели уезжать.

Читать полностью
Поделиться
Тормоза дальневосточной авиации

К 2030 году объем пассажирских перевозок на Дальнем Востоке намерены нарастить до четырех млн человек в год. Авиакомпании готовы к таким показателям, однако есть ряд сдерживающих факторов, основные из которых – аэропортовая инфраструктура, которая сегодня требует обновления, и стареющий парк авиатехники. Пути решения этих проблем пытались найти участники сессии «Авиация Дальнего Востока: сценарии развития», прошедшей в рамках X Восточного экономического форума

Читать полностью
Больше материалов