Поделиться
В поисках героя нашего времени: как якутское кино почти дотянулось до «Оскара»
Поделиться

В середине марта американские киноакадемики вручили очередные награды «Оскар». В категории «Лучший короткометражный документальный фильм» на награду претендовал док «Выход» якутян Максима и Евгении Арбугаевых, но в итоге уступил индийской картине «Заклинатели слонов». «Выход» – очень важный проект для России, в нём режиссёры говорят о надвигающейся для Арктики экологической катастрофе, которую ещё можно постараться предотвратить и неравнодушных людях, полностью отдающих себя Северу.

кадр из документального фильма «Выход»

Из хоккея в кино

Максим Арбугаев родился в 1991 году в семье учителей в небольшом якутском посёлке Тикси, расположенном на берегу Моря Лаптевых. Позже будущий режиссёр вместе с родителями и старшей сестрой Евгенией переехал в Якутск, а в десять лет покинул родной дом, чтобы начать профессионально заниматься хоккеем. В двадцать лет понял, что в жизни пора делать следующий шаг и поступил во ВГИК. Во многом на этот выбор повлияла Евгения, к тому времени успешно занимавшаяся фотопроектами, посвящёнными Северу. Сестра взяла Максима на фотопроект для National Geographic – «Охотники на бивни мамонтов». Именно тогда молодой человек впервые взял камеру в руки и влюбился в этот процесс.


«Во время учёбы во ВГИКЕ очень большое влияние на меня оказал польский кинематограф 60-70-х годов. Из режиссёров могу выделить Кшиштофа Кесьлёвского, а также его коллег документалистов, порой авторов всего одного-двух фильмов. Мне нравится, что каждый выверенный кадр в этих фильмах – как фотография, операторы за счет ракурса и плана создают конфликт внутри кадра, драматургия здесь достигается визуальными эффектами без использования интервью. Во многом для меня польские режиссёры того времени являются ориентиром в профессии», – рассказывает режиссёр.

 

Герой документа

Главный герой «Выхода» – учёный и биолог Максим Чакилев, переехавший на Чукотку из Пермского края. На протяжении 12 лет Чакилев наблюдает за крупнейшим в мире лежбищем моржей, расположенном на мысе Сердце-Камень, фиксирует сроки миграции и численность животных. Результат его работы – подготовка материалов, обосновывающих квоты коренным жителям.

Сердце-Камень – скалистый мыс на северо-востоке Чукотского полуострова, на побережье одноимённого моря, в 11 километрах от Энурмино. Чукотское название – Пыттэлгыянраквын, что означает «отдельный камень на конце вытянувшегося мыса». На побережья мыса в 2009 году учёные зафиксировали крупнейшее в мире лежбище тихоокеанских моржей, где собралось 97 тысяч особей – это порядка 80% мировой популяции животных.


«Когда мы с Евгенией впервые познакомились с Максимом, то увидели, что человек полностью отдаётся своей профессии, такие герои всегда притягивают внимание. Сразу после университета Максим отправился на Чукотку и теперь там постоянно живёт. Мониторинг моржей – его внутренняя миссия как ученого и биолога. Для нас самое важное в герое – внутренняя харизма, и Максим ей определённо обладает. Мы встретились с ним, пообщались и решили, что его история интересна именно в формате документального кино», – рассказывает Максим Арбугаев.

 

Путь к первому фильму

Для Максима и Евгении Арбугаевых фильм «Выход» стал дебютным в режиссуре. До этого Максим работал на многих проектах как оператор.

Первый выезд в Энурмино состоялся в 2018 году. Тогда Евгения работала над своим большим фотопроектом о жизни коренных народов Севера, где Чукотка была важной частью. О лежбище и Чакилеве рассказали морские охотники – показали фото и видео огромного скопления моржей, чем крайне шокировали гостей, не знавших о таком северном феномене.

Через год Максим и Евгения вернулись на Чукотку и провели рядом с учёным две недели. В 2020 году во время пандемии ребята уже приехали сюда, чтобы снять фильм.

«Первая поездка очень сильно помогла нам подготовиться. В документальном кино ты не всегда можешь предугадать дальнейшие перипетии сюжета. Во время самих съёмок мы наблюдали и придерживались определённой драматургии, делали заметки. А уже потом на монтаже выстраивали картину в единое целое, создавали повествование. У нас стиль скорее поэтический, потому что мы сами родом с Севера, для нас это близкая тема. Мы закладывали в картину много наших внутренних эмоций, чувств», – вспоминает Максим Арбугаев.

Во время съёмок Максим и Евгения Арбугаевы чувствовали себя на Чукотке как дома, что помогло глубоко понять и выразить на экране сильную энергетику северного пространства. По словам режиссёра, родители заложили в него любовь к природе, родным просторам и тундре, поэтому все природные и бытовые условия были ему знакомы. Режиссёр буквально кожей чувствовал пространство и его проблемы.

 

Моржи в опасности

Самый важный месседж «Выхода» – экологический. Максим Арбугаев рассказывает, что в последние годы видит, как сильно меняется климат в Арктике, глобальное потепление сильно влияет как на животных, так и на людей.

«Многие природные процессы стремительны. Льды тают и это большая трагедия, которую мы ещё пока не особо ощущаем. Через несколько десятков лет вполне возможно, что ледовое пространство начнёт сильно сокращаться, что существенно повысит уровень воды в Мировом океане. В фильме мы передали то, что происходит с моржами, вынужденными чаще выходить со льда на землю, вследствие чего некоторые из них погибают в давке. Моржи – уникальны и когда я увидел такое скопление животных, то долго не мог поверить своим глазам, что существует такое чудо», – рассказывает документалист.


По его словам, любое документальное кино – документ времени, который создаётся для будущих поколений. И если моржи всё же исчезнут через десятки лет, то в «Выходе» ещё можно будет увидеть, как эти удивительные животные собирались на лежбище. Но ещё важнее, что через этот документ можно заявить о самой проблеме и постараться её решить, пока не стало совсем поздно.

 

Герой нашего времени?

Максим Арбугаев признаётся, что уже давно ищет ответ на вопрос, кто сегодня является героем нашего времени. Если раньше это были известные барды или космонавты, то сейчас на их месте, по крайней мере, в медийном плане, образовалась пустота. И возможно, такие незаметные широкой публике люди как Чакилев, сейчас и стали этими героями. Но героями эпохи уходящей.

«Я восхищён работой Максима, его энтузиазмом, любовью к животным и миссией, которую он несёт как ученый. Сегодня немногих людей можно привлечь работать на Север. Здесь остаются только люди с сильным характером. И в Арктике работают очень интересные специалисты в сфере метеорологии, океанологии, геологии и палеонтологии. Они вносят большую лепту в саму историю, собирая данные для будущих поколений. Насколько я вижу и чувствую, эти люди преданы своей профессии и любят её. Но, на мой взгляд, это уже отголоски романтики Севера, она постепенно угасает. И для нас с Евгенией важно рассказывать истории таких людей», – считает Арбугаев.


В фильме Максим Чакилев – немногословный наблюдатель, следящий за жизнью и состоянием животных. И большое режиссёрское мастерство заключается в том, что авторы показывают, как главный герой крайне органичен в окружающем его пространстве. Он – один из «жителей» этого невероятного места. В одном кадре учёный бродит по пустынному пляжу, в следующем – уже окружен моржами, которые воспринимают его как собрата, а еще через кадр Максим безмолвно оплакивает маленького сироту, оставшегося без матери и самостоятельно ушедшего в большую жизнь. Чакилев – такая же часть этого пространства, как моржи, море и скалы. И в этом картине, несмотря на современную проблематику, есть нечто магически вневременное.

 

Оскар как стимул

Для авторов «Выхода» номинация на «Оскар» стала полной неожиданностью. Фильм начал жить самостоятельной фестивальной жизнью сразу после премьеры на Берлинале в феврале прошлого года. Далее «Выход» показали более чем на 30 различных международных кинофестивалях, и картина собрала много наград, а американские киноакадемики номинировали фильм на «Оскар».

«Особенно приятно удивило то, что в нынешней непростой политической ситуации творчество может существовать вне политики. Номинация стимулирует меня как автора и показывает, что наша работа крайне важна, а фильм дошёл до широкого зрителя», – считает режиссёр.

Сейчас Максим Арбугаев вместе с коллегой Владимиром Мункуевым завершил съёмки своего первого игрового фильма – «Кончится лето» с Юрой Борисовым. В продюсерах у картины значится довольно известный отечественный кинодеятель Борис Хлебников, с которым Максим познакомился в родной Якутии. Премьера ленты назначена уже на текущее лето.

Сергей Сысойкин Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Дальневосточную литературу — в фильмы!

Кинематографическая инициатива выросла из Всероссийской литературной «Дальний Восток» им. В.К. Арсеньева — её организаторы посчитали, что тексты, присланные на творческое состязание достойны экранизации и решили дать писателям возможность стать сценаристами. На первом этапе кинопроекта было отобрано 150 работ, до питчинга — устной презентации заявок — добрались 27 лучших. По итогам состязания шанс на трансформацию в кино получили четыре произведения.

Читать полностью
Поделиться
Кино, волонтеры-бизнесмены, детдом и рыжий кот

Читать полностью
Поделиться
«Дальневосточное кино»: на шаг ближе к полному метру

На креативной неделе, которая в июле пройдет на Сахалине, будут отобраны пять сценарных заявок для дальнейшего продвижения в кинопроизводство. Историям, рассказам, романам, путевым заметкам дальневосточных авторов попасть на большие экраны поможет проект «Дальневосточное кино», который был поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Идея придать дальневосточной литературе новую визуальную форму принадлежит Вячеславу Коновалову, куратору премии им. В. Арсеньева. «Дальневосточное кино» органично выросло из литературной премии имени В. Арсеньева, которой уже пять лет. Учреждение премии для развития дальневосточной литературы в свое время поддержал вице-премьер – полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев, став ее учредителем.

Читать полностью
Поделиться
«Якутское кино — это уже не феномен. Это индустрия»

Кино, снятое в Якутии или о Якутии, уже давно вышло за рамки республики: якутские режиссёры регулярно берут награды на фестивалях, документальная лента якутских авторов номинировалась на Оскар, якутское кино показывает 1 канал, и его даже запрещает Роскомнадзор (фильм «Айта» реж. Степан Бурнашёв) — это ли не успех и признание?

По данным на 2022 год в Якутии работали больше 20 кинокомпаний и продакшенов. Каждый год в прокат выходит не меньше десятка местных картин. С 2015 года половина всех российских фильмов, снятых за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, была произведена в Якутии. И это в республике с населением меньше миллиона человек.

Корреспондент EastRussia решил побеседовать с участниками съёмочного процесса, чтобы попытаться выяснить – «В чём же сила, брат?»

Читать полностью
Поделиться
Золото зовет на Восток

Истерн «Золото Умальтыˊ» выходит в прокат 4 апреля. Фильм создан по мотивам реального ограбления, случившегося на территории нынешнего Верхнебуреинского района Хабаровского края в 1891 году. На берегах реки Умальты 12 разбойников спрятали почти полтонны золота, украденного у Нимано-Буреинской золотопромышленной компании. Куда делась большая часть добычи неизвестно до сих пор. Накануне всероссийской премьеры EastRussia восстанавливает ход событий, которые легли в основу сюжета.

Читать полностью
Поделиться
Виктор Шкулёв: в Забайкалье особый кинофестиваль

В 2011 году на первом Забайкальском международном кинофестивале Виктор Шкулёв заявил, что берёт на себя ответственность за проведение пяти первых фестивалей, но до сих пор не оставил проект

О задержке интервью на 15 минут президент Shkulev media holding Виктор Шкулёв предупредил за несколько часов до встречи и появился на связи минута в минуту. С 2011 года на своей малой родине в Забайкальском крае он вместе с актёром Александром Михайловым и забайкальским землячеством проводит международный кинофестиваль, который прерывался разве что пандемией коронавируса и запретом массовых мероприятий. Сегодня бизнесмен, умеющий ценить своё и чужое время, рассказал EastRussia о том, зачем ему возить звёзд мирового кинематографа в российскую глубинку.

Читать полностью
Поделиться
Камера! Мотор! «Дальневосточное кино» — дубль первый!

Одним из проектов, который был поддержан Фондом культурных инициатив к реализации в 2024 году, стал проект под названием «Дальневосточное кино» московской АНО «Центр политических и социальных технологий». Его инициаторы намерены отобрать пять литературных произведений из числа участников премии им. Арсеньева, чтобы превратить их в сценарные заявки и предложить снять на их основе кино про Дальний Восток.

Корреспондент EastRussia пообщался с идейным вдохновителем проекта Вячеславом Коноваловым, чтобы от первого лица узнать — какие книги могут стать хорошим фильмом, а какие даже не стоит пытаться экранизировать?

Читать полностью
Поделиться
«Золото Умальты»

В Хабаровске прошел первый международный кинофестиваль «Золото Умальты», предвосхищающий выход весной одноименного истерна, сюжет которого построен на истории об украденном золоте в Верхнебуреинском районе Хабаровского края.

Помимо основной цели кинофестиваля – популяризация и развитие художественного и документального кино на Дальнем Востоке, есть и сопутствующая – заманить в эти края туристов. Я, конечно, совсем не верю в то, что одна-единственная картина, пускай даже с Петром Деревянко, привлечет толпы туристов в Верхнебуреинский район, но на фестиваль все же отправился – была у меня еще одна цель: посмотреть якутское кино. 

Читать полностью
Поделиться
«Российская креативная неделя - 2023»: новый опыт и лучшие практики

Фест-форум «Российская креативная неделя» завершился во Владивостоке. С 25 по 27 мая представители органов власти, институтов развития, бизнеса, творческого сообщества обсуждали пути развития креативной экономики, а мастодонты креативных индустрий делились лучшими практиками. Одной из ключевых стала сессия с участием министров культуры от каждого дальневосточного региона.

Читать полностью
Поделиться
В поисках героя нашего времени: как якутское кино почти дотянулось до «Оскара»

Читать полностью
Больше материалов