С 1 сентября услуги такси в России оказываются с учётом изменений в законе: за рулем должен находиться образцово-показательный водитель – без судимости (по крайней мере, по «тяжелым» статьям), без штрафов и с хорошим знанием города. Гарантирует наличие всех этих качеств –лицензия, оформить которую должен всякий честный извозчик.
Корреспондент EastRussia поговорил с участниками процесса и выяснил, как же обстоят дела на самом деле. Первое, что насторожило – практически все интервьюируемые попросили не называть их имен.
Еду в Магадан
– В Магадане не готовы. Региональный минтранс не знает, что делать. От слова «совсем», – с такого заявления начинает разговор со мной руководитель одной из диспетчерских, которая работает с «Яндекс. Такси» в нескольких регионах Дальнего Востока.
Наталья – так попросила себя называть руководитель диспетчерской – рассказал, что худо-бедно водители пошли оформлять лицензии в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Но это из числа тех, кто за «баранкой» круглыми сутками. Остальные пока думают или пытаются схитрить. Еще до принятия закона EastRussia рассказывало о том, как в службе заказа такси «Максим» придумали обойти нововведения: агрегатор решил оказывать не услуги по предоставлению информации о перевозчиках, а заключать договор аренды автомобилей с экипажем. Это коснулось тарифов «Эконом», «Комфорт», «Бизнес», «Компактвэн» и «Минивэн». Оформляться поездки будут по договору аренды транспортного средства с экипажем, что предусмотрено Гражданским кодексом РФ. При этом заключение договора будет происходить автоматически.
Что касается легкового такси, то оно будет выделено в отдельный тариф «Такси», попасть в эту категорию смогут только обладатели соответствующего разрешения. И тут тоже есть свои нюансы.
Свой/чужой
Практически у всех диспетчерских есть две категории машин – свои, то есть которые принадлежат автопарку и на которые «садят» водителя, и «пришлые» - к примеру, водитель пришел «таксовать» на своем личном или арендованном у третьего лица автомобиле.
Конечно же, диспетчерская крайне заинтересована в том, чтобы «свои» машины не простаивали, потому что ежедневно они «привозят» не только процент от выполненных заказов, но и арендную плату, которую вносит водитель, работающий на ней. Поэтому водителей «своих» машин лицензировали в первую очередь: диспетчерская пошла на траты, связанные с более дорогим полисом ОСАГО, медицинским и техническим предрейсовым осмотром. «Пришлым» водителям все эти вопросы пришлось и приходится решать самостоятельно.
Впрочем, до сих пор не понятно, кто будет все эти новшества контролировать. Лицензии должен выдавать региональный минтранс, но, судя по его работе в Магаданской области, не все чиновники к этому готовы. Тем боле, к контролю.
Сотрудники ГИБДД также не нацелены на рьяную проверку всех таксистов подряд. На вопрос корреспондента EastRussia о том, ведется ли какая-то дополнительная работа в отношении таксомоторов после принятия нового закона, начальник ГИБДД Хабаровска Александр Баранов ответил, что «идет ежедневный контроль за дорожным движением, в том числе, и по такси. Впрочем, как и раньше».
Конечно, агрегаторы, понимая, что могут быть оштрафованы на кругленькую сумму за допуск водителя без лицензии (новый закон предусматривает такую ответственность), придумали (и придумывают) свои уловки, упрощающие прохождение всех необходимых процедур.
- Что касается медосмотра, то на помощь приходит телемедицина. Мы сейчас закупаем оборудование, которое позволяет дистанционно проходить медосмотр, без физического присутствия медработника: прибор, измеряющий давление, другие аппараты. То же касается и технического предрейсового осмотра автомобиля, - делится Наталья, руководитель диспетчерской.
А вот что касается справок об отсутствии судимости за тяжелые преступления, то пока не понятно – к кому за ними идти и, самое главное, кому потом показывать?
Про деньги
Также в новом законе предусматривается ограничение по нахождению водителя за рулем – не более 12 часов в сутки, но при этом не более 40 в неделю. Понятное дело, что если соблюдать эти параметры, то заработок у таксиста упадет. При этом снизится и количество водителей на линии, соответственно, увеличится и разрыв между спросом и предложением, что, конечно же, должно отразиться на конечной стоимости для пассажира.
- Весьма сложно сказать, от чего меняется цена. Пошел дождь – стоимость увеличилась, холодно стало – тоже цена вверх, - делится своими размышлениями Наталья, - поэтому однозначно сказать, что цена выросла из-за введения лицензий, нельзя.
Пожалуй, самое важное для конечного потребителя нововведение – это то, что агрегаторы, которые ранее лишь предоставляли информационные услуги, теперь несут ответственность за перевозку пассажиров наравне с водителями. В случае ДТП агрегатор будет возмещать нанесенный пассажиру ущерб, если на это не хватит компенсации по ОСАГО. Впрочем, как это будет работать в реальной жизни, пока неизвестно – прецедентов пока нет.
Алексей Елаш