Якутская IT-компания разработала комплексную систему управления предприятием для средних и малых компаний.
Убедившись на собственном опыте, как сложно управлять бизнес-процессами, разработчики СМАРТ ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) создали программный продукт, помогающий сократить издержки, повысить эффективность и увеличить прибыль предприятий малого, среднего и микробизнеса. О том как создавалась система, почему и кому она пригодится EastRussia рассказал глава компании Артем Петухов.
– Артем, расскажите о своей компании: вы работаете только над автоматизацией бизнеса или есть другие направления?
– Наша компания Смарт Юнит была основана в Якутске в 2012 году. С этого же года мы стали резидентом технопарка «Якутия». На старте нас было двое, мы прошли путь от программиста и руководителя проектов в ведущих российских компаниях до собственного бизнеса. Занимались хардваром (аппаратной составляющей — прим. авт.), но поняли, что это очень затратно и сконцентрировались на софте. Проектов у нас очень много – например, мы создали систему противодействия лесным пожарам, техногенным пожарам, логистическую схему северного завоза, систему мониторинга авиационных двигателей, которую презентовали президенту Владимиру Путину этим летом и получили очень высокую оценку от него. Сейчас расширяем и углубляем ERP-систему.
– Что такое ERP-система простыми словами?
– На самом деле это не так сложно, как может показаться. ERP-система – это комплексная система управления предприятием. Экосистемное решение, которое позволяет автоматизировать все основные направления деятельности компании: управление проектами, производством, командой, заказами, продажами, организует складской учет, финансовую аналитику, документооборот. Все, что нужно предприятию, мы автоматизируем. На рынке сейчас много разных решений: CRM-системы – для управления продажами, есть системы для бухгалтерии, для документооборота, но все они разрозненные, неудобно пользоваться большим количеством систем. Мы как раз пошли в сторону максимальной интеграции, чтобы человек использовал всего одну систему автоматизации в работе.
– Как работает система автоматизации на примере конкретного предприятия?
– Есть очень хороший кейс – наш клиент Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина. Они используют все модули системы. Как все работает: поступает заказ на печать буклетов или календарей – тут же продажник формирует заказ онлайн, в момент его формирования он может посчитать стоимость заказа и проверить наличие материалов. Раньше, чтобы этот заказ исполнить, сотруднику типографии нужно было вначале сходить на склад, уточнить, есть ли в достаточном количестве краска, бумага, потом сходить в цех и узнать, свободно ли оборудование. Теперь он это все может сделать в режиме онлайн. После того как принимает заказ, он переводит его в статус производства – и начинается работа. Начальник производственного цеха может отследить работу на каждой стадии. В момент передачи готовой продукции на склад коммерческий отдел видит, что все готово и заказ можно отгружать клиенту. В блоке финансовой аналитики учитывается, сколько материалов израсходовано, сколько времени потрачено, сколько брака.
– Насколько повысилась эффективность типографии с использованием автоматизации?
– Производительность у них выросла на 46%, а прямая экономия составила шесть млн рублей в год. Ежегодная экономии сырья выросла до 12%. Эффект очень классный. Раньше у них главной проблемой была коллективная ответственность – никто не хотел брать на себя вину за брак, например. Теперь все прозрачно, каждый наряд закреплен за определенным человеком. Люди стали более ответственно относиться к своей работе.
– Много ли у вас клиентов и интересантов?
– Клиентов пока немного. Реальные продажи систем мы только начинаем – около 15 клиентов по этому направлению. Планируем выход на иностранные рынки параллельно с российским. Есть уже тестовые запуски в ЕС, Индии и Китае. С госорганами начали работать – у правительства Якутии тоже есть потребность в части управления проектами и финансовой аналитики.
– Для каких предприятий полезен ваш продукт? Доступен ли он для предприятий малого и микробизнеса?
– Стоит отметить, что крупнейшие системы класса ERP – такие как SAP, AXAPTA, ORACLE (ушедшие из России) могут позволить себе использовать только такие гиганты как Газпром, РЖД, АЛРОСА. А средние, малые компании и тем более микробизнес никогда этого не смогут – слишком дорого. Мы поняли, что эту нишу мы можем занять и создали доступные системы ERP-класса непосредственно для среднего бизнеса, МСП и микро. Кстати, для микробизнеса у нас есть бесплатный тариф с полным функционалом. Небольшие предприятия могут всю жизнь сидеть на бесплатном тарифе. Это наша маленькая дань небольшим предприятиям, ведь мы и сами начинали как микро бизнес – нас было двое – и мы знаем, как тяжело маленьким компаниям приходится на старте. Сейчас такое время – даже самые маленькие предприятия должны заниматься анализом. Например, если Газпром потеряет 500 млн рублей – им будет неприятно, но не критично, а если маленькое предприятие потеряет 500 тыс. – для них это будет катастрофа. Очень важно считать доходы, расходы, понимать ценообразование. При использовании ERP все это считается автоматически.
– В какой момент предприятию лучше прибегнуть к ERP-системе? С нуля или в процессе деятельности?
– Это не принципиально. Можно запускать систему и с нуля, и в процессе. Тут главная идея в том, чтобы система работала не для руководителя или продажника, а для всех сотрудников. Повышается эффективность за счет того, что происходит быстрый обмен данными между направлениями, и эти данные абсолютно точные.
– А сами вы в своей деятельности используете свою разработку?
– На самом деле мы и стали первыми своими клиентами – около семи лет назад мы создали систему управления проектами, перебрав до этого все, что было доступно на рынке. Сделали свою первую версию, позже показали ее типографии, им понравилось. По их запросам мы добавляли разные модули. Создали систему и поняли, что имеем отличный продукт. Решили его масштабировать. Мы вложили в проект много денег и сил, и теперь делаем на него большую ставку.
– Сколько человек работает в Смарт Юнит?
– У нас в штате 35 человек. Мы сторонники маленьких, но эффективных команд. Например, ВКонтакте разработали десять человек, в Телеграмме работают около 30 человек. Количество не всегда переходит в качество. Сейчас наша команда занимается разработкой новых модулей системы – эйчар, модуль закупок, маркетинг и ремонты оборудования.
– В Якутии очень сильный ИТ-кластер. Как у вас складываются отношения с конкурентами?
– В Якутии конкуренции в ИТ-сфере нет, мы все друг друга знаем и дружим. Рынок огромный и про конкуренцию говорить не приходится. Скорее – о дефиците ИТ-компаний. Работы много – всем хватает.
беседовала Юлия БородинаУбедившись на собственном опыте, как сложно управлять бизнес-процессами, разработчики СМАРТ ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) создали программный продукт, помогающий сократить издержки, повысить эффективность и увеличить прибыль предприятий малого, среднего и микробизнеса. О том как создавалась система, почему и кому она пригодится EastRussia рассказал глава компании Артем Петухов.
– Артем, расскажите о своей компании: вы работаете только над автоматизацией бизнеса или есть другие направления?
– Наша компания Смарт Юнит была основана в Якутске в 2012 году. С этого же года мы стали резидентом технопарка «Якутия». На старте нас было двое, мы прошли путь от программиста и руководителя проектов в ведущих российских компаниях до собственного бизнеса. Занимались хардваром (аппаратной составляющей — прим. авт.), но поняли, что это очень затратно и сконцентрировались на софте. Проектов у нас очень много – например, мы создали систему противодействия лесным пожарам, техногенным пожарам, логистическую схему северного завоза, систему мониторинга авиационных двигателей, которую презентовали президенту Владимиру Путину этим летом и получили очень высокую оценку от него. Сейчас расширяем и углубляем ERP-систему.
– Что такое ERP-система простыми словами?
– На самом деле это не так сложно, как может показаться. ERP-система – это комплексная система управления предприятием. Экосистемное решение, которое позволяет автоматизировать все основные направления деятельности компании: управление проектами, производством, командой, заказами, продажами, организует складской учет, финансовую аналитику, документооборот. Все, что нужно предприятию, мы автоматизируем. На рынке сейчас много разных решений: CRM-системы – для управления продажами, есть системы для бухгалтерии, для документооборота, но все они разрозненные, неудобно пользоваться большим количеством систем. Мы как раз пошли в сторону максимальной интеграции, чтобы человек использовал всего одну систему автоматизации в работе.
– Как работает система автоматизации на примере конкретного предприятия?
– Есть очень хороший кейс – наш клиент Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина. Они используют все модули системы. Как все работает: поступает заказ на печать буклетов или календарей – тут же продажник формирует заказ онлайн, в момент его формирования он может посчитать стоимость заказа и проверить наличие материалов. Раньше, чтобы этот заказ исполнить, сотруднику типографии нужно было вначале сходить на склад, уточнить, есть ли в достаточном количестве краска, бумага, потом сходить в цех и узнать, свободно ли оборудование. Теперь он это все может сделать в режиме онлайн. После того как принимает заказ, он переводит его в статус производства – и начинается работа. Начальник производственного цеха может отследить работу на каждой стадии. В момент передачи готовой продукции на склад коммерческий отдел видит, что все готово и заказ можно отгружать клиенту. В блоке финансовой аналитики учитывается, сколько материалов израсходовано, сколько времени потрачено, сколько брака.
– Насколько повысилась эффективность типографии с использованием автоматизации?
– Производительность у них выросла на 46%, а прямая экономия составила шесть млн рублей в год. Ежегодная экономии сырья выросла до 12%. Эффект очень классный. Раньше у них главной проблемой была коллективная ответственность – никто не хотел брать на себя вину за брак, например. Теперь все прозрачно, каждый наряд закреплен за определенным человеком. Люди стали более ответственно относиться к своей работе.
– Много ли у вас клиентов и интересантов?
– Клиентов пока немного. Реальные продажи систем мы только начинаем – около 15 клиентов по этому направлению. Планируем выход на иностранные рынки параллельно с российским. Есть уже тестовые запуски в ЕС, Индии и Китае. С госорганами начали работать – у правительства Якутии тоже есть потребность в части управления проектами и финансовой аналитики.
– Для каких предприятий полезен ваш продукт? Доступен ли он для предприятий малого и микробизнеса?
– Стоит отметить, что крупнейшие системы класса ERP – такие как SAP, AXAPTA, ORACLE (ушедшие из России) могут позволить себе использовать только такие гиганты как Газпром, РЖД, АЛРОСА. А средние, малые компании и тем более микробизнес никогда этого не смогут – слишком дорого. Мы поняли, что эту нишу мы можем занять и создали доступные системы ERP-класса непосредственно для среднего бизнеса, МСП и микро. Кстати, для микробизнеса у нас есть бесплатный тариф с полным функционалом. Небольшие предприятия могут всю жизнь сидеть на бесплатном тарифе. Это наша маленькая дань небольшим предприятиям, ведь мы и сами начинали как микро бизнес – нас было двое – и мы знаем, как тяжело маленьким компаниям приходится на старте. Сейчас такое время – даже самые маленькие предприятия должны заниматься анализом. Например, если Газпром потеряет 500 млн рублей – им будет неприятно, но не критично, а если маленькое предприятие потеряет 500 тыс. – для них это будет катастрофа. Очень важно считать доходы, расходы, понимать ценообразование. При использовании ERP все это считается автоматически.
– В какой момент предприятию лучше прибегнуть к ERP-системе? С нуля или в процессе деятельности?
– Это не принципиально. Можно запускать систему и с нуля, и в процессе. Тут главная идея в том, чтобы система работала не для руководителя или продажника, а для всех сотрудников. Повышается эффективность за счет того, что происходит быстрый обмен данными между направлениями, и эти данные абсолютно точные.
– А сами вы в своей деятельности используете свою разработку?
– На самом деле мы и стали первыми своими клиентами – около семи лет назад мы создали систему управления проектами, перебрав до этого все, что было доступно на рынке. Сделали свою первую версию, позже показали ее типографии, им понравилось. По их запросам мы добавляли разные модули. Создали систему и поняли, что имеем отличный продукт. Решили его масштабировать. Мы вложили в проект много денег и сил, и теперь делаем на него большую ставку.
– Сколько человек работает в Смарт Юнит?
– У нас в штате 35 человек. Мы сторонники маленьких, но эффективных команд. Например, ВКонтакте разработали десять человек, в Телеграмме работают около 30 человек. Количество не всегда переходит в качество. Сейчас наша команда занимается разработкой новых модулей системы – эйчар, модуль закупок, маркетинг и ремонты оборудования.
– В Якутии очень сильный ИТ-кластер. Как у вас складываются отношения с конкурентами?
– В Якутии конкуренции в ИТ-сфере нет, мы все друг друга знаем и дружим. Рынок огромный и про конкуренцию говорить не приходится. Скорее – о дефиците ИТ-компаний. Работы много – всем хватает.
Убедившись на собственном опыте, как сложно управлять бизнес-процессами, разработчики СМАРТ ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) создали программный продукт, помогающий сократить издержки, повысить эффективность и увеличить прибыль предприятий малого, среднего и микробизнеса. О том как создавалась система, почему и кому она пригодится EastRussia рассказал глава компании Артем Петухов.
– Артем, расскажите о своей компании: вы работаете только над автоматизацией бизнеса или есть другие направления?
– Наша компания Смарт Юнит была основана в Якутске в 2012 году. С этого же года мы стали резидентом технопарка «Якутия». На старте нас было двое, мы прошли путь от программиста и руководителя проектов в ведущих российских компаниях до собственного бизнеса. Занимались хардваром (аппаратной составляющей — прим. авт.), но поняли, что это очень затратно и сконцентрировались на софте. Проектов у нас очень много – например, мы создали систему противодействия лесным пожарам, техногенным пожарам, логистическую схему северного завоза, систему мониторинга авиационных двигателей, которую презентовали президенту Владимиру Путину этим летом и получили очень высокую оценку от него. Сейчас расширяем и углубляем ERP-систему.
– Что такое ERP-система простыми словами?
– На самом деле это не так сложно, как может показаться. ERP-система – это комплексная система управления предприятием. Экосистемное решение, которое позволяет автоматизировать все основные направления деятельности компании: управление проектами, производством, командой, заказами, продажами, организует складской учет, финансовую аналитику, документооборот. Все, что нужно предприятию, мы автоматизируем. На рынке сейчас много разных решений: CRM-системы – для управления продажами, есть системы для бухгалтерии, для документооборота, но все они разрозненные, неудобно пользоваться большим количеством систем. Мы как раз пошли в сторону максимальной интеграции, чтобы человек использовал всего одну систему автоматизации в работе.
– Как работает система автоматизации на примере конкретного предприятия?
– Есть очень хороший кейс – наш клиент Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина. Они используют все модули системы. Как все работает: поступает заказ на печать буклетов или календарей – тут же продажник формирует заказ онлайн, в момент его формирования он может посчитать стоимость заказа и проверить наличие материалов. Раньше, чтобы этот заказ исполнить, сотруднику типографии нужно было вначале сходить на склад, уточнить, есть ли в достаточном количестве краска, бумага, потом сходить в цех и узнать, свободно ли оборудование. Теперь он это все может сделать в режиме онлайн. После того как принимает заказ, он переводит его в статус производства – и начинается работа. Начальник производственного цеха может отследить работу на каждой стадии. В момент передачи готовой продукции на склад коммерческий отдел видит, что все готово и заказ можно отгружать клиенту. В блоке финансовой аналитики учитывается, сколько материалов израсходовано, сколько времени потрачено, сколько брака.
– Насколько повысилась эффективность типографии с использованием автоматизации?
– Производительность у них выросла на 46%, а прямая экономия составила шесть млн рублей в год. Ежегодная экономии сырья выросла до 12%. Эффект очень классный. Раньше у них главной проблемой была коллективная ответственность – никто не хотел брать на себя вину за брак, например. Теперь все прозрачно, каждый наряд закреплен за определенным человеком. Люди стали более ответственно относиться к своей работе.
– Много ли у вас клиентов и интересантов?
– Клиентов пока немного. Реальные продажи систем мы только начинаем – около 15 клиентов по этому направлению. Планируем выход на иностранные рынки параллельно с российским. Есть уже тестовые запуски в ЕС, Индии и Китае. С госорганами начали работать – у правительства Якутии тоже есть потребность в части управления проектами и финансовой аналитики.
– Для каких предприятий полезен ваш продукт? Доступен ли он для предприятий малого и микробизнеса?
– Стоит отметить, что крупнейшие системы класса ERP – такие как SAP, AXAPTA, ORACLE (ушедшие из России) могут позволить себе использовать только такие гиганты как Газпром, РЖД, АЛРОСА. А средние, малые компании и тем более микробизнес никогда этого не смогут – слишком дорого. Мы поняли, что эту нишу мы можем занять и создали доступные системы ERP-класса непосредственно для среднего бизнеса, МСП и микро. Кстати, для микробизнеса у нас есть бесплатный тариф с полным функционалом. Небольшие предприятия могут всю жизнь сидеть на бесплатном тарифе. Это наша маленькая дань небольшим предприятиям, ведь мы и сами начинали как микро бизнес – нас было двое – и мы знаем, как тяжело маленьким компаниям приходится на старте. Сейчас такое время – даже самые маленькие предприятия должны заниматься анализом. Например, если Газпром потеряет 500 млн рублей – им будет неприятно, но не критично, а если маленькое предприятие потеряет 500 тыс. – для них это будет катастрофа. Очень важно считать доходы, расходы, понимать ценообразование. При использовании ERP все это считается автоматически.
– В какой момент предприятию лучше прибегнуть к ERP-системе? С нуля или в процессе деятельности?
– Это не принципиально. Можно запускать систему и с нуля, и в процессе. Тут главная идея в том, чтобы система работала не для руководителя или продажника, а для всех сотрудников. Повышается эффективность за счет того, что происходит быстрый обмен данными между направлениями, и эти данные абсолютно точные.
– А сами вы в своей деятельности используете свою разработку?
– На самом деле мы и стали первыми своими клиентами – около семи лет назад мы создали систему управления проектами, перебрав до этого все, что было доступно на рынке. Сделали свою первую версию, позже показали ее типографии, им понравилось. По их запросам мы добавляли разные модули. Создали систему и поняли, что имеем отличный продукт. Решили его масштабировать. Мы вложили в проект много денег и сил, и теперь делаем на него большую ставку.
– Сколько человек работает в Смарт Юнит?
– У нас в штате 35 человек. Мы сторонники маленьких, но эффективных команд. Например, ВКонтакте разработали десять человек, в Телеграмме работают около 30 человек. Количество не всегда переходит в качество. Сейчас наша команда занимается разработкой новых модулей системы – эйчар, модуль закупок, маркетинг и ремонты оборудования.
– В Якутии очень сильный ИТ-кластер. Как у вас складываются отношения с конкурентами?
– В Якутии конкуренции в ИТ-сфере нет, мы все друг друга знаем и дружим. Рынок огромный и про конкуренцию говорить не приходится. Скорее – о дефиците ИТ-компаний. Работы много – всем хватает.
– Виталий Леонидович, вряд ли ошибусь, если предположу, что главным событием 2023 года стало обеспечение готовности одного из ваших подразделений – Тихоокеанского РДУ – к принятию функций оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных энергосистемах Дальнего Востока. Как шёл процесс, всё ли было гладко?
– Действительно, одним из ключевых результатов нашей деятельности в текущем году можно назвать успешную подготовку к централизации функций оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных энергосистемах Камчатского края, Магаданской, Сахалинской областей и Чукотского автономного округа. Главная сложность состояла в том, что масштабная работа должна была быть проведена в сжатые сроки. Фактически в течение полутора лет с момента принятия соответствующих поправок в федеральный закон «Об электроэнергетике» был проведен целый комплекс мероприятий: подготовлена необходимая документация, сформирована структура управления новыми для нас энергосистемами, налажено взаимодействие с организациями, исторически осуществлявшими функции оперативно-диспетчерского управления, создана необходимая технологическая инфраструктура, включая используемые для управления режимами информационно-управляющие системы и программно-аппаратные комплексы.
Важным вопросом стало также создание и организация работы обособленных подразделений Системного оператора в Магадане, Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском и формирование их кадрового состава. Кроме того, была реализована программа повышения квалификации диспетчерского персонала с учетом специфики изолированно работающих энергосистем и требований Системного оператора.
В результате все запланированные мероприятия были реализованы в полном объеме и точно в установленный срок. Это подтвердили и результаты проверки, проведенной совместной комиссией Системного оператора и «РусГидро». Члены комиссии особо отметили, что задача по приему новых функций была решена при сохранении стабильной работы энергетических комплексов изолированных регионов и требуемого уровня надежности энергоснабжения потребителей в течение всего переходного периода.
– Как присоединение этих систем скажется на дальнейшем их развитии? Ведь они, по сути, остались изолированными?
– Расширение зоны диспетчерской ответственности Системного оператора позволит применять в ТИТЭС накопленный компанией опыт и компетенции, перейти на принятые в ЕЭС России единые принципы организации работы энергокомплекса, обеспечить экономически и технологически обоснованный подход к их развитию с опорой на инновационные технологии. В частности, в перспективе на некоторых контролируемых сечениях планируется внедрить используемую Системным оператором систему мониторинга запасов устойчивости (СМЗУ). Технология позволяет увеличить использование пропускной способности электрических сетей, то есть увеличить величину передаваемой по ЛЭП мощности на 10-15%, что эквивалентно строительству объектов генерации или электросетевых объектов в том же объеме. Учитывая удаленность этих регионов и суровые климатические условия применение в них самых современных технологий управления энергосистемами особенно важно. Кроме того, для сохранения устойчивости работы энергосистем в ТИТЭС при возникновении аварийных возмущений, в недалеком будущем, планируется создание централизованной системы противоаварийной автоматики (ЦСПА), проектирование и внедрение автоматического регулирование частоты и мощности (АРЧМ), внедрение системы доведения планового задания мощности на объектах генерации (СДПМ).
– Есть ли планы по реальному присоединению этих систем к ЕЭС России, или это нецелесообразно?
– Это нецелесообразно, в первую очередь, по экономическим критериям. Слишком большие расстояния разделяют эти энергосистемы и синхронную зону. Технически возможно построить линии электропередачи, связывающие в единый технологический комплекс энергообъекты, находящиеся за тысячи километров друг от друга. Но такой шаг потребует гигантских инвестиционных вложений, несопоставимых с ожидаемым эффектом. Так что пока мы не видим предпосылок для таких решений. Возможно, в перспективе с развитием транспортного коридора на Сахалин будет технически и экономически обосновано присоединение островной энергосистемы к ЕЭС России.
– В этом году ОДУ Востока отметило своё 55-летие. В исторической справке на сайте Управления говорится, что «на первом этапе ОДУ возглавило процесс объединения разрозненных, несинхронно работающих энергосистем Дальнего Востока в единый технологический организм». Что значит – «несинхронно работающие энергосистемы»? Как выглядит ситуация сейчас – какими объёмами и масштабами измеряется деятельность ОДУ Востока?
– До момента создания Объединенной энергосистемы на территории Дальнего Востока функционировали 3 энергосистемы, каждая из которых работала изолированно, со своей частотой электрического тока. В результате возможности социально-экономического развития каждого из регионов ограничивались мощностью электростанций, работающих в составе территориальной энергосистемы, и наоборот – невостребованные резервы мощности, имеющиеся на других территориях, не могли использоваться в дефицитных районах. Формирование энергообъединения позволило более эффективно использовать территориально распределенные генерирующие мощности, повысить устойчивость и надежность электроснабжения за счет взаимного резервирования и организации перетоков электроэнергии и мощности. Так, после объединения энергосистем появилась возможность использования на предприятиях Хабаровского края электроэнергии, производимой на строящейся в Амурской области Зейской. ГЭС или электростанциях Приморского края.
В 1970 году, когда впервые были включены на параллельную работу Амурская и Хабаровская энергосистемы, суммарная мощность электростанций, вошедших в образованную объединенную энергосистему Востока, составляла 683 МВт. К настоящему времени установленная мощность электростанций объединенной энергосистемы возросла более чем в 16 раз до 11 212 МВт. Потребление электроэнергии в 2022 году в ОЭС Востока составило 44,5 млрд. кВт.ч. В 2023 году этот показатель вырос, как ожидается, по итогам года он составит 45,7 млрд. кВт.ч.
– В этом году были введены в эксплуатацию новые и модернизированные объекты генерации. Что означают подобные события для ОДУ Востока, как они сказываются на его работе?
– Из модернизированных объектов генерации в этом году уже введен энергоблок Приморской ГРЭС мощностью 110 МВт. До конца года на этой станции будет введен еще один энергоблок мощностью 210 МВт, а в следующем году – еще два энергоблока мощностью 210 МВт и 215 МВт. Также до конца 2023 года ожидаем ввод после реконструкции турбоагрегата на Владивостокской ТЭЦ-2 мощностью 120 МВт. Отмечу, что это не вводы нового оборудования в привычном понимании, а глубокая модернизация существующих объектов.
Суммарная величина мощности оборудования, модернизация которого должна завершиться в этом и следующем году, составляет 750 МВт. При этом прирост потребления в следующем году ожидается более 800 МВт к текущему уровню. Для улучшения ситуации в ОЭС ввода такого объема генерации недостаточно, режимы работы в следующем году будут оставаться напряженными.
Ближайший ввод новых генерирующих мощностей, а именно двух энергоблоков единичной мощностью 215 МВт на Нерюнгринской ГРЭС в Якутии, запланирован на 2025 год.). При этом потребление мощности ориентировочно вырастет еще на 400 МВт.
– В начале этого года, а затем и летом, на территории Якутии, Приамурья и Приморья отмечались максимальные уровни потребления мощности – чем это было вызвано и каков объём энергопотребления в регионах Дальнего Востока в целом? О чём «говорят» эти показатели?
– Рост уровня потребления на территориях Якутии, Приморья и Приамурья определяется как климатическими факторами (летом – затраты электроэнергии на кондиционирование, зимой – на обогрев и освещение), так и ростом нагрузки крупных промышленных предприятий: объектами по перекачке нефти ВСТО, Амурским газоперерабатывающим заводом, заводом «Амурметалл», новыми потребителями «Эльгауголь», ГОК «Нежданинский», предприятиями добывающей промышленности. Также на величину потребления мощности оказывает влияние строительство Амурского газохимического комбината и переменная нагрузка ОАО «РЖД».
Максимальное потребление мощности в объединенной энергосистеме Востока на 22 декабря 2023 года составило 7883 МВт. Однако это не предел. Новые максимумы потребления мощности фиксируются буквально ежедневно. Согласно прогнозному балансу мощности в отопительный период 2023-2024 годов, в декабре в ОЭС Востока прогнозируется прирост потребления до 8011 МВт.
В целом на фоне экономического роста электропотребление в ОЭС Востока растет опережающими темпами, более чем в два раза превышая усредненные показатели по стране. Системный оператор прогнозирует сохранение этой динамики вплоть до 2029 года. По нашим расчетам, для удовлетворения растущего спроса необходимо дополнительно ввести более 1300 МВт новой генерации. Этот показатель заложен в разработанную Системным оператором и утвержденную Министерством энергетики Схему и программу развития электроэнергетических систем на 2024–2029 годы.
– Какие отраслевые события, по-Вашему, сформируют облик грядущего 2024 года?
– Знаковых событий ожидаем несколько. Естественно, к каждому из них мы тщательно готовимся.
Это, во-первых, принятие с 1 января функций оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных энергосистемах Дальнего Востока, о чём выше уже было сказано. Помимо решения текущих задач по управлению режимами ТИТЭС с нового года Системный оператор будет определять и магистральные направления их перспективного развития. Впервые в истории отрасли – в соответствии с требованиями федерального законодательства – эти планы будут включены в разрабатываемую АО «СО ЕЭС» Схему и программу развития электроэнергетических систем на 2025–2030 годы. В 2024 году Системный оператор разработает еще один основополагающий в сфере перспективного планирования документ – Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики на перспективу 18 лет до 2042 года. В нем будет, в частности, определена структура генерирующих мощностей, в том числе с учетом принятого в стране курса по достижению углеродной нейтральности к 2060 году.
Еще одним ключевым событием станет переход к целевой модели конкурентного рынка электрической энергии и мощности на территориях неценовых зон, к которым относится и ОЭС Востока. С 1 июля 2024 года ожидается включение энергосистемы Востока в общероссийский оптовый рынок электроэнергии и мощности. Этот шаг позволит повысить эффективность работы электроэнергетического комплекса и будет способствовать привлечению в энергетику региона необходимых для поддержания темпов экономического развития инвестиций. Кроме этого, мы ожидаем решений Правительства РФ по развитию генерации в ОЭС Востока, в том числе углеродно-нейтральной –солнечной и ветровой. С учетом высокой скорости строительства ВЭС и СЭС, реализация этих проектов позволит в значительной мере покрыть прогнозируемый дефицит электроэнергии и повысить надежность электроснабжения потребителей востока страны.
Форум общественников в Находке собрал сотни активистов с юга Приморья. Находкинский городской округ, Партизанский городской округ, Лазовский муниципальный округ, ГО Большой Камень, ЗАТО Фокино — одни участники поделились уже осуществленными проектами, другие наметили планы и убедились в необходимости и важности их реализации.
Открыл форум губернатор региона Олег Кожемяко. По его словам, именно благодаря неравнодушию жителей, их гражданской позиции в Приморье преображаются целые населенные пункты. Как дом начинается с порога, так и города становятся комфортнее и приятнее с придомовых пространств и общественных территорий. Один из самых эффективных инструментов позитивных изменений — территориальное общественное самоуправление (ТОС).
«Это малые быстрые победы, которые делаются руками самих жителей. Мы предоставили возможности в виде финансовых средств, а сами граждане участвуют в разработке проектов, контроле за ходом строительства. Сегодняшнее собрание общественников — еще один шаг вперед по повышению благоустройства на юге Приморья», — отметил руководитель региона.
Инициативные граждане сообща устанавливают детские и спортивные площадки, асфальтируют собственные дворы, проводят в них освещение и разбирают хаотичные свалки.
Популярность программы развития территориального самоуправления в Приморье c каждым годом растет. Как и популярность грантового конкурса ТОСов, в котором приморцы получают краевое финансирование на реализацию своих инициатив по благоустройству. Если за последние три года организаторы зарегистрировали 162 заявки, то на последний конкурс, состоявшийся в июне, пришла 341. Финансирование получили более 300 проектов ТОС.
Олег Кожемяко на форуме отметил, что бюджет краевого конкурса грантов для ТОС и инициативных групп граждан увеличили в два раза — со 140 до 280 млн рублей.
На юге Приморья темп задает Находка — всего с территории в этом году было подано 46 заявок, из них 16 — именно из Находки.
Здесь же, кстати, активно работает старейший и крупнейший в регионе ТОС — «Приисковый», объединивший не просто многоквартирный дом, а целый поселок из 300 человек. Уже более 15 лет его возглавляет Тимур Ибрагимов.
«Когда мы только начали работать, в 2007 году, общей платформы, на которой стояло бы и общественное самоуправление, и органы государственной власти, не было. Сейчас благодаря программе развития территориального самоуправления и проектам благоустройства в Приморье не только повышается качество жизни, но и формируется новый язык общения власти и общества — мы совместно решаем значимые вопросы. Например, в 2022 году, когда мы вошли в краевую программу, первым вопросом стало возрождение поселкового клуба. Здание, построенное в 1959 году, в 2009 году уже пустовало. Обратились в администрацию города, и нас активно поддержали, пошли навстречу. Еще одна большая гордость — установка современной системы освещения на солнечных батареях. До этого поселок тонул во тьме. Сейчас участвуем еще в двух программах, а планов еще больше», — рассказал председатель Совета ТОС Тимур Ибрагимов.
Мария Герфанова, «на счету» которой создание уже пяти ТОСов, отмечает: самое сложное — убедить людей довериться. Дальше, когда есть видимый результат, становится проще.
«Первый ТОС мы создавали 1,5 года. Были проблемы и с тем, чтобы убедить людей, что именно в наших руках благоустройство территории, и с заполнением документов «пробуксовки», но мы справились. Дальше заходили в программу более умело. Проекты, которые мы сейчас реализовываем абсолютно разной направленности: благоустройство памятника героям Великой Отечественной войны, установка остановочного павильона, создание тренажерной площадки, благоустройство мусорки», — прокомментировала активистка.
Сегодня, чтобы реализовать свою идею было легче, создана телефонная горячая линия Приморского центра гражданских инициатив. Он стал «единым окном» по вопросам благоустройства и всем программам, которые реализуются в крае. Его востребованность доказывают огромное количество звонков от приморцев. Специалисты ведут и очный прием во Владивостоке по адресу — улица Фонтанная 47.
Форумы общественников объединили представителей ТОС и активистов со всего Приморского края. Встречи «Живем в Приморье. Решаем вместе» при участии губернатора уже прошли 23 мая и 7 июля во Владивостоке, 12 июля состоялся межрайонный форум в Уссурийске, а 3 августа — в Дальнереченске.
Комментируя активность властей Приморского края по работе с активными гражданами городов и поселений, Сергей Кузнецов, заместитель директора Университета ТОС, Руководитель общероссийского проекта «Добрые соседи» отметил:
«На примере Приморского края мы видим, что залогом успешного развития ТОСов в регионах является правильно настроенная командная работа актива и менеджерский подход без эмоций. Это позволяет достигать не только результата в определенном проекте или задаче, но и решать много ежедневных задач, сопровождающих ТОСовские будни. Сегодня в России уже почти 40 тысяч ТОСов. Их количество растёт с каждым годом, и практика показывает, что территориальное общественное самоуправление – реальный инструмент развития территорий. Для этого у органов ТОС есть все возможности, включая финансовые».
Под эгидой правительства края создана структура, которая помогает жителям объединяться в ТОСы и выигрывать гранты. Финансирование краевого конкурса проектов увеличилось в несколько раз, до 280 млн рублей в 2023 году. На втором форуме общественников «Живем в Приморье. Решаем вместе» губернатор края Олег Кожемяко озвучил впечатляющие цифры – с мая прошлого года количества ТОСов региона увеличилось со 135 до 225. EastRussia анализирует успешный опыт Приморья по развитию гражданских инициатив вместе с экспертами.
Бум благоустройства
В 2022 году в Приморье впервые прошёл форум общественников по вопросам благоустройства и территориального самоуправления «Живём в Приморье. Решаем вместе». Палитра инициатив высветила запрос активистов – нужна информационная поддержка. Результат – по инициативе губернатора открылся Центра гражданских инициатив, где жители могут получить поддержку в любых вопросах, касающихся ТОСов. Как создать ТОС и организовать инициативную группу, в каких проектах и конкурсах можно поучаствовать, как пройти путь от идеи до её воплощения в виде новых благоустроенных детских площадок, дорог, стадионов, лестниц и общественных пространств, где найти на всё это деньги – специалисты Центра знают ответы на эти вопросы.
Одним из главных источников финансирования гражданских инициатив стал региональный конкурс проектов ТОС, стартовавший в 2019 году. Для общественников это отличная возможность привлечь средства из краевого бюджета на проекты по благоустройству. Причём одобрение конкурсной комиссии получают большинство участников. В 2023 году решением правительства Приморья финансирование в рамках конкурса было увеличено до 280 млн рублей. Каждый победитель может получить до 1,5 млн рублей.
Как показала практика, созданная инфраструктура поддержки гражданских инициатив эффективно работает. Если в мае 2022 года в Приморье было зарегистрировано 135 ТОСов, сегодня их уже 225. Активисты подали 341 заявку на благоустройство дворов и улиц. Стартовавший в июне конкурс проектов привлёк рекордное количество участников.
Ребята с нашего двора
Выросла и популярность главного событийного мероприятия в сфере территориального общественного самоуправления. Второй форум «Живём в Приморье. Решаем вместе» собрал больше тысячи приморцев в большом зале правительства края. Среди них – представители ТОСов, управляющих компаний, общественных организаций и все, кого интересует реализация гражданских инициатив. Их ожидания и настроение отразились в словах губернатора Приморского края.
«Сегодня мы видим полный зал общественников, которые неравнодушны к судьбе своего города, посёлка, своего двора. Эти люди хотят своими руками сделать наш край лучше, потому что из маленьких дворов создаются хорошие кварталы, а из кварталов - населенные пункты. И если в мае, когда проходил первый форум, в крае было 135 ТОСов, сейчас их уже 225. То есть за короткие полтора месяца появились новые люди, которые поверили, что могут создавать комфортную среду вокруг себя. На краевой конкурс проектов поступило 150 заявок от ТОСов и 190 – от инициативных гражданских групп – это тоже будущие ТОСы. Итого у нас в Приморье 341 общественная организация, среди них представители практически всех населённых пунктов. Безусловно, мы сделали большой шаг вперед в реализации гражданских инициатив», – сказал Олег Кожемяко.
Куратор проекта «Школа грамотного потребителя», депутат Людмила Таран отметила взрывной рост ТОСов в Приморье, начиная с 2019 года. По её словам, это результат грамотной политики администрации Олега Кожемяко. Территориальному общественному самоуправлению в Приморье оказывается комплексная поддержка – от организационной до информационной и «человеческой».
«Очень радует, что у жителей Приморского края есть возможность напрямую взаимодействовать и работать с властью по вопросам реализации гражданских инициатив. И правительство края, и администрация города, и депутатский корпус идут навстречу общественникам, меры поддержки абсолютно доступны, и сделано всё, чтобы новые ТОСы создавались и успешно работали», - комментирует она.
В ходе форума лучших активистов ТОСов наградили почётными грамотами от правительства Приморского края. Но форум – это не только время подводить итоги. Это ещё и площадка для обмена лучшими практиками, где можно пообщаться с экспертами, представителями органов власти и пройти обучающий интенсив «активного гражданина».
В центре поддержки
Центр гражданских инициатив представляла его руководитель Елена Порубова. Организация создана решением губернатора края и открыла свои двери по адресу улица Фонтанная, 47 в мае 2023, но её услуги уже пользуются большим спросом. На форуме Елена Порубова поделилась полезной информацией и ответила на вопросы участников.
«С людьми, которые к нам приходят, мы говорим о том, как создать инициативную группу, рассказываем о программах, в которых можно поучаствовать, разъясняем, как правильно оформить заявку. Здесь возникает очень много вопросов, потому что инициатива обрастает определённым документооборотом - пишется проект, считаются сметы, и часто необходима помощь специалистов, которые помогут довести её до логического конца», - пояснила она.
Важно: консолидированная работа по развитию территориального общественного самоуправления в Приморье ведётся и на региональном, и на муниципальном уровне. Так, в администрации Владивостока для этого выделено отдельное управление. Оно оказывает методическую, консультативную помощь гражданам, заинтересованным в создании ТОСов, и сопровождает их на всех этапах, когда ТОС уже учреждён и обозначен границами. Деятельность общественных территориальных самоуправлений во Владивостоке регламентирует муниципальный нормативно-правовой акт №157. Также создан общественный совет при администрации, куда входят представители городской власти, Думы города и руководители ТОСов.
«Работа приносит свои плоды. Если в прошлом году ТОСы Владивостока подали 37 заявок на конкурс проектов, из них 34 победили, то в этом году количество участников увеличилось в два раза, до 70 проектов – на мой взгляд, очень конкурентоспособных. Ждём, когда организатор конкурса – департамент внутренней политики Приморского края – объявит результаты», - рассказал руководитель управления Сергей Язев.
После объявления победителей средства из краевого бюджета выделяют муниципалитетам, и те передают их в профильные управления для реализации проектов, объясняет он механику процесса. Сроки могут занимать несколько месяцев. При этом все гражданские инициативы во Владивостоке, победившие в конкурсе в прошлом году, уже реализованы.
Поверили в себя
Конечно, в рамках форума активисты делились лучшими практиками. Председатель ТОСа «Сабанеева, 13» Светлана Живалюкова рассказала о том, как жители района реализовали проект «Умные ступени». В прошлом году они создали инициативную группу, оформили заявку на конкурс проектов и получили 1 млн рублей. Эти средства помогли заменить старую разрушенную лестницу, ведущую к детскому саду. Теперь вместо неё появилась новая, «интерактивная», с разноцветными ступенями и буквами алфавита для малышей.
Представитель ТОС «Грин Парк» Вячеслав Плут рассказал о реализации проекта «Озеро-Парк GreenPark». Общественников вдохновил опыт соседнего ТОС «Спутник», который на средства гранта благоустроил набережную в районе Фанзавода.
Жители решили организовать собственный ТОС, чтобы облагородить территорию возле озера, где гнездятся утки-мандаринки. Подали заявку и победили. Инициатива имела успех, большое количество семей подключились к реализации проекта. В результате на месте заброшенного пустыря появились аллея с освещением, смотровая площадка и ограждение.
Как отметил по итогам форума Олег Кожемяко, опыт Приморья и других регионов, где развивается институт территориального общественного самоуправления, доказывает – жители готовы и хотят участвовать в создании комфортной среды в своих городах и посёлках.
«Жители нашего региона, воплотившие свои проекты, поверили в себя и окружающих. Возможно, завтра несколько ТОСов объединятся и предложат сделать что-то общее в определённом районе, а мы поможем со строительством инфраструктуры. Правительство Приморского края продолжит увеличивать сумму поддержки по этому направлению, потому что наши жители – главные помощники в создании комфортной среды для жизни, никто не знает свои дворы и улицы так, как они», - заключил Олег Кожемяко.
Число ТОСов в России растёт. На сегодняшний день их число около 39 тысяч. Причины такого роста понятны: у ТОСов есть реальная возможность развивать территории, на которых они ведут свою деятельность. Для этого органы ТОС сегодня имеют все необходимые ресурсы, в том числе финансовые. Руководители регионов и муниципалитетов, думающие о создании на своих территориях опорных точек эффективного взаимодействия с населением, активно помогают ТОСам.
Почему надо поддерживать ТОСы? В их развитии заинтересованы все: граждане, желающие сделать свою жизнь на локальной территории более комфортной; власти, взаимодействующие с населением по решению вопросов местного значения. Я подсчитал, что таких форм взаимоотношений властей и ТОС более 50. И ещё один аргумент: каждый рубль, вложенный сегодня в ТОС, возвращается в бюджет пятью.
Наблюдая за ТОСами Приморья, могу сказать, что мне очень нравятся истории, которые они реализуют. И особенно приятно, что этот инструмент работает по всему краю.
Сейчас очень активно занимаемся ТОСами в Ольгинском муниципальном округе, где наш ресурсный центр помог написать 6 проектов. Представьте: маленькое северное село на 240 жителей, и люди находят в себе силы, чтобы объединяться и решать какие-то проблемы. Например, администрация установила в селе детскую площадку, но ей не хватает ограждения, так как животные заходят на территорию. Люди объединяются и пишут проект. Получают грант, и на площадке появляются освещение, дополнительные лавочки, ограждение, она становится точкой притяжения для жителей села, где не так много общественных пространств.
Как только в Приморье в 2019 году появилась информация о ТОСах, мы изучаем этот механизм и знакомимся с лучшими практиками. Наш центр заинтересован в том, чтобы на территориях формировались новые точки активных социальных групп, ведь ТОСы занимаются тем, чем не занимаются НКО, - помимо социальных, решают ещё и бытовые проблемы, которые мешают развиваться территориям и не лучшим образом влияют на их жителей. Людям важно благополучное окружение, не только социальное, а ТОСы – именно тот рычаг, который помогает его создавать. Кроме того, ТОСы объединяют людей на территориальном уровне и сплачивают наше общество.
На форуме «Живем в Приморье. Решаем вместе», где собрались активисты из муниципалитетов края, глава региона Олег Кожемяко рассказал об открытии Центра гражданских инициатив, который займется координацией работы организаций территориального общественного самоуправления (ТОС).
– Много обращений жителей, о том, что нужно сделать, отремонтировать, благоустроить. В крае действуют соответствующие программы. И в дополнение к ним мы решили сделать так, чтобы каждый человек смог поучаствовать в благоустройстве. Это территориальные общественные самоуправления – ТОСы – хороший инструмент, позволяющий видеть быстрые победы. Где поставить лавочку, установить видеонаблюдение, заасфальтировать дорожки – все это решают жители, – пояснил губернатор Приморья.
Активное развитие направления началось в прошлом году. Планируется, что в этом году число ТОСов в Приморье увеличится почти в два раза – до 147. В краевом бюджете на эти цели выделено 140 миллионов рублей, в будущем году объем финансирования вырастет.
– Последние годы Дальневосточный округ динамично развивается как с точки зрения количественного роста, так и финансовой поддержки деятельности ТОС, при этом Приморский край входит в тройку лидеров по ТОСовскому движению вместе с Бурятией и Сахалином, – отмечает Александр Лукичев, директор Университета территориального общественного самоуправления, член общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ. – Что касается именно наращивания финансовой поддержки то цифры по Приморскому краю впечатляют. По данным доклада Общенациональной Ассоциации ТОС за 2022 год (опубликованы в первом номере журнала «Муниципальная Россия» за 2023год) сумма средств поддержки по краю составляла чуть более 16 млн рублей. Такому росту по этому году, да и с перспективой удвоения в следующем году можно только аплодировать. На моей памяти за 35 лет моего участия в ТОСовском движении, а я провел 20 лет на посту председателя ТОС, руководил областной ассоциации ТОС – такого не было.
Я думаю, что это очень правильное решение. Доказано практикой что каждый рубль, вложенный в ТОСы, возвращается в бюджет пятью рублями. Так что я назвал бы решение краевых властей мудрым и дальновидным.
Кстати, у нашего Университета хорошие рабочие отношения с регионами округа – с Сахалином, где мы приняли участие в прошлом году в Форуме ТОС, с Бурятией, Камчаткой, Якутией, Приамурьем и Еврейской автономией. Надеюсь и с Приморским краем получиться реализовать проекты, тем более что у нас их много, и мы открыты к сотрудничеству.
Образовательные проекты будут весьма кстати. Сведущих в области ТОС специалистов – дефицит. А задача созданного Центра гражданских инициатив – консультировать людей, которые занимаются созданием ТОСов, помогать выбирать проекты благоустройства, оформлять заявки на получение грантов.
По словам руководителя Центра Елены Порубовой, в начале июня заработала «горячая линия», и на нее уже поступило почти 100 звонков. Активисты спрашивают, создавать ТОС с образованием юридического лица или без, какие документы нужны для участия в конкурсе грантов, стартовавшем 5 июня.
Претендующие на финансирование из краевого бюджета проекты должны быть направлены на решение вопросов местного значения: это благоустройство придомовой территории, установка детских и спортивных площадок, организация автомобильных парковок, остановок, скверов и тому подобное.
Размер грантов – от 500 тысяч до 1,5 миллиона рублей в зависимости от того, где будет реализован проект: в городском или сельском поселении или в крупном городе.
Как замечают специалисты, многие ТОСы, поучаствовав в конкурсе грантов однажды, теперь делают это ежегодно. Так, ТОС «Зеленый Экипаж на Русском», организованный в 2019 году, победил уже в трех конкурсах и обустроил спортивную зону, сценическую площадку и экологическую тропу.
ТОС «Зеленый Экипаж на Русском» – один из 18, объединившихся во Владивостоке в Ассоциацию «Команда ТОС». Есть желающие присоединиться из недавно созданных ТОС, говорит председатель правления Ассоциации Анна Колемагина.
– Несколько лет назад при администрации города был создан Общественный совет по развитию территориального общественного самоуправления, и в этом была, в том числе, и заслуга нашей Ассоциации. Также там действует управление, курирующее работу с ТОСами. Мы обращаемся в эти структуры сообща, с вопросами, волнующими многих. Одно дело, когда приходит один человек, и совсем другое, когда обращается группа. Чаще всего наши вопросы касаются благоустройства, – рассказывает она.
ТОС «Военное шоссе», которым руководит Колемагина, тоже может делиться опытом. В прошлом году при поддержке Фонда «Энергия участия» он вошел список победителей краевого конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) с проектом «Соседский клуб «Леопольд». Для жителей микрорайона было создано общественное пространство для общения, решения насущных вопросов.
– В этом году Ассоциация, как юридическое лицо, будет снова участвовать в СО НКО. В прошлом году мы выиграли два гранта по миллиону каждый. Один проект выиграл ТОС «Военное шоссе». На полученные средства мы привели в порядок остановку, заменили старые заборы на новые ограждения, высадили кустарник, поставили скамейки и вазоны. По другому проекту на территории ТОС «Поспелово» подрядчики сделали лестницу от остановки в поселок, – отмечает она.
Показателен пример еще одного владивостокского ТОСа – «Спутник Владивостока», который находится в частном секторе. Там горожане объединились и создали добровольную народную дружину.
– Кроме того, они единственные из нас, кто участвовал в конкурсе президентских грантов, и выиграли уже два раза. Первый проект назывался «Утиная заводь». Деньги пошли на благоустройство участка рядом с поймой реки Богатая, где обитают занесенные в Красную книгу утки-мандаринки. Территорию благоустраивают, укрепляют склоны, высаживают клумбы. В планах – организовать там полноценную прогулочную набережную. Также они выиграли грант с проектом «Парк нашей мечты». Деньги пойдут организацию основы для него, – добавляет председатель правления Ассоциации.
К слову, тем, кто сейчас организовывает ТОСы, Анна Колемагина советует регистрировать ТОС с образованием юрлица. Это дает возможность участвовать в грантовых конкурсах не только краевого или городского уровня, но и всероссийских, которые проводятся для общественных некоммерческих социально ориентированных организаций.
Александр Юртаев, соучредитель Ассоциации «Команда ТОС», стоял у истоков создания первого ТОС во Владивостоке еще в 1999 году. Общественники проводили культмассовые мероприятия, возродили дворовый футбол, а также собрали пожелания жителей по благоустройству, часть из которых была выполнена властью.
– Территориальное общественное самоуправление – самый простой способ улучшения жизни жителей на той или на территории. Сегодня существует программа поддержки, и люди могут подать заявку и быстро получить деньги. Самое трудоемкое – это оформление и подача документов. Раньше это было очень сложно, но сейчас юристы Центра общественных инициатив с этим помогут, и это очень важно, – считает он.
По опыту Александра Юртаева, лучше, когда в ТОС объединяются 2-5-6 домов, расположенных в относительной близости. В этом случае жителям проще прийти к соглашению, что именно им нужно.
Не ТОСом единым
В Приморье благоустраивают территории не только с помощью ТОС. В крае действует несколько программ, позволяющих создавать комфортную среду в городах и поселках. Это губернаторская программа «1000 дворов», инициированная Олегом Кожемяко, федеральные программы «1000 дворов Дальнего Востока», разработанная Минвостокразвития России, и «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды и краевой конкурс «Твой проект». За последние пять лет по всем программам было благоустроено около 4000 дворов и общественных территорий.
Только в прошлом году по обеим программам «1000 дворов» и программе «Формирование комфортной городской среды» в Приморье были благоустроены почти 300 дворовых и больше 70 общественных территорий.
Это парки, скверы и дворы в самых разных муниципалитетах. Так, реконструирован парк у Дома химиков в Дальнегорске, сквер в микрорайоне ЛДК в Дальнереченске, сквер «Лозовый» и городской парк в Партизанске, скверы по улицам Краснознаменная, Уссурийская, Пушкина в Уссурийске, общественное пространство в поселке Ярославском Хорольского округа.
Благоустройство продолжается: в этом году работы уже идут более чем на 100 объектах.