Какие высокооплачиваемые вакансии на производстве предлагали на Дальнем Востоке в октябре 2022 года
44 000 рублей составляет медианная зарплата, которую предлагают дальневосточные работодатели в вакансиях на платформе Авито Работа. При этом во всех сферах есть варианты трудоустройства с оплатой от 100 000 рублей и выше. Эксперты job-площадки подобрали пять высокооплачиваемых вакансий октября из группы «Производство, сырьё, сельское хозяйство».
● Инженер
Инженер по комплектации оборудования в Якутии может рассчитывать на сумму от 150 000 рублей в месяц. Специалист должен иметь высшее или среднетехническое образование по профилю «Промышленное и гражданское строительство» или «Экономика и управление на предприятиях», стаж не менее трёх лет. В его задачи входит оформление заявок на приобретение оборудования и материалов, их приёмка, претензионная работа и т.д.
● Сварщик
В Приморском крае на судостроительном предприятии квалифицированному сварщику с подтверждённым стажем более трёх лет обещают от 160 000 рублей. Как отмечено в вакансии, зарплата зависит от выработки и может превысить 200 000 рублей. Кандидат должен уверенно владеть навыками сварки полуавтоматом, угольным электродом, порошковой проволокой под контроль рентгена и УЗК.
● Геолог
Заработок геолога бурового отряда в Амурской области составит 150 000 рублей в месяц. Работодатель примет в команду опытного специалиста с высшим или средне специальным образованием, компенсирует ему расходы на проезд, обеспечит трёхразовым питанием на территории полевого лагеря. В вакансии особо указано, что участок геологоразведки имеет хорошо развитую инфраструктуру, включая Wi-Fi и спутниковое ТВ.
● Руководитель мебельного производства
Кандидат на должность руководителя мебельного производства на Камчатке может не иметь профильного стажа, но от него обязательно ждут управленческого опыта и стремления развивать предприятие. По итогам собеседования специалисту готовы предложить зарплату до 120 000 рублей. Он будет трудиться в офисе и в производственном цехе, зачастую в разъездах, так что обязательное условие — наличие водительских прав.
● Машинист бульдозера
Эту сезонную вакансию разместила на платформе одна из золотодобывающих компаний Амурской области. Машинисту бульдозера 6–8 разряда с стажем не менее пяти лет и желательно с опытом работы в артели обещают платить 180 000 рублей в месяц. Специалист будет трудиться в карьере на подаче грунта и вскрышных работах. В его обязанности также входит поддержание техники в рабочем состоянии.
Совет экспертов платформы Авито Работа
Чтобы найти надёжного работодателя, тщательно изучайте описание вакансии, сравнивайте зарплаты с предложениями других компаний, ищите отзывы сотрудников на предприятие (например, на Авито по бейджу «Есть мнения о работодателе»), проверяйте компанию на официальных сервисах и обращайте внимание на значок «Компания проверена», которым Авито отмечает аккаунты благонадёжных работодателей.
Об Авито Работе
● На платформе зарегистрировано свыше 1,6 млн работодателей, включая представителей среднего и малого бизнеса.
● В разделе Авито Работа порядка 3,5 млн объявлений — примерно 2,5 млн резюме и более 1 млн вакансий.
● 20,5 млн человек ежемесячно просматривают вакансии на Авито (данные Авито за июль 2022).
● Авито Работа — самый эффективный и удобный сервис для подбора персонала для более чем половины работодателей России (данные исследования агентства B2B Research, апрель 2022).
Медианная зарплата – сумма, больше и меньше которой получают по 50% работников.
Сразу после школы довольно трудно выбрать профессию на всю оставшуюся жизнь. И всё чаще встречаются примеры, когда в другую сферу деятельности переходят не только молодые люди до 35 лет, но и более старшее поколение. Как решиться на ответственный шаг, где найти применение своим знаниям и навыкам, как выбрать надёжную компанию, рассказывают эксперты платформы Авито Работа.
Не бояться перемен
Принцип «одна профессия на всю жизнь» был незыблемым правилом для бабушек и дедушек современной молодёжи. Эта установка теряла актуальность вместе с ускоряющимся ритмом жизни и сейчас уже никого не удивляет, что на смену работы решается в том числе и старшее поколение. Выбор профессии для выпускника школы — дело довольно сложное, и, если ни увлечения, ни профориентация не помогли его сделать, рано или поздно возникает желание изменить вектор движения.
Для работающего человека важно иметь возможности для профессионального развития и карьерного роста, получать удовлетворение от своего дела. Среди причин для перемен выделяют и материальные мотивы: желание увеличить заработок или найти другой источник дохода. Когда решиться на кардинальные изменения нелегко, присмотреться к новой профессии можно в формате подработки на позициях для начинающих, в режиме фриланса или на временных должностях, взяв отпуск на основном месте.
Просчитывать варианты
Если есть чёткое понимание, в какой сфере хочется работать дальше, пора изучить рынок труда, чтобы оценить востребованность разных специалистов и понять, с каких стартовых должностей и с каких заработков придётся начинать. Тщательный анализ собственных знаний и навыков поможет определиться, чему ещё нужно научиться, как это сделать (онлайн-курсы, программы переобучения, стажировки и т.д.), сколько времени и денег потребуется. Не стоит забывать о создании финансовой «подушки безопасности» на период поиска нового трудоустройства.
Любой человек может немного «романтизировать» незнакомую профессию, не знать о нюансах, известных бывалым профи. Поэтому будет не лишним поговорить об этом с теми, кто работает не первый год, посоветоваться о возможностях получения специальности и даже сходить на экскурсию на предприятие. Если продуманного плана по переобучению и смене профессии пока нет, то лучше не торопиться.
Проявлять инициативу
Поиск нового рабочего места должен вестись «по всем фронтам», то есть с использованием всех доступных каналов. В их числе специализированные job-сервисы в интернете, служба занятости, кадровые агентства, тематические сообщества в соцсетях и ТГ-каналы, корпоративные сайты, личные связи и знакомства. Нужно не лениться ежедневно просматривать вакансии, размещать резюме, откликаться на предложения работодателей, включая возможности стажировки.
Будущее — за умением совмещать разные виды деятельности, не обязательно смежные, а стоимость специалиста на рынке труда заметно выше, если он владеет дополнительными компетенциями. Также повысить свою конкурентоспособность можно за счёт развитых soft skills — гибких навыков, таких как инициативность, критическое мышление, креативность, умение работать в команде и других.
Готовить плацдарм
Для знакомства с потенциальным работодателем сначала понадобится резюме. При оформлении анкеты важно указывать в ней информацию об обучении и ключевых навыках, имеющих прямое отношение к новой профессии. И в разделе о личных качествах стоит описывать их, исходя из полезности для конкретной должности. На job-площадках лучше разместить несколько резюме на смежные позиции, что увеличивает шансы на трудоустройство.
При подготовке к собеседованию нужно заранее обдумать ответы на «неудобные» вопросы. Во-первых, коротко и ясно объяснить причины смены профессии. Возможно, придётся рассказать о том, что не нравилось на прежнем месте, о перерыве в трудовом стаже и т.д. В ответах не должно быть лишних и личных подробностей, но должен содержаться посыл о продуманном желании профессионального и карьерного развития в новой компании.
Быть внимательным
Этот совет адресован всем соискателям, независимо от возраста, образования и опыта, подбирающим свою первую или новую работу, подработку или стажировку. При выборе вакансий нужно внимательно читать их описание, где должны быть подробно указаны обязанности сотрудника, условия труда, рабочий график, периодичность выдачи зарплаты, возможности для переобучения, бонусы и льготы. Зарплата в вакансии должна соответствовать средним предложениям по отрасли и региону.
Если кандидата заинтересовало какое-то предложение, стоит поискать в интернете отзывы реальных сотрудников о работодателе. Небольшое число отрицательных мнений — это нормальная ситуация, но когда их много, то лучше продолжить поиски. Специальные сервисы (например, Прозрачный бизнес) также дают возможность проверить компанию на наличие налоговой задолженности, судебных споров, дел о банкротстве.
Директор по развитию платформы Авито Работа Дмитрий Пучков добавляет, что крупные, зарекомендовавшие себя job-площадки тоже помогают соискателям быть увереннее при выборе работодателя: «На платформе Авито Работа размещено более 1,8 млн вакансий, ею пользуется почти каждый четвёртый россиянин в качестве основного сервиса[1], и мы знаем, что для них важны репутация компании, уверенность в завтрашнем дне, финансовые возможности и условия труда. В помощь кандидатам платформа собирает отклики бывших и настоящих сотрудников о соответствии зарплат указанным в вакансиях, своевременности выплат, оплате переработок, возможных штрафах или взносах — их можно найти по бейджу "Есть мнения о работодателе”. Организации, прошедшие проверку по ИНН, получают отметку “Компания проверена”. А умные алгоритмы подсказывают пользователям, как безопасно взаимодействовать с работодателями, ограничивая возможности для перевода общения в сторонние мессенджеры».
Об Авито Работе
● На платформе зарегистрировано свыше 1,6 млн работодателей, включая представителей среднего и малого бизнеса.
● В разделе Авито Работа порядка 3,5 млн объявлений — примерно 2,5 млн резюме и более 1 млн вакансий.
● 20,5 млн человек ежемесячно просматривают вакансии на Авито (данные Авито за июль 2022).
● Авито Работа — самый эффективный и удобный сервис для подбора персонала для более чем половины работодателей России (данные исследования агентства B2B Research, апрель 2022).
[1] По данным исследования агентства Ipsos, проведённого в феврале 2022 года.
Игорь Санников, руководитель категории «Красота и здоровье» на Авито Услугах:
«Согласно оценке Data Insight, каждый 2-й мастер или салон использует Авито для поиска клиентов — это делает нашу площадку ключевой на рынке. Мы видим на платформе активный рост спроса и предложения в бьюти-сегменте, а также приток новых специалистов. Это подтверждает, что модель Авито в новых условиях дает предпринимателям доступ к многомиллионной аудитории и к инструментам, которые обеспечат их бизнес регулярным потоком заказов».
— Ногтевой сервис
Каждый 3-ий запрос в категории «Красота, здоровье» в восточном регионе России — поиск мастера ногтевого сервиса. Например, в Хабаровске во II квартале по сравнению с I кварталом 2022 года спрос на услуги маникюра и педикюра вырос на 79%. В Иркутске за этот же период — на 72%, во Владивостоке — на 67%, а в Улан-Удэ — на 55%. Средняя стоимость составляет от 800 до 1000 рублей. Таким образом, разместив объявление на Авито и предоставляя услуги ногтевого сервиса 5 раз в неделю, можно получить доход от 25 000 рублей. При этом постепенное наращивание клиентской базы и более плотная запись обеспечит значительно более высокий доход.
— Услуги парикмахера
Во II квартале этого года жители востока России стали чаще обращаться к услугам парикмахеров: в Хабаровске за этот период спрос вырос на 88%, в Иркутске — на 75%, в Улан-Удэ — на 67%, а в во Владивостоке — на 33%. За парикмахерские услуги исполнители в восточной части России на Авито Услугах получают в среднем от 1000 рублей. При этом стоимость может зависеть от вида услуги: специалисты могут специализироваться на стрижках, окрашивании, наращивании, кератиновом уходе или предоставлять комплексный уход за волосами по специальной цене. Ежемесячный доход будет зависеть от размера клиентской базы: 5-6 клиентов в неделю в среднем дают доход размером 25 000-30 000 рублей в месяц, при более плотной записи доход растет кратно.
— Услуги стилиста
Жители востока России стали чаще обращаться к услугам стилистов: во II квартале спрос на специалистов данного профиля увеличился в Хабаровске на 61%, в Улан-Удэ на 44%, а в Иркутске на 40%. Специалисты могут предлагать широкий спектр услуг: создание образа (макияж, прическа) на фотосессию или торжество, услуги имиджмейкера, помощь в составлении повседневного гардероба. Средняя стоимость услуг стилиста в восточной части России начинается с 1200 рублей. Период май-сентябрь — самое горячее время для мастеров, так как наступает время выпускных и пик свадебного сезона. В это время доход стилистов причесок и макияжа может доходить в среднем до 110 000 рублей в месяц.
Развитие Дальнего Востока является одним из приоритетов экономической политики России. Неосвоенные территории, свободные ниши на рынке и отсутствие инфраструктуры следует рассматривать не в качестве недостатка региона, а с позиции перспективных стартовых условий для запуска бизнеса. Сейчас реализуется широкий спектр мер поддержки коммерческих и социально-значимых проектов, которые стимулируют активность в дальневосточной части страны и определяют главные тренды изменений в регионе. Необходимо лишь грамотно подойти к вопросу и решиться осваивать Дальний Восток. В арт-кластере «Таврида» в рамках образовательного заезда «В эфире» прошла арт-школа, посвященная развитию регионов ДФО, которая объединила инфлюенсеров, блогеров-путешественников, предпринимателей, маркетологов, PR-специалистов, представителей арт-сообществ, дизайнеров и представителей туристического сектора. Вместе с экспертами они обсудили возможности для предпринимателей в дальневосточном регионе.
Основные направления экономической политики отражены в Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Ее целью стало ускорение развития экономики региона, улучшение демографической ситуации, прекращение миграционного оттока и повышение качества жизни людей. Среди конкурентных преимуществ Дальнего Востока выделяют экономико-географическое положение в непосредственной близости к самому большому в мире и быстро растущему рынку Азиатско-Тихоокеанского региона, наличие крупнейших запасов природных ресурсов и научно-образовательного потенциала.
Особое внимание потенциальным предпринимателям следует обращать на меры поддержки и льготы, предусмотренные на Дальнем Востоке. К примеру, в территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. Резидент имеет право на ряд налоговых льгот, возможность быстрого оформления земельного участка для реализации своего проекта и на подключение к объектам инфраструктуры. На Дальнем Востоке такими являются ТОР Бурятия, ТОР Курилы, ТОР Забайкалье и другие. Существует и свободный порт Владивосток (СПВ) – территория, которая пользуется особыми режимами таможенного налогового и административного регулирования. С 2016 года действует программа «Дальневосточный гектар», позволяющая получать земельные участки под собственные нужды, осваивать их, а также развивать новые формы сельского хозяйства и открывать собственный бизнес.
Одним из экспертов арт-школы, посвящённой развитию Дальнего Востока, стал заместитель директора Технопарка «Русский» (Владивосток), предприниматель, инвестор и финансист Виктор Пахмутов. Еще в студенческие годы он обнаружил в себе предпринимательскую жилку и погрузился в тему стартапов: в 2014 году запустил бизнес-проект по дисконтной системе для заведений во Владивостоке. Первым успешным проектом, который до сих пор приносит прибыль, стал медиацентр – его команда сформировалась в студенческом объединении Дальневосточного федерального университета, а затем вышла на реальный рынок по созданию контента. Сейчас Виктор оказывает финансовые услуги, запустил проект, связанный с грузоперевозками, и сам помогает молодым предпринимателям в Технопарке «Русский» – некоммерческой организации, которая занимается развитием и поддержкой стартапов на Дальнем Востоке.
Виктор Пахмутов
фото: Таврида.АРТ
«Дальний Восток очень активно развивается благодаря нашему правительству и корпорации развития Дальнего Востока. Уже появился конкурентный бизнес и соответствующие зарплаты. Я написал более 150 бизнес-планов, с помощью которых компании-резиденты ТОР и СПВ привлекли от 5 миллионов до 30 миллиардов рублей в качестве инвестиций в свои проекты. Мне кажется, чтобы развивать бизнес на Дальнем Востоке, нужно изучить рынок: понять, например, что есть в Москве, и чего нет в нас. Важно правильно адаптировать и соблюсти региональный аспект. Начать можно с небольшого проекта, найти первых клиентов, потом уже масштабироваться, увеличивать команду и делать Дальний Восток лучше», – рассказывает Виктор.
фото: Таврида.АРТ
Кстати, искать поддержку своих идей можно как раз в Технопарке «Русский», где реализуется программа «Дальневосточный старт». Она помогает студентам прокачать свои предпринимательские навыки и выходить с проектами на этап первых продаж. За 2021 год в программе «Дальневосточный старт» приняли участие более 1040 студентов. Среди успешных кейсов сервис по подбору онлайн-курсов для людей с нарушением слуха EduSurd, платформа онлайн-курсов для детей Kidia и телеграм-бот по финансовой грамотности FinUp.
Помимо «Дальневосточного старта» поддержку можно получить в региональном операторе фонда «Сколково» и в Фонде содействия инновациям. Если же молодые предприниматели нуждаются в консультационных услугах при открытии собственного дела, нетворкинге и наставничестве – поможет национальный проект «Мой бизнес». Главное не бояться заявлять о себе и проектах.
Эксперт «Тавриды» Стася Еременко – специалист по созданию и продвижению бизнеса в сфере моды и креатива – основала бренд одежды STASIA. Национальный колорит девушка транслирует через одежду: обращается к культурному наследию и переосмысляет его в крое, материалах и тканях. Например, ее последняя коллекция основана на истории русского авангарда: девушка объединяет прошлое, настоящее и будущее, помогает связать поколения и выстроить коммуникацию между ними. Близость Дальнего Востока к Азии тоже отражается в творчестве Стаси. Дизайнер уверена, что многие ответы на вопросы становятся очевидными при исследовании культуры и истории.
Стася Еременко
фото: Таврида.АРТ
«Есть определенная тенденция на рынке как по России в целом, так и на Дальнем Востоке – исследование своего культурного наследия. Дальний Восток очень богат культурой малочисленных народов. После пандемии и закрытых границ, мы еще больше смотрим вглубь своей страны. Нужно окунуться в их историю, изучить архивы и преобразовывать все это в свои уникальные продукты», – поделилась Стася Еременко.
Получается, культурный код может стать драйвером развития бренда и придать ему уникальность, что повлияет на конкурентоспособность бизнеса. Ещё один яркий пример – дизайнер Валерия Журавлева, которая создала собственное швейное производство во Владивостоке и основала бренды одежды «Туманы» и «Волна». Бренд «Туманы» впервые был представлен на Восточном экономическом форуме в 2022 году. Девушке важно создать не простой сувенир, а наполнить вещи локальной идентичностью, чтобы их захотели носить местные жители и гости города.
Валерия Журавлёва
фото: Таврида.АРТ
«Молодым людям я бы посоветовала в первую очередь не гнаться за деньгами, а сделать ставку на свой профессионализм. Ищите организацию, где можно получить практический опыт под руководством профессионалов. Креативные индустрии действительно очень интересные, но нельзя забывать, что везде есть техническая основа, без которой будет сложно. Не стесняйтесь просить помощи и идти к своим целям. Думаю, что делать ставку на интеллект и работоспособность в наше время безопаснее и важнее, чем на другие ресурсы», – рассказывает Валерия.
Кстати, молодых дизайнеров Приморского края поддерживают в рамках проекта «КиберАтелье» – он нацелен на создание инфраструктуры, способной поддерживать изменения и развитие легкой промышленности. К 2025 году запланировано создание креативного кластера модной индустрии во Владивостоке, а к 2030 году появится Евро-Азиатский модный технологический ХАБ, который станет центром притяжения талантов, экспертов, творческой молодежи. В рамках программы «КиберАтелье» уже снижены налоги по УСН до 1% и разработан кредит по ставке 3% на сумму 5 миллионов рублей. Валерия Журавлева с помощью проекта получила грант в размере 700 000 рублей, который позволил приобрести новое оборудование и сырье, а также покрыть аренду помещения. Привлеченные средства позволили продолжить стабильную работу производства и нарастить обороты, поэтому сейчас девушка планирует открывать розничные точки продаж.
Арт-школа, посвященная развитию Дальнего Востока
фото: Таврида.АРТ
Получается, возможности для бизнеса на Дальнем Востоке определенно есть: льготные условия, национальные проекты, программы по развитию стартапов и грантовые конкурсы. Остается действовать и прикладывать реальные усилия для своего бизнеса в дальневосточном регионе – этим как раз и займутся участники арт-школы, посвященной развитию Дальнего Востока после «Тавриды». Они уже получили практические советы от экспертов и вдохновились на создание и запуск собственных стартапов.
Хабаровск – крупнейший город Дальнего Востока – благодаря своему географическому положению является идеальным местом для начала путешествий по региону и всему Дальнему Востоку.
На сессии «Хабаровск – ворота Дальнего Востока», которая прошла в рамках III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» эксперты и игроки туристического рынка обсудили развитие дальневосточных межрегиональных туристических маршрутов для привлечения российских и китайских путешественников.
Хабаровский край исторически считается главными воротами для въезда на Дальний Восток как для туристов из соседних стран, так и для граждан России. До пандемии регион принимал и распределял основной̆ объем гостей из Китая по дальневосточным регионам, выступая транзитной «точкой входа». Хабаровск расположен на пересечении важных воздушных и железнодорожных маршрутов, что обеспечивает связь с другими регионами России и соседними государствами. Местные предприниматели активно сотрудничали со своими коллегами из других регионов, продвигая межрегиональные маршруты.
После вынужденной̆ паузы в международных обменах Хабаровский край возобновляет партнерские отношения с КНР: подписана серия значимых соглашений о развитии сети межрегиональных дальневосточных маршрутов со стартом из Хабаровска.
Теперь региональные туроператоры делают ставку на программы, повышающие продолжительность пребывания туристов, позволяющие превратить их из разовых гостей в постоянных и, соответственно, увеличивающие доходы туротрасли и региональных бюджетов.
Что сейчас может предложить Хабаровский край путешественникам и приезжим? Один из вариантов — туристская программа от компании «Заповедные места Татарского пролива», которая активна в регионе с 2016 года. Проект «Туристическая деревня Ларга» в Ванинском районе края на побережье Татарского пролива предполагает размещение со всеми удобствами в домиках. На территории есть баня и купели. Семидневный тур включает морские прогулки к острову Токи, где разводят потомство тюлени ларга. Помимо этого, в программу входит знакомство с коренными народами, изучение местной гастрономии, участие в шаманских ритуалах и национальных праздниках, морская и речная рыбалка на краба и тунца.
«Потенциал Хабаровского края очень высок – и мы стремимся помочь этот потенциал раскрыть. По ту сторону пролива находятся Сахалин и Курилы, а за ними Тихий океан – край земли. Сезон длится с середины мая до середины октября, но проект будет круглогодичным. На сегодня мы готовы принимать группы до 12 человек. В перспективе – больше. Готовы обеспечивать туристов программой “под ключ”, начиная от встречи в аэропорту, размещение, программа и до проводов в аэропорт», – рассказывает директор компании Дмитрий Ильин.
Все участники сессии сошлись во мнении, что турист не должен сам себе организовывать проживание и досуг. Гостям нравится, когда, приезжая, они не переживают, где будут жить, чем питаться, как развлекаться и перемещаться по разным локациям (которые тоже нужно подобрать). По опыту компании «ТТ-Трэвел», при выборе пакета услуг «мини», «средний» и «макси» 86% туристов предпочитают максимальный.
По словам заместителя генерального директора «ТТ-Трэвел» (экс-TUI) Александра Сирченко, после пандемии удалось заинтересовать туристов непривычными для них регионами благодаря чартерам. Он привел в пример Бурятию – чартеры на зимний Байкал стали популярнее, чем летние – подобного никогда не случалось с республикой зимой.
«Чартер – не панацея, а вершина взаимодействия федерального и регионального туристического бизнеса с федеральной властью. Параллельно включается механизм продвижения и раскрутки тех или иных регионов. Будущее за межрегиональными маршрутами. Трансграничные маршруты можно сделать – с Сахалина в Японию, из Владивостока в Северную Корею, из Хабаровск в Китай. Надо все развивать. Регионы Дальнего Востока и Арктики – это уникальные российские ресурсы, и мы обязаны сделать так, чтобы все захотели это увидеть», – считает Сирченко.
Генеральный директор туроператора «Камчатинтур» Ирина Седова вспоминает, что в 2000-е годы на Камчатку шёл большой поток из Японии, многих стран Европы, и компания вынуждена была формировать турпродукт, который захватывал бы несколько регионов ДФО – и туристы, прилетая из Хабаровска на Камчатку, летели во Владивосток, Иркутск. Это было востребовано, но сложно и дорого. Сейчас сделать такой – и более качественный продукт – стало проще за счет большого количества надежных партнеров в регионах.
«Сейчас основной турпоток составляют российские туристы. Добраться на Камчатку можно только на самолете из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Хабаровска, Владивостока, Южно-Сахалинска, и с недавних пор с Чукотки. Дальневосточное кольцо мы можем хорошо замкнуть. Туризм на Камчатке – это обязательно экологический туризм, это уникальность. Тут главное – природа, а не дороги и гостиницы, хотя это тоже появляется. Камчатку можно посещать круглый год – сезон стал растягиваться, активно стали работать и в “мёртвые” месяцы. С конца июня и до середины сентября доступны все маршруты. Мы делаем совместные туры с Сахалином», – рассказывает она.
Интерес к Сахалину и Курилам со стороны и российских туристов, и гостей из стран АТР и других настолько высок в настоящее время, что регион вынужден смотреть на туристов с осторожностью. Об этом говорит замминистра туризма Сахалинской области Наталья Пахолкова. По е` словам, потоками туристов обмениваться важно в рамках взаимодействия, но делать это нужно осторожно.
«Мы хотим сохранить уникальность территории. Сахалин и Курилы уникальны как и другие дальневосточные регионы, но новых туристических локаций у нас нет. Мы должны сохранить то, что имеем. Мы уже задыхаемся от туристов и зимой, и летом. Очень аккуратно сегодня смотрим на продвижение региона – ресурсы природные, рекреационные, человеческие – не безграничны», – предупреждает она.
Китайcкие предприниматели видят большой туристический потенциал в регионах Дальнего Востока и в России в целом. Лин Луньян,директор международной туристической компании «Хайвай» (Фуюань), работающей уже 27 лет, уверен, что китайских гостей на туристическом рынке ДФО очень мало, и планирует наращивать присутствие здесь своих клиентов. По его словам, китайских путешественников очень привлекают Сахалин, Камчатка и Байкал. Им также важен патриотический и культурный туризм. Он уверен, что странам надо наращивать сотрудничество в сфере туризма.
«Для Китая тоже важны российские туристы. В КНР туризм очень безопасный: можно ездить беспрепятственно, не опасаясь за свое пребывание. Российский Дальний Восток действительно интересен, и мы должны использовать географическое преимущество для развития наших отношений. Однако к сожалению, цены на перелеты из Хабаровска в другие города дальневосточного региона гораздо выше, чем цены из Владивостока. Хотел бы предложить российской стороне подключиться к решению вопроса», – сказал Лин Луньян.
В числе других предложений китайской стороны на сессии – организация обмена молодежными делегациями, усиление сотрудничества между туристическими ассоциациями двух стран, эскалация пропагандирования российских туров в КНР с адаптацией для китайских туристов. Также он отметил, что для жителей КНР очень интересны российские продукты питания. Помимо этого, представитель китайской турфирмы отметил важность развития острова Большой Уссурийский, который находится рядом с Хабаровском и разделен между Россией и Китаем.
Участники сессии сошлись во мнении, что идея кооперации между туркомпаниями в рамках макрорегиона, между региональными и федеральными туристическими компаниями, а также между общественными организациями, властью и бизнесом – это необходимые компоненты для создания и продвижения межрегиональных маршрутов, которые, в свою очередь, занимают существенное место на туристической карте Дальнего Востока.
Только в первой половине этого года дальневосточные регионы приняли 1,8 млн туристов. Представители отрасли все чаще заявляют о том, что для поддержки и наращивания турпотока необходимо улучшать инфраструктуру в регионах. Об экономических факторах развития сферы гостеприимства в ДФО на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» EastRussia рассказал вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.
— Отельеры и рестораторы на Дальнем Востоке всегда готовы к приему туристов, ведь это их основная специализация. Другой вопрос, готово ли достаточное количество качественной инфраструктуры? Тут ответ, как мне кажется, повисает в воздухе. И это не связано с какими-то региональными проблемами, это связано с общефедеральной достаточно серьезной бедой. Потому что гостиничный бизнес долгие годы был экономически не очень интересен, а это несет за собой целый ряд факторов. Во-первых, в таком положении бизнес проигрывает ряду отраслей с точки зрения привлекательности в моменте, сроков окупаемости, рентабельности чистых активов. А во-вторых, у государства нет каких-то серьезных поддерживающих, мотивирующих программ, задач и историй, которые бы выгружали в бизнес.
Раньше после падения железного занавеса людям было прикольно поехать и посмотреть мир. И его не просто посмотрели, а задержались на этом и привыкли. При этом основная платежеспособная часть аудитории вывозила свои деньги для отдыха, оздоровления, культурного туризма за рубеж. Поэтому мотивации создавать качественную инфраструктуру внутри страны как будто бы не было либо её было недостаточно. Сейчас пандемия и СВО привели к тому, что мотивация стала совсем другой. Государство начало создавать условия для развития отрасли, страна в этом плане сделала серьёзный шаг. Еще есть резервы, но в целом отношение к инвестициям в отели достаточно серьёзно поменялось в стране.
Но при этом есть одна сложность, очень большая и очень серьёзная. Для того чтобы построить гостиничный комплекс, нужно в среднем не менее трёх лет – за полгода такую задачу не решить. Да, есть модульные отели, есть быстровозводимые конструкции, есть глэмпинги, но, во-первых, они не меняют ситуацию, например, связанную с городскими потоками, потому что, как правило, строятся в курортных и загородных локациях, а во-вторых, это достаточно небольшие комплексы, не обладающие достаточной инфраструктурой, чтобы всерьез влиять на изменения туристических потоков, поведение гостей и прочее.
На мой взгляд, сейчас на многих территориях, и на Дальнем Востоке в том числе, предприниматели заинтересованы в развитии туризма, в строительстве отелей, просто им не хватает диалогов, обратной связи, понимания этого бизнеса. И еще одна важная причина – время, ведь, к сожалению, все это происходит долго.
Инвесторы готовы вкладываться в проекты на Дальнем Востоке, просто здесь стоит вопрос конкуренции за рынок капиталов. У человека есть выбор – инвестировать в офисный центр, например, в гостиницу, в торговый центр или в жильё. Это вопрос его выбора с точки зрения финансовой модели, и это очень важно понимать. Для развития отрасли, для инвестиций и вложений должны быть экономические предпосылки. Если они созданы и находятся на высоком уровне, то все получится.Дальний Восток намерен активнее привлекать иностранных туристов. Основной акцент сделают на гостях из Китая, однако потенциал есть и у привлечения в регион жителей Ближнего Востока, Латинской Америки и Беларуси.
По итогам прошлого года в тройку лидеров на Дальнем Востоке по притоку туристов вошли Приморье, Хабаровский край и Бурятия. Хабаровский край в 2023 году посетили 1,1 млн человек. Гостей привлекают Хабаровск с его архитектурой, музеями, выставками и магазинами, а также горная рыбалка и Шантары.
В будущем точками притяжения туристов в регион намерены сделать самую протяженную на Дальнем Востоке набережную, российскую часть острова Большой Уссурийский, горнолыжный комплекс «Хехцир».
«Мы вышли на китайский рынок через китайские туристические сети, напрямую адаптировали наш продукт на китайских туристов. Они увидели в своих соцсетях Хабаровск и поехали к нам. Собственно, турист, который отправился с рюкзаком на Шантары, узнал о них из китайских соцсетей», — отметила Екатерина Пунтус.
Как сообщил генеральный директор туроператора «Интурист» Александр Мусихин, интересы иностранных туристов в России смещаются из Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе в сторону Дальнего Востока. Так, в прошлом году компания отправила группу аргентинцев от Санкт-Петербурга по Транссибу до Владивостока. И сейчас интерес к ДФО растет.
«Я думаю, что направление Дальнего Востока мы будем предлагать в странах Ближнего Востока и в Латинской Америке, где интерес достаточно большой. Проблема только в транспортной логистике, потому что основные полетные программы осуществляются через Москву. Поэтому туры в любом случае будут комбинированными», — прокомментировал Александр Мусихин.
Еще один туристический коридор на Дальний Восток намерены открыть из Беларуси. Там знают о ДФО и многие готовы ехать в регионы на краю России, как в экзотические.
«Все в Беларуси слышали бренды — Дальний Восток, Амур, Японское и Охотское моря, Камчатка. Об этом знают все. Но не все знают, где это. Емкость нашего рынка достаточно большая – в стране почти девять млн человек, один млн выездных туристов с хорошим чеком. Людей интересует не только море и отдых, но и детокс, путешествия, природный туризм. Дальний Восток для белоруссов – это экзотика. Ресурсы у людей есть, деньги есть», — рассказал председатель правления союза туристической индустрии Республики Беларусь Филипп Гулый.
По его словам, для привлечения белорусских туристов сейчас не достаточно одного агрегатора отелей, поскольку люди не знают, куда ехать, где селиться, что конкретно смотреть и посещать, где развлекаться. Нужны новые электронные площадки, которые помогут с выбором, бронированием и покупкой. Филипп Гулый предложил сконцентрироваться на образовательных турах для родителей с детьми. При этом поездки, по мнению Гулого, должны быть дополнены природными и историческими составляющими.
«Наши люди способны сюда ехать, но едут пока что единицы. Нет смысла делать турпоток из Беларуси массовым, этого не нужно, пускай он будет высокомаржинальным – достаточно состоятельных, богатых людей, крупных корпораций, которые могут провести свой отпуск в этом брендированном дальневосточном далеком и экзотическом для нас крае», — отметил Филипп Гулый.
Участники форума сошлись во мнении, что для привлечения иностранных туристов на Дальнем Востоке необходимо развивать номерной фонд, поскольку сейчас мест размещения недостаточно, также нужно продвигать туры по Дальнему Востоку, т.к. о них мало известно. Для этого нужны федеральные туроператоры, которые предложат поездки в своих филиалах на западе России и в представительствах в других странах.