Дальневосточники жалуются на дорогостоящие мероприятия по техническому присоединению к инженерным сетям
На Дальнем Востоке продолжается рост жилищного строительства, но одновременно растет и цена жилья, причем более активными темпами, чем во многих других российских регионах. Один из серьезных факторов, который не позволяет хотя бы отчасти сдерживать рост себестоимости сдаваемого квадратного метра – дефицит и износ коммунальных сетей. EastRussia разбиралась, какие меры в этой связи могут помочь девелоперским проектам.
Больше квадрата на душу населения
За 2022 год в ДФО введено 3,6 млн кв. м жилья или на 15% больше, чем в 2021-м. Выросло строительство как многоквартирных домов (+5%), так и индивидуальной жилой застройки (+24%).
В числе передовиков-регионов – Приморье. Если в 2021 году в крае сдано 885 тыс. кв. м новой жилплощади, то в 2022-м – чуть более 1 млн. В этом году планируется ввести не менее 1,1 млн кв. м жилья. При этом градостроительный потенциал региона превышает 8 млн, уточнил зампред краевого правительства Михаил Петров, и к настоящему времени выдано разрешений на строительство 2,7 млн кв. м.
По оперативным данным, в I квартале в ДФО в целом сохранялась положительная динамика, хотя наметилось снижение по индивидуальному жилью. За три месяца построено 1 млн кв. м жилой недвижимости. По итогам 2023 года в субъектах ДФО могут ввести 3,8 млн кв. м, на 7% больше прошлогоднего результата, сообщил замдиректора департамента жилищной политики Минстроя РФ Антон Махов.
Несмотря увеличение темпов работ, не менее чем в половине регионов Дальневосточного федерального округа показатель ввода квадратных метров на человека остается ниже, чем в среднем по России, говорит представитель Совфеда от Амурской области Иван Абрамов. К тому же обеспеченность населения жильем крайне неравномерна по отдельным территориям.
В качестве господдержки застройщиков действует несколько программ. Это, в частности, программа «Стимул» (входит в федеральный проект «Жилье» нацпроекта «Жилье и городская среда»), которая должна помочь в сокращении финансовых и временных издержек строителей. В ней участвуют Забайкалье, Хабаровский край и Амурская область: для регионов в прошлом году было предусмотрено 503 млн руб., в этом – 147,7 млн руб. Фактический объем ввода жилплощади на 1 января 2023 года по данному титулу составил 178,6 тыс. кв. м. Программа призвана также стимулировать строительство социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в местах возведения жилья. К примеру, в числе ее объектов, предусмотренных к сдаче – детская поликлиника в Хабаровске.
В свою очередь Минстрой реализует программу субсидирования низкомаржинальных застройщиков, с рентабельностью менее 15%. По этой линии в ДФО дотировались два проекта в Сахалинской области по строительству 3,16 тыс. кв. м жилья.
Кроме того, отметил Антон Махов, эффективно показала себя программа по субсидированию ставки проектного финансирования. На Дальнем Востоке благодаря этому 149 проектов в сфере жилищного строительства получили поддержку по кредитам. Планируемый объем ввода по данным объектам – 1,3 млн кв. м.
Ипотека разогнала цены
Конечно, на строительную отрасль положительное влияние оказывает реализация льготных ипотечных программ. Часть из них – такие же кредитные предложения (льготная, семейная, сельская, IT-ипотека), как и в прочих российских регионах, хотя с некоторым набором дополнительных преференций. К примеру, на Дальнем Востоке ставка по семейной ипотеке составляет 5% годовых, тогда как в других федеральных округах – 6%. Помимо этого, дальневосточникам, проживающим в сельской местности, разрешено приобретать жилые помещения на вторичном рынке.
Наиболее выгодной среди остальных по рынку для заемщиков остается Дальневосточная ипотека. «На протяжении 2022 года был внесен ряд существенных изменений, расширивших категории граждан, которые могут воспользоваться этой ипотечной программой. В частности, это новые [социальные] группы: учителя, врачи, с требованием по стажу работы, переселенцы из ЛНР, ДНР и других субъектов», – рассказал начальник отдела организации компенсационных выплат и реализации мер государственной поддержки департамента финансовой политики Минфина РФ Иван Белых.
Справка:
Программа «Дальневосточная ипотека» стартовала в 2020 году. Ее участники могут рассчитывать на кредит по ставке до 2% годовых на срок до 20 лет. В качестве первоначального взноса необходимо внести не менее 15% стоимости жилья. За весь период реализации выдано более 60,5 тыс. кредитов на 255,6 млрд руб., в том числе с начала 2023 года - 6 тыс. кредитов на сумму 28,5 млрд руб.
«Среди ипотечных программ, которые администрирует ДОМ.РФ (как единый оператор льготных программ в жилищной сфере – прим. ред.), доля Дальневосточной ипотеки во всех выдачах в 2023 году составила порядка 70%», – проинформировал Иван Белых.
Вместе с тем Дальневосточная ипотека разогнала на рынке недвижимости стоимость жилплощади, подчеркнул Иван Абрамов. «За последние несколько лет мы наблюдаем значительный рост [цен в ДФО], которого нет в центральной части России», – свидетельствует сенатор.
При этом от дальневосточных регионов поступают предложения повысить в рамках данной программы предельную сумму ипотечного кредита (сейчас она не может превышать 6 млн руб.), но в Минстрое пока выступают против этого. «Для этого необходимо обеспечить рост строительства жилья. В случае если вносятся такие изменения, а льготная ипотечная программа не обеспечена ростом, это, к сожалению, может сказаться опять-таки на стоимости конечного продукта – квадратного метра», – пояснил Антон Махов.
Как считает Иван Белых, правительству РФ следует и дальше совершенствовать механизмы ипотечных льготных программ, сохраняя их адресность, приоритетную направленность, не допуская в то же время неконтролируемого роста цен на жилье.
Что нам стоит дом построить
Жилплощадь на Дальнем Востоке активно дорожает, что особенно видно по Владивостоку, где «квадрат» в новостройке в среднем стоит 200 тыс. руб., а на вторичке доходит до 150 тыс. «Мы понимаем, что ипотеки разогнали спрос на первичный рынок. Тем не менее единственная возможность как-то сдерживать стоимость – просто строить больше», – делает вывод Михаил Петров. По его словам, ситуация может кардинально поменяться, когда в пересчете на одного жителя Приморья будет сдаваться не 0,5 кв. м жилья в год, а 1-1,5 кв. м (к сведению, население Приморского края составляет 1,8 млн человек). Иначе говоря, когда предложение начнет превышать спрос.
С одной стороны, на удорожание квадратного метра объективно влияют растущие цены привозных стройматериалов, более сложная логистика, непростые климатические условия, в которых осуществляется стройка, и т.п. Плюс на стоимость недвижимости в крупных городах, как Владивосток, оказывает дополнительное давление приобретаемая в качестве инвестиционного вложения жилплощадь.
«Есть жесткий перегиб: у одного гражданина шесть квартир, а у другой категории – ни одной, – рассказал зампред правительства Приморья. – В итоге у нас большой процент квартир стоит пустой в новостройках, без ремонта, без жильцов. При этом стоимость неуклонно растет».
Другая большая проблема связана с вопросом доступности инфраструктуры сетевых организаций в коммунальном хозяйстве. «Многие регионы отмечают высокую стоимость технического присоединения к инженерным сетям. Она на 40% выше, чем в среднем по РФ», – комментирует заместитель директора департамента развития человеческого капитала и территориального развития Минвостокразвития Залина Бердиева.
Наиболее остро складывается ситуация с изношенностью сетей теплоснабжения, продолжает Михаил Петров. «Это вынуждает застройщиков в качестве источников отопления все чаще использовать электрическую энергию, в связи с чем в крае возникла нехватка энергомощностей. Например, их дефицит на юге Приморья составляет не менее 400 МВт», – сообщил чиновник, добавив, что инвестпрограммы сетевых компаний направлены не на перспективное развитие, а на текущее поддержание хозяйства в нормативном состоянии.
По словам зампреда краевого правительства, владельцы коммунальной инфраструктуры не могут задействовать такие механизмы получения долгих и дешевых средств на обновление своих фондов, как инфраструктурные облигации или через схемы концессии, ввиду существующих регламентов.
«Мы предлагаем пересмотреть подход к инвестиционным программам ресурсоснабжающих организаций, урегулировать их деятельность более конкретизируемым механизмом, который обеспечит планирование строительства новых сетей и модернизацию существующих с запасом мощностей в районах прогнозируемого развития городских застроек, – рассказал Михаил Петров. – Вместе с тем, учитывая изношенность сетей необходимо продлевать действие финансирования программы по модернизации систем жилищно-коммунальной инфраструктуры регионов за счет средств ФНБ».
Миллиарды на сети
Наряду с инфраструктурными облигациями, предоставлением средств ФНБ Фонду ЖКХ, кредитами ВЭБ.РФ на городскую инфраструктуру, определенные ожидания связаны с использованием инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК). Как сообщил Антон Махов, для получения ИБК субъекты Дальнего Востока представили предложения практически на 41 млрд руб. На сегодня до адресатов доведено 5,7 млрд руб., из которых освоено 2,7 млрд.
«В части средств ФНБ девять субъектов подали заявки. Общая стоимость проектов – свыше 9 млрд руб., в том числе потребность в заемном финансировании – чуть более 7 млрд», - проинформировал представитель Минстроя.
Не так давно запущен новый механизм по оказанию финансовой поддержки региональным бюджетам в рамках модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Финансирование будет открыто по линии публично-правовой компании «Фонд развития территорий» рассчитано на 2023-2027 годы.
«Всеми регионами Дальнего Востока представлены проекты региональных программ [по обновлению и расширению объектов ЖКХ]. В настоящее время Фондом принято решение о соответствии всех проектов требованиям, которые установлены соответствующими постановлениями правительства РФ», – сказал замдиректора департамента жилищной политики Министерства строительства.
Если говорить об инфраструктурных облигациях ДОМ.РФ, позволяющих финансировать непосредственно создание инженерных и социальных объектов, необходимых для комфортной среды, то их применение одобрено по 12 проектам из Амурской и Магаданской областях, Сахалина, Хабаровского края, Якутии. Сумма займа – более 37 млрд руб. Объем потенциального ввода жилья составит порядка 2,4 млн кв. м.
«Наш механизм позволяет привлекать внебюджетные деньги, потом за счет федеральной субсидии от Минфина снизить эффективную процентную ставку на заемщика на строительство объектов инфраструктуры. Механизм запущен в 2021 году, сейчас в активной стадии его реализация», – объяснил директор подразделения «Инфраструктурные облигации» ДОМ.РФ Александр Аксаков.
Всего на рассмотрении находятся 38 проектов из 10 субъектов ДФО. За счет их реализации может быть введено 16,6 млн кв. м жилья. С учетом планов по модернизации городов Дальнего Востока ДОМ.РФ готов обеспечить льготное финансирование инфраструктурных проектов в регионе до 100 млрд руб., добавил Александр Аксаков.
В качестве положительного примера он привел крупный девелоперский проект в Магадане по строительству микрорайона «Гороховое поле» на 100 тыс. кв. м. Среди прочего жилмассив будет обеспечен объектами централизованной системы водоснабжения и водоотведения.
Механизм, который практикует ДОМ.РФ, позволяет финансировать стройки через концессии. «Видим, что на Дальнем Востоке есть спрос на реализацию инфраструктурных проектов через концессионные сделки…Это схема по предоставлению государственной гарантии субъекту РФ по нашему займу. К сожалению, далеко не все регионы ДФО могут это сделать из-за бюджетных ограничений», – сказал представитель ДОМ.РФ.
Вместе с тем в Минстрое находится на рассмотрении ряд поправок в постановление №2459 «Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ», которые позволят расширить спектр возможного финансового обеспечения строек и помимо госгарантий предложат альтернативные, но также эффективные методы привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру.
Павел УсовМногоэтажки
Недвижимость в Чите - одна из самых дорогих в стране: в центре города цены за квадратный метр в многоэтажках начинаются от 160 тысяч рублей.
инфографика: министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края
По предоставленным пресс-службой краевого минстроя данным, в первом квартале 2020 года первичное жильё в Чите стоило 65,99 тысячи рублей за метр, вторичное - 57,2 тысячи. За год цена увеличилась до 80,1 тысячи за первичку и 72,99 тысячи за метр на вторичном рынке.
В следующие 12 месяцев, к первому кварталу 2022 года, стоимость снова прыгнула больше, чем на 14 тысяч, на первичном рынке перевалив за 94,1 тысячи рублей за метр, на вторичном - за 89,1 тысячи.
Но рекорд по росту стоимости был поставлен к концу 2022 года. За это время первичный рынок даже по официальным статистикам подорожал на 30 тысяч за метр, составив 124,1 тысячи. Вторичный, наоборот, незначительно, но подешевел - до 88,7 тысячи.
В приказе Минстроя России сообщается, что средняя цена на квадратный метр в Забайкальском крае в I квартале 2023 года составляет 122,6 тысячи рублей.
Одна из причин дороговизны жилья - малый объём строительства. За три прошедших года, по предоставленным пресс-службой правительства края данным, в Чите появились 11 новых многоквартирных домов и новостройка, возведённая РЖД в Карымском районе. Кроме того, 30-квартирный дом построили в посёлке Чернышевск и многоквартирный - в городе Шилке.
Компания «Атолл» в краевом центре построила № 14 и № 15 в микрорайоне «Хороший», «Региональное управление строительства» записало в свой актив дома по Токмакова, 41, и Токмакова, 47.
«Энергожилстрой» построил дом по Проезжей, 20, его дочерняя компания «Энергожилстрой - Чита» завершила первый этап строительства дома на углу улиц Бабушкина и Нерчинско-Заводской. Жилым комплексом в посёлке Каштак занимались специалисты компании «ГолдГеоПром», домом по Бутина, 32, - индивидуальный предприниматель Виталий Быстров, представляющий компанию «Тантал». Центральный район города прирос зданием по Смоленской, 30, которым занималась предприниматель Надежда Чевлытко, а Фонд Забайкальского края в январе 2023 года сдал дом № 32 в районе Девичья сопка.
Комментируя главные строительные тенденции Забайкалья в 2022 году, глава минстроя края Алдар Бальжиров отметил, что на отрасль сильное влияние оказали пандемия коронавируса и стихийные бедствия.
«В связи с пандемией COVID-19 была закрыта граница с КНР – единственным источником иностранной рабочей силы в сфере строительства. Самые крупные наводнения в России произошли на территории края в 2021 году – два наводнения и 2022 году – одно наводнение», - сказал он, перечисляя основные факторы, повлиявшие на темпы и объёмы строек.
Бальжиров добавил, что на возведение и ввод жилья повлияло несвоевременное исполнение поставщиками договоров поставки материалов и конструкций на объекты. Это стало основными проблемами застройщиков, которые строили по социальным программам.
Частники
Наводнение и то, сколько домов оказались разрушенными после него, сыграло свою роль в том, как ускорились в строительстве забайкальцы. Тепло держится в регионе три-четыре месяца в году, строительный сезон чуть дольше, и оставаться без крыши над головой на долгую зиму и обычно холодную затяжную весну никто не хотел: напрягали все силы, строили и восстанавливали.
В 2020 году в графе «индивидуальное жилищное строительство» добавились 143,7 тыс. квадратных метров. По итогам 2021 года плюсом пошли ещё 146,9 тыс. Резкий скачок всей отрасли строительства в 2022 году обеспечили именно частные домики - забайкальцы сдали аж 224,7 тыс. квадратных метров, причём основные объёмы по вводу такого жилья предсказуемо пришлись на осень.
На вопросы EastRussia ответил эксперт - экс министр строительства, промышленности и транспорта Хабаровского края, советник директора ООО «СЗ «Фонд жилищного строительства» Константин Пепеляев.
- Как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию в отрасли в Хабаровском крае? Она стагнирует, ее лихорадит, идет борьба за заказы, за землю?
- Я бы сказал, что есть позитивное ожидание. В силу разных причин долгое время строительная отрасль находилась в подвешенном состоянии – в том числе и из-за смены губернаторов, их команд. Обанкротившийся «Дальспецстрой» - крупнейший игрок на рынке - с 2014 года не построил ни одного квадратного метра. Только вот свои долги-недоделки достроили в прошлом году под активным давлением прокуратуры и властей.
Примерно с середины прошлого года выстреливший спрос опустошил вторичный рынок. Он был простимулирован и дешевой ипотекой – не только дальневосточной, и тем, что провалились краевые программы по строительству и обеспечению отдельных категорий граждан жильем. Цены на вторичном рынке взлетели так, что сейчас почти сравнялись с ценами на новостройки. И чтобы остудить перегретый необеспеченным спросом рынок сегодня надо строить. Надо строить много, надо строить быстро, и поэтому я бы назвал ситуацию позитивным ожиданием новых возможностей.
- В этом году в крае запланирован ввод жилья в объеме 317 тыс. кв. м., что на 38% больше, чем в 2020 году. При этом несколько лет подряд регион плановые показатели не выполнял. В чем причина и есть ли основания, полагать, что в этом году их удастся достичь?
- Раньше мы – Хабаровский край – ежегодно делали 350 тыс. кв. метров жилья не напрягаясь. Напряжение было в 2014 году, когда надо было строить жилье для пострадавших от наводнения 2013-го год, тогда ввели что-то около 480 тыс. кв. метров. То есть 350… до 400 тыс. кв. метров это был такой стабильный уровень для Хабаровского края. Хотя еще при Вячеславе Шпорте (губернатор Хабаровского края 2009 -2018 прим. ред.) озвучивалась идея строительства миллиона квадратных метров, уже тогда было много вопросов по реализации этого посыла. По большому счету, это трудноосуществимая мечта. У нас сейчас нет в Хабаровском крае, в первую очередь, покупательского ресурса на такой объем жилья. Рынок определяется потребностью. Сегодня у нас средневзвешенная цена за квадратный метр 105-110 тыс. рублей. Вот умножьте на миллион – сколько это будет миллиардов? Есть столько денег у населения? А если это не покупается, то возникает коллапс, и отрасль рушится. Деньги застройщикам, девелоперам не возвращаются, они разоряются и все. У нас в европейской России части где-то в 2015-ом был такой обвал, когда настроили кучу домов – 84 – 86 млн. кв. метров – и рынок обрушился. Тысячи квадратных метров, сотни домов стояли пустые, непроданные.
- Но тогда ипотека была дорогая…
- Да, тогда ипотека была дорогая, сейчас появились инструменты направленные на улучшение качества жизни дальневосточников, в том числе и дешевые жилищные кредиты. Но все-таки объем в миллион квадратных метров, это для рынка Хабаровского края скорее мечта.
- А сколько крупных строительных компаний сегодня работает в регионе?
- Надо смотреть по объектам… По моим оценкам сейчас, пожалуй, у нас пять самых таких крупных застройщиков с ресурсами. На первом месте это Фонд жилищного строительства, но не сам Фонд, а «Специализированный Застройщик Фонда жилищного строительства» сейчас у них основной проект – это ЖК «Березки». Там будет 17 домов, порядка 120 тыс. кв. метров. В прошлом году они начали эту работу, построили первый дом и параллельно заложили еще четыре. В этом году планируют сдать не менее 43.0 тыс. квадратных метров. Фонд жилищного строительства (ФЖС) – готов кварталами строить, у него для этого есть завод ЖБИ, производство строительной фурнитуры, специализированные подрядные организации, проектировщики.
Далее это «Специализированный застройщик «Перспектива» - у них «в планах» пять домов разной этажности от 9-ти до 26-ти - это ЖК «Вершины» в границах улиц Шатова-Совхозная-Трехгорная в Железнодорожном районе Хабаровска, повторяю «в планах».
Потом я бы назвал группу компаний «УИП» - «Управление инвестиционных программ» - они строят «Петроглиф парк», «Восточный парк», «Южный парк» - это застройщик Юрченко. Он много строит такими небольшими комплексами – по три по четыре дома. Потом ГК «Энка» - у них комплекс «Ю-сити». И еще я бы назвал группу компаний «ДА! Девелопмент» - у них жилой комплекс «Культура». Это все компании, которые строят большие дома, большие площади. Сейчас к нам зашла еще сибирская компания «Талан» - они активно точечно выкупают землю и успешно строят дома.
ТОП застройщиков по объемам текущего жилищного строительства в Хабаровском крае на апрель 2021
Источник – аналитический обзор портала «Единый ресурс застройщиков»
Если еще приводить примеры, то нужно упомянуть строительный холдинг «Керенг» - 30 этажный многоквартирный дом в ЖК «Richeville-Sky», ГК «Стройметалл» - у них ЖК «Надежда» по Алексеевской, ГК Баск строят ЖК «Ленинградский» - 22-этажный дом в центре Хабаровска, между торговым центром «НК Сити» и ледовым дворцом «Платинум арена», и ГрадъСервис. Ну и вот анонсирован приход игрока федерального масштаба группы «Пик».
- И вот здесь хотелось бы поподробнее – вам известны детали, когда приходит, с чем приходит «Пик»? Нет ли у вас ощущения, что вот придет «Пик» и для местных застройщиков настанут трудные времена, потому что они задавят масштабом?
- Знаете, «Пик» - как МакДональдс. Они заходят во все крупные города, где есть деньги и эти деньги качают. То, что они будут строить дешево – это абсурд. Они не за этим сюда приходят. Мы в принципе не против. Потому что любой бизнес имеет право на существование, все определяется конкурентоспособностью, но конкуренция должна выстраиваться в абсолютно равной и прозрачной среде. Такие условия как у них, должны быть обеспечены для всех игроков на рынке. Тут главный вопрос опять же в земле – у «Пика» нет земли. То есть такой земли, на которой можно было бы сразу строить – с коммуникациями, с сетями. Вот дают им землю, но без инфраструктуры, но ее все равно надо где-то взять, инфраструктуру. И вот вопрос – получат ли они преференции в виде того, что инфраструктура будет возводиться за счет местных бюджетов, а они уже начнут по своей схеме работать.
Сейчас, например, готовится к принятию нормативный акт, который предусматривает, что в торгах на землю, на которой можно строить, преференции будут у тех, кто в прошлом году построил, к примеру, не меньше 500 тыс. квадратных метров. Федеральная структура такой объем покажет легко, а вот местные сразу отсекаются. Этот механизм пока не работает, так пытались сделать, но наш бизнес выступил против, сделал замечание правительству Хабаровского края, что это недопустимо. Получается такая сегрегация, хотя должны быть равные условия у всех.
- То есть вы не боитесь прихода «Пика»? Что он заберет ваш «кусок пирога»?
- Мы не боимся, потому что мы сами можем создавать инфраструктуру. А у «Пика» задачи такой нет. Думаю, что в корзине их финансовых расходов нет такой задачи, создавать здесь инфраструктуру. Они приходят на готовую, либо на ту, которую готов кто-то сделать. Еще один важный момент – чтобы строить, нужны производительные силы, то есть предприятия и люди. Этого сейчас ничего нет, значит или покупать задорого – вот как «Талан» он пришел, купил людей за дорого, люди к нему пришли, но это же сказывается все на конечной цене продукта. Мы сегодня продаем по 80-83 тыс. рублей квадратный метр, а «Талан» - по 160, правда, они продают ближе к центру, а мы в новом микрорайоне, и они говорят, что у них премиум-класс. Почем будет продавать «Пик»? Из чего они собираются строить, на какой производственной базе? Когда все заработает, они будут строить быстро, у них индустриальная доктрина, максимальная готовность так называемого «полуфабриката» - у них секции уже должны идти укомплектованные радиаторами, стеклопакетами, с какой-то частью проводки, и все это собирается без «мокрых» процессов. Это почти тоже самое, что наше крупно-панельное домостроение. Только мы собрали контур, накрыли, утеплились – тоже с минимумом «мокрых» процессов. Все делается на заводе, все делается по ГОСТам.
Когда «Пик» придет сюда – в Хабаровский край – пока неясно. Они пришли в Приморье, купили во Владивостоке несколько площадок. Что и как будет здесь… посмотрим. Если мы говорим про тот самый «миллион квадратных метров в год», то места всем хватит. Мы можем давать 100 тыс. кв. метров в год, и это для нашего региона внушительная цифра. Больше нам не позволят наши производственные мощности. Если мы захотим строить больше, нам надо создать дополнительные, а это не быстро. Плюс там должны работать люди, специалисты, которых надо учить и т.д. А «Пику», повторюсь, придется или покупать производственные мощности, или создавать свои. Поэтому дешевле нас он строить не будет, это я точно говорю! У них просто не получится, при том, что им придется много инвестировать на начальном этапе, организовывать процесс, а у нас уже все работает. Поэтому в этом году они строить не начнут – это 100%, я думаю, что и следующий год не просматривается.
- Уже в этом году должна начаться реализация программы «Дальневосточный квартал», которая подразумевает комплексную застройку больших масштабов. Один из первых проектов в ее рамках запланирован на территории Хабаровска. На земельном участке площадью 83 га планируется построить жилой микрорайон общей площадью 330 тыс. кв. м. И бытует мнение, что такие большие проекты под силу только таким крупным девелоперам как группе «Пик». Согласны ли вы с этим? Каким строительным организациям, из числа уже присутствующих на рынке Хабаровского края было бы под силу строить «ДВ-кварталами»?
- Наш проект, который мы развернули в прошлом году, наша программа индустриального строительства это и подразумевает. Поэтому «Дальневосточные кварталы» - это то, чем мы уже занимаемся, то, что мы придумали – индустриальное развитие жилищного строительства на крупных площадях путем комплексного освоения территорий – со всей инженерной инфраструктурой и социальной. Вот наш комплекс «Березки» - там 120 тыс. квадратных метров жилья пока только с детским садом, но когда мы дальше пойдем, то там и школы и поликлиника.
- А кроме вас кто-то готов еще так строить – кварталами?
- Сейчас сразу, на высокой скорости, чтобы по 60-90, допустим, тысяч квадратов? Пока, дума, сегодня не готов никто. Готовится, правда, один из застройщиков - ООО «Специализированный застройщик «Перспектива», он начал строить производственные мощности, и земля у него есть что-то порядка 69 га, но она пока пустая – без сетей.
- Что приходится сейчас завозить из стройматериалов на Дальний Восток?
- У нас сейчас нет стекла, нет полимеров – разнообразных пластиков, нет алюминиевых конструкций, витражные группы, входные группы – это все везем из Татарстана, европейской части РФ, кабельной продукции у нас нет, лифтового хозяйства, энергоустановок, керамика вся завозная и краски. Мы здесь производим цементы, арматуру, но и то – «тонкомер» приходится возить из Сибири.
- А будет, кому строить? Ведь дефицит рабочей силы привозной так и не решен?
- Да, пока не решен, вице-премьер Марат Хуснуллин говорил, что отрабатывается сейчас схема упрощенного варианта завоза с обязательной вакцинацией всех прибывших, но я так думаю, что привезенных по такой схеме рабочих скорее всего направят на крупные федеральные стройки – на БАМ, в Центральную Россию. Кроме того я бы отметил нехватку образованного среднего звена – прорабов, бригадиров, высококвалифицированных рабочих. Есть дефицит именно квалифицированных исполнителей – бетонщиков, арматурщиков. Привозная рабочая сила отчасти решает эту проблему, но привозная рабочая сила дорого стоит. Принято думать, что все эти среднеазиатские труженники копейки стоят. Ничего подобного. Но при этом среди рабочих из Средней Азии очень сложно найти именно квалифицированного рабочего. Ценник на человека, который умеет работать, например, с облицовочным кирпичом – очень высокий сейчас.
- И напоследок, вопрос, который мы отчасти уже затрагивали – реален ли сценарий, и что должно произойти, чтобы квадратный метр в Хабаровском крае подешевел? По статистике мы видим, что цена за 1 кв. м на первичном рынке жилья Хабаровского края в I квартале 2020 года составляла 78,2 тыс. рублей (от 59 до 110 тыс. рублей), в I квартале 2021 года – 100,7 тыс. рублей (от 78 до 180 тыс. рублей), рост составил 28,8 %. Но и строилось немного, упадут цены, если начнется масштабное строительство?
- Нет. Не упадут. Смотрите, квадратный метр торгуется в условном коридоре своих сегментов. Вот есть сегмент «стандарт» - и он у нас сегодня 80 тыс. рублей. Мы – «Специализированный застройщик "Фонд жилищного строительства» – строим жильё по этому стандарту. Ниже не строит никто, только если это не «шалаши» какие-нибудь – без нормальной канализации, где все сыпется. Но «стандарт» есть, и мы его предлагаем за 80. А дальше – только вверх. Вот «Талан», они что говорят: «160 тысяч, но у нас премиум-класс». И есть еще дороже – «умные» дома и т.п. Но главное, есть себестоимость строительства в которую входят: цена на землю, стоимость стройматериалов, стоимость работ, машины и оборудование, накладные расходы, банковские услуги, стоимость техпрессоединения и т.д.. И ничего из этого не дешевеет.
Сегодня изменилась политика в сфере строительства через долевое участие граждан – появились эскроу-счета. Застройщик живые деньги теперь не получает от граждан - покупателей, их получает банк. Эскроу счета - это гарантия сохранности средств граждан. Она обходится гражданам в дополнительные 8-12%. Это начальная ставка стоимости банковского кредита для застройщика. Ещё одно немаловажное условие – это уровень маржинальности проекта. Если он не покрывает возможные риски банка, то банк откажет вам в кредитных ресурсах. Всё это в совокупности напрямую влияет на конечную стоимость квадратного метра. Т.е. даже если строить кварталами, километрами – дешеветь квадратный метр в целом не будет. Можно скорректировать объем нового жилья в каждом сегменте. Ну, к примеру, больше строить жилья класса "стандарт", таким образом, увеличив на рынке долю этого продукта и, соответственно, обеспечить его доступность для большего количества покупателей.
«Дом дальневосточника» задумывался как проект, дающий возможность жителям Хабаровского края обзавестись недорогой индивидуальной жилплощадью, причем акцент делался на деревянном домостроении. Попутно местные власти планировали раскачать деревообработку в регионе – наладить выпуск уже готовых домокомплектов, заодно расширив рынок потребления круглого леса, который с начала 2022-го запрещен к экспорту.
«Дом дальневосточника» прозвучал на всю страну, заставил встрепенуться многих - ведь в самом деле: чего-чего, а леса на Дальнем Востоке хоть отбавляй. В хабаровском микрорайоне «Поселок Горького» правительство региона анонсировало уже и выделение 50 миллионов рублей из краевого бюджета на строительство первой дороги к пилотному кварталу типовых деревянных индивидуальных домов. О готовности поставлять домокомплекты заявили три десятка компаний-производителей – как местных, так и из других регионов. В зависимости от пожеланий заказчика средняя цена дома-конструктора из дерева «плавала» в диапазоне 20 – 80 тысяч рублей за квадратный метр.
Однако в июне 2022-го в регионе заговорили о том, что рынок производства деревянных домокомплектов недостаточно развит. По словам зампреда правительства Хабаровского края по вопросам строительства Керима Сунгурова, от жителей стали поступать просьбы о том, чтобы льготы, предусмотренные проектом «Дом дальневосточника», распространялись не только на деревянные, а на комбинированные, монолитные, кирпичные индивидуальные дома. В итоге принято решение о расширении программы.
И вот в проект заходит новый игрок, предлагающий включить конвейер по выпуску панельных одноэтажных домов - хабаровский завод железобетонных изделий №4 (ЖБИ-4). На возведение такого жилища площадью 100 кв. метров с учетом земляных работ, фундамента, подведения инженерных коммуникаций и наружной отделки понадобится 45-50 дней, обещают специалисты ЖБИ-4. Дома сдаются под ключ, но без внутренней отделки.
Демонстрационный образец «Дома дальневосточника» от ЖБИ-4 простоял зиму с минимальными теплопотерями
фото: EastRussia
Стоимость кв. метра такого дома в минимальной комплектации – всего 25 тыс. рублей. Экспериментально-выставочный дом простоял уже более года, достойно перенеся суровую зиму. Панели выдерживают температуру до –40 и ниже, с минимумом теплопотерь. При его возведении использовались дорогие японские фасады и поэтому цена составила 56 тыс. за кв. метр – что также гораздо ниже среднерыночной.
Гендиректор ЖБИ-4 Александр Александров рассказал, что у завода есть возможность производить до трех домокомплектов ежедневно.
Александр Александров, гендиректор ЖБИ-4
фото: EastRussia
«В год мы готовы производить 40 тыс. кв. метров жилья, при модернизации мы увеличим нашу производительность до 70 тыс кв. метров. Намерены открыть свои производственные площадки в нашем регионе и новые застройщики. Это отработанная годами технология, как только начнется массовое производство таких домов в крае – спрос значительно вырастет. Мы только в начале выхода на хабаровский рынок», – добавил он, сказав, что уже две хабаровские семьи подали заявки железобетонные «Дома дальневосточника».
Как отметил министр строительства Хабаровского края Олег Сутурин, «Дома дальневосточника» должны заинтересовать многодетные и молодые семьи, особенно в свете того, что льготная ипотека продлена до 2030 года.
«Спросом пользуются двух-, трех- и пятикомнатные дома. Всего пять дней нужно, чтобы поставить коробку на земле. Завод ЖБИ-4 имеет все технические возможности по выпуску домокомплектов: быстро, недорого, удовлетворяет любой спрос – одноэтажные, двухэтажные и индивидуальные жилые дома. Земельные участки подбираем так, чтобы можно было строить целыми поселками, чтобы был единый ансамбль, чтобы было комплексное решение по инженерным сетям и подъездным дорогам, смотрим локации по имеющимся соцобъектам: детсады и школы должны быть в шаговой доступности», – рассказал министр.
Олег Сутурин, министр строительства Хабаровского края
фото: EastRussia
Олег Сутурин добавил, что региональный Минстрой оказывает активное содействие не только этому заводу, но и другим производителям домокомплектов, чтобы они тоже включились в реализацию флагманского проекта Хабаровского края «Дом дальневосточника». В настоящее время продолжается подбор земельных участков, разрабатываются типовые проекты. Один из участков определен в селе Мичуринское Хабаровского района. Проект будут реализовывать на нескольких локациях и в Хабаровске в уже упомянутом поселке Горького, а также в Южном микрорайоне.
Пакет льгот для поддержки индивидуального домостроения еще не до конца разработан. Предполагается за счет краевого бюджета субсидировать часть ипотечной ставки, чтобы сделать кредиты на строительство жилья доступнее. Разрабатывается специальный сайт, где любой желающий построить «Дом дальневосточника» сможет выбрать участок, подобрать проект, рассчитать его стоимость и начать воплощение проекта. В январе этого года региональное правительство сообщало, что десять первых домов по этой программе должны появиться уже в 2022 году.На автодорогах России насчитывается порядка 6 тыс. мостов в аварийном состоянии. Не менее 1/6 из этого количества относится к дорожной сети в Дальневосточном федеральном округе. EastRussia разбиралась, насколько регионы могут побороть эту проблему.
Справка:
Согласно данным Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами, ДФО лидирует среди остальных федеральных округов по количеству находящихся в аварийном и предаварийном состоянии капитальных мостов, путепроводов, эстакад на дорогах регионального значения. Таких на начало 2024 года насчитывалось 1520 сооружений. При этом 595 объектов находились в предаварийном, 925 – в аварийном состоянии.
Национальный проект «Безопасные качественные дороги», завершающийся в 2024 году, не снял остроту проблемы состояния искусственных сооружений. Особенно это актуально для дорожной сети регионального подчинения. «В настоящее время к нам поступили материалы о состоянии мостов и путепроводов в 17 субъектах РФ. Эта информация позволяет сказать, что проблемных объектов большое количество», – констатировал на недавнем заседании рабочей группы по мониторингу реализации нацпроекта БКД заместитель председателя комитета по экономической политике Совета Федерации Александр Трембицкий.
В числе таких регионов – Приморье, где происходили происшествия с обрушением автодорожных сооружений. В крае только региональных мостов насчитывается 1620 единиц, основная масса которых построена в 1950-1970-х. Из них 459 – в аварийном и 636 – в неудовлетворительном состоянии.
На 44 объекта моста разработана документация, которая прошла экспертизу. Стоимость работ оценивается порядка 35 млрд руб., сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Алексей Игнатенко. При этом по искам прокуратуры надлежит реконструировать 260 сооружений, на сумму больше 100 млрд руб.
«Эти решения вступили в силу. Приморским краем выполняется, естественно в рамках бюджета, как реконструкция мостовых сооружений, так и ремонт. В текущем году у нас в реконструкции семь мостов и два путепровода, которые идут через Транссиб. Путепроводы дорогие: один стоит 1,2 млрд руб., второй – порядка 500 млн», – сообщил А. Игнатенко.
Проблему усугубляют частые циклоны. Почти каждый год край накрывают мощные тайфуны, смывающие мосты, разрушающие дорожное полотно. На это приходится изыскивать средства дополнительно. Дорожный краевой фонд в текущем году составляет порядка 25 млрд руб., и регион достигнет целевого показателя программы БКД – доведение доли автомобильных трасс регионального значения, отвечающих нормативным требованиям, выше 50%.
Между тем если темпы реконструкции мостов в Приморье останутся такими, как есть, вопрос с приведением всех объектов к нормативу растянется на многие десятки лет. «По всем программам, везде мы работаем, но привести всё в нормативное состояние без поддержки федерального центра не получится», – резюмирует приморский министр.
Регионы при получении средств по нацпроекту БКД вправе их тратить на автодороги или мосты. На практике выбор не прост. «Кто-то из субъектов говорит, давайте не будем эти деньги окрашивать, потому что у нас с мостами всё хорошо», – рассказывает начальник управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов.
Возникает ситуация, когда в регионе с мостовыми сооружениями обстоит тяжело, но и с автодорог финансы не перекинешь. Как отметил вице-премьер правительства Забайкальского края Алексей Гончаров, это правильно, когда субъект сам определяет, что ему именно ремонтировать и строить, однако денежные средства все равно ограничены. «Если мы деньги направляем на строительство моста, мы тогда не выполняем показатель по БКД. То есть наш нормативный показатель остается на том же уровне, а учитывая, что мосты есть достаточно протяженные и капиталоемкие, это требует достаточно огромного количества средств», – поясняет чиновник.
Кроме того, большой блок вопросов касается реконструкции аварийных сооружений, которые находятся на балансе муниципалитетов. Как правило, у них нет достаточных денег и специалистов даже для подготовки проектно-сметной документации.
В целом по стране на дорогах разного значения количество искусственных сооружений в аварийном состоянии оценивается порядка 6 тыс., информирует замдиректора департамента строительства правительства РФ Григорий Волков. В связи с этим одной из ключевых задач нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», стартующего в 2025 году, станет их замена и ремонт.
Представители регионов указывают на необходимость создания в рамках этого нацпроекта отдельной программы по приведению мостов и путепроводов в нормативное эксплуатационное состояние. С этим согласны в Росавтодоре. Как отмечают в ведомстве, по состоянию на 2023 год на сети автомобильных дорог регионального значения насчитывалось 35 тыс. мостов общей протяженностью 11,8 млн погонных метров. По данным диагностики, которые собраны в субъектах РФ, аварийных и предаварийных – почти 4,4 тыс. сооружений или примерно 13%. Требуемая сумма – порядка 400 млрд руб.
«Это тот блок задач, который мы видим первоочередным и когда обсуждаем с субъектами наличие отдельной программы. Здорово бы такую программу иметь», – пожелал Радик Фаразутдинов.
Пока что обеспечены финансированием 1,2 тыс. сооружений на 2025-2027 годы. Как известно, одним из приоритетов в дорожной политике станет развитие опорной сети дорог, к которой относятся региональные и межмуниципальные трассы. Сегодня в работоспособном состоянии находится чуть более 3 тыс. сооружений, относящихся к ней, или 55,4%. В предаварийном – 370 (6,8%), аварийном – 258 (4,7%). Но что вызывает отдельную тревогу, так это серьезное число неудовлетворительных сооружений – их насчитывается 1,8 тыс. (33,1%). «Это говорит о том, что ещё немножко и, если мер не принимать, достаточно большая доля мостов будет в критическом состоянии», – не исключает гендиректор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР) Игорь Старыгин.
В 2024 году в рамках реализации нацпроекта БКД в нормативное состояние будут приведены 677 мостов и путепроводов. Если смотреть по цифрам, то проблема с аварийными и предаварийными объектами на опорной сети в ближайший период вполне решаема. «Но какой процент из этих мостов, которые сейчас в работе, в каком они состоянии находятся и где те приоритеты. Относятся ли они к аварийным и предаварийным или иным – к сожалению, не сегодня информации нет», – сетует И. Старыгин.
В этой связи РАДОР внёс свои предложения. Первое — при разработке и согласовании программ развития дорожной инфраструктуры в обязательном порядке нужно определять объекты, которые находятся в аварийном/предаварийном состоянии и уделять им первостепенное значение. Во-вторых, средства на приведение сооружений к нормативу должны выделяться в более ранние сроки (по опорной сети – к 2028 году) и в достаточном объёме.
При решении проблемы разумно применять дифференцированный поход, то есть упор делать на те территории, где обстановка с мостами наиболее сложная, как в ДФО, указывает эксперт. «Когда некоторые регионы говорят, что нет необходимости целевого финансирования по приведению мостов в нормативное состояние, у них, видимо, всё хорошо. Но точно так же в других регионах ситуация более критическая. С такими подходами выделять всем одинаково пропорционально не совсем верно», – рассуждает генеральный директор РАДОР.
С учетом масштаба проблемы решать её следует активнее. В этой связи Григорий Волков призвал профессиональное сообщество обратить внимание на упрощение требований к строительству мостовых сооружений: «При наличии типовых проектов застройщики готовы возводить такие объекты».
Стареющих объектов в стране столь много, что возможно стоит взять на вооружение китайский опыт в части перехода на новые конструкции мостов, оптимизируя строки модернизации или строительства, предлагает представитель Совфеда от Иркутской области Сергей Брилка.
«Может быть, увеличить пролетное строение этих мостов…Мы зачастую работаем максимум 24-метровыми пролетными строениями и начинаем в воде возводить опорные столбы и т.п. Может есть смысл подключить нашу науку? Сегодня есть примеры такого строительства, когда возводятся большие пролеты: опору с одной стороны возвели и с другой, затем надвинули [пролетные конструкции]. И всё значительно дешевле, быстрее, красивее. Нам китайцы это демонстрируют просто с термоядерной скоростью», – отметил он.
Ещё одна актуальная тема для Дальнего Востока в области дорожной политики – строительство транспортных развязок при пересечении железных дорог. Растущий объем перевозок по Восточному полигону приводит к длительному закрытию железнодорожных переездов, что негативно отражается на автомобильном движении.
«У нас в Забайкальском крае 173 населенных пункта перерезаны БАМом и Транссибом. К чему это приводит на сегодняшний день? Стопорится работа экстренных служб, происходят различные аварии. Тем более после реконструкции БАМа и Транссиба у нас количество пар поездов вырастет более чем в два раза. И эта ситуация усугубляется», – рассказал Алексей Гончаров.
К настоящему времени «Российскими железными дорогами» совместно с регионами, МВД и Минтрансом РФ определены переезды с высокоинтенсивным движением поездов и автотранспортных средств. Первоочередную необходимость в создании в стране развязок в разных уровнях монополия оценивает в 278 сооружений.
Что касается железных дорог Восточного полигона, то предлагается возвести 42 автомобильных путепровода. Это даст возможность закрыть 39 переездов, сообщил заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Сергей Антонов. В том числе 6 сооружений предполагается к вводу в Забайкалье, 9 – в Бурятии, 6 – в Амурской области, 10 – в Приморье, 9 – в Иркутской области, 2 – в Красноярском крае.
Все объекты капиталоемкие, и сакраментальный вопрос – из каких источников взять финансирование. Регионы, особенно с несбалансированным бюджетом, потянуть такие стройки самостоятельно не смогут, подчеркивает вице-премьер Забайкальского края. Потребность Забайкалья он оценивает в 12 путепроводов, на что нужно 9,5 млрд руб. «Понятно, что из средств краевого бюджета мы эту сумму не найдем. Мы уже в рамках специального казначейского кредита в этом году приступаем к строительству двух путепроводов в городской агломерации», – сказал Алексей Гончаров. Логичным шагом он видит разработку отдельной целевой программы с участием федерального бюджета.
В качестве одного вариантов финансирования одно время рассматривалась инвестпрограмма РЖД, даже звучали предложения отразить в проекте развития Восточного полигона затраты на путепроводы. Однако в монополии высказываются за иное решение: на финансирование строительства автодорожных путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей и автодорог целесообразно направлять бюджетные доходы от акцизов, уплаченных РЖД при закупке дизтоплива. В компании информируют, что прогнозный размер акцизов в цене закупаемого перевозчиком топлива в 2024-2025 годах превысит 50 млрд руб.
Между тем замена железнодорожных переездов (большинство из них обслуживает РЖД) на путепроводы может в будущем обернуться дополнительной нагрузкой для территорий. Часть действующих автомобильных путепроводов находится на балансе «Российских железных дорог», и компания в последнее время ведет кампанию по их передаче местным властям. Как правило, крупные субъекты не возражают против этого. Подписывается соответствующий договор, а если нужно привести объект в нормативное состояние, холдинг изыскивает на это средства, уточнил Сергей Антонов. Но немало сооружений расположено в небольших муниципальных образованиях. Муниципалы, ссылаясь на нехватку средств на содержание подобных объектов, принимать их отказываются.
Передача путепроводов муниципалитетам – вопрос спорный, считает Александр Трембицкий. «Понятно, что для РЖД – это непрофильный актив. С другой стороны, есть такие муниципальные образования, что “Российским железным дорогам” контролировать и содержать такой объект, отдельно взятый, гораздо проще в бюджетном плане, чем какому-то муниципалитету», – заключил сенатор.
На Дальнем Востоке продолжается заметный рост жилищного строительства, на что оказывают влияние условия льготной ипотеки. В том числе проекты в регионах реализуют крупные федеральные девелоперы. Предполагается продолжать создавать новые производства строительных материалов, ориентированные на потребление внутри ДФО.
По объемам работ, выполненных в сфере строительства (таблица 1) в январе-июле текущего года наибольший прирост относительно аналогичного периода прошлого года на Дальнем Востоке, демонстрируют Хабаровский край (+37,7%), Еврейская АО (+29,8%) и Приморский край (+19,2%). При этом в целом по ДФО прирост составил только 1,9%, поскольку в большинстве регионов динамика была отрицательной – в частности, в Сахалинской области, Забайкальском крае, Магаданской области, Бурятии, Чукотском АО и Амурской области.
В то же время в денежном отношении (таблица 2) лидерство по объемам строительных работ за семь месяцев года принадлежит Якутии (более 178 млрд рублей), далее следуют Амурская область (свыше 144 млрд рублей), Иркутская область (более 134 млрд рублей) и Хабаровский край (свыше 127 млрд рублей).
В жилищном строительстве на Дальнем Востоке в январе-июле введено 2,7 млн кв. м жилья, что на 21% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Лидерами роста (таблица 3) в январе-июле 2024 г. стали Еврейская АО (+51,8%), Магаданская область (+42,8%) и Якутия (+41,9%). При этом на Чукотке и в Магаданской области в целом объемы строительства крайне невелики – 3,6 тыс. кв. м и 4,9 тыс. кв. м соответственно. Отрицательную динамику в жилищном строительстве демонстрируют Сахалинская область (снижение индекса до 98,6%) и Камчатский край (94,9%).
Наибольшие объемы нового жилья за восемь месяцев года (таблица 4) введены в Иркутской области (978,9 тыс. кв. м), Приморском крае (803,1 тыс. кв. м), Якутии (452,8 тыс. кв. м) и Бурятии (452,9 тыс. кв. м). При этом Приморье и Якутия являются лидерами по объемам одобренных льготных жилищных кредитов в ДФО. Запуск новых проектов жилищного строительства за семь месяцев года в ДФО вырос на 11% относительно аналогичного периода прошлого года – до 1,9 млн кв. м новых проектов. К 6 сентября на этапе строительства находились порядка 6,8 млн кв. м в новостройках.
В качестве основного стимула развития жилищного строительства в макрорегионе правительство РФ видит сохранение льготной дальневосточной и арктической ипотеки на уровне 2%. Что касается арендного жилья, то летом регионам Дальнего Востока был выделен дополнительный лимит квартир в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО» - Сахалинской области предоставлен дополнительный лимит на 400 квартир (всего – 1 721 квартира), Забайкальскому краю – 262 квартиры (всего – 1 089). Напомним, что в целом предполагается построить в ДФО не менее 10 тыс. арендных квартир, на что правительством выделено 87 млрд рублей. На сегодняшний день подписаны договоры на строительство 7,5 тыс. квартир. Уже построены и переданы для сдачи в аренду 42 квартиры в Приморском крае (ЖК «Айвазовский» во Владивостоке), 40 квартир в Чукотском АО (ЖК «Ягодный» в Анадыре) и 24 квартиры в Якутии (микрорайон «Марха» в Якутске).
ВТБ в сентябре открыл кредитную линию на 4,5 млрд рублей владивостокскому специализированному застройщику «Группа»[1] на возведение жилого комплекса во Владивостоке на площади 100 тыс. кв. м в микрорайоне «Зеленый угол»[2] (Ленинский район Владивостока). В рамках первой очереди строится жилой дом на 699 квартир общей площадью 37,5 тыс. кв. м. Сдача дома в эксплуатацию запланирована на четвертый квартал 2027 г. Среди завершенных проектов «СЗ «Групп» в Приморье – коттеджные поселки «Белый парус» и «Парк Де-Фриз».
В июне ВТБ открыл финансирование на 1,1 млрд рублей для строительства первой очереди жилого комплекса «Эколэнд» в Хабаровске (микрорайон Березовка[3], Краснофлотский район в северной части города). Проект реализует ООО «СЗ БМК-Девелопмент»[4]. Предполагается построить четыре дома общей площадью 12,6 тыс. кв. м. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на четвертый квартал 2025 г.
Со своей стороны, банк ДОМ.РФ профинансировал на сумму около 1,3 млрд рублей благовещенскую группу компаний «САР» для строительства третьего и четвертого этапов ЖК «Современник» в селе Чигири Благовещенского района Амурской области (в 10 км от Благовещенска). Общая площадь проекта составит более 15 тыс. кв. м, включая 9 тыс. кв. м жилой площади. Первый и второй этапы комплекса были введены в 2023 г.
На предоставленные ДОМ.РФ кредитные средства в Амурской области, помимо «Современника» (161 квартира), также строятся крупный ЖК «Зея парк» (11,7 тыс. квартир, группа «ПИК») и ЖК «Европейский квартал» (226 квартир, АО «СЗ Благовещенскстрой»).
Следует отметить, что у ДОМ.РФ также есть собственные проекты в регионах. Так, в сентябре стало известно, что ДОМ.РФ создаст социальную инфраструктуру (поликлинику, спортивный комплекс) в рамках проекта жилого комплекса «ДОМ на Востоке» во Владивостоке (район бухты Патрокл, Первомайский район города). Проект реализует компания «ДОМ.РФ Девелопмент». Ведется строительство третьей очереди жилого комплекса, рассчитанного на 314 квартир и 153 машино-места на подземной парковке. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на третий квартал 2027 г. Полностью проект планируется реализовать к 2030 г.
Тем временем группа компаний DARS Д.Рябова из Ульяновска до 2030 г. намерена реализовать в Хабаровске два новых проекта комплексного строительства и благоустройства с объемом инвестиций порядка 19 млрд рублей. В августе девелопер завершил сделку по приобретению хабаровской компании ООО «СЗ «Атлант 27», получив право на строительство жилого комплекса «На семи холмах» (в границах улиц Совхозная и Трехгорная). Проект предполагает возведение 150,65 тыс. кв м жилья на площади 13,4 га. Также в партнерстве с ДОМ.РФ DARS рассчитывает построить жилой комплекс таунхаусов объемом около 35 тыс. кв. м в районе улицы Связная.
Наконец, крупный федеральный девелопер «Самолет» (ООО «Самолет Регионы») в марте учредил компанию ООО «СЗ Проект-С-71», летом выигравшую торги на комплексное развитие территории в районе улиц Трехгорная и Карьерная в Хабаровске. Застройщик за 120 месяцев должен разработать и утвердить планировку территории, построить 49 тыс. жилых и 1 тыс. нежилых кв. м, детский сад на 230 мест, благоустроить территорию. Еще одна дочерняя компания «Самолета», ООО «СЗ Проект-С-47», в январе подписала соглашение с властями Забайкальского края о возведении 238 тыс. кв. м жилья до 2033 г. в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Чите (ТОР «Забайкалье»). Первая очередь должна быть введена не позднее декабря 2026 г. Объем инвестиций составит 27,2 млрд рублей.
В рамках преференциальных экономических режимов Дальнего Востока появляются новые производства строительных материалов, ориентированные как на жилищное, так и промышленное строительство. В рамках ТОР «Приморье» в Надеждинском районе осенью запущено производство полимерных труб группы «Полипластик» М.Гориловского, включающее четыре линии, выпускающие трубы различного диаметра (от 20 до 1200 мм) для тепловых, газовых, водопроводных и канализационных сетей, электрозащиты. После выхода на проектную мощность завод должен выпускать свыше 35 тыс. тонн продукции в год (на такой объем предприятие предполагается вывести в течение ближайших пяти лет).
При этом в компании заявили о дальнейших планах по увеличению мощностей по выпуску трубной продукции в Дальневосточном ФО к 2030 г. до 57,5 тыс. тонн. Таким образом, на сегодняшний день у «Полипластика» действуют две производственные площадки на Дальнем Востоке – Хабаровский трубный завод мощностью 22,5 тыс. тонн в год и запущенный сейчас Приморский завод полимерных труб текущей мощностью 11 тыс. тонн в год.
В ТОР «Хабаровск» ООО «Дальневосточный завод полиэтиленовых труб»[5] рассчитывает запустить первую очередь нового завода, в который было инвестировано 150 млн рублей. В первом цехе предполагается открыть две линии по производству полиэтиленовых труб диаметром от 50 мм до 500 мм. Общая производительность должна составить 3-3,5 тыс. тонн в год. В целом проект рассчитан на четыре очереди с общим объемом инвестиций в 350 млн рублей. Запуск второй очереди намечен на сентябрь 2025 г.
ООО «Специализированный застройщик Речной порт «Якутск» (ГК «Старвей» Ф.Любашевского[6]) планирует инвестировать 350 млн рублей в создание производства инертных материалов для строительства дорог в Якутии в рамках ТОР «Якутия». Инвестпроект предполагает строительство асфальто-бетонного завода, дробильного комплекса, а также нового речного причала и складских площадок. Производственная мощность завода должна составить 90 тыс. тонн щебня и 220 тыс. куб. м асфальта в год.
ООО «Дальневосточный завод строительных материалов»[7] (ДВ СЗМ) в августе получило заем на 47 млн рублей от Фонда развития промышленности Хабаровского края на создание новой производственной линии для изготовления сухих строительных смесей. Предприятие производит до 700 тонн продукции в месяц, модернизировав производство, оно рассчитывает выйти на 100 тонн смесей в сутки.
Наконец, резидент СПВ уссурийская компания «МДКОР»[8] планирует в 2028 г. запустить в Уссурийске завод железобетонных конструкций мощностью 130 тыс. тонн продукции в год. Предполагается, что завод будет состоять из пяти цехов, складской территории, железнодорожного тупика, собственной котельной. Начало строительных работ намечено на первый квартал 2025 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-июль 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,3 |
Сибирский федеральный округ |
106,9 |
Иркутская область |
97,2 |
Дальневосточный федеральный округ |
101,9 |
Хабаровский край |
137,7 |
Еврейская авт. область |
129,8 |
Приморский край |
119,2 |
Камчатский край |
113,9 |
Республика Саха (Якутия) |
105,0 |
Сахалинская область |
99,6 |
Забайкальский край |
98,4 |
Магаданская область |
85,7 |
Республика Бурятия |
84,2 |
Чукотский авт. округ |
83,3 |
Амурская область |
78,2 |
Таблица 2. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-июль 2024 года, млн рублей.
Регион |
|
Российская Федерация |
7 865 692,3 |
Сибирский федеральный округ |
882 182,2 |
Иркутская область |
134 557,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
731 998,2 |
Республика Саха (Якутия) |
178 098,2 |
Амурская область |
144 099,8 |
Хабаровский край |
127 673,4 |
Приморский край |
97 447,5 |
Сахалинская область |
58 682,9 |
Забайкальский край |
38 036,5 |
Республика Бурятия |
26 932,2 |
Магаданская область |
17 819,4 |
Камчатский край |
16 927,8 |
Еврейская авт. область |
13 755,4 |
Чукотский авт. округ |
12 525,1 |
Таблица 3. Строительство жилых домов, январь-июль 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,4 |
Сибирский федеральный округ |
103,0 |
Иркутская область |
110,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
121,0 |
Еврейская авт. область |
151,8 |
Магаданская область |
142,8 |
Республика Саха (Якутия) |
141,9 |
Забайкальский край |
137,4 |
Республика Бурятия |
136,1 |
Чукотский авт. округ |
120,6 |
Приморский край |
117,4 |
Амурская область |
109,6 |
Хабаровский край |
102,0 |
Сахалинская область |
98,6 |
Камчатский край |
94,9 |
Таблица 4. Строительство жилых домов, январь-июль 2024 года, тыс. кв. м общей площади жилых помещений
Регион |
|
Российская Федерация, млн. кв. м |
62,1 |
Сибирский федеральный округ |
5 744,3 |
Иркутская область |
978,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
2 759,4 |
Приморский край |
803,1 |
Республика Саха (Якутия) |
452,8 |
Республика Бурятия |
415,2 |
Забайкальский край |
299,3 |
Амурская область |
275,5 |
Хабаровский край |
266,7 |
Сахалинская область |
169,4 |
Камчатский край |
45,7 |
Еврейская авт. область |
23,1 |
Магаданская область |
4,9 |
Чукотский авт. округ |
3,6 |
[1] Владивосток, учредители – Е.Де и М.Матузный.
[2] Микрорайон расположен на месте теплиц ликвидированного совхоза «Приморье».
[3] Бывший поселок городского типа, в северо-восточной части города возле Ореховой сопки.
[4] Хабаровск, владелец – А.Кулакевич.
[5] Владельцы – А.Коваленко, Д.Коган.
[6] Президент нефтесервисной ГК «Интегра». СЗ Речной порт «Якутск» строит в Якутии жилой комплекс «Ленские высоты» с объемом инвестиций 50,3 млрд рублей.
[7] Владелец – А.Дрантиев.
[8] Учредители – А.Викол, Е.Хон.
Дальний Восток уже несколько лет является лидером в России по темпам развития строительной отрасли. Однако показатели в сфере могли быть еще выше, если не ряд проблем. Об основных факторах, сдерживающих развитие отрасли, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.
– Есть в строительстве на Дальнем Востоке вопросы, которым управленцам, бизнесу и государству нужно уделить пристальное внимание. Например, стандартный вопрос – нехватка рабочих рук. Мы сейчас испытываем некоторый голод, причем не только рабочих, а еще и качественных услуг и товаров, подрядчиков, генподрядчиков, производителей.
На мой взгляд, на Дальнем Востоке не хватает производственной базы, которая была бы локализована здесь и которая бы напрямую решала наши потребности. Например, мы всегда работали с ориентацией на поставки материалов от российских производителей, и все эти заводы, как правило, расположены в центральной России. С запада идет керамическая плитка, арматура, утеплитель. Фактически география поставок – это вся Россия. А ведь это логистика, это железная дорога, которая перегружена, и любые сбои в поставках – это практически остановка действующих предприятий.
Поэтому для нас становится необходимым, чтобы такие производства появились в доступности, на Дальнем Востоке, чтобы мы были уверены, что поставка произойдет в нужны сроки. Производство таких простых вещей, как арматура, плитка, песчаные смеси, штукатурка, можно и у нас организовать, природные и человеческие ресурсы на Дальнем Востоке для этого есть. Это помогло бы и девелоперской отрасли и всей экономике в целом.
С ростом строительства и развития Дальнего Востока все острее становится вопрос энергоснабжения новых строящихся микрорайонов. Сейчас тренд на КРТ, строительство ведется на больших участках, и для них нужны дополнительные энергетические мощности. Мы и по своим проектам видим, что потребление растет. Без электричества развитие отрасли и региона невозможно. Это направление также нужно развивать.
Помимо этого, нужно больше сосредоточиться на управлении застройкой, сбалансированной мастер-планами. Сейчас это делает государство, надо спустить этот вопрос на уровень исполнителей, чтобы появились дизайн-коды, проектные решения, чтобы застройщикам было удобнее работать.