Поделиться
«Золото Умальты»
Поделиться

Первый международный кинофестиваль «Золото Умальты» вновь поднял проблемные вопросы о возможностях кинопроизводства на Дальнем Востоке

В Хабаровске прошел первый международный кинофестиваль «Золото Умальты», предвосхищающий выход весной одноименного истерна, сюжет которого построен на истории об украденном золоте в Верхнебуреинском районе Хабаровского края.

Помимо основной цели кинофестиваля – популяризация и развитие художественного и документального кино на Дальнем Востоке, есть и сопутствующая – заманить в эти края туристов. Я, конечно, совсем не верю в то, что одна-единственная картина, пускай даже с Петром Деревянко, привлечет толпы туристов в Верхнебуреинский район, но на фестиваль все же отправился – была у меня еще одна цель: посмотреть якутское кино. 

Алексей Елаш

Кино с титрами

Летом 2007 года я впервые очутился в Якутске – друга перевели туда работать, и я решил прокатиться к нему в гости. В качестве некой «фишки» они с супругой повели меня в кинотеатр «Центральный» на фильм якутского производства про якутского парня в Якутске на якутском языке с русскими титрами. В полном зале только мы не были представителями народа саха…

Фильм был примитивный, но меня поразило, что актеров, которые в нем снимались, считали знаменитостями, в фойе продавался мерч с ними, да и сам факт забитого до отказа зала тоже о многом говорит.

К якутскому кино я вернулся, когда стали попадаться различные тизеры, а скандал с фильмом «Айта» только подогрел интерес. Но больше всего хотелось посмотреть картину «Не хороните меня без Ивана», ее как раз показывали во второй день фестиваля.


Кадр из фильма «Не хороните меня без Ивана»

Фильм прекрасен! И костюмы, и сценарий, и актеры, и природа – от примитивного якутского кино образца 2007 года не осталось и следа. Как по мне, так команда выполнила главную задачу – показала северную республику во всей красе, подчеркнув национальный колорит и культуру. Да сделала это так, что захотелось посетить Якутию.

О феномене якутского кино мы уже рассказывали не раз. Похоже, киноиндустрия становится в республике все более и более значимой, а, значит, может приносить прибыль.

Путь к зрителю

Конечно же, на кинофестивале хотелось пообщаться с коллегами, у которых, думаю схожие проблемы. Я, как автор нескольких документальных картин, среди которых «Волочаевские дни» и «От Тихого до Ледовитого», могу выделить несколько: где найти деньги на съемки и как заработать на документальном кино? Но, пожалуй, самый главный вопрос – как сделать, так, чтобы твое кино увидел зритель?

С одной стороны, ответ очевиден: необходимо вкладывать деньги в продвижение. Но порой это составляет до половины бюджета всей картины. Мне в свое время понравился ход Евгения Гришковца, который просто отправился вместе с картиной «Сатисфакция» по городам устраивать премьерные показы. Помню, мы тогда «клюнули» на присутствие Гришковца в зале и пошли смотреть фильм, а он сидел на соседнем ряду и вместе с нами смотрел картину.

Владимир Чебанов – известный хабаровский путешественник, один из авторов таких фильмов, как «Сказка о коротком лете», «Охотоморье: съемки на краю земли» и многих других, подтвердил мои предположения: снять – это полдела, донести снятое до зрителя – архисложная задача.

– Для того, чтобы показывать фильмы в кинотеатрах, необходимо, чтобы картина имела прокатное удостоверение. Это отдельная огромная работа, а на короткий фильм никто не будет оформлять монтажные листы, – делится Владимир Чебанов, – поэтому если говорить о документальном кино, то для таких маленьких работ можно создавать альманахи, чтобы создавать прокатные удостоверения на несколько работ сразу, а потом уже можно «крутить» их по одиночке.

Кстати, такая схема могла бы монетизировать труд местных «киношников»: к примеру, фильмы можно было бы показывать в музеях, а авторы получила ли бы свой процент от тех, кто пришел по «Пушкинской карте».

Еще один вариант «достучаться до зрителя» - возродить киноклубы и киножурналы, то есть показывать небольшие документальные работы перед демонстрацией «большого» фильма, такая практика широко применялась в СССР.

Совместное кино

За счет участия китайцев фестиваль «Золото Умальты», который проводили впервые, сразу стал международным. Коллег из КНР усадили за «круглый стол», чтобы обсудить возможность создания совместных проектов.

Вообще-то, подобный опыт уже был. Вспомните китайскую интерпретацию фильма «А зори здесь тихие», которую снимали в районе Хэйхэ. Декорации в виде русской деревни так и остались там и служат неплохой точкой притяжения для туристов. Но это у них, а что у нас?

Пять лет назад в Хабаровске китайцы снимали фильм «Синий поезд», действие которого происходит в советские времена. В качестве декораций подошли дома на Пятой площадке, где остались на фасаде мозаики советских времен, и еще пара локаций на окраине и в центре города. Вот только, судя по всему, проект не был реализован до конца. По крайней мере, в сети я его не нашел.

«Затащить» китайцев для съемок на Дальний Восток попытались и в этот раз – провели для них кинолокационный тур по Хабаровску, показав соборы и церкви, клуб «Авторетро-100», Дальневосточную государственную научную библиотеку и «Заимку», где после окончания советско-японской войны содержался под стражей последний император династии Цин – Пу И. Это, пожалуй, главный «козырь», который может привлечь китайских «киношников».

Фото: оргкомитет фестиваля

– Тот коллектив продюсеров, который был привезен из КНР, они ехали со своими мыслями. Ожидать, что завтра приедет «Макао пикчерз» с «голливудским» бюджетом и вдруг пригласит поснимать кого-то из местных – маловероятная история. Даже, если кто-то приедет, все эти деньги уйдут мимо местных кинопроизводителей. Корпорации на «мелочь» внимания не обращают, – размышляет Владимир Чебанов.

По его мнению, интересно продвижение дальневосточного кинопродукта на рынок в КНР и страны АТР.

– Наши работы могут быть интересны китайскому зрителю. Мы провели эксперимент: приезжал представитель частной компании, который занимается культурными связями между Россией и Китаем, и он предложил продать в КНР наши документальные фильмы. Мы решили попробовать, – делится Владимир Чебанов.


Умальта ранее стала «героем» книги Станислава Глухова 

При этом он подчеркивает, что речь идет о фильмах «про природу».

– Можно было бы снимать исторические фильмы, но на практике политическая оценка одних и тех же событий, к примеру, второй мировой войны, сильно расходятся в России и Китае. Поэтому перспективы для китайского зрителя – природа, красоты Дальнего Востока. Это перспективное направление: и нам свое показывать, и им снимать у нас, – отметил Владимир Чебанов.

Разговоры – разговорами, но пока реальность такова, что фильмы, напрямую связанные с Дальним Востоком – «Золото Умальты» или восьмисерийная картина «Арсеньев» - с бюджетами в сотни миллионов, снимаются (за исключением редких сцен) в Карелии или на студии в Москве, оставив таким образом «за бортом» местных творцов.


Фото: съемки фильма «Золото Умальты»

Впрочем, глава Верхнебуреинского района Алексей Маслов, пришедший на кинофестиваль, прямо заявил собравшимся, что «кина не будет, пока этого власть не захочет».

Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
«Точка возврата» в точке невозврата

Полсотни фильмов-конкурсантов со всего Дальнего Востока попали в лонг-лист «Точки возврата-2019», пять лет подряд люди разных возрастов и профессий, но с тягой к кино снимали фильмы в цейтнот-режиме «Кинолагерей». И вот проект у точки невозврата. «Скрипач не нужен?»

Читать полностью
Поделиться
Короткий метр на Дальнем Востоке растет так быстро, что мы пугаемся

В этом году фестиваль игрового кино вместе с Дальним Востоком «разросся» до 11 субъектов и принял рекордное число художественных короткометражек. 50 фильмов люди различных профессий снимали в свободное время на личные деньги. Благовещенск, Улан-Удэ и Южно-Сахалинск участвовали впервые, и сразу же взяли первые места. Гран-при «Точки возврата» второй год подряд уносит хабаровчанин Сергей Яковлев, на этот раз с картиной «Портрет незнакомки». Какое кино снимают сегодня непрофессионалы на Дальнем Востоке и кто из них готов к всероссийскому прокату, узнавало EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
«Нужно возродить бамовские путёвки»

Группа экспертов из разных сфер туристической отрасли проехала по БАМовским локациям на поезде, участвуя по пути в мероприятиях форум-штаба «БАМ туристический». Круглые столы, обсуждения и встречи прошли в Братске, Усть-Куте, Северобайкальске, Новой Чаре, Тынде. Своими впечатлениями от поездки и предложениями по развитию туризма на БАМе с EastRussia поделилась Ирина Булыгина, заместитель председателя-начальник отдела маркетинга и продвижения комитета по туризму Мурманской области.

Читать полностью
Поделиться
«Российские университеты перешли в позицию борьбы за ресурсы»

Контекст

«…За последние десятилетия в континентальном Китае появилось несколько элитных вузов, которые стремятся стать исследовательскими университетами мирового класса. В качестве примера можно назвать открывшийся в 2011 году Южный научно-технологический университет (SUSTech), основанный в 2013 году Шанхайский технический университет и Вестлейкский институт перспективных исследований (WIAS), открытый в 2016 году.

Эти три элитных вуза были созданы практически без вмешательства центрального правительства и в отсутствие финансирования из центрального бюджета, что принципиально отличает их от остальных китайских университетов.

Можно выделить три основных сходства с точки зрения стратегии их развития. Во-первых, все они хотят стать небольшими исследовательскими университетами мирового класса и специализироваться в области естественных наук и инженерного дела. Во-вторых, все они развиваются по модели американских исследовательских университетов […]. Однако, в отличие от американских частных исследовательских университетов, новые китайские университеты испытывают большее влияние со стороны местного правительства. В-третьих, все три новых вуза используют альтернативные модели обучения и управления. Однако диапазон возможностей, которыми обладают SUSTech и Шанхайский технический университет, ограничен тем, что они получают государственное финансирование, и в последние пять лет SUSTech приблизился к остальным китайским университетам в вопросах правил приема абитуриентов…».

Читать полностью
Поделиться
Востоковеды и поворот России на Восток

Во время XIV Всероссийского съезда востоковедов, который прошел во Владивостоке, ведущие ученые этой научной отрасли выступили с лекциями перед студентами ДВФУ. В кооперации с пресс-службой университета EastRussia удалось расспросить доктора исторических наук, заместителя директора по научной работе Института востоковедения РАН (Москва) Валентина Головачева о роли востоковедения в происходящем процессе поворота России на Восток.

Читать полностью
Поделиться
«Развивая Большой Уссурийский, главное – не тянуть одеяло на себя»

По задумке российских властей остров Большой Уссурийский должен стать одним из ключевых центров экономического взаимодействия России и Китая. Для запуска амбициозного проекта на российской стороне острова намерены построить грузопассажирский пункт пропуск, о котором говорят уже несколько лет. О том, почему для развития острова необходимо взаимодействие власти, общественности и бизнеса, рассказал член правления, председатель Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Мазунин.

Читать полностью
Поделиться
«Инвесторы готовы вкладываться в турпроекты на Дальнем Востоке»

Только в первой половине этого года дальневосточные регионы приняли 1,8 млн туристов. Представители отрасли все чаще заявляют о том, что для поддержки и наращивания турпотока необходимо улучшать инфраструктуру в регионах. Об экономических факторах развития сферы гостеприимства в ДФО на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» EastRussia рассказал вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.

Читать полностью
Поделиться
«Дальнему Востоку нужен массовый турист»

Все чаще эксперты заявляют о том, что Дальнему Востоку нужны осознанные туристы, которые знают, куда они едут и с каким трепетом нужно относиться к этой территории. Директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» рассказал EastRussia, какие туристы нужны ДФО, и что макрорегион готов дать гостям взамен.

Читать полностью
Поделиться
«Дальний Восток нуждается в собственной производственной строительной базе»

Дальний Восток уже несколько лет является лидером в России по темпам развития строительной отрасли. Однако показатели в сфере могли быть еще выше, если не ряд проблем. Об основных факторах, сдерживающих развитие отрасли, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.

Читать полностью
Поделиться
«Для развития глэмпинга на Дальнем Востоке нужен банк территорий»

Глэмпинги становятся все более популярным видом отдыха на Дальнем Востоке. Модульные домики с видом на горную реку, море или горы притягивают и местных жителей, и гостей из других регионов страны. О развитии этого направления и его главных проблемах рассказала президент Ассоциации по поддержке развития глэмпингов Жанна Кира.

Читать полностью
Поделиться
«Улучшение качества жизни позволяет людям оставаться на Дальнем Востоке»

На Дальнем Востоке наблюдается взлет жилищного строительства: сейчас в ДФО квартир сдают столько, сколько не сдавали со времен СССР. Об изменениях строительного рынка и его перспективах на Дальнем Востоке рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.

Читать полностью
Поделиться
«Для развития туризма на Дальнем Востоке нужна изюминка»

Дальний Восток с каждым годом привлекает все больше туристов, строятся отели, открываются рестораны. Однако уровень сервиса остается невысоким. Об основных перспективах и проблемах сферы гостеприимства в ДФО рассказал президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан факультета гостеприимства Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Игорь Бухаров.

Читать полностью
Больше материалов