Поделиться
1500 километров по Приморью проехали участники автопробега «По следам Арсеньева»
Поделиться

Масштабный межмуниципальный историко-географический автопробег "По Следам Арсеньева", посвященный 150-летию В.К. Арсеньева, завершился на прошлой неделе в Приморском крае. Участники проехали маршрут общей протяженностью более 1500 км. Трасса маршрута пролегала по местам экспедиции В. К. Арсеньева 1906 года. Путевые дневники Арсеньева из этой экспедиции легли в основу его повести «По Уссурийскому краю», а также нескольких его научных работ и исследовательских очерков. У исследователя этот путь занял в начале прошлого века 180 дней. 

В автопробеге приняли участие 21 человек на 5 автоэкипажах. Лидерами выступили краеведы Секции краеведения и экскурсовдения Приморского отделения ВОО «Русское географическое общество-Общество изучения Амурского края», а так же представители АНО «Центр Развития Кинематографа» и сотрудники краевого Туристского-информационного центра.

В ходе автопробега его участники провели рабочие встречи с краеведами и активными местными жителями. Так, в селе Староварваровка участники автопробега посетили единственный в России Музей женьшеня. Свое начало Музей берет в 1980-х годах прошлого века на базе совхоза «Женьшень» -  первого специализированного хозяйства по выращиванию женьшеня в промышленных объемах. К сожалению, в начале 21 века совхоз прекратил свое существование, но Музей женьшеня остался как подразделение Анучинского историко-краеведческого музея. 

Помимо этого, участники Автопробега встретились с Александром Иннокентьевичем Дзюбой, последним директором знаменитого на всю страну совхоза «Женьшень», руководившим им вплоть до закрытия. В пределах своей усадьбы Александр Иннокентьевич собрал коллекцию каменных жерновов. 

Кстати на колесе, которое Александр Иннокентьевич показал участникам Автопробега было высечено клеймо французской компании. Краеведы, используя цифровые источники информации, тут же выяснили место его производства La Ferté-sous-Jouarre - коммуна в департаменте Сена и Марна в регионе Иль-де-Франс на севере центральной части Франции. La Ferté славится жерновами, используемыми для помола муки. Некоторые из них были найдены даже в Англии и, теперь, в Приморском крае. 

Следующей остановкой Автопробега стало село Анучино

Здесь краеведы сделали остановку возле природного родника «Тигр». Вспомнили сколько раз в своих произведениях Владимир Клавдиевич описывал встречу с тигром. Например, в уже упомянутой книге «По Уссурийскому краю»:

«Я почувствовал, как какая-то истома, какая-то тяжесть стала опускаться мне в ноги. Колени заныли, точно в них налили свинца. Ощущение это знакомо всякому, кому случалось неожиданно чего-нибудь сильно испугаться. Но в то же время другое чувство, чувство, смешанное с любопытством, с благоговением к царственному грозному зверю и с охотничьей страстью, наполнило мою душу…»

Само село Анучино располагается на левом берегу реки Арсеньевки. Такое название река носит с 1972 года, до этого в верхнем течении она именовалась Долбихе, а в нижнем - Даубихе. Долина реки считается родиной Дерсу Узала и его сородичей, которые относили себя к потомкам чжурчжэней. 

За свою историю территория Анученского района помнит не одно поселение. В районе села Анучино начинается идущий на запад древний вал. О нем в своей книге «В горах Сихотэ-Алиня» упоминал и Владимир Клавдиевич Арсеньев.  

Участница автопробега, экскурсовод-краевед Антонина Валькова рассказала коллегам: «История поселений этой местности уходит своими корнями в глубокую древность: сейчас в Анучинском районе насчитывается более двухсот археологических памятников, среди них средневековые городища и стоянки древнего человека. Сейчас под защитой Администрации района находятся 55 памятников археологии. Их возраст варьируется от нескольких столетий до 15 тысячи лет. Например, Шекляевское городище, которое является средневековым городищем ХIII века. Интересны Ауровское, и Новогордеевское городища, здесь были обноружены остатки утвари с изображениями медвежьих лап, что может означать, что проживавшие там люди покланялись не привычному нам хозяину Уссурийской тайги – Амурскому тигру, а, так сказать, его оппоненту - медведю» .

Еще одним интересным фактом из истории Анучинского района, имеющим отношение к Арсеньеву, участники автопробега признали то, что съемки советско-японского художественного фильма «Дерсу Узала» режиссёра Акиры Куросавы по мотивам произведений В. К. Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», проходили на территории сёл Муравейки и Новогордеевки.

Следующей остановкой Автопробега стал город Арсеньев. Подробные исследования Арсеньева вдоль долин реки Арсеньевка (Даубихе) и ее притока Дачная (Халаза) в своих экспедициях 1906 и 1912 года пригодились строителям будущего городка авиаремонтного завода. В конце 1952 года рабочий поселок Семеновка, основанный в начале века шестью семьями старообрядцев, получил новый статус и был переименован в город краевого подчинения Арсеньев. Таким образом был отмечен 80-летний юбилей со дня рождения Владимира Клавдиевича Арсеньева, а 20 лет спустя уже на круглую дату состоялось торжественное открытие памятника В.К. Арсеньеву на сопке Увальной. Композиция, изображающая великого путешественника и его верного проводника Дерсу Узала была создана ленинградскими архитекторами Поповым и Лялякиным, скульптором выступил Геннадий Иванович Потапов.  

Участники автопробега посетили «Музей истории города Арсеньева», открытый в 1969 году инициативной группой горожан. Сотрудники Музея представили участникам Автопробега выставочные стенды, созданные специально к 150-лентему юбилею Владимира Клавдиевича. Интересным фактом краеведы отметили для себя то, что памятник Арсеньеву во дворе Музея был так же создан Геннадием Ивановичем Потаповым. 

Помимо этого, участники Автопробега посетили Дальневосточный музей авиации, осмотрев самолёты Як-40, Ту-134, Ил-14 и Ан-8. Как рассказал коллегам Директор музея -  ветеран авиации России Анатолий Маркович Бортник: «Музей имеет в своей коллекции редкий вертолёт Ми-34, который расположен на смотровой площадке вместе с истребителем Су-27УБ и крылатой противокорабельной ракета П-21«Термит».

Следующим пунктом по маршруту Автопробега стало село Чугуевка. Здесь участники Автопробега встретились с местным предпринимателем и общественным деятелем Дрониной Светланой Владимировной, являющейся руководителем местного коллективного средства размещения высокого уровня сервиса. Светлана Владимировна представила коллегам фильм о археологическом прошлом Чугуевского района, созданный совместно с сотрудниками Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. 

Также Светлана Владимировна отметила, что благодаря тому, что прямо в центре села находится археологический памятник Чугуевское городище, возникший еще во времена государства Бохай, а затем реконструированный во времена Золотой империи чжурчжэней, Чугуевка может стать местом притяжения туристов. Помимо этого, Чугуевский район знаменит памятниками природы. Например, гора Снежная, с которой берет свое начало самая крупная река Приморского края – Уссури. 

Со своей стороны, участники Автопробега, обратили внимание на то, что исследователи этих мест еще в начале 20 века, пользуясь услугами местных проводников, прокладывали свои маршруты по дорогам, построенных бохайцами и чжурчженями. Так, например, участники экспедиции Уссурийской межевой партии 1900 года, прошедшие по Улахинской долине и производившие топографическую съемку, наносили на карту земли, пригодные для поселения, используя уже проторенные средневековые тропы. Проходил этими тропами и Владимир Клавдиевич Арсеньев. 

Далее на маршруте участники сделали остановку на перевале Венюкова. Считается, что это самый низкий перевал Сихотэ-Алиньского горного хребта. В разные годы перевал прошли знаменитые путешественники. Первым в 1858 году через перевал к морю прошел первый русский исследователь и военный географ Михаил Иванович Венюков. Далее в 1867 году здесь проходил Николай Михайлович Пржевальский.

Здесь экскурсовод-краевед Николаевская Юлия поделилась информацией с коллегами: «Период с 1867 по 1888 года Николай Михайлович совершил пять больших экспедиций по Уссурийскому краю. Сам Николай Михайлович отмечал, что такие уссурийские путешествия были для него скорее «первой пробой сил», одного даже их было достаточно для того, чтобы имя Пржевальского осталось в истории Приморского края». 

Участников Автопробега, конечно же, заинтересовал третий из великих путешественников, указанных на стеле, расположенной на самом перевале. Это Владимир Клавдиевич Арсеньев, прошедший здесь в 1906 году, как раз в рамках той экспедиции, по местам которой проходил Автопробег.

Экскурсовод-краевед Константин Кравченко напомнил коллегам как подробно описал этот перевал в своей книге «По Уссурийскому краю» Владимир Клавдиевич:

«Подъем на Сихотэ-Алинь крутой около гребня. Самый перевал представляет из себя широкую седловину, заболоченную и покрытую выгоревшим лесом. Абсолютная высота его равняется 1340 футам. Его следовало бы назвать именем М. Венюкова… От перевала Венюкова Сихотэ-Алинь имеет вид гряды, медленно повышающейся на север (2170-2380 фут.). Этот подъем так незаметен для глаза, что во время пути совершенно забываешь, что идешь по хребту, и только склоны по сторонам напоминают о том, что находишься на водоразделе...».  

Далее по маршруту Автопробега краеведы посетили город Дальнегорск.

Здесь участников Автопробега встречали Лузанова Татьяна Леонидовна - начальник Управления культуры, спорта и молодёжной политики администрации Дальнегорского городского округа и Тарасов Роман Михайлович, краевед, руководитель инструментального коллектива "Свирель", народный мастер Приморского края.

Роман Михайлович рассказал коллегам про интересующую их экспедицию В.К. Арсеньева 1906 года: «Арсеньев с экспедицией находился на территории нашего района с конца августа и до конца сентября. Всего участниками экспедиции было пройдено около 300 км пути. Ими были определены высоты перевалов и обследованы от истоков до устьев реки Тетюхе, Вандагоу, Мутухэ, а также реки Ахобэ, Ното и Иман».

По словам Романа Михайловича из отчетов Арсеньева по этой экспедиции видно, что он, как и участники Автопробега делал много фотографий этих мест. А собранные им ведения широко использовались последующими исследователями долины Тетюхе и ее окрестностей. Помимо этого, Арсеньев собрал большую коллекцию материалов: образцы горных пород, зоологические коллекции – образцы насекомых, рыб и птиц, а также древних артефактов.

Со своей стороны, участники Автопробега, вспоминая об экспедициях Владимира Клавдиевича отметили, что когда в ноябре 1910 года он отправился в Санкт-Петербург с докладом о проделанной работе и собранными во время экспедиции экспонатами, то образцы своей коллекции он представил на Общероссийской этнографической выставке, проходившей в то время в Русском музее. 

Экскурсовод-краевед Наталья Кургузова рассказала коллегам: «Одним из посетителей этнографической выставки в Русском музее был и Император Николай II. Ему так понравилась коллекция Арсеньева, что он пожаловал Владимиру Клавдиевичу перстень со своей руки. Позднее весь материал, собранный за время экспедиций, был обобщён Арсеньевым для издания в 1911-1912 годах Краткого военно-географического и военно-статистического очерка Уссурийского края».

Также в Дальнегорском городском округе краеведы посетили Музейно-выставочный центр г. Дальнегорска, Горбушинское водохранилище, Маяк Рудный, осмотрели Кекуры Два брата.

После этого участники Автопробега разделились. Часть краеведов отправилась на север по маршруту в п. Пластун. 

Там экскурсоводы-краеведы Владислав и Полина Купчик провели работу с учащимися средней школы поселка. Школьники узнали о жизнедеятельности и достижениях В.К. Арсеньева, а также о возможностях проведения краеведческих исследований в современных условиях, с использованием снаряжения для путешествий.

По словам Натальи Шарыгиной, члена РГО и руководителя одной из туристических компаний края, пройденный маршрут Автопробега, позволил актуализировать информацию по объектам туристского показа, время прохождения от одного объекта до другого, а так же выделить места общественного питания и коллективные средства размещения, необходимые для создания полноценного межмуниципального туристского маршрута.  

Вторая часть участников Автопробега отправилась на юг. В поселок Ольга, где были проведены встречи с представителями Центра сохранения традиций коренных малочисленных народов “ТЭМУ”, а также посещены и отсняты такие живописные места, как маяк Балюзек и бухта Владимир.

Как рассказала Дарья Александровна Гусева, руководитель туристско-информационного департамента АНО «ТИЦ ПК» и Председатель секции краеведения и экскурсоведения РГО-ОИАК, организация подобного Автопробега позволила не только привлечь внимание к личности выдающегося исследователя В.К. Арсеньева, но и обновить фото и видео банк туристических ресурсов Приморского края, используемых для продвижения нашего региона на внутреннем туристском рынке, а так же провести важные встречи с представителями местных сообществ  и обсудить вопросы дальнейшего взаимодействия.

«Это позволит нам развивать Приморский край, как современную открытую, популярную территорию, которая предлагает своим жителям и гостям новые возможности личностного развития через осмысление историко-культурного наследия и жизненного опыта великих русских путешественников, таких как Владимир Клавдиевич Арсеньев» - добавила она.

Напомним, 2022 год объявлен годом Владимира Клавдиевича Арсеньева на основании Указа Президента Российской Федерации от 01.11.2021 № 620. 

Организаторами автопробега выступили АНО «Туристско-информационный центр Приморского края» при поддержке Агентства по туризму Приморского края, Секции краеведения и экскурсовдения Приморского отделения ВОО «Русское географическое общество-Общество изучения Амурского края», АНО «Центр Развития Кинематографа» и информационно-аналитического агентства «Восток России» (EastRussia).

По результатам автопробега будет снят документальный фильм от АНО «Центр Развития Кинематографа», разработан новый туристский маршрут «По следам Арсеньева», обновлен фотобанк туристских ресурсов Приморского края. 

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
«Мы категорически против завоза в Приморье пчёл других пород»

Приморские пчеловоды до сих пор оправляются от последствий прошлогодних проблем — массового заболевания и падежа пчел. При этом с оптимизмом смотрят в будущее — рассчитывают на хороший медосбор от липы. Об ожиданиях от нового сезона, проблемных вопросах отрасли и способах их решения рассуждает председатель союза пчеловодов Приморского края Рамиль Еникеев.

Читать полностью
Поделиться
Моряк Эдик ловит такси уже 10 лет

Он стоит на известном всему СССР проспекте Владивостока, воспетом Аллой Пугачевой еще в 1970-ых. Лицо развернуто к бухте Золотой рог, откуда уходят и куда возвращаются все, кто живет здесь морем. Куртка нараспашку, брюки клеш по моде тех лет, характерная морская осанка. Его судно только что пришвартовалось в родном порту, а он сам сошел на причал, вышел в город и ловит такси. В его фигуре что-то очень хорошо знакомое…

Читать полностью
Поделиться
Куда рулит автоимпорт

Российский автомобильный рынок – и дальневосточный в частности - находится в процессе структурной перестройки. Китайский автопром занимает ниши, опустевшие с уходом популярных брендов. Владивостокская таможня отмечает двукратный рост ввозимых автомобилей. А схема параллельного автоимпорта, наконец, начинает работать на Дальнем Востоке.

Читать полностью
Поделиться
Прокладывая новые экспортные маршруты

IV форум «Экспортный потенциал Приморья» состоялся во Владивостоке 1 ноября. Действующие и потенциальные экспортёры, представители власти и контрольно-надзорных органов обсудили развитие «нового экспорта» и проблемы перестройки товаропроводящих цепочек.

Читать полностью
Поделиться
Модульное гостеприимство

Читать полностью
Поделиться
Суд идёт – порт работает

В 2021 году ОАО «Владморрыбпорт» вышел в лидеры перевалки рыбопродукции в Российской Федерации и впервые достиг грузооборота 4 805 млн тонн. Параллельно продолжались судебные разбирательства с ФГУП «Нацрыбресурс» - проиграв «битву за причалы» в Арбитражном суде Московского округа, госпредприятие подало кассационную жалобу в Верховный суд Российской Федерации. Одновременно тянется череда тяжб между акционерами порта.

Читать полностью
Поделиться
Сделано в Приморье: крабовые палочки

Приморский завод по производству крабовых палочек, рыбной колбасы и полуфабрикатов из сурими «КВЭН» с 2014 года перешел с американского сурими на японское, а с 2021 года ушел от зарубежных поставок и теперь использует сырье, изготовленное на Дальнем Востоке. Как повлияли антироссийские санкции на дальневосточного производителя выясняло информагентство EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Тренды, бренды и туристы

В 2021 году Приморский край посетили 2,8 млн человек, что почти в 4 раза больше, чем в 2020-м. 99% гостей – российские туристы. Как считают власти, это не предел, и, воспользовавшись ситуацией, нужно наращивать турпоток. Как это сделать с учетом сложившихся в индустрии трендов, обсуждали на Тихоокеанском туристском форуме.

Читать полностью
Поделиться
Море мидий

Фестиваль мидий длится неделю, взрываясь фейерверком вкусов «МидияСаммита» - события, получившего статус главного гастрономического праздника весны в Приморье. Это, несомненно, повод совершить туристический вояж во Владивосток в мае. Многие ждут фестиваль целый год, потому что цена на обычно недемократичные блюда морской кухни в эти дни – весьма гуманная.

Читать полностью
Поделиться
Камера! Мотор! «Дальневосточное кино» — дубль первый!

Одним из проектов, который был поддержан Фондом культурных инициатив к реализации в 2024 году, стал проект под названием «Дальневосточное кино» московской АНО «Центр политических и социальных технологий». Его инициаторы намерены отобрать пять литературных произведений из числа участников премии им. Арсеньева, чтобы превратить их в сценарные заявки и предложить снять на их основе кино про Дальний Восток.

Корреспондент EastRussia пообщался с идейным вдохновителем проекта Вячеславом Коноваловым, чтобы от первого лица узнать — какие книги могут стать хорошим фильмом, а какие даже не стоит пытаться экранизировать?

Читать полностью
Больше материалов