Активы дальневосточных рыбопромышленных компаний «Реал Девелопмент» и «Мерлион» перешли в собственность государства. Решение вынес Арбитражный суд Приморского края.
Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на данные ЕГРЮЛ. C 15 мая эти компании принадлежат Росимуществу. Генпрокуратура ранее взыскала 17,4 млрд рублей с дальневосточных рыбопромышленников. Ведомство просило также в счет частичного возмещения ущерба ВБР России обратить взыскание на доли ответчиков в компаниях «Реал Девелопмент» и «Мерлион».
ранее Суд признал недействительными договоры о закреплении доли квот на вылов краба, заключенные между Росрыболовством и компаниями-ответчиками, принадлежащими Дмитрию Дремлюге и его окружению. Сообщается, Дремлюга с десятком подельников, включая его дочь, с 2019 по 2023 годы реализовали план по вылову ВБР с нарушением закона.
В марте Арбитражный суд Приморского края удовлетворил первый иск Генпрокуратуры к сахалинским и приморским рыбопромышленникам. Сумма иска составила 358,7 млрд рублей.
В конце апреля сахалинский рыбопромышленник Олег Кан был приговорен к 17 годам лишения свободы за организацию убийства. Суд проходил без участия фигуранта дела, так как он находится в международном розыске.
Хабаровский край не только родина китов и самолётов, но и кузница талантливых аниматоров. Здесь уже третий год подряд проводится единственный в ДФО фестиваль анимационного кино «Анимур», на который свои работы присылают студии со всего мира. При этом анимация считается одним из самых трудоёмких видов креативных индустрий, ведь для того, чтобы оживить одного персонажа нужно много людей. Почему этот вид киноискусства популярен в регионе, как он развивается и станет ли «Анимур» одной из точек притяжения событийного туризма — выясняло EastRussia.
В Хабаровском крае работают две студии анимации «Мечталёт» (Хабаровск) и «Зеленые камнеежки» (Комсомольск-на-Амуре). Об уровне их мастерства говорит тот факт, что у комсомольчан в 2025 году на стриминговую платформу выйдет сериал для подростков про инопланетян «Абдукция» и его увидят по всей стране. «Мечталёт», который был основан в 2018 году, имеет в своем арсенале мультфильм для детей про тайную жизнь детских рюкзачков «Спина к спине». Он вышел в 2020 году и уже известен далеко за пределами Хабаровска. Так, например, с этого года он выходит на государственном телеканале Македонии — Macedonian Radio Television.
Легендарный «Союзмультфильм» уже давно дружит с «Мечталётом», консультирует по проектам и обдумывает более плотное сотрудничество. В этом году генеральным партнёром фестиваля «Анимур» стал как раз-таки «Союзмультфильм». Ключевые специалисты студии лично прилетели в Хабаровск.
— Очень приятно, что анимация развивается именно здесь такими большими темпами, как нам кажется. Для «Союзмультфильма» это важно, потому что это помогает развитию всей анимационной индустрии. Пока она очень небольшая. И для того, чтобы развиваться и создавать конкурентоспособную продукцию не только в России, но и на международных рынках, мы должны растить саму индустрию, — рассказала креативный директор студии «Союзмультфильм» Мария Савиных.
По мнению московских экспертов, дальневосточная анимация уникальна в своем роде, так как она сочетает в себе традиционную советскую мультипликацию и восточное художественное влияние. К слову, многие аниматоры – фанаты аниме и с этого начался их путь в этот вид искусства.
11 января 2024 года в ходе рабочей поездки в Хабаровский край Президент России Владимир Путин посетил «Мечталёт», после чего поручил Минкультуры России рассмотреть возможность оказания содействия студии, а Правительству России — поддержать «Анимационный кластер Хабаровского края».
В этом году на «Анимуре» на больших экранах хабаровского кинотеатра «Гигант» экранах показали 195 фильмов из 27 стран мира. Фестиваль завоевал доверие творческой среде и привезти из Хабаровска «Мультоскар» в виде дракона стало престижным.
Гран-при фестиваля досталось работе «Руслан и Людмила» российского режиссера Матвея Лашко. По сюжету новоиспеченные жених и невеста борются с врагами прямо во время свадьбы. К слову, старославянский сеттинг очень популярен в последнее время у аниматоров. Эксперты объясняют это возрастающим интересом к своим корням и истории.
В этом году «фишкой» фестиваля «Анимур» стало голосование народного жюри и тут выбор пал на якутский анимационный фильм «Мунха». Республика славится не только кинематографом, но и анимацией. Во многом раскрыться талантам помогает господдержка региона — открыт креативный кластер «Квартал труда» с льготными условиями для резидентов, есть указ Главы об увеличении количества минут анимации. С другой стороны, есть просто живой интерес к этому у творческих ребят, поскольку надо как-то выразить себя, и анимация (как и кино) — это один из способов. Так в анимацию приходят ребята со школьной скамьи.
— У нас есть частный благотворительный фонд «Синет Спарк», у которого есть грант «Сахавуд» для киношников. Мы от нашей студии подавались туда в 2022 году, и были, по-моему, чуть ли не единственной анимацией. Когда мы пришли на питчинг в 2023 году, уже было 7 проектов по анимации, самых разных — от хорроров и арт-хауса и до сказок, от любительского уровня до профессионального. Мне кажется, это отлично демонстрирует рост заинтересованности, — говорит Анна Борисова, зам директора анимационной студии «Тундра».
Главный зритель «Анимура» — молодёжь. На показы, лекции и мастер-классы приходило так много интересующихся, что некоторым порой приходилось сидеть на ступеньках. Хабаровские школьники целенаправленно выбирают профессии, связанные с анимационным искусством. Тренд стал настолько явным, что в этом году на базе Хабаровского краевого колледжа искусств открылась школа креативных индустрий. Это образовательный центр, в котором в том числе есть студии создания анимации и 3D графики.
Кроме того, в рамках «Анимура» киностудия «Союзмультфильм» и Тихоокеанский государственный университет заключили меморандум о сотрудничестве в сфере подготовки кадров для анимационной индустрии. Это значит, что студентов будут обучать анимации, в стенах вуза будут проходить конференции, семинары, мастер-классы. Самые талантливые смогут проходить стажировки на киностудии «Союзмультфильм».
Также есть идея создать программу культурного обмена с Китаем, международные кросс-стажировки, но этот вопрос пока прорабатывается.
Но одно дело овладеть инструментарием и профессиональными навыками аниматора, нужны ещё креативные идеи, которые лягут в основу сюжета. И, кажется, с этим у хабаровчан проблем нет. На прошедшем «Анимуре» состоялся «НЕпитчинг» (денег там не давали, в остальном все было по-настоящему). Авторы за четыре минуты рассказывали московским экспертам из «Союзмультфильма» о своих проектах и получали обратную связь. Например, театральный режиссер Евгений Давыденко хочет сделать весёлый и добрый мультсериал о семейке Гоблинсов. Девушки-студентки из студии «След» создают проект «Инконнект», который расскажет младшим школьникам про интернет 2000-х. Никита Сличный из «Мечталёта» задумался над созданием сериала на тему Древней Руси «В ѣдь и Рат» в стиле приключенческого экшена.
Эксперты отметили, что многие проекты хабаровчан отвечают потребностям рынка. Как рассказали представители «Союзмультфильма», в тренде сейчас технологически развитое кино с большим количеством графики спецэффектов. Плюс появился зрительский запрос на 3D-анимацию и сериалы для подростков. Кстати, студия из Комсомольска-на-Амуре сейчас занимается созданием такого сериала. Он посвящен теме пришельцев и различных конспирологических теорий и носит название «Абдукция». К слову, продуктом уже заинтересовалась популярная стриминговая платформа и в 2025 году сериал увидит весь мир.
Если говорить о поддержке, то её пока не так много как хотелось бы, но она есть и это главное. Например, студии «Зеленые камнеежки» предоставили помещение в Доме молодежи для работы и обучения школьников.
— Нам помог очень Дом Молодежи. Нам предоставили помещение с социальной арендой, плюс идет мощная информационная поддержка, благодаря которой наш бренд стал сильным и узнаваемым. Кроме того, нас финансово поддерживают поклонники нашего творчества. Нас очень выручают донаты, — говорит руководитель студии анимации «Зеленые камнеежки» Марина Небожатко.
Аниматоры в Хабаровском крае уверены, что все изменится к лучшему. Как показывает практика, если автор серьезно «заряжен», верит в свой проект, то он рано или поздно находит деньги и нужных людей для воплощения своего проекта в жизнь. Хабаровчане намерены представлять свои проекты на питчингах и подаваться на гранты, чтобы получить финансирование. Кстати сделать это на Дальнем Востоке будет проще — 20 ноября в краевом центре откроется филиал Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) и многие вопросы, связанные с грантовой поддержкой, можно будет решать быстрее.
В «Анимуре» 2024 приняли участие более 7,5 тысячи человек, включая жителей и гостей региона. Как говорят в краевом минтуризма, благодаря фестивалю растет туристическая привлекательность Хабаровска и края в целом. Это видно даже по числу заявок: если на первый «Анимур» прислали 1,2 тыс. заявок, то в 2024 году их уже 2,3 тыс.
– Мы провели небольшую аналитику, которая показывает прирост заявок и расширение географии в жюри. Это для нас является приятным показателем. В качестве инструмента мы используем геотаргетинг, плюс к нам стекаются данные, которые озвучивают туристы по границе, с какой они прибыли в город, – отметила начальник отдела медиа-сопровождения туристического-информационного центра Ксения Кузнецова.
В качестве поддержки дальневосточным аниматорам готовы предоставить площадку визит-центра Амурский утёс. Если, конечно, авторы заинтересованы в том, чтобы другие зрители увидели их работы. Показ мультфильмов от студий края в одной из главных достопримечательностей Хабаровска будет работать на усиление туристического магнита под названием «Анимур».
Те, кто был на фестивале впервые, наверняка расскажут впечатления друзьям и единомышленникам. Не исключено, что это замотивирует приехать в Хабаровск новых гостей, как это сделал генеральный продюсер Всероссийского фестиваля анимационного кино в Альметьевске Розалин Каримов.
– Я приехал как друг фестиваля, преодолел путь в 10 тыс. километров. «Анимур» – это самый крайний фестиваль России. Мы разместим посты в наших социальных сетях, чтобы привлечь к нему внимание. Возможно, кто-то на следующий год захочет приехать лично, – поделился Розалин Каримов.
К участию в Хабаровском турнире по вэйци, учрежденном Генеральным консульством Китайской Народной Республики, зарегистрировались 120 игроков. И если в прошлом году это были дальневосточники и сибиряки, то на этот раз за игровыми столами сидели и гости из Москвы и Подмосковья, причём из числа гроссмейстеров.
Справка
Традиционная китайская настольная игра 围棋 вэйци в России более известна как го. Однако в КНР ревностно относятся к своему названию, не уставая напоминать, что игра зародилась именно в Китае. Вэйци относится к стратегическим, территориальным играм. Пространство, на котором ведется игра представляет собой деревянную или бумажную доску, расчерченную девятнадцатью поперечными и девятнадцатью продольными линиями. Соперники сражаются при помощи 360 белых и черных камней, а основная задача игроков сводится к захвату большей части территории доски.
— У нас есть амбициозная цель сделать этот турнир самым престижным на Дальнем Востоке России, — отметил в своём приветственном обращении Генеральный консул КНР в Хабаровске господин Цзян Сяоян. — Это логично, потому что Хабаровск — самый важный город на Дальнем Востоке России, в том числе и по физкультуре и спорту он всегда занимает лидирующие позиции. Вэйци — это спорт и культура. И этот турнир можно считать важным событием годов российско-китайской культуры, которые сейчас проходят в наших странах.
Среди тех, кто внимал словам Генконсула, в основном подростки: хотя вэйци имеет в России и Советском Союзе достаточно давнюю историю, широкий интерес к этой игре возник сравнительно недавно, и она стала «делом молодых». Примечательно, что самому юному воспитаннику Хабаровской краевой федерации пять лет и он собирался принять участие в нынешнем кубке, но… заболел. А девятилетний воспитанник краевой федерации Святослав Мельников уже имеет в арсенале два серебра всероссийского значения. Одно из них он завоевал на Кубке Посла Китая в Москве в зачете до 9 лет.
— Да и у нас в Хабаровске, и в целом по Дальнему Востоку в вэйци играют, главным образом очень молодые люди, дети, подростки, — рассказала EastRussia Директор Кубка Ольга Гончарова. — И сама Хабаровская федерация молодая – нам 10 лет. Кстати, ещё один интересный факт, на который обратил внимание главный судья турнира: в списке зарегистрированных много одинаковых фамилий. Это потому, что у нас играют семьями!
Что касается взрослых, то во всероссийском рейтинге по состоянию на конец октября лучший игрок представляющий Хабаровск — недавний студент Шэнь Шици: он на 38-ой позиции, на 107-ой строчке господин Генконсул КНР в Хабаровске Цзян Сяоян: правила Российской федерации допускают возможность игрокам выбрать город, за который они выступают. Самый успешный игрок с постоянной пропиской в Хабаровском крае — Сергей Ходжер — 236-ой.
Впрочем, рейтинг и успехи — дело наживное. По словам президента Российской Федерации Го Максима Волкова Хабаровску есть куда расти и все условия для этого сейчас созданы.
— Мы осваиваем очень плотно онлайн-школы, и теперь в общем-то преподавание можно вести, не теряя в качестве, как в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Челябинске, Владивостоке, в том числе и в Хабаровске, — рассказал он в беседе с корреспондентом EastRussia.
Конечно же и сам турнир стал ценным уроком для всех его участников, тем более что в этом году в нём приняли участие топовые игроки. Такие, например, как Тимур Санкин — 39-летний обладатель 6-го дана, занимающий 9-ую строчку в общероссийском рейтинге, двукратный чемпион России, президент Московской федерации, организатор Кубка Посла Китая.
Тимур обучался премудростям вэйци в самом Китае, у местных гроссмейстеров. На первом Кубке Генконсульства КНР в Хабаровске Тимур был главным судьей, но в этот раз решил вступить в интеллектуальную схватку.
— Да, в этом году я за столом. И конкуренты здесь есть, — поделился Тимур перед стартом соревнования. — Приехали серьезные ребята: Деменьшин Рахмат из Подмосковья — у него пятый дан, приехал Шэнь Шици — четвёртый дан, Савва Мезин — пятый дан, это мой ученик из Москвы, он уже не раз меня обыгрывал, в том числе год назад меня обыграл на пол-очка на Кубке Генконсула Иркутска… так что конкуренты есть.
Как раз между фаворитами турнира и разыгралась борьба за призовые места, и результат удивил организаторов: неожиданную игру показал Шэнь Шици. Он одержал верх над Тимуром Санкиным! А затем победил и его ученика Савву Мезина! И если был не проигрыш Рахмату Деменьшину, то… Но сослагательное наклонение уже неуместно. Первое место занял 19-летний Рахмат Деменьшин из Сергиева Посада, серебро у Шень Шици, а Тимур Санкин опередил таки своего ученика, заняв третье место. Савва Мезин стал четвёртым.
— Такие ситуации становятся украшением любого турнира, — комментирует Ольга Гончарова. — Обычно расстановку победителей с высокой долей вероятности можно предсказать заранее, но у нас получилась настоящая интрига. Да, Шень Шици говорил в интервью накануне начала Кубка о том, что надеется победить Тимура Санкина, но сам же и оговаривался, что это маловероятно, и тут такое…
К слову — в мировом ТОП-10 первые семь строчек занимают китайские игроки, ещё трое — выходцы из Южной Кореи. Однако, как подметил господин Цзян Сяоян, всё может измениться.
— В России уже есть очень сильные игроки, и я думаю, что в ближайшее время их мастерство очень быстро повысится. Русский народ очень умный, сколько выдающихся игроков в шахматы имеют российские корни! Поэтому, я думаю, что и в такой интеллектуальной игре как вэйци они покажут всё, на что способны и добьются высочайших результатов, — поделился Генеральный консул КНР в Хабаровске.
Развитие креативных индустрий и использование новых технологий для создания кросс-индустриальных проектов обсудили на профильной сессии ВЭФ-2024
Технологические разработки сегодня активно используются в сферах IT, промышленного дизайна, коммуникациях, помогая создавать высокотехнологичную продукцию и внедрять цифровые сервисы.
Дизайнер Артемий Лебедев считает, что сегодня задействовать ИИ в креативных проектах необходимо – нейросети могут быстро нарисовать качественное изображение, и для этого не нужны художественное образование и навыки рисования. Однако, внедрить созданный нейросетями контент может только человек – потому что только он способен выбрать лучший вариант из сгенерированных и воплотить проект в жизнь, опираясь на свои знания и опыт.
«Пришла моя эпоха, человека, который не умеет рисовать, но при этом я являюсь дизайнером и проектировщиком. Мои мысли, зарождающиеся в мозгу, могут реализоваться на холсте или в виде какого-то предмета просто в результате моего умения ставить задачи», – отметил Лебедев.
Он добавил, что многие дизайнеры уже подключили к работе ИИ и это помогает создавать новые проекты, в частности, в сфере промышленного дизайна.
Лебедев привел пример сотрудничества с Серпуховским заводом по производству лифтов. Совместными усилиями команда студии Лебедева и Серпуховский лифтостроительный завод создали дизайн и интерфейс «лифта будущего». Помимо своей непосредственной функции – поднимать людей и грузы на нужный этаж – интерактивный помощник сообщает сводку погоды, дорожные новости и информацию о пробках, а еще может сделать комплимент и пожелать хорошего дня.
Такого же мнения придерживается и генеральный директор «ГПМ Цифровые Инновации» Дмитрий Чуркин. Он уверен, что технологии могут стать дополнением для создаваемых креативных проектов, но роль человека в сфере производства контента и дизайнерских решений остается доминирующей. Он рассказал о том, как в компании сокращают производственный цикл — например при создании shorts на видеохостинге Rutube для коротких видеороликов используются референсы, затем на них накладывается звуковое сопровождение и после обработки с применением ИИ получается готовый продукт.
Генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050ЛАБ Дарья Топильская уточнила, что о технологиях невозможно говорить без упоминания человека, поскольку их создают непосредственно люди. Даже если активно задействовать ИИ, без участия человека развивать творческие и креативные индустрии не представляется возможным. К примеру, дизайнеры используют технологии как инструмент для создания разовых творческих проектов, а крупные компании привлекают ИИ для того, чтобы запустить серийное производство.
«Сегодня технологии нужно делить на две большие группы: технологии, которые используют дизайнеры непосредственно в творчестве, как инструменты создания чего-то нового, и технологии производства той самой серийной продукции, промышленный дизайн которой мы разрабатываем», – подчеркнула Топильская.
Она также добавила, что в нашей стране промышленный дизайн только начинает развиваться, а создать полный дизайн-проект без участия человека невозможно.
Цифровые методы уже активно используются на улицах городов в оформлении фасадов домов – цифровая реклама перестала быть назойливым и раздражающим фактором из-за использования технологии дополненной реальности и применяется не только в коммерческих, но и в социальных проектах. Как отметила представитель Maer Group Виктория Баркова, сегодня уличные медиа выполняют функцию социальных сетей – самое нужное и интересное транслируется на экранах, тем самым избавляя человека от необходимости просмотра контента на смартфоне.
«Цифровая реклама позволяет создать интересный контент, продумать какой-то интересный креатив, то есть привлечь внимание зрителя и потребителя. Технологии позволяют креативщикам создавать интересный креатив, продумать, как сделать, чтобы реклама была не назойливой, не надоедливой, а наоборот, привлекала внимание», – сказала Баркова.
Генеральный директор группы компаний «Просвещение» Наталья Третьяк подняла вопрос правового урегулирования технологий с использованием искусственного интеллекта. В частности, еще предстоит определить принадлежность авторского права сгенерированного нейросетями контента и необходимости нести ответственность за те смыслы, что в него вкладываются.
«Есть ряд проблем. Не буду скрывать, это вопросы правовой неурегулированности. Авторское право. И не только авторское право, потому что непонятно, кому будет принадлежать сгенерированный контент: обладателю технологий либо промпт-инженеру, который правильно сформулировал, задал вопросы. Но в большей степени, наверное, здесь другая проблематика, – это вопрос ответственности. Кто будет отвечать, если сгенерированный контент неправильный, но это в лучшем случае, а в худшем – наносит вред жизни и здоровью ребенка?» – заключила Третьяк.
Тем не менее, цифровизация коснулась и печатной литературы – все чаще издательства дополняют книги и учебники QR-кодами, отсканировав которые можно попасть на интернет-страницы музеев, театров, общеобразовательных учреждений, прослушать аудиоролики или посмотреть тематическое видео.
Подводя итоги сессии, спикеры пришли к выводу, что технологический прогресс активно помогает развиваться креативной индустрии, создавать новые интересные проекты в сфере IT, дизайна, коммуникациях, в кино и мультипликации, VR и других.
Однако, вытеснить «человеческие смыслы» искусственный интеллект не может, поскольку для реализации даже самых смелых творческих идей технологии не смогут заменить человека.
Яркие изображения на фасадах домов столицы Камчатского края стали активно появляться с 2020 года, когда появился фестиваль «Авача стрит-арт». Художники рисуют на домах и сражаются за звание лучшего по результатам голосования жителей. Так за четыре года появилось уже 78 полотен на многоэтажках. Все они посвящены истории полуострова, жизни коренных малочисленных народов, флоре и фауне.
EastRussia расспросила одного из самых опытных художников Сурена Давтяна, как рисуют муралы и как изображения помогают привлечь в регион туристов.
— Сурен, расскажи, пожалуйста, чем мурал отличается от граффити?
— Мурал — это рисунок на фасаде дома, от привычного и понятного большинству слова граффити отличается, масштабами. Мурал — это всегда большое изображение, а граффити может считаться даже незначительных размеров надпись, выполненная баллончиком.
— Как наносят изображение на дом?
— В основном, с проектора. Вечером, когда стемнеет, напротив фасада ставится проектор и изображение с него выводится на дом. Масштаб эскиза, который ты сделал в планшете или на ноутбуке, увеличивается в размерах в десятки раз. Дальше художник работает на высоте: переносит картинку, делает полосы, линии. На следующий день рисуешь, опираясь на намётки, которые ты для себя сделал. Но проектор не всегда можно поставить. У меня было такое – мешало дерево. Тогда приходится делить фасад на мелкие квадратики и рисовать по схеме, но этот вариант более энергозатратный.
— Сколько у тебя муралов на Дальнем Востоке?
— Я не считаю, но на вскидку могу сказать, что масштабных работ по Дальнему Востоку порядка десяти штук. Это не только Камчатка, но и Магадан. В этом году впервые работал там. Нарисовал на четырёхэтажном здании комикс. О той работе у меня осталось приятное воспоминание и оно связано с местными жителями. Бабушка лет 70 сказала, что знает про меня, так как читала статьи и видела репортаж. И спросила можно ли сфотографировать меня за работой. Я сказал: «Хорошо». Она меня сфоткала и ушла, а примерно через час вернулась обратно. В руках она держала распечатанные фотографии с моим свежим портретом. Одну из них она подарила мне. На обратной стороне была подпись с приятными пожеланиями от семьи. А на другой фотографии она попросила меня расписаться, чтобы подарить потом внуку. Это было для меня ценно и очень приятно.
— А какая вообще география твоих муралов?
— В Испании я рисовал, в Италии рисовал, в Канаде, в США был, в Москве рисовал. География не скажу, что суперобширная, какой могла бы быть, но достаточно богатая.
— Ты бы хотел переехать с Камчатки?
— Я родился Ереване и прилетел на Камчатку, когда мне было 6 месяцев. Вырос и выучился в Петропавловске-Камчатском. У меня был период, когда я покинул Камчатку — в 2015 году я уехал и жил два года в Москве, потом по году в Канаде и Америке. Путешествовал, рисовал. В 2019 вернулся. Так сложились обстоятельства – нужно было помочь родителям. И к этому времени меня уже тянуло домой. В творческом плане, что в столице, что заграницей среда позволяет отлично развиваться, но люди… ты общаешься и нет такого взаимопонимания как здесь. Как говорится, мы росли на разных мультиках.
— Кто ты по образованию?
— Я учился на мореходном факультете КамчатГТУ. По диплому я специалист по электрооборудованию судов. Но никогда не работал по этой профессии — не моё. Вместе с тем у меня есть художественное образование. Родители видели, что я постоянно рисовал динозавров, животных и поэтому и отдали меня в художественную школу.
— Расскажи про эскизы к муралам? Ты придумываешь их сам?
— Смотря какое ТЗ. Оно бывает строгое. Например, нужно, нарисовать именно шикшу. Либо более свободно ставится задача: например, изобразить народы Камчатки и тут ты уже выбираешь, что они делают. Либо сидят у костра, либо бьют в бубен, сколько их. Это ты уже решаешь сам и всё зависит от твоей фантазии.
— А эскизы рисуешь самостоятельно или с помощью искусственного интеллекта?
— Сам рисую конечно. Я не очень люблю подобными вещами пользоваться, потому что это уже не искусство. Когда делает ИИ, то это всегда видно. У такого изображения есть определенная стилистика исполнения картинок на выходе. Если человек может рисовать многогранно, то ИИ, по крайней мере, сейчас так не может. Но все может измениться уже через три-пять лет.
— Как ты думаешь, реально ли привлечь туристов на Камчатку с помощью муралов?
— Я думаю, это уже стало туристической «фишкой». По-моему, в прошлом году приезжали девочки-путешественницы из Москвы и попросили меня провести им экскурсию. Это был такой тур по граффити Петропавловска-Камчатского. Мы ездили по адресам, где были муралы, и я рассказывал, что они означают рисунки, как я их делал.
— А что еще можно добавить к уже существующей туристической «фишке»?
— Было бы классно, если бы у нас какие-то конкретные районы посвятили граффити. По типу как приезжаешь в Москву — в Одинцово, и ты знаешь, что там есть район, где есть около 50 домов и на каждом из них нанесены определенные муралы, которые рисовали художники со всей России. Ты приходишь, как в галерею и смотришь. У нас муралы разбросаны по всему городу. Хотя в этом тоже есть смысл, ведь туристу нужно заморочиться, чтобы поискать их. Это целый квест и это интересно.
Контекст: В Конгрессе США выразили обеспокоенность перспективой распространения в стране произведенных в КНР человекоподобных роботов. Они, как считают американские законодатели, могут атаковать критически важную инфраструктуру США и «сеять хаос» на территории страны. Газета New Your Post приводит мнение конгрессмена Джона Моленара, который убеждён, что китайские власти стремятся достичь превосходства в этой отрасли, чтобы «использовать достигнутое господство для продвижения интересов Коммунистической партии Китая».
Одним из поводов для подобного заявления и таких настроений стало сообщение о том, что китайский производитель роботов Unitree Robotics, разработал модель стоимостью 90 000 тыс доларов США, который может развивать скорость до 18 км/час. Более дешевая версия за $16 000 может наносить удары руками и ногами и вращать дубинку. Многие другие фирмы разрабатывают похожие продукты.
Своей позицией насчёт «роботизированных угроз» с EastRussia поделился Роман Дремлюга, руководитель Дальневосточного центра искусственного интеллекта, преподаватель Восточного института ДВФУ.
На самом деле любые устройства, как китайские, так и американские, содержат массу уязвимостей, которые могут быть использованы в не самых благих целях. Обеспокоенность у США, очевидно, вызывает не столько их наличие, сколько осознание того факта, что это уязвимости устройств из Китая. Девайсы из Поднебесной активно покоряют весь мир и составляют конкуренцию американским цифровым решениям. Для США этот процесс ставит под вопрос их собственный суверенитет. Мы давно уже можем наблюдать попытки американцев решить проблемы шпионажа со стороны крупных технологических китайских корпораций. Среди ярких примеров – запрет TikTok на территории США.
Впрочем, подобная обеспокоенность есть не только у США, но и в других странах. Если говорить о России, то мы тоже активно развиваем сегодня сферу искусственного интеллекта и системы поддержки принятия решений, потому что не можем допустить, чтобы критически важные задачи решал ИИ, разработанный за рубежом. Использование такого программного обеспечения – это всегда риски.
Если же говорить в целом о взаимоотношениях робота и человека, то такие долгосрочные вопросы, как, например, гуманность робота по отношению к людям, дружба между ними или вражда, и что у них на уме, пока не стоят. Технологии еще не настолько развиты, чтобы всерьез рассматривать подобные этические проблемы. Но есть и другие – актуальные уже сегодня риски, которые нельзя оставлять без внимания. Например, мы видим, что роботы могут в самое ближайшее время оставить многих людей без работы, а также что при тесном взаимодействии с человеком они могут причинять вред ненамеренно или под воздействием кибератак. И эти проблемы нужно решать в ближайшее время.
Сегодня любое «умное» устройство собирает информацию о нас, и имеет смысл задуматься о кибербезопасности всех девайсов, которые мы размещаем дома или носим с собой. Конечно же, в этом контексте самыми опасными остаются не домашние роботы-помощники или роботизированные машины, а смартфоны, которые с нами 24 часа в сутки.
В регионах ДФО планируется увеличить объем добычи золота благодаря реализации новых проектов. Также предполагается увеличение мощности некоторых действующих предприятий. На фоне нестабильной ситуации на алмазном рынке «АЛРОСА» рассчитывает увеличить инвестиции в золотодобычу и рассматривает приобретение новых активов. Тем не менее компания не отказывается от планов по увеличению добычи алмазов, в частности благодаря восстановлению добычи на трубке «Мир». Также ожидается развитие проектов по производству олова, планируется восстановление добычи бериллиевых руд.
Золото
Рост золотодобычи на Дальнем Востоке продолжается в Якутии – в первом полугодии текущего года в республике добыто 17 тонн, что на 9,7% больше, чем за аналогичный период 2023 г. В частности, в регионе холдинг «Селигдар» (в лице ГРК «Нижнеякокитский») продолжает строительство золотоизвлекательной фабрики на производственном комплексе «Хвойный» (Алданский район). К настоящему времени монтаж металлоконструкций фабрики выполнен более чем на 35%, построен ряд объектов вспомогательной хозяйственной инфраструктуры. Запуск фабрики на Хвойном месторождении намечен на 2025 г. Ее мощность должна составить 3 млн тонн руды с производством 2,5 тонн золота в год. Балансовые запасы Хвойного составляют 16 810 кг золота (категории С1+С2).
Кроме того, в «Селигдаре» сообщали об увеличении объема планируемых инвестиций в более крупный проект по освоению месторождения Кючус (Усть-Янский и Верхоянский районы, второе по величине месторождение золота в Якутии после Нежданинского) с балансовыми запасами 175,3 тонны золота. Рост инвестиций составляет как минимум 20%, до 50 млрд рублей к 2030 г. Производительность ГОКа на месторождении должна составить 10 тонн золота ежегодно. Проектирование ГОКа началось в прошлом году, завершение его строительства намечено на 2028 г., а выход на проектную мощность – на 2030 г. «Селигдар» все еще рассчитывает на получение налоговых преференций для проекта (пока таких решений не было принято, Кючусский кластер не входит в ТОР).
В Алданском районе холдинг также открыл золоторудное месторождение Рябчик с утвержденными запасами 4 604 кг золота и 7 996 кг серебра (категории С1+ С2). С помощью освоения Рябчика «Селигдар» намерен увеличить ресурсную базу производственного комплекса «Рябиновый».
Nordgold между тем планирует в 2026 г. приступить к освоению небольшого золоторудного месторождения Врезанное в Олёкминском районе (лицензия у ООО «Рудник Таборный»). Максимальная проектная мощность карьера на месторождении должна составить 2,6 млн тонн руды в год. Строительство предполагается осуществлять в 2024-25 гг. Балансовые запасы Врезанного составляют 2,6 тонны золота (С1+С2), забалансовые – 6,4 тонны. Напомним, что разработку более крупного Таборного месторождения, входящего в кластер Гросс, Nordgold осуществляет с 2002 г.
В свою очередь АО «ГРК «Западная»[1] рассчитывает на 43% увеличить мощность золотоизвлекательной фабрики на месторождении Бадран в Оймяконском районе – с текущих 140 тыс. тонн до 200 тыс. тонн в год. ЗИФ будет перерабатывать упорные сульфидные руды. Ежегодный объем производства золота составит 1 330 кг. Запасы Бадрана оцениваются в 388,793 тыс. унций.
В Чукотском АО в январе-мае произведено 7,8 тонн золота, что на 5% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Добычу вели АО «Чукотская горно-геологическая компания», ООО «Рудник Валунистый», АО «Базовые металлы» (активы Highland Gold), ОАО «Рудник Каральвеем» (УК «Золотые проекты»), ООО ЗК «Майское» («Мангазея Майнинг»). Предприятия Highland Gold обеспечили 70% от всей добычи драгметалла в регионе за отчетный период. Известно также, что на Майском месторождении получено 1 707 кг золота, а на Каральвеемском месторождении – 608 кг драгметалла.
Напротив, производство серебра за отчетный период на Чукотке снизилось – на 7% относительно аналогичного периода 2023 г., до 39,4 тонн. Серебро выпускают «Чукотская горно-геологическая компания», «Рудник Валунистый», «Северное золото», «Базовые металлы» (Highland Gold) и «Рудник Каральвеем».
Объем добычи золота в Амурской области в январе-мае 2024 г. составил 5 031,2 кг, что соответствует уровню добычи за аналогичный период прошлого года. Произведено 4 469,1 кг рудного золота и 562,1 кг россыпного. Основной объем за отчетный период выпустили предприятия группы компаний «Атлас Майнинг» (УГМК). На Маломырском руднике было произведено 1 567 кг золота, на Покровском руднике – 1 422 кг, на Албынском руднике – 233 кг драгметалла, а ООО «ТЭМИ» выпустило 358 кг золота.
В свою очередь результат ООО «Березитовый рудник» (Nordgold) составил 349,1 кг золота. АО «Прииск Соловьёвский» получило 540 кг рудного и 303 кг россыпного золота. На россыпях ООО «Маристый» добыло около 70 кг, ООО «Хэргу» - порядка 31 кг.
Инвестиции в золотодобывающие проекты в Забайкальском крае намерена увеличить группа Highland Gold В.Свиблова. Так, ООО «Талатуйское»[2] рассчитывает в 2024-42 гг. разрабатывать Талатуйское месторождение (Тунгокоченский муниципальный округ), построив золотоизвлекательную фабрику мощностью 200 тыс. тонн золота в год и инвестировав 18,5 млрд рублей. Первое золото с этого месторождения было получено в 2022 г. В свою очередь ООО «Любавинское» будет осваивать Любавинское месторождение (Кыринский район), в том числе построив установку кучного выщелачивания мощностью 1,2 млн тонн руды в год. Объем инвестиций в этот проект оценивается в 5,8 млрд рублей.
Тем временем ООО «Промышленные инвестиции»[3] в 2024-27 гг. планирует вложить 106 млрд рублей в строительство комбината по переработке 15 млн тонн руды в год на базе Лугоканского медно-золотого месторождения с балансовыми запасами 124 тонны золота, 604 тыс. тонн меди и 1,5 тыс. тонн серебра. АО «Ново-Широкинский рудник» инвестирует 16,2 млрд рублей в освоение золотосеребряного месторождения Серебряное и строительство на его базе перерабатывающих мощностей на 3 млн тонн руды в год. Суммарные балансовые запасы Серебряного составляют 40,8 тонн золота и 596,6 тонн серебра.
Между тем добытчики россыпного золота опасаются ужесточения экологического контроля в данной сфере. Союз старателей России (председатель - В.Таракановский) в июне предложил федеральному правительству отменить изменения в проекте постановления о федеральном государственном геологическом контроле, предусматривающем досрочное прекращение пользования недрами. Проект предполагает, что уже однократное несоблюдение условий лицензии станет основанием для досрочного ее прекращения. В случае принятия постановление правительства должно вступить в силу с 1 марта 2025 г.
В Союзе старателей видят в ограничениях риски полного запрета россыпной добычи золота, указывая, что такая деятельность не предполагает применения химических реагентов, предусматривает возведение водоудерживающих и ограждающих дамб, фильтрующих водоотстойников и руслоотводных канав.
В РФ по состоянию на 2023 г. более 2,8 тыс. компаний осуществляли пользование недрами на основании более 7,5 тыс. лицензий на россыпное золото, из них 75% находятся на Дальнем Востоке. Размер материального вреда, причиненного окружающей среде в период 2020-23 гг., Росприроднадзор оценивает в более чем 1,5 млрд рублей. В правительстве мотивируют необходимость ужесточения контроля тем, что вне зависимости от способа разработки россыпного месторождения (открытый или дражный) проводится вырубка лесов, нарушаются обширные земельные участки, изменяются русла рек и скорость их течения, нарушаются гидрогеологические характеристики, изменяется береговая линия, что в итоге несет риск уничтожения водных объектов.
Алмазы
В сфере добычи алмазов АК «АЛРОСА» в июне получила положительное заключение Главгосэкспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий строящегося рудника «Мир-Глубокий» на кимберлитовой трубке «Мир» в Мирнинском районе Якутии. Компания планирует доработать основные решения в 2025 г., а в 2034 г. получить на объекте первую руду. Запланированная производительность рудника составляет 5,6 млн карат в год. Инвестиции «АЛРОСА» в строительство оцениваются в 1,8-2 млн долларов.
Запасы трубки «Мир» составляют 30-42 млн тонн руды с высоким содержанием алмазов. Общий объем запасов предварительно оценивается в 200 млн карат. Напомним, что добыча на месторождении осуществлялась с 2009 г., но работы были остановлены в 2017 г.[4] после крупной аварии, в результате которой погибли восемь работников предприятия. Убытки «АЛРОСА» в связи с затоплением старого рудника[5] составили более 16 млрд рублей.
По итогам первого квартала текущего года чистая прибыль «АЛРОСА» по РСБУ снизилась на 8,2% относительно аналогичного периода прошлого года, составив 20,46 млрд рублей. Выручка за отчетный период выросла на 32,2%, до 99,6 млрд рублей. Общий долг «АЛРОСА» в первом квартале увеличился на 6%, до 158,9 млрд рублей. Из-за санкций компания не раскрывает структуру продаж. Известно, что экспорт необработанных алмазов из РФ по итогам прошлого года снизился на 12%, до 32,4 млн карат[6], стоимость поставок сократилась на 7,7%, до 3,7 млрд долларов. «АЛРОСА» находится под санкциями США с 2022 г., под санкциями ЕС – с января 2024 г. (с марта в страны ЕС не поставляются российские алмазы, обработанные в третьих странах). При этом в соответствии с принятыми в июне уточнениями, ограничения не распространяются на российские алмазы, которые были вывезены за пределы страны до введения соответствующего пакета санкций.
Олово и бериллий
Что касается добычи олова, то ПАО «Русолово» (ПАО «Селигдар») в текущем году рассчитывает начать добычу олова и золота на месторождении Млелювеем в Чукотском АО (Чаунский район). План добычи на 2024-25 гг. составляет 257,5 кг золота и 57,9 тонн олова. Балансовые и забалансовые запасы олова по категории С1 на месторождении учтены в количестве 74 тонн. Прогнозные ресурсы россыпного олова оцениваются в 677 тонн. Балансовые и забалансовые запасы золота (по категории С1) составляют 920 кг.
Также в Чаунском районе «Русолово» готовится к освоению крупного месторождения олова Пыркакайские штокверки (в 85 км от города и порта Певек)[7]. Его балансовые запасы составляют 243,4 тыс. тонн олова и 16 тыс. тонн триоксида вольфрама. Строительные работы на месторождении запланированы на 2025-26 гг. Выход на проектную мощность намечен на 2030 г.
При этом у «Селигдара» возникли проблемы, связанные как с санкциями США, так и с уголовным преследованием его учредителей и руководителей. В июне были задержаны и заключены под домашний арест совладельцы контролирующей «Селигдар» инвестиционной группы «Русские фонды» С.Васильев и К.Бейрит (они подозреваются в хищении средств негосударственных пенсионных фондов «Урал ФД» и «Первый национальный пенсионный»). На минувшей неделе К.Бейрита на посту президента холдинга сменил председатель совета директоров А.Хрущ. Также в июне Минфин США ввел санкции в отношении «Селигдара» и подконтрольных ему компаний.
В июне министерство природных ресурсов и экологии РФ внесло в список «спящих» лицензий крупное Гаринское месторождение железных руд в Амурской области (Мазановский район), эксплуатантом которого является ООО «ГГМК» (ООО «Гаринский ГОК», входит в IRC Ltd). Основной проблемой для реализации проекта освоения Гаринского месторождения является создание транспортной инфраструктуры – железной дороги «Шимановская – Гарь» протяженностью 148 км, которая должна связать месторождение с Транссибирской магистралью. В 2018 г. строительство железной дороги оценивалось в 15,8 млрд рублей. Еще в 2019 в IRC заявляли о заморозке работ по проекту, поскольку рассчитывали, что инфраструктурные затраты возьмет на себя правительство РФ. В проект компания намеревалась инвестировать 10,7 млрд рублей. Ресурсы Гаринского месторождения составляют 259,5 млн тонн руды (89,9 млн тонн железа).
Кроме того, границы ТОР «Бурятия» планируется расширить для возобновления выпуска бериллиевой продукции[8] на месторождении флюорит-бериллиевых руд Ермаковское (Кижингинский район). Лицензия принадлежит ООО «Ермаковское», в марте текущего года приобретенному Highland Gold Mining В.Свиблова у Foxra Holdings LTD и Rebra Investments LTD (подконтрольны ГК «Метрополь» М.Слипенчука). Месторождение планируется осваивать в 2024-34 гг. Объем капиталовложений оценивается в 6,4 млрд рублей (без учета НДС). На 1 января 2013 г. остаточные балансовые запасы Ермаковского месторождения (по категориям С1+С2) составляли 1 394 тыс. тонн руды. На сегодняшний день бериллиевым производством в мире располагают США (основной производитель с долей около 70%), Казахстан и КНР. Российский импорт бериллия составляет порядка 40 тонн в год (включая сплавы и изделия). Производство бериллия в РФ отсутствует с 1989 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Ранее компания была зарегистрирована на Британских Виргинских островах, в настоящее время зарегистрирована в специальном административном районе на острове Русский в Приморском крае. Состав акционеров не раскрывается. Компанию связывают с бывшим депутатом Народного Хурала Бурятии В.Назаровым (является ее генеральным директором).
[2] Ранее – ООО «Дарасунский рудник».
[3] 90% принадлежат кипрской компании Foxra Holdings, 10% - у С.Лучицкого (менеджер Highland Gold). Foxra Holdings участвовала в управлении активами Озерного ГОКа В.Свиблова в Бурятии.
[4] По итогам 2016 г. на «Мире» было добыто 3,19 млн карат алмазов.
[5] В руднике из-за прорвавшейся воды из расположенного наверху отработанного карьера были полностью разрушены горные выработки и горно-шахтное оборудование, затоплены два горизонта.
[6] Основной покупатель российских алмазов, Индия, в 2023 г. снизила свой импорт (в целом) на 11%, до 128 млн карат.
[7] Лицензия принадлежит ООО «Территория».
[8] Используется в аэрокосмической промышленности, ядерной энергетике, лазерной и рентгенотехнике, для легирования сплавов.