Эксперты СберАналитики, изучив внутренний туристический поток России, определили Дальний Восток как наиболее перспективный регион для развития туризма в 2024 году. Географическая отдаленность не мешает региону привлекать туристов со всех уголков страны. Ожидается, что в этом году количество туристов в Дальнем Востоке увеличится на 25%.
Исследование показало, что в 2023 году регион посетили 4,3 млн человек, которые потратили 87 млрд рублей. Большая часть расходов туристов пришлась на продукты питания (23%), непродовольственные товары (14%) и услуги ресторанов и кафе (12%). С 2021 года доля туристов из Дальнего Востока с высоким уровнем доходов увеличилась на 1,4 процентных пункта, а средняя зарплата туриста составляла 101 тысячу рублей, что на 16 тыс. больше среднего уровня по России (85 тысяч).
Согласно СберАналитике, туристы, посещающие Дальний Восток, в среднем на 10 лет моложе общероссийской статистики (33,9 против 44,6 лет). Среди приезжих примерно равное количество женщин и мужчин, а средняя продолжительность их поездок составляет 6,5 дня, что больше среднероссийского показателя в 5,8 дня.
Почти 40% туристического потока в Дальний Восток приходится на путешественников из самого региона. В пятерку лидеров входят Хабаровский (17,2%) и Приморский (8,9%) края, Амурская область (6,9%), Забайкальский край (6,5%) и Иркутская область (12,2%). Жители Москвы составляют всего 5% от общего числа туристов региона.
Данные исследования основаны на расходах за период с 2021 по 2023 год, проведенных с помощью панели «Туризм» СберАналитики.
СберАналитика формирует свои выводы, опираясь на агрегированные анонимные данные о потребностях и предпочтениях 108,2 млн покупателей и 6 млн юридических лиц. Используются данные более чем из 70 внутренних и внешних источников, что позволяет подробно анализировать различные рынки, учитывая их отраслевые и региональные особенности. Высокая точность анализа достигается благодаря использованию собственных запатентованных алгоритмов обработки данных и моделей машинного обучения.
В регионах Дальнего Востока фиксируется увеличение туристического потока. На этом фоне необходимы модернизация туристической инфраструктуры и создание новых средств размещения. При этом реализация масштабных проектов отрасли в настоящее время осложнена в связи со сложностями кредитования и увеличением срока окупаемости проектов. Власти заявляют о намерении расширить поддержку отрасли. Кроме того, создание новой инфраструктуры на природных территориях вызывает противоречия в связи с рисками роста антропогенной нагрузки, нанесения вреда природным ландшафтам, природным памятникам, флоре и фауне территорий.
Согласно предварительным данным, туристический поток (по количеству поездок) на Дальнем Востоке по итогам 2024 г. составил 6,6 млн поездок, что почти на 5% больше, чем годом ранее (в 2023 г. – 6,3 млн). Большая часть турпотока пришлась на Приморский и Хабаровский края. Так, в Приморье, которое является дальневосточным лидером в сфере туризма, показатель в прошлом году составил 2,3 млн поездок. На Хабаровский край пришлось 1,4 млн поездок. На третьем месте по числу поездок находится Бурятия (856 тыс.).
Тем не менее при постепенном росте туристического потока отрасль на Дальнем Востоке испытывает ряд проблем. Так, сроки реализации крупных туристических проектов в макрорегионе увеличиваются в связи с высокими ставками по кредитам. Например, сроки реализации строительства второй очереди горнолыжных трасс в рамках курорта «Горный Воздух» в Южно-Сахалинске перенесены на 2027-28 гг. Проект по строительству 45 км новых трасс реализует компания ООО «СЗ МС»[1]. При этом прогнозируются сложности с окупаемостью строящихся гостиниц в отсутствие достроенной инфраструктуры.
В настоящее время в рамках «Горного Воздуха» функционирует 25 трасс на горах Большевик и Красная общей протяженностью более 42 км и 5 канатных дорог. К 2030 г. протяженность горнолыжных трасс планируется увеличить до 90 км, число канатных дорог - до 9. Ожидается, что число посетителей курорта к данному времени вырастет с 280 тыс. (результат 2024 г.) до 630 тыс. человек в год. В рамках курорта компания «Лиго гостеприимство» намерена создать круглогодичное спа-пространство с термальным комплексом и бассейнами под открытым небом в долине реки Еланька. ООО «Рекорд» возводит пятиэтажный гостинично-термальный и физкультурно-оздоровительный комплекс на 120 номеров. Компания «Гамма» намерена завершить строительство пятизвездочного гостиничного комплекса на 251 номер. Компания «Хилл Топ» строит пятизвездочную гостиницу на 205 номеров.
В то же время у подножия горы Красная краснодарское ООО «Мантера-Групп» (считается подконтрольным экс-главе Минсельхоза РФ А.Ткачеву) намерено создать туристический кластер – гостиницы на 1,66 тыс. номеров, с подвесной канатной дорогой, горнолыжными трассами и системой искусственного оснежения, а также ресторанами и кафе. Изначально компания намеревалась приступить к строительству объектов в 2023 г. и завершить их в 2024 г. В июне 2024 г. в «Мантера-Групп» сообщали о планах начать строительные работы в 2025 г. и завершить их в 2027 г.
В Амурской области пока не завершено строительство трансграничной канатной дороги «Благовещенск – Хэйхэ (КНР)»[2]. По состоянию на январь текущего года ее готовность составляла 40%. Запустить объект в тестовом режиме предполагается не ранее июля 2025 г. Изначально планировалось завершить работы еще во второй половине 2022 г., а ввести объект в эксплуатацию – в 2023 г. Затем сроки были перенесены на 2025 г. Проект предусматривает объем пассажирских перевозок в 6-7 тыс. человек в сутки, 457 человек в час и 2,5 млн человек в год (целевой пассажиропоток в обоих направлениях). Объем инвестиций в строительство оценивается в 12 млрд рублей.
Также на Дальнем Востоке наблюдается отмена планов по некоторым проектам. В частности, в январе текущего года «Корпорация развития Дальнего Востока» подала в арбитражный суд Приморского края иск о расторжении соглашения с компанией ООО «Владивосток гольф и резорт», намеревавшейся построить в Приморье гольф-клуб и курорт в селе Олений (Артёмовский городской округ). Общая сумма инвестиций в проект оценивалась в 2,44 млрд рублей. В июле 2024 г. суд по иску КРДВ изъял у компании пять земельных участков, на которых предполагалось разместить курорт. По версии следствия, в 2020-23 гг. предприниматель О.Дроздов привлек к строительству объекта подконтрольные ему ООО «Владивосток гольф и резорт», ООО «Гипстрой» и ООО «Платинум Девелопмент», став и заказчиком, и исполнителем проекта. В результате О.Дроздов по подложным документам смог получить более 63 млн рублей налоговой компенсации.
Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в декабре во время визита в Южно-Сахалинск сообщал, что в связи с текущей процентной ставкой в государственной поддержке туризма на Дальнем Востоке приоритет будет отдаваться рекреационным проектам в силу их более продолжительного срока окупаемости. В конце прошлого года правительство расширило меры поддержки регионов в рамках государственной программы «Развитие туризма». С 2025 г. субъекты будут получать субсидии на строительство инфраструктуры для создания круглогодичных курортов в рамках нового федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», а также дополнительную поддержку на развитие туристических кластеров. Федеральное софинансирование будет направлено не только на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристических кластеров, но и на благоустройство общественных пространств, строительство и реконструкцию пирсов, причалов и берегозащитных сооружений, проведение противооползневых, берегоукрепительных работ и мероприятий по инженерной защите территорий. Также в госпрограмму добавлены правила предоставления субсидий регионам на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры для создания федеральных круглогодичных курортов. На эти цели поддержку получат Иркутская область, Бурятия и Приморский край, участвующие в проекте «Пять морей и озеро Байкал».
Между тем в Приморском крае завершается строительство скоростной канатно-кресельной дороги на горнолыжном курорте «Арсеньев» (гора Обзорная) протяженностью 1,5 тыс. м. В рамках курорта также осуществляется обустройство горнолыжных трасс общей протяженностью 12 км. Полностью строительные работы на курорте предполагается завершить в текущем году. «Арсеньев» будет включать в себя водно-оздоровительный комплекс с крытым и открытым бассейнами, отелем на 255 номеров, апартаменты, сервисно-туристический центр, ресторан и автопарковку. Стоимость проекта оценивается в 9,3 млрд рублей (инвестор «Приморье СпортОтельИнвет»[3]). «Арсеньев» расположен на территории краевой спортивной школы олимпийского резерва и спортивно-туристического центра «Салют». Открытие «Арсеньева» намечено на конец 2025 г.
Кроме того, в Приморье в конце 2024 г. была определена компания, которая займется строительством аквапарка «Аквапарадайз» на острове Русский (Владивосток) по заказу специальной проектной компании «Истерн Аква Парадайз» (создана корпорацией «Туризм.РФ» совестно с генподрядчиком). Генподрядчиком стало ООО «СМУ 882»[4]. В состав туристического комплекса войдут гостиница категории 4 звезды на 303 номера, торгово-развлекательный центр с аквапарком, спортивно-оздоровительный центр с 50-метровым спортивным бассейном и крытыми теннисными кортами, а также многоуровневая автостоянка. Проект рассчитан на посещение до 300 тыс. человек в год. В настоящее время на объекте ведутся работы по устройству буронабивных свай. Тем не менее в декабре власти Приморья также сообщали, что сроки реализации данного проекта переносятся. Известно, что Корпорация ВЭБ.РФ открыла для инвестора льготную кредитную линию.
Что касается создания новых средств размещения в дальневосточных регионах, то во Владивостоке компания ООО «Стройстайл»[5] намерена построить шестиэтажный отель на улице Береговая на 53 номера, инвестировав в него 371,1 млн рублей. Ввести комплекс в эксплуатацию предполагается в 2028 г. Тем не менее сама компания «Стройстайл» в последнее время испытывает финансовые трудности – прошлый год она завершила с чистым убытком в размере 1,4 млн рублей, предприятие не приносит доход с 2012 г.
Тем временем в Иркутске в декабре был открыт пятизвездочный отель Rodina на месте бывших Курбатовских бань, снесенных в 2018 г. Гостиничный комплекс включает спа-зону с бассейном, банями и саунами. Инвестором выступил холдинг En+ О.Дерипаски. В компании заявили о планах открыть до 2033 г. еще три новых отеля категории 5 звезд в Иркутске под тем же брендом Rodina.
В Камчатском крае ведутся работы по строительству загородного гостиничного комплекса «Хонка Камчатка», который является частью более крупного инвестиционного проекта по строительству гостиничного комплекса Cosmos Collection Kamchatka[6] на земельных участках общей площадью 250 га. До конца 2027 г. инвестор, ООО «Космос отель Камчатка»[7], планирует построить гостиницу категории 5 звезд на 85 номеров с административным комплексом, рестораном, многофункциональным комплексом и спа-центром. Общая сумма инвестиций в проект оценивается в более чем 2 млрд рублей. Статус резидента ТОР «Камчатка» в январе текущего года получило ООО ДЦ «Жемчужина Камчатки»[8], которое реализует в селе Паратунка (Елизовский район) проект по созданию санаторно-курортного комплекса категории 3 звезды на 250 номеров.
Компания намерена инвестировать в проект до 3 млрд рублей. На первый квартал 2025 г. намечено открытие малого спа-комплекса с термальным бассейном и модульных гостевых домов на 32 номера. Во втором квартале 2026 г. работу должен начать главный оздоровительный комплекс, дополнительные гостевые дома, ресторан и большой спа-комплекс с термальными бассейнами. Ожидается, что комплекс будет принимать около 146 тыс. человек в год.
Кроме того, в Магаданской области компания «Бухта Нагаева» (учредители – «Туризм.РФ» и АО «Космос ОГ» (также принадлежит Cosmos Hotel Group)) в феврале текущего года приступила к строительству первой в регионе гостиницы категории 4 звезды на 121 номер. Проект также включает ресторан, спа-центр и конференц-зал. Гостиница будет расположена в береговой зоне Охотского моря, вблизи парка «Маяк». Объем инвестиций оценивается в 2,9 млрд рублей. Завершить строительство предполагается в конце 2026 г.
В декабре минувшего года Минвостокразвития зарегистрировало трех новых резидентов в особой экономической зоне (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» в Байкальске Иркутской области. Компания «БайкальскТуристГарант»[9] планирует построить гостиничный комплекс категории 4 звезды, в состав которого войдут гостевые дома, ресторан и модульные бани. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на 2028 г. Компания ООО «Байкальская сказка»[10] к 2029 г. планирует построить гостиничный комплекс категории 3 звезды, включающий 23 гостевых дома, кафе, банный комплекс и бассейн. ООО «Гостиничный сервис»[11] намеревается в 2028 г. построить гостиничный комплекс на 10 одноэтажных гостевых домов, спа-комплекс и ресторан. Общий объем инвестиций в эти три проекта оценивается в сумму около 1,5 млрд рублей.
Создание новых средств размещения в Иркутской области и Бурятии связано с планами по увеличению туристического потока на озеро Байкал. Тем не менее новые проекты на побережье Байкала вызывают разногласия в связи с рисками роста антропогенной нагрузки на природные территории. В частности, осенью минувшего года жители байкальского острова Ольхон (самый крупный остров на озере) выступили против реализующихся проектов по созданию туристической инфраструктуры[12] на мысе Саган-Хушун (входит в состав Прибайкальского национального парка, является охраняемой территорией федерального значения[13]), который является частью популярного туристического маршрута «Север острова Ольхон».
На мысе планировалось оборудовать поверхностные настилы для пешеходов, информационный центр для туристов, парковку, биотуалеты, подвесные воздушные конструкции, беседки, качели и смотровую площадку. Летом 2024 г. на территории природного объекта были установлены подвесные мосты, что вызвало общественный резонанс и привлекло внимание правоохранительных органов. В итоге жители Ольхонского района направили обращение в адрес президента РФ В.Путина. В конце октября Ольхонская природоохранная прокуратура подала иск о запрете деятельности по обустройству мыса. Исковые требования предъявлены к ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»[14] и крымской региональной общественной организации «Фрирайт» (подконтрольна Минспорта РФ) - от них требуется прекратить обустройство мыса до получения согласования документации по обеспечению сохранности объекта культурного (археологического) наследия «Городище Саган-Хушун». Ранее проверка прокуратуры выявила, что работы по благоустройству не были согласованы со службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области. По материалам прокурорской проверки полиция возбудила уголовное дело из-за повреждения облика объекта археологического наследия. Прокуратура оценивает ущерб на более чем 182 тыс. рублей.
Также в декабре 2024 г. депутат Госдумы от Иркутской области А.Якубовский («Единая Россия») назвал спорным решение о строительстве на Ольхоне колеса обозрения – в поселке Хужир. Конструкцию переносят из иркутского спорт-парка «Поляна», монтаж установки осуществляется на территории турбазы. Депутат заявил о намерениях выяснить правовые основания установки объекта.
Следует отметить, что в конце минувшего года в Иркутской области были утверждены границы охранных зон еще шести памятников природы регионального значения, включая популярные для посещения туристами скалы-останцы Олхинского плато (скальники «Витязь», «Идол» «Старуха», «Царские ворота») на территории Шелеховского района. Также охранные зоны установлены у Умбельского источника с радоновой водой в Казачинско-Ленском районе и у Нижнеудинских пещер в предгорьях Восточного Саяна в Нижнеудинском районе.
Кроме того, в Забайкальском крае в конце 2024 г. была создана новая особо охраняемая территория – «Норбо-Банзад», центром которой является древний кедр (сибирская сосна) 1,4 м в диаметре ствола. Дерево имеет сакральное значение для местных буддистов, является местом паломничества. Памятник природы «Норбо-Банзад» расположен в 20 км от лэнд-арт парка «Тужи» в Хилокском районе.
В отдельных муниципалитетах продолжают распространение туристического налога. С 1 января 2025 г. туристический налог был введен в поселке Листвянка Иркутской области (Иркутский район), расположенном на побережье Байкала. Он составляет 1% от стоимости проживания в отелях и гостиницах, которые входят в реестр аккредитованных объектов, но не менее 100 рублей в сутки. Кроме того, с начала текущего года туристический налог действует еще в шести муниципалитетах Иркутского района – Большереченском, Молодежном, Уриковском, Хомутовском, Ушаковском, Голоустненском муниципальных образованиях.
В Приморье туристический налог с 1 января действует во Владивостоке, он взимается с организаций и физлиц, оказывающих услуги по предоставлению мест для проживания. В первый год его размер составляет 1% от налогооблагаемой базы. Ставка будет повышаться ежегодно – до 5% в 2027 г. Собранные средства планируется направлять на обустройство мест, посещаемых туристами. В Хабаровском крае туристический налог планируется ввести на территориях Хабаровска, Комсомольского, Нанайского и Хабаровского районов.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Южно-Сахалинск, учредитель – ООО «СЗ Долина Айна» (принадлежит ООО «Самсон-Инвест» С.Гаспаряна и М.Покшиной).
[2] Проект реализует «Агентство развития проектных инициатив» (АРПИ, входит в ГК «Регион» С.Сударикова).
[3] Учредители – ООО «Эко-Планета» Н.Шленцова, ООО «ДОМ.РФ Капитал».
[4] Связано с владивостокским ООО СЗ «ПИК» (учредители – М.Яковлев, В.Суханов, Е.Кармазин).
[5] Является дочерней компанией ООО «Интеб», основным владельцем которого с долей 80% является Р.Николаева – мать экс-мэра Владивостока В.Николаева.
[6] В конце 2023 г. структура АФК «Система» (ООО «Заря») стала владельцем проекта гостиницы, который изначально намеревался реализовать в регионе О.Тиньков. С середины декабря 2023 г. «Хонка Камчатка» принадлежала компании ООО «Росса Ракенне Спб» (российский дистрибутор концерна по производству финских домов Honka). С августа 2021 г. владельцем «Хонка Камчатка» была кипрская Woorlon Holdings Ltd.
[7] Подконтрольно ПАО АФК «Система».
[8] 35% принадлежит региону, 64,27% у М.Сиволдаева.
[9] Улан-Удэ, учредитель – С.Дашинимаева.
[10] Учредитель – О.Стародубцева.
[11] Байкальск, учредитель – И.Торженсмех.
[12] Строительство туристической инфраструктуры на Саган-Хушуне является частью проекта предварительного плана рекреационной деятельности Прибайкальского национального парка на 2024-34 гг. В августе прошлого года он был утвержден научно-техническим советом при ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».
[13] Объект археологического наследия, включен в реестр объектов культурного наследия народов РФ.
[14] В его состав входят четыре особо охраняемые природные территории: Байкало-Ленский заповедник, Прибайкальский национальный парк (куда относится остров Ольхон), заказники федерального значения «Тофаларский» и «Красный Яр». Административно подчиняется Минприроды РФ.
Произошедшая в декабре 2024 года экологическая катастрофа на Черноморском побережье заставляет туристов задумываться о смене локации для летнего отдыха. Одной из альтернатив многие называют Дальний Восток. Сможет ли он стать заменой излюбленному месту отдыха многих россиян? Своим мнением по этому поводу с EastRussia поделилась президент Дальневосточной региональной ассоциации туризма Ирина Кушнарева.
– После катастрофы на Черноморском побережье отдыхающие по логике должны переориентироваться на Дальний Восток и в Приморье в частности. Но пока мы не ощущаем повального бронирования. Приморские базы всегда заявляют, что у них ажиотаж, а потом оказывается, что все там хорошо и можно забронировать номер или домик. Также высокого спроса может не быть из-за того, что сейчас февраль, и бронировать что-то рановато. Посмотрим, что будет в апреле.
Сложно сказать, можно ли назвать Дальний Восток альтернативой Черноморскому побережью, потому что он другой. С одной стороны у нас не такое выгодное расположение, а с другой – у нас море пахнет морем, у нас совершенно другой воздух и другие морепродукты, есть точки притяжения и другие аспекты, которые могут перевесить выбор в сторону Дальнего Востока. Сейчас в сердцах россиян разжигают большой интерес к посещению Дальнего Востока: Хабаровского и Приморского краев, Сахалина, Камчатки и других регионов. Поэтому интерес к этой территории растет.
Но прогнозировать, как сложится летний туристический сезон, сложно, потому что до сих пор люди бронируют поездки на Черное море, не хотят от него отказываться и говорят, что купаться не будут, но хоть воздухом подышат.
Также не стоит забывать, что сейчас открываются чартерные программы, и я думаю, что в связи с этим будет большой поток туристов в Китай, многие вспомнят про морской отдых в КНР. Плюс Таиланд и Вьетнам никто не отменял. Летом всегда большой спрос на пляжный отдых, и необязательно отдыхать в Приморье. А кто-то успевает отдохнуть и там, и там.
Если спрос на отдых на Дальнем Востоке и в Приморье в частности все-таки будет высоким, то могут возникнуть проблемы с размещением – потому что действительно хороших баз отдыха не так много, а гостиницы уже выкуплены под иностранных туристов. Китайцы тоже путешествуют по России, летом большим потоком едут во Владивосток. Гостиницы уже сейчас просят предоплату, потому что спрос есть.
Что касается инфраструктуры, то на Дальнем Востоке все есть. Я могу сказать, что некоторые районы на Черноморском побережье отстают от нас на много лет. А у нас еще есть, что показать туристам – много интересных, красивых мест. Есть места, где можно отдохнуть, есть места, где можно вкусно поесть. И даже наши китайские партнеры говорят о том, что у нас очень вкусно готовят в ресторанах.
Дальний Восток отличается от Черноморского побережья, он другой, и если туристы хотят увидеть что-то новое, открыть для себя новые места – добро пожаловать!
В дальневосточных регионах предполагается реализовывать проекты, связанные с природными достопримечательностями, в том числе на особо охраняемых природных территориях, что требует создания соответствующей инфраструктуры. Также продолжается строительство новых средств размещения. Тем не менее сроки завершения части проектов переносятся. При этом вновь возникает проблема, связанная с безопасностью и доступностью авиатуризма.
Среди дальневосточных регионов о росте туристического потока в текущем году отчитался Приморский край, который, кроме того, является наиболее востребованным дальневосточным направлением для иностранных туристов. По итогам первого полугодия текущего года Приморье посетили около 1,5 млн туристов, включая 170 тыс. иностранцев (88,9 тыс. – из КНР в рамках безвизового режима). В целом, по данным Минэкономразвития, 47,7% от общего числа граждан Китая, которые приехали в Россию с 1 августа 2023 г. по 1 июля 2024 г., выбрали для посещения Приморский край.
В крае на территории бухты Алеут Хасанского муниципального округа (на побережье Японского моря) в августе начались первые этапы работы по проекту создания круглогодичного курорта, являющегося частью федерального туристического проекта «Пять морей и озеро Байкал».
Площадь планируемого курорта должна превысить 150 га, в том числе протяженность береговой полосы бухт составит 1,6 км. Проект предусматривает строительство семи гостиниц на 3,8 тыс. номеров и апартаментов, а также рестораны, рыбный рынок, медицинский центр, термальный комплекс, школу водных видов спорта, аквапарк и парк аттракционов, трекинговый маршрут. Ожидается, что первые туристы смогут разместиться в отелях комплекса в 2028 г. (750 гостиничных номеров). Дальнейшее развитие проекта продолжится до 2031 г. Объем инвестиций может составить до 30 млрд рублей. При этом пока по-прежнему не называется основной инвестор масштабного проекта.
На территории будущего курорта потребуется развитие коммуникаций – водопровода, электросетей и канализации. Ориентировочная стоимость работ и оборудования по обеспечению территории водоснабжением оценивается в примерно 3 млрд рублей, по водоотведению – порядка 2,7 млрд рублей. Срок реализации инфраструктурных проектов для подвода на юг Хасанского муниципального округа коммуникаций может составить (с учетом проектирования) 3-5 лет. В том числе рассматривается строительство новой линии электропередачи мощностью 220 кВ вдоль существующей линии 110 кВт.
Стоит отметить, что Приморский край стал лидером среди регионов России по площади выявленных свободных территорий для размещения туристических объектов в рамках проекта Росреестра «Земля для туризма» (проект реализуется с 2022 г.). В Приморье площадь выявленных территорий составила 129 га. В число субъектов-лидеров по количеству объектов туристического интереса вошла Сахалинская область (35 объектов).
В Хабаровском крае в качестве туристического направления предполагается развивать остров Большой Уссурийский (поделен между РФ и КНР). В частности, там предполагается создать этнопарк стран Тихоокеанского региона и Дальнего Востока. В Кабанском районе Бурятии, на побережье озера Байкал, планируется построить туристско-рекреационный центр «Выдрино» с объемом инвестиций 2,9 млрд рублей. Инвестором является ООО «Курорты Байкала». Проект на 25 га должен включать гостиницы на 250 номеров, спа-центр, бассейн, ресторан, объекты яхтенной инфраструктуры (причалы, сервисная станция).
Новые проекты на особо охраняемых природных территориях Дальнего Востока направлены в том числе на объединение туризма и научной деятельности. На территории национального парка «Земля леопарда» (полуостров Гамова) предполагается сформировать новый туристический кластер в формате сафари-парка. Его площадь должна составить около 7 тыс. кв. м. Проект намерено реализовать АНО «Дальневосточные леопарды», на сегодняшний день подготовлена проектно-сметная документация и осуществляется поиск инвесторов. Стоимость реализации проекта оценивается в 2 млрд рублей. В том числе планируется построить ограждения с системой наблюдения, ветеринарный блок, жилое помещение для сотрудников нацпарка, визит-центр с рестораном, детскую площадку. По итогам прошлого года в ООПТ «Земля леопарда» отчитались о посещении порядка 100 тыс. человек, выручка составила 35 млн рублей.
Между тем в Якутии в селе Охотский-Перевоз (Томпонский район) планируется открыть международную орнитологическую обсерваторию «Полет Стерха». В республике с 2016 г. реализуется проект по сохранению восточной популяции белого журавля (стерха) на территории нацпарка «Кыталык».
В Магаданской области предполагается разработать новые туристические маршруты в акватории Охотского моря – через остров Завьялова и полуостров Кони, территорию мыса Плоский. На острове Завьялова в настоящее время строится туристический комплекс, в рамках которого предусмотрено обустройство экотроп, смотровых площадок для наблюдения за снежными баранами и овцебыками.
Между тем на проведенном Минвостокразвития в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» конкурсе экотроп победу одержали 18 маршрутов, наибольшее количество – в Камчатском и Забайкальском краях (по четыре). Так, на Камчатке финалистами стали экотропы «Халактырский пляж» (ведет к Халактырскому пляжу), «Авачинский перевал» (перед склоном Авачинского вулкана), «Водопад Вилючинский» (к Вилючинскому водопаду) и «Тайна голубых озер» (Елизовский район). Общий объем финансирования для них составит 387 млн рублей.
Ожидается, что реализация проектов по созданию экотроп и обустройство на них необходимой инфраструктуры займет два года. В Забайкальском крае предполагается обустроить экотропы «Сухотино» (на территории одноименного скального массива на Титовской сопке в Чите), «Ундугун» (вблизи одноименного озера в Читинском районе), «Священный путь» (вблизи лэнд-арт парка «Тужи» в Хилокском районе) и «Эко-курорт Кука» (около села Кука и поселка Лесной Городок, Читинский район). На них из федерального бюджета будет направлено 243 млн рублей.
По два проекта экотроп будут реализованы в Бурятии, Приморском и Хабаровском краях, по одному – в Амурской и Магаданской областях, Якутии и Чукотском АО. В частности, в Приморском крае Минвостокразвития направит 408 млн рублей на благоустройство «Русской велотропы» во Владивостоке, на острове Русский (от мыса Ахлестышева по Университетскому проспекту до Ворошиловской батареи) и «Тропы осьминога» в Находке (по побережью залива Восток через озера Рица и пляжи Отрада, Золотари). В Якутии 73 млн рублей получит проект экотропы «Синские столбы» на территории природного парка «Ленские столбы» (начиная от села Синяя в Хангаласском районе до природного объекта Поющие скалы). В Бурятии планируется проложить «Тропу Здоровья» и «Тропу Чингисхана», в Хабаровском крае – экотропы «Легенды Хехцира» и «Легенды сэвэнов», в Амурской области – экотропу «Тропа Дендрарий», в Магаданской области – экотропу «Бухта Батарейная», а на Чукотке – экотропу «Тропа Гора Михаила».
Что касается развития интегрированного развлекательного курорта в Приморском крае (бухта Муравьиная), то некоторые его проекты остаются нереализованными. В августе стало известно, что камбоджийский оператор казино Naga Corp. готов продать владивостокский актив, строительство которого было заморожено в 2022 г. Потери от актива оцениваются в 85-95 млн долларов, в связи с чем оператор завершил первое полугодие 2024 г. с убытком в 6,9 млн долларов.
Напротив, операторы действующих казино ИРК «Приморье» завершили 2023 г. с прибылью. Оператор казино Tigre de Cristal ООО «Джи1 Интертейнмент» в 2023 г. заработал 662 млн рублей чистой прибыли, что в 5,4 раза больше, чем в 2022 г. Выручка компании за прошлый год выросла на 24,1%, до 3,127 млрд рублей. Чистая прибыль оператора казино «Шамбала» в 2023 г. достигла 461,6 млн рублей (рост на 83,3% относительно 2022 г.), годовая выручка – 1,04 млрд рублей (рост на 56,2%).
Тем не менее по проекту «Шамбала» переносятся сроки. С 2018 г. инвестор вложил в проект создания игорно-гостиничного комплекса 4,5 млрд рублей. В настоящее время реализуется вторая очередь проекта, которую изначально предполагалось завершить к 2025 г., но в текущих условиях сроки могут увеличиться до 2028 г. На сегодняшний день монолитные конструкции здания готовы на 57%. В рамках открытой в 2020 г. первой очереди казино «Шамбала» был построен игровой зал площадью 5,2 тыс. кв. м. Второй очередью предусмотрено строительство гостинично-развлекательного комплекса на 24 тыс. кв. м с номерным фондом в 270 номеров.
При этом на территории ИРК не удалось создать гольф-клуб. В июле по иску КРДВ в судебном порядке у компании «Владивосток гольф резорт» были изъяты пять земельных участков в Артёмовском городском округе (село Олений), на которых планировалось разместить объект, в том числе гольф-поле на 27 лунок и отель на 120 номеров. В качестве инвестора изначально намеревалась выступить южнокорейская Family Golf. «Владивосток гольф резорт» подконтролен приморскому предпринимателю О.Дроздову, который задержан, осужден и приговорен к пяти годам лишения свободы по делу о строительстве гостиниц «Хаятт» во Владивостоке. По версии правоохранительных органов, О.Дроздов нарушил права кредиторов и не исполнил денежные обязательства на общую сумму более 3,2 млрд рублей, не уплатил обязательные платежи в бюджет на сумму свыше 73 млн рублей. В связи с гольф-клубом в отношении О.Дроздова заведено уголовное дело о мошенничестве и неправомерном обороте средств (установлено, что за гольф-клуб, который фактически не был построен, предприниматель получил больше 63 млн рублей налоговой компенсации).
В сфере строительства новых отелей в Петропавловске-Камчатском запланировано возведение гостиничного комплекса Cosmos Collection Kamchatka на 231 номер с термальными источниками. Объект будет размещен в Елизовском районе. Инвестором выступает дочерняя компания АФК «Система» В.Евтушенкова и Ф.Евтушенкова - ООО «Система Сибирь». Запланированный объем инвестиций превышает 11 млрд рублей. Объект предполагается ввести в эксплуатацию до конца 2028 г. Помимо гостиничных номеров и коттеджей проектом предусмотрено строительство многофункционального центра, спа-комплекса, бальнеологического центра, спортивной площадки, вертолетной площадки и велодорожек.
Еще одним проектом, планируемым для реализации в Петропавловске-Камчатском, является четырехзвездочный «Бизнес-отель» на 175 номеров. Застройщиком выступает девелопер группы ВТБ – ГК «Галс Девелопмент». Следует отметить, что в сентябре власти Камчатского края и ВТБ договорились об инвестициях в туристическую отрасль региона. В ВТБ намерены инвестировать в данном направлении до 10 млрд рублей.
В Магаданской области планируется начать продажу путевок в бальнеологический комплекс «Талая» (в 30 км от поселка Талая Хасынского района, на склоне Колымского хребта) в 2025 г. В настоящее время строится линия электропередачи для обеспечения постоянной подачи электроэнергии, завершить которую предполагается в декабре. После проведенной реновации курорт сможет принимать до 7 тыс. человек в год. На время реконструкции курорт не принимал постояльцев (был закрыт на реконструкцию в 2019 г.).
В соответствии с мастер-планами развития городов на Дальнем Востоке до 2030 г. предполагается построить пять новых музеев, объем инвестиций в которые составит 21 млрд рублей. В том числе в планы входит создание Дальневосточного художественного музея в Хабаровске, Национального музея в Улан-Удэ, Музейно-исторического комплекса в Чите, Музея воинской славы в Петропавловске-Камчатском, Музея памяти в Магадане.
Между тем на Орлиной сопке во Владивостоке завершается строительство музейно-театрального комплекса, который должен объединить филиалы Третьяковской галереи, Российского государственного института сценических искусств, вторую сцену Мариинского театра и реставрационный центр Эрмитажа. В июне осуществляющий строительство «Стройтрансгаз-Восток» сообщал, что возведение монолитного каркаса здания выполнено на 94%. В 2025 г. планируется начать пусконаладочные работы. Кроме того, на 2027 г. намечено открытие музейного пространства «Эрмитаж-Владивосток» в центре Владивостока. Он создается на базе Приморской государственной картинной галереи в историческом здании на Светланской улице.
Тем не менее в макрорегионе по-прежнему важным остается вопрос безопасности туризма. После крушения вертолета компании «Витязь-Аэро», перевозящего туристов, вблизи камчатского вулкана Вачкажец 31 августа в Елизовском районе (погибли 22 человека), губернатор Камчатского края В.Солодов поручил усилить меры туристической безопасности в регионе. В качестве причин крушения следствие рассматривает техническую неисправность и нарушение правил пилотирования.
В.Солодов также заявил о необходимости сократить использование вертолетного транспорта для перевозок на туристических маршрутах, развивая маршруты с наземным видом транспорта, круизное судоходство и малую авиацию (он назвал самолеты более безопасными и менее затратными по сравнению с вертолетами). Глава Минтуризма края В.Русанов отметил, что в январе-сентябре 2024 г. количество зарегистрированных групп и туристов в МЧС выросло на 16% относительно аналогичного периода 2023 г. (до 1 771 групп).
При этом частная авиакомпания «Витязь-Аэро» в октябре была лишена (без возможности восстановления) сертификатов на осуществление коммерческих перевозок, авиационных работ, сертификата эксплуатанта авиации общего назначения. Вертолеты авиакомпании предполагается передать в аренду «Камчатскому авиационному предприятию» (входит в «Аврору») для осуществления в первую очередь регулярных пассажирских рейсов. При этом на «Витязь-Аэро» приходилось порядка 90% рынка туристических, вахтовых и грузовых вертолетных перевозок на Камчатке.
После закрытия авиакомпании туроператоры намерены предпринять пересмотр существующих маршрутов и туристических предложений, с учетом существенного ограничения возможностей для коммерческих туристических полетов. В настоящее время на камчатском рынке фактически отсутствует какая-либо альтернатива. Напомним, что в 2020 г. реализовать проект в сфере коммерческой авиации в регионе намеревался предприниматель С.Бачин, учредивший АО «Авиакомпания «Камчатка». Предполагалось, что ее парк составят легкие одномоторные самолеты Cessna Grand Caravan EX (до 12 машин), компания получила сертификат эксплуатанта, однако в 2022 г. у компании возникли проблемы с приобретением авиатехники после отказа от поставок производителем (американской Cessna Aircraft Company). В итоге в мае 2022 г. авиакомпания прекратила деятельность.
Минтуризма Приморского края между тем просит жителей региона и туристов сообщать о недобросовестных владельцах мест отдыха и некачественном сервисе. В частности, в августе в бухте Спокойная (под Находкой) сотрудниками Росрыболовства была обнаружена незаконно обустроенная летняя база отдыха, принадлежащая автоклубу.
В части регионов Дальнего Востока рассматривается возможность введения туристического налога в ближайшее время. Предполагается, что решения о введения налогов будут принимать региональные правительства, полученные сборы будут зачисляться в муниципальные бюджеты, а затем направляться на проектирование, строительство, реконструкцию и содержание туристической инфраструктуры. В 2025 г. плата должна составлять не менее 100 рублей в сутки, но не более 1% от налоговой базы. При этом в Российском союзе туриндустрии заявляли, что ставка в размере не менее 100 рублей в сутки за номер подходит только для пятизвездочных отелей, тогда как в других гостиницах она превысит установленные 1% от оборота. В союзе предлагали отменить нижнюю планку порога.
С 2025 г. обязательный туристический налог будет введен в Камчатском крае – для гостей региона он будет составлять 1% от стоимости проживания в отеле (налог будет рассчитываться от всей суммы проживания, а не за сутки), но не менее 100 рублей в день. Возможность введения туристического налога также обсуждают власти Сахалинской области. С 1 января 2025 г. введение туристического налога запланировано во Владивостокском городском округе (соответствующий проект внесен в городскую думу). В 2025 г. ставка налога составит 1%, в 2026 г. - 2%, в 2027 г. – 3%, в 2028 г. – 4%, начиная с 2029 г. – 5% от налоговой базы. При этом платить налог будут не граждане, а компании и индивидуальные предприниматели, оказывающие гостиничные услуги и включенные в специальный реестр. Тем не менее введение налога может отразиться на конечной стоимости услуг. Налог будет взиматься в летне-осенний сезон – с 1 июля по 30 сентября.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Во время профильной сессии IX Восточного экономического форума «Туристический Дальний Восток: инвестиции от впечатлений» эксперты обсудили новые подходы к решению туристической привлекательности Дальнего Востока. Участники дискуссии отметили рост потока туристов в ДФО, однако доля путешествий в целом по России даже не достигает 5%.
В 2023 году турпоток на Дальний Восток вырос почти на треть по сравнению с 2022 годом и составил 6,3 млн туристов. В Минвостокразвития РФ рассчитывают, что к 2030 году показатель увеличится в полтора раза. Оживлению турсферы макрорегиона помогает приток иностранных гостей — этому способствует открытие прямого авиасообщения с КНР и введение единых электронных виз. Действующее широкое меню поддержки для инвесторов (СПВ, ТОР, АЗРФ, особая экономическая зона) также значительно повышают лояльность иностранцев. На этом сделал акцент модератор сессии Павел Волков, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
На Дальнем Востоке государство поддерживает почти 300 инвестиционных проектов в сфере туризма — это горнолыжные курорты, отели, СПА-центры, баз отдыха и глэмпинги на общую сумму более 180 млрд рублей. В Приморском крае, на Камчатке и на Байкале создаются новые крупные курорты. На федеральном уровне внедряются новые инициативы — «Тропы Дальнего Востока». На прошлогоднем ВЭФ президент России Владимир Путин поручил при разработке и реализации программы развития туристских троп обратить особое внимание на создание их на территории ДФО.
Регионы РФ представили 60 проектов на общую сумму 3,9 млрд рублей и общей протяженностью троп почти 420 км. К реализации были отобраны 18 проектов, для которых потребуется 1,7 млрд рублей из федерального бюджета. На Дальнем Востоке будет создано и обустроено 118,2 км таких маршрутов. Так, на Камчатке к 2030 году появятся тропы «Тайна голубых озер», «Авачинский перевал», «Водопад Вилючинский», «Халактырский пляж». Четыре тропы будут созданы в Забайкалье — «Сухотино», «Тужи», «Ундугун» и «Эко-курорт Кука».
Скульптуры Даши Намдакова, который занимается развитием ленд-арт-парка «Тужи» в Забайкалье, украсят новый туристический маршрут, победивший в конкурсе на строительство экотроп и получивший грантовую поддержку в размере 240 млн рублей. Намдаков предложил создать ассоциацию по созданию художественных точек притяжения для Дальнего Востока и призвал к соблюдению принципа — развивать территорию, не нарушая экологию.
Александр Тертычный, генеральный директор компании «Антерра», развивающей сеть хилинг-отелей и термальных комплексов, считает, что на Дальнем Востоке много красивых мест, которые и не нужно продавать. Он убеждён, что одна из главных потребностей современного человека — растворяться в природе. Сейчас «Антерра» занимается развитием проекта «Байкальская гавань» в Бурятии.
Посыл поддержал известный российский путешественник Алексей Карахан.
«Увеличение количества туристов – не очень хорошо для Дальнего Востока и не этим нужно мерить привлекательность региона. Вот на Алтае слишком много туристов – они все там вытаптывают. И еще — зачем создавать новые точки притяжения, когда есть уже существующие. Нужно больше помогать малым проектам туризма. Вместо этого там строят мегапроекты. Надо строить там, где отдыхают сами местные. И давать в первую очередь возможность им хорошо отдыхать, а мы, приезжающие в ДФО, — подстроимся. Местные все тропы уже проложили до нас — там только таблички и туалеты поставить», — считает он.
Необходимость развития большой и малой логистики, транспортной доступности, привлечение персонала и квалифицированных гидов сплетается на Дальнем Востоке с нехваткой средств размещения. Однако бизнесу можно не бояться вкладывать деньги в туризм на Дальнем Востоке, считает замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.
«Деньги на льготное кредитование заложены. Сегодня 21 гостиница строится в ДФО по льготной ставке. Номерной фонд увеличится на 4,5 тыс. Всего в регионе сейчас работает 60 тыс. номеров. Президент Владимир Путин поручил осенью провести новый отбор по модульным гостиницам сразу на три года. Поэтому настраиваю регионы на то, чтобы готовили проекты на 2025, 2026, 2027 годы. На всю страну 15 млрд рублей предусмотрено, будет федеральный конкурс. Единая региональная субсидия тоже работает. Часть эффекта от повышения импортных пошлин направим на развитие туризма. Оптимистично смотрим в будущее туротрасли, особенно в ДФО», — отметил он.
Вахруков добавил, что в прошлом году туристов, размещенных в гостиницах макрорегина стало больше на 17%, в этом году за первое полугодие — еще плюс 12%.
В ходе сессии бизнес высказал предложение, которое поможет еще больше «не бояться инвестировать в туризм на Дальнем Востоке»: Александр Тертычный высказался за создание единого окна корпорации Туризм.РФ и банков, чтоб меньше было бюрократических проволочек для инвесторов в плане получения кредитов на развитие турбизнеса. В Минвостокразвития пообещали обсудить это предложение для ускорения запуска проектов.
Директор проектного офиса по туризму Ассоциации «Центральный федеральный округ» Станислав Аристов предложил организовать презентацию гостиниц, образовательных кампусов и площадок для трудоустройства иностранной молодежи через кооперацию с транспортными хабами — Владивосток, Хабаровск, Москва. Он полагает, что если детям иностранцев на уровне школы показать красоты и возможности обучения в России и на Дальнем Востоке в частности, — они впечатлятся, и, возможно, приедут учиться и работать здесь, а потом останутся жить.
«Таким образом через инструменты развития туризма и загрузки коллективных средств размещения мы предлагаем решить задачу по увеличению числа иностранных студентов. В майском указе президента России говорится о необходимости увеличить количество иностранных студентов в вузах РФ до 500 тыс. человек. Для этого нужен 1 млн абитуриентов, соответственно 2 млн иностранных выпускников должны знать о том, что можно учиться в России. Значит, более четырех млн школьников должны иметь возможность познакомиться с нашей страной», — говорит Аристов.
Подводя итоги мероприятия, участники отметили огромный туристический потенциал Дальнего Востока как для внутреннего рынка, так и в части привлечения гостей из АТР. Однако реализации этого потенциала пока мешает дефицит инфраструктуры, неразвитость транспортной сети, недостаточный номерной фонд и нехватка персонала, чтобы привлечь который необходимо повышать лояльность дальневосточников к работе в отрасли туризма.
Сплав на пару часов вдоль береговой линии Хабаровска или поход на весь день в «амурских джунглях» — корреспондент EastRussia изучил маршруты, расстояния и цены на SUP-туры как в непосредственной близости от Хабаровска, так и на удалении от краевой столицы.
SUP расшифровывается как Stand up paddle — стоя с веслом
Любители активного отдыха
— Привет! Погнали завтра на Кию маршрут разведывать?
Это звонит мой приятель, хабаровский фотограф, блогер и путешественник Александр Колбин. В последние годы он летом проводит групповые и индивидуальные сплавы по рекам вблизи Хабаровска.
Кия, начинаясь где-то в отрогах Сихотэ-Алиня как горный поток, бежит к Уссури, постепенно становясь равнинной рекой со спокойным течением и многочисленными плесами. Соответственно, каждый может выбрать себе участок по степени подготовки: поспокойнее или с перекатами и небольшими заломами.
Но главная «фишка» Кии — растения, которые видны на дне. В среднем своем течении — от Марусино до Гродеково — они под влиянием спокойного течения как бы развиваются на ветру. Смотрится завораживающе. А еще здесь полным-полно кувшинок и уток.
Когда Кия разливается, то можно идти по подтопленному лесу (вернее, среди кустарника) — через эдакие амурские джунгли. На плесах, которые все чаще будут встречаться ближе к Переяславке, можно «чилить»: просто лечь на сап и созерцать небо, пока течение будет потихоньку нести тебя вниз.
Сплав по Кие привлекателен ещё тем, что добраться до реки достаточно просто: можно по недостроенной трассе Хабаровск-Находка, к которой приклеилось название «бамовская», доехать до пересечения с дорогой, которая ведет от Переяславки в Кутузовку, оставить машину под мостом и спуститься до Марусино или Соколовки. Вернуться за машиной (если вы на одной) можно на попутках или рейсовом автобусе.
Сплав по Кие можно также совместить с посещением Киинских писаниц, которые расположены на правом берегу реки недалеко от Екатеринославки. Этот маршрут интересен тем, что вы проплывете под федеральной трассой Хабаровск — Владивосток и Транссибом (всего попадается три железнодорожных моста, пара автомобильных, два пешеходных и один понтонный, под которым придется проплывать лежа), а по самой Переяславке идешь, как в Венеции — прямо посреди поселка. После железнодорожных мостов, если идти по левому рукаву, то попадаешь в приличное течение в дубраве, где приходится уворачиваться от «расчесок» и нависающих деревьев.
Спрос vs. предложения
На сайте объявлений можно найти как минимум пять предложений о сплавах на сапах в Хабаровске. В том числе и от компании «Туризм 27» — зарегистрированного оператора внутренного туризма. Маркетолог компании Светлана Ростова рассказала, что клиентам готовы предложить несколько вариантов сплавов на сапах, самые популярные маршруты проходят вдоль береговой линии Хабаровска.
— Мы предлагаем сплавиться от села Бычиха (недалеко от границы с Китаем — здесь и далее прим. EastRussia) до «Амуркабеля» (район в южной части Хабаровска), от «Дельфина» (вышеупомянутая лодочная станция недалеко от арены «Ерофей») до Речного вокзала, от Речвокзала до музея Амурского моста и от Речного вокзала до Воронежа (пригородное село Воронежское севернее Хабаровска), — рассказала Светлана.
Все «городские» сплавы делятся на дневные и «закатные». Стоимость 1,5 – 2 тыс. рублей. Возраст участников может быть самый разный. Все сплавы синхронизируют с движением судов, чтобы пути саперов не пересекались с «речными трамвайчиками».
— В МЧС или других подобных структурах регистрация подобного водного маршрута не требуется, но мы со своей стороны предпринимаем меры безопасности: в обязательном порядке все участники сплава надевают спасжилеты, группу сопровождает моторная лодка, — отметила Светлана.
Это две равнинные реки идеально подходят для новичков: течение спокойное, но достаточное для того, чтобы нести вас вниз. Берега низкие, есть песчаные косы. Да и добираться достаточно просто: в Князе-Волконском поворачиваем в сторону Благодатного и не доезжая до него спускаемся на воду под автомобильным мостом. Финиш в Князе-Волконском. Маршрут проходится за пару часов.
Если вы достаточно уверенно стоите на сапе, то можно опробовать Амур. Есть интересный маршрут от села Елабуга до Сарапульского. Несколько удаленно от города (80 километров по комсомольской трассе), но зато с «фишкой» — правый берег Амура представляет собой большой каменный утес и во время сплава создаётся впечатление, что ты идешь по гранд-каньону.
По Амуру в черте Хабаровска гостям и жителям города предлагается сразу несколько популярных маршрутов.
Один из них пролегает от лодочной станции «Дельфин» до Речного вокзала, он занимает примерно 1,5 часа. За это время вы пройдете вдоль дамбы, которая протянулась от арены «Ерофей» до «Броско Молла». При этом есть два варианта маршрута: от места старта перейти к острову Красный и дальше идти уже посередине Амура, либо идти вдоль правого берега, но тогда все время придется бороться с прижимным течением, которое постоянно норовит прибить вас обратно к берегу (Амур в этом месте делает крутой поворот и течение ударяет в берег).
Другой не менее популярный маршрут начинается от «Дальдизеля» и завершается за амурским мостом. Его еще называют «закатным сплавом», так как часто проводят по вечерам.
Можно выбрать маршрут по Амуру для неспешной прогулки на весь день — стартовать там же на «Дальдизеле», но финишировать в пригородных селах Воронежское или Мичуринское. Этот маршрут проходит вдоль северной части города, под амурским мостом, а также вдоль красивых каменных утесов, внутри которых военные Краснознаменной Амурской флотилии в свое время оборудовали береговые укрепления и склады.
При сплаве по Амуру стоит учитывать, что река судоходная: могут попасться как пассажирские, так и грузовые суда. Да и маломерный флот весьма популярен, а волна от «моторок» получается немаленькая.
По словам Александра Колбина, сплавы в черте города часто выбирают те, кто не хочет «заморачиваться» на поездку куда-либо, а готов выделить 2-3 часа после работы, во-первых, нежарко, во-вторых, можно отдохнуть в будний день.
— Люди хотят быстро сплавиться, но при этом «почилить» и обязательно пройти под амурским мостом. Это ведь сакральный акт по привлечению денег — пройти под мостом, который пока еще изображен на пятитысячной купюре, — рассказал Александр Колбин.
Он добавил, что такие туры очень любят гости города. Причем, это не обязательно гости из западных регионов стран, часто бывают так называемые «радиальные местные» - жители соседних регионов и городов: Биробиджана, Советской Гавани, Владивостока.
Тунгуска – левый приток, который впадает в Амур сразу за мостом. Как правило, сплав по ней – завершающая часть маршрута. Местом старта могут стать озера в поселке им. Тельмана (это уже Еврейская автономная область) или любые другие водоемы — все они так или иначе связаны (как правило, протоками) с Тунгуской.
По большой воде до Тунгуски можно добираться по заливным лугам, где глубина порой чуть выше щиколотки, но в том-то и прелесть сапа, что на нем можно кататься даже в луже.
В Амур Тунгуска впадает напротив села Воронежское и преодолевать первую часть пути придется с усилием. Лучше это сделать за два раза, с остановкой на острове посреди Амура. Правда, для этого придется потрудиться веслом, борясь с течением, чтобы оно не снесло вас ниже острова.
— Для тех, кто не уверен в своих силах, мы на этом участке страхуем моторной лодкой, которая берет саперов на буксир, — рассказал Александр Колбин.
В «Туризм 27» сплав по Тунгуске обычно предлагают тем, кто уже уверено стоит на сапе, есть три варианта сплава:
— Архангеловка – Турбаза протяженностью 15 километров;
— Турбаза – Николаевка протяженностью 25 километров;
— Новокаменка (с заездом в село и посещением каменных водопадов) – Воронежское-2 (с пересечением Амура) протяженностью 38 километров.
— Тунгуску любят за многочисленные песчаные косы, на которых можно остановиться, отдохнуть, позагорать, — рассказала Светлана из «Туризм 27».
Для опытных саперов также предлагаются сплавы по рекам Бира (ЕАО), Манома, Анюй, Хор, но это нерегулярные предложения, они появляются по мере формирования групп.
Анюй — красивейшая горная река, до которой еще необходимо добраться — около 250 километров от Хабаровска. Но зато какие виды! Сплав по Анюю можно совместить с посещением скал Надгэ. Хор тоже горная река, но более спокойная и расположена ближе к Хабаровску.
Озера, как правило, выбирают те, кто только начинает осваивать сап: здесь нет течения, волн, и чтобы вернуться к точке старта не надо грести против течения.
Для новичков в «Туризм 27» предлагают пройти «сапликбез», его проводят на озере Хака, где объясняют азы управления сап-доской, учат падать в воду, забираться на сап и стоять на нем в полный рост. Это озеро, расположенное вблизи поселка Хор (примерно 60 километров от Хабаровска), одно из самых популярных мест отдыха саперов. Здесь есть необходимая инфраструктура, база отдыха.
Если хочется поближе к городу, то на въезде в Некрасовку (село в пригороде Хабаровска) есть два полноценных озера. В списке мест отдыха для саперов также озера Благодатное, Петропавловское, Тельмана, озера и заливы на острове Большой Уссурийский.
— В прошлом году был максимальный рост спроса на сап-сплавы. В этом году поменьше, но и лето дождливое», — отметила Светлана Ростова.
В специализированных спортивных магазинах Хабаровска также подтверждают, что прошлым летом было зафиксировано рекордное количество продаж сап-бордов: многие, кто попробовал организованные сплавы, решил приобрести собственную сап-доску и теперь осваивает дальневосточные водоемы уже самостоятельно.
В целом, отмечает Александр Колбин, за последние пару-тройку лет в Хабаровске вырос спрос на нетривиальные туристические маршруты, среди которых не только сплавы на сапах и каяках, но и городские экскурсии по нетуристическим местам, ночные походы и прогулки по Хехциру.
Нашумевший истерн «Золото Умальты», который, казалось бы, должен был заставить тысячи туристов отправиться в верховья Буреи, на выбор маршрута никоим образом не повлиял: никто из участников сплава фильм так и не посмотрел. Пройти Бурею планировали еще летом 2022-го, но тогда не рискнули идти одним экипажем. Нынче добавилась еще одна лодка, да и народ достаточно опытный – за плечами сплав по Колыме и Северно-Ледовитому океану, переход на «Выдре» (надувная ПВХ-лодка) на Шантары, путешествия в «низовке» (от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре) и по Байкалу.
Бурея — левый приток Амура. Название происходит от эвенкийского бирая, что в переводе означает «большая река». Во время казачьих походов на Амур в XVII веке, была известна под названием реки Быстрой.. Протекает по территории Амурской области и Хабаровского края. Длина реки — 623 км, средний расход воды — 890 м³/с, во время паводков может вырасти до 18 000 кубометров в секунду.
Немного о логистике
До Чегдомына мы добрались без проблем: место в купе в поезде Хабаровск - Чегдомын стоит пять тысяч рублей (кстати, Чегдомын - единственный райцентр Хабаровского края, куда ходит «персональный» поезд). Несколько сложнее было с доставкой лодок, моторов и остального снаряжения: судя по всему, доставкой грузов в Чегдомын занимается лишь одна транспортная компания, и везет она всё этим же пассажирским поездом, в прицепленных почтово-багажных вагонах. Вся соль в том, чтобы очутиться в одном поезде с вашим грузом, ибо никто его в Чегдомыне, кроме вас, встречать и выгружать не будет.
Выгрузка, кстати, отдельная «песня»: поезд приходит в Чегдомын в районе 9 утра, но свой груз, заботливо упакованный в два огромных деревянных ящика, мы смогли получить в 14:00 и только после форсирования событий – наши ящики задвинули в дальний угол вагона и завалили ширпотребом: подгузниками, соками, пивом и прочим. Так что если всерьез размышлять о развитии туризма в Верхнебуреинском районе, то для начала необходимо решить транспортно-логистические вопросы: не думаю, что массовый турист будет заморачиваться тем, чтобы организовывать доставку «себя любимого» и груза в одном «флаконе».
Чтобы добраться до Буреи мы наняли два Mitsubishi: микроавтобус Delica и «воровайку» (грузовик с крановой установкой) Canter – по 10 тысяч за каждую машину. В Чегдомыне запаслись бензином для лодочных моторов – 210 литров. До Буреи чуть больше 70-ти километров, так что к пяти вечера были на переправе, где быстро собрали лодки и двинули вверх по течению – до Умальты буквально пять километров.
Что касается обратной дороги, то за несколько дней до похода мы пригнали в Талакан «Крузак» с прицепом, который оставили на стоянке, а в Хабаровск вернулись поездом. Соответственно, на финише взяли машину со стоянки, загрузили вещи и лодки в прицеп и на следующий день были дома.
Золото Умальты
Начальной точкой мы выбрали впадение реки Умальты в Бурею. Во-первых, находится она недалеко от переправы на Софийск (самый северный и самый труднодоступный поселок Верхнебуреинского района), до которой мы добрались из Чегдомына на машине. Во-вторых, выше с нашими лодками мы попросту бы не забрались: все-таки Бурея в верхнем своем течении - классическая горная река со множеством перекатов и, соответственно, маленькой глубиной. Последний километр нам и вовсе пришлось тащить лодки за веревки – эдакие бурлаки на Бурее.
Уже вечером был праздничный салют в ознаменование начала экспедиции, заодно медведей попугали. Утром выяснилось, что это не особо помогло: отправившийся на рыбалку Роман встретился с медвежьей семьей, которая форсировала речку. Забегая вперед, скажу, что медведи были практически каждую ночь – приходили на табор, несмотря на дым от костра, громкую музыку и людей. В качестве защиты от косолапых приобрели два газовых баллона, а также набрали автомобильных фальшфейеров (в японских машинах они идут по умолчанию) и шумовых пиропатронов.
На второй день решили дойти до заброшенного поселка Усть-Умальта. Судя по GPS, он находился в пяти километрах от табора. Как таковое поселение мы не нашли, либо от него попросту ничего не осталось: лишь по «проплешинам» в лесу угадывались участки, где раньше стояли дома, да вырисовывалась небольшая улица. Судя по следам от колес, до Усть-Умальты можно доехать и на машине.
Кстати, чтобы попасть на правый берег Буреи, необходимо воспользоваться переправой, о которой отдельно несколько слов: это несамоходная баржа (вернее, даже понтоны, соединенные между собой), которая движется за счет эдаких плавников – в них ударяет течение и несет паром к правому или левому берегу. Правда, на всю ширину реки инерции не хватает и под берегом паромщику приходится толкать сооружение шестами. Таким образом переправа занимает около 40 минут, низким легковым машинам она недоступна, потому что вплотную к берегу паром подойти не может и автомобилям приходится ехать по воде.
Содержит переправу старательская артель «Ниман», работает она с начала мая по конце октября, все эти полгода здесь трудится один паромщик. На плечах старателей и вся «социалка» в Софийске: коммунальное хозяйство, содержание дороги Шахтинский – Софийск.
Вниз! По перекатам!
После двух ночевок начинаем движение вниз. Весла при этом практически не выпускаем из рук: то и дело приходится отгребать от мели. Нередко пороги идут не прямо по курсу, а от берега к берегу, когда река скатывается, к примеру, от левого к правому. Смотрится весьма необычно. Примерно раз в час приходится выходить в воду (а она холодная!) и тащить лодки через перекаты волоком.
Тут, наверное, стоит рассказать про наши плавсредства: «Выдра» 550 см с 30-сильным мотором и «Гольфстрим» 390 см с 15-сильным мотором. Обе с ходовым тентом, дно «Гольфстрима» укатано в броню, что, как оказалось, крайне важно в условиях каменистой Буреи – уже дома при осмотре выяснилось, что был нехилый удар носом, если бы не броня – клеить нам и клеить… Еще не помешают запасные весла: экипаж на «Выдре» одно сломал.
Также у нас было четыре рации, АКБ на 50 А\ч и небольшой генератор, который мы запускали каждый вечер, благодаря чему у нас на таборе был свет и возможность подзарядить гаджеты.
Из-за частых перекатов в день удается проходить по 30-40 километров, даже когда в Бурею впадает немаленькая река Ниман, глубже не становится. Тут еще надо заранее угадывать, в какой рукав лучше уходить – их бывало по 3-4. Местные жители и рыбаки используют водометы, что позволяет им проходить большинство «засадных» мест практически без остановок.
Для ночевок выбирали галечные берега (песка на Бурее практически нет), подальше от леса, но и это не спасало от любопытных медведей.
Полноценно под мотором можно идти от Усть-Ургала, это примерно 115 километров от переправы, где мы стартовали. Тут вообще цивилизация: сотовая связь, которой не было от самого Чегдомына, автомобильный и железнодорожный мосты через Бурею, вдоль берега идет БАМ и его автодублер. Здесь мы делаем небольшую передышку на местной лодочной станции, где нам любезно предоставили баню – в ней помылись/попарились, там же заночевали.
Пока есть интернет – проверяем прогноз погоды и выясняем, что на Дальний Восток надвигается какой-то мощный циклон и грядут затяжные дожди, к тому же с ветром. А ветер на Бурейском водохранилище – это, прежде всего, волна. Понимаем, что можем «зависнуть» на несколько дней и принимаем решение: оставшиеся 240 километров по «зеркалу» водохранилища до Талакана проходим за день.
Амурское море
То и дело попадаются плавуны, а иногда – торчащие верхушки лиственниц, то есть под нами глубина метров 30 (максимальная глубина Бурейского водохранилища – 120 метров). Ближе к Талакану GPS показал, что… под нами поселок, таких – расселенных и затопленных – здесь несколько. Кстати, могло быть и больше – после того, как в конце 2018 года гигантский оползень перекрыл Бурею, возникла реальная угроза затопления села Чекунда в Хабаровском крае, расположенного выше по течению.
Оползень – еще одна «точка притяжения» на нашем маршруте. Все, что до этого видел на фото и видео не идет ни в какое сравнение с тем, что видишь своими глазами: все-таки один из самых масштабных сходов горных пород в России! Просто представьте, что огромную скалу срезало и она перекрыла большую реку. Произошло это в декабре 2018-го в 73 км от поселка Чекунда: сошедший оползень перекрыл русло реки. Высота обвала составляла около 80 м, длина — примерно 700 м, объем сошедшего грунта превысил 34 млн куб. м. Затор на реке при весеннем половодье грозил подтоплением трех населенных пунктов, железнодорожных и автомобильных коммуникаций, а также инженерных сооружений БАМа. Водохранилище Бурейской ГЭС лишилось почти трети полезного объема. Чтобы расчистить русло сапёры Восточного военного округа провели серию взрывов, использовав более 100 тонн тротила.
Высадились. Гуляем по камням (это сложно назвать берегом), фотографируемся. В разговоре приходим к выводу, что это – прямое следствие вмешательства человека в природу.
Финальный спурт
От места схода селя до Талакана 130 километров. Идем полным ходом, иногда подбираясь ближе к интересным скалистым выступам, чем-то похожим на фьорды.
Километров за 15 до посёлка попадаются встречные лодки и катера: на Бурейское водохранилище приезжают за трофейной щукой не только из Благовещенска, но и из Хабаровска и Приморья, на следующий день на 80-километровом отрезке от поселка до «федералки» мы насчитали не меньше десятка машин с лодочными прицепами, которые ехали нам навстречу.
Трижды пережить
Каждое путешествие человек проживает трижды: когда готовится к нему, непосредственно само путешествие и когда вспоминает, как это было. Мы сейчас где-то между вторым и третьим этапами, но «зафиналить» хотим участием в конкурсе «Дальний Восток – Земля приключений»: вот закончится лето (а с ним походы, рыбалки, велосипеды, сапы и т.п.) и можно будет садиться за монтаж фильма. Название бы еще придумать…
Бурейское водохранилище