В музее Хабаровска состоялась презентация книги об истории города и края, которая будет издана к 1 сентября. В ее разработке принимали участие школьники, которые делали иллюстрации, писали стихи и тексты.
Азбука называется «Хабаровск от А до Я», ее авторами стали больше 100 человек, они изобразили утес, колесо обозрения, мост, набережную, парки, театры, счастливых людей и многое другое. С авторами встретился мэр Хабаровска Сергей Кравчук.
«Эту потрясающую азбуку первого сентября мы вручим первоклассникам. Их в этом году в Хабаровске более восьми тысяч. Также издание будет передано в библиотеки города и в советы ветеранов. Спасибо нашим педагогам за то, что они со своими воспитанниками так живо включились в реализацию данного проекта. Уверен, азбука Хабаровска запомнится многим поколениям жителей краевой столицы. Те, кто ее получит, сохранят эту ценную книгу, и в дальнейшем будут показывать своим детям», - сказал мэр Хабаровска Сергей Кравчук.
Созданную азбуку также высоко оценил заслуженный художник Хабаровского края, почетный гражданин Хабаровска Сергей Логинов. По его словам, это уникальный проект, который способствует сохранению памяти о родных местах.
Азбуку начали разрабатывать, когда Хабаровск готовился отметить свое 165-летие. Тогда же Сергей Кравчук предложил привлечь к созданию книги детей. Она станет частью патриотического проекта «Азбука о важном».
Третьекурсник факультета естественных и технических наук КамГУ им. Витуса Беринга Дмитрий Раевский победил со своей разработкой на конкурсе «Умник» Фонда содействия инновациям и получил грант на развитие своего проекта в размере 500 тыс. рублей. Он рассказал EastRussia, как именно его творение поможет детям с ранним аутизмом, что его сподвигло заняться решением серьезной медицинской проблемы, сколько будет стоить робот-помощник и из чего он будет сделан.
– Почему пришла идея именно такого проекта – для детей с ментальными нарушениями?
– Я взял в разработку такую идею, так как мои родители тоже связаны с работой с детьми с особенностями. Они ведут социально-ориентированный бизнес – частные детсады и школа. К тому же, университет, в котором я обучаюсь, уже давно занимается темой коррекции для детей с ранним детским аутизмом: сотрудники разрабатывают программы для имеющихся на вооружении у психологической службы Камчатского университета им. В. Беринга двух роботов зарубежного производства. Текущие события и санкции повлияли на мое решение сделать подобного отечественного робота. Он будет не настолько многозадачный, однако полностью будет специализирован на медицинских услугах в данной области.
– Идея проекта родилась около года назад. Концептуально разрабатывать и писать программное обеспечение я начал примерно месяц назад. Конкурс «Умник» стал толчком для активизации проекта.
– Какой будет электронная начинка робота? Из каких материалов будет сделан он сам?
– Российская микроэлектроника очень интересна в формате процессоров и микропроцессоров, из российских элементов будет приобретена звуковая и видеосистема, а сам корпус и внутренняя структура скелета будет, возможно, китайская. Робот будет распечатан на 3D-принтере, который есть у университета.
– Есть ли уже прототип? Как он будет выглядеть, чьим голосом говорить и как называться?
– Я вдохновлялся моделью робота Nao, который есть в университете, но старался создать его под свои идеи, придать новый облик и новый смысл. Наш робот гуманоидный – у него есть голова и руки, но нижняя часть неподвижна. Высота – 50 см, руки – 20 см, а вес около 5 кг. Голова будет подвижна, руки будут двигаться – сгибаться в локте, плече и кисти. У него будет лицо в форме экрана, он будет обладать мимикой, а на груди будет находиться сенсорный рабочий экран, где ребенок сможет касанием, например, выбирать ответ в задании. Но в основном, это для педагога – через экран можно будет запускать программы и прочее. В роботе будет заложено десять основных коррекционных занятий, которые будут разработаны вместе с психологами университета и педагогами коррекционной школы. Голос робота должен вызывать доверие и быть приятным. Я очень хотел попросить озвучить нашего робота Никиту Джигурду. Но на первом этапе его озвучу я сам. Рабочее название робота – Егорка, но это неточно.
– Какова предполагаемая стоимость готовой модели?
– Как раз это будет одним из ключевых отличий от зарубежных аналогов. Два робота, купленных университетом за границей, стоят более двух млн рублей. Наш будет стоить 200-300 тыс. рублей. Для медучреждений и коррекционных школ, я считаю, это вполне подъемные деньги. Если сравнивать с зарубежными аналогами, наш по своей производительности будет уступать в некоторых вычислительных моментах и в возможностях ходовой части, но, с учетом того, что наш робототехнический комплекс ориентирован на медицинские коррекционные задачи для ребят с ранним детским аутизмом, он будет оснащен только самым необходимым для этой работы. Тут важна минимизация затрат.
– Какие в целом затраты на осуществление проекта предполагаются? Хватит ли гранта в 500 тыс. рублей?
– Деньги гранта выделены, но фактически пока не поступили. Для создания прототипа 500 тыс. рублей вполне достаточно. Как раз хватает на покупку мощного ноутбука для создания ПО, для закупки всех основных материалов. Затраты удалось существенно сократить за счет того, что университет дал возможность использовать 3D-принтер.
– Кто вам оказывает поддержку в реализации проекта?
– Разработкой занимаюсь я один, помощь мне оказывает мой научный руководитель – доцент кафедры информатики и математики Александр Рязанцев. Письмо поддержки прислала уполномоченный по правам ребенка в Камчатском крае Инесса Койрович, конечно Фонд содействия инновациям, ректор университета КамГУ им. В.Беринга, камчатские предприниматели обещали помочь в продвижении проекта.
– Как продвигается получение патента на разработку?
– Патенты уже готовятся. Их мы будем использовать согласно всем нормативам и законодательству РФ – уже все утверждено. Я останусь правообладателем как грантополучатель. Денежную прибыль планирую получать на госзаказах при массовом производстве. Кстати, мой проект станет моим стартапом, а также дипломной работой. В планах – после регионального выйти на российский рынок, а в будущем – и на мировой.
– Когда «Егорка» приступит к работе?
– Комплекс планируем запустить до 2025 года, после завершения тестов и прохождения всех формальностей. Свой проект я буду также презентовать на VIII Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов, который пройдет в ОГУ им. Тургенева в Орле 20-23 сентября этого года. Я вышел в финал этого конкурса. Я хочу обратиться к школьникам, студентам и тем, кто уже закончил обучение – если у вас есть идея – идите к цели и не останавливайтесь, все получится. Любая идея реализуема, главное – чтобы было желание, поддержка будет!Медики утверждали, что в её составе находятся следы асбестового волокна, которое за годы использования могло привести к тяжелым заболеваниям у потребителей. Эти публикации стали частью огромной кампании против фармацевтического гиганта, вылившейся в 38 000 исков общим объемом почти в 8,9 млрд долларов. Сегодня дочерняя компания J&J LTL Management потребовала от ученых внести изменения в свои работы или вовсе отозвать их, настаивая на отсутствии связи между следами асбеста в тальке и возможностью возникновения онкологии. Об этом пишет Reuters.
История борьбы американского общества против Johnson&Johnson началась в 2016 году. Суд в штате Миссури обязал компанию выплатить штраф в размере 72 млн долларов тяжело больной женщине, связывавшей свое пошатнувшееся здоровье с использованием детской присыпки Baby Powder. В 2018 году в суд обратились уже 20 женщин со схожими исками, а к 2021 году количество судебных заявлений превысило 38 000. J&J осадили со всех сторон — помимо судебного преследования её атаковало множество общественных организаций, СМИ и ряд американских чиновников. В 2022 году J&J прекратила продажу продукции на основе талька в США и Западной Европе, сославшись на «дезинформацию» в отношении продукта.
В 2023 году с новым судебным иском начинается ответное наступление компании на оппонентов. Доводы противников J&J строятся вокруг наличия в присыпке талька со следами асбестового волокна, природного минерала, широко использующегося в промышленности. По мнению оппонентов, этого было достаточно для возникновения риска развития тяжелых заболеваний у активных пользователей продукта за десятилетия его использования.
В логике оппонентов J&J есть существенный изъян. Дело в том, что в обвинительных публикациях говорится об асбесте, но почти нигде не уточняется его вид. Между тем, это критически важная информация, поскольку в мире существует два вида асбеста, диаметрально противоположные по характеру воздействия на организм человека — амфиболовый и хризотиловый. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат, в составе которого есть железо. Он обладает устойчивостью к кислотам и не выводится из респираторной системы человека. Клетки-уборщики наших легких, альвеолярные макрофаги, не могут его растворить, и амфиболовое волокно остается в организме годами, травмируя ткани. Сегодня амфиболы запрещены во всем мире. А вот хризотил добывают и активно используют до сих пор. Почему? Хризотиловый асбест представляет собой гидросиликат магния, который обладает устойчивостью к щелочам, но не к кислотам. Он выводится из организма человека за короткое время, не нанося ему вред. Об этом, в частности, пишет в своей работе «Биоперсистенция канадского хризотила» токсиколог Дэвид Бернштейн, наглядно показывая механику воздействия хризотилового волокна на живые организмы. В 2007 году решением Генеральной ассамблеи Всемирной организации здравоохранения был принят принцип дифференцированного подхода к асбесту, требующий учитывать вид минерала при проведении исследований и промышленном использовании.
Между тем в материалах, посвященных проблеме J&J чаще всего фигурирует именно «асбест». Хирург из Балтимора Вадим Гущин так прокомментировал эту ситуацию: «Я так понимаю, что в добыче талька, что является основой этого baby powder, нашлись примеси в некоторых его видах. Нашли асбест, и неизвестно какой тип асбеста. Но поскольку название «асбест» сразу ассоциируется с опухолями, мезотелиомой, раком легкого, яичников, то все засуетились, почему бы не урвать у компании Johnson & Johnson хорошее вознаграждение за эту ужасную болезнь». Де-факто это означает, что в случае, даже если в тальке содержалась незначительная примесь хризотиловых волокон, они все равно не могли оказать негативное влияние на здоровье людей.
Таким образом, становится видно, как именно «подогревается» общественное мнение в ходе противостояния против J&J. Обвинители используют страх общества перед асбестом, при этом не конкретизируя что именно и в каком объеме было найдено в присыпке. Само слово «асбест», как мы уже выяснили, объединяет диаметрально противоположные по характеру воздействия на организм человека волокна. Оно является не более чем поводом для манипуляции общественным мнением. Речь идет, конечно же, не о судьбах несчастных больных женщин, а о многомиллиардных вознаграждениях для юристов, адвокатов, чиновников и других охотников за наживой. Для США это обычное дело, особенно если оно связано с асбестом. На протяжении десятков лет там формировалась индустрия исков против компаний, связанных с асбестом, сформировалась целая отрасль фондов, имеющих целью судиться с производителями такой продукции. Очень часто владельцы таких организаций оказываются в центре скандалов, где фигурируют ложные диагнозы, вознаграждения до 100% суммы иска и т.д. Антиасбестовая кампания имеет своей целью разграбить имущество производств, но никак не защиту интересов людей. Об этом, кстати, еще в 90-е годы говорил Дональд Трамп, в открытую называя антиасбестовую пропаганду «мошенничеством», а тех, кто её воспроизводит «мафией».
– Ирина Гаврииловна, наверное, все уже, знают, но все же напомните, как оформить материнский капитал. Что для этого требуется?
– От родителей ничего не требуется. Сертификат на материнский капитал Социальный фонд оформляет семьям в инициативном порядке, по факту регистрации в органах ЗАГС рождения ребенка. На это требуется 5 рабочих дней со дня поступления сведений в Социальный фонд. Затем сертификат направляется в личный кабинет мамы на портал «Госуслуги».
– На что чаще всего жители нашего края расходуют материнский капитал?
– Самое популярное направление – улучшение жилищных условий. Как с привлечением кредита или займа, так и распоряжение им напрямую на покупку жилья.
Второе по популярности - это образование детей.
Сразу после рождения ребенка и получения сертификата средства можно использовать на оплату содержания, присмотра или ухода за детьми в детских садах и яслях.
С прошлого года материнским капиталом можно оплачивать такие услуги у индивидуальных предпринимателей, если у них есть лицензия на осуществление образовательной деятельности. Родители также могут распорядиться средствами на обучение детей у частных преподавателей, работающих как ИП.
После достижения ребенком, на которого получен сертификат, трехлетнего возраста, можно оплатить материнским капиталом обучение в частной школе, вузе или колледже. На момент начала обучения ребенок должен быть младше 25 лет.
Направить материнский капитал можно и на оплату проживания ребёнка в общежитии на период обучения.
Третье популярное направление – ежемесячная выплата из материнского капитала. С этого года еще больше родителей могут ей воспользоваться. Раньше семьи могли направить материнский капитал на эти цели только при появлении второго ребенка. Теперь она предоставляется на каждого ребенка до 3 лет, включая первенца.
За время действия программы Отделение одобрило заявления о распоряжении материнским капиталом 118 тыс. жителей региона. На их нужды Отделение направило более 34 миллиардов рублей.
– Как эксперт, посоветуйте владельцам, самые простые и быстрые способы распорядиться материнским капиталом. Например, семья решила оформить ипотеку. Как направить средства на её погашение без лишних хлопот?
– При оформлении ипотечного кредита владельцу сертификата на материнский капитал достаточно подать соответствующее заявление в банке. В некоторых банках это можно сделать даже в мобильном приложении.
Если кредит оформлен до приобретения права на материнский капитал, родители также могут обратиться в свой банк или же подать заявление о распоряжении маткапиталом на портале госуслуг.
После одобрения Социальный фонд перечисляет средства в течение 5 рабочих дней.
– Некоторые люди предпочитают брать займы в кредитно-потребительских кооперативах, в том числе и на приобретение жилья. Будет ли возможна в этом случае оплата маткапиталом?
– Да, семья может погасить материнским капиталом жилищный кредит, взятый в кредитно-потребительском кооперативе или сельскохозяйственном потребительском кооперативе. Но с 1 апреля 2023 года эти кооперативы должны быть включены в специальный перечень Центрального Банка Российской Федерации. Это новый механизм, который защищает средства владельцев материнского капитала от мошеннических схем.
– Да, периодически в СМИ появляется информация о мошенниках, которые преступным путем завладели материнским капиталом, причем не без участия самих владельцев. О чем необходимо знать родителям, чтобы не попасть на уловки мошенников?
– В преступные мошеннические схемы могут быть вовлечены владельцы материнского капитала. Например, когда им предлагают обналичить средства. На первый взгляд - надежные способы получить средства на руки, но это незаконный путь. И такие манипуляции всегда выявляют правоохранительные органы.
Связавшись с мошенниками, владельцы материнского капитала, могут не только лишиться этих средств, но и сами могут стать фигурантами уголовного дела. Поэтому настоятельно рекомендую избегать советов, которые идут вразрез с законодательством.
– Лето и отпуска всегда заканчивается незаметно. И скоро у многих появятся заботы, связанные с поступлением старших детей в вузы и оформлением младших – в детские сады. Что у Социального фонда предусмотрено для удобства родителей при оплате обучения материнским капиталом?
– Раньше семьям, которые решили направить материнский капитал на обучение ребенка, необходимо было представить в фонд копию договора об оказании платных образовательных услуг из учебного заведения. Теперь, родителям достаточно подать только заявление о распоряжении. Информацию о договоре на обучение Отделение запросит у учебной организации самостоятельно. Отделение заключило соглашение с почти 500 образовательными организациями, в их числе – вузы, средние специальные, дошкольные учебные организации.
– Сколько жителей Хабаровского края получают выплату из материнского капитала, и какую сумму она составляет?
– Почти 21,5 тыс. семей получают ежемесячную выплату из материнского капитала. Её размер равен региональному прожиточному минимуму для детей и составляет 21 120 руб.
– Все ли владельцы маткапитала могут рассчитывать на такую выплату или есть определенные критерии?
– Не все. Критерии, конечно, есть. Выплата назначается семьям со среднедушевым доходом менее двух прожиточных минимумов на человека (19 170*2=38 340), но без учета имущественной обеспеченности и занятости родителей.
Поскольку выплата производится из средств материнского капитала, один из критериев – это наличие средств. Если семья полностью распорядилась средствами или остаток средств недостаточен для назначения выплаты, тогда получать выплату семья не сможет.
Препятствием для получения выплаты из материнского капитала является пособие на ребенка от 0 до 3х лет, которое было назначено ещё до 1 января 2023 года, т.е. до введения единого пособия. Одновременное получение этих выплат законодательством не предусмотрено.
– Какие рекомендации, советы можно дать тем, кто имеет право на получение? Например, как оформить выплату по новым правилам, если в семье несколько детей до 3 лет?
– Если в семье есть несколько детей до 3 лет, и семья уже получает выплату на второго ребенка, но при этом доходы семьи не превысили двух прожиточных минимумов, родители могут оформить выплату и на других детей. Заявление при этом надо подать на каждого ребенка по отдельности.
– Может ли мама оформить одновременно и выплату из маткапитала и единое пособие?
– Да, одновременное получение этих выплат на одних и тех же детей возможно. При этом сначала нужно оформить единое пособие. Если при этом доход семьи не превысит двух прожиточных минимумов, тогда можно подать заявление на выплату из материнского капитала.
Напомню, что для оформления выплаты семье нужно подать заявление в Социальный фонд на портале «Госуслуги», в клиентской службе, а также МФЦ.
– Если у мамы возникнут сложности с заполнением электронного заявления на ежемесячную выплату из материнского капитала, можно ли ей где-то получить подсказку?
– Специально для тех, кто затрудняется самостоятельно заполнить электронное заявление, мы разработали памятку, где пошагово сопровождается заполнение всех разделов заявления. Памятка-инструкция размещена на сайте Социального фонда – на региональной странице Отделения в разделе «Информация для жителей» – «Гражданам» М «Владельцам материнского капитала».
– Есть ли особенности в получении выплаты из маткапитала?
– В правилах выплаты произошли изменения. Теперь выплата доставляется всем семьям в один день – 5-го числа каждого месяца. Средства выплачиваются в текущем месяце за предыдущий месяц. Исключение – для первой выплаты. После принятия решения о назначении, она выплачивается не позднее 5 рабочих дней, т.е. месяц в месяц.
3 июня
В якутском селе Балыктах четырехлетняя девочка утонула в водоеме, расположенном в 700 метрах от места жительства ее семьи.
5 июня
В протоке реки Большая Уссурка в городе Дальнереченске Приморского края утонул 15-летний подросток.
8 июня
В Хабаровске две девочки 2007 и 2010 года рождения утонули, решив искупаться в Амуре. В этот же день в районе поселка Нижний Саянтуй в Бурятии унесло течением мальчика 2008 года рождения.
12 июня
При купании в реке Зея в Благовещенске пропал 14-летний подросток.
14 июня
В Бурятии 14 июня двое детей 9 и 10 лет купались без присмотра взрослых в реке в пределах села Полтавка Октябрьского района и утонули. Вечером этого же дня в Бурятии на реке Итанца вблизи поселка Кома в Прибайкальском районе утонул ребенок 2016 года рождения.
18 июня
В Амурской области в реке Томь в Белогорске пропал 10-летний мальчик.
20 июня
Трехлетний мальчик утонул на Камчатке. В этот же день в Бурятии на реке Джида в поселке Оёр утонул подросток 2008 г.р.
21 июня
12-летний мальчик утонул на озере Кенон в Чите.
21 июня
В якутском селе Оймякон двухлетний мальчику утонул в водоеме, расположенном вблизи частного домовладения.
22 июня
В селе Бердигестях Горного района Якутии восьмилетний мальчик без присмотра взрослых с друзьями находился на берегу реки и бросился в воду за мячом, однако не справился с течением и утонул. Ещё одна трагедия в этот же день произошла в центре Улан-Удэ – во время купания 17-летний подросток, переплывавший реку, не смог добраться до берега, и его унесло течением.
24 июня
В Приморье на реке Арсеньевка утонули трое детей, которые пытались вытащить из воды своего товарища.
26 июня
В Приморье во время купания в водоеме в окрестностях села Хвалынка Спасского района семилетний мальчик стал тонуть, ему на помощь поспешила 17-летняя девочка, однако не смогла помочь и тоже ушла под воду.
27 июня
На Камчатке на озере Лесное в Елизовском районе утонула 14-летняя девочка.
1 июля
В районе села Ононск Оловяннинского района Забайкалья 17-летний подросток во время купания со своими сверстниками утонул в реке Онон.
2 июля
В Хабаровске 14-летняя девочка утонула в запрещенном для купания месте, а в Якутии в этот же день во время купания в водохранилище в Нерюнгринском районе утонул подросток 2008 года рождения.
4 июля
В Амурской области на водоеме в поселке Восточном Октябрьского района во время купания утонул 14-летний подросток, он доплыл до середины водоема, но не смог вернуться обратно.
10 июля
B пpигopoдe Улaн-Удэ yтoнyл 14-лeтний пoдpocтoк.
11 июля
В населенном пункте Исток (Бурятия) при купании в карьере утонул подросток 2009 года рождения. При таких же обстоятельствах погиб его сверстник в поселке Селенгинск Кабанского района – он тоже утонул, купаясь в карьере.
16 июля
16 июля в правоохранительные органы поступило сообщение о гибели полуторогодовалого мальчика, утонувшего в реке Ингода в районе поселка Новокручининский Читинского района Забайкальского края.
18 июля
В реке Марич, протекающей через поселок Янракыннот Провиденского городского округа Чукотского автономного округа, утонула двенадцатилетняя девочка.
21 июля
В Лесозаводске (Приморский край) в реке Тамга утонул 9-летний мальчик.
Одним из первых громких трагических случаев стала гибель сразу двух девочек-подростков в Хабаровске, которые 8 июня решили искупаться в Амуре на лодочной станции, где они отдыхали на берегу вместе с друзьями.
Амур – с виду река спокойная, но довольно коварная: водовороты, встречные течения, особенно в черте Хабаровска. В городе нет ни одного официально разрешенного места для купания: пляж на «Амуркабеле» заброшен, на центральной набережной купаться запрещено, на «Дальдизеле» и «Дельфине» такая же картина, в районе села Мичуринское также стоят запрещающие аншлаги. Впрочем, в черте города установлены четыре поста, где до 21 часа дежурят матросы-спасатели, на счету которых уже десятки спасенных жизней. Это, пожалуй, самая действенная мера из всех, потому что кто смотрит на аншлаги «Купаться запрещено»? И когда подростка останавливали подобные вещи?
Впрочем, в Хабаровске после трагической гибели двух девочек провели несколько рейдов по популярным местам отдыха с участием полицейских и инспекторов по делам несовершеннолетних. Со всеми подростками, когда удалось застать их на берегу, провели профилактические беседы, вручили информационные брошюры, а их родителям за то, что допустили детей к воде без присмотра, пригрозили административной ответственностью.
Если в Хабаровске – большом городе – еще как-то смогли наладить работу по предотвращению, то что говорить о маленьких поселках? У каждого водоема же по матросу не поставишь. А купаются, а, соответственно, и тонут, дети и подростки везде: в озерах, малых и больших реках, карьерах.
К середине лета трагедиями отметились почти все регионы Дальнего Востока, включая Камчатку и Чукотку, где лето не особо располагает к водным процедурам. Но в лидерах, вернее – антилидерах, оказалось Приморье.
Там 24 июня одновременно утонули трое детей. Все произошло в выходной день – в субботу. Четверо друзей – мальчишки от восьми до 12 лет без разрешения родителей отправились купаться в реке Арсеньевка в Яковлевском районе Приморья. Один из мальчиков стал тонуть и позвал на помощь остальных. Трое детей бросились к нему, но их стало уносить течением. Лишь один из четверки смог зацепиться за корягу, выбраться на берег и сообщить о случившемся.
После этого случая в Приморье встревожились: к середине лета число утонувших в регионе детей достигло 11 человек против 15 за весь весенне-летний-осенний период прошлого года, а в 2021-м и вовсе восемь погибших было. Добавились и водоемы, которые ранее не фигурировали в трагических сводках.
Хотя, как рассказала корреспонденту EastRussia уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова, список водоемов, где происходят трагедии, всем известен. Одно из таких мест – Горбушинское водохранилище в Дальнегорске, где уже на протяжении трех лет тонут дети.
– Я выезжала туда, разговаривала на месте со специалистами, – рассказывает Ольга Романова, – Место коварное: глубоко и вода холодная, могут быть судороги. Видимо, так с последним погибшим мальчишкой и случилось – плавал-то он очень хорошо. В тоже время закрыть доступ полностью к этому водоему невозможно – это объект промышленного назначения, вода из него используется для охлаждения при определенных производственных процессах, забором его не огородишь.
А вот в Бурятии решили перекопать дорогу к карьеру вблизи села Сужа, что в пригороде Улан-Удэ. Две недели назад с разницей в четыре дня там утонули двое подростков: 14-летний мальчик и 13-летняя девочка. Экстренно собравшаяся районная комиссия постановила: установить запрещающие аншлаги, организовать круглосуточное дежурство, дорогу перекопать.
Последнее решение, конечно, вызывает вопросы: по дороге ездят взрослые, дети и подростки – ну, разве, что на велосипеде или мопеде, но им не составит труда объехать наспех вырытую канаву...
Впрочем, попытки властей хоть каким-то образом исправить ситуацию, понять можно: этим летом в той же Бурятии уже утонули девять детей.
Судороги, резкий перепад температур и переоценка собственных сил – вот основной набор причин, из-за которых гибнут подростки. Корреспондент EastRussia побеседовал с тренером по плаванию, который рассказал, что бывает при резкой смене температуры.
– Пресные водоемы, как правило, имеют скрытые течения – наверняка вы сами ощущали, что под водой может быть более холодный «слой» воды. Это или источник подземный бьет, или «нижнее», более прохладное течение проходит, – рассказал тренер по плаванию Александр Первушов, – и когда человек из жары человек ныряет в такую воду, резкая смена температуры может привести к судорогам. Еще зачастую, особенно мальчишки этим увлекаются, человек прыгает в воду с разбега, или сальто – уже в воде происходит дезориентация в пространстве и все – тут много не надо, чтобы «нахлебаться» воды. Еще один фактор – переоценка собственных сил: доплыл до середины озера, а обратно выгрести уже не хватает сил. В итоге паника, беспорядочные действия.
В подтверждение этому вновь обратимся к статистике: все трагические случаи на Дальнем Востоке, несмотря на огромную морскую береговую линию, произошли именно на пресных водоемах. Что касается группы риска, то здесь можно выделить детей в возрасте 10-12 лет, которые уже обрели достаточную самостоятельность и могут, к примеру, отправиться на речку, но еще не умеют плавать.
Вторая группа – подростки, которые пытаются самоутвердиться в компании или перед самим собой. Тут встречаются два фактора: риска и переоценка собственных сил. Но, как подчеркивает уполномоченный Ольга Романова, все погибшие дети – из благополучных семей, по крайней мере, в Приморье.
Третья группа – совсем малыши, которые погибли по недосмотру родителей, как это было недавно в Читинском районе Забайкалья, где мать отдыхала на берегу реки Ингода с пятью детьми. Отлучилась на несколько минут, и в этот же момент полуторогодовалый сын забрался в воду…
Специалисты не устают повторять: вода непредсказуема, а размеры водоема не всегда имеют значение, утонуть можно и в небольшой луже, прецеденты уже были.
Одни говорят, что вина на родителях – мол, недостаточно разговаривали со своими детьми про опасность, которую таит в себе водоем, не предостерегли.
Другие винят самих детей (точнее, подростков), которые ослушались взрослых и пошли на речку или к карьеру, где купание запрещено.
Третьи в трагедиях обвиняют местные власти, что не предприняли должных мер и не ограничили, к примеру, доступ детей к водоему. По территориальному принципу – да, за все, что произошло, на территории муниципального образования, отвечает местная власть. Но, во-первых, не всегда трагедия происходит в границах села, да и не будет же глава сельсовета строить двухметровый забор вдоль речки?
К примеру, на Алтае депутаты расширили региональный закон «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»: теперь детям запрещено находиться на пляжах без сопровождения взрослых. Кстати, такой запрет действует повсеместно в стране – это прописано в правилах пользования пляжами в России, там указано, что запрещается оставлять без присмотра детей на пляжах вне зависимости от наличия у них навыков плавания.
– Если сделать бассейны более доступными по цене, дети и подростки уйдут от открытых водоемов? – спрашиваю Ольгу Романову.
– Вы бы сами какой отдых предпочли: в бассейне, где есть определенные правила и ограниченное время посещения, или с компанией на свежем воздухе у воды? – задает мне встречный вопрос она.
Хотя тут же добавляет, что должны быть общедоступные места отдыха у воды – официальные, безопасные. В идеале, чтобы там дежурили спасатели, волонтеры или дружинники прошедшие определенные курсы. К примеру, печально известное Горбушинское водохранилище в Дальнегорске – по сути единственное публичное мест отдыха, очень красивое и находится в легком доступе. Понятное дело, что оно притягивает к себе и взрослых, и детей.
– Поэтому мы сейчас выстраиваем не только информационную кампанию, что «нельзя», «опасно», но и ведем кампанию «что делать, если»: как спасать, как себя вести, какую помощь оказывать, – говорит Ольга Романова.
Каждый регион, каждое муниципальное образование по-своему выстраивает работу, направленную на предотвращение беды на воде: где-то перекапывают дороги, где-то проводят рейды, в Благовещенске стали устанавливать устрашающие баннеры в тех местах, где утонули дети.
Выглядит действительно зловеще, но на то и расчёт. Надгробия выглядят страшнее.
В Нанайском районе в нынешнем году стартует разработка гигантского месторождения меди — Малмыжского. Проект масштабный и крайне перспективный. Компания «Амур Минералс» уже построила там высокотехнологичный горно-обогатительный комбинат, один из крупнейших как в России, так и в мире. Ему, как и отрасли в целом, требуются специалисты новой генерации – с новым инженерным мышлением, способные к решению комплексных задач и владеющие самыми современными цифровыми технологиями. Сейчас таких будут обучать в ТОГУ.
В Тихоокеанском госуниверситете с нового учебного года заработала первая в Хабаровском крае ПИШ — передовая инженерная школа - «С.И.Г.М.А». Ее создание поможет уйти в историю байке о том, как молодой специалист приходит на первое место работы, а начальник говорит ему: «Забудьте все, чему вас учили в вузе». Задача ПИШ — вырастить профессионалов-практиков с хорошей памятью, с современными инженерными компетенциями, исследовательским типом мышления, знающих современные системы планирования, управления и контроля.
— Наша Школа создана совместно с ООО «Амур Минералс» для развития высшего инженерного образования и самых современных инженерных разработок в области «Сквозных технологий и инженерии в горном деле и металлургии», — рассказывает директор департамента академической политики ТОГУ Иван Зубко. — В реализации образовательного процесса в ней участвуют не только сотрудники компании, но и ученые Хабаровского Института горного дела ДВО РАН.
Впрочем, подчеркивает Зубко, само инженерное образование невозможно без погружения студентов в современную инженерную деятельность. В ПИШ оно строится на сочетании фундаментального образования, применения цифровых технологий в совместной проектной деятельности студентов и сотрудников «Амур Минералс» (включая работу с программным обеспечением, которое используется ведущими отраслевыми компаниями) и практических модулей, которые проходят прямо на предприятии.
В этом году в Школе был проведен набор на первый курс на специалитет «Открытые горные работы» — 20 человек. В ПИШ переведены и студенты старших курсов этого же направления, для которых дополнительных испытаний не вводили. Особенности этой образовательной программы — глубокое изучение технологии и организации горного производства, а также работа на новейшем оборудовании и технологических комплексах, в том числе на Малмыжском ГОКе.
— ПИШ — это место для эксперимента по созданию самого передового инженерного образования, в нашем случае в отрасли добычи, обогащения и переработки полезных ископаемых. А это направление является стратегическим для нашей страны. А для Дальнего Востока, богатого самыми разнообразными месторождениями, оно особенно важно, — убежден Иван Зубко.
Сейчас у «пишевцев» идет стадия знакомства с предприятием. Студенты должны будут сами выяснить, какие задачи развития стоят перед компанией. Это как раз и будут те задачи, которые они смогут выполнять в процессе обучения. Так первокурсники сразу будут четко понимать, какие знания и для решения каких проблем им необходимы. Старшекурсникам чуть проще — они уже бывали на Малмыжском ГОКе и знакомы с его технологическими процессами и оборудованием.
Конечно, среди поступивших в Передовую инженерную школу есть и ребята из Амурского, Комсомольского и Нанайского районов: в них расположены объекты «Амур Минералс». В основном это выпускники средних специальных учебных заведений-партнеров компании: все они — участники мероприятий, направленных на популяризацию профессий, востребованных на ГОКе. «Амур Минералс» работой со школьниками (а их в 48 образовательных учреждениях трех районов края более10 тысяч) занимается системно.
— Приоритет кадровой политики предприятия — трудоустройство местного населения, — отмечает начальник отдела социальной политики ООО «Амур Минералс» Евгений Шумилов. — Более 1000 сотрудников сегодня работают в «Амур Минералс», 70 процентов из них — местные жители. Потребность в квалифицированных кадрах к запуску предприятия на полную мощность в 2025 году — 2576 специалистов. И мы готовим пополнение прямо со школьной скамьи, с упором на профильные предметы.
Компания «Амур Минералс» заключила договоры о сотрудничестве по подготовке потенциальных кадров для строящегося предприятия с шестью хабаровскоми техникумами и ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»
Так, в минувших апреле-июне компания совместно с ТОГУ провела физико-математическую школу в режиме онлайн для школьников Амурского и Нанайского районов. Проект нашел хороший отклик среди ребят, планирующих получить высшее образование. В 2024-2025 году учебном году предприятие решило продолжить такую практику. Сейчас более 200 учащихся 8-11 классов готовятся пройти обучение по математике, физике и информатике. Впереди — проведение профильных олимпиад по геологии.
— Создание ПИШ было вызвано стремлением изменить подход к высшему инженерному образованию в отрасли, — говорит Иван Зубко, директор департамента академической политики Тихоокеанского государственного университета Появление в Хабаровске центра современного высшего инженерного образования в горной отрасли позволяет создать место притяжения абитуриентов и специалистов из других регионов, обеспечить опору для экономического развития как Хабаровского края, так и всего Дальнего Востока.
Михаил Кузнецов, директор ФАНУ «Востокгосплан»:
— В регионах Дальнего Востока сосредоточено почти 40 процентов разведанных запасов меди в России. Малмыжское месторождение в Хабаровском крае – одно из крупнейших – восемь процентов от запасов меди в стране.
Предстоящий запуск Малмыжского ГОКа — значительный вклад в экономику Хабаровского края. Это и рост ВРП, и дополнительные налоговые отчисления в бюджет региона, и создание 2500 рабочих мест, а также — участие инвестора в развитии социальной инфраструктуры и благотворительных проектах.
С выходом на проектные мощности Удоканского и Малмыжского ГОКов добыча меди на Дальнем Востоке вырастет более чем в пять раз по сравнению с 2022 годом, а его доля в общероссийской добыче — с 10 до 35 процентов.
Учитывая возрастающий спрос на медь в мире (на 18-28 процентов к 2030 году), и особенно в странах АТР (74 процента общемирового спроса), в связи с развитием сектора возобновляемых источников энергии — солнечных и ветряных электростанций, а также ростом производства электромобилей, развитие центров производства меди открывает для Дальнего Востока большие возможности.
— Проект освоения Малмыжского месторождения и строительства крупнейшего в России горно-обогатительного комбината вновь поднял проблему нехватки квалифицированных инженеров для горнодобывающей отрасли, — рассказывает Елена Свищ, заместитель генерального директора ООО «Амур Минералс» по социальной по социальной и кадровой политике: В этом контексте важно то, что с Тихоокеанским государственным университетом у компании «Амур Минералс» уже выстроено взаимовыгодное сотрудничество. Проект «Передовая инженерная школа» стал результатом совместной работы и общего понимания целей компании и университета. Он позволит организовать подготовку инженерных кадров с применением новых подходов к получению высшего образования.
Справочно
Запасы Малмыжского месторождения, расположенного в районе одноименного села Хабаровского края примерно в 80 километрах к югу от Комсомольска-на-Амуре, оценивают более чем в 2 миллиарда тонн руды, в том числе более 8,3 миллиона тонн меди и 347 тонн золота. Поэтому проект освоения сокровищ Малмыжа рассчитан до 2056-го.
«…За последние десятилетия в континентальном Китае появилось несколько элитных вузов, которые стремятся стать исследовательскими университетами мирового класса. В качестве примера можно назвать открывшийся в 2011 году Южный научно-технологический университет (SUSTech), основанный в 2013 году Шанхайский технический университет и Вестлейкский институт перспективных исследований (WIAS), открытый в 2016 году.
Эти три элитных вуза были созданы практически без вмешательства центрального правительства и в отсутствие финансирования из центрального бюджета, что принципиально отличает их от остальных китайских университетов.
Можно выделить три основных сходства с точки зрения стратегии их развития. Во-первых, все они хотят стать небольшими исследовательскими университетами мирового класса и специализироваться в области естественных наук и инженерного дела. Во-вторых, все они развиваются по модели американских исследовательских университетов […]. Однако, в отличие от американских частных исследовательских университетов, новые китайские университеты испытывают большее влияние со стороны местного правительства. В-третьих, все три новых вуза используют альтернативные модели обучения и управления. Однако диапазон возможностей, которыми обладают SUSTech и Шанхайский технический университет, ограничен тем, что они получают государственное финансирование, и в последние пять лет SUSTech приблизился к остальным китайским университетам в вопросах правил приема абитуриентов…».
«Внедрение экспериментальных моделей управления в университетах является не просто эффективной практикой, а необходимостью в современном мире. Когда вузы функционируют с большей гибкостью и не полностью зависят от общенациональной системы образования, они способны быстрее адаптироваться к стремительно меняющимся требованиям общества и рынка труда. Ярким примером служит "китайская модель", где культура поэтапного внедрения масштабных изменений методом проб и ошибок стала одним из ключевых факторов успеха страны. Архитектор китайских реформ Дэн Сяопин описывал этот подход метафорой: "переходить реку, нащупывая камни". Это означает, что самые смелые реформы сначала пилотируются в отдельных регионах, чтобы затем выбрать наиболее успешные практики и масштабировать их на всю страну.
Создание университетов, которые сами определяют свою стратегию развития, привлекают ресурсы и формулируют критерии для приема абитуриентов, переводит вузы в проактивную, субъектную позицию. Обычно университеты, за исключением самых передовых, являются инертными и бюрократизированными структурами. Делегирование ответственности и расширение автономии позволяют им отходить от приказного, ручного управления и стимулируют искать пути к инновациям. Такие инициативы в духе низовой демократии – еще одна важная составляющая "китайской модели" развития. Мы привыкли считать китайскую систему управления жесткой и абсолютно вертикально ориентированной, но это является верным лишь отчасти. Жесткость в одних вопросах гармонично сочетается с гибкостью в других: в допустимых рамках поощряется конкуренция и инициатива "снизу", что высвобождает продуктивные силы в обществе. Таким образом, автономия и инициатива позволяют достигать стратегических целей развития, которые ставит государство.
Несмотря на то, что объективные условия в России и Китае различаются, особенно в части качества и объема рыночной среды, подобные практики уже начинают реализовываться и в нашей стране. В рамках федеральной программы "Приоритет-2030" университеты перешли в позицию, когда ресурсы не приходят "сверху" сами, а их нужно добиваться в конкурентной среде на основе ежегодных результатов развития. Это стимулирует университеты повышать эффективность и внедрять новые подходы в своей работе. Например, университеты-участники программы "Передовые инженерные школы" (ПИШ) создают экспериментальные модели, где пилотируются новые подходы для сотрудничества с реальным сектором: от управления ресурсами до образовательных практик. Дальневосточный федеральный университет является участником обеих программ. И, конечно же, о кардинальных результатах на уровне всей системы образования говорить пока рано, ведь такие проекты реализуют в долгосрочной перспективе. Однако, безусловно можно констатировать, что российские университеты сегодня меняют логику своего развития и ведут свою деятельность более осознанно, становятся субъектными.
Субъектность развивает ответственность за свои действия, а ответственность становится ключевым фактором успеха в развитии университетов. Когда вузы сами определяют свои цели, они более осознанно подходят к своему развитию и лучше реагируют на вызовы времени. Осознанные университеты способны быстрее внедрять инновации, адаптироваться к меняющимся условиям и готовить специалистов, востребованных на рынке труда. Это особенно важно в эпоху четвертой промышленной революции, когда технологии меняются с невероятной скоростью, и система образования должна успевать за этими изменениями».