Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело из-за ДТП с автобусом в Якутии
Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил руководителю СУ СК России по Якутии возбудить уголовное дело по факту ДТП с пассажирским автобусом, в котором погибли и пострадали люли. Виталий Кондратенко должен лично представить доклад об установленных обстоятельствах происшествия.
Следственный отдел МВД России по Алданскому району Якутии возбудил уголовное дело по факту нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
По данным регионального МВД, в результате съезда в кювет и опрокидывания автобуса 30 человек получили ранения различной степени тяжести, трое мужчин и одна женщина погибли на месте. В больницы отвезли 15 человек, четверо в тяжелом состоянии, в том числе водитель – он в реанимации. Домой лечиться отправили 15 человек. Один пассажир не пострадал.
На момент ДТП водитель был пристегнут ремнем безопасности. Автобус «HIGER KLQ6928Q» имеет лицензию на перевозку пассажиров и полис ОСАГО, предрейсовый технический осмотр проходил. ДТП произошло в светлое время суток. Асфальт был мокрым из-за идущего снега. Пассажирский автобус на федеральной трассе «Лена» в Якутии перевернулся 10 сентября.
Учёные ДВО РАН представили научные доказательства того, что ледяной дождь даже спустя три года влияет на пожароопасную обстановку — в частности на острове Русском. Результатами своих исследований они поделились с EastRussia.
В 2020 году весь мир облетели фотографии Владивостока, находящегося в ледяных оковах. На несколько дней дальневосточная столица прогрузилась в коммунальный коллапс. Толщина льда на проводах, ветвях деревьев, понтонах знаменитых мостов достигала двух см.
Как позже объяснили метеорологи, подобные осадки формируются, когда происходит инверсия температуры: на высотах одного-двух км воздух теплее 0℃, а у поверхности земли температура остается отрицательной -3...-5. Примерно это и случилось в конце ноября 2020 года. У берегов Приморья столкнулись южный циклон и отрог Сибирского антициклона.
Но если город, его жители достаточно быстро справились с последствиями аномального природного явления, то в лесах ледяной дождь оставил глубокий след и его влияние там ощущается до сих пор. А главная опасность, которую принесли с собой осадки три года назад – пожары, вероятность которых сейчас увеличилась в разы.
Группа дальневосточных учёных провела исследование воздействия ледяного дождя на леса острова Русский. Там, все территории, покрытые лесом, а их около девяти тыс. га, пострадали от этой природной аномалии.
«Цель нашей работы — не просто сказать, что после ледяного дождя много обломанных деревьев, а дать количественные, цифровые характеристики на уровне лесоводственной оценки, — говорит соавтор работы, научный сотрудник Института геологии и природопользования ДВО РАН Александр Иванов. — Мы определили запасы древесины обломанных частей деревьев, оценили, насколько сильно оказались повреждены кроны, посмотрели, как на повреждения влияли вид дерева и его размер».
Вместе с коллегами, главным научным сотрудником Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН Дмитрием Замолодчиковым и студентами Приморского государственного аграрно-технологического университета, учёные выявили, казалось бы, парадоксальную взаимосвязь льда и участившихся пожаров: кроны не выдерживали слишком большой массы льда — ветви и стволы ломались, образуя большое количество валежника, который стал потенциальным топливом для пожаров.
Учёные работали экспресс-методом — в течение трех дней заложили десять пробных площадей по всей территории острова Русский, на которых описали древостой (растущие деревья) и валежник — то, что было обломано и упало. Затем был этап обработки данных, знакомства с исследованиями коллег из Северной Америки, где эти явления происходят чаще и с гораздо большим ущербом.
Авторы работы выяснили, что на Русском от облома ветвей в среднем пострадало 25% крон деревьев. Больше всего «досталось» липам и берёзам: у них раскидистые кроны. Меньше всего ледяной дождь зацепил низкорослые клены и грабы, которые укрылись под основным пологом древостоя.
«Мы также применили методы дистанционного зондирования, использовали так называемый "вегетационный индекс" (показатель, характеризующий состояние растительного покрова), — продолжает Александр Иванов. — Оказалось, что даже спустя два года средние значения этого индекса были ниже, чем до ледяного дождя. Основная древесная порода на Русском — дуб монгольский. Деревья восстанавливают кроны, но медленно. Важно, что такое нарушение структуры леса в целом снижает его устойчивость, делает его уязвимым к болезням и вредителям».
Учёный говорит, что к подобным явлениям погоды лесное хозяйство адаптировать сложно. Если от лесных пожаров может уберечь профилактика, постоянный контроль пожароопасных точек, то для защиты от ветровала и ледяных дождей таких инструментов нет.
«Мы не знаем, когда и где в следующий раз произойдет такое явление, — отмечает учёный. — И если, например, хвойные деревья лучше переносят ледяные дожди, то они же оказываются менее устойчивы к ветровалам. Есть зарубежные исследования, которые показывают, как структура леса влияет на устойчивость к ледяному дождю. То есть какими должны быть оптимальное расстояние между деревьями, размеры крон, видовой состав леса, чтобы ущерб оказался минимальным. Возможно, и нам скоро придётся всерьёз решать эти вопросы. В настоящее время важно вести качественный лесопатологический мониторинг состояния лесов на острове Русском».
После того как разрушительный ледяной дождь обрушился на Владивосток прошло уже более трех лет. Но учёные и по сей день не знают, какими будут его последствия.
«Необходимо устроить повторное обследование лесов и оценить, как изменилась ситуация, в каком состоянии находятся обломанные кроны и сами места сломов, сколов, обдиров коры — не поселились ли там патогены — грибы и насекомые, — говорит Александр Иванов. — Отличный принцип поведения человека по отношению к восстанавливающемуся лесу — "не мешать". Но у нас не получается, мы строим в лесу дороги и линии ЛЭП, делаем площадки, возводим дома, допускаем лесные пожары. А опыт восстановления лесов в Приморском крае очень небогатый и положительных примеров не так много».
Изучением проблем взаимодействия природных экосистем и климата занимается консорциум «Российские инновационные технологии мониторинга углерода" - "РИТМ углерода"», включающий ведущие научные организации страны. Проект курирует Минэкономразвития РФ. Одна из практических задач консорциума – разработать меры адаптации в природопользовании (и лесопользовании) к изменениям климата и его негативным последствиям.
Подтопления в Приморье начались еще в конце мая, когда в регион стали один за одним приходить тайфуны – в зоне риска оказывались то один, то другой район края, но в августе масштаб бедствия вырос многократно. Как заявили в администрации Уссурийска – нынешний паводок стал самым разрушительным за последние 10 лет.
Ещё накануне подхода тайфуна Ханун 4-5 августа в Приморье прошли сильные ливни, которые наделали немало бед – так, в Красноармейском, Чугуевском и Ханкайском районах отрезанными от внешнего мира оказались 14 поселков, на 20 участках дорог образовались переливы. Из-за затопления дорог даже пришлось закрыть пункт пропуска Полтавка – Дуннин на российско-китайской границе, позже это вылилось в многочасовые очереди на другом пункте пропуска в Приморье Пограничный – Суйфэньхэ, где пришлось перейти на работу в две смены.
Не успев справиться с последствиями непогоды, в Приморье стали готовиться к приходу Хануна. О его приближении синоптики предупредили в первой декаде августа, прогноз обещал мощные ливни, сопровождающиеся штормовым ветром. Все так и случилось, вот только последствия тайфуна проявились несколько позже, когда стали наполняться сначала малые и горные реки, а затем и более крупные, в том числе, Уссури.
Предугадывая неблагоприятные последствия, в Приморье стали стягивать дополнительные силы: 9 августа из Хабаровска выехала
группировка спасателей Амурского центра МЧС, в которую вошли 50 человек, усиленные пятью единицами техники и четырьмя плавсредствами. Их направили в Дальнереченск и Уссурийск – как в воду глядели…
К 12 августа в 14 районах края был введен режим ЧС, 31 населенный пункт остался без наземного сообщения, подтопленными оказались 543 дома, почти 1400 приусадебных участка и 40 участков автодорог. Из-за обильных осадков водность большинства рек региона стала выше обычной почти в четыре раза, а реки Раздольная в Октябрьском районе – в шесть раз, из-за чего пришлось эвакуировать 160 человек из сел Синельниково 1, Старореченское и Константиновка.
А вода все прибывала и прибывала. Более того, гидрологи спрогнозировали, что в верхних течениях рек максимальный уровень воды будет достигнут 12-13 августа, в среднем и нижнем течении рек – 14-16 августа.
Первым стал тонуть город Спасск-Дальний, вода быстро прибывала в заречную часть города. Началась эвакуация жителей. Затем «пал» Уссурийск, где прорвало дамбу, построенную специально для сдерживания паводка. В микрорайоне «Семь ветров» вода подступила к окнам квартир на втором этаже, в 70 домах отключили электричество.
В крае открыли 13 пунктов временного размещения, где «прописались» 550 человек, всего же было эвакуировано свыше двух тысяч человек.
Уже тогда стало ясно, что своими силами региону не справиться. Для ликвидации последствий в Приморье была направлена оперативная группа центрального аппарата МЧС России, всего в крае было задействовано 653 человека и 205 единиц техники.
15 августа в Приморье ввели режим ЧС краевого масштаба. По мнению властей, это поможет привлечь дополнительные силы, скоординировать действия, а также при необходимости обратиться за помощью в федеральный центр. Впрочем, такая помощь не заставила себя долго ждать – в своем Telegram-канале глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил, что министерство выделит на устранение последствий тайфуна 340 млн рублей.
«После тайфуна Ханун, тяжелее всего ударившего по Уссурийску (обстоятельствами прорыва дамбы занимается прокуратура), Приморье ждет тайфун Лан. Предоставим Приморскому краю средства на ликвидацию последствий наводнения в объеме 340 млн рублей», – сказал Алексей Чекунков.
Пострадали, кстати, не только местные жители. Август – «высокий» сезон, когда на пляжи Приморья устремляются тысячи дальневосточников практически из всех регионов, нередко – на своих автомобилях. Из-за размытых дорог, в том числе, участка федеральной трассы «Уссури» Хабаровск – Владивосток, многим пришлось провести ночь в машинах и придорожных гостиницах.
Всего в Приморье подтопленными оказались более 5 тыс. жилых домов, 7,4 тыс. приусадебных участков, свыше 80 участков дорог, вода отрезала от сообщения 66 населенных пунктов, без света оставались более 20 тыс. человек.
Дамбу в Уссурийске, которая вообще-то должна была защитить город от подобных явлений, строили несколько лет: сроки постоянно переносились, в итоге к лету 2023 года ее попросту «пересыпали» – именно в этом месте ее и прорвало. По данному факту прокуратура Приморского края возбудила уголовное дело по статье «Халатность».
«Дождемся расследования, думаю, виновные будут названы и наказаны. В любом случае сейчас подрядчику необходимо подготовить технику, стройматериалы, определиться с типом грунтов и местом их забора. В рамках режима ЧС будем отсыпать, укатывать эту дамбу, чтобы она отвечала всем требованиям», – сказал по этому поводу губернатор Приморья Олег Кожемяко.
Как оказалось, объект не был достроен в намеченный срок, из 11 этапов строительство были выполнены девять. Также возбудили второе уголовное дело – из-за нарушения правил безопасности при ведении строительных работ, что повлекло причинение крупного ущерба. Весной, кстати, за отступление от проектной документации подрядчика привлекали к административной ответственности. Теперь, судя по всему, грозит уголовная.
«Это небывалый паводок с момента наблюдений. Тот конструктив, те высоты, которые были сделаны, не выдержали, так как дамба не была возведена на проектные отметки, что были предусмотрены проектом. А задержки как раз и были вызваны непогодой, которая установилась в крае», – отметил заместитель руководителя федерального агентства водных ресурсов Вадим Никаноров.
Как только спала вода, подрядчик приступил к восстановлению дамбы. Губернатор Приморья Олег Кожемяко поручил министру природных ресурсов и охраны окружающей среды региона на месте контролировать ход работ.
Последствия и компенсации
Пострадавшие во время паводка могут рассчитывать на выплаты. Во-первых, это единовременная материальная помощь в размере 10 тысяч рублей в случае нарушения условий жизнедеятельности, т.е. если жилой дом затоплен на 10 сантиметров и более или повреждены части его несущих конструкций. Во-вторых, это финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 50 или 100 тысяч рублей в зависимости от степени утраты имущества. В-третьих, единовременное пособие в случае получения вреда здоровью при ЧС в размере 200 или 400 тысяч рублей в зависимости от степени тяжести вреда. Кроме того, предусмотрено единовременное пособие в случае гибели члена семьи в результате ЧС в размере миллиона рублей.
Погибших оказалось шестеро – двое детей утонули, когда их затянуло в сточную трубу, куда стекала вода после прошедших ливней.Один мужчина погиб, пережидая паводок в собственном доме, еще двое – в дороге, один ехал на велосипеде, второй на электросамокате, их попросту смыло, еще одного погибшего нашли под Уссурийском.
Глава региона Олег Кожемяко отправил в пострадавшие районы свыше 70 сотрудников правительства Приморского края помогать наводить порядок.
Не остались в стороне и дальневосточники: пункт сбора помощи пострадавшим от паводка жителям Приморья открыли в Чите, забайкальцам предлагается приносить тепловые пушки, мотопомпы, дизельные генераторы, необходимые вещи, в том числе школьные принадлежности. Гуманитарную помощь прислали Сахалин, Камчатка, ЕАО. 72 тонны «гуманитарки» доставил специальный рейс из Беларуси.
«В сборе гуманитарной помощи принимала участие буквально вся страна. Учитывая наши добрососедские отношения, многие откликнулись на беду Приморского края и включились в этот процесс. Помощь предоставлена из фонда Госрезерва, от предприятий легкой промышленности, пищевой промышленности», – заявил начальник главного управления государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны МЧС Республики Беларусь Игорь Гайшун.
Впрочем, убытки еще только предстоит подсчитать. И они, судя по всему, будут не только прямые. Как оказалось пункт пропуска Полтавка – Дуннин, который 8 августа пришлось закрыть из-за размытых подъездных дорог, откроется нескоро: частично разрушенным оказался мост через реку Гранитная, Росгранстрой оценивает масштаб ущерба.
По предварительным оценкам Ханун нанес ущерб 320 хозяйствам края, в основном пострадали посевы сои. Муниципальные комиссии составляют акты для компенсации ущерба застрахованным сельхозпроизводителям.
Оказать финансовую помощь региону поручил и Президент РФ Владимир Путин. Соответствующее указание он дал главе МЧС РФ Александру Куренкову.
«Вы тогда вместе с губернатором организуйте соответствующий запрос, оформите все, что нужно. Понятно, что нужно делать в таких случаях, и сделать нужно как можно быстрее», – поручил Владимир Путин.
Этим летом по улицам Хабаровска начали курсировать новые автобусы, работающие на газомоторном топливе. Они пошли по муниципальному маршруту № 1, который связывает два вокзала: железнодорожный и речной. Кстати, именно «единичка» стала одним из первых регулярных маршрутов общественного транспорта в Хабаровске. Случилось это ровно 100 лет назад. При этом лишь недавно из автобусов, трамваев и троллейбусов краевого центра исчезли кондукторы, взимавшие плату за проезд. Им на смену пришли современные технологии, позволяющие экономить не только перевозчикам, но и пассажирам.
В далеком уже 1923 году комсомольцы Москвы передали Хабаровску автобус. Пока его перевезли на Дальний Восток, пока обучили шофера с кондуктором – на линию он вышел в 1924 году и стал курсировать между железнодорожным вокзалом, который был главными воротами дальневосточной столицы, и речной пристанью, откуда пассажиры отправлялись дальше по Амуру.
Вскоре появился и второй автобус. И если первый был 18-местным, второй вмещал 12 пассажиров, при этом оба - с вместительными багажными отсеками, так как пассажиры преимущественно были с чемоданами, кофрами, дорожными сундуками. Впрочем, на Карла Маркса было оборудовано несколько промежуточных остановок и автобусами стали пользоваться не только транзитные пассажиры, но и горожане, хотя основным средством передвижения по Хабаровску по-прежнему оставались гужевые повозки.
Попытка наладить регулярные пассажирские перевозки в Хабаровске была предпринята ещё летом 1912 года. Тогда частный предприниматель Георгий Андреевич Шошин выписал из Германии шестиместный автомобиль, который решил пустить между центром города и базой Амурской речной флотилии, которая находилась в Осиповском затоне (ныне Краснофлотский район Хабаровска) и де-юре частью города не считалась: её присоединили к Хабаровску лишь в 1945 году, то есть, по сути, это была первая пригородная линия. Кстати, Шошин также содержал ещё 30 конных экипажей.
В 1925 году в Хабаровске открыли первые автомобильные курсы и, как говорится, «пошло-поехало»: к весне 1930 года в городе уже официально было зарегистрировано 102 легковых и грузовых автомобиля, а также восемь мотоциклов. Пришлось даже создавать целое отдельное дорожно-транспортное управление, которое стало прародителем нынешней ГИБДД.
Еще через восемь лет лошади были практически полностью вытеснены автомобилями с улиц Хабаровска — пришлось даже переименовывать автогужевую контору в автомобильный трест. К 1940 году по городу «бегало» уже 65 автобусов, которые обслуживали пять маршрутов. Развитие общественного транспорта затормозилось в годы Великой Отечественной войны. Но вот с ее завершением, особенно в начале 50-х годов в Хабаровске случается транспортный бум.
В начале 50-х годов ХХ века власти принимают решение об интенсивном развитии электротранспорта в новых микрорайонах, как их тогда называли — в новых кварталах. Вдоль Краснореченского шоссе (оно вело в пригородное село Красная Речка, где в свое время находились лагеря для военнопленных и содержался под стражей последний император китайской династии Цин Пу И) появлялись районы: институт культуры, МЖК, Сурикова, Стройка. Принцип был такой: предприятие и рядом жилмассив для его работников. Исторически сложилось, что вдоль Краснореченской расположилось больше десятка заводов и фабрик, поэтому и решили пустить вдоль трассы трамвайную линию.
Возводили трамвайные пути методом «народной стройки»: на добровольных началах, во время субботников и в качестве шефской помощи. Все это позволило к ноябрьским праздникам 1956 года запустить маршрут №1, ходил он от железнодорожного вокзала до трамвайного парка (который до сих пор там и находится). Тогда же был объявлен набор слушателей по новой специальности – водитель трамвая. Обучение первой группы, кстати, проводилось во Владивостоке.
Позже маршрут «единички» продлили до южной оконечности города, в итоге он стал самым протяженным на всем Дальнем Востоке, да и вообще Хабаровск сейчас – самый восточный город Евразии, где есть трамваи.
С конца 50-х электрифицированные вагоны побежали в северную часть города, в 1973 году в Хабаровске появляется трамвайное депо № 2, а ещё через два года был запущен троллейбусный маршрут: тоже «единичка», который соединил аэропорт Хабаровска с центром города. Кстати, Хабаровск – один из немногих российских городов, где в аэропорт и из него можно добраться на троллейбусе, и да – самый восточный город в стране, где есть троллейбусы.
Еще один виток развития троллейбусной сети случился в Хабаровске в начале «нулевых», когда было открыто сразу несколько новых маршрутов, в том числе, по проспекту 60-летия Октября с заездом в Первый микрорайон. Правда, сегодня он законсервирован, но зато год назад власти города связали воедино три вокзала: железнодорожный, автобусный и воздушный: для этого были закуплены троллейбусы, которые могут ездить без проводов – за счет аккумуляторов повышенной емкости.
Конечно же, наряду с электротранспортом, в Хабаровске развивалось и автобусное сообщение: первые автобусы появились еще в феврале 1912 года – их привезли для рабочих, занятых на строительстве Восточной части Амурской железной дороги. Так что это были, скорее «вахтовки», но никак не общественный транспорт. Примечательно, что из 10 автобусов фирмы «Бенц» вместимостью 11 пассажиров каждый, один автобус был приспособлен для езды по рельсам. После Великой Отечественной войны, по улицам Хабаровска, кстати, бегали несколько трофейных «Бенцов».
Затем появились отечественные ЗиСы, позже ЛиАЗы, венгерские «Икарусы», в том числе и с «гармошкой». Кстати, в автопарке «Южный», где базировалось большинство «Икарусов» (так как они обслуживали маршрут № 25), вплоть до середины «нулевых» работал шорник, задача которого была – зашивать порванные «гармошки» автобусов. Профессия исчезла вместе с «Икарусами».
Первая массовая смена автопарка случилась в конце 90-х, когда из Южной Кореи в Хабаровск доставили крупную партию автобусов DAEWOO – 100 штук. Они хоть и были б\у, но сильно отличались от подуставших ЛиАЗов с «бутылочным» звуком двигателя. Бело-красно-оранжевой расцветки их до сих пор можно встретить на некоторых маршрутах (в основном, пригородных).
Затем обновление автопарка происходило постоянно: на линии выходили южнокорейские, белорусские, китайские и российские автобусы, были даже японские – с правым рулем, где пассажирам приходилось выходить через левый борт, то есть буквально на проезжую часть, потом это исправили — вырезали дверные проёмы с «правильной» стороны. Дошла очередь и до электробусов. Всего в Хабаровске около полусотни маршрутов, а общественный транспорт перевозит до 120 млн пассажиров в год – цифра внушительная, учитывая, что в городе немногим более 600 тыс. жителей!
Знаете, о чем говорит правило в общественном транспорте «Вход – через заднюю, выход – через переднюю»? О том, что автобус/трамвай/троллейбус работает без кондуктора. Хабаровчане, оказавшись в другом городе, всегда недоумевали: как так? И немного терялись – кому передавать плату за проезд? Дело в том, что Хабаровск долгое время оставался одним из немногих крупных городов, где в общественном транспорте сохранялся институт кондукторов. Лишь в последние годы эти функции стали передавать водителям, что, согласитесь, тоже не очень удобно: шофер не должен отвлекаться от управления даже во время остановок.
Именно поэтому внедрение безналичной и даже бесконтактной оплаты проезда в общественном транспорте Хабаровска — вопрос приоритетный. Пассажирам уже доступна «Единая Транспортная Карта», но, чтобы стимулировать более активное её использование, в Хабаровске и крае с 1 сентября ввели кешбэк: при пополнении ЕТК через Систему быстрых платежей (СБП), пользователю возвращается обратно на счет 20% от суммы. Предложение ограничено по времени – до 31 декабря, и по сумме – на счет вернется не более тысячи рублей в месяц. При этом пополнение «Единой Транспортной Карты» возможно через мобильное приложение «Транспортная карта» или сайт, где достаточно ввести данные своей транспортной карты и указать сумму для пополнения. Главное условие — выбрать способ пополнения через СБП. Для получения кешбэка необходимо предварительно зарегистрироваться в программе лояльности на сайте. Запустить акцию именно осенью решили неспроста: заканчивается отпускной сезон, дальневосточники возвращаются домой, дети ездят в школу.
«Как правило, после отпускного сезона и с начала сентября люди начинают чаще пользоваться общественным транспортом. Благодаря акции у жителей Хабаровского края есть возможность пополнять транспортные карты в несколько кликов и с выгодой для своего кошелька. Выполнение операции займет буквально пару минут, а 20% от суммы пополнения вернется на ваш банковский счет. По нашему опыту, такие технологичные решения пользуются спросом у россиян», — рассказала директор по развитию продуктов, цифровых и технологических сервисов НСПК Мария Точилова.
А по мнению оператора автоматизированной системы учета и оплаты проезда «Электронный проездной - Хабаровск», Дмитрия Ламаша, кешбэк в размере 20% при пополнении «Единой Транспортной Карты» для пассажиров может быть привлекательным стимулом для использования общественного транспорта. Благодаря акции пассажиры могут значительно снизить свои расходы. Это должно стать привлекательным предложением для людей, особенно для тех, кто ежедневно пользуется общественным транспортом и тратит значительные суммы на проезд.
Реклама. АО «НСПК», ИНН 7706812159
erid: LjN8K2fmz
Потенциал расселения овцебыков в Якутии составляет 150-200 тыс. особей при текущей численности в восемь тыс. животных. Однако пока популяция растет стихийно, из-за недостатка финансирования.
Овцебык — животное тундры, у него богатая шерсть, хорошие запасы жира, это помогает ему свободно переносить и морозы, и ветер, выживать в условиях, в которых другие виды этого сделать не могут. Это крупнейшие представители наземной арктической фауны, вес самцов достигает 200-300 кг.
В середине XIX века овцебыки в России были полностью истреблены, сохранившись лишь в Канаде. Для восстановления популяции первая партия из десяти молодых канадских овцебыков была выпущена на Таймыре в 1974 году. Позднее из США привезли еще одну партию из 40 особей – 28 самок и 12 самцов. Сейчас поголовье этих животных насчитывает порядка восьми тыс. особей. По оценке главного специалиста департамента биологических ресурсов министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства региона Андрея Попова, ее можно увеличить в 20 раз. Потенциал расселения овцебыков без ущерба для оленеводства и для экосистем Якутии — 150-200 тыс. особей, считает эксперт.
Как отметил Андрей Попов, летом во время сильной жары олени, спасаясь от гнуса, уходят к морю. У овцебыков другая стратегия — они поднимаются вверх, там, где прохладно и ветрено. Для питания зимой овцебыки выбирают горы и пригорки, где ветер выдувает от снега растительность.
«Олень не может там выжить, ему обязательно нужен зимой хороший лишайниковый корм», — объяснил эксперт.
Планы по дальнейшему расселению овцебыков замедляются нехваткой финансирования.
«Например, мы хотели бы овцебыков заселить в Усть-Янский район, но пока не хватает финансирования. Мы считаем, что животные могут заселить горные тундры Момского и Верхоянского хребтов, хребта Черского. Опасность для вида представляют медведи и волки. От них животные эффективно защищаются с помощью круговой обороны», — отметил Попов.
При этом животное не угрожает экосистеме.
«Питаются они как козы: очень аккуратно поедают растительность, в отличие от других животных, даже от того же оленя, не нарушают покров тундры», — пояснил биолог.
Сейчас ареал обитания овцебыков расширяется стихийно — специалисты и местные жители отмечают случаи проникновения животных в Усть-Янский район.
«Видимо, речь идет о самцах-одиночках, которых отогнали самцы-доминанты. Самцы-субдоминанты уходят, ходят небольшими группами от двух до пяти особей. Встречаются и одиночки. Они являются своего рода пионерами освоения новых пространств. Затем, если удастся, они могут отбить самок и привести их в то место, которое разведали», — рассказал собеседник агентства.
Помимо того, что с удовлетворением отмечают сам факт роста популяции, расселение овцебыков имеет и сопутствующий положительный экологический эффект — их появление улучшает структуру почвы.
«Идет ускорение утилизации растительной органики, повышается плодородие в пастбищных угодьях. За счет этого повышается уровень вторичной продуктивности пастбища. Первичная продуктивность — это увеличение растительной массы растений. Вторичная продуктивность — это увеличение на этих пастбищах мышей, зайцев, птиц из-за лучших защитных и кормовых условий», — объяснил биолог.
Он прокомментировал распространившееся в соцсетях видео: на севере Якутии молодой человек дразнит овцебыка палкой. В ответ животное ударило его не рогом, а просто лбом.
«Животное знает, что такое рог, это уже орудие убийства. А этот человек для него не представлял большой опасности, он его просто проучил, можно сказать», — считает Андрей Попов.
Эксперт Проектного офиса развития Арктики (ПОРА), координатор проекта «Овцебык.РФ» Игорь Мишуков отмечает, что полученные данные свидетельствуют о положительной тенденции. Эксперт считает, что животные не только прижились за почти 30 лет его реинтродукции в регионе, но и активно осваивают территорию республики.
«Как же ответит Таймыр? До недавнего времени старейшая в России таймырская популяция овцебыка считалась и крупнейшей. Однако, по официальным данным, овцебыков на Таймыре всего семь тысяч! Значит ли это, что Якутия «вырвалась вперед»? Для точного ответа необходимо дождаться информации об учете овцебыков на Таймыре, который также проводился летом 2024 года», — отметил он.
Впрочем, по его мнению, в масштабах России не так уж важно, какой регион выиграет первенство «по овцебыкам». Главное, что полученные данные еще раз подтвердили успешность эксперимента по возвращению овцебыка в природную среду, начатого советскими учеными полвека назад, в далеком 1974 году, добавил эксперт.
Овцебыки занесены в Красную книгу Республики Саха (Якутия). Их численность в Якутии выросла с момента расселения, с 1996 по 2017 годы, в 42 раза — до восьми тыс. особей, выявил авиационный учет животных в арктической зоне региона в 2024 году. В 1996-2017 годах на территории Аллаиховского, Анабарского, Булунского и Нижнеколымского районов выпустили около 190 овцебыков. Общая численность овцебыков в России оценивается в 17 тыс. особей.
Владимир Путин 18 июня посетил Якутию. Визит планировался на январь и должен был стать частью президентской кампании, но не состоялся из-за непогоды. Корреспондент East Russia о главных моментах президентской поездки.
Приоритетный округ
В ходе рабочей поездки в Якутию Владимир Путин вновь обозначил приоритетность развития Дальнего Востока «на весь XXI век без всякого преувеличения». Президент обратил внимание на темпы роста экономики ДФО, которые превышают среднероссийские. Глава государства отметил необходимость дальнейшего развития инфраструктуры: поддержку получит Восточный полигон, будет развиваться судостроительный кластер. Владимир Путин дал также понять, что власти держат в уме строительство моста на Сахалин, однако сейчас в центре внимания главы государства строительство моста через Лену: президент накануне поездки в Якутию обсудил финансирование объекта с министром финансов Андреем Силуановым. Ожидается, что благодаря возведению этого перехода валовый продукт в республике вырастет на 3%, а прямые затраты бюджета снизятся на 4,7 млрд рублей.
Глава Якутии Айсен Николаев попросил поддержки в реконструкции двух аэропортов — Усть-Куйги и Ленска. В рамках действующего комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до конца 2024 года в Якутии выполняется реконструкция 14 аэропортовых комплексов. Весной 2020 года власти региона сообщали, что финансирование 10 аэропортов, в том числе в Ленске и Усть-Куйге, программой не предусмотрено.
Кадры наше все
Привлечение кадров в регион останется в приоритете, что гарантирует сохранение социальных программ, в том числе дальневосточной ипотеки. В частности, на встрече с молодыми специалистами президент заверил, что запланированное в рамках оптимизации налоговой системы повышение НДФЛ не будет распространяться на северные надбавки.
Кадры определяют будущее Дальнего Востока, подчеркнул Владимир Путин. Президент отметил, что доля молодежи на Дальнем Востоке немного выше — 27% против 25%— чем в среднем по стране. «Это, в общем, хорошая тенденция, говорит о том, что привлекательность региона возрастает. И понятно, потому что он, конечно, мощный, красивый, огромный и перспективный, очень перспективный», — сказал Владимир Путин.
Вузовское сообщество с воодушевлением встретило поддержку главой государства идеи о выделении стипендий для выпускников школ Дальнего Востока. «Это послужит для молодежи хорошим стимулом оставаться и получать в регионе высшее образование и в дальнейшем работать. Это создаст дополнительный стимул для развития высшего образования и качества человеческого капитала на Дальнем Востоке», - отметила ректор АГИКИ Саргылана Игнатьева.
Владимир Путин также поддержал строительство межвузовского кампуса в Якутске. Новый объект обеспечит инфраструктуру для подготовки приоритетных кадров для развития Дальнего Востока и Арктики в рамках деятельности СВФУ, АГИКИ и АГАТУ.
«Уверена, что появление кампуса обеспечит высокотехнологичную научно-образовательную среду в регионе. С учетом планов развития АГИКИ в рамках программы развития АГИКИ по программе “Приоритет-2030” кампус предоставит возможности для развития нашего вуза, позволит наладить условия для экосистемного подхода в подготовке кадров, комфортное проживание, творческую самореализацию и получение качественного обучения на базе высококлассных мастерских, учебных аудиторий и общежития», — считает Саргылана Игнатьева.
В вузовском сообществе видят дополнительные стимулы для развития сферы образования учреждение Минвостокразвития РФ по поручению Президента РФ именных стипендий для выпускников школ всех регионов России, получивших 100 баллов по одному и более предметам ЕГЭ или являющихся победителями и призерами всероссийских олимпиад и поступивших в вузы Дальнего Востока. Это позволит и дальше закреплять кадры на Дальнем Востоке.
Талантливый и креативный народ
Из представленных президенту проектов становится ясно, что Якутия претендует на лидерство не только в сырьевом секторе, но и в креативной экономике. Главе государства показали выставку творческой и IT-индустрии. Владимир Путин высоко оценил таланты и мастерство народов Якутии, а также подчеркнул преданность людей традиционной культуре.
«Владимир Владимирович не раз отмечал, что Якутия обладает одной из лучших практик по развитию творческих индустрий. Поэтому первым делом мы представили сердце креативной экономики нашей республики — креативный кластер "Квартал Труда". <…> Владимир Владимирович высоко оценил все проекты и отметил, что в Якутии действительно живут талантливые, креативные люди», — рассказал глава Якутии Айсен Николаев.
В экспозиции, с которой ознакомился глава государства, представлены стенды нескольких инновационных проектов. В частности, это анализатор медицинских снимков Sciberia, действующий на базе искусственного интеллекта, система мониторинга авиадвигателей «Хорус», анимационная студия «Тундра».
Разработки якутских инноваторов направлены и на сферу безопасности, поддержку СВО. С началом специальной военной операции резиденты технопарка «Якутия» адаптировали свои разработки под нужды военнослужащих. Эти проекты получили поддержку ТОР «Патриотический», который был создан по поручению вице-премьера-полпреда Президента в ДФО Юрия Трутнева.
Среди разработок — энергосберегающие укрывные изделия из инновационных комбинированных материалов «Хоту Тент», универсальные отопительные печи для обогрева и приготовления пищи в армейских палатках, бесшумный и невидимый для тепловизоров транспорт, беспилотник на радиоуправлении и другие изобретения.
Символично, что рабочая поездка президента завершилась посещением Высшей школы музыки. Её ученики подарили Владимиру Путину его портрет. Глава государства на нем изображен на синем фоне, на полотне также оставлена подпись: «Президенту России Владимиру Путину с благодарностью от учащихся Высшей школы музыки Якутии».
В Якутии проанализировали объемы демографических выплат за 5 лет. В период с 2019 года они увеличились в 7 раз, с 3,5 до 26,5 миллиардов рублей. Большую их часть обеспечил президентский национальный проект «Демография». Однако со следующего года указом главы Якутии Айсена Николаева в республике вводят новые меры, направленные на стимулирование демографического роста населения. В два раза увеличится размер республиканского материнского капитала «Семья» при рождении третьего и последующего ребенка. 50 тысяч рублей получат молодые семьи до 25 лет, вступающие в брак впервые. Кроме того, готовится учреждение гранта в 10 млн руб. для муниципалитета, добившегося лучших результатов в демографической и семейной политике. Ранее, встречаясь с руководителем региона, Президент страны Владимир Путин особо отметил показатели Якутии по росту постоянного населения и его естественному приросту и попросил не сокращать меры поддержки. Республика на первом месте в ДФО по положительной динамике демографических процессов, а в этом году в ней родился миллионный житель. Новые механизмы мотивации, а также текущее состояние рождаемости для Ленского клуба и EastRussia проанализировала доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических и энергетических проблем Севера «Коми научный центр УрО РАН» Лариса Попова.
«Стабильный естественный прирост населения Якутии обеспечивается как повышенным общим коэффициентом рождаемости, так и пониженным общим коэффициентом смертности. В основе этого – более молодой возраст населения республики, а также высокие темпы роста и уровень ожидаемой продолжительности жизни в регионе, превысивший среднероссийский. Последнее обстоятельство, а также незначительное отличие продолжительности жизни сельского населения от уровня городского показателя хочется отметить особо. Это результат социально-демографической политики, которая проводится в Якутии.
В России с 2007 года ведется демографическая политика, направленная на рост рождаемости. Тогда в стране был введен федеральный материнский капитал на второго ребенка, усиленный с 2011 г. ориентированным на третьи рождения региональным материнским капиталом и дополненный в дальнейшем мерами социальной поддержки нуждающихся семей с детьми и молодых семей с первенцами. Если оценивать результаты этой политики, то на текущую демографическую ситуацию она повлияла положительно. Особенно в регионах со значительным размером регионального материнского капитала, как в Якутии. А в национальных республиках, например Якутии и Коми, – по всей вероятности, способствовала также и усилению/возрождению этнических особенностей репродуктивного поведения коренных народов.
Однако в перспективе рождаемость в стране все-таки будет падать. Во-первых, по причине досрочного исчерпания итоговой плодовитости относительно многочисленных старших когорт, то есть поколений 1980-х годов рождения, ставших основными адресатами крупномасштабных мер демографической политики. Во-вторых, из-за низкой репродуктивной активности малочисленных молодых когорт: поколений 1990-х и 2000-х годов рождения, до которых стимулирующий эффект крупномасштабных мер демографической политики не дошел, или, в лучшем случае, пока не дошел.
По этой причине следует приветствовать любые меры, направленные на рост рождаемости. Начав проводить демографическую политику, ни в коем случае нельзя отменять ее мероприятия. В идеале надо сделать их постоянно действующими, то есть бессрочными. Решение главы Якутии об удвоении регионального маткапитала считаю своевременным, поскольку сейчас третьи рождения охватывает уже малочисленные когорты 1990-х годов рождения, а их репродуктивную активность следует поддержать.
Помощь молодым семьям также актуальна: без первых рождений нет вторых. Но еще больше следует приветствовать акцент в демографической политике на вторых рождениях. Например, к удвоенному региональному материнскому капиталу применить реализуемую в последние годы механику выплат федерального капитала: бóльшую часть суммы назначать при рождении второго ребенка, остальную – при рождении третьего. Возможно, применять такую механику выплат можно начать как раз за счет грантов лучшему району/поселку».