«Белазы» на водородном топливе будут использовать на Сахалине для разработки угольных карьеров. Летом белорусский автопроизводитель подписал соглашение, по которому на остров завезут три самосвала на экологическом топливе.
Поставку в регион 130 тонных машин для разработки угольных карьеров анонсировал Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, который на пресс-конференции в ТАСС. По его словам, уже через неделю должны состояться переговоры с белорусской стороной по поводу логистики. Также глава островного региона отметил, что уголь на Сахалине добывается с уникальными технологиями управления, которых нет нигде.
Старт пилотному проекту по использованию «Белазов» на водороде был дан во время проектно-образовательного интенсива «Архипелаг-2024» в Южно-Сахалинске.
Напомним, летом 2024 года в Южно-Сахалинске состоялось открытие водородного полигона. Объект является частью первого в стране Восточного водородного кластера и призван обеспечивать остров экологически чистым топливом.
Потенциал производства «зеленого» водорода в районах Крайнего Северо-Востока России составляет 2,1 млрд тонн, наиболее перспективным является площадь бассейна Верхней Колымы. Такое мнение выразил EastRussia доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник лаборатории региональной геологии и геофизики Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института Дальневосточного отделения РАН Евгений Глотов.
Крайний Северо-Восток России (КрСВ РФ) охватывает территории в основном Магаданской области, Чукотского автономного округа, северо-восточные улусы Республики Саха (Якутия) и северной части Корякского округа Камчатского края. Их суммарная площадь составляет примерно 1,5 млн кв. км. Географически регион является полуостровом, отделенным от Восточной Сибири Колымо-Индигирским водоразделом и омываемым морями двух океанов – Северного Ледовитого (моря Восточно-Сибирское и Чукотское) и Тихого (Охотское и Берингово).
«Внутриконтинентальные арктические и субарктические районы Крайнего Северо-Востока, а возможно, и всей Восточной Сибири весьма перспективны для производства «зеленого» водорода с использованием энергии солнечного излучения и ветра и ресурсов маломинерализованных поверхностных и подземных вод», — рассказал Глотов.
Оптимальные условия
По мнению ученого, площадь бассейна Верхней Колымы (центральные или колымские районы Магаданской области) наиболее перспективна для производства «зеленого» водорода.
«Здесь есть климатические, орогидрографические и климатические предпосылки для создания крупных центров по выработке электроэнергии за счет солнечного излучения. Есть водные ресурсы для гидролиза воды без затрат энергии на ее очистку и деионизацию, относительно близко находится морское побережье для транспортировки водорода в другие регионы морскими судами. Есть перспективы развития металлургической промышленности, основанной на потреблении водорода с использованием месторождений железной руды в бассейне реки Омолон и другие», - считает Глотов.
По расчетам исследователя, с учетом существующих инженерно-геологических и экологических ситуаций, расходуя не более 10 % объема стока ультрапресных вод в моря, омывающих регион, возможно получение 2,1 млрд тонн водорода, в том числе 1,28 млрд тонн за счет использования энергии Солнца. «Уже сейчас целесообразно строительство солнечной электростанции в верхнем течении реки Сугой с производством около 1 млн тонн водорода в год», — добавил он.
Ученый напомнил, что остались нереализованными намерения представителей Японии получать в Магаданской области около 100 тыс. тонн водорода в год, используя воду городского водохранилища и электроэнергию Колымской ГЭС.
Экологические риски
Самый большой экологический риск связан с тем, что водород в кислородной атмосфере легко сгораемое и легко взрываемое вещество. «Поэтому есть предложение располагать центры производства водорода в малонаселенных горных долинах на Крайнем Северо-Востоке РФ. Это условие легко выполнимо», — считает эксперт.
Остаются открытыми два вопроса — где хранить вырабатываемый водород и как его транспортировать? Пока водород хранят в емкостях из специальной стали. Из нее же сделаны и контейнеры для перевозки водорода в жидком виде при температуре около минус 270 градусов по Цельсию.
«При бурении нефтегазопоисковых скважин в Анадырском и Западно-Камчатском бассейнах вскрывали скопления смеси метана и водорода. Во всех случаях такие скопления были перекрыты базальтовым слоем. В Республике Мали (Африка) открыто пока единственное месторождение водорода под кровлей дацитов, близких по составу к базальтам. Отсюда мы делаем вывод, что хранить вырабатываемый водород можно в искусственных полостях, сделанных в базальтовых покровах. Следовательно, наиболее благоприятны для производства водорода распространенные плоские или выположенные водоразделы, в сложении которых участвуют базальты или дациты», - добавил ученый, подчеркнув, что это лишь предположение, которое нужно доказывать экспериментально.
Он уточнил, что широко распространены выражения «водородная Африка» или «водородные аравийские пустыни».
«Отмечают при этом обилие солнечного излучения, но забывая, что сырья для водорода — воды — в Северной Африке и в Аравии очень мало. Попытки использовать в электролизе минерализованные или морские воды были, но при электролизе вместе с водородом выделяется хлор — ядовитый газ», — отметил ученый.
Глотов напомнил, что в 1 литре морской воды содержится около 20 грамм хлора, а в речной воде Северо-Востока России хлор-иона в 10 тысяч раз меньше до полного отсутствия. «При электролизе воды для прохождения электрического тока в дистиллят или в ультрапресную воду добавляют каустическую соду. Это технологический прием. По составу вода наших рек часто являются очень сильно разбавленным раствором соды до 15-20 миллиграмм в 1 литре. Полагаю, что мы имеем полное основание говорить о «водородном Северо-Востоке России», учитывая, что недра его перспективны для обнаружения скоплений природного водорода», — пояснил Глотов.
Эксперт допускает, что вместо планов развития гидроэнергетики на Крайнем Севере РФ следует разрабатывать планы строительства солнечных электростанций, с аккумуляцией части энергии в виде водорода для использования её в холодный период года.
«Многие задачи становления водородной энергетики еще не решены и требуют дальнейших исследований, в том числе решение проблемы снабжения водой производства по выработке водорода в конце критического водного периода (с апреля до первой половины мая), способов определения водород-изолирующих свойств магматических пород в полевых и стационарных условиях, совершенствование методов оценки инженерно-геологических, гидрогеологических и гидрологических условий строительства ветро- и солнечных электростанций, предприятий электролиза воды, накопителей вырабатываемого водорода», — заключил ученый.
В Сахалинской области завершилась работа трехдневного Дальневосточного энергетического форума «Нефть и газ Сахалина». Ежегодное мероприятие, посвященное, по уже 27-летней традиции, развитию ТЭК на островах, предстало перед постоянными и новыми участниками в обновленном формате. На площадках форума вновь обсуждали нефтегазовые проекты, но совершенно в ином контексте: расширение влияния через борьбу с зависимостью от иностранных технологий, инженерных решений и даже (со временем) техники. С полей «Нефти и газа Сахалина-2023» ключевые темы и итоги собрал спецкорреспондент EastRussia.
Курс на независимость
Основной тренд в повестке 27-го форума «Нефть и газ Сахалина» прозвучал еще на Восточном экономическом форуме в начале сентября. Глава государства Владимир Путин, обсуждая многослойный вопрос импортозамещения в промышленности, подчеркнул важность развития таких процессов, как полный цикл переработки добываемых в России природных ресурсов, с развитием многоуровневых производств и спектра услуг на территории регионов, где ведется разработка недр. Очевидно, что для Сахалина, драйвером экономики которого были и остаются шельфовые нефтегазовые проекты, задача состояла в расширении перечня так называемых «вторичных» предприятий — тех, которые займутся техническим, логистическим, кадровым и инженерным обслуживанием платформ и береговых баз «Сахалина-1», «Сахалина-2» и «Сахалина-3».
Задел для этой глобальной работы у островного региона есть: год назад, в 2022-м, на территории Южно-Сахалинска начали строить нефтегазовый индустриальный парк. Многоэтапный проект, по сути, должен стать единым кластером профильной отрасли и обеспечить локализацию нефтесервисных услуг полного цикла в пределах области. Первую очередь парка строит оператор нефтегазового проекта — ООО «Сахалинская энергия», остальные две возведет Корпорация развития Сахалинской области. Она же выступает управляющей компанией новой территории. И, как отметил руководитель КРСО Дмитрий Вдовин, выступая на форуме «Нефть и газ Сахалина», уже сейчас можно говорить о том, что сработанная на опережение затея оказалась не только своевременной, но и потенциально даже более успешной, чем прогнозировалось.
«На сегодняшний день 12 резидентов уже подписали соглашения о сотрудничестве, и 7 из них приступили к строительству своих объектов Мы надеемся, что уже к началу следующего форума „Нефть и газ Сахалина“, который состоится в 2024 году, эти резиденты разрежут ленточку, а мы запустим данные проекты. Кроме того, мы активно привлекаем партнеров на реализацию второй очереди нефтегазового индустриального парка. Уже запланировано 22 тыс. кв. м. лабораторно-офисных корпусов, а также ряд производств. К настоящему времени заполняемость земельных участков на второй очереди практически полная — осталось лишь три свободных места. С такими темпами мы скоро начнем распределять третью очередь», — поделился исполнительный директор Корпорации по развитию Сахалинской области Дмитрий Вдовин.
Запланированные к реализации в рамках парка сервисные проекты разнообразны: компании-резиденты собираются выпускать трубное оборудование по уникальным отечественным технологиям, испытывать новые способы максимально безопасного бурения в осложненных территориальных условиях. Уже заявлены ноу-хау завода по производству металлоконструкций для облегчения логистики, комплексная сертификация работ и технических решений, лабораторные и исследовательские мощности, а также собственный технический университет. Его планируют открыть для повышения квалификации и профессиональной подготовки сотрудников, преимущественно сахалинцев и курильчан.
«Компания „Интра“ оказывает комплекс инжиниринговых услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования и трубопроводов на предприятиях ТЭК. Наше предприятие — владелец технологий, которые становятся научной базой для обучения специалистов. Поэтому мы готовы предоставить такую услугу как подготовка кадров, в формате запуска собственного технического университета при поддержке других резидентов нефтегазового парка и КРСО. Мы станем провайдером продвижения собственных технологий, а на выходе люди получат новую профессию», — рассказал президент сервисной компании «Интра» Александр Шилов.
Развитие — в новациях
Уже не первый год одной из непременных тем форума «Нефть и газ Сахалина» становится климатический эксперимент. Специальный режим, благодаря которому островной регион стал пилотным в практическом воплощении стратегии низкоуглеродного развития, позволяет тестировать и в дальнейшем полноценно запускать проекты по снижению парниковых выбросов, которые относительно новы даже на международном рынке.
«В 2022 году мы первыми в стране провели биржевую сделку по продаже углеродных единиц. Сейчас в России и другие подобные сделки реализуются, но первая была у нас. В этом году было тоже ряд событий со словом „первый“. У нас запустился лесоклиматический проект. Раньше что-то похожее было в стране, но так, чтобы это был верифицированный проект, с инвестором, зарегистрированный в углеродном реестре, — это было впервые. Этот проект рассчитан на десятки лет, будут высажены более 20 млн деревьев в Поронайском лесничестве, и этим занимается частный инвестор. Это большой полигон зеленых насаждений, поглощающих СО2. Мы первыми в России на уровне региона снизили максимальную планку выбросов углекислого газа для компаний со 150 до 20 тысяч тонн. И теперь мы утвердили официально квоты для компаний, которые будут действовать с 2024 по 2028 годы. Это ограничения, выше которых нельзя допускать выбросы. Иначе им надо будет приобретать те самые углеродные единицы. И это как раз сформирует рынок углеродных единиц, как это уже существует в некоторых странах, в том числе в Азии. Мы сейчас с ними выстраиваем плотные связи, с тем же Китаем, они тоже двигаются по этому пути», — поделился зампред правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков.
Обсуждая на профильной сессии нефтегазового форума дальнейший потенциал работы в климатической повестке, участники обсудили и такой важный вопрос как достижение баланса между снижением выбросов углекислого газа и ростом его поглощения. Так, существующий на Сахалине карбоновый полигон теперь стал тестовой площадкой не только для апробации лесоклиматических проектов, но и для работы с водно-болотными системами. Известно, что низинные водоемы выделяют в атмосферу почти вдвое больше СО2, чем поглощают. Но их осушение приводит к тому, что вместе с углекислым газом в воздух попадают метан и оксид азота, которые являются вредными, так как усиливают парниковый эффект. Поэтому Сахалинской области предстоит колоссальная работа, чтобы достичь планки углеродно нейтрального региона. Поддержку островным властям здесь окажут «Газпромбанк», который является инициатором создания реестра углеродных единиц, Сбер, АО «Контур», которое является владельцем углеродной системы. Научными изысканиями занимаются СахГУ и институт глобальной экологии и климата имени Израэля, а стандартизацию и сверку будет проводить Росверификация.
Не без водорода
АО «Русатом Оверсиз» с учетом заинтересованности в совместных водородных проектах уже может считаться не просто постоянным, а чуть ли не почетным гостем форума «Нефть и газ Сахалина». Делегация компании в этот раз приняла участие в профильной сессии, провела совещание с губернатором по поводу ближайших планов работы, а также проявила интерес к возможному участию в расширении нефтегазового индустриального парка. Как отметила руководитель направления «Русатом Оверсиз» Юлия Соловьева, такой формат работы, какой предлагает островной регион — с объединением нефтесервисных услуг и предприятий второй ступени переработки углеводородов, — крайне перспективен как с точки зрения федеральной повестки, так и в контексте сотрудничества компаний отрасли.
«Углубление степени переработки продукции невозможно без развития технологичных проектов, инфраструктуры и сервисных предприятий — это потребность и для локального региона, и всей Российской Федерации. Это стратегия, которая сопровождает любое развитие. Потому что без развития технологий, без развития инноваций не бывает реального прогресса в бизнесе. Это понимает и правительство Сахалинской области — они строят нефтегазовый индустриальный парк. Для нас одной из стратегических задач по водородной тематике является освоение технологии по всей цепочке передела водорода, от производства до его потребления. Мы заинтересованы в том, чтобы развивать технологии, с которыми мы можем произвести водород — к ним могут относиться технологии электролиза, например, которым мы тоже активно занимаемся. Но мы активно анализируем и технологии, которые связаны с потреблением водорода — к примеру, организация заправочной инфраструктуры. Это может быть автомобильный транспорт, это может быть ж/д транспорт. Но так выстраивается цепочка от производства к потреблению», — поделилась руководитель направления АО «Русатом Оверсиз» Юлия Соловьева.
Сейчас Сахалин ожидает инвестиционное решение по началу строительства водородного завода. Как уже сообщала редакция EastRussia, об амбициозных планах открыть полноценный кластер, ядром которого станет производство этого газа, на ВЭФ-2023 заявил зампред Аленьков.
Им интересен Сахалин
Одной из самых интересных — и едва ли не самой объемной в программе форума — стала сессия, посвященная как раз позиционированию Сахалина как центра в сети нефтегазовых производств. Здесь говорили не столько о реализации уже намеченных проектов, сколько о том, чем гости из других регионов России могут удивить и поддержать островных нефтепромышленников. А предложенных решений было немало — от программного обеспечения и технологий судового обслуживания морских платформ до передовых научных разработок, которые по точности и качеству оказались на голову выше даже мировых стандартов Shell. Достижения отечественной науки в своем докладе представил заведующей лабораторией молекулярного и элементного анализа Института химии ДВО РАН Святослав Суховерхов.
«Наши лабораторные методики позволяют обнаружить в образцах, взятых на месте геологоразведочных работ, следы полимерных соединений, которые могут негативно отразиться на качестве добываемой нефти, негативно повлиять на оборудование, в том числе спровоцировать коррозию труб и выход из строя всей установки. Более того, при более низкой стоимости реактивов и самого исследовательского процесса результаты исследований гораздо точнее, чем стандарты всемирно известной Shell, а погрешность существенно ниже — до 15-19% против 40-42% у британцев. Они не верили, что такое возможно, но мы представили результаты исследований и доказали, что так можно работать. И мы готовы работать с Сахалином в этом направлении. Единственное, в чем сложность — это финансирование. Мы, представители научного сообщества, трудимся в бюджетном учреждении. Свои разработки даже по заказам бизнеса ведем без авансирования и с задержкой по оплате счетов на 30-90 суток. Если бы для нас рассмотрели возможность авансирования в размере 50% от стоимости работ и оплаты счетов в течение двух недель, наша работа была бы куда быстрее и эффективнее», — посетовал ученый.
Представитель ЗАО «Си Проект» Александр Гончаров уверен, что нефтегазовым проектам Сахалина пригодится программное обеспечение, разработанное отечественными специалистами в сфере управления жизненным циклом техники. Пакет софта создали на базе Linux, проанализировав передовые аналогичные решения иностранных партнеров. Адаптация ПО под нефтегазовый профиль не займет много времени, но станет, безусловно, полезной в обслуживании оборудования и прогнозировании плановых ремонтов, отметил эксперт.
Еще одно интересное решение в сфере цифровых платформ представили гости из Фонда «Сколково». Они создали виртуальную биржу, где заказчики и подрядчики могут заключать контракты на любой спектр технологических услуг, подписывать договора, отчитываться о выполнении технических заданий и вести финансовые документы. По мнению руководителя портфеля проектов нефти и газа Фонда «Сколково» Андрея Мельника, такая платформа станет актуальной и для операторов шельфовых проектов Сахалина, и для их подрядчиков.
В обсуждении нашлось место и важному вопросу сертификации услуг, производств и инжиниринговых разработок в энергетической отрасли. С этим Сахалинскому нефтегазовому индустриальному парку готовы помочь эксперты Института нефтегазовых технологических инициатив. Его руководитель Алексей Фадеев выразил заинтересованность в сотрудничестве в научно-технических разработках — учреждение разработало и утвердило несколько сотен стандартов, по которым соответствие нормам технологического процесса проверяют ведущие компании России, в том числе «Газпром» и «Роснефть».
Рекорд вопреки
Ещё один вектор, с которым правительство Сахалинской области организовывало 27-й форум «Нефть и газ Сахалина», касался неудержимого прогресса энергетической отрасли как страны, так и островного региона вопреки антироссийским санкциям. В обсуждении этого трека приняли участие иностранные делегаты. В островной регион прилетели представители КНР, Индии и Вьетнама. И они были не просто наблюдателями.
«Мы предоставляем возможности для покупателей в мировой торговле и приводим наших клиентов в мировую торговлю. Конкретно на этом форуме мы ищем стратегические возможности для обеих наших стран для внедрения специализированных инвестиционных стратегий и международной торговли. В данный момент наша организация работает с такими российскими компаниями, как „Газпром“, „Роснефть“, „Лукойл“. Планируем сотрудничать и с оператором „Сахалинская энергия“», — поделилась генеральный менеджер компании GL consulting Лиао На.
Можно сколь угодно скептически относиться к таким заявлениям, но факт остается фактом: прошедшее мероприятие стало рекордным по численности делегатов — их было более 1000. 850 человек лично посетили площадку, еще 270 присоединились по видеосвязи. И, с учетом того, что Сахалин уже не в первый раз рвется за новыми проектами впереди России всей, нельзя не предположить, что через несколько лет с такими амбициями островной нефтегазовый форум по масштабности и статусности гостей всерьез поспорит с ВЭФ.
На сессии VIII Восточного экономического форума «Текущее состояние и перспективы развития водородного транспортного сектора в России: статус, вызовы и ключевые задачи» эксперты отрасли пытались определить, каким должен стать оптимальный вектор развития отечественных водородных проектов: продолжать ли работу над их внедрением в текущую экономику России, или же отказаться от участия в этой гонке.
С учетом международной обстановки рационально будет сфокусироваться на развитии внутреннего рынка водорода, считает модератор диалога, генеральный директор «Национального водородного союза» Денис Дерюшкин. По данным, которые он привел, прогноз спроса на чистый Н2 к 2050 году — 400 млн тонн в год, что более чем в 4 раза выше сегодняшних показателей (95 млн тонн в год). Однако наибольший поток спроса обеспечивают страны Европы, Япония, Южная Корея и США, где о сотрудничестве с РФ говорить пока не приходится. Определенный спрос на водородное топливо есть и в Китае, но у них достаточно мощностей для самообеспечения.
«В такой парадигме нам нужно сфокусироваться на российском внутреннем рынке. Почему именно на транспорте? Потому что грузовой автотранспорт и погрузчики — наиболее перспективные секторы для перехода на водородное топливо. Чтобы переоборудовать для него тяжелый транспорт без убытка, стоимость водорода должна составлять более 8 долларов США за килограмм, и вы понимаете, какие экономические перспективы это открывает. Создается благоприятный контекст для развития этого рынка. Помимо этого, технологии использования водорода на транспорте сегодня обладают наибольшим уровнем готовности к запуску. И, таким образом, можно говорить о том, что у нас есть все предпосылки для развития транспортного водородного сегмента», — отметил Денис Дерюшкин.
Сегодня в России разработано несколько пилотных проектов внедрения водородных технологий на тяжелом транспорте. Один из наиболее проработанных, как отметил модератор, планируют реализовать на острове Сахалин. Это сеть пассажирского ж/д сообщения в южной части области, протяженностью 670 км. Она соединит с Южно-Сахалинском города Корсаков, Холмск и Невельск с одной стороны, и Поронайск — с другой. В качестве поставщика оборудования рассматривают АО «Русатом Оверсиз», с которым сейчас обсуждают инвестиционный проект. Эта же компания обеспечит технологию производства водорода с помощью процесса электролиза. Депо и заправочные комплексы хотят разместить в Южно-Сахалинске и Холмске. Логистическим оператором сети станет ОАО «РЖД», а в качестве единиц транспорта выбрали модернизированные водородные поезда на базе РА-3 (АО «Трансмашхолдинг»).
«Сахалин, очевидно, является ключевым центром развития водородного транспорта в России, хотя в целом по стране мы пока наблюдаем только отдельные очаги. А на Сахалине все сконцентрировано, тут изначально анонсирован кластерный подход к производству водорода и развитию отрасли», — подчеркнул глава «Национального водородного союза».
Еще один пилотный проект использования водорода на тяжелом транспорте разработали на западе России. Он предполагает использование большегрузов и тягачей «КамАЗ» на маршруте Казань — Набережные Челны. Второй этап — продление линии до Нижнего Новгорода и Москвы.
Развивая водородные проекты и интегрируя их в транспортную инфраструктуру, государство и бизнес преследуют шесть основных целей, очевидных при запуске любого высокотехнологичного производства. В их числе:
· тестирование разработок в условиях дорог общего пользования;
· апробация серийных технологий среди клиентской базы пользователей;
· сбор эксплуатационных данных для совершенствования технологий и конструкций;
· достижение стратегических инициатив РФ на инновационном рынке;
· создание базы для масштабирования проектов на территории РФ;
· адаптация системы безопасности и управления энергетической обстановкой на автомобиле.
Ключевая задача, по мнению Дерюшкина, — не дать водородной отрасли в России «затухнуть» и растерять импульс, который ей придали в последние годы. Поэтому нужно продолжать тестирование разработок, апробацию технологий, на которые уже выделены деньги, получать обратную связь, вносить коррективы и внедрять инженерные решения на разных видах транспорта.
В то же время первый заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин считает, что нельзя поддаваться так называемому хайпу, который нарастает вокруг водородной гонки и в целом «зеленой» энергетики. С учетом текущей политической обстановки России пришлось максимально переориентировать прогнозы на экспорт водорода, и в ближайшее время нет смысла говорить о международном соревновании — важно сосредоточиться на собственном пути развития, но с учетом мировых достижений.
«Если в 2021 году мы видели, что фокус внимания был направлен на потенциальные рынки Кореи, Европы и Японии, то сегодня они не являются приоритетными — мы в них существенного потенциала не видим. Водородная повестка все равно сохранилась: к 2040-2050 году водород свое место займет. Не могу сказать, что у него будет доминирующий потенциал в энергетике, но даже около 10 % рынка — существенная доля для отработки технологий, которые нужны, чтобы оставаться в этой повестке. У нас нет рынка потребления водорода в таком же масштабе, как в КНР, но он достаточный, чтобы эти технологии обкатать, вывести на общероссийский уровень и говорить о серийном производстве с наращиванием серий. И погрузчики, и коммерческий транспорт — фокусные направления, на которые мы планируем выделять госсубсидии», — поделился замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.
По мнению эксперта, нельзя забывать и о том, что распространение водородного транспорта должно учитывать территориальную специфику регионов России. В связи с неоднозначной транспортной доступностью многие населенные зоны до сих пор остаются изолированными, используют в качестве источников энергообеспечения автономные дизель-генераторы. При этом топливо им приходится доставлять (в том числе с помощью «северного завоза»). Поэтому, говоря о расширении сети водородного транспорта, нужно обязательно продумывать вопросы локального производства, доставки и хранения водорода.
«Технологиям производства водорода в принципе нужно уделить отдельное внимание. Сейчас мы говорим об электролизерах различной мощности — это вещи, которые мы можем создать. А когда мы начинаем обсуждать трехпроводную систему доставки этого водорода, мы поддаемся хайпу, потому что мы не можем назвать время, когда такие системы будут рентабельны», — подчеркнул Сорокин.
За прагматичный подход к развитию водородного транспорта высказался и президент АО «Русатом Оверсиз» Евгений Пакерманов. По его мнению, важно вкладывать силы и средства в наиболее перспективный сегмент этой отрасли, который с одной стороны будет драйвером для всех остальных подобных проектов, а с другой — будет реализован в комплексе с развитием сопутствующей инфраструктуры и дальнейшим апгрейдом.
На примере так называемых водоробусов Пакерманов объяснил, в чем видит преимущество перевода общественного транспорта на гидрогениум. Автобусы на таком топливе не привязаны к зарядным станциям на маршруте, а длительный пробег (около 550 км) освобождает регион от необходимости оборудовать сеть заправочных станций через каждые 100 км, как этого требует, например, электротранспорт. Кроме того, пассажирскому транспорту на водороде не нужны дополнительные ДВС для обогрева салона, что говорит об отсутствии углеродного следа во время движения. Водоробусы не перегружают местные электросети, заправляются как классические автобусы с ДВС и в целом позволяют сократить количество автобусов на маршруте за счет более долгого пробега на одной заправке. Безопасность технологии подтверждена опытной эксплуатацией: например, в Лондоне такой общественный транспорт используют с 2022 года.
«Если мы говорим про наши технологии и проекты, с возможностью использовать российское оборудование, — у нас есть проект на Сахалине, с организацией плотного участка ж/д сообщения, где мы выступаем как партнеры «Трансмашхолдинга» и РЖД. Это создание пассажирского ж/д транспорта и инфраструктуры. Роль «Русатом Оверсиз» в данном случае — предоставить два больших заправочных комплекса, которые будут встроены в инфраструктуру на Сахалине, и их «сердцем» станут анион-обменные электролизеры, которые мы уже производим у себя, на собственных технологиях. Диапазон мощностей линейки нашего оборудования — от 5 до 50 кубометров водорода в час, работаем над увеличением мощности. Это полностью российская технология, на российских компонентах. Что касается проекта с «КамАЗом» — мы там тоже участвуем, строим для их полигона большой заправочный комплекс мощностью порядка 1000 кубометров в час. Проект реализуем буквально в следующем году», — поделился руководитель АО «Русатом Оверсиз».
Преимущества сахалинского проекта, которые отметили участники дискуссии, — в его большем потенциале массового использования. Водородные поезда вольются в существующую сеть общественного транспорта на межмуниципальных линиях, в том числе дальнего следования (из Южно-Сахалинска в Поронайск). Ожидается, что водородная потребность на острове составит до 350 тонн в год при среднесуточном пробеге составов до 305 км. Пассажиропоток при этом будет колебаться в пределах 243 тысяч человек ежегодно, а общий пробег ж/д парка составит за год 360 тысяч км.
В Сахалинской области, тем не менее, не собираются ограничиваться одними лишь поездами в развитии водородного рынка. Как отметил зампред регионального правительства Вячеслав Аленьков, внедрение новых технологий будет направлено на создание и расширение полноценного кластера, где власти ждут в том числе другие регионы для совместной работы.
«У Сахалинской области базово высокая доля энергетических отраслей, и мы поддерживаем планы по их развитию. Мы не стремились за хайпом — только к сбалансированному развитию. Понимаем, что надо развивать новые технологии, поэтому осознанно пошли и в повестку устойчивого развития, и в повестку водородных технологий — с 2019 года активно ее продвигаем. Но мы сразу говорили о том, что нужно развивать как экспортную составляющую, так и свою экосистему потребления: невозможно создать экспортный продукт, если мы у себя не можем применить те или иные технологии. Текущая ситуация показывает, что это была правильная стратегия», — подчеркнул зампред Аленьков.
На первом этапе в водородный кластер Сахалинской области включены три составляющие, реализация которых уже началась. Первая из них — завод по производству водорода, о котором ранее рассказал руководитель «Русатома». По мнению Вячеслава Аленькова, проект фактически станет примером влияния международной обстановки на рост локализованных производств в России, причем на базе собственного оборудования и разработок. Второй сегмент — это тот самый проект ж/д транспорта на водородном топливе, для которого уже выбраны не только маршруты движения, но и участки для размещения заправочных комплексов. А третья составляющая связана с практическим развитием водородных технологий.
«Мы создаем испытательный водородный полигон, где на практике будем отрабатывать инжиниринговые решения и технологии. Уже подписали соглашение с «РусГидро» о реализации проекта с автономными энергозонированными поселками, с модернизацией ветродизельных станций. В середине 2024 года мы планируем уже на реальной площадке, в селе Новиково Сахалинской области, производить соответствующие испытания и тестирования. Хотим заняться модернизацией энергоснабжения вышек связи — вместо ветросолнечных дизельных установок, которые влияют и на качество связи, и на экологию, мы отрабатываем в пилотном режиме возможность замены топливных элементов на водородные. Что касается перевода большегрузов на водород, мы ведем переговоры с компаниями, которые производят коммунальную технику. Сахалин активно переводит такие спецмашины на метан, и рассматривает потенциал перевода на водород. Также мы обсуждаем возможность перевода мобильных дизель-генераторов на водородное топливо. Они будут работать тише и чище», — поделился Аленьков.
Зампред правительства Сахалинской области еще раз подчеркнул, что кластерный подход — наиболее оптимальная стратегия для участия в водородной гонке, и пригласил другие регионы также встраиваться в этот процесс. По его словам, путь к успеху — концентрация инженерных и научных компетенций на одной территории, что позволит организовать точку сборки производства и полноценное тестирование с внедрением в реальную жизнь.
По итогам сессии участники согласились с тем, что ориентация на рынок собственного потребления поможет России не только не выпасть из мировой водородной гонки, но и оставаться в тренде, развивая при этом уникальные инженерные решения на отечественной промышленной базе. А Сахалин, судя по оценкам экспертов, все-таки станет если не единственным, то одним из передовых водородных полигонов в стране. И, возможно, уже через 2-3 года никто не вспомнит о пессимистичных прогнозах, которые звучали по поводу амбициозных проектов островного региона еще год назад.