Поделиться
Демешин: рост индекса промпроизводства составил 18,5% в Хабаровском крае
Поделиться

Глава Хабаровского края Дмитрий Демешин отметил, что рост индекса промышленного производства региона с января по сентябрь составил 18,5%. Результат обеспечил запуск новых инвестиционных проектов, а также устойчивой работы обрабатывающей промышленности.

Об этом губернатор доложил в ходе совещания по вопросу технологического и промышленного развития Хабаровского края, которое в регионе провел полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. Полпред отметил, что Хабаровский край занимает второе место на Дальнем Востоке по объему привлеченных инвестиций и первое место среди регионов ДФО по уровню промышленного индекса.

«Есть отдельные направления технологического развития, в которых Россия не просто не отстает, а опережает других. Но и оставаться на месте мы не можем», – добавил Трутнев.

Дмитрий Демешин подчеркнул, что промышленность играет весомую роль в экономике края: ее доля превышает 21 % валового регионального продукта.

Среди ведущих отраслей выделены авиа‑ и судостроение, металлургия, энергетика, нефтепереработка и строительная индустрия. Важным инструментом развития стала Хартия промышленного технологического суверенитета и импортозамещения. За год к ней присоединились 386 региональных организаций. В рамках Хартии выстраиваются кооперационные связи между малыми технологическими компаниями и крупными промышленными предприятиями, поддерживается импортозамещение, проводится цифровая трансформация отраслей и укрепляется кадровый потенциал. На сегодня между малым и крупным бизнесом заключено уже 274 контракта.

Для системного роста экономики ведется работа по формированию кластерной системы промышленного развития. На первом этапе приоритетными определены авиапромышленный, судостроительный, горный, агропромышленный, промышленно‑строительный, высокотехнологичный и туристический кластеры. В числе перспективных — вертолетный, металлургический и лесопромышленный.

Особое внимание уделяется авиастроению — одной из ключевых специализаций края. Совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией формируется авиастроительный кластер. В планах — локализация комплектующих для самолёта SJ‑100 и создание производственных площадок для выпуска люков, дверей и двигателей ПД‑8. В кооперации участвуют краевые технологические компании: «Проммаш», «ПАКС‑Восток», «СКИФ‑М ДВ», «Композит‑ДВ», «Яковлев» и другие.

В сфере вертолетостроения прорабатывается создание кластера в Хабаровске при поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики и АО «Вертолётная сервисная компания». На Восточном экономическом форуме подписано соглашение о создании Сервисного центра компетенций на базе АО «Дальневосточный авиационный сервисный центр». Центр станет первым этапом кластера и будет специализироваться на ремонте, обслуживании и выпуске комплектующих для вертолетов.

Судостроение, традиционно важное для края, базируется на двух флагманах отрасли — Амурском и Хабаровском судостроительных заводах. На Амурском заводе рассматривается расширение номенклатуры гражданских заказов, включая строительство многофункциональных аварийно‑спасательных судов с усиленным ледовым классом. На базе Хабаровского завода формируется судостроительный кластер в формате индустриального парка, уже есть предварительные договорённости с потенциальными резидентами.

«Мы формируем судостроительный кластер, на котором рассчитываем выпускать суда как для потребности края, так и всего Дальнего Востока. Это и грузовые суда, это и буксировщики, это и пассажирские суда, в том числе на подводных крыльях», — отметил губернатор.

Кроме того, по поручению Юрия Трутнева разработана программа развития судоходства в Амурском бассейне. Она обсуждалась на региональном Морском совете и была представлена на круглом столе в Совете Федерации.

Еще одно перспективное направление — автомобильный кластер. При поддержке ВЭБ.РФ реализуется проект Дальневосточного автобусного кластера. На первом этапе на площадке «Вектор» (ТОР «Хабаровск») планируется запустить сборочное производство городских, туристических и перронных автобусов марки «Амурбас» в помещении площадью 24 тыс. кв. метров. На втором этапе на площадке «Ракитное» откроется производство компонентной базы.

Среди других перспективных инициатив — создание металлургического кластера на базе комплекса «АМУРСТАЛЬ» (единственного на Дальнем Востоке), развитие кластера высоких технологий и нефтегазохимии.

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Якутия на ВЭФ-2025: инвестиции, технологии и люди как главный результат

На ВЭФ – 2025 республика заключила 27 соглашений на сумму 106 миллиардов рублей. Но цифры — лишь часть истории. Форум показал, как Якутия постепенно меняет свой образ: от региона, который ассоциировался в первую очередь с добычей природных ресурсов — к территории комплексного развития и инноваций.

Читать полностью
Поделиться
Россия – Китай: почему торговый бум не превращается в инвестиционный прорыв

Новые векторы сотрудничества обсудили на Восточном экономическом форуме в рамках сессии «Россия – Китай: региональное измерение» эксперты и представители власти. Торговля между двумя странами стремительно растет — только за шесть лет оборот увеличился в 2,5 раза. Однако за бурной динамикой товаропотоков не поспевают инвестиции и инфраструктурные проекты, что становится главным ограничением развития. Российские регионы предлагают решения — от новых мостов и портов до логистических хабов, а банки готовы поддерживать технологическое партнёрство и совместные производства. Китайский бизнес, в свою очередь, делает ставку на локализацию, промышленное сотрудничество и выход в цифровые сегменты. Итог дискуссии: двусторонние отношения выходят за рамки торговли, формируя основу для комплексной интеграции.

Читать полностью
Поделиться
Энергия потребления

Последние годы электропотребление на Дальнем Востоке растет темпами вдвое выше среднероссийского уровня. Вместе с тем высказываются опасения, что болезнь роста обернется дефицитом энергомощностей, который до 2030 года оценивается более 3 ГВт. А это угрожает реализации крупных инвестиционных проектов в регионах. Сакраментальный вопрос – где изыскать средства на обновление объектов энергетики.

Читать полностью
Поделиться
От обсуждений — к миллиардам инвестиций

Одним из эффективных инструментов развития Дальнего Востока стал Восточный экономический форум. За годы его проведения было создано 16 территорий опережающего развития, свободный порт Владивосток и другие преференциальные режимы, работа которых обсуждалась в рамках ВЭФ. На их старте казалось, что золотой дождь инвестиций обрушится на Дальний Восток мгновенно. В реальности все было сложнее и куда интереснее. Директор «Востокгосплана» Михаил Кузнецов рассказал, как регион искал баланс между государственными вливаниями и привлечением частного капитала, и почему путь к зрелой экономике занимает годы.

Читать полностью
Поделиться
Прагматизма стало больше

В сентябре 2025 года во Владивостоке пройдет десятый Восточный экономический форум. Изначально он задумывался как средство привлечения инвестиций и укрепления делового сотрудничества, однако с годами его цель и интересы изменились. О трансформации ВЭФ за десять лет рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.

Читать полностью
Поделиться
ВЭФ: от витрины намерений к инструменту развития

Восточный экономический форум впервые состоялся в 2015 году. За десять лет своей деятельности ВЭФ не только стал ключевой платформой для обсуждения вопросов развития Дальнего Востока, отношений России с глобальным Югом и Тихоокеанской Азией, но и поспособствовал реализации сотен инвестиционных проектов.

Читать полностью
Поделиться
Концессиям нужен арбитр

Концессионный механизм нуждается в доработке, считают эксперты. С 1 сентября ужесточатся требования к концессионерам в сфере ЖКХ, но остается под вопросом, будут ли изменения законодательства способствовать привлечению инвесторов. Пока концессии непопулярны у бизнеса, а на фоне высокой ключевой ставки некоторые регионы замораживают проекты. Как деловое сообщество видит решение проблемы, что об этом думают эксперты, и есть ли альтернатива концессиям для развития территорий, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Поддержка для триллионов: ГЧП по-новому

На ближайшие пять лет государство ставит задачу привлечь в ДФО почти в 1,5 раза больше инвестиций, чем за предыдущие десять. Но для обеспечения опережающего развития Дальнего Востока необходимо эффективно внедрять инфраструктурные проекты, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Вместе с тем растущая роль банков в финансировании подобных соглашений требуют пересмотра подходов к регулированию ГЧП и концессионных форм.

Читать полностью
Поделиться
Курилы: бизнес с видом на океан

В июле этого года планируется организовать выезд бизнес-миссии на Курилы. В ходе поездки будут представлены инвестиционные площадки на островах Итуруп и Кунашир. Наиболее привлекательными для инвестиций сахалинские власти видят три отрасли: туризм, аквакультура и IT-разработки, которые должны преобразить экономику Курил. С этой целью предполагается задействовать весь имеющейся арсенал преференций и мер административной поддержки. Но, как указывают отраслевые эксперты, одних льгот здесь будет недостаточно.

Читать полностью
Поделиться
Рыба попала в передел

Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ включает в себя задачу увеличить к 2030 году среднедушевое потребление рыбной продукции до 28 кг ежегодно (сейчас – 23,4 кг). Без развитой системы рыбопереработки будет сложно достичь этой цели, утверждают эксперты, однако сейчас меры государственной поддержки распространяются больше на рыбодобывающий сектор и аквакультуру. Кроме того, важно в целом стимулировать инвестиционную активность отрасли, которая сегодня сталкивается с различного рода вызовами.

Читать полностью
Больше материалов