За полгода рост грузооборота на Дальний Восток увеличился на 20%. Основная масса грузов идет из центральной части России.
По данным пресс-службы компании «Деловые Линии», увеличение объема связано с интенсивным развитием внутреннего туризма на Дальнем Востоке, которое влечет за собой строительство (в частности дорог) и улучшение инфраструктуры, расширение сети маркетплейсов, а также модернизацию промышленности, например, золотодобычи и добычи полезных ископаемых.
За первые полгода в логистике региона произошли значительные изменения. Были внедрены новые транспортные объекты и модернизированы уже действующие, включая железнодорожные линии, автодороги, морские и речные порты. Перспективным и актуальным направлением для развития Дальнего Востока является создание логистических центров. Формирование хабов в регионе значительно улучшит транспортные процессы и сократит сроки доставки товаров. Результатом может стать и экономический рост благодаря увеличению объемов международной торговли, притоку инвестиций в проекты на ДФО и созданию крупных логистических узлов.
«Я согласен с тезисом о том, что необходим "порт в каждой бухте", и желательно, чтоб к нему еще вела автомобильная дорога, и аэропорт был рядом. Мы, как банк, говорим про возвратность и окупаемость инвестиций. Поэтому вместе с нашими клиентами, в том числе с РЖД, ищем разные способы финансировать такого слона, как развитие инфраструктуры в России. Многие проекты, кажущиеся на первых порах невостребованными или преждевременными, на самом деле впоследствии оказываются и востребованные, и окупаемые и создают много бизнеса вдоль дороги, двигают экономику вперед», – прокомментировал член правления банка ВТБ Виталий Сергейчук.
На сегодня группа ВТБ – один из крупнейших инвесторов и финансирующих банков по портовой инфраструктуре. За последнее время профинансировано порядка 200 млрд и создано около 90 млн тонн перевалки как на восточном направлении, так и в Азово-черноморском бассейне.
«Мы поддерживаем развитие коридора Север-Юг, как вы знаете, ВТБ также возглавляет проектный офис по этому направлению, работа там ведется большая. Я уверен, мы вместе с правительством и с частным сектором найдем правильное решение для реализации такого масштабного проекта», – добавил Виталий Сергейчук.
К 2030 году в России будут модернизированы в качестве приоритетных 87 пунктов пропуска через госграницу, в том числе 46 автомобильных (АПП). Из последних почти треть относится к ДФО. Свои предложения по развитию пограничных переходов представители дальневосточных регионов озвучили на отраслевой конференции «Транспорт России».
Сегодня в ДФО действуют 80 пунктов пропуска, включая 20 – автомобильных. К 2030 году в рамках приоритетной задачи на его территории будут модернизированы 15 АПП, причем 12 из них – до 2027 года. Речь идет о Приморье, Амурской области, Забайкальском крае и Бурятии.
Как отметил директор департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через госграницу Минтранса РФ Михаил Кокаев, это максимальное число планируемых к модернизации автомобильных переходов в разрезе федеральных округов. Для сравнения, в Северо-Западном получат развитие 13 АПП, в Северо-Кавказском – пять, в Сибирском – четыре.
Между тем ряд пунктов пропуска на Дальнем Востоке реконструируется достаточно длительное время. В Приморском крае это АПП Краскино, Марково и Пограничный. По данным на октябрь строительная готовность по этим объектам соответственно составляла 47%, 42% и 48%. Строительство, как заверили в Росгранстрое, планируется завершить к 2026 году.
Приморье обеспечивает весомую часть внешнеторгового трафика, поступающего через автомобильные погранпереходы. Конечно, объем экспортно-импортных перевозок, организованных через морские терминалы, в сравнении с АПП несоизмеримо выше. Сегодня в портах края обрабатывается практически каждый второй морской контейнер в России и 99% всех контейнерных грузов в портах Дальнего Востока, отметил зампред краевого правительства Николай Стецко. Несмотря на это, сухопутные переходы за последнее время показывают впечатляющую динамику. В 2022 году грузопоток с участием автотранспорта вырос в 1,5 раза, в 2023-м – в 1,6 раза и за неполный 2024-й – еще в 1,3 раза, рассказал чиновник.
Конечно, здесь следует делать поправку на драматическое падение объемов, произошедшее несколько лет назад. В 2019 году грузооборот автомобильных пунктов пропуска Приморья суммарно составлял 1,5 млн т, но из-за пандемии упал вдвое. Затем перевозки активизировались, допандемийный уровень был преодолен только в прошлом году. За 9 месяцев этого через автомобильные погранпереходы проследовало уже около 1,8 млн т грузов, что почти на 200 тыс. т больше, чем за весь предыдущий год.
В регионе ожидают дальнейшего роста. С учетом реконструкции в ближайшие пару лет пропуская способность АПП в Приморском крае вырастет в семь раз, до 900 тыс. транспортных средств в год, уточнил Николай Стецко.
Чтобы реализовать этот потенциал в полной мере, нужно развивать подходы к пунктам пропуска. Проблемой стало то, что включить такие работы в нацпроект «Безопасные качественные дороги» было сложно: подъездные пути к погранпереходам, находящиеся в региональной собственности, проходят в малонаселенных районах, тогда как действие БКД направлено, прежде всего, на дорожную сеть, тяготеющую к крупным населенным пунктам.
Тем не менее, уточнил чиновник, край увеличивает финансирование по развитию подходов к АПП. В 2024 году на эти цели выделено 1,3 млрд руб., а в следующем – 2,2 млрд руб. Предстоит привести в порядок 45,8 км дорожных участков.
Всего же капитальные затраты на реконструкцию подъездных дорог к пяти АПП с Китаем (Краскино, Марково, Турий Рог, Полтавка, Пограничный) власти Приморья оценивают в 30,5 млрд руб. Общая протяженность участков – 87,5 км. Наибольший объем работ придется на направление к АПП Пограничный. Его модернизация может потребовать свыше 17 млрд руб.
Здесь финансирование целесообразно искать не только за счет бюджетных ассигнований. «Видим, что увеличивается грузопоток, турпоток, и понимаем, что это может быть интересно с точки зрения концессий, по которой возможно не только реконструировать дороги, но и создать сервисную инфраструктуру, которая будет позволять с комфортом проводить время неподалеку от пунктов пропуска. Мы сегодня работаем с потенциальными концессионерами», – проинформировал Николай Стецко.
Стоит сказать, в зоне АПП частный бизнес планирует создавать транспортно-логистические центры. В частности, у пункта пропуска Марково предполагается построить ТЛЦ «Сунгач» (инициатором проекта выступает ООО «Дальневосточные технологии») ежегодной мощностью 131 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте), у Краскино – ТЛЦ (ООО «Автомобильный переход Краскино»), рассчитанный на перевалку до 6,4 млн т грузов в год. В районе Уссурийска запланирован ТЛЦ «Пограничный» (ООО «Фрейт Вилладж Приморский») мощностью 300 тыс. TEU. Он будет ориентирован не только на АПП Пограничный, но и на Полтавку, Краскино.
В Хабаровском крае из семи международных пунктов пропуска только через один проходит автотранспорт. Это смешанный погранпереход Покровка – Жаохэ, где также наблюдается существенный прирост трафика. К прошлогоднему уровню грузовой поток вырос втрое, а туристический – в 4,6 раза. Вместе с тем данный пункт пропуска имеет ограничения по сезонному фактору: он простаивает в период между закрытием речной навигацией и установкой в зимний период понтонного моста.
Сделать круглогодичными автоперевозки с китайской стороной позволит открытие транспортного коридора через Большой Уссурийский остров. Срок строительства пункта пропуска – 2025-2027 годы, сообщила зампред правительства Хабаровского края по инфраструктуре Ирина Горбачева. Его пропускная способность составит 50 автобусов, 100 легковых и 250 грузовых транспортных средств в сутки.
Ожидается, что к 2030 году грузооборот этого АПП достигнет 1,3 млн т, пассажиропоток – около 1,4 млн человек. Среди ключевых номенклатур грузов автомобильного пункта пропуска – товары народного потребления, продукты питания, а также строительные материалы.
Открытие нового канала внешнеторговых перевозок и туробмена повлияет на сопутствующие проекты, в которые может быть инвестировано 100 млрд руб. В первую очередь это относится к транспортно-распределительным центрам в районе Хабаровска (компаний «Озон», «Вайлдбериз», «Пятерочка» и др.) и сфере гостеприимства.
К настоящему времени подготовлен проект подъездной дороги к будущему АПП. «По поручению правительства РФ данные средства выделяются в размере 3,1 млрд руб. на период с 2025 по 2027 год. Буквально к концу года мы планируем уже объявить торги с тем, чтобы приступить к выполнению работ по дороге к пункту пропуска Большой Уссурийский», – проинформировала Ирина Горбачева.
Кроме того, из-за угрозы затопления острова в период паводка разработан проект строительства насыпной площадки под размещение пункта пропуска. Высота насыпи составит 7 метров. Площадь, планируемая к отсыпке – порядка 30 га. Предварительно стоимость работ оценивается в 3 млрд руб.
Однако к системе инженерной защиты от наводнения появились вопросы со стороны федеральных органов власти. «7 метров – высота отсыпки. Мы очень переживаем, сколько эта история будет стабилизироваться. Поверх этой колоссальной насыпи будем строить пункт пропуска, но в силу геологии, всего остального будет [происходить] усадка и т.д. Нужно чисто технически этот момент рассмотреть», – сказал первый замминистра транспорта России Валентин Иванов.
Другой дальневосточный регион, который заинтересован в прямых перевозках с КНР, но не имеющий непосредственного выхода к госгранице – Якутия. Республика последнее время активно выступает за открытие международного перехода Джалинда – Мохэ.
На начальном этапе перевозки предлагается осуществлять через смешанный пункт пропуска (СПП) в Амурской области, который после долгого перерыва должен возобновить работу. В настоящее время Минтрансом России выданы ЗАО «Граница» технические требования по реконструкции СПП Джалинда. В свою очередь инвестор АО «Речной порт Джалинда» ведет подготовительные работы, в том числе проектирование новых объектов на пункте пропуска, необходимых для старта проекта. Начало перевозок в рамках I очереди запланировано после возобновления работы СПП Джалинда ориентировочно во втором квартале 2025 года. В дальнейшем для многократного увеличения грузопотока планируется построить между Джалиндой и Мохэ железнодорожный мост.
Потенциальный объем экспорта из республики по новому маршруту оценивается в 24 млн т, уточнил глава Якутии Айсен Николаев. Кроме того, образуется новый транзитный коридор с участием разных видов транспорта от Амура до выхода к Северному морскому пути, добавил он.
Увеличивать пропускную способность переходов возможно не только за счет капитального строительства. В сентябре, рассказал Николай Стецко, был проведен эксперимент по увеличению режима работы АПП Краскино на два часа. В результате пропускная способность выросла на 30%.
Кроме того, власти Приморья направили предложения в Минтранс РФ о раздельном осмотре транспортных средств в пунктах пропуска – отдельно представителями таможни и отдельно – пограничниками.
«Такой эксперимент состоялся в пункте пропуска Пограничный. На 6% удалось ежесуточно пропускную способность увеличить. Это фактически 14 грузовых автомобилей [в сутки], из них семь – с импортом. Здесь мы понимаем, что есть возможность получать дополнительные деньги для федерального бюджета. Семь импортных автомобилей, если по 800 тыс. руб. федеральный бюджет в среднем получает с одного импортного контейнера, это за 2025 год 2 млрд руб. дополнительно [поступят] в бюджет через таможенные платежи», – подсчитал зампредседателя правительства Приморского края.
Одним из качественных достижений в работе погранпереходов должно стать сокращение
времени контрольного пропуска автотранспорта на границе до 10 минут. Такое поручение было озвучено главой государства в февральском послании Федеральному собранию.
Сегодня вопрос ускорения досмотровых процедур в АПП находится на рассмотрении координационного центра российского правительства, подготовлена межведомственный план действий.
В этой связи прорисовываются три составляющие, которые влияют на сроки процедур контроля, отмечают в Минтрансе РФ. Первое связано с кадровым блоком. В числе мер – перераспределение сотрудников госорганов, непосредственно работающих на границе, на приоритетные направления, которые испытывают наибольшую нагрузку, а также повышение качества обучения и подготовки персонала.
Второе слагаемое – совершенствование процедур и технологии осуществления контроля, и третье – собственно инфраструктурное развитие.
«В части технологий нам необходимо будет изменять типовые технологические схемы организации контроля, приводить в соответствие административные регламенты, обеспечить необходимое информационное взаимодействие всех органов, в том числе необходимую степень информатизации и переход на цифровой формат, чтобы исключить бумажный документооборот», – отметил Валентин Иванов.
При сокращении времени контроля не должна пострадать государственная безопасность, заявляют в таможенной службе. «На наш взгляд, прежде всего, нужно определиться с той методикой подсчета этого времени, о котором говорил президент. Что мы туда включаем, что не включаем. Вопросы безопасности, наверное, не стоит пытаться ускорить. Вопросы выявленных рисков, когда по линии таможенного контроля выявляется рисковая ситуация и требуется провести тщательный досмотр – это тоже нужно исключать», – ранее подчеркивал начальник главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Сергей Амельянович.
При этом он согласен, что какие-то виды контрольных процедур можно производить за пределами пунктов пропуска.
В свою очередь в Роспотребнадзоре скорректировали номенклатуру пищевых продуктов, которые подлежат усиленному контролю. Например, сокращена кратность отбора проб плодовоовощной продукции с учетом риск-ориентированного подхода. В то же время для части продукции обязательно проведение лабораторно-инструментальных исследований. Время проведения таких исследований утверждено методикой, и его нельзя сократить, предупреждали в ведомстве.
Сократить время прохождения автомобилями таможенных постов нужно, но это не единственный момент, требующий решения, отмечают представители транспортной отрасли. Ведь для того, чтобы попасть в пункт пропуска, перевозчики порой ожидают сутками. Вот как раз здесь нужно решать проблему в комплексе. Первое – это всё, что происходит непосредственно на территории АПП и связано с контрольно-досмотровыми операциями. А второе – как попасть в пункт пропуска без ожидания, рассказал один из участников рынка.
«10 минут для машины, когда она встала на оформление – это хорошо. А сколько она стоит в ожидании того, чтобы попасть на оформление, – соглашается с постановкой вопроса глава Бурятии Алексей Цыденов. – Здесь же вопрос не в том, сколько сама машина оформляется, а в том, сколько за территорией пункта пропуска, неважно на какой стороне, на нашей или сопредельной, машин в очереди, чтобы попасть. Может быть, автомобиль и быстро оформляется, но чтобы попасть [на досмотр], нужно двое суток простоять. Тут вопрос более широкий».
ОАО «РЖД» планирует третий этап расширения пропускной способности БАМа и Транссиба, но реализация запланированных мероприятий может не решить проблему дефицита мощностей для провоза угля на экспорт, который планируется увеличивать. Также еще не решен вопрос финансирования строительства некоторых объектов в рамках третьего этапа расширения Восточного полигона. На Дальнем Востоке запланирована реализация ряда новых крупных портовых проектов. Растет пассажиропоток дальневосточных аэропортов. При этом важным вопросом остается необходимость модернизации аэропортовой инфраструктуры.
Железная дорога
По расчетам «РЖД», стоимость расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей с 197 млн до 210 млн тонн составляет 1 556,7 млрд рублей (52 млн рублей на млн добавленных тонн). Абсолютные затраты на тоннели и мост оцениваются в 622,2 млрд рублей. При этом удельная стоимость дальнейшего расширения магистралей до 255 млн тонн со строительством новых Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского туннелей и моста через Амур значительно ниже и составляет 14 млрд рублей на 1 млн тонн. В рамках реализуемого в настоящее время второго этапа расширения полигона (должен завершиться в 2024 г.) удельная стоимость составляет 28 млрд рублей на добавленный 1 млн тонн грузопотока (расширение до 180 млн тонн).
В 2024 г. на развитие инфраструктуры Восточного полигона в рамках инвестиционной программы «РЖД» предполагается направить 366 млрд рублей. По итогам 2023 г. на БАМе и Транссибе прогнозировалось достижение провозной способности на уровне 173 млн тонн (официальные итоги пока не озвучены).
При этом из подготовленного Минтрансом и ОАО «РЖД» осенью прошлого года индикативного прогноза грузовой базы Восточного полигона следует, что при расширении провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей до 255 млн тонн к 2035 г., тем не менее не решится вопрос ликвидации дефицита мощностей для вывоза экспортного угля. Ожидается, что к 2031 г. будет возможна погрузка в объеме 332,6 млн тонн, но заявленный спрос превышает данный объем на 61,5% и составляет 537,2 млн тонн (таковы расчеты «РЖД», пока не подкрепленные официальными заявками компаний и, возможно, нереалистичные). К 2035 г. возможный к погрузке объем составит 384,5 млн тонн при заявляемом (но опять же не подтвержденном) спросе в 552,5 млн тонн.
Напомним, что подэтапы третьего этапа расширения Восточного полигона должны включать расширение пропускной способности до 197 млн тонн, затем до 210 млн тонн и, наконец, строительство трех тоннелей и моста через Амур. Полностью реализация третьего этапа оценивается в 2 трлн рублей, его предполагается завершить в 2032 г.
Что касается строительства новых тоннелей и моста через Амур, то правительство осенью прошлого года в качестве варианта финансирования объектов обсуждало возможность использования EPCF-контракта. Он предполагает, что ОАО «РЖД» заключит с компанией «БТС-Мост» Р.Байсарова договор генерального подряда, после чего подрядчик привлечет кредиты, а «РЖД» погасят их с учетом процентов. В данном случае основную финансовую нагрузку понесут «РЖД», тогда как поддержка из федерального бюджета будет меньшей (не потребуется государственного финансирования на стадии проектирования и строительства).
EPCF-контракт предполагает, что подрядчик ищет финансирование и ведет строительные работы, но после ввода объекта не участвует в его эксплуатации. Хотя стоимость такого контракта может быть ниже, чем у концессии (еще один вариант строительства данных объектов), он требует осуществления выплаты подрядчику сразу по завершении строительства.
Долю мощностей, отводимую на Восточном полигоне для перевозок угля, относительно сегодняшнего дня не планируется увеличивать. В 2031 г. она должна составить 57%, в 2035 г. – 60%, а в настоящее время она составляет 57,3%. Наиболее крупным отправителем угля является Кемеровская область, рассчитывающая отправить 136,6 млн тонн в 2031 г. и 138,6 млн тонн в 2035 г.
В условиях ограниченной пропускной способности Восточного полигона «РЖД» и власти угледобывающих регионов согласовали на 2024 г. квоту в размере 100 млн тонн угля для вывоза в восточном экспортном направлении. Данный объем на 10% меньше плана на 2023 г. (тогда квота была запланирована в размере 111 млн тонн). Но при этом фактически вывезенный объем угля по квоте в прошлом году был меньше - 93,7 млн тонн. На 2024 г. для Кузбасса установлена квота в размере 54,1 млн тонн угля, для Якутии – 26,3 млн тонн, для Бурятии – 8,5 млн тонн, для Хакасии – 6,5 млн тонн, для Иркутской области – 3,3 млн тонн, для Тывы – 0,65 млн тонн[1].
В декабре глава «РЖД» О.Белозеров предложил сменить для угля тарифный класс с первого (самый дешевый) на второй (эталонный)[2]. Перевозка грузов второго тарифного класса для «РЖД» доходнее в среднем в 2,3 раза. При этом для угольных компаний изменение тарифного класса грозит потерей доходности (на 20-30%).
Инвесторы рассчитывают вкладывать средства в развитие портовых мощностей с учетом экспортных планов. Транспортная группа FESCO (контролируется «Росатомом») планирует реконструировать пока не функционирующий Магаданский рыбный порт[3] в рамках государственно-частного партнерства. Соглашение о намерениях в декабре минувшего года было подписано с властями Магаданской области. Проект предусматривает создание центра по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового и транспортного флота на базе рыбного порта Магадан, включающего приемку, перевалку, переработку и хранение продукции, обслуживание маломерных и каботажных судов. Продолжается очистка акватории рыбного порта Магадан от затонувших судов[4]. В 2023 г. порт был передан в собственность региона.
Преимуществом порта является его положение – он расположен близко к основным районам промысла, в северной и центральной частях Охотского моря добывается около 200 тыс. тонн рыбы – минтая и тихоокеанской сельди (и дополнительно – 200 тыс. тонн лососевых в ходе путины). Переход из основных районов промысла до порта Магадан занимает один-два дня, в то время как для того, чтобы добраться в Приморье, потребуется до шести суток. Порт располагает глубоководной бухтой, дающей возможность расширения причалов.
Следует отметить, что правительство Магаданской области в октябре 2023 г. разработало концепцию проекта реконструкции рыбного порта. Концепция развития проекта предполагает доставку рыбы в порт Магадан, перегрузку в рефрижераторные контейнеры и дальнейшее отправление получателю автотранспортом по трассе «Колыма», морским транспортом во Владивосток или напрямую в страны АТР, а также по Севморпути. Объем перевалки оценивается в 200-220 тыс. тонн в год. В порту планируется обслуживать суда с валовой вместимостью до 10 тыс. тонн.
Ожидается, что за счет государственного бюджета будет построена система гидротехнических сооружений и инженерная инфраструктура (объекты останутся в государственной собственности). Стоимость данных работ может составить около 28 млрд рублей. Сроки строительства могут занять от трех до пяти лет. Пока в Магадане обслуживаются только 2% судов дальневосточного рыбопромыслового флота (наибольшая доля (51%) обслуживается в Приморье)[5].
В декабре статус приоритетного проекта для Приморского края получил проект ООО «Евразийский рыбный центр» (ЕРЦ[6], дистрибьютор группы компаний «Антей» И.Михнова) по строительству во Владивостоке (на мысе Артур) специализированного рыбного порта. Мощность нового порта по перевалке должна достичь 230 тыс. тонн рыбной продукции и 240 тыс. тонн генеральных грузов в год. Также проект предполагает строительство холодильного склада емкостью 25 тыс. тонн и склада передержки водных биоресурсов объемом до 200 тонн. Запуск порта намечен на 2026 г. Объем инвестиций оценивается в 9 млрд рублей (в том числе 3,33 млрд рублей должно составить льготное финансирование ВЭБ.РФ). В настоящее время перевалка основного объема рыбопродукции на Дальнем Востоке приходится на «Владивостокский морской рыбный порт», который в 2022 г. обработал 259,8 тыс. тонн рыбных грузов. Новый порт может стать крупным конкурентом.
ООО «Порт Эльга» («ЭЛСИ») намерено инвестировать более 136 млрд рублей в строительство угольного морского терминала «Порт Эльга» в районе мыса Манорский в Хабаровском крае (побережье Охотского моря). В рамках ВЭФ в сентябре компания подписала соглашение о сотрудничестве с КРДВ. Годовая мощность нового терминала должна составить 30 млн тонн в год, он будет принимать уголь Эльгинского месторождения (Якутия). Ожидается, что первый балкер порт примет в начале 2025 г. Напомним также, что «ЭЛСИ» строит Тихоокеанскую железную дорогу от месторождения до порта протяженностью более 500 км. Ее ввод в эксплуатацию намечен на 2026 г.
Между тем «Русал» сохраняет планы по строительству терминала в акватории бухты Ванино Хабаровского края мощностью 1,5 млн тонн в год для перевалки импортного глинозема и доставки на российские алюминиевые заводы компании. В октябре 2023 г. «Русал» увеличил уставный капитал своей дочерней компании ООО «Причал» с 185 млн рублей до 620 млн рублей.
«Причал» в 2017 г. был создан как проектная компания для портового терминала. Тогда стоимость строительства оценивалась в 5,4 млрд рублей. Работы изначально предполагалось завершить к концу 2019 г., но планы были отложены на неопределенный срок. В 2022 г. «Русал» объявил тендер на разработку предпроектных решений для организации перегрузочного комплекса для импортного сырья в северо-западном и восточном направлениях. Победитель должен был проанализировать перспективы создания специализированного морского терминала по перевалке сырья в порту Советская Гавань на базе действующего порта[7]. Тем не менее об итогах тендера в компании не сообщали.
Порт Ванино традиционно использовался «Русалом» для приемки сырья из Австралии, но в 2022 г. компания утратила доступ к австралийскому сырью из-за санкций. Расходы «Русала» на покупку глинозема выросли на 149,3%, до 1,847 млрд долларов США, увеличились закупки в Китае. Выбор «Русала» в пользу Советской Гавани, расположенной в 50 км от Ванино, может быть связан с перегрузкой Ванино угольными грузами и планами угольщиков по расширению мощностей. Также преимуществом Советской Гавани является глубоководность. Тем не менее для данного порта требуется модернизация железнодорожной инфраструктуры, кроме того, он является замерзающим. Стоимость строительства нового терминала в текущих условиях по предварительным оценкам составит не менее 12 млрд рублей, работы займут от 2,5 до 3 лет.
Авиасообщение
В дальневосточных аэропортах фиксируется рост пассажиропотока. Международный аэропорт Владивосток («Кневичи») по итогам января-ноября 2023 г. увеличил пассажиропоток на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. – до 2,4 млн человек. Внутренний пассажиропоток за отчетный период достиг 2,2 млн человек, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2022 г. Наибольший прирост обеспечили рейсы из Владивостока в Москву, Южно-Сахалинск и Иркутск. На международных направлениях аэропорт обслужил 169 тыс. пассажиров.
При этом власти Приморья заявляют о необходимости реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Владивосток. На сегодняшний день аэропорт располагает двумя взлетно-посадочными полосами, одна из которых действующая, а вторая выведена из эксплуатации в 2012 г. по техническому состоянию и законсервирована. В 2019-2020 гг. сообщалось о планах начать проектирование, но они не были реализованы.
Международный аэропорт Хабаровск[8] в январе-сентябре 2023 г. обслужил более 1 млн 730 тыс. пассажиров, что на 19% выше показателя за аналогичный период 2022 г. На внутрироссийских маршрутах пассажиропоток составил 1 млн 640 тыс. человек, а на международных направлениях превысил 90 тыс. человек. Наиболее востребованными внутренними направлениями стали Москва, Новосибирск, Южно-Сахалинск, Владивосток, Иркутск и Санкт-Петербург. Среди международных авиамаршрутов лидером по пассажиропотоку является Пхукет (Таиланд).
Продолжаются работы по реконструкции северных аэропортов. В Якутии в конце 2023 г. были завершены строительно-монтажные работы в аэропорту Нерюнгри («Чульман», находится в ведении ФКП «Аэропорты Севера»). Ленское управление Ростехнадзора выдало заключение о соответствии объекта требованиям проектной документации.
Заключительный этап модернизации аэропорта[9] включал строительство нового служебно-пассажирского здания, склада ГСМ, периметровых ограждений и патрульной дороги. Общий объем финансирования из федерального бюджета превысил 9 млрд рублей. Подрядной организацией выступило якутское ООО «СтройДорСервис»[10].
Изначально строительство здания аэровокзала предполагалось завершить еще до конца 2022 г., но затем сроки сдвинулись. В качестве причины власти республики называли внесение изменений в проектно-сметную документацию, в связи с тем, что разработанная в 2017 г. документация не соответствует текущей ситуации, в частности, по стоимости материалов. Аэропорт Нерюнгри является самым южным авиаузлом Якутии, и в зимний период он служит в качестве запасного для аэропорта Якутска.
В ноябре прошлого года ФКУ «Ространсмодернизация» завершило реконструкцию еще одного якутского аэропорта – «Черский» (поселок Черский в Нижнеколымском районе). Было получено разрешение на ввод в эксплуатацию аэродромной инфраструктуры. Прежде аэродром располагал грунтовой взлетно-посадочной полосой. В рамках реконструкции построена новая бетонная взлетно-посадочная полоса длиной 1,63 км, установлено метеорологическое и светосигнальное оборудование, реконструированы перрон и рулежная дорожка, устройство водосточно-дренажной сети и ограждение периметра. Аэропорт «Черский» обеспечивает регулярное сообщение арктического поселка с Якутском. При этом он расположен на паводкоопасной территории и в 2018 г. был частично затоплен. В ходе работ по реконструкции обустроены водоприемные и водоотводные каналы, укреплена береговая часть[11].
Аэропорт Усть-Нера (Оймяконский район) возобновил работу[12] с начала ноября после окончания реконструкции. В аэропорту завершилось устройство грунтового покрытия взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки и перрона. Длина обновленной взлетно-посадочной полосы составляет 1,67 км (прежде – 1,55 км). Аэропорт в поселке Усть-Нера обеспечивает регулярное авиасообщение административного центра Оймяконского района с Якутском.
В текущем году предполагается начать работу по реконструкции аэропорта Олёкминска. В конце минувшего года Якутии на эти цели было выделено свыше 627 млн рублей из федерального бюджета. В 2021 г. в аэропорту был завершен первый этап работ, включавший строительство взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием (полоса была обустроена не полностью). В результате аэропорт смог принимать воздушные суда третьего класса без ограничений. В аэропорту предстоит осуществить обустройство рулежной дорожки, перрона, начать строить склад ГСМ, очистные сооружения, а также заключить договоры на поставку аэропортового оборудования. В мае 2023 г. из-за отставания от графика был расторгнут договор с прежним подрядчиком проекта – магаданской компанией «Нордтрансстрой». Вопрос о выборе нового подрядчика пока не решен.
Авиакомпания «ЮТэйр» рассчитывает направить 40 млн рублей на первоочередной ремонт принадлежащего ей аэропорта в Усть-Куте Иркутской области. В аэропорту требуется реконструировать взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки, перрон, места стоянки воздушных судов, локальные очистные сооружения. На сегодняшний день ВПП в Усть-Куте может принимать самолеты Ан-24, Ан-26, Як-40, Ан-148, ATR-42, CRJ-100/200, а также вертолеты. ВПП не ремонтировалась с момента основания аэропорта в 1963 г.
Аэропорт обслуживает в среднем четыре рейса в сутки, но его зал ожидания рассчитан на пребывание только 50 человек. В 2022 г. пассажиропоток аэропорта превысил 80 тыс. человек. Рост пассажиропотока северного аэропорта обеспечивают вахтовые работники «Иркутской нефтяной компании». Аэропорт также используется для поставки грузов в Якутию (в Ленск).
Кроме того, в конце минувшего года началась реконструкция аэропортовой инфраструктуры Бодайбо на севере Иркутской области (центр золотодобычи в регионе). В аэропорту предстоит построить новую бетонную взлетно-посадочную полосу вместо грунтовой. Работы курирует ФКУ «Ространсмодернизация», подрядчиком выступает близкая к группе «Ренова» компания «Ротек». Стоимость работ оценивается в 7 млрд рублей.
Помимо ВПП в Бодайбо предстоит построить рулежную дорожку, перрон, аварийно-спасательную станцию с командно-диспетчерским пунктом, аэродромный радиолокационный комплекс, очистные сооружения, трансформаторные подстанции и дизельные электростанции, по периметру сделать ограждение с техническими средствами охраны. На время реконструкции работа аэропорта продолжится. Завершить работы планируется в 2025 г. После модернизации аэропорт сможет принимать среднемагистральные самолеты типа Ил-114 и Sukhoi Superjet 100. Действующая ВПП может принимать только устаревшие самолеты Ан-24, Ан-26, при этом полосу часто размывает дождями в теплое время года, тогда аэропорт не принимает воздушные суда.
В Камчатском крае до конца 2024 г. предполагается завершить строительство новой аэровокзальной инфраструктуры аэропорта Петропавловска-Камчатского (Елизово). Осенью 2023 г. на объекте завершились монолитные работы, монтаж металлоконструкций основного каркаса здания и устройство модульных внутренних фасадов. Общая строительная готовность превысила 65%. Площадь нового пассажирского терминала должна превысить 50 тыс. кв. м (включая гостиницу и торговые площади). Пропускная способность составит 1 145 пассажиров в час.
В октябре была запущена в эксплуатацию новая взлетно-посадочная полоса в поселке Николаевка (Елизовский район в 32 км от Петропавловска-Камчатского). Грунтовая ВПП позволит принимать воздушные суда L-410, Ан-28 и Ми-8. Годовой пассажиропоток запланирован на уровне до 40 тыс. человек. Проект был реализован камчатской авиационной компанией «Витязь-Аэро»[13] в рамках ТОР «Камчатка» - проект направлен в первую очередь на развитие туристического направления. Объем инвестиций в объект превысил 710 млн рублей. При этом «Витязь-Аэро» намерено приобрести аэропорт Озёрная в Большерецком районе[14] (ФКП «Аэропорты Камчатки») и модернизировать аэровокзал, построив около него также гостиницу на 25 номеров.
В Бурятии аэропорт Улан-Удэ («Байкал», входит в холдинг «Новапорт») в сентябре 2023 г. включен в ТОР «Бурятия» для реализации проекта строительства нового аэровокзального комплекса с объемом инвестиций 2,66 млрд рублей. Площадь нового терминала внутренних воздушных линий должна превысить 6,6 тыс. кв. м, пропускная способность составит 600 пассажиров в час, что в два раза выше по сравнению с текущей пропускной способностью аэропорта. Строительно-монтажные работы предполагается завершить в сентябре 2024 г. Подрядчиком выступит ООО «Спектрум-Холдинг» (ГК «Спектрум», Москва), договор с которым был подписан в декабре 2022 г.
Тем временем губернатор Иркутской области И.Кобзев в конце минувшего года сообщал о том, что правительство региона ведет переговоры о возвращении международного аэропорта «Иркутск» в федеральную собственность (аэропорт принадлежит региону с 2015 г.). Власти региона рассчитывают, что такая мера позволит развивать авиаузел в рамках концессионного соглашения. Аэропорт при этом планируется передать в оперативное управление госкорпорации «Ростех», которая давно к этому стремится. Для строительства нового пассажирского терминала предполагается задействовать 100 га земли вблизи действующего авиаузла. Для этого их предстоит перевести из земель сельхозназначения в иную категорию.
Для давно обсуждаемого строительства нового аэропорта за пределами города (в 24 км от Иркутска, около деревни Позднякова) требуется создание инженерной инфраструктуры стоимостью 12,7 млрд рублей, а также строительство новой автодороги. Данные планы все еще остаются неопределенными.
В свою очередь, власти Сахалинской области отмечают, что на строительство новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Южно-Сахалинска[15] в региональном бюджете не хватает 9,8 млрд рублей. Стоимость проекта составляет 24 млрд рублей. На период 2022-24 гг. в региональном бюджете на данные цели предусмотрено 14,7 млрд рублей.
Власти региона предлагают включить проект в «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период 2024-25 гг.» для выделения недостающих средств из федерального бюджета. Протяженность новой ВПП в аэропорту, предназначенной для приема широкофюзеляжных самолетов, должна составить 3,2 тыс. м, ширина – 60 м. Завершение строительства намечено на 2025 г. Строительство ВПП осуществляет[16] московское ООО «Региональная строительная компания» (РСК)[17].
Среди крупных планируемых логистических проектов продолжается обсуждение строительства мостов в Якутии. В ноябре президент РФ В.Путин поручил правительству принять меры для завершения строительства Ленского автодорожного моста в районе Якутска до 2028 г. Доклад должен быть предоставлен до 1 марта 2024 г. Также федеральное правительство должно ускорить принятие решения о строительстве еще одного моста в Якутии – через реку Алдан на федеральной автотрассе «Колыма». В отсутствие него невозможно осуществлять сквозное движение по автодороге в период межсезонья. Правительству предстоит определить возможные сроки строительства объекта. Мост предполагается возвести на участке «Уолба – Хандыга», его длина должна составить 3,9 км.
Еще в конце 2019 г. «РТ-Развитие бизнеса» («Ростех») и группа «ВИС» создали консорциум «Национальная инфраструктурная компания» (НИК) для строительства Ленского моста. В 2020 г. НИК стала концессионером строительства моста. В конце 2020 г. Сбербанк открыл 10-летнюю кредитную линию на 25 млрд рублей на строительство моста. Общий объем бюджета проекта на инвестиционной стадии оценивался банком в 83 млрд рублей. В июне 2023 г. ООО «РТ-Развитие бизнеса» вышло из числа совладельцев, его 33,4% перешли группе «ВИС».
В сентябре 2023 г. Главгосэкспертиза выдала положительное заключение по второму (основному) этапу проекта Ленского моста. После этого власти Якутии озвучивали стоимость второго этапа в 122 млрд рублей. Третий этап проекта включает трассировку левобережного подхода и подъезд к мосту. Его стоимость оценивается в 7-8 млрд рублей. Первый этап предполагает подготовку площадки и строительство вахтового городка – на сегодняшний день он завершен.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В 2023 г. в том числе из Кузбасса было вывезено 53,1 млн тонн, из Якутии – 26 млн тонн, из Бурятии – 8,1 млн тонн, из Хакасии – 6,1 млн тонн, из Тывы – 0,4 млн тонн.
[2] В первом тарифном классе расценки рассчитываются с дисконтом ко второму классу (коэффициент 0,55-0,75), расценки для третьего тарифного класса рассчитываются с коэффициентом 1,54-1,74. Перевозки угля, помимо тарификации по первому классу (с 1995 г.), до середины 2022 г. также имели ряд специальных льгот, включающих понижающие коэффициенты 0,4 для перевозок на дальность свыше 3,3-3,5 тыс. км, и коэффициент 0,895 для перевозок энергетического угля на экспорт. Такие льготы были отменены с 1 июня 2022 г., отмена действует до сих пор.
[3] Построен в 1965 г., не действует с 2010 г. Сохранился пирс.
[4] В рамках федеральной программы «Генеральная уборка».
[5] 31% в Камчатском крае, 16% - на Сахалине и Курилах.
[6] Принадлежит А.Пинчевскому.
[7] Также требовалось провести оценку акватории для выбора экспортно-импортного терминала в Ленинградской области.
[8] ООО «Хабаровский аэропорт» под управлением ООО «УК Комакс» сенатора К.Басюка.
[9] Взлетно-посадочная полоса аэропорта была введена в эксплуатацию в 2021 г.
[10] Учредитель – В.Суховерхов.
[11] Проект реконструкции аэропорта «Черский» входит в утвержденный правительством РФ план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 г.
[12] С 9 августа 2023 г. из-за проводимых работ он был закрыт для приема воздушных судов.
[13] Учредители – камчатские предприниматели И.Редькин, И.Евтушок, Де Ен Тяк, сенатор от Камчатки В.Пономарёв.
[14] Расположен в селе Запорожье, обеспечивает регулярное авиасообщение населенных пунктов южной части района (Озерновский, Запорожье, Паужетка) с Петропавловском-Камчатским.
[15] Принадлежит правительству Сахалинской области.
[16] Контракт был заключен осенью 2021 г.
[17] Владельцы – московское ООО «Филин» (49%), О.Сакун (49%), А.Лустин (2%). Ранее совладельцем официально являлся ее гендиректор Б.Сакун (считается представителем интересов А.Ротенберга). Компания имеет крупные контракты на капремонт дорог в Крыму, реконструирует объездную дорогу в Барнауле Алтайского края, выполняет работы по реконструкции и развитию гражданского сектора аэропорта Севастополя.
Елена Зиновьева с сыном стали победителем в номинации «Неограниченные возможности» второго сезона Всероссийского конкурса «Дальний Восток – Земля Приключений». Мама 12-летнего Сережи рассказала о туристических достижениях непоседливого путешественника по Камчатке.
Сережа – незрячий с рождения. Ослеп он по вине врачей – родители сумели это доказать, создав прецедент в России. Спустя три года мытарств по судам и инстанциям было вынесено решение о компенсации в 9 млн рублей. На эти деньги родители мальчика купили квартиру в Москве, чтобы Сережа смог в будущем жить там в городе с лояльной к слепым среде. Сейчас подросток учится в специальной школе в Москве, вместе с мамой они живут там 8 месяцев в году, а на лето всегда возвращаются в Петропавловск-Камчатский, где живут папа, старшие брат и сестра Сережи.
– Елена, как часто вы путешествуете вместе с сыном?
– Путешествуем очень часто, с его рождения – сначала конечно были вынужденные перелеты в борьбе за его глаза – в год по пять перелетов в одну сторону. Между этими перелетами летали отдыхать чаще за границу, но летом всегда путешествуем по Камчатке. Это наш любимый сезон, есть возможность воссоединиться с природой, Сереже показываем горячие источники, поднимаемся на вулканы (не на вершину, конечно), ходим на рыбалку, за ягодами, осваиваем греблю на лодке. В этом году хотим научить его кататься на сапе по озеру. Тут мне и самой придется осваивать, чтобы ему лучше объяснить, как правильно стоять на сапе и как грести веслом, для этого я сама закрываю глаза и пытаюсь все проделать, не опираясь на зрение.
– Что для Сережи самое ценное в путешествиях
– Ему важен результат. Мы, зрячие, когда идем в походы, то наслаждаемся шикарными видами, а для него это недоступно, ему надо все трогать, так как руки заменяют глаза, чтобы составлять картину мира. Поймал навагу – надо ощупать, нарвал наощупь ягод – попробовать, прикоснуться к каждому камешку, на дерево залезть, зарыться в горячий песок, побегать от волн, искупаться в термальных источниках.
Так он лучше развивается и понимает природу. На большие расстояния не ходим – тяжело. Мне приходится очень много говорить, рассказывать обо всем вокруг, рассказывать какой мир и объяснять законы природы. Я его глаза. Попробуйте закрыть глаза и поймете, что мир незрячего не такой красочный, пока вам кто-то что-то о нем не расскажет, не вдохновит. Он все запоминает, впитывает. Часто возвращаемся в те места, где уже были – ему, чтобы вспомнить, надо вернуться, он не может помнить наши путешествия так, как помним их мы, имеющие зрение. Когда проходим те же маршруты, он не только вспоминает, но и открывает что-то новое – он взрослеет, мировоззрение меняется, иначе смотрит на мир. Наши путешествия всегда проходят очень позитивно. Сереже очень нравится ходить в походы, он радуется, в голове представляет и улыбается.
– Как он сам описывает свои ощущения в путешествиях?
– Сережа очень молчаливый, скромный. И среди зрячих детей бывают те, кто охотно общается и открыт ко всем, а бывают немного замкнутые и неразговорчивые. Сережа просто улыбается. Он привык слушать и молчать. Хотя он многое знает, у него математический склад ума, он может объяснить, например, как заходит солнце, знает физику и географию, изучает высшую математику, он прекрасно объясняет и хорошо развит для своего возраста. Занимается плаванием, играет на синтезаторе, у него прекрасный слух и голос – преподаватели в музыкальной школе за него борются.
– Вам в целом тяжело приходится в путешествиях или вы уже опытные туристы и все отлажено?
– В походы с нами ходит папа, он и лодку надует, и костер разведет, пока мы с Сережей исследуем местность. Муж живет на Камчатке, работает, а в Москву к нам прилетает на время, но летом мы всегда вместе. Еще всегда с нами наша собака джек-рассел-терьер по кличке Джек. Завели мы его исключительно для Сережи. У него до школы столько энергии было! Раньше был лабрадор, но тот очень спокойный, а Джек настолько же энергичен, насколько и Сережа, они вместе бегают. Причем, собака понимает, что ребенок незрячий, заботится о нем, носки подбирает, которые он не туда положит. В походах Сережа абсолютно во всем помогает – дрова собрать, тяжести унести, мусор убрать.
За грибами ездим и ягодами – Сережа, когда устает, садится в машину – и каждые 10 минут нам сигналит, чтобы мы могли ориентироваться и не потерялись. Положа руку на сердце, конечно это все очень тяжело. Меня понимают только те, кто сталкивался с незрячими детьми. И у самой здоровья нет, инсульт был и онкология. Но я со всем справилась. Отдохнуть смогу, наверное, только когда Сережа вырастет и женится.
– Как Сережа адаптируется к новым местам?
– С адаптацией сложностей не возникает. Он ориентируется в новом помещении очень быстро, достаточно только рассказать, где что находится, и он идет обследовать пространство. На улице предпочитает ходить без трости – хочет быть как все. Но я все же настаиваю – нужно, чтобы окружающие понимали, что перед ними незрячий человек.
– Как вы узнали о конкурсе?
– В позапрошлом году впервые что-то услышала, потом забыла и перед Новым годом случайно наткнулась на информацию в интернете. Подумала, почему нет? У меня много съемок за лето прошлого года. И попробовала склеить фильм, освоила простенькую программу, научилась обрезать, вставлять фото и видео. Подложенная в ролике музыка – именно то, что подходило тогда под мое настроение: грусть оттого, что лето прошло, что ребенок подрастает, что не видит этот прекрасный мир…. Много эмоций было вложено. Сначала отправила своим близким – все смотрели и плакали. Я думала, что на наш фильм внимания не обратят, такой он простой, домашний. Но, как видите, обратили.
– Какой вы получили приз и как порадовали Сережу?
– Приз – 75 тыс. рублей и большой рюкзак со снаряжением для туристического похода. Сережа мечтал о печатной машинке Брайля, необходимой ему для учебы, которая стоит 150 тыс. и которую я ему пообещала с призовых денег. Он расстроился, что на машинку не хватает. Но папа ее купил еще перед награждением, ее должны были доставить на следующий день. Когда мы ему об этом сообщили, он так обрадовался! Знаете, его всегда выдают глаза – хоть они и не видят, но они начинают светиться от радости и счастья.
– Будете еще в этом конкурсе участвовать?
– Сережа хочет. Но для этого мне надо учиться делать более профессиональные фильмы. Я очень рада, что у нас появился проект про путешествия на Дальнем Востоке. Хочу сказать, что, хоть у Сережи будущее только в Москве, уезжать с Камчатки он не хочет. Всегда говорит, что хочет домой – на Камчатку.
EastRussia продолжает знакомить с победителями конкурса «Дальний Восток — Земля приключений». Анастасия Колонская стала обладательницей приза в номинации «Пеший поход». Коренная москвичка отправилась на Кунашир, за 10 дней прошла 100 километров и вот, что из этого получилось…
— Анастасия, расскажите, пожалуйста, про себя, кем работаете, чем увлекаетесь?
— Мне 25 лет, по образованию я программный инженер. Работаю по профессии, параллельно серьезно увлекаюсь творческими ремеслами. Обычно берусь за все, что нравится, с намерением создать что-то творческое, что-то авторское.
— Программный инженер это…?
— Программист. Программист-разработчик. Я пишу код, несколько лет проработала в большой компании, довольно известной, потом ушла во фриланс, появилось больше свободного времени, чтобы творчеством заниматься — музыкой, видео, рисунками, графикой. Сейчас вот больше сконцентрировалась на видео и музыке. Особенно на музыке. Хочется преуспеть в композиторской части.
Мои увлечения, наверное, из семьи пошли. У меня дедушка, бабушка, скульпторы, художники, и вот, видимо, что-то такое зародилось, поселилось.
— Давно ли «пешеходите», где были, как надолго обычно выходите? Откуда тяга к походам?
— Это все со студенчества: мой факультет устраивал, и до сих пор устраивает ежегодные летние походы выходного дня: там отмечается конец учебного года с гитарами, с большим костром, с чучелом, сжигаются конспекты, в общем, весело. Тогда и вдохновилась первыми походами с ночевкой. Дальше из любопытства записалась в базовую школу спортивного туризма. А лес, природа с малых лет нравится. Я думаю, что это потому, что ребенком много времени в деревне проводила.
В какой-то момент произошел уклон в спортивный туризм, сходила в свой первый категорийный поход. Там поняла, что очень нравится формат путешествий надолго, то есть где-то на две недели.
Вот сейчас ходим с молодым человеком обычно: либо вдвоем, либо с компанией, сами строим маршруты. Когда отпуск позволяет, на пару недель пару раз в год.
Либо на выходные в подмосковный лес. Так проще бывает.
— Подмосковный лес? Он еще есть?
— Если знать места, можно найти.
— Где ещё вы ходили?
— По Карелии, вдоль Байкала, по Алтаю. В этом году Камчатка, но там был не пеший поход, это скорее мы для собственного удовольствия с друзьями ездили, там чередовались палатки и гостиницы.
— Фильм, с которым вы победили, вы снимали его уже с прицелом «Дальний Восток — Земля приключений», или просто хотели накопить видео и сделать для только для себя, для близких?
— Этим летом, у меня появилось желание поучаствовать в каком-нибудь конкурсе видеоработ, и я целенаправленно искала состязания ради дополнительной мотивации, чтобы совершенствоваться в музыке, в видеографии. Нашла «Дальний Восток — Земля приключений», поспрашивала друзей из турклуба, планирует ли кто-то по Дальнему Востоку вести походы категорийные, но таких вариантов не нашла, потому что в целом для нас это далеко. Дальний Восток — это далеко. У нас обычно отдают предпочтение Краснодарскому краю, Хибинам, Южному Уралу, локациям, которые территориально ближе.
Поэтому нашли коммерческое предложение — поход по Кунаширу, нам все понравилось: план, маршрут, поэтому долго не сомневались.
— И сценарий для фильма писали?
— У меня был список из 20 пунктов, которые точно хочу снять. В итоге из задуманного я сняла от силы сцены 3−4. И я знала, что будет задумка с дневником: то есть я уже брала с собой дневник, какие-то там делала заметки, помечания, что-то снимала с ним.
— Вы его реально вели? Как только силы находили?
— Насколько могла, настолько и вела. У нас там был насыщенный маршрут, мало остановок для отдыха, но, когда могла что-то записывала, потом уже дома что-то дорисовывала. У нас еще ТГ-канал есть, мы там описываем наши походы подробно, есть опыт вести какие-то записи, чтобы потом это в нашем телеграм-канале запостить, поэтому не сильно была разница вести это в тетрадке или в телефонной заметке.
— Когда вы одна или с компанией где-то «глубоко» на природе, есть ли разница, где это место географически – Карелия, или Дальний Восток? Не столько по различию ландшафта, а по ощущению оторванности от цивилизации?
— Оторванность от цивилизации я измеряю тем, как часто на маршруте у меня есть возможность сказать маме, что мы живы и здоровы. Кстати, наш ТГ-канал так и называется «Мам, мы в порядке». А так, наверное, разницы для меня почти нет. Я упомянула уже, что и в Подмосковье есть где погулять. И я открыла для себя, что даже в ста километрах от Москвы можно обнаружить место, где и мобильная связь пропадет наглухо, и навстречу идущий человек покажется диковинкой.
— Вернемся на Кунашир. Как сам поход проходил?
— Это был такой классический поход со всеми классическими сложностями походными вроде плохой погоды, облако гнуса могло где-то встретиться. В целом было непросто, но не сказать, чтоб чрезмерно тяжело.
— Судя по Вашему фильму, главной «занозой в душе» стал отказ от восхождения на Тятю из-за ухудшения погоды, а какие еще «занозы» можете припомнить — хорошие, плохие?
— Самая больная заноза у меня была от шиповника в пальце ноги! А так, даже то, что мы на Тятю не поднялись, я бы не назвала это каким-то плохим исходом, потому что вот такие неудачные восхождения, они, мне кажется, даже ярче запоминаются.
Кстати, помимо самого восхождения, сам спуск был запоминающимся. Я его мало засняла, но он же проходил через мёртвый лес, я об этом ролике говорила, и мёртвый лес в тумане, в такую плохую погоду, он выглядит настолько завораживающе, что очень сильно в голове откладывается. Я вот грущу что это не получилось запечатлеть я бы на этом сделала акцент в ролике, но там из-за тумана и вулканической пыли, у нас лица и одежда были измазаны черным, поэтому я боялась доставать лишний раз камеру, думала, что она не переживет такие испытания.
— В фильме звучит Ваша песня «Я в себя впитаю Тихий океан». Она писалась прямо там на месте? Гитару с собой брали?
— В этот раз мы с собой не брали музыкальные инструменты, хотя, когда выходим в Подмосковье, иногда берем. Укулеле обычно таскаем просто для атмосферы. Хотя даже не всегда на ней играем, просто как талисман с собой берем.
Про песню — музыкальный мотив зародился там. Какие-то строки также на Кунашире придумались, а потом все это оформилось в итоговую песню дома.
Я стилизовала ее под простые гитарные аккорды, чтобы ее можно было легко исполнять в походе. Я не привыкла исполнять публично что-то собственного сочинения именно голосом. Для меня это какой-то новый уровень откровения, поэтому я до сих пор с трудом ее переслушиваю. Она для такая получилась слишком личная.
Вообще в фильме вся закадровая музыка моя. И мне больше нравится композиция, под которую я начинаю свой рассказ, под которую ныряю в бамбучник.
— Вернётесь еще на Кунашир, или «галочка поставлена, маршрут пройден», теперь на очереди другая локация?
— Мест разных, которые мы еще не посмотрели очень много. И остров Сахалин мы не видели толком — там были проездом, остальные Курильские острова не видели, в целом Дальний Восток не посмотрели. Поэтому столько мест еще которые можно посетить, но Кунашир понравился и, если появится возможность, предложение какое-то я бы вернулась. Может быть, во вторую попытку восхождения Тятя оказался бы к нам благосклоннее…
— Вы говорите, Дальний Восток далеко, а в чем именно эта далекость? В долгом перелете?
— Я думаю, это психологический фактор, как бы гораздо проще себе разрешить поехать куда-то поближе, потому что это ближе! Может еще большая разница по времени играет роль… Все же думаю, лично для меня это психологический фактор — сложно разрешить себе поехать так далеко, как будто бы на край света. Но, как видите, это преодолимо!
Увидеть огромный хвост кита, бьющий по морской глади, или подплыть к такому гиганту на расстояние вытянутой руки мечтают миллионы, но воплотить мечту в жизнь получается у немногих. Один из счастливчиков – фотограф из Москвы Валентин Морозов. Поездка на Шантарские острова в Хабаровском крае позволила ему увидеть морских исполинов и победить в конкурсе «Дальний Восток – земля приключений» в номинации «Лучшее путешествие с морским животным». В интервью EastRussia победитель рассказал о приключениях в бухте Врангеля и о составляющих успешного видео.
– Валентин, вы уже бывали на Дальнем Востоке или поездка на Шантары была первой?
– Я бывал на Дальнем Востоке: на Курильских островах, в Забайкальском крае, в Якутске, посещал Южный Сахалин.
– Получается, вы опытный путешественник по Дальнему Востоку.
– Можно и так сказать, но мне кажется, что мало опыта. Просто есть некоторые города в списке посещенных.
– А на Шантары вы ехали именно к китам?
– Да, все верно. Меня впечатлило то, что есть такое место на Дальнем Востоке, где обитают киты, где можно с ними поплавать на сапе.
– Путешествие на Шантары – удовольствие не из дешевых. Полученные впечатления, эмоции окупили поездку?
– На 100% окупили. Я вначале думал о том, что поездка на Шантарские острова – это дорого, но уже давно понял, что за эмоции надо платить – они инвестируются в будущее, остаются с тобой на протяжении всей жизни. Вот поэтому я точно могу сказать, что это того стоит. Да, конечно, отчасти это дорогая поездка, но она точно окупается эмоциями.
– А походные условия проживания и сложная дорога не смазывают впечатления? Не было желания плюнуть на все и уехать домой?
– Нет, на самом деле я привык к таким условиям, потому что я и в пешие туры ходил на десять дней, и на поезде десять дней ездил. Поэтому для меня такие походные условия, как на Шантарах – комфортные. Хочется иногда какого-то социального детокса, в таких путешествиях его получаешь. Иногда такого хочется, но максимум на месяц. Если больше, то не знаю, как проживу в таких условиях.
– В ролике вы говорите, что сложнее всего было спать в палатке во время шторма. А что еще доставляло неудобства, с чем приходилось бороться?
– На самом деле мне хотелось выйти еще куда-то дальше, не находиться в одном и том же месте, в одной бухте. Хотелось поменять локации, но из-за того, что была непогода, было невозможно выбраться и переместиться на более далекое расстояние. Еще одна сложность для меня – морская болезнь. Когда мы перемещались из одной бухты в другую, я боролся с ней. Ни у кого больше в команде ее не было, только у меня, поэтому все внимание было направлено на меня. А мне наоборот не хотелось, что на меня смотрели.
– Судя по тому, как вы бодро выглядите в ролике, получилось справиться с морской болезнью и ее последствиями.
– В первый раз, когда мы пять часов перемещались, это было сложно, я ехал с закрытыми глазами. Мы все время шли по морю медленно, и я справился с морской болезнью просто каким-то чудом.
– Видимо удача вам сопутствует, ведь вам еще и с погодой повезло. Бывает, что из-за туманов, из-за непогоды ни китов, ни моря не видно.
– Где-то за две недели до нашего приезда на Шантарах был сильнейший шторм, у туристов палатки снесло. Я подписан на одного блогера, и он публиковал видео снесенных палаток. Туристов тогда переместили в домики, они спали на кухне и, конечно, не ходили к китам. А нам реально с погодными условиями повезло. Вообще погода прекрасна в разных состояниях – и когда очень дерзкая и величественна, и когда спокойная.
– Увидеть китов – у многих мечта детства. А как в вашем случае?
– Не могу сказать, что это была прямо мечта детства, потому что мне казалось, что это нереально, что это какая-то сказка. Я знаю, что это есть, но я не думал, что сам смогу оказаться на месте людей с фотографий, где они плавают на сапах рядом с огромными китами. Когда я увидел в интернете такое фото, то сразу поставил себе цель – поплавать рядом с китами, увидеть их вживую.
– Каково, когда они проплывают на расстоянии вытянутой руки?
– Это оказалось страшно. Когда увидел размер кита под собой, у меня немножко тревога случилась. Все эмоции увеличились в десять раз уже после поездки, когда я начал осознавать, что со мной произошло: кит проплыл подо мной, я увидел, как он прыгает, видел то, что многие никогда в жизни не видели. Это настоящее вау. До сих пор не верится, что это было со мной.
– Вы видели китов не единожды, потом, наверное, уже не так было страшно?
– Да, киты появлялись каждый день, и было, действительно, уже не так страшно.
– Видео снимали по профессиональной привычке или специально для конкурса?
– О конкурсе я не знал, мне прислали ссылку где-то за неделю до его начала. И я подумал, что сниму видео. Я по профессии фотограф, но у меня есть оборудование и для видеосъемки: дрон, экшн-камера. Это мое хобби, но я не увлекался съемкой видео с путешествий. Но в этот раз решил организовать видеосъемку для конкурса.
– Вы называете свой дрон «Везунчик». Все ли ему удалось снять, что вы хотели? Повезло ли ему?
– Перед путешествием на Шантары у меня была поездка во Владивосток. Я был в бухте на острове Русский, и, представляете, разбил свой дрон в первый же день поездки. Сломались две лопасти, но, слава богу, что во Владивостоке нашелся мужчина, который мне продал другие лопасти. Просто не представляю, что бы я делал в бухте без дрона, потому что с берега видно китов, но с высоты птичьего полета они вообще по-другому смотрятся. Я специально назвал дрон «Везунчиком», чтобы он точно никогда не разбился, но, к сожалению, произошел такой случай.
– Но все равно повезло, что нашлись другие лопасти.
– Да, конечно. Мне все привезли, и буквально через пять часов у меня уже все было новенькое.
– Ваш ролик сопровождается закадровым текстом. Порой написать его – самое сложное во всем фильме. Как вы справлялись с этой задачей?
– Сквозь слезы и страдания (смеется). Я столько раз пытался собрать все мысли в текст, посидеть, перечитать, переписать, понять, что я хочу рассказать. Вы сделали правильный акцент на этом, потому что на текст я потратил, мне кажется, больше всего усилий.
– Победа в конкурсе была неожиданной или чувствовали, что должны занять первое место в своей номинации?
– Я смотрел ролики других участников и понимал, что вижу качественный материал, что другие авторы могут победить со своими путешествиями. Я верил в то, что меня заметят с таким путешествием, потому что мало таких видео, где вокруг тебя столько китов. И самое забавное, что в бухте я был с группой из Хабаровска, и там была супружеская пара, которая рассказала мне, что участвует в конкурсе про видео о путешествии на Дальнем Востоке.
– Часто люди говорят, что не хотят участвовать в этом конкурсе, потому что побеждают в нем участники, у которых есть видео с дрона, у кого техника профессиональная. Как считаете, только ли это залог успеха?
– Я считаю, что можно выиграть за счет эмоций, за счет интересного рассказа, за счет локации, потому что если у тебя путешествие, например, на вулкан, то это уже более выигрышно. Техника даст картинку, но может не дать никакого смысла. Недостаточно просто красиво что-то показать, важна начинка, суть. Техника – это бонус, а эмоции – точно шанс на победу. Даже сейчас я понимаю, что если бы переснимал ролик, то больше давал бы эмоций и каких-то рассказов, историй.
– Не хотите снова попробовать свои силы в следующем году?
– К сожалению, призерам нельзя участвовать в следующем сезоне конкурса.
– А если бы была возможность, приняли бы снова участие, может в другой номинации?
– Да, конечно. Вообще я бы с радостью посетил Дальний Восток зимой. Обязательно хочу побывать на Камчатке и на Чукотке. Мне многие говорят, что на Чукотке сурово, но меня это и привлекает больше всего. Хочется застать сложную погоду, посмотреть на это все. И очень хочу в Магадан, там такие красоты. Меня все это привлекает. Хочется отправиться в экспедицию по Дальнему Востоку, снимать ее. Я после участия в этом конкурсе увидел смысл в создании видеороликов про путешествия, потому что путешествую уже очень давно, но почему-то ленюсь или смущаюсь записывать ролики, говорить в них, делиться информацией, эмоциями, опять же. А теперь понимаю, что все это не зря, это дает свой отклик. Думаю, что нахожусь на правильном пути. Я рад, что сейчас все силы направлены на Дальний Восток, на его популяризацию, на его доступность.
– Валентин, дайте совет тем, кто, может быть, хотел участвовать в конкурсе, но засомневался и передумал.
– Советую обязательно участвовать в этом конкурсе, потому что, как говорится, лучше пожалеть, что попробовал, чем жалеть, что не попробовал. Мне еще нравится фраза о том, что лучшие кадры сняты на наши глаза, но я считаю, что все надо записывать на видео, делать фото, потому что через несколько лет это приносит безумные приятные эмоции и воспоминания о прожитых годах. И со временем эти эмоции увеличиваются в несколько раз. Я смотрю на предыдущие поездки, вспоминаю их благодаря каким-то кадрам, потому что память стирает какие-то фрагменты, вспоминаю, какие эмоции я переживал в этот момент. Поэтому настоятельно рекомендую записывать, снимать, делиться получившимся на конкурсе «Дальний Восток – земля приключений». Появится новое окружение, люди с общими интересами, возможно, вы найдете новых друзей, с которыми будете в дальнейшем путешествовать. Мне поездка на Шантары подарила друзей, с которыми я продолжаю общаться. Ведите архивы жизни, чтобы потом однажды сесть, пересмотреть их и сказать, что это все было не зря. И обязательно нужно делиться этими архивами, чтобы и других вдохновить, и показать, как прекрасна природа, как прекрасен мир.
Беседой с Дианой Абазовой из Амурска — обладательницей первого места конкурса «Дальний Восток — Земля приключений» в номинации «Лучшее детское путешествие» —EastRussia начинает серию интервью с победителями этого творческого состязания.
На суд жюри «Дальний Восток — Земля приключений» в 2024 году любители путешествий прислали 664 фильма. Это в три раза больше, чем в дебютном 2022-ом. Участники боролись за главный приз в три млн рублей. Его получил москвич Илья Большаков за путешествие на потухший вулкан Креницына на Курилах.
12-летняя школьница и начинающий блогер Диана Абазова из Амурска рассказала EastRussia, в чем секрет ее успеха и какие «фишки» нужно использовать в съемке, чтобы стать лучшим, и правда ли, что на горе Маглой есть призраки.
– Диана, поход на гору Маглой это твой первый поход? Можешь рассказать, как это было?
– Путешествие на гору Маглой, которая считается священной у нанайцев, мы совершили вместе с мамой. Это был мой первый поход, и я рада, что он был с мамой. В 2023 году она ходила одна на гору Сюмнюр, так сказать, на разведку. Меня она с собой не взяла. Говорит, ей надо было убедиться, что для ребенка это безопасно. Я, конечно, тогда очень огорчилась. И вот, когда она вернулась и стала делиться впечатлениями, я сказала: «Все, на следующий год мы идем вместе!». Так и вышло. У нас в Амурске есть Татьяна Кирилова, она очень любит горы, особенно Эльбрус, и водит экскурсии. Мы записались в ее группу. Снаряжения у нас не было особо, поэтому с миру по нитке собирали. У нашей семьи много друзей, и когда мама бросила клич, с нами поделились палаткой, спальником, рюкзаками. Все, что было нужно, привезли прямо домой.
— Обычно в твоем возрасте стремятся быть самостоятельными и отдалиться от родителей…
— Ой, это точно не про нас. Мама мой самый лучший друг. У нас хорошие взаимоотношения, поэтому болезнью подростков «я взрослая» я не заболела. Вообще я хочу сказать, что это путешествие сплотило нас с мамой еще больше. Я увидела ее с новой стороны. Восхищение вызвало то, как она легко может перестроиться с комфортной городской жизни на суровую походную и чувствовать себя при это хорошо.
Наталья Абазова, мама Дианы
– В этом походе я увидела свою дочь с новой стороны. Она мне всегда предлагала помощь, поддерживала и переживала за меня. Это очень трогательно. Мы и до этого были сплоченные, но сейчас появилось еще одно общее приятное воспоминание. Я поддерживаю своего ребенка во всех начинаниях. У нас дом заставлен оборудованием для съемки: штативы, кольцевые лампы, какие-то подсветки, шнуры. Кто-то, возможно, ругался бы, а я, наоборот, поощряю, что она снимает и монтирует. Мне кажется, что детям нужно давать больше свободы.
— А когда ты шла в поход ты знала, что будешь снимать ролик для конкурса «Земля приключений»?
— Нет, я даже не знала, что есть номинация «Лучшее детское путешествие». Я просто поставила себе творческую задачу – снять длинное горизонтальное видео, мини-фильм о путешествии. Знаете, такой вызов самой себе. Я увлекаюсь видеосъемкой и делаю в основном короткие вертикальные ролики, например, для Тик-Ток. Длинными видеороликами не занималась никогда и мне хотелось попробовать себя в этом жанре. Я написала сценарий. Планировала части своего видео, что буду говорить и когда, сколько примерно секунд будет длиться каждая часть, писала слова, которые буду говорить. Но снять все четко по плану не получилось. Ожидание и реальность немного не совпали. Приходилось импровизировать. Режиссерская находка, когда я стою у подножия горы Маглой, а потом вместе со зрителем при помощи монтажа быстро «спускаюсь» вниз, родилась на месте. И вот когда ролик был готов, наша хорошая знакомая рассказала о конкурсе, что, оказывается, там есть номинация для детей. Я отправила и забыла. Изначально я снимала для ВК и Youtube, чтобы родственники и одноклассники могли зайти и посмотреть. Но, к сожалению, цифры там оставляют желать лучшего: около сотни. Я немного расстраивалась из-за этого, ведь столько труда вложено в мини-фильм. Когда раздался звонок, и в трубке сказали о приглашении в Москву на церемонию награждения, я честно скажу, подумала, что это какой-то прикол.
— Одним из самых ярких моментов ролика стал тот, где ты говоришь про привидение. Ты действительно что-то такое почувствовала или это было по сценарию?
– Я в мистику не верю. Но многие в группе говорили, что им кажется будто кто-то возле них ходит. Моя мама говорила, что когда она ночью выходила из палатки и подходила к костру, то ей казалось будто сзади кто-то стоит и дышит. Раньше гора Маглой считалась шаманской. Только шаманы могли на нее взбираться и проводить там обряды, поэтому у этого места сильная энергетика, там происходят разные странности. И еще по легенде там ходит призрак погибшего члена экипажа самолета, обломки которого до сих пор на горе. Хоть я ничего такого не чувствовала, но не вставить этот момент фильм не могла. Это очень важная часть.
– Как тебя встречал родной город после возвращения из Москвы?
— Возвращение в родной Амурск с победой из Москвы произвело фурор в школе. Но только среди учителей. Они все так сильно радовались! А у одноклассников самый первый вопрос: сколько денег выиграла? Отвечаю как есть – 75 тыс. рублей. В общем, у них радость больше за деньги. На эти деньги я купила iPhone 16. Старому телефону уже лет шесть, он уже сильно тормозил и там память перегружена. Какой новый ролик на него сниму, пока не знаю. Возможно, когда мы поедем отдыхать летом, я что-то сниму.
— Диана, а ты уже решила кем хочешь стать когда вырастешь?
— Мне столько всего хочется и нравится! Хочу стать моделью, актрисой, архитектором. Я занимаюсь профессионально в художественной школе уже семь лет. Раньше ходила на танцы, а сейчас у меня две спортивных секции. Это чир спорт, в нем я уже три года, и карате, где я с конца прошлого года. Уже сдала на оранжевый пояс.
Мама говорит, что я целеустремленная и упорная, а мне, наоборот, кажется, что я занижаю свою самооценку. Если я что-то сделала, то я часто недовольна результатом. Для меня это хорошо, потому что я стараюсь каждый раз сделать еще лучше, преодолеть себя.
Конкурс «Дальний Восток – Земля приключений» будет продолжен и в 2025 году. Об этом полпред ДФО Юрий Трутнев рассказал в интервью телеканалу «Россия-24». А это значит, что начинать съемку можно уже сейчас. О начале приема заявок будет объявлено дополнительно.