С января по апрель на Чукотке угледобывающие компании нарастили добычу на 12% по сравнению с тем же прошлогодним периодом. Объем добытого бурого и каменного угля превысил 490 тыс. тонн.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе департамента промышленной политики Чукотки, ООО «Берингпромуголь» обеспечила 452,2 тыс. тонн угля (+15%) – компания осваивает Фандюшкинское месторождение каменного угля. ОАО «Шахта «Угольная» работает на запасах Анадырского буроугольного месторождения, ее работники извлекли 38,9 тыс. тонн угля, нарастив производство в четыре раза.
С января по апрель 2022 года на Чукотке извлечено 403 тыс. тонн угля, из которых 393,7 тыс. тонн каменного и 8,8 тыс. тонн бурого.
На европейском рынке котировки энергетического угля поднялись выше 104 долл./т. Поддержку ценам оказало восстановление котировок газа и нефти после отсрочки введения высоких импортных пошлин со стороны США, а также увеличение потребления угля в Германии. Кроме того, за прошедшую неделю сократились экспортные отгрузки со стороны США и Колумбии.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 415.62 долл./1000 м3 (+34.64 долл./1000 м3 к 09.04.2025 г.), скорректировавшись вверх после достижения 7-месячного минимума. Уровень заполнения хранилищ увеличился незначительно до 35%. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 3.54 млн. т. (+0.03 млн. т. к 09.04.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 подрос выше 89 долл./т., вслед за европейским рынком, благодаря улучшению спроса со стороны индийских производителей губчатого железа на спотовые поставки.
Южноафриканские трейдеры столкнулись со сложностями в закупках средне- и низкокалорийного материала, поскольку производители не стремятся снижать цены, несмотря на падение экспортных котировок и перенаправляют поставки на внутренний рынок.
Компания Exxaro сообщила о падении добычи по итогам 2024 г. на 7% до 39.5 млн. т. из-за снижения потребностей внутренних потребителей. Тем не менее, экспорт увеличился на 37% до 7 млн. т. благодаря спросу в Индии и странах Азии.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остаются без изменений на уровне 93-94 долл./т. на фоне рекордных портовых запасов, высоких темпов добычи и окончания периода отопления в дальних северных регионах, в связи с чем возможно возникновение переизбытка предложения. При этом рост ВВП Китая по итогам 1 квартала оказался выше ожиданий и составил 5.4% против прогнозируемых 5%, что обусловлено увеличением промышленного производства, включая цементную и сталелитейную отрасль.
Из-за геополитической неопределенности многие потребители в промышленном секторе занимают выжидательную позицию. Однако в связи с торговой войной некоторые участники рынка полагают, что китайские власти близки к запуску нового раунда стимулирования экономики с целью подстегнуть потребление внутри страны и снизить зависимость от экспорта.
Запасы в 9 крупнейших портах подскочили до исторического максимума на отметке 32.58 млн. т. (+2.86 млн. т. к 09.04.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.78 млн. т. (+0.27 млн. т.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 82 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась ниже 48 долл./т. в связи с ограниченным спросом на традиционных рынках сбыта.
Добыча угля в стране с января по 16 апреля 2025 г. упала на 7.5% до 183.7 млн. т., что обусловлено неблагоприятными фундаментальными факторами и погодными условиями. Ожидается, что компании не будут стремиться наращивать добычу с целью снизить расходы ввиду невысоких цен на международном рынке.
Власти Индонезии вводят новые правила налога на добычу полезных ископаемых (роялти) с 26 апреля, в рамках которых налог для некоторых самых крупных угольных компаний снизится (включая Adaro Andalan Indonesia, Arutmin Indonesia) и одновременно увеличится для многих менее крупных (Bhumi Rantau Energi, Bukit Asam) примерно на 1% для экспортных поставок. При этом ставка налога также будет привязана к индексу HBA и может увеличиваться вместе с котировками.
Котировки австралийского угля двигались разнонаправленно. Высококалорийный австралийский уголь 6000 остался в нисходящем тренде, опустившись до 92 долл./т. из-за сокращения спроса со стороны Японии, при этом среднекалорийный уголь 5500 укрепился выше 71 долл./т. за счет увеличения спроса со стороны Индии.
Индекс австралийского металлургического угля HCC вырос выше 187 долл./т. на опасениях сокращения предложения по причине нескольких аварий на шахте Appin (South32) и Moranbah North (Anglo American). Кроме того, в Китае 15 апреля произошло повышение цен на кокс. При этом индийские потребители занимают выжидательную позицию, поскольку считают текущий уровень цен высоким.
Доля убыточных угледобывающих предприятий в Кузбассе в феврале 2025 г. увеличилась до 57% против 45% в феврале 2024 г. Таким образом, в 2025 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке, резким увеличением себестоимости, а также укреплением курса рубля. В связи с этим некоторые предприятий вынуждены сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, которые достигают 50% от стоимости реализации, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
По некоторым прогнозам, совокупные убытки угольной промышленности в 2025 г. могут составить более 250 млрд. руб., подскочив в 2 раза по сравнению со 113 млрд. рублей убытка в 2024 г. В текущее время уже 29 предприятий, добывавших 40 млн. т., обанкротились. По оценке Минэкономразвития, в красной зоне находятся предприятия, добывающие 160 млн. т. и имеющие убытки более высокие, чем в среднем по отрасли.
Кроме того, санкции США охватывают уже более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-марта 2025 г. упала до 51.0 млн. т. (-1.9 млн. т. или -3.6% к январю-марту 2024 г.).
Экономическая устойчивость угольной отрасли Хакасии находится под угрозой. Снижение объемов добычи, ограниченные экспортные возможности и рост издержек ставят под вопрос дальнейшую работу ключевых предприятий региона, часть которых уже работает на треть от проектной мощности, а отдельные угольные разрезы полностью остановлены с марта.
Убыточность угольных компаний связана с падением мировых цен на уголь, логистическими ограничениями и высокой стоимостью железнодорожных перевозок.
По итогам 1 квартала 2025 г. объем вывоза угля из Хакасии в восточном направлении упал на 54% до 665 тыс. т. (к аналогичному периоду прошлого года). Основной причиной стало отсутствие продления квот РЖД на транспортировку в восточном направлении.
Угольная промышленность остается системообразующей для экономики республики. Налоговые поступления от угледобывающих компаний составляют значительную долю доходов бюджета. Более того, ряд предприятий является градообразующими для населённых пунктов региона. Любые сбои в их работе напрямую отражаются на социальной стабильности.
По прогнозам, в апреле–мае 2025 г. ожидается новая волна увольнений. Общий объем потерь рабочих мест к концу года может достигнуть 3 тыс. человек.
В связи с этим председатель Верховного Совета Хакасии Сергей Сокол направил обращения к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину, в Совет Федерации, РЖД и профильные министерства. В числе предложений:
• увеличение экспортных квот;
• снижение ж/д тарифов;
• субсидирование логистических затрат.
Отсутствие оперативных федеральных мер может привести к остановке ключевых производств, росту безработицы в моногородах и дефициту регионального бюджета. Власти Хакасии настаивают на включении вопроса поддержки отрасли в повестку Совета Федерации и Правительства РФ, подчеркивая, что без пересмотра тарифной политики РЖД и восстановления квот социально-экономическая стабильность региона окажется под угрозой уже в краткосрочной перспективе.
С ноября 2024 года по Тихоокеанской железной дороге (ТЖД) с Эльгинского угольного месторождения в адрес строящегося экспортного терминала было перевезено 2 млн. т. угля. В настоящее время дорога протяженностью 531 км функционирует в тестовом режиме и в конце прошлого года во время поставки первой партии угля произошел сход локомотива и 4 вагонов.
В строящийся угольный терминал Эльга, который является конечной станцией ТЖД, в ноябре уже прибывало первое балкерное судно. Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн. т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т. Порт является частью дальневосточного логистического кластера компании Эльга, ведущей разработку Эльгинского и Огоджинского месторождения.
По итогам января-марта 2025 г. совокупная добыча Эльги составила 8.8 млн. т. (+2.5 млн. т. или 33% к январю-марту 2024 г.).
На европейском рынке угля цены скорректировались ниже 103-104 долл./т. Давление на индексы оказывает резкое падение котировок газа и нефти в результате введения высоких импортных пошлин со стороны США, а также окончание отопительного сезона в ЕС.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 380.98 долл./1000 м3 (-78.93 долл./1000 м3 к 02.04.2025 г.), достигнув 7-месячного минимума. Уровень заполнения хранилищ колеблется на уровне 34%. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 3.51 млн т. (-0.11 млн т. к 02.04.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000, после роста неделей ранее, опустился ниже 89 долл./т. вниз вслед за европейским рынком. Цены на среднекалорийный материал укрепились на фоне улучшения спроса со стороны индийских производителей губчатого железа на спотовые поставки и на контракты апреля-мая.
Компания Minergy из Ботсваны в своем отчете отметила, что в результате снижения цен на экспортном рынке некоторые небольшие компании и производители с высокой себестоимостью добычи сокращают отгрузки на экспорт и перенаправляют поставки на внутренний рынок. Из-за негативной динамики Minergy нарастила долговые обязательства.
По итогам недели цены на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao удерживались на уровне 93-94 долл./т., несмотря на негативный внешний фон после эскалации торговой войны между Китаем и США (объявление взаимных пошлин со стороны КНР на всю продукцию из США в размере 34% и дополнительного повышения тарифов Трампом до 104% на продукцию из Китая).
Поддержку рыночным настроениям оказало сокращение запасов на складах и инициатива государственного инвестиционного фонда Central Huijin Investment, который направил средства на покупку китайских акций и пообещал поддерживать рыночную стабильность. Кроме того, некоторые участники рынка полагают, что китайские власти близки к запуску нового раунда стимулирования экономики с целью подстегнуть потребление внутри страны и снизить зависимость от экспорта.
Большинство конечных потребителей отказываются оплачивать отгрузки от негосударственных компаний по месячным контрактам по фиксированной цене
770 RMB/т. (105.36 долл./т.) FOB Qinhuangdao 5500 ккал/кг. Таким образом, между генерирующими компаниями КНР и внутренними поставщиками угля продолжается спор в отношении долгосрочных контрактов, что привлекло внимание Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC).
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 29.72 млн т. (-1.04 млн т. к 02.04.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.51 млн т. (+0.01 млн т.), потребление – 760 тыс. т./сутки против 750 тыс. т./сутки неделей ранее.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 83 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 48 долл./т., продолжив двигаться вниз на фоне ограниченной торговой активности по причине празднования завершения поста (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр) до
8 апреля. Также отмечается низкий спрос со стороны Индии и Китая, где сохраняются темпы добычи и складские запасы остаются на высоком уровне. Продолжающиеся дожди на Суматре, негативно влияющие на транспортировку угля, не сумели оказать ощутимой поддержки рынку.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 просел ниже 95 долл./т., тогда как среднекалорийный уголь немного подорожал. Волатильность в ценах обусловлена геополитической неопределенностью и невысоким спросом в странах АТР.
Власти штата Квинсленд планируют пересмотреть цели предыдущего правительства по снижению выбросов парниковых газов, в результате чего срок эксплуатации угольных электростанций может продлиться, что должно положительно повлиять на энергетическую безопасность Австралии.
Индекс австралийского металлургического угля HCC подскочил до 177 долл./т. на опасениях сокращения предложения в связи с несколькими авариями на шахтах в конце марта и начале апреля. Кроме того, 9 апреля Трамп заморозил на 90 дней введение высоких пошлин против торговых партнеров.
Поддержку котировкам оказывает приостановка эксплуатации шахты Appin (South32) в штате Новый Южный Уэльс 6 апреля после взрыва, от которого пострадало 4 человека, и шахты Moranbah North (Anglo American) в штате Квинсленд, где 31 марта была остановлена добыча из-за превышения нормы концентрации окиси углерода. Несмотря на ожидания, компания Anglo American не смогла в оперативном порядке возобновить добычу. В настоящее время возможные потери объемов не озвучиваются.
Ж/д перевозки угля на экспорт в адрес терминала ОТЭКО в порту Тамань в 2024 г. упали вдвое до 11.6 млн т. (-14.0 млн т. или -54.75% к 2023 г). Несмотря на формальное улучшение показателей в 1 квартале 2025 г. до 4.4 млн т. (+3.0 или +211.6% к 1 кв. 2024 г.), реальные объемы остаются существенно ниже значений 2022-2023 гг.
Даже после существенного снижения ставок перевалки, которые по словам коммерческого директора терминала, сократились для отдельных грузоотправителей вдвое до 10.12 долл./т., отставание объемов ж/д отгрузок, в сравнении с первыми кварталами 2023 и 2022 годов (7.1 млн т. и 6.5 млн т. соответственно) по-прежнему критическое.
Основной причиной падения перевалки в 2024 г. стал отказ грузоотправителей от экспорта угля через терминал на фоне завышенных ставок перевалки, достигавших 42 долл./т. В течение нескольких месяцев отправки угля на терминал практически не осуществлялись. Поставки начали восстанавливаться после вмешательства Федеральной антимонопольной службы, которая обязала операторов порта снизить тарифы.
Однако даже после снижения ставок перевалки восстановление грузопотока оказалось ограниченным. По официальным заявлениям РЖД, в 2024 г. компания не вывезла почти 19 млн т. угля в порты Азово-Черноморского бассейна, объяснив это дисбалансом между заявками и возможностями инфраструктуры. Представители терминала ОТЭКО в марте 2025 г. подтвердили, что логистические ограничения РЖД остаются ключевым фактором недозагрузки мощностей порта. В 1 квартале 2025 г. терминал получил подтверждение лишь на 65-70% заявленных объемов. Проблемы с перевозками по сети РЖД, а также рост ж/д тарифов остаются системным фактором сдерживания российского экспорта угля.
Ситуация осложняется общим кризисом в угольной отрасли. На фоне санкций и падения мировых цен экспорт угля из РФ стал убыточным из-за высоких логистических издержек. Грузовой тариф для угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 г. вырос почти на 100%, в четыре раза превысив накопленную инфляцию за этот период. С 1 декабря
2024 г. тарифы дополнительно увеличены на 13.8%, с 1 января 2025 г. введена целевая надбавка 2%. Кроме того, понижающие коэффициенты для угля на дальность перевозки и на энергетический уголь, отмененные РЖД в 2022 г. как временная мера, до сих пор не восстановлены. За 2023–2024 гг. угольные компании переплатили по тарифам сверх инфляции более 200 млрд рублей.
Увеличение ж/д перевозок угля на экспорт в адрес Тамани в 1 квартале 2025 г. обусловлено исключительно эффектом низкой базы в 2024 г., тогда как по отношению к 2022-2023 гг. объемы продолжают оставаться в зоне критического недозавоза. Несмотря на официальные заявления о стабилизации отгрузок, текущий рост отражает лишь частичное возвращение грузопотока после кризисного 2024 г. При этом докризисные уровни, без снятия инфраструктурных ограничений и без корректировки тарифной политики, в текущих условиях остаются недостижимыми.
Восточная горнорудная компания (ВГК) планирует запуск магистрального угольного конвейера, который предназначен для транспортировки угля с Солнцевского разреза до порта Шахтерск (Сахалин). Ввод в эксплуатацию конвейера закрытого типа, состоящего из трех участков, запланирован на 2025 г.
Строительство угольного конвейера ведется с 2018 г., объем инвестиций оценивается более, чем в 22 млрд рублей. Угольный конвейер протяженностью 23 км (самый крупный в России) позволит увеличить объемы транспортировки угля с разреза в порт до 20 млн т. в год и отказаться от перевозки грузовым автотранспортом.
По итогам 2024 г. объемы добычи угля на Солнцевском разрезе составили 15.1 млн т. Это самый высокий результат предприятия с начала его работы.
Таким образом, негативная динамика добычи и экспорта в остальных регионах России частично нивелируется за счет роста показателей ВГК, поскольку добыча на Сахалине и транспортировка угля в порт не привязана к ограниченным мощностям железных дорог РЖД на Дальнем Востоке. Однако основной объем добычи и экспорта ВГК приходится на бурый уголь.
На мировом рынке угля в настоящее время складывается неблагоприятная конъюнктура, в связи с чем компании могут пересматривать производственные планы и инвестиционные программы. Хотя дальневосточные производители сталкиваются с меньшими затратами на логистику, преимущество в текущих условиях имеют компании, располагающие собственными портовыми и железнодорожными мощностями. Добыча шельфового газа в ДФО сохраняется на уровне прошлого года. В рамках газификации регионов и планов по увеличению экспорта создается новая газотранспортная инфраструктура.
В марте текущего года доходность экспорта угля в восточном направлении стала отрицательной. Так, нетбэк (чистая выручка экспортера за вычетом логистики) на кузбасский уголь (5500 ккал на кг) на условиях FOB Восточный к 30 марта сократился до 358 рублей за тонну (на 17,8% за неделю). Снижение происходит с начала года. Для энергетического угля калорийностью 6000 ккал на кг нетбэк на условиях FOB Восточный на конец марта оставался положительным – 568 рублей за тонну, но все же снижался (показатели на 30 марта на 10,6% меньше, чем неделей ранее).
В течение десяти месяцев 2024 г. цена на энергетический уголь калорийностью 6000 ккал на базисе FOB Дальний Восток находилась на уровне 100 долларов США за тонну, сократившись почти на 30% с начала 2023 г. В начале 2024 г. цена была на уровне 101 доллар за тонну, а в 2023 г. – 135 долларов за тонну. К середине марта 2025 г. цена на энергетические угли на базисе FOB Дальний Восток снизилась до 56-83 долларов за тонну в зависимости от калорийности. Цены на металлургический уголь сократились до 113-114 долларов за тонну в зависимости от марки.
На этом фоне в марте 2025 г. заметно упал экспорт угля из крупных портов. В частности, объемы угольного экспорта в портах Находка и Восточный снизились на 21% относительно марта 2024 г., до 3,7 млн тонн (суммарно). В то же время в годовом сопоставлении выросли поставки из других дальневосточных портов – Ванино, Посьет, Вера и Суходол (суммарно в марте из них экспортировано 3,9 млн тонн угля).
Спрос на энергетический уголь в КНР ослаб из-за значительных накопленных запасов и развития собственной добычи[1]. Спрос на коксующийся уголь сдерживают проблемы в секторе недвижимости КНР и связанное с этим сокращение объемов выплавки стали, а также возвращение на китайский рынок угля из Австралии. Кроме того, в Китае по-прежнему действует импортная пошлина на российский уголь в размере 3-6%.
В апреле-мае текущего года ожидается рост спроса на уголь со стороны Индии (в целом ожидается, что объем экспорта российского угля в данном направлении достигнет 40 млн тонн в год к 2030 г.). Но при этом Индия с начала текущего года ввела импортные квоты на коксующий уголь с содержанием золы менее 18% (будут действовать в течение первого полугодия). Они будут распространяться на импорт из 11 стран, включая Россию, и составят 710 тыс. тонн ежеквартально в первой половине 2025 г.
Дополнительные проблемы для предприятий угольного сектора, помимо сокращения спроса и снижения цен, создают платежи по процентам из-за высокой ключевой ставки Центробанка, рост стоимости добычи, на который влияет удорожание оборудования, комплектующих и запчастей для техники, увеличение стоимости оплаты труда. Также российским экспортерам приходится предоставлять покупателям на экспортных рынках дисконты, обусловленные риском вторичных санкций для контрагентов. По итогам 2024 г. сальдированный убыток российских угледобывающих предприятий составил 112,6 млрд рублей против прибыли в 2023 г. в размере 374,7 млрд рублей. Росстат оценил долю убыточных компаний угольной отрасли в 2024 г. в 53,3% (в 2023 г. она была оценена в 31,5%).
На Дальнем Востоке угольные компании все же несут более низкие логистические затраты при экспортных поставках через восточные порты. Более выгодными позициями обладает, в частности, компания «Эльгауголь» А.Авдоляна, располагающая собственной железнодорожной веткой (Тихоокеанская железная дорога введена в эксплуатацию в 2024 г.)[2] и портовыми мощностями (порт Эльга в Хабаровском крае). В феврале 2025 г. в компании объявили о запуске одиннадцатой обогатительной фабрики обогатительного комплекса «Эльгинский» в Якутии. Суммарная годовая мощность всех фабрик составляет 38,5 млн тонн концентрата. По итогам 2024 г. добыча на Эльгинском месторождении (Нерюнгринский район) выросла на 36,2% относительно 2023 г., до 28,6 млн тонн угля. Объемы обогащения составили 31,5 млн тонн. Другой якутский производитель угля, АО «ХК «Якутуголь» (группа «Мечел») за 2024 г. увеличил объем добычи на 1,4 млн тонн относительно 2023 г., до 4,5 млн тонн.
Снижение добычи угля фиксируется в Чукотском АО – как каменного (поставляется на экспорт), так и бурого (реализуется на внутреннем рынке региона). Компания «Берингпромуголь» в январе-феврале текущего года получила на месторождении Фандюшкинское поле 222,6 тыс. тонн каменного угля, на 3% сократив результат по сравнению с аналогичным периодом 2024 г. «Берингпромуголь» располагает собственными портовыми мощностями для экспортных отгрузок. Добывающее бурый уголь ОАО «Шахта Угольная» за два месяца года на Анадырском месторождении добыло 2,5 тыс. тонн твердого топлива, что на 70% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
Стоит отметить, что в январе-феврале 2025 г. погрузка добытого на Дальнем Востоке угля на железную дорогу (ДВЖД) снизилась – на 3,1% относительно аналогичного периода 2024 г., до 5,6 млн тонн. Отгрузки твердого топлива осуществлялись с Эльгинского месторождения, Нерюнгринского месторождения в Якутии, Ургальского месторождения в Хабаровском крае, Сугодинско-Огоджинского месторождения в Амурской области. В том числе с Эльгинского месторождения на ДВЖД за отчетный период было отгружено 2,9 млн тонн, с Ургальского месторождения (АО «Ургалуголь», СУЭК) отгрузка составила более 1,2 млн тонн, с Сугодинско-Огоджинского месторождения («Огоджинская угольная компания», «Эльга») отгружено свыше 276 тыс. тонн, с Нерюнгринского («Якутуголь», «Мечел») – 592,1 тыс. тонн. При этом объем угольного экспорта с Дальнего Востока за два месяца года вырос на 4,4% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,7 млн тонн (во многом этому способствовала работа частной Тихоокеанской железной дороги).
Тем временем в Приморском крае «Углеобогатительная фабрика разреза «Западный» рассчитывает построить углеобогатительный комплекс мощностью 924 тыс. тонн в год на территории Ильичевского каменноугольного месторождения Раздольненского каменноугольного бассейна (Октябрьский муниципальный округ), инвестировав 43,8 млн рублей. Уголь инвестор намерен поставлять на внутренний рынок (в частности, на Артёмовскую ТЭЦ) и на экспорт в Китай.
Участок «Западный фланг» Ильичевского месторождения в промышленную эксплуатацию запускала компания «ДВ Логистик» в 2019 г. (с объемом добычи 200 тыс. тонн в год). В 2002-12 гг. добычу каменного угля на месторождении вело ООО «Разрез Пореченский» (на соседнем участке – «Западный 1»), производя до 80 тыс. тонн в год. Прогнозные ресурсы угля на участке «Западный фланг» оцениваются в 1 млн тонн (категория Р2).
Что касается добычи природного газа на Дальнем Востоке, то по итогам января-февраля 2025 г. на шельфовых сахалинских проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» добыча сохранилась на уровне аналогичного периода 2024 г. За два месяца в рамках проекта «Сахалин-1» было добыто 1,6 млрд куб. м газа, в рамках проекта «Сахалин-2» - 2,94 млрд куб. м. Добыча в феврале также соответствует уровню февраля прошлого года – около 0,7 млрд куб. м на «Сахалин-1» и 1,4 млрд куб. м на «Сахалин-2».
Экспорт нефти через порт Козьмино (Приморский край), откуда отгружается премиальный сорт ВСТО из нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», по итогам 2024 г. вырос на 4,5% относительно 2023 г., до 44,7 млн тонн. На данном направлении основными покупателями являются Китай и Индия.
В сфере газификации регионов в марте текущего года «Газпром» ввел ряд объектов газовой инфраструктуры в Приморском и Хабаровском краях. Так, в Приморье были запущены газопровод-отвод и «ГРС-2 Владивосток», что создало условия для газификации всероссийского детского центра «Океан» во Владивостоке и более 2,6 тыс. домовладений в двух микрорайонах города, где возводится новое жилье – Пригород-1 и Пригород-2. От «ГРС-2 Владивосток» запланировано проведение газопровода-связки в целях повышения надежности газоснабжения абонентов Владивостокского городского округа.
В Нанайском районе Хабаровского края введены в эксплуатацию ГРС «Вознесенское» и межпоселковый газопровод, рассчитанные на газификацию нового Малмыжского горно-обогатительного комбината («Амур Минералс») в рамках ТОР «Хабаровск». Также в Хабаровском районе «Газпром» запустил ГРС «Калинка», с помощью нее предполагается газифицировать около 9,7 тыс. домовладений в селах Калинка, Сергеевка, Восточное, Малиновка, Князе-Волконское, Благодатное, Дружба и Некрасовка.
Кроме того, положительное заключение Главгосэкспертизы получил проект насосной станции на газопроводе «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» «КС-6 «Хабаровская» в Хабаровском крае (район им. Лазо). С помощью межрегиональной газотранспортной системы «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» протяженностью 1,8 тыс. км осуществляется доставка газа с шельфа Сахалина потребителям Хабаровского и Приморского краев, планируется осуществлять экспортные поставки в КНР (строится газопровод-отвод). «Газпром» также расширяет пропускную способность газопроводной магистрали за счет увеличения компрессорных мощностей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Добыча угля в Китае в 2025 г. может вырасти на 1,5% относительно 2024 г., до 4,82 млрд тонн, после роста на 0,8% в 2024 г. относительно 2023 г. Ожидается, что импорт угля в КНР в 2025 г. сократится на 1,9%, до 525 млн тонн.
[2] Протяженностью 531 км и пропускной способностью на первом этапе в 30 млн тонн в год.
На прошлой неделе цены на европейском рынке энергетического угля подскочили выше 106 долл./т., скорректировавшись к концу недели до 100 долл./т. Поддержку индексам оказывает сокращение предложения угля со стороны Колумбии, США и Казахстана. За неделю экспортные отгрузки энергетического материала из Колумбии сократились на 25%. Кроме того, в Германии наблюдался рост стоимости электроэнергии на фоне увеличения угольной генерации на 16%, а также падения солнечной и ветряной генерации на 38% и 42% соответственно.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 459.91 долл./1000 м3 (+6.12 долл./1000 м3 к 26.03.2025 г.). Уровень заполнения хранилищ колеблется на уровне 34%, и многие участники рынка считают маловероятным возобновление поставок газа из России. Запасы угля на терминалах ARA остались на уровне 3.62 млн т. (без изменений к 26.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 89 долл./т. вслед за укреплением европейского рынка. Тем не менее, снижение цен среднекалорийного материала продолжилось из-за ограниченного спроса в Индии, где складские запасы находятся на высоком уровне. При этом спрос со стороны индийских производителей губчатого железа улучшился благодаря росту цен на сталь.
Ж/д оператор Transnet достиг соглашения с профсоюзом South African Transport and Allied Workers Union (Satawu) по вопросу повышения заработных плат, однако вероятность забастовки сохраняется, поскольку спор с основным профсоюзом (United National Transport Union) продолжается.
На внутреннем рынке Китая цены стабилизировались на уровне 94 долл./т., хотя негативная динамика сохраняется из-за слабой активности покупателей, высоких складских запасов в портах и увеличения температур. Кроме того, конечные потребители сформировали достаточные объемы в преддверии продолжительных выходных дней в связи с праздником Цинмин (4 апреля).
Запасы в 9 крупнейших портах вновь сократились и составили 30.76 млн т. (-0.42 млн т. к 26.03.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.50 млн т. (-0.04 млн т.), потребление снизилось до 750 тыс. т./сутки против 777-780 тыс. т./сутки неделей ранее.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 83.50 долл./т. долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 48.95 долл./т. на фоне ограниченной торговой активности по причине празднования завершения поста (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр) до 8 апреля. Давление также оказывает ограниченный спрос в Индии и Китае. Кроме того, Колумбия усиливает конкуренцию за счет предлагаемых дисконтов.
В связи с недовольством участников рынка в отношении использования внутренних индонезийских индексов в экспортных контрактах правительство ослабило требования и временно позволило заключать сделки по фиксированным ценам или прибегать к котировкам независимых агентств.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 оставался стабильным на уровне 98 долл./т. Тем не менее, среднекалорийный материал продолжает демонстрировать слабость в связи с сокращением импорта со стороны стран АТР, несмотря на некоторое преимущество, полученное за счет неопределенности с поставками индонезийского угля в результате инициативы властей по использованию внутренних индексов.
Индекс австралийского металлургического угля HCC незначительно снизился до 169 долл./т. на фоне выжидательной позиции потребителей в преддверии объявления новых пошлин в США.
Некоторую поддержку котировкам может оказывать приостановка добычи 31 марта в шахте Moranbah North (Anglo American) в штате Квинсленд, где было зафиксировано превышение нормы концентрации окиси углерода, что послужило основанием для эвакуации рабочих. Компания не объявляла форс-мажорные обстоятельства и производство может возобновиться в ближайшее время.
Компания Whitehaven Coal подтвердила продажу 30% пакета акций в шахте Blackwater, которая расположена в Квинсленде и где добывается металлургический уголь, в пользу японских компаний Nippon Steel (20%) и JFE Steel Corporation (10%).
Без господдержки добыча и экспорт угля в РФ продолжат падать, кризис в отрасли усилится
Согласно оценкам Минэнерго, без оперативного вмешательства и при отсутствии господдержки добыча угля в стране в 2025 г. может обвалиться до 399.6 (-43.8 млн т. или -9.9% к 2024 г.), а экспорт просесть до 166.5 млн т. (-29.4 млн т. или -15% к 2024 г.).
Министр энергетики РФ Сергей Цивилев заявил о необходимости принятия срочных мер государственной поддержки угольной промышленности. Заявление прозвучало
1 апреля 2025 г., на стратегической сессии правительства по нефтяной и угольной отрасли, где Министерству энергетики было поручено в течение двух месяцев разработать предложения по стабилизации ситуации в угольной промышленности. Цивилев сообщил, что ведомство рассчитывает завершить подготовку мер в более сжатые сроки. На сессии премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул необходимость решения задач, касающихся логистики и снижения расходов компаний на перевозку угля.
Кризис в отрасли вызван падением экспортных цен на уголь и международными санкциями при одновременном росте расходов компаний на транспортировку.
Доля убыточных угольных компаний по итогам 2024 г. превысила 50%. Из-за кризисной ситуации в угольной отрасли в предбанкротном состоянии находится
27 российских угольных предприятий с общим объемом добычи 40 млн т. в год. Еще у 62 компаний с общей добычей
126 млн т. в год, убыток выше среднеотраслевого. В Кузбассе и Хакасии многие предприятия вынуждены снижать производственные планы и консервировать отдельные участки добычи.
Грузовой тариф для угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 гг. уже вырос почти на 100%, в 4 раза превысив накопленную инфляцию за данный период. С 1 декабря 2024 г. грузовые ж/д тарифы повышены еще на 13.8% в рамках плановой индексации на 2025 г. Дополнительно, с 1 января 2025 г. введена целевая надбавка в размере 2%.
Кроме того, в 2022 г. ОАО РЖД отменило понижающие коэффициенты к действующим тарифам для угля (на дальность и на энергетический уголь). Указанная мера позиционировалась как временная на фоне высоких угольных котировок на мировых рынках, однако так и не была отменена впоследствии, несмотря на кратное падение экспортных цен в 2023–2024 гг. В результате за этот период угольные компании переплатили по тарифу сверх инфляции более 200 млрд руб.
РЖД мотивировало настолько существенное повышение тарифа необходимостью обеспечить инвестиции на развитие ж/д инфраструктуры в восточном направлении. Однако общие объемы ж/д поставок на Восток по-прежнему существенно отстают от изначальных планов, а отгрузки угля из Кузбасса, Хакасия и Новосибирской области на Восток за 2022–2023 гг. были даже ниже показателей 2019–2020 гг.
Основной задачей поддержки отрасли министерство видит сохранение экспортных объемов и вывоз в восточном направлении не ниже прошлогоднего уровня. Также предлагается принять ряд мер для улучшения экономики поставок за рубеж, включая: мораторий на повышение тарифов РЖД до конца 2025 г., отмена ж/д монополией 10% индексации тарифа за порожний пробег вагонов, скидка 12.8% при перевозках на запад и субсидирование этого направления.
Угольный терминал Лавна введен в эксплуатацию на фоне профицита мощностей
В Мурманской области при участии Владимира Путина был запущен угольный терминал Лавна и осуществлена первая погрузка на судно.
Открытие терминала станет хорошим вкладом в повышение пропускной способности российских арктических портов и в создание дополнительных возможностей для угледобывающей промышленности.
Однако новый терминал увеличивает и без того профицитные мощности перевалки угля на фоне ограниченных провозных возможностей РЖД, несмотря на усиливающийся кризис в угольной отрасли, вызванный падением котировок на международном рынке и западными санкциями.
По итогам прошлого года экспорт через Усть-Лугу упал на 5.7% до 41.5 млн т. (-2.5 млн т.) и через Мурманск – на 19.3% до 12 млн т. (-2.9 млн т. к 2023 г.). В январе-феврале 2025 г. экспортные отгрузки продолжили сокращаться: через Усть-Лугу объем упал на 7.6% до 6.1 млн т. (-0.5 млн т.) и через Мурманск – на 29.3% до 1.7 млн т. (-0.7 млн т.) к январю-февралю 2024 г.
На начальном этапе мощность порта Лавна составит 18 млн т. угля в год, а в перспективе может вырасти до 24 млн т. в год.
В текущее время, в совладельцах порта числятся: ЦРПИ (60%), СДС-Уголь (25%), РЖД-Инфраструктурные проекты (10%) и ГТЛК (5%).
На европейском рынке угля индексы поднялись выше 100 долл./т. на новостях о возможном сокращении компанией Glencore добычи на шахте Cerrejon в Колумбии на 5-10 млн т. в 2025 г. Тем не менее, давление на цены продолжает оказывать падение газовых котировок, а также стабильный уровень запасов на складах ARA на фоне окончания отопительного сезона и увеличения доли возобновляемой генерации.
Еврокомиссия согласовала план стоимостью 5 млрд евро, направленный на декарбонизацию производства стали с помощью водорода. При этом на прошлой неделе компания Thyssenkrupp отметила, что ее собственный проект производству стали с данной технологией, остается экономически нецелесообразным. Компания RWE заявила о сокращении капитальных расходов на 25% в течение 5 лет ввиду политический и экономической неопределенности. К 2030 г. RWE планирует закрыть все свои буроугольные электростанции.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 453.79 долл./1000 м3 (-39.46 долл./1000 м3 к 19.03.2025 г.) после договоренности США и России о прекращении огня в Черном море и по объектам энергетической инфраструктуры. Запасы угля на терминалах ARA незначительно снизились до 3.62 млн т. (-0.02 млн т. к 19.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 отскочил вверх от 4-летнего минимума до 88 долл./т., что также обусловлено сокращением предложения ввиду низких цен. Среднекалорийный материал подешевел ниже 74 долл./т. из-за ограниченного спроса в Индии, где складские запасы увеличиваются благодаря росту внутреннего предложения и ж/д перевозок. Запасы угля на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) остаются без изменений на уровне 3.79 млн т.
По итогам марта ожидается рост экспорта через RBCT на 27% до 4.80 млн т. (+1.03 млн т. к февралю 2025 г.). Однако в апреле прогнозируется снижение перевалки до 4.5 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились до 94 долл./т. На китайском внутреннем рынке сохраняется негативная динамика из-за слабой активности покупателей, высоких складских запасов в портах и увеличения температур. Некоторые трейдеры отмечают, что загрузка электростанций в провинции Jiangsu (где температура достигла 34°C, на 19°C превысив норму) упала до 30% и может послужить причиной для их остановки, что приведет к сокращению спроса на уголь.
При этом некоторые участники рынка прогнозируют укрепление цен в ожидании сокращения объемов импорта до мая. Кроме того, некоторые потребители планируют увеличить запасы в преддверии начала обслуживания на ж/д линии Daqin.
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 31.18 млн т. (-0.22 млн т. к 19.03.2025 г.), отступив от исторического максимума. Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.54 млн т. (+0.10 млн т.), потребление стабилизи-ровалось в диапазоне 777-780 тыс. т./ сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 84.3 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 49.3 долл./т. после того, как правительство скорректировало индексы HBA в сторону понижения на вторую половину марта. Кроме того, участники рынка отмечают сокращение спроса на среднекалорийный индонезийский материал ввиду наличия более дешевой альтернативы из ЮАР. Спрос со стороны Индии ограничен, поскольку на индийских ТЭС запасы превышают средний показатель за последние 5 лет.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался почти до 95 долл./т. после резкого падения неделей ранее. Среднекалорийный уголь продолжает дешеветь в связи с сокращения импорта со стороны Китая, который снизил совокупный импорт австралийского материала в феврале на 43% до 4.4 млн т. по сравнению с январем 2025 г. JERA и J-Power рассматривают планы о сокращении угольной генерации в апреле, мае, сентябре и октябре в связи с укреплением доллара и увеличением атомной генерации.
Индекс австралийского металлургического угля HCC немного укрепился до 170 долл./т. на фоне улучшения ситуации со спросом со стороны стран АТР, включая Индию, где наблюдается некоторый рост цен на сталь в результате введения импортных пошлин. Поддержку также оказывает стабилизация цен на внутреннем рынке КНР. При этом профицит предложения на спотовом рынке все еще сохраняется.
В 2024-2025 гг. российская угольная отрасль столкнулась с беспрецедентным кризисом. 27 предприятий с общим объемом добычи 40 млн т. находятся в зоне риска, при этом 126 млн т. угля добывается убыточными компаниями. В Кузбассе доля убыточных компаний выросла с 34.8% в 2023 г. до 57.3% в 2024 г. В Хакасии убыточными стали 50% предприятий (в 2023 г. убытков не было). Налоговые поступления от угледобывающих компаний в Кузбассе сократились на 53% (на 47.4 млрд руб.). В Хакасии налоговые поступления снизились в три раза (до 2.2 млрд руб.).
По состояния на март 2025 г. задолженность по зарплате в угольной отрасли Кузбасса составила 347.1 млн руб. Девять предприятий приостановили деятельность, еще 20 находятся в зоне риска. В условиях падения мировых цен на уголь рентабельность добычи остается ниже себестоимости. Дальневосточные маршруты перегружены, а западные и южные направления требуют масштабных инвестиций в логистику.
Резкое ухудшение финансовых показателей отрасли, остановка предприятий и рост социальной напряженности в угледобывающих регионах потребовало незамедлительного реагирования как со стороны бизнеса, так и государства.
• снижение рентабельности экспорта из-за логистических издержек, санкций и низких мировых цен;
• логистический коллапс (высокая доля транспортных расходов до 50% в цене угля, дефицит ж/д мощностей и несбалансированность тарифной политики РЖД);
• укрепление курса рубля на фоне падения мировых цен, увеличивающее долю себестоимости и ж/д тарифа;
• финансовые ограничения (высокая ключевая ставка и дефицит оборотных средств);
• налоговая нагрузка (НДПИ, страховые взносы);
• сокращение экспортных рынков и сложности с международными платежами.
Для спасения отрасли Минэнерго России разработала антикризисную программу для угольщиков с мерами поддержки, включающую следующие направления:
Поддержка экспорта (ж/д тарифы)
• мораторий на повышение тарифов РЖД до конца 2025 г.;
• скидка 12.8% на перевозки в западном направлении;
• отмена индексации тарифа за порожний пробег (-10%);
• долгосрочное тарифное регулирование («инфляция минус 0.1%» до 2035 г.).
• отсрочки по кредитам (на 6–24 месяца), субсидирование процентных ставок (компенсация 2/3 ключевой ставки), пополнение оборотных средств под 10% годовых, а также специальные меры поддержки от ВЭБ.РФ.
• отсрочка уплаты налогов и страховых взносов на 12 месяцев, корректировка налогового вычета по НДПИ.
• взаимодействие с Китаем и Индией на правительственном уровне для отмены импортных пошлин на российский уголь, упрощения расчетов между банками этих стран и России.
Поддержка моногородов
• введение льготного заемного финансирования и софинансирование социальных и инфраструктурных проектов.
По мнению Минэнерго, потери от снижения добычи могут превысить объем субсидий на поддержку экспорта более чем в два раза. Реализация предложенных мер может помочь стабилизировать отрасль, сохранить рабочие места и доходы регионов. Для сохранения конкурентоспособности российских угледобывающих компаний критически важно внедрение долгосрочных тарифных механизмов, налоговых льгот и субсидий на логистику.
Сальдированный убыток российских угольных компаний в январе 2025 г. составил 6.2 млрд руб. против прибыли 9.7 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 53.3% против 47.6% за аналогичный период прошлого года.
Таким образом, в 2025 г. негативная динамика в угольной отрасли усиливается на фоне падения цен на мировом рынке и резкого увеличения себестоимости. Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Убытки российских угольных компаний по итогам 2024 г. составили 112.6 млрд рублей против прибыли 374.7 млрд рублей годом ранее.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Поскольку санкции охватывают более 50% экспортного объема это приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
В связи с этим прогноз по добыче угля в России на 2025 г. может быть пересмотрен в сторону снижения, хотя ранее Минэнерго ожидало сохранения добычи на уровне 2024 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-февраля 2025 г. упала до 33.6 млн т. (-0.8 млн т. или -2.4% к январю-февралю 2024 г.). Совокупный экспорт российского угля за этот период сократился до 29.8 млн т. (-0.2 млн т. или -0.5% к январю-февралю 2024 г.).
На европейском рынке энергетического угля цены скорректировались ниже 98 долл./т. Давление на котировки оказывает стабильный и достаточный уровень запасов на складах ARA, а также окончание отопительного сезона, при этом рост газовых котировок на фоне активного отбора газа ограничивает негативную динамику на угольном рынке.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 493.25 долл./1000 м3 (+22.61 долл./1000 м3 к 12.03.2025 г.). Запасы в хранилищах Европы снизились на 2% и составили 34%, что обусловлено активным отбором газа. Кроме того, министр энергетики Германии исключил вероятность восстановления работы Северных потоков в случае урегулирования конфликта между Россией и Украиной. Запасы угля на терминалах ARA остались практически без изменений на уровне 3.64 млн т. (-0.05 млн т. к 12.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 вернулись к минимуму февраля 2021 г., опустившись ниже 87 долл./т. на фоне низкого спроса в Индии, где складские запасы остаются на высоком уровне. Запасы угля на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) увеличились незначительно до 3.79 млн т. (+0.09 млн т. к 12.03.2025 г.).
Южноафриканская угольная компания Exxaro столкнулась с невозможностью осуществлять погрузку в вагоны на своей основной шахте из-за размытия путей на ветке Waterberg. По некоторым оценкам, ремонт данной ветки займет 4-6 недель, однако, это не должно оказать существенного влияния на рынок.
Exxaro отчиталась о росте отгрузок по итогам 2024 г. через экспортный терминал Maputo в Мозамбике и отметила, что будет продолжать активно использовать данный маршрут, несмотря на рост транспортных расходов.
Компания Thungela заявила, что даже если оператору Transnet удастся улучшить ситуацию на ж/д сети, экспортные отгрузки энергетического угля компании в 2025 г. могут сократиться на 6% и составить около 12.8 млн т. против 13.6. млн т. в 2024 г. на фоне растущей себестоимости производства.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились до 96 долл./т. в связи со слабой активности покупателей и высокими складскими запасами в портах. Давление также сохраняется из-за понижения цен со стороны поставщиков, стремящихся избавиться от избыточных запасов, и приближением окончания отопительного сезона, которое приведет к уменьшению спроса в северных регионах КНР на 1 млн т./сутки. Многие участники рынка полагают, что сокращение запасов будет происходить медленно из-за уменьшения спроса и сезонного роста возобновляемой генерации.
Запасы в 9 крупнейших портах вернулись к историческому максимуму на уровне 31.40 млн т. (+0.11 млн т. к 12.03.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.44 млн т. (+0.25 млн т.), потребление сократилось с 788 тыс. т./сутки до 780 тыс. т./сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 84.8 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR укрепилась до 49.8 долл./т. Неопределенность из-за применения внутренних индонезийских ценовых индексов (HBA) сохраняется. Однако правительство скорректировало индексы HBA в сторону понижения на вторую половину марта, и участники рынка ожидают восстановления спроса, которое уже наблюдается в низкокалорийном материале.
Ассоциация добывающих компаний Индонезии выступила против повышения налога на добычу угля на 1%, которое приведет к увеличению себестоимости производства. Ассоциация отметила в своем обращении к правительству, что текущая ситуация на рынке неблагоприятна для увеличения налоговой нагрузки.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 резко упал ниже 94 долл./т. в рамках нисходящего тренда, который наблюдается на австралийском рынке с 4 квартала 2024 г. на фоне сокращения импорта со стороны Японии и Южной Кореи. В феврале импорт из Австралии также уменьшил Вьетнам, отдавая предпочтение другим экспортерам, включая Индонезию. Кроме того, на прошедшей неделе экспортеры США нарастили на 12% поставки энергетического угля в адрес Японии, Индии и других стран.
Индекс австралийского металлургического угля HCC опустился ниже 170 долл./т. в связи с избыточным предложением и недостаточным спросом, поскольку потребители ожидают дальнейшего снижения цен. Со стороны Китая отмечается увеличение запросов, однако потребители не спешат ввиду противоречивых сигналов на внутреннем рынке КНР, включая возможное понижение цен производителями кокса и стали.
Падение добычи в Кузбассе в 2024 г. до 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.) продолжилось в первые два месяца 2025 г.
По данным Министерства угольной промышленности Кузбасса, в январе-феврале 2025 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 33.6 млн т. (-0.8 млн т. или -2.4% к январю-февралю 2024 г.). К предыдущему месяцу февральский показатель добычи снизился на 0.4 млн т. или 2.4%.
Экспортные поставки из Кузбасса в январе-феврале 2025 г. составили 18.3 млн т. (+1.2 млн т. или +7.1% к январю-февралю 2024 г.). При этом экспорт в феврале 2025 г. упал на 1.3 млн т. или 13.3% к январю этого года.
В 2024 г. экспорт из Кузбасса опустился до 102.0 млн т. (-11.8 млн т. или -10.4% к 2023 г.).
ОАО РЖД по итогам января-февраля 2025 г. отстает на 2% от зафиксированных в соглашении с Кузбассом объёмов вывоза угля на экспорт в восточном направлении, сообщил губернатор региона. В 2024 г. семь регионов имели соглашение с РЖД по вывозу угля в восточном направлении, в то время как на 2025 г. ж/д оператор подписал такое соглашение только с Кузбассом.
Санкции и продолжающаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с растущими затратами и логистическими ограничениями, продолжат оказывать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2025 гг.
Из-за снижения экспорта цена угля на внутреннем рынке в 2024 году уже выросла на 10% и ограничение экспортных поставок еще больше подтолкнет цены вверх.
Увеличение себестоимости и логистических расходов на фоне падения мировых цен привело к росту убытков. Доля убыточных компаний составляет более 50%.
По данным Министерства, в 2024 г. в регионе прекратили деятельность три шахты и шесть разрезов.
В январе-феврале 2025 года Кузбасс недополучил 8.3 млрд рублей из-за снижения добычи и экспорта угля. Бюджет региона в 2024 г. недополучил 70.6 млрд рублей, а по итогам 2025 г. дефицит ожидается на уровне 16.2 млрд рублей, или почти 7%.
Негативная динамика обусловлена кризисом в угольной отрасли на фоне санкций, падения международных котировок и резкого роста ж/д тарифов, в результате чего более 53% угольных предприятий страны закончили 2024 г. с убытками в размере 112.6 млрд рублей против прибыли 374.7 млрд рублей годом ранее.
В Кузбассе работают более 150 угольных предприятий, на которые приходится более 50% добычи всего российского угля. Предприятия отрасли являются градообразующими, а налоги формируют основную доходную часть в бюджете области.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где производится высококачественный материал, в январе-феврале 2025 г. составила 33.4 млн т. (-0.7 млн т. или -2.2% к январю-февралю 2024 г.). В 2024 г. показатель упал до 198.6 млн т. (-15.2 млн т. или -7.1% к 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля сократился до 195.0 млн т. (-17.1 млн т. или -8.1% к 2023 г.).