АО «ДРСК» проводит масштабную программу по обеспечению электрической безопасности. Специалисты компании активизируют усилия по предотвращению поражения электрическим током среди водителей большегрузных автомобилей и крупногабаритной спецтехники, поскольку нарушение правил работы вблизи линий электропередач может привести к трагическим последствиям.
В прошлом году в сетях ДРСК произошло четыре инцидента с пострадавшими водителями большегрузов, нарушившими правила работы в охранных зонах ВЛ. В двух случаях пострадавшие попали в больницы, а в двух других врачам не удалось их спасти.
В июле прошлого года в селе Чигири Амурской области сорокалетний водитель грузового автомобиля проводил работы по отсыпке грунта в охранной зоне воздушной линии напряжением 10 кВ. Из-за несогласованных действий водителя автомобиль задел провода, после чего мужчина попытался снять аккумулятор, чтобы предотвратить возгорание машины. В результате происшествия водитель получил удар электрическим током.
С начала года в Амурской области в сетях ДРСК было зарегистрировано 36 случаев повреждения линий электропередач большегрузной спецтехникой. Экскаваторы повреждали кабельные линии, подъемные краны и самосвалы обрывали провода воздушных линий, автомобили, включая легковые, сбивали опоры. В результате потребители оставались без электричества, а виновники подвергали свои жизни смертельной опасности.
Чтобы предотвратить подобные ситуации, энергетики размещают предупреждающие плакаты, баннеры и листовки о смертельной опасности электрического тока в СМИ, распространяют их среди транспортных и строительных компаний, автошкол и учебных заведений. Во всех филиалах проводятся профилактические мероприятия для водителей большегрузной техники. Даже опытным водителям иногда нужно напоминать о правилах безопасности, которые могут сохранить здоровье и спасти жизнь.
Специалисты ДРСК предупреждают водителей о смертельной опасности проведения работ в охранных зонах ЛЭП без согласования с электросетевой организацией.
К 2030 году объем перевозок по Северному морскому пути может увеличиться в четыре раза, в первую очередь за счет роста внешнеторгового трафика. При этом у России амбициозные планы по привлечению на трансарктический транспортный коридор международного транзита. В то же время условия судоходства в Арктике достаточно жесткие, а целостной системы обеспечения комплексной безопасности мореплавания на СМП пока нет. У государства есть соответствующие планы развития, но его темпы сильно зависят от бюджетного финансирования.
В прошлом году ФГБУ «ГлавСевморпуть» осуществило 976 ледокольных проводок (на 20% больше, чем в 2023-м) и выдало 1312 разрешений на плавание судов по СМП, что стало рекордным значением, сообщил гендиректор учреждения Сергей Зыбко. До этого максимальный показатель приходился на 2021 год, когда поступило 1264 заявлений. Тогда было выдано 35 отказов, а в прошлом году – ни одного, причем была соблюдена безопасность перевозочного процесса и экологические нормы, подчеркнул Сергей Зыбко.
«Мы подходим клиентоориентированно к тем, кто к нам обращается, понимаем, что те суда, которые осуществляют плавание по рекам [с выходом на СМП], должны без задержек получать разрешение. Если они сделали ошибку, мы не возвращаем документы, просим дослать, говорим, сделайте то-то и то-то. Люди понимают важность и быстро отрабатывают», – рассказал он.
За прошлый год по Северному морскому пути впервые проследовал крупный контейнеровоз вместимостью более 4,4 тыс. TEU. Судно преодолело 2,5 тыс. миль за 5 суток и 21 час. Средняя скорость составила 15,5 узлов. «Да, по дороге был лед, но ему выдали маршрут, и он просто пролетел. Это очень хороший пример, который обращает внимание остальных участников судоходства, что есть Северный морской путь, и при правильной расстановке [ледокольного флота] мы можем по нему осуществлять движение», – заверил руководитель «ГлавСевморпути».
Он напомнил, что есть опыт прохождения по СМП у крупных балкерных судов. В 2023 году по арктическому маршруту из Мурманска в Китай с железорудным концентратом проследовали 2 балкера осадкой 17,5 м. Для сравнения, у судов-газовозов, занятых на вывозе СПГ из порта Сабетта, она составляет 12 м.
Всего в 2024 году по Севморпути перевезено 37,9 млн т различных грузов, что превышает предыдущий результат более чем на 1,6 млн т. При этом росли транзитные перевозки, на которые за прошлогоднюю навигацию пришлось порядка 3 млн т, заявил директор департамента развития арктической зоны и реализации инфраструктурных проектов Минвостокразвития Илья Чернов.
«В июле 2024 года впервые открылись железнодорожные маршруты «Экспресс СМП №1» для доставки грузов из Москвы в Архангельск, откуда китайские компании отправляют грузы по Севморпути. Выполнено десять импортно-экспортных рейсов. Перевезено 13,5 тыс. контейнеров, 83 тыс. т грузов», – проинформировал чиновник.
Все же 3 млн т – это не транзитные перевозки, если понимать под ними международный транзит, уточнил директор и совладелец ООО «Гекон», член научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики Михаил Григорьев. «До 2022 года у нас был транзит. Вывозилось из Канады в Финляндию – с востока на запад, из Канады в Японию – с запада на восток…Сейчас нет транзита, у нас есть прекрасно организованные экспортные поставки, которые осуществляются из портов Балтийского моря, Мурманска, Архангельска», – пояснил эксперт.
Действительно, общий грузопоток по СМП постепенно растет, но прежде всего, за счет новой грузовой базы, какой являются проекты «Восток Ойл», «Арктик СПГ». «Если построим кривую и наверх поставим сжиженный природный газа «Новатэка» и нефть «Роснефти», увидим, что все остальное плоское, как блин, и стоит на старых российских уровнях», – обращает внимание Михаил Григорьев.
По его словам, не стоит обольщаться ненужными мечтами – основная динамика грузопотока по СМП обеспечивается вывозом продукции с арктических производств и завозом туда необходимого оборудования и материалов, тогда как на других направлениях результаты пока скромные. Тот же крупный контейнеровоз на 4,4 тыс. TEU, проследовавший по Севморпути в прошлом году, был недозагружен.
Представители госструктур ожидаемо оптимистичны. В настоящий момент с Китаем и Индией действует межправительственный формат взаимодействия по вопросам логистического потенциала Севморпути, говорит замдиректора департамента развития СМП и Арктики Арктической дирекции ГК «Росатом» Дмитрий Домбровский. «С партнерами ведется очень активный диалог, иногда в ежедневном режиме. В этом году будут организованы заседания межправительственных органов», – анонсировал он.
Тем временем совместно с китайской NewNew Shipping Line строится терминал в Архангельском порту пропускной способностью 25 млн т в год, а в Мурманской области появится при участии республики Беларусь многофункциональный перегрузочный комплекс, рассказал Илья Чернов. Кроме того, у «Росатома» есть совместный c DP World проект «Евразийский контейнерный транзит», нацеленный на организацию сервиса по СМП.
«Все эти аспекты говорят о том, что Северный морской путь становится интересен нашим международным партнерам», – резюмирует представитель Минвостокразвития.
Тем не менее, согласно прогнозам «Атомфлота», представленным на конференции Polar-2025, появление международного транзита на СМП ожидать раньше 2029 года не приходится. В 2030-м его объем может составить около 3 млн т. Кроме того, нынешняя навигация по размеру грузопотока ожидается хуже прошлогодней: будет перевезено примерно 36 млн т грузов, почти на 2 млн т меньше, чем в 2024-м. Сократить отгрузку могут такие крупные компании, как «Газпром нефть» и «Новатэк».
Конечно, мореплавание в арктических морях проходит в суровых условиях. К тому же в последнее десятилетие претерпевает изменение традиционная организация ледового судоходства, появляются новые тенденции, связанные с ростом объема и интенсивности морских грузоперевозок, эксплуатацией крупнотоннажного флота, использованием высокоширотных трасс плавания, продлением навигационного периода, перечисляет завотделом судов ледового плавания АО «ЦНИИМФ» Владимир Якимов. По его словам, перевозчики переходят к новым тактикам ледового плавания с увеличением скорости хода судна во льдах для обеспечения экономической эффективности транспортировки.
При ледокольной проводке специалисты сталкиваются с рядом технических особенностей флота, создающих сложности, продолжает заместитель гендиректора ФГБУ «ГлавСевморпуть» Святослав Степченков. Среди них – разница водоизмещений ледокола и следующего за ним судна, их существенная разница в осадке «в грузу» и «в балласте», особенности конструкции носовой части проводимых кораблей.
С учетом этих и других реалий важна эффективная система обеспечения безопасности мореплавания по СМП. EastRussia писала о дефиците транспортного флота в Арктике, но что не менее актуально, что не хватает кораблей специального назначения. В арктической зоне сосредоточены восемь аварийно-спасательных судов, тогда как нужно 54, уточнил замдиректора департамента госполитики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса РФ Станислав Сипилин.
По линии Росморречфлота действует госпрограмма по увеличению такого флота. Недавно Камчатка получила два новых буксирно-спасательных судна проекта NE025. Они усилят группировку Морспасслужбы. Новые буксиры способны раскалывать лед толщиной до 80 см в летне-осенний период, в зимне-весенний – до 60 см.
Всего в рамках первого этапа обновления аварийно-спасательного флота предполагалась постройка 16 судов для арктического побережья России. Их сдача (работы предусмотрены по восьми госконтрактам общей стоимостью 46,4 млрд руб.) планировалась в 2024 году, но по большей части заказа допущено значительное отставание от графика. Одна из причин – необходимость импортозамещения судового комплектующего оборудования.
Сроки ввода в эксплуатацию техники перенесены на 2025-2026 годы. В частности, в этом году планируется сдать десять единиц флота.
«По результатам экспертизы Росморречфлота проведена корректировка сметной стоимости находящихся в строительстве судов. Общее удорожание строительства судов по причине увеличения стоимости оборудования и переноса сроков завершения работ составляет 18,2 млрд руб.», – сообщил аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов.
Планом развития Севеморпути предусмотрена постройка еще 30 аварийно-спасательных судов в 2025-2030 годах. Правда, нет уверенности, что не повторится проблема предыдущего этапа.
Проблема со специализированным флотом не единственная у СМП. Севморпуть необходимо обеспечить аварийно-спасательными формированиями
В настоящее время на восточной части СМП от Певека и практически до Ямала нет служб спасения, оснащенных современным оборудованием, ранее отмечал глава Якутии Айсен Николаев. «Должны были построить [аварийно-спасательный центр] в Тикси, но до сих пор обсуждается возможность его проектирования и строительства в период ближе к 2030 году. А если завтра, не дай бог, с каким-нибудь судном что-то случится, как мы будем его спасать в условиях полярной ночи, сверхнизких температур?», – подчеркнул глава региона.
По сравнению с западной частью СМП, где действуют арктические центры МЧС в Архангельске, Мурманске, Нарьян-Маре, Воркуте и Дудинке, в восточной части Арктики подобных подразделений министерства до недавнего не было. В случае чрезвычайной ситуации авиация ведомства могла выдвинуться с группой спасателей только из глубины материка, рассказал замглавы МЧС Роман Курынин. Поэтому было решено создать арктические комплексные аварийно-спасательные центры (КАСЦ) в Певеке, Тикси, Диксоне и Сабетте.
Первые шаги в этом направлении сделаны. С марта прошлого года в Певеке функционирует КАСЦ, который оснащен современной техникой и оборудованием. С июля на дежурство там заступило авиационно-спасательное звено МЧС.
К работе подобных центров подключаются смежные структуры. В Певеке уже работают специалисты Федерального медико-биологического агентства, в ближайшее время к ним присоединятся сотрудники Морспасслужбы.
Что касается центров в Тикси и Диксоне, сообщил Роман Курынин, то там оформлены участки под строительство объектов, все готово для проектирования и к последующим работам, но приступить к ним возможно лишь после подтверждения госфинансирования этих мероприятий. Хотя по Диксону есть договоренность с «Роснефтью», что компания к концу 2025 года завершит проектирование аэродрома для размещения авиационно-спасательного звена. В Сабетте «Новатэк» построит административное здание и общежитие для работников МЧС.
Финансирование объектов по линии МЧС ожидается только с 2028 года в рамках комплексной госпрограммы «Строительство». «И ввод КАСЦ планируется только с 2031 года. Для совместной работы нам бы хотелось максимально сдвигать финансирование влево, что позволит эффективно использовать и бюджетные средства», – говорит Роман Курынин.
В числе насущных вопросов – обеспечение спасателей современной связью. Сейчас им приходится использовать старые технологии, не отвечающие сегодняшним требованиям. Например, осуществлять передачу данных в больших объемах практически невозможно.
«В этом году мы проводили экспедицию по Чукотскому АО в течение месяца в условиях при -57 градусов. Наши специалисты прошли колоссальный путь, мы тестировали все оборудование [связи], которое существует, и у оборудования есть ряд минусов, о чем доложили производителям по итогам опытной эксплуатации», – рассказал замглавы МЧС.
В частности, добавил он, нарекания высказывались к системе спутниковой связи «Гонец», установленной на технике спасателей.
В «Роскосмосе» обещают позитивные перемены. Для обеспечения качественной связью в арктическом регионе создается четыре космических аппарата серии «Экспресс-РВ»: два спутника планируется запустить в конце 2026 года и два – в 2027-м, сообщил замдиректора департамента научно-технических проектов и систем госкорпорации Виталий Мироничев.
По его словам, «Роскосмос» плотно работает с представителями министерств и ведомств, которые жалуются на качество связи и технологического оборудования. «Устраняем замечания и выполняем все требования исходя из лимита бюджетного ассигнования», – сказал он.
С целью оперативного реагирования на ЧС делается ставка на усиление авиации в Арктике. Организация семи арктических авиационно-спасательных звеньев предусмотрена по всему СМП: в Архангельске, Мурманске, Сабетте, Диксоне, Тикси, Певеке, Анадыре.
«Мы получим от нашей промышленности вертолет Ми-38. Именно он будет являться основой для реагирования в арктической зоне с радиусом действия 750 км. С учетом возможности дозаправки вертолета на борту новых ледоколов проекта 22220 радиус увеличивается, что позволит реагировать в любой точке Северного морского пути», – заверил замначальника отдела развития обеспечения безопасности арктического региона департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС Дмитрий Гибизов.
Министерство заключило госконтракт с Казанским вертолетным заводом на поставку девяти вертолетов в арктическом исполнении, но до настоящего времени техника не отправлена, хотя контракт предусматривал ее поступление в 2024 году. Поставка четырех вертолетов ожидается в 2025 году, пяти – в 2026-м, проинформировал Роман Курынин.
Как отметил Сергей Зыбко, оснащение аварийно-спасательных формирований вертолетной техникой важно не только с точки зрения вопроса безопасности на СМП, но даже с имиджевой стороны, что влияет на партнерство с иностранцами.
«Любая международная судоходная компания имеет четыре приоритета. Это человек, судно, окружающая среда, коммерческие интересы. И когда мы говорим о привлекательности трансарктического коридора, мы говорим, что из любой точки спасем человека. И будем это рекламировать: мы покрываем всю зону. При работе с нашими китайскими партнерами говорим об этом, а они этим активно интересуются, как будете спасать. Мы объясняем, и это их сразу настраивает на более хорошее настроение», – резюмировал генеральный директор «ГлавСевморпути».
Почти год назад Хабаровский край стал участником федерального проекта «Чистый воздух». В него включили Комсомольск-на-Амуре и Чегдомын: первый называют промышленным сердцем региона, второй – сердцем угледобывающей отрасли. Как продвинулась работа по измерению и снижению вредных выбросов в атмосферу за это время? И когда ждать эффект?
Суть эксперимента
Федеральный эксперимент по квотированию загрязняющих атмосферу выбросов запустили в России пять лет назад – в 2019 году. Пилотными стали 12 населенных пунктов с «грязным» воздухом. Дальневосточным городом «первопроходцем» стала Чита. За пятилетку там удалось снизить число опасных выбросов на 13 %. Эффект от проекта есть, а значит необходимо его масштабировать подумали власти. Так и появился Хабаровский край в перечне участников «Чистого воздуха». А всего число населенных пунктов, где реализуется проект, выросло на 29 – до 41 в 2023 году.
Проект называют экспериментом, потому что ничего подобного в России раньше не делали. На протяжении десятилетий измерения выбросов шли по отточенной методике, но принципиально экологическая обстановка городов и сел не менялась. Новый подход к измерению предельно-допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в воздухе разработали специалисты Минприроды РФ и ВНИИ Экология. Методика новаторская тем, что источники выбросов в атмосферу разбили на три категории: промышленные предприятия, автомобильный транспорт и дома на печном отоплении (дым из трубы – это не только ностальгическая картинка из детства, но и источник бензоперена, который считается мощным канцерогеном). Кроме того, в рамках эксперимента увеличено число постов, где проводятся замеры выбросов, и расширен список веществ для мониторинга.
«На текущий момент ФГБУ «ВНИИ Экология» проведены сводные расчеты. Сейчас Роспотребнадзор проводит расчет и оценку рисков для здоровья человека по данным расчетов. До 15 марта 2025 года Росприроднадзор должен утвердить перечень квотируемых объектов, перечни компенсационных мероприятий и установить квоты», — рассказали EastRussia в министерстве природных ресурсов Хабаровского края.
В Комсомольске-на-Амуре и Чегдомыне показатели отслеживали на протяжении девяти месяцев (с сентября 2023 года по май 2024 года) и на днях опубликовали результаты замеров. Сейчас сводные расчеты тщательно изучают и анализируют в кабинетах заинтересованных ведомств, чтобы выработать конкретные шаги по снижению выбросов под каждый населенный пункт.
Так, в свое время Чита постепенно начала переходить на экологичный транспорт: в городе построили линию и приобрели 55 троллейбусов. Также там закрыли несколько котельных, а потребителей перевели на централизованное теплоснабжение. Кроме того, идет ликвидация печей в индивидуальных домах — жителей «подключают» к газу.
К концу 2026 года 12 городам-участникам необходимо уменьшить общий объем выбросов загрязняющих веществ минимум на 20%. А к концу 2030 года 29 новых городов-участников должны сократить выбросы опасных загрязняющих веществ вдвое по сравнению с 2020 годом.
Что намерили в Чегдомыне и Комсомольске-на-Амуре
Для составления сводных расчетов в Чегдомыне было выбрано 17 точек забора воздуха. Это улицы поселка, а также территории рядом со школой, больницей и детскими садами.
Согласно сводным расчетам в Чегдомыне Верхнебуреинского района основные объекты, которые оказывают негативное воздействие и выбрасывают вредные вещества в атмосферу – это АО «Уралуголь» (одна котельная, угольные разрезы «Правобережный» и «Буреинский», шахта и склад взрывчатых веществ) и АО «Хабаровские энергетические системы» (две котельных).
Общие объем выбросов загрязняющих веществ в поселке Чегдомын составляет 10 895,91 тонн в год. При этом на долю вышеперечисленных предприятий приходится 8 249 тонн в год (75,7% от общего объема). Домохозяйства, использующие в качестве отопления дрова и уголь, поставляют 2 633,54 тонн выбросов в год (24,2%), а на выбросы от автотранспотных потоков приходится 13 тонн в год (0,1%).
За девять месяцев наблюдений в Чегдомыне выявлено три загрязняющих вещества, по которым отмечено превышение максимальной разовой концентраций (ПДКМР). Это диоксид азота (двуокись азота, пероксид азота), оксид углерода (угарный газ), неорганическая пыль с содержанием кремния 20-70 %. При этом превышений долгопериодных концентраций загрязняющих веществ не выявлено.
Из 17 контрольных точек превышения ПДК по веществам были на 16. Чаще всего в таблице появляется именно оксид углерода. Где-то он выше нормы в 1,04 раза, где-то в 2,66 раз. Согласно сводным расчетам, на контрольной точке у школы № 2 по улице Магистральной превышения сразу по двум веществам: оксида углерода (в 1,04 раза) и диоксида азота (в 1,20 раз)
По Комсомольску-на-Амуре замеры проводились на 110 точках. Это также как и в Чегдомыне – улицы в разных районах и социальные объекты, в том числе родильный дом.
Общие объем выбросов загрязняющих веществ в Комсомольске-на-Амуре составляет 41 319,44 тонн в год. На промышленные объекты приходится 36 493,63 тонны в год (88,32%), автотранспорт – 430 тонн в год и на объекты ИЖС, которые используют автономные источники теплоснабжения — 4 395 тонн в год.
Анализ собранных данных показал, что объекты, которые вносят основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха в городе Юности — это ООО «РН-Комсомольский НПЗ», ООО «ЛокоТех-Сервис», АО «Дальневосточная генерирующая компания», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ООО «Промывочно-пропарочный комплекс «Дземги», ООО «Амурсталь», ООО «Петро-Хэхуа».
Максимальное разовое превышение ПДК в Комсомольске-на-Амуре отмечено по восьми загрязняющим веществам: диоксид азота, дигидросульфид, оксид углерода, бензол, диметилбензол, бутилацетат, алканы C 12-19, неорганическая пыль, содержащая двуокись кремния. Превышения были отмечены на всех 110 контрольных точках. Как правило норма по ним превышается с 1-3 раза. Отмечается, это максимальная разовая концентрация вещества, и она не должна влиять на живые организмы в течение 20–30 минут.
Этот химический коктейль в сводных расчетах в рамках эксперимента отличается от тех «ингредиентов», которые встречаются в замерах по классической методике в Хабаровском крае.
«В Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Ванино и Советской Гавани и рабочем посёлке Октябрьский проводятся разовые отборы проб воздуха. По данным мониторинга превышение ПДК отмечается по взвешенным веществам, формальдегиду и фенолам. А в зимний период характерно превышение по такому веществу как бензопирен, — говорит Владимир Сидоров, руководитель партийного проекта «Чистая страна» в Хабаровском крае, руководитель регионального отделения ВООП.
Реакция местных жителей
Жители Чегдомына и Комсомольска-на-Амуре испытывают смешанные чувства по поводу того, что их населенные пункты включили в проект «Чистых воздух». С одной стороны – радость и надежда, что экологическая обстановка улучшится. С другой – сожаление, ведь в такой проект нужно было вступать гораздо раньше.
Комсомольчане до сих пор с содроганием вспоминают август 2012 года, когда на местном нефтезаводе монтировали установку замедленного коксования. Тогда даже вещи на балконе не сушили, потому что они моментально пропитывались неприятным запахом тухлых яиц.
В единую диспетчерскую службу поступали десятки жалоб как из Центрального, так и из Ленинского округа, где находится предприятие. Жители также обращались к врачам с головной болью, тошнотой и першением в горле.
Горожане в страхе, прежде всего, за здоровье своих детей организовали митинг, писали о проблеме в социальных сетях. Выбросы прекратились. Позже выяснилось, что причина произошедшего – нарушение технологии.
Сейчас воздух в Комсомольске-на-Амуре особых нареканий у местных не вызывает. Но жители считают, что для недопущения подобных ситуаций в будущем, городу Юности просто необходимы эко-активисты. Они бы «держали руку на пульсе» наряду с уполномоченными органами.
— Экологи-общественники в городе есть, но очень не много и работают они чаще разрозненно. Не объединяются в организации, так как для этого просто недостаточно ресурсов. Общественная деятельность потому и общественная, что не оплачивается, людям приходится совмещать основную работу с экоактивизмом. К тому же, выбранную сферу нужно постоянно изучать, то же загрязнение воздуха. Появляются новые исследования, нормативная база, а на это нужно немало свободного времени, — говорит начальник отдела экопросвещения Комсомольского заповедника Екатерина Кондратьева.
Жители поселка Чегдомын также особого негодования по поводу загрязнения воздуха не испытывают. Говорят так: «Летом хороший. Зимой плохой.» Поселок отапливается котельными, поэтому в холодное время года чернеет снег, а также река Ургал. Тоже самое происходит и в поселке Новый Ургал.
Есть ещё кандидаты…
Котельные досаждают более 10 лет и жителям самого северного города Хабаровского края – Охотска. Но его пока нет в списке участников федерального эксперимента по снижению вредных выбросов. Чадит модульная котельная якутской компании «Теплоэнергосервис». Система шлакозолоудаления не совершенна, из-за этого происходит рассеивание сажи по всему посёлку.
— Зимой все в саже. Одежда, половики в доме пропитаны этой пылью. Вода привозная — в бочках тоже встречается пыль. Про черный снег я вообще молчу. Это постоянно. Поэтому стараемся на улицу лишний раз не выходить. За эти 10 лет у меня уже психика нарушена, что мы столько бьемся, а результата нет, — возмущается местный житель Сергей Карпов.
По словам главы Охотского муниципального округа Максима Климова, решить проблему помог бы перенос объекта в другое место, чтобы ветер относил сажу к морю. Но для этого нужно порядка 200 миллионов рублей. Таких средств ни у компании, ни в региональной казне нет.
Штрафы для предприятий и расширение финансирования
Проект «Чистый воздух» постоянно расширяет свою сферу влияния. Недавно депутаты Государственной Думы уже одобрили в первом чтении изменения в КоАП, которые устанавливают ответственность предприятий за невыполнение мероприятий по снижению выбросов в городах федерального проекта «Чистый воздух». Тех, кто не нацелен на снижение вредных выбросов, будут наказывать рублём.
Так, при недостижении квот выбросов до 10% устанавливается минимальный размер штрафа от 0,1 до 0,2% выручки. Максимальный штраф при 100% отказе предприятия от снижения выбросов составляет до 5% выручки за предшествовавший календарный год.
Кроме ответственности за превышение предприятиями квот выбросов, предполагаются штрафы за непредоставление сведений для проведения сводных расчетов, неразработку планов мероприятий по достижению квот, либо воспрепятствование доступа на территорию предприятия для проверки инвентаризации источников выбросов.
Планируется, что ответственность для предприятий первых 12 городов наступит не ранее 2027 года, новых 29 городов – не ранее 2037 года.
В принципе, у каждого предприятия, итак есть план по снижению выбросов в атмосферу, работают программы производственного контроля. Но теперь внимание к этой работе, а главное, к результатам, будет более пристальным. За этим теперь следят на федеральном уровне.
Также на днях стало известно, что в России расширили перечень направлений, которые финансируются за счет бюджетных средств в рамках проекта «Чистый воздух». Согласно постановлению за подписью главы кабмина Михаила Мишустина, в список добавлены мероприятия по приобретению, установке и монтажу в жилых домах котлов с автоматической подачей не только угля, но и экологически безопасного термоугля и пеллет.
Межрегиональное научно-технологическое, деловое и образовательное партнерство «Устойчивое развитие Дальнего Востока и Арктики» и международная организация северных регионов «Северный Форум» предложили властям Якутии испытать разработку Уфимского государственного нефтяного технического университета для оперативной локализации природных пожаров. Об этом EastRussia сообщил исполнительный директор Северного форума Владимир Васильев.
«Испытания разработки в условиях Якутии состоятся с наступлением пожароопасного сезона. Если они покажут эффективность и получат поддержку министерства по делам гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), предложим сторонам разработать проект по совершенствованию методов профилактики и тушения пожаров», — сказал Владимир Васильев.
Он уточнил, что создание проектной группы позволит наладить обмен опытом и технологиями при борьбе с пожарами в Арктике, которые приводят к таянию мерзлоты.
«Хотим выйти с предложением к Арктическому совету, в рамках которого Норвегия, которая сейчас является председателем в организации, предложила реализацию проекта по борьбе с природными, в том числе лесными и ландшафтными пожарами», — добавил собеседник издания.
Как локализовать возгорания
Как уточнил Васильев, научно-внедренческий центр «Вершина» Уфимского государственного нефтяного технического университета разработал средство для быстрой локализации ландшафтных пожаров.
«Его уникальность состоит в том, что им можно обработать территорию вокруг пожара для его локализации без необходимости рытья траншей. Средство устойчиво к дождям в течение двух недель. Оно также эффективно для локализации низового торфяного пожара», — отметил исполнительный директор Северного форума.
По словам директора по инновациям и развитию бизнеса научно-внедренческого центра «Вершина» Алексея Трушкова, противопожарный реагент разработан в 2022 году и проходил полевые испытания в Республике Башкортостан и в Свердловской области совместно с подразделениями центра по тушению лесных пожаров в Республике Башкортостан и ФБУ «Авиалесоохрана России».
«Специалисты по тушению пожаров, применявшие реагент, свидетельствуют о его высокой эффективности, оперативности и удобстве применения в полевых условиях при отсутствии любых технических средств для локализации пожаров», — отметил Алексей Трушков.
Он добавил, что реагент абсолютно безопасен для человека, животных, растений.
«Реагент производится на 100% из российского сырья и не имеет мировых аналогов, сравнимых по экологической безопасности и стоимости», — рассказал собеседник EastRussia.
«Это чистая органика, никакого вреда для окружающей среды нет. В этом его отличие от противопожарных препаратов, большинство из которых сделано на основе фосфора и прочих веществ, после которых ничего не растет. После нашего реагента все отлично растет — в сельском хозяйстве он с небольшими добавками используется для ускорения проращивания семян и как БАД для крупного рогатого скота, — отметил директор научно-внедренческого центра «Вершина», помощник президента УГНТУ Эрик Ахтямов в интервью газете «Республика Башкортостан».
По словам разработчиков, реагент основан на высокомолекулярных поверхностно-активных веществах, в частности мицеллообразующих ПАВ, как агента в композициях, функцией которых является гидрофилизация (придание поверхности способности смачиваться водой — прим. ред.) поверхностей. Реагент представляет собой порошок, который перед применением разводят водой. При распылении он образует на поверхности растений пленку, которая предотвращает доступ кислорода. Чтобы остановить распространение огня, создается минерализованная полоса, которую он не переходит. Если сравнивать с привычным опахиванием, то этот способ обходится в три раза дешевле. При сухой погоде эффект сохраняется до четырех недель, заверил Эрик Ахтямов.
Подготовка к пожароопасному сезону
Предстоящий пожароопасный сезон ожидается более сложным, чем предыдущий, обратила внимание замглавы российского правительства Виктории Абрамченко. Она отметила, что особая подготовка требуется в традиционно высокогоримых регионах: Красноярском крае, Якутии, Свердловской и Тюменской областях.
Как отметил министр экологии, природопользования и лесного хозяйства республики Андрей Коноплев, спокойным для лесопожарных будет только май. В остальную часть сезона — с июня по август — прогнозируется высокая степень горимости.
«К июлю-августу эта горимость поднимается на севере», — сказал министр, выступая на правительственном часе в парламенте Якутии.
Власти региона сообщили о начале подготовки к удару стихии. В этом году для защиты населенных пунктов от лесных и ландшафтных пожаров планируется обустроить одну тыс. км минерализованных полос и 600 км противопожарных разрывов. Будет продолжена практика вызывания искусственных осадков — она показала свою эффективность. На эти цели в 2024 году выделят 130 млн рублей.
Якутия — один из самых пожароопасных регионов страны. Общая площадь лесов составляет 256,1 млн га (83,4% территории). Напомним, летом 2021 года в Якутии стояла аномально жаркая и сухая погода, на территории региона были зарегистрированы 1 696 лесных пожаров, общая площадь, пройденная огнем, превысила 7,9 млн га.Социолог в прошлом, коуч в настоящем Галина Костылева придумала бесплатные курсы по тренировке когнитивных навыков для пенсионеров — иначе говоря по гимнастике для мозга. За один год более 100 человек стали мыслить яснее, улучшили память. Часть из них скоро станут коллегами и «нейромагами», будут проводить такие же занятия, но уже в качестве наставников. Это поможет охватить профилактическими тренировками в ещё больше хабаровчан. Желающих попасть на курсы очень много, и один тренер не в состоянии удовлетворить спрос.
Что-то с памятью моей стало…
Коуч и майнд-фитнес тренер. О таких профессиях Галина Костылева до недавнего времени и не слышала — успешно работала в социологической компании, стаж поднакопился внушительный — около 20 лет, руководила исследовательскими проектами. Но обстоятельства сложились таким образом, что жизнь круто поменялась.
Сидя дома на карантине в пандемийный 2020 год, хабаровчанка все чаще стала думать о том, что хочет развития. Да, та работа, что есть всё ещё по душе, но глаза уже не горят как раньше. В это же время начали происходить ситуации, которых прежде никогда не случалось. А именно — стала подводить память. Доходило до того, что на кассе в магазине не могла вспомнить пин-код от банковской карточки и назвать полностью номер своего мобильного телефона. Это испугало Галину, и она начала искать способы как себе помочь. Курсы английского и стихи наизусть не особо изменили ситуацию, тогда-то в интернете хабаровчанка и нашла на курсы «майнд-фитнеса».
«Обучение прошла в международной школе. Оно длилось три месяца: теория, практика. Потом были еще различные курсы. Так я поменяла сферу деятельности. Теперь я командный коуч и майнд-фитнес тренер. Я не только получила новую профессию, но и улучшила свое когнитивное здоровье», — рассказывает Галина Костылева.
Из найма и офисной работы хабаровчанка ушла, оформилась как самозанятая. И вот когда обжилась в новой роли, появились мысли о проекте «Нейромагия», чтобы помочь тем, у кого нет возможности платить за обучение.
Галина обозначает эту деятельность как собственную миссию. Когда у её мамы диагностировали Альцгеймер, семья растерялась и не знала, как помочь. Болезнь прогрессирует очень быстро, поэтому самое лучшее лечение — это профилактика. Как раз этим и занимается «Нейромагия».
«Нейромагия. Часть 1»
В мае 2023 года начались первые занятия. Они проходили на базе хабаровского центра по работе с населением «Содружество». По чатам и сарафанному радио информация о бесплатных курсах разлетелась очень быстро. Проблем с набором не было. Наоборот — образовался огромный лист ожидания из желающих испытать на себе эффект «Нейромагии».
В группе занимается около 15 человек. Это нужно, чтобы тренер мог уделить внимание каждому, так как темп у всех разный. Занятия проходят один раз в неделю, продолжительность «урока» один час. Курс — 12 недель, то есть 3 месяца.
«Самый частый отзыв участников курса звучит примерно так. Прекратились ситуации из серии «зашла в комнату и забыла зачем приходила». Одна из участниц заявила, что одержала победу в соревнованиях по бильярду. Также мои ученики отмечают улучшение настроения, они настраиваются на позитив», — отмечает Галина Костылева.
«Фишка» занятий в том, что к решению умственных задач часто подключают тело. Например, ученикам необходимо покатать между ладоней еловую шишку или поднять руку, когда увидят определенную букву. Дело в том, что тело и мозг связаны между собой теснее, чем может показаться. Упражнения основаны на научных данных.
«Активное развитие наука о мозге получила во время Великой Отечественной Войны. Было много травмированных людей, и ученые увидели связь — когда повреждена определенная часть головного мозга, у человека отсутствует речь либо наступает двигательная дисфункция. Именно поэтому в тренингах есть элемент физической нагрузки», — говорит автор проекта «Нейромагия».
У Галины нет профессионального медицинского образования, но для проведения тренировок для мозга оно не требуется. В профессиональном сообществе о «Нейромагии» знают и одобряют курсы, но с небольшой оговоркой.
«Инициатива хорошая. Такие занятия улучшают эмоционально-волевую сферу. Но майнд-фитнес можно проводить только со здоровыми людьми. То есть, у тех, кто посещает занятия не должно быть поврежденных зон мозга, потому что когда какая-то зона повреждена, то тело функционирует по-другому. В таком случае занятиями должен заниматься профессиональный психолог, который знает основы нейропсихологии», – говорит клинический психолог и супервизор, аккредитованный гештальт-терапевт Ника Дмитриева.
Кроме физической активности, мозг любит новизну. За счет этого формируются новые нейронные связи. Свои ученикам мастер Галина предлагает, например, прочитать книгу вверх тормашками.Некоторые задания Галина связывает с повседневными делами. Например, порезать буханку хлеба или почистить зубы неведущей рукой. Такие манипуляции, когда движения не доведены до автоматизма, благотворно воздействует на активность головного мозга.
«Нейромагия. Часть 2»
Огромный лист ожидания расстраивал Галину, ведь так хочется охватить фитнесом для мозга как можно больше желающих и увидеть блеск в их глазах. Хабаровчанка в фоновом режиме постоянно думала, как это сделать. И однажды ее осенило. Ученики могут стать преподавателями!
«Так как я одна, я не могу охватить всех нуждающихся в помощи чисто физически. Чтобы в городе была сеть клубов, где можно пройти курсы «Нейромагии» нужны специально обученные люди. А где их взять? Я обращала внимание, что есть пенсионеры достаточно активные, они хотели бы и могли бы в общем-то проводить такие занятия», — вспоминает Галина Костылева.
Тренерский состав пока включает в себя 7 активных учениц «серебряного» возраста. Они подготавливают комплект материалов – так называемый «тренерский чемоданчик» и морально настраиваются испытать себя в новом статусе.
Наталья Митусова участница четвёртого потока и, вероятнее всего, одна из будущих преподавателей. Пока принимает решение, хотя опыт у нее колоссальный — до выхода на пенсию трудилась педагогом.
«Память и самочувствие стало лучше. Я чувствую, как прокачала мозг. Я тренировалась не только на занятиях, но и дома. Вовлекаю в процесс всю свою семью: упражнения делаем с мужем, дочкой, внучкой. Это объединяет!», — поделилась хабаровчанка.
Ожидается, что занятия начнутся в сентябре на базе центров работы с населением в разных районах Хабаровска. А в августе станет известно выиграл ли проект «Нейромагия» грант. Галина оформила и подала заявку на конкурс субсидий СОНКО Хабаровского края.