Национальный музей Республики Бурятии и Театрально-культурный центр «Байкал» в Улан-Удэ стали резидентами территории опережающего развития (ТОР) «Бурятия». Такое решение приняла Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики для улучшения условий для инвесторов.
Соглашение о присвоении статуса резидента было подписано сторонами на ВЭФ-2024 в начале сентября. Теперь инвесторы могут работать над постройкой объектов на условиях преференциального режима. В рамках ТОР общий объем инвестиций в Национальный музей составит 1,64 миллиарда рублей. В театрально-культурный центр «Байкал» будет вложено 2,4 миллиарда рублей частных средств.
Строительство идет с использованием механизма «дальневосточной концессии», когда инвесторы создают инфраструктуру за свой счет, а государство возмещает им расходы в течение 10-15 лет, отметил генеральный директор компаний «Музейный центр Улан-Удэ» и «Театральный центр Улан-Удэ» Андрей Кузнецов.
Ожидается, что ввод в эксплуатацию этих ключевых объектов мастер-планов в Улан-Удэ состоится в конце 2026 года.
Роуд-шоу для инвесторов-потенциальных резидентов ТОР провели в Хабаровском крае. Предпринимателям представили (скорее, напомнили о существовании) возможные площадки для размещения бизнеса на территориях опережающего развития, особый акцент сделав на презентации зданий, предоставляемых в льготную аренду. Причем потенциальный инвестор еще до окончания строительства может озвучить свои пожелания к техническим характеристикам помещения, которые будут удобны именно ему.
С 2024 года на площадке «Ракитное» ТОР «Хабаровск» резиденты смогут разместить свои производства в новом полностью оснащенном здании. Стоимость аренды составит 50% от рыночной стоимости аренды в городе. В эту сумму входит и содержание здания, и уборка территории, и охрана. Коммунальные платежи оплачивает арендатор. Электроэнергия обойдётся в 2,8 рубля за кВт/час. На территории возведут отдельную котельную на природном газе.
Строить производственно-административное здание площадью 4 200 кв. метров начали в этом году. Сдать его планируют в декабре 2024 года. Помещение оснастят всеми необходимыми инженерными мощностями – подведут водоснабжение и канализацию, тепло- и электроснабжение. Это позволит резидентам оперативно стартовать с реализацией своего проекта. В одном здании может поместиться несколько промышленных предприятий, там будет достаточно цехов и административных площадей. Но «заселять» здание будут с учетом того, что производство пищевой сельскохозяйственной продукции и промышленное должны быть разделены.
инфографика: КРДВ
И.о. директора КРДВ Хабаровск Алексей Разин отмечает, что корпорация учла свои ошибки, которые были ранее, при строительстве первых зданий в Комсомольске-на-Амуре на площадке «Парус» – тогда не было понимания, под какой вид деятельности они будут использоваться, и здания были построены максимально универсальными. Потому и пришлось вносить изменения в уже готовые строения, подстраиваясь под резидентов и неся дополнительные затраты.
«Вот теперь и пытаемся выяснить у будущих резидентов заранее, что бы они хотели видеть в этих зданиях. Индивидуализировать полностью проект мы, конечно, не сможем, но обобщим сведения и получим усредненные ориентиры, которые и учтем в проекте зданий. Сегодня объекты на площадке “Ракитное” разлетаются как горячие пирожки – если сейчас не успеть стать резидентом ТОР, то завтра придется ожидать более длительный период – пока мы запроектируем и построим следующие здания. Это роуд- шоу как раз и нацелено на то, чтобы инвестор уже сейчас задумался о перспективах своего бизнеса на ближайшие два-три года», – добавляет он.
инфографика: КРДВ
Проектом здания на площадке «Ракитное» предусмотрены два крана-балки грузоподъемностью по пять тонн, железобетонные полы с упрочненными и антипылевыми верхними слоями с допустимой нагрузкой до шести тонн на кв. метр. В числе преимуществ площадки – удобная логистика: в десяти минутах находится дорога «Обход Хабаровска», железнодорожная станция «Хабаровск-2», ведется строительство автодороги протяженностью 19 км.
По данным КРДВ, на площадке «Ракитное» реализуют проекты 29 резидентов ТОР «Хабаровск». Фактически вложено 5,5 млрд рублей частных инвестиций, трудоустроено более 500 человек, в будущем появятся рабочие места для 1,4 тыс. человек.
Директор департамента сопровождения реализации проектов КРДВ Виталий Пономарев сообщил, что на «Ракитном» планируется построить еще три административно-производственных здания. В настоящее время там остался свободным всего 21 гектар. Однако это не единственная перспективная площадка в Хабаровском крае.
инфографика: КРДВ
«Также есть перспективная площадка “Парус” на ТОР Комсомольск, которая находится в центральной части города между авиазаводом им. Гагарина и судостроительным заводом, в 15 минутах до железнодорожной станции. Инфраструктура вся подведена, аренда тоже по льготной ставке. Тут свободно 33 гектара, построены два административно-производственных здания. Специализация ТОР Комсомольск – добыча полезных ископаемых, авиа- и судостроение, промышленное и пищевое производство», – уточнил он.
инфографика: КРДВ
Первый заместитель министра экономического развития Хабаровского края Максим Тарасов на встрече с инвесторами подтвердил, что площадка «Ракитное» укомплектована более чем на 70%, на площадке «Комсомольск» свободных мест больше, а площадка «Аванград» уже заполнена. Но в планах – открытие новых площадок с префрежимом.
«На трех площадках Хабаровского края зарегистрировано 89 инвесторов, только в этом году дополнительно пришло 25. Хороший результат для развития территорий. В целом площадки региональных ТОР являются наиболее укомплектованными по инфраструктуре – построено 44 объекта на сумму около семи млрд рублей, на 2023 – 2024 годы планируем с КРДВ включиться в строительство зданий на 1,4 млрд рублей для передачи в аренду резидентам», – рассказал он.
Привлекательные для инвесторов условия префрежимов территорий опережающего развития могут спровоцировать ситуацию, когда на один и тот же участок или здание будут претендовать несколько резидентов. На этот случай у КРДВ есть методика проведения отбора кандидатов. Будет учитываться объем создания рабочих мест и объем планируемых инвестиций. После окончания десятилетнего префрежима инвестор не перестает быть резидентом ТОР, арендная льготная ставка для него сохраняется, однако налоговые льготы прекращают действовать.
Напомним, для резидентов ТОР установлен особый режим ведения деятельности, который наделяет налогоплательщиков правом на определенные льготы и преференции, в том числе по налогам.
1. Налог на прибыль:
– ставка 0% в течение первых пяти лет;
– пониженная ставка 10% в течение следующих пяти лет.
2. Налог на имущество организаций: 0% в течение первых пяти лет.
3. Земельный налог: 0% в течение первых 3 лет (подробнее о льготах по земельному налогу в конкретном муниципальном районе можно узнать на сайте ФНС России, сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»)
4. НДПИ: резиденты ТОР при расчете НДПИ могут применять специальный понижающий коэффициент (от 0 до 1), который характеризует территорию добычи полезного ископаемого.
На IX Восточном экономическом форуме состоялась сессия «ВЭБ. РФ: как инвестировать в условиях дорогих денег?». Эксперты обсудили, каким образом при высокой ключевой ставке Центробанка эффективно поддерживать инвесторов, чтобы темпы реализации масштабных проектов развития Дальнего Востока оставались высокими.
Мастер-планы дорогого стоят
Разработанные по поручению президента России мастер-планы 25 дальневосточных городов – это уникальный шанс для выхода экономики и качества жизни в ДФО на новый уровень. При этом, как отметил модератор дискуссии, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка, Александр Ведяхин, очевидно, что их реализация требует большого объема средств – более 4 трлн рублей, причем 2,2 трлн должны поступить из внебюджетных источников, а значит, необходимо активно привлекать инвесторов. Как это сделать с учетом того, что ключевая ставка уже составляет 18 % и, возможно, вырастет еще?
Отвечая на этот вопрос, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков подчеркнул: «Очень важно, что мастер-планы — это не какой-то градостроительный документ, это настоящий гибрид плана развития города и бизнес-плана, плана трансформации экономики, создания новых отраслей экономики, новых предприятий, диверсификация экономики и создание рабочих мест с высокой зарплатой».
Поэтому, понимая причины денежно-кредитной политики Центробанка, Минвостокразвития в этих условиях стремится не только не останавливаться, но и не сбавлять темп. В частности, ко второму дню ВЭФ-2024 уже подписано несколько соглашений об инвестициях общей суммой 3,7 трлн рублей. По итогам первого года действия программы реализации мастер-планов обеспечено финансирование 27 % мероприятий. Кроме того, Алексей Чекунков обратил внимание на то, что необходимо умное управление государственным долгом на Дальнем Востоке в разных форматах, к примеру, государственно-частное партнерство, выпуск специальных ценных бумаг. Без этого реализация мастер-планов невозможна, а она того стоит.
Эффективные практики поддержки
Илья Торосов, первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, рассказал о том, что на сегодняшний день есть пять больших блоков мер поддержки, которые позволяют привлекать относительно дешевое финансирование в инвестиционные проекты. Первый блок – это Фабрика проектного финансирования, в рамках которой государство страхует процентные риски. Это значит, что разницу между ключевой ставкой и установленной величиной, которая зависит от проекта и составляет 7–10 %, государство берет на себя. Больше половины проектов на Дальнем Востоке реализуются при поддержке Фабрики. Второй инструмент – это Фонд национального благосостояния: финансирование осуществляется в зависимости от проекта по определенным ставкам (3–5 %), в результате чего сокращается общая стоимость проекта с точки зрения привлечения денежных средств. Третий, четвертый и пятый блоки – это ГЧП-концессии (ГЧП – государственно-частное партнерство – прим. ред.), таксономия техсуверенитета и отраслевые меры поддержки. Причем, как пояснил заместитель председателя ВЭБ.РФ Артем Довлатов, меры поддержки можно комбинировать, как произошло, например, при финансировании на Дальнем Востоке проекта строительства нового аэропорта в Магадане.
Председатель правления АО «Банк ДОМ.РФ» Артем Федорко рассказал еще об одном инструменте, а именно о практике применения механизма инфраструктурных облигаций на Дальнем Востоке.
Взгляд с другой стороны
Как перечисленные меры работают для представителей бизнеса? На этот важный вопрос ответил генеральный директор ООО «Управляющая компания Баимская»: «Мы используем целый набор мер. В нашем случае, это, безусловно, меры, которые предоставляются для всех инвесторов, работающих на территории Дальнего Востока. Это режим Арктической зоны Российской Федерации и режим Территории опережающего развития… Наш проект предполагает создание ряда объектов внешней инфраструктуры: это 400 км автодороги, это 400 км линий электропередачи и строительство нового порта. Когда мы проект собирали, мы смотрели все возможные механизмы поддержки, механизм концессии нам показался наиболее эффективным… Палитра мер государственной поддержки позволяет нам реализовывать такие сложные тяжелые капиталоемкие проекты».
Мастер-планы разрабатываются для 25 дальневосточных городов – это 11 региональных центров, девять городов с численностью населения свыше 50 тыс. жителей, три города – менее 50 тыс. жителей, две столицы БАМа. На сегодня все мастер-планы готовы к воплощению.
Работы пройдут в городах Петропавловск-Камчатский, Елизово, Чита, Краснокаменск, Улан-Удэ, Южно-Сахалинск, Корсаков, Тында, Северобайкальск, Магадан, Анадырь, Якутск, Нерюнгри, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Свободный, Белогорск, Владивосток, Артем, Большой Камень, Находка, Уссурийск, Арсеньев, Биробиджан. Новые стройки начнут запускать уже в 2024 году и должны завершиться до 2030 года. В декабре 2023 года завершено первое мероприятие в столице Камчатки: благоустроена смотровая площадка на сопке Петровской. Первый мастер-план утвердили в сентябре 2022 года для Петропавловска-Камчатского.
Мастер-план – это не только развитие территории, это – инструмент, который предполагает комплексный подход и включает в себя архитектурные решения, социальные, экономические, экологические и культурные аспекты. Кроме того, он помогает найти баланс между интересами жителей, властей и бизнеса.
Общий объем финансирования проектов мастер-планов составляет 4,4 трлн рублей, из которых 2,2 трлн будут выделены из федерального бюджета, остальное – из внебюджетных источников. В общей сложности запланировано 835 мероприятий – это более двух тыс. проектов.
В ходе сессии глава Якутии Айсен Николаев представил опыт развития городов республики на основе мастер-планов. В Якутии уже разработано и утверждено 11 мастер-планов городов и поселков, включая арктические населенные пункты, еще десять находятся в разработке. Самые значимые из них – мастер-планы Якутска и Нерюнгри. Они утверждены на уровне правительства РФ на общую сумму 562 млрд рублей, основная часть которых – это федеральные деньги и внебюджетные средства.
«Огромный объем работы предстоит. В Якутске одной из главных задач стоит полная ликвидация аварийного жилья, признанного таким до сентября 2023 года, строительство нового инновационного центра нашей столицы, появление Ленского моста, Арктического центра эпоса, кинопавильона полного цикла. В Нерюнгри главная задача – наряду с созданием новых общественных пространств, внедрением энергоэффективных технологий – создание новой системы здравоохранения. С этого года начнется строительство школ в Якутске, а в Нерюнгри уже идет реконструкция объектов здравоохранения», – рассказал Айсен Николаев.
Начавшаяся реализация мероприятий всестороннего развития территорий привела власти к выводу: без четкого контроля и руководства не обойтись. Глава Якутии отметил, что в республике сформированы необходимые условия для решения этих задач: в марте прошлого года открыт проектный офис для реализации ключевых мероприятий в рамках мастер-планов, создан оперативный штаб по строительству и реконструкции объектов, которые включены в мастер-планы Якутска и Нерюнгри, работает ситуационный центр главы республики. Это нивелирует бюрократические проволочки, синхронизирует решения органов власти и подрядчиков.
Подобные рычаги управления создаются и в других дальневосточных регионах. Глава Якутии предложил создать оперативный штат на уровне полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, который будет контролировать реализацию мастер-планов. Он добавил, что необходима цифровая управленческая платформа для мониторинга реализации мастер-планов с учетом лучших практик и проблем.
Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов рассказал, что в регионе разработаны два мастер-плана: для Улан-Удэ и Северобайкальска.
«Они появились не с нуля, реализация мастер-планов – это большой, комплексный проект, требующий включения множества ответственных институтов. Это и транспорт, и экономика, и система образования, и бизнес. Уже сегодня в Улан-Удэ реализуется флагманский проект мастер-плана – преобразование центра города, куда вложено четыре млрд рублей только на городскую инфраструктуру ЖКХ. Подписано концессионное соглашение о строительстве театра «Байкал», национального музея республики – сумма 10 млрд рублей. Принципиально важно для успешной реализации проекта создавать единый центр управления, и у нас в республике такая структура уже есть», – рассказал Алексей Цыденов.
С тем, что необходимо создать курирующие мастер-планы органы, согласился и представитель девелоперов – управляющий партнер по сегменту «Регионы» ФСК Алексей Алмазов. Также он указал на проблему нехватки кадров.
«Госрегулирование мастер-планов необходимо. Это – открытый живой документ, который будет развиваться и изменяться во времени. Должна быть возможность внесения изменений без бюрократических проволочек. При реализации мастер-планов группа компаний “ФСК” столкнулась с большой проблемой нехватки кадров. Все хотят запускать комплексные программы развития, но специалистов на весь ДФО не хватает – соответственно, растут расходы на персонал, что влечет удорожание проектов», – добавил он.
Участники совещания согласились, что проектное управление помогает в реализации намеченных задач. Важно, чтобы и бизнес, и жители принимали участие в реализации мастер-плана после его принятия. Также необходимо сформировать систему подготовки экспертных кадров, которые могли бы транслировать опыт управления городскими проектами.Строительная отрасль – одна из немногих, где результаты видны обывателю невооруженным глазом: строительные краны либо есть, либо нет, дома или строятся или нет. Даже, если судить по этим признакам, то строительство в Хабаровском крае на подъеме – по крайней мере, в городах.
О том, чего удалось добиться и с какими проблемами приходится сталкиваться, на «правительственном часе» в Законодательной Думе Хабаровского края рассказал исполняющий обязанности министра строительства Хабаровского края Алексей Дубов.
Строительная отрасль дает Хабаровскому краю 6% валового регионального продукта, объем подрядных работ вырос в этом году в 1,7 раза и составил 123 млрд рублей, только налоговых отчислений получилось на 10 млрд рублей. В крае работает около 70 застройщиков, в том числе федеральных. «Зашли» девелоперы из соседних регионов – Якутии и Сахалина.
«По темпам строительства Хабаровский край входит в тройку лидеров среди субъектов Дальневосточного федерального округа. Для расширения отрасли на территории края создан строительно-промышленный кластер, Минпромторгом он был включен в федеральный реестр, его участниками на сегодня являются 26 предприятий», – доложил Алексей Дубов народным избранникам Хабаровского края.
При том, что Хабаровский край второй по количеству жителей субъект ДФО (по данным Росстата на 1 января 2023 его население составило 1 284 090 человек), регион уступает по вводу жилья Якутии, в которой проживает 997 565 человек – там к 1 ноября построили 483 тыс. кв. метров и Приморью – там за этот же срок возвели 945 тыс. кв. метров (население Приморского края 1 820 076 человек). Хабаровский край едва-едва – на 6 тыс. кв. метров обогнал Бурятию, в которой живет 974628 человек.
В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» объем жилищного строительства должен к 2030 году увеличиться и составлять не менее чем 120 млн кв. м в год. Это означает, что на каждого россиянина в год должно вводиться по 0,82 кв. метра жилья. В Хабаровском крае пока что получается лишь по 0,41. В этом году планируется ввести 500 тыс. квадратных метров, на первое ноября фактически было построено 389,3 тыс. кв. метров. Причём бОльшая часть – это квадратные метры, появившиеся в рамках индивидуального жилищного строительства. Лишь 176,8 тыс. кв. метров приходятся на многоквартирные дома.
«Рост объемов жилищного строительства обусловлен работой как местных, так и привлеченных в край федеральных застройщиков, а также использование новых федеральных инструментов развития жилищного строительства. В работе сейчас около миллиона квадратных метров жилья строится только по многоквартирным домам, это на 15,5 % больше, чем годом ранее», – рассказал Алексей Дубов.
Ежегодного ввода миллиона «квадратов» можно добиться путем комплексной застройки микрорайонов. Сейчас их в Хабаровске несколько: Ореховая сопка, 6 и 7 микрорайоны, ДОСААФ, село Мирное – вкупе здесь построят четыре млн кв. м жилья. А еще дорогу, подстанцию, детские сады.
Совместно с Минвостокразвития в крае выбрали площадки под «дальневосточный гектар» – 128 гектаров, где хотят построить 700 тыс. кв. метров жилья. Строить будут в два этапа: сначала застроят 45 гектаров, введя 250 тыс. кв. м жилья, при этом первые 50 т. кв. м – уже к концу 2026 года.
На втором этапе в Хабаровске хотят «подвинуть» из городской черты ДОСААФ с его аэродромом, а на освобожденных 83-х гектарах построить еще 450 тыс. кв. метров жилья.
Аварийное и ветхое
Почти каждый, кто был в Хабаровске или проезжал сквозь него, обращал внимание на «бараки» на проспекте 60-летия Октября. Стоят они здесь давно и казалось, переживут еще многих. Но в последние годы дело сдвинулось: пусть с помпой и не все сразу, но их стали сносить.
Для строительства жилья под переселенцев из аварийного и ветхого жилья в крае определено 39 площадок комплексной застройки, всего 700 гектаров.
«Дом дальневосточника»
«Дом дальневосточника» – еще один «уникальный» проект, который пытаются реализовать и в макрорегионе, и в регионе. Смысл его, если вкратце, таков: берем «дешевый» кредит, выбираем один из предлагаемых готовых проектов, покупаем домокомплект у аккредитованного застройщика и через короткое время въезжаем в собственный дом. Вопрос, конечно, пока больше, чем ответов, к тому же опрос показал, что дальневосточники в деревянном «доме дальневосточника» жить не очень-то и хотят.
Но тут, конечно, подкупают условия: льготный кредит по сниженной ставке до 12 млн рублей и заявка через электронный сервис.
Арендные квартиры
Еще один федеральный проект, реализуемый в макрорегионе, арендные квартиры, которые будут предоставлять на период работы нужным в каждом конкретном регионе специалистам, в том числе учителям, врачам. При этом специалист будет платить около 30% от арендной платы, остальное в равных долях добавят федеральный центр и регион.
Всего таких квартир решено построить в ДФО около 10 тысяч. Хабаровскому краю отвели квоту в 1640 квартир, их уже распределили: 89 – в Комсомольске-на-Амуре, остальное – в Хабаровске. 965 уже начали строить, чтобы в 2025 году построят.
Что делать с другими городами и поселками, где не меньше (а, может быть, даже и больше) нужны врачи и учителя – не понятно. Еще сложнее – с северными территориями, где нет ни застройщиков, ни производственных мощностей, а транспортная составляющая может убить любой проект на корню.
Социалка
Темпы и объемы строительства социальных объектов, если верить г-ну Дубову, в Хабаровском крае тоже растут: если в 2022 году было введено 12 таких объектов, то в этом году – 10, и еще 10, как говорится, «на подходе», то есть в высокой степени готовности.
Сложнее всего с Комсомольском-на-Амуре. Здесь до сих пор не могут построить ни дамбу, ни набережную, ни больницу, ни онкологический диспансер. Чтобы разрубить этот «Гордиев узел», было принято решение завести на объекты Военно-строительную компанию, которая и с объемами должна справиться, и не обманет.
Мастер-планы
У Хабаровского края их три: по самому Хабаровску, Комсомольску-на-Амуре и Советской Гавани. Первые два уже утверждены, «приморская столица» края пока еще в разработке.
Планы по Хабаровску глобальные: построить новое здание для Дальневосточного художественно музея – тут уже заключено инвестиционное соглашение, идет уточнение параметров на проектирование.
Другой глобальный проект – межвузовский кампус. По нему готова концепция застройки, разработана проектно-сметная документация первой очереди, которая скоро уйдет на государственную экспертизу.
По набережной в Хабаровске, разговоры про которую идет уже больше 10 лет, разработана документация на планировку территории, она включает в себя участок от Уссурийского бульвара до улицы Запарина (то есть лишь часть от всей набережной).
Набережную и кампус обещают начать строить уже в следующем году.
Немного о проблемах
Они есть: коммерсанты не хотят идти в северные районы, где маленькие объемы строительства, хотя потребности – в пересчете на душу населения – еще больше, чем в городе.
Еще мало своих материалов. К примеру, отделочные материалы, стекло, плитку проще закупать в Китае, чем пытаться наладить свое производство. По этой же причине федеральные застройщики, пришедшие в регион, до сих пор раздумывают над локализацией производства стройматериалов: ну, перетащим в Хабаровский край пару заводов, а когда закончится объем строительства, что с ними делать?
Самая острая проблема отрасли – кадровая. Стройкам региона не хватает как минимум трех тысяч человек.
Для населения восточных регионов России авиация традиционно играет стратегическую роль, и было бы странно, если этот вид транспорта не нашел отражения в стратегиях пространственного развития городов. Мастер-планом Северобайкальска предусмотрена реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Нижнеангарск, Тынды – ремонт местного аэровокзала и привокзальной площади. Решается вопрос о восстановлении полноценной работы авиаузла в Советской Гавани (Май-Гатка). Кроме того, по программе специальных казначейских кредитов более 700 млн руб. пойдет на новую взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием в аэропорту Южно-Сахалинск. Развитие аэродрома повысит регулярность и безопасность полетов, а также обеспечит рост пассажиропотока, ожидаемый после открытия нового терминала на 5 млн пассажиров в год.
Не останется без внимания и прибрежно-портовая инфраструктура. В Северобайкальске намечен капитальный ремонт двух причалов. Стоит сказать, Восточно-Сибирское речное пароходство с поступлением нового флота намерено возродить маршрут, связывающий этот город с Иркутском.
В Находке запланирована реконструкция пассажирского причала №19 в морском порту с проведением дноуглубительных работ. Это может привлечь дополнительный турпоток, создав предпосылки для развития круизного туризма. В настоящее время износ причальной стенки, к которой могут пришвартовываться пассажирские суда, превышает 70%.
Большой проект в области портового хозяйства запланирован в рамках мастер-плана Южно-Сахалинской агломерации, точнее в Корсакове. В местном торговом порту должен появиться новый контейнерный терминал, будут также реконструированы гидротехнические сооружения.
Наземное метро выйдет к храму
Если говорить о железнодорожном транспорте, то наиболее амбициозным выглядит проект городской электрички или легкого метро во Владивостоке. В столице Приморья планируется расширить движение пригородных электропоездов за счет создания новых посадочных платформ: например, в районе стадиона «Динамо», мыса Кунгасный, остановочного пункта Третья Рабочая. Совместно с местной администрацией решается вопрос о продлении маршрутной сети от станции Владивосток до остановочного пункта «Казанский храм» (район Эгершельда). С РЖД и компанией «Экспресс Приморья» сформирована рабочая группа.
«Достигли договоренности по разработке профильным железнодорожным институтом вариантов размещения пассажирских платформ и дополнительных путей для запуска, а также возможного включения части работ в инвестиционную программу компании», – сообщил мэр Владивосток Константин Шестаков.
Городская электричка призвана стать системообразующим проектом в области общественного транспорта города. Это разгрузит автомобильные дороги в сторону центра города, сделает маршруты более удобными для пассажиров. Во Владивостоке необходим такой вид транспорта, который гарантированно доставит вас из точки А в точку Б вне зависимости от ситуации с дорожным трафиком, чрезвычайными ситуациями погодного характера, и по доступной цене, подчеркивает мэр.
Трамвай желаний
Практически ни один из мастер-планов не обходится без намерений по реконструкции и расширению улично-дорожной сети. Например, к 2025 году в Хабаровске будет приведено к нормативному состоянию 85 дорог. Что касается общественного транспорта, мастер-план краевого центра предполагает к 2030 году замену 550 автобусов, троллейбусов и трамваев. Проект обновления муниципального парка сегодня оценивается в 9,7 млрд руб.
Ряд городов в первую очередь делает ставку на развитие электротранспорта. В Чите появится троллейбусная линия между центром города и районом КСК, в Улан-Удэ запланирован серьезный объем ремонта инфраструктуры для работы трамваев и приобретения нового подвижного состава. Во Владивостоке запланирована реновация трамвайной линии от улицы Сахалинской до Баляева, а также запуск троллейбусов с автономным ходом в районе Снеговой Пади. Впервые запустить движение трамваев предполагается в Благовещенске. Этот маршрут свяжет Северный микрорайон, Лазурный берег и Золотую милю.
Стимулом для развития городского электротранспорта сегодня служит реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги», проекта «Чистый воздух», льготной лизинговой программы ГТЛК. К этому направлению подключены ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ, которые предоставляют финансирование на возвратной основе по льготной процентной ставке.
Для решения транспортных задач в городах целесообразно задействовать механизм инфраструктурных облигаций, говорит вице-президент ООО «Центр экономики и инфраструктуры» Евгений Алексеев. Данный инструмент, как правило, применяется в целях привлечения финансирования в развитие ЖКХ и жилищного строительства.
Есть несколько вариантов участия в проектах с использованием инфраструктурных облигаций. Это может быть концессионное соглашение, причем концессионером вправе выступить как государственная, так и частная компания, уточнил эксперт.
Привлечение новых источников финансирования вполне оправдано, когда развитие транспортной сети планируется в привязке к расширению жилфонда, убежден эксперт. «То есть надо обосновать это улучшение качеством проживания жителей, которые получат эту инфраструктуру», – пояснил Евгений Алексеев.
Городу и бизнесу
По мнению члена совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде Дениса Гусева, градостроительные решения в городах ДФО необходимо гармонично сочетать с планами по выстраиванию новых логистических связей с соседними регионами и странами, c развитием транспортно-логистических коммуникаций. Это, по мнению сенатора, должно придать импульс появлению новых производств.
Некоторые города уже взяли данный подход на вооружение. В частности, уникальное географическое положение, как одно из преимуществ Благовещенска, отражено в мастер-плане областного центра. От этого будут зависеть перспективы динамичного развития российско-китайских торгово-экономических отношений, убеждены в правительстве региона. Планируется, что столица Амурской области к 2030 году станет экспортно-импортным хабом, туристическим и образовательным центром, располагающим к тому же удобными транспортными коммуникациями.
Развитие логистики позволит решать и внутренние задачи. К примеру, создание логистического центра со строительством новых складских помещений в пригороде Южно-Сахалинска отчасти продиктовано намерениями перенести за город промышленные объекты и склады, а на их месте построить жилые микрорайоны и соцобъекты. С другой стороны, это можно рассматривать как решение в свете потребностей местной экономики и населения. Так, одна из площадок отводится под логистический центр для продовольственных товаров и сельхозпродукции, что должно нивелировать негативные колебания в случае возникновения диспропорции между спросом и предложением на региональном рынке продовольствия.
О необходимости развития складской логистики на Дальнем Востоке свидетельствуют представители бизнеса, но это положение при содействии местных властей они готовы исправить сами, и градостроительные решения, закрепленные мастер-планом, в этой связи будут подспорьем.
«Если говорить про наши текущие потребности, видим, что в Хабаровске очень сложно со складскими помещениями, на данный момент пока не можем найти ничего толкового. Рынка [складской логистики] как такового здесь нет», – рассказал начальник управления по взаимодействию с региональными органами власти X5 Group (в группу, в частности, входят торговые сети «Пятерочка», «Перекресток») Павел Шумов.
Тем не менее в третьем квартале 2025 года ритейлер намерен открыть в Хабаровске первый распределительный центр для работы по ДФО. Сейчас компания находится в процессе подбора площадки.
Вопрос привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты, в первую очередь социальной направленности, не теряет своей значимости. Активизировать участие частного капитала призваны концессионные механизмы. И дополнительно к существующим схемам концессий к реализации предлагаются новые формы партнерства с инвесторами, которые позволят расширить возможности финансового обеспечения строек или предложат альтернативные, но также эффективные методы привлечения инвестиций в инфраструктуру.
Концессия, как одна из форм государственно-частного партнерства оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области ГЧП.
«Причина популярности очевидна – регуляторика в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм концессии», – рассказывает директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Александр Киревнин.
Концессионные соглашения стали развиваться гораздо успешнее нежели предшествующие формы ГЧП, поскольку они позволяют более гибко использовать бюджетные средства, утверждает представитель Минэкономразвития. При этом подавляющая часть таких контрактов заключается на местном уровне без привлечения федеральных властей.
По данным Министерства экономического развития, в 2022 году в стране заключено свыше 3,9 тыс. концессионных соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Общий объем инвестиционных обязательств достиг 3,4 трлн руб., из которых 2,4 трлн – внебюджетные инвестиции.
«Хочется отметить высокий уровень проработанности данных соглашений, только 4% расторгаются впоследствии по решению суда – процент достаточно низкий», – свидетельствует Александр Киревнин.
Несмотря на положительную динамику в области развития концессий (с 2019 по 2021 годы происходил рост объема законтрактованных инвестиций на 20-30% ежегодно), эксперты указывают на различного рода риски для частного капитала, в том числе связанные с инфляцией. Повышение затрат на строительные материалы, прочие ресурсы началось в 2021 году, в 2022-2023 годах они росли еще более активными темпами. Кроме того, концедент, например субъект РФ, сегодня вправе согласиться с увеличением стоимости проекта, а завтра передумать – данное положение не является строго регламентирующим. Между тем такую проблематику целесообразно учитывать на протяжении всего срока действия концессии, отмечает член правления ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков. «В частности, в своих проектах мы предлагаем применять инструмент динамического ценообразования, где мы формируем цену в базовом уровне проекта и дальше индексируем в соответствии с индексом Минстроя РФ», – сообщил он.
В ситуации высокой волатильности экономики инвестор нередко оказывается в минусе. «По разным причинам очень мало инвесторов, которые пришли в инфраструктурные проекты и в конечном счете вышли с положительным результатом», – говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.
Для привлечения средств в инфраструктурные проекты нужны дешевые деньги с длительным возвратом, что не всегда реально найти, а тарифная политика несовершенна. В частности, утверждает президент ООО «Группа Полипластик» Лев Гориловский, обновить объекты водоснабжения и водоотведения по обычным концессионным механизмам пока не получается, потому что не хватает возможности тарифа, а перекладывать целиком финансовое бремя на население невозможно.
«К примеру, вы взяли в аренду водоканал, поработали несколько лет. Тарифов вам не дали, чтобы выровнять ситуацию, и у вас компания входит в банкротство по налоговым платежам или еще по каким-либо обязательствам», – указывает Леонид Казинец.
С другой стороны, нормативная база относительно концессий не всегда учитывает интересы местных властей. Так, согласно законодательству, предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта капитального строительства.
«Если концедент считает, что ему, например по строительству школ, выгодно здесь и сейчас привлекать внебюджетные средства, опережающим образом финансировать такую бесплатную для пользователей образовательных услуг инфраструктуру, то это его право. И он не должен быть ограничен в этом праве на уровне федерального закона, – убежден первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. – Возможно какой-нибудь регион или муниципалитет, который сегодня испытывает существенный дефицит в доходах бюджета, чтобы профинансировать тот объем необходимых школ и детсадов, которые нужны для того, чтобы его люди не утекали в другие регионы, он сейчас примет такое решение в расчете на то, что у него в последующем будет достаточно доходов, чтобы расплатиться в рассрочку с бизнесом, который расходы на себя сейчас примет».
В то же время форматы партнерства с инвесторами не стоят на месте. Государство переходит к иным формам поддержки, нежели создание объектов за счет федеральной адресной инвестпрограммы или прямых субсидий, говорит генеральный директор ООО «Управляющая компания Фонда развития территорий» Наиль Сайфуллин. Предусмотрен ряд инструментов возвратного финансирования инфраструктурных проектов в пользу застройщиков, ресурсоснабжающих компаний и т.д.
Самыми емкими с точки зрения капитала сейчас видятся инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Федеральным центром было принято решение до 2025 года направить в российские регионы 1 трлн руб. на проекты, которые утверждаются на штабе правительственной комиссии по региональному развитию. Они должны отвечать ряду условий, в том числе по привлекаемым внебюджетным источникам. Ожидается, что на 1 трлн руб. государственных ассигнований до 2036 года будет привлечено 10,5 трлн прочих средств.
В продолжение действующей программы ИБК в этом году запущен механизм специальных казначейских кредитов (СКК; оператором программы выступает Фонд развития территорий). СКК выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Помимо реструктуризации бюджетных кредитов и уменьшения задолженности регионов, в него входят замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление ИБК, а также выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Полигоном для адаптации нового механизма финансового обеспечения вполне может стать Дальний Восток. По данным на начало августа, штаб правкомиссии по региональному развитию одобрил заявки 11 субъектов ДФО для предоставления СКК на развитие городов. На реализацию 116 проектов, предусмотренных мастер-планами развития дальневосточных территорий, запланировано около 30 млрд руб. На эти средства будут построены новые детские сады и школы, отремонтированы системы жизнеобеспечения городов, закуплен новый транспорт, облагорожены городские пространства.
Как отметил исполнительный директор Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики по социальному развитию Гасан Гасанбалаев, инструмент специальных казначейских кредитов поможет эффективно запустить новые строительные проекты в рамках работы по мастер-планам, подготовить проектно-сметную документацию уже в 2023 году.