Аналитики издания TAdviser составили рейтинг 100 крупнейших ИТ-компаний России за 2023 год. В первую пятерку вошли компании Ростех, Холдинг Т1, Fplus, МТС и ИКС Холдинг.
Среди лидеров отрасли особенно выделяется МТС, показавшая лучшую динамику: компания поднялась на две позиции вверх за год. В 2023 году выручка экосистемы увеличилась на 13,5%, а число ИТ-специалистов возросло на 15%, превысив отметку в 8 000 человек. Улучшению позиций способствовало развитие собственной технологической платформы. Переход на The Platform позволил сократить время вывода продуктов на рынок на 40%. Кроме того, МТС внедрила свою антифрод-систему Fraud Detection Platform, которая полностью заменила иностранное ПО и на 30% быстрее и точнее анализирует поведение пользователей и выявляет аномалии.
Аналитический центр TAdviser ежегодно оценивает объем российского ИТ-рынка, динамику доходов и численность сотрудников компаний. По итогам 2023 года общий объем рынка увеличился на 33,3%, что значительно превышает ожидания.
Уход многих зарубежных компаний не оказал значительного влияния на финансовую сторону отрасли. В рейтинг вошли российские системные интеграторы, ИТ-дистрибьюторы, разработчики программного и аппаратного обеспечения, ИТ-инсорсеры крупных отечественных компаний, а также представители иностранных ИТ-компаний, работающих в России.
Павел Воронин, первый вице-президент по технологиям МТС, отметил, что приоритетом компании всегда были собственные разработки. Все ключевые технологии, обеспечивающие конкурентные преимущества МТС, созданы внутри компании. Компания планирует продолжать развивать технологическую независимость, создавая новые продукты и совершенствуя существующие. Лидерство в рейтингах, по его словам, является дополнительным стимулом, и он поблагодарил TAdviser за высокую оценку работы компании.
Почти сто процентов руководителей дальневосточных компаний используют искусственный интеллект в рабочих целях. Такие данные показал мониторинг агентства. ИИ всё глубже проникает в бизнес-процессы. На рекламных баннерах можно встретить иллюстрации, созданные с помощью ИИ просто потому, что цифровые технологии дешевле и быстрее, рассказывают участники медиабизнеса. Как искусственный интеллект влияет на рынок труда, и что думает экспертное сообщество об ИИ-революции, выясняло EastRussia.
Стремительное развитие ИИ
Интенсивность развития искусственного интеллекта (ИИ) вызывает волну обсуждений в сфере технологий и бизнеса, отмечает независимый эксперт по инновациям в ритейле, создатель концепции «Магазин 4.0», автор статей по искусственному интеллекту Борис Агатов.
Многие уже утверждают, что мы стоим на пороге появления сильного интеллекта (AGI), способного к саморазвитию и вышедшего на новый уровень познания, а иные прочат падение интереса и громкое схлопывание ИИ-пузыря.
2024 год стал насыщенным новыми достижениями в области ИИ, уточняет эксперт. Китайские компании, такие как DeepSeek и Kwen, создают конкурентов ChatGPT с невиданной скоростью, за небольшие деньги и выкидывают их на рынок для бесплатного использования. Они настолько потрясли рынок качеством и дешевизной исполнения, что тряхнули его на почти 1 трлн долларов вниз. Все спросили лидеров ИИ: «А что, так можно было? А куда вы сливаете миллиарды долларов?» Не проходит и недели, появляется новая китайская модель KIMI, которая только усиливает резонанс в мире технологий.
Президент США Дональд Трамп анонсировал, что национальное инвестирование в эту отрасль достигнет феноменальных $500 миллиардов.
«В России также идет поступательное движение в развитии GigaChat (Сбер) и Yandex.GPT. Пример китайских компаний показал, что для создания продукта, сопоставимого с американским ChatGPT, не нужны миллиардные инвестиции и годы работы. По некоторым данным, на создание китайского DeepSeek ушло всего $6 млн и полгода работы, и санкции, наложенные на поставку высокопроизводительных видеокарт и чипов, не повлияли на это. Есть основания полагать, что отечественные ИИ-решения с нашей хорошей математической школой получат новый импульс для развития, опираясь на опыт китайцев», — прогнозирует Борис Агатов.
Как удаленный регион с небольшим количеством населения и соответствующим потребительским спросом, Дальний Восток идет в арьергарде цифровых технологий. При этом популярность искусственного интеллекта стремительно растет. ИИ находит применение в ритейле, маркетинге, здравоохранении, образовании, медиасфере, программировании. На рынке труда «виртуальные агенты» теснят художников, работников колл-центров и геймдизайнеров.
Основатель маркетингового агентства DVIGA, спикер ВШЭ и «Нетологии» Тимофей Белоглазов приводит несколько примеров, как ИИ применяется для решения задач в компаниях. Генеративный ИИ, по его словам, уже стал классикой. Именно он в первую очередь ассоциируется с ИИ.
«Развитие идей, креатив, тексты, создание иллюстраций. Это то, что мы используем на своих проектах в маркетинговом агентстве, и сейчас в Чите продолжается большая рекламная кампания, где все рекламные баннеры были созданы с помощью ИИ. Во Владивостоке на рекламных баннерах довольно часто много встретить иллюстрации, созданные с помощью ИИ просто потому, что это сильно дешевле и быстрее, чем проводить фотосессию», — комментирует Тимофей Белоглазов.
В продажах ИИ используется для распознавания текста звонков с клиентами, создания саммари, где фиксируются все основные тезисы и задачи, которые обсуждались.
«Но это материал, который надо дорабатывать, и если на встрече никто из сотрудников не вел заметки, то такой текст, созданный ИИ, уже не поможет. Однако если люди были вовлечены, то они сэкономят время на создании саммари, используя результаты ИИ», — поясняет эксперт.
То же самое касается прослушивания звонков и оценки работы менеджера по продажам, добавляет он. ИИ, двигаясь по чек-листу, может «слушать» сотрудника и давать резюме, насколько во время общения с клиентом он выполнял требования заранее составленного чек-листа.
Еще одна сфера — найм. Компании, которые занимаются наймом линейного персонала, часто используют ИИ для проведения первого раунда интервью. Чаще всего это может быть либо виртуальный ассистент, который «приходит» на видео-звонок, или просто бот в вотсаппе, который задает соискателю вопросы, а тот на них отвечает текстом или в аудиосообщениях. Далее бот может передать эту информацию сотрудникам из HR-службы. Либо его программируют на то, чтобы выполнять некую фильтрацию кандидатов, исходя из их ответов.
Как сообщили агентству в Дальневосточном федеральном университете, более 100 студентов сегодня обучаются по направлению «Искусственный интеллект и анализ данных».
«В настоящее время на программе бакалавриата по направлению подготовки 01.03.02 "Прикладная математика и информатика", профиль "Искусственный интеллект и анализ данных" обучается 102 человека, на программе магистратуры "Искусственный интеллект и большие данные (совместно с ПАО Сбербанк)" по направлению подготовки 09.04.01 "Информатика и вычислительная техника" — 64 человека», — рассказали агентству в пресс-службе ДВФУ.
Молодые специалисты проходят практику на таких предприятиях, как «Фарпост», «Примнет», «Ростелеком», «Мегафон», «ДВИП», «РМ-СОФТ», ЗАО «Изумруд», а также в аналитических службах IT-компаний, банков, медицинских учреждений, научных организаций, федеральных и региональных ведомств. Все они так или иначе заинтересованы в развитии технологий на основе ИИ.
При этом в ДФО растет сегмент компаний, которые помогают участникам рынка внедрять «виртуальных агентов» в бизнес-процессы.
Сооснователь ИТ-стартапа Tomoru Денис Балюра стоял у истоков этого движения.
«Продукт моей компании и есть ИИ для рабочих процессов. Это новая платформа, где искусственный интеллект делает найм и поиск работы проще. И да, мы используем его максимально. Части нашего приложения тоже создаются с помощью ИИ», — рассказал он.
Новые технологии позволяют обработать 110 тысяч откликов на вакансии силой пяти роботов и двух рекрутеров. Означает ли это, что компании будут сокращать персонал за ненадобностью? «Скорее, увеличить продуктивность и эффективность равно уменьшить численность персонала», — комментирует Денис Балюра.
Анализ – это то, в чем искусственному интеллекту нет равных, отмечают эксперты. В 2023 году использование технологий на базе искусственного интеллекта позволило X5 Group, которая управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик», получить дополнительные доходы в размере приблизительно 5 млрд рублей. Такие данные 22 апреля 2024 года обнародовала ИТ-компания X5 Tech — основной цифровой партнер X5 Group.
ИИ-решения используются в различных целях. Так, один из таких проектов — система планирования товарных запасов: благодаря алгоритмам ИИ группа смогла сократить количество списанных продуктов на 2% и повысить выручку на 1%.
Судя по тому, какими темпами развиваются технологии, Борис Агатов ожидает революции в поведении потребителей.
«Благодаря внедрению ИИ-агентов, который будет находиться в кармане каждого потребителя, процесс покупок может стать более экспертным. ИИ будет помогать потребителю выбирать товары на основе анализа тысяч факторов и личных предпочтений. И если мы могли себе позволить экспертные продажи, когда продавец помогает с выбором только в некоторых категориях товара: машины, мебель, дорогие магазины одежды, то теперь экспертная продажа может быть хоть для пакета молока и коробка спичек до самого недорого массового сегмента одежды», — отмечает он.
Примеры, по словам собеседника, уже начинают появляться: OpenAI презентовал бота Operator, способного самостоятельно открывать сайты, заполнять формы, искать и обрабатывать данные в интернете для выполнения задания. Такие технологии еще далеки от совершенства, но они развиваются семимильными шагами и, разумеется, это окажет непосредственное влияние на потребителя, который будет искать совета и эксперта в каждой покупке.
«Если же экосистема ИИ-агентов будет развиваться в направлении замещения всех рутинных функций потребителя и бизнеса, то она может стать конкурентом традиционного ритейла и e-com. ИИ-агент вполне может найти оптимальный товар по цене/качеству и организовать его доставку от производителя, минуя ритейлера», — прогнозирует Борис Агатов.
Опрос дальневосточных работодателей и представителей бизнеса показал, насколько глубоко искусственный интеллект проник в нашу жизнь. Почти 100 процентов респондентов используют ИИ в той или иной степени вне зависимости от сферы деятельности.
Учредитель и директор ООО «Индустрия-Р» (оценка недвижимости и движимого имущества) Сергей Дымченко: «Я использую ИИ при формировании текстовой части своих обзоров. Думаю, что для рекламы, особенно текстовой, очень возможно его применять».
Предприниматель в области образования Евгений Шкарупа: «Внедряем и используем искусственный интеллект».
Руководитель комитета по развитию туризма Приморского краевого отделения «Опоры России», основатель «Музея трепанга» Дмитрий Павлов: «Понемногу разбираюсь с ИИ. Прошу проверять на ошибки свои тексты. Дизайнер тоже иногда просит помощи у ИИ в создании макетов».
Руководитель Московского подразделения логистической компании «Азия-Л» Вадим Воложанин: «Мы пока ИИ пользуемся косвенно. Дело в том, что ИИ умеет сейчас генерировать тексты под разные темы, а также научился работать с визуальной графикой. Это подходит тогда, когда ты готовишь презентацию, для оформления сайтов, для написания отдельных текстов. Вот в этой части да - иногда я применяю искусственный интеллект. Но в больших масштабах пока нет. Все дело в особенности бизнеса. В сфере логистики и таможни очень важны высокие компетенции, потому что это консультационная работа. Так глубоко ИИ погрузиться еще не смог. Хотя кто знает, как оно будет в будущем».
Эксперт по госзакупкам, инвестор Дмитрий Абросимов: «Давно пользуюсь. Сбор информации, написание статей, создание картинок для статей или сайта, разработка проектов товарного знака».
Основатель сети магазинов «Зеленый остров» Максим Голишев: «Мы пока наблюдаем за рынком и не используем активно ИИ в бизнес-процессах».
Сооснователь сети магазинов DNS Дмитрий Алексеев: «Возникла необходимость написать несколько мобильных приложений для автоматизации рутинных действий. А нужно сказать, что как пишутся приложения для DOS, я знал абсолютно во всех деталях и подробностях. Как для Windows — знал, но уже не во всех нюансах, а вот когда появился Android, я уже не практиковал. Но оказалась, что во времена ChatGPT это вообще не проблема. Он берет на себя функцию терпеливого вдумчивого наставника! Очень примерно говоришь, что тебе нужно, и он все понимает и объясняет, как писать. Возникли ошибки – пояснит возможные проблемы. Тут же можно спросить, а почему это работает именно так и т.д. В итоге, пара подходов по паре часов и в принципе, я довольно уверенно могу писать мобильные приложения».
Госучреждения так же эффективно используют умные технологии в своей работе. Так, в Хабаровском крае 2024 году с помощью модулей искусственного интеллекта выявлено 1 383 нарушения при оформлении ветеринарных сопроводительных документов в компоненте «Меркурий».
Таможенная служба «не стоит на месте и идет в ногу со временем», сообщили агентству в таможенных органах. В рамках Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2030 года ФТС России ведется работа по внедрению элементов искусственного интеллекта.
А один из главных вопросов на фоне этой революции – каковы будут ее последствия на рынке труда. Например, в медиа можно расшифровать звуковое интервью с помощью виртуального ассистента, попросить ИИ обработать материал и проверить его на ошибки, сделать короткую выжимку и сгенерировать «фото» для сайта. Конечно, результат потребует корректировок, но технологии совершенствуются, и качество данных растет. В то время как профессионализм пользователей, по некоторым оценкам, снижается. Сможет ли человечество держать планку без ИИ-костылей? Собеседники агентства на этот вопрос дают позитивные прогнозы.
Тимофей Белоглазов: «ИИ — это помощник, но не то, чтобы он был способен заменить опытного думающего специалиста. ИИ не может самостоятельно создать что-то, но может выступить ассистентом, помочь человеку и освободить время, взяв на себя какие-то рутинные задачи».
Борис Агатов: «Сегодня мы наблюдаем непроходящий бум в области ИИ: огромные инвестиции, решения на государственном уровне, невероятное внимание медиа, бизнеса и людей к этой теме.
Такое развитие событий говорит, что технологический перелом, в котором мы застыли на пороге пандемии и не сдвигались почти нисколько, вдруг резко подтолкнул нас к действиям, а это значит, и экономика готова, и потребитель, и сами технологии созрели.
Новые технологии будут окупаться скорее, чем когда-либо, т.к. для этого созрели хорошие предпосылки в 2025 году и их влияние на общество будет вездесущим.
Если ожидания оправдаются, нас ждет резкое изменение потребительского поведения. Использование ИИ-агентов в продажах позволит компаниям предлагать более точные и персонализированные решения. Это, в свою очередь, повысит уровень удовлетворенности клиентов и ускорит процесс принятия решений.
Помимо этого, ИИ будет способствовать созданию совершенно новых рынков и продуктов. Мы видим, как технологии, подобные ChatGPT, уже начинают внедряться в бизнес-процессы. Они позволяют автоматизировать рутинные задачи, анализировать данные с беспрецедентной скоростью и глубиной, а также открывают двери к новым возможностям».
На территории республики действуют 170 природных пожаров. Наиболее сложная обстановка с пожарами складывается на территории девяти районов Якутии, преимущественно в северной части региона. Некоторые возгорания угрожали населенным пунктам. Корреспондент East Russia выяснил, какие инновационные технологии используют в тушении лесных пожаров.
Разработка якутских IT-специалистов — программный комплекс «Сильван» уже зарекомендовал себя — применяется третье лето подряд. «В первое лето у нас по результатам было в 13 раз площадь пожаров меньше стала. Пожарные говорят, что с помощью нашей разработки эффективность борьбы с пожарами увеличивается примерно в четыре раза», — рассказывает коммерческий директор разработчика программы «СмартЮнит» Артем Петухов.
Разработчик уточняет, что это косвенные показатели. Площадь и количество пожаров зависят не только от системы, а еще от погодных условий, применения авиации и других факторов.
«Сильван» — комплексный инструмент. Он является цифровым двойником баз данных ведомств по борьбе с пожарами. «Он позволяет следить за пожарами с момента обнаружения их очага, динамики, площади, мониторит применение сил и средств. У него много полезных слоёв-карт, отображающих расположении трубопроводов, газопроводов, линий электропередач», — рассказывает разработчик.
Система передана правительству республики. Ее пользователями являются порядка 150 организаций, среди них муниципалитеты, прокуратура, «Авиалесоохрана», Министерство экологии. «Сам глава Якутии Айсен Сергеевич пользуется», — уточняет разработчик.
Система ежегодно модернизируется. В этом году в тестовом режиме будет применяться искусственный интеллект для прогнозирования пожаров. «ИИ собирает исторические данные, накладывает туда рельеф, климатические данные, гидрографию, и исходя из этого уже предсказывает возможное развитие ситуации. В планах есть внедрение онлайн-мониторинга сил и средств, то есть следить за передвижением техники. В перспективе есть идея интегрировать в систему беспилотники», — рассказал директор компании.
Состав для тушения возгорания опавшей хвои
В Арктическом научно-исследовательском центре Республики Саха (Якутия) совместно со специалистами Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана разработали состав для тушения возгорания опавшей хвои. Как рассказал ученый секретарь АНИЦ, кандидат технических наук Альберт Кардашевский, это водный раствор огнетушащей жидкости, дополнительно содержащий хлористый кальций, карбамид (мочевину), полисорбат-20 (ТВИН-20) и изопропиловый спирт.
«Состав обладает огнетушащими и огнебарьерными свойствами. Эффективное воздействие состава основано на его гигроскопичности. Это позволяет повышать влажность горючего материала и снижать скорость распространения огня при низовом пожаре. Ключевые компоненты состава экологически дружественны», — рассказал собеседник East Russia.
Он пояснил, что в отличие от применяемых в настоящее время различных огнетушащих веществ (смачивателей) на основе поверхностно-активных веществ, новый состав обеспечивает не только быстрое тушение пожара при меньшем расходе воды, но также может длительное время в условиях засушливого летнего пожароопасного периода сохранять свои свойства по предотвращению повторного возгорания. Это позволяет использовать разработанный состав для организации заградительных и опорных полос (минерализованная полоса) при борьбе с низовыми пожарами.
В настоящее время по полученным результатам исследовательских работ подготовлена заявка на получение патента РФ на изобретение. Исследования и опытно-конструкторские работы по данной теме будут продолжены с привлечением непосредственных пользователей состава (Авиалесохрана, МЧС, Государственная противопожарная служба республики, муниципальные образования Якутии и другие).
Противопожарные реагенты для локализации природных пожаров
Межрегиональное научно-технологическое, деловое и образовательное партнерство «Устойчивое развитие Дальнего Востока и Арктики» и международная организация северных регионов «Северный Форум» совместно с властями Якутии испытали разработку Уфимского государственного нефтяного технического университета и научно-внедренческого центра «Вершина» для оперативной локализации природных пожаров.
Испытания противопожарного реагента «СтопОгонь» прошли в мае в Тулагино-Кильдямском наслеге недалеко от Якутска. Подобными реагентами можно обработать территорию вокруг пожара для его локализации без необходимости рытья траншей. Средство устойчиво к дождям в течение не менее двух недель. Оно также эффективно для локализации низового торфяного пожара, рассказал директор по инновациям и развитию бизнеса научно-внедренческого центра «Вершина» Алексей Трушков.
Как отмечается в протоколе апробации Министерства по делам гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), который имеется в распоряжении East Russia, противопожарные реагенты способствуют удержанию распространения огня по природной среде.
Государственной противопожарной службе Якутии совместно с региональной Службой спасения поручили обеспечить закуп противопожарных реагентов для реагирования на ландшафтные пожары. Это позволит оснастить отряды дополнительными противопожарными функциями. Возможность приобретения реагентов рекомендовали рассмотреть Главному управлению МЧС России по Республике Саха (Якутия), учреждению «Якутлесресурс». Комплексное применение всех противопожарных средств позволит намного эффективнее бороться с огненной стихией, чем это было раньше.
На европейском рынке угля цены скорректировались ниже 103-104 долл./т. Давление на индексы оказывает резкое падение котировок газа и нефти в результате введения высоких импортных пошлин со стороны США, а также окончание отопительного сезона в ЕС.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 380.98 долл./1000 м3 (-78.93 долл./1000 м3 к 02.04.2025 г.), достигнув 7-месячного минимума. Уровень заполнения хранилищ колеблется на уровне 34%. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 3.51 млн т. (-0.11 млн т. к 02.04.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000, после роста неделей ранее, опустился ниже 89 долл./т. вниз вслед за европейским рынком. Цены на среднекалорийный материал укрепились на фоне улучшения спроса со стороны индийских производителей губчатого железа на спотовые поставки и на контракты апреля-мая.
Компания Minergy из Ботсваны в своем отчете отметила, что в результате снижения цен на экспортном рынке некоторые небольшие компании и производители с высокой себестоимостью добычи сокращают отгрузки на экспорт и перенаправляют поставки на внутренний рынок. Из-за негативной динамики Minergy нарастила долговые обязательства.
По итогам недели цены на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao удерживались на уровне 93-94 долл./т., несмотря на негативный внешний фон после эскалации торговой войны между Китаем и США (объявление взаимных пошлин со стороны КНР на всю продукцию из США в размере 34% и дополнительного повышения тарифов Трампом до 104% на продукцию из Китая).
Поддержку рыночным настроениям оказало сокращение запасов на складах и инициатива государственного инвестиционного фонда Central Huijin Investment, который направил средства на покупку китайских акций и пообещал поддерживать рыночную стабильность. Кроме того, некоторые участники рынка полагают, что китайские власти близки к запуску нового раунда стимулирования экономики с целью подстегнуть потребление внутри страны и снизить зависимость от экспорта.
Большинство конечных потребителей отказываются оплачивать отгрузки от негосударственных компаний по месячным контрактам по фиксированной цене
770 RMB/т. (105.36 долл./т.) FOB Qinhuangdao 5500 ккал/кг. Таким образом, между генерирующими компаниями КНР и внутренними поставщиками угля продолжается спор в отношении долгосрочных контрактов, что привлекло внимание Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC).
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 29.72 млн т. (-1.04 млн т. к 02.04.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.51 млн т. (+0.01 млн т.), потребление – 760 тыс. т./сутки против 750 тыс. т./сутки неделей ранее.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 83 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 48 долл./т., продолжив двигаться вниз на фоне ограниченной торговой активности по причине празднования завершения поста (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр) до
8 апреля. Также отмечается низкий спрос со стороны Индии и Китая, где сохраняются темпы добычи и складские запасы остаются на высоком уровне. Продолжающиеся дожди на Суматре, негативно влияющие на транспортировку угля, не сумели оказать ощутимой поддержки рынку.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 просел ниже 95 долл./т., тогда как среднекалорийный уголь немного подорожал. Волатильность в ценах обусловлена геополитической неопределенностью и невысоким спросом в странах АТР.
Власти штата Квинсленд планируют пересмотреть цели предыдущего правительства по снижению выбросов парниковых газов, в результате чего срок эксплуатации угольных электростанций может продлиться, что должно положительно повлиять на энергетическую безопасность Австралии.
Индекс австралийского металлургического угля HCC подскочил до 177 долл./т. на опасениях сокращения предложения в связи с несколькими авариями на шахтах в конце марта и начале апреля. Кроме того, 9 апреля Трамп заморозил на 90 дней введение высоких пошлин против торговых партнеров.
Поддержку котировкам оказывает приостановка эксплуатации шахты Appin (South32) в штате Новый Южный Уэльс 6 апреля после взрыва, от которого пострадало 4 человека, и шахты Moranbah North (Anglo American) в штате Квинсленд, где 31 марта была остановлена добыча из-за превышения нормы концентрации окиси углерода. Несмотря на ожидания, компания Anglo American не смогла в оперативном порядке возобновить добычу. В настоящее время возможные потери объемов не озвучиваются.
Ж/д перевозки угля на экспорт в адрес терминала ОТЭКО в порту Тамань в 2024 г. упали вдвое до 11.6 млн т. (-14.0 млн т. или -54.75% к 2023 г). Несмотря на формальное улучшение показателей в 1 квартале 2025 г. до 4.4 млн т. (+3.0 или +211.6% к 1 кв. 2024 г.), реальные объемы остаются существенно ниже значений 2022-2023 гг.
Даже после существенного снижения ставок перевалки, которые по словам коммерческого директора терминала, сократились для отдельных грузоотправителей вдвое до 10.12 долл./т., отставание объемов ж/д отгрузок, в сравнении с первыми кварталами 2023 и 2022 годов (7.1 млн т. и 6.5 млн т. соответственно) по-прежнему критическое.
Основной причиной падения перевалки в 2024 г. стал отказ грузоотправителей от экспорта угля через терминал на фоне завышенных ставок перевалки, достигавших 42 долл./т. В течение нескольких месяцев отправки угля на терминал практически не осуществлялись. Поставки начали восстанавливаться после вмешательства Федеральной антимонопольной службы, которая обязала операторов порта снизить тарифы.
Однако даже после снижения ставок перевалки восстановление грузопотока оказалось ограниченным. По официальным заявлениям РЖД, в 2024 г. компания не вывезла почти 19 млн т. угля в порты Азово-Черноморского бассейна, объяснив это дисбалансом между заявками и возможностями инфраструктуры. Представители терминала ОТЭКО в марте 2025 г. подтвердили, что логистические ограничения РЖД остаются ключевым фактором недозагрузки мощностей порта. В 1 квартале 2025 г. терминал получил подтверждение лишь на 65-70% заявленных объемов. Проблемы с перевозками по сети РЖД, а также рост ж/д тарифов остаются системным фактором сдерживания российского экспорта угля.
Ситуация осложняется общим кризисом в угольной отрасли. На фоне санкций и падения мировых цен экспорт угля из РФ стал убыточным из-за высоких логистических издержек. Грузовой тариф для угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 г. вырос почти на 100%, в четыре раза превысив накопленную инфляцию за этот период. С 1 декабря
2024 г. тарифы дополнительно увеличены на 13.8%, с 1 января 2025 г. введена целевая надбавка 2%. Кроме того, понижающие коэффициенты для угля на дальность перевозки и на энергетический уголь, отмененные РЖД в 2022 г. как временная мера, до сих пор не восстановлены. За 2023–2024 гг. угольные компании переплатили по тарифам сверх инфляции более 200 млрд рублей.
Увеличение ж/д перевозок угля на экспорт в адрес Тамани в 1 квартале 2025 г. обусловлено исключительно эффектом низкой базы в 2024 г., тогда как по отношению к 2022-2023 гг. объемы продолжают оставаться в зоне критического недозавоза. Несмотря на официальные заявления о стабилизации отгрузок, текущий рост отражает лишь частичное возвращение грузопотока после кризисного 2024 г. При этом докризисные уровни, без снятия инфраструктурных ограничений и без корректировки тарифной политики, в текущих условиях остаются недостижимыми.
Восточная горнорудная компания (ВГК) планирует запуск магистрального угольного конвейера, который предназначен для транспортировки угля с Солнцевского разреза до порта Шахтерск (Сахалин). Ввод в эксплуатацию конвейера закрытого типа, состоящего из трех участков, запланирован на 2025 г.
Строительство угольного конвейера ведется с 2018 г., объем инвестиций оценивается более, чем в 22 млрд рублей. Угольный конвейер протяженностью 23 км (самый крупный в России) позволит увеличить объемы транспортировки угля с разреза в порт до 20 млн т. в год и отказаться от перевозки грузовым автотранспортом.
По итогам 2024 г. объемы добычи угля на Солнцевском разрезе составили 15.1 млн т. Это самый высокий результат предприятия с начала его работы.
Таким образом, негативная динамика добычи и экспорта в остальных регионах России частично нивелируется за счет роста показателей ВГК, поскольку добыча на Сахалине и транспортировка угля в порт не привязана к ограниченным мощностям железных дорог РЖД на Дальнем Востоке. Однако основной объем добычи и экспорта ВГК приходится на бурый уголь.
На прошлой неделе цены на европейском рынке энергетического угля подскочили выше 106 долл./т., скорректировавшись к концу недели до 100 долл./т. Поддержку индексам оказывает сокращение предложения угля со стороны Колумбии, США и Казахстана. За неделю экспортные отгрузки энергетического материала из Колумбии сократились на 25%. Кроме того, в Германии наблюдался рост стоимости электроэнергии на фоне увеличения угольной генерации на 16%, а также падения солнечной и ветряной генерации на 38% и 42% соответственно.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 459.91 долл./1000 м3 (+6.12 долл./1000 м3 к 26.03.2025 г.). Уровень заполнения хранилищ колеблется на уровне 34%, и многие участники рынка считают маловероятным возобновление поставок газа из России. Запасы угля на терминалах ARA остались на уровне 3.62 млн т. (без изменений к 26.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 89 долл./т. вслед за укреплением европейского рынка. Тем не менее, снижение цен среднекалорийного материала продолжилось из-за ограниченного спроса в Индии, где складские запасы находятся на высоком уровне. При этом спрос со стороны индийских производителей губчатого железа улучшился благодаря росту цен на сталь.
Ж/д оператор Transnet достиг соглашения с профсоюзом South African Transport and Allied Workers Union (Satawu) по вопросу повышения заработных плат, однако вероятность забастовки сохраняется, поскольку спор с основным профсоюзом (United National Transport Union) продолжается.
На внутреннем рынке Китая цены стабилизировались на уровне 94 долл./т., хотя негативная динамика сохраняется из-за слабой активности покупателей, высоких складских запасов в портах и увеличения температур. Кроме того, конечные потребители сформировали достаточные объемы в преддверии продолжительных выходных дней в связи с праздником Цинмин (4 апреля).
Запасы в 9 крупнейших портах вновь сократились и составили 30.76 млн т. (-0.42 млн т. к 26.03.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.50 млн т. (-0.04 млн т.), потребление снизилось до 750 тыс. т./сутки против 777-780 тыс. т./сутки неделей ранее.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 83.50 долл./т. долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 48.95 долл./т. на фоне ограниченной торговой активности по причине празднования завершения поста (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр) до 8 апреля. Давление также оказывает ограниченный спрос в Индии и Китае. Кроме того, Колумбия усиливает конкуренцию за счет предлагаемых дисконтов.
В связи с недовольством участников рынка в отношении использования внутренних индонезийских индексов в экспортных контрактах правительство ослабило требования и временно позволило заключать сделки по фиксированным ценам или прибегать к котировкам независимых агентств.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 оставался стабильным на уровне 98 долл./т. Тем не менее, среднекалорийный материал продолжает демонстрировать слабость в связи с сокращением импорта со стороны стран АТР, несмотря на некоторое преимущество, полученное за счет неопределенности с поставками индонезийского угля в результате инициативы властей по использованию внутренних индексов.
Индекс австралийского металлургического угля HCC незначительно снизился до 169 долл./т. на фоне выжидательной позиции потребителей в преддверии объявления новых пошлин в США.
Некоторую поддержку котировкам может оказывать приостановка добычи 31 марта в шахте Moranbah North (Anglo American) в штате Квинсленд, где было зафиксировано превышение нормы концентрации окиси углерода, что послужило основанием для эвакуации рабочих. Компания не объявляла форс-мажорные обстоятельства и производство может возобновиться в ближайшее время.
Компания Whitehaven Coal подтвердила продажу 30% пакета акций в шахте Blackwater, которая расположена в Квинсленде и где добывается металлургический уголь, в пользу японских компаний Nippon Steel (20%) и JFE Steel Corporation (10%).
Без господдержки добыча и экспорт угля в РФ продолжат падать, кризис в отрасли усилится
Согласно оценкам Минэнерго, без оперативного вмешательства и при отсутствии господдержки добыча угля в стране в 2025 г. может обвалиться до 399.6 (-43.8 млн т. или -9.9% к 2024 г.), а экспорт просесть до 166.5 млн т. (-29.4 млн т. или -15% к 2024 г.).
Министр энергетики РФ Сергей Цивилев заявил о необходимости принятия срочных мер государственной поддержки угольной промышленности. Заявление прозвучало
1 апреля 2025 г., на стратегической сессии правительства по нефтяной и угольной отрасли, где Министерству энергетики было поручено в течение двух месяцев разработать предложения по стабилизации ситуации в угольной промышленности. Цивилев сообщил, что ведомство рассчитывает завершить подготовку мер в более сжатые сроки. На сессии премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул необходимость решения задач, касающихся логистики и снижения расходов компаний на перевозку угля.
Кризис в отрасли вызван падением экспортных цен на уголь и международными санкциями при одновременном росте расходов компаний на транспортировку.
Доля убыточных угольных компаний по итогам 2024 г. превысила 50%. Из-за кризисной ситуации в угольной отрасли в предбанкротном состоянии находится
27 российских угольных предприятий с общим объемом добычи 40 млн т. в год. Еще у 62 компаний с общей добычей
126 млн т. в год, убыток выше среднеотраслевого. В Кузбассе и Хакасии многие предприятия вынуждены снижать производственные планы и консервировать отдельные участки добычи.
Грузовой тариф для угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 гг. уже вырос почти на 100%, в 4 раза превысив накопленную инфляцию за данный период. С 1 декабря 2024 г. грузовые ж/д тарифы повышены еще на 13.8% в рамках плановой индексации на 2025 г. Дополнительно, с 1 января 2025 г. введена целевая надбавка в размере 2%.
Кроме того, в 2022 г. ОАО РЖД отменило понижающие коэффициенты к действующим тарифам для угля (на дальность и на энергетический уголь). Указанная мера позиционировалась как временная на фоне высоких угольных котировок на мировых рынках, однако так и не была отменена впоследствии, несмотря на кратное падение экспортных цен в 2023–2024 гг. В результате за этот период угольные компании переплатили по тарифу сверх инфляции более 200 млрд руб.
РЖД мотивировало настолько существенное повышение тарифа необходимостью обеспечить инвестиции на развитие ж/д инфраструктуры в восточном направлении. Однако общие объемы ж/д поставок на Восток по-прежнему существенно отстают от изначальных планов, а отгрузки угля из Кузбасса, Хакасия и Новосибирской области на Восток за 2022–2023 гг. были даже ниже показателей 2019–2020 гг.
Основной задачей поддержки отрасли министерство видит сохранение экспортных объемов и вывоз в восточном направлении не ниже прошлогоднего уровня. Также предлагается принять ряд мер для улучшения экономики поставок за рубеж, включая: мораторий на повышение тарифов РЖД до конца 2025 г., отмена ж/д монополией 10% индексации тарифа за порожний пробег вагонов, скидка 12.8% при перевозках на запад и субсидирование этого направления.
Угольный терминал Лавна введен в эксплуатацию на фоне профицита мощностей
В Мурманской области при участии Владимира Путина был запущен угольный терминал Лавна и осуществлена первая погрузка на судно.
Открытие терминала станет хорошим вкладом в повышение пропускной способности российских арктических портов и в создание дополнительных возможностей для угледобывающей промышленности.
Однако новый терминал увеличивает и без того профицитные мощности перевалки угля на фоне ограниченных провозных возможностей РЖД, несмотря на усиливающийся кризис в угольной отрасли, вызванный падением котировок на международном рынке и западными санкциями.
По итогам прошлого года экспорт через Усть-Лугу упал на 5.7% до 41.5 млн т. (-2.5 млн т.) и через Мурманск – на 19.3% до 12 млн т. (-2.9 млн т. к 2023 г.). В январе-феврале 2025 г. экспортные отгрузки продолжили сокращаться: через Усть-Лугу объем упал на 7.6% до 6.1 млн т. (-0.5 млн т.) и через Мурманск – на 29.3% до 1.7 млн т. (-0.7 млн т.) к январю-февралю 2024 г.
На начальном этапе мощность порта Лавна составит 18 млн т. угля в год, а в перспективе может вырасти до 24 млн т. в год.
В текущее время, в совладельцах порта числятся: ЦРПИ (60%), СДС-Уголь (25%), РЖД-Инфраструктурные проекты (10%) и ГТЛК (5%).
На европейском рынке угля индексы поднялись выше 100 долл./т. на новостях о возможном сокращении компанией Glencore добычи на шахте Cerrejon в Колумбии на 5-10 млн т. в 2025 г. Тем не менее, давление на цены продолжает оказывать падение газовых котировок, а также стабильный уровень запасов на складах ARA на фоне окончания отопительного сезона и увеличения доли возобновляемой генерации.
Еврокомиссия согласовала план стоимостью 5 млрд евро, направленный на декарбонизацию производства стали с помощью водорода. При этом на прошлой неделе компания Thyssenkrupp отметила, что ее собственный проект производству стали с данной технологией, остается экономически нецелесообразным. Компания RWE заявила о сокращении капитальных расходов на 25% в течение 5 лет ввиду политический и экономической неопределенности. К 2030 г. RWE планирует закрыть все свои буроугольные электростанции.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 453.79 долл./1000 м3 (-39.46 долл./1000 м3 к 19.03.2025 г.) после договоренности США и России о прекращении огня в Черном море и по объектам энергетической инфраструктуры. Запасы угля на терминалах ARA незначительно снизились до 3.62 млн т. (-0.02 млн т. к 19.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 отскочил вверх от 4-летнего минимума до 88 долл./т., что также обусловлено сокращением предложения ввиду низких цен. Среднекалорийный материал подешевел ниже 74 долл./т. из-за ограниченного спроса в Индии, где складские запасы увеличиваются благодаря росту внутреннего предложения и ж/д перевозок. Запасы угля на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) остаются без изменений на уровне 3.79 млн т.
По итогам марта ожидается рост экспорта через RBCT на 27% до 4.80 млн т. (+1.03 млн т. к февралю 2025 г.). Однако в апреле прогнозируется снижение перевалки до 4.5 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились до 94 долл./т. На китайском внутреннем рынке сохраняется негативная динамика из-за слабой активности покупателей, высоких складских запасов в портах и увеличения температур. Некоторые трейдеры отмечают, что загрузка электростанций в провинции Jiangsu (где температура достигла 34°C, на 19°C превысив норму) упала до 30% и может послужить причиной для их остановки, что приведет к сокращению спроса на уголь.
При этом некоторые участники рынка прогнозируют укрепление цен в ожидании сокращения объемов импорта до мая. Кроме того, некоторые потребители планируют увеличить запасы в преддверии начала обслуживания на ж/д линии Daqin.
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 31.18 млн т. (-0.22 млн т. к 19.03.2025 г.), отступив от исторического максимума. Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.54 млн т. (+0.10 млн т.), потребление стабилизи-ровалось в диапазоне 777-780 тыс. т./ сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 84.3 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 49.3 долл./т. после того, как правительство скорректировало индексы HBA в сторону понижения на вторую половину марта. Кроме того, участники рынка отмечают сокращение спроса на среднекалорийный индонезийский материал ввиду наличия более дешевой альтернативы из ЮАР. Спрос со стороны Индии ограничен, поскольку на индийских ТЭС запасы превышают средний показатель за последние 5 лет.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался почти до 95 долл./т. после резкого падения неделей ранее. Среднекалорийный уголь продолжает дешеветь в связи с сокращения импорта со стороны Китая, который снизил совокупный импорт австралийского материала в феврале на 43% до 4.4 млн т. по сравнению с январем 2025 г. JERA и J-Power рассматривают планы о сокращении угольной генерации в апреле, мае, сентябре и октябре в связи с укреплением доллара и увеличением атомной генерации.
Индекс австралийского металлургического угля HCC немного укрепился до 170 долл./т. на фоне улучшения ситуации со спросом со стороны стран АТР, включая Индию, где наблюдается некоторый рост цен на сталь в результате введения импортных пошлин. Поддержку также оказывает стабилизация цен на внутреннем рынке КНР. При этом профицит предложения на спотовом рынке все еще сохраняется.
В 2024-2025 гг. российская угольная отрасль столкнулась с беспрецедентным кризисом. 27 предприятий с общим объемом добычи 40 млн т. находятся в зоне риска, при этом 126 млн т. угля добывается убыточными компаниями. В Кузбассе доля убыточных компаний выросла с 34.8% в 2023 г. до 57.3% в 2024 г. В Хакасии убыточными стали 50% предприятий (в 2023 г. убытков не было). Налоговые поступления от угледобывающих компаний в Кузбассе сократились на 53% (на 47.4 млрд руб.). В Хакасии налоговые поступления снизились в три раза (до 2.2 млрд руб.).
По состояния на март 2025 г. задолженность по зарплате в угольной отрасли Кузбасса составила 347.1 млн руб. Девять предприятий приостановили деятельность, еще 20 находятся в зоне риска. В условиях падения мировых цен на уголь рентабельность добычи остается ниже себестоимости. Дальневосточные маршруты перегружены, а западные и южные направления требуют масштабных инвестиций в логистику.
Резкое ухудшение финансовых показателей отрасли, остановка предприятий и рост социальной напряженности в угледобывающих регионах потребовало незамедлительного реагирования как со стороны бизнеса, так и государства.
• снижение рентабельности экспорта из-за логистических издержек, санкций и низких мировых цен;
• логистический коллапс (высокая доля транспортных расходов до 50% в цене угля, дефицит ж/д мощностей и несбалансированность тарифной политики РЖД);
• укрепление курса рубля на фоне падения мировых цен, увеличивающее долю себестоимости и ж/д тарифа;
• финансовые ограничения (высокая ключевая ставка и дефицит оборотных средств);
• налоговая нагрузка (НДПИ, страховые взносы);
• сокращение экспортных рынков и сложности с международными платежами.
Для спасения отрасли Минэнерго России разработала антикризисную программу для угольщиков с мерами поддержки, включающую следующие направления:
Поддержка экспорта (ж/д тарифы)
• мораторий на повышение тарифов РЖД до конца 2025 г.;
• скидка 12.8% на перевозки в западном направлении;
• отмена индексации тарифа за порожний пробег (-10%);
• долгосрочное тарифное регулирование («инфляция минус 0.1%» до 2035 г.).
• отсрочки по кредитам (на 6–24 месяца), субсидирование процентных ставок (компенсация 2/3 ключевой ставки), пополнение оборотных средств под 10% годовых, а также специальные меры поддержки от ВЭБ.РФ.
• отсрочка уплаты налогов и страховых взносов на 12 месяцев, корректировка налогового вычета по НДПИ.
• взаимодействие с Китаем и Индией на правительственном уровне для отмены импортных пошлин на российский уголь, упрощения расчетов между банками этих стран и России.
Поддержка моногородов
• введение льготного заемного финансирования и софинансирование социальных и инфраструктурных проектов.
По мнению Минэнерго, потери от снижения добычи могут превысить объем субсидий на поддержку экспорта более чем в два раза. Реализация предложенных мер может помочь стабилизировать отрасль, сохранить рабочие места и доходы регионов. Для сохранения конкурентоспособности российских угледобывающих компаний критически важно внедрение долгосрочных тарифных механизмов, налоговых льгот и субсидий на логистику.
Сальдированный убыток российских угольных компаний в январе 2025 г. составил 6.2 млрд руб. против прибыли 9.7 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 53.3% против 47.6% за аналогичный период прошлого года.
Таким образом, в 2025 г. негативная динамика в угольной отрасли усиливается на фоне падения цен на мировом рынке и резкого увеличения себестоимости. Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Убытки российских угольных компаний по итогам 2024 г. составили 112.6 млрд рублей против прибыли 374.7 млрд рублей годом ранее.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Поскольку санкции охватывают более 50% экспортного объема это приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
В связи с этим прогноз по добыче угля в России на 2025 г. может быть пересмотрен в сторону снижения, хотя ранее Минэнерго ожидало сохранения добычи на уровне 2024 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-февраля 2025 г. упала до 33.6 млн т. (-0.8 млн т. или -2.4% к январю-февралю 2024 г.). Совокупный экспорт российского угля за этот период сократился до 29.8 млн т. (-0.2 млн т. или -0.5% к январю-февралю 2024 г.).
Увидеть огромный хвост кита, бьющий по морской глади, или подплыть к такому гиганту на расстояние вытянутой руки мечтают миллионы, но воплотить мечту в жизнь получается у немногих. Один из счастливчиков – фотограф из Москвы Валентин Морозов. Поездка на Шантарские острова в Хабаровском крае позволила ему увидеть морских исполинов и победить в конкурсе «Дальний Восток – земля приключений» в номинации «Лучшее путешествие с морским животным». В интервью EastRussia победитель рассказал о приключениях в бухте Врангеля и о составляющих успешного видео.
– Валентин, вы уже бывали на Дальнем Востоке или поездка на Шантары была первой?
– Я бывал на Дальнем Востоке: на Курильских островах, в Забайкальском крае, в Якутске, посещал Южный Сахалин.
– Получается, вы опытный путешественник по Дальнему Востоку.
– Можно и так сказать, но мне кажется, что мало опыта. Просто есть некоторые города в списке посещенных.
– А на Шантары вы ехали именно к китам?
– Да, все верно. Меня впечатлило то, что есть такое место на Дальнем Востоке, где обитают киты, где можно с ними поплавать на сапе.
– Путешествие на Шантары – удовольствие не из дешевых. Полученные впечатления, эмоции окупили поездку?
– На 100% окупили. Я вначале думал о том, что поездка на Шантарские острова – это дорого, но уже давно понял, что за эмоции надо платить – они инвестируются в будущее, остаются с тобой на протяжении всей жизни. Вот поэтому я точно могу сказать, что это того стоит. Да, конечно, отчасти это дорогая поездка, но она точно окупается эмоциями.
– А походные условия проживания и сложная дорога не смазывают впечатления? Не было желания плюнуть на все и уехать домой?
– Нет, на самом деле я привык к таким условиям, потому что я и в пешие туры ходил на десять дней, и на поезде десять дней ездил. Поэтому для меня такие походные условия, как на Шантарах – комфортные. Хочется иногда какого-то социального детокса, в таких путешествиях его получаешь. Иногда такого хочется, но максимум на месяц. Если больше, то не знаю, как проживу в таких условиях.
– В ролике вы говорите, что сложнее всего было спать в палатке во время шторма. А что еще доставляло неудобства, с чем приходилось бороться?
– На самом деле мне хотелось выйти еще куда-то дальше, не находиться в одном и том же месте, в одной бухте. Хотелось поменять локации, но из-за того, что была непогода, было невозможно выбраться и переместиться на более далекое расстояние. Еще одна сложность для меня – морская болезнь. Когда мы перемещались из одной бухты в другую, я боролся с ней. Ни у кого больше в команде ее не было, только у меня, поэтому все внимание было направлено на меня. А мне наоборот не хотелось, что на меня смотрели.
– Судя по тому, как вы бодро выглядите в ролике, получилось справиться с морской болезнью и ее последствиями.
– В первый раз, когда мы пять часов перемещались, это было сложно, я ехал с закрытыми глазами. Мы все время шли по морю медленно, и я справился с морской болезнью просто каким-то чудом.
– Видимо удача вам сопутствует, ведь вам еще и с погодой повезло. Бывает, что из-за туманов, из-за непогоды ни китов, ни моря не видно.
– Где-то за две недели до нашего приезда на Шантарах был сильнейший шторм, у туристов палатки снесло. Я подписан на одного блогера, и он публиковал видео снесенных палаток. Туристов тогда переместили в домики, они спали на кухне и, конечно, не ходили к китам. А нам реально с погодными условиями повезло. Вообще погода прекрасна в разных состояниях – и когда очень дерзкая и величественна, и когда спокойная.
– Увидеть китов – у многих мечта детства. А как в вашем случае?
– Не могу сказать, что это была прямо мечта детства, потому что мне казалось, что это нереально, что это какая-то сказка. Я знаю, что это есть, но я не думал, что сам смогу оказаться на месте людей с фотографий, где они плавают на сапах рядом с огромными китами. Когда я увидел в интернете такое фото, то сразу поставил себе цель – поплавать рядом с китами, увидеть их вживую.
– Каково, когда они проплывают на расстоянии вытянутой руки?
– Это оказалось страшно. Когда увидел размер кита под собой, у меня немножко тревога случилась. Все эмоции увеличились в десять раз уже после поездки, когда я начал осознавать, что со мной произошло: кит проплыл подо мной, я увидел, как он прыгает, видел то, что многие никогда в жизни не видели. Это настоящее вау. До сих пор не верится, что это было со мной.
– Вы видели китов не единожды, потом, наверное, уже не так было страшно?
– Да, киты появлялись каждый день, и было, действительно, уже не так страшно.
– Видео снимали по профессиональной привычке или специально для конкурса?
– О конкурсе я не знал, мне прислали ссылку где-то за неделю до его начала. И я подумал, что сниму видео. Я по профессии фотограф, но у меня есть оборудование и для видеосъемки: дрон, экшн-камера. Это мое хобби, но я не увлекался съемкой видео с путешествий. Но в этот раз решил организовать видеосъемку для конкурса.
– Вы называете свой дрон «Везунчик». Все ли ему удалось снять, что вы хотели? Повезло ли ему?
– Перед путешествием на Шантары у меня была поездка во Владивосток. Я был в бухте на острове Русский, и, представляете, разбил свой дрон в первый же день поездки. Сломались две лопасти, но, слава богу, что во Владивостоке нашелся мужчина, который мне продал другие лопасти. Просто не представляю, что бы я делал в бухте без дрона, потому что с берега видно китов, но с высоты птичьего полета они вообще по-другому смотрятся. Я специально назвал дрон «Везунчиком», чтобы он точно никогда не разбился, но, к сожалению, произошел такой случай.
– Но все равно повезло, что нашлись другие лопасти.
– Да, конечно. Мне все привезли, и буквально через пять часов у меня уже все было новенькое.
– Ваш ролик сопровождается закадровым текстом. Порой написать его – самое сложное во всем фильме. Как вы справлялись с этой задачей?
– Сквозь слезы и страдания (смеется). Я столько раз пытался собрать все мысли в текст, посидеть, перечитать, переписать, понять, что я хочу рассказать. Вы сделали правильный акцент на этом, потому что на текст я потратил, мне кажется, больше всего усилий.
– Победа в конкурсе была неожиданной или чувствовали, что должны занять первое место в своей номинации?
– Я смотрел ролики других участников и понимал, что вижу качественный материал, что другие авторы могут победить со своими путешествиями. Я верил в то, что меня заметят с таким путешествием, потому что мало таких видео, где вокруг тебя столько китов. И самое забавное, что в бухте я был с группой из Хабаровска, и там была супружеская пара, которая рассказала мне, что участвует в конкурсе про видео о путешествии на Дальнем Востоке.
– Часто люди говорят, что не хотят участвовать в этом конкурсе, потому что побеждают в нем участники, у которых есть видео с дрона, у кого техника профессиональная. Как считаете, только ли это залог успеха?
– Я считаю, что можно выиграть за счет эмоций, за счет интересного рассказа, за счет локации, потому что если у тебя путешествие, например, на вулкан, то это уже более выигрышно. Техника даст картинку, но может не дать никакого смысла. Недостаточно просто красиво что-то показать, важна начинка, суть. Техника – это бонус, а эмоции – точно шанс на победу. Даже сейчас я понимаю, что если бы переснимал ролик, то больше давал бы эмоций и каких-то рассказов, историй.
– Не хотите снова попробовать свои силы в следующем году?
– К сожалению, призерам нельзя участвовать в следующем сезоне конкурса.
– А если бы была возможность, приняли бы снова участие, может в другой номинации?
– Да, конечно. Вообще я бы с радостью посетил Дальний Восток зимой. Обязательно хочу побывать на Камчатке и на Чукотке. Мне многие говорят, что на Чукотке сурово, но меня это и привлекает больше всего. Хочется застать сложную погоду, посмотреть на это все. И очень хочу в Магадан, там такие красоты. Меня все это привлекает. Хочется отправиться в экспедицию по Дальнему Востоку, снимать ее. Я после участия в этом конкурсе увидел смысл в создании видеороликов про путешествия, потому что путешествую уже очень давно, но почему-то ленюсь или смущаюсь записывать ролики, говорить в них, делиться информацией, эмоциями, опять же. А теперь понимаю, что все это не зря, это дает свой отклик. Думаю, что нахожусь на правильном пути. Я рад, что сейчас все силы направлены на Дальний Восток, на его популяризацию, на его доступность.
– Валентин, дайте совет тем, кто, может быть, хотел участвовать в конкурсе, но засомневался и передумал.
– Советую обязательно участвовать в этом конкурсе, потому что, как говорится, лучше пожалеть, что попробовал, чем жалеть, что не попробовал. Мне еще нравится фраза о том, что лучшие кадры сняты на наши глаза, но я считаю, что все надо записывать на видео, делать фото, потому что через несколько лет это приносит безумные приятные эмоции и воспоминания о прожитых годах. И со временем эти эмоции увеличиваются в несколько раз. Я смотрю на предыдущие поездки, вспоминаю их благодаря каким-то кадрам, потому что память стирает какие-то фрагменты, вспоминаю, какие эмоции я переживал в этот момент. Поэтому настоятельно рекомендую записывать, снимать, делиться получившимся на конкурсе «Дальний Восток – земля приключений». Появится новое окружение, люди с общими интересами, возможно, вы найдете новых друзей, с которыми будете в дальнейшем путешествовать. Мне поездка на Шантары подарила друзей, с которыми я продолжаю общаться. Ведите архивы жизни, чтобы потом однажды сесть, пересмотреть их и сказать, что это все было не зря. И обязательно нужно делиться этими архивами, чтобы и других вдохновить, и показать, как прекрасна природа, как прекрасен мир.