Поделиться
Экспорт угля из России начал расти, несмотря на неблагоприятные условия
Поделиться
 Тематическое фото. автор/источник: Алексей Збарский/EastRussia

За первые пять месяцев 2025 года экспорт угля из России показал умеренный рост — объем поставок за рубеж увеличился на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 81,3 млн тонн.

 Об этом сообщается в обзоре Центра ценовых индексов (ЦЦИ), на который ссылаются «Ведомости». Эксперты объясняют положительную динамику ростом поставок в Китай, Турцию и через трейдинговые схемы. Так, объем экспорта в Китай (с учетом Гонконга и Тайваня) увеличился на 14% до 43 млн тонн, в Турцию — в 1,5 раза до 7,9 млн тонн. Через трейдеров было отправлено около 10 млн тонн — это на 14% больше, чем за аналогичный период 2024 года.

В то же время поставки в Индию сократились в 1,6 раза до 7,8 млн тонн, в Японию и Южную Корею — в 1,5 раза до 6,9 млн тонн. Поставки в другие страны снизились на 5% и составили 5,8 млн тонн.

В мае экспорт угля из России достиг 18,6 млн тонн, что на 4% выше прошлогоднего уровня. Рост был обеспечен сезонным увеличением отгрузок с Сахалина. Объем поставок в Китай вырос на 15,5% до 10,2 млн тонн, в Турцию — в 1,6 раза до 1,8 млн тонн. Через трейдинговые каналы было отправлено 2,4 млн тонн (+28%). При этом экспорт в Индию сократился в 2,6 раза — до 1,1 млн тонн.

Основной рост поставок обеспечили дальневосточные порты: с января по май через них было вывезено 47,1 млн тонн угля (+6,5%). В то же время отгрузки через порты Северо-Запада снизились на 18,5% и составили 18,5 млн тонн. На юге страны экспорт увеличился в 1,7 раза до 7,8 млн тонн, а через железнодорожные погранпереходы — уменьшился на 10% до 7,9 млн тонн.

Дополнительным фактором поддержки восточного направления может стать соглашение о гарантированных объемах вывоза угля из Хакасии, заключенное в мае между региональными властями и РЖД. В результате экспорт из региона может увеличиться с 6,5 млн тонн в 2024 году до 9,7 млн тонн в 2025 году, в том числе 8,7 млн тонн — уже во втором полугодии.

Снижение поставок в предыдущие годы было связано с санкционным давлением, логистическими трудностями и падением мировых цен. По данным Минэнерго, в 2024 году экспорт составил 195,9 млн тонн, что на 8% меньше, чем в 2023 году (212,5 млн тонн). В 2022 году этот показатель составлял 221,2 млн тонн.

По сведениям министерства, в 2024 году добыча угля в России снизилась на 0,2% до 443,4 млн тонн. В январе – апреле 2025 года, по данным Росстата, производство составило 147 млн тонн, увеличившись на 2% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако Минэнерго приводит немного отличающиеся данные — 148,1 млн тонн (-0,1%).

При этом экспортные цены на энергетический уголь продолжили снижение. В июне тонна угля калорийностью 6000 ккал/кг на условиях FOB в портах Дальнего Востока стоила $70, что на 29% ниже уровня июня 2024 года. В Тамани цена составила $66 (-4%), в портах Балтики — $58 (-9%). Доходность экспорта также снижается из-за укрепления рубля и китайских пошлин.

По информации китайской таможни, в январе – апреле текущего года поставки угля из России в КНР выросли на 2% до 27,4 млн тонн. При этом Пекин продолжает наращивать собственную добычу: в 2024 году она достигла 4,76 млрд тонн (+1%), а в 2025 году запланирован рост на 1,5–2%. Вице-президент Китайской ассоциации по транспортировке и дистрибуции угля Сюэган Ли прогнозирует снижение импорта в КНР на 50–100 млн тонн в связи с внутренним профицитом.

По мнению инвестиционного стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, рост экспорта из России обусловлен гибкой ценовой политикой и удешевлением логистики. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов добавляет, что поддерживающим фактором стали низкие цены, выгодные ставки фрахта и стремление импортеров пополнить склады перед летним сезоном.

Однако оба эксперта считают текущую динамику временной. Суверов указывает на сохраняющиеся ограничения транспортной инфраструктуры и риски снижения спроса со стороны Китая. По оценкам аналитиков, по итогам 2025 года объем экспорта останется на уровне прошлого года — в пределах 193–198 млн тонн.

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Сделано в Хабаровском крае: холод для себя и на экспорт

Хабаровский край продолжает усиливать свои позиции в экспортной логистике стран АТР, модернизируя инфраструктуру хранения и подготовки продукции к отправке за рубеж. На фоне высокого международного спроса на дальневосточную рыбу регион остро нуждается в современных холодильных мощностях, позволяющих поддерживать стабильные условия хранения и соответствовать требованиям зарубежных рынков. Новый мультитемпературный комплекс, построенный в краевой столице, стал ответом на этот вызов: его создание потребовало значительных инвестиций, сертификации под стандарты Китая, Японии, стран Таможенного союза и других государств. Он позволяет экспортёрам размещать продукцию ближе к центру деловой активности, гибко работать с покупателями, сокращать логистические издержки и повышать конкурентоспособность на внешних рынках. Благодаря таким проектам регион делает уверенный шаг к укреплению своей роли в международной торговле и формированию современной пищевой и промышленной инфраструктуры.

Читать полностью
Поделиться
Рыбный опт на Дальнем Востоке: цифровизация против складского дефицита

Дефицит холодильных мощностей остро ощущается во всех ключевых центрах рыбного промысла Дальнего Востока — Владивостоке, Находке, Петропавловске-Камчатском. Пиковые объемы вылова сталкиваются с перегруженными портами, очередями на выгрузку и ростом издержек, что усложняет покупку и продажу рыбы оптом. Как отмечает предприниматель из Владивостока и генеральный директор Fishplace.ru Юлия Беликова, все больше компаний находят решение в цифровизации: онлайн-платформы позволяют заранее видеть свободные холодильные мощности, бронировать их и выстраивать логистику.

Читать полностью
Поделиться
Дальнобойщик должен знать границу

Опубликованное в начале ноября по итогам 30-й регулярной встречи глав правительств России и КНР совместное коммюнике декларирует дальнейшее развитие российско-китайских автоперевозок, упрощение их административных процедур и расширение номенклатуры перемещаемой через границу продукции. О том, что внешнеторговые направления крайне востребованы экономикой, свидетельствует динамика работы автомобильных пунктов пропуска. В то же время российская сторона опасается экспансии китайских перевозчиков. Чтобы предупредить негативные последствия, отрасль формирует предложения по защите отечественного рынка.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке осуществляется модернизация аэропортовой инфраструктуры, в том числе рассматривается реализация ранее переносившихся проектов, таких как строительство нового аэропорта Иркутска за пределами города. Также планируется реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. При этом поиск источников финансирования и соблюдение сроков работ остаются основными проблемными моментами в отрасли. В сфере развития железнодорожного транспорта реализация частной инициативы позволила рассчитывать на увеличение отправки угольных экспортных грузов в восточном направлении. Тем не менее частные инвестиции в подобные проекты могут быть рентабельными только при наличии высокодоходных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Контейнеры вернутся? Дальний Восток с надеждой на подъем грузооборота

Несмотря на продолжающееся сокращение контейнерных перевозок, со следующего года участники транспортного рынка ожидают поступательного роста. В то же время успех в логистике будет зависеть от сопутствующих факторов. В их числе – не только макроэкономические тренды, но также аспекты тарифной политики и инфраструктурного развития.   

Читать полностью
Поделиться
Контейнерный маятник качнулся

Тема развития логистики – один из лейтмотивов Восточного экономического форума и фактически каждый раз перед очередным ВЭФ происходящие события в отрасли дают пищу для новых обсуждений. В нынешнем случае тональность дискуссии может задать проблематика, связанная с падением внешнеторгового трафика. Контейнерооборот портов Дальнего Востока после бурного роста предыдущих лет пошел на спад: с начала 2025 года трафик через них сократился почти на 11% к прошлогоднему уровню. Одна из причин – снижение активности российских импортеров. Именно ввоз контейнеров с импортом был главным драйвером роста морских перевозок в Дальневосточном бассейне в последние несколько лет.

Читать полностью
Поделиться
Маршруты выстраиваются в коридор

Разворот на Восток внешнеторгового трафика – как экспорта, так и импорта – привел к перераспределению грузопотоков. При этом возросший спрос на восточное направление обнажил комплекс проблем для российского транспорта. Тема логистики, которая обеспечивает торговые связи с АТР, стала одной из ведущих в повестке Восточного экономического форума.

Читать полностью
Поделиться
Находкинский морской рыбный порт — ключ к успешным морским и железнодорожным перевозкам

Находкинский морской рыбный порт — это спектр возможностей для тех, кто стремится к успеху в области морских, железнодорожных перевозок и торговли скоропортящейся продукции.

Читать полностью
Поделиться
Риски логистики на Дальнем Востоке

Дальний Восток сегодня — это главный логистический коридор между Китаем и Россией. Регион обладает стратегическим географическим положением, портовой и транспортной инфраструктурой и большими перспективами роста. Однако вместе с возможностями дальневосточные маршруты несут ряд существенных рисков: от перегрузок и задержек в портах до климатических вызовов и проблем с безопасностью грузов. Какие факторы на пути грузов помогут компаниям рассчитать риски и выстроить более устойчивые цепочки поставок, рассказал Александр Гаврилов, руководитель развития партнерской сети «Яндекс Магистрали».

Читать полностью
Поделиться
Как сегодня развивается логистическая инфраструктура Дальнего Востока

Дальний Восток хоть и максимально отдален от центральной части России, но с точки зрения логистики является важным транспортным узлом. И дело не только в соседстве со странами Азии. Именно здесь встречаются морские, воздушные, железнодорожные и автомобильные потоки, в том числе внутрироссийские и импортно-экспортные. Поэтому модернизация транспортной инфраструктуры в регионе отражается на всей отрасли. О том, какие изменения происходят на Дальнем Востоке сейчас рассказал Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии».

Читать полностью
Больше материалов