Энергетики АО «ДРСК» подготовились к защите и бесперебойному функционированию энергообъектов компании в период паводков. Задолго до начала паводкоопасного сезона специалисты компании «ДРСК» разработали перечни электросетевых объектов в зонах повышенного риска подтопления, а также утвердили графики проведения их осмотров и дополнительных мероприятий с учетом условий местности – обваловку опор, подсыпку грунта, мониторинг отдельных участков воздушных линий электропередачи.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе АО «ДРСК», энергетики осуществляют взаимодействие с территориальными органами Росгидромета, подразделениями МЧС России, местными органами власти с целью получения прогнозов о времени и ожидаемом характере весеннего половодья, максимальных уровнях подъема воды в реках, возможных рисках и ЧС.
В Приморском крае в настоящее время в зоне подтопления находится 170 опор. При возможном подтоплении подстанций, падении опор линий электропередачи или других чрезвычайных ситуациях энергетики ДРСК готовы осуществлять электроснабжение потребителей от резервных передвижных источников электроснабжения.
Кроме того, специалисты ДРСК обеспечили запас необходимых материалов, техники и оборудования для оперативной ликвидации возможных аварий. Был проведен анализ схем заездов техники в предполагаемые зоны затопления. Оперативный персонал в постоянном режиме ведет контроль состояния оборудования, зданий и сооружений, попадающих в зоны возможного подтопления.
По предварительным оценкам ущерб и численность пострадавших от нынешних паводков в Забайкалье значительно ниже, чем в прошлом году, когда подтопление затронуло в общей сложности 15 тыс. человек, а сумма ущерба достигла 6,5 млрд рублей. В этом году потери в денежном выражении оцениваются в 1,8 миллиарда рублей, в зоне подтопления, по данным МЧС, оказались 986 жилых зданий и 761 дачный дом.
«Моя жена уехала к дочери - там внучка родилась. Поехала познакомиться, получается. А я остался на даче – живу там последние годы. Во дворе - алабай, дома — вот этот товарищ. Когда вода начала прибывать, я алабая запустил в дом, стал ждать спасателей. Было часов десять вечера. Вода поднялась очень быстро, к одиннадцати вечера затопило мой участок и подтопило дом так, что выйти было нельзя. Потом вода как будто немного спала, но приехали спасатели и сказали садиться в лодку», - рассказывает мужчина с тростью.
Мы стоим на федеральной трассе «Амур» сообщением Чита - Хабаровск, где вышедшая из берегов река Читинка залила уже девятый километр проезжей части.
Вода простояла два дня и отступила. Ранним утром 31 июля здесь, около проезжей части буквально в пятнадцати минутах езды от Читы, собрались десятки людей, до чьих дач всё ещё нужно добираться на лодках.
Новый цикл. Водный
По данным лаборатории геоэкологии и гидрохимии Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, в Забайкальском крае существуют засушливые и водные циклы протяженностью 10, 30 и 100 лет, и особой проблемой становятся ситуации, когда циклы разной длины совпадают и наслаиваются, усиливая друг друга.
Наводнение 2018 года, когда в считанные часы в начале июля утонул сначала город Шилка, а потом, через сутки - Чита и её окрестности, ознаменовало наступление водного периода, которому предшествовали несколько лет испепеляющей засухи летом.
В 2021-м от водной стихии пострадали около 15 тысяч забайкальцев, ущерб превысил 6,5 миллиарда рублей. Работая едва ли не сутками, до наступления холодов пришлось отстраивать новые дома, но водный цикл - и жителям Забайкалья пришлось это вспомнить или узнать - не ограничивается тёплым временем года. Зимой на поверхность начало выдавливать грунтовые воды, и участки с домами точно также подтапливало, только водой, за минуты превращавшейся в лёд.
2022 год
Также получилось и этой зимой. В холода лёд заползал в подполья, на участки, сковывал подступы к домам в нескольких районах края. Как только потеплело, он растаял, и сухая земля впитала воду, люди выдохнули. Но не тут-то было.
В начале лета непросто пришлось Могочинскому району на востоке региона.
«Река поднялась так, что я несколько дней толком из дома выбраться не могла, всё под крыльцом стояло», - рассказала жительница Могочи Татьяна Никифорова, которая несколько лет назад с мужем ещё в засушливый период выстроила новый дом на берегу реки - здесь были и остаются потрясающие виды с лесом и наползающим по вечерам туманом с речки, в которой отражается восходящее солнце. Но в перерывах между этой романтикой пришлось спасать себя, дом и двух кошек. Хорошо, что в этом году разлив реки был не таким сильным, как мог бы получиться, говорят старожилы.
Дульдурга и районы края
В предпоследнюю неделю июля сухих дней в Дульдургинском районе не было - то тут, то там воздух резали ливни с молниями. У райцентра – поселка Дульдурга – ежечасно раздавалась одноименная речка, которая неподалёку впадает в реку Иля, а уж та является бассейном Амура.
Река вышла из берегов и залила дворы и дома поздней ночью. В том числе пострадал и дом Татьяны Леонтьевой, которая вместе с мужем воспитывает 24 ребёнка: шестерых своих и 18 приёмных. А тут ещё ощенилась дворняга, которую приютили за пару дней до потопа. Когда мутная река начала прибывать, мать перенесла весь свой выводок в чашку, но чашка опрокинулась. Тогда она подняла щенков на себя, встала и начала выть - звала на помощь. её услышали и спасли вместе со щенками. Теперь мать вместе с щенками получили в доме Леонтьевых постоянную прописку.
Такого подъёма реки в Дульдурге не было уже около 30 лет. Даже спустя три недели после того, как река пошла на спад, около посёлка красуется многометровая глубокая лужа. Неместные - те, кто не бывал тут раньше - принимают её за небольшое озеро.
«Лужа» в Дульдурге
Пока здесь всё остановилось на пике 27 июля и объявлении режима повышенной готовности. Вода медленно ушла из похожих теперь на болота огородов, и, хотя власти Забайкальского края пообещали поддержку деньгами и продуктами, люди горюют: за небольшими по меркам ущерба компенсациями – парой мешков картошки - ходить нужно не день и не два, а свой урожай, на который был расчет, погиб на корню.
Но тонул в эти дни не только Дульдургинский район.
В селе Кокуй Сретенского района 27 июля река Мыгжа подтопила 20 домов, в Борзинском районе в этот же день в воде оказались 25 домов, столько же участков и 60 жителей . В этот день районные власти ввели здесь режим ЧС.
Жителей села Усть-Озёрная Борзинского района днём 27 июля начали эвакуировать, но из домов в пункты временного размещения (ПВР) согласились переехать всего четыре человека, остальные побоялись мародёров и остались у себя на участках.
Как тонула Чита
Рано утром 27 июля спасатели МЧС и власти Читинского района начали эвакуировать село Ильинка, где на тот момент были подтоплены 15 домов. Через несколько часов после начала эвакуации из-за сильного напора воды в реке рухнул единственный мост, связывавший село с дорогой в другие населённые пункты района и края. Часть жителей поднялась к знакомым в дома, которые стояли на возвышенности, часть МЧС сумели вывезти.
«Я могу на поезд опоздать, помогите мне выбраться», - позвонила в тот день одна из местных жительниц преклонного возраста.
Спустя час с небольшим администрация села помогла ей добраться до места, откуда на другой берег - на большую землю - перевозили сотрудники МЧС. Успела ли бабушка на поезд, неизвестно, но совершенно точно сумела выбраться из села, которое в тот момент начинало напоминать Атлантиду.
Об опасности подтопления в тот день сообщили жителям ещё трёх сёл Читинского района: Танхи, и Александровки и Угдана – фактически пригорода Читы.
В самой Чите две реки: Ингода и Читинка, которая резко поднялась к утру 29 июля, затопив сначала дорогу под железнодорожным мостом на Большой остров. Движение здесь пришлось перекрыть.
К двум часам дня вода Читинки начала угрожать гаражным кооперативам вдоль набережной. Их хозяева и дачники стали экстренно нанимать частные экскаваторы, чтобы сделать хоть небольшую насыпь и отгородиться от ежеминутно прибывающей воды.
Движение по мосту на улице Комсомольской в Чите пришлось остановить: вода поднялась прямо под бетонное перекрытие, и река могла снести его в любой момент. Рядом с мостом находились десятки зевак, которые ждали, повторит ли мост на Комсомольской участь Каштакского моста, разрушенного наводнением 2018 года и после заново отстроенного.
Затопило не только частный сектор, но и подступы к двухэтажкам и подвалы на первой, второй и третьих Шубзаводских улицах. Около многоэтажек дежурили пожарные, а жителям ничего не оставалось, как выходить из дома только в сапогах.
Владельцы дач в районе села Смоленка, которое тоже находится неподалёку от Читы, присылали видео домов наполовину в воде, плывущих к ним или от них лодок и людей, медленно проходящих в гидрокостюмах по знакомым когда-то дорогам.
К утру 31 августа дожди стали реже, реки начали отступать.
Трасса Чита - Хабаровск, 31 августа, около 11 часов утра
«Я за алабая не беспокоюсь, там корм и он в доме, а дом, мне говорят соседи, не затопило. Сегодня сплаваем, покормим», - улыбается мне мужчина с костылём в одной руке и маленьким ласковым псом - во второй.
«А у меня так себе дела, - откликается на наш разговор ещё один мужчина. - Я половину своей жизни мечтал о собственном доме, копили на него несколько лет, в прошлом году достроили. А что сейчас будет с домом? Конечно, поведёт. Да и фундамент вряд ли останется целым и не треснет, такая вода несколько дней стояла».
По затопленной улице из дачного товарищества выплывает лодка, в которой сидит мужчина. Он причаливает к берегу, выходит из лодки, наклоняется. поднимает из неё завёрнутое в покрывало тело большого пса, и, пряча глаза, молча уходит к машине и уезжает - на чьих-то участках попросту не было места, где животные могли переждать большую воду, которая как будто бы отступила, но в любой момент может вернуться снова. Метрах в трёх в стороне всхлипывает по пропавшему урожаю пенсионерка.
Сразу после отступления воды власти города и края начали принимать заявления на возмещение ущерба: на единовременную помощь 10 тыс. рублей, 50 тыс. за частичную и 100 тысяч рублей на каждого пострадавшего за полную утрату имущества.
Разорвать паводковый круг
Можно было ли избежать пусть и не такого масштабного как в прошлом году, но всё же внушительного ущерба? Губернатор Забайкальского края Александр Осипов 15 августа в ходе совещания с председателем Правительства России Михаилом Мишустиным сообщил, что в регионе проектируется и строится семь защитных дамб, на эти цели выделено федеральное финансирование.
«Все работы делаются активно и в срок, – сказал он. – Благодаря федеральному финансированию показатели ущерба и численность пострадавшего населения стали значительно ниже, чем в прошлом году».
Кроме того руководитель региона предложил провести исследования климатических изменений в ДФО.
«В связи с явными изменениями климата есть предложение. Может сделаем какие-то исследования, работы совместно с Сибирским отделением академии наук, в ходе которых будут даны ключевые ответы по различным видам хозяйственной деятельности и как предотвращать ЧС? Чтобы какие-то системные решения были выработаны. Такая помощь региональным властям будет очень полезна», - сказал губернатор Забайкалья. Водные циклы от этого не исчезнут, но, быть может, удастся свести к минимуму потери от паводков и сделать так, чтобы никто больше не лишался крыши над головой.
Сводки из затопленного региона на слуху все лето, и кому-то может быть «приелись», но последняя - третья по счету - волна паводка разрушила то немногое, что еще держалось. 12 тысяч человек в списках пострадавших. Какая нужна помощь и каков масштаб разрушений - в докладе губернатора региона на совещании у Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина. EastRussia публикует его без купюр.
Доклад на совещание под председательством Председателя Правительства РФ М.В.Мишустина
«О ликвидации последствий паводка на территории Забайкальского края»
У нас есть радостное событие при этом: сегодня полностью восстановлено транспортное сообщение по Транссибу. Олег Валентинович Белозеров тоже находится в крае, мы сегодня рано утром с ним осмотрели движение. Менее чем за четверо суток полностью восстановлены четные и нечетные пути и движение по ним. Работа велась практически в воздухе, потому что река по-прежнему разлившаяся, берега раскисшие и подтопленные. Поэтому большой пакет этих сложных технических инженерных работ проводился реально в труднейших условиях. Есть все основания руководству, в том числе Правительству, отметить сотрудников «РЖД».
Михаил Владимирович, у нас ситуация развивалась следующим образом. Три волны осадков – 1 июня, 16 июня и 23 июня – образовали три удара стихии по Забайкальскому краю. Я хотел бы поблагодарить Евгения Николаевича (Зиничева). Силы главного управления МЧС, группировка, укрепленная федеральными силами, нашими соседями, практически беспрерывно два месяца действует в режиме чрезвычайной ситуации. Снимали с крыш сотни людей, вывозили их на лодках, авиационным сообщением. Вывозили больных из отрезанных от транспортного сообщения населенных пунктов, их 44 было. Доставляли продовольствие, медикаменты, проводили срочные аварийно-восстановительные работы.
В целом на территории края более 130 тыс. кв. км попали под эти наводнения. Для сравнения, это 2,5 Московской области. На всей этой территории сейчас развернуты спасательные и аварийно-восстановительные работы. К сожалению, нам для этого пришлось снять многие силы и средства, в том числе с объектов национальных проектов, объектов государственной программы развития Дальнего Востока. Два месяца уже мы не можем пока вернуть силы к дорожному строительству и строительству социальных объектов, выполнению ремонтов.
Признаны пострадавшими почти 12 тысяч человек в почти 50 населенных пунктах в 13 районах края. 2600 домов, 4000 приусадебных участков, 555 км автомобильных дорог, 56 автомобильных мостов, водопропускных труб, почти 130 социальных объектов (школ, детских садов, детских школ искусств, домов культуры и прочих), более 60 гидротехнических объектов – защитных дамб и других сооружений понесли ущерб. Из-за разрушения полотна федеральной автомобильной дороги Владивосток – Москва на 11 часов были ограничения по движению. Уже двое суток как движение восстановлено.
Сейчас ведутся аварийно-восстановительные работы. Главным ограничением для них является финансирование. Михаил Владимирович, у нас такая ситуация. Мы обратились 2 июля к Вам в связи с первой и второй волной паводков, подсчитали все размеры ущерба.
В целом его общий объем по всем уже трем волнам составляет 3,7 млрд рублей.
В первую очередь мы сосредоточили деньги на социальные выплаты. По первой волне паводка необходимо было 104 млн рублей, мы их нашли. По второй волне паводка на социальные выплаты необходимо 250 млн рублей. Мы пока наскребли 74 млн рублей, сняли с декабря месяца. К сожалению, ситуация бюджетная здесь осложняется тем, что у нас еще весной были штормы, ураганы, которые снесли почти 300 крыш социальных объектов и многоквартирных домов. Мы вынуждены были 140 млн рублей направить на это еще в мае – июне. Поэтому сейчас критический характер носит выделение средств. Я напомню, о чем идет речь. Нам надо около 1,3 млрд на автомобильные дороги, около 500 млн рублей на социальные объекты, 390 млн рублей – на дамбы и другие гидротехнические сооружения.
Еще не закончено обследование всех жилых домов, еще не из всех домов вода ушла, но по предварительным подсчетам около 844 млн рублей необходимо на их капитальный и восстановительный ремонт и на замену жилья.
Есть предложение в этой связи. Как правило, последние масштабные пожары и паводки ликвидировались по отдельным указам Президента, в ходе которых федеральные органы разрабатывали особые порядки. Я напомню, у нас сельскохозяйственный край – более 70% населения живет в сельской местности, поэтому каждый раз страдает сельское население. Дмитрий Николаевич Патрушев в 2019–2020 годах активно нам помогал ликвидировать последствия, сам приезжал. Тогда, например, был разработан специальный порядок по линии Минсельхоза, когда за счет средств резервного фонда весь практически ущерб и убытки, которые понесли люди и по урожаям, которые у них сгорели, и по животным, которых потеряли, и по животноводческим стоянкам, которые были утеряны, – полностью все было восстановлено, и население было нам благодарно.
Если мы таких решений не примем и пойдем по стандартному пути, то там ситуация с оформлением затянется, будут очень длительные сроки выделения средств, согласований и подтверждений. И, к сожалению, те порядки оформления нас заставляют очень мелочно торговаться с населением. Получается ситуация, когда сначала комиссии районные, руководство с этими документами (а они очень уж витиеватые), с людьми начинают торг, потом специалисты на краевом уровне, потом на федеральном уровне.
Поэтому мы предложили бы просто скопировать документы либо по ликвидации масштабного наводнения в Иркутской области, Бурятии и так далее (осень 2019 года), Указ Президента №316 – правительственные акты, которые были в его исполнение разработаны, либо по Указу Президента №198. И таким образом ускоренно провести выделение средств для начала финансирования всех аварийно-восстановительных работ.
Есть также альтернативное предложение. Мы можем все делать по своим краевым порядкам. Тогда просим выделить нам целевую субсидию на бюджетную сбалансированность, на ликвидацию этих последствий из средств резервного фонда Правительства, и мы после этого разработаем и согласуем с федеральными органами порядок осуществления финансирования всех аварийно-восстановительных работ, компенсацию всего ущерба, остатки при необходимости возвратим.
Михаил Владимирович, также просил бы обратить Ваше внимание. Мы должны выплачивать 100 тыс. рублей на человека, если он потерял все имущество. Мне кажется, каждый, если приложит это к себе, поймет, что 100 тыс. рублей заплатить человеку при полной утере имущества – это явно недостаточная сумма. Такой размер суммы существует уже более 10 лет. Мы предложили бы пересмотреть ее в соответствии с инфляцией, которая была за эти годы, и увеличить минимум в два раза.
По Минсельхозу мы просили бы обратить внимание на то, что у нас почти 4 тысячи человек потеряли урожай, это сельское население. Картофель, капуста, морковка, лук, перец, которые они собирались вырастить, – очень важная часть их реального рациона. Многие из них не имеют официальной работы, да и вообще никакой работы. Необходимо восстановить им соответствующий урожай. При этом мы понимаем, что на территории края эту продукцию сейчас не закупить. Нам нужно как можно быстрее рассчитать. Мы предлагаем осуществить расчеты исходя из 900 рублей на одну сотку потерянного урожая, довести нам эти средства, мы закупили бы соответствующий урожай и возместили бы пострадавшим людям его потерю.
Если не будет принято решение Вами о том, чтобы выделить нам субсидию на бюджетную сбалансированность, то мы просили бы скорректировать существующий порядок для восстановления социальных объектов. У нас пострадало 130 социальных объектов. Для того чтобы провести в них срочный ремонт, а где-то и замену объекта, необходим соответствующий порядок выделения средств. Это по министерствам здравоохранения, образования, культуры и спорта.
И по линии Министерства природных ресурсов. Большое количество гидротехнических сооружений было повреждено, требует восстановления. Нынешний порядок предусматривает выделение средств после того, как мы уже профинансируем восстановление. Мы просили бы тогда Вашего поручения или решения Александра Александровича Козлова о том, что финансирование это выделяется предварительно, мы финансируем восстановление и отчитываемся соответствующими документами.
И отдельно хотел бы обратить внимание. Все четыре года, которые я работаю здесь, были чрезвычайные ситуации. И практически каждый год у нас либо масштабные подтопления, либо широкомасштабные наводнения. В этой связи, мне кажется, явно назрела – по регионам Дальнего Востока точно, по Забайкальскому краю – необходимость работы по серьезному обследованию всех гидротехнических сооружений, как для защиты населенных пунктов, так и гидротехнических сооружений и русел рек в створах мостов железнодорожных и автомобильных, и проведение соответствующих мероприятий, где необходимо, по их укреплению, усилению, строительству новых и так далее. Просили бы Вашего поручения на эту тему.
В интервью EastRussia губернатор Приамурья Василий Орлов рассказал, как регион справляется с очередным наводнением, и о том, как идет реализация текущих проектов, и о новых планах, появившихся после ПМЭФ-21
- Область, можно сказать, выстояла под натиском очередного паводка. Ясен ли уже масштаб ущерба? Можно ли его оценить исходя, из, увы, уже богатого накопленного опыта по борьбе с последствиями наводнений?
- По ущербу сказать пока сложно, но самая главная задача – это безопасность людей. Это обеспечено. Сельхозживотные были эвакуированы. Проходит паводок – сушимся, выплачиваем компенсации, Мы уже начали выплаты из регионального бюджета в размере 30 тысяч рублей на домовладение и 10 тысяч на каждого ребенка. Эти выплаты пошли в Сковородинский и Магдагачинский районы, частично - в Шимановский, дальше расширим. Будут еще и федеральные выплаты, но уже после обследования комиссией подтопленных домов.
Конечно, предыдущие наводнения нас многому научили. С учетом опыта 2019 года заблаговременно создан материальный резерв. Он сегодня составляет более 500 млн. рублей. Есть все необходимое для ликвидации и предупреждения таких ситуаций: насосы с высокой мощностью, которые позволяют перекачивать воду; тепловые пушки, которые уже начали работать в северных территориях, – с помощью них сушат дома.
Кроме того, с прошлого года начали устанавливать границы зон затопления и подтопления. Программа состоит из двух этапов: первое – определить зоны затопления, эта работа ведется, и второе - определить, что делать с людьми, которые в этих зонах затопления живут. Часть программы выполнена, в следующем году мы ее закончим полностью. Дело в том, что после развала Советского Союза бесконтрольно выдавали земельные участки, люди строились, потом - дачная амнистия, поэтому многие домовладения, в принципе, построены в тех местах, где они не должны быть построены. Они находятся в зоне затопления и, как следствие, страдают, как только поднимается вода.
- Наводнения начинают носить системный характер - не следует ли предпринимать системные же меры, чтобы минимизировать ущерб и не рисковать человеческими жизнями? Какие меры необходимо предпринять в первую очередь?
- Я уже рассказал, про определение границ затопления – это одна из таких мер, но чтобы решить проблему с наводнениями, надо привлекать науку, чтобы ученые посмотрели, насколько часто у нас будут повторяться такие паводки. Несколько лет нас регулярно топит с аномальными уровнями. Мы очень внимательно смотрим за тем, что делают китайские коллеги. Хотя практически все населенные пункты на побережье Амура у них с берегозащитными хорошими дамбами, но не помогло, все в воде.
После катастрофического наводнения 2013 года было разработано девять проектов по инженерной защите населенных пунктов, которые были подвержены затоплению. Общая сумма затрат по этим проектам составляет порядка девяти миллиардов рублей. Мы неоднократно обращались на федеральный уровень с просьбой выделить соответствующие средства, потому что для областного бюджета это очень дорого. На сегодняшний день позиция от Минприроды такая: в связи с изменившейся гидрологической обстановкой требуется корректировка этой проектной документации. Чтобы построенные дамбы не оказались построены зря и выполняли свою функцию. Поэтому в областном бюджете предусмотрено еще 50 млн. рублей на корректировку этой проектной документации. Я разговаривал с министром природных ресурсов и попросил, чтобы к нам был прикреплен куратор от Минприроды России, который нам поможет сделать качественное техзадание для проектной организации
После наводнения 2019 года предложен ряд инициатив, в том числе законодательных, в частности было выдвинуто предложение в отношении принудительной эвакуации. Закон пока принят в первом чтении. Надеюсь, примут и во втором. Он для нас очень важен. Практика показывает, что люди до конца не верят, что вода придет в населенный пункт. Когда верят, говорят «ладно, мы еще немного посидим на втором этаже – солнце светит». Потом, когда ЧС продлевается, нет питьевой воды, нет возможности нормальной жизни, люди просят их эвакуировать. Эвакуировать их приходится в гораздо более сложных условиях – не автобусами по сухой дороге, а спецсредствами, иногда и вертолетами. Поэтому в первую очередь закон очень важен для безопасности самих людей
Также продолжается работа по расчистке и дноуглублению русел рек, что является превентивным мероприятием, позволяющим снизить ущерб от паводков.
- Что ж, хочется думать, что скоро все войдет в привычное русло, и получится сосредоточить все усилия на решении не экстренных задач. Тут хочется вспомнить минувший Петербургский экономический форум. Перефразируя поговорку – летний день год кормит, один час форума может кормить регион десятилетиями. Перед его началом вы говорили, что ориентируетесь на максимальное количество новых заключенных здесь соглашений. Огласите весь список, пожалуйста!
- Петербургский международный экономический форум действительно является важным событием в мире экономики и бизнеса. У региона была насыщенная программа, в рамках которой удалось провести много встреч и подписать несколько соглашений, определяющих дальнейший вектор развития многих социально-экономических сфер.
Одним из первых подписали меморандум о сотрудничестве с «ВЭБ.РФ». Корпорация окажет финансовую поддержку в реализации такого интересного, уникального международного проекта, как строительство канатной дороги. Это дает уверенность в сдаче объекта в срок, как мы и рассчитываем, уже через два года.
Большой план мероприятий согласован с РЖД. Более 90 мероприятий намечено не только в крупных городах, но и небольших поселках, расположенных на основных ж/д магистралях. Это, в частности, строительство жилого дома в поселке Магдагачи, возведение терапевтического корпуса в Белогорске, двух ФАПов в Гонже и Невере, ремонт и оснащение оборудованием 12 объектов в Белогорске, Верхнезейске, Дипкуне, Ерофее Павловиче, Магдагачи, Моготе, Сковородине, Шимановске, Свободном. Около 50 мероприятий касается сферы образования. Это строительство школ, учебных корпусов, детского сада, устройство спортплощадок, ремонт и оснащение 18 объектов образования.
На полях форума также подписано соглашение между ВЭБ, ВТБ и ГК «ЕСН» о финансировании проекта по созданию производства метанола в Сковородине. Активная фаза строительства планируется с 2022 года.
Соглашение с Россотрудничеством поможет Амурской области расширить географию зарубежных партнеров.
Впервые подписали соглашение с администрацией Санкт-Петербурга. Определены приоритеты взаимодействия между двумя регионами: обмен опытом по внедрению инноваций, образование, совместные проекты в сфере культуры и туризма. Также подписан план мероприятий (дорожная карта) на 2021-2023 годы.
У нас сегодня действует соглашение еще с одним важным стратегическим инвестором – компанией «Транснефть». Оно истекает в текущем году, и в ходе встречи с руководством компании договорились, что на Восточном экономическом форуме в сентябре мы подпишем новое соглашение, рассчитанное до 2025 года.
- Выступая на сессии, посвященной Дальнему Востоку, Вы упомянули сравнительно новый механизм поддержки инвесторов – «Дальневосточную концессию», и сказали, что рассчитываете быть одними из первых, кто сможет этот кейс реализовать, что у вас есть, цитирую «определенная проработка». О какой проработке и с кем идет речь?
Механизм ДВ-концессии очень важный и позволяет в ближайшие несколько лет реализовать достаточно широкий перечень инвестиционных проектов на территории регионов ДФО и Арктики, быстрее обеспечивая жителей необходимой социальной и инженерной инфраструктурой.
Амурская область готова активно подключаться к этому механизму поддержки. Мы уже подготовили и направили в Минвостокразвития перечень инфраструктурных проектов, которые можно реализовать при помощи ДВ концессии.
Например, в высокой степени проработки сейчас находится проект создания детской поликлиники в Благовещенске, полигон ТКО в Свободном и строительство новых очистных сооружений в городе Сковородино.
Кроме этого, в перечне находятся проекты транспортной инфраструктуры, а также спортивные и культурные объекты.
Находимся в тесном контакте с Минвостоком. Сейчас в активной стадии создание специальной рабочей группы по координации проектов ДВ концессии в регионах. В нее обязательно войдут и представители Амурской области.
- Анализируя процесс инвестирования в регионы Дальнего Востока профессор ВШЭ Ростислав Туровский сделал наблюдение, что после реализации крупных проектов - регионы очень сильно «просаживаются». Например, тот же газопровод «Сила Сибири» - завершился проект, и Якутия откатилась назад по инвестиционным показателям, на Сахалине свернули нефтегазовые проекты – то же самое. Что вы, как руководитель региона, намерены предпринять, чтобы Амурская область не стала очередным примером?
- Считаю, что Амурская область обладает большим потенциалом для привлечения инвесторов. Мы видим заинтересованность как со стороны российских крупных инвестиционных компаний, так и международных инвесторов.
В настоящее время на территории региона реализуются крупнейшие инвестиционные проекты страны – строительство Амурского газоперерабатывающего завода компании Газпром. По объему переработки газа – самый большой завод в Европе и Азии. Амурский газохимический комплекс компании СИБУР. В базовой конфигурации завод будет производить до 2,3 млн. тонн полиэтилена и 400 тыс. тонн полипропилена ежегодно.
Метанольный завод станет одним из крупнейших в России, мощность производства – 1,0 млн. тонн метанола в год.
В регионе открывается возможность для организации производств различных товаров из газохимического сырья, которые широко применяются в автомобилестроении, производстве медицинского оборудования и медикаментов, косметики, пищи и многих других отраслях.
Реализуются амбициозные проекты - первая в мире трансграничная канатная дорога, которая позволит связать два государства. К 2023 году она соединит города Благовещенск – Хэйхэ через реку Амур.
Реализация этого уникального проекта позволила привлечь инвесторов к созданию современной туристской инфраструктуры города Благовещенск - отеля международного уровня и многофункционального досугово-развлекательного комплекса. Объем инвестиций - более 8 млрд. рублей.
Стоит отметить выгодное транспортно-логистическое положение региона. Это Транссибирская железная дорога, Байкало-Амурская железная дорога, федеральная автомобильная дорога Чита-Хабаровск, нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан», газопровод «Сила Сибири».
Это позволяет локализовать проекты с особыми требованиями к логистике – в сельском хозяйстве, лесной промышленности, добыче и обработке полезных ископаемых.
Область является энергоизбыточным регионом. На нашей территории находится 5 генерирующих станций. Годовая выработка электроэнергии превышает 15 млрд кВт/ч. Имеется значительный резерв свободных мощностей (840 МВт), что дает возможность для строительства новых крупных энергоемких производств.
Кроме этого, у нас огромный минерально-сырьевой потенциал.
Сельское хозяйство продолжает оставаться стратегической отраслью для области. Амурская область - основной аграрный регион Дальнего Востока, 60% пашни Дальнего Востока. Главная культура региона - соя. Мы основные ее производители в России (до 35% всего общероссийского объема). Мы развиваем индустрию глубокой переработки сельхозпродукции. Выпускаем различные виды продукции из сои для пищевой промышленности и для производства кормов.
В этом году планируем открыть движение грузов. В предмостовой зоне российский инвестор реализует проект по созданию мультимодального логистического терминала. Инвестиции в проект составят 6,8 млрд. руб.
Таким образом, сам регион обладает конкурентными преимуществами для привлечения инвестиций.
Осуществление таких капиталоемких проектов на Дальнем Востоке требует государственной поддержки, создания особых преференциальных режимов.
Амурская область относится к тем регионам Дальнего Востока, которые одними из первых присоединились к созданию таких режимов. Ежегодно на территориях ТОР регистрируются новые резиденты. Мы продолжаем работу по созданию еще одного преференциального режима – Свободный порт Владивосток.
В Законе «Об инвестиционной деятельности в Амурской области» закреплены гарантии и формы государственной поддержки, предоставляемых инвесторам. В частности, мы гарантируем инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в регионе, в целях обеспечения их финансовой стабильности гарантии в виде неприменения к ним законов и иных нормативных правовых актов, изменяющих размеры региональных налогов, арендной платы за земельные участки, здания или сооружения, положения которых приводят к увеличению финансовой нагрузки на деятельность инвестора.
В настоящее время у нас ведется работа по реализации инвестиционных проектов в области производства сжиженного водорода, производства биоразлагаемых полимеров и биоэтанола, создания логистических комплексов, производства азотных удобрений.
- Какую из существующих проблем Амурской области вы бы назвали первоочередной, требующей безотлагательного решения и вложения объемных ресурсов?
- Экономика Амурской области многоотраслевая и развивается комплексно, поэтому выделять одно определенное направление будет не совсем правильно. Остановлюсь на наиболее приоритетных.
Значительное внимание в настоящее время уделяем теме жилищного строительства. Основная задача здесь - повысить доступность жилья за счет снижения стоимости квадратного метра. Для этого придерживаемся концепции комплексной застройки. Например, в Благовещенске определили 6 перспективных площадок комплексной застройки с потенциалом около 1,5 млн. кв. м жилья. Крупнейшая из них – микрорайон «Северный» - 850 тыс. кв. м. В рамках ПМЭФ-2021 встретились с крупнейшим российским застройщиком – ГК «ПИК». Рассчитываем, что инвестор федерального уровня внесет вклад в решение данного вопроса. Успешно реализуется программа «Дальневосточная ипотека», на данный момент более 1900 амурских семей смогли приобрести жилье по сверхнизкой ставке.
Одна из главных отраслей экономики – сельское хозяйство. Делаем ставку на увеличение объемов производства сельхозпродукции и сельхозпереработку. Планируется ввод новых мощностей по производству соевого изолята и соевого шрота. В животноводстве вводится в эксплуатацию новая птицеферма, модернизируется свиноводческий комплекса, по направлению молочного животноводства начата реализация 4-х проектов мощностью 33 тыс. тонн молока.
Также в приоритете у нас и развитие внутреннего и въездного туризма. Новое туристское пространство создаем в Благовещенске с ключевым проектом «Золотая миля», все объекты которого включены в туристский кластер «Восточный».
На опережение и создаем транспортную инфраструктуру. Уже построены трансграничный мост через реку Амур, в стадии реализации проекты нового таможенно-логистического терминала, новый международного терминала аэропорта Благовещенск, а также первая в мире трансграничная канатная дорога между Благовещенском и Хэйхэ.
Не обходим стороной сферу здравоохранения. В текущем году в эксплуатацию ввели 26 новых фельдшерско-акушерских пунктов. По линии Минпромторга продолжаем закупать автомобили скорой медицинской помощи. В прошлом году получили 107 новых машин, в этом ожидаем еще 157 автомобилей.
К сентябрю завершится капитальный ремонт хирургического корпуса Тындинской больницы. В этом году начнется реконструкция Тамбовской больницы, Зейской больницы имени Смирнова и поликлиники №2 в Благовещенске. В Благовещенске планируется строительство еще одной детской поликлиники на 380 посещений в смену.
Продолжаем переоборудование школ. На это направлено 580 млн. рублей, и еще 42 миллиона – на ремонт Амурского педагогического колледжа.
Начато строительство школы на 1 500 мест в г. Благовещенск за счет областного бюджета. Также идет строительство новых школ в Экимчане и Свободном. К концу следующего года в школах области, включая сельскую местность, будет создано более 2100 новых мест.
В ближайшее время будут сданы ФОКи в Тамбовке и Магдагачи. А к концу года в Благовещенске должен открыться и второй комплекс на набережной Зеи. Там будет базироваться школа олимпийского резерва. В будущем году ФОК с крытым катком откроют в Тынде.«Мосты снесло примерно в половине двенадцатого ночи. Резко. Дорогу перекрыли, тут стояли машины, - говорит глава сельского села Жидка Балейского района Татьяна Гагаркина про то, что случилось в селе Колобово. Смотрит на корреспондента и иногда в камеру, голос как будто уверенный, но потом он вздрагивает, - с той стороны подошел КамАЗ, мы тут ему сигналили и фарами всяко-разно: «Ты стой уже». Потому что мост уже как бы провалился и осталось еще чуть-чуть. Во время, когда мы подошли и начали говорить, что проезд невозможен, произошло обрушение. Убегали от него, от моста, страшно было», - рассказала Гагаркина приехавшим в Колобово тележурналистам.
Жидкинское оказалось отрезанным от мира поднявшейся за какие-то сутки после начала дождей водой, и приехавшим в Колобово ничего не оставалось, как остаться здесь до схода воды. Здесь же оказались журналисты краевой телекомпании, которые и передали слова Татьяны Гагаркиной.
Связь в Жидке пропала утром 18 июня, не только сотовая, но и стационарная. Здесь только и успели узнать, что примерно такая же ситуация - в Усть-Ягье, где раньше безопасная и спокойная речка Ягье в пятом часу затопила улицы и дома.
Всей властью на востоке Забайкальского края внезапно овладела стихия. Обрушившиеся мосты, размытые дороги... Потоки воды отрезали населенные пункты от сообщения с внешним миром. Официальные сводки говорят «подтопление», местные жители кричат: «Потоп!» и пытаются спастись на лодках.
Сложнее всего в первые сутки было в Газимуро-Заводском районе. От Читы туда по сухим дорогам около 5-6 часов езды. Потом так же непросто стало в Нерчинско-Заводском и Шелопугинском районах. В подворьях тонули скотина и птица, жители спасались, взяв из дома паспорта, иконы и самое необходимое.
Потом пропали электричество и связь. Ее не удалось восстановить до сих пор в том числе потому, что севшие телефоны негде зарядить. Родственники пытаются узнать о судьбе оказавшихся в заложниках у наводнения близких через соцсети и по номерам единых диспетчерских служб. Получается не всегда: к вечеру 18 июня люди в аккаунтах глав районов и информагентств стали писать, что им ничего не говорят и просто кладут трубки.
Вечер 19 июня
За два дня с 16-го по 18 июня в районах Забайкальского края, по данным МЧС, выпало до 80 миллиметров осадков. В десяти населенных пунктах Газимуро-Заводского, Нерчинско-Заводского, Шелопугинского, Балейского, Александрово-Заводского и Нерчинского районах вода зашла в 282 дома и затопила 417 приусадебных участков. Она же разрушила 7 деревянных мостов и частично подтопила 10 участков автодорог общей протяженностью более шести километров.
Проехать к большинству терпящих бедствие населенных пунктов уже нельзя, все необходимое туда можно забросить только вертолетом. Также - оказать помощь.
В районы наводнения и подтопления направлен вертолет Ми-8 Красноярского комплексного авиационно-спасательного центра МЧС России. Аэромобильные группировки действуют в Шелопугинском, Балейском и Сретенском районах.
В Газимуро-Заводский район направлена группировка сил и средств пожарно-спасательного отряда №1 и государственной инспекции по маломерным судам.
«В зависимости от складывающейся обстановки проводится передислокация, то есть межрайонное маневрирование сил и средств главного управления МЧС России по Забайкальскому краю. При необходимости проводится эвакуация населения в пункты временного размещения. На данный момент эвакуировано 270 человек, из них 47 размещены у родственников», - говорится в сообщении регионального управления Министерства ЧС России.
Чего ждать?
Перед приходом в регион циклона метеорологи предупредили, что на востоке края самые сильные дожди придутся на 17-18 июня, в последующие дни до 20-го числа осадки будут умеренными. По их данным, в ближайшие двое суток на отдельных реках восточной половины края вода будет прибывать, глубина подтопления пойм увеличится. За день 19 июня рост составил от 2 до 76 сантиметров. Самый сильный подъем наблюдался на реках Чара у села Чара, Могоча около одноименного города, на реках Аргунь, Шилка, олекма и Амур. Поймы на некоторых реках оказались подтопленными на 249 сантиметров.
Подъем в ближайшие сутки не остановится на Шилке около села Усть-Карск, Куэнге около села Укурей Чернышевского района, реке Унда села Новоивановск Балейского района, Бугарихте у села Тупик Тунгиро-Олекминского района, ожидается выход воды на пойму.
Что будет с пострадавшими?
«Главное, что среди населения нет жертв», - сказал зампред правительства Андрей Гурулев.
Из 217 человек, находящихся сейчас в пунктах временного размещения 66 - дети.
«Сейчас развернуты пункты временного размещения в Газимурском Заводе, Шелопугино, Балее. Здесь жители обеспечены питанием и всем необходимым. Сейчас первое и главное – подать списки на выплату единовременного пособия по 10 тысяч рублей. Постановление о введении режима ЧС подписано (режим введен в семи районах - ред.), порядок доведения выплат определен. Списки надо согласовать с полицией и МЧС, выплаты до людей довести моментально. К утру понедельника уже должен быть список пострадавших», - заявил Гурулев.
Самая сложная обстановка к вечеру 19 июня остается в Балейском, Газимуро-Заводском и Шелопугинском районах.
Он стоит на известном всему СССР проспекте Владивостока, воспетом Аллой Пугачевой еще в 1970-ых. Лицо развернуто к бухте Золотой рог, откуда уходят и куда возвращаются все, кто живет здесь морем. Куртка нараспашку, брюки клеш по моде тех лет, характерная морская осанка. Его судно только что пришвартовалось в родном порту, а он сам сошел на причал, вышел в город и ловит такси. В его фигуре что-то очень хорошо знакомое…
Горожане его приняли, что называется, «как своего». Ему дали имя Эдик. С ним здороваются и трут на удачу его большой палец, поднятый вверх в жесте «голосования» такси. С наступлением холодов морячка приодевают в шапочку и шарф, а к Новому году наряжают в мишуру. Эдик – «свой в доску», понятный и близкий многим из недавнего прошлого Владивостока.
Владивосток 70-ых – это особая страна в стране, закрытая и доступная немногим. В то время едва ли не каждая вторая организация в городе была тесно связана с морем. Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), исследовательский флот (ДВНИГМИ), вспомогательный флот ТОФ и, разумеется, рыбаки и китобои. Моряки и научники ходили в порты всего Тихого океана и не только, у рыбаков были экспедиции в зонах Канады, США, Перу и Новой Зеландии. А главным и вожделенным портом захода, так уж сложилось, был Сингапур. Те годы и тогда, и сейчас вспоминаются коренными жителями как расцвет Владивостока: строились новые жилые районы, важные крупные городские объекты, модернизировался исторический центр, а сами владивостокцы чувствовали себя счастливыми и благополучными.
Моряков, на несколько месяцев отправлявшихся в другие страны, окружала особая аура людей, которым доступно недоступное. Из своих поездок они обязательно возвращались с ворохом подарков для всех близких: автоматическими зонтиками, женскими шейными платками, двухкассетными магнитофонами, виниловыми пластинками и другими заморскими диковинами. Быть замужем за моряком, иметь такого человека в родственниках или дружить с ним было в большом почёте.
Во всяком случае, из 2000-ых та пора именно так и ощущалась. 9 сентября 2004 года тогдашний главный редактор радио «Европа плюс Владивосток» Руслан Вакулик записал в популярном на тот момент Живом Журнале идею о памятнике культовой профессии, которая бы связывала сразу несколько поколений владивостокчан.
«У меня просто появилась мысль о некоем собирательном образе владивостокца. Это виделось, как памятник социальной группе жителей, которая была в числе градообразующих для Владивостока тогда. Такая достопримечательность без пафоса, которая была бы близка каждому», - рассказывает идеолог и вдохновитель проекта.
Идея была озвучена, но окончательно оформилась и была реализована позже только спустя несколько лет, в 2009-2011 годах. Главный художник города Павел Шугуров, работавший в то время над культурным пространством Владивостока, подключился к проекту, активно представлял его на всех инстанциях. Городская администрация и мэр Игорь Пушкарев поддержали идею. Автором проекта стал скульптор и в прошлом сам моряк загранплавания Георгий Широглазов.
«Главный посыл этого арт-объекта – в памяти о недавнем времени. Рядом с памятником фотографируются моряки того поколения, они считают его памятником своей юности. К нему приносят цветы семьи иногда, как память о моряках, которых уже нет – отца, брата. Он стал самобытным объектом для туристов. Люди его любят, каждый по своей причине. Он человечный, отражает историю города. Моряк держит под мышкой винил – альбом Led Zeppelin – «The Song Remains The Same» – «Песня остаётся той же». Это к тому, что, хоть поколение моряков загранплавания, которые определяли во-многом облик Владивостока в 1970-80-х, уходит, морской характер города всё тот же, морская романтическая природа города и его жителей остается неизменной», – говорит Руслан Вакулик.
«Когда я смотрю на этот памятник, вижу себя. Точно также выглядел и я в конце 70-х-начале 80-х - расклешенные джинсы, футболка, куртка. Мы любили модно одеваться, посидеть в ресторане (особенно сразу после прихода в порт), женщин и хорошую музыку. И моряков было много – город-то морской!
Из своего первого рейса привез себе джинсы, купленные на Малай-базаре в Сингапуре, футболку «ливайс» и альбомы тех же любимых Led Zeppelin, Uriah Heep, Supertramp и Judas Priest. В то время, особенно летом, город был более ярок, по сравнению с тем же Хабаровском – именно за счет того, что моряки привозили всякие модные шмотки, сами одевались, родных-знакомых обували-одевали. Ну и торговали, конечно, не без этого», - вспоминает очевидец тех лет, бывший моряк загранплавания Игорь Бессараб.
фото: Игорь Бессараб
«Мне не нужно было ничего придумывать – я делал себя. Работа над скульптурой шла легко и свободно. Общий образ в голове возник сразу, а детали – пластинки под мышкой, портфель у ног – обсуждали совместно. Первоначально на руке висел зонтик, уже потом рука трансформировалась в жест голосования. Не совсем доволен окончательным вариантом, это уже больше коллективный труд. Например, таких длинных волос у моряков не было, и жест «большой палец вверх» появился ближе к концу 80-х, когда появились видеокассеты с зарубежными фильмами», – рассказал скульптор Георгий Шароглазов.
Новая городская скульптура в итоге стала представлять собой обобщенный образ моряков заграничных рейсов, а потому получила название «Воспоминание о моряке загранплавания». Она была установлена 15 января 2013 года на пересечении Океанского проспекта и улицы Фокина. Ее отлили в бронзе в литейной мастерской Екатеринбурга. С доставкой трехсоткилограммового арт-объекта возникла сложность – грузы такого веса из бывшего Свердловска не отправлялись. Пришлось через Москву. Ценный вес шел около недели… После этой истории можно с уверенностью сказать, что Эдик – точно прибыл из дальних путешествий.
Редкий моряк пройдёт мимо «себя в юности»
Сегодня этот объект культуры можно встретить в любом гиде-справочнике по Владивостоку. Если будете во Владивостоке, просто подойдите к Эдику, поздоровайтесь, поднимите палец вверх в знак солидарности с ним и станьте причастным к славному прошлому Владивостока!
Российский автомобильный рынок – и дальневосточный в частности - находится в процессе структурной перестройки. Китайский автопром занимает ниши, опустевшие с уходом популярных брендов. Владивостокская таможня отмечает двукратный рост ввозимых автомобилей. А схема параллельного автоимпорта, наконец, начинает работать на Дальнем Востоке.
С начала года российский автомобильный рынок переживает тектонические сдвиги. Среди брендов, остановивших работу в России: Mazda, Toyota, Geely, Suzuki, Lexus, Mercedes Benz, MAN, Ford, Honda, Volvo, Nissan, Skoda, Renault, Volkswagen, Hyundai, Volkswagen, KIA, Audi, Jaguar, Bentley, Rolls-Royce, Daimler Truck, BMW, Ducati, Land Rover.
Соответственно, тройка брендов – лидеров кардинально изменилось. По данным «Автостата» на октябрь текущего года, ведущей маркой остаётся отечественная LADA, доля которой в октябре выросла до 39,5% (7 113 проданных новых легковых автомобилей). Второе место среди иномарок завоевал китайский бренд Haval (4 316 шт.). В ТОП-5 также попали: Chery (3 838 шт.), Kia (2 738 шт.) и Hyundai (2 720 шт.).
По прогнозам, совсем скоро китайский автопром может выйти в лидеры.
Автомобили б/у из Японии и Южной Кореи помогут закрыть потребности, в первую очередь, на Дальнем Востоке.
И определённые надежды возлагаются на схему параллельного импорта, которая уже начинает работать.
Как показал мониторинг агентства, дилерские центры адаптируются к изменившимся реалиям.
Генеральный директор ООО «Альтаир-Авто» (официальный дилер Mercedes-Benz) Владимир Шестак отмечает, что многие участники рынка переориентировались на другие бренды и активно осваивают новые ниши. В том числе делают акцент на продажи автомобилей с пробегом.
«Кто-то уже запустил новые направления, кто-то планирует запускать в ближайшее время. Плюс в активах дилерских центров – внушительный парк б/у автомобилей. И всё равно никуда не делись компетенции. Многие клиенты предпочитают даже б/у автомобили покупать у дилера, а не на свободном рынке, потому что могут быть уверены в том, что транспортное средство гарантированно прошло все проверки, и гораздо больше доверяют результатам оценки дилера, чем какого-либо независимого эксперта. Плюс дилеры, имея отлаженные схемы взаимодействия с банками, лизинговыми компаниями, все-таки могут предложить наиболее интересные условия приобретения», - комментирует Владимир Шестак.
По словам собеседника, его компания сегодня работает в разных направлениях. В том числе наладила импорт автомобилей премиального класса из других стран, которые завозит, соблюдая таможенные процедуры.
Открывает новые направления бизнеса «Сумотори-Авто», официальный дилер Киа, Мазда, Субару во Владивостоке. Впервые за свою историю компания запустила продажи праворульных б/у автомобилей с японских аукционов.
изображение: скриншот сайта ГК «Сумотори»
«С б/у автомобилями мы работали и раньше. Но «правый руль» - это новая ниша для нашей компании. В целом, у «Сумотори-Авто» достаточно много направлений, включая кузовной цех и сервисное обслуживание, импорт автомобилей, в том числе под заказ. Кроме того, наши активы – почти 100 автомобилей, закупленных напрямую у производителя, с гарантией», - рассказал руководитель отдела продаж группы компаний «Сумотори-Авто» Валерий Дегтярев.
Дилерские центры рассчитывают составить серьёзную конкуренцию армии импортёров, поставляющих «правый» руль на российский рынок. В своей экспансии они опираются на преимущества больших компаний, которые, как правило, несут все риски в случае форс-мажоров.
«Распространённая история, когда автомобиль рыночной стоимостью миллион предлагают клиенту за 700 тысяч рублей. Но чудес не бывает, и потом выясняется, что надо заплатить гораздо большую сумму. Крупные авторитетные компании дорожат своей репутацией и готовы давать гарантии», - говорит Валерий Дегтярёв.
Сегодня рынок автоимпорта из Японии и Кореи переживает большой ажиотаж. За 10 месяцев текущего года Владивостокской таможней оформлено свыше 142 тысяч транспортных средств для личного пользования.
«По сравнению с октябрём прошлого года количество оформленных автомобилей в октябре этого года увеличилось более чем в два раза и составило 22 207 автомобилей для личного пользования», - сообщает таможенный орган.
Это внушительная цифра, если сравнить её, например, с динамикой рынка новых легковых автомобилей в России, где объёмы продаж в октябре составили 43,3 тысячи транспортных средств. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».
Эксперт одного из сертификационных центров Денис Максименко отмечает, что ценовая политика дилерских центров благоприятствует импортёрам.
«Дилеры брендов, покинувших рынок, подняли цены с началом спецоперации и не намерены сдавать назад, поэтому мы наблюдаем интересную ситуацию. Mazda CX-5 в салоне может стоить больше 4 млн рублей, тогда как до начала спецоперации стоила в районе двух с лишним миллионов. Разница колоссальная. При этом вы можете привезти такую же машину из Японии, и в рестайлинге она обойдётся до 3 млн рублей. Если говорить о брендах, которые остаются на российском рынке, в частности, Hyundai и Kia, они ведут приблизительно ту же самую политику. Учитывая курсы валют, сейчас намного дешевле привезти автомобиль, чем купить у официального дилера», - комментирует Денис Максименко.
В то же время с начала февраля рынок автоимпорта существует в экстремальных условиях. Сначала взлетевший курс доллара парализовал продажи. Потом Япония запретила экспорт в Россию люксовых автомобилей стоимостью более 6 млн иен, и это ударило по сегменту дорогих праворульных машин. Но курс японской иены вскоре резко упал по отношению к рублю, опустившись до исторических минимумов. А фокус внимания импортёров быстро сместился на Южную Корею.
«Потребитель распробовал корейские бренды, и на дорогах появились большое количество дорогих автомобилей от корейских производителей. Соответственно, в Центральной России осознали, что Южная Корея не вводила никаких санкций, и в отличие от Японии там нет ограничений для экспорта в Россию. Можно привезти как дешёвый, так и дорогой автомобиль любого сегмента», - говорит Денис Максименко.
Правда, для дешёвых авто на данный момент сложилась не самая благоприятная рыночная ситуация. Сегодня импортёры своей главной проблемой называют активное удорожание перевозок и услуг хранения автомобилей. Цены выросли в разы, и пока рынок спасает только дешёвая иена.
«Если в этот же период прошлого года фрахт стоил 300-450 долларов, то сейчас он стоит 1,5 тысячи долларов. Раньше складские услуги обходились порядка 4,5 тысяч рублей за 10 первых дней хранения. Сейчас - в районе 20-30 тысяч рублей. Назвать эту ситуацию иначе как беспределом я не могу. Особенно страдает сегмент дешёвых автомобилей. Остаётся надеяться, что антимонопольная служба примет меры, соответствующее обращение в ФАС готовят предприниматели», - сообщил один из импортёров.
Китайские бренды Haval и Chery стремительно ворвались в тройку лидеров российского автомобильного рынка. Но что интересно, «китайцы» оказались намного более востребованы в Москве, чем на Дальнем Востоке. Так, на второй строчке по количеству проданных машин в российской столице - кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. В дальневосточном регионе лидируют Toyota Corolla и Toyota Prius.
«Теоретически такая крупная компания, как наша, могла бы открыть во Владивостоке продажи китайского бренда. Но нужно понять, какой именно бренд интересен потребителю, потому что далеко не все они пользуются популярностью. И в любом случае, коммерческая структура должна понимать прибыль и точку окупаемости. Вкладывать огромные деньги и окупать их 15 лет – это неинтересно. Проще инвестировать в другие проекты, которые уже сейчас приносят стабильный заработок», - говорит Валерий Дегтярёв.
Денис Максименко считает, что «китайцы» могут потеснить «японцев» и «корейцев» на Дальнем Востоке, но для этого они должны будут придерживаться определённой ценовой политики.
«На волне успеха китайские бренды, пусть и не так значительно, но всё же подняли отпускные цены. Раньше было выгодно покупать китайские автомобили, потому что цены были очень конкурентными, и те же Chery, если не брать «вэдовые», стоили в районе 2 млн рублей. Это та цена, которая привлекала покупателя, потому что он мог приобрести новый автомобиль, грубо говоря, по цене японского с пробегом. Обратите внимание, как только HAVAL зашёл на рынок, моментально раскупили все машины именно из-за хороших прайсов», - комментирует эксперт.
Цены на китайские автомобили всё равно будут скорректированы в сторону их большей доступности, считает Денис Максименко. Люди хотят покупать новые машины, а китайские бренды изначально демонстрировали адекватную, гибкую ценовую политику. И у них есть все шансы занять свою большую нишу на Дальнем Востоке. Конкурировать китайский автопром будет главным образом с параллельным импортом, полагает эксперт.
Автоконцерн Mazda передал свою долю «Соллерсу» за один евро
фото: «Соллерс»
Отметим, что японский автоконцерн Mazda официально вышел из проекта по выпуску автомобилей и двигателей японской марки на мощностях совместного предприятия "Соллерс" в Приморском крае. Свою долю он передал «Соллерсу» по символической стоимости в 1 евро на условиях опциона, то есть возможности выкупить её в дальнейшем).
Правительство региона сообщает, что в 2023 году завод запустит новую производственную линию. По некоторой информации, это будет сборочное производство китайского бренда.
Сегодня дилеры активно развивают импорт новых автомобилей через третьи страны – Казахстан, Узбекистан и другие. Но к параллельному импорту это не относится.
«И раньше можно было привезти автомобиль в дилерский центр откуда-нибудь из Германии. На физическое лицо, разумеется. Просто стоял вопрос экономической выгоды, и никому это не было интересно, потому что всю административно-организационную часть представительство брало на себя - сертификацию, получение СБКТС, ЭПТС и другие вопросы. Сейчас ситуация изменилась. То, что раньше делало представительство, делают дилеры. Привозят через третьи страны новые автомобили, приобретённые на физлиц. Это выгоднее, чем параллельный импорт, так как физлица платят гораздо меньшую пошлину», - поясняет один из участников рынка.
Параллельный импорт осуществляет только юридическое лицо при соблюдении определённых условий.
Принятое 15 июля постановление правительства №1269 упростило ввоз иномарок юрлицами. Теперь им не требуется получать ОТТС или просить разрешение на его использование у держателей такого документа. Можно завозить транспортные средства в обход представительств зарубежных автоконцернов. Но не любые – только не из перечня, утверждённого Минпромторгом. Новые или не старше трёх лет. Заключение о соответствии требованиям выдаёт ФГУП «НАМИ».
Денис Максименко рассказывает, что схема параллельного импорта на Дальнем Востоке, наконец, заработала.
«Ничего сложного в параллельном импорте нет. Если автомобиль входит в перечень транспортных средств, разрешённых к параллельному импорту, компания имеет право обратиться в институт НАМИ и при наличии перечня документов, подтверждающих в том числе определённую категорию систем безопасности, получить заключение о том, что данный автомобиль можно беспрепятственно ввезти в Россию. Могу сказать, что эта схема уже работает. Предприниматели начинают разбираться в ней, тестируют её. У меня есть клиенты, которые привезли автомобиль Audi «на проверку» именно в рамках параллельного импорта, на юридическое лицо, для дальнейшей реализации через одну из площадок», - говорит Денис Максименко.
Директор компании Carwin Дмитрий Забора отмечает, что теоретически реализовать эту схему можно с помощью посредников.
«Параллельный импорт - это возможность оформления на нашу компанию машин до трёх лет, то есть новых или почти новых плюс соблюдение ряда других условий. В принципе, ничего особо сложного здесь нет, можно заключить договор с органом сертификации, чтобы он взял на себя вопросы оформления. Но нам это неинтересно, потому что таможенная пошлина значительно меньше, если ввозить автомобили на физлицо. По параллельному импорту целесообразно завозить машины, только если ты официальный дилер и продаешь их от лица компании по лизингу либо каким-то другим схемам. Тогда это компенсирует высокую пошлину», - поясняет Дмитрий Забора.
Владимир Шестак уверен, что даже если параллельный импорт будет эффективно налажен, это не закроет потребности рынка.
«В мире сохраняется дефицит автомобилей, вызванный дефицитом полупроводников, о чём мы немного забыли на фоне внутренних событий. Эта тенденция только усиливается. Сейчас даже в странах, откуда подразумевается параллельный импорт, сохраняется нехватка автомобилей. Какую-то часть спроса можно удовлетворить таким образом, но всю потребность она не закроет», - полагает Владимир Шестак.
Собеседники считают, что на Дальнем Востоке своя специфика. И если говорить о массовом спросе, б/у автомобили из Кореи и Японии здесь вне конкуренции.
Отметим, по данным «Автостата», с января по сентябрь текущего года в России было куплено почти 475 тыс. новых легковых автомобилей, что на 59% меньше, чем за 9 месяцев 2021 года. Объём рынка легковых автомобилей с пробегом составил 459,4 тыс. единиц, на 20,2% меньше, чем за тот же период прошлого года.