Форум креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке» состоится в Хабаровске с первого по третье августа. Мероприятие проводит Минвостокразвития РФ и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики.
Масштабное профессиональное мероприятие «Создано на Дальнем Востоке» проводится с целью объединить представителей креативных сфер, сделать взаимодействие с властью более продуктивным и сформулировать новые меры поддержки творческих людей и проектов. В событии примут участие свыше трех тыс. участников со всего ДФО. Это музыканты, архитекторы, урбанисты, блогеры и журналисты и ведущие эксперты из числа представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти. Об этом сообщает пресс-служба правительства Хабаровского края.
За три дня форума участники пообщаются в разных форматах: практикумы, бранчи, конкурсы и презентации. Центральное место в программе мероприятия занимают сессии. Их будет 12. Участники из Хабаровского края представят проекты развития креативных проектов в регионе. Это, например, анимационный кластер, креативное пространство "Совкино", полигон креативных компетенций, проектные идеи музеев и другие.
В рамках специальной программы будет работать выставка «Аллея Дальневосточных Брендов», «Фестиваль гастрономии», питч-сессия «Инновации в креативных индустриях». Также состоится модный показ с участием хабаровских дизайнеров.
Форум будет проходить на разных площадках города. Основные мероприятия программы развернутся в терминале старого аэропорта Хабаровска. Участие бесплатное. Для участия необходима регистрация.
Дальний Восток в 2023 году стал лидером среди макрорегионов России по притоку туристов. В этом году гостей меньше не становится, однако есть факторы, которые сдерживают развитие отрасли. О главных из них на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» EastRussia рассказал вице-президент АТОР, заместитель гендиректора по взаимодействию с органами власти и коммуникациям «ТТ-Трэвел» (бренд FUN&SUN) Александр Сирченко.
- Чартерная программа создала на Дальнем Востоке пик сотрудничества между региональными и федеральными туроператорами, органами власти и бизнесом. Но только чартерами развитие туризма не ограничивается, поэтому мы работаем и на блоках мест, и продаем индивидуальные туры. Чартеры – не панацея от всех бед, и я не раз об этом говорил. Туризм способен развиваться и делать это успешно на основе любой другой перевозки, в зависимости от специфики региона – не только авиационной, но и железнодорожной или даже автобусной.
Дальний Восток без сомнения очень интересен с точки зрения туризма. Главный вопрос — как его продвигать. По моему мнению, в первую очередь нужно создавать уникальный туристский продукт, который будет привлекательным и будет обладать высокими качественными характеристиками. Речь здесь о качественных услугах, качественной инфраструктуре. Эти характеристики уже являются элементом продвижения, потому что у хорошо собранного и упакованного турпродукта будет большее преимущество перед другими.
На форуме задели вопрос, почему отельеры или авиакомпании идут навстречу федеральным, а не региональным туроператорам. А все потому, что возможностей у федерального туроператора значительно больше – информационных, маркетинговых, финансовых. К примеру, чтобы поставить чартер в регион, нужна значительная сумма в качестве депозита. Авиакомпания не полетит, не получив его, а для маленького регионального туроператора такой депозит неподъемен. Точно так же с отелями. Маленький бизнес обеспечивает загрузку отеля на 5-10%, а федеральный туроператор способен выкупить все места и предоставить отельерам более выгодные условия. Такие нюансы тоже влияют на качество турпродукта.
Я сторонник межрегиональных маршрутов, иногда даже трансграничных. Ведь интересно, например, прилетая во Владивосток или в Хабаровск, отправиться дальше в Китай, или прилетая на Сахалин, отправиться в Японию. А сейчас появилась возможность из Владивостока отправиться в Северную Корею — на самолете или на поезде. Межрегиональные и трансграничные маршруты интересны разнообразием впечатлений. В этом их главное преимущество. Да, по цене они дороже, чем посещение
одного региона, но полученные впечатления все компенсируют. К тому же в таких поездках можно совместить посещение природных достопримечательностей с архитектурными, культурными и гастрономическими. Но здесь многое зависит от специфики самого региона, потому что страна у нас большая и не всегда можно успешно реализовать межрегиональные маршруты.
В Хабаровске завершился первый форум креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке». В нем приняли участие более трех тысяч участников со всех уголков ДФО, а также ведущие эксперты из российской столицы. Форум объединил и познакомил представителей киноиндустрии и анимации, урбанистики, медиа, дизайна и моды.
Одним из ключевых событий форума «Создано на Дальнем Востоке» стал питчинг креативных проектов. Девять участников представили свои идеи, которые, как убеждены их авторы, в случае реализации улучшат жизнь на Дальнем Востоке. Оценивал презентации экспертный совет, возглавляемый гендиректором Президентского фонда культурных инициатив Романом Кармановым. Вместе с ним судьбу проектов решали хабаровский девелопер, координатор дальневосточного подразделения «Деловой России» Денис Грось, театровед и театральный критик Нина Шульгина и другие эксперты. На выступление каждому участнику отводилось ровно пять минут. За это время необходимо было убедить потенциальных инвесторов в целесообразности и жизнеспособности своей идеи.
«Аллея медуз и лопухов»
Кирилл Ермоленко, приехавший из Южно-Сахалинска, представил проект, призванный повысить туристическую привлекательность островного региона. По его задумке добиться этого можно, вписав в городскую среду скульптурные формы характерных для Сахалина представителей морской фауны и растительности: морского котика, осьминога, ежа. А в парке культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина предполагается построить две аллеи: медуз и лопухов.
Тела медуз автор проекта предлагает сделать из светопропускающего акрила, а щупальца из стекловолокнистого материала. В праздничные дни цвет свечения может меняться, создавая различные световые эффекты. Лопухи для аллеи также должны быть изготовлены из светопроницаемого материала с установленными внутри светодиодными модулями на 256 тысяч цветов свечения. В вечернее время активизируется световое шоу по сценарию.
– Мы считаем, что это нужно и жителям города, чтобы идентифицировать себя с теми природными особенностями, которые существуют на Сахалине, и для повышения узнаваемости самого бренда Сахалина для туристического потока, – говорит Кирилл Ермоленко.
По прогнозу, проект поможет увеличить туристический поток в ближайшие три года на 20 процентов. А окупится он через четыре года. На реализацию идеи необходимо от 15 млн рублей.
«Искусство Востока» – современная художественная керамика
Хабаровский бизнесмен Владимир Намаконов предлагает запустить производство керамики — от фарфора до обычных изделий из глины. На Дальнем Востоке такого рода производств практически не осталось.
– Завод в Хабаровске закрылся в 2005 году. Завод в Приморье закрыли в 2007 году. На сегодняшний день ближайшее предприятие, которое производит керамические изделия, находится в Иркутске, – отметил во время своей презентации Владимир Намаконов.
Для воплощения идеи предпринимателю необходимо финансирование на покупку оборудования, станков. Средства пойдут также на обучение мастеров. С кадрами в этой сфере тотальный дефицит. Меж тем, потребность в посуде в Хабаровске и за его пределами велика — одна только ресторанная индустрия могла бы обеспечить внушительную часть заказов.
На запуск производства необходимо 34 млн рублей. Примерно треть у автора проекта есть, и он готов рискнуть этой суммой.
ИИ и искусство
«Лаборатория нейросетевого искусства» – так называется проект, который придумал актер и режиссер из Хабаровска Виталий Федоров. Опыт в этой сфере у него уже есть — при помощи трех нейросетей он написал гимн для первых международных студенческих игр «Молодость Приморья».
Но творческому хабаровчанину хочется пойти дальше и повести за собой подрастающее поколение. В рамках лаборатории можно больше экспериментировать, «штурмить» командой и создавать продукты, сгенерированные роботом и человеком. Результат сотворчества, весь сгенерированный цифровой контент, можно будет увидеть на выставке-фестивале.
На реализацию необходимо три миллиона рублей, половина суммы уже собрана.
Фильм о креативщиках для креативщиков
Документальный фильм-исследование «Как думают креативные лидеры Дальнего Востока» предложил создать Александр Фаткулин из Владивостока, руководитель видеопродакшена ФАЗА. Автор проекта уверен, что фильм станет своеобразным сборником историй успеха и инструкцией как развиваться на родной земле, пусть и значительно отдаленной от центра России.
– Участники посредством фильма смогут раскрыть и передать способ мышления и картину мира другим. Мы хотим, чтобы творческие люди не уезжали с Дальнего Востока, хотим создать позитивный настрой, – подчеркнул Александр Фаткулин.
Свои взгляды и практики для достижения успеха расскажут 15 героев. В полнометражный фильм войдут интервью, постановочные и репортажные съемки, дополненные графикой, элементами докудрамы, публичными обсуждениями.
Картину планируют распространять через соцсети, онлайн-кинотеатры и фестивали.
Граффити-фест во Владивостоке
Дальневосточный фестиваль уличного искусства Graffest предложил создать Максим Расторгуев из Владивостока. Цель – объединить опытных и начинающих художников уличного искусства и реабилитировать граффити. До сих пор многие ассоциируют эту разновидность стрит-арта с вандализмом. Подрастающее поколение будут учить рисовать не только шрифты, но и персонажей.
Фестиваль будет проходить сразу после ВЭФ. Участники «забьют» огромную стену и превратят ее в яркую достопримечательность.
— Почему именно осень? По всей стране в это время уже холодно рисовать, хуже условия. А у нас – классно! Бабье лето! – объяснил Максим Расторгуев.
Фестиваль поможет увеличить турпоток, считает автор. Участники будут приезжать со всей страны. Необходимое финансирование – 20 млн рублей. Эту сумму эксперты назвали завышенной и порекомендовали доработать проект.
«Бери ресурс»
Алла Джан-Ша на питчинге предложила сделать продолжение своего проекта «Бери ресурс». Он «выстрелил» в 2023 году и был придуман для того, чтобы помочь инициативным хабаровчанам в реализации их идей.
— «Бери ресурс» — это такой проект в проекте, рассказывает Алла Джан-Ша. — Он служит первым пристанищем для тех, у кого есть идея, но кто не знает куда с ней обратиться: в мэрию, к бизнесу, к каким-то общественникам. И вот остаётся человек один со своей прекрасной может быть идеей.
И мы говорим таким людям: «Приходите к нам!». У нас в сообществе есть самые разные специалисты и эксперты: бухгалтеры, юристы, режиссёры, предприниматели. Они могут научить или поделиться — не деньгами, но каким-то ресурсом: техникой, площадкой, информацией. Кому-то надо помочь написать грант, кому -то нужна аппаратура для профессиональной аудиозаписи, а ещё кому-то нужен цветной принтер или публикация в СМИ. Мы это и организуем.
«Музей Переселенцев»
Создать историко-культурный интерактивный проект «Музей Переселенцев» предложила хабаровчанка Елена Карпова. В свою презентацию она вложила личную историю: 97-летняя бабушка рассказывала ей, четырёхлетке, как плыла из Одессы во Владивосток на пароходе, как впервые увидела во время этого путешествия людей с чёрной кожей. В школе учителя не верили в истории Лены и называли их байками. Став взрослой, женщина провела целое расследование на основе архивов и нашла изображение того самого парохода.
— Оказалось, что действительно моя бабушка плыла на пароходе мимо Африки. Истории других переселенцев тоже сохранились, и они тоже важны для потомков, — говорит Елена Карпова.
По словам хабаровчанки, история Дальнего Востока очень тесно связана с историей наших близких людей. Поэтому экспонаты планируемого «Музея переселенцев» – это семейные рассказы, которые горожане, также как сама Елена превратили из «баек» в документально подтвержденные истории
Для реализации проекта необходимо порядка шести млн рублей. Это покупка оборудование с ПО, аренда помещения, зарплата сотрудников. Окупится проект по подсчетам за два с половиной года.
Проект Елены стал одним из трёх, получивших финансирование. Его особо выделил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
— Идею музея переселенцев Елена озвучивала на встрече около двух дет назад. Мне запомнился тот разговор, я неоднократно о нем вспоминал и переживал, что так и остался он разговором, как это часто бывает. И тут такая встреча! Не удержался, даже обнялись на радостях, – поделился Роман Карманов.
Хабаровский девелопер, руководитель деловых объединений Денис Грось, который находился в числе экспертов, отметил пару идей. Он попросил связаться с ним Александра Фаткулина и Аллу Джан-Шу и поговорить более предметно насчет необходимой суммы на проект. Кроме того проект «Бери ресурс» заметили в Корпорации развития Дальнего Востока и предложили масштабировать его на весь ДФО.
Те, кто не получил финансирование, все равно получили свой профит.
— Подобная защита проектов – это, с одной стороны, хорошая тренировка. Правда из-за того, что времени мало не всё успеваешь рассказать. Но для меня огромный плюс, что это творческое комьюнити. Ко мне потом множество людей подошли и сказали, что делают классные вещи. Мы обменялись контактами и может из этого родится что-то новое и крутое, — отметил автор проекта «Лаборатория нейросетевого искусства» Виталий Фёдоров.
Форум прошел на Камчатке 20-23 февраля и собрал более одной тыс. участников из 20 регионов России. В этом году мероприятие впервые прошло в статусе всероссийского.
В сентябре 2022 года президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросам развития туризма отметил важность обеспечения доступности путешествий для жителей страны с любым видом доходов. Глава государства подчеркнул, что в этой сфере, как и в других, нужно в первую очередь руководствоваться интересами граждан.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков рассказал на пленарном заседании форума о своих впечатлениях после общения с молодежью-победителями всероссийского студенческого конкурса по развитию индустрии туризма и гостеприимства «Хочу работать в туризме на Камчатке»: на его вопрос о том, что же производит туризм, они сразу ответили – впечатления.
«Могучая экономика России производит все, что нужно миру: от минеральных удобрений, нефти и газа, золота, других ценных металлов, до рыбы и леса. Но что производит туризм? Я был очень впечатлен и обрадован тем, что ребята ответили моментально – туризм производит впечатления. Значит, их неплохо учат. Продукты туристической отрасли – это самые человечные, самые человеческие продукты – впечатления, яркая память, эмоции. В современной экономике это становится самым важным продуктом», – добавил министр.
По итогам конкурса десять студентов из пяти российских городов приехали на стажировку на Камчатку для работы в туристической отрасли. Финалистов отобрали на Международной выставке-форума «Россия» 24 января. Цель конкурса — привлечение молодых специалистов в Камчатский край и популяризация полуострова как региона, комфортного для жизни и работы.
Глава Минвостокразвития подчеркнул, что у Камчатки значительно больший туристический потенциал, чем у Исландии, которая зарабатывает на туризме три млрд евро в год и до пандемии имела турпоток в два млн человек.
«Камчатка, безусловно, более красивая, но самой отрасли есть еще куда развиваться. Работа по выработке новых мер поддержки больших и малых проектов, направленных на развитие туризма на Дальнем Востоке и в Арктике, будет продолжена. Дальний Восток – это концентрат всего лучшего, что есть в России. Цели по достижению приема Камчаткой одного млн туристов к 2030 году, удвоению авиаперелетов на Дальнем Востоке до четырех млн человек достижимы. Но не в цифрах счастье. Важен искренний созидательный вклад каждого из нас», – сказал Чекунков.
Десять лет назад на полуостров приезжало 50 тыс. туристов в год и для них было доступно 1,5 тыс. мест в гостиницах, в 2023 году турпоток составил 370 тыс. человек, для размещения были готовы уже 8,5 тыс. номеров.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов напомнил, что развитие туризма в России является одним из приоритетов, а возможность россиян путешествовать определена президентом страны Владимиром Путиным, как базовая возможность, которая должна быть создана для граждан. Также глава региона напомнил о вызовах, с которыми сталкивалась отрасль в последние годы, и рассказал о том, как их удалось преодолеть.
«Туризм сталкивается со своими вызовами. Безусловно, в последние годы главным вызовом стала пандемия коронавирусной инфекции, и за время пандемии мы научились особенно ценить места для отдыха, которые характеризуются своей уединенностью, возможностью побыть вместе с природой, включиться в нее. И Камчатка, конечно, яркий пример такого места, которое все более привлекательным становится, и уверен, что в будущем эта тенденция будет только усиливаться. Безусловно, новым вызовом стала геополитическая обстановка, санкции недружественных государств. И снова мы показываем, что наша туристическая отрасль с этим справляется, и снова Камчатка является ярким примером того, как и какой ответ нужно давать санкциям. Наш туристический поток растет с каждым годом. Мы видим растущий интерес жителей нашей страны к путешествию на Камчатку. И более того, я убежден, что именно эти вызовы сыграли нам на руку, позволили нам всем открыть для себя нашу страну Россию, такие уникальные уголки, как Дальний Восток, Север, Арктика, ну и, конечно, Камчатский край», — подчеркнул Владимир Солодов.
В прошлом году значительный вклад в увеличение въездного турпотока на Дальний Восток и, в частности, на Камчатку, внес Китай. С 2023 года возобновились безвизовые групповые поездки.
Как отметила генеральный консул КНР во Владивостоке Пяо Янфань, Китай занимает первое место среди зарубежных стран по числу въездных туристов в Россию.
«Все больше китайцев – особенно молодежи – проявляют интерес к природе, истории и культуре России, в частности на Дальнем Востоке китайцы любят путешествовать в Приморье и на Камчатку. Развиваем проекты культурного, экотуризма, морского и спортивного туризма», – уточнила она.
Из Казахстана в Россию также приезжает много туристов – их количество выросло за год на 27% – свыше трех млн туристов по итогам 2023 года. Примерно столько же в прошлом году приехало в Казахстан россиян. Больше – только в Абхазию и Турцию. Об этом участникам пленарного заседания рассказал посол Казахстана в Москве Ерлан Шамишев.
Большой ценностью для туристов из других стран, из других регионов и для самих дальневосточников являются бальнеологические ресурсы. Если рассмотреть Камчатку в разрезе медицинского туризма с применением, например, термальных источников, то эта тема раскрыта слабо – для имеющегося огромного потенциала. На это, в том числе, обратили внимание участники дискуссии, говоря не только о камчатских бальнеологических возможностях, но и в целом ДФО.
Зампред Госдумы Ирина Яровая отметила важность развития детского туризма в контексте обновления существующей базы. Она предложила создать самые емкие преференции для тех инвесторов, которые приходят под программы детского туризма и детского круглогодичного отдыха.
Для удобства инвесторов, которые планируют проекты и выбирают конкретный земельный участок под него, существует совместный проект Росреестра и властей субъектов РФ. Росреестр ищет свободную землю и включает в оборот. Уже найдено в России 154 тыс. гектара, из которых 12 тыс. – в ДФО. Вся информация содержится в публичной кадастровой карте. Существуют проекты «Земля для стройки» и «Земля для туризма». Как рассказала замруководителя Росреестра Татьяна Громова, Камчатка – в числе первых семи пилотных регионов по участию в проекте «Земля для туризма». Позже подключатся еще около 40 регионов РФ.
«Любой заинтересованный это может увидеть и подать заявку. На точках притяжения туристов найдено большое количество земельных участков, которые можно вовлекать в оборот для туристических целей. В Камчатском крае определено десять объектов туристического интереса, среди которых – санаторий “Жемчужина Камчатки”, природный парк “Ключевской”. Надо об этом информировать инвесторов», – рассказала Громова.
На пленарном заседании было отмечено, что хороший потенциал для развития неиспользованных земель имеет обустройство национальных пешеходных, велосипедных и комбинированных туристических троп. Они могут иметь разные категории – локальные, межрегиональные и национальные. Этот вид туризма имеет все шансы стать самым массовым и популярным. По поручению президента России готовится законопроект о создании национальной системы туристических троп.
Форум устойчивого развития туризма «Путешествуй!» состоялся по инициативе правительства Камчатского края при поддержке Минвостокразвития и Фонда Росконгресс, а также ТПП Камчатского края. Партнерами форума выступил Российский Союз Туриндустрии, информационные партнеры мероприятия – ИА «Восток России» и ИА «ФедералПресс». Форум имеет статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!».
«Сохранить, восстановить, приумножить!» – слоган экологической повестки, актуальный в России и мире. Как наиболее эффективно продвигать ответственное потребление и обязанность компенсировать вред экологии, молодые экоактивисты обсуждали вместе с представителями крупных российских корпораций, которые, в свою очередь, делились опытом реализации экологических проектов.
Сопредседатель Всероссийского экологического общественного движения «Экосистема» Ольга Степченко привела в пример ставшую международной волонтерскую акцию «Сад памяти», которую поддерживают Сбер, РЖД, Росатом, Норникель и другие крупные компании, со стороны правительства РФ проект поддерживают Минпросвещения и Минприроды. Это возможность сделать личный вклад в экологию – каждый может посадить дерево, которое является главным поглотителем углеродного следа человека.
«Каждую весну высаживаем более 27 млн деревьев в честь героев Великой Отечественной войны, в честь героев настоящего времени и в целом сады памяти – это такой символизм, который пронизывает историю всего мира. Акция расширила сильно свой смысл: деревья сажают в честь ученых, актеров, музыкантов – тех, кто помог сделать нашу страну великой. Помимо того, что мы даем возможность каждому снизить свой углеродный след и озеленить свой город, мы даем возможность еще и возвести живой памятник-дерево и посвятить его важному для себя человеку», – отметила Ольга Степченко.
Она добавила, что у каждого есть также возможность присоединиться к акции «Сохраним лес». Ее цель – высадить пять млрд деревьев к 2030 году. Все регионы России в ней участвуют. И без помощи волонтеров здесь не обходится.
По данным ВЦИОМ, в 2022 году акции «Сад памяти» и «Сохраним лес» стали самыми популярными экопроектами в России.
Стать волонтером очень просто – не нужно писать заявлений, достаточно просто прийти и начать действовать. Аудитория гражданских активистов, которые предлагают свое видение решения экопроблем государству, постоянно растет и особенно среди молодежи.
Тренд последних двух лет показывает, что при выборе работы молодежь отдает предпочтение социально ответственным и более экологичным компаниям. А сейчас большинство бизнесов стремятся стать «зелеными». Одним из первых такой подход в России стал развивать Сбер. Здесь есть собственный сервис для вовлечения волонтеров в ESG-повестку – «Сберегаем вместе». Существует и проект по созданию совместного мерча с АНО «Сад памяти» – из переработанных материалов создаются вещи, одежда, обувь.
Представители экологического направления ГК Росатом напомнили, что нельзя говорить об экологической безопасности, пока не разобрались с коммунальными и промышленными отходами, которые генерирует человек. Росатом активно использует отработанное ядерное топливо как сырье, в ход идет и вторсырье, получаемое из отходов 1 и 2 класса. Директор проектного офиса по внутренним коммуникациям и корпоративной ответственности ГК Росатом Анна Жигульская отметила, что госкорпорация имеет четкую цель по развитию экологичности собственных производств и инфраструктуры в рамках своей ответственности.
«Мы развиваем экокультуру в наших 28 городах – там, где Росатом является градообразующим предприятием. Мы хотим, что они стали самыми зелеными, самыми экологичными. У нас есть компетенция по ликвидации последствий накопленного вреда. И нам нужны профессионалы в сфере экологии – до 2030 года мы хотим нанять три тысячи профессионалов в сфере экологии. Нужно соединить наши возможности и ваше движение “Экосистема“. Компания поддерживает экологичные стартапы – мы готовы к вашим предложениям», – добавила она.
В ОАО «РЖД», штат которой насчитывает более миллиона сотрудников тоже активно работает волонтерское движение – в нем задействованы более 135 тыс. работников магистрали. Важнейшими направлениями корпоративного волонтерства в компании называют «Экозащиту» и «Помощь окружающей среде».
Кроме того в России с 2014 года активно развивается детский экологический проект «Эколята – молодые защитники природы». Сейчас он охватывает все регионы страны. Экологическое мышление у детей начинают развивать вместе с речью – уже с детского сада. Причем, воспитанники детсадов и школ участвуют в составе волонтерских движений в практических действиях по сохранению природы.
Молодые экоактивисты – участники форума смогут получить реальные деньги на развитие своих проектов по экологии. Росмолодежь распределит четыре млн рублей в качестве грантов.
На форум «Экосистема. Заповедный край» приехали 450 молодых людей от 14 до 35 лет со всей России, которым важно сохранение окружающей среды. Впервые мероприятие провели на Камчатке в 2022 году. По поручению президента РФ Владимира Путина форум будет проходить на полуострове ежегодно.
Андрей Насонкин, выпускник ДВФУ, работает в своей alma mater ассистентом преподавателя, преподаёт программирование и разработку игр на Unity (Unity — кроссплатформенная среда разработки компьютерных игр – прим ред.), а в свободное время занимается созданием игр вместе со своей командой. В интервью EastRussia рассказал, о начале своего пути в геймдеве (GameDev, от английского games development — «разработка игр» — процесс создания игры: от разработки и дизайна до выпуска на рынок).
— Андрей, для вас и для вашей команды создание игр — это ещё хобби или уже источник дохода?
— По большей части это хобби, но мы хотим сделать это нашей основной работой. Сейчас ищем гранты, инвесторов и финансирование, чтобы полностью сосредоточиться на разработке игр.
— Когда возникла идея заниматься играми? У вас есть какой-то бренд? Сколько вас?
— Нас сейчас 10 человек. Назвали мы себя «Shiza Games» Началось всё примерно пять лет назад, когда мы учились на бакалавриате: мы участвовали в хакатоне — это был геймджем, где за 48 часов нужно было создать игру на определенную тему. Игра-победитель получала приз. Тогда я впервые собрал команду из четырех человек, и, хотя мы ничего не выиграли, это дало нам много опыта и положительных эмоций. После этого мы решили продолжить. За все время мы участвовали примерно в пятнадцати подобных мероприятиях, и нам это до сих пор нравится.
— Когда появилась первая игра, которой вы гордитесь, которую «не стыдно людям показать»?
— Это было во время второго джема, когда мы победили. Тема была «duality» — двойственность, и мы сделали игру про робота с магнитной пушкой. Робот мог либо притягиваться, либо отталкиваться от объектов, в зависимости от полярности. Эта игра до сих пор выглядит достойно, и её не стыдно показать. Мы тогда участвовали в Global Game Jam — этот проект проводится по всему миру, а в ДВФУ была организована локальная площадка для студентов. Мы победили на локальном уровне и получили приз — поездку в Санкт-Петербург на игровое мероприятие. Это нас очень вдохновило.
— На кого вы учились по специальности?
— В моём дипломе написано «Прикладная информатика в компьютерном дизайне». Это направление включает в себя множество дисциплин: от веб-дизайна и программирования до работы с графикой и офисными программами. Мы изучали и C#, и JavaScript, и многие другие вещи.
— Ваша команда — это ваши однокурсники?
— В основном это мои бывшие одногруппники, но есть также несколько ребят с младших курсов и пара знакомых. Все мы учились по одной специальности. У нас есть и художники, но они тоже с факультета прикладной информатики.
— Можно ли вас назвать стартапом?
— Пока мы не зарегистрированы как юридическое лицо, но в будущем хотим это сделать, чтобы участвовать в конкурсах и государственных программах поддержки. Сейчас мы скорее стартап-команда без юридического статуса.
— Правильно ли я понимаю, что вы делали игры для Яндекса и Республики Алтай?
— Это не был заказ. Мы выиграли грант на поездку на Алтай, где за неделю должны были сделать игру. Мы победили на хакатоне и отправились в экспедицию, где создали игру про Алтай. Позже мы выложили её на платформе Яндекс.Игры.
— Игра про Алтай на Яндексе и другая игра — про викингов, они обе там?
— Да, обе игры выложены на Яндекс.Игры. Игра про викингов называется «The Way of Survival». Мы начали её разрабатывать на проекте ASAP Games School и продолжили в рамках акселератора B8. Мы прошли в топ-10 из 60 команд, я ездил в Якутию для защиты проекта. Опыт был отличный, но призовое место мы не заняли.
— И что говорят метрики? Игра уже приносит доход?
— Мы выложили игру на прошлой неделе, и пока в неё поиграло около 250 человек. Среднее время игры — пять минут, что меньше, чем мы ожидали. Некоторые игроки заходят, но быстро выходят, возможно, из-за долгой загрузки. Планируем оптимизировать игру, чтобы улучшить эти показатели.
Доход есть, но… такой… Мы вставили немного рекламы, и за первую неделю заработали 800 рублей. Конечно, это небольшие деньги, но всё начинается с малого. Вообще геймдев — это не только разработка игры, но и её продвижение. Мы недавно начали работать с метриками, анализировать их и строить гипотезы, чтобы улучшить игру и привлечь больше игроков.
— Во Владивостоке наверняка есть другие команды, которые занимаются играми и уже набили руку, почему бы не пойти к ним за опытом?
— Да, есть, например Game Forest — студия, которая занимается играми типа «три в ряд». Можно было бы пойти туда, чтобы понять, как это работает изнутри, но мне хочется пройти этот путь самостоятельно. Их направление больше на массовую аудиторию, а мы хотим делать инди-игры, которые нам самим нравятся. Например, жанра Rogue-lite.
— Что за жанр?
— Rogue-lite — это поджанр Rogue-like. Rogue-like — игры с высокой сложностью, пошаговыми действиями, перманентной смертью и процедурно генерируемыми уровнями, а в Rogue-lite более динамичный, экшн-ориентированный геймплей. Прогресс частично сохраняется между игровыми сессиями, что делает игру более доступной, чем Rogue-like.
— И вы хотите делать исключительно свои игры?
— Да, нам интересно создавать что-то свое: у нас есть идея, мы ее реализуем, зарабатываем деньги и делаем продукт, который, по нашему мнению, будет хорошей игрой.
— Сколько же денег нужно команде, чтобы сделать полноценный игровой проект?
— Мы рассчитывали, что нужно 15 миллионов рублей и полтора года на разработку. Мы взяли зарплаты ниже среднего: 60-80 тысяч для художников и программистов — и это значительно ниже рынка. У нас 10 человек: это около 800 тысяч рублей в месяц на зарплаты, плюс 1,2 миллиона на аутсорс для музыки и других задач.
— Но пока этих денег нет, какие планы на будущее?
— Мы планируем собрать метрики по «The Way of Survival» в течение месяца, выпустить обновления и отправить проект издателям. Надеемся получить обратную связь, чтобы понять, доделывать ли этот проект или переходить к следующему.
Сейчас главная цель — выйти на коммерческий рынок и заработать деньги. Может на этой игре или это будет следующий проект, а может быть и частный заказ. Нужно найти финансирование, так как на одной мотивации уже тяжело тянуться.
Развитие креативных индустрий и использование новых технологий для создания кросс-индустриальных проектов обсудили на профильной сессии ВЭФ-2024
Технологические разработки сегодня активно используются в сферах IT, промышленного дизайна, коммуникациях, помогая создавать высокотехнологичную продукцию и внедрять цифровые сервисы.
Дизайнер Артемий Лебедев считает, что сегодня задействовать ИИ в креативных проектах необходимо – нейросети могут быстро нарисовать качественное изображение, и для этого не нужны художественное образование и навыки рисования. Однако, внедрить созданный нейросетями контент может только человек – потому что только он способен выбрать лучший вариант из сгенерированных и воплотить проект в жизнь, опираясь на свои знания и опыт.
«Пришла моя эпоха, человека, который не умеет рисовать, но при этом я являюсь дизайнером и проектировщиком. Мои мысли, зарождающиеся в мозгу, могут реализоваться на холсте или в виде какого-то предмета просто в результате моего умения ставить задачи», – отметил Лебедев.
Он добавил, что многие дизайнеры уже подключили к работе ИИ и это помогает создавать новые проекты, в частности, в сфере промышленного дизайна.
Лебедев привел пример сотрудничества с Серпуховским заводом по производству лифтов. Совместными усилиями команда студии Лебедева и Серпуховский лифтостроительный завод создали дизайн и интерфейс «лифта будущего». Помимо своей непосредственной функции – поднимать людей и грузы на нужный этаж – интерактивный помощник сообщает сводку погоды, дорожные новости и информацию о пробках, а еще может сделать комплимент и пожелать хорошего дня.
Такого же мнения придерживается и генеральный директор «ГПМ Цифровые Инновации» Дмитрий Чуркин. Он уверен, что технологии могут стать дополнением для создаваемых креативных проектов, но роль человека в сфере производства контента и дизайнерских решений остается доминирующей. Он рассказал о том, как в компании сокращают производственный цикл — например при создании shorts на видеохостинге Rutube для коротких видеороликов используются референсы, затем на них накладывается звуковое сопровождение и после обработки с применением ИИ получается готовый продукт.
Генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050ЛАБ Дарья Топильская уточнила, что о технологиях невозможно говорить без упоминания человека, поскольку их создают непосредственно люди. Даже если активно задействовать ИИ, без участия человека развивать творческие и креативные индустрии не представляется возможным. К примеру, дизайнеры используют технологии как инструмент для создания разовых творческих проектов, а крупные компании привлекают ИИ для того, чтобы запустить серийное производство.
«Сегодня технологии нужно делить на две большие группы: технологии, которые используют дизайнеры непосредственно в творчестве, как инструменты создания чего-то нового, и технологии производства той самой серийной продукции, промышленный дизайн которой мы разрабатываем», – подчеркнула Топильская.
Она также добавила, что в нашей стране промышленный дизайн только начинает развиваться, а создать полный дизайн-проект без участия человека невозможно.
Цифровые методы уже активно используются на улицах городов в оформлении фасадов домов – цифровая реклама перестала быть назойливым и раздражающим фактором из-за использования технологии дополненной реальности и применяется не только в коммерческих, но и в социальных проектах. Как отметила представитель Maer Group Виктория Баркова, сегодня уличные медиа выполняют функцию социальных сетей – самое нужное и интересное транслируется на экранах, тем самым избавляя человека от необходимости просмотра контента на смартфоне.
«Цифровая реклама позволяет создать интересный контент, продумать какой-то интересный креатив, то есть привлечь внимание зрителя и потребителя. Технологии позволяют креативщикам создавать интересный креатив, продумать, как сделать, чтобы реклама была не назойливой, не надоедливой, а наоборот, привлекала внимание», – сказала Баркова.
Генеральный директор группы компаний «Просвещение» Наталья Третьяк подняла вопрос правового урегулирования технологий с использованием искусственного интеллекта. В частности, еще предстоит определить принадлежность авторского права сгенерированного нейросетями контента и необходимости нести ответственность за те смыслы, что в него вкладываются.
«Есть ряд проблем. Не буду скрывать, это вопросы правовой неурегулированности. Авторское право. И не только авторское право, потому что непонятно, кому будет принадлежать сгенерированный контент: обладателю технологий либо промпт-инженеру, который правильно сформулировал, задал вопросы. Но в большей степени, наверное, здесь другая проблематика, – это вопрос ответственности. Кто будет отвечать, если сгенерированный контент неправильный, но это в лучшем случае, а в худшем – наносит вред жизни и здоровью ребенка?» – заключила Третьяк.
Тем не менее, цифровизация коснулась и печатной литературы – все чаще издательства дополняют книги и учебники QR-кодами, отсканировав которые можно попасть на интернет-страницы музеев, театров, общеобразовательных учреждений, прослушать аудиоролики или посмотреть тематическое видео.
Подводя итоги сессии, спикеры пришли к выводу, что технологический прогресс активно помогает развиваться креативной индустрии, создавать новые интересные проекты в сфере IT, дизайна, коммуникациях, в кино и мультипликации, VR и других.
Однако, вытеснить «человеческие смыслы» искусственный интеллект не может, поскольку для реализации даже самых смелых творческих идей технологии не смогут заменить человека.