Генеральное консульство КНР в Хабаровске открыло «зеленый коридор» студентам для оформления учебных виз в Китай. Расширенный режим работы дипмиссии будет работать до конца сентября.
Как пишет Biang.ru, теперь студенты, прописанные в Хабаровском крае, Амурской области, Якутии и ЕАО, могут сами подать все необходимые документы в визовый отдел. Генконсульство готово принять их в порядке живой очереди каждый понедельник, вторник и среду с 9.30 до 12.30 часов. Также на 30 минут продлена работа Генконсульства КНР во Владивостоке.
Напомним, ограничения из-за COVID-19 для студентов были сняты 8 января, но не все российские студенты смогли вернуться на учебу, так как наблюдались сложности с оформлением китайских виз.
К участию в Хабаровском турнире по вэйци, учрежденном Генеральным консульством Китайской Народной Республики, зарегистрировались 120 игроков. И если в прошлом году это были дальневосточники и сибиряки, то на этот раз за игровыми столами сидели и гости из Москвы и Подмосковья, причём из числа гроссмейстеров.
Справка
Традиционная китайская настольная игра 围棋 вэйци в России более известна как го. Однако в КНР ревностно относятся к своему названию, не уставая напоминать, что игра зародилась именно в Китае. Вэйци относится к стратегическим, территориальным играм. Пространство, на котором ведется игра представляет собой деревянную или бумажную доску, расчерченную девятнадцатью поперечными и девятнадцатью продольными линиями. Соперники сражаются при помощи 360 белых и черных камней, а основная задача игроков сводится к захвату большей части территории доски.
— У нас есть амбициозная цель сделать этот турнир самым престижным на Дальнем Востоке России, — отметил в своём приветственном обращении Генеральный консул КНР в Хабаровске господин Цзян Сяоян. — Это логично, потому что Хабаровск — самый важный город на Дальнем Востоке России, в том числе и по физкультуре и спорту он всегда занимает лидирующие позиции. Вэйци — это спорт и культура. И этот турнир можно считать важным событием годов российско-китайской культуры, которые сейчас проходят в наших странах.
Среди тех, кто внимал словам Генконсула, в основном подростки: хотя вэйци имеет в России и Советском Союзе достаточно давнюю историю, широкий интерес к этой игре возник сравнительно недавно, и она стала «делом молодых». Примечательно, что самому юному воспитаннику Хабаровской краевой федерации пять лет и он собирался принять участие в нынешнем кубке, но… заболел. А девятилетний воспитанник краевой федерации Святослав Мельников уже имеет в арсенале два серебра всероссийского значения. Одно из них он завоевал на Кубке Посла Китая в Москве в зачете до 9 лет.
— Да и у нас в Хабаровске, и в целом по Дальнему Востоку в вэйци играют, главным образом очень молодые люди, дети, подростки, — рассказала EastRussia Директор Кубка Ольга Гончарова. — И сама Хабаровская федерация молодая – нам 10 лет. Кстати, ещё один интересный факт, на который обратил внимание главный судья турнира: в списке зарегистрированных много одинаковых фамилий. Это потому, что у нас играют семьями!
Что касается взрослых, то во всероссийском рейтинге по состоянию на конец октября лучший игрок представляющий Хабаровск — недавний студент Шэнь Шици: он на 38-ой позиции, на 107-ой строчке господин Генконсул КНР в Хабаровске Цзян Сяоян: правила Российской федерации допускают возможность игрокам выбрать город, за который они выступают. Самый успешный игрок с постоянной пропиской в Хабаровском крае — Сергей Ходжер — 236-ой.
Впрочем, рейтинг и успехи — дело наживное. По словам президента Российской Федерации Го Максима Волкова Хабаровску есть куда расти и все условия для этого сейчас созданы.
— Мы осваиваем очень плотно онлайн-школы, и теперь в общем-то преподавание можно вести, не теряя в качестве, как в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Челябинске, Владивостоке, в том числе и в Хабаровске, — рассказал он в беседе с корреспондентом EastRussia.
Конечно же и сам турнир стал ценным уроком для всех его участников, тем более что в этом году в нём приняли участие топовые игроки. Такие, например, как Тимур Санкин — 39-летний обладатель 6-го дана, занимающий 9-ую строчку в общероссийском рейтинге, двукратный чемпион России, президент Московской федерации, организатор Кубка Посла Китая.
Тимур обучался премудростям вэйци в самом Китае, у местных гроссмейстеров. На первом Кубке Генконсульства КНР в Хабаровске Тимур был главным судьей, но в этот раз решил вступить в интеллектуальную схватку.
— Да, в этом году я за столом. И конкуренты здесь есть, — поделился Тимур перед стартом соревнования. — Приехали серьезные ребята: Деменьшин Рахмат из Подмосковья — у него пятый дан, приехал Шэнь Шици — четвёртый дан, Савва Мезин — пятый дан, это мой ученик из Москвы, он уже не раз меня обыгрывал, в том числе год назад меня обыграл на пол-очка на Кубке Генконсула Иркутска… так что конкуренты есть.
Как раз между фаворитами турнира и разыгралась борьба за призовые места, и результат удивил организаторов: неожиданную игру показал Шэнь Шици. Он одержал верх над Тимуром Санкиным! А затем победил и его ученика Савву Мезина! И если был не проигрыш Рахмату Деменьшину, то… Но сослагательное наклонение уже неуместно. Первое место занял 19-летний Рахмат Деменьшин из Сергиева Посада, серебро у Шень Шици, а Тимур Санкин опередил таки своего ученика, заняв третье место. Савва Мезин стал четвёртым.
— Такие ситуации становятся украшением любого турнира, — комментирует Ольга Гончарова. — Обычно расстановку победителей с высокой долей вероятности можно предсказать заранее, но у нас получилась настоящая интрига. Да, Шень Шици говорил в интервью накануне начала Кубка о том, что надеется победить Тимура Санкина, но сам же и оговаривался, что это маловероятно, и тут такое…
К слову — в мировом ТОП-10 первые семь строчек занимают китайские игроки, ещё трое — выходцы из Южной Кореи. Однако, как подметил господин Цзян Сяоян, всё может измениться.
— В России уже есть очень сильные игроки, и я думаю, что в ближайшее время их мастерство очень быстро повысится. Русский народ очень умный, сколько выдающихся игроков в шахматы имеют российские корни! Поэтому, я думаю, что и в такой интеллектуальной игре как вэйци они покажут всё, на что способны и добьются высочайших результатов, — поделился Генеральный консул КНР в Хабаровске.
Правительство работает над нацпроектом, предусматривающим внедрение отечественных цифровых решений в бизнес. Как предпринимателям подготовиться к новым реалиям?
С 2018 года Россия живёт в парадигме национальных проектов, охватывающих практически все значимые сферы жизнедеятельности государства. Процесс «оцифровки» экономики не является исключением. Создание безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, перевод государственных органов на отечественное программное обеспечение, подготовка квалифицированных кадров – далеко не полный перечень задач нацпроекта «Цифровая экономика», реализация которого заканчивается в декабре 2024 года. С 2025 года «Цифровую экономику» сменит «Экономика данных» – новый нацпроект, рассчитанный до 2030 года.
Не погружённый в тему читатель решит, что меняется лишь название госпрограммы при сохранении прежнего содержания. На деле же «Экономика данных» впервые формулирует задачу перевода бизнеса на цифровые рельсы, тем самым знаменуя новую эпоху взаимоотношений государства и предпринимателей в вопросе цифровой трансформации. «Я бы не разделял цифровизацию государственного управления и бизнеса», – заявил вице-премьер Дмитрий Григоренко, отвечая в ходе Восточного экономического форума на вопрос о новом нацпроекте. «Без данных цифровизация не работает, а данные генерит не государство, а бизнес», – подытожил зампред правительства. И действительно, согласно просочившимся в прессу сведениям, «Экономика данных» одной из своих задач видит перевод к 2030 году 80 % организаций ключевых отраслей экономики на российское ПО.
Возникают резонные вопросы — кто и как будет отчитываться за переход бизнеса на российское ПО? Какие обязательства ложатся на предпринимателей и какими средствами их выполнять? Вероятно, что рано или поздно бизнес начнёт представлять новую форму отчётности в Росстат. При этом цифровизация как таковая делает бизнес-процессы крайне прозрачными, а значит и безбоязненно завышать показатели внедрения IT-решений будет крайне сложно, если вообще возможно.
Ожидаемо, что с 2025 года региональные подразделения Минцифры начнут строго следить за долей «оцифрованных» компаний. На начальной стадии ведомство наверняка будет убеждать собственников и руководителей предприятий своевременно внедрять отечественное ПО, проводя обучающие курсы и семинары. Однако по мере приближения итогового отчёта 2030 года действия Минцифры будут иметь всё более принудительный характер. На начальной стадии это может выражаться в дополнительных фискальных нововведениях за отказ от использования отечественного ПО. Тем более, что тенденция введения дополнительных сборов за использование иностранного софта прослеживается уже сегодня. В дальнейшем правительство может перейти и к прямым карательным мерам. Как вариант, возможно введение административных штрафов за уклонение от внедрения рекомендованного ПО, наподобие статьи 13.11.2 КоАП РФ о незаконном использовании принадлежащих иностранным лицам программ и информационных систем.
Ожидаемо, что одной из самых проблемных отраслей нацпроекта «Экономика данных» может стать рыбохозяйственный сектор. Несмотря на усилия Минцифры и Росрыболовства, рыбная отрасль остаётся одной из самых архаичных сфер российской экономики. По оценкам самих рыбопромышленников, сегодня до 70 % компаний рыбной отрасли избегают электронного документооборота в работе с контрагентами. Подобный подход не только осложняет ведение бизнеса, но и создаёт дополнительные риски. Не секрет, что контролирующие органы всё с большим подозрением относятся к бумажным документам. В результате не исключён вынужденный переход собственников рыбного бизнеса в другие сферы предпринимательской деятельности, либо отказ от управления компаниями в пользу правопреемников.
На деле же цифровизация не так страшна, как кажется многим. Безусловно, внедрение IT-решений вынуждает держать документы в порядке и вести своевременный учёт складских остатков. Однако сделав порядок своей привычкой можно избавиться и от постоянного аврала в бизнесе. Рыбопромышленники порой удивляются тому, как селлеры маркетплейсов управляют бизнесом с мобильного телефона. Безусловно, рыбный промысел доставляет больше хлопот, нежели онлайн продажа одежды или детских игрушек, однако и для рыбной отрасли уже разработаны современные технологические решения, способные значительно разгрузить собственников и управленцев.
Предпринимателям следует разобраться с представленными на рынке сервисами оцифровки бизнес-процессов. Необходимо понять, какие именно процедуры занимают наибольшее количество времени и ресурсов. У промысловиков зачастую к таковым относится поиск свободных складов для хранения добытой рыбы; у переработчиков – поиск покупателей. И на тот, и на другой случай уже существуют проверенные цифровые ресурсы, остаётся лишь освоить и внедрить их в бизнес-процессы. Самым сложным здесь, как правило, становится цифровая «трансформация» самих сотрудников. Нередко менеджеры препятствуют внедрению новых технологий, порой доводя ситуацию до негласного саботажа указаний руководителя. В большинстве же случаев это говорит о том, что собственник компании находится на правильном пути.
Экономическая и политическая ситуация последних лет заметно сказалась на всем российском бизнесе. Одна из наиболее «пострадавших» сфер — логистика. Компаниям пришлось в срочном порядке перестраивать логистические маршруты и налаживать связи с новыми партнерами. Ускорить эти процессы призвана повсеместная цифровизация, которая поддерживается на государственном уровне. Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали», рассказал, как цифровизация и другие меры помогут хабаровским компаниям снизить расходы на транспортную логистику.
После принятия нового государственного курса — поворота на Восток — Хабаровский край стал одним из ключевых логистических узлов России. По информации губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина, основные задачи для развития логистики в регионе — это модернизация портов Ванино и Советская Гавань, строительство нового Кузнецовского тоннеля, второго моста через Амур и дороги к пункту пропуска на острове Большой Уссурийский, а также электрификация железнодорожных путей до Охотского моря.
Транспортная инфраструктура края уже развивается совместно с Народным правительством провинции Хэйлунцзян. Сейчас действуют пропускные пункты Хабаровск – Фуюань, Хабаровск – Тунцзян и смешанный Покровка – Жаохэ. По итогам 2023 года грузооборот транспортного комплекса в регионе составил 238 млн т·км, а за первую половину 2024 года — более 100 млн т·км, превысив этот показатель за аналогичный период прошлого года.
Сейчас регион реализует 25 инвестпроектов в сфере транспорта и логистики, общая сумма которых составляет 700 млрд руб. Практически пятая часть инвестиций, по результатам 2023 года, сосредоточена в двух крупнейших логистических проектах — строительстве логистического комплекса OZON и восстановлении речного порта в Комсомольске-на-Амуре. Последний проект тесно связан с созданием международного транспортно-логистического комбинированного коридора «река-море» с перевалкой грузов через порты в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Николаевске-на-Амуре.
При этом, компании Хабаровского края осваивают новые экспортные направления. За 2023 год доля несырьевого неэнергетического экспорта региона выросла на 8,5%, а в 2024 году — еще на 1,5%. Сейчас основные экспортируемые товары — рыба, ракообразные, шпон, пиломатериалы, стальная заготовка и золото в слитках.
Но несмотря на мощные перспективы развития, хабаровские компании все еще испытывают проблемы с логистикой. Перестроившиеся маршруты, неудовлетворительное состояние магистралей и погранпереходов, дефицит персонала — все это повышает расходы на логистику и вызывает задержки в доставке грузов.
Чтобы сократить затраты на логистику, стоит изучить варианты доставки товаров. Например, самыми дешевыми считаются морские перевозки, а самыми удобными — автомобильные. Комбинируя несколько видов транспорта, компания сможет построить оптимальный маршрут.
Еще одно решение — это консолидация грузов, когда груз перевозят в одном контейнере с товарами других компаний. Этот способ дольше, но дешевле. Есть смысл попробовать такие перевозки, если компания не привязана к срокам.
При планировании расписания отправок нужно учитывать «пиковые» периоды, когда груз точно задержится, и компания сможет потерять из-за этого деньги. Например, в Китае очень масштабно отмечается местный Новый год — если вы запланируете отправку перед самым праздником, то рассчитывайте на более длительное время доставки. И, естественно, в праздничные даты никто из китайцев работать не будет.
Понять, как и когда формировать отправки, чтобы сэкономить, поможет аналитика. Для этого нужно внедрить цифровые инструменты для управления процессами — с их помощью можно отследить, в какие дни и по каким маршрутам лучше отправлять грузы. Кроме этого, компания сможет оптимизировать бизнес-процессы, разгрузить сотрудников и сократить время на решение рутинных задач.
Рассмотрим подробнее, какие инструменты использовать, чтобы оптимизировать затраты на логистику:
● Электронный документооборот. Составлять, утверждать и подписывать бумажные документы — очень долго, к тому же они всегда могут потеряться. Цифровые инструменты позволяют сократить обмен документами до нескольких секунд — компания сможет быстрее заключать сделки и оформлять поставки.
● GPS. Отслеживание местоположения позволит анализировать маршруты и впоследствии выбирать самый оптимальный. К тому же, у компании больше контроля над грузом — он не сможет неожиданно «потеряться».
● ERP. С помощью платформы для управления бизнес-процессами можно автоматизировать учет и продажи, анализировать затраты, а также выполнять массу других рутинных операций. Это особенно удобно в условиях кадрового дефицита.
● WMS. Система управления складом поможет управлять процессами поступления, хранения, комплектации, упаковки и отгрузки отправлений. Используя ее, можно значительно сократить расходы на обработку отправлений и избежать ошибок.
● Платформы для организации перевозок. Они помогают быстро найти партнера-перевозчика, отследить маршрут и проконтролировать доставку. Кроме этого, проанализировать работу на каждом этапе и автоматизировать от рутинные процессы.
В сегодняшних условиях, где Хабаровский край становится одним из крупнейших логистических хабов, растёт конкуренция. Учитывается всё — и скорость поставок, и стоимость товаров, и быстрота сервиса. Компании, которые игнорируют современные технологии, вскоре не смогут конкурировать с теми, кто перешёл «цифру».
Поэтому с каждым годом все больше хабаровских заводов и предприятий задумываются об оцифровки бизнеса. Учитывая перспективы развития Хабаровского края как транспортного узла, поддержку государства и растущий объем экспорта в дружественные страны, стоит ожидать, что интерес к цифровым инструментам будет только расти.
Ежегодно Камчатку посещают около 300 тыс. туристов, причем самостоятельных путешественников становится все больше. Такие гости бронируют жилье заранее, а свой отдых начинают формировать уже после прилета на полуостров, находясь в отеле. Эти изменения диктуют свои правила — необходимо внедрять электронные торговые площадки по продаже туристических продуктов и услуг. О важности цифровизации туристической отрасли рассказал министр туризма Камчатского края Владимир Русанов.
- Камчатский край стал первым регионом, который заговорил о важности внедрения цифровых технологий в операционной деятельности местного турбизнеса. Как вы пришли к этому решению, чем оно продиктовано?
- Цифровая революция в данный момент постепенно происходит во всех российских регионах, в том числе дальневосточных. Но цифровизация, когда сферы услуг перешли в электронные платформы, произошла в городах-миллионниках, в столице намного раньше. Поэтому большинство путешествующих туристов как раз и приходятся на долю таких больших городов. Мы видим важность оцифровки услуг, потому что в больших городах люди уже привыкли к таким сервисам: заказу еды, бронированию отелей или мест в ресторанах, каршерингу. Мы поняли: чтобы путешественникам было удобно, нужно оцифровывать туристические услуги. И так оказалось, что мы действительно начали это делать одними из первых в России.
Важно понимать, что готовых решений по оплате туристических продуктов в России на данный момент нет. Существуют всем известные электронные торговые площадки, но именно в сфере туризма подобного продукта не существует. Да, появились сервисы по бронированию гостиниц. Но если отмотать на несколько десятилетий назад, то становится понятно, за счет чего у нас сейчас все хорошо с бронированием отелей. Потому что всем известная система бронирования номеров давным-давно зашла в Россию, делались очень большие инвестиции в продвижение сервиса электронного бронирования, его популяризацию и внедрение. Создавались различные программы по обучению работы персонала отелей с этой системой, а для потенциальных туристов проводились масштабные рекламные кампании. Благодаря этому сфера гостеприимства очень хорошо развилась. Даже когда эта система бронирования ушла из страны, то рынок моментально заняли наши компании и сделали это довольно успешно. Но вот чтобы купить турпродукт, такого нет. Мы стали изучать причины, почему данное направление не вызывает интереса у наших туроператоров и, как нам кажется, поняли в чем дело. Сейчас в этом направлении активно работаем.
- Каковы результаты? Есть ли уже какой-то эффект?
- Эффект пока небольшой, но весной этого года на нашем всероссийском туристическом форуме, который проходил в феврале на Камчатке, мы увидели, что у наших туристических операторов действительно появился интерес. Еще несколько лет назад такого не было. Наши туристические операторы, наши представители сферы гостеприимства увидели в этом перспективы, и пошли нам навстречу в развитии цифровизации.
- Камчатка большая, есть много разных интересных локаций и бывают турпакеты с большими предложениями. Удается ли «упаковать» такие сложные турпродукты?
- Сейчас на нашем сайте visitkamchatka.ru есть несколько таких продуктов. Конечно, пока на это расходуется очень много сил, потому что в целом туристический рынок Камчатки еще к этому не готов – наши основные туристические продукты очень сильно зависят от погоды. В момент, когда погода неожиданно меняется, текущие цифровые инструменты нашего туристического бизнеса не позволяют тут же быстро и гибко делать другие предложения клиентам. Поэтому одна из главных стратегических задач – сделать цифровые инструменты, которые позволят и туристу, и туроператору оперативно менять заранее купленную туристическую программу с какими-то доплатами, апгрейдами или иными инструментами. Конечно, мы понимаем, что это колоссальная работа, и мы только в самом начале этого пути.
- Как вы считаете, господдержка повлияет на ускорение цифровизации туруслуг?
- Вопрос господдержки пока открытый. Мы понимаем, когда государство берет на себя часть рисков предпринимателей, то это, с одной стороны, может содействовать ускорению развития, но с другой стороны, мы иногда сталкиваемся и с тем, что когда государство берет на себя риски бизнеса, то некоторые предприниматели, относятся к этой помощи довольно халатно. То есть, когда предприниматель тратит свои деньги, он знает их цену, а когда это деньги государства, то ощущение их ценности снижается. Поэтому возникает вопрос – тратить деньги на господдержку предпринимателей и на оцифровку их продуктов или все-таки направить эти деньги на совершенствование маркетплейса, чтобы его инструменты были намного более полезны и удобны как для предпринимателей, так и для туристов.
- К какому варианту вы склоняетесь?
- По моему мнению, ставку нужно делать на второй вариант.
КОНТЕКСТ
Сфера обработки данных стремительно развивается в Китае, становясь движущей силой роста экономики и цифровых преобразований страны.
По информации Государственным управлением данных Китая (ГУД), в прошлом году объем данных, созданных в стране, составил 32 зеттабайта, что сопоставимо с объемом цифрового контента более чем 10 миллионов национальных библиотек.
Возникшая благодаря применению информационных технологий индустрия обработки данных представляет собой комплексное направление, включающее множество цифровых операций, таких как сбор, хранение, обработка, управление данными, их использование, распространение и осуществление транзакций.
Когда концепция «больших данных», некогда воспринимавшаяся как абстрактная, начала активно внедряться в бизнес-процессы, это предоставило компаниям широкие возможности для улучшения эффективности и расширения рыночного присутствия.
В 2023 году объем китайского рынка баз данных превысил 52 миллиарда юаней (примерно 7,28 миллиарда долларов США), а к 2028 году прогнозируется его рост до 93,03 миллиарда юаней.
В 2022 году объем рынка транзакций данных составил 87,68 миллиарда юаней, что составляет 13,4% от мирового рынка данных. Согласно прогнозам, к 2030 году этот показатель превысит 500 миллиардов юаней.
Александр Еременко, профессор Академии цифровой трансформации, преподаватель Восточного института ДВФУ рассказал EastRussia как обстоят дела в отрасли в РФ и прокомментировал китайские успехи.
Цифровизация проникает в различные сферы экономики. Торговля, промышленное производство, логистика — далеко не полный список отраслей, где наличие цифровых сервисов уже никого не удивляет. Однако рыбная отрасль не отличается глубоким проникновением современных организационных решений. О государственных мерах «оцифровки» рыбохозяйственного комплекса, проблемах и перспективах этого процесса — в материале эксперта EastRussia Юлии Беликовой.
О достижениях и трудностях
Рыбная отрасль — важный сектор российской экономики. В 2022 году отечественные промысловики добыли 4,8 % мирового улова водно-биологических ресурсов (ВБР), что в абсолютных цифрах составило 4,5 млн тонн. В 2023 году улов российских рыбаков достиг рекордных за 30 лет 5,3 млн тонн. Отрасль находится в фокусе постоянного внимания руководства страны. Только в текущем году президент РФ провёл не менее десяти мероприятий, касавшихся проблем рыбохозяйственного комплекса. Глава государства встретился с руководителями Росрыболовства, Минсельхоза и Росприродназора, принял доклады губернаторов Сахалина и Чукотки, пообщался с предпринимателями Дальневосточного федерального округа, представителями агропромышленного комплекса и студентами Калининградской области.
Рыбная отрасль уверенно развивается, хотя и не без проблем. Сложности, в основном, вызваны низкой экономической эффективностью рыбопромысловых компаний. Проблема особенно характерна для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, где по состоянию на май 2023 года у 90 % рыбопромысловых судов были превышены нормативные сроки эксплуатации. По сути, в рыбной отрасли ДФО сегодня сложился «идеальный шторм». С одной стороны, растущие затраты на содержание и обновление флота и перерабатывающих мощностей приводят к закредитованности компаний и увеличению себестоимости продукции. С другой, потеря части международных рынков ужесточает конкуренцию за внутренних и внешних клиентов, вынуждая промысловиков и переработчиков снижать отпускные цены.
Стратегия цифровой трансформации
Одним из путей преодоления проблем рыбной отрасли представляется её всеохватная цифровизация. Положительным примером здесь может служить Китай. В 2012-2020 годах КНР во многом благодаря цифровым технологиям превратилась из главного нетто-экспортёра морепродуктов в крупнейшего нетто-импортёра и переработчика ВБР. Важно, что наше государство видит данный тренд и интегрирует «цифру» в отрасль. Новый этап цифровизации рыбного хозяйства начался с принятием в ноябре прошлого года доработанного варианта «Стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года». Пожалуй, основной новеллой документа является внедрение искусственного интеллекта в сельское хозяйство. Кроме того, к марту 2025 года правительство планирует запустить единую цифровую платформу, которая интегрирует информационные ресурсы Минсельхоза и Росрыболовства с электронными системами других ведомств.
Удивительно, что столь важный для рыбного хозяйства нормативный акт практически не обсуждался профессиональным сообществом, равно как и не нашёл отражения в профильной прессе. Вероятно, недостаток внимания к вопросам цифровизации вызван сложившимися в рыбной отрасли обычаями делового оборота. Промысловики и переработчики привыкли жить «по-старому», избегая новаций и перемен. Для отрасли считается нормальным скрывать информацию о контрагентах, суммах и объёмах сделок. В результате цены на рынке диктуют крупные покупатели, а не производители. Добытчики и переработчики вынуждены снижать себестоимость товара, предпочитая в некоторых случаях экономить на его качестве.
Из «красного» в «голубой» океан
Экономисты Рене Моборн и Чан Ким описывают сложившуюся в рыбной отрасли ситуацию как «красный океан», признаками которого являются ограниченность и закрытость рынка сбыта. Жизненный пример «красного океана» — небольшой посёлок с несколькими продуктовыми магазинами, где представлен схожий ассортимент товаров. Именно таким «посёлком» сегодня является отечественный рыбопромышленный комплекс.
Цифровизация же рыбной отрасли сформирует в рыбохозяйственном секторе так называемый «голубой океан», который, согласно концепции Моборна и Кима, характеризуется неограниченным рынком сбыта и возможностью продавца предлагать качественный продукт по подходящей для массового потребителя цене. Жизненным примером «голубого океана» является поездка сельского фермера на ярмарку в столицу, где его товар «разлетается» за несколько часов. Создание цифрового «голубого океана» в рыбной отрасли позволит промысловикам и переработчикам выйти на широкий круг клиентов и более не зависеть от цены, навязанной узким кругом постоянных покупателей. Преимуществом данной стратегии является возможность производителя прогнозировать выручку от продаж и эффективно выстраивать бизнес. Кроме того, избавившись от постоянной конкурентной борьбы промысловики и переработчики смогут сконцентрировать усилия на создании нового растущего спроса.
Цифровизация: взгляд бизнеса и государства
Российское государство уже разработало и внедрило комплекс цифровых инструментов для построения новой модели рыбохозяйственного сектора. Это и система «Меркурий», и электронные рыболовные журналы, и сервисы мониторинга судов и ресурсов. Однако вектор государственной цифровизации по большей части направлен на «обеление» добычи, перемещения и продажи ВБР. Внедряемые сервисы облегчают осуществление контрольно-надзорных функций государства, но не оптимизируют доступ промысловиков к рынкам, чего недостаточно для перехода из «красного» в «голубой океан».
Качественные изменения в рыбохозяйственном секторе возможны лишь за счёт профильных «рыбных маркетплейсов», которые создадут единое цифровое пространство для всех участников рынка. Для сравнения можно вспомнить историю Wildberries и Ozon, сделавших революцию в сфере потребительской розницы. В рыбной отрасли сегодня уже функционируют такие интернет-ресурсы b2b-торговли как Фишери, FishNet, FishStat, fishplace.ru. Однако государственный регулятор видит цифровую трансформацию в первую очередь как способ контроля за транзакциями и складским учётом рыбной продукции. Из перечисленных интернет-сервисов на сегодня только fishplace.ru является полноценной площадкой, решающей задачи и бизнеса, и государства. Остальные же сайты на данный момент имеют функционал схожий с досками объявлений.
Трансграничные цифровые рынки
Дополнительным аргументом в пользу развития отраслевых электронных экосистем является возможность освоения новых международных рынков. Когда «недружественные» страны отказались от работы с российскими промысловиками, онлайн площадки позволят подключить новые иностранные компании, а значит помогут отечественным предприятиям найти зарубежных контрагентов. К слову, в текущем году российские промысловики намерены начать добычу ВБР в Африке. Новые правила малоизвестных рынков неизбежно повлекут за собой и новые трудности. Создание же трансграничного цифрового рынка сделает сопряжение российского и африканского рыбных хозяйств более плавным и бесшовным.
Таким образом, цифровизация рыбной отрасли представляется не только естественным процессом, но и жизненной необходимостью. Российское государство в данном процессе идёт в ногу со временем, демонстрируя гораздо более прогрессивные взгляды, нежели большая часть участников рынка. Требуется лишь более широкий взгляд регулятора на проблему. Что касается промысловиков, то лидерами отрасли в средне- и долгосрочной перспективе станут компании, которые начнут осваивать «цифру» уже сегодня.