Поделиться
Госдума ввела квоты для самозанятых таксистов на период перехода к локализации автопарка
Поделиться

Тематическое фото. Автор/источник: Soho A Studio/Shutterstock

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, устанавливающий ежегодную квоту для самозанятых водителеи такси в размере 25% от общего числа зарегистрированных автомобилей такси в региональном реестре на начало года. Мера призвана обеспечить поэтапную адаптацию отрасли к требованиям локализации автомобилей.

Как пишут «Ведомости», поправки к закону о локализации такси 580-ФЗ, внесенные 30 октября группой депутатов, позволят самозанятым включать в реестр свои автомобили, которые не соответствуют требованиям локализации, даже после вступления базового закона в силу с 1 марта 2026 года. Уполномоченные органы должны ежеквартально не позднее первого числа третьего месяца публиковать на официальных сайтах данные о нераспределенном объеме квоты; действие этого механизма предусмотрено до 1 января 2033 года. После этой даты самозанятые смогут работать в такси только на автомобилях местнои сборки. Для включения машины в региональныи реестр транспортное средство должно находиться в собственности более шести месяцев, а владелец обязан использовать его без привлечения третьих лиц.

Одновременно меняется порядок выдачи разрешении: самозанятые получат возможность работать в любом регионе России, а не только по месту регистрации. При этом применение закона отложено для ряда территории: в ДНР, ЛНР, Херсонскои и Запорожскои областях — до 1 марта 2030 года; в Калининградскои области и регионах Сибирского федерального округа — до 1 марта 2028 года; в Дальневосточном федеральном округе — до 1 марта 2030 года.

Согласно требованиям закона о локализации в таксомоторных перевозках, автомобиль сможет попасть в реестр при соответствии балльнои системе Минпромторга, при этом для работы в такси он должен набрать не менее 3200 баллов к началу действия закона. Дополнительным условием названо производство в рамках специнвестконтракта СПИК, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года; также допускается расширение перечня по более поздним СПИКам — по решению правительства. С 1 января 2033 года единственным критерием для внесения автомобиля в реестр станет соответствие балльнои оценке локализации.

Сейчас в перечень допущенных к работе в такси машин включена продукция шести брендов: «АвтоВАЗ», УАЗ, Sollers, Evolute, Voyah и «Москвич». В Минпромторге ранее отмечали, что список будет дополняться; среди претендентов назывались АГР, «Автотор» и Haval.

В Агентстве трансформации и развития экономики АТРЭ оценили, что квоты в 2026–2030 гг. позволят сократить снижение рынка по числу вовлеченных автомобилей к концу года до 785 000 единиц против 749 000 при принятии закона без поправок, а также уменьшат отток водителеи. По расчетам АТРЭ, численность занятых в таксомоторных перевозках составит 632 000 человек в год против 603 000 в базовом варианте.

В сервисе заказа такси «Максим» заявили, что самозанятых следует полностью вывести из-под действия закона о локализации, поскольку их доля в сводном реестре перевозчиков составляет около 66%. По оценке компании, в собственности самозанятых находится 200 899 автомобилей от общего парка), и при сохранении ограничении, по их мнению, дальнейшая легализация перевозчиков станет невозможна; там также допустили, что квоты сильнее ударят по небольшим региональным рынкам и могут спровоцировать уход водителей в райдхейлинг.

В ассоциации «Национальный совет такси» считают, что принятые поправки помогут сохранить самозанятых водителей в отрасли в среднесрочной перспективе. Там также указали, что разрешение подрабатывать в такси не только по месту регистрации расширит возможности дополнительного заработка в регионах, а средний доход от такой занятости оценивается примерно в 45 000 руб. в месяц.

О том, с какими настроениями нововведений ждут дальневосточные таксисты см. материал EastRussia «Дальневосточное такси: в правом руле нет больше смысла?»

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Концессиям нужен арбитр

Концессионный механизм нуждается в доработке, считают эксперты. С 1 сентября ужесточатся требования к концессионерам в сфере ЖКХ, но остается под вопросом, будут ли изменения законодательства способствовать привлечению инвесторов. Пока концессии непопулярны у бизнеса, а на фоне высокой ключевой ставки некоторые регионы замораживают проекты. Как деловое сообщество видит решение проблемы, что об этом думают эксперты, и есть ли альтернатива концессиям для развития территорий, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Узаконивая мерзлоту

Ущерб от таяния мерзлоты только в регионах Арктической зоны РФ может превысить 7-10 трлн рублей к 2050 году. Эксперты предлагают принять федеральный закон о вечной мерзлоте, а также профильную государственную программу. К таким выводам пришли участники сессии «Невечная мерзлота» на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Сессия организована ФАНУ «Востокгосплан» при поддержке Минвостокразвития России.

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточное такси: в правом руле нет больше смысла?

Уже в следующем году возить пассажиров таксисты в России смогут на машинах лишь определенных марок. Их 22, и большая часть из них — отечественного производства. Сделано это, как заявляется, из благих целей — повышения качества пассажирских перевозок.
Отдельной строкой в документе, который родился в недрах Минпромторга РФ, прописан Дальний Восток, где, с учетом доминирования праворульных японских машин, вводится своего рода отсрочка — до 1 марта 2030 года. Корреспондент EastRussia пообщался с участниками рынка из разных регионов ДФО, чтобы выяснить, готовы ли местные таксисты пересаживаться справа налево.

Читать полностью
Поделиться
«Я пассажиров не игнорирую, я их не слышу, но везу куда надо!»: история глухого таксиста

Сергей Гераськин восьмой месяц сотрудничает с Яндекс.Такси в Благовещенске Амурской области. Родился он здесь же 24 года назад здоровым ребёнком, но ещё в младенчестве из-за болезни потерял слух. В специализированной школе для глухих выучил русский жестовый язык и предметы общеобразовательной программы. После — взрослая жизнь и поиски подходящей работы.

Узнать, каково это — работать с людьми и техникой, когда ничего не слышишь — EastRussia помогла сурдопереводчик Мария Духненко.

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточное такси: в правом руле нет больше смысла?

Уже в следующем году возить пассажиров таксисты в России смогут на машинах лишь определенных марок. Их 22, и большая часть из них — отечественного производства. Сделано это, как заявляется, из благих целей — повышения качества пассажирских перевозок.
Отдельной строкой в документе, который родился в недрах Минпромторга РФ, прописан Дальний Восток, где, с учетом доминирования праворульных японских машин, вводится своего рода отсрочка — до 1 марта 2030 года. Корреспондент EastRussia пообщался с участниками рынка из разных регионов ДФО, чтобы выяснить, готовы ли местные таксисты пересаживаться справа налево.

Читать полностью
Больше материалов