40% соотечественников имеют планы доехать до мест отдыха на автомобилях. В сегменте семейных машин самыми популярными моделями стали Lada Vesta SW и Kia Ceed SW – они подходят для путешествий по городским маршрутам.
Это выяснилось в ходе исследования, которое провели сервисы «Работа.ру» и «Сберавто», пишет ТАСС. Чаще всего россияне выбирали для отдыха такие модели внедорожников и кроссоверов как: Nissan Qashqai, Kia Sportage и Mitsubishi Outlander. Как говорится в исследовании, они лучше всего подходят для в путешествий по грунтовым дорогам Карелии, Алтая, Камчатского края и ДФО.
Что касается седанов, то в 2024 году самыми востребованными в оказались Lada Granta, Lada Vesta и Hyundai Solaris. Такие машины чаще всего выбирают для того, чтобы отправиться в южные регионы: Сочи, Краснодар и Минеральные Воды. Они оптимальны для путешествий по федеральным трассам и междугородним маршрутам, так как обеспечивают низкий расход топлива и плавность хода.
Среди электромобилей и гибридов у пользователей в прошлом году бесспорным лидером стал «японец» Nissan Leaf. Такие машины, как говорится в исследовании, можно рассматривать для путешествий по европейской части России, где есть зарядные станции. Это Москва и область, Санкт-Петербург, Казань.
Отмечается, что ценители автопутешествий зачастую покупают машину с учетом планов на дальние поездки.
Эффективность высокотехнологичных производств, в том числе в свете распространения креативных отраслей, технологий больших данных и искусственного интеллекта, невозможна без наращивания научного и образовательного потенциала. Но кооперация между наукой и реальным сектором экономики на Дальнем Востоке развита пока слабо.
Впрочем, запрос на проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок растет, поскольку отечественной промышленности все больше приходится опираться на внутренние ресурсы.
Научно‑технологическое развитие Дальневосточного федерального округа сегодня находится на недостаточном уровне, обращает внимание член комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сахамин Афанасьев. По итогам 2023 года ни один из дальневосточных субъектов не вошел в число регионов-лидеров соответствующего национального рейтинга. Кроме того, в ДФО за последние 10 лет наблюдается сокращение сотрудников, занимающихся научными исследованиями. Если в 2015 году их насчитывалось 15,4 тыс. человек, то в 2023-м – 13,1 тыс.
Счетной палатой РФ, в том числе с точки зрения научного сопровождения, проводилась оценка реализуемых на Дальнем Востоке 32 федеральных госпрограмм, рассказала аудитор Наталья Трунова. Реализация 19 из них, в том числе «Развитие образования», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие авиационной промышленности», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», «Развитие энергетики», признана не в полной мере эффективной. Аудитор назвала и положительные примеры – по программам «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», «Научно-технологическое развитие РФ».
Кооперация науки и реального сектора экономики – задача нетривиальная. По словам Натальи Труновой, разработки научных организаций, университетов возможно применять в производствах, осуществляющих деятельность в режиме территорий опережающего развития, однако этой кооперации практически нет.
«Единичные случаи, например, в ТОР «Приморская» всем известная компания «Арника» – это биотехнологии. Наверное, такие крупицы по пальцам можно перечислить, массового характера это не носит. Это не значит, что нужно посыпать голову пеплом, сказать, что все не удалось. Этим процессом нужно заниматься», – настаивает аудитор Счетной палаты.
«К сожалению, ФОИВы нас, по сути, почти не видят. Хотя мы к ним приходим – берите наши разработки, мы готовы их внедрять и на их основе создавать самые современные средства, которые развивали бы экономику Дальнего Востока, экономику России», – сетует вице-президент Российской академии наук – председатель ДВО РАН Юрий Кульчин.
К примеру, специалисты разрабатывают уникальные сорбенты, в том числе для ликвидации розливов нефти. С просьбой тиражировать такие решения ученые обращались в Минпромторг, однако получили отзыв, что это не актуально, утверждает Юрий Кульчин. «Это было два года назад. Сейчас, когда у нас [экологическая] проблема на юге (в Черном море – прим. ред.), где можно было использовать эти сорбенты, их просто нет. Мы готовы закрыть эту проблему полностью», – заверил академик.
Бизнесу, делающему ставку на высокие технологии, не обойтись без научного сопровождения и опытных разработок. На государственном уровне для поддержки вузов принята программа «Приоритет-2030», в которой специально для Дальнего Востока выделен отдельный трек, отметил Сахамин Афанасьев. Университеты, получившие из бюджета дополнительную помощь, смогут не только выйти на новый образовательный уровень, но и стать заметными научно-технологическими центрами ДФО, считает сенатор.
В рамках этой программы уже формируются проекты с ключевыми индустриальными партнерами, рассказала заместитель проректора ДВФУ по научной работе Светлана Гончарова. В их числе – «Газпром» (объемов заказов на НИОКР в 2028-2030 годах оценивается в 500 млн руб.; темы научных работ затрагивают композиционные материалы, резинотехнические изделия, подводную робототехнику), «Газпромнефть» (450 млн руб.; арктические материалы и технологии), «Роснефть» (390 млн руб.; упрочнение льда, судостроение, катализаторы), «Ростех» (350 млн руб.; аддитивные технологии, спецпокрытия), «Сибур» (310 млн руб.; термопластические материалы, резинотехнические изделия), «Объединенная металлургическая компания» (270 млн руб.; коррозийностойкие биметаллы и трубы) и др.
«В части фокусировки научной политики мы до 2030 года определили три стратегических технологических проекта. А именно – научно-производственные технологии мирового океана, шельфа и Арктики; биоэкономика, здоровьесбережение; интеграционная платформа искусственного интеллекта. В рамках каждого проекта сформированы продуктовые консорциумы с участием академических и индустриальных партнеров из России и АТР», – уточнила Светлана Гончарова.
Флагманом наукоемких производств региона призван стать создаваемый на острове Русский одноименный инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ). Этот комплекс с особым преференциальным режимом объединит ученых, инженеров, предпринимателей для становления целого кластера, ориентированного на рынки АТР, заявил Сахамин Афанасьев.
Совокупная площадь ИНТЦ «Русский» превышает 113 тыс. кв. м. Более 70% помещений центра планируется отвести под инновационные производства компаний, которые будут арендовать площадки по льготной ставке.
В пилотном режиме центр планируется запустить осенью 2025 года. В настоящий момент, сообщила гендиректор Фонда развития ИНТЦ Елена Харисова, идет взаимодействие с его будущими резидентами, кто уже дал принципиальное согласие на участие в данном кластере, и теми, кто проявляет к этому интерес.
Среди главных направлений деятельности ИНТЦ «Русский» – освоение ресурсов мирового океана, развитие биофармацевтики, биотехнологий.
В общем-то это те направления, где дальневосточные ученые сохраняют сильные позиции. В частности, в области фармацевтики на основе активных соединений, встречающихся у водных биоресурсов, разработаны такие действенные препараты, как гистохром, коллагеназа и т.п.
«Гистохром делается из морского ежа. Если у человека обширный инфаркт миокарда, и в течение двух часов дать ему препарат, рубца на сердце не остается. Есть интересное направление, связанное с глазными препаратами на его основе», – говорит Юрий Кульчин.
Кроме того, проведены исследования, которые показали, что из актиний и морской губки можно получать новые типы антибиотиков.
Чтобы поставить дело на поток, необходима производственная база. «Нужно создание биотехнологического центра. Цена вопроса минимальна. Порядка 200 млн руб. надо вложить с тем, чтобы мы могли такие препараты делать, и нужна еще фармфабрика. Гидробионты – самое лучшее, что может быть в мире, потому что у нас уникальная вода, условия», – убежден академик.
Прорывных решений возможно достичь и по технике подводных исследований. Дальневосточники разработали более 20 типов подводных аппаратов, которые обладают искусственным интеллектом, проинформировал руководитель ДВО РАН. Если дальше развивать это направление, открывается мировой рынок, оцениваемый в $4 млрд ежегодно.
На Сахалине во главе угла ставят наукоемкие проекты, связанные с отраслями, которые традиционно играют ведущую роль в экономике регионе. Это, прежде всего, энергетика, говорит замминистра цифрового и технологического развития Сахалинской области Сергей Коцуконь. Здесь большие ожидания связаны с идеей водородного кластера.
Для получения водорода будет создана электролизная станция с системой подготовки деионизированной воды. В числе проектов, имеющих широкое практическое значение – энергообеспечение изолированных вышек сотовой связи, распределенная генерация энергии в труднодоступных поселениях, наземный транспорт и даже научно-исследовательское судно на базе водородных топливных элементов.
Кроме того, на Сахалине заработала авиакомпания «Аврора – беспилотные авиационные системы» (дочка «Авроры»). В конце марта впервые на Дальнем Востоке беспилотник совершил межрегиональный перелет. Он вылетел из аэропорта Оха, преодолел Татарский пролив и приземлился в Николаевске-на-Амуре. Полет прошел по расписанию в воздушном пространстве, используемом другими воздушными судами, с выполнением всех авиационных правил.
«Уже выполняем системно сценарий применения БПЛА в регионе. Это системная работа, которая у нас строится уже достаточно плотно», – сказал Сергей Коцуконь.
Как сообщили в авиакомпании «Аврора», на днях «Аврора – БАС» получила сертификат эксплуатанта. Это ведет к дальнейшим инновациям в части применения беспилотников в народном хозяйстве.
«Признание регулятором авиационной отрасли готовности «Авроры – БАС» для работы в воздушном пространстве, используемом и гражданскими воздушными судами, открывает для нас возможность коммерческого использования беспилотных воздушных судов и развития перспективных проектов в ДФО», – прокомментировал генеральный директор «Аврора – БАС» Дмитрий Третьяков.
Ученые разработали методические рекомендации для проведения этнологической экспертизы в местах традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Об этом EastRussia сообщилакандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера федерального исследовательского центра (ФИЦ) «Якутский научный центр СО РАН» Виктория Филиппова.
Единственным регионом, где принят и работает региональный закон об этнологической экспертизе, является Якутия. Здесь на основании экспертизы вырабатывают планы взаимодействия компаний с коренными народами. Такой план включает снижение возможного воздействия объекта на предпроектной стадии, компенсацию ущерба и мероприятия в области устойчивого развития, причем списки мероприятий имеют градацию в зависимости от масштаба территории.
«Для выполнения оценки воздействия на этнологическую среду на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в составе проектной документации нами разработаны методические рекомендации для полевых работ по району и наслегу», — рассказала Виктория Филиппова.
При выполнении этнологической экспертизы исполнители института опытным путем пришли к тому, что те данные или показатели, которые сосредоточены в организациях, недостаточны для характеристики групп населения.
«При сборе требуемых материалов для характеристики хозяйств выявлено, что они не всегда присутствуют в официальных документах или доступны, или могут быть подтверждены. Например, основная проблема касается документаций самих хозяйств — кочевых родовых общин. Имеются проблемы с предоставлением как учредительных документов некоторых хозяйств (копий свидетельства, картосхемы закрепленных участков, долгосрочных лицензий), так и официальных бухгалтерских документов по производству и сдаче продукции, определением списка действующих хозяйств и так далее», — пояснила эксперт.
Для сбора данных по отдельным хозяйствам ученые разработали бланки таблиц для заполнения хозяйствами и перечень необходимых официальных сведений по наслегу или району.
«Только во время полевых экспедиций и в непосредственном общении с главами хозяйствующих субъектов возможно установить фактическое землепользование. Для установления границ и их нанесения мы используем методы ГИС-технологий», — пояснила эксперт.
Источниками для составления карты землепользования хозяйств выступают описание границ хозяйств, карты-схемы закрепленных участков, описание границ охотничьих участков, отведенных по долгосрочной лицензии. Отсутствие данных документов восполняется сведениями, полученными из департамента биологических ресурсов Якутии. На основе имеющихся описаний границ земель создается итоговая карта землепользований хозяйствующих субъектов исследованных районов.
В ходе составления карт часто выявляется проблема, связанная с наложением границ нескольких землепользователей. Ученые реконструируют места исторического проживания и включают динамику количества поселений и численности населения по данным переписей населения начиная с 1926 года и по архивным документам. Пример эвенков, населяющих Мирнинский район, показывает другую сторону промышленного освоения, состоящую в сужении пространства жизнедеятельности и переселении в ранее малоосвоенные территории.
«Так, чонские и садынские эвенки, у которых большая часть территории их расселения была выделена под промышленное освоение были переселены в менее заселенную восточную часть Мирнинского района. В результате проведения государственной политики по оседанию кочевого населения, укрупнении хозяйств произошло резкое сокращение количества поселений, в результате которого на большей части Якутии в одном наслеге имеется только один населенный пункт. В качестве примера можно указать Ботуобуйинский наслег Мирнинского района, где количество поселений уменьшилось с 47 в 1926-1927 годов до одного в 1970-е годы с концентрацией всей локальной группы населения в селе Таас-Юрях. В этом наслеге вышли из хозяйственного оборота дальние участки на реке Малая Ботуобуя, выведенные в состав Чуонинского наслега», — рассказала Филиппова.
По мнению эксперта, новая методика позволит выработать комплексные программы мер, в том числе компенсационных, для обеспечения устойчивого развития мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Институт открыт к сотрудничеству и готов защитить права коренных малочисленных народов Севера в рамках организации и проведения этнологической экспертизы.
Увидеть огромный хвост кита, бьющий по морской глади, или подплыть к такому гиганту на расстояние вытянутой руки мечтают миллионы, но воплотить мечту в жизнь получается у немногих. Один из счастливчиков – фотограф из Москвы Валентин Морозов. Поездка на Шантарские острова в Хабаровском крае позволила ему увидеть морских исполинов и победить в конкурсе «Дальний Восток – земля приключений» в номинации «Лучшее путешествие с морским животным». В интервью EastRussia победитель рассказал о приключениях в бухте Врангеля и о составляющих успешного видео.
– Валентин, вы уже бывали на Дальнем Востоке или поездка на Шантары была первой?
– Я бывал на Дальнем Востоке: на Курильских островах, в Забайкальском крае, в Якутске, посещал Южный Сахалин.
– Получается, вы опытный путешественник по Дальнему Востоку.
– Можно и так сказать, но мне кажется, что мало опыта. Просто есть некоторые города в списке посещенных.
– А на Шантары вы ехали именно к китам?
– Да, все верно. Меня впечатлило то, что есть такое место на Дальнем Востоке, где обитают киты, где можно с ними поплавать на сапе.
– Путешествие на Шантары – удовольствие не из дешевых. Полученные впечатления, эмоции окупили поездку?
– На 100% окупили. Я вначале думал о том, что поездка на Шантарские острова – это дорого, но уже давно понял, что за эмоции надо платить – они инвестируются в будущее, остаются с тобой на протяжении всей жизни. Вот поэтому я точно могу сказать, что это того стоит. Да, конечно, отчасти это дорогая поездка, но она точно окупается эмоциями.
– А походные условия проживания и сложная дорога не смазывают впечатления? Не было желания плюнуть на все и уехать домой?
– Нет, на самом деле я привык к таким условиям, потому что я и в пешие туры ходил на десять дней, и на поезде десять дней ездил. Поэтому для меня такие походные условия, как на Шантарах – комфортные. Хочется иногда какого-то социального детокса, в таких путешествиях его получаешь. Иногда такого хочется, но максимум на месяц. Если больше, то не знаю, как проживу в таких условиях.
– В ролике вы говорите, что сложнее всего было спать в палатке во время шторма. А что еще доставляло неудобства, с чем приходилось бороться?
– На самом деле мне хотелось выйти еще куда-то дальше, не находиться в одном и том же месте, в одной бухте. Хотелось поменять локации, но из-за того, что была непогода, было невозможно выбраться и переместиться на более далекое расстояние. Еще одна сложность для меня – морская болезнь. Когда мы перемещались из одной бухты в другую, я боролся с ней. Ни у кого больше в команде ее не было, только у меня, поэтому все внимание было направлено на меня. А мне наоборот не хотелось, что на меня смотрели.
– Судя по тому, как вы бодро выглядите в ролике, получилось справиться с морской болезнью и ее последствиями.
– В первый раз, когда мы пять часов перемещались, это было сложно, я ехал с закрытыми глазами. Мы все время шли по морю медленно, и я справился с морской болезнью просто каким-то чудом.
– Видимо удача вам сопутствует, ведь вам еще и с погодой повезло. Бывает, что из-за туманов, из-за непогоды ни китов, ни моря не видно.
– Где-то за две недели до нашего приезда на Шантарах был сильнейший шторм, у туристов палатки снесло. Я подписан на одного блогера, и он публиковал видео снесенных палаток. Туристов тогда переместили в домики, они спали на кухне и, конечно, не ходили к китам. А нам реально с погодными условиями повезло. Вообще погода прекрасна в разных состояниях – и когда очень дерзкая и величественна, и когда спокойная.
– Увидеть китов – у многих мечта детства. А как в вашем случае?
– Не могу сказать, что это была прямо мечта детства, потому что мне казалось, что это нереально, что это какая-то сказка. Я знаю, что это есть, но я не думал, что сам смогу оказаться на месте людей с фотографий, где они плавают на сапах рядом с огромными китами. Когда я увидел в интернете такое фото, то сразу поставил себе цель – поплавать рядом с китами, увидеть их вживую.
– Каково, когда они проплывают на расстоянии вытянутой руки?
– Это оказалось страшно. Когда увидел размер кита под собой, у меня немножко тревога случилась. Все эмоции увеличились в десять раз уже после поездки, когда я начал осознавать, что со мной произошло: кит проплыл подо мной, я увидел, как он прыгает, видел то, что многие никогда в жизни не видели. Это настоящее вау. До сих пор не верится, что это было со мной.
– Вы видели китов не единожды, потом, наверное, уже не так было страшно?
– Да, киты появлялись каждый день, и было, действительно, уже не так страшно.
– Видео снимали по профессиональной привычке или специально для конкурса?
– О конкурсе я не знал, мне прислали ссылку где-то за неделю до его начала. И я подумал, что сниму видео. Я по профессии фотограф, но у меня есть оборудование и для видеосъемки: дрон, экшн-камера. Это мое хобби, но я не увлекался съемкой видео с путешествий. Но в этот раз решил организовать видеосъемку для конкурса.
– Вы называете свой дрон «Везунчик». Все ли ему удалось снять, что вы хотели? Повезло ли ему?
– Перед путешествием на Шантары у меня была поездка во Владивосток. Я был в бухте на острове Русский, и, представляете, разбил свой дрон в первый же день поездки. Сломались две лопасти, но, слава богу, что во Владивостоке нашелся мужчина, который мне продал другие лопасти. Просто не представляю, что бы я делал в бухте без дрона, потому что с берега видно китов, но с высоты птичьего полета они вообще по-другому смотрятся. Я специально назвал дрон «Везунчиком», чтобы он точно никогда не разбился, но, к сожалению, произошел такой случай.
– Но все равно повезло, что нашлись другие лопасти.
– Да, конечно. Мне все привезли, и буквально через пять часов у меня уже все было новенькое.
– Ваш ролик сопровождается закадровым текстом. Порой написать его – самое сложное во всем фильме. Как вы справлялись с этой задачей?
– Сквозь слезы и страдания (смеется). Я столько раз пытался собрать все мысли в текст, посидеть, перечитать, переписать, понять, что я хочу рассказать. Вы сделали правильный акцент на этом, потому что на текст я потратил, мне кажется, больше всего усилий.
– Победа в конкурсе была неожиданной или чувствовали, что должны занять первое место в своей номинации?
– Я смотрел ролики других участников и понимал, что вижу качественный материал, что другие авторы могут победить со своими путешествиями. Я верил в то, что меня заметят с таким путешествием, потому что мало таких видео, где вокруг тебя столько китов. И самое забавное, что в бухте я был с группой из Хабаровска, и там была супружеская пара, которая рассказала мне, что участвует в конкурсе про видео о путешествии на Дальнем Востоке.
– Часто люди говорят, что не хотят участвовать в этом конкурсе, потому что побеждают в нем участники, у которых есть видео с дрона, у кого техника профессиональная. Как считаете, только ли это залог успеха?
– Я считаю, что можно выиграть за счет эмоций, за счет интересного рассказа, за счет локации, потому что если у тебя путешествие, например, на вулкан, то это уже более выигрышно. Техника даст картинку, но может не дать никакого смысла. Недостаточно просто красиво что-то показать, важна начинка, суть. Техника – это бонус, а эмоции – точно шанс на победу. Даже сейчас я понимаю, что если бы переснимал ролик, то больше давал бы эмоций и каких-то рассказов, историй.
– Не хотите снова попробовать свои силы в следующем году?
– К сожалению, призерам нельзя участвовать в следующем сезоне конкурса.
– А если бы была возможность, приняли бы снова участие, может в другой номинации?
– Да, конечно. Вообще я бы с радостью посетил Дальний Восток зимой. Обязательно хочу побывать на Камчатке и на Чукотке. Мне многие говорят, что на Чукотке сурово, но меня это и привлекает больше всего. Хочется застать сложную погоду, посмотреть на это все. И очень хочу в Магадан, там такие красоты. Меня все это привлекает. Хочется отправиться в экспедицию по Дальнему Востоку, снимать ее. Я после участия в этом конкурсе увидел смысл в создании видеороликов про путешествия, потому что путешествую уже очень давно, но почему-то ленюсь или смущаюсь записывать ролики, говорить в них, делиться информацией, эмоциями, опять же. А теперь понимаю, что все это не зря, это дает свой отклик. Думаю, что нахожусь на правильном пути. Я рад, что сейчас все силы направлены на Дальний Восток, на его популяризацию, на его доступность.
– Валентин, дайте совет тем, кто, может быть, хотел участвовать в конкурсе, но засомневался и передумал.
– Советую обязательно участвовать в этом конкурсе, потому что, как говорится, лучше пожалеть, что попробовал, чем жалеть, что не попробовал. Мне еще нравится фраза о том, что лучшие кадры сняты на наши глаза, но я считаю, что все надо записывать на видео, делать фото, потому что через несколько лет это приносит безумные приятные эмоции и воспоминания о прожитых годах. И со временем эти эмоции увеличиваются в несколько раз. Я смотрю на предыдущие поездки, вспоминаю их благодаря каким-то кадрам, потому что память стирает какие-то фрагменты, вспоминаю, какие эмоции я переживал в этот момент. Поэтому настоятельно рекомендую записывать, снимать, делиться получившимся на конкурсе «Дальний Восток – земля приключений». Появится новое окружение, люди с общими интересами, возможно, вы найдете новых друзей, с которыми будете в дальнейшем путешествовать. Мне поездка на Шантары подарила друзей, с которыми я продолжаю общаться. Ведите архивы жизни, чтобы потом однажды сесть, пересмотреть их и сказать, что это все было не зря. И обязательно нужно делиться этими архивами, чтобы и других вдохновить, и показать, как прекрасна природа, как прекрасен мир.
Автоблогеры Алексей Жирухин и Александр Еликов в команде с Сергеем Акульчевым проехали от Колымы до Чукотки через Камчатку маршрутом, по которому еще никто и никогда не проходил. Вместе они добрались до Анадыря.
Команда стартовала из Магадана, проехала через самый труднодоступный район Колымы – Северо-Эвенский до границы с Камчаткой. Обычно туда добираются сначала на самолете, а затем на вертолете. Александр Еликов и Алексей Жирухин давно мечтали добраться до этих мест, сделать это получилось на трэколе. После этого путешественники доехали до Чукотки.
«Бизнесмен Сергей Акульчев решил сделать автопробег по всем крайним точкам всех материков. Первой такой отметкой стала самая восточная точка Евразии – мыс Дежнева на Чукотке. Он обратился к нам, как к людям, которые там были и знают, как туда проехать. Мы выступили как консультанты и помощники в сборе контента с этой поездки. По выбранному маршруту на обычной машине проехать нереально, поэтому поехали на трэколе, но тут оказалось столько снега, что даже для него было местами тяжеловато», — рассказал Алексей Жирухин.
«Мы проехали до Марково – это очень интересный поселок Алсиба и самый старый поселок Чукотки. В этих местах проходил Семен Дежнев, здесь он открыл реку Анадырь. Первое упоминание поселения относится к 1866 году, это реально историческое место. Его расцвет произошел во времена Великой Отечественной войны, когда через Марково перегоняли самолеты с Аляски в Сибирь», — поделился автопутешественник.
На одном из переходов команда оказалась в критической ситуации без горючего. Спасли местные жители.
«Мы всегда путешествуем на дизельных машинах, потому что в таких тяжелых условиях на бензиновой ехать нельзя. В этот раз была именно такая. Когда выдвинулись с Камчатки, она начала очень много расходовать топлива, плюс после поломки в течение почти двух дней мы стояли на месте, ремонтировались, а машина при этом работала, ведь на улице было -40 градусов. В итоге спалили весь бензин, и дошло до того, что пришлось звонить в соседний поселок, чтобы нам привезли его на снегоходах. Добрые люди помогли. Я всегда говорю, что, каким бы ты не был крутым путешественником, без местных ты никто: у них ты пополняешь запасы провизии, топлива и получаешь от них ценную информацию о дальнейшем маршруте, об окрестностях, о треках, о сложных проходах. Эти люди очень открытые, душевные, честные. Но чем более они открыты, тем более ранимы. Поэтому на Север нужно ехать с чистой душой. Это главное правило людей, которые отправляются в такие труднодоступные места», — объяснил Александр Еликов.
После Марково путешественники добрались до национального села Усть-Белая, а затем до столицы Чукотки – Анадыря. На этом этапе пути автоблогеров и бизнесмена разошлись – Сергей Акульчев отправился к мысу Дежнева, а Алексей Жирухин и Александр Еликов – домой, чтобы подготовится к новой экспедиции. Стартует она в Якутске к самому восточному обжитому поселку России и Евразии – Уэлену.
«Поселок находится на самом краю Чукотки. Здесь люди первыми на планете встречают рассвет. Наша задача – добраться до нее на внедорожниках. Проедем через всю Якутию, а потом через всю Чукотку, туда и обратно. Поедем на пикапе, на котором добирались до самой северной материковой точки России – до мыса Челюскин и до самой южной точки России в Дагестане. Так как мы уже Россию с Севера на Юг полностью пересекли, теперь наша задача – пересечь Россию с Востока на Запад. Планируем уложиться в месяц», — рассказали автопутешественники.
В Сахалинской области прошел второй гастрономический фестиваль, посвященный дарам природы. Более 20 заведений общепита предложили гостям оригинальные рецепты с использованием лопуха, калужницы, крапивы, папоротника, черемши, а также местных морепродуктов. Марафон вкуса «Дикоросия» проходит на островах уже во второй раз — и, кажется, имеет все шансы стать постоянным брендом в локальной индустрии гостеприимства. Автор гастрономического Telegram-блога «Два ножа и салфетка» (18+) делится впечатлениями от дегустации блюд с истинно сахалинским колоритом.
Старт фестиваля «Дикоросия» уже традиционно совпадает с началом летнего туристического сезона на Сахалине и Курилах. С середины мая — начала июня поток гостей на острова резко растет, ведь смягчение местного климата и освобождение моря от льда делают доступными массу достопримечательностей, прославивших регион на всю Россию и за ее пределами. Но с каждым годом все больше туристов, знакомясь с красотами и секретами Сахалинской области, становятся поклонниками местной кухни. Это ни на что не похожая синергия азиатских, русских и современных европейских течений кулинарии. Оригинальности добавляет и использование локальных продуктов, многие из которых можно попробовать только на Сахалине. Относятся к ним и местные дикоросы — именно в честь первых сезонных даров природы назван гастрономический фестиваль, который привлекает не только приезжих, но и местных жителей.
«Гастрономические марафоны уже стали настоящим событием для сахалинцев и гостей острова. Судить об этом мы можем по постоянно растущему числу проданных сетов и количеству заведений-участников. В 2024 году в гастромарафоне „Дикоросия“ участвовали 22 заведения, что на треть больше в сравнении с сезоном 2023 года. Важно, что подобный формат становится прекрасным стимулом для сахалинцев открывать для себя новые точки питания, а для заведений марафон становится фактором профессионального роста, улучшения рецептуры и сервиса», — рассказал министр туризма Сахалинской области Артем Лазарев.
Блюда, которые шеф-повара сахалинских заведений предлагали посетителям в рамках фестиваля, разрабатывались специально для «Дикоросии». Непременное условие для особого меню — состав: для приготовления необходимо было использовать преимущественно местные продукты (в том числе фермерские), и обязательно какой-нибудь из дикоросов. Начало лета на Сахалине довольно богато на выбор в этом ключе: уже доступен пахнущий грибами папоротник-орляк, в разгаре сезон сбора стеблей лопуха. Кроме того, май и июнь — время щавеля, молодой крапивы, одуванчика, калужницы, первых листьев малины и смородины, черемши. Поэтому у островных шеф-поваров был и выбор ингредиентов, и простор для полета фантазии.
Гастробар Shelby, к примеру, предложил посетителям сет из трех блюд в духе своего классического меню, где преобладает европейская кухня. «Веллингтон», узнаваемый по хрустящему тесту, вместо говядины начинили нежнейшим филе сезонной красной рыбы с рублеными стеблями лопуха и листьями калужницы. В качестве закуски к нему подали авторский домашний сыр с печеной тыквой, хрустящей соломкой из говядины и папоротниково-черемшовым салатом с кедровым орешком и песто. А запивать все это предложили брусничным чаем с таежными травами и оригинальным смузи из черемши, крапивы и смородиновых листьев с пеной из взбитых белков. В «Дикоросии» Shelby участвует второй год подряд — как отметил совладелец заведения Николай Воробьев, для общепита это всегда положительный опыт.
«Для команды нашего гастробара подобные фестивали — это мотивация экспериментировать, создавать новые вкусы и развиваться. Мы работаем не только для туристов: преимущественно наши гости — жители Сахалина, и мы хотим их радовать хорошей кухней. Разрабатывая сет для фестиваля „Дикоросия“, наша шеф-повар не просто выполнила условия участия: местные дикоросы мы „обернули“ в стилистику заведения, чтобы сохранить и разнообразить нашу культуру еды. И, судя по откликам, которые мы получали лично и в социальных сетях, эксперимент прошел успешно. Людям понравилось. А значит, будем и дальше принимать участие», — поделился Николай Воробьев.
Сразу для трех заведений Южно-Сахалинска участие в «Дикоросии» стало дебютным. Корнеры самого большого в городе фудкорта принадлежат предпринимательнице Наталье Рединой, которая известна как успешный ресторатор Хабаровска, а теперь активно покоряет сахалинский рынок. Ее детища — «Лед и море», «Сахалинка» и Belucci — покоряли посетителей не только потрясающим вкусом, но и почти ресторанной их подачей, что для заведений на фудкорте редкость. Теплый ролл с гребешком декорировали ярко-зеленой икрой, приготовленной из перетертой крапивы. Карамелизованные стебли лопуха превратились в пасту пене — гарнир для филе сахалинской камбалы с морковным соусом на сливках и свежайшей икрой щуки. Ну а на десерт здесь предложили панна-котту с диким щавелем на черемуховом пюре с чернилами каракатицы — не только вкусно, но и весьма изысканно.
Сахалинские дикоросы с балканским акцентом приготовили в «Кафанице Плескавице» — этот сербский ресторан является постоянным участником гастрономических фестивалей на островах. Здесь шеф-повар Марко Радованович добавил папоротник и лопух в мучкалицу (традиционное рагу со свининой и овощами), а сахалинскую мягкую брынзу — в закуску белолучана паприка из маринованных перцев. Сыроварня-гастробар cheddar cheese bar порадовала гостей сезонным папоротником в особом маринаде с командорским кальмаром и гребешковым маслом. Блюдо настолько понравилось гостям, что, по словам владелицы заведения Марии Федотовой, команда поваров не успевала его готовить: несколько раз фестивальное угощение оказывалось в стоп-листе. А служба доставки японских обедов «Бэнто Мару Сахалин» в течение двух недель развозила по адресам особый комплекс-бэнто: в него вошли кета мисояки (маринованная в мисо и рисовом уксусе) с черемшой, темпура из крапивы и хвоща, а также набор японских солений.
Не обошлось и без кулинарных мастер-классов. Трубочка из лопуха с «клоповкой» (красникой), домашний киш с черемшой, рамен с папоротником и другие блюда — все это сахалинцы и гости острова с увлечением готовили под наблюдением шеф-поваров в заведениях-участниках «Дикоросии». А активисты регионального объединения «Сахалинские корейцы» устроили полноценный поход в лес за папоротником, попутно рассказав о секретах его приготовления. Для корейской кухни этот дикорос — одна из основ, а на островах растут сразу три его вида. Помимо известного дальневосточникам орляка, в пищу можно использовать осмунд и коби (страусиное перо).
«Традиции корейской кухни основаны на нашем отношении к жизни. Мы живем в гармонии с природой. Дикоросы — это дар природы, это натуральный продукт. Растения, которые используются в корейской кухне, малокалорийные, содержат большое количество витаминов, они хорошо принимают соусы и специи. Поэтому мы продолжаем использовать папоротник и лопух, готовим морской виноград и другие дикоросы, сохраняя традиции корейского кулинарного искусства. Такие походы за дикоросами для нас не в новинку, регулярно их проводим — и не только как часть гастрономических фестивалей, но и в течение сезона. Но во время „Дикоросии“ к нам присоединяются туристы — например, в этот раз были ребята из Ставрополья, которые впервые приехали на Сахалин. Они никогда не пробовали корейскую кухню, и для них это уникальный опыт», — поделилась президент региональной общественной организации «Сахалинские корейцы» Пак Сун Ок.
«Дикоросия» — не первое, но едва ли не самое яркое мероприятие в череде гастрономических фестивалей, которые проводят на Сахалине каждый год. Следующий на очереди — марафон «Почувствуй вкус Сахалина», начало осени посвятят лососю, к Новому году ожидается традиционная ода пельменю и его многочисленным вариациям, а затем «Наважий фест» в честь самой зимней рыбы. Однако в сравнении с остальными фестивалями «Дикоросия» дает гораздо больший простор для творчества — здесь и масса фантазий в рамках вегетарианского меню, и тысячи сочетаний с первыми сезонными морепродуктами, и всевозможные эксперименты с сохранением духа той кухни, которую представляет каждое заведение. И все это без привязки к конкретному продукту и форме: хоть салат из черемши, хоть смузи из папоротника, хоть десерт из крапивы. Даже сезонный лосось в «Веллингтоне» от Shelby, на деле оказавшийся контрабандной симой — чем не повод для кулинарных опытов с более легальными морепродуктами? Ведь Сахалин — настоящая гастрономическая сокровищница. Осталось только придать ей чуть больше лоска.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.