Из-за нехватки рабочих правительство России обсуждает возможность использовать труд заключенных на строительстве БАМа. Подобная практика уже работала в 30-х годах, однако юристы отмечают, что сейчас есть существенные ограничения для подобной практике, что потребует значительных материальных ресурсов.
Как пишет «Коммерсант», этот вопрос буде прорабатывать Минтранс, ФСИН и ОАО «РЖД» до 14 мая. По поручению правительства, также должен быть решен вопрос с инфраструктурой для размещения таких работников.
Строительство и модернизация БАМа рассчитана до 2030 года. Но из-за масштаба работ, пандемии, которая остановила приток трудовых мигрантов, проект испытывает серьезную нехватку кадров. Часть из них закроют военные: около пяти тыс. человек из необходимых 15 тыс.
В 30-х годах с созданием ГУЛАГа существовал и БАМлаг. Силами около двух млн заключенных были построены железнодорожные ветки из Комсомольска-на-Амуре в Советскую Гавань, из Ургала до Известковой, от Волочаевки до Комсомольска и другие.
По российскому законодательству, привлекать осужденных к работам за пределами исправительного учреждения можно. Но для этого нужно заключить контракты с ФСИН, а на самих осужденных распространяются все конституционные права и требования трудового кодекса. Потенциально привлечь таких работников на БАМ можно, но для этого им нужно будет установить хорошую оплату труда.
При этом по последним данным, строительство БАМа может подорожать на десятки млрд рублей из-за роста цен на металлы и отсутствия достаточного числа трудовых мигрантов.