Из федерального бюджета будет выделено 12 млрд рублей на строительство объектов береговой инфраструктуры по приему и переработке СПГ на Камчатке. Средства поступят в течение 2023-2025 годов.
По данным пресс-службы кабмина, на эти средства будут построены причалы и комплекс приема сжиженного газа в бухте Раковая Авачинской губы. Плавучий терминал для приема СПГ и морские суда-газовозы будут построены за счет внебюджетных средств.
Сжиженный газ на Камчатку предполагается поставлять в рамках проекта «Сахалин-2». В августе правительство утвердило «дорожную карту» газификации Камчатского края до 2025 года. Кабмин поручил Газпрому заключить договор поставки СПГ с проекта «Сахалин-2» для газификации Камчатки в первом квартале 2024 года.
Ранее сообщалось, что НОВАТЭК вложит около 40 млрд рублей в строительство регазификационного терминала, газовозов-челноков и причальную стенку на Камчатке. Ранее компания собиралась участвовать в строительстве плавучей регазификационной установки и двух челноков. Как ранее сообщало EastRussia, в Минэнерго ищут поставщика сжиженного газа для Камчатского края, чтобы определиться со схемой газификации региона. НОВАТЭК из-за нехватки свободных объемов на проекте «Ямал СПГ» отказался от поставок.
В рамках шельфовых проектов наблюдается восстановление добычи газа, также «Сахалин-2» все еще избегает некоторых санкционных рисков. При этом основным приобретателем СПГ проекта становится КНР. Новые крупные СПГ-проекты, тем не менее, пока находятся под вопросом, в частности планы производства в Якутии. Рост угледобычи отмечается в Якутии и на Сахалине, где недропользователи в том числе намерены инвестировать в транспортную инфраструктуру. При этом пока цены на уголь на мировом рынке являются низкими, с учетом этого введенная для отрасли надбавка к НДПИ может в ближайшее время не оказывать существенного фискального давления.
Газодобыча
В сфере добычи углеводородов сахалинские шельфовые проекты продолжают действовать, при этом пока санкционные ограничения для одного из них остаются частично ослабленными. В июне Евросоюз освободил от соблюдения потолка цен на нефть шельфовый нефтегазовый проект «Сахалин-2» (оператор – ООО «Сахалинская энергия») еще на один год – до 28 июня 2025 г. Решение связано с интересами Японии - обеспечением потребностей энергетической безопасности этой страны.
Напомним, что японским компаниям Mitsui и Mitsubishi в сахалинском проекте принадлежит 12,5% и 10% соответственно. Механизм ценового потолка предусматривает, что проекты, имеющие важное значение для энергетической безопасности третьих стран, могут быть освобождены от соблюдения ограничений. Евросоюз также предоставил проекту «Сахалин-2» право на экспорт и передачу товаров, необходимых для ремонта приборов и аппаратуры, которые предназначены для измерения или контроля переменных характеристик жидкостей и газов.
Тем временем период постоянной добычи газа в рамках проекта «Сахалин-2» был продлен с 2028 г. до 2033 г. Центральная комиссия Роснедр в конце прошлого года поддержала соответствующий вариант разработки Лунского нефтегазоконденсатного месторождения, которое является основным источником сырья для производства сжиженного природного газа в рамках «Сахалина-2» . На втором месторождении проекта «Сахалин-2», Пильтун-Астохском, добывается преимущественно нефть. На Лунском месторождении на сегодняшний день добыто более половины его запасов природного газа. Мощность СПГ-производства составляет порядка 10 млн тонн СПГ в год (такой объем был выпущен в 2023 г., в 2022 г. производство составило 11,5 млн тонн).
За пять месяцев текущего года производство газа в рамках проекта «Сахалин-2» выросло на 3,6% относительно аналогичного периода 2023 г., до 7,3 млрд куб. м. При этом добыча в мае сохранилась на уровне мая прошлого года, 1,4 млрд куб. м. На шельфовом проекте «Сахалин-1» добыча газа в январе-мае текущего года увеличилась на 6,7% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,2 млрд куб. м. Однако в мае добыча в рамках проекта была ниже, чем в мае 2023 г. на 3%, составив 813 млн куб. м. Информация об объеме добычи нефти не раскрывалась.
Стоит отметить, что в последнее время наблюдается существенный рост поставок СПГ проекта «Сахалин-2» в Китай – в апреле текущего года они составили рекордные 440 тыс. тонн (рост на 3,4% относительно марта 2024 г. и на 39% относительно апреля прошлого года). В апреле Китай опередил по объемам поставок сахалинского СПГ традиционного основного импортера – Японию. В апреле поставки сахалинского СПГ японским потребителям снизились на 44% по сравнению с мартом 2024 г. и на 17% по сравнению с апрелем 2023 г., составив 319 тыс. тонн. Что касается поставок СПГ в Республику Корея, то в апреле они сохранились на уровне апреля прошлого года (127 тыс. тонн).
Тем временем предполагается начать геологоразведку на новых, но небольших нефтегазовых участках в Якутии. АК «АЛРОСА» и АО «Сахатранснефтегаз» в рамках совместного предприятия планируют осваивать перспективные нефтегазовые участки в республике – Улугурский и Эргеджейский.
Улугурский лицензионный участок (площадь 4 205 кв. км) находится на территории Ленского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти составляют 7,3 млн тонн, газа – 217,3 млрд куб. м. Эргеджейский лицензионный участок имеет площадь 3 181 кв. км и находится на территории Олёкминского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти оцениваются в 15 млн тонн, газа – в 78,3 млрд куб. м. К 2026 г. предполагается завершить поисковые работы и постановку запасов на государственный баланс. Инвестиционное решение по освоению месторождений должно быть принято после определения технологической схемы разработки месторождений и проработки оптимальных рынков сбыта сырья.
В то же время планируемый ранее в Якутии запуск крупнотоннажного производства СПГ мощностью 18 млн тонн в год (компания «Глобалтэк» ) в настоящее время не входит в число приоритетов. Глава Минвостокразвития А.Чекунков в марте текущего года заявил, что проект, вероятно, будет реализован в среднесрочной перспективе. В прошлом году ЯТЭК сообщала о продолжающихся поисках стратегического партнера для проекта.
Уголь
В угольной отрасли вызвавшим противоречия решением последнего времени стало повышение НДПИ. Правительство в рамках поправок ко второму и третьему чтению внесло корректировки, повысив минимальную цену отсечения, при превышении которой взимается надбавка к НДПИ. Законопроект об изменениях налоговой системы в июле был принят Госдумой в третьем чтении.
Для энергетического угля цена отсечения установлена на уровне 120 долларов за тонну в портах Дальнего Востока (в предыдущем варианте цена отсечения составляла 100 долларов). Предполагается к ставке НДПИ применять коэффициент КЭНРГ, учитывающий среднюю за налоговый период мировую цену на уголь (по индексу FOB Восточный NAR 5500) и средний курс доллара к рублю.
Для коксующегося угля предусмотрена цена отсечения в размере 167 долларов за тонну (прежний вариант – 140 долларов за тонну) и привязка НДПИ к цене в дальневосточных портах (ранее использовался индекс GX TSI FOB Australia Premium Coking Coal). Что касается антрацита и угольной смеси (PCI), то цена отсечения составит 135 долларов на тонну. При этом в формуле расчета НДПИ для данных видов угля будут учитываться цены в портах как Дальневосточного, так и Северо-Западного и Южного федеральных округов. Основным положительным изменением в принятом законопроекте для угольщиков стало именно повышение цены отсечения.
В настоящее время мировые цены на уголь остаются низкими, в связи с чем реальное повышение НДПИ в соответствии с новыми правилами в отрасли в ближайшие годы (до 2026 г.) маловероятно. В июне на наиболее популярном и востребованном восточном направлении стоимость энергетического угля составляла 90 долларов за тонну. В третьем и четвертом кварталах года в связи с подготовкой к отопительному сезону ожидается увеличение цен до 95-96 долларов за тонну.
Добыча угля на Дальнем Востоке тем временем растет в Якутии. По итогам первого полугодия 2024 г. объем производства твердого топлива в республике вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 19 млн тонн. План добычи на текущий год составляет 40 млн тонн угля. Напомним, что «Эльга», «Колмар» и «Якутуголь» являются основными угледобывающими компаниями Якутии, они ведут деятельность в Нерюнгринском районе.
При этом АО «Якутуголь» (ПАО «Мечел») в июле был заподозрен ФАС в злоупотреблении доминирующим положением на рынке и отказе заключать контракт на поставку угля на Нерюнгринскую ГРЭС (эксплуатант станции – АО «ДГК»). В «Дальневосточной генерирующей компании» сообщили, что оборудование станции было спроектировано для работы на угле Нерюнгринского месторождения, а приобретение угля других марок для поддержания работы ГРЭС может привести к снижению сроков эксплуатации оборудования электростанции. ФАС выдала предупреждение компании «Якутуголь», согласно которому недропользователь обязан рассмотреть заявки «ДГК» в течение месяца и поставить уголь при экономической и технической возможности. Компанию также обязали разработать и утвердить в ФАС торговую политику.
Со своей стороны в «Мечеле» сочли претензии ДГК необоснованными. В компании сообщили, что в 2024 г. по итогам закупочных процедур на Нерюнгринскую ГРЭС будет поставлено 736 тыс. тонн угля, в том числе 180 тыс. тонн было поставлено в первом квартале года, 400 тыс. тонн предстоит отгрузить по итогам второго и третьего кварталов и еще 156 тыс. тонн запланировано на четвертый квартал года.
«Колмар» в текущем году рассчитывает добыть 13,5 млн тонн угля – 5,4 млн тонн на ГОКе «Денисовский» и 8,1 млн на ГОКе «Инаглинский». В 2023 г. «Колмар» произвел 11,5 млн твердого топлива.
Тем временем угледобыча снижается в Чукотском АО. Объем добычи каменного угля в регионе по итогам января-мая 2024 г. составил 561 тыс. тонн, сократившись на 6% относительно аналогичного периода 2023 г. Добычу ведет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal Ltd, которая намерена продать актив, но пока не завершила процесс) в пределах Беринговского бассейна (месторождение Фандюшкинское поле в пределах участка Северный Амаам, Анадырский район).
В свою очередь ОАО «Шахта Угольная» за пять месяцев извлекло 18 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении, сократив в три раза объем добычи по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Уголь поставляется потребителям в округе – на Эгвекинотскую ГРЭС и объекты «Чукоткоммунхоза». В настоящее время в компании отмечают сокращение спроса со стороны потребителей.
На Сахалине между тем фиксируется рост экспорта угля. В апреле-мае текущего года (1 апреля – период начала навигации) объем угольных поставок вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,7 млн тонн. В 2023 г. с Сахалина на экспорт было поставлено 14,4 млн тонн твердого топлива, что на 23% больше, чем в 2022 г. Напомним, что «Восточная горнорудная компания» (ВГК) завершает в регионе строительство наиболее крупного в РФ магистрального угольного конвейера протяженностью 23 км, соединяющего Солнцевский угольный разрез и порт Шахтёрск. В июне было принято правительственное решение о выделении субсидии в размере 614,64 млн рублей на строительство конвейера. В 2023 г. объем добычи ВГК на Солнцевском разрезе составил 14,2 млн тонн, в 2024 г. планируется достичь объема добычи в 15,2 млн тонн.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Сегмент малотоннажного производства СПГ в России, который сегодня испытывает серьезную недозагрузку мощностей, может расширить рынок сбыта за счет потребностей коммунальных объектов энергетики. EastRussia разбиралась, насколько развитие автономной газификации населенных пунктов будет интересным как для властей, так и потенциальных инвесторов.
Мало-помалу
В 2022 году в России насчитывалось 16 малотоннажных комплексов по сжижению природного газа суммарной мощностью 29 т/час или около 260 тыс. т ежегодно. Кроме того, в стадии строительства – мини-заводы на 0,5 млн т, а с учетом планирующихся проектов – более чем на 2 млн т.
Как сообщил на состоявшемся 15-16 марта форуме «СПГ Конгресс Россия» первый заместитель генерального директора АО «Газпром промгаз» Николай Варламов, сегодня к созданию рассматривается более 40 подобных производств. Согласно целевой программе, к 2025 году общая производительность мини-заводов в России должна достигнуть 83,3 т/час или около 730 тыс. т ежегодно.
Как заверил Николай Варламов, санкционные ограничения не должны повлиять на ход реализации малых СПГ-проектов. В качестве примера, он привел ввод в 2018 году в районе села Дальнее на Сахалине малотоннажного завода (производительность – 1,5 т/час или 12,7 тыс. т/год с возможным расширением мощности). Проект был реализован на базе отечественных технических решений. Комплекс направлен на газификацию муниципальных котельных в Невельске, Макарове, Тымовске, а также на нужды газомоторного транспорта.
Однако, говоря о планах, стоит не забывать о том, что загрузка действующих производств на сегодня не велика. Если брать выпуск в целом – это примерно половина от действующих мощностей. В 2022 году малотоннажные комплексы произвели лишь 135 тыс. т СПГ, хотя и улучшили показатель предыдущего года на 4,5%.
Недостаточная загрузка предприятий отчасти связана со сложностями в расширении экспорта, в то же время постепенно растут потребности внутри страны. В прошлом году впервые объемы продукции малотоннажных СПГ-предприятий на внешний и внутренний рынок сравнялись, уточнил советник постпредства Якутии при президенте РФ Александр Климентьев. До этого отгрузка сжиженного газа превалировала в экспортном направлении.
В «Газпром промгазе» предлагают не сбрасывать со счетов потенциал экспорта, особенно для тех проектов, которые могут быть реализованы в приграничных регионах, например, в Амурской области, Хабаровском крае и Приморье.
Как заинтересовать инвестора
В настоящее время основная часть проектов в области малотоннажного СПГ ориентирована на потребности автомобильного и железнодорожного транспорта. Только небольшое число перспективных производств может быть увязано с автономной газификацией населенных пунктов.
Тем не менее в свете развития распределенной энергетики такое решение наиболее подходит к районам Дальнего Востока и Арктики, особенно там, где появляются объекты промышленности, новые точки экономического роста, отмечает директор по работе с ключевыми партнерами Института нефтегазовых технологических инициатив Алексей Фадеев.
В некоторых регионах видят в данном подходе и социальный эффект. В частности, в Якутии прорабатывается вариант использования СПГ в качестве альтернативы централизованному газоснабжению для отопления жилых домов и социальных объектов там, где вести трубу и строить газораспределительные сети не слишком экономично. Под такую возможность подпадают порядка 30 населенных пунктов республики.
Вместе с тем государству следует стимулировать инвестиционную активность в рамках автономной газификации населения, поскольку эта деятельность подпадает под тарифное регулирование, рассуждает Николай Варламов. К тому же встает вопрос загрузки предприятия в межотопительный сезон, который, впрочем, возможно решать за счет того же газомоторного транспорта.
Ключевой аспект – достижение экономически разумной цены для конечного потребителя, отмечает первый замглавы «Газпром промгаза», с учетом издержек поставщика топлива по всей цепочке, включая хранение, доставку, регазификацию СПГ. «Важный момент, если сравниваем автономную и сетевую газификацию – минимизация затрат должна идти с определенной мерой господдержки», – считает менеджер.
Обеспечить инвесторам условия для реализации проекта, приемлемые сроки окупаемости, действительно важно, соглашается Максим Губанов, руководитель направления по энергетике и ЖКХ Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Причем СПГ-проекты вполне могут внести свою лепту в модернизацию локальной генерации с привлечением современных технологий, добавил он.
СПГ как ВИЭ
Примеров преференциальной поддержки малотоннажных производств СПГ в целях автономной газификации на Дальнем Востоке пока нет, признал представитель КРДВ. По его мнению, в реализации таких проектов целесообразно задействовать льготные механизмы, которые уже привлекались при создании генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии.
Это, например, строительство ветростанции в Анадыре. Проект реализован по концессионному соглашению, инвестор получил льготы ТОР «Чукотка» и содействие со стороны региональных властей. Возврат инвестиций осуществляется за счет достигнутой экономии прежнего вида топлива (угля).
Похожий принцип заложен в работе гибридной электростанции в якутском селе Улахан-Кюель (Табалах). Построенный в 2021 году объект сочетает генерацию с помощью солнечных модулей с промышленными аккумуляторами (мощностью 404 кВт) и современными дизельными генераторами (600 кВт). Проекту помог преференциальный режим арктической зоны РФ. Инвестор заключил с ПАО «РусГидро» (энергокомплекс эксплуатируется АО «Сахаэнерго») энергосервисный контракт: отдача вложений происходит за счет сохранения экономии расходов на топливо в тарифе в течение 10 лет, после чего энергокомплексы перейдут в собственность «Сахаэнерго».
Еще один проект в малой энергетике, хотя и не связан с ВИЭ, достоен особого внимания. В забайкальском поселке Первомайский идет строительство котельной мощностью 70 МВт. Она заменит угольную ТЭЦ, возведенную более 60 лет назад, главный корпус которой пришел в аварийное состояние. Проект реализуется с применением механизма дальневосточной концессии сроком на 20 лет. Одновременно предусмотрена помощь от Фонда содействия реформированию ЖКХ, как объекту теплоснабжения, уточнил Максим Губанов.
По его словам, в КРДВ хотят, чтобы меры поддержки по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ, включая льготное кредитование, распространялись на объекты локальной энергетики. Определенные шаги в данном направлении уже сделаны, например, подготовлен план модернизации (фактически замены) неэффективных дизельных электростанций.
«Сам механизм поддержки таких инвесторов длительное время проходил обсуждение в экспертных кругах. В настоящее время он кристаллизуется. Даже есть поручение президента РФ на эту тему, что даст старт развитию инвестиционных проектов», - рассказал представитель КРДВ.
Говоря о газификации на основе сжиженного природного газа, Максим Губанов отметил, что она может составить конкуренцию другим технологиям локального энергоснабжения, в том числе ВИЭ. Собственно, государство должно отобрать такие проекты, которые покажут наилучшую эффективность на горизонте 15-20 лет с учетом особенностей топливно-энергетического баланса региона, другой местной специфики, и оказать им свою поддержку.
Стоит сказать, и власти на местах вряд ли захотят получить при переводе котельных и электростанций на новый вид топлива очередной дотационный объект. Традиционно на Дальнем Востоке высокие субсидии организациям жилищно-коммунального хозяйства, и одна из преследуемых целей развития распределенной энергетики – снижение таких дотаций. Отсюда прямая заинтересованность, если за счет применения прогрессивных технологий производства, оптимизации логистики и т.п. цена нового энергоносителя окажется более привлекательной по стоимости.
Действующие в дальневосточном макрорегионе программы социальной поддержки, направленные на снижение оттока населения и рост занятости, подвергаются корректировкам, в том числе распространяются на новых участников, также предполагается упрощать прохождение бюрократических процедур. Регионы вводят дополнительные меры поддержки семей с детьми. Увеличиваются сроки газификации субъектов.
Занятость и зарплаты
Уровень безработицы в дальневосточных регионах (таблица 3) по-прежнему выше среднероссийского (2,9% против 2,6% в апреле-июне 2024 г.). Наиболее высоким он сохраняется в Бурятии (5,2%), Якутии (4,9%) и Забайкальском крае (4,6%). Выше, чем в среднем по стране безработица в Иркутской (3,2%) и Сахалинской областях (2,7%). Самый низкий уровень безработицы – в Хабаровском крае (1,4%), Чукотском АО (1,4%) и Амурской области (1,6%).
Таблица «Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, апрель-июнь 2024 г.»
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,6 |
75 986,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,9 |
4 143,3 |
Республика Бурятия |
5,2 |
437,9 |
Республика Саха (Якутия) |
4,9 |
523,9 |
Забайкальский край |
4,6 |
462,3 |
Сахалинская область |
2,7 |
267,9 |
Еврейская авт. область |
2,6 |
76,5 |
Магаданская область |
2,5 |
78,2 |
Камчатский край |
2,3 |
168,8 |
Приморский край |
2,1 |
977,0 |
Амурская область |
1,6 |
405,0 |
Чукотский авт. округ |
1,4 |
30,5 |
Хабаровский край |
1,4 |
715,2 |
При этом во всех регионах продолжается рост среднемесячной зарплаты работников организаций (таблица 2) – в семи регионах он превышает среднероссийский (+17,1% в мае) – в Забайкальском крае (+23,4%), Камчатском крае (+21,4%), Бурятии (+19,7%), Амурской области (+18,6%), Иркутской области (+18,7%), Еврейской АО (+18,4%), Приморском крае (+18%). Наименьший рост зарплат фиксируется в Хабаровском крае (+11,6%) и Магаданской области (+12,5%).
Таблица «Среднемесячная заработная плата работников организаций, май 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.»
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
117,8 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
116,6 |
|
Забайкальский край |
123,4 |
|
Камчатский край |
121,4 |
|
Республика Бурятия |
119,7 |
|
Амурская область |
118,6 |
|
Еврейская авт. область |
118,4 |
|
Приморский край |
118,0 |
|
Сахалинская область |
117,8 |
|
Чукотский авт. округ |
117,1 |
|
Республика Саха (Якутия) |
113,5 |
|
Магаданская область |
112,5 |
|
Хабаровский край |
111,6 |
|
Впрочем, во всех субъектах позитивная динамика зарплаты сопровождается также и ростом потребительских цен. Рост не является существенно превышающим характерные для страны в целом показатели (в июне 2024 г., таблица 1), но в Бурятии и Камчатском крае он выше среднего по РФ уровня.
Таблица «Потребительские цены на товары и услуги, июнь 2024 г., в % к декабрю 2023 г.»
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
103,2 |
Камчатский край |
104,2 |
Республика Бурятия |
104,0 |
Республика Саха (Якутия) |
103,9 |
Магаданская область |
103,5 |
Еврейская авт. область |
103,2 |
Приморский край |
103,2 |
Забайкальский край |
102,8 |
Хабаровский край |
102,7 |
Амурская область |
102,6 |
Сахалинская область |
102,4 |
Чукотский авт. округ |
101,4 |
Текущие меры поддержки в рамках борьбы с оттоком населения требуют дополнительных изменений, в том числе направленных на упрощение процедур и повышение их эффективности. Действующая программа «Дальневосточный гектар» подверглась критике со стороны генпрокурора РФ И.Краснова, который заявлял, что ей присущи такие проблемы, как большая удаленность предоставляемых участков от существующей инфраструктуры, в том числе транспортной. На текущий момент программа корректируется на законодательном уровне, в том числе в части устранения правовых неопределенностей.
В начале августа Совет Федерации одобрил закон о порядке подачи заявлений на получение гектара. Речь идет о случаях, когда заявитель, подав заявление, запросил позднее другой участок. Заявление на гектар будет возвращено, если подавший его гражданин ранее уже подавал заявление о предоставлении другой территории и в отношении него не был дан отказ. Ранее отсутствие в законе четко регламентированных процедур для данных случаев замедляло работу с заявлениями и приносило дополнительные временные затраты.
Документ также устанавливает обязанность уполномоченного органа приостановить рассмотрение о предоставлении земельного участка, если в отношении него уже подано заявление другим лицом, и закрепляет порядок действий Росреестра в случае необходимости изменения сведений о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда на принадлежность к иной категории земель. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 г.
По состоянию на май текущего года возможностью получить земельный участок в безвозмездное пользование на Дальнем Востоке воспользовались около 140 тыс. граждан, в большинстве своем они используются участниками программы для сельскохозяйственных целей и индивидуального жилищного строительства. В Приморском крае, Якутии и Камчатском крае также востребованы гектары для организации отдыха и создания объектов рекреации. Следует отметить, что в последние годы количество выданных гектаров росло незначительными темпами, при этом увеличение было стабильным. Так, по итогам 2020 г. правом на получение гектара воспользовались 85 тыс. человек, в 2021 г. число пользователей составило 97 тыс. человек, в 2022 г. – 110 тыс. человек, а в 2023 г. – 122 тыс. человек.
Тем временем в июле принято решение правительства о выделении дополнительных лимитов для дальневосточных регионов в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО». В том числе 400 квартир дополнительно выделено Сахалинской области (всего в регионе, таким образом, будет построена 1 721 такая квартира), 262 квартиры выделено Забайкальскому краю (всего – 1 089). Лимиты распределены с учетом наличия в данных регионах проектов жилищного строительства, в рамках которых разрешения на строительство должны быть получены до 1 сентября 2024 г., для ускорения сроков заселения в готовые квартиры.
Напомним, что на Дальнем Востоке в рамках программы при участии ДОМ.РФ предполагается построить не менее 10 тыс. арендных квартир. На данные цели из федерального бюджета выделено 87 млрд рублей. Арендная плата будет обеспечиваться на доступном уровне (около одной четвертой от среднерыночной цены) за счет субсидирования ставок из федерального и регионального бюджетов. На сегодняшний день «ДОМ.РФ» подписаны договоры на строительство 7,5 тыс. квартир общей площадью около 350 тыс. кв. м (полностью освоены лимиты в Сахалинской области и Хабаровском крае). Первые арендные квартиры (с отделкой и мебелью) сданы в Приморском крае (42 квартиры в ЖК «Айвазовский» во Владивостоке), Чукотском АО (40 квартир в ЖК «Ягодный» в Анадыре) и Якутии (24 квартиры в микрорайоне «Марха» в Якутске).
К концу июля объем выделенных кредитов по «Дальневосточной ипотеке» превысил 540 млрд рублей, всего выдано 111,7 тыс. кредитов. Лидерами по количеству выданных ипотечных кредитов являются Приморский край (30,1 тыс. кредитов), Якутия (24,5 тыс. кредитов), Хабаровский край (15,1 тыс. кредитов). На данные регионы приходится 60% всех выданных в ДФО ипотечных займов. В мае текущего года на фоне пересмотра всех ипотечных программ в Минфине сообщали о возможном поэтапном повышении ставки по «Дальневосточной ипотеке» (текущая ставка не превышает 2%). В ведомстве предлагают повышать ставку на 1% каждый год, начиная с 2025 г. Против повышения ставки выступил вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев, заявивший, что рассчитывает на неизменность программы. Каких-либо конкретных решений по данному вопросу еще не было принято.
Стоит отметить, что регионом ДФО, в котором наиболее остро сохраняется проблема обманутых участников долевого строительства, является Хабаровский край. По состоянию на 2023 г. в данном регионе насчитывалось 14 проблемных объектов незавершенного долевого строительства (самый высокий показатель в ДФО и один из самых больших в РФ). Такие объекты также сохраняются в Бурятии (семь в 2023 г.), Приморском крае (пять объектов), Якутии (три объекта) и Амурской области (два объекта).
Газификация
Что касается газификации регионов, то уровень газификации Дальнего Востока на сегодняшний день существенно отстает от среднероссийского показателя (24% против 75% в РФ на конец 2023 г.). При этом если в нескольких дальневосточных регионах газификация превысила 50% или приближается к данному показателю, например в Хабаровском крае (63%), Сахалинской области (55%), Якутии (43%), то в ряде субъектов макрорегиона уровень остается критически низким – в Еврейской АО не превышает 2%, в Забайкальском крае находится на уровне 1%, на нулевом уровне – в Бурятии и Магаданской области. Уровень подключения потребителей к природному газу в Камчатском крае не превышает 33%, в Чукотском АО – 22%.
Основными проектами для увеличения уровня газификации ДФО являются строительство регазификационного комплекса в Камчатском крае, строительство газопровода, соединяющего газопроводы «Сила Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» к 2032 г., подведение газотранспортной инфраструктуры на территорию Бурятии и Забайкальского края до 2032 г. При этом сроки проекта по обеспечению СПГ Камчатского края сдвигаются на более позднее время.
В июле правительство РФ актуализировало дорожную карту газификации Камчатки с помощью СПГ с проекта «Сахалин-2», в соответствии с которой ключевые ее мероприятия перенесены на год. В частности, ввод в эксплуатацию объектов береговой инфраструктуры (причал, объекты приема регазифицированного природного газа и выдачи его в сеть газораспределения, объекты налива СПГ в цистерны, газопровод) отложен на конец 2025 г. вместо начала 2025 г., тогда как их передача «Газпрому» по концессионному соглашению с камчатским правительством должна состояться в начале 2026 г. (а не до конца 2025 г.). При этом для данных объектов еще предстоит определить застройщика и вести строительство, которое потребует дополнительных 4 млрд рублей ассигнований из федерального бюджета в 2025 г., в дополнение к ранее уже выделенным на данные цели 12 млрд рублей.
Одним из основных проблемных вопросов проекта является строительство плавучей регазификационной установки (ПРГУ) и танкеров-челноков, которое было осложнено санкциями. Так, строительство регазификационного терминала должно завершиться в третьем квартале 2025 г. Сроки строительства судов и их передача «Газпрому» перемещены на третий квартал 2026 г. (для первого судна) и на четвертый квартал 2026 г. (для второго танкера), тогда как ранее их планировалось сдать одновременно с терминалом. В апреле сообщалось, что газовозы уже заказаны, подробности не уточнялись. Вариант использования уже построенных газовозов осложнен санкциями, а также тем, что большинство подобных судов активно эксплуатируются.
Поддержка семьи
В сфере поддержки рождаемости на Дальнем Востоке региональные меры поддержки связаны главным образом с финансовыми выплатами многодетным семьям. В июне гордума Владивостока приняла решение об увеличении размера выплат, выдаваемых многодетным семьям города в качестве альтернативы предусмотренным для них земельным участкам. Размер выплаты увеличен с 382 тыс. рублей до 602 тыс. рублей. Данная выплата будет софинансироваться на 50% из краевого бюджета. Повышение компенсационных выплат в том числе связано с дефицитом свободной земли для распределения в материковой части города (нераспределенные участки остались только на островных территориях и в отдаленном поселке Береговое).
Продолжается принятие субъектами региональных законопроектов в соответствии с данным ранее поручением президента о выплате многодетным семьям средств на погашение ипотечного кредита. В июле депутаты Магаданской областной думы приняли законопроект о выплате до 1 млн рублей многодетным семьям на закрытие ипотеки. 450 тыс. рублей из данной выплаты будет обеспечивать федеральный бюджет, 550 тыс. рублей – региональный. Закон распространяется на семьи, у которых с января 2024 г. по 31 декабря 2030 г. родится третий и последующие дети. При этом ипотечный кредит для погашения должен быть взят на приобретение или возведение жилой недвижимости только в Магаданской области. Семьи смогут частично или полностью погасить задолженность только по одному ипотечному кредиту.
Депутаты Заксобрания Камчатского края в июле продлили программу выдачи краевого материнского капитала до конца 2030 г. Программа действует в регионе с 2011 г. Региональный маткапитал предоставляется проживающим в регионе не менее трех лет до момента обращения за выплатой. В 2024 г. его размер составляет до 439 тыс. рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
21 марта «Газпром» официально объявил о начале соединения газопроводов «Сила Сибири» и Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Участок трубопроводной системы Белогорск — Хабаровск станет одним из ключевых звеньев Восточной газовой программы, объединяющим Сахалинский центр газодобычи с Якутским и Иркутским. За счет этого появится еще один канал экспорта природного газа в Китай.
Сойдутся в Хабаровске
Пока что, уточнили в Минэнерго, главным образом, ведутся проектные работы по участкам трубопровода-перемычки Белогорск — Хабаровск. В официальном сообщении «Газпрома» не уточняется о сроках реализации данного проекта. Ранее вице-премьер РФ Александр Новак сообщал, что окончание стройки запланировано на 2029 год.
«Соответственно намечена газификация восточной части Амурской области и Еврейской автономной области. Протяженность [соединительного газопровода] — порядка 800 км. Проект, в том числе, поможет снять ограничения, которые у нас присутствуют по трубопроводу Сахалин — Хабаровск — Владивосток, и подать дополнительные объемы газа для Хабаровска и Приморского края», – проинформировал директор департамента развития газовой отрасли Минэнерго Артем Верхов.
Действительно, «Газпром» производит расширение мощностей газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток, в том числе в свете будущей транспортировки газа на ТЭЦ-4 Хабаровска и Владивостокскую ТЭЦ-2, но это не закроет всех потенциальных потребностей регионов в энергоносителе.
Одновременно выводится на заданные параметры «Сила Сибири». В этом году Чаяндинское месторождение в Якутии должно выйти на проектную мощность, и уже в следующем трубопроводная система сможет поставить потребителям 38 млрд куб. м газа.
По газопроводу протяженностью более трех тыс. км организован экспорт энергоносителя в КНР, а также поставки в рамках газификации территорий Якутии, Амурской и Иркутской области. В настоящее время газ подается по трубе на Свободненскую теплоэлектростанцию, осуществляется проектирование ТЭС Чульман в Республике Саха, которая обеспечит электроснабжение объектов Восточного полигона РЖД.
Стоит сказать, за счет объединения газопроводов появится еще один канал экспорта природного газа в Китай — на участке Дальнереченск — Хулинь.
Развитие трубопроводной инфраструктуры идет на фоне переориентации экспортных поставок углеводородов в АТР, широко начавшейся в 2022 году. Речь не только о газе. К примеру, «Транснефть» увеличила мощности своей нефтетранспортной системы ВСТО для доставки по трубе на специализированный терминал в бухте Козьмино до 42 млн тонн нефти ежегодно. Причем проработана дополнительная возможность приема портом сырья по железной дороге. Была расконсервирована железнодорожная станция Грузовая, примыкающая к терминалу (на I этапе создания ВСТО перевозки нефти в Козьмино осуществлялись железнодорожным транспортом, после завершения прокладки трубопровода потребность в них отпала). В IV квартале 2026 года планируется построить нефтеперекачивающую станцию в Иркутской области с тем, чтобы увеличить отгрузку нефти в цистернах со станции Мегет в направлении Приморья с двух млн до семи млн тонн.
Сила удвоится
Еще более масштабные стройки обещает реализация проекта «Сила Сибири — 2», предполагающего поставки энергоносителя в КНР транзитом через Монголию. В этом случае трубопровод пройдет по Красноярскому краю, Иркутской области, станет источником для газоснабжения Бурятии и Забайкальского края. Проект несет мультипликативный эффект: он позволит снять ограничения в транспортировке газа для Томской, Новосибирской, Омской, Кемеровской областей.
Сибирские регионы располагают газотранспортной сетью. Это, в частности, трубопровод Парабель — Кузбасс. Однако, поясняют в Минэнерго, он исчерпал возможность дополнительных поставок газа, его хватает пока только на газификацию населения и коммунальных объектов, а для развития новых мощностей промышленности, перевода электростанций на газ его пропускной способности недостаточно. Соответственно, «Сила Сибири — 2» призвана снять эти ограничения.
Что касается Байкальского региона, то, по словам сенатора от Забайкальского края Сергея Михайлова, есть понимание того, что «Сила Сибири – 2» дойдет до юга Байкала, но ни сроки реализации проекта, ни даже дорожная карта по нему пока не просматриваются. Многое здесь зависит от договоренностей с Китаем по условиям контракта. Известно, что «Газпром» проводит переговоры с китайской CNPC (российский монополист оценивает возможности поставок газа в КНР через Монголию до 50 млрд куб. м в год).
«С монгольской стороной все более-менее понятно. Создана специальная компания, ведется проектирование трубопровода через территорию Монголии. С китайскими партнерами посложнее… Не могу все раскрывать, но работа ведется», — заверил Артем Верхов.
Он подтвердил, что при строительстве газопровода к границе с Монголией будут ответвления на Улан-Удэ и Читу. При этом в столице Забайкалья по программе «Чистый воздух» идет подготовка проекта по СПГ-газификации жилого сектора, чем занимается Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация (ВАНК).
Газ доставят по железной дороге
Для реализации проекта газификации привозным сжиженным газом с мэрией Читы было заключено концессионное соглашение. Концессионером выступает ООО «АврораГАЗ» (входит в ВАНК).
Как сообщал ранее гендиректор Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации Станислав Неверов, в Чите планируется газифицировать 13 тыс. домов. Для перевода домовладений на новый вид топлива будет построено более 500 км газораспределительных сетей, возведена станция приема, хранения и регазификации СПГ. Эта станция в настоящее время проектируется рядом с Читой, ведутся подготовительные работы к началу строительства весной-летом 2024 года. На первом этапе для газификации города может ежегодно требоваться сырья эквивалентно 18 млн куб. м.
Энергоноситель будет поступать в Читу по железной дороге с завода по сжижению газа, расположенного в ТОР «Надеждинская», недалеко от Владивостока. Предприятие строит компания «Аврора СПГ», и в ближайшее время должен состояться пуск первой очереди этого производства.
«Правда, СПГ будет дороговат, вести его будет нужно из Владивостока. Думаю, с запуском проектов по малотоннажному производству в Амурской области, Хабаровске плечо доставки снизится, соответственно выпадающие доходы у региона станут меньше», — говорит Артем Верхов.
В руководстве «Авроры СПГ» уже информировали о планах по созданию малотоннажного завода в Хабаровске (площадка «Ракитное») и в Амурской области. Предприятия планировалось ввести в эксплуатацию в 2025-2026 годах.
Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация рассматривает возможность газификации и города Северобайкальск в Бурятии. Местные власти в рамках мастер-плана города предлагали реконструировать центральную котельную с переводом ее на СПГ. В свою очередь в Минэнерго говорят о необходимости анализа и расчета топливно-энергетического баланса территорий и справедливой цены за новый энергоноситель для потребителей.
Договор о купле-продаже природного газа, поступающего в Хабаровский край с шельфового проекта «Сахалин-1», истекает в сентябре 2025 года, и на сегодня нет четкого понимания, кем и каким образом будут налажены дальше его поставки. При этом региональные власти настаивают на необходимости госрегулирования оптовой стоимости энергоносителя, до сих пор привязанной к валютному курсу и биржевым котировкам.
В настоящее время Хабаровский край газифицирован на 62% (среднероссийский показатель – 73%). Природный газ подается в 39 населенных пунктов, расположенных в 10 муниципальных образованиях региона. Его потребителями являются 95 промышленных объектов, в том числе 11 ТЭЦ, 81 котельная, около 110 тыс. домовладений.
Основными покупателями энергоносителя выступают АО «Дальневосточная генерирующая компания» и АО «Газпром газораспределение Дальний Восток». В 2022 году регион использовал 2,72 млрд куб. м газа.
Хабаровский край является единственным субъектом, которому цена газа регулярно рассчитывается по ценовой формуле в зависимости от котировок нефти на Токийской бирже, а также от курса доллара. Соглашение о поставках энергоносителя на срок 20 лет было подписано в 2005 году с оператором международного проекта «Сахалин-1» Exxon Neftegas («дочка» американской ExxonMobil). Когда оно заключалось, условия контракта казались выгодными – доллар стоил 28 руб. Впоследствии снижение валютного курса рубля приводило к дополнительным нагрузкам на региональный бюджет и поиску необходимых субсидий.
В 2022 году ExxonMobil объявила о выходе из сахалинского проекта. Новым оператором стало ООО «Сахалин-1» (его управляющей компанией была назначена дочерняя структура «Роснефти» АО «Сахалинморнефтегаз-шельф»). Вместе с тем оптовая цена на газ для Хабаровского края по-прежнему не подлежит госрегулированию. В итоге сформированная АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» стоимость 1 тыс. куб. м для региона в сентябре 2023 года составила 9,4 тыс. руб. Тогда как регулируемая ФАС оптовая цена для Сахалинской области – 3,7 тыс. руб., для Приморья – 5,7 тыс., сообщила зампред правительства Хабаровского края по инфраструктуре Ирина Горбачева.
Другая проблема связана с неопределенностью дальнейшей подачи газа. Как отметила Ирина Горбачева, в крае реализуются крупные инвестиционные проекты, например создание новой ТЭЦ-4 в Хабаровске и горно-обогатительного комбината на Малмыжском месторождении. В 2025 году возможно увеличить потребление до 5,2 млрд куб. м, однако договорные объемы поставок с «Сахалина-1» ограничены 2,9 млрд куб. м. Более того оператор проекта проинформировал главных покупателей об отсутствии планов по продлению срока действия о купле-продаже природного газа после 2025 года.
Вопрос неоднократно подымался краевым правительством, были соответствующие поручения на федеральном уровне, но ситуация не получила развития. В минувший понедельник проблема была озвучена на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике.
«Отсутствие поставщика природного газа для Хабаровского края после сентября 2025 года и отсутствие понимания, за счет каких источников будет покрываться дефицит газа, в том числе препятствует привлечению в регион инвесторов, создает угрозы энергетической безопасности», – заявила зампред правительства.
Помимо поиска нового поставщика, по ее словам, необходимо установить государственное регулирование оптовой цены газа, поставляемого в регион, которая не будет зависеть от волатильного валютного курса.
«В Хабаровском крае у инвесторов нет понимания, что будет после 2025 года. Вопрос даже не в цене [на газ], не в каких-то вещах, которые регулируются в рамках договоренностей, вопрос в понимании того, сколько будет и насколько это будет долго и стабильно», – подчеркнул сенатор от краевого правительства Андрей Базилевский.
В Минэнерго РФ дают понять, что именно сам Хабаровский край в свое время заключил контракт с непростыми договорными условиями. Тем не менее есть посыл, чтобы ценообразование на энергоноситель здесь осуществлялось в соответствие с общероссийской практикой. Основным источником для обеспечения будущей потребности региона в газе видится шельфовый проект «Сахалин-3», разрабатываемый «Газпромом». Но в последней не исключают, что поставки с «Сахалина-1» могут быть продолжены за рамками нынешнего договора.
При этом монополия в ближайшие годы должна произвести переключение потребителей с магистрального газопровода Оха – Комсомольск-на-Амуре, который будет выведен из эксплуатации (рассматривается также возможность продления срока службы трубы), на трубопроводную систему Сахалин – Хабаровск – Владивосток.
У «Газпрома» есть и альтернативное решение вопроса относительно того, какой ресурс возможно задействовать при подаче газа в Хабаровский край, сказал первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин, но деталей не привел.
«Коллеги из Хабаровского края предлагают переложить их потребности на всю страну в виде перекрестки (перекрестного субсидирования – прим. ред.) Тогда надо честно об этом говорить, либо использовать другие инструменты», – считает замминистра энергетики.
Ирина Горбачева опровергла такую информацию. По ее словам, краевые власти, согласно поступившему предложению из Минэнерго, готовы рассмотреть возможность присоединения к магистральной сети «Сила Сибири». Однако по имеющимся у края сведениям ее соединение с газопроводом Сахалин – Хабаровск – Владивосток в лучшем случае произойдет в 2026 году.
Одновременно «Газпром» продолжает развивать инфраструктуру последней мили. По плану этого года в Хабаровском крае заканчивается строительство 10 ответвлений газораспределительной системы общей протяженностью 86 км и проектирование по всем остальным объектам программы догазификации до 2026 года. К тому времени будет дополнительно газифицировано 20 населенных пунктов, 20 тыс. домовладений, 23 котельных и промышленных предприятий. Уровень газификации возрастет на 4,4%.
«Потенциально 30 тыс. жителей Хабаровского края в свои дома могут получить природный газ за счет инвестиций «Газпрома» по программе догазификации», – проинформировал генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз» Сергей Густов.
В то же время он указал на проблему с дочерней компанией «Газэнергосеть Хабаровск», которая в регионе является единственным поставщиком сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытового потребления. Расценки на газ в данном случае устанавливаются комитетом по ценам и тарифам правительства Хабаровского края. Регион, по данным на сентябрь 2023 года, не произвел дотации вследствие выпадающих доходов в размере 408 млн руб. Если не возместить компании эту сумму, она обанкротится и прекратит поставки СУГ в 17 муниципальных образований региона, заявил Сергей Густов (в краевом правительстве уже сообщили о намерениях изыскать средства по недостающим субсидиям).
По словам председателя комитета Совфеда по экономической политике Андрея Кутепова, предложения, касающиеся определения поставщика газа в Хабаровском крае, должны предусматривать долгосрочный характер отношений. «Даже десять лет достаточно маленький срок с точки зрения перспектив в нашей экономике. Мы должны говорить о более длительном периоде, чтобы к этому не возвращаться», – считает он.
В ближайшее время ситуацию планируется обсудить с участием вице-премьера РФ Александра Новака, курирующего ТЭК.
Павел Усов
В селе Жемкон Вилюйского улуса Якутии торжественно запустили газ. Глава республики Айсен Николаев принял участие в церемонии зажжения газового факела, отметив, что руководство муниципалитета первыми в регионе выделили софинансирование для строительства газопровода. По его словам, до конца 2025 года власти планируют подключить к «голубому топливу» пять тысяч домовладений. Опыт социальной газификации в регионе по просьбе Ленского клуба оценил старший научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина, к.э.н. Александр Биев.
Геополитические изменения последних двух лет и уход с большей части западноевропейского газового рынка, как ни парадоксально, открыли новое окно возможностей для реализации социально значимых инфраструктурных проектов в России. Отказ ЕС от российского газа и образовавшийся избыток добычных мощностей ведущих российских нефтегазовых компаний закономерно привел к сокращению добычи в нашей стране. По данным Минэнерго РФ этот показатель снизился в 2022 году на 20%, по прогнозу Международного энергетического агентства, в 2023-м ожидается сокращение еще на 7%. В этой ситуации предельно обострились задачи перенаправления освободившихся объемов энергоресурсов на альтернативные рынки, а также на новые, в том числе внутренние, локальные рыночные ниши. В связи с этим актуализированы планы догазификации или социальной газификации регионов, на территориях которых уже пролегают трассы магистральных газопроводов. Их возможно реализовать с меньшими затратами относительно тех, где газификация будет начинаться практически «с нуля».
Главным среди вопросов о перспективности и оперативности исполнения этих планов остается вопрос наращивания уровня территориального производства, часть которого возможно направить на удовлетворение внутренних энергетических нужд. Актуально это и для добывающих регионов, таких, как Якутия. Мы видим, что при поддержке региональной власти объем добычи природного газа там активно растет, по итогам 2022 года увеличившись на 24,5% – до 17,3 миллиардов кубометров. По этому показателю республика заняла второе место в ДФО.
У власти есть рабочий инструмент для роста внутреннего потребления – это государственные программы социальной газификации и финансовая поддержка домохозяйств на подключение и на закупку газового оборудования. Его могут обеспечить как дотации из федерального и регионального бюджетов, так и социальные инвестиции нефтегазовых компаний, ресурсоснабжающих организаций, участвующих в Программе газификации. Важен размер материальной помощи – именно он в основном определяет степень заинтересованности людей. Практика Якутии в этой связи выглядит выигрышно: власти республики увеличили установленный в России минимальный размер материальной помощи на газификацию для семей с невысоким доходом в полтора раза, до 150 тысяч рублей. По итогам 2022 года Правительством республики выплачено таких дотаций на сумму 225 миллионов рублей, их получили более 1600 семей.
Значительную роль играют решения властей Якутии по расширению категорий участников этой социальной программы. В республике в их число включили, кроме малоимущих, многодетные семьи и семьи участников СВО – вне зависимости от их материального положения. Особое значение приобретает организационная работа по минимизации бюрократических формальностей, сокращению времени проверки заявок на выплаты и перечисление денежных средств на банковские реквизиты поставщиков оборудования, организаций, занимающихся его установкой.
Считаю правильным, что социальную газификацию в регионе проводит единый оператор – компания «Сахатранснефтегаз». Это большое надежное предприятие, обладающее всеми необходимыми компетенциями. При этом основной формой инвестиционного взаимодействия при строительстве объектов газоснабжения и тепловой энергетики в арктических субъектах РФ стали концессионные соглашения. Участие в реализации Программы развития газоснабжения и газификации Якутии на период 2021-2025 годов крупнейшего поставшика на российском рынке – ПАО «Газпром», – с руководством которого главой Якутии Айсеном Николаевым подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве, способно изменить сложившиеся подходы к локальному теплоснабжению, обеспечить заметное снижение себестоимости выработки тепловой энергии. Мероприятия программы включают в себя подготовку к приему газа 58 котельных и предприятий.
Результат особого внимания властей Якутии к вопросам газификации наглядно представлен в цифрах. В прошлом году республика построила 336 километров сетей – в 24 раза больше, чем по итогам 2021-го. Работа идет с перевыполнением планов: вместо 2041 домовладения в регионе подключили 2877. По этому показателю республика вышла на первое место по Дальнему Востоку и на пятое по стране. Благодаря газификации экономика республики получает следующие импульсы: повышение инвестиционной привлекательности коммерческих проектов, реализуемых на газифицированной территории; рост экономической активности и числа новых рабочих мест, увеличение налоговых отчислений в местные и региональный бюджеты, связанных с расширением производственной деятельности ресурсоснабжающих компаний.
Кроме того, газ, по сравнению с твердыми видами топлива, хорошо поддается учету и автоматизации, что означает наличие большего потенциала систем управления энергетическими объектами. Это даст более точную детализированную статистику, прогнозирование и составление планов развития, формирования территориального топливно-энергетического баланса.
Если говорить об эффекте для населения, то перевод на газ снижает риски нарушения энергоснабжения, позволяет снизить энергетические издержки домохозяйств и, соответственно, финансовую нагрузку на них, то есть растет качество жизни населения, его социальное самочувствие. Опосредованный, но очень важный эффект данной работы – сокращение миграционного оттока с этих территорий. Люди остаются жить там, где им хорошо и комфортно.
Положительно оцениваю построенную в Якутии систему информирования жителей о возможностях газификации. Используются различные каналы: разработан сайт, проводятся выездные консультации специалистов «Сахатранснефтегаза» при Штабе общественной поддержки «Единой России». Важно при ознакомлении различных социальных групп населения с требованиями и условиями участия в Программе газификации использовать не только Интернет, доступность которого в удаленных населенных пунктах может быть ограничена, но и мероприятия личного, индивидуального консультирования, кураторства, особенно в отношении маломобильных граждан пожилого возраста, пенсионеров и инвалидов.