Правительство РФ выделит средства на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в девяти дальневосточных регионах. Более 2,9 млрд рублей направят в Бурятию, Якутию, Забайкалье, Хабаровский и Приморский края, Приамурье и на Колыму, а также на Чукотку и в ЕАО.
Соответствующее распоряжение подписал глава кабмина Михаил Мишустин. Так, в Якутии средства пойдут на завершение строительства Атамайского многофункционального центра досуга. Работы там должны быть завершены до конца года. Также на выделенные средства предполагается закончить возведение школы в селе Тумул.
В Приморье на средства потратят на работы по присоединению к электросетям объектов строящегося многофункционального общественно-делового комплекса на острове Русский.
В Забайкалье начнется модернизация нескольких медицинских и образовательных учреждений, а также обновление сетей тепло- и водоснабжения. Также федеральные средства будут использованы для модернизации систем наружного освещения в Биробиджане.
Еще одна цель выделения бюджетных средств – оказание мер государственной помощи промышленным предприятиям, которые производят широкую линейку технологичной продукции в республиках Бурятия и Якутия, Забайкальском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Магаданской областях и Чукотском автономном округе. Средства выделяются в рамках планов социального развития центров экономического роста регионов Дальнего Востока.
75% земельных участков, которые ДОМ.РФ получает для вовлечения в оборот, не подготовлены к будущему строительству. Это тормозит развитие территорий, а в условиях дорогих кредитов, ставит под вопрос целесообразность и снижает эффективность проектов.
Построить 100 млн кв. метров жилья
Сессия «Комплексное развитие территорий: новые горизонты жилищного строительства» объединила представителей власти, институтов развития и предпринимательского сообщества.
Модератором выступил директор по развитию городской среды, АО ДОМ.РФ Антон Финогенов.
Открывая обсуждение, генеральный директор АО ДОМ.РФ Виталий Мутко напомнил, что в рамках закона №161-ФЗ ДОМ.РФ работает с комплексным развитием территорий и помогает вовлекать в градостроительный оборот земельные участки – всего в России под перспективную застройку были выделены 46 тысяч гектаров с градостроительным потенциалом 70 млн кв. метров. В том числе на участках, переданных ДОМ.РФ регионам Дальнего Востока, введено в эксплуатацию 680 тысяч кв. метров недвижимости.
«До 2030 года на земле, которая будет вовлечена в оборот, мы должны построить 100 млн. кв. метров жилья. На сегодняшний день построено 25 млн. кв. метров», — рассказал Виталий Мутко.
При этом есть объективные причины, которые тормозят комплексное развитие территорий. Так, 75% земли, которую «ДОМ.РФ» получает для вовлечения в оборот, не подготовлены к будущему строительству, их градостроительный потенциал не ясен, и регионы должны провести большую работу, прежде чем выставить участок на торги.
Это в том числе влияет на сроки строительства. Сегодня одна из самых обсуждаемых тем в Минстрое — сокращение сроков выхода на строительные работы, рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Никита Стасишин.
«С момента покупки земли за бридж-кредит до выхода на стройку должно проходить минимальное количество времени, тем более что сегодня с такой ключевой ставкой кредитование обходится особенно дорого. Важно оптимизировать сроки и сократить затраты застройщикам. Это, в первую очередь, задача органов региональной и муниципальной власти во взаимодействии с бизнесом», — обозначил Никита Стасишин.
По его словам, необходимо выделять стартовую площадку внутри КРТ, где инвестор сможет максимально быстро согласовать всю документацию и начать привлекать средства покупателей, наполняя счета эскроу. Сейчас этот вопрос прорабатывается федеральным центром.
Расселить ветхий фонд помогут инвесторы
Что касается механизмов поддержки, их большое количество — инфраструктурные кредиты, инфраструктурные облигации ДОМ.РФ и другие. Однако задачи в рамках поручения президента стоят амбициозные – к 2030 году средний ввод жилья на душу населения должен составить не менее 33 кв. метров на человека, нужно обновить жилой фонд на 20%. Чтобы достичь установленных показателей, требуется расширить меры поддержки. И такая работа сейчас ведётся.
В том числе планируется расширить механизм инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ. Недавно его распространили на энергетическую инфраструктуру, а в планах – масштабировать облигации и на расселение ветхого и аварийного жилого фонда в рамках проектов КРТ.
Расселение собственников — одна из главных проблем комплексного развития территорий сегодня. Для застройщиков это очень затратная статья расходов, которая может достигать 30 процентов от общего бюджета проекта. Механизм инфраструктурных облигаций позволит привлекать средства инвесторов на подготовку площадки для КРТ со всей необходимой инфраструктурой, и в том числе использовать их для расселения ветхого и аварийного жилья.
Ещё одна проблема связана с большим количеством неэффективно используемых земель. Её обозначил заместитель руководителя Росимущества Алексей Павлов. «Мы проводим инвентаризацию по всей стране и выявили уже порядка 12 тысяч таких объектов», — отметил он.
Земельные участки десятилетиями стоят заброшенные, собственники никак их не эксплуатируют. Такие «ржавые пояса» могут вставать на пути социально значимых проектов, акцентировал руководитель группы компаний «Страна Девелопмент» Александр Гайдуков.
В качестве решения он выдвинул предложение — увеличить земельный налог для собственников в десятки раз.
«Мы видим, что в регионах есть много земель, которые стоят «ржавыми поясами» — и в спальных микрорайонах, и центре города. Эти территории никак не развиваются — собственники уехали за границу. Одна из идей — совместно с муниципалитетами провести инвентаризацию этих земельных участков и поднять на них налоги раз в 50-100. Это пополнит бюджет и облегчит доступ застройщикам к земельному банку», — предложил Александр Гайдуков.
Блестящие проекты
В то же время участники отметили «совершенно блестящие проекты» КРТ на Дальнем Востоке. Один из них реализует в Хабаровске федеральный девелопер ПИК. Компания получила участок общей площадью 66,9 га в составе проекта «Северный парк». Общий градостроительный потенциал этой площадки составляет 624,5 тыс. кв. м жилья. И в ДОМ.РФ, и в Минстрое высоко оценивают работу хабаровских властей в рамках механизма КРТ.
Но есть и другие пример, когда этот инструмент не так эффективен. На проблему указал управляющий партнёр по сегменту «Регионы» ГК «ФСК» Алексей Алмазов.
«Мы реализуем проекты КРТ, мастер-планы, чтобы развивать городскую среду и улучшать качество жизни граждан. И мне кажется правильным изменить критерии предоставления земельных участков или аукционов по договорам КРТ, в том числе на федеральном уровне, и во главу угла поставить качество продукта и качество развития территорий, исходить из того, как конкретный проект поспособствует развитию города. Сегодня такого тщательного анализа мы не видим. Территории КРТ не имеют под собой детализации и проработки. В итоге выигрывает застройщик, который больше всего платит за земельный участок, и опять центр города превращается в спальный район. Я думаю, что нужно утвердить соответствующие критерии, тогда мы продвинемся дальше», — предложил Алексей Алмазов.
Как подчеркнул Никита Стасишин, финансирование комплексного развития территорий увеличится.
«Порядка 120 млрд рублей до 2030 года будут выделены на стимулирование механизма КРТ. Будут предусмотрены деньги по инфраструктурным бюджетным кредитам, расселению аварийного жилья, создание комфортной городской среды», — перечислил он.
Отметим, что механизм комплексного развития территорий появился в 2021 году. До этого у регионов не было полномочий по расселению ветхого и аварийного жилья. Закон о КРТ упростил процедуру и открыл новые возможности для комплексной застройки. Сегодня механизм КРТ работает в 48 регионах России.
Вопрос привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты, в первую очередь социальной направленности, не теряет своей значимости. Активизировать участие частного капитала призваны концессионные механизмы. И дополнительно к существующим схемам концессий к реализации предлагаются новые формы партнерства с инвесторами, которые позволят расширить возможности финансового обеспечения строек или предложат альтернативные, но также эффективные методы привлечения инвестиций в инфраструктуру.
Концессия, как одна из форм государственно-частного партнерства оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области ГЧП.
«Причина популярности очевидна – регуляторика в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм концессии», – рассказывает директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Александр Киревнин.
Концессионные соглашения стали развиваться гораздо успешнее нежели предшествующие формы ГЧП, поскольку они позволяют более гибко использовать бюджетные средства, утверждает представитель Минэкономразвития. При этом подавляющая часть таких контрактов заключается на местном уровне без привлечения федеральных властей.
По данным Министерства экономического развития, в 2022 году в стране заключено свыше 3,9 тыс. концессионных соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Общий объем инвестиционных обязательств достиг 3,4 трлн руб., из которых 2,4 трлн – внебюджетные инвестиции.
«Хочется отметить высокий уровень проработанности данных соглашений, только 4% расторгаются впоследствии по решению суда – процент достаточно низкий», – свидетельствует Александр Киревнин.
Несмотря на положительную динамику в области развития концессий (с 2019 по 2021 годы происходил рост объема законтрактованных инвестиций на 20-30% ежегодно), эксперты указывают на различного рода риски для частного капитала, в том числе связанные с инфляцией. Повышение затрат на строительные материалы, прочие ресурсы началось в 2021 году, в 2022-2023 годах они росли еще более активными темпами. Кроме того, концедент, например субъект РФ, сегодня вправе согласиться с увеличением стоимости проекта, а завтра передумать – данное положение не является строго регламентирующим. Между тем такую проблематику целесообразно учитывать на протяжении всего срока действия концессии, отмечает член правления ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков. «В частности, в своих проектах мы предлагаем применять инструмент динамического ценообразования, где мы формируем цену в базовом уровне проекта и дальше индексируем в соответствии с индексом Минстроя РФ», – сообщил он.
В ситуации высокой волатильности экономики инвестор нередко оказывается в минусе. «По разным причинам очень мало инвесторов, которые пришли в инфраструктурные проекты и в конечном счете вышли с положительным результатом», – говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.
Для привлечения средств в инфраструктурные проекты нужны дешевые деньги с длительным возвратом, что не всегда реально найти, а тарифная политика несовершенна. В частности, утверждает президент ООО «Группа Полипластик» Лев Гориловский, обновить объекты водоснабжения и водоотведения по обычным концессионным механизмам пока не получается, потому что не хватает возможности тарифа, а перекладывать целиком финансовое бремя на население невозможно.
«К примеру, вы взяли в аренду водоканал, поработали несколько лет. Тарифов вам не дали, чтобы выровнять ситуацию, и у вас компания входит в банкротство по налоговым платежам или еще по каким-либо обязательствам», – указывает Леонид Казинец.
С другой стороны, нормативная база относительно концессий не всегда учитывает интересы местных властей. Так, согласно законодательству, предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта капитального строительства.
«Если концедент считает, что ему, например по строительству школ, выгодно здесь и сейчас привлекать внебюджетные средства, опережающим образом финансировать такую бесплатную для пользователей образовательных услуг инфраструктуру, то это его право. И он не должен быть ограничен в этом праве на уровне федерального закона, – убежден первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. – Возможно какой-нибудь регион или муниципалитет, который сегодня испытывает существенный дефицит в доходах бюджета, чтобы профинансировать тот объем необходимых школ и детсадов, которые нужны для того, чтобы его люди не утекали в другие регионы, он сейчас примет такое решение в расчете на то, что у него в последующем будет достаточно доходов, чтобы расплатиться в рассрочку с бизнесом, который расходы на себя сейчас примет».
В то же время форматы партнерства с инвесторами не стоят на месте. Государство переходит к иным формам поддержки, нежели создание объектов за счет федеральной адресной инвестпрограммы или прямых субсидий, говорит генеральный директор ООО «Управляющая компания Фонда развития территорий» Наиль Сайфуллин. Предусмотрен ряд инструментов возвратного финансирования инфраструктурных проектов в пользу застройщиков, ресурсоснабжающих компаний и т.д.
Самыми емкими с точки зрения капитала сейчас видятся инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Федеральным центром было принято решение до 2025 года направить в российские регионы 1 трлн руб. на проекты, которые утверждаются на штабе правительственной комиссии по региональному развитию. Они должны отвечать ряду условий, в том числе по привлекаемым внебюджетным источникам. Ожидается, что на 1 трлн руб. государственных ассигнований до 2036 года будет привлечено 10,5 трлн прочих средств.
В продолжение действующей программы ИБК в этом году запущен механизм специальных казначейских кредитов (СКК; оператором программы выступает Фонд развития территорий). СКК выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Помимо реструктуризации бюджетных кредитов и уменьшения задолженности регионов, в него входят замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление ИБК, а также выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Полигоном для адаптации нового механизма финансового обеспечения вполне может стать Дальний Восток. По данным на начало августа, штаб правкомиссии по региональному развитию одобрил заявки 11 субъектов ДФО для предоставления СКК на развитие городов. На реализацию 116 проектов, предусмотренных мастер-планами развития дальневосточных территорий, запланировано около 30 млрд руб. На эти средства будут построены новые детские сады и школы, отремонтированы системы жизнеобеспечения городов, закуплен новый транспорт, облагорожены городские пространства.
Как отметил исполнительный директор Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики по социальному развитию Гасан Гасанбалаев, инструмент специальных казначейских кредитов поможет эффективно запустить новые строительные проекты в рамках работы по мастер-планам, подготовить проектно-сметную документацию уже в 2023 году.
Ленский клуб обсудил с академиком отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ)Дмитрием Михайловичем Наринским, почему для республики важно развитие именно малых городов, в чем сложности процесса для региона, а также как благоустройство территорий влияет на уровень жизни.
Финансирование якутских инициатив говорит об основательном подходе к развитию малых поселений на федеральном уровне. Долгое время благоустройству не уделялось внимание, и сейчас требуются значительные вложения, чтобы выйти на достойный уровень. Якутии выделяют столько средств, сколько необходимо для реализации презентованных инициатив. Нет смысла благоустраивать территорию наполовину. Только полностью законченный проект даст реальный эффект, иначе он быстро придет в негодность и будет вызывать раздражение. Поддержка региона говорит о том, что есть понимание важности начатой работе, которая должна иметь реальное финансирование.
Залогом успешной реализации проектов по развитию городской инфраструктуры в субъектах является федеральная поддержка. У всех регионов, а тем более муниципальных образований, недостаточно собственных средств для создания полноценной городской среды – слабые источники финансирования, и недостаточно правовых оснований для выделения необходимых бюджетов. Поэтому участие в конкурсных процедурах открывает дополнительные возможности для привлечения федерального финансирования. Но не менее важно, что сразу же определяются и целевые показатели - то есть деньги привязаны к реализации конкретного проекта.
Осложняют реализацию городских проектов в Якутии два основных фактора. Суровые климатические условия накладывают дополнительные требования и сложности для благоустройства. Второй фактор – это структура расселения, которая существует в Якутии. Большая доля населения живет непосредственно в малых городах, а расстояния между ними большие. Например, жители Московской области могут получить доступ к качественной инфраструктуре в Москве. А в Якутии, учитывая ее расстояния, роль малых городов важнее.
Ранее Глава Якутии Айсен Николаев отмечал, что «создание запаса прочности, надежного задела для улучшения условий жизни якутян – это задача, решение которой получило новое дыхание благодаря национальным проектам». По двум проектам — «Формирование комфортной городской среды» и «1000 дворов на Дальнем Востоке» в Якутии в прошлом году благоустроено более 170 дворовых и общественных территорий в 60 муниципалитетах.
Якутии удалось показать реальный результат, что способствует дальнейшему выделению федеральных средств регионы. Было охвачено большое количество муниципальных образований, проект обеспечил значительное покрытие территории республики. В этом широком охвате заложена сама по себе идея данной программы, чтобы жители значительной части территории страны почувствовали улучшение условий жизни и качества городской среды. Всегда перед собой можно ставить амбициозные цели, и по охватам достигнуты хорошие показатели.
При этом, сам по себе процесс развития городской среды призван решить проблему сокращения населения в малых городах. Городская среда потому и называется комфортной, в ней человеку приятно находится. Если ему комфортно находится в своем городе, то вероятность переезда в другое место снижается. Это касается не только Якутии и ДФО, но и всех регионов страны. У нас сложилась такая ситуация, что крупные мегаполисы, которые можно пересчитать пальцами одной руки, стягивают на себя население почти полстраны. Эту тенденцию надо переломить.
На автодорогах России насчитывается порядка 6 тыс. мостов в аварийном состоянии. Не менее 1/6 из этого количества относится к дорожной сети в Дальневосточном федеральном округе. EastRussia разбиралась, насколько регионы могут побороть эту проблему.
Справка:
Согласно данным Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами, ДФО лидирует среди остальных федеральных округов по количеству находящихся в аварийном и предаварийном состоянии капитальных мостов, путепроводов, эстакад на дорогах регионального значения. Таких на начало 2024 года насчитывалось 1520 сооружений. При этом 595 объектов находились в предаварийном, 925 – в аварийном состоянии.
Национальный проект «Безопасные качественные дороги», завершающийся в 2024 году, не снял остроту проблемы состояния искусственных сооружений. Особенно это актуально для дорожной сети регионального подчинения. «В настоящее время к нам поступили материалы о состоянии мостов и путепроводов в 17 субъектах РФ. Эта информация позволяет сказать, что проблемных объектов большое количество», – констатировал на недавнем заседании рабочей группы по мониторингу реализации нацпроекта БКД заместитель председателя комитета по экономической политике Совета Федерации Александр Трембицкий.
В числе таких регионов – Приморье, где происходили происшествия с обрушением автодорожных сооружений. В крае только региональных мостов насчитывается 1620 единиц, основная масса которых построена в 1950-1970-х. Из них 459 – в аварийном и 636 – в неудовлетворительном состоянии.
На 44 объекта моста разработана документация, которая прошла экспертизу. Стоимость работ оценивается порядка 35 млрд руб., сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Алексей Игнатенко. При этом по искам прокуратуры надлежит реконструировать 260 сооружений, на сумму больше 100 млрд руб.
«Эти решения вступили в силу. Приморским краем выполняется, естественно в рамках бюджета, как реконструкция мостовых сооружений, так и ремонт. В текущем году у нас в реконструкции семь мостов и два путепровода, которые идут через Транссиб. Путепроводы дорогие: один стоит 1,2 млрд руб., второй – порядка 500 млн», – сообщил А. Игнатенко.
Проблему усугубляют частые циклоны. Почти каждый год край накрывают мощные тайфуны, смывающие мосты, разрушающие дорожное полотно. На это приходится изыскивать средства дополнительно. Дорожный краевой фонд в текущем году составляет порядка 25 млрд руб., и регион достигнет целевого показателя программы БКД – доведение доли автомобильных трасс регионального значения, отвечающих нормативным требованиям, выше 50%.
Между тем если темпы реконструкции мостов в Приморье останутся такими, как есть, вопрос с приведением всех объектов к нормативу растянется на многие десятки лет. «По всем программам, везде мы работаем, но привести всё в нормативное состояние без поддержки федерального центра не получится», – резюмирует приморский министр.
Регионы при получении средств по нацпроекту БКД вправе их тратить на автодороги или мосты. На практике выбор не прост. «Кто-то из субъектов говорит, давайте не будем эти деньги окрашивать, потому что у нас с мостами всё хорошо», – рассказывает начальник управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов.
Возникает ситуация, когда в регионе с мостовыми сооружениями обстоит тяжело, но и с автодорог финансы не перекинешь. Как отметил вице-премьер правительства Забайкальского края Алексей Гончаров, это правильно, когда субъект сам определяет, что ему именно ремонтировать и строить, однако денежные средства все равно ограничены. «Если мы деньги направляем на строительство моста, мы тогда не выполняем показатель по БКД. То есть наш нормативный показатель остается на том же уровне, а учитывая, что мосты есть достаточно протяженные и капиталоемкие, это требует достаточно огромного количества средств», – поясняет чиновник.
Кроме того, большой блок вопросов касается реконструкции аварийных сооружений, которые находятся на балансе муниципалитетов. Как правило, у них нет достаточных денег и специалистов даже для подготовки проектно-сметной документации.
В целом по стране на дорогах разного значения количество искусственных сооружений в аварийном состоянии оценивается порядка 6 тыс., информирует замдиректора департамента строительства правительства РФ Григорий Волков. В связи с этим одной из ключевых задач нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», стартующего в 2025 году, станет их замена и ремонт.
Представители регионов указывают на необходимость создания в рамках этого нацпроекта отдельной программы по приведению мостов и путепроводов в нормативное эксплуатационное состояние. С этим согласны в Росавтодоре. Как отмечают в ведомстве, по состоянию на 2023 год на сети автомобильных дорог регионального значения насчитывалось 35 тыс. мостов общей протяженностью 11,8 млн погонных метров. По данным диагностики, которые собраны в субъектах РФ, аварийных и предаварийных – почти 4,4 тыс. сооружений или примерно 13%. Требуемая сумма – порядка 400 млрд руб.
«Это тот блок задач, который мы видим первоочередным и когда обсуждаем с субъектами наличие отдельной программы. Здорово бы такую программу иметь», – пожелал Радик Фаразутдинов.
Пока что обеспечены финансированием 1,2 тыс. сооружений на 2025-2027 годы. Как известно, одним из приоритетов в дорожной политике станет развитие опорной сети дорог, к которой относятся региональные и межмуниципальные трассы. Сегодня в работоспособном состоянии находится чуть более 3 тыс. сооружений, относящихся к ней, или 55,4%. В предаварийном – 370 (6,8%), аварийном – 258 (4,7%). Но что вызывает отдельную тревогу, так это серьезное число неудовлетворительных сооружений – их насчитывается 1,8 тыс. (33,1%). «Это говорит о том, что ещё немножко и, если мер не принимать, достаточно большая доля мостов будет в критическом состоянии», – не исключает гендиректор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР) Игорь Старыгин.
В 2024 году в рамках реализации нацпроекта БКД в нормативное состояние будут приведены 677 мостов и путепроводов. Если смотреть по цифрам, то проблема с аварийными и предаварийными объектами на опорной сети в ближайший период вполне решаема. «Но какой процент из этих мостов, которые сейчас в работе, в каком они состоянии находятся и где те приоритеты. Относятся ли они к аварийным и предаварийным или иным – к сожалению, не сегодня информации нет», – сетует И. Старыгин.
В этой связи РАДОР внёс свои предложения. Первое — при разработке и согласовании программ развития дорожной инфраструктуры в обязательном порядке нужно определять объекты, которые находятся в аварийном/предаварийном состоянии и уделять им первостепенное значение. Во-вторых, средства на приведение сооружений к нормативу должны выделяться в более ранние сроки (по опорной сети – к 2028 году) и в достаточном объёме.
При решении проблемы разумно применять дифференцированный поход, то есть упор делать на те территории, где обстановка с мостами наиболее сложная, как в ДФО, указывает эксперт. «Когда некоторые регионы говорят, что нет необходимости целевого финансирования по приведению мостов в нормативное состояние, у них, видимо, всё хорошо. Но точно так же в других регионах ситуация более критическая. С такими подходами выделять всем одинаково пропорционально не совсем верно», – рассуждает генеральный директор РАДОР.
С учетом масштаба проблемы решать её следует активнее. В этой связи Григорий Волков призвал профессиональное сообщество обратить внимание на упрощение требований к строительству мостовых сооружений: «При наличии типовых проектов застройщики готовы возводить такие объекты».
Стареющих объектов в стране столь много, что возможно стоит взять на вооружение китайский опыт в части перехода на новые конструкции мостов, оптимизируя строки модернизации или строительства, предлагает представитель Совфеда от Иркутской области Сергей Брилка.
«Может быть, увеличить пролетное строение этих мостов…Мы зачастую работаем максимум 24-метровыми пролетными строениями и начинаем в воде возводить опорные столбы и т.п. Может есть смысл подключить нашу науку? Сегодня есть примеры такого строительства, когда возводятся большие пролеты: опору с одной стороны возвели и с другой, затем надвинули [пролетные конструкции]. И всё значительно дешевле, быстрее, красивее. Нам китайцы это демонстрируют просто с термоядерной скоростью», – отметил он.
Ещё одна актуальная тема для Дальнего Востока в области дорожной политики – строительство транспортных развязок при пересечении железных дорог. Растущий объем перевозок по Восточному полигону приводит к длительному закрытию железнодорожных переездов, что негативно отражается на автомобильном движении.
«У нас в Забайкальском крае 173 населенных пункта перерезаны БАМом и Транссибом. К чему это приводит на сегодняшний день? Стопорится работа экстренных служб, происходят различные аварии. Тем более после реконструкции БАМа и Транссиба у нас количество пар поездов вырастет более чем в два раза. И эта ситуация усугубляется», – рассказал Алексей Гончаров.
К настоящему времени «Российскими железными дорогами» совместно с регионами, МВД и Минтрансом РФ определены переезды с высокоинтенсивным движением поездов и автотранспортных средств. Первоочередную необходимость в создании в стране развязок в разных уровнях монополия оценивает в 278 сооружений.
Что касается железных дорог Восточного полигона, то предлагается возвести 42 автомобильных путепровода. Это даст возможность закрыть 39 переездов, сообщил заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Сергей Антонов. В том числе 6 сооружений предполагается к вводу в Забайкалье, 9 – в Бурятии, 6 – в Амурской области, 10 – в Приморье, 9 – в Иркутской области, 2 – в Красноярском крае.
Все объекты капиталоемкие, и сакраментальный вопрос – из каких источников взять финансирование. Регионы, особенно с несбалансированным бюджетом, потянуть такие стройки самостоятельно не смогут, подчеркивает вице-премьер Забайкальского края. Потребность Забайкалья он оценивает в 12 путепроводов, на что нужно 9,5 млрд руб. «Понятно, что из средств краевого бюджета мы эту сумму не найдем. Мы уже в рамках специального казначейского кредита в этом году приступаем к строительству двух путепроводов в городской агломерации», – сказал Алексей Гончаров. Логичным шагом он видит разработку отдельной целевой программы с участием федерального бюджета.
В качестве одного вариантов финансирования одно время рассматривалась инвестпрограмма РЖД, даже звучали предложения отразить в проекте развития Восточного полигона затраты на путепроводы. Однако в монополии высказываются за иное решение: на финансирование строительства автодорожных путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей и автодорог целесообразно направлять бюджетные доходы от акцизов, уплаченных РЖД при закупке дизтоплива. В компании информируют, что прогнозный размер акцизов в цене закупаемого перевозчиком топлива в 2024-2025 годах превысит 50 млрд руб.
Между тем замена железнодорожных переездов (большинство из них обслуживает РЖД) на путепроводы может в будущем обернуться дополнительной нагрузкой для территорий. Часть действующих автомобильных путепроводов находится на балансе «Российских железных дорог», и компания в последнее время ведет кампанию по их передаче местным властям. Как правило, крупные субъекты не возражают против этого. Подписывается соответствующий договор, а если нужно привести объект в нормативное состояние, холдинг изыскивает на это средства, уточнил Сергей Антонов. Но немало сооружений расположено в небольших муниципальных образованиях. Муниципалы, ссылаясь на нехватку средств на содержание подобных объектов, принимать их отказываются.
Передача путепроводов муниципалитетам – вопрос спорный, считает Александр Трембицкий. «Понятно, что для РЖД – это непрофильный актив. С другой стороны, есть такие муниципальные образования, что “Российским железным дорогам” контролировать и содержать такой объект, отдельно взятый, гораздо проще в бюджетном плане, чем какому-то муниципалитету», – заключил сенатор.
На III Всероссийском туристическом форуме в Хабаровске представители бизнеса и власти во время сессии «Большой Уссурийский: стратегический остров для развития российско-китайских отношений» обсудили перспективы развития этой территории, заострив внимание на сроках создания погранперехода и транспортной инфраструктуры, а также на нерешённых вопросах с защитой острова от наводнений и остром дефиците туристических мощностей, который появится с ростом турпотока с китайской стороны.
Развитие острова Большой Уссурийский имеет свою долгую историю с большими ожиданиями и не увенчавшимися успехами. Однако события последних пяти лет ускорили интеграционные процессы России на Востоке, развитие о. Большой Уссурийский получило «новую жизнь».
В мае 2024 года, в ходе визита Президента РФ Владимира Путина в КНР, подписана единая концепция развития острова (документ не обнародован, сведения, содержащиеся в нём, имеют характер ограничительного распространения). Во время IX Восточного экономического форума Президент поставил задачу – запустить совместный с КНР проект в 2025 году. Однако, несмотря на высокий уровень контроля со стороны государства, а также международный характер, сохраняется неясность с развитием ключевых отраслей и сроками готовности запланированных проектов.
Для лучшего понимания вопроса и важности протекающих социальных, экономических и политических вопросов, необходимо обратиться к исторической справке, отражающей политический курс нашего государства «Поворот на Восток» и конкретные инициативы связанные с реализацией принципа «Один остров – две страны».
Историческая справка:
В 1860 году по итогам подписания между Российской и Цинской империями «Пекинского договора» установлена восточная граница между Россией и Китаем. В 1920-1930-е годы Большой Уссурийский вместе с соседним островом Тарабаровым и окружающими их мелкими островами использовали для защиты Дальневосточных рубежей СССР от расширяющегося в Маньчжурии военного присутствия милитаристской Японии.
4 октября 2008 года по окончании демаркации российско-китайской границы часть острова Большого Уссурийского был официально передан Китаю. Обе стороны полностью урегулировали все пограничные вопросы и перешли к двухстороннему сотрудничеству по развитию острова.
Концепции развития о. Большой Уссурийский
Первый проект развития о. Большой Уссурийский разработан в 2006 Санкт-Петербургским институтом урбанистики. Ключевые проекты этого плана: строительство транзитной автомобильной и железной дорог с западной стороны (через Большой Уссурийский остров). Сам остров предлагалось застроить одноэтажными зданиями (создать коттеджный поселок премиум сегмента), а также организовать зону объектов свободной торговли и высокотехнологичного производства.
В 2010 году Правительство Хабаровского края опубликовало Концепцию проекта «Комплексное развитие острова Большой Уссурийский (2010-2016 годы)». Новый документ предусматривал комплексный подход с проведением финансовой аналитики и детализации проектов. Концепция основывалась на 3 этапах: создание деловой, рекреационной и жилой зоны. Ключевыми проектами плана являлись: конноспортивный клуб, парк аттракционов с возрастными зонами, этнографические и национальные деревни, гостиничный комплекс, торгово-развлекательный и культурный центр, логистический центр, бизнес–центр, Восточноазиатский центр делового сотрудничества.
Китайская часть острова и близлежащие к нему территории постепенно развивались, реализуя туристические и экологические проекты. К 2013 г. был построен туристический комплекс «Восточный полюс Китая» знаменующий тот факт, что остров считается самой восточной точкой КНР. В комплекс вошли «Площадь Солнца», гостиница, «этнографическая деревня», в которую специально переселили несколько нанайских семей. В 2017 году на китайской части Большого Уссурийского создан Хэйлунцзянский национальный природный заповедник «Хэйсяцзыдао», который, согласно китайским источникам, посетило уже свыше 6 млн. туристов.
На III Всероссийском туристическом форуме в Хабаровске представители бизнеса и власти во время сессии «Большой Уссурийский: стратегический остров для развития российско-китайских отношений» обсудили перспективы развития этой территории.
И.о. министра экономического развития Хабаровского края Валентина Филоненко отметила:
«В прошлом году в Шанхае, в ходе заседания рабочей российско-китайской группы были утверждены координаты размещения пунктов пропуска на российской и китайской стороне.
Что касается Российской части острова, с точки зрения государственных инвестиций работа разбита на три блока: 1) непосредственно строительство подъездной автодороги к пункту пропуска от моста через амурскую протоку 2) строительство инфраструктуры включающее в себя создание насыпной площадки и проектирование пункта пропуска 3) возведение непосредственно самого пункта пропуска».
В первую очередь государственная повестка рассматривает открытие пункта пропуска и создание транспортной инфраструктуры, а затем уже развитие рекреационной составляющей острова. При этом Валентина Филоненко опровергла информацию о поступлении 500 миллионов рублей на строительство подъездной дороги к пункту пропуска — ранее информация о первом транше публиковалась в СМИ. Она уточнила: «Выделение денежных средств на строительство пункта пропуска заложено в национальный проект "Транспорт" на период 2025-2030 года. С учётом бюрократических издержек, физическое строительство первого этапа (дороги) запланировано на апрель-май 2025 года».
В дальнейшем, информация по строительству дороги уточнилась в ходе совещания губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина с главой с Роставтодора Романом Новиковым в г. Москве. В ходе совещания стало известно, что проект подъездной дороги в 4,15 км уже прошёл госэкспертизу, а строительство будет осуществлять федеральное дорожное агентство Росавтодор. По предварительным оценкам, грузооборот через пункт пропуска оценивается в 1,3 млн. тонн, а турпоток – от 1,5 до 2 млн человек в год. При этом по оценкам экспертов, пропускная способность моста, связывающего Большой Уссурийский с материковой частью РФ, составит до 500 автотранспортных средств в сутки.
«Мы понимаем, что часть груза, скорее всего, будет идти в транзит, но часть будет оставаться в Хабаровском крае, в самом Хабаровске, — указал Максим Кузема, председатель ассоциации «Национальная Ассоциация Грузоперевозчиков», — и этот груз нужно будет обрабатывать. Поэтому на сегодняшний момент уже сейчас нужно подумать о том, чтобы распределить грамотно транспортные потоки по Хабаровску, по краю, и подготовить складскую, транспортную инфраструктуру, чтобы этот груз у нас здесь не устроил коллапс».
О развитии инфраструктуры на территории о. Большой Уссурийский, а также экономических проектах рассказал и.о. директора «КРДВ Хабаровск» Иван Середин:
«В этом году, в ходе прибытия в Хабаровский край министра по развитию Дальнего Востока и Арктики, состоялось совещание с заинтересованными лицами. На повестке совещания, были выдвинуты задачи по разработке мастер-плана развития о. Большой Уссурийский, создание ТОР на территории острова. Разработку мастер-план осуществит консалтинговая компания “Стрелка”. Планируется, что в 2025 году он будет выведен на утверждение. Документ предусматривает создание парка дружбы, строительство логистического центра, зоны конгрессно-выставочной деятельности, а также зоны дьюти-фри.
Что же касается создания ТОР на острове, мы уже вышли на этап согласования проекта с Правительством РФ. Скорее всего, под ТОР подпадет не только территория о. Большой Уссурийский, но и прилегающие к нему территории»
С учётом имеющихся намерений и предложенных инициатив, без ответа остаются критично важные вопросы.
Во-первых, соотношение реальных сроков открытия пункта пропуска с нашей и китайской стороны. Что касается российской части острова, то на текущий момент известно, что проект Минтранса РФ предусматривает ввод в эксплуатацию погранперехода в 2029 году. В свою очередь, Президентом РФ стоит задача открыть пункт пропуска к 2026-2027 году. В свою очередь, китайская сторона заявляет, что на их территории пункт пропуска появится в 2026 году и физически они уже приступают к его строительству в апреле-мае 2025 года. При этом в интервью EastRussia министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков обозначил, что погранпереход должен заработать в 2026 году.
Во-вторых, сохраняется неопределённость в части создание условий для участия бизнеса в развитии острова, с учётом его возможных подтоплений. На сегодняшний день на территории острова Большой Уссурийский неподтопляемыми считаются территория бывшего военного городка и часть сельскохозяйственной территории. Ранее рассматривался вопрос о строительстве дамбы, однако из-за высокой стоимости от проекта отказались. Председатель межрегионального отделения объединения «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО Денис Грось отметил:
«Если не фантазировать сейчас, что мы за три года решим вопрос с подъёмом уровня основной территории острова или с гидрозащитой, исключающей её подтопление, то, наверное, самое логичное решение — это вынос основных логистических мощностей на территорию коренного берега, то есть на “материковую” часть». Пока что, в проекте развития острова планируется обеспечить защиту от подтоплений только территорию пограничного пункта пропуска.
В-третьих, спикеры отметили неготовность инфраструктуры Хабаровского края к существенному увеличению товарного и туристического потоков, прогнозируемых с запуском погранперехода. Вопрос требует глубокого анализа, ведь речь идёт не только о создании логистических центров и обеспечении номерного фонда, но и подготовке кадров во всех отраслях.
Важный аспект, на котором заострили внимание участники сессии — соотношение грузового потока через остров, с позицией КНР по использованию китайской части острова в качестве заповедника с фокусом на экологическом туризме. С учётом перехода политики КНР к восстановлению экологии на территории страны, насколько будет готов Китай к загрузке нового пункта пропуска грузовыми и товарными потоками.
«Территория китайской части острова развивается как парк водно-болотистых угодий, потому что они помогают сохранять самое большое разнообразие пернатых. Чтобы сохранить эту экосреду власти КНР делают упор на безуглеродное, максимально щадящее для природы освоение острова», — отметила Валентина Филоненко.
В целом же современный подход государственных органов и бизнес среды к развитию острова сохранил многие элементы предыдущих планов и проектов. С учётом важности реализации данного проекта, а также его контроля на высоком уровне и межгосударственного характера, с уверенностью можно говорить, что Большой Уссурийский наконец-то получит свое долгожданное развитие.
На Дальнем Востоке планируется реализовать проекты по созданию крупных всесезонных курортов. Тем не менее еще предстоит поиск инвесторов для строительства в рамках курортов новых объектов и развития необходимой инфраструктуры. Важным остается вопрос обеспечения безопасности туристов в условиях ожидаемого увеличения туристического потока. Средства господдержки из федерального бюджета направляются на создание новых объектов размещения.
В нескольких дальневосточных регионах должны быть построены крупные круглогодичные курортные зоны в рамках федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», входящего в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Курорты разместятся в Приморском крае, Бурятии и Иркутской области.
Курорт «Приморье» планируется разместить в Хасанском муниципальном округе[1] – в бухте Алеут (в 200 км к юго-западу от Владивостока). Территория в том числе будет охватывать Дальневосточный морской биосферный заповедник в заливе Петра Великого (единственный в России заповедник, площадь которого на 98% занимает акватория)[2], архипелаг Римского-Корсакова[3], остров Фуругельма (самый южный остров РФ, принадлежит Дальневосточному морскому заповеднику, остров является местом отдыха перелетных птиц, занесенных в Красную книгу России, также на нем гнездятся крупные колонии некоторых видов морских птиц[4]) и озеро Хасан.
На территории приморского курорта планируется построить аквапарк, банный и термальный комплексы, медицинский центр, парк развлечений, школу водных видов спорта, семь гостиниц и апартаменты (всего 3 800 номеров). Площадь курорта составит около 150 га, включая 1,5 км пляжной зоны. Ожидается, что курорт будут посещать порядка 500 тыс. туристов в год. Общий объем частных инвестиций оценивается в сумму порядка 37 млрд рублей. Затраты на электроснабжение (порядка 6 млрд рублей) планируется обеспечить за счет федерального бюджета. Краевой бюджет намерен взять на себя расходы на водоснабжение и дорожную инфраструктуру.
Возведение курорта поделено на три этапа. Первый этап намечен на 2024-27 гг., объем инвестиций составит около 7,7 млрд рублей, по его завершении должно быть сдано 750 номеров. На втором этапе, в 2026-29 гг. планируется сдать 1460 номеров и привлечь 11,7 млрд рублей инвестиций. Третий этап должен быть реализован в 2028-31 гг., объем инвестиций в него оценивается в 10,5 млрд рублей, должно быть построено 1590 номеров. Первых туристов курорт должен принять летом 2028 г. На текущем этапе ведутся работы по передаче земли под курорт, разрабатывается его мастер-план, градостроительная документация и финансовая модель.
Курорт «Волшебный Байкал» будет расположен на обоих берегах озера Байкал. В Иркутской области в него войдут город Байкальск (Слюдянский район) с ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» и туристический кластер под Иркутском «Байкальская слобода» вблизи архитектурно-этнографического музея «Тальцы» (на территории одноименного поселка в Иркутском районе). Общая площадь курортной зоны в Прибайкалье составит около 1,2 тыс. га с протяженностью береговой линии 7 км. Сумма бюджетных вложений оценивается в 25 млрд рублей, а частных инвестиций – в 54 млрд рублей. В целом на территории курорта планируется создать 5,4 тыс. номеров.
В том числе в Байкальске предполагается создать благоустроенную набережную, новые парки. В районе «Тальцов» запланировано открытие курорта на 3,5 тыс. номеров, всесезонного аквапарка, спа и термального комплекса, создание рыбацкой и ремесленной деревень, яхтенной марины полного цикла, лыжной трассы, велотрассы, экотропы, обустройство пляжной зоны и возведение конгресс-центра. В порту Байкал предстоит создать зимнюю стоянку для крупных судов и реконструировать причальные сооружения. Кроме того, предстоит реконструировать ведущие к Байкалу автотрассы – «Иркутск – Листвянка» и часть федеральной дороги Р-258 (от Иркутска до Байкальска). Объекты предполагается вводить в эксплуатацию поэтапно с 2027 г. по 2035 г. Стоит отметить, что пока власти не называли потенциальных инвесторов в реализацию проектов в рамках всесезонных курортов.
В целях улучшения условий для развития туризма губернатор Иркутской области И.Кобзев поручил областному правительству разработать комплексный план придорожного сервиса на востребованных у туристов территориях – с выделением санитарных зон и площадок для сбора мусора. Глава региона в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) также подписал соглашение о развитии в регионе автомобильного туризма с президентом общенациональной Ассоциации автомототуризма С.Лобаревым. Представители ассоциации намерены провести автоэкспедицию по Иркутской области для создания первого пилотного проекта «Национального автомобильного маршрута». Маршрут планируется сделать всесезонным.
В Бурятии курорт будет расположен на участках особой экономической зоны «Байкальская гавань» (Турка и Горячинск в Прибайкальском районе). Планируемые объекты включают термальные комплексы, клинику восточной медицины, бальнеологические и спа-центры.
На сегодняшний день ОЭЗ «Байкальская гавань» включает площадки «Турка», «Пески», «Горячинск», «Бухта Безымянная» и «Гора Бычья». На площадке «Бухта Безымянная» резидент «Космос Отель Байкал» (АФК «Система») намеревается построить пятизвездочный природно-оздоровительный комплекс, включающий гостиницу, геотермальный спа, конгресс-холл, глэмпинг и банный комплекс. На участке «Пески» компания «Амар»[5] рассчитывает построить арт-парк с гостиницей, Центром эндемиков и юрточным городком, а компания «Молодость Байкал» - гостиничный и оздоровительный комплексы. Наконец, на участке «Турка» компания «Байкал Эрмитаж»[6] подготовила проект строительства пятизвездочного отеля с выставочным залом, медико-оздоровительным центром и яхт-клубом, а проект компании «Грин Флоу Байкал»[7] включает строительство отеля, оздоровительного комплекса и парковой зоны. Кроме того, компания «Путник Сибирь»[8] намерена возвести на участке отель с яхт-клубом и школой водных видов спорта.
В Приморском крае также предполагается увеличение номерного фонда отелей. Весной льготное кредитование на федеральном уровне было одобрено для четырех гостиничных проектов в Приморье – для реконструкции отеля «Арбат-Владивосток», строительства четырехзвездочного гостиничного комплекса в Некрасовском переулке, строительства гостиничного комплекса «Владивосток», а также строительства 28-этажного многофункционального комплекса с пятизвездочной гостиницей и офисно-деловым центром.
Между тем возведение первого этапа экспоцентра в Уссурийске (село Новоникольск) оценивается в 10 млрд рублей. Первый этап включает строительство выставочного комплекса, гостиницы на 300 номеров, физкультурно-оздоровительного комплекса площадью 10 тыс. кв. м, международного научно-образовательного центра и бизнес-центра. При этом пока не уточняются инвесторы в проект.
Также продолжается создание инфраструктуры в рамках интегрированного развлекательного курорта «Приморье». АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» в 2025 г. намерено закончить строительство газопровода от газовой распределительной станции (ГРС) «Артём» к курорту для обеспечения резидентов игорной зоны природным газом. Начало подачи газа намечено на 2026 г.
При этом в ИРК отменены планы по созданию гольф-клуба. Корпорации развития Приморского края (КРПК) в мае были возвращены пять земельных участков в бухте Муравьиная, где прежде компания «Владивосток Гольф и Резорт»[9] рассчитывала построить гольф-клуб. Договор субаренды инвестор заключил с КРПК в 2021 г. (до 2023 г.). За временное пользование землями компания недоплатила корпорации 8,4 млн рублей, также была начислена неустойка в размере 1,9 млн рублей. В указанный срок арендатор не подготовил проектно-сметную документацию, не получил разрешение на строительство и не приступил к возведению объекта.
Еще одним новым планируемым туристическим проектом Приморского края является создание сафари-парка с амурскими тиграми на острове Русский (на берегу бухты Новик). Под его территорию на острове отводится 13 га, на которых предполагается создать условия для наблюдения за хищниками в близкой к природной среде обитания. Ожидается, что сафари-парк «Амурский тигр» сможет принимать до 800 человек в день в летний период, а в зимний период – до 600 человек в день. Реализация первого этапа проекта оценивается в 400 млн рублей. На территории сафари-парка также предполагается построить ресторан и образовательный центр с лекторием и кинозалом. Управлять сафари-парком будет ООО «Уссурийский тигр» – дочерняя организация центра «Амурский тигр» (создан Русским географическим обществом), занимающегося изучением, сохранением и восстановлением популяции тигров в России.
Что касается реализации туристических проектов и создания необходимой инфраструктуры в северных регионах, то в Магадане запланировано строительство морского туристического центра на западном побережье бухты Нагаева в рамках инвестиционного проекта «Морской фасад бухты Нагаева» (застройщик – ООО «Порт Марина»[10]). В июне Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение на документацию о его строительстве. Новое рекреационное пространство должно включать набережную, парковые зоны, туристическую инфраструктуру. В том числе проект предусматривает строительство причала для круизных судов, реконструкцию набережной. Ожидается, что пассажиропоток причала для круизных судов составит 11 680 человек в год.
В рамках дальневосточной субсидии Магаданская область получит финансирование для строительства подстанции и линии электропередачи, которая присоединит поселок Талая (Хасынский район, на склоне Колымского хребта), где расположен одноименный бальнеологический курорт, к централизованной системе энергоснабжения. В настоящее время проводятся работы по реновации курорта, после чего он должен принимать до 7 тыс. посетителей в год. Ранее работа санатория обеспечивалось при помощи дизель-генераторов.
В Якутии разрабатывается проект обустройства круглогодичной автодороги до туристической базы «Ленские столбы» (парк «Ленские столбы» является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО) - региональной автодороги «Умнас» в направлении «Тит-Ары – Тумул – Батамай» на территории Хангаласского района. В настоящее время до турбазы можно добраться только по автозимнику. Работы планируется завершить в 2027 г.
Тем временем в конце текущего года в Якутске планируется открыть Арктический центр эпоса и искусств на берегу озера Сайсары[11]. Площадь комплекса составит 33 тыс. кв. м. В нем разместятся Государственная филармония, Театр Олонхо и Академический театр Саха. Общая вместимость залов должна превысить 1,5 тыс. мест. В том числе на территории комплекса будут расположены выставочная зона, большой и малый репетиционные залы, студия звукозаписи, кафе и ресторан. Строительство ведет федеральная группа «ВИС» И.Снегурова, также занимающаяся проектом Ленского моста.
В Камчатском крае планируется обустроить Кеткинское месторождение в целях поставки термальной воды для бальнеологических нужд рекреационного комплекса «Зеленовские озерки» (Елизовский район). Работы будет вести компания «Тепло земли» (принадлежит Минимущества Камчатского края). В настоящее время власти Камчатки и инвестор ведут работу по подготовке договора. Кроме того, новый резидент ТОР «Камчатка» компания «Перекресток» намерена построить на территории комплекса «Зеленовские озерки» базу отдыха. Объем инвестиций в проект оценивается в 1 млрд рублей. Сдача объекта намечена на 2028 г. На территории в 12 га предполагается построить 59 гостевых домов с мини-бассейнами с термальной водой и четырехзвездочную гостиницу на 50 номеров, а также ресторан, аква-зону, детскую и спортивную площадки, парковую зону.
Осуществляется реконструкция исторических объектов, которые планируется включать в региональные туристические маршруты. Так, на Сахалине весной начались работы по восстановлению маяка Анива с сохранением первоначального облика (маяк не эксплуатируется с 2006 г.). Маяк выстой 31 м был построен в 1939 г., после чего ни разу не ремонтировался. Маяк должен стать туристическим объектом с экспозициями, расположенными во внутренних помещениях. Работы планируется завершить к концу текущего года. Ранее маяк был передан в региональную собственность Министерством обороны РФ.
Следует отметить, что актуальными остаются вопросы обеспечения безопасности туристов, в первую очередь, тех, кто приобретает туры с посещением природных достопримечательностей в отдаленных районах, экстремальные туры. В частности, в конце марта на Камчатке погибли двое туристов, находившихся в составе группы из 11 человек, которую накрыла лавина в районе Красноармейского перевала. У туристов отсутствовало при себе специализированное лавинное оборудование, облегчающее поиск. Губернатор Камчатского края В.Солодов предложил вводить меры финансовой ответственности для туристов, не предпринимающих необходимые меры предосторожности.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Граничит с КНР и КНДР.
[2] Место обитания более 5 тыс. видов растений и животных.
[3] Состоит из шести крупных островов и десятка мелких островков и скал. На архипелаге расположено самое крупное в заливе Петра Великого лежбище дальневосточных нерп.
[4] На острове расположены наиболее крупные из известных в мире колоний японского баклана и чернохвостой чайки.
[5] Учредители – ООО ИК «Верхняя Ангара» Н.Буйнова и сам бизнесмен Н.Буйнов.
[6] Учредитель – И.Бабаева.
[7] Владелец – А.Тертычный.
[8] Учредитель – К.Серебренников.
[9] 75% в компании принадлежит южнокорейскому предпринимателю Джонг Иль Су.
[10] Учредители – Корпорация развития Магаданской области и ООО «Маг-Си Интернешнл» известного магаданского бизнесмена М.Котова.
[11] Озеро расположено в южной части Якутска, считается сакральным местом народа саха.