Амурское территориальное управление Росрыболовства объявило запрет на вылов осенней кеты в Хабаровском крае. Это решение было принято на заседании комиссии по регулированию добычи анадромных видов.
Согласно решению комиссии, кету с полуночи 26 сентября запрещено ловить в бассейне реки Амур и Амурском лимане в Николаевском районе. В Ульчском районе запрещено ловить кету с полуночи 27 сентября.
При этом в письме Амурского ТУ Росрыболовства № 02-22/4806 (есть в распоряжении EastRussia) говорится, что по состоянию на 17 сентября 2023 г. суммарный объем добычи при осуществлении промышленного рыболовства с учетом дополнительных объемов на группах рыболовных участков (РЛУ) составил:
– горбуши на группе РЛУ Тугуро-Чумиканского муниципалььного района - 97З,251 тонны (72,1 % от установленного объема 1 349,860 тонн);
– горбуши на группе РЛУ Аяно-Майском района - 795,069 тонны (77,484% от установленного объема 102б,110 тонн);
– горбуши на группе РЛУ Николаевского муниципального района - 4242,8О9 тонн (79,945% от установленного объема 5307,170 тонн);
– кеты на группе РЛУ Тугуро-Чумиканского района - 4926,720 тонны (98,б65% от установленного объема 4893,370 тонн);
– гольцов на группе РЛУ Аяно-Майского района - 19,406 тонны (71,874% от установленного объема 27,000 тонн).
На сокращение уловов в Дальневосточном бассейне в текущем году влияют результаты лососевой путины, существенно отстающей от плановых показателей. Тем не менее регионы продолжают экспортировать рыбопродукцию – в страны Азии, Европы и Африки. При этом для увеличения поставок не внутренний рынок и предотвращения роста цен предлагается рассмотреть дополнительные меры поддержки и способы перевозки, в частности, Северный морской путь.
К 8 октября текущего года уловы российских рыбаков оказались на 10% выше прошлогоднего показателя за аналогичный период, достигнув 3,9 млн тонн. Дальневосточный бассейн традиционно обеспечивает большую часть добычи в России – 3 млн тонн. В том числе на Дальнем Востоке добыто 1,7 млн тонн минтая (рост на 5,3 тыс. тонн относительно аналогичного периода 2023 г.), более 332 тыс. тонн тихоокеанской сельди (рост на 48,1 тыс. тонн к уровню аналогичного периода прошлого года), 304 тыс. тонн сардины иваси (рост на 62,6 тыс. тонн), а также 93,2 тыс. тонн трески, 56,1 тыс. тонн камбалы. К 30 сентября рыбные холодильники в Приморском крае были загружены на 50%, в терминалах находилось 57,5 тыс. тонн свежемороженой рыбной продукции.
Основным фактором, повлиявшим на снижение общего объема добычи рыбной продукции в текущем году, стали результаты лососевой путины. По состоянию на начало октября на Дальнем Востоке добыто 229,6 тыс. тонн лососей при плановом прогнозе в 320 тыс. тонн. Фактические уловы отстают от плановых на 28,3%. К середине октября (когда сезон вылова завершается) уловы достигли 231,9 тыс. тонн (отставание от прогноза на 27,5%).
К началу октября наибольшее отклонение от прогноза среди основных видов промысловых лососей на Дальнем Востоке продемонстрировала кета – добыто 48,8 тыс. тонн, что на 44,5% меньше прогноза. Уловы горбуши составили 136,2 тыс. тонн (на 29,4% меньше прогноза). Прирост по сравнению с прогнозом зафиксирован по добыче нерки – добыто 35,9 тыс. тонн (прирост на 30,2%), в основном за счет Камчатско-Курильской зоны. На Камчатский край приходится основная доля улова лососевых – 130,7 тыс. тонн (57% от общего улова, при этом в регионе добыто только 71% от прогнозируемого вылова на год). На Сахалине к началу октября добыто 48,1 тыс. тонн (21% от общего улова), в Хабаровском крае – 39,6 тыс. тонн (17,2% от общего улова). На Камчатке основу вылова составила горбуша (74,7 тыс. тонн), нерки добыто 34,1 тыс. тонн, кеты – 14,5 тыс. тонн, кижуча – 6,9 тыс. тонн, чавычи – 321 тонна, симы – 10 тонн.
Низкие уловы повлияли на оптовую стоимость лососевых – по состоянию на 16 сентября оптовая цена горбуши (самый распространенный вид лососевых) составляла 285 рублей за кг против 155 рублей в сентябре прошлого года (в октябре текущего года цена горбуши достигла 300 рублей за кг), кета в сентябре подорожала до 420 рублей в сравнении с 375 рублями за кг в сентябре 2023 г. (в октябре цена выросла до 460 рублей), стоимость нерки достигла 700 рублей за кг вместо 540 рублей в сентябре прошлого года. Оптовые цены на красную икру в августе достигли 4,8 тыс. рублей за кг, увеличившись на 50% относительно аналогичного периода прошлого года. По итогам текущего года ожидается снижение общего объема производства красной икры до 11-13 тыс. тонн (с 24 тыс. тонн в 2023 г.)[1].
При этом по прогнозу Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) небольшие подходы лососевых ожидаются еще в течение ближайших 5-7 лет. В Ассоциации обеспокоены тем, что одна из наиболее неудачных путин последних десятилетий прошла перед масштабной кампанией по перезаключению договоров на рыболовные участки, на которых компании добывают лососей.
Напомним, что по предложенному Минсельхозом механизму платы за пользование рыболовными участками, предоставляется возможность продолжать добычу водных биоресурсов на протяжении еще 20 лет, без проведения аукционов. Пролонгация договоров на последующие 20 лет будет возможна только после внесения платы за пользование водными биологическими ресурсами на 40 лет вперед. Сумма разбивается на три платежа, выплатить которые рыбаки должны в течение двух лет[2]. Стоимость перезаключения договора рассчитывается из средних уловов за предыдущие четыре года (которые были рекордными), также введен повышенный коэффициент для добычи анадромных рыб (в том числе тихоокеанских лососей) – плата на такие участки увеличена в два раза.
В связи с этим депутаты парламента Камчатского края в сентябре направили в правительство РФ обращение, указывающее, что новый порядок взимания платы за рыболовные участки (введен в августе) грозит банкротством большого числа рыболовецких предприятий региона. По подсчетам камчатских депутатов, совокупный планируемый размер платежа рыбопользователей составляет 130 млрд рублей (что соответствует размеру годовой прибыли за шесть лет), для его выплаты предпринимателям придется привлекать кредиты. Депутаты предложили пересмотреть принятое решение, введя плату в размере 100% ставки сбора за водные биоресурсы за 20 лет либо предоставление длительной (от 10 лет) рассрочки платежа для добросовестных пользователей лососевых участков.
Что касается экспорта, то к 2 октября из Приморского края и Сахалинской области на экспорт было оформлено 15,7 тыс. партий рыбы и морепродуктов общим весом 1,03 млн тонн. В том числе по данным Приморского межрегионального управления Россельхознадзора с Камчатки к 1 ноября было экспортировано 2 122 партии рыбы общим весом свыше 84 тыс. тонн[3].
Наибольший объем экспорта рыбопродукции из ДФО приходится на Китай (713,9 тыс. тонн), Республику Корея (281,6 тыс. тонн), Японию (13,8 тыс. тонн), Нигерию (9,4 тыс. тонн) и Таиланд (4 тыс. тонн). Кроме того, в 2024 г. в число импортеров рыбной продукции с Дальнего Востока входят Германия (3 тыс. тонн), Израиль, Польша, Дания, Кот-д’Ивуар, Того. Известно, что в Израиль экспортированы партии кальмара, кеты, сельди и филе минтая, в Польшу – кеты, в Данию – трески. Наиболее востребованными у импортеров видами продукции являются минтай, треска и живой краб.
Стоит отметить, что рабочая группа Росрыболовства в сентябре одобрила исключение ряда видов переработанной рыбной продукции из-под действия экспортной таможенной пошлины на рыбопродукцию (4-7% в зависимости от курса рубля, установленного Центробанком[4]). К такой продукции относятся фарш сурими и филе минтая, а также дальневосточная сардина-иваси. Минтай и иваси входят в число наиболее массовых по объемам добычи видов рыб в РФ.
Добыча крабов (камчатского, синего, равношипого и крабов-стригунов бэрди и опилио) по состоянию на 15 сентября в Камчатском крае и Чукотском АО достигла 15,9 тыс. тонн. Из них 15 тыс. тонн добыто в рамках инвестиционных квот. Общий объем вылова снизился на 2,2 тыс. тонн (на 12,2%) относительно аналогичного периода 2023 г. (тогда вылов составил 18 тыс. тонн).
При этом Минсельхоз предлагает ограничить добычу краба в Западно-Камчатской подзоне в 2025 г. Соответствующий проект приказа ведомства проходит процедуру антикоррупционной экспертизы. Предполагается с 1 января по 15 сентября 2025 г. допускать добычу краба в данной подзоне только в научно-исследовательских и контрольных целях. Аналогичные ограничения на вылов вводились в подзоне в 2023 г. – с 1 января по 15 сентября. В Западно-Камчатской подзоне добывается пятая часть всего улова камчатского краба (3,6 тыс. тонн в текущем году). Ограничения могут быть связаны с сокращением популяции краба.
По итогам января-августа текущего года через Приморский край в Китай было экспортировано 1 019 партий дальневосточного краба общим весом 21,526 тыс. тонн, что на 13,3% больше, чем за аналогичный период годом ранее. В структуре экспорта крабов в Китай преобладают стригун-опилио (9,622 тыс. тонн), синий краб (5,266 тыс. тонн), камчатский краб (3,910 тыс. тонн) и стригун-бэрди (1,925 тыс. тонн). В Южную Корею по итогам первого полугодия 2024 г. поставлено 9,4 тыс. тонн различных видов краба на общую сумму 177 млн долларов.
Тем временем в августе Росрыболовство реализовало на аукционе квоты добычи краба волосатого четырехугольного в подзоне Приморье – доли размерами 8,560% и 29,425%. Победителями стали хабаровские ООО «Комсомольскрыбпром»[5] (меньшая квота за 95,8 млн рублей) и ООО «Восточно-промысловая компания»[6] (квота за 495,1 млн рублей).
В связи с ростом цен на дальневосточную рыбу на фоне низких уловов Минвостокразвития прорабатывает альтернативные пути ее поставок в другие регионы России. В том числе рассматривается организация поставок по Северному морскому пути (СМП) в Архангельск, Мурманск, Санкт-Петербург и далее в Москву. На сегодняшний день отсутствуют специальные меры перевозки рыбы по СМП, с 2022 г. субсидируются только каботажные перевозки в целом (на данные цели из федерального бюджета ежегодно выделяется 560 млн рублей). Меры предназначены для компенсации перевозчикам недополученных доходов из-за льготных тарифов. Ежегодный объем транспортировки рыбной продукции по СМП не превышает 20-30 тыс. тонн, так как в зимний период стоимость доставки увеличивается из-за ледокольного сопровождения. Кроме того, для перевозки рыбы по СМП требуются дорогостоящие морозильные контейнеры, которыми располагает ограниченный круг перевозчиков. Такие условия ограничивают рентабельность развития поставок рыбы по Севморпути. В Минвостокразвития предлагают выбрать механизм субсидирования перевозок рыбы из расчета на 1 кг перевезенной по СМП продукции (в пользу единого логистического оператора или же всех участников рынка, занимающихся транспортировкой).
Стоимость доставки рыбы из Владивостока в Москву по состоянию на октябрь составляла 23-25 рублей за кг, за год данный показатель практически не изменился. Сенатор от Приморского края Л.Талабаева отметила, что основными проблемами для транспортировки рыбы по СМП являются отсутствие единого оператора и субсидий. На сегодняшний день поставки рыбы в стране осуществляются преимущественно по железной дороге. За январь-сентябрь текущего года было перевезено 521,8 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, что даже на 2,1% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
Между тем в правительстве Приморского края обеспокоены введением маркировки на рыбные консервы, полагая, что меру лучше отложить до 1 декабря 2025 г. Ранее представители отрасли обращались с соответствующей просьбой в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов региона (министр – К.Степанов). Они отмечали необходимость до введения требования по маркировке консервов оценить результаты маркировки икры, включая влияние на формирование рыночной стоимости икры и ее доступности на внутреннем рынке. Краевое ведомство обратилось с соответствующим запросом в Минприроды РФ. На сегодняшний день маркировку консервной продукции планируется ввести с 1 декабря 2024 г.
В федеральном Минприроды не видят серьезных препятствий и затруднений для введения маркировки. Рыбопромышленный холдинг «Доброфлот» А.Ефремова уже внедрил маркировку, но при этом руководство предприятия оценивает меру как сложную для реализации организационно и финансово. А.Ефремов оценивает рост отпускной стоимости продукции после введения этой меры приблизительно в 3-4%. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Г.Мартынов отметил, что с учетом возникающих сложностей продление срока для обязательного введения маркировки является целесообразным.
Ранее в РФ была введена обязательная маркировка красной и черной икры – с 1 мая 2024 г. Для реализации товара на российском рынке требуется нанести на упаковку QR-код, зарегистрированный в системе «Честный знак», а также внести информацию о продукте в систему мониторинга. При этом регистрация продукта не обязательна, если добытчик-производитель отправляет товар на экспорт без посредников, аналогичное правило будет действовать и при маркировке консервов.
Тем временем действующий в Камчатском крае эксперимент по ограничению вывоза красной икры в багаже (действует с 1 ноября 2022 г.) планируется распространить на Хабаровский край и Чукотский АО. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму в октябре текущего года. Также предполагается продлить его сроки – завершить эксперимент 1 августа 2027 г. (вместо 1 августа 2025 г.). С начала проведения эксперимента до 1 октября текущего года на Камчатке проконтролированы перевозки 395,2 тонн икры без маркировки в багаже и ручной клади авиапассажиров. До эксперимента из региона ежегодно вывозилось более 500 тонн красной икры. Напомним, что целью ввода ограничений являлась борьба с вывозом продукции браконьерами под видом продукции для личного употребления. Авиапассажирам разрешено перевозить с Камчатки не более 10 кг красной икры без сопроводительных документов и маркировок.
Компании по-прежнему строят инфраструктуру и промысловые суда в рамках программы инвестиционных квот. В частности, «Дальневосточная краболовная компания» (ДВКК) намерена создать логистический комплекс в Приморском крае, в городе Большой Камень[7], на территории в 20,57 тыс. кв. м. В октябре прошлого года «ДВКК» приобрела на аукционах по продаже квот на добычу краба квоты на 15,2 млрд рублей (на 15 лет) – компания получила два лота по 11,11% в Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах. На аукционе компания подавала заявки на 21 лот (Росрыболовство выставило на аукцион 27 лотов), но выиграла только два по 11,11% в Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах. ДВКК обязалась построить два крупных логистических комплекса в местах вылова.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В 2022 г. произведено 9,6 тыс. тонн красной икры.
[2] 40% при заключении договора, 30% в течение одного года после заключения договора, 30% в течение двух лет после заключения договора.
[3] 67 482,7 тонн – в КНР, 8 871,8 тонн – в Японию, 6,9 тыс. тонн – в Республику Корея.
[4] При 80 рублях за доллар США и ниже она будет нулевой.
[5] Учредители – А.Ро, А.Гутников, А.Милованов.
[6] Учредитель – Д.Фукалова.
[7] Поскольку компания является резидентом СПВ, данная территория будет исключена из границ ТОР «Большой Камень».
В рыбопромышленных регионах Дальневосточного ФО фиксируется рост добычи водных биоресурсов. По итогам лососевой путины 2023 г. объем вылова к концу октября на Дальнем Востоке составил 608 тыс. тонн, что в 2,2 раза превысило показатель прошлого года и на 13% больше, чем в нечетном 2021 г. В том числе Камчатский край обеспечил 491 тыс. тонн лососевых (около 84% дальневосточного вылова), в Сахалинской области вылов превысил 69 тыс. тонн, в Хабаровском крае было добыто свыше 28 тыс. тонн лососевых (рекордный показатель за последние 20 лет), в Магаданской области – около 15 тыс. тонн, в Приморском крае – более 1,7 тыс. тонн.
Следует также отметить, что дальневосточные филиалы ФГБУ «Главрыбвод» в январе-сентябре на 13% перевыполнили план по выпуску лососевых – за отчетный период для воспроизведения в водоемы было выпущено свыше 201,7 млн экземпляров лососевых видов рыб (план – 177,97 млн). Больше всего лососевых выпущено в Сахалинской области – свыше 110 млн штук. Сотрудники Амурского филиала выпустили более 46,4 млн мальков (на 23% больше плана). Приморский филиал завершил выпуски лососевых в объеме 8 млн экземпляров. Сотрудники Охотского филиала (Магаданская область) перевыполнили план на 27%, направив в водные объекты более 12,6 млн мальков лососевых. Значительный объем в общем выпуске составляет кета и горбуша.
В дальневосточных регионах растет объем вылова пелагических видов рыб. По данным на начало ноября, вылов сардины иваси превысил показатель аналогичного периода 2022 г. на 92%, составив 354 тыс. тонн. При этом в связи с активным промыслом в Южно-Курильской зоне был скорректирован рекомендованный объем иваси – на 400 тыс. тонн (до 884 тыс. тонн). Вылов скумбрии в Дальневосточном бассейне составил 8,7 тыс. тонн.
В текущем году о росте экспорта рыбной продукции отчитались Хабаровский край, Еврейская АО и Магаданская область. В январе-октябре данные регионы направили на экспорт 6,7 тыс. тонн рыбной продукции, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе в КНР было направлено 3,5 тыс. тонн, в Республику Корея – 1,7 тыс. тонн, в Японию – 1,4 тыс. тонн. За январь-август экспорт рыбы и рыбопродукции Камчатского края и Чукотского АО вырос на 12% по сравнению с показателем за аналогичный период 2022 г., на экспорт было оформлено 2 104 партии рыбы и морепродуктов общим весом 84 270,1 тонн.
Стартовал второй этап распределения инвестиционных квот. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) в октябре продало права на добычу краба на 214,27 млрд рублей на аукционах, прошедших в рамках второго этапа распределения инвестиционных квот (16-18 октября). На участие в аукционах было подано 160 заявок, реализовано 27 лотов, победителями стали 13 компаний. Ни одна из компаний после получения новых квот не превысила установленный антимонопольным законодательством порог доминирования в 35%. Доля квоты закрепляется за компаниями на 15 лет. В зависимости от лота победители должны построить в РФ краболовные суда длиной более 50 м или логистические комплексы.
Самым крупным добытчиком краба на Дальнем Востоке остается ГК «Русский краб» (в аукционах участвовала дочерняя компания «Владкраб»), ей с учетом новых квот будет принадлежать 24,1% (18,3 тыс. тонн) от общей квоты на добычу краба в Дальневосточном бассейне. Прежде доля группы в общем объеме крабовых квот составляла 15,6% (11,8 тыс. тонн). Компания приобрела семь лотов стоимостью 57,1 млрд рублей. Годовой объем добычи крабов по данным лотам может превысить 6,3 тыс. тонн.
ООО «Островной краб» (подконтрольно УК «ДВ Рыбак» (Владивосток), в числе акционеров – А.Байгужин, А.Галкин, О.Симчук, ООО «Сбербанк инвестиции») приобрело четыре лота стоимостью 33,55 млрд рублей с объемом добычи в 3,66 тыс. тонн крабов в год. Также в число победителей аукционов вошли ООО «Восток» (принадлежит Н.Кожемяко, сыну губернатора Приморского края О.Кожемяко), структуры ГК «Антей» И.Михнова, ООО «Север» (Хабаровский край, подконтрольно М.Петрушину – владельцу «Сигма Марин Технолоджи»), «Феникс» (Камчатский край, подконтролен владельцам «Океанрыбфлота» В.Пономарёву и И.Евтушку), «Тихрыбком» М.Котова (Магадан), «Амуррыбпром» (подконтролен хабаровскому предпринимателю А.Ро).
С учетом новоприобретенных квот лидерами крабового рынка, помимо ГК «Русский краб», являются «Сигма Марин Технолоджи» (11,8%, 8,9 тыс. тонн) и «Антей» (10,8%, 8,2 тыс. тонн). Итоговая цена продажи квот в рамках второго этапа крабовых аукционов превысила доходы от аукционов первого этапа распределения инвестиционных квот в полтора раза – в 2019 г. объем поступлений в бюджет от реализации квот составил свыше 142 млрд рублей.
Тем временем Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) и Сбербанк предлагают Минсельхозу увеличить срок действия инвестиционных квот на вылов, в связи с тем, что более 80% запланированных к строительству судов, законтрактованных на первом этапе инвестиционной программы, пока остаются на стадии реализации и могут не завершиться в отведенный 8-летний срок (максимальные временные рамки) в связи с необходимостью пересмотра стоимости контрактов, перепроектированием и заменой судового комплектующего оборудования и дефицитом финансовых средств для достройки. Сбербанк и ВАРПЭ выступают за разработку механизма увеличения срока пользования инвестиционными квотами для инвесторов, готовых к значительному пересмотру условий судостроительных контрактов в части стоимости.
Стоит отметить, что Минпромторг доработал проект изменений Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, включив в него продукцию судостроения. В него вошли более 360 наименований продукции (оборудование разной степени сложности, в том числе энергетические установки, судовые системы, широкий спектр оборудования для обработки рыбной продукции). Это позволяет доработать постановление №719 (о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, где установлены баллы локализации для различного оборудования, в том числе необходимые для участия в госзакупках или получения субсидий) в части установки комплектующих российского производства в состав нового судна или объекта морской техники.
Важным требованием к судам является их соответствие уровню локализации строительства, но прежде оно распространялось только на суда-краболовы. Инвесторы при этом сталкиваются со сложностями при прохождении процедуры подтверждения российского происхождения построенного судна и оборудования. Новые коды ОКПД позволят учитывать больше позиций, операций и сырья для расчета уровня локализации. Доработка постановления №719 также предполагает отсрочку повышения минимального требуемого уровня локализации строительства судов рыбопромыслового флота. В частности, в действующей версии до 30 июня 2023 г. требовалось не менее 2300 баллов локализации, с 1 июля 2023 г. – не менее 2900 баллов, с 1 июля 2025 г. – не менее 3400 баллов.
Проект изменений в постановление предполагает возможность сдвинуть вышеназванные пороги на два года. Сходное смещение предусмотрено и для рефрижераторных судов – требование к достижению 3200 и 3750 баллов предлагается сдвинуть с 1 июля 2023 г. и 1 июля 2025 г. соответственно на два года, сохранив действующий норматив в 2500 баллов. Данные изменения направлены на избежание риска расторжения договоров на инвестквоты в связи с неисполнением требования по локализации.
Рыбопромышленники обеспокоены ростом экспортных пошлин. ВАРПЭ в октябре попросила Минсельхоз инициировать изменения в законодательство для освобождения судового топлива от применения повышающих коэффициентов при расчете вывозных пошлин. Изменения предлагается внести в постановление правительства № 1637 от 5 октября, которым был скорректирован подход к определению ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды нефтепродуктов. На вывоз судового топлива из РФ должен применяться повышающий коэффициент – 50 тыс. рублей за тонну.
Рыбопромышленники опасаются, что введение пошлины приведет к удорожанию промысла и увеличению себестоимости производства российской рыбной продукции. Причина заключается в том, что при ведении промысла в удаленных от морских портов районах (в Охотском, Беринговом, Баренцевом морях и др.) суда обычно не возвращаются в порт до окончания рейса, который может длиться до полугода. Так происходит в период Охотоморской минтаевой путины в январе-апреле, когда добывается около 1 млн тонн водных биоресурсов. Судовые запасы доставляются в районы промысла, и в море же производится заправка судов топливом. Воды исключительной экономической зоны РФ не относятся к таможенной территории страны. Прежде вывоз судового топлива с массовой долей содержания серы не более 1% не облагался таможенной пошлиной, а постановление распространило на данную категорию действие экспортной пошлины.
В связи с этим в ВАРПЭ ожидают повышения стоимости бункеровки российскими танкерами на 50 тыс. рублей за тонну. При этом на долю судового топлива приходится до 30% себестоимости рыбной продукции. Сильнее всего увеличение затрат угрожает промыслу социально значимых и доступных видов рыбы (минтай, сельдь, сардина иваси, путассу, мойва). С позицией ВАРПЭ согласны в Ассоциации добытчиков минтая (АДМ, президент – А.Буглак), где полагают, что рост стоимости топлива отразится на финансовом состоянии предприятий.
До введения пошлины стоимость топлива у российских бункеровщиков составляла 565-600 долларов США за тонну. Бункеровку рыбопромысловых судов на Дальнем Востоке также осуществляют южнокорейские, японские и китайские компании. Ранее цена на такую бункеровку была более высокой – 622-685 долларов за тонну. После введения пошлины с 5 октября цена на российское судовое топливо выросла не менее чем на 515 долларов, и российская бункеровка стала дороже на 65% по сравнению с южнокорейской, японской и китайской.
Кроме того, вступление в силу Международной конвенции по предотвращению загрязнения от судоходства (MARPOL) предполагает запрет на использование судового топлива, массовая доля серы в котором превышает 0,5%. В случае отсутствия решения о продлении отсрочки данного требования, с 1 января 2024 г. рыболовные судна на Дальнем Востоке должны будут переходить на низкосернистое топливо, стоимость которого выше на 15-20%.
Между тем в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (президент – А.Осинцев, нередко лоббирует интересы «Русской рыбопромышленной компании») не разделяют опасений по поводу негативных последствий от введения пошлины. В Ассоциации указывают, что большинство судов бункеруются в режиме открытой границы[1]. На этом фоне в Росрыболовстве признают наличие рисков дополнительной финансовой нагрузки на промысловые компании из-за пошлины, предлагая более детально изучить возможности нивелировать возможное негативное влияние.
Что касается развития инфраструктуры для рыбной торговли, то в Приморском крае приморская рыбодобывающая компания «Тройка»[2] запустила цифровую платформу для оптовой продажи рыбы Fishplace. На платформе зарегистрировались 150 предприятий – рыбные компании и холодильные склады Приморского, Камчатского, Хабаровского краев, Сахалинской области. Платформа позволяет работать со складами, вести учет продукции и размещать рыбу на продажу.
Резидент СПВ, компания «Дельта-сервис» (принадлежит совладельцу «Океанрыбфлота» И.Евтушку), в приморском Артёме построила склад-холодильник для хранения пищевой продукции мощностью 95 тыс. тонн продукции в год. Объем инвестиций составил 1,1 млрд рублей. Тем временем в камчатском поселке Авача (в составе Петропавловска-Камчатского) после капитальной реконструкции в конце октября были введены в эксплуатацию два причала на побережье бухты Моховая (ФГУП «Нацрыбресурс») в рамках развития портовой рыбохозяйственной инфраструктуры в порту Петропавловск-Камчатский. Объем капитальных вложений составил около 1 млрд рублей. Глубина причалов позволяет принимать все типы рыбопромысловых судов. В целом перевалка рыбной продукции в порту Петропавловск-Камчатский по итогам трех кварталов текущего года выросла на 3,5% по отношению к уровню аналогичного периода прошлого года, составив порядка 91 тыс. тонн.
Наконец, сахалинская ТОР «Южная» в октябре была расширена в целях реализации в Корсакове проекта строительства рыбоперерабатывающего комплекса крупной сахалинской компании «Гидрострой» мощностью до 500 тонн в сутки с жиромучной установкой, оборудованием для выпуска филе и холодильником на 5 тыс. тонн продукции. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на 2024 г. Объем инвестиций оценивается в более чем 5,4 млрд рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Постановлением правительства России от 5 сентября 2007 г. № 560 утвержден порядок получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы РФ российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ. Разрешение на неоднократное пересечение государственной границы российскими рыбопромысловыми судами выдается пограничным органом в порту, где зарегистрировано судно. Для его получения владельцу судна необходимо представить в пограничный орган письменное заявление о выдаче разрешения с приложением пакета необходимых документов.
[2] Учредители – П.Маркин, Ю.Беликова, В.Каханова.
«Рыбный стол» страны
10 тысяч тонн не хватило камчатским рыбакам, чтобы побить собственный же абсолютный рекорд пятилетней давности, когда удалось поймать 500 тысяч тонн. Это второй по значимости результат за всю историю наблюдений. Вообще, последняя пятилетка вся «рекордная»: в 2021 году в невода попало тоже под полмиллиона тонн.
Кстати, в следующем году специалисты ожидают рекордные подходы горбуши, об этом в интервью телеканалу «Губерния» заявил президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко. По его словам, если прогнозы оправдаются, то не исключено, что для переработки придется привлекать флот и перерабатывающие мощности из соседних регионов.
«Наверное, нам нужно готовить мощности доя переработки. Когда большие объемы, то, как правило, не готовы перерабатывающие мощности. В особенности по Сахалинскому заливу, по Охотскому району дополнительные силы придется привлекать для переработки», – заявил в интервью Сергей Рябченко.
Рыба в море
На Камчатке, где в этом сезоне добыли больше 80% лососевых от всего улова в дальневосточном бассейне, основу промысла традиционно составила горбуша, всего ее поймали 478 тыс. тонн.
«По предварительным данным этого вида камчатского лосося добыто на треть больше от прогнозируемых показателей. Хорошие показатели путины и по другим видам красной рыбы — нерке, кижучу, кете. Можно с уверенностью сказать, что Камчатка подтвердила звание самого рыбацкого региона — более девяноста процентов дальневосточного улова приходится именно на наш полуостров», — рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
О рекордных уловах говорит и тот факт, что с начала октября больше, чем в два раза вырос объем перевозимой в багаже авиапассажиров икры: только за неделю с Камчатки самолетами вывезли почти пять тонн икры без документов и 5,2 тонны икры промышленного производства.
Довольны рыбалкой и в Сахалинской области.
«В целом результаты вылова тихоокеанских лососей в Сахалинской области за 2023 год демонстрируют рост почти в два раза по сравнению с предыдущим нечетным 2021 годом», - с удовлетворением отметили в областном министерстве по рыболовству.
Справка: из 596 тыс. тонн добытых в дальневосточном бассейне лососей 478 тыс. тонн составила горбуша, 67 тыс. тонн – кета, 37 тыс. тонн – нерка, 13 тыс. тонн – кижуч.
Рыба на столе
Рекордные выловы повлияли и на цену рыбы: сегодня во Владивостоке горбуша оптом продается по 150 рублей за килограмм, летом на той же Камчатке в рамках проекта «Доступная рыба» охлажденная горбуша и вовсе торговалась в магазинах по 50 рублей за кило.
Кстати, несмотря на хороший улов, рыба по-прежнему редко появляется на столах россиян, в том числе, и дальневосточников: по данным ВЦИОМ лишь половина молодых людей едят рыбу хотя бы один раз в месяц, за последние пять лет этот показатель сократился в 2,5 раза. В этой связи минувшим летом губернатор Камчатского края Владимир Солодов предложил вернуть практику «рыбных четвергов».
В преддверии нынешней путины глава Росрыболовства Илья Шестаков, выступая в Совете Федерации, заявил, что в России сложились все предпосылки для того, чтобы увеличить добычу рыбы на один млн тонн. И произойти это может как раз за счет рыбаков Дальнего Востока, на долю которых приходится до 70% общероссийского улова.
«Мы приблизились к объему вылова в пять млн тонн водных биоресурсов, российские рыбаки перешагнули этот порог спустя четверть века и уверено держат планку», – сказал Илья Шестаков.
Рыба в цифрах
Примечательно, что рекордной «красная путина» стала не для всех дальневосточных территорий. Так, на Чукотке поймали лишь 21,4% от плана. Руководитель регионального руководителя департамента сельского хозяйства и продовольствия Сергей Давидюк попытался объяснить это тем, что «вода была холодная».
«Объемы добычи горбуши составил объем, значительно меньший даже для «негорбушового года», а объемы добычи кеты промышленными предприятиями составили всего лишь 1/3 от прогнозируемого объёма. Специалисты ТИНРО предварительными причинами указывают массу холодной воды, спустившейся с Чукотского моря в Берингово море, перегородившее в период подхода горбуши вход в Анадырский залив», – рассказал Сергей Давидюк.
В этой связи новоиспеченный губернатор Владислав Кузнецов дал поручение разработать план прохождения путины в следующем году, чтобы не «проседать» на фоне соседей.
Кстати, эксперты вполне уверенно говорят о том, что следующая «рыбалка» будет такой же перспективной. Точные прогнозы и объемы, разрешенный к вылову, еще предстоит определить ученым.
Январь и февраль — особенные месяцы для всех жителей Сахалинской области, которые имеют хоть какое-то отношение к рыбалке. Именно на этот период в островном регионе приходится наважья путина. За бюджетной рыбой охотятся не только рыбопромышленники, но и любители, которые каждый день выезжают на замерзшие водоемы, чтобы пробурить заветную лунку и выудить хотя бы десяток хвостов. А финалом путины и частной ловли становится ежегодный фестиваль «Сахалинский лед», где уже команды островитян соревнуются в объемах и размерах улова. Редакция EastRussia узнала о том, как на Сахалине обстоят дела с добычей наваги в начале 2023 года.
Навага в Сахалинской области столь же любима и обожаема, как и корюшка. Традиционную для островной зимы рыбу жарят, тушат, сушат и коптят, маринуют по-корейски со специями и варят. Для любителей зимней ловли сам процесс добычи хвостов куда важнее, чем результат на обеденном столе. Сахалинцы, которые еще недавно выходили на лед ради «зубаря» (корюшки зубатки - наиболее крупного представителя корюшковых, отдельные особи могут достигать длины 40-36 см, массы 500-430 г – прим.ред.), теперь каждое утро бурят лунки на замерзшем припае, чтобы удить навагу. Именно для таких поклонников зимней рыбалки в островном регионе уже несколько лет кряду проходит фестиваль «Сахалинский лед», ставший туристическим брендом региона. На льду реки Найба в Долинском районе собираются сотни рыбаков, которые соревнуются в командах и сольно, добывая как можно больше наваги. Так выглядит «Рыбацкий биатлон» — истинно сахалинская спортивная дисциплина, где от удачного расположения лунки, правильной наживки и скорости зависит победа.
«Невероятный драйв и веселье — вот то, за чем стоит приезжать на этот фестиваль. Нигде я не встречал такой атмосферы, такого азарта в погоне за навагой, как тут, на Сахалине. Уже три года сюда приезжаю, чтобы бурить эти лунки, удить рыбу, поддерживать друзей, которые рядом со мной так же рыбачат. Участвую не ради приза, а ради этих эмоций», — поделился с EastRussia житель Владивостока Александр И.
«Сахалинский лед» — это традиция, которая дает участникам возможность сплотиться в любимом хобби, которое объединяет и нас, и наших ближайших соседей, и людей по всей стране. Я, конечно, говорю о рыбалке. Организаторам всегда радостно знакомиться с новыми командами, которые приезжают из других уголков нашей большой страны. Но не менее радостно видеть и постоянных участников нашего веселья на Найбе. Не так важно, опытный вы рыбак или же впервые берете в руки бур и удочку. Главная цель фестиваля — подарить людям радость, удовольствие и веселье. И я надеюсь, что решить эту задачу нам вновь удалось», — рассказала организатор фестиваля «Сахалинский лед» Любовь Стримжа.
Непременной частью фестиваля «Сахалинский лед» всегда становится конкурс на самую яркую команду.
фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
Общий наградной фонд в этом году составил полмиллиона рублей, а главным трофеем стал снегоболотоход — его по итогам индивидуальной рыбалки получил житель Южно-Сахалинска Михаил Хан. Его команда «Удача» в этот раз получила медаль за первую пойманную рыбу, а сам островитянин уже становился победителем фестиваля в 2013 году.
фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
На фоне триумфов любительского лова рыбопромышленникам региона тоже есть чем похвастать — ежегодная наважья путина показывает хорошие результаты. Залив Терпения в северо-западной части острова Сахалин — основная зона добычи этой рыбы. Предприятия, которые участвуют в путине, сгружают выловленные дары моря в порту Поронайска. Там происходит перевалка хвостов с сейнеров на открытые ледовые площадки. В январе и феврале в этой части островного региона довольно морозно — до -30 градусов, поэтому навага замораживается естественным способом за считанные мгновения. А для того, чтобы тушки промерзли равномерно, сгруженный улов перемешивают особыми граблями — из-за этого сахалинцы называют зимнюю навагу «ворошенкой».
Ворошенка - навага замороженная естественным путем
фото: Анастасия Красова / Sakh.online
После заморозки рыбу пакуют в мешки и развозят в районы, где она поступает в розничные магазины — от Охи до Южно-Сахалинска. Свежемороженая навага продается по социальной цене от 55 до 70 рублей за килограмм. Низкую стоимость удается сохранять благодаря региональному проекту «Доступная рыба». Помимо продажи, навагу отправляют и на акции бесплатной раздачи — ее безвозмездно привозят пожилым людям в том числе ветеранам, и малообеспеченным семьям.
«Благодаря поддержке правительства Сахалинской области рыбодобывающие предприятия могут отгружать рыбу по максимально доступным ценам, с минимальной надбавкой, для поставки населению. Проект “доступная рыба“ работает круглый год — в зависимости от сезона, граждане могут приобрести навагу и корюшку, мойву, селедку, лососевых, треску, камбалу. Наша задача — обеспечить людей дешевой свежей рыбой», — отметил министр по рыболовству Сахалинской области Иван Радченко.
В 2023 году наважья путина на северо-западе Сахалинской области продлилась с 9 января по 7 февраля, чуть меньше календарного месяца. За это время местные рыбколхозы сумели добыть в заливе Терпения почти 4,4 тысячи тонн наваги — 98% от намеченного плана. Но ловля наваги не заканчивается: основное направление работы местных промышленников сместилось южнее. В 2023 году, по данным ученых, на Сахалине и Курилах прогнозный вылов этого вида рыбы должен составить около 16,9 тысячи тонн.
В среднем россияне едят гораздо меньше морепродуктов, чем рекомендованные Минздравом 28 кг. Если потребление мяса в последние годы обновляет рекорды, то рыбная категория в лучшем случае остается примерно на одном уровне – 20-22 кг на человека ежегодно. Популяризация дальневосточной рыбы с целью насыщения внутреннего рынка стала одной из тем Дня сельского хозяйства на выставке «Россия», проходящей в Москве на ВДНХ. Лейтмотив – участникам всей цепи поставок рыбной продукции нужно консолидировать усилия по продвижению морепродуктов, а государству поддержать отрасль, которую не обошли стороной финансовые проблемы.
У молодежи рыба не в почете
По оперативным данным Росстата, за 2023 год производство рыбной продукции достигло 4,4 млн т, что на 6% больше результата за предыдущий год.
Между тем, рассказала заместитель руководителя Роскачества Ольга Шанаева, по отдельным социально-возрастным группам фиксируется снижение частоты покупок рыбы. Сегодня едят рыбопродукцию один раз в неделю и чаще 42% россиян. Это в 1,6 раза меньше, чем пять лет назад (в 2018 году – 68%). Потребление рыбы один раз в месяц и реже характерно почти для трети населения.
Чаще других включают рыбопродукцию в свой рацион люди старше 45 лет. В то же время уровень еженедельного потребления рыбы среди молодежи не только ниже, но и быстрее снижается. За пять лет этот показатель сократился 2,5 раза: в 2018 году он составлял 55%, в 2023-м – 31%.
«Здесь как мы видим прежде всего нужно ориентироваться на молодое поколение, именно оно является драйвером потребления как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной. Складывающееся отношение молодежи к рыбе (более частый отказ от потребления, отсутствие культуры приготовления, осведомленности о разнообразии рыбы) создает риски для отрасли», – заявила Ольга Шанаева.
Вместе с тем молодое поколение не столь далеко от морепродуктов: считается, что люди в возрасте от 18 до 24 лет являются главными любителями суши. Сегодня молодежь не хочет заниматься чисткой, разделкой рыбы, сложным ее приготовлением, соглашается руководитель отдела продаж Рыбное производство сети «Гипер-Глобус» Олег Рябов, и этот факт следует учитывать производителям и ритейлу.
«У той же курицы продаются отдельно ноги, крылья, филе. По рыбе это тоже есть, но в меньших объемах. Мы заметили, что чем больше даем покупателю готового продукта, тем он интереснее воспринимается», – уточнил он.
Распробовать минтай на вкус
В среднем россияне потребляют пять видов рыбы, сообщают в Роскачестве. В топ-5 входит скумбрия (46%), сельдь (46%), горбуша (44%), минтай (40%), форель (37%).
Стоит сказать, что в 2022 году на Дальнем Востоке добыто 1,9 млн тонн минтая, при этом на внутренний рынок поставлено всего лишь 183 тыс. тонн (по предварительным итогам 2023 года – 200 тыс. тонн). Сейчас годовое потребление этой рыбы в России составляет без малого 1,3 кг на человека.
«Это немало, но мы видим, что есть куда расти», – признает президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак.
Согласно опросу, из тех, кто говорил о недостатках минтаевой продукции, в 30% ответах указали на то, что им предпочтителен вид другой рыбы. Еще 19% отметили, что не нравится вкус минтая, а 15% – запах.
Исследование барьеров потребления показало, свидетельствуют в АДМ, что основные из них обусловлены эмоциональными факторами, связанными с восприятием минтая потребителем, например, как рыбы для кошек.
«Возможно влияет негативное воспоминание из детства: в детских садах готовили не вкусно, – не исключил Олег Рябов. – В школах это тоже не особо популяризировалось».
Изменить потребительскую картину в лучшую сторону – одна из ключевых целей программы «Дальневосточный минтай», пояснил Алексей Буглак. Речь, в частности, идет об информировании потребителей о современных технологиях промысла и переработки, в том числе особенностях морской заморозки рыбы, благодаря которой сохраняются полезные свойства и вкусовые качества. Например, с участием известного шеф-повара на Камчатке был снят документальный сериал о промысле и переработке минтая. Его посмотрели около двух млн человек. Кроме того, реализованы коллаборации с блогерами различного уровня.
Как проинформировал Алексей Буглак, в этом году особое внимание планируется уделить событийному маркетингу и совместным проектам с участниками цепочки поставок, в том числе переработчиками и ритейлом.
«Мы видим потенциал расширения воронки спроса, что может дать ощутимый прирост потребления минтая. Во-первых, за счет увеличения доли регулярных потребителей рыбы. Во-вторых, за счет увеличения в этой доли потребителей минтая. В-третьих, за счет частоты покупки», – обозначил направления президент АДМ.
Морепродуктам пропишут дорожную карту
Зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Сахарова сообщила, что в настоящий момент ведется разработка дорожной карты по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года.
«Сейчас требуется предусмотреть мероприятия по увеличению доступности рыбной продукции для конечного потребителя в различных регионах страны», – подчеркнула она, добавив, что важно выработать эффективный механизм, обеспечивающий бесперебойное поступление улова из отдаленных районов промысла на перерабатывающие предприятия и в торговую сеть.
Основной объем перевозки морепродуктов с Дальнего Востока, где добывается 2/3 рыбы, в центральные регионы страны осуществляется железнодорожным транспортом. В то же время, отметила сенатор, в пик сезона, связанного с путиной, повышается цена услуги предоставления вагона под доставку морепродуктов. Это сказывается на конечной стоимости рыбы.
«Нужно проанализировать, как можно повлиять на ситуацию, и достаточно ли специализированного подвижного состава для снижения пиковых нагрузок», – подчеркнула Татьяна Сахарова.
Хотя тариф РЖД фиксированный, он индексируется на основе распоряжения правительства, стоимость услуги предоставления оператором вагона под перевозку груза формируется на рыночных условиях. Что касается подвижного состава, то все больше рыбы на станциях ДВЖД грузится в специализированные контейнеры, в то время как погрузка морепродуктов в рефрижераторных секциях и вагонах-термосах сокращается вследствие старения парка.
В 2000-м на сети железных дорог насчитывалось порядка десяти тыс. исправных рефвагонов, к 2022 году их осталось примерно три тыс. единиц. Хотя рефсекции для определенных грузоотправителей выгоднее – они вмещают больше рыбы, чем 20-футовый контейнер – их выпуск не осуществлялся более 30 лет.
В настоящее время есть несколько новых разработок вагонов для перевозок скоропортящихся грузов, требующих защиты (охлаждения, отопления) от воздействия высоких или низких температур наружного воздуха. Но какое место они займут на рынке, сказать сложно, да и сами производители пока не знают, насколько готов российский рынок к приобретению такого подвижного состава, рассказал представитель одной из вагоностроительных компаний.
Сдерживающим фактором может оказаться высокая цена такого парка. Так, ориентировочная стоимость автономного рефрижераторного вагона модели 16-2155 называлась в районе 16 млн рублей. На себестоимость производства особенно влияет наличие импортного комплектующего, в частности холодильно-обогревательной установки.
В качестве меры господдержки сейчас продолжается субсидирование железнодорожных перевозок рыбной продукции с Дальнего Востока, отметил замглавы Росрыболовства Василий Соколов. Пока дотации действуют при отправках минтая, в то же время рассматривается вопрос расширения субсидий на доставку других видов рыб (сельди, лососевых, сардин иваси), проинформировал он.
Чтобы улов не прошел мимо сетей
Согласно расчетам аналитического центра Рыбного союза, логистика от Дальнего Востока до Москвы занимает 6-14% в стоимости рыбы на магазинной полке. На ее доставку до распределительного центра приходится еще 3-4%. Фасовка рыбопродукции – это 11-17% конечной цены, наценка же торговых сетей варьируется от 15 до 26%. Собственно, выручка рыбака – это 45-55% стоимости в рознице.
При этом рыба в магазинах стоит недешево, отмечает Татьяна Сахарова. В декабре в столичном регионе кета продавалась в среднем по 609 рублей за один кг, а неразделанная горбуша – по 339 рублей. По мнению сенатора, необходимо разложить состав цены на составляющие и понять, где нужно регулирование, но не административно-командными, а экономически мотивационными методами.
Несмотря на существенную торговую наценку, работать с рыбой непросто, утверждают представители ритейла. Морепродукты – это та категория товаров, с которыми связаны наибольшие затраты, свидетельствует директор по категорийному менеджменту «Свежая продукция и Ультра фреш» ОАО «Агроторг» (сеть «Пятерочка»; входит в Х5 Group) Наталья Богданова.
«Мы понимаем, что рыбная промышленность на сегодняшний день – отрасль, где инвестиции быстро не отбиваются. Понимаем себестоимость продукции, что в стоимости заложены высокие расходы при производстве товаров», – рассказала Наталья Богданова.
Еще до выхода торговой сети в ДФО ритейлер приобретал рыбу у одной из дальневосточных компаний, которая затем разорилась, добавила она. К финансовым проблемам приводит ряд факторов, в том числе негативно сказывается удорожание заемных средств. Рыбная отрасль сильно отличается от своих конкурентов по белковой корзине, обращает внимание председатель Рыбного союза Александр Панин, в том числе отсутствием доступа к целому комплексу мер господдержки, которыми как минимум 15 лет пользуются производители мяса и птицы.
«Все-таки мясо, курица, индейка, кролик, во-первых, производятся в местах массового потребления или близко к этим местам. Это не как в случае с Дальним Востоком, [где ведется промысел], а в центре проживает основное население. И даже Мурманск – не самое близкое место. И второе, это структура продаж. Все же мясное производство в первую очередь направлено на внутренний рынок, и превентивные меры [господдержки] были приняты в отношении импорта, как раз в этой части они сработали, в то время как рыбная продукция, которая добывается в отдаленных районах…это предмет международного спроса», – сказал Александр Панин.
По словам Натальи Богдановой, на днях на Дальнем Востоке открылся сотый магазин «Пятерочки». Однако приобрести рыбу в регионе для сети до сих пор затруднительно, хотя компания намерена выстраивать отношения с рыбаками.
«Мы готовы не просто заключать договоры на поставку, а брать на себя обязательства с точки зрения долгосрочного планирования и объемов, ваших производств, вместе развивать и культуру потребления, и категорию», – заявила менеджер.
Рыба – сложный для продвижения продукт, требующий вовлечения всех сторон: и того, кто добывает, и кто перевозит, и кто продает, рассуждает Василий Соколов. В качестве примера он привел прошлогоднюю лососевую путину. Одной из столичных компаний через месяц после завершения промыслового сезона нужно было срочно приобрести небольшую партию кижуча.
«Но на Дальнем Востоке мы уже его не найдем, вся рыба разошлась. Два месяца промысел, и дальше нужно искать ее в холодильниках. Это сложный вопрос», – объяснил замглавы Росрыболовства.
С другой стороны, приближается мойвенная путина. Выделяется существенный объем квот – порядка 80 тыс. тонн против 25 тыс. в прошлом году.
«До сих пор мойву не смогли продать с прошлого года, а сейчас ее будет больше в три раза. От активности торговых сетей очень многое зависит», – резюмировал Василий Соколов.
Говоря об увеличении потребления рыбной продукции, Ольга Шанаева выделила несколько действий. Это повышение осведомленности россиян о пользе морепродуктов, критериях качества и потребительских свойствах; долгосрочные совместные маркетинговые и коммуникационные кампании; популяризация недооцененных видов рыбы, продвижение тех видов биоресурсов, которые имеет перспективы увеличения вылова.
При этом разумно, чтобы все это осуществлялось на фоне наличия в торговых сетях продукта, соответствующего покупательной способности населения, убеждена замруководителя Роскачества. Рыбакам и ритейлу надо сотрудничать в данном направлении, здесь обоюдный интерес.
На базе исследования морских млекопитающих (БИММ) научно-образовательного комплекса «Приморский океанариум» проводятся гидроакустические исследования, цель которых – выражаясь научным языком – разработка способа отведения морских млекопитающих от рыболовецких сетей. Иначе говоря, ученые с помощью специального оборудования фиксируют звуки, издаваемые белухами в опасной ситуации, чтобы транслировать их во время ведения лова. Это нужно и для того, чтобы морские млекопитающие не получали ранения от тралов, и не мешали рыбакам.
Уже достигнуты некоторые результаты: записан ряд эхосигналов ̶ и работа в этом направлении продолжается.
БИММ – это огороженная часть бухты Парис, где в полувольных условиях содержатся морские млекопитающие: белухи (Delphinapterus leucas) и ларги (Phoca largha). С ними, так же, как и c их собратьями в дельфинарии Приморского океанариума, работают тренеры, проводятся научные исследования, в частности по гидроакустике.
Многие морские млекопитающие проявляют интерес к сетям и тралам, особенно, когда они полны рыбы. Но пир «на дармовщину» чреват как порчей орудий лова, так опасностью самих белух. Губительность орудий лова зависит от вида этих приспособлений. В некоторых из них белуха может запутаться и пораниться.
«Как известно, во время лова рыбаки пытаются отбиваться от морских млекопитающих, охотящихся за рыбой в местах промысла. Иногда животные попадают в орудия лова и погибают. К сожалению, статистики по морским млекопитающим, погибшим таким образом, нет: её никто не ведёт. И мы можем это наблюдать по всему Дальнему Востоку. Разработать методики отведения морских млекопитающих от мест промысла с использованием техники можно только на базе, так как это не полевая работа», – рассказал главный специалист БИММ Игорь Катин.
Здесь – на БИММ – учёные проводят комплексные исследования. Они слушают белух и пытаются понять, что их сигналы означают: одновременно с «аудированием» идёт видеонаблюдение. Оно необходимо, чтобы увидеть, как поведут себя белухи, услышав тот или другой набор звуков, издаваемый сородичами. Собственно, термин «звук» употреблять в этом случае не совсем корректно. Ученые говорят о «гидроакустических сигналах». Из всего спектра таких сигналов выделяются те, которые можно будет использовать для того, чтобы отвадить морских млекопитающих от рыболовецких судов.
«Исследованиями в сфере гидроакустики и изучением языка морских млекопитающих занимаются давно и в различных институтах. У нас такая возможность появилась после постройки Приморского океанариума – здесь достаточно большая коллекция морских млекопитающих. В первую очередь, мы занимаемся фундаментальной наукой, поэтому прикладные работы проводим совместно с коллегами из других институтов, в частности, из Дальрыбвтуза, ДВФУ и ТИНРО», – рассказал директор Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского Дальневосточного отделения Российской академии наук (ННЦМБ ДВО РАН) Игорь Долматов.
Для отвода морских млекопитающих от орудий лова необходимо попробовать установить с ними обратную связь, т.е. оказывать на них акустическое воздействие, которое не причиняло бы вреда животным, но позволяло бы их перенаправлять. Тонкость заключается в том, чтобы заставить морских млекопитающих уходить, а рыбу, наоборот ̶ приходить. Этот метод, по мнению специалиста, экономически эффективен поскольку в случае его применения рыбаки поймают больше рыбы.
Перед началом гидроакустических исследований белухи должны понимать определённые команды тренера и реагировать на них. Специалисты проводят эксперименты с каждой из находящихся в вольере белух, т.к. каждое животное имеет свой характер и по-разному реагирует на звуки. Для отпугивания специалисты используют звуки, издаваемые охотящимся хищником, или сигналы опасности, издаваемые самими белухами. Исследования проводятся для того, чтобы понять, от чего будет больший эффект.
«Нами предложена схема имитации звуков самого серьёзного для морских млекопитающих хищника – косатки. Мы изучили частоту сигналов, ударов хвоста и ряд других характерных сигналов и работаем над тем, чтобы осуществить имитацию определенных звуков для отведения животных от рыболовецких судов», - рассказал заведующий лабораторией промысловой гидроакустики, технологий лова и технических средств аквакультуры Тихоокеанского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии ТИНРО «ВНИРО» Михаил Кузнецов.
Гидроакустическое оборудование находится под водой и представляет собой комплекс, в который входят гидрофоны, излучатели, преобразователи и анализаторы. Сложность проводимых исследований заключается в том, что звук на воздухе и под водой издаётся по-разному, поэтому сейчас специалисты работают над преобразованием и улучшением прибора.
Доцент кафедры приборостроения инженерной школы Дальневосточного федерального университета Сергей Горовой рассказал, что с помощью прибора сигналы регистрируются, потом анализируются, и на основе этих результатов специалисты стараются осуществить имитацию сигнала. Аппаратура, на которой проводят исследования, в основном собрана самими специалистами.
«Более пяти лет мы занимаемся гидроакустическими исследованиями. Поначалу думали, что всё просто, но это оказалось не так. Изучением морских млекопитающих занимаются очень давно, и всё, что легко, уже давно изучено. Сейчас нам необходимо выяснить детали, которые очень сложны, но нужны для практической реализации», - сообщил Сергей Горовой.
Как рассказал Игорь Катин, коллеги из ТИНРО уже работают в непосредственно в местах промысла. Они занимаются двумя направлениями: снижением уровня конфликта между морскими млекопитающими и рыбаками, и привлечением рыбы с помощью звука.
«Рыбопромышленники должны увидеть эффект от оборудования, чтобы разница между его стоимостью и их прибылью была большой и заинтересовала их. Если мы докажем результативность прибора, то они сами будут его закупать и использовать. О принятии каких-то законов об обязательном использовании такого оборудования говорить пока рано», - отметил Игорь Катин.