Курирующий модернизацию БАМа и Транссиба вице-премьер Марат Хуснуллин поручил проработать проект строительства частной железной дороги от Эльги до Охотского моря как дополнение к третьему этапу расширения Байкало-Амурской магистрали. Такой вариант предложила компания «А-Проперти» Альберта Авдоляна.
Как сообщает РБК, в аппарате вице-премьера считают, что проект по строительству железной дороги Эльга-Чумикан заслуживает внимания, но требует более детальной проработки. Поэтому Хуснуллин поручил проанализировать стоимость и сроки реализации проекта, распределить логистику объемов перевозки, оценить возможности по электрификации строительных объектов, а также определить источник и порядок финансирования.
Протяженность дороги Эльга — Чумикан должна составить около 500 км, по ней можно будет поставлять 30 млн тонн угля в год. На берегу Охотского моря планируется построить порт. По оценке экспертов, железная дорога вместе с портом может обойтись «А-Проперти» в 2,5–3 млрд долларов. Приступить к проекту собирались не раньше 2024 года.
По мнению замминистра транспорта Владимира Токарева, в случае расширения БАМа силами РЖД компания планирует возвращать средства за счет инвестиционной надбавки из расчета 1,1 тыс. рублей на тонну к текущему тарифу для угольных компаний Якутии. Однако это минимум в два раза увеличит текущий тариф. Строительство частной железной дороги как альтернатива считается, по словам Токарева, более предпочтительным, так как не требует госсредств, разгружает инфраструктуру РЖД, освобождая мощности для других грузоотправителей, и не приводит удорожанию тарифа.
Частную железную дорогу от Эльгинского месторождения до Удской губы планирует построить «А-Проперти» Альберта Авдоляна за свой счет. Идея прокладки железной дороги к охотоморскому побережью Хабаровского края была озвучена 7 июля на правительственном совещании под председательством президента РФ Владимира Путина по развитию угольной промышленности и вывозу экспортного угля из Кузбасса и Якутии. О возможности организации нового маршрута заявил гендиректор ОАО «РЖД» Олег Белозеров. По его словам, в настоящее время растут отправки с Эльгинского угольного месторождения, и чтобы снизить нагрузку на БАМ возможна альтернативная схема доставки угля на экспорт.