В Приморье в минувшие выходные специалисты Госохотнадзора отловили конфликтного амурского игра, который в начале декабря задавил в селе Дмитриевка несколько собак.
Как рассказали EastRussia в министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, чтобы установить местонахождение хищника, были установлены фотоловушки. С их помощью удалось выяснить, что отпугнуть тигра от населенного пункта не получится, после чего и было принято решение об отлове.
Пойманный тигр оказался самцом весом около 160 килограммов. Его перевезли в центр реабилитации диких животных «Тигр», где после осмотра ветеринарами будет принято решение о его дальнейшей судьбе: выпустить подальше в тайге или оставить в неволе.
Напомним, в соседнем Хабаровском крае Росприроднадзор выдал разрешение на отлов шести «конфликтных» тигров. В настоящее время идут активные поиски трех на юге региона, где они повадились выходить в населенные пункты.
Помните, у Пушкина в «Сказке о царе Салтане»: «А орешки не простые, всё скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд»? Вот и с октября по март на юге Дальнего Востока кедровые орешки превращаются если не в изумруд, то уж точно в твердый рубль. И становятся способом неплохого заработка для сотен жителей глубинки.
Несколько лет назад, когда я занимался арендой автомобилей, как-то осенью у меня взяли микроавтобус, который, судя по показаниям трекера, колесил исключительно по тайге, изредка выезжая на «федералку». Я спросил у арендатора, почему так?
- Шишкарим, - ответил он
- ?
- Шишку кедровую собираем, а потом сдаем на приемку, - пояснил арендатор.
В этом году, говорят знатоки, очень хороший урожай кедрового ореха. Особенно, в Еврейской автономной области, поэтому в тайгу потянулись бригады: где по 3-4 человека, а где и по 10. Заезжают, как правило, «вахтой»: сразу на несколько недель. Сейчас самая благодатная пора – орехи уже созрели (обычно это происходит в октябре, с первыми морозами), но в лесу еще не так холодно, так что собирай, да собирай.
Работать в бригады приходят чаще всего жители поселков и деревень, для которых основной источник доходов вот такая сезонная работа: весной – папоротник, летом и осенью – рыба, а зимой – шишка. Насколько легитимны такие бригады сказать сложно, никто из «промышленников» лицензиями не размахивал, и взять меня с собой для подготовки материала не согласился, поэтому изучать премудрости сбора шишки я отправился в тайгу неподалеку от села Троицкое (Нанайский район, Хабаровский край) вместе с местным жителем Виктором Красноперовым.
В тайгу он идет обязательно с ружьём. Рассказывает, что в округе много тигриных следов, что, в общем-то, логично: кедровая шишка – непосредственный участник пищевой цепочки «орех – кабан – тигр». Несколько лет назад не стало кедровой шишки, затем исчез кабан и голодный тигр потянулся в сёла – мы рассказывали подробно об этом в нашем материале.
Излюбленное место моего проводника – тайга в долине реки Манома: и от дома недалеко, и чужие редко здесь бывают. Пока идём от машины вглубь, подыскивая подходящие кедры, Виктор поднимает шишки, которые уже упали на землю – такие называют «паданки», их можно «брать в оборот» при условии, если не сильно погрызли звери.
— Кедр настоящая кормовая база для всех: шишки наверху могут птицы поклевать, а внизу они становятся пропитанием для бурундуков, зайцев, кабанов, медведей. Ну, и, конечно же, тигра, — проводит ликбез Виктор.
Но основной урожай – там, наверху. Виктор внимательно осматривает каждый кедр, пытаясь понять – сколько же там может быть «добычи». Ошибиться нельзя, ведь на высоту он будет забираться без какого-либо снаряжения и даже без страховки, лишь используя сучки и ветки. Не признает он и «кошки» — альпинистское снаряжение с использованием острых шипов, которые оставляют следы в стволе дерева. Подобные «кошки» любят использовать «белки» — так в бригадах называют тех, кто лазает по кедрам, их задача — трясти кроны кедров, чтобы шишка упала на землю.
С одной стороны, дереву, может быть, и ничего от использования «кошек», но есть статья КоАП РФ 8.28 – «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан», а за это уже предусмотрена административная ответственность.
Впрочем, «кошки» и «шишкотрясы» (ударный инструмент на базе бензопилы, который в буквальном смысле стучит по стволу кедра, создавая необходимый для «шишкопада» резонанс) – самые безобидные способы. Некоторые «промышленники» попросту спиливают кроны кедров и уже на земле снимают с веток шишки. Так часто поступают приезжие «шишкари» из других регионов. Кстати, трудовая миграция весьма развитое явление в этой «отрасли»: где есть шишка, туда народ и тянется. В этом году, говорят, много сезонников из Сибири, где заготовку кедрового ореха сосредоточили в одних руках крупные бизнесмены.
Тем временем Виктор, несмотря на свои 66, по приставленному стволу и сучкам ловко добирается до нижних веток, расположенных на высоте больше десяти метров, после чего скрывается в гуще хвои. Через пару минут закачалась крона, а на землю стали падать крупные шишки: две, пять, 12… после 40 я перестал их считать.
Еще через 15 минут, когда Виктор спустился на землю и мы собрали все упавшие шишки, подвели итог: два мешка шишек с одного кедра. Дома он их ошелушит и будет всю зиму грызть кедровые орехи.
Но это все для личного потребления, а вот промышленникам приходится решать вопрос на месте, особенно, если заготовка идет глубоко в тайге. Там, кстати, меньше шансов, что застанет инспектор, ведь, как правило, у «шишкарей» нет разрешительных документов на заготовку ореха. Если возникает ситуация, то все заготовители утверждают, что «это для себя». Но это когда у тебя пара мешков с собой, а если на деляне горы переработанного ореха?
Можно, конечно, все оформить официально, но это тот еще квест: необходимо заключить договор аренды лесного участка, затем подготовить проект освоения лесов и в случае его утверждения подготовить лесную декларацию. Ну, и отчитаться в конце.
С помощью приспособленных механизмов и инструментов бригады достают из шишки орехи прямо в тайге: так и компактнее, что удобно при транспортировке, и цена выше. Практически в каждом крупном селе есть приемка. Цены зависят от региона, но вилка в 2024 году такая: за килограмм ореха дают 310 – 380 рублей, за килограмм шишки – от 110 до 180. В магазинах и, к примеру, на центральном рынке Хабаровска килограмм ядер кедрового ореха в упаковке стоит пять тысяч рублей – почти как икра. Так что удивляться большому количеству людей в тайге не приходится. Большую часть при этом скупают китайцы и отправляют в КНР, где производят не только очищенный орех, но и многочисленные лекарственные препараты и БАДы.
Продлится сбор кедровой шишки продлится примерно до марта. За прошлый сезон на Дальнем Востоке удалось заготовить всего 2,4 тысячи тонн, год оказался катастрофически неурожайным. При этом появилось несколько законодательных инициатив, направленных на регулирование рынка оборота кедрового ореха. EastRussia подробно писало об этом в своем материале. В итоге этим летом поправки к Лесному кодексу были приняты в первом чтении, вопрос продолжат рассматривать в декабре.
Если ваш ребёнок начал вдруг здороваться с деревьями, кустами и лианами, значит он прочитал книгу «Здравствуйте, дерево» – историю городского подростка, который оказался один на один с незнакомой и потому тревожной тайгой, и на помощь которому пришла Девочка-Кабарга. Корреспондент Eastrussia расспросил коллектив авторов, как им такое пришло в голову.
– Илька обычный городской пацан. Природу не любит, любит свой телефон, лазить в интернете, рубиться в игры. И есть у Ильки дедушка, который вытаскивает своего внука на рыбалку, – рассказывает завязку приключений хабаровская художница Яна Джан-Ша, автор проекта и иллюстратор книги «Здравствуйте, дерево». – Вот приплыли они на место, вышли на берег рыбачить, а лодка, которую неумёха Илька плохо привязал к коряге, отвязалась и уплыла. Интернета нет, связи нет, дедушка уходит искать помощь, а Илька поднимается на сопку, надеясь, что наверху, может быть, поймает сигнал. Сигнал не поймал, но встретил девочку-кабаргу, которая помогает Ильке с помощью растений выбраться из леса. Растения их кормят, дают советы, делятся энергией… Вот такая история.
Написать «Здравствуйте, дерево» Яна Джан-Ша придумала после того, как её предыдущий проект – набор открыток с персонифицированными рисунками дальневосточных дикоросов «Суперрастения Хабаровского края» (см. материал EastRussia «Траву надо знать в лицо») – пустил корни, стал ветвиться… словом, превращаться в отдельную вселенную. По условию гранта наборы открыток направлялись в школы Хабаровского края, оттуда писали-звонили учителя и помимо восторженных отзывов про сами открытки спрашивали: «А нет ли возможности визуализировать их, как-то оживить? Поставить, например, спектакль, сценку, в общем, чтобы сделать из плоской картинки объёмное действо?».
Такие вопросы художница, конечно, же задавала сама себе, ещё рисуя открытки. Была мысль сделать мультипликационный фильм, но после консультаций с погруженными в анимационную сферу профессионалами стало ясно – это план на будущее. Очень не просто его реализовать. А вот книга просто напрашивалась. Тем более, что и открытки имели не только визуальный посыл: на обратной стороне напечатана информация о растении.
– Сначала думала сделать такой иллюстрированный справочник-атлас со схемами, инфографикой – говорит Яна. – Но потом поняла, что не готова, что это совсем другой объем работы, сроки, экспертная работа. Поэтому мы решили сфокусироваться на истории, которую можно трансформировать в сценарий мультфильма или спектакля.
Написать книгу – та ещё задача. Издать её не менее проблематично. Если только ты не именитый автор, за спиной которого нетерпеливо переминается представитель издательства, или если у тебя есть в запасе чемодан денег – в таких случаях можно творить без оглядки «бытовые мелочи». С просветительской литературой, а «Здравствуйте, дерево» именно этот жанр, сложнее: коммерческий спрос невелик, хотя потребность в таких книгах безусловно существует. Поэтому и было решено подать заявку на грант в Президентский фонд культурных инициатив.
– Во-первых, у нас нет опыта работы с издательствами, а напечатать сами книгу в типографии – это дорого, – рассказывает Алла Джан-Ша участница проекта, автор текста книги «Здравствуйте, дерево». – Во-вторых, и это важно – книга будет бесплатно распространяться по школьным библиотекам, досуговым и туристическим центрам. Это условие гранта, и это наш посыл тоже – проект некоммерческий, он не про «заработать». Мы пишем книгу, которая, как нам кажется полезна, которая решает разные задачи, и государственные в том числе.
Мы за то, чтобы молодое поколение лучше знало и любило свою малую и такую большую родину – Дальний Восток. В этом заинтересовано и государство. Мы своей заявкой говорим: «Смотрите, мы хотим написать вот такую книгу, у нас есть для этого компетенции, есть команда. Не хотите ли вы профинансировать её создание?». В итоге эксперты Президентского фонда культурных инициатив посчитали наши доводы убедительными и дали нам финансирование. Кстати, две трети выделенных средств уйдут как раз на издание книги. Зарплата участников символическая.
Имея богатый опыт в составлении заявок на гранты – Алла Джан-Ша известный в Хабаровске и за его пределами общественный деятель, один из инициаторов проведение фестиваля любительского кино «Точка возврата», проекта «Бери ресурс» и др. – мама Яны взялась помочь со сбором необходимого пакета документов, но в ходе обсуждений идеи книги, её формата вдруг оказалась её создателем в части литературной основы.
– Саму историю для книги обсуждали и создавали вообще-то втроём – подключили ещё Рому Овсейчука: он дока в плане построения сюжетных линий, драматургии, – продолжает рассказ Алла Джан-Ша. – Сидели, пытались создать правдоподобную историю, как мальчик попал в лес, чем ему помогают растения. Мы же хотели, чтобы интересно получилось. Интересовались: что нравится сейчас детям, подросткам. Вспомнили, что сейчас популярны вселенные, персонажи, которые обладают сверхспособностями. Думали – с кем может себя ассоциировать читающий ребёнок? Когда всё обсудили и придумали, осталось только изложить всё литературным языком, и оказалось, что из нашей троицы это у меня к этому больше способностей. Так вот нежданно-негаданно я стала детским писателем.
В художественное повествование вплетена информация от десяти экспертов, которые рассказывают о свойствах растений, о важности ценить природу пока она ещё есть, чтобы не горевать по утраченным представителям флоры и фауны.
Книга должна увидеть свет до конца 2023-го года, но некоторые её герои уже вышли в свет. Они поселились на стенах Хабаровского краевого музея имени Гродекова. По приглашению проекта «Метацентры» из Владивостока Яна Джан-Ша и её друзья-художники Ника Платоника и Сергей Маузер создали мурал с персонажами вселенной «Кабарга.Дикоросы».
– Это пять картин с ботаническими героями, – рассказывает Яна. – А так как я чуть-чуть китаец, то позволила себе взять традицию символизма и пожеланий. Например, кедр с лимонником желают долголетия, лотос с ивой – счастья, сопки, укрытые тайгой — пожелание успехов в карьере, чтобы дела шли в гору. Фрукты с дальневосточных плодовых деревьев и ягоды символизируют изобилие, а морская ламинария и другие водоросли дарят радость.
Кстати, кроме бумажной книги, есть ещё и сайт, который поможет ближе познакомиться со вселенной «Кабарги-травника».
– И вот ещё какой момент: по сюжету книги история Девочки-Кабарги непонятна, – говорит Яна Джан-Ша. – я буду просить читателей предположить, что у неё за судьба, кто она, откуда. И, возможно, появится новый рассказ, новая история.
Приморские пчеловоды до сих пор оправляются от последствий прошлогодних проблем — массового заболевания и падежа пчел. При этом с оптимизмом смотрят в будущее — рассчитывают на хороший медосбор от липы. Об ожиданиях от нового сезона, проблемных вопросах отрасли и способах их решения рассуждает председатель союза пчеловодов Приморского края Рамиль Еникеев.
Уже с конца прошлого года Союз пчеловодов Приморского края вместе с нашей наукой начал работу по выяснению причин произошедшего. Вместе с Приморским аграрным университетом и НИИ Роспотребнадзора им. Сомова провели и проводим исследования на выявление вирусных заболеваний. Мне пришлось слетать в Москву, включиться в работу ветеринарной секции РАН. Организовали учёбу для наших ветеринарных специалистов с помощью лучших российских учёных.
Ситуацию взял на контроль заместитель председателя правительства Приморского края Николай Стецко и министр сельского хозяйства региона Андрей Бронц. Учитывая, что пчеловодство является одной из важных отраслей в регионе, губернатором Олегом Кожемяко было принято решение о создании АНО "Агентство по развитию пчеловодства Приморского края". На данный момент проходит его регистрация в органах юстиции. Эта организация и будет работать над тем, чтобы устранить причины произошедшего коллапса.
В этом году прогнозируется неплохой медосбор с липы, при условии что погода "не подкачает". Но главная задача – это восстановление поголовья пчёл. Некоторые пчеловоды, потерявшие полностью пасеки, решили оставить это занятие. Увы, но у нас до сих пор нет ни одного племенного хозяйства по Дальневосточной породе пчелы, и приходится искать различные варианты восстановления пасек. Но, наши депутаты сейчас разрабатывают меры поддержки для пчеловодов, которые смогут помочь пережить этот период.
Мы категорически против завоза в регион пчёл других пород, тем более, что выжившие пчёлы – это наиболее сильный материал в плане иммунитета и жизнестойкости. Скажу также, что такие кризисные ситуации случаются в пчеловодстве с определённой цикличностью — примерно раз в 25-30 лет.
Между тем, к сожалению, не спадает накал напряжения и в вопросе сохранения главного нашего медоноса – липы. Погода устоялась, пчеловоды выезжают "на разведку" в тайгу и видят печальную картину: пеньки на месте лип, которые росли и были кормовой базой для их пчёл на протяжении нескольких лет. Уже поступает информация из нескольких районов, будем работать с ней. Единственное правильное решение, по мнению жителей таёжных поселков, пчеловодов, учёных – ограничение заготовки древесины липы, по примеру нашего кедра (сосны Корейской).
Прогнозируем, что цены на мёд в новом сезоне останутся на уровне прошлого года. Всё зависит от липового медосбора. Надеемся ,что он будет неплохим. Два года подряд без липового нектара – мы такое не заслужили.
Он стоит на известном всему СССР проспекте Владивостока, воспетом Аллой Пугачевой еще в 1970-ых. Лицо развернуто к бухте Золотой рог, откуда уходят и куда возвращаются все, кто живет здесь морем. Куртка нараспашку, брюки клеш по моде тех лет, характерная морская осанка. Его судно только что пришвартовалось в родном порту, а он сам сошел на причал, вышел в город и ловит такси. В его фигуре что-то очень хорошо знакомое…
Горожане его приняли, что называется, «как своего». Ему дали имя Эдик. С ним здороваются и трут на удачу его большой палец, поднятый вверх в жесте «голосования» такси. С наступлением холодов морячка приодевают в шапочку и шарф, а к Новому году наряжают в мишуру. Эдик – «свой в доску», понятный и близкий многим из недавнего прошлого Владивостока.
Владивосток 70-ых – это особая страна в стране, закрытая и доступная немногим. В то время едва ли не каждая вторая организация в городе была тесно связана с морем. Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), исследовательский флот (ДВНИГМИ), вспомогательный флот ТОФ и, разумеется, рыбаки и китобои. Моряки и научники ходили в порты всего Тихого океана и не только, у рыбаков были экспедиции в зонах Канады, США, Перу и Новой Зеландии. А главным и вожделенным портом захода, так уж сложилось, был Сингапур. Те годы и тогда, и сейчас вспоминаются коренными жителями как расцвет Владивостока: строились новые жилые районы, важные крупные городские объекты, модернизировался исторический центр, а сами владивостокцы чувствовали себя счастливыми и благополучными.
Моряков, на несколько месяцев отправлявшихся в другие страны, окружала особая аура людей, которым доступно недоступное. Из своих поездок они обязательно возвращались с ворохом подарков для всех близких: автоматическими зонтиками, женскими шейными платками, двухкассетными магнитофонами, виниловыми пластинками и другими заморскими диковинами. Быть замужем за моряком, иметь такого человека в родственниках или дружить с ним было в большом почёте.
Во всяком случае, из 2000-ых та пора именно так и ощущалась. 9 сентября 2004 года тогдашний главный редактор радио «Европа плюс Владивосток» Руслан Вакулик записал в популярном на тот момент Живом Журнале идею о памятнике культовой профессии, которая бы связывала сразу несколько поколений владивостокчан.
«У меня просто появилась мысль о некоем собирательном образе владивостокца. Это виделось, как памятник социальной группе жителей, которая была в числе градообразующих для Владивостока тогда. Такая достопримечательность без пафоса, которая была бы близка каждому», - рассказывает идеолог и вдохновитель проекта.
Идея была озвучена, но окончательно оформилась и была реализована позже только спустя несколько лет, в 2009-2011 годах. Главный художник города Павел Шугуров, работавший в то время над культурным пространством Владивостока, подключился к проекту, активно представлял его на всех инстанциях. Городская администрация и мэр Игорь Пушкарев поддержали идею. Автором проекта стал скульптор и в прошлом сам моряк загранплавания Георгий Широглазов.
«Главный посыл этого арт-объекта – в памяти о недавнем времени. Рядом с памятником фотографируются моряки того поколения, они считают его памятником своей юности. К нему приносят цветы семьи иногда, как память о моряках, которых уже нет – отца, брата. Он стал самобытным объектом для туристов. Люди его любят, каждый по своей причине. Он человечный, отражает историю города. Моряк держит под мышкой винил – альбом Led Zeppelin – «The Song Remains The Same» – «Песня остаётся той же». Это к тому, что, хоть поколение моряков загранплавания, которые определяли во-многом облик Владивостока в 1970-80-х, уходит, морской характер города всё тот же, морская романтическая природа города и его жителей остается неизменной», – говорит Руслан Вакулик.
«Когда я смотрю на этот памятник, вижу себя. Точно также выглядел и я в конце 70-х-начале 80-х - расклешенные джинсы, футболка, куртка. Мы любили модно одеваться, посидеть в ресторане (особенно сразу после прихода в порт), женщин и хорошую музыку. И моряков было много – город-то морской!
Из своего первого рейса привез себе джинсы, купленные на Малай-базаре в Сингапуре, футболку «ливайс» и альбомы тех же любимых Led Zeppelin, Uriah Heep, Supertramp и Judas Priest. В то время, особенно летом, город был более ярок, по сравнению с тем же Хабаровском – именно за счет того, что моряки привозили всякие модные шмотки, сами одевались, родных-знакомых обували-одевали. Ну и торговали, конечно, не без этого», - вспоминает очевидец тех лет, бывший моряк загранплавания Игорь Бессараб.
фото: Игорь Бессараб
«Мне не нужно было ничего придумывать – я делал себя. Работа над скульптурой шла легко и свободно. Общий образ в голове возник сразу, а детали – пластинки под мышкой, портфель у ног – обсуждали совместно. Первоначально на руке висел зонтик, уже потом рука трансформировалась в жест голосования. Не совсем доволен окончательным вариантом, это уже больше коллективный труд. Например, таких длинных волос у моряков не было, и жест «большой палец вверх» появился ближе к концу 80-х, когда появились видеокассеты с зарубежными фильмами», – рассказал скульптор Георгий Шароглазов.
Новая городская скульптура в итоге стала представлять собой обобщенный образ моряков заграничных рейсов, а потому получила название «Воспоминание о моряке загранплавания». Она была установлена 15 января 2013 года на пересечении Океанского проспекта и улицы Фокина. Ее отлили в бронзе в литейной мастерской Екатеринбурга. С доставкой трехсоткилограммового арт-объекта возникла сложность – грузы такого веса из бывшего Свердловска не отправлялись. Пришлось через Москву. Ценный вес шел около недели… После этой истории можно с уверенностью сказать, что Эдик – точно прибыл из дальних путешествий.
Редкий моряк пройдёт мимо «себя в юности»
Сегодня этот объект культуры можно встретить в любом гиде-справочнике по Владивостоку. Если будете во Владивостоке, просто подойдите к Эдику, поздоровайтесь, поднимите палец вверх в знак солидарности с ним и станьте причастным к славному прошлому Владивостока!