Во Владивостоке со стапелей АО «Восточная верфь» спустили на воду краболовное судно «Пума». Судно должно войти в строй летом.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе Росрыболовства, компания «Восход» заказала это судно в рамках программы инвестиционных крабовых квот. Его можно использовать для добычи и перевозки живого краба, как краболов-процессор, ярусолов и креветколов. Судно может находиться в автономном плавании 45 суток. Экипаж – 21 человек. По сходным проектам на верфи построены четыре краболовных судна. Район плавания судна не ограничен, ледовый класс позволяет эксплуатировать его в мелкобитом льду толщиной до полуметра.
Как отметили в правительстве Приморского края, в регионе в рамках программы подписано соглашение на строительство десяти крупнотоннажных судов с современным технологическим оборудованием на общую сумму 90 млрд рублей. Кроме того, в рамках инвест квот на добычу краба восемь приморских компаний разместили заказы на строительство 19 среднетоннажных судов-краболовов. Заявленный объем инвестиций в строительство превышает 41 млрд рублей. В регионе этим строительством занимаются АО «Восточная верфь» и АО «Находкинский судоремонтный завод».
Госкорпорация «ВЭБ.РФ» намерена выделить средства на создание судоремонтного завода ООО «Рем-Нова ДВ» (ГК «Норебо» В.Орлова) в Петропавловске-Камчатском. Проект был признан приоритетным для финансирования за счет средств госкорпорации. Объем финансирования должен превысить 600 млн рублей. Судоремонтный комплекс планируется оснастить оборудованием для докового, надводного и навигационного ремонтов и технического обслуживания всех видов рыбопромысловых судов. Ожидается, что завод будет осуществлять более 150 ремонтов ежегодно.
В 2022 г. судоремонтная компания «Рем-Нова ДВ» получила статус резидента ТОР «Камчатка». Реализацию первого этапа проекта предполагается завершить к концу 2024 г., второго – к 2027 г. Планируемый объем инвестиций в проект составляет порядка 4,5 млрд рублей. В Петропавловске-Камчатском рыбопромышленному холдингу «Норебо» уже принадлежит ООО «Терминал Сероглазка». Данный проект предполагает развитие рефрижераторного морского терминала (расположен в одноименной бухте в Авачинской губе, входит в состав морского порта Петропавловск-Камчатский) для рыбопромышленных компаний с обслуживанием рыбопромышленных судов и предоставлением услуг по доставке рыбной продукции.
Минпромторг в октябре передал АО «Восточная верфь» (Владивосток) «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Единоличным владельцем предприятия стал входящий в ОСК Амурский судостроительный завод (АСЗ), расположенный в Хабаровском крае. «Восточная верфь» оказалась первым активом, перешедшим в управление ОСК после передачи корпорации под управление ВТБ в августе текущего года. Прежде основным акционером «Восточной верфи», созданной на базе Владивостокского судостроительного завода, являлся бывший депутат приморского парламента Г.Лазарев. В октябре прошлого года предприятие направило в арбитражный суд заявление о признании банкротом. «Восточная верфь» строит суда для ВМФ, пограничных сил и рыбопромыслового флота, военная техника также направлялась на экспорт.
Тем временем новую судоверфь для производства пассажирских, прогулочных и туристических судов из композитных материалов планируется создать в Южно-Сахалинске, в рамках ТОР «Южная» (для реализации проекта границы ТОР расширены в октябре текущего года). Инвестором выступит компания «Верфь Юматекс – Восток» (АО «Юматекс», входит в ГК «Росатом»). Объем инвестиций оценивается в 1,7 млрд рублей. Окончание строительства намечено на 2026 г. Верфь должна стать первым предприятием «Юматекс» на Дальнем Востоке. Судостроением из композитных материалов в РФ занимаются Средне-Невский судостроительный завод, «Северная верфь» (ОСК).
Следует отметить, что Минпромторг в сентябре направил в Минфин предложение о возмещении с 2024 г. дальневосточным судостроителям 20% затрат на постройку кораблей для гражданского флота валовой вместимостью до 8 тыс. регистровых тонн (к таковым относится большинство рыбопромысловых судов). Предполагается, что дальневосточные судостроительные заводы смогут возместить 20% от контрактной цены без НДС на одно судно, но не более предельного размера, который для судостроителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составляет 2 млрд рублей, на других территориях ДФО – не более 1 млрд рублей. Решения по данному вопросу пока не было принято.
Тем временем беспокойство рыбопромышленников вызывает отставание по срокам строительства нового рыбопромыслового флота. Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) и Сбербанк в связи с этим предложили Минсельхозу увеличить срок действия инвестиционных квот на вылов водных биоресурсов. В ВАРПЭ указывают на то, что более 80% запланированных к строительству судов, законтрактованных на первом этапе инвестиционной программы, еще остаются на стадии реализации и могут не завершиться в пределах максимально отведенного 8-летнего срока. Риски отставания от сроков обусловлены необходимостью пересмотра стоимости контрактов, перепроектированием и заменой судового комплектующего оборудования, а также дефицитом финансовых средств для достройки.
На этом фоне Минпромторг в ноябре доработал проект изменений Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, включив в него продукцию судостроения. В обновленный классификатор вошли более 360 наименований продукции, в том числе энергетические установки, судовые системы, широкий спектр оборудования для обработки рыбной продукции. Изменения позволяют доработать постановление №719 (о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ), установившее баллы локализации для различного оборудования, в части установки комплектующих российского производства в состав нового судна или объекта морской техники. Баллы локализации необходимы для участия в госзакупках или получения субсидий.
Прежде соответствие уровню локализации распространялось только на суда-краболовы. Инвесторы при этом сталкиваются с трудностями при прохождении процедуры подтверждения российского происхождения построенного судна и оборудования. Новые коды ОКПД позволяют учитывать больше позиций, операций и сырья для расчета уровня локализации. Кроме того, доработка постановления №719 предполагает отсрочку повышения минимального требуемого уровня локализации строительства судов рыбопромыслового флота. В действующей версии требовалось набрать не менее 2300 баллов локализации в срок до 30 июня 2023 г., с 1 июля 2023 г. – не менее 2900 баллов, а с 1 июля 2025 г. – не менее 3400 баллов. Изменения в постановление предполагают возможность сдвинуть вышеназванные пороги на два года. Такое же смещение сроков предусмотрено для рефрижераторных судов – требования к достижению 3200 баллов и 3750 баллов предлагается сдвинуть на два года – с 1 июля 2023 г. и 1 июля 2025 г. соответственно, сохранив действующий норматив в 2500 баллов.
Что касается построенных судов в последнее время, то в ноябре-декабре Находкинский судоремонтный завод в Приморье спустил на воду краболовные судна «Залив Шелихова» и «Мыс Наварин» для группы компаний «Антей» И.Михнова. Краболовы рассчитаны на хранение до 120 тонн живого краба. В целом заказ включает восемь судов (общий объем инвестиций – 16 млрд рублей), первые три были спущены на воду в 2022 г.
С отставанием от графика продвигается строительство Жатайской судоверфи в Якутии. Летом в Совете Федерации заявили о готовности помочь республике во взаимодействии с федеральными органами в вопросе привлечения дополнительных средств на строительство предприятия, первую очередь которого изначально предполагалось ввести в текущем году. Об этом сообщил председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.Шевченко (представляет Оренбургскую область) в ходе посещения строящейся верфи в августе. Отставание по срокам в правительстве региона объясняют удорожанием строительно-монтажных работ и строительных материалов в 2020-21 гг. (контракты были заключены с учетом цен на строительные материалы 2018 г.). В целом на завершение строительства необходим 1 млрд рублей.
Строительная готовность объекта по состоянию на август составляла 70,1% (без учета оборудования). Осуществляется строительство блока корпусных производств. Министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии В.Сивцев сообщал о планах поставить вопрос перед федеральным правительством для выделения дополнительных средств в соответствии с пересмотренной проектно-сметной документацией. При этом поставка оборудования также является проблемным вопросом. Экс-директор «Жатайской судоверфи» П.Накул отмечал, что переговоры ведутся с китайскими поставщиками (не конкретизируя, с какими именно).
Кроме того, в сентябре власти Якутии попросили президента РФ передать в собственность региона 100% акций верфи. Глава республики А.Николаев отметил, что соответствующее обращение о включении предприятия в план приватизации направлялось в правительство, но не было одобрено. В случае передачи 100% акций в собственность региона власти республики готовы взять на себя обязательство привлечь недостающее финансирование и достроить верфь. После обращения В.Путин поручил правительству РФ и органам исполнительной власти Якутии рассмотреть возможность передачи акций и принять соответствующие меры до 31 декабря 2024 г. Также по поручению президента в 2024 г. должно быть обеспечено завершение первого этапа проекта по созданию верфи.
Напомним, что на Жатайской судоверфи планируется ежегодно строить 10 речных судов, модернизировать 6 судов, утилизировать по два списанных судна, выполнять 432 тыс. нормо-часов ремонта и межнавигационного обслуживания.
В Приморском крае планируется модернизировать инфраструктуру бухты Находка для проведения в том числе судоремонтных работ. Соглашение было подписано на полях ВЭФ между КРДВ и резидентом СПВ АО «Приморский завод». В реализацию проекта предполагается инвестировать около 6,3 млрд рублей. Обновить производственную базу предприятия предполагается до 2028 г.
Приморский судоремонтный завод («Приморремрыбфлот») действовал с 1957 г. В 80-х гг. прошлого века на предприятии осуществлялось до 100 ремонтов в год, а численность персонала достигала 6,5 тыс. человек. В 1992 г. ППСО «Приморремрыбфлот» был преобразован в открытое акционерное общество, а в 1994 г. началась его реорганизация, которая завершилась в 1998 г. В 2001 г. были проведены переговоры о строительстве на территории «Приморского завода» нефтебункеровочной базы и достигнута договоренность о создании предприятия ЗАО «Трансбункер-Находка» с участием «Группы компаний «Трансбункер» и ОАО «Приморский завод». Судоремонт на предприятии осуществлялся в незначительных объемах, производственные мощности сдавались в аренду.
Между тем в бюджете на 2024-26 гг. сокращены средства на строительство атомных ледоколов (проект 10510) – почти на 10 млрд рублей за три года (в соответствии с принятым проектом бюджета на 2024-26 гг.). Ледоколы должны быть построены на мощностях ССК «Звезда» в Приморском крае (Большой Камень).
Так, средства, выделенные на строительство головного сверхмощного ледокола «Лидер» (120 МВт), уменьшатся на 5,24 млрд рублей, на строящиеся третий и четвертый серийные ледоколы типа «Арктика» (60 МВт) – на 0,56 млрд рублей, на пятый ЛК-60 – на 2,36 млрд рублей, на шестой – на 1,36 млрд рублей. Финансирование строительства судна атомно-технологического обслуживания (используется для перегрузки топлива) предлагается снизить на 0,91 млрд рублей.
В соответствии с планом развития Северного морского пути до 2035 г. (опубликован в августе 2022 г.) объем бюджетного финансирования «Лидера» на 2022-27 гг. составляет 99 млрд рублей, третьего и четвертого ледоколов на 2022-26 гг. – 16,5 млрд рублей (суммарно), атомно-технологического судна – 24,8 млрд рублей, пятого ледокола – 56,6 млрд рублей, а шестого – 61,3 млрд рублей. В Минпромторге при этом ранее отмечали существенное удорожание строительства ледоколов (без уточнения цифр). По предварительным данным, пятый и шестой ледоколы могут подорожать минимум в два раза от цены госконтракта. Общая стоимость госконтракта на строительство «Лидера» может вырасти на 70 млрд рублей – до 199,6 млрд рублей, а сроки сдачи судна на судоверфи «Звезда» в Большом Камне (Приморский край) могут сдвинуться на два года. Контракт на строительство «Лидера» был заключен в апреле 2020 г., дата окончания работ намечена на декабрь 2027 г. По состоянию на декабрь 2023 г. готовность ледокола составляла 11,14%.
В том числе рассматривается возможность привлечения средств для строительства ледокольного флота из внебюджетных источников. Окупаемость проекта и возврат привлеченных средств планируется обеспечить за счет увеличения спроса и роста эффективности услуг по ледокольной проводке (обеспечение коммерческой скорости и предсказуемости сроков). При этом эксперты отрасли не исключают, что при реализации этой модели стоимость сервиса по ледокольному обеспечению придется существенно увеличить, что противоречит намерению привлекать на Севморпуть судовладельцев, в том числе иностранных.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Богатая и неповторимая природа Камчатского края разбивается о шероховатости своей столицы. Так считают и жители города, такое впечатление увозят с собой туристы. Своим мнением по поводу архитектурного облика Петропавловска-Камчатского и того, что следует исправить c EastRussia поделилась глава архитектурной мастерской «АрхиКит» Ирэна Чечетка.
– Ирэна, какую оценку вы можете дать облику Петропавловска-Камчатского от 0 до 10?
– Не будем лукавить – это троечка. В первую очередь, большой вопрос есть к санитарному содержанию города. Тут необходима некая реформа, пересмотр контрактной системы по уборке территории, по содержанию парков, скверов. Это большая работа. Основные проблемы города – его протяженность и недостаток населения (всего около 170 тыс. человек). Такая большая протяженная территория, конечно, должна быть более густо населена. Ну и конечно, город должен быть запроектирован концептуальной застройкой – нужно понимать, куда он будет расти и для чего. В Петропавловске всегда жили люди-временщики, вахтовики, которые предполагали, что будут жить тут недолго. Поэтому он застраивался хаотично вдоль Авачинской бухты.
– Какие еще проблемные места города бросаются в глаза?
– Не везде есть выходы к бухте для людей. У порта там очень плотная застройка, и подходы для жителей ограничены, а их надо облагораживать и делать более доступными. Конечно, вопрос навигации в городе тоже стоит остро. Сейчас у туристов есть большой запрос на самостоятельные путешествия, но, попадая в Петропавловск, совершенно не понимаешь, куда надо двигаться. Нужны интерактивные баннеры, карты, указатели, QR-коды с информацией. Турист ценит чистоту и простоту навигации. Большая проблема города – промышленные зоны, заполненные неиспользуемыми объектами – их нужно ревитализировать. Наши оптовые базы на восьмом километре могут превратиться в хорошие ярмарки вместо убогих ангаров. Территория мехзавода могла бы стать локальным рыбным рынком – чего тут не хватает. У нас даже территории называются «километрами» – я такого нигде не встречала, очень интересная фишка, которая могла бы придать городу узнаваемость. Нужно посмотреть под новым углом на промзоны, которые ломают город на куски – и это классный вызов для архитектора.
– Какие первые шаги нужно сделать на пути к ревитализации столицы Камчатки?
– Камчатка уже сама по себе бренд, просто этот бренд нужно упаковать. И это можно сделать за счет локальных территорий, но тут без объединения бизнеса и власти это сделать невозможно. У города есть большой потенциал, но, чтобы его реализовать, нужна команда, которая этот город запроектирует от и до. На Камчатку туристы приезжают, несомненно, ради природных красот. Но за город становится обидно. Как будто, город и не нужен вовсе, он все время остается в стороне. Вложения все идут в эко-тропы, парк «Три вулкана». Далеко не все туристы живут за городом, а кто их будет обслуживать и в какой обстановке? Инфраструктура города, его наполнение, развитие урбанистики – это очень важно. Гостям будет интересно, например, посмотреть на исторические объекты, которые в Петропавловске есть. Историю нужно включать в общий ансамбль города, заставлять ее работать тоже. Например, исторический центр, где в рамках мастер-плана будет реконструкция, облагородят, но там нужно очень осторожными, чтобы не потерять те жемчужинки, которые у нас сохранились. Жаль, что мастер-план не предполагает реализации большого городского парка, которого так не хватает горожанам. Есть идея сделать наше камчатское Золотое кольцо: Эссо – камчатская Швейцария, Мильково, Усть-Камчатск, Козыревск. Это небольшие поселки, но каждый имеет свою идентичность, в которую интересно погружаться и которую нужно тоже упаковывать.
– Я так понимаю, пока нет какой-то общей концепции, вы предлагаете улучшать городскую среду локально?
– В идеале, нам нужна большая команда специалистов. Было бы уместным даже объявить всероссийский конкурс, чтобы быстро переупаковать город, изменить взгляд на привычные местным жителям вещи, сделать их интересными для всех гостей. Вот, например, вписывать в облик города культуру коренных жителей, может, через арт-объекты, муралы. Это хорошо работает. Локации должны быть найдены самими художниками. Турист хочет погружаться самостоятельно, чувствовать, как город с ним разговаривает. Тут могут сработать иммерсивные прогулки. Но, пока мы не удовлетворим основные базовые потребности, мы не сможем удовлетворить высшие – пирамида Маслоу. Нельзя поставить объект Микеланджело, когда вокруг горы мусора.
Когда у нас будет молодая креативная команда профессионалов, проектный офис по архитектуре и урбанистике, конкурс, мы сможем запроектировать Петропавловск-Камчатский за год. Если администрация будет работать в одной связке с архитекторами, мы сможем создать вау-эффект. А дальше должна идти работа по привлечению средств в регион. Так уже работает Сахалин, у них там все запроектировано, а губернатор очень погружен и заинтересован в привлечении архитекторов. Надо работать активно и с бизнесом, вовлекать. Все девелоперы знают, что лучше застройку жилья вести сразу с включенными инфраструктурными соцобъектами.
– У вас есть диалог с администрацией города, с генеральным архитектором?
– В регионе настолько огромный дефицит архитекторов, что главного нет ни в городе, ни в крае. В генеральном плане Петропавловска есть большие вопросы с межеванием. У нас есть куски земли, которые вообще никому не принадлежат. И есть еще проблема с ТОРами, которые созданы для развития, однако городу эти территории не подчиняются, они даже не согласовывают свои фасадные, архитектурные решения с городскими властями. Это брешь в законодательстве. Как мы можем развивать город, влиять на архитектуру если у нас такие ситуации? Сейчас пока ощущение некоего латания дыр. Считаю очень важным для региона в стимулировании отрасли – это создание соответствующего мероприятия – форума «Архитектура. Строительство. Дизайн- Камчатка».
– Какие проекты вы реализовали на Камчатке?
– Недавно мы ввели в эксплуатацию входную группу детской поликлиники, сейчас работаем над ее фасадами. Работаем с администрацией Усть-Камчатска, Паратункой. Создаем проекты интерьеров общественных пространств, разрабатывали глэмпинг, создали несколько проектов для Петропавловска, но они оказались пока не востребованы. Мы работаем всего три года. В архитектурной мастерской создали образовательный модуль по подготовке будущих архитекторов, авторский курс для малышей с 6 лет, а также цифровые курсы.
На Камчатке я оказалась в раннем детстве, потом уезжала на Украину, там получила образование архитектора, вышла замуж. В 2010 году вернулись с супругом на север Камчатки, в родной поселок Манилы. С 2021 года работаю в Петропавловске как индивидуальный предприниматель. Также я руковожу некоммерческой организацией «Центр развития креативных индустрий». Я за то, чтобы развивались креативные кластеры и это тоже поможет региону стать более теплым, позитивным, красивым. Хотим создать ассоциацию креативных индустрий, чтобы создать более эффективную коммуникацию и взаимодействие среди творческой проактивной элиты.
Правые партии Италии и Польши обвиняют Еврокомиссию в давлении на Европарламент с целью продвижения экологических инициатив.
Последние числа января стали началом разрастающегося скандала — после инаугурации президента США Дональда Трампа сначала премьер-министр Польши Дональд Туск, а затем и итальянские правые партии хором заговорили о давлении Еврокомиссии на депутатов Европарламента с целью внедрения «зеленой повестки».
В частности, голландское издание De Telegraaf сообщило, что бывший комиссар Еврокомиссии Франс Тиммерманс платил экологическим фондам за убеждение депутатов во внедрении «зеленых ограничений». Только доказанный объем средств, переданный в руки экоактивистам составил 700 тыс. евро — им платили за каждую «голову» члена парламента, которого уговорили «встать на защиту окружающей среды».
Как сообщает Octagon, две итальянские правоцентристские партии «Братья Италии» и «Лига Севера» назвали происходящее беспрецедентным скандалом. Политики потребовали от Еврокомиссии подтверждения или опровержения данных фактов, которые, по их мнению, свидетельствуют о «серьезнейшем вмешательстве» высшего органа власти европейского союза в демократические процессы парламента. Ранее об ангажированности «зеленой повестки» неоднократно заявлял премьер-министр Польши Дональд Туск. В частности, в марте 2024 года он уже заявлял о том, что «некоторые положения» «Зеленого курса» не соответствуют потребностям производства и продовольственной безопасности, призвав изменить текущий политический курс в ЕС.
Это уже не первый раз, когда в ЕС поднимаются вопросы рационального отношения к экологической безопасности, идущие вразрез с основной «повесткой». Одним из примеров можно назвать «асбестовый кейс», случившийся на рубеже XX и XXI веков. В то время в странах Западной Европы (Испании, Италии, Франции, Великобритании, Германии и других) началось массовое движение против использования асбеста. Общественные организации, ученые, политики и журналисты связывали применение «горного льна» с возникновением тяжелых заболеваний, в том числе онкологией. В итоге руководство стран подчинилось общественному запросу, запретило использование асбеста. Правда, тут есть нюанс. Дело в том, что в мире существует два вида асбеста — амфиболовый и хризотиловый. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат с молекулой железа, имеющий форму тончайших игольчатых волокон. При попадании в респираторную систему человека, он остается там на долгие годы, провоцируя тяжелые заболевания. Страны Западной Европы многие десятилетия использовали именно амфиболы для строительства домов, водопроводных труб, как теплоизоляцию и многого другого — поставки шли из стран Северной Африки и Финляндии, где есть месторождения этого минерала.
Второй вид асбеста, хризотиловый, традиционно использовали Канада, Бразилия, США и страны социалистического лагеря во главе с Россией — на территории нашей страны сегодня находятся два крупнейших действующих месторождения волокна в мире. Хризотил представляет собой гидросиликат магния и не обладает устойчивостью к кислоте. Альвеолярные макрофаги, клетки-уборщики легких, выводят его из организма за короткий промежуток времени. Когда Европа отказалась от амфиболов, её рынок встал перед угрозой «хризотилового нашествия» — до сих пор промышленная продукция на основе хризотилового волокна по совокупности полезных свойств превосходит синтетические аналоги, при этом существенно уступая им в цене. Европа, ничтоже сумняшеся, «подлила бензина» в пожар антиасбестовых движений, запретив сразу все виды асбеста. Более того, ЕС начал агрессивную кампанию по очернению применения хризотилового волокна, что спровоцировало закрытие производств в Канаде, Бразилии, США и ряде других стран.
Основное различие с текущей ситуацией заключается в том, что нынешняя «зеленая повестка» наносит очевидный вред экономике Европы, в то время как антиасбестовая калечила производство других стран в пользу Запада. Вероятно, это и послужило решающим доводом для активизации правых сил, поскольку против запрета асбеста они нисколько не возражают.
Недавно федеральный девелопер Unikey перенес запуск четырех проектов в Хабаровске и во Владивостоке на 2026 год. Пойти таким же путем готовы и другие компании – таких решений требует нынешнее положение на строительном рынке в ДФО. Чего ждать от застройщиков и как это скажется на стоимости квадратных метров, рассказала EastRussia управляющий партнер компании Unikey Айгуль Юсупова.
– Строительный рынок Дальнего Востока в 2025 году будет балансировать между вызовами и возможностями. Высокая ключевая ставка и инфляция продолжают давить на себестоимость строительства: дорожают материалы, рабочая сила, кредиты. Однако это не повод ожидать снижения цен. Напротив, девелоперы пересматривают планы: новые проекты запускаются только при острой необходимости — например, в рамках комплексного развития территории или при наличии уже освоенного финансирования. Это означает, что к 2026 году объем предложения на рынке снизится, а спрос, напротив, вырастет — как только ЦБ уменьшит ставку, и вклады в банках перестанут быть столь привлекательными.
Спрос на жилье в ДФО сохраняется. Льготная ипотека под 2% все еще работает, но логистика бьет по карману: доставка материалов из центра добавляет к себестоимости 15-20%. При этом цены в Якутии или на Сахалине уже входят в топ-10 по стране, а во Владивостоке средняя стоимость «квадрата» составляет 200 тыс. рублей. Однако важно учитывать, что стоимость квадратного метра значительно варьируется в зависимости от сегмента.
Получить льготную ипотеку в 2025 году стало сложнее. Если в 2023 году минимальный первоначальный взнос по дальневосточной ипотеке составлял 10%, а затем 20%, и кредиты одобряли практически каждому заемщику, то к концу 2024 года условия ужесточились. Сейчас, например, федеральные банки существенно ограничили доступ к программе: с первоначальным взносом 20% ипотеку выдает только ВТБ, а Сбербанк и Дом.рф требуют минимум 50%. Вместе с этим сокращается доля одобряемых заявок. Кроме того, застройщикам приходится самостоятельно субсидировать ставку по ипотеке, что увеличивает их затраты. Эти расходы девелоперы вынуждены закладывать в цену жилья. Все это в свою очередь сказывается на спросе на недвижимость в регионе.
Что делать застройщикам? Концентрироваться на точечных проектах, оптимизировать издержки, предлагать рассрочки и гибкие условия для покупателей. А покупателям не стоит надеяться на снижение цен: себестоимость строительства не позволяет этому случиться, а в 2026 году дефицит предложения на рынке лишь усилит рост цен.
2025 год станет периодом естественного отбора для рынка: слабые игроки уйдут, а сильные укрепят свои позиции. Однако Дальний Восток остается территорией роста: господдержка, преференции ТОР и СПВ, а также масштабные инфраструктурные проекты создают основу для развития. Да, застройщикам придется адаптироваться к новым условиям, но именно те, кто сумеет это сделать, будут определять будущее региона на ближайшие десятилетия.
На Дальнем Востоке фиксируется рост объемов строительства жилых домов. Этому способствуют меры государственной поддержки, в том числе продление льготной дальневосточной ипотеки, строительство арендного жилья, программа «Дальневосточный квартал». В макрорегионе расширяют присутствие крупные федеральные девелоперы. Тем не менее сроки некоторых масштабных проектов переносятся. Кроме того, по-прежнему необходимой задачей является увеличение производства строительных материалов в регионах ДФО в связи с логистическими проблемами и стоимостью поставок из других субъектов.
В строительной отрасли Дальнего Востока развитие наблюдается прежде всего в жилищном строительстве. Согласно данным Росстата, на Дальнем Востоке по динамике объемов работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в январе-ноябре 2024 г. (Таблица 1) наблюдался спад (индекс - 95,7%). При этом положительную динамику демонстрировали четыре региона – Хабаровский край (+29,8%), Приморский край (+12,6%), Сахалинская область (+2,1%) и Еврейская АО (+0,6%). Более всего объемы строительных работ сократились в Чукотском АО (72,5%) и Амурской области (74,5%).
Тем не менее по объемам жилищного строительства в январе-ноябре (с учетом ИЖС) большинство субъектов ДФО и Иркутская область продемонстрировали рост (Таблица 2). Лидерами по данному показателю являлись Еврейская АО (+74,3%), Бурятия (+36,9%), Забайкальский край (+32,9%) и Чукотский АО (+32,9%). Отрицательная динамика по вводу жилья за отчетный период была зафиксирована только в Сахалинской (сокращение индекса до 79,5%) и Магаданской (78,3%) областях.
По данным Минвостокразвития на октябрь 2024 г., на Дальнем Востоке возводится 7 млн кв. м жилья, что на 35% больше, чем в октябре 2023 г. и в три раза больше по сравнению с 2019 г., когда была запущена программа «Дальневосточная ипотека», которую в министерстве рассматривают в качестве основного драйвера развития жилищного строительства в макрорегионе. По объемам строительства жилья в ДФО и Байкальском регионе лидируют[1] Приморский край (3,04 млн кв. м жилья), Хабаровский край (1,3 млн кв. м), Иркутская область (824 тыс. кв. м), Бурятия (715 тыс. кв. м) и Якутия (653 тыс. кв, м).
Большую часть многоквартирных жилых домов в дальневосточных регионах на сегодняшний день возводят федеральные девелоперы. В частности, лидерами являются Группа «ПИК»[2] (387 тыс. кв. м), «Талан»[3] (302 тыс. кв. м), «Самолёт»[4] (183 тыс. кв. м). При этом в первую пятерку крупнейших застройщиков входят также две региональные дальневосточные компании – «Эскадра»[5] (Приморский край) и «СмитИнвест»[6] (Бурятия).
При этом отмечается увеличение объемов индивидуального жилищного строительства в сельской местности. В январе-сентябре 2024 г. в сельской местности на Дальнем Востоке было возведено 258 тыс. кв. м жилья (36% всего построенного за данный период жилого фонда в регионе). По сравнению с соответствующим периодом 2023 г. объем ввода домов в сельской местности Дальнего Востока вырос на 27%, ДФО занимает первое место среди федеральных округов по темпам роста сельской застройки. Основная доля построенных сельских домов приходится на Приморский край (23% общей площади), Бурятию (18%), Якутию (17%), Забайкальский край (13%) и Амурскую область (12%). Напомним, что наиболее востребованным видом использования земель в рамках программы «Дальневосточный гектар» является именно возведение собственного жилья (51% от всех видов использования земли по программе). Строительство в сельской местности граждане осуществляют преимущественно самостоятельно, только 11% общего объема введенных площадей в сельской местности приходится на долю компаний.
За 2024 г. на Дальнем Востоке по предварительным данным было введено 4,7 млн кв. м жилья, что на 2% больше, чем в 2023 г. Лидерами по завершенному строительству являются Приморский край, Якутия, Амурская область, Бурятия. Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев заявил, что значительный вклад в увеличение жилищного строительства на Дальнем Востоке внесло продление программы дальневосточной ипотеки (до конца 2030 г.). При этом сохранение льготной ипотеки для ДФО (по ставке 2% годовых) увеличило экономическую нагрузку на банки, в связи с чем в правительстве обсуждается возможность выделения дополнительных средств для поддержки кредитных организаций. В частности, Ю.Трутнев отметил, что для данных целей российским банкам необходимо около 2 млрд рублей в год, тем не менее, точная сумма финансирования еще не определена.
По итогам 2024 г. объемы выдачи кредитов по программе дальневосточной ипотеки выросли относительно 2023 г. на 21%, достигнув 232,6 млрд рублей, что стало рекордным показателем за время действия программы. Лидером по выдаче дальневосточных ипотек среди банков стал Сбербанк (156 млрд рублей). Наибольший объем кредитов по программе выдан в Приморском крае (53 млрд рублей), Якутии (36 млрд рублей) и Хабаровском крае (31 млрд рублей).
Помимо программы дальневосточной ипотеки стимулировать жилищное строительство в ДФО призвана госпрограмма «Доступное арендное жилье в ДФО». В Якутии, в городе Мирный, в возведении арендного жилья по программе примет алмазодобывающая компания «АЛРОСА». Первый арендный жилой дом на 158 квартир планируется построить до конца 2026 г. На строительство предполагается направить 1,1 млрд рублей из федерального бюджета. В Нерюнгри по программе запланировано строительство жилого комплекса «Покровские ворота» (застройщик – ГК «Профи»). Банк ДОМ.РФ открыл для данного проекта кредитную линию на 1,3 млрд рублей. Проект предполагает возведение трех четырехэтажных домов на 210 квартир. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на конец 2025 г.
В Забайкальском крае ДОМ.РФ предоставит специализированному застройщику «Голдгеопром»[7] 1,5 млрд рублей для строительства арендного жилого дома на 204 квартиры в Чите, завершить который планируется в 2026 г. В октябре первый арендный дом по программе «Доступное арендное жилье в ДФО» был сдан в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края компанией ООО «СЗ «Трестжилстрой»[8]. Сдача квартир в аренду должна начаться во втором квартале текущего года.
В рамках строительства «Дальневосточных кварталов» государство намерено оказывать поддержку при возведении инфраструктуры. Минвостокразвития РФ предоставляет целевые субсидии на строительство объектов инфраструктуры в размере 15% от стоимости проекта. В частности, на создание инфраструктуры «дальневосточного квартала» в Хабаровске (Железнодорожный район) Минвостокразвития выделит 5,5 млрд рублей. Застройщиком квартала выступает компания СЗ «Дальневосточный» (совместное предприятие девелоперских компаний DARS и Unikey).
Тем не менее в связи с ухудшающейся экономической конъюнктурой, некоторые девелоперы предпочитают пересматривать сроки реализации проектов. Группа компаний Unikey[9] (ООО Специализированный застройщик «Юникей»)[10] приняла решение о переносе сроков реализации четырех проектов на Дальнем Востоке – в Хабаровске и во Владивостоке. Их строительство предполагалось запустить в 2025 г. Причиной в компании назвали высокую ключевую ставку, из-за которой прибыль от реализации проектов может оказаться существенно меньше запланированной. В итоге начало строительства отложено на 2026 г. Во Владивостоке Unikey намеревается построить 20 тыс. кв. м жилой недвижимости с общим объемом инвестиций 3,5 млрд рублей. Площадка под ЖК расположена на улице Давыдова и входит в состав свободного порта Владивосток (СПВ).
Стоит отметить, что в Хабаровске ООО «Специализированный застройщик Юникей» завершило строительство арендного жилого дома на 240 квартир. Начало сдачи квартир в аренду запланировано на второй квартал 2025 г.
Тем временем в январе 2025 г. во Владивостоке началась разработка документации по планировке территории в районе Снеговая Падь – застройку предполагается вести по договору комплексного развития территорий (КРТ)[11]. Девелопером проекта выступает ООО СЗ «Восточный луч»[12]. КРТ в Снеговой Пади предполагает, помимо строительства жилья, возведение школы на 1,55 тыс. мест, детского сада на 420 мест, благоустройство парка и строительство культурно-просветительского центра. В целом власти Приморского края планируют реализовать проекты комплексной застройки на общей площади в 77 га – на территориях, занятых в настоящее время ветхим и аварийным жилым фондом, заброшенными участками, бывшими промзонами. Помимо Снеговой Пади (территория между улицей Полковника Фесюна и объездной трассой), к таковым территориям отнесены улицы Всеволода Сибирцева и Тунгусская, территория бывшего Спортивного рынка.
Увеличение производства строительных материалов на Дальнем Востоке рассматривается федеральным центром в качестве одной из приоритетных задач. В частности, президент РФ В.Путин по итогам визита в Якутию летом прошлого года в сентябре поручил предусмотреть дополнительные меры государственной поддержки для производства в ДФО стройматериалов. Необходимость обусловлена возрастающими логистическими затратами из-за высокой загруженности железной дороги и растущим спросом. Для создания новых производств задействуются инструменты преференциальных экономических режимов.
Так, в рамках ТОР «Хабаровск» предполагается реализовать инвестиционный проект по строительству очередного завода корпорации «Технониколь»[13] С.Колесникова и И.Рыбакова по производству строительной тепло- и звукоизоляции из каменной ваты[14]. Мощность завода составит 400 тыс. куб. м готовой продукции в год. Предприятие станет третьим производством каменной ваты данного инвестора в Хабаровском крае. Объем инвестиций в проект оценивается в более чем 3 млрд рублей. В июне 2025 г. компания рассчитывает представить результаты инженерных изысканий и проектную документацию. Завершение работ и запуск нового производства намечены на конец 2026 г. – начало 2027 г.
Также в Хабаровском крае выпуск каменной ваты ведут «Завод Техно» (бывший завод «Базальт-ДВ», вошел в состав «Технониколь» в 2007 г., окончание его реконструкции должно произойти в 2027 г.) и «Технониколь Дальний Восток» (открыт в 2016 г., резидент ТОР). Оба предприятия расположены в Хабаровске. Проектная мощность последнего предприятия с 2017 г. составляет 750 тыс. куб. м теплоизоляции в год. «Завод Техно» после модернизации должен выпускать техническую изоляцию, субстраты из каменной ваты для тепличных хозяйств (кубики и маты для выращивания растений гидропонным способом). Также на предприятии предполагается полностью автоматизировать линию судостроительной изоляции. На сегодняшний день производственная мощность завода составляет 300 тыс. куб. м в год.
В регионе предприятия «Технониколь» производят утеплитель для промышленного, гражданского и малоэтажного строительства, а также техническую изоляцию, материалы для огнезащиты и судостроения. В 2024 г. выпущено почти 900 тыс. куб. м готовой продукции, которая поставляется в 17 регионов России, в том числе во все субъекты ДФО, в Иркутскую и Новосибирскую области, также в Ставропольский край, Самарскую и Волгоградскую области.
В декабре 2024 г. в состав промышленного парка «Большой Камень» в Приморском крае вошли новые резиденты-производители стройматериалов – «Приморский завод строительных материалов» (ООО «ПЗСМ»[15]), «Южная компания» (ООО «ЮК»[16]) и ООО «ДОНВАНГ»[17]. ООО «ПЗСМ» и ООО «ЮК» рассчитывают создать заводы по производству автоклавных газобетонных блоков (которые в настоящее время не производятся в Приморье). Проект ООО «ДОНВАНГ» предполагает запустить производство каменной ваты и сэндвич-панелей.
Производство строительных материалов в рамках ТОР «Приморье» намерена запустить «Международная инвестиционно-промышленная группа компаний «Русский восточный дракон» (еще одна компания с китайским капиталом)[18]. Инвестор рассчитывает выпускать 20 тыс. т пластиковых труб, 50 тыс. алюминиевых дверей, 80 тыс. кв. м окон и 100 тыс. кв. м стеклянных навесных фасадов в год. Запуск намечен на конец 2026 г. Объем инвестиций оценивается в 547,5 млн рублей.
Производители получают поддержку от региональных властей. В Иркутской области ООО «Новый бетон» (входит в ГК «Новый город») в октябре ввело в эксплуатацию новое оборудование, приобретенное на средства займа Фонда развития промышленности региона. Запущены оборудование для подогрева инертных материалов в зимнее время и парогазовый котел отопления мощностью 2 МВт. В целом бюджет модернизации завода составил 30,9 млн рублей, сумма займа - 15,4 млн рублей.
Стоит отметить, что дальневосточные строительные предприятия также заинтересованы в упрощении поставок сырья для производства из других регионов (в том числе доломита и доломитовой муки для стекольной продукции, технического гипса, химических смол, специального щебня, негашеной извести). В частности, Ассоциация промышленно-строительного кластера Хабаровского края, объединяющая региональных производителей строительных материалов (27 предприятий), зарегистрировалась в качестве единого грузополучателя в системе ОАО «РЖД». Формирование вагонов для единого грузополучателя предполагает увеличение состава до 200 вагонов, что положительно влияет на очередность грузов[19].
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-ноябрь 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,0 |
Сибирский федеральный округ |
103,6 |
Иркутская область |
88,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
95,7 |
Хабаровский край |
129,8 |
Приморский край |
112,6 |
Сахалинская область |
102,1 |
Еврейская авт. область |
100,6 |
Забайкальский край |
98,3 |
Республика Саха (Якутия) |
96,6 |
Камчатский край |
89,8 |
Республика Бурятия |
78,8 |
Магаданская область |
77,5 |
Амурская область |
74,5 |
Чукотский авт. округ |
72,5 |
Таблица 2. Строительство жилых домов, январь-ноябрь 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,7 |
Сибирский федеральный округ |
102,4 |
Иркутская область |
116,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
111,9 |
Еврейская авт. область |
174,3 |
Республика Бурятия |
136,9 |
Забайкальский край |
132,9 |
Чукотский авт. округ |
132,9 |
Республика Саха (Якутия) |
128,8 |
Амурская область |
107,3 |
Приморский край |
106,1 |
Камчатский край |
101,1 |
Хабаровский край |
100,2 |
Сахалинская область |
79,5 |
Магаданская область |
78,3 |
[1] По состоянию на конец января 2025 г. По данным ДОМ.РФ.
[2] В октябре 2023 г. С.Гордеев, владевший контрольным пакетом в 52,59%, снизил свою долю до 32,49%.
[3] Владелец – К.Макаров.
[4] Владельцы – М.Кенин и П.Голубков.
[5] Учредитель – В.Поздняков.
[6] Учредитель – депутат Народного Хурала Бурятии («ЕР») Г.Доржиев.
[7] Чита, учредитель М.Тютюнник.
[8] Хабаровск, учредители – Д.Ветошева, Е.Савина.
[9] Девелопер подконтролен ГК «Руал» (Казань, владелец – депутат Госсовета Татарстана А.Хабибуллин).
[10] г. Хабаровск, учредитель – А.Овчаренко.
[11] В декабре 2024 г. во Владивостоке был подписан первый договор КРТ, инициированный правообладателем земельного участка.
[12] Владивосток, учредители – И.Дульнев, В.Дарьинский, И.Козлов.
[13] В целом предприятия «Технониколь» в России выпускают более 15 млн куб. м продукции ежегодно.
[14] Широко используется в жилом и коммерческом строительстве, объем потребления стабильно растет, по предварительным данным, в 2024 г. он составил 3% относительно 2023 г.
[15] Учредитель – С.Варнаков.
[16] Учредители – А.Курбанов, Цинь Юйвэй.
[17] Учредитель – Ван Дунлай.
[18] Подконтрольна китайской «Фанюань Конструкшн Групп».
[19] Тогда как доставка 10-20 вагонов для одного грузополучателя в Хабаровском крае, как правило, попадала в конец очереди.
После повышения ключевой ставки покупатели недвижимости столкнулись с проблемами. Многие отложили покупку или вовсе отказались от нее из-за изменения требований к заемщикам, стоимости квадратных метров и т.д. Коснулось это и Дальнего Востока. Какая ситуация складывается на рынке недвижимости и как вести себя покупателям и продавцам жилья, рассказала полномочный представитель Российской гильдии риэлторов в ДФО Татьяна Клюс.
– Рынок недвижимости сейчас переживает непростые времена: покупательская способность снижена, ставки кредитования высокие, государственные программы меняют условия. Все эти изменения, конечно, коснулись и рынка недвижимости Дальнего Востока.
Понятно, что «Дальневосточная ипотека» помогает выживать рынку ДФО, но стоимость квадратного метра в строящемся жилье высокая и не укладывается в бюджет, выделяемый льготной программой. Соответственно покупателям нужны деньги и на первоначальный взнос, и на дальнейшую отделку квартиры, так как все квартиры в новостройках в основном продаются в сером или белом ключе. Пока снижение стоимости новостроек на рынке не наблюдается. Мы уже, конечно, видим выгодные предложения застройщиков в виде рассрочки платежа и оплаты траншами, но стоимость квадратного метра пока не снижается.
Что касается вторичного рынка жилья, то снижение стоимости вторичного жилья, конечно, наблюдается. Не очень быстро, но цена падает. На площадках, как правило, стоит завышенная цена, а внося предложение, покупатель занижает стоимость процентов на 15, и продавец соглашается на такое предложение. В основном покупают за наличный расчет, остаток, как правило, добирают потребительским кредитом или ипотекой, но на небольшую сумму.
Рынок индивидуального жилищного строительства пока встал, оформление ипотек по госпрограммам на ИЖС непростое и не все подрядчики соглашаются строить по условиям банка. Но надеемся, что наши партнеры в Сбербанке, сейчас отладят процесс выдачи ипотеки на ИЖС.
Делая анализ рынка и экономики в целом, хочу сказать, что откладывать покупку или продажу недвижимости не стоит. Если для вас актуально какое-то действие с недвижимостью, нужно делать здесь и сейчас. Сегодня можно выгодно купить квартиру на вторичном рынке, сделав предложение выгодное для вас. Для того, кто собирается продавать недвижимость, сегодня хорошее время в дешевом сегменте. Например, районы, которые плохо продавались в обычном рынке, сейчас продаются в первую очередь и практически без снижения стоимости.
Многие положили деньги под проценты, но анализируя экономику в целом, видно, что рубль дешевеет, а все вокруг дорожает, при этом недвижимость сохраняет капитал. Что касается новостроя и строительства ИЖС, здесь вообще снижение стоимости не ожидается, обязательно нужно использовать возможность ипотек с государственной поддержкой. Моя рекомендация клиенту: сейчас, конечно, нужно воздержаться от базовой ипотеки, но опять же есть варианты снижения ставки в банках, рефинансирования ипотеки, закрытие ипотеки после продажи недвижимости. Просто нужно обязательно все просчитывать и подобрать лучший вариант. Поэтому обращайтесь к профессионалам за консультацией.