Арктическая экспедиция МЧС России, посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, продолжает свое путешествие, передавая эстафету памяти от региона к региону. Путешественники прибыли в Красноярский край, они привезли сюда лампаду с частицу Вечного огня.
Эстафета стартовала 25 января в Мурманске. Там на мемориале «Защитникам Советского Заполярья» была зажжена частица Вечного огня. С тех пор огонь путешествует через арктические территории России в специальной лампаде, передаваемой от одного региона к другому. На каждом этапе организуются памятные мероприятия, сопровождаемые церемониями объединения частиц огней различных мемориалов. Символ памяти на всем маршруте сопровождает Эдуард Барахтин, представитель Мурманской епархии РПЦ. Финальной точкой экспедиции станет Певек на Чукотке.
Передача лампады от Республики Коми к Ямалу состоялась в районе поселка Лаборовая. На территории ЯНАО частица Вечного огня посетила Салехард, Лабытнанги, Новый Уренгой, Уренгой, Надым, Аксарка и Тазовский. Маршрут, протяженностью около 1,5 тысяч километров, преодолевался с использованием спасательной техники: вездеходов «Бурлак» и «Трэкол», мобильных узлов связи на базе «Камаза», а также вахтовых автомобилей «Арктика» и снегоходов. В организации ямальского этапа приняли участие сотрудники ГУ МЧС России по ЯНАО, ГКУ «Ямалспас», местные власти, а также представители общественных организаций.
Заурбег Хакиев, заместитель начальника ГУ МЧС России по ЯНАО, подчеркнул значимость эстафеты: «Это важное напоминание о подвиге наших предков и героизме советского народа. Вечный огонь — это символ памяти, и наша задача — передать ее будущим поколениям, сохранив уважение к их мужеству и стойкости».
Церемония передачи частицы Вечного огня Красноярскому краю прошла в поселке Дудинка, административном центре Долгано-Ненецкого района. Здесь участники экспедиции почтили память павших в Великой Отечественной войне минутой молчания и возложили цветы к мемориалу. Кроме того, в Дудинке была зажжена дополнительная лампада для отправки в поселок Диксон — самую северную точку России.
Дальнейший путь Символа памяти лежит через Республику Саха (Якутия), а затем — в другие арктические регионы. Всего экспедиция охватит девять субъектов, преодолев около 14 тысяч километров. В мероприятиях задействованы более 300 человек, включая сотрудников МЧС и других спасательных служб, а также свыше 120 единиц специализированной техники. Маршрут пролегает через заснеженные территории, ледовые поля и бездорожье, проверяя возможности техники и навыки участников в условиях полной автономии.
Эта масштабная экспедиция приурочена также к предстоящим учениям «Безопасная Арктика-2025», которые стартуют в конце января и станут важной частью обеспечения безопасности региона.
Капитан «Антареса» Николай Зайцев рассказал EastRussia, как проходила экспедиция, что увидели и испытали путешественники, а также почему люди — лишний элемент на острове Ионы.
«Антарес» держал курс в открытое море. Шел четвертый день перехода из Николаевска-на-Амуре. Все эти дни экипаж российского парусного катамарана находился один на один с суровым Охотским морем.
К северу от Сахалина, ветер стих, сменившись туманом. Видимость резко упала, исчезло ощущение открытого моря. А над водой — стали появляться стайки птиц. Их становилось больше, и это — явный признак того, что суша близко.
В глухом тумане члены команды услышали шум прибоя и рев сивучей. Сам же остров увидели, только когда подошли к нему практически вплотную. Выглянули громады скал, вздымаясь вверх, насколько туман позволял рассмотреть. Неприступная стена камня -посреди моря. «Антарес» достиг своей цели — острова Ионы. Самой труднодоступной, малоизученной, таинственной точки Охотского моря. Места, где за всю историю мореходства побывало меньше людей, чем на Эвересте или в космосе…
Рождение путеводной звезды
Захватывающая история приключений «Антареса» будет неполной, если мы не расскажем, откуда взялся сам катамаран и его экипаж. Это как видеть свет звезды и воспринимать его просто как точку на небосклоне. Но ведь у каждой из них есть имя, история и судьба!
«Антарес» — задумка команды единомышленников из Хабаровска, и заключается она в том, чтобы открыть Дальний Восток по-новому, для всех — через объективы видеокамер. Какие красоты, богатства и тайны скрыты на бескрайних и мало обжитых просторах страны? Что там — за горизонтом? А там — водопады и скалы, суровые шторма и тихие бухты, царство зверей и птиц, большинство из которых впервые видят человека!
Команда приступила к строительству судна, способного ходить по морю, при этом обладающего небольшой осадкой, чтобы заходить в малые реки. Идеей создания заинтересовалась одна из строительных компаний Хабаровска.
«Мы даже не рассчитывали на такой быстрый и живой отклик, — рассказывает путешественник Николай Зайцев, капитан катамарана «Антарес». — Думаю, дело здесь в патриотизме, любви к родному краю — это у нас общее! Компания занимается строительством домов, и дает им имена русских землепроходцев, тех, кто внес вклад в развитие Дальнего Востока — «Корф», «Невельской». И когда мы предложили снимать фильмы о Тихоокеанском побережье — к нашему удивлению, никто не покрутил у виска».
Был создан проект разборного катамарана с надувными корпусами из ПВХ. Такая конструкция уменьшила вес судна и дала ему возможность причаливать в неприспособленных местах, а парусное вооружение увеличило автономность хода. Строили судно сами, и в 2020 году Антарес был спущен на воду.
— Николай, а почему «Антарес»? По-моему, это имя звезды в созвездии Скорпиона?
— Антарес, если смотреть невооруженным глазом, выглядит как одна светящаяся точка, на самом деле — это двойная звезда. Так и наш катамаран — на двух корпусах, но судно одно!
Тогда путешественники не могли и предположить, что имя звезды станет путеводным, и проложит маршруты туда, где бывали лишь единицы, подарит виды и атмосферу мест, о которых почти никто не слышал.
Два года испытаний на реке и на море, поход из Хабаровска во Владивосток и обратно — «Антарес» и его экипаж были готовы отправиться в свою первую экспедицию. Задачей ее было — добраться и непременно высадиться на самом загадочном острове Хабаровского края.
Не просто точка на карте
Итак, остров Ионы — или остров святого Ионы. Известно о нем немного, а то, что известно — только добавляет загадочности. С 1994 года — это памятник природы краевого значения. На скалистой площадке сохранились обломки метеостанции, которая сыграла немалую роль в истории Охотского моря.
В ту пору многие страны вели добычу ресурсов в его акватории, варварски опустошая ее. И это не было запрещено, поскольку Россия не единственная имела выход к Охотоморью. Кусочек суши, именуемый сегодня островом Ионы, на одних картах значился скалой, на других островом. И вот чтобы статус острова закрепить, на нем соорудили постройку — метеостанцию. По инициативе Хабаровского филиала РГО статус острова был зафиксирован официально, что закрепило за Россией 200-мильную исключительную экономическую зону вокруг него. Это положило начало работе, результатом которой стало присвоение Охотскому морю статуса внутреннего моря России. Вот вам и точка на карте!
«Сам по себе остров и его судьба необычны, — рассказывает Николай Зайцев. —Главным аргументом для нас был, пожалуй, тот факт, что никто еще полноценных фильмов о нем не снимал. Даже высадиться там за всю историю исследований смогли единицы. Представьте: посреди цивилизации — кусок земли, на котором никто не бывает! Ну а дальше, наверно, азарт! Тот самый, что был у первооткрывателей, пока на картах еще оставались белые пятна. Нужно было успеть, пока никто не сделал этого раньше нас».
К этой необитаемой скалистой вершине горы, миллионы лет назад погрузившейся на дно океана — аккурат посреди нынешнего Охотского моря — и держали курс путешественники. Но так ли остров необитаем?
Живое Сердце Охотского моря
«Первое ощущение было — восторг! – рассказывает Николай. — Это самый красивый остров, который я видел. Атмосфера невероятная! Кайры, сивучи, крики птиц — жизнь пульсирует, бьет ключом. Птичьи гнезда — на каждом шагу. Яйца, птенцы, их родители — наивные, они не видели и не боятся людей. Невероятное место! Кому-то очертания этого острова напоминают сноп сена, а как по мне, он похож на сердце. Сердце Охотского моря».
Сотни километров ледяных вод и отвесные скалы охраняют этот оазис дикой природы от незваных гостей. Известно о многих экспедициях знаменитых путешественников, которым так и не удалось высадиться здесь. Но нашим землякам улыбнулась удача: волнение было умеренным, а местные сивучи благородно уступили двуногим часть единственного на острове галечного пляжа.
Галька в Охотском море — не в пример популярным пляжам. Окатанные зимними штормами камни величиной с приличный арбуз! Но здесь, в накатывающих волнах, сивучи как дома. Это их вечный курорт. А летом остров становится гостеприимным домом для пернатых: они прилетают сюда, чтобы вывести птенцов, и для этого здешние неприступные скалы — просто райское место.
Ну а сам остров будто почувствовал, что в помыслах людей нет зла. Незадолго до отхода экспедиции, густой туман на вершине рассеялся. Сердце моря предстало во всей красе.
«С каким чувством я покидал остров? — говорит Николай и ненадолго замолкает, собираясь с мыслями. — Да чуть не плакал! Это сложное чувство. Там прекрасно настолько, что хочется возвращаться туда. А с другой стороны, с первых шагов по острову чувствуешь, что ты там не нужен. Здесь хорошо, пока нет людей. Повсеместно там гнезда птиц, и, как бы мы ни старались ступать аккуратно, — понимали, что их тревожим. Птичьи базары, сивучи. Пока мы были на острове, к берегу подошли три касатки — так вот тюлени не ушли на берег, а спокойно плавали среди них. И я дал слово себе, что, если и вернусь на остров Ионы — то только в составе какой-нибудь научной экспедиции — если позовут. Это настоящий оазис, мир природы, и не нужно тревожить его из праздного любопытства».
Мир крупным планом
Это была удивительная экспедиция с самого начала, и удивить документалистам из Хабаровского края удалось весь мир. Фильм о затерянном острове взял гран-при московского международного фестиваля «Вертикаль», первое место и гран-при фестиваля «Золотой компас». Участники экспедиции, того не подозревая, поставили два рекорда: рекорд России присвоен за первое пересечение Охотского моря на надувном катамаране, и мировой рекорд самого длинного водного путешествия в пределах одного государства.
Сейчас документалисты работают над фильмом о путешествии на Чукотку, за время которого «Антарес» прошел по таинственным ледяным водам почти семь тысяч миль. Параллельно идет подготовка к новым путешествиям, и несмотря на сложность и во всех смыслах экстрим такой документалистики, идей еще немало.
«Ведь как обычно снимаются документальные фильмы? Выезжает режиссер, подбирает локации, время суток, свет, и только когда все продумано до мелочей — группа выезжает работать. У нас ВСЁ не так, — смеется Николай. — К намеченной точке мы прорываемся сквозь шторма, которые длятся по несколько суток, и мы не знаем, что ждет нас там. Что позволит море, что позволит Север — то и снимаем! А потом из этого в муках рождается фильм. Хочется показать больше, но многими красивыми планами приходится жертвовать в пользу смысла, и это тоже большая работа».
— Русский Север — он какой?
—Мудрый. — Николай отвечает, не задумываясь. — Сильный.
— Справедливый?
— Море всегда справедливое. Людей меньше, жизнь суровее. И люди лучше! Вот у стариков на Татарском проливе как? Лодка причалила — помогут вытянуть, предложат чаю, обогреют. На воде расходимся — помашут. Мудрость Севера — это его энергетика. И, может, это сентиментально, ведь мы планировали снимать фильмы о природе — но хочется снимать про людей. На Севере в них уживается загадка, мистика — при этом простота. Старинные ремесла и современные проблемы. Народные промыслы, простой быт без излишеств в гармонии с этой удивительной природой. И мы понимаем, как ни прекрасна она сама — эти люди от нее неотделимы!
Морское побережье России — огромно. Там живут смелые, сильные люди с настоящим дальневосточным «стержнем», сами того не предполагая, взяли на себя очень важную для их современников миссию. Показать, что горизонты можно отодвигать едва ли не бесконечно, а «белые пятна» — пусть их и нет на современных картах — все еще есть в умах и душах людей. Что мы знаем о России? Какой он — русский Север? Что там — за горизонтом? Они обязательно отправятся туда, чтобы показать это тем, кто остался дома. Чтобы каждый, пропустив через себя эти кадры, с гордостью говорил, что живет в прекраснейшей стране мира, гордился быть русским, быть дальневосточником.
Руководитель экспедиции, почетный полярник России, председатель Якутского отделения Россоюзспаса Николай Находкин рассказал EastRussia как прошло экстремальное путешествие, которое состоялось с 20 февраля по 6 марта по маршруту Якутск – Батамай – Сеген-Кюель – Себян-Кюель – прииск Эндыбал – Верхоянск – Батагай – Саккырыр – Джаргалах – р.Ергеннех – Джаргалах - Себян-Кюель – Якутск.
Комплексная экспедиция «Север рядом. Якутскими тропами» отправилась на север республики, в труднодоступный горный район, куда и дорог-то толком нет. Оборотной точкой стали поселок Батагай и самый холодный в мире, самый маленький по количеству населения город России - Верхоянск.
Ехать туда пришлось по зимникам, в том числе, по заброшенным еще с советских времен. Это была еще одна задача экспедиции – проверить состояние зимников на предмет возможности их восстановления, в Якутии без них никуда. Для этого в состав экспедиции вошёл представитель республиканского дорожного предприятия «Дороги Арктики».
Зачем?
Главная задача экспедиции – проверить в деле вездеходы «Бурлак», производство которых налажено в Кургане. Их специально отправились испытывать в холодную Якутию, чтобы на деле понять, на что способна техника и как переносит морозы.
Вездеход «Бурлак»
– Самая низкая температура, которую мы «поймали», составляла минус 52 градуса. Но техника не подвела, хорошо себя показала, - рассказывает Николай Находкин.
Для испытаний из Кургана прилетели трое водителей. «Бурлака» было два: один – экспедиционный, второй – грузопассажирский. Главная их достоинство в сравнении с другой вездеходной техникой, что они могут брать на борт две тонны груза и еще 1,5 - в прицепе. При этом в одном вездеходе комфортно могут расположиться шесть человек – именно столько спальных мест внутри «Бурлака».
– Но самое классное – это то, что внутри можно ходить в полный рост, поэтому не так устаешь, как в обычном автомобиле, - делится впечатлениями о проведенных неделях в вездеходе Николай Находкин, - К тому же он настолько ровно едет, что мы готовили еду прямо на ходу, в мультиварке. В «Бурлаке» есть три розетки на 220, и куча USB-зарядок, так что с этим тоже проблем не было.
Всего «Бурлаки» прошли 2950 км, из них 500 по дорогам, 2000 – по «зимникам» и еще 500 по мари. Причем, «зимники» — это не всегда замерзшая река.
– Был один «зимник» старый, который шел вдоль реки, но так как русло постоянно менялось с годами, то «зимник» попросту смывало и нередко он заканчивался обрывом, – говорит Николай Находкин.
Пробираясь к селам Саккырыр и Джаргалах, экспедиция пробивала дорогу через сопки. Вообще зимой жители этих сел ездят друг к другу по льду рек, в остальное время спасает вертолет, который, правда, не всегда может прилететь. Поэтому дорога, которую пробили «Бурлаки», может стать зимником продленного действия.
– Глава Эвено-Бытантайского улуса Гаврил Горохов прыгал от счастья, когда увидел наши вездеходы – он давно мечтает о дороге, – вспоминает Николай Находкин.
«ГрузА на северА»
Учитывая грузоподъемность «Бурлаков», участники экспедиции решили отвезти реальный груз в отдаленные села, где всегда есть дефицит «зеленки» и «скоропорта» - зелени, овощей, фруктов, даже обычные куриные яйца дефицит. Все это экспедиция привезла для детского сада в селе Себян-Кюель, заодно доставили почту, которую не могли довезти 1,5 месяца из-за поломки грузовика, который обычно возит корреспонденцию.
Сломанную технику участники экспедиции встречали не раз, возле села Себян-Кюель попалась колонна из 10 грузовиков, которые застряли на наледи, буквально вмерзли в лед. Наледи и выходы воды на поверхность льда – явление для Якутии частое, но при этом очень опасное: водителю попросту не видно, что там под водой. К тому же при низкой температуре все это дело парит, сильно ограничивая видимость.
В верховьях реки Бытантай нашли следы речных выдр. Биологи такого не ожидали.
Что касается поломок у «Бурлаков», то их практически не было. Один раз сломался цилиндр сцепления – деталь пластиковая и ее попросту перетер металлический хомут, которым он крепился. В другой раз под свежим глубоким снегом не заметили пень и налетели на него: погнули диск, который тут же выровняли кувалдой.
– «Бурлак» устроен как лодка – все техническое обслуживание происходит из салона. То есть можно «ковыряться», сидя в тепле, в комфорте, - резюмирует Николай Находкин. – Но все же машина больше для тундры, открытой местности. В лесу на вездеходе трудно маневрировать, он широкий.
По расходу топлива аппетит у «Бурлака» для вездехода весьма умеренный: 30 литров на сотню. Учитывая, что бак у него рассчитан на 720 литров, то получается весьма приличный запас автономного хода.
«Юстас - Алексу. Прием!»
«Север рядом. Якутскими тропами» - экспедиция комплексная, то есть ее участники решали сразу несколько задач. Помимо водителей-испытателей, троих спасателей, представителя «Дорог Арктики», операторов и фотографов, в дорогу отправился доцент СВФУ - он брал пробы питьевой воды в населенных пунктах, чтобы выяснить, как промышленное освоение районов Арктики влияет природу, в том числе, воду.
– А еще мы опробовали коротковолновые радиостанции, - делится результатами Николай Находкин, - Результаты хорошие: стационарная «берет» на 1700 километров, переносная –на 300. Получается отличная альтернатива спутниковой связи.
Результаты экспедиции еще предстоит обобщить и проанализировать, вездеходы доработать с учетом полученного опыта эксплуатации и поломок, дорожникам подумать над новыми «зимниками». Руководитель же экспедиции сделал главный вывод: «Бурлаки» могут стать альтернативой вертолетам для доставки людей и грузов в отдаленные районы Якутии.
12-13 декабря в Санкт-Петербурге пройдёт арктическое общественное событие – XIV Международный форум Арктика: настоящее и будущее имени А.Н. Чилингарова. В мероприятии примут участие представители региональных и федеральных органов власти, деловых кругов, научных, образовательных и некоммерческих организаций, а также зарубежные эксперты.
О том, что ожидает участников события, рассказал EastRussia вице-президент МОО «Ассоциация полярников» Андрей Грачёв.
— В текущем году к названию Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» добавилось имя известного полярника Артура Чилингарова. Это дань памяти?
— Форум всегда был Чилингаровским. Артур Николаевич – основатель форума, на протяжении 14 лет являлся председателем его оргкомитета и идейным вдохновителем.
Благодаря его работе форум увеличил масштабы, расширил круг обсуждаемых тем и вышел на значимые результаты. Выдвигаемые на форуме общественные предложения ложились в основу базовых документов, определяющих стратегическое развитие Арктической зоны.
Закрепление имени выдающегося полярника и государственного деятеля по инициативе арктической общественности в названии форума позволит объединить и продолжить дело Артура Николаевича. В условиях современных вызовов развитие Арктики становится национальным приоритетом на весь 21 век, наша задача – преумножить работу в этом направлении.
— Главной темой форума в этом году станет «Человекоцентричная Арктика как приоритет», с чем это связано?
— Как известно, Арктика – одна из последних нетронутых кладовых мира. Долгое время макрорегиона рассматривали в первую очередь как сырьевую базу, где население занято на добыче полезных ископаемых в смежных сферах деятельности.
На нашем форуме мы не раз подчёркивали, что развитие Арктике тесно связано с тем, насколько его жителям комфортно жить, работать, отдыхать, создавать семьи и так далее. В основе темы форума лежит идея о том, что арктическое законодательство и проекты должны развиваться с учётом потребностей людей, которые живут и работают на Крайнем Севере.
Для раскрытия темы определены четыре тематических направления: «Экономика и транспорта как сервис», «Технологии и наука как механизм», «Среда для жизни как ценность» и «Народосбережение как основа».
— Ключевые вопросы форума — это достижение национальных целей развития в АЗРФ. Почему выбраны такие акценты?
— В текущем году президент Владимир Путин определил национальные цели развития России до 2030 года. Главой государства поставлена задача повысить благосостояние и качество жизни. Как макрорегион с уникальными экономическими, социальными, нормативными, климатическими и логистическими особенностями, Арктика требует особых подходов к её решению. Поэтому программа форума ориентирована на содействие реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года в АЗРФ. Ключевые вопросы форума, на которые предстоит дать ответы в ходе сессий – это пути достижения целей, поставленных в мае текущего года президентом страны, в условиях Крайнего Севера. Практически завершено формирование нацпроектов, обсудим их реализацию в Арктике на форуме.
— Какие ключевые тренды в развитии Арктической зоны РФ наблюдаются сегодня и как они отражены в программе?
— Сейчас на первое место вышел вопрос необходимости актуализировать стратегические документы, определяющие развитие российской Арктики. Стратегия развития Арктической зоны РФ, другие фундаментальные документы разрабатывались и утверждались в другой международной реальности и сегодня требуют уточнения. Поэтому в каждой сессии форума будут проанализированы разделы Стратегии и выдвинуты предложения по их актуализации. Одним из результатов работы форума станет проект Резолюции с инициативами участников. Итоговая Резолюции, после дополнения в субъектах РФ, будет направлена в федеральные органы власти.
— Каким актуальным темам уделено внимание в программе форума?
— По-прежнему остро стоит вопрос достижения технологического суверенитета в Арктике и привлечения кадров. Поэтому в рамках форума пройдёт целый ряд сессий, посвящённых развитию систем связи, судостроения, уточнению потребностей промышленности и направлений работы науки. Запланирована отдельная кадровая конференция.
Отдельно отмечу острый вопрос миграционной политики на Севере, который будет обсуждаться в разрезе решения проблемы дефицита кадров.
Важна тема оказания качественной медицинской помощи на Севере – разрабатывается стандарт «Арктической медицины».
В центре внимания ответственного бизнеса задачи по сохранению культы и образа жизни коренных народов.
Впервые на форуме в формате сразу нескольких мероприятий будет рассмотрен вопрос креативных индустрий, пройдёт сессия по теме развития киноиндустрии и театральной отрасли как бизнеса и досуга.
— Как сейчас развивается концепция опорных населенных пунктов Арктической зоны РФ?
— Владимир Путин поручил выделить порядка 100 миллиардов рублей на реализацию проектов мастер-планов дальневосточных и арктических городов России. Форум станет мероприятием, где можно будет обсудить мастер-планы перед окончательным утверждением, которое ожидается в начале следующего года. Поэтому сразу несколько сессий посвящены реализации данного инструмента городского развития и созданию комфортной среды в населённых пунктах.
— Севморпуть развивается как глобальный транспортный коридор – какое место в программе форума отведено теме главной арктической магистрали?
— В рамках Форума традиционно пройдёт отдельная конференция по вопросам развития Севморпути. Значение магистрали ежегодно возрастает не только для жителей Севера, но и для всей страны и мирового судоходства в целом. Поэтому заглавная тема конференции: «Северный морской путь. Больше, чем Арктика». Конференция будет состоять их трёх частей, посвящённых развитию экономики и инфраструктуры, безопасности и прогнозируемости судоходства, модернизации арктического флота.
— Молодёжная площадка форума – проект «Встреча поколений», каковы его задачи?
— Действительно, просветительский, профориентационный проект «Встреча поколений», реализуемый Международным гуманитарно-просветительским центром «Полюса Земли» Ассоциация полярников и поддержанный президентом РФ Владимиром Путиным продолжит работу в качестве молодежной площадки форума.
В рамках мероприятия пройдёт один из этапов проекта, в нём примут участие 800 школьников из Санкт-Петербурга и ближайших регионов. Будет организовано взаимодействие школьников с ветеранами-полярниками, членами действующих полярных экспедиций и представителями специальностей, востребованных в Арктической зоне, с целью передачи ценного опыта и в качестве профориентационной работы с молодыми людьми, стоящим перед выбором профессии.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- Сейчас наступает определенный этап возможностей для учреждений культуры, особенно для музеев на территории Дальнего Востока и Арктики. Почему? Потому что в минувшем году Минвостокразвития предприняло несколько действий, показывающих, что развитие музейных институций для него на сегодняшний момент находится в зоне особого внимания. Это и проведение Стратегической сессии в Хабаровске по развитию музеев Дальнего Востока, это и запуск первого грантового конкурса проектных инициатив для музеев ДФО, это и начало строительства новых музейных комплексов в Петропавловске-Камчатском, в Улан-Удэ и в Хабаровске.
Столько прицельных, абсолютно ясных действий со стороны федерального органа исполнительной власти, пожалуй, прежде видеть не приходилось. И тут речь явно идет не о каких-то рандомных действиях, а об определенной стратегии. Потому что для министерства совершенно точно понятно, что музейные институции – это не только учреждения, формирующие поток гостей на территорию города или региона, а уникальный институт работы с идентичностью, что для Дальнего Востока чрезвычайно важно. Также, как и для арктической зоны, где ощущение причастности себя к огромной стране, понимание своей особой роли в этой большой семье народов, населяющих Российскую Федерацию, ценно для живущих там людей.
На Дальнем Востоке и в Арктике постоянное население пока не прибавляется. Работа идет над тем, чтобы хотя бы стабилизировать население, а потом уже его наращивать различными способами. И если мы говорим о тех, кто сегодня размышляет на тему уехать из ДФО или нет, думает о степени привязанности к родной земле, то музей, который является институтом памяти и средоточием опыта предыдущих поколений, позволяет людям отвечать на очень сложные вопросы, в том числе – уехать или остаться.
Если мы говорим о людях, вновь прибывших на Дальний Восток, то важно, как они будут понимать ценность земли, на которую приехали? Почему они должны будут связывать свою жизнь с этой землей? Почему они должны будут относиться к ней не как к территории временного рубля? Кто будет вести с ними этот важный диалог? Эти сложные разговоры с собой человек может вести с подачи, в том числе, музейных институций и, безусловно, при участии всех культурных учреждений в регионе. Потому что они как раз и работают с этой идентичностью и набором жизненных ценностей и правил, которые важны не только для нашей страны, а вообще для человечества, и которые сегодня, к сожалению, очень сильно страдают под влиянием довольно агрессивных международных процессов.
Эксперты предлагают возобновить элементы существовавшей в советские годы государственной программы «Техника Севера» для обеспечения безопасности и повышения качества жителей Арктики. Такое мнением поделился с East Russia кандидат экономических наук, ответственный секретарь Высшего инженерного совета Республики Саха (Якутия), общественный советник директора технопарка «Якутия», председатель комиссии Торгово-Промышленной палаты Якутии по содействию проектной деятельности в научно-технологической сфере Александр Мярин.
Сильно забытое старое
«В 1960-е годы в СССР была принята программа «Техника Севера», которая была практически свернута с приходом рыночных отношений. Мы предлагаем возродить эту госпрограмму в части техники на экстремально холодных территориях. Сегодня более 26% площади страны, в том числе около половины Арктической зоны РФ (АЗРФ), находится на территориях экстремально-холодного климата. Это в основном в Якутии, Красноярском крае, Магаданская области и Чукотке. А также в прилегающих к Якутии районах Иркутской и Амурской областей, Хабаровского и Забайкальского краев и (неприлегающей к Якутии) Бурятии», — рассказал Александр Мярин.
Эксперт уточнил, что впервые такой системный подход по этой проблеме был представлен на VII съезде Российского союза научных и инженерных общественных объединений (РосСНИО) в ноябре 2022 года, а затем в мае 2023 года на первом Национальном Форуме промышленной кооперации и системного инжиниринга в рамках международной выставки «Металлообработка-2023». По итогам обсуждений на этих площадках была принята рекомендация Минвостокразвитию РФ о поддержке создания комплексной федеральной программы по технике и технологиям на территориях с экстремально холодным климатом (с рабочими температурами до минус 60°С и предельными (кратковременно до 12 часов) до минус 70°С по ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. …).
Создание такой программы, по мнению эксперта, является задачей геостратегического уровня в рамках реализации майских указов Президента РФ. «Программа нацелена на обеспечение безопасности арктических границ, технологического суверенитета и стабильной работы не только горнодобывающих отраслей, но и на инновационное развитие традиционных и новых производств и промыслов коренных и малочисленных народов. И как следствие, последующего эффективного формирования целей для высокотехнологичного развития социальных, транспортных, энергетических и других жизнеобеспечивающих предприятий», - объясняет эксперт.
Техника вне закона
По словам эксперта, практически вся новая техника, даже успешно работающая в «обычном» холодном климате, например на Ямале, в условиях Якутии требует значительной доработки, которая де-юре запрещена действующей технической «регуляторикой» в отличие от условий «обычного» холода. «В наших условиях вне закона оказываются привычные для Севера двойные стекла и дополнительные баки к грузовым автомобилям, которые везут грузы в отдаленные села на Севере», - говорит он.
«По современному законодательству ниже минус 40°С вы не имеете права эксплуатировать практически ничего. У импортной техники даже российской сборки рекомендованная температура – минус 30°С. От такого технико-правового нигилизма страдают местные инженеры и механики. А производители не несут ответственности, потому что вы нарушили одно из основных условий эксплуатации — эксплуатировали технику при таких низких температурах», — объясняет Мярин.
При этом современные технические решения науки и инноваций также не могут быть применены из-за проблем с нормативным регулированием. «Отдельные ГОСТы принимаются за счет заказчиков-недропользователей. Это очень дорого. Во всех программах поддержки предпринимательства, инноваций, науки и промышленности подразумевается не только соблюдение действующей нормативно-технической базе, но и требованиям рыночного тиражирования, а рынок у нас наиболее ограниченный, меньше процента населения. Кому продавать, кроме как только себе? Только в Антарктиде и Гренландии холоднее, в Канаде и Аляске теплее», — полагает эксперт.
Существующие программы господдержки для полярных условий позволяют создавать только опытные и «выставочные» образцы техники. «Практическая эксплуатация такой техники доступна только крупным недропользователям и экстренным службам, которые могут обеспечить не только высокую себестоимость эксплуатации техники, но и «экспериментально-правовой режим» относительно соблюдения действующих технических нормативов», — отмечает Александр Мярин.
Позитивный опыт
Примером вышеуказанных проблем является практика испытаний в Якутии вездехода «КамАЗ-Арктика 6х6» в 2020-2022 годах по проекту «Создание высокотехнологичного производства экологически безопасных вездеходов на шинах низкого давления для освоения Арктических зон Российской Федерации, Сибири и Дальнего Востока в интересах добывающих отраслей промышленности». На реализацию проекта в 2015-2019 годах Минобрнауки РФ на конкурсной основе на паритетных условиях с ПАО «КАМАЗ» инвестировали по 170 млн. рублей.
Испытания снегоболотоходов в Якутии за последние годы проводил и Брянский автозавод — специального колёсного шасси «БАЗ-69092», прототипа и предсерийного образца «Арктического автобуса УралАЗ» и других, так как по ГОСТ 34065-2017 «СНЕГОБОЛОТОХОДЫ. При этом технические требования и методы испытаний» ограничиваются предельными температурами только до минус 50°С.
В условиях Якутии в основной массе эксплуатируется техника не северного, тем более, «экстремально холодного» исполнения. «Северное исполнение вы можете внедрять по добровольной сертификации, пожалуйста, но оплачивать это вы будете за свой счёт. А доделывать всё это на коленках, что уже лотерея», — говорит Мярин.
Эксперт предлагает субсидировать приобретение техники и оборудования, для тех, кто эксплуатирует и «дорабатывает» транспорт в экстремальных северных условиях. Практика показывает, что стоимость адаптационных работ составляет как минимум 15−30% от цены самого транспортного средства.
При этом в Якутии, не дожидаясь «возрождения» такого элемента госпрограммы «Техника Севера» как система испытаний и сертификации техники для холодного климата, уже самостоятельно начали в январе-феврале 2024 года «возрождение» тестирования военной техники в условиях экстремально холода в Оймяконье совместно с 21-м Научно-исследовательским испытательным институтом военной автомобильной техники.
Северяне, живущие на землях уникальной природы и богатейших запасов ископаемых в силу различных условий и логистических факторов испытывают дисбаланс важнейших нутриентов в организме из-за недостатка солнца, фруктов и овощей. Организовать полноценное питание в этих районах непросто и часто очень дорого.
Свой вклад в поддержку здоровья и устранения общего дисбаланса в питании жителей северных и дальневосточных территорий вносит компания «Арктик фуд», созданная в 2021 году. Уже в 2023 году её продукт — «Арктик-Трофи» — получил золотую медаль на конкурсе производителей в рамках выставки «Петерфуд» в номинации «Инновационный проект».
Испытание арктическим питанием
«Кто как ест — тот, так и работает», — народная мудрость, отшлифованная вековым опытом, актуальна и сейчас, а уж в регионах с суровым климатом — особенно. Питание затрагивает каждого человека, без исключений. Это фундаментальная потребность. От его качества зависят здоровье и благополучие людей, живущих и работающих в условиях экстремальной среды. В Арктике здоровью человека противостоят сразу несколько факторов: это и суровый климат, и нарушение циркадных ритмов из-за полярного дня и полярной ночи, и недостаток кислорода — в Арктике разреженная атмосфера. К этому перечню надо ещё добавить повышенный уровень радиации и воздействие магнитных бурь и электромагнитных полей.
Коренные народности приспособились к таким условиям, в том числе с помощью питания, богатого белком. Но у так называемого пришлого населения, которое приехало в районы Крайнего Севера на работу, такое питание вызывает повышение уровня холестерина. К тому же мало кто отважится отведать ферментированное мясо моржа или тюленя — знаменитый копальхен, или другие северные деликатесы. Поэтому для участников полярных экспедиций и вахтовых работников разрабатывается особый сбалансированный рацион.
Ежегодно более миллиона россиян участвуют в освоении Арктики и Северного морского пути, преимущественно работая вахтовым методом. Врачи отмечают, что среди них часто встречаются заболевания органов зрения, вызванные воздействием ветра, осадков, продолжительного летнего дня и полярной ночи. Чтобы предотвратить эти проблемы, рекомендуется употребление продуктов, насыщенных витаминами А и В2. Растительный витамин А, известный как провитамин каротин, превращается в ретинол под воздействием ферментов в желудочно-кишечном тракте. Чтобы улучшить усвоение каротина из овощей, таких как морковь или томаты, их следует употреблять с добавлением сметаны, что способствует лучшей ассимиляции полезных веществ. Также термическая обработка увеличивает усвоение каротина из продуктов.
Витамин В2, который играет ключевую роль в поддержании зрения в условиях низкой освещенности и помогает глазам адаптироваться к изменениям света, содержится в пшене. Наряду с этим, плохое зрение часто сопровождается эмоциональным напряжением. Снизить его помогает антистрессовый витамин В1.
Все эти и другие полезные ингредиенты содержатся в овощах, продуктах животного происхождения, но их доставка в районы Арктики и Крайнего Севера — дело сложное и дорогое. Медики и диетологи десятки лет разрабатывают спецрационы, трудятся над тем, чтобы северяне могли полноценно питаться, максимально упростив получение ими всех необходимых микроэлементов и витаминов.
Просто добавь воды
Наблюдения ученых показали, что жители удалённых посёлков вынуждено едят в большом количестве консервы, концентраты. Тип питания у них становится углеводно-липидным: хлеб, макароны, полуфабрикаты, сладости. Продукт «Арктик-Трофи» был разработан специально для восполнения дефицита белка, витаминов и минералов у жителей территорий Арктической зоны РФ. Он адаптирован к российским и международным рекомендациям и имеет высокий профиль безопасности, разрешен к применению у детей с трех лет. При ежедневном употреблении продуктов, богатых клетчаткой и углеводами, а также с дефицитом белков, инновационная пищевая добавка помогает компенсировать потерю микронутриентов в горячих блюдах и обеспечивает естественный насыщенный вкус еды.
В декабре 2023 года в рамках реализации проекта НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» была проведена научно-исследовательская работа по теме «Разработка инновационных полифункциональных продуктов питания промышленного образца» по оценке эффективности использования специализированного диетического профилактического питания промышленного производства «Арктик-Трофи» для приготовления первых и вторых блюд в рационе вахтовых рабочих Крайнего Севера с целью поддержания их здоровья и высокой работоспособности на протяжении всей вахты.
Исследователи проанализировали домашнее питание 72 вахтовых работников, стандартное питание во время вахты, и питание с использованием инновационного подхода. В продуктовых наборах участников исследования было недостаточно мясных и рыбных продуктов, яиц, овощей, фруктов, нерафинированных растительных масел, сливочного масла и обогащенных сортов хлеба. Вместе с тем участники исследования употребляли слишком много колбасных изделий, майонеза и продуктов со скрытым сахаром. Анализ на выходе показал положительную динамику в обеспечении организма макро- и микроэлементами, такими как фосфор, цинк, железо, а также витаминами А, В1, В2, В3, В6, В9, С, Е, пантотеновой кислотой, у-линоленовой кислотой, аминокислотами (триптофан, треонин), глутатионом и коэнзимом Q10. Результаты исследований также выявили положительные сдвиги в показателях метаболизма, состоянии эндокринной, костно-суставной и сердечно-сосудистой систем.
Как рассказала коммерческий директор компании «Арктик фуд» Виктория Маенкова, если включить «Арктик-Трофи» в блюда меню организованного питания, это обеспечит удовлетворение физиологической потребности в витаминах (А, Е, С, витаминов группы В) и минералах (Zn, Fe, I). Это создаст необходимую защиту организма и поможет сохранить трудоспособность и увеличить активное трудовое долголетие в сложных климатических и производственных условиях Арктической зоны.
«Специализированное питание было разработано в первую очередь для жителей арктических регионов, которые могут испытывать дефицит витаминов, белков и минералов, что приводит к нарушению баланса в организме. Оно также подходит спортсменам, любителям активного туризма, военным, морякам, сотрудникам МЧС, рыбакам и охотникам. Продукт можно давать детям старше трех лет, если у них нет аллергии на какие-либо компоненты. Чтобы приготовить питательный напиток, нужно растворить пару таблеток в кипятке. Вкус этого напитка приятный, напоминает мясной бульон. Удобная упаковка таблеток по усвояемости эквивалентна 200 граммам говядины. Если добавить в воду картофель, зелень и таблетку, получится вкусный суп. Этот продукт можно использовать для приготовления еды для большой группы людей», — рассказывает она.
Этот пищевой продукт соответствует требованиям для продуктов «северного завоза» и подходит для питания в отдаленных населенных пунктах и для вахтовых работников в Арктике и ДФО. Он восполняет дефицит витаминов и минералов, прост в использовании, позволяет быстро готовить первые и вторые блюда, имеет небольшой вес и объем, а также долгий срок хранения.
Наука даёт добро
«Арктик-Трофи» состоит из натуральных ингредиентов без стабилизаторов и консервантов. Он выпускается в компактной таблетированной форме в тубах (удобно для дозирования дома и в походе) и в виде порошка в зип-пакетах (для организаций общественного питания). По составу порошок и таблетки идентичны. В изготовлении продукта для стабильности витаминно-минерального состава и энергетической ценности питания используются жиры и белки. Его можно использоваться также при выпечке и приготовлении повседневных блюд. Ограничений по количеству приема в сутки нет.
«Выполненные научные исследования показали, что «Арктик Трофи» обладает стресс-протекторным эффектом, так как восполняет недостаток витаминов, минералов и белка в организме. Это помогает предотвратить стресс и восстановить баланс нутриентов. Если человек не получает достаточное количество зелени, фруктов и овощей, дисбаланс становится постоянным. «Арктик Трофи» можно употреблять и в обычных условиях жизни, но это скорее дополнительное удобство, чем необходимость. Продукт уникален, так как не имеет аналогов. В качестве альтернативы можно использовать лечебное питание, но это уже совсем другие цены и состав. Спортивное питание также имеет другой состав и направлено на набор мышечной массы, в то время как “Арктик Трофи” обеспечивает организм только необходимыми витаминами и минералами. Его заменой может послужить только полное замещение мясом и рыбой, овощами и фруктами», – отмечает Виктория Маенкова.
ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора подтвердил, что продукт «Арктик-Трофи» прошел все необходимые юридические и гигиенические проверки, и безопасен для применения.