В адрес «Ливадийского ремонтно-судостроительного завода» (входит в ГК «Доброфлот») пришел иск на 855 млн рублей за пожар на научно-исследовательском судне «Геолог Дмитрий Наливкин», который случился весной 2024 года.
Судебное разбирательство начала АО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция», чье судно сгорело. Ущерб оценен примерно в 855 млн рублей. Иск начнет рассматривать Арбитражный суд Приморского края 24 января.
Напомним, 16 марта 2024 года в Приморье произошел пожар на борту научно-исследовательского судна «Геолог Дмитрии Наливкин», оно стояло у причала в поселке Ливадия.
Более 60 скульпторов из 10 стран мира сошлись в творческом состязании на 27-м международном конкурсе снежных фигур в Харбине, а победил коллектив, которому сначала отказали в участии — «сборная» художников из Хабаровска и Благовещенска: преподаватель Хабаровского краевого колледжа искусств Павел Барсуков, его дочь Стефания, художник и скульптор из столицы Приамурья Алексей Сидоров с супругой Еленой. О чём их работа и как она создавалась в интервью EastRussia рассказал Павел Барсуков.
— Павел, обычно команды строятся по географическому признаку, как так получилось, что хабаровчане и благовещенцы оказались в одной упряжке?
— Команда родилась спонтанно. Сначала нам обоим — мне и Алексею, пришли отказы на наши заявки об участии в конкурсе. Но потом ситуация развернулась таким образом, что освободилось место и нас пригласили. Вот тогда мы и решили объединиться.
— И как вы определились с темой?
— Честно говоря, когда мы узнали, что участвуем, времени было мало и я предложил взять за основу свою картину, которую написал еще в 2021 году. Она про отношения между мужчиной и женщиной.
Немного нервничали — работа достаточно провокационная. Плюс были опасения, что не все поймут абстракцию. Но все переживания оказались напрасными.
Достаточно простыми символами всё показано, можно без переводчика понять. Это сила выразительности формы сработала. Пластика, символизм, Чистая абстракция, ничего конкретного нет. Но всем всё понятно.
— Сколько времени ушло, как работалось?
— Так как это состязание, то с технической точки зрения все были в равных условиях: у каждой команды была снежная глыба: три на три метра. Работали по 10 часов три дня — с 9 утра до семи вечера с перерывом на обед.
— Могу судить только по фотографиям, но ваша фотография удивляет сложным объемным решением…
— Работа получилась динамичная и в тоже время воздушная, ведь внутри мы тоже работали, не только снаружи. Во многом идею удалось воплотить, благодаря качественному снегу. Поверьте, нам есть с чем сравнить. Так однажды у нас работа просто обрушилась из-за не очень качественного сырья.
Международный конкурс снежных скульптур проходит в рамках Харбинского международного фестиваля снежных и ледяных скульптур, который является одним из крупнейших в мире фестивалей льда и снега, наряду с японским фестивалем снега в Саппоро и канадским зимним карнавалом в Квебеке.
С начала января ледяные и снежные скульптуры можно увидеть по всему Харбину, но основные мероприятия фестиваля проходят на трех главных площадках с различными экспозициями:
Ледяной и снежный мир Харбина — красочный «Ледяной Диснейленд».
Остров Солнца — экспозиция снежной скульптуры.
Парк Чжаолинь — фестиваль ледяных фонарей.
Хабаровский край не только родина китов и самолётов, но и кузница талантливых аниматоров. Здесь уже третий год подряд проводится единственный в ДФО фестиваль анимационного кино «Анимур», на который свои работы присылают студии со всего мира. При этом анимация считается одним из самых трудоёмких видов креативных индустрий, ведь для того, чтобы оживить одного персонажа нужно много людей. Почему этот вид киноискусства популярен в регионе, как он развивается и станет ли «Анимур» одной из точек притяжения событийного туризма — выясняло EastRussia.
В Хабаровском крае работают две студии анимации «Мечталёт» (Хабаровск) и «Зеленые камнеежки» (Комсомольск-на-Амуре). Об уровне их мастерства говорит тот факт, что у комсомольчан в 2025 году на стриминговую платформу выйдет сериал для подростков про инопланетян «Абдукция» и его увидят по всей стране. «Мечталёт», который был основан в 2018 году, имеет в своем арсенале мультфильм для детей про тайную жизнь детских рюкзачков «Спина к спине». Он вышел в 2020 году и уже известен далеко за пределами Хабаровска. Так, например, с этого года он выходит на государственном телеканале Македонии — Macedonian Radio Television.
Легендарный «Союзмультфильм» уже давно дружит с «Мечталётом», консультирует по проектам и обдумывает более плотное сотрудничество. В этом году генеральным партнёром фестиваля «Анимур» стал как раз-таки «Союзмультфильм». Ключевые специалисты студии лично прилетели в Хабаровск.
— Очень приятно, что анимация развивается именно здесь такими большими темпами, как нам кажется. Для «Союзмультфильма» это важно, потому что это помогает развитию всей анимационной индустрии. Пока она очень небольшая. И для того, чтобы развиваться и создавать конкурентоспособную продукцию не только в России, но и на международных рынках, мы должны растить саму индустрию, — рассказала креативный директор студии «Союзмультфильм» Мария Савиных.
По мнению московских экспертов, дальневосточная анимация уникальна в своем роде, так как она сочетает в себе традиционную советскую мультипликацию и восточное художественное влияние. К слову, многие аниматоры – фанаты аниме и с этого начался их путь в этот вид искусства.
11 января 2024 года в ходе рабочей поездки в Хабаровский край Президент России Владимир Путин посетил «Мечталёт», после чего поручил Минкультуры России рассмотреть возможность оказания содействия студии, а Правительству России — поддержать «Анимационный кластер Хабаровского края».
В этом году на «Анимуре» на больших экранах хабаровского кинотеатра «Гигант» экранах показали 195 фильмов из 27 стран мира. Фестиваль завоевал доверие творческой среде и привезти из Хабаровска «Мультоскар» в виде дракона стало престижным.
Гран-при фестиваля досталось работе «Руслан и Людмила» российского режиссера Матвея Лашко. По сюжету новоиспеченные жених и невеста борются с врагами прямо во время свадьбы. К слову, старославянский сеттинг очень популярен в последнее время у аниматоров. Эксперты объясняют это возрастающим интересом к своим корням и истории.
В этом году «фишкой» фестиваля «Анимур» стало голосование народного жюри и тут выбор пал на якутский анимационный фильм «Мунха». Республика славится не только кинематографом, но и анимацией. Во многом раскрыться талантам помогает господдержка региона — открыт креативный кластер «Квартал труда» с льготными условиями для резидентов, есть указ Главы об увеличении количества минут анимации. С другой стороны, есть просто живой интерес к этому у творческих ребят, поскольку надо как-то выразить себя, и анимация (как и кино) — это один из способов. Так в анимацию приходят ребята со школьной скамьи.
— У нас есть частный благотворительный фонд «Синет Спарк», у которого есть грант «Сахавуд» для киношников. Мы от нашей студии подавались туда в 2022 году, и были, по-моему, чуть ли не единственной анимацией. Когда мы пришли на питчинг в 2023 году, уже было 7 проектов по анимации, самых разных — от хорроров и арт-хауса и до сказок, от любительского уровня до профессионального. Мне кажется, это отлично демонстрирует рост заинтересованности, — говорит Анна Борисова, зам директора анимационной студии «Тундра».
Главный зритель «Анимура» — молодёжь. На показы, лекции и мастер-классы приходило так много интересующихся, что некоторым порой приходилось сидеть на ступеньках. Хабаровские школьники целенаправленно выбирают профессии, связанные с анимационным искусством. Тренд стал настолько явным, что в этом году на базе Хабаровского краевого колледжа искусств открылась школа креативных индустрий. Это образовательный центр, в котором в том числе есть студии создания анимации и 3D графики.
Кроме того, в рамках «Анимура» киностудия «Союзмультфильм» и Тихоокеанский государственный университет заключили меморандум о сотрудничестве в сфере подготовки кадров для анимационной индустрии. Это значит, что студентов будут обучать анимации, в стенах вуза будут проходить конференции, семинары, мастер-классы. Самые талантливые смогут проходить стажировки на киностудии «Союзмультфильм».
Также есть идея создать программу культурного обмена с Китаем, международные кросс-стажировки, но этот вопрос пока прорабатывается.
Но одно дело овладеть инструментарием и профессиональными навыками аниматора, нужны ещё креативные идеи, которые лягут в основу сюжета. И, кажется, с этим у хабаровчан проблем нет. На прошедшем «Анимуре» состоялся «НЕпитчинг» (денег там не давали, в остальном все было по-настоящему). Авторы за четыре минуты рассказывали московским экспертам из «Союзмультфильма» о своих проектах и получали обратную связь. Например, театральный режиссер Евгений Давыденко хочет сделать весёлый и добрый мультсериал о семейке Гоблинсов. Девушки-студентки из студии «След» создают проект «Инконнект», который расскажет младшим школьникам про интернет 2000-х. Никита Сличный из «Мечталёта» задумался над созданием сериала на тему Древней Руси «В ѣдь и Рат» в стиле приключенческого экшена.
Эксперты отметили, что многие проекты хабаровчан отвечают потребностям рынка. Как рассказали представители «Союзмультфильма», в тренде сейчас технологически развитое кино с большим количеством графики спецэффектов. Плюс появился зрительский запрос на 3D-анимацию и сериалы для подростков. Кстати, студия из Комсомольска-на-Амуре сейчас занимается созданием такого сериала. Он посвящен теме пришельцев и различных конспирологических теорий и носит название «Абдукция». К слову, продуктом уже заинтересовалась популярная стриминговая платформа и в 2025 году сериал увидит весь мир.
Если говорить о поддержке, то её пока не так много как хотелось бы, но она есть и это главное. Например, студии «Зеленые камнеежки» предоставили помещение в Доме молодежи для работы и обучения школьников.
— Нам помог очень Дом Молодежи. Нам предоставили помещение с социальной арендой, плюс идет мощная информационная поддержка, благодаря которой наш бренд стал сильным и узнаваемым. Кроме того, нас финансово поддерживают поклонники нашего творчества. Нас очень выручают донаты, — говорит руководитель студии анимации «Зеленые камнеежки» Марина Небожатко.
Аниматоры в Хабаровском крае уверены, что все изменится к лучшему. Как показывает практика, если автор серьезно «заряжен», верит в свой проект, то он рано или поздно находит деньги и нужных людей для воплощения своего проекта в жизнь. Хабаровчане намерены представлять свои проекты на питчингах и подаваться на гранты, чтобы получить финансирование. Кстати сделать это на Дальнем Востоке будет проще — 20 ноября в краевом центре откроется филиал Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) и многие вопросы, связанные с грантовой поддержкой, можно будет решать быстрее.
В «Анимуре» 2024 приняли участие более 7,5 тысячи человек, включая жителей и гостей региона. Как говорят в краевом минтуризма, благодаря фестивалю растет туристическая привлекательность Хабаровска и края в целом. Это видно даже по числу заявок: если на первый «Анимур» прислали 1,2 тыс. заявок, то в 2024 году их уже 2,3 тыс.
– Мы провели небольшую аналитику, которая показывает прирост заявок и расширение географии в жюри. Это для нас является приятным показателем. В качестве инструмента мы используем геотаргетинг, плюс к нам стекаются данные, которые озвучивают туристы по границе, с какой они прибыли в город, – отметила начальник отдела медиа-сопровождения туристического-информационного центра Ксения Кузнецова.
В качестве поддержки дальневосточным аниматорам готовы предоставить площадку визит-центра Амурский утёс. Если, конечно, авторы заинтересованы в том, чтобы другие зрители увидели их работы. Показ мультфильмов от студий края в одной из главных достопримечательностей Хабаровска будет работать на усиление туристического магнита под названием «Анимур».
Те, кто был на фестивале впервые, наверняка расскажут впечатления друзьям и единомышленникам. Не исключено, что это замотивирует приехать в Хабаровск новых гостей, как это сделал генеральный продюсер Всероссийского фестиваля анимационного кино в Альметьевске Розалин Каримов.
– Я приехал как друг фестиваля, преодолел путь в 10 тыс. километров. «Анимур» – это самый крайний фестиваль России. Мы разместим посты в наших социальных сетях, чтобы привлечь к нему внимание. Возможно, кто-то на следующий год захочет приехать лично, – поделился Розалин Каримов.
К участию в Хабаровском турнире по вэйци, учрежденном Генеральным консульством Китайской Народной Республики, зарегистрировались 120 игроков. И если в прошлом году это были дальневосточники и сибиряки, то на этот раз за игровыми столами сидели и гости из Москвы и Подмосковья, причём из числа гроссмейстеров.
Справка
Традиционная китайская настольная игра 围棋 вэйци в России более известна как го. Однако в КНР ревностно относятся к своему названию, не уставая напоминать, что игра зародилась именно в Китае. Вэйци относится к стратегическим, территориальным играм. Пространство, на котором ведется игра представляет собой деревянную или бумажную доску, расчерченную девятнадцатью поперечными и девятнадцатью продольными линиями. Соперники сражаются при помощи 360 белых и черных камней, а основная задача игроков сводится к захвату большей части территории доски.
— У нас есть амбициозная цель сделать этот турнир самым престижным на Дальнем Востоке России, — отметил в своём приветственном обращении Генеральный консул КНР в Хабаровске господин Цзян Сяоян. — Это логично, потому что Хабаровск — самый важный город на Дальнем Востоке России, в том числе и по физкультуре и спорту он всегда занимает лидирующие позиции. Вэйци — это спорт и культура. И этот турнир можно считать важным событием годов российско-китайской культуры, которые сейчас проходят в наших странах.
Среди тех, кто внимал словам Генконсула, в основном подростки: хотя вэйци имеет в России и Советском Союзе достаточно давнюю историю, широкий интерес к этой игре возник сравнительно недавно, и она стала «делом молодых». Примечательно, что самому юному воспитаннику Хабаровской краевой федерации пять лет и он собирался принять участие в нынешнем кубке, но… заболел. А девятилетний воспитанник краевой федерации Святослав Мельников уже имеет в арсенале два серебра всероссийского значения. Одно из них он завоевал на Кубке Посла Китая в Москве в зачете до 9 лет.
— Да и у нас в Хабаровске, и в целом по Дальнему Востоку в вэйци играют, главным образом очень молодые люди, дети, подростки, — рассказала EastRussia Директор Кубка Ольга Гончарова. — И сама Хабаровская федерация молодая – нам 10 лет. Кстати, ещё один интересный факт, на который обратил внимание главный судья турнира: в списке зарегистрированных много одинаковых фамилий. Это потому, что у нас играют семьями!
Что касается взрослых, то во всероссийском рейтинге по состоянию на конец октября лучший игрок представляющий Хабаровск — недавний студент Шэнь Шици: он на 38-ой позиции, на 107-ой строчке господин Генконсул КНР в Хабаровске Цзян Сяоян: правила Российской федерации допускают возможность игрокам выбрать город, за который они выступают. Самый успешный игрок с постоянной пропиской в Хабаровском крае — Сергей Ходжер — 236-ой.
Впрочем, рейтинг и успехи — дело наживное. По словам президента Российской Федерации Го Максима Волкова Хабаровску есть куда расти и все условия для этого сейчас созданы.
— Мы осваиваем очень плотно онлайн-школы, и теперь в общем-то преподавание можно вести, не теряя в качестве, как в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Челябинске, Владивостоке, в том числе и в Хабаровске, — рассказал он в беседе с корреспондентом EastRussia.
Конечно же и сам турнир стал ценным уроком для всех его участников, тем более что в этом году в нём приняли участие топовые игроки. Такие, например, как Тимур Санкин — 39-летний обладатель 6-го дана, занимающий 9-ую строчку в общероссийском рейтинге, двукратный чемпион России, президент Московской федерации, организатор Кубка Посла Китая.
Тимур обучался премудростям вэйци в самом Китае, у местных гроссмейстеров. На первом Кубке Генконсульства КНР в Хабаровске Тимур был главным судьей, но в этот раз решил вступить в интеллектуальную схватку.
— Да, в этом году я за столом. И конкуренты здесь есть, — поделился Тимур перед стартом соревнования. — Приехали серьезные ребята: Деменьшин Рахмат из Подмосковья — у него пятый дан, приехал Шэнь Шици — четвёртый дан, Савва Мезин — пятый дан, это мой ученик из Москвы, он уже не раз меня обыгрывал, в том числе год назад меня обыграл на пол-очка на Кубке Генконсула Иркутска… так что конкуренты есть.
Как раз между фаворитами турнира и разыгралась борьба за призовые места, и результат удивил организаторов: неожиданную игру показал Шэнь Шици. Он одержал верх над Тимуром Санкиным! А затем победил и его ученика Савву Мезина! И если был не проигрыш Рахмату Деменьшину, то… Но сослагательное наклонение уже неуместно. Первое место занял 19-летний Рахмат Деменьшин из Сергиева Посада, серебро у Шень Шици, а Тимур Санкин опередил таки своего ученика, заняв третье место. Савва Мезин стал четвёртым.
— Такие ситуации становятся украшением любого турнира, — комментирует Ольга Гончарова. — Обычно расстановку победителей с высокой долей вероятности можно предсказать заранее, но у нас получилась настоящая интрига. Да, Шень Шици говорил в интервью накануне начала Кубка о том, что надеется победить Тимура Санкина, но сам же и оговаривался, что это маловероятно, и тут такое…
К слову — в мировом ТОП-10 первые семь строчек занимают китайские игроки, ещё трое — выходцы из Южной Кореи. Однако, как подметил господин Цзян Сяоян, всё может измениться.
— В России уже есть очень сильные игроки, и я думаю, что в ближайшее время их мастерство очень быстро повысится. Русский народ очень умный, сколько выдающихся игроков в шахматы имеют российские корни! Поэтому, я думаю, что и в такой интеллектуальной игре как вэйци они покажут всё, на что способны и добьются высочайших результатов, — поделился Генеральный консул КНР в Хабаровске.
Развитие креативных индустрий и использование новых технологий для создания кросс-индустриальных проектов обсудили на профильной сессии ВЭФ-2024
Технологические разработки сегодня активно используются в сферах IT, промышленного дизайна, коммуникациях, помогая создавать высокотехнологичную продукцию и внедрять цифровые сервисы.
Дизайнер Артемий Лебедев считает, что сегодня задействовать ИИ в креативных проектах необходимо – нейросети могут быстро нарисовать качественное изображение, и для этого не нужны художественное образование и навыки рисования. Однако, внедрить созданный нейросетями контент может только человек – потому что только он способен выбрать лучший вариант из сгенерированных и воплотить проект в жизнь, опираясь на свои знания и опыт.
«Пришла моя эпоха, человека, который не умеет рисовать, но при этом я являюсь дизайнером и проектировщиком. Мои мысли, зарождающиеся в мозгу, могут реализоваться на холсте или в виде какого-то предмета просто в результате моего умения ставить задачи», – отметил Лебедев.
Он добавил, что многие дизайнеры уже подключили к работе ИИ и это помогает создавать новые проекты, в частности, в сфере промышленного дизайна.
Лебедев привел пример сотрудничества с Серпуховским заводом по производству лифтов. Совместными усилиями команда студии Лебедева и Серпуховский лифтостроительный завод создали дизайн и интерфейс «лифта будущего». Помимо своей непосредственной функции – поднимать людей и грузы на нужный этаж – интерактивный помощник сообщает сводку погоды, дорожные новости и информацию о пробках, а еще может сделать комплимент и пожелать хорошего дня.
Такого же мнения придерживается и генеральный директор «ГПМ Цифровые Инновации» Дмитрий Чуркин. Он уверен, что технологии могут стать дополнением для создаваемых креативных проектов, но роль человека в сфере производства контента и дизайнерских решений остается доминирующей. Он рассказал о том, как в компании сокращают производственный цикл — например при создании shorts на видеохостинге Rutube для коротких видеороликов используются референсы, затем на них накладывается звуковое сопровождение и после обработки с применением ИИ получается готовый продукт.
Генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050ЛАБ Дарья Топильская уточнила, что о технологиях невозможно говорить без упоминания человека, поскольку их создают непосредственно люди. Даже если активно задействовать ИИ, без участия человека развивать творческие и креативные индустрии не представляется возможным. К примеру, дизайнеры используют технологии как инструмент для создания разовых творческих проектов, а крупные компании привлекают ИИ для того, чтобы запустить серийное производство.
«Сегодня технологии нужно делить на две большие группы: технологии, которые используют дизайнеры непосредственно в творчестве, как инструменты создания чего-то нового, и технологии производства той самой серийной продукции, промышленный дизайн которой мы разрабатываем», – подчеркнула Топильская.
Она также добавила, что в нашей стране промышленный дизайн только начинает развиваться, а создать полный дизайн-проект без участия человека невозможно.
Цифровые методы уже активно используются на улицах городов в оформлении фасадов домов – цифровая реклама перестала быть назойливым и раздражающим фактором из-за использования технологии дополненной реальности и применяется не только в коммерческих, но и в социальных проектах. Как отметила представитель Maer Group Виктория Баркова, сегодня уличные медиа выполняют функцию социальных сетей – самое нужное и интересное транслируется на экранах, тем самым избавляя человека от необходимости просмотра контента на смартфоне.
«Цифровая реклама позволяет создать интересный контент, продумать какой-то интересный креатив, то есть привлечь внимание зрителя и потребителя. Технологии позволяют креативщикам создавать интересный креатив, продумать, как сделать, чтобы реклама была не назойливой, не надоедливой, а наоборот, привлекала внимание», – сказала Баркова.
Генеральный директор группы компаний «Просвещение» Наталья Третьяк подняла вопрос правового урегулирования технологий с использованием искусственного интеллекта. В частности, еще предстоит определить принадлежность авторского права сгенерированного нейросетями контента и необходимости нести ответственность за те смыслы, что в него вкладываются.
«Есть ряд проблем. Не буду скрывать, это вопросы правовой неурегулированности. Авторское право. И не только авторское право, потому что непонятно, кому будет принадлежать сгенерированный контент: обладателю технологий либо промпт-инженеру, который правильно сформулировал, задал вопросы. Но в большей степени, наверное, здесь другая проблематика, – это вопрос ответственности. Кто будет отвечать, если сгенерированный контент неправильный, но это в лучшем случае, а в худшем – наносит вред жизни и здоровью ребенка?» – заключила Третьяк.
Тем не менее, цифровизация коснулась и печатной литературы – все чаще издательства дополняют книги и учебники QR-кодами, отсканировав которые можно попасть на интернет-страницы музеев, театров, общеобразовательных учреждений, прослушать аудиоролики или посмотреть тематическое видео.
Подводя итоги сессии, спикеры пришли к выводу, что технологический прогресс активно помогает развиваться креативной индустрии, создавать новые интересные проекты в сфере IT, дизайна, коммуникациях, в кино и мультипликации, VR и других.
Однако, вытеснить «человеческие смыслы» искусственный интеллект не может, поскольку для реализации даже самых смелых творческих идей технологии не смогут заменить человека.
Яркие изображения на фасадах домов столицы Камчатского края стали активно появляться с 2020 года, когда появился фестиваль «Авача стрит-арт». Художники рисуют на домах и сражаются за звание лучшего по результатам голосования жителей. Так за четыре года появилось уже 78 полотен на многоэтажках. Все они посвящены истории полуострова, жизни коренных малочисленных народов, флоре и фауне.
EastRussia расспросила одного из самых опытных художников Сурена Давтяна, как рисуют муралы и как изображения помогают привлечь в регион туристов.
— Сурен, расскажи, пожалуйста, чем мурал отличается от граффити?
— Мурал — это рисунок на фасаде дома, от привычного и понятного большинству слова граффити отличается, масштабами. Мурал — это всегда большое изображение, а граффити может считаться даже незначительных размеров надпись, выполненная баллончиком.
— Как наносят изображение на дом?
— В основном, с проектора. Вечером, когда стемнеет, напротив фасада ставится проектор и изображение с него выводится на дом. Масштаб эскиза, который ты сделал в планшете или на ноутбуке, увеличивается в размерах в десятки раз. Дальше художник работает на высоте: переносит картинку, делает полосы, линии. На следующий день рисуешь, опираясь на намётки, которые ты для себя сделал. Но проектор не всегда можно поставить. У меня было такое – мешало дерево. Тогда приходится делить фасад на мелкие квадратики и рисовать по схеме, но этот вариант более энергозатратный.
— Сколько у тебя муралов на Дальнем Востоке?
— Я не считаю, но на вскидку могу сказать, что масштабных работ по Дальнему Востоку порядка десяти штук. Это не только Камчатка, но и Магадан. В этом году впервые работал там. Нарисовал на четырёхэтажном здании комикс. О той работе у меня осталось приятное воспоминание и оно связано с местными жителями. Бабушка лет 70 сказала, что знает про меня, так как читала статьи и видела репортаж. И спросила можно ли сфотографировать меня за работой. Я сказал: «Хорошо». Она меня сфоткала и ушла, а примерно через час вернулась обратно. В руках она держала распечатанные фотографии с моим свежим портретом. Одну из них она подарила мне. На обратной стороне была подпись с приятными пожеланиями от семьи. А на другой фотографии она попросила меня расписаться, чтобы подарить потом внуку. Это было для меня ценно и очень приятно.
— А какая вообще география твоих муралов?
— В Испании я рисовал, в Италии рисовал, в Канаде, в США был, в Москве рисовал. География не скажу, что суперобширная, какой могла бы быть, но достаточно богатая.
— Ты бы хотел переехать с Камчатки?
— Я родился Ереване и прилетел на Камчатку, когда мне было 6 месяцев. Вырос и выучился в Петропавловске-Камчатском. У меня был период, когда я покинул Камчатку — в 2015 году я уехал и жил два года в Москве, потом по году в Канаде и Америке. Путешествовал, рисовал. В 2019 вернулся. Так сложились обстоятельства – нужно было помочь родителям. И к этому времени меня уже тянуло домой. В творческом плане, что в столице, что заграницей среда позволяет отлично развиваться, но люди… ты общаешься и нет такого взаимопонимания как здесь. Как говорится, мы росли на разных мультиках.
— Кто ты по образованию?
— Я учился на мореходном факультете КамчатГТУ. По диплому я специалист по электрооборудованию судов. Но никогда не работал по этой профессии — не моё. Вместе с тем у меня есть художественное образование. Родители видели, что я постоянно рисовал динозавров, животных и поэтому и отдали меня в художественную школу.
— Расскажи про эскизы к муралам? Ты придумываешь их сам?
— Смотря какое ТЗ. Оно бывает строгое. Например, нужно, нарисовать именно шикшу. Либо более свободно ставится задача: например, изобразить народы Камчатки и тут ты уже выбираешь, что они делают. Либо сидят у костра, либо бьют в бубен, сколько их. Это ты уже решаешь сам и всё зависит от твоей фантазии.
— А эскизы рисуешь самостоятельно или с помощью искусственного интеллекта?
— Сам рисую конечно. Я не очень люблю подобными вещами пользоваться, потому что это уже не искусство. Когда делает ИИ, то это всегда видно. У такого изображения есть определенная стилистика исполнения картинок на выходе. Если человек может рисовать многогранно, то ИИ, по крайней мере, сейчас так не может. Но все может измениться уже через три-пять лет.
— Как ты думаешь, реально ли привлечь туристов на Камчатку с помощью муралов?
— Я думаю, это уже стало туристической «фишкой». По-моему, в прошлом году приезжали девочки-путешественницы из Москвы и попросили меня провести им экскурсию. Это был такой тур по граффити Петропавловска-Камчатского. Мы ездили по адресам, где были муралы, и я рассказывал, что они означают рисунки, как я их делал.
— А что еще можно добавить к уже существующей туристической «фишке»?
— Было бы классно, если бы у нас какие-то конкретные районы посвятили граффити. По типу как приезжаешь в Москву — в Одинцово, и ты знаешь, что там есть район, где есть около 50 домов и на каждом из них нанесены определенные муралы, которые рисовали художники со всей России. Ты приходишь, как в галерею и смотришь. У нас муралы разбросаны по всему городу. Хотя в этом тоже есть смысл, ведь туристу нужно заморочиться, чтобы поискать их. Это целый квест и это интересно.
Контекст: В Конгрессе США выразили обеспокоенность перспективой распространения в стране произведенных в КНР человекоподобных роботов. Они, как считают американские законодатели, могут атаковать критически важную инфраструктуру США и «сеять хаос» на территории страны. Газета New Your Post приводит мнение конгрессмена Джона Моленара, который убеждён, что китайские власти стремятся достичь превосходства в этой отрасли, чтобы «использовать достигнутое господство для продвижения интересов Коммунистической партии Китая».
Одним из поводов для подобного заявления и таких настроений стало сообщение о том, что китайский производитель роботов Unitree Robotics, разработал модель стоимостью 90 000 тыс доларов США, который может развивать скорость до 18 км/час. Более дешевая версия за $16 000 может наносить удары руками и ногами и вращать дубинку. Многие другие фирмы разрабатывают похожие продукты.
Своей позицией насчёт «роботизированных угроз» с EastRussia поделился Роман Дремлюга, руководитель Дальневосточного центра искусственного интеллекта, преподаватель Восточного института ДВФУ.
На самом деле любые устройства, как китайские, так и американские, содержат массу уязвимостей, которые могут быть использованы в не самых благих целях. Обеспокоенность у США, очевидно, вызывает не столько их наличие, сколько осознание того факта, что это уязвимости устройств из Китая. Девайсы из Поднебесной активно покоряют весь мир и составляют конкуренцию американским цифровым решениям. Для США этот процесс ставит под вопрос их собственный суверенитет. Мы давно уже можем наблюдать попытки американцев решить проблемы шпионажа со стороны крупных технологических китайских корпораций. Среди ярких примеров – запрет TikTok на территории США.
Впрочем, подобная обеспокоенность есть не только у США, но и в других странах. Если говорить о России, то мы тоже активно развиваем сегодня сферу искусственного интеллекта и системы поддержки принятия решений, потому что не можем допустить, чтобы критически важные задачи решал ИИ, разработанный за рубежом. Использование такого программного обеспечения – это всегда риски.
Если же говорить в целом о взаимоотношениях робота и человека, то такие долгосрочные вопросы, как, например, гуманность робота по отношению к людям, дружба между ними или вражда, и что у них на уме, пока не стоят. Технологии еще не настолько развиты, чтобы всерьез рассматривать подобные этические проблемы. Но есть и другие – актуальные уже сегодня риски, которые нельзя оставлять без внимания. Например, мы видим, что роботы могут в самое ближайшее время оставить многих людей без работы, а также что при тесном взаимодействии с человеком они могут причинять вред ненамеренно или под воздействием кибератак. И эти проблемы нужно решать в ближайшее время.
Сегодня любое «умное» устройство собирает информацию о нас, и имеет смысл задуматься о кибербезопасности всех девайсов, которые мы размещаем дома или носим с собой. Конечно же, в этом контексте самыми опасными остаются не домашние роботы-помощники или роботизированные машины, а смартфоны, которые с нами 24 часа в сутки.