«Управляющая компания «Антрацитинвестпроект» в городе Тында Амурской области построит логистический кластер для перевозки угля из Якутии. Общий объем инвестиций должен составить более 300 млн рублей, появится более 70 новых рабочих мест для жителей округа.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе Минвостокразвития, соответствующее соглашение заключили в рамках российско-китайского экономического форума «АмурЭкспо». В мае этого года границы территории опережающего развития «Амурская» были расширены, в том числе, для реализации этого проекта.
Реализация проекта позволит создать объекты инфраструктуры, увеличивающие пропускную способность железнодорожного полигона Амурской области. Планируется, что к 2030 году объем поставок угля на этом объекте в Приамурье составит около шести млн тонн. В логистический кластер войдут объекты двух регионов – якутские Сыллахский угольный разрез и обогатительная фабрика, амурские железнодорожная станция Талума, ЛЭП и подстанция, а также связующее звено – технологическая дорога.
Новый резидент ТОР «Амурская» создает высокоэффективное добывающее предприятие на площади 22,2 тыс. гектаров. Предприятие оснащено высокопроизводительным горным оборудованием и разрабатывает Сыллахское угольное месторождение. Планируется добыть 6,5 млн тонн угля в 2025 году.
На прошедшей неделе на европейском спотовом рынке цены упали ниже 106 долл./т. Спрос на поставки в июле отсутствовал.
Газовые котировки на хабе TTF (контракты «на день вперед») по итогам недели показали отрицательную динамику и составили 393 долл./1000 м3 (-10 долл./1000 м3 за неделю). Запасы угля на терминалах ARA впервые за два года опустились ниже отметки в 5 млн т. и составили 4.96 млн т. (-0.28 млн т. к 19.06.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 также опустился ниже 106 долл./т. на фоне общего негативного тренда. Южноафриканский ж/д оператор Transnet перенес ежегодные ремонтные работы на с 9-18 июля на последнюю неделю месяца в связи с необходимостью нарастить запасы материала на терминале Richards Bay. Запасы угля в порту снизились до 2.4 млн т. (на 100 тыс. т. меньше аналогичного периода прошлого года). Частые сходы поездов, поломки, кража кабеля и сломанные ж/д пути ограничивают регулярность поставок в порт. По расчетам компании Exxaro, при сохранении текущих темпов по итогам года RBCT перевалит 46.7 млн т. угля, что будет еще ниже прошлогоднего двадцатилетнего минимума в 47.2 млн т.
На прошедшей неделе основные поставки из Richards Bay осуществлялись в Индию (около 680 тыс. т.), кроме того, небольшие объемы были поставлены в Пакистан и Мозамбик.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1.27 долл. /т. до 120.22-121.63 долл./т. по причине накопления высокого уровня запасов материала на складах, низкого спроса со стороны химической и металлургической промышленности, а также продолжающимися ливневыми дождями в восточных и центральных провинциях. Повышение уровня воды в реках привело к росту гидрогенерации, что негативно сказалось на генерации на основе угля.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросли до 15.03 млн т. (+0.38 млн т. за неделю), запасы в 9 крупнейших портах составили 27.18 млн т. (+0.13 млн т. к 19.06.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался без изменений на уровне 93.00 долл./т. Ряд индонезийских производителей выполнили план по долгосрочным контрактам с начала года на 80%, что позволяет им в настоящий момент держать цену. Также некоторую поддержку спотовому рынку оказывает снижение добычи и нарушенная логистика поставок в порты из-за продолжающихся дождей в ряде районов Южного Калимантана и на Суматре. При этом на рынке индонезийского материала наблюдается рост спрэда меду ценами спроса и предложения.
С другой стороны, высокие запасы угля в Китае и Индии приводят к ограниченному спросу со стороны потребителей. В части регионов Индии начинается сезон дождей, что поставит на паузу многие инфраструктурные проекты и снизит спрос со стороны металлургов и производителей цемента, а также приведет к росту гидрогенерации.
Индексы высококалорийного австралийского угля 6000 в течение недели колебались в районе 131–132 долл./т. на фоне слабого спроса со стороны азиатских стран. Превышающие средние сезонные показатели температуры в Японии и других частях Азии в сочетании с накопленными запасами на угольных электростанциях удерживают покупателей от заключения срочных сделок.
Кроме того, давление на рынок угля оказывают сравнительно низкие цены на СПГ. Цены с поставкой в Японию и Южную Корею в августе-октябре снизились до 12.45–12.60 долл./МБТЕ (-0.3 долл./МБТЕ за неделю) на фоне невысокого спроса. По данным участников рынка, азиатские покупатели СПГ могут легко пополнить запасы на спотовом рынке по низким ценам или забрать перенаправленные грузы Европы, где наблюдается избыток предложения.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 239.00 долл./т. Котировки PCI опустились в район 185 долл./т. Спрос со стороны Японии на спотовые поставки премиального металлургического угля HCC остается невысоким, так как потребители обеспечены поставками по долгосрочным контрактам. Кроме того, спрос на сталь в стране остается низким из-за слабого положения автомобильного сектора и сложностей на экспортном рынке, где все труднее конкурировать с китайскими производителями стали. Между тем, индийские потребители ожидают дальнейшего снижения цен, аргументируя это достаточным количеством материала, предлагаемого на спотовом рынке, с одной стороны, и затишьем в сталелитейном секторе во время муссонов с другой. Спрос со стороны Китая также ограничен благодаря доступности монгольского материала в качестве альтернативы.
На рынке угля PCI поддержку ценам оказывает ограниченное предложение материала со стороны Австралии и России. Кроме того, часть потребителей вынуждена переориентироваться на австралийский уголь из-за сложностей в проведении платежей за российский материал.
Экспорт российского угля через Иран оказался нерентабельным
Российское правительство планирует использовать международный транспортный коридор Север-Юг (МТК) для экспорта угля с целью разгрузить Восточный полигон. При этом подобные поставки остаются экономически нецелесообразными из-за высоких транспортных издержек и недостаточной пропускной способности имеющейся инфраструктуры.
В июне этого года пробную партию угля в объеме менее 10 тыс. т. отгрузила компания Сибуглемет. Восточный маршрут по МТК из Кузбасса по ж/д через Казахстан-Туркмению до экспортного порт Ирана (Бендер Аббас) составляет чуть менее 6800 км. Однако комплексные транспортные расходы превышают 200 долл./т. даже без учета фрахта до Индии, что делает экспорт убыточным на фоне низких цен на международном рынке.
При этом маршрут по западному направлению через Азербайджан остается невозможным, поскольку строительство недостающего ж/д участка Астара-Решт (192 км) будет продолжаться до 2028 г., а транскаспийское направление ограничено мелководностью портов в Каспийском море и дефицитом флота.
Экспорт по МТК также осложняется тем, что ширина колеи в Иране составляет 1435 мм (в России 1520 мм) и не позволяет обеспечить бесшовное ж/д сообщение. Кроме того, железные дороги Ирана в основном представляют собой однопутные неэлектрифицированные ветки.
Ввиду лимитирующих факторов увеличение объемов поставок угля по МТК в среднесрочной перспективе представляется маловероятным, в связи с чем предложение российского материала на экспортном рынке будет по-прежнему сдерживаться ограниченной пропускной способностью инфраструктуры Восточного полигона и других направлений, а также высокими ж/д тарифами и растущей себестоимостью. Дополнительное давление на российских поставщиков продолжают оказывают санкции и низкие котировки угля.
Совокупный российский экспорт в январе-мае текущего года сократился до 80.6 млн т. (-9.6 млн т. или -10.6% к январю-маю 2023 г.), при этом экспорт через южные порты упал на 55.6% до 5.9 млн т. (причина – высокие ставки перевалки в Тамани), через северо-западные порты – на 11.5% до 23.3 млн т.
Владелец Сибантрацита рассматривает покупку порта в Приморском крае
Группа Сибантрацит рассматривает возможность приобретения угольного порта Вера на Дальнем Востоке. На данный момент у Сибантрацита нет собственного порта и выхода на Тихоокеанско-Азиатский рынок, и компания экспортирует свою продукцию через порты Северо-Запада и Юга. Использование портов Северо-Запада и Юга делает транспортировку угля более дорогой в случае поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые в настоящее время являются основным рынком сбыта для российских поставщиков угля. При поставках на рынок АТР фрахтовые ставки из дальневосточных портов значительно ниже, чем из портов европейской части России.
Сибантрацит – один из крупнейших поставщиков угля из России на мировой рынок. В прошлом году общий объем экспорта угля составил 22,5 млн т., что составляет более 10% от общего российского экспорта угля. Разрезы предприятия расположены в Новосибирской области и Кузбассе.
Угольный порт Вера является одним из крупнейших портов на Дальнем Востоке. В 2023 году порт перевалил 7,5 млн т. угля или около 7% от перевалки российского угля в портах Дальнего Востока.
На данный момент Порт Вера находится под управлением УК Эльгауголь, которая занимается строительством собственного угольного терминала на берегу Охотского моря. Через порт Вера переваливается уголь Огоджи и Эльги (Эльгауголь).
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены скорректировались выше уровня 110 долл./т. Котировкам оказали поддержку такие факторы, как рост цен на рынке газа и электроэнергии, сокращение складских запасов, а также увеличение производства электроэнергии в Германии.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 392 долл./1000 м3 (+1 долл./1000 м3 к 12.06.2024 г.), что обусловлено опасениями полного прекращения поставок газа из России. Запасы угля на терминалах ARA снизились до 5.24 млн т. (-0.07 млн т. к 12.06.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 108 долл./т. на фоне ограниченного спроса в Индии. Политическая неопределенность в связи с выборами в ЮАР была снята, поскольку правящей партии АНК удалось создать коалицию с основной оппозиционной партией Демократический альянс, благодаря чему Сирил Рамафоса останется президентом на следующие 5 лет и политика в отношении ресурсов страны не измениться, тогда как другая партия (Борцы за экономическую свободу) выступала за национализацию добывающих активов.
Компания Thungela заявила, что ее складские запасы на разрезах/шахтах значительно увеличатся или компании придется сократить добычу, если южноафриканский ж/д оператор Transnet не увеличит показатели транспортировки угля в порты хотя бы на 20% во 2 полугодии 2024 г. Экспорт угля из ЮАР в мае текущего года упал до 4.2 млн т. (-0.7 млн т. к апрелю 2024 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т. до 122 долл./т., что обусловлено увеличением добычи и складских запасов, а также ростом гидрогенерации в первой половине июня более чем на 40% до 4.97 ТВтч/день при сокращении угольной генерации за этот период на 13% до 13.7 ТВтч/день.
Добыча угля в Китае увеличилась с 372 млн т. в апреле до 384 млн т. в мае. Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC) призвала провинции подготовить достаточные запасы, чтобы преодолеть продолжительную жару, которая ожидается на протяжении следующих двух месяцев. Для этих же целей NDRC планирует скоординировать с другими министерствами увеличение поставок угля, газа и электроэнергии. Кроме того, обильные дожди в южной и центральной части Китая оказывают дополнительное давление, нивелируя возможное увеличения потребления угля на фоне высокой температуры. Ожидается, что дожди продлятся до середины июля в регионах вдоль реки Янцзы и могут привести к наводнению. Также растут опасения, что в портах есть риск самовозгорания угля низкого качества, в связи с чем администрация подталкивает трейдеров к оперативному избавлению от излишков.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС незначительно увеличились до 14.7 млн т., потребление угля выросло с 787 тыс. до 821 тыс. т. в сутки, запасы в 9 крупнейших портах составили 27 млн т. (+1 млн т. к 12.06.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел до 93.00 долл./т. (-0.70 долл./т. к 12.06.2024 г.) в связи с достаточным предложением и ограниченным спросом в странах АТР, где складские запасы находятся на высоком уровне. В Индонезии продолжаются дожди, однако неблагоприятные погодные условия сказались только на работе небольших горнодобывающих предприятий, в связи с чем данный фактор не оказывает ценам существенной поддержки.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 укрепился почти до 135 долл./т., следуя за динамикой европейского рынка, а также реагируя на введение новых санкций США против российских угольных компаний.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжает удерживаться на уровне 255 долл./т. на фоне сдержанной активности на спотовом рынке, при этом наблюдается конкуренция со стороны канадских поставщиков, увеличивающих предложение. В Китае были опубликованы данные об увеличении производства стали в мае до 3 млн т./сутки (+0.14 млн т. или +5% к апрелю 2024 г.), что обусловлено восстановлению маржинальности сталелитейного бизнеса. Существенный рост котировок Low Vol PCI связан с сокращением предложения австралийского и российского материала на июль-август, а также покупкой азиатским производителем стали партии угля по цене 185 долл./т. FOB Australia объемом 50 тыс. т. с погрузкой 1-10 августа.
Предложение российского угля PCI ухудшается
В ближайшее время ожидается существенное сокращение предложения российского материала премиальных марок, включая LV PCI и MV PCI, на фоне усложнившейся ситуации на сети РЖД и сокращения экспорта угля, в том числе отгрузок угля в адрес северо-западных и южных портов.
Ухудшающаяся ситуация с доставкой угля в порты РФ в мае привела к увеличению сроков транспортировки в адрес терминалов Дальнего Востока вплоть до 43-х суток, тогда как средний срок доставки для грузов из Кузбасса составляет 20 дней.
В последние месяцы ж/д перевозчики столкнулись с многочисленными трудностями, такими как:
• недостаток подвижного состава (в связи с дефицитом вагонов для перевозки угля из-за возрастающего спроса на транспортные услуги в других отраслях и изношенности текущего парка);
• технические сбои (регулярные поломки и задержки в ремонте железнодорожных путей снижают пропускную способность, что приводит к задержкам в доставке угля).
Дополнительным негативным фактором на северо-западном и южном направлениях служит нехватка локомотивов, вызванная их переброской на Восточный полигон. При этом на Дальнем Востоке поставщики были вынуждены объявлять форс-мажоры и переносить погрузку судов на более поздний срок, стремясь выполнить все взятые на себя обязательства прошлого месяца, но попадая под штрафные санкции.
Объем экспортных поставок угля PCI из России, доля которых на мировом угольном рынке оценивается на уровне 50%, составляет 35 млн т. в год, из которых более 50% или 19 млн т. приходится на отгрузки через северо-западные и южные порты. Снижение российского предложения металлургического угля приведет к увеличению затрат производителей стали, поскольку они будут вынуждены искать альтернативных экспортеров, которые могут оказаться менее конкурентоспособны, а их поставки менее стабильны, что создаст риски для сталелитейной промышленности.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-мая 2024 г. снизилась до 86.8 млн т. (-4.8 млн т. или -5.3% к январю-маю 2023 г.). Совокупный российский экспорт в январе-мае текущего года сократился до 80.6 млн т. (-9.6 млн т. или -10.6% к январю-маю 2023 г.), тогда как экспорт через южные порты упал на 55.6% до 5.9 млн т., через северо-западные порты – на 11.5% до 23.3 млн т.
Добыча угля в Кузбассе упала на 5.1% в январе-мае 2024 года
В январе-мае 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 87.1 млн т. (-4.7 млн т. или -5.1% к январю-маю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 28.0 млн т. (-0.2 млн т. или -0.7%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 59.1 млн т. (-4.5 млн т. или -7.1%).
Открытым способом угольные компании добыли 56.4 млн т. (-5.1 млн т. или -8.3% к январю-маю 2023 г.), производство подземным способом составило 30.7 млн т. (+0.4 млн т. или +1.3%).
По состоянию на 1 июня 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе незначительно снизились до 20.9 млн т. (-0.2 млн т. или -0.9% к 1 июня 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с высокими железнодорожными тарифами РЖД, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены двигались в диапазоне 108-112 долл./т. на фоне продолжающейся волатильности на рынке газа. Факторами, препятствующими более уверенному укреплению котировок, остаются высокие складские запасы и нестабильный спрос. Кроме того, на рынок оказывает давление увеличение поставок со стороны Колумбии в связи с представленным законопроектом об отказе от экспорта в Израиль из-за ситуации в Газе.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 391 долл./1000 м3
(+17 долл./1000 м3 к 05.06.2024 г.), что обусловлено опасениями полного прекращения поставок газа из России в Европу, при этом немецкий импортер газа Uniper решил расторгнуть долгосрочные контракты с компанией Газпром после решения арбитражного суда. По некоторым оценкам, увеличения потребления угля стоит ожидать в случае значительного роста цен на газ. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до
5.3 млн т. (+0.1 млн т. или +2% к 05.06.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 продолжает находиться ниже уровня 110 долл./т. по причине ограниченного спроса в Индии, где в результате обильных дождей и снижения температуры запасы энергетического угля на электростанциях увеличились на 1%. Давление на цены также оказывает рост предложения и политическая неопределенность в связи с выборами в ЮАР.
Участники рынка ожидают, что по итогам 1 полугодия 2024 г. экспорт южноафриканского угля через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) вырастет на 11% благодаря улучшения ж/д перевозок по сети Transnet и составит 26.1 млн т. (+2.5 млн т. к 1 полугодию 2023 г.). Таким образом, в 2024 г. поставки через RBCT могут подняться до 52 млн т. (+5 млн т. к 2023 г.). В январе-мае текущего года основными импортерами южноафриканского угля стали такие страны, как Индия (9.5 млн т.), Южная Корея (2.9 млн т.), Вьетнам (2 млн т.) и Пакистан (1.2 млн т.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались без изменений на уровне 123 долл./т. на фоне сниженной активности в связи с национальным праздником с 8 по 10 июня (Фестиваль драконьих лодок). Поддержку оказывали такие факторы, как резкий рост температуры в северных регионах страны до 40-42С°, увеличение потребления материала производителями электроэнергии и сохранение цен угольными компаниями без изменений. При этом давление продолжали оказывать растущие запасы на складах электростанций и в портах, а также понижение закупочных цен со стороны потребителей в некоторых регионах, включая Гуандун и Шаньдун.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.2 млн т. до 14.6 млн т., потребление угля выросло с 770 тыс. до 787 тыс. т. в сутки, запасы в 9 крупнейших портах составили 26.0 млн т. (+0.7 млн т. к 05.06.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел до 93.7 долл./т. (-0.8 долл./т. к 05.06.2024 г.) в связи с достаточным предложением и ограниченным спросом в Индии. Кроме того, китайские потребители стремятся отложить даты погрузки в рамках долгосрочных контрактов в связи с избытком материала в южной части КНР.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 135 долл./т. ввиду ухудшения фундаментальных факторов, включая спрос в КНР и странах АТР. Покупатели отмечают, что им пришлось перенаправить 4 судна Capesize с южной части страны на реку Янцзы, поскольку только там остались свободные мощности на складах и возможность реализовать австралийский материал. В 2023 г. был зафиксирован лишь один подобный случай, поскольку это удорожает логистику.
Министерство финансов Австралии прогнозирует, что экспорт угля из штата Квинсленд увеличится на 8.25% в 2025 финансовом году после роста на 2.5% в 2024 финансовом году (подходит к концу
30 июня), что будет обеспечено за счет развития инфраструктуры.
Индекс австралийского металлургического угля HCC удерживался выше 255 долл./т. на ожиданиях ухудшения предложения и восстановления спроса в Индии после подтвердившейся победы Моди на выборах. Росту цены также способствовала покупка JFE Steel партии 80 тыс. т. с отгрузкой в начале июля, при этом цены предложения в течение недели превышали 260 долл. т. FOB Australia.
США расширяют санкции против российской угольной отрасли
Минфин США продолжает расширять блокирующие санкции против российских угольных компаний. В SDN-List в июне 2024 г. добавлены: Эльга, Коулстар и Угольная компания Разрез Майрыхский. Ранее в санкционный список попали: СУЭК, Мечел и Сибантрацит.
Блокирующие санкции против компании Эльга включают связанные с ней добывающие, обогатительные, транспортные и портовые активы.
Компания Эльгауголь, входящая в Эльгу владеет лицензией на пользование недрами Эльгинского месторождения. Запасы месторождения по классификации JORC достигают 2.2 млрд т. коксующегося угля.
В 2023 г. добыча Эльги выросла до 22.7 млн т. (+2.2 млн т. или +10.5% к 2022 г.). В январе-мае 2024 г. компании удалось нарастить производство до 10.6 млн т. (+2.3 млн т. или +28.3%).
Включение Эльги в санкционный список США добавит компании сложностей с реализацией Эльгинского проекта, касающихся как добычи и экспорта, так и в части строительства железной дороги к строящемуся компанией порту Чумикан на Дальнем Востоке.
Санкции, относящиеся к холдингу Коулстар, распространяются на угольный разрез Богатырь (Новосибирская область), проекты морских терминалов Аврора и Коулстар на Дальнем востоке и логистические компании Коулстар Транс. В 2024 г. планировалось начать разработку угольного разреза, запасы которого оцениваются в 300 млн т. высококачественных антрацитов, прогнозные ресурсы — в 2.4 млрд т.
Разрез Майрыхский (ранее контролировался Коулстар) в 2023 г. сократил добычу до 2.0 млн т. (-0.8 млн т. или -29% к 2022 г.). Промышленные запасы энергетического угля компании составляют 220 млн т. Мощности по добычи угля превышают 4 млн т. в год. Разрез Майрыхский владеет лицензиями на разведку и добычу на Бейском каменноугольном месторождении, запасы которого оцениваются в 5 млрд т.
Сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. из-за санкций, с учетом объемов СУЭК, Мечела, Сибантрацита, Эльги, Коулстар и Майрыхского разреза составит около 60 млн т. При сохранении санкционного режима в 2025 г. на рынок не попадет около 80-90 млн т. угля.
Таким образом, под санкции США с начала 2024 г. попало 30% российского угольного экспорта, что ведет к дисбалансу мирового спроса и предложения на высококачественный уголь как энергетический, так и металлургический, включая PCI и антрацит. Выпавшие объемы высококачественного российского угля и металлургического материала будет невозможно заменить на рынке, так как продукция из Индонезии, Южной Африки и Колумбии несопоставима по качеству, а возможности наращивания производства в Австралии ограничены, что может подстегнуть вверх ключевые индексы, рассчитываемые на основе материала 6000 ккал/кг, а также цены на коксующийся уголь, PCI и антрацит.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали препятствует наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, где логистика наиболее благоприятна для поставок на рынок АТР из-за низкого фрахта. Сочетание низких текущих цен с высокими расходами на железнодорожную перевозку и ставками перевалки в портах, делают экспортные поставки нерентабельными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
ЕС стал закупать уголь в полтора раза дороже после санкций против России
По данным европейской таможни, в 1 квартале 2024 г. стоимость импортного угля для стран ЕС выросла в 1.5 раза до 184 евро/т. против 120 евро/т. в 2021 г. (до объявления антироссийских санкций).
В январе-марте 2024 г. среднемесячные расходы стран ЕС на уголь составили 1.1 млрд евро (+9%) к 2021 г. При этом объем поставок упал на 29% до 5.85 млн т./месяц. В 2021 г. средний месячный объем закупок угля странами Евросоюза составлял 8.24 млн т.
Таким образом, средняя цена 1 т угля увеличилась в 1.5 раза. В то же время на мировых рынках средняя стоимость за 2021 г. была на уровне 117 евро/т. в сравнении со 122 евро/т. в конце марта 2024 г.
Приведенная динамика объясняется изменением направлением поставок: в 2021 году основным поставщиком угля в ЕС была Россия с долей в 45%, в 2024 г. большая часть экспорта приходилась на Австралию (36%) и США (35%).
В рамках пятого пакета санкций Евросоюз ввел эмбарго на поставки российского угля в адрес европейских грузополучателей, которое вступило в силу с августа 2022 г.
На фоне проблем в угольной отрасли на Дальнем Востоке сохраняются планы по развитию ряда проектов и увеличению добычи в перспективе. В то же время логистические и внешнеторговые ограничения все же влияют на возможности экспорта. Планируется увеличение поставок углеводородов с Дальнего Востока в КНР, но не все предполагаемые объемы пока согласованы, т.к. стороны не могут преодолеть ряд противоречий.
Ситуация в угольной отрасли на сегодняшний день осложняется падением мировых цен, из-за чего в четвертом квартале 2023 г. убытки российской угольной промышленности составили 13 млрд рублей. Для угольной отрасли угрозу также несет планируемое Минфином с 2025 г. увеличение НДПИ для угля[1]. Для энергетических и коксующихся углей предлагается установить дополнительную надбавку к ставке НДПИ в размере 10% от превышения цен в морских портах Дальнего Востока[2]. Пороговая цена для энергетического угля установлена в 100 долларов, для коксующегося – 140 долларов за тонну. Коэффициент для расчета налоговой ставки будет учитывать среднюю за налоговый период мировую цену на уголь и средний курс доллара к рублю.
При этом в ближайшее время с учетом рыночной конъюнктуры роста цен на уголь в дальневосточных портах не ожидается. В отрасли опасаются, что увеличение налоговой нагрузки приведет к продолжающемуся сокращению добычи, а также экспортных поставок и инвестиций в производство.
В целях поддержки отрасли Минэнерго во главе с бывшим кемеровским губернатором С.Цивилевым, бывшим руководителем угольной компании «Колмар», предлагает продолжать переговоры с Китаем по обнулению импортных пошлин на российский уголь. Напомним, что Китай еще в 2014 г. ввел импортные пошлины на антрацит, коксующийся и энергетический уголь в размере 3-6%[3]. Нулевой тариф на импорт угля действовал с 1 мая 2022 г. и в последний раз продлевался в марте 2023 г. до 31 декабря 2023 г. При этом для российского угля Китай является основным рынком экспорта.
В Минэнерго оценили, что по итогам 2023 г. из-за падения цен на уголь прибыль до налогообложения предприятий снизилась в 2,1 раза, до 356,7 млрд рублей, а налоговые поступления сократились на 34%, до 220 млрд рублей. При этом Минэнерго также предлагает ввести мораторий на увеличение НДПИ в период санкций против угольных компаний.
Кроме того, в правительстве РФ весной было принято решение о временной отмене экспортных пошлин на уголь с 1 мая до 31 августа текущего года. Курсовая экспортная пошлина составляла от 4% до 7%[4] в зависимости от курса рубля, а при курсе менее 80 рублей за доллар должна быть нулевой. Она была введена с 1 октября 2023 г., отменена 1 января 2024 г. и вновь введена с 1 марта 2024 г. С 2025 г. в рамках налоговой реформы предполагается полная отмена всех курсовых экспортных пошлин.
Перевозки угля на экспорт по железной дороге пока не сократились. По итогам января-марта 2024 г. через дальневосточные пограничные переходы на Дальневосточной железной дороге (ДВЖД) объем перевозки угля составил 2 715 тыс. тонн. Через пограничный переход «Гродеково – Суйфэньхэ» в Приморском крае направлено на экспорт 894 тыс. тонн угля, что в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период 2023 г. Экспорт угля через пограничный переход «Камышовая – Хуньчунь» в Амурской области достиг 957 тыс. тонн, увеличившись почти в 1,7 раза. Через мостовой железнодорожный пограничный переход «Нижнеленинское – Тунцзян» в Еврейской АО в первом квартале года перевезено 862 тыс. тонн угля, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2023 г.
Наибольший объем отгрузки угля на станциях ДВЖД обеспечили Эльгинское месторождение в Якутии (4,4 млн тонн), Ургальское месторождение в Хабаровском крае (1,6 млн тонн), а также Сыллахское (Якутия) и Огоджинское месторождения (Амурская область), с которых в совокупности погружено более 754 тыс. тонн.
На этом фоне некоторые предприятия намереваются временно сократить добычу. Так, угледобывающая компания «Колмар» с 12 марта приостановила работу двух обогатительных фабрик в Якутии и снизила загрузку третьей фабрики до 50% в связи с переизбытком угля на складах (около 1 млн тонн угля) из-за загруженности железной дороги в направлении Ванинско-Совгаванского узла, где расположен собственный порт «Колмара» АО «ВаниноТрансУголь». В апреле компания рассчитывала вывезти 573 тыс. тонн твердого топлива, но ОАО «РЖД» согласовало отгрузку только 428 тыс. тонн.
Тем не менее в 2024 г. «Колмар» рассчитывает добыть на ГОКе «Денисовский» 5,4 млн тонн (результат за 2023 г. – 4,3 млн тонн), а на ГОКе «Инаглинский» - 8,1 млн тонн (результат за 2023 г. – 7,3 млн тонн).
При этом в первом квартале 2024 г. угледобывающие предприятия Якутии все же увеличили объем добычи на 33% по сравнению с первым кварталом 2023 г., до 11,4 млн тонн. Затем в январе-апреле показатель роста составил 29%, до 15 млн тонн. В том числе за четыре месяца объем отгрузки угля на экспорт из Якутии составил 8,7 млн тонн, что на 5% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Рост, в частности, обеспечивает добыча на Эльгинском месторождении угля («Эльгауголь»), где в 2023 г. было произведено 26 млн тонн угля (рост на 30% относительно 2022 г.).
Сокращение добычи угля тем временем уже наблюдается в Чукотском АО, где ранее фиксировался рост. По итогам января-апреля 2024 г. компания «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal Ltd) добыла на месторождении Фандюшкинское поле Беринговского каменноугольного бассейна (Анадырский район) 429,5 тыс. тонн каменного угля, на 5% сократив показатель относительно аналогичного периода 2023 г. Австралийская компания уходит из России и намерена продать угольный актив за 49 млн долларов российской компании «АПМ-Инвест» М.Бузука[5].
Tigers Realm Coal Ltd, помимо «Берингпромугля», принадлежат ведущая геологоразведочные работы «Северо-Тихоокеанская угольная компания», «Порт Угольный» (оператор Беринговского порта) и сервисная компания «Берингпромсервис». Управлением предприятиями занимается ООО «Берингугольинвест». По итогам прошлого года объем добычи компании «Берингпромуголь» составил 1,6 млн тонн угля, увеличившись на 31% относительно 2022 г. В конце 2023 г. было получено положительное заключение Главгосэкспертизы на строительство обогатительной фабрики «Беринговская». Еще в первом квартале текущего года проект ООО «Берингпромуголь» демонстрировал положительную динамику – было добыто 348,3 тыс. тонн каменного угля, что на 4% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Однако с апреля тренд изменился на негативный.
В регионе снижается производство и бурого угля. ОАО «Шахта Угольная» в январе-апреле обеспечило 16,6 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении, что в 2,3 раза меньше, чем за аналогичный период 2023 г. Бурый уголь компания поставляет предприятиям АО «Чукотэнерго» (Анадырской ТЭЦ и Эгвекинотской ГРЭС).
Тем не менее сохраняются планы инвесторов по развитию логистической инфраструктуры для угольных проектов. ООО «АнтрацитИнвестПроект» в рамках ТОР «Амурская» рассчитывает создать логистический кластер в Тындинском муниципальном округе Амурской области для обеспечения перевозки угля с Сыллахского угольного месторождения в Якутии (Нерюнгринский район) в Амурскую область – на железнодорожную станцию Талума-Угольная Байкало-Амурской магистрали (станция в 72 км от Сыллахского разреза). Объем инвестиций в проект оценивается в более чем 300 млн рублей. Кластер объединит Сыллахский угольный разрез, обогатительную фабрику, железнодорожную станцию Талума-Угольная, расположенные в Амурской области ЛЭП, подстанцию и технологическую дорогу.
На сегодняшний день введена в эксплуатацию автодорога от станции Талума-Угольная до Сыллахского угольного разреза протяженностью 72 км, возведено три мостовых перехода, введены в эксплуатацию объекты первой очереди станции Талума-Угольная. Ввод в эксплуатацию второй и третьей очередей станции намечен на вторую половину 2024 г. Реализовать проект полностью предполагается в 2024-30 гг.
«АнтрацитИнвестПроект» продолжает горно-капитальные работы на Сыллахском разрезе (ТОР «Южная Якутия»), где уже построены объекты бытовой инфраструктуры и склады ГСМ, закуплена и доставлена основная производственная техника. Идет строительство очистных и природоохранных сооружений, систем пожарной безопасности, ведется разработка проектной документации обогатительной фабрики и энергетической инфраструктуры.
Мощность первой очереди угольного разреза должна составить 1 млн тонн угля в год. К 2025 г. на участке планируется добывать 6,5 млн тонн твердого топлива, а также к этому времени должна быть возведена обогатительная фабрика производительностью 5 млн тонн товарного угля в год. Разрабатывать месторождение планируется до 2046 г. Балансовые запасы месторождения оцениваются в 140,877 млн тонн угля.
Холдинг En+ Group намерен инвестировать 50 млрд рублей в разработку Зашуланского месторождения угля в Забайкальском крае (Красночикойский район). Объем добычи должен составит 5 млн тонн в год (к 2027 г.). Эксплуатантом месторождения выступает компания «Разрезуголь» - СП En+ Group и китайской CHN Energy. «Разрезуголь» ведет строительно-монтажные работы по объектам первой очереди. Также началось проектирование электроподстанции и линий электропередачи 110 кВ протяженностью 93 км для энергоснабжения месторождения.
Кроме того, Росприроднадзор весной одобрил проект реконструкции горно-обогатительного комбината «Чегдомын» в Хабаровском крае АО «Ургалуголь» (входит в «СУЭК»), предполагающий строительство отделения флотации. «Ургалуголь» осваивает Ургальское месторождение в пределах Буреинского угольного бассейна (разрезы «Буреинский» и «Правобережный», шахта «Северная»). На трех данных активах добывается свыше 700 тыс. тонн угля в месяц. В апреле также прошли общественные слушания по проекту «Строительство шахты «Северная» в границах участков недр «Северо-Западный Ургал» и «Поле шахты «Ургальская». На этих участках планируется добывать до 4 млн тонн угля в год.
В 2023 г. «Ургалуголь» произвел порядка 10 млн тонн. В том числе предприятие отгрузило потребителям на внутренний рынок и в рамках экспортных контрактов 7 млн тонн, что стало рекордным показателем. К 2030 г. «Ургалуголь» планирует увеличить объемы производства до 15 млн тонн угля в год. Ожидается, что в 2025 г. объем добычи на разрезе «Правобережный» достигнет 6 млн тонн в год, а мощность обогатительной фабрики «Чегдомын» составит 9 млн тонн угля в год. За январь-апрель текущего года «Ургалуголь» отгрузил на экспорт более 1,5 млн тонн угля, что на 2% больше, чем за аналогичный период 2023 г.
Что касается экспортных поставок углеводородов, то в апреле 2024 г. наблюдался рост экспорта нефти премиального сорта ВСТО из порта Козьмино в Находке (доставляется по нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан»), на 5% относительно апреля прошлого года, до рекордных 960 тыс. баррелей в сутки. Предыдущий рекорд морских поставок нефти из Козьмино был поставлен в феврале текущего года, тогда отгрузки превысили 914 тыс. баррелей в сутки[6].
Котировки ВСТО традиционно превышают потолок цен на российскую нефть, установленный на уровне 60 долларов за баррель. В том числе в апреле покупку сырья возобновила Индия (после двухмесячного перерыва). В апреле-мае Индия приобретала 70 тыс. баррелей в сутки. В частности, в мае две танкерные партии нефти (по 100 тыс. тонн каждая) были приобретены Indian Oil Corporation (IOC), еще одна партия – индийской Reliance. Наиболее крупным покупателем нефти ВСТО остается Китай – он в среднем в текущем году импортировал 835 тыс. баррелей в сутки, что на 10% больше, чем в течение 2023 г.
Объем поставок газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» с 1 января по 12 мая текущего года превысил показатель аналогичного периода прошлого года на 37,4%. В апреле рост поставок по сравнению с апрелем прошлого года составил 57,1%.
Все еще под вопросом остается заключение контракта с КНР по поставкам газа по планируемому газопроводу «Сила Сибири-2» (через Монголию, протяженность – 6,7 тыс. км). По предварительным данным, основным противоречием сторон является цена на газ. Китайская сторона настаивает на возможности приобретения газа по цене, аналогичной его стоимости на внутреннем российском рынке.
Помимо низкой цены, российскую сторону не устраивает намерение Китая взять обязательство покупать только небольшую часть запланированной годовой мощности трубопровода (составляющей 50 млрд куб. м газа). Потребность КНР в импорте газа к 2030 г. оценивается в 250 млрд куб. м (в 2023 г. – около 170 млрд куб. м), но Китай предпочитает диверсифицировать поставки. В частности, наиболее крупным поставщиком трубопроводного природного газа в КНР является Туркменистан (в первом квартале текущего года поставил газ на 2,4 млрд долларов)[7]. Россия находится на втором месте (в первом квартале поставлен газ на 2 млрд долларов)[8], далее следует Мьянма (358 млн долларов)[9].
Помимо трубопроводного газа Китай также закупает СПГ – его наиболее крупным поставщиком выступает Австралия (в 2023 г. поставлено 24,2 млн тонн). Далее следуют Катар (в 2023 г. поставлено 16,7 млн тонн), Россия (в 2023 г. было поставлено 8 млн тонн), Малайзия и Индонезия (в совокупности из двух стран в 2023 г. поставлено 11,8 млн тонн). В январе-апреле текущего года Россия поставила в Китай 2,415 млн тонн СПГ на 1,455 млрд долларов США.
Что касается проекта строительства нефтепровода параллельно «Силе Сибири-2» (мощностью до 30 млн тонн), то вице-премьер А.Новак на полях Петербургского международного экономического форума охарактеризовал проект как перспективный, но сырой, находящийся только в стадии разработки.
Тем временем в апреле «Газпром» принял решение о строительстве газопровода «Белогорск – Хабаровск» протяженностью свыше 800 км, соединяющего магистральные газопроводы «Сила Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» (СХВ) в рамках проекта Система магистральных газопроводов «Восточная система газоснабжения» (она должна пройти через восемь районов Амурской области по левому берегу реки Зея). Общая длина трасс в рамках проекта превысит 5 тыс. км. С помощью него предполагается объединить восточные газотранспортные мощности с газовой инфраструктурой западной части РФ.
Трасса газопровода «Белогорск – Хабаровск» пройдет от Амурского ГПЗ до врезки в СХВ в районе Хабаровска. Строительные работы предполагается завершить в 2029 г. С учетом стоимости прокладки километра газопровода «Сила Сибири» в 366 млн рублей, стоимость газопровода «Белогорск – Хабаровск» может составить 293 млрд рублей. Генеральным подрядчиком выступает компания АО «Газстройпром» (49% - у «Газпрома», 25% - у Газпромбанка).
Газопровод в том числе необходим по причине дефицита газа в рамках Сахалинского кластера, не позволяющего реализовать проект по строительству третьей очереди завода СПГ в рамках проекта «Сахалин-2». Уже заключен контракт с КНР на поставку 10 млрд куб. газа в год с Дальнего Востока по СХВ, но ресурсной базой для обеспечения данного контракта изначально предполагалось Южно-Киринское месторождение на сахалинском шельфе, находящееся под санкциями США с 2016 г. Соединение газопроводов может служить резервным вариантом обеспечения законтрактованных экспортных поставок в Китай.
Между тем в рамках проекта «Сахалин-2» (Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на шельфе, оператор – ООО «Сахалинская энергия») отмечается рост производства сжиженного природного газа (СПГ), взаимосвязанный с поставками в Китай. По итогам апреля рост составил 7% по отношению к марту 2024 г., до 886 тыс. тонн. В Китай с проекта «Сахалин-2» в апреле отправлено 440 тыс. тонн СПГ, что в 3,4 раза больше, чем в марте. Объемы поставок в Японию с недавних пор уступают китайским, они снизились в апреле на 44% по сравнению с мартом, составив 319 тыс. тонн. Практически без изменений остался уровень экспорта СПГ сахалинского проекта в Республику Корея в апреле – 127 тыс. тонн.
Добыча газа в рамках «Сахалина-2» в феврале текущего года составила 1,43 млрд куб. м, увеличившись на 7% относительно февраля прошлого года. В январе-феврале добыча достигла 2,96 млрд куб. м, что на 4,8% больше, чем за аналогичный период 2023 г. В январе-апреле на проекте было добыто 5,8 млрд куб. м, что на 4,5% превысило результат в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. По итогам апреля добыча выросла на 5%, до 1,4 млрд куб. м.
Стоит отметить, что покупателем 27,5%-ной доли компании Shell в «Сахалине-2» станет ПАО «Газпром». Цена продажи доли составит 94,8 млрд рублей. Доля перейдет ООО «Сахалинский проект» (дочернее предприятие ПАО «Газпром»[10]). Напомним, что ранее покупка доли Shell была одобрена для дочерней компании ПАО «НОВАТЭК» - ООО «НОВАТЭК Московская область», но сделка не состоялась[11]. В ООО «Сахалинская энергия» 50% уже принадлежат компании «Газпром Сахалин Холдинг». Японские Mitsui & Co., Ltd и Mitsubishi Corporation владеют 12,5% и 10% соответственно.
«НОВАТЭК» вел трудные переговоры с «Газпромом», не желающим уступать конкурирующей компании управленческие функции в проекте. Также пока не найдено юридической возможности для передачи offtake-контракта Shell на 1 млн тонн СПГ с «Сахалина-2».
В рамках другого СРП-проекта «Сахалин-1» добыча газа в январе-апреле составила 3,3 млрд куб. м, увеличившись на 9% относительно соответствующего периода 2023 г. Тем не менее в апреле было зафиксировано снижение показателя на 3% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, до 855 млн. куб. м.
Доля американской компании Exxon Neftegas Limited в шельфовом проекте «Сахалин-1»[12] (30%) должна быть продана не позднее 1 января 2025 г. в соответствии с указом президента от 8 апреля 2024 г. Exxon Neftegas Limited с марта 2022 г. продолжает процесс выхода из российского предприятия. Среди иностранных акционеров остаются японская Sakhalin Oil and Gas Development Co. Ltd. (Sodeco) с долей в 30% и индийская ONGC Videsh Limited с 20%. Еще 20% принадлежат структурам «Роснефти»: «РН-Астра» (8,5%) и «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%). Оператором проекта выступает АО «Сахалинморнефтегаз-Шельф».
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Соответствующие поправки к Налоговому кодексу внесены в Госдуму 3 июня.
[2] Индекс FOB Восточный NAR 5500.
[3] Пошлины не распространяются на Индонезию и Австралию из-за соглашений о свободной торговле.
[4] Ставка пошлины составляет 5,5% при курсе 90-95 рублей за доллар и 7% при курсе выше 95 рублей за доллар.
[5] М.Бузук в прошлом работал в компании «СУАЛ-Холдинг» (2000 г., первый вице-президент, член совета директоров), в 2003-10 гг. был генеральным директором компании Investment Partner AG, реализовывавшей совместные проекты с ГК «Ренова», в 2009-10 гг. – гендиректор УК «Металлоинвест». О продаже было объявлено в апреле, сделка должна получить одобрение акционеров TIG. Дата созыва собрания акционеров компании пока не уточнялась. Сделку также должны одобрить ФАС и президент РФ.
[6] ВСТО торгуется с привязкой к основному азиатскому маркерному сорту Dubai.
[7] В 2023 г. Туркменистан поставил в Китай трубопроводного газа на 9,6 млрд долларов. Годовой объем поставок туркменского газа составляет 40 млрд куб. м.
[8] Объем поставок российского газа в Китай в 2023 г. составил 22,5 млрд куб. м.
[9] Известно, что в 2022 г. из Мьянмы в Китай было поставлено 3,8 млрд куб. м.
[10] Владельцем компании является ООО «Газпром Сахалин Холдинг».
[11] Изначально правительство разработало критерии для потенциальных покупателей доли Shell, им соответствовал только «НОВАТЭК». Но в феврале текущего года решением правительства критерии были частично изменены и им стал отвечать «Газпром».
[12] Месторождения Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги, Лебединское.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены пробивали вверх уровень 120 долл./т., но не сумев закрепиться, к концу недели откатились ниже 110 долл./т. на фоне спекулятивной распродажи контрактов на бумажном рынке и увеличения волатильности на рынке газа.
Газовые котировки на хабе TTF обновили локальный максимум, достигнув 432 долл./1000 м3, однако позже просели до 374 долл./1000 м3 (-3 долл./1000 м3 к 29.05.2024 г.), что обусловлено опасениями полного прекращения поставок газа из России, незапланированной остановкой работы завода Nyhamna по переработке норвежского газа в Северном море, а также одновременным увеличением запасов газа в европейских подземных хранилищах. Запасы угля на терминалах ARA остались на уровне 5.2 млн т. (без изменений к 29.05.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 110 долл./т. в связи с ограниченным спросом в Индии, где проводились выборы. Давление на котировки также оказывает небольшое увеличение складских запасов на терминале RBCT и политическая неопределенность в связи с выборами в ЮАР, в результате которых старейшая партия Африканский национальный конгресс (АНК) потеряла большинство впервые за 30 лет, при этом АНК должна создать коалицию с другой партией, а действующий президент страны Сирил Рамафоса, возможно, будет вынужден уйти в отставку. В связи с этим представители крупного бизнеса заявили, что в случае коалиции АНК с партией, выступающей за национализацию активов и введение новых налогов, соглашения с правительством будут разорваны.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao скорректировались чуть ниже 123 долл./т. из-за увеличения гидрогенерации в результате обильных дождей (в южных и восточных провинциях страны), которые, как ожидается, продлятся до начала июля. При этом Национальный климатический центр КНР заявил, что в июне начал формироваться эффект Ла-Нинья, который принесет больше дождей в северную часть страны.
Энергетический комитет Китая заявил, что тепловая генерация в стране упала на 9.4% с начала года и потребление угля сократилось на 10.3%.
Кроме того, на крупных шахтах цены были понижены на фоне возобновления эксплуатации небольших шахт, остановленных ранее в связи с нарушением техники безопасности.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.20 млн т. до 14.4 млн т., потребление угля выросло с 765 тыс. т. до 770 тыс. т. в сутки, запасы в 9 крупнейших портах составили 25.3 млн т. (-0.3 млн т. к 29.05.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел до 94.5 долл./т. (-1.5 долл./т. к 29.05.2024 г.), по причине стабильного предложения, а также ограниченного спроса в Индии, где в мае увеличилась внутренняя добыча (+10% к маю 2023 г.), и в Китае, где наблюдается рост гидрогенерации.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 140 долл./т. в связи с ухудшением фундаментальных факторов, включая спрос в КНР и странах АТР. Кроме того, США нарастили экспорт угля по сравнению с прошлой неделей до 0.9 млн т., или на 23%, составляя конкуренцию австралийскому материалу. Однако некоторые австралийские поставщики не стремятся снижать цены и ожидают, что антироссийские санкции приведут к росту спроса со стороны потребителей в южном регионе Китая.
Индекс австралийского металлургического угля HCC подрос выше 255 долл./т. на ожиданиях ухудшения предложения на июль. Котировки американского угля также укрепились в связи с прогнозом ограниченного предложения низколетучего материала.
Кроме того, результаты выборов в Индии с победой партии Моди говорят о продолжении курса с увеличением мощностей сталелитейной отрасли и развитием инфраструктуры, при этом на прошлой неделе агентство ICRA повысило прогноз роста внутреннего спроса на сталь с 7% до 10%. В связи с окончанием политического процесса индийские металлургические предприятия могут на следующей неделе начать пополнять запасы угля. Позитивным фактором также является пакет стимулирующих мер, ранее принятый властями КНР для поддержания сектора недвижимости и способствующий улучшению конъюнктуры на рынке стали.
Налог на добычу угля вновь повышается
Минфин предложил увеличить налоги на добычу угля и других полезных ископаемых с 2025 г. Новый законопроект был представлен на рассмотрение Госдумы 3 июня. Данной инициативой правительство стремится компенсировать выпадающие доходы от отмены экспортной пошлины, однако увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль чревато снижением добычи и инвестиций, а также дальнейшим сокращением экспорта.
Согласно законопроекту, для энергетических и коксующихся углей предлагается установить дополнительную надбавку к ставке НДПИ в размере 10% от превышения цен в морских портах Дальнего Востока. Пороговая цена для энергетического угля установлена в 100 долл./т. на базисе FOB Восточный 5500 ккал, для коксующегося — 140 долл./т.
На фоне падения цен на международном рынке, роста себестоимости и транспортных расходов экспортеры уже сталкиваются с отрицательной рентабельностью по большинству направлений. За последние годы налоговая нагрузка на угольщиков увеличивалась неоднократно. В 2023 году НДПИ повышался для антрацита, коксующегося и энергетического угля до 380 руб./т., а осенью того же года и в начале 2024 г. весь угольный экспорт облагался пошлиной в размере 4–7% с привязкой к курсу USD/RUB.
Дополнительное повышение НДПИ вызывает опасения с учетом регулярного повышения тарифов РЖД, увеличения себестоимости, ставок фрахта и перевалки, а также падения индексов на международном угольном рынке. Кроме того, давление на российские компании, добывающие энергетический уголь, во 2 квартале 2024 г. окажет коэффициент-дефлятор к ставке НДПИ, который был повышен до 0.906, или на 8% к 1 кварталу 2024 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-мая 2024 г. снизилась до 86.8 млн т. (-4.8 млн т. или -5.3% к январю-маю 2023 г.). Экспортные ж/д отгрузки в январе-мае текущего года упали до 78.8 млн т. (-10.5 млн т. или -11.8% к январю-маю 2023 г.).
Прибыль российских угольных компаний в январе-марте упала на 97%
Прибыль российских угольных компаний по итогам 1 квартала 2024 г. составила 47.7 млрд рублей (-120.2 млрд руб. или -71.5% к 1 кварталу 2023 г.), однако убытки увеличились почти в 3 раза до 43 млрд руб. Таким образом, сальдированная прибыль (за вычетом убытков) упала в 33 раза до 4.7 млрд руб. (-148.8 млрд руб. или -97% к 1 кварталу 2023 г.).
При этом доля убыточных компаний увеличилась до 50% против 39% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.), что обусловлено падением цен на мировом рынке и кратным увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, введенные экспортные пошлины, растущие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Таким образом, в случае сохранения текущей тенденции экспорт российского угля в 2024 г. сократится на 50 млн т., в 2025 г. при сохранении санкционного режима против СУЭК, Мечела и Сибантрацита на рынок не попадет почти 65 млн т. угля.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-мая 2024 г. снизилась до 86.8 млн т. (-4.8 млн т. или -5.3% к январю-маю 2023 г.). Экспортные ж/д отгрузки в январе-мае текущего года упали до 78.8 млн т. (-10.5 млн т. или -11.8% к январю-маю 2023 г.).
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы наблюдался рост цен выше 110 долл./т. Поддержку котировкам оказывают такие факторы, как увеличение волатильности в ценах на газ, потепление и сокращающиеся складские запасы. На бумажном рынке сохраняется ситуация контанго, при которой контракты Q3-2024 и Сal-25 торгуются с премией по отношению к споту на уровне выше 115 долл./т. и выше 120 долл./т., соответственно.
Газовые котировки на хабе TTF достигли локального максимума в 400 долл./1000 м3 и скорректировались вниз до 377 долл./1000 м3 (-11 долл./1000 м3 к 22.05.2024 г.), что обусловлено опасениями полного прекращения поставок газа из России и увеличением запасов газа в европейских подземных хранилищах до 69%. Запасы угля на терминалах ARA сократились на 4% до 5.2 млн т. (-0.25 млн т. к 22.05.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 подскочил выше 110 долл./т. на фоне стабильного спроса в Индии и странах АТР. На прошедшей неделе наблюдалась активность со стороны индийских производителей губчатого железа, цемента и трейдеров.
Совет директоров южноафриканской генерирующей компании Eskom с целью борьбы с энергетическим кризисом принял решение отложить закрытие 3-х угольных электростанций (Hendrina, Camden и Grootvlei) и продлить срок их эксплуатации до 2030 г.
Цены на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1.5 долл./т. до 123 долл./т. в связи с ростом потребления, сокращением добычи и необходимостью пополнения запасов в преддверии лета. Многие участники рынка сохраняют оптимизм в отношении котировок в среднесрочной перспективе, полагая, что добыча в Китае не сможет существенно увеличиться и спрос будет превышать предложение благодаря резкой загрузке мощностей кондиционирования.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС подросли до 14.16 млн т. (+0.3 млн т. к 22.05.2024 г.), потребление угля выросло с 754 тыс. т. до 765 тыс. т. в сутки, запасы в 9 крупнейших портах остались практически без изменений на уровне 25.6 млн т.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR вырос на 2 долл./т. до 96 долл./т. по причине ограниченного предложения, при этом некоторые добывающие компании в Восточном Калимантане отмечают замедление темпов добычи на 30% в связи с проливными дождями. Низкокалорийный материал подешевел до 55 долл./т. ввиду невысокого спроса на спотовом рынке (один из поставщиков на прошедшей неделе не смог найти покупателя на уголь 4200 ккал/кг GAR с поставкой в июне).
Добыча в Индонезии в апреле упала до 62 млн т. (-12% к марту 2024 г.). При этом по итогам января-апреля по сравнению с прошлым годом наблюдался 8% рост объемов производства до 263 млн т. (+19 млн т. к январю-апрелю 2023 г.), однако показатели оказались меньше запланированных и согласованных правительством.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался ниже 140 долл./т. под давлением низкого спроса со стороны Японии и других стран АТР.
Предположительно между компанией Glencore, а также японскими Japanese General Industry и Japanese power utility был согласован бенчмарк на уголь 6322 ккал/кг GAR по цене 145.95 долл./т. FOB, поскольку участники рынка отмечают, что некоторые японские компании придерживаются данной цены, которая снизилась на 27% по сравнению с прошлогодними 199.95 долл./т. FOB. Однако Tohoku Electric Power еще не достигла соглашения с Glencore и, вероятно, переключилась на индексное ценообразование в поставках Glencore на 2024-2025 финансовый год.
Индекс австралийского металлургического угля HCC снизился до 240.00 долл./т. на фоне неопределенности направления движения котировок, из-за чего некоторые участники рынка заняли выжидательную позицию. Цена на аналогичный материал из США упала до 9-месячных минимумов в результате невысокого спроса в Европе и странах АТР. Согласно недавнему исследованию Minespans от McKinsey & Co. и McCloskey, общемировая добыча металлургического угля превысила доковидные уровни и оценивается на 2024 г. в объёме 324 млн т., что, в частности, обусловлено увеличением производства в России.
Негативным фактором также является то, что Китай планирует продолжать сокращение производства стали с целью уменьшения выбросов СО2 и потребления энергии в 2024-2025 гг. на 2.5% и 3.9% соответственно.
ФАС и РЖД не поддержали меры по стимулированию экспорта угля
Федеральная антимонопольная служба не поддержала возврат льготных коэффициентов к тарифу РЖД на экспортные перевозки угля, что грозит потерей 30–40 млн т. российского экспорта в 2024 г.
В апреле текущего года Минэнерго предложило возобновить применение понижающих коэффициентов в размере 0.4 за дальность и 0.895 для перевозок энергетического угля на экспорт, отмененных в июне 2022 г. Кроме того, было предложено ввести скидки в размере 12.8% на отгрузки в направлении северо-западных и южных портов с целью поддержать российскую угольную промышленность на фоне низких мировых цен, увеличившихся транспортных издержек и роста себестоимости.
При этом в текущих условиях на южном и северо-западном направлениях с действующими железнодорожными тарифами и ставками перевалки в портах поставки оказались нерентабельны, а применение понижающих коэффициентов позволило бы увеличить перевозки и разгрузить Восточный полигон, на котором выросло число приоритетных грузов при снижении приоритетности угля.
РЖД также выступают против возвращения льгот и понижающих коэффициентов, а также не готовы предоставлять скидки на перевозки угля на северо-запад и юг в размере 12.8% без компенсационных тарифных решений в отношении перевозок угля в восточном направлении.
Дополнительное давление на российские компании, добывающие энергетический уголь, во 2 квартале 2024 г. окажет коэффициент-дефлятор к ставке НДПИ, который был повышен до 0.906, или на 8% к 1 кварталу 2024 г., хотя ранее правительство не планировало повышать налоговую нагрузку для отрасли. При этом прибыль российских угольных компаний (за вычетом убытков) в январе-феврале 2024 г. упала в 5.3 раза со 107.59 млрд до 20.3 млрд руб. (-87.29 млрд руб. к январю-февралю 2023 г.), а доля убыточных предприятий увеличилась с 39% до 46%.
Экспорт российского угля по итогам января-апреля 2024 г. упал до 62.3 млн т. (-8.6 млн т. или -12.1% к январю-апрелю 2023 г.), что обусловлено неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке, а также увеличением издержек и санкционного давления, которые будут приводить к дальнейшему сокращению поставок российского угля.