В Минпромторге рассказали, когда начнутся полеты полностью импортозамещенного МС-21. По словам главы ведомства Антона Алиханова, старт ожидают в конце марта – начале апреля 2025 года.
Об этом Алиханов заявил в интервью каналу «Россия 24». Он добавил, что на начало следующего года запланированы сертификационные полеты на отечественном двигателе ПД-14. Ранее планировалось, что летные испытания полностью импортозамещенного самолета МС-21 с двигателем ПД-14 начнутся в текущем году.
Ранее сообщалось, что серийное производство самолета МС-21 с российскими двигателями начнется в России в 2024 году. К этому времени все детали и двигатели самолетов будут полностью российского производства. В 2023 году Ростех собирался выпустить шесть МС-21, в 2024 году — 12 и далее продолжит наращивать производство.
В Хабаровском крае набирает обороты производство овощей и ягоды, выращенных в закрытом грунте — в теплицах на минеральном субстрате. Аграрии получают гранты от минсельхоза и накрывают пленкой целые гектары. Именно так сделал Михаил Белорусцев: в 2023 году он вместе с сыном получили поддержку на семейную ферму и выстроили туннельные теплицы для выращивания клубники протяженностью в 1 га.
До села Екатеринославка в районе имени Лазо от Хабаровска примерно час езды. Здесь стоит 18 тоннельных теплиц, накрытых прочной промышленной пленкой. Сейчас жарко, и конструкции до середины приоткрыты, чтобы растениям не было слишком жарко. Но с приходом осени пленку опустят, и ягода будет давать урожай вплоть до наступления ноября. Клубника растет не на земле – в кокосовом субстрате, в который автоматика подает питательные вещества. В этом году здесь полностью обновили посадочный материал - укоренили больше 70 тысяч кустов клубничной рассады. Ее, кстати, как грунт, удобрения и препараты для опрыскивания заказывают в Европе – сплошная «санкционка».
— Мы и рады бы наш, отечественный посадочный материал брать, но пока в России нет необходимого на всех количества, — говорит партнер СППССК «Лазовская Ягода» Ольга Чун. — А в Европе это давно отлажено и поставлено на поток, Голландия всегда дает гарантированное качество, что семян, что рассады. На их материале с куста можно собирать от 100 до 500 граммов ягоды. Корешки приходят в замороженном виде, в специальных ящиках. Мы их оттаиваем и высаживаем по весне. В этом году мы заменили сорт, теперь у нас только итальянский «Мурано». Он характеризуется хорошим внешним видом: все ягодки конусовидные, с четким рисунком из семян, ягода ароматная, очень сладкая, и пахнет малиной. Сорт ранний, ремонтантный, плодоносит с июня до заморозков. Хороший посадочный материал можно эксплуатировать 2-3 сезона, потом производительность падает.
Сейчас выращиванием клубники в Екатеринославке занимается сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий снабженческо-сбытовой кооператив (СППССК) «Лазовская Ягода». Под этим брендом, кстати, продукцию продают на сельхоз ярмарке выходного дня возле цирка, а также на фермерской уличной площадке возле торгового центра «Экодом». Основоположник всего – хабаровский аграрий Михаил Белорусцев – начинал эксперименты по выращиванию клубники в закрытом грунте еще в 2020 году.
— 5 лет назад уже, получается, поставил в селе Краснореченское 3 теплицы, — рассказывает Михаил Белорусцев. — Когда начинал – думал, что буду деньги лопатой грести. Начитался всякого: что с одного куста можно получать до килограмма ягоды! А в теплицу на 100 квадратов можно до тысячи кустов клубники высадить. Зимой ее стоимость уже доходит до полутора тысяч рублей за килограмм. Но потом понял – чтобы много зарабатывать нужно много вкладывать. Крупные торговые сети у нас работают с объемом, им несколько килограммов можно даже не предлагать. А чтобы выращивать ее тоннами, нужно ставить теплицы площадью 3-10 гектаров. Но работать можно – у нас очень много солнца, даже больше, чем на Кубани. А сложные погодные условия можно нивелировать выращиванием в теплицах. Так что те, кто оправдывает свое лежание на печи тем, что Хабаровский край – зона рискованного земледелия – просто, я считаю, лентяи.
В прошлом году в Екатеринославке собрали больше 30 тонн ягоды за сезон. В этом намерены получить порядка 37 тонн. Первый урожай в этом году собрали 29 июня. Сейчас стабильно снимают в день от 100 до 300 килограммов. Сотрудники выходят в теплицы в 5 утра и работают примерно до 11-12. Получают за каждый собранный килограмм по 50 рублей – в день можно заработать 5-7 тысяч.
— Главное при сборе – не брать ее руками, — учит нас бригадир Валентина Юркова. — Ягода нежная, если схватить за бочок – потом там начинает портиться. Берем аккуратно за хвостик, обрываем – и в корзинку. Сортируем сразу – крупная к крупной, средняя к средней. Мелкой пока нет: как правило, ягода мельчает к исходу сезона, а у нас только первая волна пошла. Вес от 30 до 50 граммов, но хочу вам открыть секрет: самые сладкие не огромные клубничины, а как раз такие аккуратные, средненькие.
Чего не хватает, так это пчел, говорят аграрии. Поэтому на опылении клубники работают иностранные полосатые граждане – шмели. На гектаре рассредоточено несколько домиков, трудяги ежедневно выходят на работу – и к вечеру возвращаются в улей. Ольга Чун, партнер СППССК «Лазовская Ягода», которая сейчас отвечает за сбор и сбыт клубники, рассказывает – к шмелям относятся, как к сотрудникам. Некоторым даже дали имена, а на днях одного из мохнатых спасли из бассейна – видимо, залетел охладиться и чуть не утонул.
— У нас Михаил и Владимир постоянно проходят обучение и говорят, что пока производство тепличной клубники в регионе в зачаточном состоянии, — говорит Ольга Чун. — У нас ведь как – по старинке, на глазок, удобрение отмерить – так чайной ложкой или спичечным коробком. А там агрономы опытные, знают – если клубнику хорошо не кормить, большого урожая не получишь. Также за растениями нужен постоянный уход – климат влажный, очень его любят всякие грибки и паразиты. Опять же – дневные и ночные перепады температур. Если клубнику несколько раз за сезон не обработать по листу биоразлагаемыми препаратами, она может вся на корню погибнуть. И трипс может напасть, и другие вредители. Поэтому мы в прошлом году купили отечественную машину для опрыскивания, она заходит в тоннель, разворачивается и в несколько рук начинает работать. Мы используем только сертифицированную химию. Вообще эта машина, часть денег за которую, кстати, нам компенсировал краевой минсельхоз, примерно на 80% упростила нам обработку. Но покупатели могут не волноваться – препараты, которые мы используем, полностью безопасные и для взрослых, и для малышей. У меня шестеро детей, самый маленький, можно сказать, вырос на этой ягоде.
В сезон ягода идет по цене 400-500 рублей за полкилограмма. За честные полкило, подчеркивает Ольга, литрами не продают. Ведь в литре, как известно, в зависимости от размера ягоды, не больше 600 граммов веса. И выходит, если покупать клубнику литрами – за килограмм выходит 1200 р.
— В прошлом году сбор был до 18 октября, — продолжает Ольга. — Была очередная ярмарка, мы стояли на набережной в закрытой палатке – то есть людям не было видно меня и товар. Но я заметила – многие принюхивались и шли на запах, он по осени гораздо острее, потому что клубника созревает медленно, от рассеянного тепла. Интересно, что люди до сих пор сомневаются, что мы продаем собственную клубнику, а не китайскую. Меня периодически подкалывают – из какого района КНР привезли? Но мы можем выращивать продукт в разы лучше, чем соседи. Просто нужно очень много работать. И поддержка государства необходима – самим закрыть теплицей 2 и больше гектаров невозможно. А нормальный доход получается, как ни крути, от объема. Эту теплицу Владимир Белорусцев поставил, получив грант чуть больше 25 миллионов рублей на семейную ферму. Этих денег не хватило – добавляли. Сейчас изучаем технологии, которые позволяют при меньших вложениях получать больший урожай и думаем об очередном гранте. Хотелось бы заявить о себе не только в Хабаровске, но и в крае, и за его пределами.
Получить поддержку фермеры, занятые выращиванием ягоды, могут по линии краевого минсельхоза. Начинающим аграриям выдают порядка 3 млн рублей по гранту «Агростартап». Опытные сельхозтоваропроизводители, которые работают не один сезон и могут продемонстрировать впечатляющие результаты, имеют право претендовать на грант, который выдают на семейные фермы – до 30 миллионов рублей.
— В этом году грант на развитие семейных ферм получили 2 человека, — рассказывает Андрей Романченко, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края. — Выдали порядка 56 миллионов рублей, причем 44,5 – деньги федерального бюджета. Сейчас завершаем принимать заявки на дополнительный отбор на грант, и там один из комплектов документов тоже касается установки теплицы площадью 1 га для выращивания ягоды. Если комиссия его утвердит – профинансируем еще один проект. Сейчас на выращивании клубники в крае занято порядка 10 производителей, в основном мелкие фермеры. А потребность в ягоде местного производства, как видите, есть. Если считать, что в Хабаровске порядка 600 тысяч человек населения, то есть около 200 тысяч семей по 3 человека в среднем, и каждому нужно в год хотя бы килограмм клубники – представляете, какое поле для сбыта открывается? Нужно хотя бы 200 тонн в год, а у нас производство сейчас 50-70 тонн максимум. Рынок открыт – дерзайте. Также поддержку можно получить на закладку многолетних насаждений в открытом грунте – на ту же клубнику, или бруснику, жимолость. Там денег поменьше дают – порядка 250 тысяч на гектар. Ну и за 2-3 недели урожая нужно обработать большие площади, требуется машинная уборка – это уже довольно затратно получается. А вот теплицы, на мой взгляд – это беспроигрышный вариант.
Нехватка рабочих рук стала нормальной ситуацией для дальневосточных предприятий. Сотрудники переезжают жить в западные регионы, подписывают контракт с Министерством обороны или отправляются на заработки вахтовым методом. В то же время промышленное производство ключевых субъектов ДФО только растет. Логичный вопрос – как это работает? Ответ – все держится на тех, кто остается. Ненормированный график, увеличенная нагрузка и работа по выходным стали уже обыденной практикой на дальневосточных предприятиях. Одним из реальных решений проблемы нехватки рабочих рук является роботизация производственных процессов. О том, как роботы уже заменяют персонал дальневосточных заводов, рассказал руководитель компании «Сертприм Роботикс» и эксперт EastRussia Андрей Безносенко.
В 2024 году промышленность ключевых производственных регионов - Приморского и Хабаровского краёв - выросла на 6 и 7 % соответственно. Однако за тот же период времени население этих субъектов сократилось на 6,7 и 4,6 тысяч человек. Собственники предприятий говорят, что кадровый дефицит – это уже не временная сложность, а новая нормальность. Опыт владельцев заводов подтверждает исследование РАНХиГС, согласно которому весной 2024 года 65% предприятий ДФО испытывали нехватку сотрудников, что стало рекордом за последние 25 лет.
Причины кадрового дефицита самые разные: это и миграционные ограничения, и уход мужчин на СВО, и отток населения в центральные регионы и на «вахты». Оценить точные масштабы сокращения рабочей силы довольно сложно. Однако информация из прессы позволяет сделать приблизительные выводы. Например, в 2024 году только из Приморского края было депортировано порядка 1,5 тысячи мигрантов. За первые три месяца того же года контракт с Минобороны заключили 2,6 тысячи приморцев, а в 2023‑м добровольно отправились служить ещё 9 тысяч местных жителей. Таким образом, речь идёт о десятках тысяч работников преимущественно физического труда – тех самых «синих воротничков», дефицит которых всё более остро ощущается на предприятиях региона.
В результате перед бизнесом стоит резонный вопрос — «где взять сотрудников»? Но если взглянуть на проблему иначе, то его можно перефразировать в формулировку: «Кем заменить сотрудников?». Отсюда получаем такой же нестандартный ответ – роботами! И хотя многие по-прежнему воспринимают роботов как героев фантастики и антиутопий, современные технологии делают их доступными не только крупным компаниям, но и малому бизнесу.
Звучит удивительно, но современные коллаборативные роботы (коботы) способны выполнять широкий спектр операций: от фасовки и упаковки до сварки и паллетирования. Один кобот, как правило, может заменить от 2 до 4 работников на монотонных операциях. При этом он не увольняется, не уходит в отпуск и не требует постоянного найма и обучения.
Коллаборативные промышленные роботы (коботы) — это роботы, специально разработанные для безопасной совместной работы с людьми на производстве. В отличие от традиционных промышленных роботов, которые работают за защитными ограждениями, коботы могут находиться в непосредственной близости от персонала благодаря встроенным датчикам безопасности и системам ограничения силы воздействия.
Практика показывает, что инвестиции в роботизацию становятся всё более оправданными. Стоимость внедрения одного робота составляет от 3 до 5 млн рублей. В то же время затраты на содержание эквивалентного штата из двух сотрудников с учётом социальных выплат, больничных, текучки и простоев могут составить сопоставимую сумму уже в течение 1,5–2 лет, в то время как подтвержденный мировой практикой срок службы промышленных роботов составляет более 30 лет.
Не сложно подсчитать, что средняя продолжительность периода окупаемости робота равна примерно 1,75 годам, а полный срок службы данного технического устройства состоит из примерно 25-ти таких циклов окупаемости, поскольку подтверждённая производителем средняя наработка на отказ составляет 50 тысяч часов.
Умножив количество циклов окупаемости на цену робота, получаем общую финансовую выгоду, которую предприятие получит за счёт экономии на трудовых ресурсах. При средней цене робота в 4 млн рублей, размер сэкономленных средств составит 93 миллиона рублей. Данный расчёт приведён с учётом покупательной способности денег именно на сегодняшний день. Со временем инфляция неизбежно снизит реальную стоимость накопленных средств, однако величина экономического эффекта в пропорции к рыночным ценам останется неизменной.
Таким образом, уже через полтора-два года эксплуатации, робот окупит себя, а через 20 лет - принесёт как минимум десятикратную выгоду.
Основной вопрос, который беспокоит бизнес при установке робота – «Что делать, если он сломается?». Говоря деловым языком - как быть с сервисной поддержкой. Сегодня эта проблема уже решена. На дальневосточном рынке есть отечественные компании, которые собирают роботов из зарубежных деталей, «пишут» под них русскоязычное ПО и обеспечивают полное сервисное обслуживание. В случае неисправности российские инженеры в течение 1‑2 суток прибывают на объект и устраняют неполадку. В большинстве случаев проблема решается нажатием двух-трёх кнопок и перезапуском программы. Если де неполадка более серьёзная и требует снятия робота с линии, то представители компании-установщика предоставляют подменный прибор, тем самым не останавливая производство.
С другой стороны, к настоящему моменту имеются предприятия, которые накопили негативный опыт работы с роботами и транслируют информацию о своих неудачах. Как правило, это те компании, которые решили приобрести готового робота из Китая и установить его самостоятельно. Действительно, покупка робота из КНР обходится на 10–30% дешевле, чем его приобретение в России. Однако за низкой ценой скрываются серьёзные риски. Китайские производители, как правило, предлагают готовые комплекты без дальнейшего сервиса и адаптации к российским условиям. Настройка робота специалистами из Китая, а тем более его дальнейший ремонт, обходятся чрезвычайно дорого. Более того, есть практика, когда китайские поставщики попросту перестают отвечать на звонки и сообщения. В результате владелец производства остаётся один на один с вышедшим из строя оборудованием и несёт убытки из-за остановки линии или не имеет возможности перестроить робота под другую задачу.
Таким образом, заниматься самостоятельной установкой роботов можно, но при одном условии – если у вас есть сотрудник, который сможет разобраться с новой техникой и общаться с ней на одном языке. В противном случае стоит искать поддержки у профессионалов.
Современные реалии, говорят о том, что Дальний Восток может и должен стать площадкой для ускоренной роботизации производства. Сегодня регион переходит от сырьевой экономики к выпуску товаров с высокой добавленной стоимостью. За последние десять лет объём промышленного производства ДФО увеличился на 30% против 29% в среднем по стране, добыча полезных ископаемых – на 32% (против 10% по стране), объем строительства – на 107% (против 32% по стране). Этому способствует широкий спектр созданных в ДФО преференциальных режимов: территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, специальный административный район «остров Русский». В Государственной Думе находится законопроект о создании международных территорий опережающего развития, ориентированных привлечение иностранных инвесторов в производство продукции с высокой добавленной стоимостью.
В то же время, темпы внедрения промышленных роботов на Дальнем Восток оставляют желать лучшего. На весь макрорегион приходится всего 93 промышленных и логистических робота, что составляет лишь 0,6% от их общего количества в стране. На каждые 10 тысяч рабочих мест в макрорегионе насчитывается лишь один робот. В среднем по стране это показатель составляет 19 роботов. Однако Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» устанавливает, что к 2030 году Россия должна войти в топ-25 стран по показателю плотности роботизации. Эксперты, подсчитали, что для выполнения данной задачи на каждые 10 тысяч рабочих мест стране должно приходиться не менее 194-х роботов. Дальний Восток здесь не исключение, а значит темпы роботизации макрорегиона должны быть на порядок интенсивнее, чем в среднем по стране.
Роботизация Дальнего Востока сегодня уже приобрела формат жизненной необходимости. Традиционные подходы кадрового найма себя практически исчерпали, а масштабирование производства за счёт перегрузки имеющегося персонала представляется как тупиковый путь. Внедрение роботов позволит заменить десятки сотрудников на монотонных операциях и принести многократную выгоду собственникам предприятий.
Текущий же уровень роботизации ДФО катастрофически низок. Поставленные государством задачи, равно как и социально-экономические реалии, требуют ускоренных темпов внедрения промышленных и логистических роботов. Для этого в регионе создан целый спектр преференциальных режимов, и уже существуют собственные дальневосточные компании-интеграторы, осуществляющие полное сопровождение процессов взаимодействия с роботами.
На дальневосточных предприятиях отрасли планируется проведение работ по модернизации и расширению мощностей для выпуска самолетов гражданской авиации – МС-21 и SJ-100. Серийный выпуск самолетов с российскими комплектующими ранее был отложен на более поздний срок, но в компаниях заявляют об успешном прохождении летных испытаний, позволяющих начать поставки в установленные на текущий момент сроки. Тем не менее проблемным проектом остается легкий самолет «Байкал», который планируется широко использовать в малой авиации. Разработчики воздушного судна сообщают о продолжающихся работах в рамках проекта на фоне информации о его возможном закрытии.
Авиастроительная отрасль в России в настоящее время испытывает ряд трудностей. Финансирование производства самолетов и вертолетов из федерального бюджета на 2025 г. планируется существенно сократить. Так, федеральный проект «Производство самолетов и вертолетов» получит на 22,4 млрд рублей меньше, чем планировалось в действующем федеральном бюджете (101,2 млрд рублей). Комитет по промышленности Госдумы выдал положительное заключение на законопроект о соответствующих поправках к федеральному бюджету на 2025 г. В свою очередь, в рамках госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ» федеральный проект в случае принятия законопроекта получит только 12,8 млрд рублей из ранее предусмотренных 54,7 млрд рублей. Сокращение финансирования госпрограммы «Развитие авиационной промышленности» составит 9,6 млрд рублей (из предусмотренных 46,5 млрд рублей). Главным образом, предполагается сократить субсидии лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на закупку воздушных судов, а также субсидии авиакомпаниям на компенсацию части затрат, связанных с обслуживанием воздушных судов. Сумма такого сокращения может составить 8,5 млрд рублей.
Сокращение субсидий связано с переносом сроков и сокращением объемов Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли, разработанной Минтрансом при участии Минпромторга (утверждена правительством в июне 2022 г.). Объем капитальных затрат в ее рамках оценивался в 1 трлн рублей, включая 284 млрд рублей средств ФНБ, 381 млрд рублей банковских кредитов, 123 млрд рублей средств участников инвестпроекта, 215 млрд рублей бюджетных средств. Изначально поставки самолетов в рамках программы планировалось начать с 2023 г., но в мае 2024 г. Минпромторг перенес сроки начала поставок на 2025 г. Первый вице-премьер Д.Мантуров заявлял о возможности корректировки программы.
В заключении комитета Госдумы сокращение бюджета отрасли в 2025 г. связывают с высокой ключевой ставкой ЦБ, отмечая, что она негативно влияет на проекты с долгим сроком реализации и продолжительным циклом производства продукции. Проблемами отрасли также являются нестабильность поставок комплектующих, незавершенность опытно-конструкторских работ. В госкорпорации «Ростех», тем не менее, заявляют о сохранении неизменными своих планов по поставкам самолетов. В 2026 г. планируется начать поставки пассажирских самолетов SJ-100 и МС-21.
Минпромторг намерен выделить 14,2 млрд рублей на опытно-конструкторские работы по улучшению двигателя ПД-14, который будет устанавливаться на самолеты МС-21. В частности, планируется усовершенствовать силовую установку для более эффективного расхода топлива, снижения веса и уменьшения шума двигателя. Также средства должны быть направлены на повышение ремонтной технологичности самого двигателя и деталей к нему. Согласно текущим планам, в 2025 г. авиакомпаниям должны быть переданы девять МС-21-310 (базовая версия самолета), в 2026 г. – 31 самолет, в 2029 г. ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21 в год. В феврале «Объединённая двигателестроительная корпорация» передала Иркутскому авиационному заводу (филиал ПАО «Яковлев») партию новых двигателей ПД-14 с российскими комплектующими для сборки лайнеров МС-21.
В марте «Яковлев» получил новый, расширенный сертификат одобрения производственной организации №ФАВТ-И-11, что предполагает одобрение серийного производства МС-21. При этом Комсомольскому-на-Амуре авиационному заводу в Хабаровском крае был передан объем изготовления 16 обшивок отсека фюзеляжа лайнера МС-21. Ранее эту часть комплектующих для самолета производили на заводе «Авиастар» в Ульяновске. Глава Минпромторга А.Алиханов в марте сообщал, что первые сертификационные полеты МС-21 с российскими комплектующими планируется начать в июне-июле 2025 г.
Следует отметить, что на Иркутском авиационном заводе к 2030 г. планируется реализовать проект технической модернизации для обеспечения серийного выпуска МС-21 в количестве 36 самолетов в год. В том числе запланированы капитальное строительство новых и реконструкция имеющихся производственных помещений, участков, корпусов, организация дополнительных складских площадей и техническое переоснащение завода.
В конце апреля в Комсомольске-на-Амуре совершил первый полет третий опытный образец SJ-100 (SSJ-100 с российскими комплектующими) с двигателями ПД-8. Сертификационные испытания лайнера планируется завершить в 2025 г., начать поставки – с 2026 г. Первый полет SJ-100 с ПД-8 был совершен 17 марта, самолет провел в воздухе 40 минут на скорости 500 км/ч и высоте 3000 м. Всего до 2030 г. предполагается выпустить 142 самолета. Ранее начать осуществлять поставки SJ-100 предполагалось в 2023 г.
В Комсомольске-на-Амуре ПАО «Яковлев» планирует построить логистический центр со сборочным участком двигателей для SJ-100, а также центр специализации по сборке дверей и люков гражданских авиалайнеров МС-21, SJ-100, Ил-114, Ту-214.
Неопределенной остается ситуация вокруг проекта легкого многоцелевого турбовинтового самолета «Байкал» (ЛМС-91). 14 мая вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев заявил, что проект не развивается, в связи с чем самолет не будет выпущен. Он сообщил, что Минпромторг вместо реализации проекта «Байкала» предлагает ремоторизировать самолеты Ан-2. Его слова опровергли в Минпромторге и «Уральском заводе гражданской авиации» (УЗГА). В апреле 2025 г. с «Уральским заводом гражданской авиации» был подписан контракт на доработку самолета на общую сумму 10,1 млрд рублей.
Технический директор УЗГА В.Шорохов отметил, что программа по созданию самолета «Байкал» выполняется в соответствии с графиком, установленным госконтрактом, а также сообщил, что уже создано два летных образца. По его словам, в настоящий момент ведется производство третьего летного образца с двигателем ВК-800 с выходом на испытания в конце текущего года. Сертифицировать самолет планируется в 2026 г. В начале текущего года на территории опережающего развития (ТОР) «Хабаровск» в Комсомольске-на-Амуре началось строительство завода по производству «Байкала», рассчитанного на 20 самолетов в год. До 2030 г., согласно обновленным весной 2024 г. планам Минпромторга, объем поставок «Байкалов» должен составит 139 самолетов.
В конце марта в УЗГА сообщали, что основная работа в рамках проекта сосредоточена на работах по замене импортной силовой установки[2] ЛМС-901 «Байкал» на российский двигатель ВК-800 и воздушный винт АВ-901 и получении сертификата типа (сертификат, подтверждающий соответствие воздушного судна действующим требованиям летной годности, установленным национальным воздушным законодательством).
Следует отметить, что связи с текущими задачами произошли изменения и в руководстве УЗГА. В начале текущего года совет директоров УЗГА возглавил М.Погосян – в прошлом ректор МАИ (2016-25 гг.), президент ОАК (2011-15 гг.), гендиректор ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» (2003-07 гг.), генеральный конструктор РСК МиГ (2009-11 гг.). В УЗГА М.Погосян стал курировать гражданские проекты и вопросы финансирования. Прежде совет директоров УЗГА возглавлял В.Бадеха, с ноября прошлого года он руководит ОАК и ПАО «Яковлев». Уход М.Погосяна из ОАК сопровождался критикой проекта Sukhoi Superjet со стороны правительства в связи с высокой стоимостью, низким уровнем локализации и проблемами с эксплуатацией. В то же время в пользу его управленческого опыта в сфере гражданского самолетостроения свидетельствует выход SSJ-100 на рынок и его применение в российской авиации.
В судостроительной отрасли Дальнего Востока сохраняются проблемы, связанные с закредитованностью предприятий, дефицитом кадров, преобладанием крупноузловой сборки и проблемами с поставками оборудования. С учетом значительности приписанного к дальневосточным портам рыбопромыслового флота наблюдается потребность в развитии судоремонтных мощностей в макрорегионе, в том числе на базе уже существующих предприятий.
В 2024 г. в российской судостроительной отрасли наблюдалось снижение производства. По итогам года совокупная стоимость сданных в РФ судов сократилась на 8,7% относительно 2023 г., до 301,4 млрд рублей. Тем не менее показатель все еще превосходит объемы, наблюдавшиеся в отрасли до 2023 г. (в 2012-22 гг. ежегодная совокупная стоимость сданных судов не превышала 261,6 млрд рублей). Количество сданных в 2024 г. судов и кораблей тоннажем более 50 тонн составило 125 единиц (на 5 единиц больше, чем годом ранее).
Среди отдельных российских судостроительных предприятий по итогам 2024 г. лидером по объему портфеля заказов оказался дальневосточный ССК «Звезда» (Приморский край, город Большой Камень, консорциум АО «Роснефтегаз», НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк»). Портфель составляет 975 млрд рублей и 5 млн тонн (60 судов). Ранее ожидалась смена собственника этого крупного отраслевого предприятия, но она так и не свершилась.
В марте «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК, находится в управлении ВТБ) отказалась от планов приобретения «Звезды». Глава ВТБ А.Костин сообщил об отсутствии у корпорации необходимых для покупки судоверфи средств. В ВТБ заявили, что у предприятия уже имеется эффективный собственник. Продажа «Звезды» планировалась в целях консолидации дальневосточных судостроительных активов и повышения эффективности отрасли. С продажей верфи эксперты отрасли связывали возможность решения существующих проблем предприятия, таких как низкий уровень локализации судов и дефицит кадров.
ОСК, в свою очередь, может все же сосредоточиться на строительстве собственной верфи во Владивостоке (бухта Промежуточная). В сентябре 2024 г. А.Костин сообщал, что новая верфь будет рассчитана на строительство судов для торгового флота, и предварительно оценивал объем инвестиций в сумму около 5 млрд долларов США.
Строительство новой верфи на Дальнем Востоке предусмотрено стратегией развития «Объединённой судостроительной корпорации» до 2036 г. Первый вице-премьер Д.Мантуров в марте текущего года сообщил, что в настоящее время осуществляется проектирование новой верфи, но технико-экономические показатели пока не утверждены. Также он отметил, что продолжается процесс оформления земельного участка для строительства предприятия.
Между тем на «Звезде» весной наблюдалось затягивание сроков ходовых и швартовых испытаний СПГ-танкера усиленного ледового класса Arc7 «Алексей Косыгин» для проекта «Арктик СПГ-2» (60% у «НОВАТЭКа», по 10% - у французской Total, китайских CNPC и CNOOC, еще 10% - у японских Mitsui и JOGMEC). «Алексей Косыгин» является головным судном в серии танкеров проекта Yamalmax Samsung 172. Всего «Звезда» должна построить для «Арктик СПГ-2» 15 танкеров, первые пять должны были быть переданы в 2023 г., но сроки сдачи несколько раз переносились. Пока на воду спущены три танкера – «Алексей Косыгин», «Петр Столыпин» и «Сергей Витте»[1]. На сроки сдачи негативно влияют проблемы с оборудованием, которое поставляла французская компания GTT (поставщик морских резервуаров для СПГ).
На Дальнем Востоке существует потребность в строительстве новых доков для ремонта крупнотоннажного промыслового флота, поскольку большинство рыболовных судов приписано к портам Дальневосточного бассейна. В настоящее время в России на пять основных портов приписки рыболовного флота (Архангельск, Мурманск, Петропавловск-Камчатский, Невельск и Холмск) приходится 675 судов и 113 судоремонтных предприятий, но есть только 15 доков. При этом более трети судоремонтных мощностей сконцентрировано в Архангельске (42 завода и восемь доков) при лишь восьми приписанных к порту Архангельск судам.
В Петропавловске-Камчатском на 292 приписанных судна приходится 33 завода и всего один док, а в сахалинском порту Невельск приписано 172 судна, но доки полностью отсутствуют. Исходя из того, что один док может обслужить около 20 малых рыболовных судов в год, Дальнему Востоку требуется как минимум шесть доков камерой 126 на 30 м, а также два дока камерой свыше 200 м для обслуживания судов-процессоров, рыбоконсервных судов и рефрижераторов-снабженцев. Во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) отмечают, что из-за дефицита ремонтных мощностей в настоящее время значительная часть рыболовного флота обслуживается за рубежом (в КНР, Республике Корея), при этом стоимость импортных услуг постоянно увеличивается, сказываются также санкционные ограничения и сложности с поставками комплектующих. По мнению ВАРПЭ, направлению судоремонта требуются дополнительные меры государственной поддержки.
Тем временем в Якутии наблюдается развитие проблемного проекта в судоремонтной сфере. На строящейся с 2019 г. новой Жатайской судоверфи в апреле текущего года была начата опытная эксплуатация цеха корпусных производств. На предприятии планируется выпускать до 10 судов речного класса в год. Полностью ввести верфь в эксплуатацию предполагается в четвертом квартале 2025 г. Первым судном, которое будет заложено на верфи, должна стать несамоходная трюмная баржа класса «река-море» для ПАО «Ленское объединённое речное пароходство». В текущем году планируется приступить к строительству первого парома и разборного моста.
На сегодняшний день техническая готовность верфи составляет 86,25%. Завершены общестроительные работы, в том числе возведены фундаменты, каркас, стены и междуэтажные перекрытия, смонтированы основные системы инженерного обеспечения, завершаются работы по монтажу систем вентиляции и промпроводок, поставлено и смонтировано технологическое оборудование для строительства судов, проводятся пуско-наладочные работы. Объем инвестиций в проект оценивается в 6,3 млрд рублей.
Напомним, что Жатайский судоремонтно-судостроительный завод в поселке Жатай (входит в городскую черту Якутска) функционировал с 1940-х гг. Модернизированное производство создается на базе ранее существовавшего предприятия. Сдать объект планировалось в 2021 г., но сроки неоднократно переносились (на 2023 г., на 2024 г. и на 2025 г.), в проект вносились изменения, увеличивалась стоимость строительства. Также возникали такие проблемы, как несвоевременное привлечение кредитных средств и дефицит работников.
Некоторые предприятия отрасли в ДФО испытывают финансовые проблемы, которые собственники решают за счет мер по финансовому оздоровлению, привлечения кредитных средств и продажи своих долей. В марте 2025 г. Росимущество выставило на торги оставшиеся 2% акций завода по производству оборудования для морского и железнодорожного транспорта «Варяг» во Владивостоке. Завод должен полностью перейти частному владельцу.
«Варяг» специализируется на производстве комплексных систем управления движением и защиты пароэнергетики, он является единственным в РФ предприятием по производству, ремонту и обслуживанию электрогидравлических агрегатов, систем управления морских кораблей, судов, глубоководных аппаратов, станций и тренажеров корабельных систем управления, судового оборудования и составных частей судов.
К продаже предлагается почти 2,2 млн акций предприятия (выпущены в 1992 г.) – это 2,0393% от уставного капитала предприятия и все 100% акций завода «Варяг», имеющиеся в собственности РФ. Начальная цена лота составила 10,573 млн рублей. Из остальных акций предприятия 98% принадлежат небольшой группе лиц, часть из них входит в совет директоров. В частности, наиболее крупные пакеты (36,3%; 19,6% и 14,8%, всего 70%) принадлежат А.Леонову, Н.Леоновой и Г.Леоновой (сын и дочери Е.Леонова, который возглавлял предприятие с советских времен в 1987-2018 гг.). Еще пять человек владеют пакетами от 1,4% до 2,5% акций завода.
В мае межрегиональная инспекция ФНС по управлению долгом приняла от ПАО «Славянский судоремонтный завод»[2] имущество на общую сумму 38,5 млн рублей в качестве обеспечения исполнения обязательств по уплате задолженности судоремонтного предприятия. Долг по налогам и сборам завода в конце прошлого года достиг 100 млн рублей. В 2023 г. задолженность была в 2,4 раза меньше – 41 млн рублей.
На конец 2024 г. общая кредиторская задолженность организации оценивается в 1,2 млрд рублей. В прошлом году чистая прибыль Славянского СРЗ составила 14 млн рублей, что на 2% ниже, чем в 2023 г. В 2024 г. предприятие отремонтировало 12 судов, доля государственных заказов в общем объеме судоремонта превысила 63%. Следует отметит, что «Варяг» и Славянский СРЗ ранее заявляли о намерении войти в формируемый в Приморском крае судостроительный кластер (ключевыми предприятиями которого должны стать ССК «Звезда» и компания ООО «Кораблестроение и композиты»[3])
Тем временем Амурский судостроительный завод (ОСК, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) по итогам 2024 г. сократил чистый убыток в 9,7 раза, до 149 млн рублей. В 2023 г. чистый убыток предприятия составлял 1,4 млрд рублей. Выручка верфи выросла за прошлый год на 4,5% и достигла 25,13 млрд рублей. При этом увеличилась и кредиторская задолженность - на 5,65 млрд рублей по долгосрочным обязательствам (до 79,33 млрд рублей), на 1,26 млрд рублей - по краткосрочным обязательствам (до 11,6 млрд рублей).
На предприятии действует программа финансового оздоровления, которая предусматривает плановое увеличение чистых активов при расширении портфеля заказов. В прошлом году судоверфь получила средства из федерального бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с погашением основного долга и уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банке ВТБ. Кредитные средства были направлены на достройку заказов гражданского судостроения. Помимо выполнения гособоронзаказа АСЗ строит грузопассажирский паром, который должен будет выйти на линию «Ванино – Холмск», и достраивает многофункциональное аварийно-спасательное судно «Керченский пролив», также ведется строительство транспортно-спускового дока для перевода строящихся заказов на сдаточную базу и док-понтона для обеспечения вывода заводских заказов из цеха и перевод их к достроечному пирсу.
Наконец, на еще одном дальневосточном активе ОСК, Хабаровском судостроительном заводе, сохраняется проблема дефицита загрузки мощностей. В апреле губернатор Хабаровского края Д.Демешин заявил о планах передачи предприятия в краевое управление. Он отметил, что вопрос прорабатывается с ОСК, а завод может быть перепрофилирован в центр судоремонта.
[1] «НОВАТЭК» выступает владельцем и коммерческим менеджером двух первых танкеров Arc7 с 1 марта 2025 г., танкера «Сергей Витте» - с 31 октября 2024 г.
[2] Владелец – депутат Заксобрания Приморского края Д.Текиев.
[3] Учредитель – В.Зуев. Компания специализируется на строительстве судов и плавучих конструкций – морских яхт, катамаранов и маломерных судов.
На Дальнем Востоке в большинстве регионов в минувшем году наблюдалось сокращение производства сельскохозяйственной продукции, на что повлияли неблагоприятные погодные условия, а также заболевания сельскохозяйственных животных. В текущем году дальневосточные аграрии рассчитывают улучшить показатели, но проблемой является ужесточение кредитных условий. Развитие в макрорегионе получают новые крупные проекты в сфере производства тепличных овощей.
По итогам 2024 г. Дальневосточный ФО продемонстрировал спад сельскохозяйственного производства (индекс - 96,7%), что соответствует ситуации в отрасли в стране в целом (96,8%). Регионами с положительной динамикой сельхозпроизводства в 2024 г. (Таблица 1) стали только Хабаровский край (+1,3%) и Амурская область (+0,6%), но рост в них был незначительным. Наиболее существенное падение в отрасли за минувший год продемонстрировали Магаданская область (снижение индекса до 85,8%) и Сахалинская область (87,5%).
В Хабаровском крае в прошлом году фиксировался рост производства тепличных овощей – на 20% относительно показателей аналогичного периода 2023 г., до 3,2 тыс. тонн. В крае действует пять крупных тепличных комплексов. Новый тепличный комплекс рассчитывают построить холдинг «Эко-культура»[1] и группа компаний «Династия»[2] - мощностью 13 тыс. тонн овощей в год (на 25 га) к 2027 г. Объем вложений оценивается в 19 млрд рублей. Кроме того, тепличный комплекс площадью 30 га намерена построить в регионе ГК «Рост»[3] (ООО «Овощи Дальнего Востока»). Начало строительства намечено на третий квартал 2025 г.
При этом один из дальневосточных регионов, Приморский край, по итогам десяти месяцев прошлого года занял первое место в России по объемам экспорта продукции агропромышленного комплекса в Китай (на 753,8 млн долларов) и Республику Корея (362,8 млн долларов). В целом экспорт приморской сельхозпродукции за данный период составил 1,45 млрд долларов.
Стоит отметить, что в начале текущего года правительством РФ были установлены региональные тарифные квоты[4] на вывоз из России кукурузы за пределы Евразийского экономического союза (будут действовать с 15 февраля по 30 июня 2025 г. включительно). Они касаются производителей из Приморского края и Амурской области. В частности, сельхозпроизводители из Приморского края получили право на экспорт 337 тыс. тонн кукурузы, а приамурские аграрии смогут экспортировать 200 тыс. тонн кукурузы. Решение принято для предоставления возможности реализации излишков продукции на экспорт.
Между тем в Минвостокразвития предлагают перенаправить средства от экспортной пошлины за поставки сои в региональные бюджеты (на сегодняшний день они поступают в федеральный бюджет). В ДФО основными производителями сои являются Амурская область, которой принадлежит лидерство в стране по сбору сои, Хабаровский и Приморский края.
В 2024 г. в Амурской области было собрано около 1,4 млн тонн соевых бобов (19,9% от общего урожая РФ). Данный результат Приамурья был на 2,1% ниже уровня 2023 г. В Приморском крае в 2024 г. собрано 207 тыс. тонн сои, что ниже показателя 2023 г. на 25%. Причиной сокращения урожаев стали неблагоприятные погодные условия. В Хабаровском крае, по предварительным данным, урожай сои в 2024 г. составил около 50,5 тыс. тонн (в 2023 г. – 49,9 тыс. тонн).
Также в Приморском крае в 2025 г. планируется запустить новый проект по выращиванию кукурузы и сои – компании ООО «Спасскпродукт-А» (ТОР «Михайловский», входит в группу «Мерси Трейд»). Предприятие намерено снабжать продукцией свинокомплексы «Мерси Трейд» и птицефабрики «АгроПтица». К 2027 г. инвестор намерен увеличить посевные площади до 14 тыс. га (в 2025 г. – 6,9 тыс. га) с помощью введения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Объем инвестиций в проект оценивается в 132 млн рублей. Через два года предполагается достичь плановой мощности по выращиванию 57,5 тыс. тонн зерновых.
В Приморье растет поголовье свиней после вспышки африканской чумы свиней (АЧС) в 2023 г. На начало февраля текущего года в регионе насчитывалось около 353 тыс. голов свиней в хозяйствах всех категорий (рост в 1,4 раза относительно аналогичного периода 2024 г.). Общий ущерб от заболевания был оценен в 252 тыс. голов, которые были забиты (убытки – более 4 млрд рублей). На рынке региона доля свинокомплексов холдинга «Русагро» (где и вспыхнуло заболевание[5]) составляет около 20%. Свиная продукция также производится ООО «Мерси трейд» и ООО «Приморский бекон» (холдинг ООО «Мерси Агро Приморье»). Небольшие объемы (порядка 15% в целом) обеспечивают предприятия «Агрофонд» (Партизанский муниципальный округ), «Грин Стар III» (Надеждинский район) и крестьянско-фермерское хозяйство в Уссурийском городском округе.
Тем временем в Забайкальском крае в текущем году площадь посевов сельхозкультур предполагается довести до 181 тыс. га, что на 12,4% больше, чем в 2024 г. В первую очередь должны вырасти посевы масличных культур. По итогам прошлого года в Забайкалье был увеличен валовой сбор рапса до 17,3 тыс. тонн, что в пять раз превысило показатели 2023 г. Площадь посевов рапса в 2024 г. была в два раза больше, чем в 2023 г., составив 13,5 тыс. га. Также сельхозтоваропроизводители региона в текущем году намерены ввести в оборот 32,1 тыс. га залежных земель – в Приаргунском, Улётовском, Краснокаменском муниципальных округах, Нерчинском, Шилкинском, Чернышевском районах. В 2024 г. в регионе было введено в оборот 10,5 тыс. га невостребованных сельхозугодий.
В Приморском крае в текущем году планируется увеличить площадь посевов на 3% относительно 2024 г. – до 506 тыс. га, в основном за счет кукурузы. Также предполагается засеять не менее 15 тыс. га овса, пшеницы и ячменя. При этом сельхозпроизводители обеспокоены проблемой сокращения рентабельности продукции, связанной с ростом цен на ГСМ, удобрения, электроэнергию и семена, падением цен на продукцию. В частности, три года назад килограмм сои стоил на рынке региона 45 рублей, но на сегодняшний день цена не превышает 35 рублей за килограмм. При этом из-за роста ставки рефинансирования увеличилась стоимость кредитов – с 5% до 7,5%.
На некоторых предприятиях продолжают возникать проблемы, связанные в том числе с заболеваниями и сокращением поголовья. В марте в Магаданской области прокуратурой Ольского муниципального округа были выявлены неприемлемые условия содержания крупного рогатого скота в самом крупном в регионе крестьянско-фермерском хозяйстве – КФХ «Комарова»[6] (поголовье – более 3 тыс. голов скота). По данным правоохранительных органов, на ферме в селе Клепка Ольского муниципального округа в антисанитарных условиях погибло более 40 животных. У части поголовья выявлены симптомы истощения и обезвоживания, а помещения, в которых они содержались, не соответствовали ветеринарным требованиям.
В результате проверки возбуждено уголовное дело о жестоком обращении с животными, а министру сельского хозяйства Магаданской области Н.Кошеленко вынесено предостережение. При этом КФХ «Комарова» является основным поставщиком молочной продукции в социальные учреждения Магаданской области.
Кроме того, в марте обвинение в халатности было предъявлено бывшему генеральному директору птицефабрики «Островная» в Сахалинской области (принадлежит региону, основной поставщик куриных яиц в области) И.Юрьеву (был уволен в конце 2023 г.). Следствие полагает, что отсутствие мер по соблюдению на предприятии требований санитарии и гигиены, ветеринарных требований содержания птицы привели к вспышкам гриппа птиц и их массовому падежу в 2022 г. и в начале 2024 г.
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, январь-декабрь 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
96,8 |
Сибирский федеральный округ |
104,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
96,7 |
Хабаровский край |
101,3 |
Амурская область |
100,6 |
Республика Саха (Якутия) |
98,6 |
Республика Бурятия |
97,7 |
Еврейская авт. область |
97,7 |
Приморский край |
94,2 |
Чукотский авт. округ |
93,2 |
Забайкальский край |
92,7 |
Камчатский край |
92,4 |
Сахалинская область |
87,5 |
Магаданская область |
85,8 |
[1] Основной владелец (51%) – влиятельный российский агробизнесмен А.Рудаков, еще 49% - у И.Ашиновой. Головная компания холдинга, ООО «Эко-культура», была зарегистрирована в 2015 г. в Кировском районе Ставропольского края и в настоящее время расположена в станице Марьинская. Под управлением «Эко-культуры» находятся 13 тепличных комплексов площадью 500 га в восьми регионах страны (Ставропольский край, Московская, Тульская, Курская, Воронежская, Липецкая, Ленинградская области, Кабардино-Балкария). А.Рудаков в 1995-2004 гг. возглавлял компанию «Липецк спирт», в 2005-10 гг. – Сармаковский спиртодрожжевой комбинат.
[2] Ставрополь, принадлежит И.Крыханову (бывший топ-менеджер «Эко-культуры»).
[3] Основной владелец – С.Рукин.
[4] Механизм квотирования экспорта зерновых был введен в 2021 г.
[5] После обнаружения заболевания на свинокомплексе «Ленинский-2» потребовалось уничтожить 12% поголовья (55 тыс. животных). Позднее АЧС была выявлена в комплексе «Ленинский-1», а также в племенном комплексе в селе Григорьевка, комплексах «Дубки-1» и «Дубки-2».
В минувшем году на снижение производственных показателей агропромышленного комплекса Дальнего Востока влияли неблагоприятные погодные условия (дожди, тайфуны, паводки, переувлажнение почвы), а также вспышки вирусных заболеваний сельскохозяйственных животных на крупных предприятиях и в фермерских хозяйствах. При этом регионы намерены в ближайшие годы все же добиться существенного повышения уровня самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией. Основные ожидания связаны с реализацией проектов строительства крупных животноводческих и тепличных комплексов.
По предварительным данным, сельскохозяйственное производство на Дальнем Востоке в 2024 г. сократилось на 3,3% относительно 2023 г., что в целом соответствует общероссийскому негативному тренду (-3,2%). Небольшой рост производства сельскохозяйственной продукции был зафиксирован только в двух регионах – в Амурской области (+0,6%) и Хабаровском крае (+1,3%). Больше всего сократилось производство сельхозпродукции в прошлом году в Магаданской области – на 14,2%.
В Приморском крае, который является дальневосточным лидером по объемам производства скота и птицы (на убой), по данным категориям в 2024 г. было зафиксировано наиболее значительное в округе сокращение – на 24,7%, до 81,5 тыс. тонн. На формирование отрицательной динамики повлияли вспышки африканской чумы свиней (АЧС) в регионе – в 2023 г. на крупном свиноводческом комплексе «Русагро – Приморье» (около 20% приморского производства свинины), а в минувшем году – в небольших фермерских хозяйствах. Напомним, что свинину в крае также производят ООО «Мерси трейд» и ООО «Приморский бекон» (холдинг ООО «Мерси Агро Приморье»). Хотя краевой Минсельхоз ставит цель добиться достижения самообеспеченности региона мясом собственного производства на 100% к 2028 г., пока данный показатель составляет только 48,5%. Также в крае в прошлом году снизилось производство молока – на 2,7% относительно 2023 г., до 132,8 тыс. тонн.
Увеличению производства собственной мясной продукции в Приморье должны способствовать новые проекты. В 2024 г. вьетнамская TH Group приступила к основной фазе строительства животноводческого комплекса с общим поголовьем 10 тыс. коров в Яковлевском муниципальном округе. Ввод предприятия в эксплуатацию намечен на 2027 г. Инвестиции в создание комплекса и молокозавода мощностью переработки 60 тыс. тонн молока в год составят более 20 млрд рублей.
В Приморском крае в минувшем году фиксировалось заметное снижение сбора зерна – на 13,8%, до 425,6 тыс. тонн, а также картофеля – на 10,4%, до 146,3 тыс. тонн. Напротив, производство овощей увеличилось за год на 28,7%, достигнув 91,2 тыс. тонн. Сои в крае (основная экспортная культура региона) за минувший год было собрано 207 тыс. тонн, что на 43,5% меньше, чем годом ранее (урожай собран с 152,5 тыс. га, тогда как в 2023 г. – с 269 тыс. га). Причиной сокращения стало уменьшение посевных площадей из-за дождей и переувлажнения почвы (план по посеву был выполнен только на 51%).
Следует отметить, что в целом на Дальнем Востоке в прошлом году в 3,5 раза выросло производство семян подсолнечника, составив 7,9 тыс. тонн (в весе после доработки). Выращивание данной культуры сосредоточено в Приморском и Забайкальском краях, но цифры именно по данным регионам отдельно не уточняются. Тем не менее на Дальний Восток приходится лишь небольшая часть общего урожая подсолнечника в стране. В целом сбор данной культуры в РФ в прошлом году превысил 16,5 млн. тонн, снизившись на 4% относительно 2023 г.
Кроме того, в Приморском крае планируется организовать производство сельскохозяйственной техники – резидент СПВ ООО «Европа-Азия Дальний Восток»[1] намеревается выпускать на предприятии в поселке Пограничный до 70 единиц техники в месяц, инвестировав в завод 147,5 млн рублей. На земельном участке площадью 194 тыс. кв. м планируется построить производственный цех, площадки для хранения открытого и закрытого типа, а также административно-бытовой комплекс, служебное жилье для сотрудников. При этом марка выпускаемой техники пока не уточняется.
На Дальнем Востоке за 2024 г. было произведено 1,2 млрд яиц, что на 0,9% выше показателя 2023 г. Лидером по темпам роста производства на птицефабриках в 2024 г. стал Хабаровский край – как в ДФО, так и по стране в целом. В крае было выпущено 337,7 млн штук яиц, что на 44,5% больше, чем в 2023 г[2]. В регионе действуют три птицефабрики – АО «ППЗ «Хабаровский», АО «Птицефабрика «Комсомольская» и занимающееся выращиванием и реализацией перепелиной продукции ООО «Промоптторг». При этом на птицефабрике «Комсомольская» в 2022 г. из-за вспышки гриппа птиц было уничтожено все поголовье птиц, так что в минувшем году удалось достигнуть уровня производства 2021 г., что и создало общий эффект восстановительного роста в регионе.
Рост в сфере производства куриных яиц в 2024 г. относительно 2023 г. был также зафиксирован в Магаданской области (на 21%), Забайкальском крае (на 6,7%) и Чукотском АО (на 4,5%). В Иркутской области рост производства данного вида продукции составил 2,8%. Снижение выпуска яиц было отмечено в Приморском крае (на 3,4%), Камчатском крае (на 19,7%), Еврейской АО (на 8,6%) и Сахалинской области (на 67,3%).
Тем временем птицефабрика «Уссурийская»[3] в Приморском крае намерена в текущем году увеличить производственные мощности до 280 млн штук яиц в год (в настоящее время – 141 млн яиц в год). При этом в прошлом году на птицефабрике произошла частичная гибель поголовья (55,86 тыс. голов) из-за аварийного отключения электроэнергии и водоснабжения в августе. «Уссурийская» обеспечивает 70% производства куриных яиц в крае, благодаря увеличению производства предполагается довести уровень самообеспеченности региона по куриному яйцу до 70% (на сегодняшний день – 53%).
Напомним, что на предприятиях Камчатки и Сахалина в прошлом году происходили вспышки высокопатогенного гриппа птиц, что привело к гибели поголовья и необходимости его восстановления. На Камчатке в результате вспышки заболевания в октябре было уничтожено около 239 тыс. кур на птицефабрике АО «Пионерское» (принадлежит региону). Новое поголовье было доставлено на фабрику в январе 2025 г. из Екатеринбурга. Первую продукцию предполагается выпустить в продажу в конце весны, а выход на полную мощность намечен на ноябрь 2025 г. Работу по восстановлению поголовья осуществляет также и наиболее крупная на Сахалине птицефабрика «Островная» (принадлежит региону), пострадавшая от гриппа птиц в феврале прошлого года. К концу декабря 2024 г. поголовье кур превысило 160 тыс. голов, объем производства превысил 120 тыс. яиц в сутки (до вспышки заболевания предприятие производило 250 тыс. яиц в сутки).
На Дальнем Востоке планы по увеличению уровня самообеспеченности овощной продукцией связаны с проектами создания тепличных комплексов. В феврале в Камчатском крае был официально открыт тепличный комплекс «Камчатский» (ГК «Теплицы регионов»[4], ТОР «Камчатка», агропромышленный парк «Зеленовские озерки») площадью 3,6 га по выращиванию огурцов (два сорта) и помидоров (три сорта). Первый урожай комплекса составил 500 кг огурцов. В проект было инвестировано 2,98 млрд рублей. Его мощность должна достигнуть 2,8 тыс. тонн овощей ежегодно.
На некоторых дальневосточных предприятиях отрасли в начале текущего года происходили ЧП, которые повлияют на производственные результаты в ближайшей перспективе. В Приморском крае в январе произошел пожар в одном из цехов на предприятии по производству куриного мяса «Агроптица»[5] (наиболее крупный производитель мяса птицы в крае), в результате чего было утрачено 3% поголовья – уничтожено пожаром 22 тыс. голов, еще около 12 тыс. голов вынужденно забито. В 2024 г. «Агроптица» выпустила 19 тыс. тонн продукции (97% от всего объема производства в регионе). Поголовье птицы единовременного содержания на предприятии составляет около 1,2 млн голов.
В Белогорске Амурской области в конце января в производственном помещении маслоэкстракционного завода «Амурский» произошел взрыв, в результате которого погиб работник предприятия. СУ СК РФ по Амурской области возбудило уголовное дело о нарушении правил безопасности при ведении работ. В компании при этом настаивают на соблюдении условий промышленной безопасности на заводе. Ход и результаты прокурорской проверки были поставлены на контроль прокурором Амурской области Р.Пантелеевым.
Мощность МЭЗ «Амурский» составляет 240 тыс. тонн сои в год. После взрыва на заводе был введен режим ЧС локального характера, а руководство предприятия сообщило о приостановке производства соевого изолята как минимум на четыре месяца. На заводе продолжится выпуск кормового шрота, соевого масла, комбикормов и соевого лецитина. При этом намеченную на лето 2025 г. реконструкцию цеха изолята решено перенести на более ранний срок, в связи с чем обновленные производственные мощности планируется запустить в июле текущего года.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Владивосток, учредитель – китайский предприниматель Яо Я.
[2] Большие темпы роста были зафиксированы в Архангельской области (+33,9%) и Республике Марий Эл (+28,1%).
[3] Учредитель – Е.Разник.
[4] Принадлежит инвестиционному фонду «РЕАМ Менеджмент» М.Сиволдаева.
[5] Компания в 2019 г. запустила птицеферму на базе обанкротившейся птицефабрики «Михайловский бройлер» в поселке Заводской. Владельцы – В.Хе (97%) и ООО «Сбербанк инвестиции» (3%).