Минцифры планирует отказаться от выдачи грантов ИТ-компаниям на разработки. Господдержка для крупных корпоративных заказчиков и стартапов будет продолжена.
Как сообщает РИА Новости, об этом заявил глава Минцифры Максут Шадаев. Пподдержка ИТ-компаний будет осуществляться в виде льготных кредитов или стимулирования спроса. По его словам, предоставлять гранты напрямую затруднительно с точки зрения проведения экспертизы.
«У нас не хватает ни экспертизы, ни детального глубокого понимания технологии для того, чтобы определить, какой продукт нужно финансово поддержать, а какой в этом смысле не требует такой поддержки», – уточнил Шадаев.
По его мнению, крупные заказчики понимают, какой продукт и какой разработчик может сделать технологию, которая станет импортозамещающей. В этом случае заказчик сам берет на себя ответственность. Шадаев выразил надежду, что законопроект по стимулированию спроса для системно значимых компаний будет принят Госдумой в этом году.
Ранее Шадаев заявил, что проект бюджета РФ на следующий год не предусматривает выделение средств на новые гранты для ИТ-компаний, финансирование уже принятых обязательств продолжится. В июле Минцифры приостановило выдачу грантов.
На прошлой неделе цены на европейском рынке энергетического угля подскочили выше 106 долл./т., скорректировавшись к концу недели до 100 долл./т. Поддержку индексам оказывает сокращение предложения угля со стороны Колумбии, США и Казахстана. За неделю экспортные отгрузки энергетического материала из Колумбии сократились на 25%. Кроме того, в Германии наблюдался рост стоимости электроэнергии на фоне увеличения угольной генерации на 16%, а также падения солнечной и ветряной генерации на 38% и 42% соответственно.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 459.91 долл./1000 м3 (+6.12 долл./1000 м3 к 26.03.2025 г.). Уровень заполнения хранилищ колеблется на уровне 34%, и многие участники рынка считают маловероятным возобновление поставок газа из России. Запасы угля на терминалах ARA остались на уровне 3.62 млн т. (без изменений к 26.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 89 долл./т. вслед за укреплением европейского рынка. Тем не менее, снижение цен среднекалорийного материала продолжилось из-за ограниченного спроса в Индии, где складские запасы находятся на высоком уровне. При этом спрос со стороны индийских производителей губчатого железа улучшился благодаря росту цен на сталь.
Ж/д оператор Transnet достиг соглашения с профсоюзом South African Transport and Allied Workers Union (Satawu) по вопросу повышения заработных плат, однако вероятность забастовки сохраняется, поскольку спор с основным профсоюзом (United National Transport Union) продолжается.
На внутреннем рынке Китая цены стабилизировались на уровне 94 долл./т., хотя негативная динамика сохраняется из-за слабой активности покупателей, высоких складских запасов в портах и увеличения температур. Кроме того, конечные потребители сформировали достаточные объемы в преддверии продолжительных выходных дней в связи с праздником Цинмин (4 апреля).
Запасы в 9 крупнейших портах вновь сократились и составили 30.76 млн т. (-0.42 млн т. к 26.03.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.50 млн т. (-0.04 млн т.), потребление снизилось до 750 тыс. т./сутки против 777-780 тыс. т./сутки неделей ранее.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 83.50 долл./т. долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 48.95 долл./т. на фоне ограниченной торговой активности по причине празднования завершения поста (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр) до 8 апреля. Давление также оказывает ограниченный спрос в Индии и Китае. Кроме того, Колумбия усиливает конкуренцию за счет предлагаемых дисконтов.
В связи с недовольством участников рынка в отношении использования внутренних индонезийских индексов в экспортных контрактах правительство ослабило требования и временно позволило заключать сделки по фиксированным ценам или прибегать к котировкам независимых агентств.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 оставался стабильным на уровне 98 долл./т. Тем не менее, среднекалорийный материал продолжает демонстрировать слабость в связи с сокращением импорта со стороны стран АТР, несмотря на некоторое преимущество, полученное за счет неопределенности с поставками индонезийского угля в результате инициативы властей по использованию внутренних индексов.
Индекс австралийского металлургического угля HCC незначительно снизился до 169 долл./т. на фоне выжидательной позиции потребителей в преддверии объявления новых пошлин в США.
Некоторую поддержку котировкам может оказывать приостановка добычи 31 марта в шахте Moranbah North (Anglo American) в штате Квинсленд, где было зафиксировано превышение нормы концентрации окиси углерода, что послужило основанием для эвакуации рабочих. Компания не объявляла форс-мажорные обстоятельства и производство может возобновиться в ближайшее время.
Компания Whitehaven Coal подтвердила продажу 30% пакета акций в шахте Blackwater, которая расположена в Квинсленде и где добывается металлургический уголь, в пользу японских компаний Nippon Steel (20%) и JFE Steel Corporation (10%).
Без господдержки добыча и экспорт угля в РФ продолжат падать, кризис в отрасли усилится
Согласно оценкам Минэнерго, без оперативного вмешательства и при отсутствии господдержки добыча угля в стране в 2025 г. может обвалиться до 399.6 (-43.8 млн т. или -9.9% к 2024 г.), а экспорт просесть до 166.5 млн т. (-29.4 млн т. или -15% к 2024 г.).
Министр энергетики РФ Сергей Цивилев заявил о необходимости принятия срочных мер государственной поддержки угольной промышленности. Заявление прозвучало
1 апреля 2025 г., на стратегической сессии правительства по нефтяной и угольной отрасли, где Министерству энергетики было поручено в течение двух месяцев разработать предложения по стабилизации ситуации в угольной промышленности. Цивилев сообщил, что ведомство рассчитывает завершить подготовку мер в более сжатые сроки. На сессии премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул необходимость решения задач, касающихся логистики и снижения расходов компаний на перевозку угля.
Кризис в отрасли вызван падением экспортных цен на уголь и международными санкциями при одновременном росте расходов компаний на транспортировку.
Доля убыточных угольных компаний по итогам 2024 г. превысила 50%. Из-за кризисной ситуации в угольной отрасли в предбанкротном состоянии находится
27 российских угольных предприятий с общим объемом добычи 40 млн т. в год. Еще у 62 компаний с общей добычей
126 млн т. в год, убыток выше среднеотраслевого. В Кузбассе и Хакасии многие предприятия вынуждены снижать производственные планы и консервировать отдельные участки добычи.
Грузовой тариф для угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 гг. уже вырос почти на 100%, в 4 раза превысив накопленную инфляцию за данный период. С 1 декабря 2024 г. грузовые ж/д тарифы повышены еще на 13.8% в рамках плановой индексации на 2025 г. Дополнительно, с 1 января 2025 г. введена целевая надбавка в размере 2%.
Кроме того, в 2022 г. ОАО РЖД отменило понижающие коэффициенты к действующим тарифам для угля (на дальность и на энергетический уголь). Указанная мера позиционировалась как временная на фоне высоких угольных котировок на мировых рынках, однако так и не была отменена впоследствии, несмотря на кратное падение экспортных цен в 2023–2024 гг. В результате за этот период угольные компании переплатили по тарифу сверх инфляции более 200 млрд руб.
РЖД мотивировало настолько существенное повышение тарифа необходимостью обеспечить инвестиции на развитие ж/д инфраструктуры в восточном направлении. Однако общие объемы ж/д поставок на Восток по-прежнему существенно отстают от изначальных планов, а отгрузки угля из Кузбасса, Хакасия и Новосибирской области на Восток за 2022–2023 гг. были даже ниже показателей 2019–2020 гг.
Основной задачей поддержки отрасли министерство видит сохранение экспортных объемов и вывоз в восточном направлении не ниже прошлогоднего уровня. Также предлагается принять ряд мер для улучшения экономики поставок за рубеж, включая: мораторий на повышение тарифов РЖД до конца 2025 г., отмена ж/д монополией 10% индексации тарифа за порожний пробег вагонов, скидка 12.8% при перевозках на запад и субсидирование этого направления.
Угольный терминал Лавна введен в эксплуатацию на фоне профицита мощностей
В Мурманской области при участии Владимира Путина был запущен угольный терминал Лавна и осуществлена первая погрузка на судно.
Открытие терминала станет хорошим вкладом в повышение пропускной способности российских арктических портов и в создание дополнительных возможностей для угледобывающей промышленности.
Однако новый терминал увеличивает и без того профицитные мощности перевалки угля на фоне ограниченных провозных возможностей РЖД, несмотря на усиливающийся кризис в угольной отрасли, вызванный падением котировок на международном рынке и западными санкциями.
По итогам прошлого года экспорт через Усть-Лугу упал на 5.7% до 41.5 млн т. (-2.5 млн т.) и через Мурманск – на 19.3% до 12 млн т. (-2.9 млн т. к 2023 г.). В январе-феврале 2025 г. экспортные отгрузки продолжили сокращаться: через Усть-Лугу объем упал на 7.6% до 6.1 млн т. (-0.5 млн т.) и через Мурманск – на 29.3% до 1.7 млн т. (-0.7 млн т.) к январю-февралю 2024 г.
На начальном этапе мощность порта Лавна составит 18 млн т. угля в год, а в перспективе может вырасти до 24 млн т. в год.
В текущее время, в совладельцах порта числятся: ЦРПИ (60%), СДС-Уголь (25%), РЖД-Инфраструктурные проекты (10%) и ГТЛК (5%).
На европейском рынке угля индексы поднялись выше 100 долл./т. на новостях о возможном сокращении компанией Glencore добычи на шахте Cerrejon в Колумбии на 5-10 млн т. в 2025 г. Тем не менее, давление на цены продолжает оказывать падение газовых котировок, а также стабильный уровень запасов на складах ARA на фоне окончания отопительного сезона и увеличения доли возобновляемой генерации.
Еврокомиссия согласовала план стоимостью 5 млрд евро, направленный на декарбонизацию производства стали с помощью водорода. При этом на прошлой неделе компания Thyssenkrupp отметила, что ее собственный проект производству стали с данной технологией, остается экономически нецелесообразным. Компания RWE заявила о сокращении капитальных расходов на 25% в течение 5 лет ввиду политический и экономической неопределенности. К 2030 г. RWE планирует закрыть все свои буроугольные электростанции.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 453.79 долл./1000 м3 (-39.46 долл./1000 м3 к 19.03.2025 г.) после договоренности США и России о прекращении огня в Черном море и по объектам энергетической инфраструктуры. Запасы угля на терминалах ARA незначительно снизились до 3.62 млн т. (-0.02 млн т. к 19.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 отскочил вверх от 4-летнего минимума до 88 долл./т., что также обусловлено сокращением предложения ввиду низких цен. Среднекалорийный материал подешевел ниже 74 долл./т. из-за ограниченного спроса в Индии, где складские запасы увеличиваются благодаря росту внутреннего предложения и ж/д перевозок. Запасы угля на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) остаются без изменений на уровне 3.79 млн т.
По итогам марта ожидается рост экспорта через RBCT на 27% до 4.80 млн т. (+1.03 млн т. к февралю 2025 г.). Однако в апреле прогнозируется снижение перевалки до 4.5 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились до 94 долл./т. На китайском внутреннем рынке сохраняется негативная динамика из-за слабой активности покупателей, высоких складских запасов в портах и увеличения температур. Некоторые трейдеры отмечают, что загрузка электростанций в провинции Jiangsu (где температура достигла 34°C, на 19°C превысив норму) упала до 30% и может послужить причиной для их остановки, что приведет к сокращению спроса на уголь.
При этом некоторые участники рынка прогнозируют укрепление цен в ожидании сокращения объемов импорта до мая. Кроме того, некоторые потребители планируют увеличить запасы в преддверии начала обслуживания на ж/д линии Daqin.
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 31.18 млн т. (-0.22 млн т. к 19.03.2025 г.), отступив от исторического максимума. Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.54 млн т. (+0.10 млн т.), потребление стабилизи-ровалось в диапазоне 777-780 тыс. т./ сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 84.3 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 49.3 долл./т. после того, как правительство скорректировало индексы HBA в сторону понижения на вторую половину марта. Кроме того, участники рынка отмечают сокращение спроса на среднекалорийный индонезийский материал ввиду наличия более дешевой альтернативы из ЮАР. Спрос со стороны Индии ограничен, поскольку на индийских ТЭС запасы превышают средний показатель за последние 5 лет.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался почти до 95 долл./т. после резкого падения неделей ранее. Среднекалорийный уголь продолжает дешеветь в связи с сокращения импорта со стороны Китая, который снизил совокупный импорт австралийского материала в феврале на 43% до 4.4 млн т. по сравнению с январем 2025 г. JERA и J-Power рассматривают планы о сокращении угольной генерации в апреле, мае, сентябре и октябре в связи с укреплением доллара и увеличением атомной генерации.
Индекс австралийского металлургического угля HCC немного укрепился до 170 долл./т. на фоне улучшения ситуации со спросом со стороны стран АТР, включая Индию, где наблюдается некоторый рост цен на сталь в результате введения импортных пошлин. Поддержку также оказывает стабилизация цен на внутреннем рынке КНР. При этом профицит предложения на спотовом рынке все еще сохраняется.
В 2024-2025 гг. российская угольная отрасль столкнулась с беспрецедентным кризисом. 27 предприятий с общим объемом добычи 40 млн т. находятся в зоне риска, при этом 126 млн т. угля добывается убыточными компаниями. В Кузбассе доля убыточных компаний выросла с 34.8% в 2023 г. до 57.3% в 2024 г. В Хакасии убыточными стали 50% предприятий (в 2023 г. убытков не было). Налоговые поступления от угледобывающих компаний в Кузбассе сократились на 53% (на 47.4 млрд руб.). В Хакасии налоговые поступления снизились в три раза (до 2.2 млрд руб.).
По состояния на март 2025 г. задолженность по зарплате в угольной отрасли Кузбасса составила 347.1 млн руб. Девять предприятий приостановили деятельность, еще 20 находятся в зоне риска. В условиях падения мировых цен на уголь рентабельность добычи остается ниже себестоимости. Дальневосточные маршруты перегружены, а западные и южные направления требуют масштабных инвестиций в логистику.
Резкое ухудшение финансовых показателей отрасли, остановка предприятий и рост социальной напряженности в угледобывающих регионах потребовало незамедлительного реагирования как со стороны бизнеса, так и государства.
• снижение рентабельности экспорта из-за логистических издержек, санкций и низких мировых цен;
• логистический коллапс (высокая доля транспортных расходов до 50% в цене угля, дефицит ж/д мощностей и несбалансированность тарифной политики РЖД);
• укрепление курса рубля на фоне падения мировых цен, увеличивающее долю себестоимости и ж/д тарифа;
• финансовые ограничения (высокая ключевая ставка и дефицит оборотных средств);
• налоговая нагрузка (НДПИ, страховые взносы);
• сокращение экспортных рынков и сложности с международными платежами.
Для спасения отрасли Минэнерго России разработала антикризисную программу для угольщиков с мерами поддержки, включающую следующие направления:
Поддержка экспорта (ж/д тарифы)
• мораторий на повышение тарифов РЖД до конца 2025 г.;
• скидка 12.8% на перевозки в западном направлении;
• отмена индексации тарифа за порожний пробег (-10%);
• долгосрочное тарифное регулирование («инфляция минус 0.1%» до 2035 г.).
• отсрочки по кредитам (на 6–24 месяца), субсидирование процентных ставок (компенсация 2/3 ключевой ставки), пополнение оборотных средств под 10% годовых, а также специальные меры поддержки от ВЭБ.РФ.
• отсрочка уплаты налогов и страховых взносов на 12 месяцев, корректировка налогового вычета по НДПИ.
• взаимодействие с Китаем и Индией на правительственном уровне для отмены импортных пошлин на российский уголь, упрощения расчетов между банками этих стран и России.
Поддержка моногородов
• введение льготного заемного финансирования и софинансирование социальных и инфраструктурных проектов.
По мнению Минэнерго, потери от снижения добычи могут превысить объем субсидий на поддержку экспорта более чем в два раза. Реализация предложенных мер может помочь стабилизировать отрасль, сохранить рабочие места и доходы регионов. Для сохранения конкурентоспособности российских угледобывающих компаний критически важно внедрение долгосрочных тарифных механизмов, налоговых льгот и субсидий на логистику.
Сальдированный убыток российских угольных компаний в январе 2025 г. составил 6.2 млрд руб. против прибыли 9.7 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 53.3% против 47.6% за аналогичный период прошлого года.
Таким образом, в 2025 г. негативная динамика в угольной отрасли усиливается на фоне падения цен на мировом рынке и резкого увеличения себестоимости. Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Убытки российских угольных компаний по итогам 2024 г. составили 112.6 млрд рублей против прибыли 374.7 млрд рублей годом ранее.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Поскольку санкции охватывают более 50% экспортного объема это приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
В связи с этим прогноз по добыче угля в России на 2025 г. может быть пересмотрен в сторону снижения, хотя ранее Минэнерго ожидало сохранения добычи на уровне 2024 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-февраля 2025 г. упала до 33.6 млн т. (-0.8 млн т. или -2.4% к январю-февралю 2024 г.). Совокупный экспорт российского угля за этот период сократился до 29.8 млн т. (-0.2 млн т. или -0.5% к январю-февралю 2024 г.).
Увидеть огромный хвост кита, бьющий по морской глади, или подплыть к такому гиганту на расстояние вытянутой руки мечтают миллионы, но воплотить мечту в жизнь получается у немногих. Один из счастливчиков – фотограф из Москвы Валентин Морозов. Поездка на Шантарские острова в Хабаровском крае позволила ему увидеть морских исполинов и победить в конкурсе «Дальний Восток – земля приключений» в номинации «Лучшее путешествие с морским животным». В интервью EastRussia победитель рассказал о приключениях в бухте Врангеля и о составляющих успешного видео.
– Валентин, вы уже бывали на Дальнем Востоке или поездка на Шантары была первой?
– Я бывал на Дальнем Востоке: на Курильских островах, в Забайкальском крае, в Якутске, посещал Южный Сахалин.
– Получается, вы опытный путешественник по Дальнему Востоку.
– Можно и так сказать, но мне кажется, что мало опыта. Просто есть некоторые города в списке посещенных.
– А на Шантары вы ехали именно к китам?
– Да, все верно. Меня впечатлило то, что есть такое место на Дальнем Востоке, где обитают киты, где можно с ними поплавать на сапе.
– Путешествие на Шантары – удовольствие не из дешевых. Полученные впечатления, эмоции окупили поездку?
– На 100% окупили. Я вначале думал о том, что поездка на Шантарские острова – это дорого, но уже давно понял, что за эмоции надо платить – они инвестируются в будущее, остаются с тобой на протяжении всей жизни. Вот поэтому я точно могу сказать, что это того стоит. Да, конечно, отчасти это дорогая поездка, но она точно окупается эмоциями.
– А походные условия проживания и сложная дорога не смазывают впечатления? Не было желания плюнуть на все и уехать домой?
– Нет, на самом деле я привык к таким условиям, потому что я и в пешие туры ходил на десять дней, и на поезде десять дней ездил. Поэтому для меня такие походные условия, как на Шантарах – комфортные. Хочется иногда какого-то социального детокса, в таких путешествиях его получаешь. Иногда такого хочется, но максимум на месяц. Если больше, то не знаю, как проживу в таких условиях.
– В ролике вы говорите, что сложнее всего было спать в палатке во время шторма. А что еще доставляло неудобства, с чем приходилось бороться?
– На самом деле мне хотелось выйти еще куда-то дальше, не находиться в одном и том же месте, в одной бухте. Хотелось поменять локации, но из-за того, что была непогода, было невозможно выбраться и переместиться на более далекое расстояние. Еще одна сложность для меня – морская болезнь. Когда мы перемещались из одной бухты в другую, я боролся с ней. Ни у кого больше в команде ее не было, только у меня, поэтому все внимание было направлено на меня. А мне наоборот не хотелось, что на меня смотрели.
– Судя по тому, как вы бодро выглядите в ролике, получилось справиться с морской болезнью и ее последствиями.
– В первый раз, когда мы пять часов перемещались, это было сложно, я ехал с закрытыми глазами. Мы все время шли по морю медленно, и я справился с морской болезнью просто каким-то чудом.
– Видимо удача вам сопутствует, ведь вам еще и с погодой повезло. Бывает, что из-за туманов, из-за непогоды ни китов, ни моря не видно.
– Где-то за две недели до нашего приезда на Шантарах был сильнейший шторм, у туристов палатки снесло. Я подписан на одного блогера, и он публиковал видео снесенных палаток. Туристов тогда переместили в домики, они спали на кухне и, конечно, не ходили к китам. А нам реально с погодными условиями повезло. Вообще погода прекрасна в разных состояниях – и когда очень дерзкая и величественна, и когда спокойная.
– Увидеть китов – у многих мечта детства. А как в вашем случае?
– Не могу сказать, что это была прямо мечта детства, потому что мне казалось, что это нереально, что это какая-то сказка. Я знаю, что это есть, но я не думал, что сам смогу оказаться на месте людей с фотографий, где они плавают на сапах рядом с огромными китами. Когда я увидел в интернете такое фото, то сразу поставил себе цель – поплавать рядом с китами, увидеть их вживую.
– Каково, когда они проплывают на расстоянии вытянутой руки?
– Это оказалось страшно. Когда увидел размер кита под собой, у меня немножко тревога случилась. Все эмоции увеличились в десять раз уже после поездки, когда я начал осознавать, что со мной произошло: кит проплыл подо мной, я увидел, как он прыгает, видел то, что многие никогда в жизни не видели. Это настоящее вау. До сих пор не верится, что это было со мной.
– Вы видели китов не единожды, потом, наверное, уже не так было страшно?
– Да, киты появлялись каждый день, и было, действительно, уже не так страшно.
– Видео снимали по профессиональной привычке или специально для конкурса?
– О конкурсе я не знал, мне прислали ссылку где-то за неделю до его начала. И я подумал, что сниму видео. Я по профессии фотограф, но у меня есть оборудование и для видеосъемки: дрон, экшн-камера. Это мое хобби, но я не увлекался съемкой видео с путешествий. Но в этот раз решил организовать видеосъемку для конкурса.
– Вы называете свой дрон «Везунчик». Все ли ему удалось снять, что вы хотели? Повезло ли ему?
– Перед путешествием на Шантары у меня была поездка во Владивосток. Я был в бухте на острове Русский, и, представляете, разбил свой дрон в первый же день поездки. Сломались две лопасти, но, слава богу, что во Владивостоке нашелся мужчина, который мне продал другие лопасти. Просто не представляю, что бы я делал в бухте без дрона, потому что с берега видно китов, но с высоты птичьего полета они вообще по-другому смотрятся. Я специально назвал дрон «Везунчиком», чтобы он точно никогда не разбился, но, к сожалению, произошел такой случай.
– Но все равно повезло, что нашлись другие лопасти.
– Да, конечно. Мне все привезли, и буквально через пять часов у меня уже все было новенькое.
– Ваш ролик сопровождается закадровым текстом. Порой написать его – самое сложное во всем фильме. Как вы справлялись с этой задачей?
– Сквозь слезы и страдания (смеется). Я столько раз пытался собрать все мысли в текст, посидеть, перечитать, переписать, понять, что я хочу рассказать. Вы сделали правильный акцент на этом, потому что на текст я потратил, мне кажется, больше всего усилий.
– Победа в конкурсе была неожиданной или чувствовали, что должны занять первое место в своей номинации?
– Я смотрел ролики других участников и понимал, что вижу качественный материал, что другие авторы могут победить со своими путешествиями. Я верил в то, что меня заметят с таким путешествием, потому что мало таких видео, где вокруг тебя столько китов. И самое забавное, что в бухте я был с группой из Хабаровска, и там была супружеская пара, которая рассказала мне, что участвует в конкурсе про видео о путешествии на Дальнем Востоке.
– Часто люди говорят, что не хотят участвовать в этом конкурсе, потому что побеждают в нем участники, у которых есть видео с дрона, у кого техника профессиональная. Как считаете, только ли это залог успеха?
– Я считаю, что можно выиграть за счет эмоций, за счет интересного рассказа, за счет локации, потому что если у тебя путешествие, например, на вулкан, то это уже более выигрышно. Техника даст картинку, но может не дать никакого смысла. Недостаточно просто красиво что-то показать, важна начинка, суть. Техника – это бонус, а эмоции – точно шанс на победу. Даже сейчас я понимаю, что если бы переснимал ролик, то больше давал бы эмоций и каких-то рассказов, историй.
– Не хотите снова попробовать свои силы в следующем году?
– К сожалению, призерам нельзя участвовать в следующем сезоне конкурса.
– А если бы была возможность, приняли бы снова участие, может в другой номинации?
– Да, конечно. Вообще я бы с радостью посетил Дальний Восток зимой. Обязательно хочу побывать на Камчатке и на Чукотке. Мне многие говорят, что на Чукотке сурово, но меня это и привлекает больше всего. Хочется застать сложную погоду, посмотреть на это все. И очень хочу в Магадан, там такие красоты. Меня все это привлекает. Хочется отправиться в экспедицию по Дальнему Востоку, снимать ее. Я после участия в этом конкурсе увидел смысл в создании видеороликов про путешествия, потому что путешествую уже очень давно, но почему-то ленюсь или смущаюсь записывать ролики, говорить в них, делиться информацией, эмоциями, опять же. А теперь понимаю, что все это не зря, это дает свой отклик. Думаю, что нахожусь на правильном пути. Я рад, что сейчас все силы направлены на Дальний Восток, на его популяризацию, на его доступность.
– Валентин, дайте совет тем, кто, может быть, хотел участвовать в конкурсе, но засомневался и передумал.
– Советую обязательно участвовать в этом конкурсе, потому что, как говорится, лучше пожалеть, что попробовал, чем жалеть, что не попробовал. Мне еще нравится фраза о том, что лучшие кадры сняты на наши глаза, но я считаю, что все надо записывать на видео, делать фото, потому что через несколько лет это приносит безумные приятные эмоции и воспоминания о прожитых годах. И со временем эти эмоции увеличиваются в несколько раз. Я смотрю на предыдущие поездки, вспоминаю их благодаря каким-то кадрам, потому что память стирает какие-то фрагменты, вспоминаю, какие эмоции я переживал в этот момент. Поэтому настоятельно рекомендую записывать, снимать, делиться получившимся на конкурсе «Дальний Восток – земля приключений». Появится новое окружение, люди с общими интересами, возможно, вы найдете новых друзей, с которыми будете в дальнейшем путешествовать. Мне поездка на Шантары подарила друзей, с которыми я продолжаю общаться. Ведите архивы жизни, чтобы потом однажды сесть, пересмотреть их и сказать, что это все было не зря. И обязательно нужно делиться этими архивами, чтобы и других вдохновить, и показать, как прекрасна природа, как прекрасен мир.
На европейском рынке энергетического угля цены скорректировались ниже 98 долл./т. Давление на котировки оказывает стабильный и достаточный уровень запасов на складах ARA, а также окончание отопительного сезона, при этом рост газовых котировок на фоне активного отбора газа ограничивает негативную динамику на угольном рынке.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 493.25 долл./1000 м3 (+22.61 долл./1000 м3 к 12.03.2025 г.). Запасы в хранилищах Европы снизились на 2% и составили 34%, что обусловлено активным отбором газа. Кроме того, министр энергетики Германии исключил вероятность восстановления работы Северных потоков в случае урегулирования конфликта между Россией и Украиной. Запасы угля на терминалах ARA остались практически без изменений на уровне 3.64 млн т. (-0.05 млн т. к 12.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 вернулись к минимуму февраля 2021 г., опустившись ниже 87 долл./т. на фоне низкого спроса в Индии, где складские запасы остаются на высоком уровне. Запасы угля на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) увеличились незначительно до 3.79 млн т. (+0.09 млн т. к 12.03.2025 г.).
Южноафриканская угольная компания Exxaro столкнулась с невозможностью осуществлять погрузку в вагоны на своей основной шахте из-за размытия путей на ветке Waterberg. По некоторым оценкам, ремонт данной ветки займет 4-6 недель, однако, это не должно оказать существенного влияния на рынок.
Exxaro отчиталась о росте отгрузок по итогам 2024 г. через экспортный терминал Maputo в Мозамбике и отметила, что будет продолжать активно использовать данный маршрут, несмотря на рост транспортных расходов.
Компания Thungela заявила, что даже если оператору Transnet удастся улучшить ситуацию на ж/д сети, экспортные отгрузки энергетического угля компании в 2025 г. могут сократиться на 6% и составить около 12.8 млн т. против 13.6. млн т. в 2024 г. на фоне растущей себестоимости производства.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились до 96 долл./т. в связи со слабой активности покупателей и высокими складскими запасами в портах. Давление также сохраняется из-за понижения цен со стороны поставщиков, стремящихся избавиться от избыточных запасов, и приближением окончания отопительного сезона, которое приведет к уменьшению спроса в северных регионах КНР на 1 млн т./сутки. Многие участники рынка полагают, что сокращение запасов будет происходить медленно из-за уменьшения спроса и сезонного роста возобновляемой генерации.
Запасы в 9 крупнейших портах вернулись к историческому максимуму на уровне 31.40 млн т. (+0.11 млн т. к 12.03.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.44 млн т. (+0.25 млн т.), потребление сократилось с 788 тыс. т./сутки до 780 тыс. т./сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 84.8 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR укрепилась до 49.8 долл./т. Неопределенность из-за применения внутренних индонезийских ценовых индексов (HBA) сохраняется. Однако правительство скорректировало индексы HBA в сторону понижения на вторую половину марта, и участники рынка ожидают восстановления спроса, которое уже наблюдается в низкокалорийном материале.
Ассоциация добывающих компаний Индонезии выступила против повышения налога на добычу угля на 1%, которое приведет к увеличению себестоимости производства. Ассоциация отметила в своем обращении к правительству, что текущая ситуация на рынке неблагоприятна для увеличения налоговой нагрузки.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 резко упал ниже 94 долл./т. в рамках нисходящего тренда, который наблюдается на австралийском рынке с 4 квартала 2024 г. на фоне сокращения импорта со стороны Японии и Южной Кореи. В феврале импорт из Австралии также уменьшил Вьетнам, отдавая предпочтение другим экспортерам, включая Индонезию. Кроме того, на прошедшей неделе экспортеры США нарастили на 12% поставки энергетического угля в адрес Японии, Индии и других стран.
Индекс австралийского металлургического угля HCC опустился ниже 170 долл./т. в связи с избыточным предложением и недостаточным спросом, поскольку потребители ожидают дальнейшего снижения цен. Со стороны Китая отмечается увеличение запросов, однако потребители не спешат ввиду противоречивых сигналов на внутреннем рынке КНР, включая возможное понижение цен производителями кокса и стали.
Падение добычи в Кузбассе в 2024 г. до 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.) продолжилось в первые два месяца 2025 г.
По данным Министерства угольной промышленности Кузбасса, в январе-феврале 2025 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 33.6 млн т. (-0.8 млн т. или -2.4% к январю-февралю 2024 г.). К предыдущему месяцу февральский показатель добычи снизился на 0.4 млн т. или 2.4%.
Экспортные поставки из Кузбасса в январе-феврале 2025 г. составили 18.3 млн т. (+1.2 млн т. или +7.1% к январю-февралю 2024 г.). При этом экспорт в феврале 2025 г. упал на 1.3 млн т. или 13.3% к январю этого года.
В 2024 г. экспорт из Кузбасса опустился до 102.0 млн т. (-11.8 млн т. или -10.4% к 2023 г.).
ОАО РЖД по итогам января-февраля 2025 г. отстает на 2% от зафиксированных в соглашении с Кузбассом объёмов вывоза угля на экспорт в восточном направлении, сообщил губернатор региона. В 2024 г. семь регионов имели соглашение с РЖД по вывозу угля в восточном направлении, в то время как на 2025 г. ж/д оператор подписал такое соглашение только с Кузбассом.
Санкции и продолжающаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с растущими затратами и логистическими ограничениями, продолжат оказывать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2025 гг.
Из-за снижения экспорта цена угля на внутреннем рынке в 2024 году уже выросла на 10% и ограничение экспортных поставок еще больше подтолкнет цены вверх.
Увеличение себестоимости и логистических расходов на фоне падения мировых цен привело к росту убытков. Доля убыточных компаний составляет более 50%.
По данным Министерства, в 2024 г. в регионе прекратили деятельность три шахты и шесть разрезов.
В январе-феврале 2025 года Кузбасс недополучил 8.3 млрд рублей из-за снижения добычи и экспорта угля. Бюджет региона в 2024 г. недополучил 70.6 млрд рублей, а по итогам 2025 г. дефицит ожидается на уровне 16.2 млрд рублей, или почти 7%.
Негативная динамика обусловлена кризисом в угольной отрасли на фоне санкций, падения международных котировок и резкого роста ж/д тарифов, в результате чего более 53% угольных предприятий страны закончили 2024 г. с убытками в размере 112.6 млрд рублей против прибыли 374.7 млрд рублей годом ранее.
В Кузбассе работают более 150 угольных предприятий, на которые приходится более 50% добычи всего российского угля. Предприятия отрасли являются градообразующими, а налоги формируют основную доходную часть в бюджете области.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где производится высококачественный материал, в январе-феврале 2025 г. составила 33.4 млн т. (-0.7 млн т. или -2.2% к январю-февралю 2024 г.). В 2024 г. показатель упал до 198.6 млн т. (-15.2 млн т. или -7.1% к 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля сократился до 195.0 млн т. (-17.1 млн т. или -8.1% к 2023 г.).
В Улан-Удэ прошло открытое совещание «Наша Бурятия». В первом его блоке руководители министерств и других государственных ведомств подвели итоги и обсудили актуальные вопросы развития республики. Во второй части представители власти вместе с экспертами, отраслевиками и бизнес-сообществом представили свои идеи и проекты, которые в будущем могут послужить улучшению качества жизни населения и дадут новый импульс экономике региона.
Ранее подобное масштабное мероприятие проходило единожды – в феврале 2020 года, участие в нем приняли около двух тысяч человек. Тогда по итогам открытого совещания было сформировано и обозначено почти 1100 идей по 12 направлениям стратегических сессий: «Общественные инициативы», «Образование - новые возможности», «Здоровая Бурятия», «Мой бизнес - ресурсы для развития», «АПК: новые решения», «Индустрия туризма», «Повышение рождаемости и поддержка семей с детьми», «Молодость. Спорт». «Бурятия - культурный центр российского Востока», «Экология», «Развитие инфраструктуры для комфортной жизни» и «Цифровая экономика».
За четыре года реализовано полностью, частично реализовано и находятся на стадии воплощения 803 проектные идеи (624 – реализовано, 179 – на стадии реализации). «Когда в прошлый раз, 5 лет назад, мы такое же мероприятие делали, мы тоже, когда собрали все предложения, даже представить не могли, сколько мы сможем в итоге сделать. Нас пугали масштабы, пугали объемы необходимого финансирования, пугала трудность задач, но большую часть этих вопросов мы решили. Поэтому и сейчас, имея этот опыт, мы уверены, что также большую часть того, что люди предлагают, мы за этот период решим», — отметил глава Бурятии Алексей Цыденов
В этот раз на втором открытом совещании разбирались следующие темы: подведение итогов реализации национальных проектов, представление новых инициатив, обсуждение стратегических направлений развития Бурятии.
По словам зампреда правительства – министра экономики Бурятии Екатерины Кочетовой, за шесть лет объем собственных доходов Бурятии вырос на 66%.
— Инструменты, применяемые правительством Бурятии, не только способствовали притоку инвестиций — за шесть лет их объем вырос в два раза, но и позволили нарастить доходы бюджета, — отметила министр.
Как сообщает пресс-служба правительства Бурятии, действующий специальный режим территорий опережающего развития дает инвесторам широкий ряд льгот и преференций: пониженные ставки по налогу на прибыль или полностью нулевая ставка, освобождение от налога на имущество. В цифрах – это более 4 млрд рублей налоговых льгот, из которых 732 млн уже фактически предоставлены.
В 11 районах республики и Улан-Удэ созданы специальные зоны с налоговыми льготами и поддержкой для бизнеса — территории опережающего развития «Бурятия». На этих площадках работают 22 резидента, готовые вложить в новые предприятия более 52 млрд рублей и трудоустроить 2 400 человек. Сегодня уже создано 642 рабочих места и вложено почти 7 млрд инвестиций. На ближайшие три года планируется 14 новых проектов с инвестициями свыше 35 млрд рублей. Это позволит создать еще пять тысяч рабочих мест, подмечает Екатерина Кочетова.
За 2024 год доходы консолидированного бюджета составили 123,5 млрд рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2019 года. Об этом в рамках совещания сообщил зампред правительства Бурятии Всеволод Мухин. По его словам, значительно возросла и финансовая поддержка из федерального бюджета, благодаря реализации нацпроектов и вхождению республики в состав Дальневосточного федерального округа. Объем инвестиций возрос с 43 млрд в 2019 году до 61,8 млрд рублей в 2024 году.
В сфере агропромышленного комплекса поддержка со стороны государства растет ежегодно. Как сообщил министр сельского хозяйства Бурятии Амгалан Дармаев, за шесть лет на развитие фермерства в республике направлено 5,5 млрд рублей. С 2024 года поддержка увеличилась на 42,8% и составила 1 млрд 23 млн рублей.
«Столько в ключевую отрасль Бурятии не вкладывалось никогда» — отметил Амгалан Дармаев.
Вливание федеральных денег внушительно повлияло на увеличение посевных площадей — на 12,3 тысяч гектаров. Для их обслуживания приобретено почти 1400 единиц техники и оборудования, треть суммы затрат на которое возместило государство. Впрочем, не только средства и техника, но и благоприятные погодные условия дали свои плоды. Так, достигнуты рекордные урожаи по зерновым культурам, картофелю и овощам.
Объем отгруженной продукции полезных ископаемых увеличился в 2,6 раза, а налоговые поступления выросли в два раза, достигнув 7,2 млрд рублей за последние шесть лет, сообщил в своем докладе зампред правительства Бурятии Иван Альхеев.
— Это позволило не только модернизировать существующие производства, но и запустить новые проекты. Благодаря грамотной инвестиционной политике и поддержке государства добывающая отрасль продолжит оставаться локомотивом экономического роста, создавая новые рабочие места и улучшая качество жизни в регионе, — подчеркнул зампред.
Об успехах социальной сферы за последние шесть лет в республике отчиталась зампред правительства — министр здравоохранения Бурятии Евгения Лудупова. Так, с 2019 по 2024 годы на демографическое развитие направлено 80 млрд рублей, из них на выплаты семьям при рождении детей направлено 14,7 млрд.
— Более 8 тысяч человек смогли повысить доход, благодаря программе социального контракта. Мы — одни из лидеров в Дальневосточном федеральном округе по количеству многодетных семей. В соответствии с указом главы Бурятии реализуются такие меры поддержки как организация бесплатного питания в школах, бесплатный проезд и обеспечение лекарствами, — сообщила Евгения Лудупова.
К слову, глава Бурятии Алексей Цыденов свою программную речь посвятил улучшению демографической ситуации в республике. Исходя из его слов, для правительства Бурятии данное направление стало приоритетным:
«Сегодня стоит вопрос сохранения нас как народа. Еще несколько лет назад коэффициент рождаемости был выше 2,3, каждая женщина рожала двух и более детей. Минимальный уровень для сохранения народа — это 2,3. Сейчас в Бурятии коэффициент рождаемости 1,6. С каждым следующим годом нас становится меньше, а нас должно быть много. Бабушки, дедушки тоже не должны отходить в сторону, как и наши бабушки, дедушки растить своих внуков, помогать своим молодым, быть одной большой семьей. Мы как народ должны быть! Экономика, стройки, больницы, все что угодно — это все для того, чтобы нас было больше»
По словам Евгении Лудуповой, на территории республики построено 37 новых современных школ и 46 детских садов; капитально отремонтировано 150 школ и 18 детсадов. Построено 239 спортивных объектов. Отремонтировано и создано 178 учреждений культуры, среди которых 93 сельских дома культуры, 14 детских школ искусств.
Кроме того, построено 8 поликлиник, 61 ФАП, 21 врачебная амбулатория. Также приобретено 448 машин скорой помощи и санитарного транспорта, которые отправились во все районы Бурятии.
За последние шесть лет общее количество преступлений в Бурятии снизилось на 13%. На 38 % уменьшилась преступность среди несовершеннолетних, на 23 % сократилась рецидивная преступность, заявил зампред правительства Бурятии Вячеслав Сухоруков.
Наиболее эффективной мерой по снижению различных видов преступлений, чиновник отметил внедрение АПК «Безопасный город».
«Сегодня более 900 камер видеонаблюдения объединены в единую систему, доступную правоохранительным органам. Постоянно увеличивается число устройств, оснащенных элементами искусственного интеллекта, способными распознавать и идентифицировать лица. Система успешно предотвращает правонарушения и помогает оперативно раскрывать преступления»
По словам Сухорукова, число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, с 2020 года снизилось почти на 40 %. С марта 2024 года введены ограничения на продажу алкоголя в жилых домах, что затронуло более 440 магазинов (около 17 %). Большинство предпринимателей своевременно выполнили требования закона.
Новый антиалкогольный закон в Бурятии начал действовать с 1 марта. На территории республики теперь запрещена розничная продажа алкоголя в нежилых помещениях многоквартирных домов. Уставной капитал розничных магазинов для получения лицензии на алкогольную продукцию повысился с 60 000 рублей до 300 000 рублей. Также поменялось время продажи спиртного: запрет действовал с 21:00 до 09:00, а сейчас - с 20:00 до 11:00. Нарушение закона карается существенными административными штрафами. В связи с этим многие алкогольные маркеты прикрыли свою деятельность, сдавая свои помещения в аренду.
При этом в республике нарастает проблема с IT-преступлениями. В 2024 году зарегистрировано свыше шести тысяч случаев телефонного мошенничества, когда в 2020 году показатель был вдвое меньше.
«Сумма похищенных средств за прошлый год вызывает тревогу – это 673,24 млн рублей. Менее четверти этих преступлений совершается на территории России. Большинство мошенников действуют дистанционно, преимущественно с территории Украины и других государств, что делает проведение следственно-оперативной работы практически невозможным», — подчеркнул Вячеслав Сухоруков
Региональные правоохранительные органы ведут постоянную работу по противодействию телефонному мошенничеству. За январь-февраль прошлого года мошенники похитили у жителей республики 95 млн рублей, а за аналогичный период этого года – 55 млн рублей. Снижение составило более 40 %.
Итоги развития строительной, дорожной и транспортной отрасли республики за последние шесть лет привел зампред правительства Евгений Луковников. За отведенный период сдано более 200 соцобъектов: школ, детских садов, учреждений здравоохранения, культуры и спорта. Все это было возведено благодаря нацпроектам «Образование», «Демография», «Здравоохранение» и «Культура».
Введено в эксплуатацию свыше 2000 квадратных метров жилья, из них более 567 тысяч квадратных метров сдано в многоквартирных домах. Новое жилье построено не только в Улан-Удэ, но и в районах республики.
По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в Бурятии отремонтировали и построили более 2,1 тысяч км дорог и 117 мостов. На обновление дорожной сети направили 90,6 млрд рублей.
Несмотря на все рекорды, насущные проблемы все же есть. В их числе многострадальное строительство третьего моста через реку Уда в Улан-Удэ. Его начали строить весной 2020 года. По изначальному плану работы должны были завершить в 2024-м. Однако сроки не раз переносили. Стоит отметить, что транспортный переход через реку Уда включает в себя не только мост, но и надземный пешеходный переход, тоннель под железной дорогой и две развязки. Общая протяженность моста — более четырех километров. Стоимость объекта составила – 7,5 млрд рублей.
Евгений Луковников пообещал, что долгожданный объект будет готов в 2027 году.
«С 2019 года по настоящее время нам ежегодно бросали вызовы. Сегодняшняя ситуация не позволила полностью профинансировать данный объект в установленные сроки. Поэтому лимиты основного финансирования сдвинуты до 2027 года. Мы планируем закончить работы в 2027 году. Мост будет построен – это наша обязанность и показатель, который мы должны достичь»
В открытом совещании «Наша Бурятия» приняло участие около 2400 человек, сформировано свыше 1000 идей на стратегических сессиях по 15 направлениям. Все они были связаны со строительством дорог, мостов, развития опорных населенных пунктов, ЖКХ, туризм, образования и т.д. В ближайшее время правительство Бурятии начнет работу с поступившими предложениями.
Глава Бурятии Алексей Цыденов в программной речи рассказал о дальнейших планах развития республики. Главная задача правительства — реализация мастер-плана по реновации исторической центральной части Улан-Удэ.
В текущем году в Улан-Удэ по мастер-плану начнут строить жилой комплекс из 15 корпусов высотой от 5 до 16 этажей. Новые жилые дома появятся на месте ветхих зданий. После реализации проекта жилая площадь увеличится почти до 200 тысяч квадратных метров. При этом объекты культурного наследия сносить не будут.
Всего в мастер-план Улан-Удэ предусмотрено 42 мероприятия. Помимо масштабной застройки в центре города возведут театр песни и танца «Байкал», национальный музей, школу на 760 обучающихся, межвузовский кампус. В изменения также включат общее благоустройство территории, развитие транспорта, переход на электроотопление и глобальная замена коммунальных сетей.
«В рамках мастер-плана, утвержденного президентом России, мы сделаем наш город, нашу республику лучше. Президент не просто утвердил, а приехал сюда к нам и утвердил то, каким наш город будет в ближайшие шесть лет. Наши задачи — развитие общественного транспорта, решение транспортных вопросов. Мы строим путепроводы, увеличили количество автобусов, трамваев. Делаем город красивым. Сносим старое жилье и строим новое современное. Строим национальный музей и театр «Байкал». Делаем кампус мирового уровня для нашей молодежи, чтобы они жили здесь, чтобы они видели свое будущее здесь. Чтобы они были счастливыми здесь, у себя дома, и чтобы они здесь рожали детей, и чтобы нас становилось больше».
На европейском рынке угля продолжилось укрепление индексов выше 98 долл./т. Поддержку ценам оказал рост газовых котировок на фоне геополитической неопределенности, а также сокращение запасов на складах ARA. Кроме того, поставки из Колумбии оказались под угрозой из-за диверсии на ж/д линии, ведущей от разреза Cerrejon до экспортного терминала в Puerto Bolivar. Восстановительные работы ведутся, однако сроки окончания ремонта пока неизвестны.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 470.64 долл./1000 м3 (+15.60 долл./1000 м3 к 05.03.2025 г.). Кроме того, запасы в хранилищах Европы продолжили снижаться до 36%, что обусловлено активным отбором газа. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 3.69 млн т. (-0.11 млн т. или -2.4% к 05.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 скорректировался вверх выше 88 долл./т. после достижения 4-летнего минимума. При этом среднекалорийный материал подешевел в связи с низким спросом со стороны Индии, где складские запасы остаются на высоком уровне.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet ответил отказом на требование профсоюза повысить зарплаты на 10% и предложил лишь 5%, в связи с чем ожидается забастовка, которая приведет к остановке перевозок угля в экспортном направлении. В настоящий момент задействован двухнедельный перерыв, по истечении которого стороны должны в последний раз попытаться прийти к соглашению. Компания Grindrod заявила, что занимается ремонтом 13 локомотивов из Сьерра-Леоне и вскоре запустит их на сети Transnet в рамках программы участия частных инвесторов в ж/д инфраструктуре.
Добывающая компания Exxaro Resources предупредила акционеров, что прибыль по итогам 2024 г. упала на 44% из-за снижения цен на уголь. Показатель EBITDA ожидается на уровне 0.52-0.62 млрд долл., что на 16-30% ниже по сравнению с 2023 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao незначительно подросли выше 97 долл./т. в связи с невысокой активностью покупателей, которые по-прежнему полагают, что снижение котировок продолжится благодаря высоким складским запасам в портах. При этом некоторую поддержку рынку оказывает проведение технического обслуживания не некоторых шахтах, что приводит к ограничению предложения. Однако давление сохраняется в связи с приближением окончания отопительного сезона в северных регионах КНР в середине марта.
Запасы в 9 крупнейших портах остаются вблизи исторического максимума на уровне 31.29 млн т. (-0.11 млн т. к 05.03.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.19 млн т. (+0.05 млн т.), потребление сократилось с 817 тыс. т. до 788 тыс. т./сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR поднялся до 85.50 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR укрепилась до 49.50 долл./т. на фоне умеренного спроса в Китае. Участники рынка по-прежнему сталкиваются с неопределенностью из-за применения внутренних индонезийских ценовых индексов, которые имеют более высокие уровни по сравнению с международными.
Индонезийское правительство рассматривает возможность поднять налог на добычу угля на 1%, что приведет к увеличению себестоимости производства.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил выше отметки 100 долл./т. после достижения 4-летнего минимума Частичную поддержку также оказал циклон Alfred, из-за которого некоторые порты были вынуждены временно прекратить погрузочные работы.
Индекс австралийского металлургического угля HCC обвалился ниже 180 долл./т. из-за избыточного предложения и низкого спроса. Интерес со стороны индонезийских покупателей сократился, а китайские потребители все больше переориентируются на местный уголь.
Низкий спрос подтверждается недавней перепродажей китайскими и другими азиатскими конечными потребителями нескольких партий американского угля, который уже находился в пути. В связи с этим некоторые трейдеры отказались от поставок коксующегося материала премиальных марок.
Девять угольных компаний Кузбасса приостановили добычу
На девяти угледобывающих предприятиях Кузбасса приостановлена производственная деятельность.
Добычу угля остановили 3 шахты и 6 разрезов:
• шахта Инская;
• шахта Ольжерасская-Новая (Мечел);
• шахта Талдинская-Западная-2 (СУЭК);
• разрез Бунгурский;
• разрез 8 марта (Энергоснаб);
• разрез Сибкоул;
• разрез Задубровский Новый;
• разрез Евтинский Новый;
• разрез Киселёвский (МелТэк).
Причиной приостановки предприятий стала сложная ситуация на угольном рынке из-за санкций, падения цен и невозможности доставить требуемые объемы через Восточный полигон в страны АТР.
В результате кризисной ситуации компании вынуждены сокращать объемы добычи, инвестиции, а в некоторых случаях и приостанавливать добычу. Высокие ж/д тарифы и повышенная ключевая ставка также оказались серьезным вызовом для угольной отрасли.
Общая задолженность по заработной плате в угольной отрасли Кузбасса достигла 347 млн рублей перед 852 работниками.
В январе-феврале 2025 г. предприятия региона добыли 33.4 млн т. (-0.7 млн т. или -2.2% к январю-февралю 2024 г.). По итогам 2024 г. добыча угля в Кузбассе упала до 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.).
Эльгауголь запустила 11 обогатительных фабрик
Угольная компания Эльгауголь ввела в эксплуатацию все запланированные обогатительные фабрики на Эльгинском месторождении в Якутии. Совокупная мощность всех 11 фабрик составляет 38.5 млн т. в год (+7 млн т. или +22.2% к 2024 г.).
Эльгинский угольный проект включает в себя месторождение коксующегося угля, а также терминал, расположенный в 30 км от посёлка Чумикан, мощностью 30 млн т. в год и способный принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т. Также компания в прошлом году запустила первый грузовой состав с углем по частной железной дороге протяженностью 531 км, соединяющей месторождение с экспортным терминалом.
В 2024 г. Эльгауголь добыла 28.6 млн т. угля (+7.2 млн т. или 33.3% к 2023 г.). По итогам января-февраля 2025 г. добыча составила 5.6 млн т. (+1.9 млн т. или +66.7% к январю-февралю 2024 г.). Рост производства не имеет прямой корреляции с объемом экспорта, поскольку месторождения в регионе характеризуются труднообогатимыми углями, которые при переработке на обогатительных фабриках теряют до 50% объема.
США отменили исключения для энергетических сделок с российскими санкционными банками
Дональд Трамп не продлил действие лицензии 8L Министерства финансов США, позволявшей иностранным компаниям проводить платежи за российские энергоресурсы через некоторые банки, находящиеся под санкциями. Лицензия утратила силу 12 марта 2025 г.
Эта лицензия была исключением из санкционного режима, давая возможность зарубежным контрагентам проводить расчеты с такими российскими финансовыми учреждениями, как Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк и Центральный банк России для оплаты поставок нефти, газа и угля.
Кроме того, на фоне отказа от продления лицензии Трамп также принял меры по расширению экспорта американского сжиженного природного газа. В январе 2025 года он отменил введенный при предыдущей администрации запрет на выдачу новых лицензий на поставки СПГ в страны, не имеющие соглашений о свободной торговле с США.
Решение осложнит торговые расчеты за российские энергоресурсы, особенно для стран, которые ранее пользовались этим механизмом, и может спровоцировать рост цен на нефть, газ и уголь, поскольку альтернативные способы расчетов сложнее и дороже. Также возможны изменения в цепочках поставок и рост стоимости транзакций.
Таким образом, с 13 марта 2025 г. любые платежи за российские энергоресурсы через санкционные банки стали невозможны, что может повлиять на международные энергетические рынки.