фото: Freepik
Цифровая экосистема МТС подключила к фиксированной сети связи 59 социально значимых объектов Хабаровского края. Доступ к цифровым сервисам получили центры поддержки населения, отделы опеки и детские социальные учреждения региона.
Высокоскоростной интернет появился в 43 центрах поддержки населения и отдела опеки в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске, Вяземском, Бикине и других населенных пунктах. Интернет позволяет сотрудникам учреждений иметь доступ к государственным информационным системам, обмениваться документацией между социальными учреждениями по внутренним каналам.
Также фиксированный интернет появился в 16 детских учреждениях в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Бикине, поселках Октябрьский, Новый Ургал, Солнечный, Переяславка, селах Хурба, Некрасовка и Найхин. Новый канал связи поможет получить детям доступ к образовательным ресурсам, а специальные настройки позволяют защитить детей от нежелательного контента.
Как отметила директор МТС в Хабаровском крае Наталья Экшенгер, интернет дает равные возможности получения информации, независимо от географии населенного пункта.
«С помощью доступа к сети работники социальных учреждений могут автоматизировать часть процессов и быстро получать необходимую информацию, хранящуюся на серверах в краевой столице. Это уменьшает нагрузку на специалистов и помогает быстрее обрабатывать запросы граждан», — добавила она.
Без надежной связи и инфокоммуникационной инфраструктуры невозможно представить успешное развитие многих сфер деятельности. В этой связи на Дальнем Востоке реализуются крупные проекты, которые затрагивают и труднодоступные районы, где проблема цифрового неравенства не побеждена. Темпы борьбы с последней ограничивает государственное финансирование. Вместе с тем определенные надежды возлагается на новый отраслевой нацпроект «Экономика данных». Заметные перемены могут произойти в регионах арктической зоны – это сопряжено с необходимостью расширять перевозки по Севморпути, который, как и все, нуждается в развитии связи и цифровых технологий.
В 2024 году в регионах Дальнего Востока и Арктики к сети широкополосного доступа в интернет подключено 250 населенных пунктов, проложено около 2 тыс. км волоконно-оптических линий связи, сообщил замдиректора департамента господдержки технологического развития Минвостокразвития Вячеслав Самочкин.
«Вместе с тем, несмотря на результаты, достигнутые на сегодняшний день, нам предстоит много работы. Мы также видим и пытаемся решить ряд проблем, которые остаются актуальными. Это неразвитая инфраструктура – все еще есть участки макрорегиона, к сожалению, где жители вынуждены мириться с ограничениями в части отсутствия современных услуг связи. Прокладывание линий затруднено из-за особенности регионов: вечная мерзлота, пустынные сети, скалистые горы и большая сейсмическая активность», – пояснил он.
Проблема цифрового неравенства не остается без внимания на многих северных территориях, в том числе на Чукотке. В 2023 году завершено строительство подводной волоконно-оптической линии связи протяженностью более 2 тыс. км по дну Берингова моря от Камчатки до Чукотки. Это позволило обеспечить высокоскоростным интернетом порядка 20 тыс. жителей Анадыря и Анадырского района.
С одной стороны, регион значительно улучшил показатели по т.н. цифровой зрелости (к ней относится глубина цифровизации городской среды, госуправления, общественного транспорта, образования и здравоохранения), с другой, 95% населенных пунктов, которые удалены от магистральной ВОЛС, продолжают пользоваться телекоммуникационными услугами через спутниковые каналы связи, рассказал начальник управления цифрового развития ЧАО Юрий Банчук.
Хотя к интернету по подпрограмме «Цифровая Чукотка» подключены 266 социально-значимых объектов (медицинские и образовательные учреждения, музеи, библиотеки и т.п.), 193 из них имеют низкую скорость передачи данных – от 1 до 9 Мбит/с.
На текущий момент в регионе нет мобильного интернета в 30 поселках. Основная причина – нехватка финансирования. Продолжается действие федеральной программы по устранению цифрового неравенства, но ежегодная квота на округ – в среднем три населенных пункта. «Мы понимаем, как это будет долго», – оценивает перспективы завершения проекта Юрий Банчук.
Власти Чукотки обратились в Минцифры РФ с просьбой реализовывать программу на условиях софинансирования, хотя и финансовые возможности региона далеко не безграничны.
Похожая ситуация в Якутии, где сказывается неравномерность покрытия ее обширных площадей телекоммуникационной сетью. Спутниковая связь является единственной возможной на территории арктической зоны этого региона, где отсутствуют резервные каналы, констатирует замминистра инвестиций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха Дмитрий Васильев. Как следствие, сохраняется резкая диспропорция стоимости безлимитного тарифного плана с пропускной способностью 1 Мбит/с. для абонентов в арктических и центральных районах.
Минцифры РФ и Якутия уже осуществляют работы на принципах софинансирования. В 2023 году на начало совместной реализации проекта по обеспечению населенных пунктов высокоскоростным интернетом из республиканского бюджета было направлено 356 млн руб.
В прошлом году в Якутии завершилось строительство ВОЛС протяженностью 359 км в Жиганском районе. К услугам ШПД были подключены три поселка. Это немного, но все снова упирается в объем выделяемых средств. Как уточнил Дмитрий Васильев, Госдума ранее давала рекомендации рассмотреть возможность увеличения федерального финансирования на трехлетний бюджетный цикл для арктических территорий при поступлении дополнительных доходов или наличии высвобождаемых в ходе исполнения бюджетных ассигнований, на что и возлагаются определенные надежды.
Кроме того, большие ожидания связаны с реализацией проекта «Синергия Арктики», который предполагает стыковку с магистральными оптическими линиями связи, в том числе с трансарктической подводной ВОЛС «Полярный экспресс», которая охватит восемь регионов Арктики и Дальнего Востока, расположенных вдоль Северного морского пути.
Справка:
Общая протяженность трансарктической подводной волоконно-оптической линии связи – 12,6 тыс. км. Новая система, которая соединит Мурманск и Владивосток по арктическому маршруту, предусматривает шесть пар оптических волокон пропускной способностью 52-104 Тб/с. Это поможет предоставить надежную и доступную интернет-связь, удовлетворить растущие потребности онлайн-торговли, облачных технологий и больших данных.
За счет «Синергии» в Якутии намерены построить 7 тыс. км линий-ответвлений, к сети высокоскоростного интернета будет подключен 61 населенный пункт республики и более 50 тыс. жителей. Заявляемая пропускная способность на домохозяйство – до 1 Гбит/сек.
В настоящее время по республике уже проектируется порядка 6,4 тыс. км магистральных ВОЛС, проинформировал замруководителя регионального блока ФГБУ «Центр экспертизы и координации информации» Павел Синдяков. По Чукотке, которая также может быть связана с «Полярным экспрессом», прорабатывается предложение по строительству линии Певек – Билибино. «Сейчас рассматривается финансирование за счет средств резервного универсального обслуживания (операторы связи отчисляют туда по 1,2% от выручки – Прим. ред.) в период 2025-2030 годов», – уточнил Павел Синдяков.
От хорошей связи зависит развитие судоходства по Северному морскому пути с учетом организации различных видов мониторинга, берегового обслуживания флота, функционирования аварийно-спасательных подразделений и т.п. Проект создания ВОЛС «Полярный экспресс» положительно повлияет на интенсивность перевозок по СМП, но охватить большие пространства невозможно полностью без спутниковой связи, отмечает зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.
В 2025 году стартует национальный проект «Экономика данных», приоритеты которого значительно расширились по сравнению с предыдущим нацпроектом «Цифровая экономика», говорит Павел Синдяков. К ним относится создание низкоорбитальной спутниковой группировки, обеспечивающей скоростной доступ в интернет, в том числе в арктической зоне, по аналогии со Starlink`ом. К концу 2027 года планируется запустить 292 аппарата, а до 2030-го – 383.
Проект осуществляется на условиях государственно-частного партнерства. Компания «Бюро 1440» инвестирует в строительство спутников и инфраструктуры более 300 млрд руб., еще свыше 100 млрд руб. будет направит Минцифры на компенсацию ставки по льготным кредитам и финансирование запусков.
Ожидается, что к этим спутниковым каналам будут подключены базовые станции мобильных операторов, к которым невозможно или экономически нецелесообразно подводить ВОЛС. Скорость спутникового канала для абонента в такой сети должна быть выше, чем в действующих сетях.
Как поясняют в одной из сотовых компаний, переход на низкую орбиту значительно повышает скорость передачи данных и снижает сетевую задержку в сравнении с аппаратами, находящимися на высокой геостационарной орбите. Таким образом эта коллаборация решит проблему с предоставлением полноценной связи стандарта LTE в удаленных районах.
Орбитальную группировку в свою очередь наращивает «Роскосмос». Например, для оценки ледовой обстановки на трассах Севморпути, мониторинга ЧС наиболее подходят малые радиолокационные спутники «Кондор-ФКА».
«Арктический регион часто бывает закрыт облаками для космического наблюдения, и есть такой эффект как полярная ночь, когда оптические средства наблюдения не очень хорошо работают, только в инфракрасном диапазоне. Соответственно выходом из этой ситуации является использование радиолокационного диапазона частот, который видит как сквозь облачный покров, так и в условиях низкой освещенности или отсутствия таковой», – пояснил замдиректора департамента по космической деятельности «Роскосмоса» Андрей Буравин.
За последние два года для Севморпути введены цифровые платформенные решения, в первую очередь предназначенные для обеспечения безопасности плавания в ледовой и смешанной обстановке, продолжает директор направления цифровизации и информационных технологий дирекции СМП корпорации «Росатом» Александр Шаталов.
«В настоящее время мы умеем строить оптимальные маршруты движения судов в смешанном режиме, делать расстановку ледоколов. В этом смысле [накопленный] математический аппарат и программный комплекс хотим использовать и для нашего пилотного проекта единого морского оператора северного завоза для оптимального планирования маршрутов движения и доставки грузов», – рассказал он.
Напомним, работу единого оператора северного завоза планируется обкатать в текущем года на Чукотке.
Помимо спутников к настоящему времени расширяется инструментарий сбора необходимых данных. Ледоколы оснащены бортовыми измерительными комплексами, лидарами, которые определяют толщину, силу сжатия льда, торосистость – то, что со спутниковых снимков сделать затруднительно, объясняет Александр Шаталов. Используются также беспилотные летательные аппараты, оснащенные радиолокационными станциями. Они могут производить локальную ледовую разведку и давать уточненные данные по трассе движения флота.
На основе этих сведений отрабатываются технические модели мониторинга и прогнозирования, в том числе с привлечением технологий искусственного интеллекта. Задача – благодаря ИИ, обработке больших данных своевременно распознавать опасные ледовые явления на пути мореплавания.
«Как пример, чтобы грамотно обработать и понять, что это стамуха (торосистое образование, сидящее на грунте или на мели – Прим. ред.), нужны тысячи снимков и столько же человеко-часов, чтобы люди сели и классифицировали объект. Это огромный труд», – резюмировал Александр Шаталов.
По задумке российских властей остров Большой Уссурийский должен стать одним из ключевых центров экономического взаимодействия России и Китая. Для запуска амбициозного проекта на российской стороне острова намерены построить грузопассажирский пункт пропуск, о котором говорят уже несколько лет. О том, почему для развития острова необходимо взаимодействие власти, общественности и бизнеса, рассказал член правления, председатель Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Мазунин.
– Создана единая концепция развития острова Большой Уссурийский, есть определенные направления работы: туристическое, рекреационное, сервисное. Индустриального развития там не подразумевается, и это всем понятно. Даже обработка грузов, мультимодальные проекты будут осуществляться на материковой части. Сейчас больше стоит вопрос не направлений развития острова, а самой реализации концепции. Мы уже писали в Минвостокразвития о том, что нужна точная программа по развитию острова, которая будет содержать конкретные мероприятия со сроками, ответственными лицами, источниками финансирования.
Сегодня на региональном уровне очень мало обсуждений подобных вещей с экспертным и деловым сообществом, зачастую процессы закрыты. Не было обсуждения того же мастер-плана Хабаровска, который делается для людей, для создания благоприятной среды в Хабаровске и на Большом Уссурийском тоже. А ведь это можно назвать Хабаровской агломерацией по аналогии с Владивостокской. В перспективе Хабаровск может стать миллионником, тем более что на правительственном уровне стоит задача – создать миллионники в регионах, в том числе на Дальнем Востоке.
Конечно, открытие грузопассажирского пункта пропуска станет катализатором всех процессов, в том числе развития туризма, привлечения бизнеса, инвесторов из других территорий России и иностранных капиталов. Но здесь опять же нужно понимать, как это можно реализовать, какие потенциальные инвестпроекты уже есть, какие вошли в мастер-план Хабаровска. Мастер-план по развитию Большого Уссурийского острова Корпорация развития Дальнего Востока должна подготовить к июлю следующего года. Если это будут делать только сами московские специалисты, если они будут рассказывать, как и где нам жить, то это, наверное, будет неправильно. Нужно приблизить работу сюда. Президент давно говорит, что федеральные министерства и ведомства должны переехать на восток страны. Я считаю, что хотя бы для обсуждений они должны чаще приезжать на Дальний Восток, проводить форсайт-сессии, стратегические сессии, просто рабочие группы.
Я вошел в специальную рабочую группу по развитию Большого Уссурийского острова, как раз, там можно было бы участвовать, предлагать инициативы. Потому что пока непонятно, какую часть острова планируется защитить береговыми укрепительными сооружениями. А ведь именно там будет определена территория под застройку будущих объектов. Я понимаю, что это дорогостоящие мероприятия, инфраструктурные затраты, тем более в условиях сегодняшнего времени, но можно, рассмотреть и государственно-частное партнерство.
Полпред президента Юрий Трутнев сказал, что своих капиталов достаточно, и мы сможем самостоятельно все сделать. И действительно, российский капитал сегодня имеет возможности развивать на своей территории инфраструктуру, создавать инвестпроекты и делать это без привлечения иностранных вложений. Но нужно разработать финансовые модели для развития транспортной, инженерной и другой инфраструктуры. Тогда бизнесу будут понятны правила игры.
Также нужно просчитывать вложения в создание инфраструктуры, которые вернутся в виде будущих налогов. Ведь, с одной стороны, государство вкладывает деньги в создание инженерной, дорожной инфраструктуры, а с другой – создает инвестиционную привлекательность для проектов, в которые вкладывается частный инвестор. Он же создает налоговую базу и рабочие места.
Конечно, здесь нужно подключать, в том числе, и науку, чтобы ученые просчитали все цифры – не только затраты, но и будущие доходы. Когда строили БАМ, многие говорили, что это дорога в никуда, слишком затратная стройка. А сегодня, мы понимаем, что БАМа даже после реконструкции не хватает. Жизнь развернула все на восток. Такие моменты нужно обсуждать и просчитывать. Не надо бояться больших расходов, надо бояться малых доходов. Сначала государство и другие институты развития инвестируют, создают условия, вкладывают деньги в инфраструктуру и снижают риски для бизнеса, тем самым привлекая частые инвестиции, а потом эти деньги возвращаются в казну в виде налогов. Пускай не в среднесрочной перспективе, но возвращаются.
Мы десять лет ждали развития Большого Уссурийского острова. Мост построили в 2013 году, было поручение президента о создании туристической рекреационной зоны, но ничего до сих пор не создано, хотя за это время можно было пассажирский пункт пропуска открыть. Туристический обмен бы уже пошел, в дальнейшем проект было бы проще развивать. Но разные финансовые группы в этом не заинтересованы. Я знаю, что предпринимаются различные меры, чтобы проект как можно позже заработал, потому что он повлияет на транспортные и туристические потоки.
Важна концентрация экспертного сообщества, органов власти, бизнеса, нужно понимать, кто возьмет на себя инфраструктурные затраты. Ведь если говорить об увеличении турпотока в Хабаровский край из Китая, то нам нужно понимать, что потребуется в 100 раз больше номеров в гостиницах, мест в ресторанах и заведениях общепита. А это инвестиционный цикл, который занимает несколько лет. Уже сегодня с открытием этих новых мест мы опаздываем.
Есть проект пассажирских круизов по Амуру. Это тоже ниша, это туристическое предложение для гостей, прибывших на Большой Уссурийский. В национальном проекте есть планы по увеличению въездного туризма в три раза, доли туризма во внутреннем валовом продукте – до 5%. У нас есть прекрасная возможность перевыполнить эти показатели за счет появления грузопассажирского пункта пропуска на Большом Уссурийском. Но здесь главное – не тянуть одеяло на себя, а разровнять его и действовать вместе: обсудить направления, внести предложения, нащупать проблемные точки и найти точки роста, налаживать диалог между бизнес-сообществом и властью. Этот проект даст хороший толчок для развития города и региона, поэтому мы должны всем миром навалиться, и своими идеями, энергией двигать его вперед и получать от него эффекты.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- Председатель правительства Михаил Мишустин 11 июля 2024 года утвердил обновленную Стратегию развития минерально-сырьевой базы. Срок ее реализации продлен до 2050 года. Развитие минерально-сырьевой базы в регионах Дальнего Востока и Арктики находится под влиянием существующего состояния транспортной инфраструктуры. Транспортная отрасль является наиболее сложным, трудоемким и затратным звеном процесса разработки месторождений полезных ископаемых, доля которой в себестоимости добычи составляет 60-75%.
На территории Дальнего Востока и Арктической зоны РФ, можно выделить сотни значимых действующих, строящихся и планируемых проектов, которые определяют расположение точек генерации грузовой базы, вывоз сырья или продуктов обогащения, который осуществляется практически всеми видами транспорта. Необходима взаимоувязка проектов строительства транспортной инфраструктуры с возможностями природопользования и, в первую очередь, недропользования, поскольку горная промышленность для субъектов Дальнего Востока России и Арктики является одним из основных направлений в экономике.
Минерально-сырьевой потенциал нашей страны способен обеспечить все необходимые задачи национальной экономики и национальной безопасности, исходя из стратегических целей при любых сценариях развития мировой ситуации.
На Дальнем Востоке и Арктической зоне России транспорт и энергетика рассматриваются в качестве основных элементов социально-экономического развития территорий, являясь основой стратегии создания и эксплуатации минерально-сырьевой базы данных макрорегионов.
Стратегия развития Дальнего Востока базируется на формировании транспортно-энергетического каркаса. Регион характеризуется географическими преимуществами и перспективой реализации экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов по внутренним и международным транспортным коридорам. Особая значимость каркаса заключается не только в обеспечении грузопотоков в транспортно-логистических цепочках, но и в наполнении инфраструктурных зон в первую очередь проектами по недропользованию. Устойчивость экономики в последующих этапах развития региона связывается с ее индустриализацией.
Процесс индустриализации экономики региона, включающий как малоформатное производство, так и классические металлургические гиганты, предусматривает три этапа: I этап – создание каркаса, II этап – процесс наращивания каркаса внутренними элементами, III этап – освоение пространственно-сгруппированных месторождений различных по запасам и по специализации (узлы, комплексы, кластеры).
В качестве объединяющего центра может рассматриваться Хабаровский край с умеренно развитой инфраструктурой, но с очень высоким потенциалом ее формирования. В Хабаровском крае в последние годы начинает формироваться транспортно-энергетический каркас, который может служить реальной основой реализации других проектов.
К числу заявленных крупных инфраструктурных проектов относятся: железные дороги Эльга – мыс Манорский и Якутск – Магадан, широтная автодорога Амга – Усть-Мая – Аян, меридиональная автомобильная трасса Комсомольск-на-Амуре – Охотск – Магадан и другие. Они затрагивают интересы республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Амурской и Магаданской областей. Обсуждается также строительство автодорог Комсомольск-на-Амуре – Чегдомын, Селихино – Николаевск-на-Амуре, по левобережью Амура от Комсомольска-на-Амуре до поселка Октябрьский. Принципиально важным является строительство перерабатывающих производств. К их числу относятся гидрометаллургические комплексы по переработке упорных руд золота Покровского на одноименном месторождении, Амурского в городе Амурск, проектирование и строительство Тихоокеанского в Советской Гавани. Также намечены планы по строительству металлургических комплексов по переработке оловянных, медных и железных концентратов в Хабаровском крае.
В правительстве Хабаровского края рассматриваются вопросы строительства крупных энергетических объектов: Тугурской ПЭС с заводом по производству водорода, Ниманской ГЭС, Эворонской АЭС, Чегдомынской ГРЭС с кольцевыми ЛЭП для решения проблем энергетики.
В силу этого существует реальная необходимость формирования новых подходов к развитию региона. С горнодобывающей промышленностью связаны и взаимозависимы металлургия, машиностроение, строительство, энергетика, транспорт, другие отрасли промышленности. Горный комплекс может рассматриваться в качестве инициатора в новой индустриализации региона.
Фермер из Хабаровского края Михаил Утробин получил «дальневосточный гектар» одним из первых в регионе. Сейчас его продукция представлена в сетевых магазинах краевой столицы, а сам Михаил предлагает инициативы для улучшения сельхозсферы, которые могут повлиять и на экономику ДФО в целом. Одна из инициатив уже поддержана на федеральном уровне.
- Я как простой житель Дальнего Востока ощущаю поддержку, которую оказывает региону государство: есть специальные преференционные режимы, «Дальневосточная ипотека», «Дальневосточный гектар». Я сам являюсь получателем и «дальневосточного гектара», и «дальневосточной ипотеки». Это значит, что я уверен – эти инструменты реально хорошие, рабочие, помогающие выполнять задачи, которые стоят перед Дальним Востоком: сохранение численности населения, разворот на Восток, развитие экономических связей внутри регионов, а также развитие внешнеэкономических связей.
Программы «Дальневосточная ипотека» и «Дальневосточный гектар» – это классные инструменты. Сейчас, конечно, внимание к «гектару» ослабевает, потому что ложка дорога к обеду. Когда нужно было максимально всем рассказать о том, что есть такая программа, было больше внимания со стороны средств массовой информации. Сейчас его намного меньше, но есть и плюсы. Это отдельная программа, которая с 2016 года претерпела кучу изменений: десятки тысяч людей воспользовались правом безвозмездно получить землю, были определенные препоны, но их убирали с помощью внесения корректив в Федеральный закон.
Я фанат «Дальневосточного гектара», всегда искренне «топлю» за эту историю, потому что это реально выгодно. Я предлагал при освоении первого гектара давать второй, третий, десятый гектар. Мы готовы, земли свободные есть. При этом инструмент получения земли реально подразумевает полное отсутствие какой-либо коррупционной составляющей: все делается, сидя за компьютером, никто не сможет какие-то препоны создать. Одна из правок в федеральном законе была принята по моей просьбе – давать дополнительный гектар. Я сам воспользовался этой возможностью и дополнительно к пяти уже имеющимся гектарам, взятым на всю семью, оформил еще два в месте, которое мне очень-очень нравилось. Опять же, не ходя ни к кому на поклоны, ни с кем ничего не обсуждая, а просто в соответствии с законом, который у нас принят. Это здорово.
Конечно, хотелось бы дополнительной поддержки. Мне кажется, было бы неплохо запустить в одном или нескольких регионах ДФО пилотный проект раздачи дальневосточных гектаров не там, где ты выберешь участок, а там, где государственные органы найдут свободную землю, сделают дорожную, электросетевую инфраструктуру, подведут газ и создадут какой-то кластер или современную деревню XXI века со всеми коммуникациями: интернетом, сотовой связью, возможно, единой скважиной и очистными сооружениями. Мне кажется, что в наше время это очень просто: есть модульные решения, готовые, надежные, которые позволяют дать эти коммунальные блага не одному, а сразу многим.
Я построил дом сам, дорожную инфраструктуру, электричество тоже проводил сам, скважину бурил для себя, очистные сооружения делал для своего участка. Просто я понимаю, если бы было 10 рядом компактно расположенных хозяйств, то в пересчете на единицу домовладения это было бы дешевле минимум на 30-50%. Поэтому есть такая задумка о современной деревне, состоящей из «дальневосточных гектаров».
Есть и предложение о предпринимательской деятельности, касающееся разворота на Восток. По моему мнению, стоит распространить условия режимов ТОР и СПВ на всех предпринимателей ДФО. Можно опять же сделать пилотный проект в каком-то дальневосточном регионе, либо предоставить преференции этих режимов для предпринимателей, занятых в приоритетных сферах экономики. Например, можно дать предпринимателям из сельхозсферы такие же налоговые послабления, как для резидентов ТОР и СПВ. Мне кажется, что это предложение позволит проактивно развивать экономику и взвинтить темпы развития Дальнего Востока.
На примере тех же ТОР и СПВ мы видим, что эксперимент начавшийся более десятка лет назад, не сворачивают. Значит государству это выгодно: появляются новые рабочие места, люди закрепляются на территориях. И особенно внимание нужно уделить сельским территориям, потому что село кормит нашу страну. Надо сделать так, чтобы люди перестали бежать в города, потому что в селах сейчас нет должной инфраструктуры, нет «белых» зарплат, люди не могут получить ту же самую «сельскую» или «дальневосточную ипотеку», потому что не устроены. А чтобы закрепить людей, нужно дать им возможность получить возможность жить в новом современном доме.
Решить эту проблему, на мой взгляд, и помогут льготы ТОР и СПВ: работодатели в сельской местности смогут снизить отчисления в различные фонды, благодаря этому будут официально трудоустраивать сельских жителей, платить им «белую» зарплату. А те в свою очередь смогут закрепиться на своей территории.
Главное в сельском хозяйстве, по моему мнению – качество продукта. Последние два года мы идем по пути кооперации с другими фермерами, которые готовы давать высококачественный продукт, чтобы мы поставляли его на прилавки Хабаровска. В 2023 году у нас был рост производства в полтора-два раза относительно предыдущего года. В этом году мы тоже хотим примерно настолько же вырасти, для этого я реконструировал производственные мощности по переработке молока, отладил многие логистические процессы, поменял персонал. Мы готовы к росту, но я против роста в 3-5-10 раз, я так не могу и не хочу. Я за качественный продукт, а не за объемы. Мне приятно, когда я иду по городу, со мной здороваются, говорят, что у нас лучшее молоко в Хабаровске. И пусть у меня будет рост небольшой, зато с сохранением качества, к которому привыкли покупатели. Для меня это принципиально важно. Примерно 95% покупателей нашей продукции – это постоянные клиенты. Я горд этим, а также своей продукцией, и планирую, что дальше будет так же.
Сергей Суровцев — один из самых известных участников программы «Дальневосточный гектар» в Хабаровском крае и в ДФО. О его пасеке наслышаны многие, в 2017 году фермер получил премию «Звезда Дальнего Востока» за самую эффективную и оригинальную реализацию освоения земли. На достигнутом он не остановился и расширил свое дело. Владелец нескольких бесплатных гектаров не понаслышке знает о трудностях в реализации планов и предлагает пути решения проблемных вопросов.
— Я участвую в программе «Дальневосточный гектар» с самого ее начала: в декабре 2016 года моя семья получила три гектара. Надел я брал для пчеловодства и производства различных травяных напитков, для заготовки дикоросов. За это время не только дело развилось, но и появилась инфраструктура: проведено электричество, есть скважина, сушильня, столярный цех с многофункциональным станком для деревообработки, склад для хранения улитары, омшаник — зимовник для пчел. Веранды разные и баня, чтобы восстанавливаться после трудов великих. В общем, если в квадратных метрах выражаться, более 400 кв. метров построено.
Сейчас строю дом на берегу озера, недалеко от пасеки. Возможно, буду принимать гостей. В министерстве туризма не против, чтобы я развивал туристическое направление. Им понравилось, как я в прошлом году возил экскурсии к себе: познавательные, развлекательные, с дегустациями, со знакомством с пчелами, с избавлением от страхов – люди держат пчел в руках. Рассказываю о философии взаимоотношения пчеловода и пчел – непотребительской, не эксплуатационной.
При должном уровне разворотливости владельца гектара, который пользуется мерами господдержки, они очень приходятся к месту, их можно применить, если не стоит цель просто присвоить что-то, ничего не вложив в дело. Ведь есть и такие случаи, когда владельцы гектаров безответственно используют средства или по неопытности расходуют их неэффективно.
В этом году для меня истекает срок получения грантовой поддержки. Средства, полученные по гранту, нужно освоить в течение двух лет и в течение пяти лет развиваться в соответствии с бизнес-планом до указанных в нем параметров. Все это мы сделали. У нас пасека увеличилась с 27 до 100 ульев, мы построили необходимые подсобные помещения, которые позволяют на плановой основе комфортно выполнять трудовые обязанности. Даже банька у нас появилась, чтобы силы восстанавливать – заботимся о кадрах. У нас за пять лет созданы два рабочих места. Они так и остаются.
Организован сбыт продукции в Хабаровске. Объем точно не падает, остается на стабильном уровне. С крупными торговыми сетями для таких, как я, мелких предпринимателей, дела со сбытом остаются сложными. Сетям мы неудобны, потому что не можем обеспечить достаточных объемов и выполнить определенные требования, связанные с той же упаковкой и сопровождением.
В плане стоимости энергоносителей мы отстаем от западных регионов, именно поэтому наша конкурентоспособность с федеральными торговыми сетями, которые сейчас преобладают в Хабаровске, проигрывает. Это происходит, в том числе из-за того, что все-таки плотность населения на Дальнем Востоке меньше, возможности маневрировать в бытовых условиях у нас ниже, соответственно развиваться мы так быстро не можем. Значит, на мой взгляд, это точка для приложения усилий органов местной власти. Считаю, что для выравнивания ситуации с учетом особенностей местного производства, необходимо, по сравнению с западными партнерами, позиционировать, представлять и продвигать местную продукцию.
Я для себя формат сбыта определил, понял, что мне с сетями работать неудобно. Наблюдаю за тем, что происходит на рынке, состою в ассоциации производителей, получаю оттуда информацию и вижу, с какими трудностями сталкиваются в работе с сетями более крупные, чем я, производители. У меня свой путь. Считаю, что у личных хозяйств всегда есть возможности удовлетворять потребность клиентов более гибко, не только по качеству, но и по ориентации клиентуры. Поэтому я буду развивать свои точки. И вот как раз на днях, в феврале, мы открываем небольшой магазинчик в центре города. Я организую сейчас работу с турфирмами, которым будет интересно завозить туда туристов. Магазинчик расположится рядом с площадью Ленина, и по пути с экскурсии туристы смогут ко мне заезжать, брать сувениры для себя, для своих родных, чтобы рассказывать о нашей дальневосточной земле. Такая стратегия дает уверенность на случай каких-то катаклизмов быть более защищенным – это уже своя территория, своя недвижимость,
Считаю, что средств на «Дальневосточный гектар» и на поддержку их владельцев выделяется много, и некоторые даже не осваиваются, из-за чего потом регионы испытывают трудности. Я не специалист в этой области, но могу сказать, что мне получить грант было не трудно. Сейчас, на мой взгляд, значение имеет другая форма помощи: когда выстраивается рынок производства, сопровождения, госконтроля над произведенной продукцией, когда производители должны работать в программах «Меркурий», программах, связанных с введением онлайн-касс, необходимо помогать начинающим производителям. Ведь порой, хочешь, не хочешь, попадаешь в зону риска и можешь стать правонарушителем. Это касается и налогов, и отчетностей.
Для помощи начинающим производителям необходимо создавать инкубаторы, основной целью, которых должно стать создание упрощенных условий вхождения людей в бизнес. Эти инкубаторы могут стать одновременно упрощенной системой для фермеров, например, для помощи в работе в том же «Меркурии» или в оформлении различных документов, и площадкой для подготовки кадров, в том числе, финансово-кредитных, для ветеринарной и другой сфер.
Сейчас «Дальневосточному гектару» не уделяется столько внимания, как раньше, и это, по моему мнению, нормальная история: у страны несколько поменялись приоритеты, плюс на стадии разработки программы серьезные научные работники, прогнозисты не изучали, каким должен быть конечный образ у этой инициативы, не определяли, каким лифтом она может стать для человека, какие стимулы и возможности у него есть, чтобы развивать свое дело. Курсант, поступая в военное училище, понимает, что у него есть перспектива дорасти до генерала, а почему у фермера на «Дальневосточном гектаре» перспектив нет? На мой взгляд, такие вертикали нужно выстраивать во всех отраслях, об этом нужно подумать отраслевым министерствам, ведомствам. Понятно, не все сразу происходит, но нас необходимо обязательно увязывать в государственную систему и находить нам место.