Лидерства в сфере цифровизации и инноваций Республика Саха (Якутия) добилась благодаря планомерной и давней поддержке ИТ-отрасли.
Корни и ветви цифровизации
Те, кто поражается успехам Якутии ИТ-отрасли, удивляются ещё больше, узнав, что Республика первой и ещё 10 лет назад(!) открыла технопарк, в котором как в оранжерее для растений созданы идеальные условиям для стартапов, ведущих инновационный бизнес. Сейчас здесь насчитывается 134 резидента. Преференции для молодых и амбициозных компаний обернулись осязаемым эффектом и для жителей региона, и для Якутии, как субъекта Росссийской федерации. Разработки резидентов созданного в 2018 году ИТ-парка – это и программные комплексы в области медицины, и системы мониторинга лесных пожаров, и приложения для максимально быстрой и эффективной коммуникации граждан с органами власти любого уровня.
Один из резидентов ИТ-парка «Якутск» – компания «Сайберия» стала победителем выставки «Территории инноваций», которая проходила в рамках Восточного экономического форума 2022 года. Ее проект профессиональных инструментов для врачей-рентгенологов и модулей обработки медицинских изображений, которые используют методы компьютерного зрения и машинного обучения, был признан лучшим по оценке представителей руководства фонда «Сколково», инвестиционного фонда «Восход», фонда «РК-инвестиции», ПАО «Тихоокеанская инвестиционная группа», ИТ-парка Казани и других экспертов.
инфографика: EastRussia
Комплекс программ «Sciberia» обладает техническими характеристиками, не уступающими по качеству импортным аналогам. В настоящее время реализуются пять пилотных проектов по различным модулям. Также компания собрала автоматизированное рабочее место для работы врачей-рентгенологов полностью отечественного производства на базе российских процессоров «Эльбрус».
Другой резидент ИТ-парка ООО «Смарт Юнит» разработал информационную систему «Сильван», которая позволяет вести мониторинг пожарной обстановки и объединяет в едином информационном пространстве всех участников процесса - дежурные диспетчерские службы муниципальных образований, подразделения Авиалесохраны, пожарную охрану, силы МЧС. За счет такого взаимодействия было достигнуто сокращения времени на принятие решений по тушению пожаров в 2 раза, при этом оперативно отслеживаются привлеченные силы и средства, что позволяет эффективно ими распоряжаться.
Уже внедрена и запущена разработанная ООО «Экстра Синема» система распространения видеоконтента для кинотеатров – в августе в Кобяйском, Мегино-Кангаласском и Чурапчинском районах открылись новые кинозалы, которые используют проектор со встроенным видеосервером. Новинка станет альтернативой импортной системе дистрибуции фильмов в кинотеатрах.
Поддержка и сотрудничество
Деньги на развитие своих проектов стартапы получают не просто так. Они проходят отбор на право попасть в акселерационную программу Б8. От обычной схемы кредитования и вхождения в долю в Якутии отказались. Созданная специально для этих целей «Венчурная компания «Якутия» работает с опционами. Это выглядит так – компания заключает договор с основным основателем стартапа, у которого 50 и/или более процентов доли в компании. Он получает вознаграждение – полтора миллиона рублей – и это вознаграждение даёт право венчурному фонду купить 5% компании за 500 рублей в течении трех лет. Такой опцион позволяет наблюдать за стартапом и в нужный момент принять решение: стать учредителем или продать этот опцион, смотря что выгоднее.
В 2022 на седьмой поток акселерационной программы заявилась 61 команда, прошли отбор и попали на акселерацию 13 проектов, причем не только из Якутска – из Москвы, Казани, Красноярска и Хабаровска. На Демо-дне седьмого потока эксперты «Б8» выбрали шесть лучших проектов, команды которых получат инвестиции в размере более 1,5 миллиона рублей.
Среди победителей - IT-компания из Якутска с разработкой «Виртуальный Офис» - кроссплатформенной RPA-системой с мобильным приложением, которая автоматизирует закупки для заказчиков, работающих с госзакупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ (RPA - Robotic Process Automation - это форма технологии автоматизации бизнес-процессов, основанная на метафорическом программном обеспечении роботов или искусственного интеллекта – прим. ред.). «Виртуальный офис», обещают разработчики, за один клик составит закупочную документацию, с помощью компьютерного зрения отсмотрит поступившие заявки.
Вливания в свой проект получит и команда из Красноярска. Их разработка OptiDrive – онлайн автошкола с возможностью построения личного графика занятий, рейтингом автоинструкторов и персонализированным обучением.
Поддержку получили и якутские ИТ-специалисты – компания Arccon. Их продукт – программный комплекс инженерного анализа оснований и фундаментов зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах (EastRussia рассказывала про них в материале «Мерзлая свая для вечной мерзлоты»).
Команда Atmaspace из Москвы на деньги якутских инвесторов продолжит разработку платформы-маркетплейса для продажи и проведения онлайн-обучения. Полтора миллиона получит и стартап InED из Якутска, который работает над похожим проектом – интерактивной образовательной платформой, где школьники и репетиторы могут найти друг друга. В основе платформы - уникальная методика преподавания собственной разработки, замешанная на геймификации, автоматизации и интерактивности.
С 20 сентября 2022 года начался 8 поток Акселерационной программы «Б8». Демо-день 8 потока планируется в середине декабря 2022 г.
Но не только инвестициями помогает Республика инноваторам и IT-бизнесменам. Фонд развития инноваций для поддержки компаний ИТ-отрасли разработал и осуществляет «Программу поддержки компаний ИТ-отрасли, зарегистрированных на территории Республики Саха (Якутия)», в условиях внешнего санкционного давления. Так на первом этапе поддержку получила 21 компания – это помогло сохранить 130 рабочих мест. Второй этап программы стартует в четвером квартале 2022 года.
Кроме того Глава Республики Саха (Якутия) своим решением освободил резидентов ИТ-парка «Якутск» от арендной платы до конца 2022 года, а Мининноваций республики обсуждает с АО «ДОМ.РФ» возможность дополнительного снижения процентной ставки по ипотечному кредитованию для сотрудников аккредитованных организаций.
Штаб – всему голова
Путь цифровых продуктов от идеи до воплощения – как у всего новаторского – бывает весьма сложным. Убрать максимум препятствий с этого пути, проложить своеобразные «рельсы», учесть текущие потребности, грамотно выстроить цепочки цифровизации всех сфер жизни с прицелом на перспективу – всем этим в Республике занимается специально созданная структура – Штаб цифровой трансформации.
Задача Штаба – объединить управленческий потенциал с визионерским подходом ИТ-специалистов широкого спектра. Параллельно с разработкой стратегической линии цифрового развития Якутии, эксперты Штаба создают алгоритмы работы, которые максимально облегчают переход от идеи к работающему цифровому проекту, будь то информационный продукт или услуга. В числе уже рассмотренных 120 инициатив как уже упомянутая система «Сильван», помогающая эффективно противостоять лесным пожарам, так и сервис «Объединенный платежный документ», позволяющий населению оплачивать жилищно-коммунальные услуги в один клик, на региональном Портале государственных и муниципальных услуг «Е-Якутия» и другие.
инфографика: EastRussia
Одним из важных аспектов работы Штаба цифровой трансформации является и определение инфраструктурных приоритетов. Весной 2022 года произведена поставка, установка, сборка и ввод в эксплуатацию модульного центра обработки данных в Якутске. Здесь размещены информационные системы и ресурсы органов государственной власти Якутии, а также их подведомственных учреждений — это информационно-технологическая платформа E-Якутия и АИС МФЦ, интеллектуальная транспортная система, система оперативного мониторинга лесных пожаров, колл-центр единого номера 122, объединенный платежный документ и цифровой помощник AITA. Модульный принцип позволит масштабировать мощности и разместить в центре вычислительное оборудование бюджетных организаций и бизнеса. На втором этапе, при выводе на полную мощность, центр будет предоставлять дополнительные услуги для государственного сектора и бизнеса.
Кровеносными сосудами, по которым «цифра» проникает в самые дальние локации Республики, являют волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). Они соединили в единую скоростную систему обмена информацией уже 373 населенных пункта Якутии. В минувшем году в Республике поставили рекорд по расширение «цифроносной системы» - жители сразу 70 поселений смогли воспользоваться всеми преимуществами, которые даёт быстрый интернет – начиная от беспроблемного онлайн-шоппинга, заканчивая просмотром видеотрансляций без единой задержки.
Отдельной строкой стоит обеспечение доступа к сети в Интернет арктических районов республики. В 2020 году сеть ВОЛС пришла в Оленекский район, к концу 2022-го будет подключен Анабарский. В остальных 11 районах выход в глобальную сеть пока возможен по спутниковым каналам, которые не могут конкурировать по пропускной способности с оптикой, но правительство Республики запустило проект «Синергия Арктики». Он подразумевает строительство ВО ВОЛС в Арктической зоне и труднодоступных населенных пунктах республики с привлечением регионального оператора АО «АрктикТелеком».
Предлагается построить более 7 000 км ВОЛС с подключением 86 населенных пунктов с общим населением 72 тыс. человек.
ИТ – как объединяющая идея
На пустом месте ИТ-стартапы не появляются. В Республике давно поняли, что начинать надо если не с детского сада, то уж точно со школьной скамьи. Поэтому в Якутии создали целую экосистему ИТ-образования и инноваторского мышления. Одним из направлений в этой сфере являются многочисленные и разнообразные конкурсы, фестивали, мозговые штурмы и хакатоны.
На особом месте среди всех мероприятий конкурс «Моя профессия - IT». Он проводится с 2016 года и попал в историю Якутии как самое масштабное состязание в ИТ-сфере для подрастающего поколения. В этом году приняли участие рекордное количество участников – 1686 человек! Были расширены география участников и методы проведения конкурса.
Летом этого года во время рабочего визита в Якутию Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подчеркнул пользу конкурса для популяризации IT среди молодежи. «Это отличный драйвер для молодых ребят, чтобы учиться, поступать и достигать вершин», — сказал он. Глава кабмина поручил Минцифры, Минпросвещения и Минобрнауки проработать вопрос поддержки и развития конкурса. В 2023 году планируется пилотный запуск конкурса на федеральном уровне, ожидается, что участие в нем примут 25 000 школьников и студентов из более чем 10 регионов России.
Всего же в 2022 году проведено множество очных, дистанционных и онлайн мероприятий по всей Якутии: 25 хакатонов в гибридном формате, 2 специализированных («ГИС-хакатон», хакатоны ИТ-школ), 3 дистанционных «Идеятонов» для отдаленных арктических районов, 7 отборочных этапов среди студентов среднего профессионального образования и высшего учебного заведения и 2 финальных хакатона среди школьников и студентов. Участие в конкурсных мероприятиях приняли 6 893 школьников и студентов из 32 муниципальных образований, из них: 1725 участников в 36 хакатонах, 5141 – прошли онлайн-тестирование, которое проводится впервые для прохождения на отборочный этап.
инфографика: EastRussia
Ещё одним масштабным направлением работы популяризации ИТ-отрасли, цифровой грамотности и общей цифровизации в Якутии стало создание сети IT-центров. Как рассказал в интервью EastRussia министр инноваций и цифрового развития Республики Саха (Якутия) Анатолий Семёнов, Эти центры задуманы не только для детей, но и для взрослого населения.
«Это что-то вроде коворкинга – там есть оборудование, компьютеры мощные, быстрый интернет и есть тьютор, человек, который может проконсультировать и научить, – пояснил министр. – Мы разработали несколько образовательных проектов для взрослых, что-то наподобие курсов переподготовки, которые дают возможность работающим людям сменить специализацию. Например, человек работает в сельском хозяйстве и хочет получить навык в ИТ. В ИТ-центре мы доводим его до уровня «Junior» - младшего ИТ-специалиста, он после переподготовки может уже программировать, заниматься дизайном, работать маркетологом. Так мы создаём и новые рабочие места – обучившиеся в ИТ-центрах остаются там работать, создают свои стартапы».
инфографика: EastRussia
Сейчас в Якутии функционируют 18 ИТ-центров в 17-ти районах республики. Помимо образовательной функции, муниципальные ИТ-центры становятся современной инфраструктурой для поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере информационных технологий. В условиях центра есть доступ к современному высокотехнологическому оборудованию, чтобы получить необходимые им детали или образцы своих продукций.
Готовится к запуску и уникальный не только для Дальнего Востока, но и для всей страны проект – креативный кластер «Квартал труда». Он станет точкой притяжения и развития представителей креативных индустрий Якутии - анимации, кино, компьютерной графики, фото и видеопродакшн, блогинга. Резидентами кластера станут креативные агентства, компании, занимающиеся маркетингом и брендингом, дизайнеры, архитектурные и проектные бюро, индустрии изобразительного и исполнительского искусства, образование и другие.
Инициатором создания креативного кластера стал глава Республики Айсен Николаев. В интервью EastRussia он отметил, что в Якутии связывают большие ожидания с креативными индустриями.
«В скором времени многие смогут открыть для себя Якутию как креативный кластер международного уровня с богатым человеческим капиталом, сильнейшими научными разработками и инновационными производствами.
Мы рассчитываем, что креативный кластер станет площадкой для создания системы креативных индустрий и их отправной точкой для их проникновения в традиционные отрасли экономики. Мы хотим собрать на одном пространстве представителей креативных индустрий, а также сервисы, которые обеспечивают комфортные условия для их деятельности. Благодаря запуску креативного кластера может быть создано 650 новых рабочих мест.
Следующий прорыв ожидается в биомедицинских технологиях. У наших ученых есть наработки в данной сфере. Дополнительный импульс развития отрасли даст запланированный Центр исследований и разработок в области биотехнологий в Якутске».
С начала года на проведение текущих ремонтов в хабаровских школах городской бюджет выделил более 200 млн рублей. В основном фокусе работ – ремонты кровель, систем отопления, благоустройство прилегающих территорий, а также приведение в соответствие санитарным нормам, нормам пожарной и антитеррористической безопасности.
Наиболее проблемные объекты, по которым были обращения от педсостава и родителей учащихся, постоянно находились в фокусе внимания городских властей
Так, в школе «Открытие» 1949 года постройки требовался ремонт кровли – из-за изношенности материалов она сильно протекала. За лето её полностью поменяли – из городского бюджета Хабаровска на эти работы выделено восемь млн рублей. Проверили новую кровлю не только эксперты – испытал её на прочность и прошедший накануне ливень: подтеков не обнаружено. В следующем году в этой школе планируют отремонтировать фасад – тоже за счет средств муниципального бюджета. В «Открытии» уже установлена система охраны: камеры видеонаблюдения по периметру и дверь с электронным замком.
В школе №1, которая была построена на улице Юности в 1965 году, также готова система безопасности, а все классы приведены в порядок. Также ведутся работы по ремонту дворовой дороги от ул. Королева к этой школе. Благоустройство тротуара, по которому дети идут в школу, уже завершено. По просьбе учителей школы №1 и расположенной неподалеку частной школы, которую они адресовали мэру Хабаровска, обустроена стоянка для автомобилей.
«Всегда готов идти навстречу педагогам. Но только теперь нужно облагородить эту парковку. Например, высадить вокруг живую изгородь из кустарников. Это украсит территорию», – сказал мэр Хабаровска Сергей Кравчук, добавив, что его заместитель Александр Прохорец займется этим вопросом.
Лицей «Ритм» был построен в 1967 году. Тут обучается больше тысячи школьников. В текущем году здесь установили современную систему комплексной безопасности. Внутри помещения появилась 31 видеокамера, снаружи – 18. Здание лицея оборудовано «тревожной кнопкой» для вызова групп быстрого реагирования. На безопасность учебного заведения было потрачено три млн рублей, из которых 1,2 млн выделили из муниципального бюджета. Также приведен в порядок подъездной путь к лицею.
В школе №47 Роспотребнадзор выявил нарушения санитарных требований к помещению пищеблока. За 8,5 млн рублей городского бюджета был проведен капитальный ремонт помещений, где хранятся продукты и готовится еда. Также приобретено новое оборудование, на которое был потрачен один млн рублей по распоряжению мэра Хабаровска. В первом корпусе муниципального учреждения идет монтаж модульных спортивных залов.
Как отметил Сергей Кравчук, на сегодня все 70 школ Хабаровска получили паспорта готовности к началу учебного года.
«Мы побывали во всех образовательных учреждениях, на которые поступали жалобы в период, когда дети находились в пришкольных лагерях. В некоторых учебных заведениях завершаются ремонты. Мной поставлена задача, чтобы до начала нового учебного года их закончили», – сказал глава Хабаровска.
До начала учебного года завершится установка домофонов, видеонаблюдения и сигнализации на пяти объектах. Идут работы по капремонту системы отопления в школе № 1 поселка Березовка, полному ремонту кровель в трех учреждениях. В течении учебного года в случае необходимости ремонтные мероприятия в школах продолжатся с учетом соблюдения норм безопасности.
Продолжается в Хабаровске и работа по обеспечению образовательных учреждений лицензированной охраной. В 30 учреждениях безопасность обеспечивают частные охранные предприятия. До конца года обеспечены лицензированной охраной будут еще 19 образовательных учреждений.
Для безопасного передвижения детей к местам учебы около образовательных учреждений будут обновлены разметки пешеходных переходов, спилены ветки, закрывающие обзор знаков пешеходного перехода.
Во всех общеобразовательных учреждениях города организовано горячее питание. В 16 школах учеников кормят самостоятельно, в 54 школах прибегают к услугам предприятий общепита на аутсорсинге. Все меню обновлены с учетом возраста и физиологических потребностей школьников. Согласно указу главы государства, все учащиеся начальных классов получают питание бесплатно.
Внимание к новым педагогическим кадрам – отдельный аспект подготовки к учебному году. Городские власти прилагают максимум усилий, чтобы в сентябре в хабаровских школах приступили к работе молодые учителя. Ежегодно в образовательные учреждения приходят более 100 молодых специалистов, всего сегодня там работают около 300 начинающих педагогов. В Хабаровске существует практика – давать молодым учителям служебное жильё, которое после десяти лет работы в общеобразовательном учреждении квартира достаётся педагогу. Ежегодно администрация города передаёт ключи от служебных квартир 10 молодым учителям.
Торжественные линейки ко Дню знаний пройдут 1 сентября во всех школах города. В новом учебном году за парты сядут около восьми тысяч первоклассников. Все они получат в подарок азбуку «Хабаровск от А до Я» – в ее разработке принимали участие и сами школьники: вместе со взрослыми они делали иллюстрации, писали стихи и тексты.
– Татьяна Борисовна уже совсем скоро начинается пора ЕГЭ и ОГЭ. Насколько по Вашим наблюдениям к этому готовы школьники, учителя и школы Хабаровска?
– Готовность на все 100%! Учитывая, что все-таки мы уже 21 год работаем в режиме сдачи единого госэкзамена, накопленный опыт позволяет с уверенностью сказать – мы готовы.
Конечно, каждый год случаются ситуации, когда вносятся какие-то изменения в процессы, в организацию или технологии меняются, и, конечно, наша задача вовремя на все эти процессы отреагировать.
Мы успешно провели на днях последнюю – федеральную – генеральную репетицию ЕГЭ: были задействованы все 23 пункта сдачи экзамена в наших школах. Кстати в этом году есть существенные изменения в технологии проведения. Раньше мы получали материалы из регионального центра оценки качества, затем мы их развозили по школам, там выдавали по аудиториям, организаторы раздавали школьникам. Теперь все КИМы (контрольные измерительные материалы – прим. ред.) приходят по сети Интернет. Приходят на компьютерный терминал прямо в аудитории, где сдаётся экзамен. Они распечатываются тут же – при детях, раздаются, а потом, когда экзамен заканчивается, бланки здесь же, в аудитории, сканируются и также по Интернету отправляются на проверку.
Для готовности учеников сделан максимум возможного – это и подготовка в части повторения материалов, и тренировки ЕГЭ. Некоторые родители начинают говорить нам: «Вот зачем эти тренировки?! Вы детей накачиваете, тренируете, а они от этого волнуются!», якобы мы тем самым создаём дополнительные стрессовые ситуации. На это мы отвечаем так - репетиции и тренировки нужны для того, чтобы ребёнок на экзамене сел спокойно, и у него движения были отработаны до автоматизма, чтобы он на формальные действия по заполнению бланков не терял время, а занимался непосредственно содержанием тех вопросов, на которые ему нужно отвечать.
От таких простых моментов как корректное заполнение бланка зависит результат экзаменов. Если вдруг какие-то цифры не указаны, поставлены не там, то результат всего экзамена может быть не засчитан.
– Тренировки, это хорошо, конечно, а что показывают срезы знаний? В прошлые годы было много опасений из-за дистанционного обучения, что из-за него могло пострадать качество подготовки.
– К счастью весь этот год мы вообще учимся без использования тех самых технологий дистанционных. Мы учимся в очном режиме весь учебный год и это оптимальный режим. В прошлом учебном году нам приходилось отдельные классы переводить на «дистант», но и он у нас был урожайным на высокобалльные работы. Мы получили 31 «100-балльный» результат. Такого не было никогда в истории города Хабаровска! Было 80 работ получивших оценку 95 баллов. Очень верим, что в это этот год тоже не станет исключением.
Да, вы верно заметили, что тренировки работают не столько на проверку знаний, сколько на отработку технических моментов. Для того, чтобы увидеть, как дети готовы, проводятся различного рода текущие промежуточные аттестации, контрольные работы, тесты, пишутся сочинения, изложения. Учитель видит при этом динамику, видит пробелы. В ситуации, когда, например, большинство детей в классе не справились с конкретным заданием в контрольной работе, а у нас практически каждая тема так или иначе входит в задание по ЕГЭ, учитель делает вывод, что нужно вернуться, отработать этот вопрос с ребятами повторно и идти дальше.
Про срезы этого года могу сказать, что они показывают нормальный стабильный уровень наших детей. Тот, кто учится стабильно постоянно, тот и показывает знания и хороший результат.
– Сколько всего выпускников сдаёт ЕГЭ? Как выглядят их предпочтения? Какие предметы из необязательных более популярны, какие менее?
– У нас 3 с лишним тысячи сдающих ЕГЭ – это главным образом выпускники этого года, школьники и выпускники средних учебных заведений прошлых лет, кто по каким-то причинам не сдавал раньше, либо хочет передать.
Традиционно русский язык сдают все – это обязательный предмет. Из тех, что можно выбирать, на первом месте обществознание. Это связано с тем, что большинство вузов принимают этот экзамен в качестве одного из основных.
Радует нас то, что больше детей выбрали в этом году информационные технологии – 836 человек, против 500-600 годами ранее. Мы видим, что в целом растёт интерес к изучению информационных технологий. Хабаровский край нацелен на подготовку кадров инженерной направленности, в IT-сфере и школа идёт, что называется «в ногу», в нужном направлении.
Мы работаем над тем, чтобы инженерное образование в школах Хабаровска стало востребованным. В этом году открываем в двух школах классы судостроительной направленности – это школа МЧС и 7-ая гимназия. Это будет наш первый опыт, мы уже заключили сетевые договоры с Тихоокеанским государственным университетом, с Хабаровским колледжем водного транспорта и с Хабаровским судостроительным заводом.
В этом году пусть немного, но выросло количество детей, сдающих профильную математику – таких у нас 1400. Это тоже говорит о том, что математические знания сегодня в топе, их востребованность повышается, ребятам они нужны и для жизни, и для поступления, поэтому они их выбирают.
Остальные предметы традиционно узкой и специфичной направленности: понятно, что химию биологию выбирают те, кто собирается поступать в медицинский, право, историю – те, кто идёт на социально-гуманитарные дисциплины.
– В месяцы перед ЕГЭ традиционно возрастает спрос на репетиторов. Это происходит не только в Хабаровске, но и по всей стране. Как Вы думаете – почему это происходит, может ли это быть связано с тем, что не хватает подготовки к экзамену в школе? Насколько востребованы платные услуги в школах?
– Да, мы видим, что наши дети пользуются услугами репетиторов, пользуются в течение всего учебного года, иногда, начиная с первого класса. Больше здесь, конечно, вопросы к родителям, у которых есть определённая тревожность, что ребёнок знает меньше, чем, допустим, его сосед по парте. Здесь нужно оценивать свои возможности и ожидания ребёнка. Как быть, если ты ожидаешь от ребёнка, что он будет у тебя отличником по всем предметам, а он гуманитарий и ему математика не даётся? Он прекрасно ориентируется в гуманитарных науках, он прекрасно пишет сочинения, он рассуждает, он лидер в организации мероприятий, но математика это не его? И даже если родители нанимают репетитора, мы же понимаем, что 100 баллов по математике ребёнок не получит. То есть тут нужно понимать, чего ожидают родители и ребёнок от репетитор. Если это желание подтянуть до определённой планки, это одно. Кто-то пользуется услугами ВУЗовских преподавателей, чтобы справиться с заданиями повышенной сложности – из части «С», там уровень олимпиадных задач. А если мы говорим о том, что ну просто это дань моде, то ну, наверное, это не совсем правильно.
Мы очень много с родителями разговариваем на эту тему, мы провели очень много встреч в части подготовки к ЕГЭ. Приглашали психологов, которые разъясняли родителям, что они в первую очередь должны сами определиться, чего хотят, и чётко понимать, чего ожидают от ребёнка. Лишь тогда принимать решение – нужен репетитор и для чего.
Что касается платных услуг в школе, то сегодня это очень широкий спектр образовательных услуг, это не только репетиторство, это скорее меньшая часть. Очень много выбирают ребята творческих услуг платных, спортивные какие-то секции, гимнастика, хореография. Репетиторство в школе есть, но оно не в топе, оно не так востребовано, потому что есть определённые часы во внеурочной деятельности, где ребёнок может бесплатно получить помощь от учителя.
– Кстати про учителей. Что можно сказать о педагогическом составе хабаровских школ? Изменился ли он за последние год-два? Если «да», то как?
– Конечно, всегда хочется, чтобы соблюдался баланс молодости и опыта. Это практически 90% успеха, когда есть и молодые педагоги, к которым тянутся дети, которые зажигают своим позитивом, какими-то современными технологиями, и когда есть категория учителей, которые могут передать накопленный колоссальный опыт. У нас нет у нас пока ещё идеального баланса, есть перекос в сторону возрастного состава, соотношение примерно 55% на 45, может 60 на 40, но мы стремимся к тому, чтобы опыт и молодость гармонично сочетались в наших педагогических коллективах.
Мы заключили в этом году больше целевых договор с нашим университетом на подготовку учителей - уже сейчас заключили 60 договоров. В прошлом году было вот на это время где-то порядка 40, но все ещё продолжается, пока приёмная компания не закончится. Напомню, что целевое обучение, это можно сказать, бесплатное обучение. Кроме того мы на уровне муниципалитета своим студентам, которые сдают сессию хорошо по итогам сессии платим стипендию в 3 000 ₽. Пусть это небольшая прибавка, но это тоже стимул.
Материальное благополучие учителя всегда в фокусе нашего внимания. Это и зарплатные вопросы, и жилищные. Что касается зарплат, то это в большей степени, конечно, вопросы не муниципального уровня, есть повышающие коэффициенты учителям на уровне федерации и края. А вот что касается квартир, конечно, Хабаровск, наверное, это флагман в этой части. Больше 230 квартир за последние 10 лет вручены нашим учителям, и они остаются в приоритете. В этом году мэр города принял решение не 10 квартир, как было традиционно, а сразу 15 выделить школьным педагогам. Этим мы можем удержать особенно молодого учителя. У нас сегодня большое количество молодых специалистов, которые только два года отработали в школе, а уже имеют своё собственное жильё.
– А сколько всего учителей в Хабаровске?
– У нас всего в отрасли 10 100 человек. Из них 6 с лишним тысяч это педагоги, это воспитатели, учителя, организаторы, педагоги дополнительного образования, узкие специалисты, логопеды, дефектологи, психологи. Именно школьных учителей, «предметников» – порядка 4 500.
– И, конечно же, хочется знать как пройдут «Последние звонки» и выпускные вечера?
– «Последний звонок» пройдёт у нас 23 мая. Очень многие родители задают вопрос: «Почему? Раньше традиционно 25 мая его проводили?». Мы отвечаем, что раньше мы сдавали обычные экзамены, начинались они с 1 июня и 25 мая был традиционным днём «Последнего звонка». Сейчас его проведение привязано к графику Единого государственного экзамена. Надо подготовить школы, надо детям подготовиться, и поэтому в канун ЕГЭ мы не можем проводить «Последние звонки». В этом году у нас первый ЕГЭ 26 мая, и для «Последнего звонка» выбрано 23 мая.
Выпускной вечер, вы знаете, наверное, мы много лет традиционно проводили в общегородском формате в «Платинум Арене». Это было всегда торжественно, трогательно, традиционно с какими-то сюрпризами, новинками каждый год. Но пандемия внесла свои коррективы в нашу жизнь, три года мы от этого праздника отказывались, но в этом году мэр Хабаровска Сергей Анатольевич Кравчук принял решение, что выпускному в «Платинум арене» снова быть! Он будет наполнен такими же сюрпризами, как был наполнен раньше, рассказывать про них, думается не уместно – они на то и сюрпризы. Но я думаю, что ни один выпускник не пожалеет, что в его жизни был такой праздник и что он именно так он сможет попрощаться со школой – получить аттестат в её стенах и побывать на общегородском празднике, где встретиться с такими же ребятами, со своими друзьями из других школ.
– Все школы должны быть там в обязательном порядке?
– Мы говорим, конечно, что это общегородской праздник, и нам хочется, чтобы все школы были там. Но «хочется» это один вопрос, а второй, и, может быть, даже более важный вопрос – это обеспечение безопасности в этот день. Ведь все службы завязаны на то, чтобы обеспечить безопасность детей в этот день – мы работаем со всеми службами с МВД, прокуратурой, Росгвардией, ГИБДД. Если родители отказываются от участия в этот день, то тогда вопрос: «Кто обеспечит безопасность ваших детей в выбранную вами дату?». Думаю, все хотят в этот день радоваться, зная, что за вопросы безопасности отвечают профессионалы, чтобы праздник ничто не омрачило, чтобы от прощания со школой и первого шага во взрослую жизнь остались только светлые и тёплые воспоминания.