Две тыс. путешественников выбрали мультимодальные маршруты, чтобы добраться из Хабаровского края к побережью Японского моря в Приморском крае. По единому билету часть пути пассажиры поездом доезжают до стыковочной станции, там пересаживаются на автобусы до баз отдыха.
Как сообщает ДВЖД, в 2024 году в летний сезон работало два таких маршрута: Советская Гавань – Уссурийск – Андреевка. Конечная точка: пляжи Хасанского района. Второй маршрут появился в этом году: Хабаровск – Тихоокеанская – Ливадия. Отдыхающих на автобусе доставляли к базам отдыха рядом с Находкой.
В преддверии высокого туристического сезона на Камчатке, когда путешественники вынашивают планы на очередной экстремальный отпуск, мы побеседовали с опытным гидом-проводником Антоном Климовым, который рассказал, от чего начинает нервно дергаться глаз у проводника, чего точно не стоит делать, путешествуя по Камчатке. Ну и, конечно, дал пару дельных советов по подготовке к путешествию.
Антон Климов, 40 лет, инструктор-проводник, имеет второй разряд по альпинизму, третий разряд по спортивному туризму, имеет жетон «спасение в горах». КГАУ ДО Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий – заведующий отделом туризма, инструктор-проводник туроператора Enjoy Kamchatka, участник длительных зимних экспедиций в том числе с восхождением на семитысячники бывшего Советского союза.
– Антон, как правило, люди, занимающиеся туризмом и альпинизмом, полностью пропитаны этим и не представляют жизни без адреналина, который получают от этих занятий. Как вы встали на этот путь?
– Все эти походы, полеты, горные лыжи – моя страсть, от которой я получаю жизненное удовольствие. Я родом из Астрахани, на Камчатке с 2009 года и с тех пор занимаюсь туризмом, но профессионально начал работать с 2019 года. Десять лет занимался наукой – работал в КамчатНИРО, изучал лососей. С 2015 года меня утянуло в альпинизм, который тесно переплетен с туризмом. Так вышло, что у меня получилось зарабатывать на своем хобби, поэтому я с удовольствием реализую свою страсть во благо семейного бюджета.
– Расскажите, как устроена ваша работа в коммерческом туризме: кто ваши клиенты, откуда чаще приезжают?
– Коммерческий туризм устроен одинаково – люди прилетают на Камчатку и хотят повидать красоты. Стоит различать массовый туризм и индивидуальный. Когда группа большая, то невозможно быть в постоянном контакте со всеми, фокус внимания направлен на безопасность. А при индивидуальном туре, уже непосредственно с гостями общаешься тет-а-тет, не просто отдавая информацию, а рассказываешь то, что интересно в данный момент данному человеку. Индивидуальные туры, конечно, дороже, чем массовые.
Люди приезжают разные, но это те, кто может заплатить чуть больше денег за свое путешествие. В основном, едут из Москвы и Санкт-Петербурга, также из-за границы, но наши бывшие соотечественники. Чаще это предприниматели и топ-менеджеры компаний. Возраст абсолютно разный, от молодежи до пенсионеров. Приезжают парами, семьями, с детьми. Местные с нами не ходят – те, кто имеет возможности для такого отдыха, имеют свои связи, свои места.
– Какие маршруты предлагаете, куда водите?
– Все зависит от потребностей гостей, у нас очень пластичные туры. Обычно предлагаем наши стандартные маршруты – вулканы Горелый, Мутновский, Вилючинский, Толбачик, Авачинский, Козельский – где можно походить пешком, куда можно доехать на джипах. Но главная наша фишка – это вертолетные туры, летаем от Ключевской сопки до острова Онекотан на Курилах.
Вертолетный туризм позволяет за короткий промежуток времени очень много посмотреть и много, где побывать: в один день набрать лаву на Толбачике, потоптать Малый Семячик, посмотреть Долину гейзеров с Узоном, погулять на берегу Тихого океана, а потом половить рыбу где-нибудь на западе. Можем остановиться возле живописного водопада, разложить большой стол и оценить камчатские деликатесы, которые приготовит на месте наш повар. Вертолеты – это дорого, под миллион в день, но спрос есть.
– Что заставляет нервничать инструктора-проводника на Камчатке? Что вас может раздражать в туристах?
– Особенно меня волнуют люди, которым хочется запечатлеть каждый камушек, каждую песчинку на Камчатке. Идешь ты, к примеру, рассказываешь интересную историю, оборачиваешься – а рядом уже никого, все на какую-то стену полезли. Часто это дети, конечно. К ним особый, трепетный подход нужен, сначала достучаться до них, чтобы тебя всерьез воспринимали. Но мы со всеми находим общий язык, ну или максимально прикладываем к этому усилия. Что еще пугает – когда прилетают люди, которые о Камчатке знают больше, чем ты. Это заставляет очень напрягаться и вспоминать, все что знаешь, все чему тебя учили и пока летишь, листать справочники. Обычно о таких мы узнаем заранее и начинается доскональная подготовка. А бывают и такие, за кого приходится практически ноги передвигать, указывать куда встать, буквально человека за руку вести.
– Чего точно не стоит делать вашему гостю?
– Точно не стоит, приезжая на Камчатку, пускать что-то на самотек. То, что не запланировали заранее, осуществить непосредственно на месте будет крайне сложно. Камчатка – это про четкое планирование всех маршрутов и всех развлечений. Да и погода у нас плохо прогнозируема. Сразу оговариваем с гостями, какие варианты могут быть на непогоду. Бывают такие туристы, которые, узнав, что будет плохая погода на вулкане, рвутся туда и требуют «прохватить жести». Отговариваем, конечно.
– А бывали случаи, когда гости в чем-то вас не послушали и случился форс-мажор?
– Совсем неприятных случаев не было и, надеюсь не будет, но были реально опасные ситуации. Раньше мы водили группы прямо в кратер Мутновского вулкана (после схода селя эту тропу закрыли), внутри кратера есть активные фумаролы, которые сильно дубасят горячим кислотным вонючим паром. Спустившись к ним, группу заволокло этим дыханием вулкана так, что мы оказались как будто в густом тумане – ничего не видно. И народ прям запаниковал и засобирался разбегаться в разные стороны. Пришлось очень громко рявкнуть, чтобы все остановились и подошли ко мне – опыт работы с детьми. И сработало. Все хорошо. А бежать там некуда – обрывы и бурная река.
А однажды мы гуляли на вулкане и внезапно подул сильный порывистый ветер, сверху начало сдувать камни прямо на нас. А группа уже почти подошла к активной воронке, но пришлось всех разворачивать в обратный путь. Все смелые, бурно возмущались, конечно. Однако послушались. Потом благодарили.
– Какую бы вы дали классификацию туристам, на какие условные группы их можно разделить?
– Когда прилетает задорная молодежь – это все, это дайте нам все тут по максимуму. Те, кто в возрасте, часто приезжают с позицией умудренных опытом путешественников, желающих посмотреть terra incognita, рассмотреть все досконально, не торопясь, с чувством, с толком, с расстановкой. А есть гости с такой позицией: у нас есть возможности на все, поэтому мы берем Камчатку и гуляем здесь на всю катушку. Ко всем стараемся найти подход. Благо, на Камчатке есть развлечения на любой вкус и цвет.
– Как начинается и проходит ваш день, когда запланирован тур?
– День выхода начинается с 11 вечера предыдущего – готовим машины, собираем необходимое снаряжение, пакуем вещи в вертолет. Встаем в 5 утра, быстрый завтрак и на выход. Когда подъезжают гости, то никакой нашей суеты не видят. Наверное, думают, что мы тоже недавно встали.
– Хватает времени на семью и отдых?
– В сезон, когда идет активная работа, жена знает, что некоторое время я буду недоступен. Занятость абсолютная, круглосуточная: могут и в 2 часа ночи позвонить и попросить что-то сделать. Жаркие денечки. Сезон начинается с июня, но самая жара – с середины июля по начало сентября.
– Дайте какие-то практические советы – как нужно готовиться к походу, стоит ли брать свое снаряжение, какие есть нюансы?
– Прежде всего всех призываю задавать как можно больше вопросов менеджерам при планировании поездки. Не стесняйтесь, даже если кажется, что вопросы глупые. Чем больше вопросов, тем больше шансов, что меньше проблем будет на месте. Наши менеджеры подробно все описывают, и мы подключаемся – можем проконсультировать какую и где купить одежду в вашем городе, вплоть до марки и нужного размера. Конечно, мы можем обеспечить и аренду всего необходимого, но свое – однозначно лучше. Тем более, что после активного отдыха на Камчатке может появиться зависимость и тяга к дальнейшим приключениям.
– Какое лично ваше самое интересное путешествие?
– Самое крутое и сложное – это восхождение на семитысячники: пик Хан-Тенгри в Киргизии и пик Евгении Корженевской в Таджикистане. К каждому готовились не меньше года. Тренироваться мы никогда не прекращаем, но тут нужна специальная подготовка. Подъем занимает от трех недель до месяца – нужно прилететь в район и начать акклиматизацию: сначала вокруг походить, либо подниматься постепенно на саму гору, понемногу увеличивая путь. Организму нужна настройка на высоту, на холод, на работу в дефиците кислорода. Это не дается быстро.
– Что бы вы хотели сказать туристам – вашим потенциальным гостям?
– Камчатка – это одно из самых интересных мест на планете. В России – не побоюсь сказать – это самое интересное место. Однако тут сложно и физически, и морально: Камчатка – край с недостаточно развитой инфраструктурой, поэтому тут самая настоящая дичь. И почувствовать ее стоит многого – здесь организм начинает работать, как задумано природой.
В регионах Дальнего Востока фиксируется увеличение туристического потока. На этом фоне необходимы модернизация туристической инфраструктуры и создание новых средств размещения. При этом реализация масштабных проектов отрасли в настоящее время осложнена в связи со сложностями кредитования и увеличением срока окупаемости проектов. Власти заявляют о намерении расширить поддержку отрасли. Кроме того, создание новой инфраструктуры на природных территориях вызывает противоречия в связи с рисками роста антропогенной нагрузки, нанесения вреда природным ландшафтам, природным памятникам, флоре и фауне территорий.
Согласно предварительным данным, туристический поток (по количеству поездок) на Дальнем Востоке по итогам 2024 г. составил 6,6 млн поездок, что почти на 5% больше, чем годом ранее (в 2023 г. – 6,3 млн). Большая часть турпотока пришлась на Приморский и Хабаровский края. Так, в Приморье, которое является дальневосточным лидером в сфере туризма, показатель в прошлом году составил 2,3 млн поездок. На Хабаровский край пришлось 1,4 млн поездок. На третьем месте по числу поездок находится Бурятия (856 тыс.).
Тем не менее при постепенном росте туристического потока отрасль на Дальнем Востоке испытывает ряд проблем. Так, сроки реализации крупных туристических проектов в макрорегионе увеличиваются в связи с высокими ставками по кредитам. Например, сроки реализации строительства второй очереди горнолыжных трасс в рамках курорта «Горный Воздух» в Южно-Сахалинске перенесены на 2027-28 гг. Проект по строительству 45 км новых трасс реализует компания ООО «СЗ МС»[1]. При этом прогнозируются сложности с окупаемостью строящихся гостиниц в отсутствие достроенной инфраструктуры.
В настоящее время в рамках «Горного Воздуха» функционирует 25 трасс на горах Большевик и Красная общей протяженностью более 42 км и 5 канатных дорог. К 2030 г. протяженность горнолыжных трасс планируется увеличить до 90 км, число канатных дорог - до 9. Ожидается, что число посетителей курорта к данному времени вырастет с 280 тыс. (результат 2024 г.) до 630 тыс. человек в год. В рамках курорта компания «Лиго гостеприимство» намерена создать круглогодичное спа-пространство с термальным комплексом и бассейнами под открытым небом в долине реки Еланька. ООО «Рекорд» возводит пятиэтажный гостинично-термальный и физкультурно-оздоровительный комплекс на 120 номеров. Компания «Гамма» намерена завершить строительство пятизвездочного гостиничного комплекса на 251 номер. Компания «Хилл Топ» строит пятизвездочную гостиницу на 205 номеров.
В то же время у подножия горы Красная краснодарское ООО «Мантера-Групп» (считается подконтрольным экс-главе Минсельхоза РФ А.Ткачеву) намерено создать туристический кластер – гостиницы на 1,66 тыс. номеров, с подвесной канатной дорогой, горнолыжными трассами и системой искусственного оснежения, а также ресторанами и кафе. Изначально компания намеревалась приступить к строительству объектов в 2023 г. и завершить их в 2024 г. В июне 2024 г. в «Мантера-Групп» сообщали о планах начать строительные работы в 2025 г. и завершить их в 2027 г.
В Амурской области пока не завершено строительство трансграничной канатной дороги «Благовещенск – Хэйхэ (КНР)»[2]. По состоянию на январь текущего года ее готовность составляла 40%. Запустить объект в тестовом режиме предполагается не ранее июля 2025 г. Изначально планировалось завершить работы еще во второй половине 2022 г., а ввести объект в эксплуатацию – в 2023 г. Затем сроки были перенесены на 2025 г. Проект предусматривает объем пассажирских перевозок в 6-7 тыс. человек в сутки, 457 человек в час и 2,5 млн человек в год (целевой пассажиропоток в обоих направлениях). Объем инвестиций в строительство оценивается в 12 млрд рублей.
Также на Дальнем Востоке наблюдается отмена планов по некоторым проектам. В частности, в январе текущего года «Корпорация развития Дальнего Востока» подала в арбитражный суд Приморского края иск о расторжении соглашения с компанией ООО «Владивосток гольф и резорт», намеревавшейся построить в Приморье гольф-клуб и курорт в селе Олений (Артёмовский городской округ). Общая сумма инвестиций в проект оценивалась в 2,44 млрд рублей. В июле 2024 г. суд по иску КРДВ изъял у компании пять земельных участков, на которых предполагалось разместить курорт. По версии следствия, в 2020-23 гг. предприниматель О.Дроздов привлек к строительству объекта подконтрольные ему ООО «Владивосток гольф и резорт», ООО «Гипстрой» и ООО «Платинум Девелопмент», став и заказчиком, и исполнителем проекта. В результате О.Дроздов по подложным документам смог получить более 63 млн рублей налоговой компенсации.
Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в декабре во время визита в Южно-Сахалинск сообщал, что в связи с текущей процентной ставкой в государственной поддержке туризма на Дальнем Востоке приоритет будет отдаваться рекреационным проектам в силу их более продолжительного срока окупаемости. В конце прошлого года правительство расширило меры поддержки регионов в рамках государственной программы «Развитие туризма». С 2025 г. субъекты будут получать субсидии на строительство инфраструктуры для создания круглогодичных курортов в рамках нового федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», а также дополнительную поддержку на развитие туристических кластеров. Федеральное софинансирование будет направлено не только на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристических кластеров, но и на благоустройство общественных пространств, строительство и реконструкцию пирсов, причалов и берегозащитных сооружений, проведение противооползневых, берегоукрепительных работ и мероприятий по инженерной защите территорий. Также в госпрограмму добавлены правила предоставления субсидий регионам на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры для создания федеральных круглогодичных курортов. На эти цели поддержку получат Иркутская область, Бурятия и Приморский край, участвующие в проекте «Пять морей и озеро Байкал».
Между тем в Приморском крае завершается строительство скоростной канатно-кресельной дороги на горнолыжном курорте «Арсеньев» (гора Обзорная) протяженностью 1,5 тыс. м. В рамках курорта также осуществляется обустройство горнолыжных трасс общей протяженностью 12 км. Полностью строительные работы на курорте предполагается завершить в текущем году. «Арсеньев» будет включать в себя водно-оздоровительный комплекс с крытым и открытым бассейнами, отелем на 255 номеров, апартаменты, сервисно-туристический центр, ресторан и автопарковку. Стоимость проекта оценивается в 9,3 млрд рублей (инвестор «Приморье СпортОтельИнвет»[3]). «Арсеньев» расположен на территории краевой спортивной школы олимпийского резерва и спортивно-туристического центра «Салют». Открытие «Арсеньева» намечено на конец 2025 г.
Кроме того, в Приморье в конце 2024 г. была определена компания, которая займется строительством аквапарка «Аквапарадайз» на острове Русский (Владивосток) по заказу специальной проектной компании «Истерн Аква Парадайз» (создана корпорацией «Туризм.РФ» совестно с генподрядчиком). Генподрядчиком стало ООО «СМУ 882»[4]. В состав туристического комплекса войдут гостиница категории 4 звезды на 303 номера, торгово-развлекательный центр с аквапарком, спортивно-оздоровительный центр с 50-метровым спортивным бассейном и крытыми теннисными кортами, а также многоуровневая автостоянка. Проект рассчитан на посещение до 300 тыс. человек в год. В настоящее время на объекте ведутся работы по устройству буронабивных свай. Тем не менее в декабре власти Приморья также сообщали, что сроки реализации данного проекта переносятся. Известно, что Корпорация ВЭБ.РФ открыла для инвестора льготную кредитную линию.
Что касается создания новых средств размещения в дальневосточных регионах, то во Владивостоке компания ООО «Стройстайл»[5] намерена построить шестиэтажный отель на улице Береговая на 53 номера, инвестировав в него 371,1 млн рублей. Ввести комплекс в эксплуатацию предполагается в 2028 г. Тем не менее сама компания «Стройстайл» в последнее время испытывает финансовые трудности – прошлый год она завершила с чистым убытком в размере 1,4 млн рублей, предприятие не приносит доход с 2012 г.
Тем временем в Иркутске в декабре был открыт пятизвездочный отель Rodina на месте бывших Курбатовских бань, снесенных в 2018 г. Гостиничный комплекс включает спа-зону с бассейном, банями и саунами. Инвестором выступил холдинг En+ О.Дерипаски. В компании заявили о планах открыть до 2033 г. еще три новых отеля категории 5 звезд в Иркутске под тем же брендом Rodina.
В Камчатском крае ведутся работы по строительству загородного гостиничного комплекса «Хонка Камчатка», который является частью более крупного инвестиционного проекта по строительству гостиничного комплекса Cosmos Collection Kamchatka[6] на земельных участках общей площадью 250 га. До конца 2027 г. инвестор, ООО «Космос отель Камчатка»[7], планирует построить гостиницу категории 5 звезд на 85 номеров с административным комплексом, рестораном, многофункциональным комплексом и спа-центром. Общая сумма инвестиций в проект оценивается в более чем 2 млрд рублей. Статус резидента ТОР «Камчатка» в январе текущего года получило ООО ДЦ «Жемчужина Камчатки»[8], которое реализует в селе Паратунка (Елизовский район) проект по созданию санаторно-курортного комплекса категории 3 звезды на 250 номеров.
Компания намерена инвестировать в проект до 3 млрд рублей. На первый квартал 2025 г. намечено открытие малого спа-комплекса с термальным бассейном и модульных гостевых домов на 32 номера. Во втором квартале 2026 г. работу должен начать главный оздоровительный комплекс, дополнительные гостевые дома, ресторан и большой спа-комплекс с термальными бассейнами. Ожидается, что комплекс будет принимать около 146 тыс. человек в год.
Кроме того, в Магаданской области компания «Бухта Нагаева» (учредители – «Туризм.РФ» и АО «Космос ОГ» (также принадлежит Cosmos Hotel Group)) в феврале текущего года приступила к строительству первой в регионе гостиницы категории 4 звезды на 121 номер. Проект также включает ресторан, спа-центр и конференц-зал. Гостиница будет расположена в береговой зоне Охотского моря, вблизи парка «Маяк». Объем инвестиций оценивается в 2,9 млрд рублей. Завершить строительство предполагается в конце 2026 г.
В декабре минувшего года Минвостокразвития зарегистрировало трех новых резидентов в особой экономической зоне (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» в Байкальске Иркутской области. Компания «БайкальскТуристГарант»[9] планирует построить гостиничный комплекс категории 4 звезды, в состав которого войдут гостевые дома, ресторан и модульные бани. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на 2028 г. Компания ООО «Байкальская сказка»[10] к 2029 г. планирует построить гостиничный комплекс категории 3 звезды, включающий 23 гостевых дома, кафе, банный комплекс и бассейн. ООО «Гостиничный сервис»[11] намеревается в 2028 г. построить гостиничный комплекс на 10 одноэтажных гостевых домов, спа-комплекс и ресторан. Общий объем инвестиций в эти три проекта оценивается в сумму около 1,5 млрд рублей.
Создание новых средств размещения в Иркутской области и Бурятии связано с планами по увеличению туристического потока на озеро Байкал. Тем не менее новые проекты на побережье Байкала вызывают разногласия в связи с рисками роста антропогенной нагрузки на природные территории. В частности, осенью минувшего года жители байкальского острова Ольхон (самый крупный остров на озере) выступили против реализующихся проектов по созданию туристической инфраструктуры[12] на мысе Саган-Хушун (входит в состав Прибайкальского национального парка, является охраняемой территорией федерального значения[13]), который является частью популярного туристического маршрута «Север острова Ольхон».
На мысе планировалось оборудовать поверхностные настилы для пешеходов, информационный центр для туристов, парковку, биотуалеты, подвесные воздушные конструкции, беседки, качели и смотровую площадку. Летом 2024 г. на территории природного объекта были установлены подвесные мосты, что вызвало общественный резонанс и привлекло внимание правоохранительных органов. В итоге жители Ольхонского района направили обращение в адрес президента РФ В.Путина. В конце октября Ольхонская природоохранная прокуратура подала иск о запрете деятельности по обустройству мыса. Исковые требования предъявлены к ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»[14] и крымской региональной общественной организации «Фрирайт» (подконтрольна Минспорта РФ) - от них требуется прекратить обустройство мыса до получения согласования документации по обеспечению сохранности объекта культурного (археологического) наследия «Городище Саган-Хушун». Ранее проверка прокуратуры выявила, что работы по благоустройству не были согласованы со службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области. По материалам прокурорской проверки полиция возбудила уголовное дело из-за повреждения облика объекта археологического наследия. Прокуратура оценивает ущерб на более чем 182 тыс. рублей.
Также в декабре 2024 г. депутат Госдумы от Иркутской области А.Якубовский («Единая Россия») назвал спорным решение о строительстве на Ольхоне колеса обозрения – в поселке Хужир. Конструкцию переносят из иркутского спорт-парка «Поляна», монтаж установки осуществляется на территории турбазы. Депутат заявил о намерениях выяснить правовые основания установки объекта.
Следует отметить, что в конце минувшего года в Иркутской области были утверждены границы охранных зон еще шести памятников природы регионального значения, включая популярные для посещения туристами скалы-останцы Олхинского плато (скальники «Витязь», «Идол» «Старуха», «Царские ворота») на территории Шелеховского района. Также охранные зоны установлены у Умбельского источника с радоновой водой в Казачинско-Ленском районе и у Нижнеудинских пещер в предгорьях Восточного Саяна в Нижнеудинском районе.
Кроме того, в Забайкальском крае в конце 2024 г. была создана новая особо охраняемая территория – «Норбо-Банзад», центром которой является древний кедр (сибирская сосна) 1,4 м в диаметре ствола. Дерево имеет сакральное значение для местных буддистов, является местом паломничества. Памятник природы «Норбо-Банзад» расположен в 20 км от лэнд-арт парка «Тужи» в Хилокском районе.
В отдельных муниципалитетах продолжают распространение туристического налога. С 1 января 2025 г. туристический налог был введен в поселке Листвянка Иркутской области (Иркутский район), расположенном на побережье Байкала. Он составляет 1% от стоимости проживания в отелях и гостиницах, которые входят в реестр аккредитованных объектов, но не менее 100 рублей в сутки. Кроме того, с начала текущего года туристический налог действует еще в шести муниципалитетах Иркутского района – Большереченском, Молодежном, Уриковском, Хомутовском, Ушаковском, Голоустненском муниципальных образованиях.
В Приморье туристический налог с 1 января действует во Владивостоке, он взимается с организаций и физлиц, оказывающих услуги по предоставлению мест для проживания. В первый год его размер составляет 1% от налогооблагаемой базы. Ставка будет повышаться ежегодно – до 5% в 2027 г. Собранные средства планируется направлять на обустройство мест, посещаемых туристами. В Хабаровском крае туристический налог планируется ввести на территориях Хабаровска, Комсомольского, Нанайского и Хабаровского районов.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Южно-Сахалинск, учредитель – ООО «СЗ Долина Айна» (принадлежит ООО «Самсон-Инвест» С.Гаспаряна и М.Покшиной).
[2] Проект реализует «Агентство развития проектных инициатив» (АРПИ, входит в ГК «Регион» С.Сударикова).
[3] Учредители – ООО «Эко-Планета» Н.Шленцова, ООО «ДОМ.РФ Капитал».
[4] Связано с владивостокским ООО СЗ «ПИК» (учредители – М.Яковлев, В.Суханов, Е.Кармазин).
[5] Является дочерней компанией ООО «Интеб», основным владельцем которого с долей 80% является Р.Николаева – мать экс-мэра Владивостока В.Николаева.
[6] В конце 2023 г. структура АФК «Система» (ООО «Заря») стала владельцем проекта гостиницы, который изначально намеревался реализовать в регионе О.Тиньков. С середины декабря 2023 г. «Хонка Камчатка» принадлежала компании ООО «Росса Ракенне Спб» (российский дистрибутор концерна по производству финских домов Honka). С августа 2021 г. владельцем «Хонка Камчатка» была кипрская Woorlon Holdings Ltd.
[7] Подконтрольно ПАО АФК «Система».
[8] 35% принадлежит региону, 64,27% у М.Сиволдаева.
[9] Улан-Удэ, учредитель – С.Дашинимаева.
[10] Учредитель – О.Стародубцева.
[11] Байкальск, учредитель – И.Торженсмех.
[12] Строительство туристической инфраструктуры на Саган-Хушуне является частью проекта предварительного плана рекреационной деятельности Прибайкальского национального парка на 2024-34 гг. В августе прошлого года он был утвержден научно-техническим советом при ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».
[13] Объект археологического наследия, включен в реестр объектов культурного наследия народов РФ.
[14] В его состав входят четыре особо охраняемые природные территории: Байкало-Ленский заповедник, Прибайкальский национальный парк (куда относится остров Ольхон), заказники федерального значения «Тофаларский» и «Красный Яр». Административно подчиняется Минприроды РФ.
Произошедшая в декабре 2024 года экологическая катастрофа на Черноморском побережье заставляет туристов задумываться о смене локации для летнего отдыха. Одной из альтернатив многие называют Дальний Восток. Сможет ли он стать заменой излюбленному месту отдыха многих россиян? Своим мнением по этому поводу с EastRussia поделилась президент Дальневосточной региональной ассоциации туризма Ирина Кушнарева.
– После катастрофы на Черноморском побережье отдыхающие по логике должны переориентироваться на Дальний Восток и в Приморье в частности. Но пока мы не ощущаем повального бронирования. Приморские базы всегда заявляют, что у них ажиотаж, а потом оказывается, что все там хорошо и можно забронировать номер или домик. Также высокого спроса может не быть из-за того, что сейчас февраль, и бронировать что-то рановато. Посмотрим, что будет в апреле.
Сложно сказать, можно ли назвать Дальний Восток альтернативой Черноморскому побережью, потому что он другой. С одной стороны у нас не такое выгодное расположение, а с другой – у нас море пахнет морем, у нас совершенно другой воздух и другие морепродукты, есть точки притяжения и другие аспекты, которые могут перевесить выбор в сторону Дальнего Востока. Сейчас в сердцах россиян разжигают большой интерес к посещению Дальнего Востока: Хабаровского и Приморского краев, Сахалина, Камчатки и других регионов. Поэтому интерес к этой территории растет.
Но прогнозировать, как сложится летний туристический сезон, сложно, потому что до сих пор люди бронируют поездки на Черное море, не хотят от него отказываться и говорят, что купаться не будут, но хоть воздухом подышат.
Также не стоит забывать, что сейчас открываются чартерные программы, и я думаю, что в связи с этим будет большой поток туристов в Китай, многие вспомнят про морской отдых в КНР. Плюс Таиланд и Вьетнам никто не отменял. Летом всегда большой спрос на пляжный отдых, и необязательно отдыхать в Приморье. А кто-то успевает отдохнуть и там, и там.
Если спрос на отдых на Дальнем Востоке и в Приморье в частности все-таки будет высоким, то могут возникнуть проблемы с размещением – потому что действительно хороших баз отдыха не так много, а гостиницы уже выкуплены под иностранных туристов. Китайцы тоже путешествуют по России, летом большим потоком едут во Владивосток. Гостиницы уже сейчас просят предоплату, потому что спрос есть.
Что касается инфраструктуры, то на Дальнем Востоке все есть. Я могу сказать, что некоторые районы на Черноморском побережье отстают от нас на много лет. А у нас еще есть, что показать туристам – много интересных, красивых мест. Есть места, где можно отдохнуть, есть места, где можно вкусно поесть. И даже наши китайские партнеры говорят о том, что у нас очень вкусно готовят в ресторанах.
Дальний Восток отличается от Черноморского побережья, он другой, и если туристы хотят увидеть что-то новое, открыть для себя новые места – добро пожаловать!
Богатая и неповторимая природа Камчатского края разбивается о шероховатости своей столицы. Так считают и жители города, такое впечатление увозят с собой туристы. Своим мнением по поводу архитектурного облика Петропавловска-Камчатского и того, что следует исправить c EastRussia поделилась глава архитектурной мастерской «АрхиКит» Ирэна Чечетка.
– Ирэна, какую оценку вы можете дать облику Петропавловска-Камчатского от 0 до 10?
– Не будем лукавить – это троечка. В первую очередь, большой вопрос есть к санитарному содержанию города. Тут необходима некая реформа, пересмотр контрактной системы по уборке территории, по содержанию парков, скверов. Это большая работа. Основные проблемы города – его протяженность и недостаток населения (всего около 170 тыс. человек). Такая большая протяженная территория, конечно, должна быть более густо населена. Ну и конечно, город должен быть запроектирован концептуальной застройкой – нужно понимать, куда он будет расти и для чего. В Петропавловске всегда жили люди-временщики, вахтовики, которые предполагали, что будут жить тут недолго. Поэтому он застраивался хаотично вдоль Авачинской бухты.
– Какие еще проблемные места города бросаются в глаза?
– Не везде есть выходы к бухте для людей. У порта там очень плотная застройка, и подходы для жителей ограничены, а их надо облагораживать и делать более доступными. Конечно, вопрос навигации в городе тоже стоит остро. Сейчас у туристов есть большой запрос на самостоятельные путешествия, но, попадая в Петропавловск, совершенно не понимаешь, куда надо двигаться. Нужны интерактивные баннеры, карты, указатели, QR-коды с информацией. Турист ценит чистоту и простоту навигации. Большая проблема города – промышленные зоны, заполненные неиспользуемыми объектами – их нужно ревитализировать. Наши оптовые базы на восьмом километре могут превратиться в хорошие ярмарки вместо убогих ангаров. Территория мехзавода могла бы стать локальным рыбным рынком – чего тут не хватает. У нас даже территории называются «километрами» – я такого нигде не встречала, очень интересная фишка, которая могла бы придать городу узнаваемость. Нужно посмотреть под новым углом на промзоны, которые ломают город на куски – и это классный вызов для архитектора.
– Какие первые шаги нужно сделать на пути к ревитализации столицы Камчатки?
– Камчатка уже сама по себе бренд, просто этот бренд нужно упаковать. И это можно сделать за счет локальных территорий, но тут без объединения бизнеса и власти это сделать невозможно. У города есть большой потенциал, но, чтобы его реализовать, нужна команда, которая этот город запроектирует от и до. На Камчатку туристы приезжают, несомненно, ради природных красот. Но за город становится обидно. Как будто, город и не нужен вовсе, он все время остается в стороне. Вложения все идут в эко-тропы, парк «Три вулкана». Далеко не все туристы живут за городом, а кто их будет обслуживать и в какой обстановке? Инфраструктура города, его наполнение, развитие урбанистики – это очень важно. Гостям будет интересно, например, посмотреть на исторические объекты, которые в Петропавловске есть. Историю нужно включать в общий ансамбль города, заставлять ее работать тоже. Например, исторический центр, где в рамках мастер-плана будет реконструкция, облагородят, но там нужно очень осторожными, чтобы не потерять те жемчужинки, которые у нас сохранились. Жаль, что мастер-план не предполагает реализации большого городского парка, которого так не хватает горожанам. Есть идея сделать наше камчатское Золотое кольцо: Эссо – камчатская Швейцария, Мильково, Усть-Камчатск, Козыревск. Это небольшие поселки, но каждый имеет свою идентичность, в которую интересно погружаться и которую нужно тоже упаковывать.
– Я так понимаю, пока нет какой-то общей концепции, вы предлагаете улучшать городскую среду локально?
– В идеале, нам нужна большая команда специалистов. Было бы уместным даже объявить всероссийский конкурс, чтобы быстро переупаковать город, изменить взгляд на привычные местным жителям вещи, сделать их интересными для всех гостей. Вот, например, вписывать в облик города культуру коренных жителей, может, через арт-объекты, муралы. Это хорошо работает. Локации должны быть найдены самими художниками. Турист хочет погружаться самостоятельно, чувствовать, как город с ним разговаривает. Тут могут сработать иммерсивные прогулки. Но, пока мы не удовлетворим основные базовые потребности, мы не сможем удовлетворить высшие – пирамида Маслоу. Нельзя поставить объект Микеланджело, когда вокруг горы мусора.
Когда у нас будет молодая креативная команда профессионалов, проектный офис по архитектуре и урбанистике, конкурс, мы сможем запроектировать Петропавловск-Камчатский за год. Если администрация будет работать в одной связке с архитекторами, мы сможем создать вау-эффект. А дальше должна идти работа по привлечению средств в регион. Так уже работает Сахалин, у них там все запроектировано, а губернатор очень погружен и заинтересован в привлечении архитекторов. Надо работать активно и с бизнесом, вовлекать. Все девелоперы знают, что лучше застройку жилья вести сразу с включенными инфраструктурными соцобъектами.
– У вас есть диалог с администрацией города, с генеральным архитектором?
– В регионе настолько огромный дефицит архитекторов, что главного нет ни в городе, ни в крае. В генеральном плане Петропавловска есть большие вопросы с межеванием. У нас есть куски земли, которые вообще никому не принадлежат. И есть еще проблема с ТОРами, которые созданы для развития, однако городу эти территории не подчиняются, они даже не согласовывают свои фасадные, архитектурные решения с городскими властями. Это брешь в законодательстве. Как мы можем развивать город, влиять на архитектуру если у нас такие ситуации? Сейчас пока ощущение некоего латания дыр. Считаю очень важным для региона в стимулировании отрасли – это создание соответствующего мероприятия – форума «Архитектура. Строительство. Дизайн- Камчатка».
– Какие проекты вы реализовали на Камчатке?
– Недавно мы ввели в эксплуатацию входную группу детской поликлиники, сейчас работаем над ее фасадами. Работаем с администрацией Усть-Камчатска, Паратункой. Создаем проекты интерьеров общественных пространств, разрабатывали глэмпинг, создали несколько проектов для Петропавловска, но они оказались пока не востребованы. Мы работаем всего три года. В архитектурной мастерской создали образовательный модуль по подготовке будущих архитекторов, авторский курс для малышей с 6 лет, а также цифровые курсы.
На Камчатке я оказалась в раннем детстве, потом уезжала на Украину, там получила образование архитектора, вышла замуж. В 2010 году вернулись с супругом на север Камчатки, в родной поселок Манилы. С 2021 года работаю в Петропавловске как индивидуальный предприниматель. Также я руковожу некоммерческой организацией «Центр развития креативных индустрий». Я за то, чтобы развивались креативные кластеры и это тоже поможет региону стать более теплым, позитивным, красивым. Хотим создать ассоциацию креативных индустрий, чтобы создать более эффективную коммуникацию и взаимодействие среди творческой проактивной элиты.
Автоблогеры Алексей Жирухин и Александр Еликов в команде с Сергеем Акульчевым проехали от Колымы до Чукотки через Камчатку маршрутом, по которому еще никто и никогда не проходил. Вместе они добрались до Анадыря.
Команда стартовала из Магадана, проехала через самый труднодоступный район Колымы – Северо-Эвенский до границы с Камчаткой. Обычно туда добираются сначала на самолете, а затем на вертолете. Александр Еликов и Алексей Жирухин давно мечтали добраться до этих мест, сделать это получилось на трэколе. После этого путешественники доехали до Чукотки.
«Бизнесмен Сергей Акульчев решил сделать автопробег по всем крайним точкам всех материков. Первой такой отметкой стала самая восточная точка Евразии – мыс Дежнева на Чукотке. Он обратился к нам, как к людям, которые там были и знают, как туда проехать. Мы выступили как консультанты и помощники в сборе контента с этой поездки. По выбранному маршруту на обычной машине проехать нереально, поэтому поехали на трэколе, но тут оказалось столько снега, что даже для него было местами тяжеловато», — рассказал Алексей Жирухин.
«Мы проехали до Марково – это очень интересный поселок Алсиба и самый старый поселок Чукотки. В этих местах проходил Семен Дежнев, здесь он открыл реку Анадырь. Первое упоминание поселения относится к 1866 году, это реально историческое место. Его расцвет произошел во времена Великой Отечественной войны, когда через Марково перегоняли самолеты с Аляски в Сибирь», — поделился автопутешественник.
На одном из переходов команда оказалась в критической ситуации без горючего. Спасли местные жители.
«Мы всегда путешествуем на дизельных машинах, потому что в таких тяжелых условиях на бензиновой ехать нельзя. В этот раз была именно такая. Когда выдвинулись с Камчатки, она начала очень много расходовать топлива, плюс после поломки в течение почти двух дней мы стояли на месте, ремонтировались, а машина при этом работала, ведь на улице было -40 градусов. В итоге спалили весь бензин, и дошло до того, что пришлось звонить в соседний поселок, чтобы нам привезли его на снегоходах. Добрые люди помогли. Я всегда говорю, что, каким бы ты не был крутым путешественником, без местных ты никто: у них ты пополняешь запасы провизии, топлива и получаешь от них ценную информацию о дальнейшем маршруте, об окрестностях, о треках, о сложных проходах. Эти люди очень открытые, душевные, честные. Но чем более они открыты, тем более ранимы. Поэтому на Север нужно ехать с чистой душой. Это главное правило людей, которые отправляются в такие труднодоступные места», — объяснил Александр Еликов.
После Марково путешественники добрались до национального села Усть-Белая, а затем до столицы Чукотки – Анадыря. На этом этапе пути автоблогеров и бизнесмена разошлись – Сергей Акульчев отправился к мысу Дежнева, а Алексей Жирухин и Александр Еликов – домой, чтобы подготовится к новой экспедиции. Стартует она в Якутске к самому восточному обжитому поселку России и Евразии – Уэлену.
«Поселок находится на самом краю Чукотки. Здесь люди первыми на планете встречают рассвет. Наша задача – добраться до нее на внедорожниках. Проедем через всю Якутию, а потом через всю Чукотку, туда и обратно. Поедем на пикапе, на котором добирались до самой северной материковой точки России – до мыса Челюскин и до самой южной точки России в Дагестане. Так как мы уже Россию с Севера на Юг полностью пересекли, теперь наша задача – пересечь Россию с Востока на Запад. Планируем уложиться в месяц», — рассказали автопутешественники.
Сахалинские любители активного туризма создали сайт, на котором собирают проверенные треки для пеших походов, автомобильных поездок и водных путешествий с акцентом на регионы Дальнего Востока и Сибири. Впрочем, география этими территориями не ограничивается — есть подробные треки и по Кавказу, Мурманской области, Центральной России. В базе уже более 3 000 маршрутов с подробным описанием и фотографиями. И за доступ к ним платить не нужно. Руководитель проекта Иван Запорожец рассказал EastRussia, как пришел к этой идее, как все работает, и почему привычные онлайн-навигаторы пасуют перед «ИдиЛесом».
— Иван, расскажите о себе.
— Меня зовут Иван Запорожец. Мне 38 лет, я предприниматель и программист. Родился я в Приморском крае, в городе Дальнегорск. И меня воспитывали краеведы. У меня было два деда: один меня учил природу любить, а другой учил меня на природе выживать. А поскольку Дальнегорск — это такой город инженеров, я рос в абсолютно инженерной среде, и я вырос инженером-программистом и туристом.
Когда я приехал на Сахалин, я обратил внимание, что здесь нет такого ресурса со всеми тропами, и как программист и турист, я создал такой ресурс.
Я не из тех профессиональных туристов, которые были воспитаны в клубной среде, ходят многодневки, зимой, с ночевкой… Я больше турист выходного дня. Могу зимой, но максимум это день. То есть порядка 15 часов на маршруте.
Я хожу в среднем где-то раз в месяц. Могу один, могу с друзьями, могу просто с попутчиками, которых даже не знаю, могу с каким-нибудь клубом. Маршруты хожу разной сложности — и с серьезной физнагрузкой, и просто погулять.
— Как рождался проект «Иди лесом»?
— Проект начался в 2013 году: у меня была фирма по разработке сайтов, которая в тот момент закрывалась и нужна была новая идея. Решил создать приложение для походников. Само приложение быстро сделать не получилось, поэтому для начала просто создали каталог маршрутов.
И вот в апреле где-то 2014 года мы сделали пост на местном форуме, что делаем такой-то сайт, называется он так-то, в тому моменту уже купили доменное имя и сделали заглушку на сайте, где можно было оставить адрес своей электронной почты. Дескать, когда сайт откроется, мы вас оповестим. И можно было с этого сайта рассказать о проекте своим друзьям.
На форуме поднялась большая буча, что ни в коем случае никто с вами никогда не поделится никакими маршрутами и вообще не смейте открывать этот сайт. Эта ситуация привлекла большое внимание СМИ, про нас сняли несколько сюжетов, написали в местных газетах, и в итоге у нас появилась большая база адресов заинтересованных людей.
— А противники чем мотивировали свою позицию?
— Это были, как я их называю, радикальные туристы: они очень сильно переживали, что, когда пойдет большой поток туристов, красивые места будут вытоптаны, замусорены. Поэтому они, как любители природы, говорили, что мы с вами не поделимся, и никто из наших знакомых с вами тоже не поделится такой информацией. Другие просто угрожали.
— Забегая вперед — они оказались правы?
— Вот живой пример на Сахалине: раньше местные жители знали всего несколько туристических мест, куда можно было отправиться на выходные. Одной такой локацией были полянки на «Лягушке». Место так называется —«Лягушка». И эти полянки были вытоптаны очень сильно. Но вот прошло 10 лет и сейчас поток туристов распределился в другие места, нагрузка на «Лягушку» радикально снизилась.
То есть — появилось в информационном пространстве большое количество других мест, где можно проводить выходные. И люди стали ездить в разные места. А раньше на «Лягушке» целый километр был полностью заставлен машинами и людьми. Сейчас там трава выросла прям в рост человеческий, там уже нет полянок. То есть, когда люди получают доступ к большому количеству мест, трафик распределяется, кто-то сюда едет, кто-то сюда, соответственно, нагрузка на природу снижается в конкретных местах.
— Как это работает? Ваш сайт, ваш проект?
— Это работает так: человек скачивает с сайта маршрут и закачивает на устройство — телефон или навигатор. Важный момент: когда человек отправляется в какое-то дикое место там зачастую нет сотовой связи и обычные онлайн-навигаторы бесполезны. А когда человек идет по тропе, бывает такое, что тропа просто в один момент раздваивается, и ты не понимаешь: тебе направо идти или налево идти, указателей в лесу нет.
Для того, чтобы чувствовать себя на тропе безопасно, идти в правильном направлении, люди скачивают себе маршруты. Устанавливают любую, им удобную программу с оффлайн-картами, которые работают без интернета.
С нашего сайта они скачивают нитку маршрута — трек. Это набор точек, который ведет в конкретное место. Это маршрут, которым кто-то уже прошел и поделился с другими. И вот в походе, туристы открывают эту карту и видят, что, допустим, когда они подошли к развилке, то им идти прямо, а не направо.
— И где можно погулять по трекам с вашего сайта?
— Мы начали с Сахалина, потом добавили Приморье, Хабаровский край… И сейчас у нас, получается, около 3 000 опубликованных маршрутов, основное их количество по Дальнему Востоку и Сибири, но есть много регионов по стране — по Мурманской области, например, по Кавказу — мы постоянно пополняем, актуализируем нашу базу.
— Чем вы отличаетесь от других таких же проектов?
— Во-первых, мы собираем информацию в одном месте. Туристической информации много, но она разбросана по разным площадкам. К тому же карты Google, Яндекс, любые карты в телефоне — там есть OSM-треки в виде пунктирных линий и этой информацией можно пользоваться. Но ей может пользоваться только опытный человек, который понимает, что маршрут идет здесь, и это означает, что его ждут какие-то препятствия, и что это, например, маршрут пеший, а не автомобильный. Обычный человек, глядя на карту туристическую, не сможет понять: можно сегодня туда на его машине до точки старта доехать или нет, сегодня надо брать гетры после дождя или нет, какие там препятствия, а туда можно с детьми или нет, то есть там информация есть, но она не полная.
Там нет ни фотографий, она не категоризирована. Обычному человеку сложно разобраться, просто глядя на треки.
Да, есть сайты, которые специализируются на маркированных маршрутах: они публикуют только такие, на которых развешаны ленточки или стоят указатели. Есть сайты, которые специализируются, на том, что выкачивают из общего пространства какой-то объем маршрутов, уже опубликованных на разных сайтах, и он у них размазан по всей стране.
К примеру, у них может быть 10 тысяч маршрутов, но наполнение каждого региона достаточно низкое. Мы идем от региона к региону, и поэтому, если брать какую-нибудь территорию в отдельности, у нас самая большая плотность маршрутов на регион. Вот Сахалин или Приморье — у нас на здесь по 500−600 маршрутов. На Камчатке у нас в работе маршруты, но уже есть по примерно 50 горячим источникам, о которых информации вообще нигде нету.
Наша суперсила в том, что мы умеем из умов опытных туристов вытаскивать информацию о маршрутах и местах, о которых никогда, нигде не было публикации. То есть люди ходят между собой, фотками делятся, но как туда дойти мало кто знает. А мы умеем вот в общее пространство эту информацию вытащить.
И мы стараемся поддерживать актуальность информации о маршрутах, потому что они постоянно меняются. У нас в определенной степени это получается благодаря сообществу: люди отписываются под каждым маршрутом, мол, я был там в таком-то месяце, там дорога была в таком состоянии. Или вот этот трек, который вы опубликовали неправильный, вот правильный трек. И у нас есть фотографии, комментарии участников, которые там были, и список людей, которые там были.
— Что ещё предлагает ваш сайт?
— У нас есть раздел «Попутчики». Отправляясь в незнакомое место, можно найти компанию, в то числе людей, которые там уже были. Это упрощает людям жизнь, скажем так.
— А сами туры организовываете, водите людей по маршрутам?
— Нет, мы не занимаемся организацией туров, не продаем туры, не водим сами. Наша задача собрать информацию и дать ее большему количеству людей, самостоятельным туристам.
У нас есть премиум-подписка, которая даёт возможность воспользоваться некоторыми «плюшками»: скачивание треков в разных форматах, редактирование и создание своих треков, возможность копировать чужие треки себе, распечатка карт, прокладывание маршрута, скачивание pdf-версий маршрутов. При этом доступ ко всем маршрутам, опубликованным на сайте — бесплатный.
ТОП-3 ЛОКАЦИЙ САХАЛИНА ОТ ИВАНА ЗАПОРОЖЦА
Горный хребет состоящий двух сопок Владимировской и Жданко — он протяженностью в одну сторону или 5 или 7 километров, но очень трудоемкий для неподготовленного человека, потому что ты сначала поднимаешься на 400 метров вверх, потом спускаешься на 200 метров вниз, потом поднимаешься на 300 метров вверх, потом спускаешься на 200 метров вниз и потом еще поднимаешься там на 300 или 400 метров вверх. По факту ты в одну сторону идешь туда 3 часа, обратно 4 часа вот, но это невероятной красоты место.
Рядом есть Буруны, там тропа проходит хребет немножко стороной, переваливает через него и выходит на море. Это старинная японская дорога, для лошадей спроектированная. И когда спускаешься к морю, с правой стороны ты видишь невероятной красоты хребет, а с левой стороны ты видишь здоровенный широкий 15-метровый водопад. Это такой вид, который бывает только на картинках в каких-нибудь супертуристических местах, а это у тебя вот здесь под боком. И там стоят разные кекуры (столбовидные скалы — прим. ред), есть чем заняться там — очень красивая долина между морем и хребтом.
Третье место для меня, наверное, пик Чехова. Просто потому, что это был мой первый маршрут на Сахалине, и я постоянно по нему хожу несколько раз в год.
— Ваш проект вырос из хобби. Таким он и остаётся?
— Много лет это было хобби, мы учились работать с сообществом, учились делать интерфейс, который будет максимально быстро людям давать нужную информацию. Сейчас это уже компания, которая состоит из 10 человек. У нас есть инвесторы. Сейчас мы продолжаем привлекать инвестиции.
Наша задача создать такую цифровую туристическую компанию, которая базируется на двух китах. Первый — это самостоятельные туристы, которым нужна информация о маршрутах, которым просто достаточно каталога качественной туристической информации для путешествий.
И второй кит, который мы будем развивать, это аудитория, которую мы называем неопытные любители. Это большая часть нашего российского общества. Люди, которые очень сильно хотят путешествовать, но им нужен помощник, который поможет им пройти по маршруту, который подскажет, какую обувь надевать, какую одежду брать, какую еду с собой брать.
И мы будем развивать для этих людей сервисную модель по типу советского клубного туризма.
— Получается ли зарабатывать на проекте, он самоокупаемый? Как обстоят дела?
— Проект сейчас убыточный, нам надо несколько лет, чтобы выйти в точку безубыточности, поэтому мы привлекаем инвестиции, чтобы нарастить и базу знаний, и базу людей, которые пользуются сайтом.
Наша задача делать из проекта качественный, удобный продукт для массового потребителя, чтобы каждый человек мог на выходные с семьей, с друзьями отправиться в красивое туристическое место. Не в торговый центр идти, не дома штаны просиживать. Есть люди, которые любят активный отдых, и мы хотим, чтобы они использовали «ИдиЛесом» как входную точку, чтобы добраться до какого-то красивого места. Мы зарабатываем на подписке, рекламе, ну и пока это так и останется.
— Как вы убеждаете инвесторов? Как мне кажется, активных туристов в разы меньше, чем тех же «пакетников», а инвесторы без перспективы не вложатся.
— Как мы разговариваем с инвесторами? Здесь вот что интересно. Самые большие деньги в отраслях зарабатывают те компании, которые создают инновации.
Инновации — это когда что-то элитарное или доступное малому количеству людей, становится доступно большой массе людей. Активный туризм до сих пор остается сильно элитарной штукой. Он доступен или сильно опытным людям, или людям с хорошим бюджетом, достатком. Я натыкался на информацию от Сбера, которая говорит, что в России 20 миллионов человек в возрасте 25−55 лет готовы заниматься активны туризмом.
Большая часть людей хочет, чтобы за них решили все туристические задачи, как им дойти, как доехать, что надо с собой брать, как это все упаковать, как пройти по маршруту.
Есть небольшая часть, которая на все эти вопросы сама находит ответы. Мы их называем опытными любителями. В туризме давно не было инноваций, а мы нашли такую маленькую заковыку, которая мешает этим инновациям. И наша инновация в чем заключается? В том, чтобы в общественное пространство вытащить туристическую информацию.
Когда есть туристическая информация, доступная в виде путеводителей, когда она актуальная, она снимает в головах людей большое количество барьеров. Кстати, «ИдиЛесом» это не только про походы — это маршруты и для тех, кто любит ходить пешком и для тех кто любит автопутешествия, есть у нас и водные маршруты — сплавы, например.
И люди, которые раньше не отправлялись в красивые места, теперь отправляются, потому что они знают, что рядом с домом есть красивые места, они могут посмотреть, где они находятся, могут посмотреть, как туда добраться, на какой машине можно доехать и могут найти себе попутчика. В этом наша инновация. Мы выпускаем на рынок туристический дикий туризм новых 20 миллионов человек.
Потому что на выходных ездить куда-то очень легко. Ты открыл телефон, вот тебе список, выбрал место, скачал карту и отправился в путешествие. Ну вот два действия, две минуты. Раньше это было недоступно, потому что информации не было в одном месте. Но мы сделали то, чего до нас не было. Информацию максимально большого количества категоризировали, снабдили фотографиями, треками и опубликовали в одном месте.
Человек сейчас тратит не неделю на поиск информации, а час или минуты. И в 2025 году мы уже выпустим свое приложение, которое будет работать как такая офлайн-карта.