Три объекта в разных городах Чукотки благоустроят в этом году. Они расположены в Билибино, Певеке и Анадыри. На реализацию проектов направят более 100 млн рублей.
Как сообщает ИА «Чукотка», места, которые в первую очередь следует привести в порядок, выбирали сами жители в ходе голосования на сайте gorodsreda.ru.
В итоге победил второй этап работ в сквере им. Леонида Гриневецкого в Анадыре. В 2024 году там была заменена система освещения. В этом году в сквере уберут старую плитку, восстановят дорожки и площадки. Ожидается, что все будет готово летом.
В Певеке реконструкция ждет площадь у Детской школы искусств. Ее не ремонтировали более 50 лет. Дизайн-проект уже готов. На территории сделают замену освещения, установят лавочки и малые архитектурные формы, а также символ Чукотки – фигуру белого медведя.
Что касается третьего объекта, то он расположен в Билибино. Благоустройство территории проведут рядом с озером в микрорайоне «Арктика». Водоём очистят, на набережной обновят поверхность и поставят беседки.
Отмечается, финансирование осуществляется по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды» (входит в новый нацпроект « Инфраструктура для жизни»).
Форум общественников в Находке собрал сотни активистов с юга Приморья. Находкинский городской округ, Партизанский городской округ, Лазовский муниципальный округ, ГО Большой Камень, ЗАТО Фокино — одни участники поделились уже осуществленными проектами, другие наметили планы и убедились в необходимости и важности их реализации.
Открыл форум губернатор региона Олег Кожемяко. По его словам, именно благодаря неравнодушию жителей, их гражданской позиции в Приморье преображаются целые населенные пункты. Как дом начинается с порога, так и города становятся комфортнее и приятнее с придомовых пространств и общественных территорий. Один из самых эффективных инструментов позитивных изменений — территориальное общественное самоуправление (ТОС).
«Это малые быстрые победы, которые делаются руками самих жителей. Мы предоставили возможности в виде финансовых средств, а сами граждане участвуют в разработке проектов, контроле за ходом строительства. Сегодняшнее собрание общественников — еще один шаг вперед по повышению благоустройства на юге Приморья», — отметил руководитель региона.
Инициативные граждане сообща устанавливают детские и спортивные площадки, асфальтируют собственные дворы, проводят в них освещение и разбирают хаотичные свалки.
Популярность программы развития территориального самоуправления в Приморье c каждым годом растет. Как и популярность грантового конкурса ТОСов, в котором приморцы получают краевое финансирование на реализацию своих инициатив по благоустройству. Если за последние три года организаторы зарегистрировали 162 заявки, то на последний конкурс, состоявшийся в июне, пришла 341. Финансирование получили более 300 проектов ТОС.
Олег Кожемяко на форуме отметил, что бюджет краевого конкурса грантов для ТОС и инициативных групп граждан увеличили в два раза — со 140 до 280 млн рублей.
На юге Приморья темп задает Находка — всего с территории в этом году было подано 46 заявок, из них 16 — именно из Находки.
Здесь же, кстати, активно работает старейший и крупнейший в регионе ТОС — «Приисковый», объединивший не просто многоквартирный дом, а целый поселок из 300 человек. Уже более 15 лет его возглавляет Тимур Ибрагимов.
«Когда мы только начали работать, в 2007 году, общей платформы, на которой стояло бы и общественное самоуправление, и органы государственной власти, не было. Сейчас благодаря программе развития территориального самоуправления и проектам благоустройства в Приморье не только повышается качество жизни, но и формируется новый язык общения власти и общества — мы совместно решаем значимые вопросы. Например, в 2022 году, когда мы вошли в краевую программу, первым вопросом стало возрождение поселкового клуба. Здание, построенное в 1959 году, в 2009 году уже пустовало. Обратились в администрацию города, и нас активно поддержали, пошли навстречу. Еще одна большая гордость — установка современной системы освещения на солнечных батареях. До этого поселок тонул во тьме. Сейчас участвуем еще в двух программах, а планов еще больше», — рассказал председатель Совета ТОС Тимур Ибрагимов.
Мария Герфанова, «на счету» которой создание уже пяти ТОСов, отмечает: самое сложное — убедить людей довериться. Дальше, когда есть видимый результат, становится проще.
«Первый ТОС мы создавали 1,5 года. Были проблемы и с тем, чтобы убедить людей, что именно в наших руках благоустройство территории, и с заполнением документов «пробуксовки», но мы справились. Дальше заходили в программу более умело. Проекты, которые мы сейчас реализовываем абсолютно разной направленности: благоустройство памятника героям Великой Отечественной войны, установка остановочного павильона, создание тренажерной площадки, благоустройство мусорки», — прокомментировала активистка.
Сегодня, чтобы реализовать свою идею было легче, создана телефонная горячая линия Приморского центра гражданских инициатив. Он стал «единым окном» по вопросам благоустройства и всем программам, которые реализуются в крае. Его востребованность доказывают огромное количество звонков от приморцев. Специалисты ведут и очный прием во Владивостоке по адресу — улица Фонтанная 47.
Форумы общественников объединили представителей ТОС и активистов со всего Приморского края. Встречи «Живем в Приморье. Решаем вместе» при участии губернатора уже прошли 23 мая и 7 июля во Владивостоке, 12 июля состоялся межрайонный форум в Уссурийске, а 3 августа — в Дальнереченске.
Комментируя активность властей Приморского края по работе с активными гражданами городов и поселений, Сергей Кузнецов, заместитель директора Университета ТОС, Руководитель общероссийского проекта «Добрые соседи» отметил:
«На примере Приморского края мы видим, что залогом успешного развития ТОСов в регионах является правильно настроенная командная работа актива и менеджерский подход без эмоций. Это позволяет достигать не только результата в определенном проекте или задаче, но и решать много ежедневных задач, сопровождающих ТОСовские будни. Сегодня в России уже почти 40 тысяч ТОСов. Их количество растёт с каждым годом, и практика показывает, что территориальное общественное самоуправление – реальный инструмент развития территорий. Для этого у органов ТОС есть все возможности, включая финансовые».
Гражданское общество и добрососедство, самореализация и взаимодействие – все, чем наполнен смысл аббревиатуры ТОС. Эволюция сознания, цивилизованный переход от установки, что «власть обязана нас обеспечить» к пониманию собственной ответственности за то, что происходит вокруг. От абстрактных утверждений переходим к реальности крупнейшего по количеству населения города Дальнего Востока – Хабаровска: здесь живут самые активные и неравнодушные к качеству городской среды жители региона. В краевой столице в территориальные общественные самоуправления объединились уже более 53 тыс. человек. Сейчас тут происходит настоящий бум ТОСов – из здесь 277. При этом, первые три ТОСа в Хабаровске появились лишь в начале 2020 года. А к 2025 году таких объединений здесь будет не меньше 500.
ТОС – это про объединение людей, живущих по соседству, для решения общей проблемы во дворе или на детской площадке. Общее дело сближает людей, а результат совместных действий идет на благо и жителям, и городу в целом. А список таких дел огромен: можно обновить брусчатку, установить камеры видеонаблюдения, новые фонари, скамейки и беседки, обустроить детские и спортивные площадки, высадить цветы и так далее и так далее, всего не перечесть. ТОС помогает решить проблемы в тех случаях, когда не справляются в одиночку управляющие компании, недостаточно сил и средств самих жителей или городских властей.
«Замечательно, что решения об улучшении своего двора, придомовой территории принимают неравнодушные хабаровчане. Они точно знают, что им надо сделать в первую очередь и в каком направлении идти дальше. И для реализации их идей сегодня есть много возможностей, в том числе программа по развитию территориального общественного самоуправления. Неоценимую поддержку в поддержке движения ТОС нам оказывает правительство Хабаровского края и губернатор региона. Работа общественных объединений – одно из условий успешного развития Хабаровска», – отмечает глава Хабаровска Сергей Кравчук.
Ранее схема создания территориальных общественных объединений имела некоторые шероховатости и более растянутые, чем сейчас, сроки. Сейчас все существенно упростилось. Зарегистрировать ТОС можно на портале госуслуг. Пошаговая инструкция, информация о возможностях объединения, методические рекомендации, схема границ осуществления ТОС и все детали собраны на сайте администрации Хабаровска в разделе «Проекты»/«ТОС».
Как рассказал заместитель мэра Хабаровска по связям с общественностью и СМИ Денис Митрофанов, сейчас в краевом центре действует муниципальная программа «Развитие гражданского общества в Хабаровске на 2021-2025 годы», разработано положение о городском конкурсе социально значимых инициатив и проектов среди ТОС.
«Недостаточно принять даже самый хороший закон, всегда нужна сопутствующая нормативная инфраструктура, различные подзаконные акты, которые создадут и заставят механизм нового закона реально работать. Нужно получить опыт, нужны политическая воля и управленческие навыки и, конечно же, заинтересованность людей, которые выстраивают в новых условиях по-настоящему добрососедские отношения. Когда находятся неравнодушные люди, которые не опускают руки и готовы что-то менять, –многое получается», – добавляет он.
И примеры этому, несомненно, есть. Первопроходцем хабаровского движения ТОС является «Максимум Света» (переулок Краснордарский,19а). Это первое объединение соседей-единомышленников, которое создало в рамках нового тогда механизма спортивную площадку во дворе, получив грант в 750 тыс. рублей. Проект «Спортивная площадка» реализован в ноябре 2020 года. Причем, несмотря на то, что по закону за содержание этой спортивной площадки отвечают собственники, ее открыли для всех желающих.
В 2021 году ТОС «Муравейник» (переулок Специалистов) выиграл грант на городском конкурсе на сумму 88 тыс. рублей. На эти средства соседи смогли высадить 800 кустов цветущих растений, установить во дворах видеокамеры и обеспечить каждый дом светодиодными лампами на солнечных батареях.
ТОС «Сигнальная 2Б» – представитель победителей краевого конкурса грантов. На реализацию проекта было затрачено 1,7 млн рублей. На эти деньги было заменено дорожное полотно вдоль домов. А в прошлом году благодаря городскому гранту были обновлены элементы детской площадки.В городском смотре-конкурсе «Лучшее территориальное общественное самоуправление» в этом году лучших определили в каждом районе Хабаровска – 15 ТОС. В августе объединения, занявшие в каждой номинации 1, 2 и 3 места, получат свои награды – памятные знаки-таблички и денежные премии. За первое место – 40 тыс. рублей, за второе – 30 тыс. рублей, за третье – 20 тыс. рублей.
Сергей Кравчук отметил, что хабаровчане хорошо справляются с формированием эффективного инструмента самоуправления.
«Я желаю вам и в дальнейшем развиваться. Для этого есть много проектов по благоустройству. В том числе, краевой конкурс ТОС. По инициативе губернатора Хабаровского края в этом году на него выделено 250 млн рублей. Также есть муниципальная программа по благоустройству. Проект “1000 дворов на Дальнем Востоке” очень хорошо зарекомендовал себя. Его инициировал полпред президента в ДФО Юрий Трутнев и поддержал глава региона Михаил Дегтярев», – добавил он.
Сергей Кравчук ранее принял решение о выделении бюджетных ассигнований, начиная с 2021 года в размере 10 млн рублей ежегодно на проведение городского конкурса социально значимых инициатив среди ТОС.
Напомним, в Хабаровске работает «Цифровая карта ТОС» – полезный инструмент, который дает наглядное представление о том, что и где уже сделано и какого рода задачи предстоит решить. «Цифровая карта ТОС» размещена на официальном сайте администрации города Хабаровска в специальном разделе «Проекты».
Города открывают широкие возможности для инновационного развития секторов экономики, привлечения инвестиций. При этом нельзя не учитывать их социальную роль, обеспечивая достойные условия проживания. Со стороны федеральных структур сегодня предлагаются различные инструменты поддержки проектов городского развития, но без учета местной специфики добиться серьезного прогресса в этом деле достаточно сложно.
Состояние городской среды связано с проблематикой качества жизни, которое в ДФО ниже среднероссийского уровня. По регионам федерального округа картина неравномерна: как следует из презентации Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), представленной на июньском заседании Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде, из почти 90 субъектов РФ по качеству жизни Хабаровский край находился в рейтинге на 30 месте, Сахалин – на 31, Камчатка – на 40, Приморье – на 43, Магаданская область – на 51. В числе регионов, замыкающих список, оказались Чукотка, Якутия, Амурская область, Бурятия, Забайкалье, ЕАО.
Проблема проявляется оттоком населения, причем даже в сравнительно респектабельном Приморье. Как отметил проректор по управлению кампусом ДВФУ Максим Ведяшкин, край покидает самая перспективная часть населения – люди до 34 лет. «Основные причины – дефицит качественного образования, отсутствие перспектив, возможностей для самореализации и построения карьеры, а также нехватка жилья и социальной инфраструктуры для долгосрочного закрепления в регионах», – пояснил он.
По словам члена Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Арктики Дениса Гусева, за последнее время запущены новые механизмы, способствующие созданию комфортных условий проживания в городах ДФО. Это такие программы, как «Дальневосточный квартал» (кроме постройки 2,1 млн кв. м жилья запланировано создание не менее 16 социальных объектов) и «1000 дворов». Если говорить о последней, в текущем году в отдельных субъектах Дальнего Востока кассовое исполнение по ней находится на достаточно низком уровне, сообщил сенатор.
Программа «1000 дворов» стартовала в 2022 году. В ее рамках уже благоустроено 3,5 млн кв. м территории. Программа подразумевает преобразование дворов в дизайн-площадки и даже мини-парки, ориентированные на разные возрастные группы, функциональность, безбарьерную среду.
В вопросе будущего благоустройства должны активно участвовать сами жители. Голосование, как правило, проводится в конце года. «В декабре люди проголосовали, и остается [с учетом сезона] меньше года, чтобы преобразовать пространство, – говорит министр ЖКХ Сахалинской области Наталья Куприна. – Необходимо сдвинуть хотя бы на осень, чтобы была возможность завезти материалы, учитывая нашу удаленность, сложную логистику. Например, на некоторых Курильских островах нет собственных инертных материалов».
Федеральные власти обещают перемены в улучшении городской среды. Как отметила замглавы Минвостокразвития Эльвира Нургалиева, в предыдущие годы внимание акцентировалось на экономических механизмах развития Дальнего Востока, включая специальные преференциальные режимы, как свободный порт Владивосток и территории опережающего развития. «Фокус был на привлечении инвестиций, создании рабочих мест. Сейчас мы перешли ко второму крупнейшему этапу – социальному развитию», – заявила чиновник.
Особые надежды связаны с реализацией мастер-планов развития 25 дальневосточных городов (к настоящему времени совместно с ДОМ.РФ разработано 11). Шесть из них – по Петропавловск-Камчатскому, Южно-Сахалинску, Чите, Северобайкальску, Тынде, Улан-Удэ – представлены на уровне главы государства.
Мастер-план предусматривает не просто градостроительные решения. Как документ стратегического развития он должен помочь сформулировать оптимальное будущее городов. «Мастер-планы позволяют определить, какие территории будут иметь максимальный эффект с точки зрения улучшения восприятия населением пространства и с точки зрения какой-то экономической капитализации территорий вокруг этих общественных пространств», – рассказал директор по развитию городской среды АО «ДОМ.РФ» Антон Финогенов.
Безусловно, помимо задач на перспективу, стратегия долгосрочного планирования развития территории должна способствовать решению нынешних проблем. Например, Якутия намерена защитить мастер-планы по столь отличающимся друг от друга городам как Якутск и Нерюнгри. По словам главы республики Айсена Николаева, столица региона насчитывает 400-летнюю историю, и сегодня это один из быстрорастущих городов России. «За последние десять лет [по населению] он вырос на 30% – сейчас около 400 тыс. жителей. И здесь огромное количество аварийного жилищного фонда, который мы при поддержке правительства страны сносим, сносим – еще нам на десять лет работы точно есть», – не исключил Айсен Николаев. В свою очередь Нерюнгри создавался в позднесоветский период. «Построили город очень быстро, и все одновременно пришло в негодность: обшивка домов, канализация, дороги», – свидетельствует глава Якутии.
Одним из главных финансовых инструментов при воплощении в жизнь проектов по улучшению городской среды должны стать инфраструктурные облигации, которые сочетают в себе меры господдержки и банковское кредитование. Данный механизм подразумевает привлечение кредитов на льготных условиях – до 20-30 лет под 4-5% годовых. Причем точка приложения относится не только к реализации мастер-планов, но и других проектов, направленных на развитие социальной инфраструктуры.
«На что можно использовать эти ресурсы? Прежде всего, это инженерная инфраструктура, все, что касается подготовки площадок под строительство жилья, коммунальные сети, очистные сооружения, практически вся социалка: школы, больницы, культурные центры. Можно финансировать транспорт, трамвайные пути... Спектр широкий», – подчеркивает управляющий директор по Дальнему Востоку АО «ДОМ.РФ» Александр Левинталь.
Общий лимит инфраструктурных облигаций в масштабах страны составляет 300 млрд руб., из них 100 млрд предназначено для Дальневосточного федерального округа. На начало июня по ДФО было одобрено 13 инфраструктурных проектов с объемом финансирования 46 млрд руб.
Однако пока этот финансовый инструмент не столь широко распространен. «Сегодня далеко не везде руководство территорий придает значение этому механизму. А он достаточно универсальный и имеет свои преимущества. Бюджетные, специальные казначейские кредиты – это все вычеты из бюджета. Да, это вклад в экономику, но все-таки эти деньги нужно найти в бюджете, – разъясняет Александр Левинталь. – Наш механизм – это в основном внебюджетный источник. Допустим, чтобы привлечь 100 млрд руб. в реализацию мастер-плана, нужно всего 4 млрд руб. бюджетных денег».
В качестве положительного примера представитель ДОМ.РФ привел Магаданскую область. К настоящему времени с привлечением инфраструктурных облигаций она получила 20 млрд руб. на шесть проектов. Сейчас готовятся еще два, на 10 млрд руб.
«На сегодня только шесть регионов ДФО пользуются [инфраструктурными облигациями], пять прорабатывают возможность. Мы планируем, чтобы все регионы имели такие проекты. Лимиты еще не выбраны», – уточнил Александр Левинталь.
Как мотивировать победителя
Дополнительную поддержку регионам и муниципальным образованиям может дать участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов формирования комфортной городской среды (заявки направляются в Минстрой). Причем в нем можно участвовать населенным пунктам, не имеющим статуса города, с численностью от 5 тыс. человек.
В этом году конкурс проводится отдельно для субъектов, входящих в состав ДФО. По итогам первого этапа отобрано 32 проекта-победителя, на финансирование которых будет направлено 3,1 млрд руб., проинформировал сенатор Денис Гусев.
Однако по сравнению с предыдущими годами активность дальневосточников в конкурсном участии снижается, констатирует директор дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив Ольга Захарова. Из 195 потенциальных участников в нынешнем конкурсе заявки представлены только по 51 населенному пункту из всех субъектов ДФО, за исключением Еврейской автономной области.
«Делаем вывод, что несмотря на повышение числа потенциальных участников, к сожалению, процент принимающих участников у нас снижается. Деньги выделяются, расширяются возможности, а количество участников меньше», – рассказала Ольга Захарова.
По ее словам, для повышения мотивации необходим адресный подход, который предусматривает сопровождение и консультирование будущих конкурсантов по разным вопросам. Потенциальным участникам необходим четкий алгоритм с разбивкой по срокам прохождения всех процедур, начиная от подачи заявки до ее реализации. Немаловажно, повышать компетенции местных специалистов, способных вести подобные проекты.
«Наша задача – на основе лучших практик описать технологии, процессы производства, сделать муниципалитеты квалифицированными заказчиками в сфере благоустройства. Потому что, когда есть квалифицированный заказчик – есть квалифицированный исполнитель», – резюмирует Ольга Захарова.
Действительно, в последнее время появилось много возможностей по благоустройству территорий дворов, общественных пространств, ускорился процесс по переселению горожан из аварийного жилья, отмечет Наталья Куприна. Вместе с тем остается нерешенным ряд вопросов, которые характеры для того или иного региона.
«Мы столкнулись с проблемой по капитальном ремонту многоквартирных домов… Жилой фонд стареет, у нас дома все малоэтажные, максимум 5 этажей, даже в Южно-Сахалинске, а в основном на малых территориях – это 2- и 3-этажные дома, – констатирует министр ЖКХ Сахалинской области. – Сборы с населения маленькие, потому что площадь маленькая. И даже при выделении средств из областного бюджета, а мы выделяем от 1,5 до 3 млрд руб. в год, не успеваем восстанавливать свой жилой фонд, особенно крыши, фасады, ряд инженерных коммуникаций, подвалы».
Она предлагает предусмотреть механизм заимствования, возможности кредитования для данной цели Фондов капитального ремонта, к примеру через ДОМ. РФ. Для этого нужны соответствующие нормативные изменения.
«Сколько не пытались решить этот вопрос, к сожалению, не получается. А есть потребность в том, чтобы сейчас как можно больше денег вкладывать в ремонт, чтобы продлить жизнь этим домам…То есть мы понимаем, что все дома не снесем, все равно нам нужно улучшать условия жизни», – пояснила Наталья Куприна.
С недавних пор в Биробиджане, а затем и по всей Еврейской автономной области, стали появляться всевозможные, как это принято сейчас говорить, «стрит-арты» - объекты уличного искусства: граффити, рисунки, малые архитектурные формы…
Руки – в буквальном смысле – к этому приложили сами жители Биробиджана и ЕАО. Один из зачинщиков – Александр Романов: в прошлом рок-музыкант, сейчас владелец сети «Кофейня 13», чья инициатива в итоге вылилась в создание благотворительного фонда «Территория комфорта» ЕАО.
В ТГ-канале фонда «Территория комфорта» этот снимок подписали: «Пожалуй, наша лучшая награда»
Фото: фонд «Территория комфорта»
Рок – это сила!
Все началось с желания Александра интегрировать рок-культуру и в целом музыку в культуру города: простимулировать музыкантов, чтобы проводились рок-концерты и фестивали. И даже если они отсюда уедут, считает он, – ничего страшного, будут прославлять своей музыкой и умением Биробиджан за его пределами. Хотя, конечно, мечтает, чтобы люди не уезжали отсюда.
Александр Романов
– Почему люди уезжают? Потому что они ходят по улице грустные. Если они будут улыбаться, то все будет «ок», значит, им хорошо, - улыбается Александр.
Сам Александр прошел и через репетиции в гаражах, и через самодельные медиаторы. Когда-то играл в металл-группе «Vault 7».
– Помните маргарин «Рама» в пластиковых коробочках? Тако вот, мы из крышечек медиаторы делали, - рассказывает мне Александр Романов.
Александру 33, в Биробиджан он переехал в 2014 году из самого южного города Хабаровского края – Бикина. Так тут и остался, прикипел. Был организатором фестивалей «Виски, рок, борода» и различных концертов в Биробиджане, арт-директором музыкального клуба «Music Hall Birobidzhan». Одним словом, прошел все эти медные трубы…
– У нас в городе 14 полноценных групп, но им негде репетировать, даже за деньги, - сетует Александр.
Тогда-то и вспомнили про опыт Швеции, где в каждом городке власти открыли бесплатные репетиционные точки для музыкантов: приходи, репетируй, записывайся. Проект в Швеции, кстати, как говорится, «стрельнул» - тогда появилась целая плеяда интересных команд (среди них – один из моих любимых rap-core коллективов «Clawfinger», которые ради такого дела перебрались из Норвегии в Швецию прим. автора).
– В гаражах таланты может и рождаются, но там же они и губятся, - размышляет Александр. – Поэтому мы решили создавать бесплатные репетиционные точки. Более того, мы создаем полный цикл: репточка, инструменты, возможность выступать.
«Интегрировать» музыку в культуру города Александр и сотоварищи начали как раз с муралов. Первым появился «Горшок» из группы «Король и шут». Это любимая группа не только Александра, но и его друга – нынешнего мэра Биробиджана, который, как только садится в личную машину, включает «КиШ».
Мурал с «Горшком»
Большим плюсом для ЕАО стало «омоложение» глав районов и городов, считает Александр. Это современные руководители, которые понимают, что если увязнуть в бюрократизме, то это будет путь в никуда, молодежь потеряется. Им близка аксиома: «Дайте возможность развиваться и получите большую отдачу».
Забористое «заборное» искусство
«Картинки на заборах и фасадах» не все восприняли однозначно. Когда в центре города появился Горшенев, то, рассказывает Александр, пришли казаки, которые хотели закрасить его, против выступил и архиепископ Ефрем. В результате пришли к компромиссу – рисунок остаётся, но от проведения торжественного открытия объекта стрит-арта и посвящённого этому концерта отказались.
Вскоре рядом с «Горшком» появились Высоцкий, Бодров-младший и Шолом-Алейхем – местный поэт. Получился эдакий комплексный портрет.
Мурал с Бодровым-мл.
В этом году проект поддержали местные депутаты . Так появились портреты Королева, Гагарина, Цоя, Яшина и Попова. Автор – художник из соседнего Хабаровска Дмитрий Комолов. Снова появились критики: «Черты лица не те! Пушкина давайте нарисуем!»
– Окей! Делайте! – парирует Александр Романов. – Мы для того, собственно, все это и затеяли, чтобы пробудить горожан. Подтолкнуть их к конкретным действиям.
От плоскости к объёму
После муралов фонд переключился на малые архитектурные формы: невзрачные урны отделали деревом, вдоль главного променада Биробиджана – улицы Пионерской – установили лавочки, заказали уличные двухметровые скульптуры «Козы» – одного из главных символов любителей рок-музыки всех времен и народов: сжатый кулак с выставленными вперед указательным пальцем и мизинцем. На очереди многочисленные бетонные блоки и шкафы связи, которые общественники хотят превратить в полноценные арт-объекты.
Фото: «Территория комфорта»
Также общественники хотят развесить по городу 100 репродукций картин дальневосточных и русских художников: в рамке, багете, как в музее.
Еще один глобальный проект – стела «Биробиджан» на въезде в город. Выглядит она, мягко говоря, «не очень», хотя и привлекает редких туристов – не часто встретишь в нашей стране дублирующие надписи на идише.
Напоследок спрашиваю Александра насчет финансов, ведь он все-таки предприниматель, до мецената еще далеко.
– Есть два типа предпринимателей: для одних цель – это деньги, для других деньги – это средства. Я второй тип, для меня деньги – это средство реализации своих идей, так что легализуем стрит-арт! Всем, кто здесь живёт, всем, кто сюда приезжает, я говорю – любите Биробиджан так, как любим его мы!
Городское благоустройство – процесс непрерывный, весьма похожий на ремонт в большой квартире: закончишь в одной комнате, а уже пора что-то менять в другой. Очень кстати, что в этом «ремонте» хозяину «квартиры» помогают и жильцы – указывая, что в первую очередь нуждается в обновлении, и уж куда кстати, то, что государство каждый год выделяет деньги. Правда, есть условие: финансирование зависит от активности «жильцов»: по регламенту достаточно 10% населения города – не менее 61 тыс. голосов хабаровчан. В Хабаровске продолжается рейтинговое голосование по выбору территорий для благоустройства в 2024 году. Мнения горожан принимают с 15 апреля по 31 мая 2023 года на специально созданном сайте.
Как рассказала секретарь общественной комиссии по вопросам реализации программы «Формирование современной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда» Мария Мельникова, на десятый день голосования было принято более 21 тыс. голосов. По ее словам, в этом году жители голосуют более активно, звонят, предлагают новые территории, интересуются нюансами программы. Тем не менее «часы тикают», и на момент публикации Хабаровску необходимо добрать чуть больше 36 тыс. голосов (данные приводятся на момент публикации - 17 часов 26.04.2023 - прим. ред.), чтобы не остаться у «неразбитого сквера».
Один из претендентов - сквер в районе ДОС, фото - пресс-служба администрации Хабаровска
В 2022 году жители Хабаровска выбрали для благоустройства площадку у спортшколы «Самбо 90» в Краснофлотском районе и сквер Рокоссовского в Индустриальном районе. В Краснофлотском районе на площади в 2,5 гектара обустроены пешеходные дорожки и детские игровые зоны, спорткомплекс для активных видов спорта и воркаут-площадки. Также установлены скамейки с навесами от солнца и выполнены озеленительные работы. В Индустриальном районе обустроен сквер площадью 5,8 тыс. кв. метров: удобные пешеходные дорожки, спортивные и детские городки, освещение, уличные качели, скамейки и урны. В 2021 году с одобрения общественности были благоустроены «Сквер врачей» на улице Тихоокеанской, «Сквер пограничной славы», территория у стелы «Узы дружбы» на улице Ленинградской, «Сквер русских сказок» в парке Северный и зона отдыха у шахматного клуба «Гамбит».
Всего с 2017 года (начало реализации программы) в разных районах краевой столицы благоустроено 24 общественные территории, еще пять облагородят в этом году. Так, в Железнодорожном районе появится сквер по ул. Промывочной, 64. Там будет уложен асфальт, обустроены тротуары, установлены скамейки, малые архитектурные формы и детская площадка, появится освещение и камеры видеонаблюдения.
В сквере на улице Ворошилова обустроят тротуары и пешеходные дорожки, высадят деревья и кустарники, установят дорожное ограждение, систему ночной подсветки, а также детскую площадку с игровым комплексом. Сквер украсит скульптурная композиция с рокарием «Олень на водопаде», топиарные фигуры «Медведица с медвежатами», «Лось на скале».
В сквере по улице Ленина планируется высадить деревья и кустарники, обустроить тротуары, установить наружное освещение, а также скамьи, парковые урны и контейнеры для раздельного сбора мусора.
Парк имени 50-летия СССР в Краснофлотском районе ждет комплексное благоустройство: там появится детский городок и участок для семейного отдыха, в том числе для маломобильных групп населения, система ночной подсветки, скамейки, урны и контейнеры для раздельного сбора мусора, также запланировано озеленение.
Мэр Хабаровска Сергей Кравчук и депутаты Госдумы осматривают скверы, август 2022, фото - пресс-служба администрации Хабаровска
«Много территорий реализовано, все они разные. Одним из первых проектов было благоустройство функциональных зон парка “Динамо” – это один из центральных парков. Также реализовывались территории в городских парках, скверы в жилых районах. Хорошо ли они благоустроены – можно судить по количеству посетителей. Большинство территорий очень востребованы, люди постоянно там гуляют с детьми, отдыхают», – рассказала Мария Мельникова.
На благоустройство территорий в Хабаровске в этом году выделяется 63 млн рублей. Из них 62 млн – средства федерального бюджета, остальное вносит муниципалитет. В прошлом году выделено было примерно столько же средств на эту программу.
Глава Хабаровска Сергей Кравчук уверен, что жители города проявят активное участие в судьбе городских пространств.
«Призываю всех хабаровчан проявить свою заинтересованность и поучаствовать в голосовании. Это позволит нам обустроить сразу несколько зон отдыха в следующем году», – отметил мэр.
Как рассказала Мария Мельникова, на старте федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» муниципалитеты по всей стране провели инвентаризацию дворовых и общественных территорий. Помимо этого, учитывались и обращения граждан. В итоге появился перечень земель, которые и попадают на голосование. Свой выбор на предварительном голосовании в 2023 году сделали 62,5 тыс. хабаровчан. Им был предложен список из 28 общественных территорий: парков, скверов, пешеходных зон. Из этого списка они внесли в «шортлист» 21 зону для голосования и реализации в 2024 году.
Сквер в районе Храма Матроны Московской (в районе ул. Вятская – ул. Сергеевская)
В нынешнем голосовании лидируют сквер в районе Храма Матроны Московской, сквер по ул. Аксенова и площадь им. Максима Горького. На четвертом и пятом местах располагаются сквер по ул. Карла Маркса (район поворота на ул. Краснодарскую) и сквер перед Дворцом бракосочетания (в районе ул. Пушкина, 62). У вас другое мнение, или хотите поддержать одну из упомянутых территорий? Тогда прямая дорога сюда – голосование не займет и пяти минут.
И да – ждать обещанного «три года» не придется - работы в рамках программы идут оперативно: ремонт и возведение новых объектов начинается в мае, а заканчивается в октябре. То есть гарантированно каждый год жители получают новые комфортные городские пространства, а также уверенность, что в следующем году их станет больше.
Строительство крупнейшего мостового перехода в Якутии подразумевает решение нескольких стратегических задач. Это повышение доступности пассажирских перевозок, создание крупного транспортного узла, за счет которого значительно снизятся издержки, связанные с логистикой товаров и сырья, оживление республиканской экономики. В перспективе мост сможет сыграть ключевую роль в сообщении между такими масштабными транспортными коридорами, как Транссиб и Северный морской путь.
Без преувеличения Лена – это река жизни. Развитие в республике автодорожной сети и железнодорожной инфраструктуры не умалило значение речных перевозок. За сравнительно небольшую навигацию по Лене и ее притокам жизненно важные грузы развозятся в самые отдаленные поселки Якутии.
Однако последние годы перевозчики сталкиваются с гидрологическими проблемами, низким уровнем воды. Не исключено, что ситуация имеет долгосрочную тенденцию, поэтому высказываются предложения о создании базового регионального порта в районе поселка Нижний Бестях, на правом берегу Лены, куда несколько лет назад пришла железная дорога.
В то же время без устойчивой связи с левобережьем, где расположена республиканская столица, такая схема выглядит неполноценной. В навигацию возможности паромной переправы ограничены, а в межсезонье сопряжены с рисками.
«За крайние три года грузопоток увеличился в два раза. Паромы все переполнены, к сожалению, образуются очереди, возникают, естественно, конфликты, со всеми вытекающими вопросами безопасности. Новые паромы покупаются, но их опять становится недостаточно, постоянно возрастает нагрузка», – рассказал председатель правительства Якутии Кирилл Бычков, добавив, что после ввода мостового перехода закрывать или ограничивать работу паромных переправ не планируется.
В настоящее время на обоих берегах Лены ведется установка буронабивных свай для опор моста. Их длина которых доходит до 40 м, что эквивалентно 13-этажному дому, идет сварка армирующих каркасов. При этом на правобережье смонтированы технологическая площадка и бетонный завод, а также отсыпана технологическая дорога, которая станет основой для подхода к сооружению.
Самый активный период строительства – с июня по сентябрь. К настоящему моменту на стройплощадку из Тюмени привезены металлоконструкции для наплавных коффердамов. Их предварительно соберут на берегу, чтобы летом подготовить к спуску на воду.
Основное назначение коффердамов – создание сухих рабочих зон в русле Лены: такие временные конструкции представляет собой водонепроницаемый каркас, внутри которого можно вести работы под водой. Они позволят работать мостостроителям даже при сильном течении, ледоходе или сезонных колебаниях уровня воды, уточнили в группе «ВИС» (концессионер проекта).
Коффердамы нужны для возведения трех мощных пилонов (высота центрального достигнет 285 м, что почти сопоставимо с Эйфелевой башней, а боковых – 194,5 м), которые будут удерживать вантами пролетные строения над русловой частью.
При создании объекта приходится решать непростые задачи с учетом сейсмичности площадки строительства, вечной мерзлоты, образования льда и прочих климатических условий, характеризующихся широкой амплитудой температур. Зимой температура здесь может опускаться ниже 60 градусов, а летом жара доходит до плюс 35-ти.
Это нашло отражение в проектных решениях. В частности, длина основных русловых пролетов составит 840 м (к сведению, протяженность русловой части моста – 2,5 км, с подходами – 14 км).
«Паводковая ситуация обуславливает необходимость максимального расстояния между опорами моста. Такое расстояние [840 м] позволяет избежать затора льда и исключит риск затопления прилегающих территорий», – говорит Кирилл Бычков. Отсюда и выбор сделан в пользу вантового сооружения.
На левобережье мост возьмет начало в Табагинском створе примерно в 40 км выше по течению от Якутска. Сооружение соединит оба берега в районе сел Табага и Хаптагай, которое находится немного южнее Нижнего Бестяха. Еще в 1980-х, когда прорабатывались возможности создания объекта, это место было признано наилучшим вариантом.
По словам Кирилла Бычкова, во всех остальных прилегающих к Якутску локациях Лена сильно меняет русло, образуются наносные острова, в связи с чем трудно наметить правильное размещение опор. В данном же месте наблюдается минимальное изменение русла и ожидается незначительный перепад высот при строительстве берегоукрепительных сооружений. К тому же в выбранной точке строительства есть скальный грунт, что обеспечивает устойчивое крепление элементов сооружения к берегам. И сама гидрология в этой локации позволяет конструктивно обеспечить безопасность как при прохождении ледоходов, так и наоборот, когда начинает замерзать река, пояснил глава регионального правительства.
Завершить проект планируется в 2028 году. Ленский мост станет одним из наиболее капиталоемких искусственных сооружений в стране. Общая стоимость строительства оценивается сегодня в 131,4 млрд руб. Из них 41,4 млрд руб. (30% затрат) планируется привлечь из внебюджетных источников, 26 млрд руб. поступят из регионального бюджета, 65 млрд руб. – из федерального. Правда, из последней суммы, согласно распоряжению правительства РФ, пока на 2025-2028 годы предусмотрено только 42,8 млрд руб.
Как сообщил Кирилл Бычков, республика совместно с другими органами власти работает над увеличением федерального финансирования до заявленного объема. Кроме того, регион решает вопрос с увеличением средств на этот год (предварительно, основные инвестиции предусмотрены на два последних года строительства). Пока на 2025 год определен лимит в 1,3 млрд руб. Вместе с тем Якутия предлагает поработать над структурой опережающего финансирования с возможностью увеличения этой суммы до 22,6 млрд руб. за счет перераспределения части объемов с 2026-2027 годов. Строительный комплекс, полагают республиканские власти, готов обеспечить техническую готовность объекта до 20% уже по итогам первого сезона.
Как известно, проект реализуется по концессионной схеме. Отдача инвестиций предусмотрена за счет взимания платы с грузовиков, тогда как проезд для легковых машин будет бесплатным.
В целом расчетная пропускная способность двухполосного моста составит до 5,3 тыс. автомобилей в сутки (скорость – 90-120 км/ч). Автомобильный переход через Лену свяжет три федеральные и пять региональных трасс, соединит железнодорожную магистраль, речной терминал и международный аэропорт, создавая предпосылки для формирования крупного мультимодального центра.
За счет мостового перехода в зону круглогодичного транспортного сообщения будут интегрированы многие центральные, восточные и западные районы Республики Саха. Транспортная доступность для населения повысится с 22% до 87% (в Якутске проживает почти треть населения региона).
Коренным образом изменится логистика. Сократятся сроки и торгово-снабженческие издержки на завоз грузов в республику, в том числе продовольствия, строительных материалов. Снижение затрат на северный завоз оценивается в 5 млрд руб. в год.
Как ожидается, Ленский мост послужит толчком для освоения новой ресурсной базы и расширения числа производств. Ежегодный прирост ВРП республики составит 2,5-3% (в среднем в год за период реализации проекта – 50 млрд руб.)
Первый замглавы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов считает, что мостовой переход повлияет на развитие агломерации Якутска. «Традиционно все города строятся вокруг вокзалов. А здесь получается город на левом берегу, а [железнодорожный] вокзал – на правом. Когда будет прямая связь, Якутск получит огромный агломерационный эффект от того, что будет расширяться застройка правого берега. В части перемещения проблемы не будет, большой город будет разрастаться», – говорит он.
Между тем значение мостового перехода выходит за рамки отдельно взятого региона. С вводом в эксплуатацию моста через Лену возможно формирование еще одного транспортного пояса, причем международного статуса.
В настоящее время «Железные дороги Якутии» с целью диверсификации экспортных маршрутов работают над возобновлением перевозок через Амур между селом Джалинда в Амурской области и китайским Мохэ. На начальном этапе они будут осуществляться через смешанный пункт пропуска, затем предлагается строить железнодорожный мост.
«Реализация этого проекта позволит направлять грузы республики на экспорт в КНР без нагрузки на Восточный полигон, в перспективе даст мощный импульс для открытия новых месторождений и укрепления экономики страны. В целом эта работа проводится в целях повышения экспортного потенциала, создания нового международного транспортного коридора», – отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев.
Если же говорить о северном направлении, то здесь ожидания связаны с созданием глубоководного морского порта Найба, в районе Тикси. Его преимуществом является 14-метровая глубина акватории, что позволит принимать крупнотоннажные суда, курсирующие по Севморпути.
Новый порт обеспечит северный завоз грузов в янскую группу районов Якутии, потребности недропользователей для реализации проектов Кючусского кластера. Вместе с тем открываются перспективы для целого транзитного маршрута: Мохэ – Джалинда – Сковородино – Тында – Нерюнгри – Якутск – Северный морской путь – порты российского Севера и Европы.