На площадках ВЭФ-20242024 пройдут мероприятия коммуникационной площадки «Урбан Хаб», объединенные темой «Город у воды». Большая часть дискуссий будет посвящена развитию городов Дальнего Востока и Арктики, расположенных на морских и речных путях.
Участники дискуссий на круглых столах обсудят функциональный баланс и проблемы комплексного преобразования набережных под современные запросы горожан и бизнеса, рассмотрят эффективные механизмы государственных и частных инвестиций в прибрежные территории. Специалисты также рассмотрят изменение климата и защиту населенных пунктов от опасного воздействия водных стихий в контексте интегрирования набережных в водно-зеленый каркас города.
Представители Минстроя России и профессионального сообщества в рамках круглых столов рассмотрят аспекты строительной отрасли, в частности, этапы реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни» и его влияние на демографию региона. В их числе такие важные вопросы, как будут возрождаться малые города, основные точки притяжения девелопмента и креативных индустрий с учетом сохранения исторического и культурного наследия, а также развития туристического потенциала регионов.
Комфортная Арктика через развитие городской среды и экономики городов – стратегическая цель государства, которая должна быть реализована в ближайшее время при участии всех сторон экономического процесса. В этой связи специалисты обсудят влияние водной инфраструктуры на развитие городской среды, экономики, межрегиональных связей и человеческого капитала, а также обсудят аспекты экологической устойчивости на примере лучших практик урбанистики водных городов.
Дом на Краснофлотской
На торце девятиэтажки на Краснофлотской изображены трое: космонавт (в городе с визитом был Гагарин), сталевар (отсыл к заводу «Амурсталь»), а вот кто третий — остается только гадать: правая половина фасада на всем протяжении сверху вниз уже закрыта теплоизоляцией.
Строители работают быстро, метр за метром зашивая сайдингом торцевую стену дома, на которой в 1982-ом — к 50-летию Комсомольска-на-Амуре — появилось это самое панно.
Жители квартиры № 2 говорят, что зимой мёрзнут постоянно: тянет с балкона, из подвала и через межпанельные швы.
«У нас холодно от балкона в квартире, от входа на балкон прям тянет», — показывает Алексей Широков.
В соседней квартире Катрина Брин от холода спасалась тем, что поставила в то место, откуда «дуло», шкаф, который теперь и берет на себя весь «удар стихии».
К работам по утеплению фасада жильцы дома относятся положительно, хотя и жалеют, что для этого придется закрыть мозаичное панно: все-таки история. Но если уж выбирать между комфортом и культурным слоем, то для них выбор очевиден.
Проблема городского масштаба
Таких «холодных» домов в Комсомольске-на-Амуре десятки: строили «панельки» в советские годы, когда не особо задумывались о теплосбережении. Зато думали о красоте: торцы и фасады жилых домов и промышленных объектов мозаиками и рисунками сюжетами в духе соцреализма украшали художники, которые приезжали вместе со строителями БАМа. У историков есть объяснение этому явлению.
«В это время в архитектуре было не до шедевров, наступала эпоха, которой дал старт Хрущев, когда из архитектуры совсем излишества убирали. И когда эта эпоха закончилась, по всей видимости, возникла необходимость сделать что-то красивое», — рассказывает краевед Иван Лаврентьев.
Эти работы стали своего рода символом и культурным кодом Комсомольска-на-Амуре, за что город даже прозвали «музеем под открытым небом». Любознательные краеведы даже усмотрели в этих панно некую схожесть изображенных на них комсомольцев и первостроителей, объясняя это тем, что заказов на панно было много, в времени мало — не до излишеств и уникальности.
Хотя есть среди комсомольских панно и признанные шедевры. Например, панно на самой первой ТЭЦ города, где из небольших плиток выложены 30 мужчин и женщин различных профессий и национальностей.
Краевед Иван Лаврентьев рассказывает, что на момент создания панно, а это было начало 70-х годов прошлого века, оно стало самым большим мозаичным панно на Дальнем Востоке — его площадь 650 кв. метров.
«Его создавали пять мастеров из Новосибирска, на это у них ушел целый год», — рассказывает Иван Лаврентьев.
Еще одно уникальное панно — на стене Дома молодежи недалеко от берега Амура. Его открывал сам Юрий Гагарин, когда летом 1967 года приезжал на празднование 35-летия Комсомольска-на-Амуре.
«Тогда как раз только начали делать первую городскую набережную. К ней причалил пароход с делегатами съезда передовиков-комсомольцев со всего Советского Союза, вместе с ними приехал первый космонавт мира. Здесь его встречали, здесь проходил праздничный торжественный митинг, а затем он открыл Дом молодежи», — объясняет Иван Лаврентьев.
Панно на фасаде Дома молодежи — самое настоящие культурное достижение, памятник. Над ним трудился целый коллектив, автором является художник Дарбинян. Кстати, сам Дом молодежи был первым такого рода в стране, его внешний облик и функционал придумывали сами комсомольцы.
Реестр как спасение
Панно на фасаде Дома молодежи внесено в реестр охраняемых объектов, так что быть спрятанным под сайдингом ему не грозит. В отличии от жилых домов, где все решается на совете дома.
«Есть формальное юридическое основание: собственниками домов являются его жители, поэтому именно они по закону имеют право принимать решение, что с их домами будет. Можно обратиться к ним, попросить, рекомендовать, но окончательное решение за ними», — говорит Иван Лаврентьев.
Спасти панно и мозаики от теплоизоляции, можно если внести их все в тот самый реестр, который бы их охранял. Но, оказывается, сделать это не так-то просто. Как рассказала EastRussia заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора по научной работе Дальневосточного художественного музея Людмила Козлова, любое такое решение может принять художественный совет, состоящий из представителей разных направлений: архитекторов, художников, культурологов, искусствоведов. И каждый должен аргументировать, чем это панно примечательно и представляет какую-то ценность.
«Это сложная и долгая процедура. К примеру, петроглифы Сикачи-Аляна, открытые в 70-х годах, обрели охранный статус лишь к концу 90-х», — отмечает Людмила Козлова.
Что касается панно и мозаик, то такая работа в Хабаровском крае практически не ведется.
«У нас, в основном, входят в реестр памятники и мемориальные доски, есть одно панно, которое находится на Доме молодежи. То, что появилось на многоэтажных домах в конце 70-х – начале 80-х, этой юридической формы не носят», — подтверждает Иван Лаврентьев.
В мэрии говорят, что могут только «проводить с жильцами разъяснительные беседы», но никоим образом не препятствовать работам по утеплению фасадов.
«Нам нравятся эти панно, которые со времен социализма и с 90-х годов установлены на зданиях, и комсомольчане с большим сожалением относятся к тому, что это закрывается. Но в реалии законодательство говорит об одном, что хозяевами этих зданий являются жильцы и что важнее для них: панно снаружи или тепло внутри? Наверное, важнее тепло внутри. Главное для нас — это комфортное проживание жильцов, поэтому ни воспрепятствовать этому, ни что-то еще в этом случае не нужно. Надо делать так, чтобы людям было тепло», — рассказывает председатель общественного совета Комсомольска-на-Амуре Игорь Швецов.
Справедливости ради стоит отметить, что перед тем, как зашивать проблемные фасады сайдингом, в Комсомольске-на-Амуре опробовали и другие методы. К примеру, выдалбливали стыки, утепляли швы, но это оказалось недолговечным.
Сейчас в новых домах, которых в Комсомольске-на-Амуре пока строится не так много, утепленные фасады предусмотрены уже на стадии проекта. И без всяких мозаик. Что же касается уже сделанных произведений, то теперь чиновникам предстоит найти решение, как сохранить архитектурное наследие советских времен. Один из вариантов — выпустить каталог всех панно и мозаик Комсомольска-на-Амуре.
Большинство дачников отправится к своим участкам, в том числе, и на новых электричках, введенных в строй в марте этого года. Парк техники пополнили четыре поезда серии ЭП3Д, полностью из комплектующих отечественного производства: три в Приморском крае, и один – в Хабаровском. Это не первые, но и далеко не последние вестники масштабного развития сети пригородных железнодорожных маршрутов.
У-дачные электрички
В компании-перевозчике АО «Экспресс Приморья» отмечают, что последние несколько лет популярность пригородного сообщения растет не только летом. Этому, считают в компании, способствует обновление парка электропоездов.
«Активное обновление подвижного состава началось в 2018 году. Сейчас из 28 электропоездов, работающих на Дальнем Востоке, 14 — новые — серии ЭП3Д. К концу года их количество увеличится до 19, — отметил генеральный директор АО «Экспресс Приморья» Константин Шелухин. — Согласно нашей статистике, именно обновление парка приносит около 10% дополнительного пассажиропотока».
Все новые электропоезда оснащены системами микроклимата, обеззараживания воздуха. В салонах создана доступная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья – работают подъемники для маломобильных пассажиров, установлены таблички с тактильным шрифтом Брайля. Для контроля общественного порядка, безопасной посадки и высадки пассажиров на остановках на пульт управления машиниста выведена система видеонаблюдения в салонах и тамбурах. Кроме того, в новых электропоездах есть возможность заряжать мобильные телефоны, устройства для этого установлены в пассажирских креслах.
К обновлению подвижного состава приморцы, между тем, относятся неоднозначно. При обсуждении новостей об этом в социальных сетях мнения разделяются. Кому-то не нравится, что нет первого и второго класса как в старых электричках, кто-то ждет появления новых электричек на своем направлении, но и благодарность за более комфортные условия проезда перевозчик все же получает.
В компании уточнили, что новые электропоезда курсируют по всем пригородным маршрутам Приморья, вопрос организации 1, 2 класса комфортности также прорабатывается.
Полигон обслуживания «Экспресс Приморья»: Приморский и Хабаровский края, Амурская и Еврейская автономная области. Ежедневно пригородным транспортом пользуются около 19 тыс. человек.
При этом 65% из общего объема перевозок выполняется на территории Приморья. По данным регионального Минстранса, в 2023 году электричками воспользовались почти 5,5 млн жителей края, что на 11% больше, чем в 2022 году. Это максимальный показатель за последнее десятилетие.
В Приморье крупнейшие города и муниципальные округа связаны железной дорогой. Маршрутная сеть пригородных сообщений охватывает 19 муниципальных образований из 34, – почти везде, где проходит железная дорога, а общая длина всех 85 маршрутов, часть из которых является сезонными, более семи тыс. км. Ряд пригородных маршрутов имеют особую социальную значимость, так как обеспечивают транспортную доступность населения не обслуживаемых поездами дальнего следования участков (Новочугуевка, Хасан).
Самый дальний маршрут пригородного сообщения из Владивостока в Лесозаводск (Ружино) протяженностью 357 км. Дальше сообщение обеспечивается уже поездами дальнего следования.
Компания-перевозчик, учредителями которой являются ОАО «РЖД» и Приморский край, для выполнения перевозок использует 18 электропоездов и три плацкартных вагона. Плацкартные вагоны обновили в 2023 году, а парк пригородных поездов сейчас насчитывает десять новых электричек серии ЭП3Д.
Планов громадье
Задачи развития пассажирских железнодорожных сообщений поставлены на федеральном уровне. Правительством Российской Федерации утверждены долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития городов до 2030 года. Наиболее остро стоят вопросы развития железнодорожных внутригородских и региональных сообщений по Владивостокской агломерации, Большому Камню (промышленный кластер), Арсеньеву (горнолыжный курорт), Хасанскому округу (федеральный круглогодичный морской курорт). Необходимо улучшение транспортной доступности между Владивостоком и Уссурийском, Находкой, другими территориями края, а также в направлении Хабаровска.
Поручения по вопросам развития пассажирских перевозок по этим и другим направлениям поставлены губернатором Приморского края. Региональным правительством сформирована рабочая группа, в которую также вошли представители администрации города Владивостока и Дальневосточной железной дороги.
«На данном этапе ведется предварительная проработка вопросов организации сообщений, обследование перспективных маршрутов, вариантов обустройства железнодорожной и городской инфраструктуры, проводятся социологические исследования (опросы населения)», — сказал заместитель министра транспорта Приморского края Сергей Цыбулин.
В числе проектов, направленных на комплексное развитие Владивостока — создание в дальневосточной столице «легкого метро». Проект вошел в мастер-план города и впервые был представлен губернатору Приморского края Олегу Кожемяко летом 2023 года. Позже мастер-план презентовали на ВЭФ-2023. Он был также одобрен президентом РФ Владимиром Путиным.
До 2030 года властям предстоит решить непростую задачу — снизить загруженность владивостокских автодорог за счет расширения сети маршрутов пригородных поездов, продления маршрутов в районы города, ранее не охваченные железнодорожным сообщением, к новым жилым кварталам. Вместе с этим рассматриваются вопросы размещения «перехватывающих» парковок для личных автомобилей, установления единого тарифа на поездку в поездах в пределах города и сквозного тарифа на поездки несколькими видами транспорта, оптимизации связанных автобусных маршрутов.
Ключевые этапы и мероприятия проекта будут установлены дорожной картой, которая разрабатывается и будет сформирована в течение 2024 года.
Уже известно, что во Владивостоке появится 11 станций системы «легкое метро». Станции проектируются таким образом, чтобы комфортно связать городские окраины с центром.
Как отметил первый заместитель начальника Дальневосточной дирекции моторвагонного подвижного состава Андрей Гамков, наряду с обновлением подвижного состава и обустройством новых остановочных пунктов в комплекс мероприятий, необходимых для создания «легкого метро», также входят увеличение частоты курсирования пригородных поездов, развитие путевой инфраструктуры железной дороги, сокращение времени следования в пути.
По мнению урбаниста, депутата городской думы Владивостока Антона Савенко, создание «легкого метро» во Владивостоке вполне реально, но что самое главное, необходимо.
«И, хотя сложностей хватает, необходимо искать возможности, — считает Антон Савенко. — Значительное преимущество рельсового транспорта в его большой провозимости и соответственно экономичности. "Легкое метро" должно стать магистральным транспортом, который перевозит большое количество горожан, из района в район, быстро и без пробок. Это снимет нагрузку с остальных видов транспорта, передвигаться на нем будет комфортнее. Маршрутную сеть автобусов можно будет оптимизировать, сделать ее более плотной, внутри районов. На мой взгляд, важнее даже не обновление подвижного состава, а удобные ритмы движения "легкого метро". Только это позволит сделать этот вид транспорта востребованным и действительно эффективным инструментом».
«Объемы грузовых перевозок в восточном направлении постоянно растут. Увеличиваются мощности приморских портов. В краевом Минтрансе отмечают, что это позитивно для экономики страны, развития региона, но одновременно с этим в условиях использования общей путевой инфраструктуры сдерживает возможности развития пассажирских сообщений в Приморье, — говорит Сергей Цыбулин. — Для увеличения частоты курсирования поездов, организации скоростных сообщений и запуска поездов по новым маршрутам требуется модернизация существующих и строительство новых железнодорожных путей, использование поездов с автономной тягой. Рассматривается возможность участия региона в обустройстве пассажирских платформ и терминалов. Проработка оптимальных решений сейчас проводится совместно с ОАО "РЖД" и федеральными властями».
Редкая «Ласточка» долетит до берегов Амура
Вопросы развития общественного транспорта и железнодорожного сообщения в числе приоритетных и в Хабаровском крае. К 2026 году на маршрут Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань должен выйти скоростной поезд «Ласточка». Такое обещание в 2021 году сделал губернатор региона.
Расстояние от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре — второго по величине города в крае — около 400 км, по прямой — около 270 км, по рельсам — 388 км. Время в пути по железной дороге на обычном поезде занимает девять часов, «Ласточка» могла бы преодолеть этот путь раза в полтора-два раза быстрее, в зависимости от количества остановок и среднепутевой скорости. Так, поезд «Юность» делает на пути своего следования из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре 23 остановки, а его среднепутевая скорость — 44 км/ч, у «Ласточек» этот показатель обычно выше 70 км/ч.
Главным препятствием для запуска скоростных поездов между Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре является отсутствие электрификации пути. В 2023 году Главное управление государственной экспертизы выдало положительные заключения на проекты электрификации железной дороги на территории Хабаровского края от станции Волочаевка II (ЕАО) до Комсомольска-на-Амуре и далее к порту Ванино. Сейчас на этих участках ездят тепловозы. Предполагается, что электрификация вместе с прокладкой второго пути увеличит пропускную способность в два раза.
Для электрификации этого направления необходимо смонтировать 1,2 тыс. км контактной сети, а для его энергообеспечения и обслуживания построить 17 тяговых подстанций.
Также для подключения железнодорожного пути к электричеству предстоит проложить множество новых инженерных сетей, построить автомобильные дороги и новые железнодорожные подъезды к будущим тяговым подстанциям. От решения всех этих непростых задачи и зависит, когда полетит «Ласточка» вдоль Амура.
Есть в Арсеньеве Приморского края сопка с заурядным названием Обзорная. До 1973 года она, как и горная река, что берет начало на склонах Восточного Синего хребта Сихотэ-Алиньских гор, называлась Халазою. С 70-х годов там пытаются создать центр горнолыжного туризма, и, кажется, создатели самого первого здешнего спуска смогут увидеть «город-сад» в ближайшее время. При этом у местных жителей есть вопросы к тому, как идет процесс превращения райцентра в рай для горнолыжников.
Справка
Арсеньев — расположен в центре Приморья, в окружении Сихотэ-Алиньского хребта, в долине реки Арсеньевка. Население: 47 тыс. человек, чуть более 30% — пенсионеры. Расстояние до Владивостока 262 км по железной дороге и 242 км по автодороге, которая связана с магистралью Хабаровск – Владивосток. Градообразующие предприятия Арсеньева — ПАО ААК «Прогресс» — выпускает ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», и ПАО «Аскольд» — производит трубопроводную арматуру для судостроения и судоремонта.
Сопка планов и надежд
Идеей привлечения в город туристов озадачился еще Арсеньевский горисполком — в середине 60-х годов минувшего века. Представленный в Центральный совет по туризму «Эскизный проект туристическо-спортивного комплекса на сопке Халаза» получил одобрение и был дополнен позицией «горнолыжная трасса», после чего перед городом открылась перспектива развития по типу грузинского горнолыжного курорта Бакуриани.
«Халаза станет жемчужиной» — так называлась статья Б. Васильева, опубликованная в местной газете «Восход» в январе 1967 года. Каким виделся туристический комплекс более полувека назад? Массово туристов должны были доставлять автобусы, для тех же, кто воспользуется личным автотранспортом, планировалось построить гараж на десять автомобилей. На базе «Салюта» — экс-пионерского лагеря завода № 116 — намеревались возвести пятиэтажную гостиницу на 250 мест, а также кинотеатр, пункт проката, спортзал с бассейном, теннисный корт, площадки для футбола и волейбола. На вершине сопки, откуда открывается великолепная панорама города, устроители видели высокогорное кафе. Трассы скоростного спуска, места катания для любителей, большой трамплин, канатная дорога с вагончиками протяженностью один км от «Салюта» до вершины Халазы. На базе лесхозовского хвойного питомника планировалось создать прогулочную лесопарковую зону.
Работы по предварительному изысканию проекта успешно состоялись, после чего... он благополучно затерялся в столичных коридорах. Однако вне зависимости от этого обстоятельства горнолыжный спорт зародился в Арсеньеве силами энтузиастов. Все началось с прибытия на завод «Прогресс» профессионального горнолыжника из Иркутска Валерия Боковникова, ставшего тренером на общественных началах. Он собрал вокруг себя единомышленников, и они самостоятельно, забыв испросить разрешение городских властей, прорубили первую просеку и проложили горнолыжную трассу. Спортсмен из первого состава Сергей Казаринов начал тренировать детей. А официальная история ведет отсчет с марта 1977 года — с акта госприемки первой очереди горнолыжной трассы.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Сергей Казаринов, спортсмен-горнолыжник, ныне пенсионер:
— Этого события город ждал полвека. В Арсеньеве подрастает спортивная смена. Когда к нам поедут спортсмены со всей страны, сам факт существования горнолыжного курорта современного станет хорошим внутренним стимулом для самосовершенствования. В феврале впервые проходили зимние Международные спортивные игры «Дети Приморья». Уже сегодня ясно, что после реконструкции Обзорная сможет принимать соревнования самого высокого уровня.
Сопка Обзорная закаляла настырных, а в самые драматические моменты спасала от депрессии и давала надежду. В 90-е годы, когда заводы едва сводили концы с концами, заводчане получали зарплату хлебом и сковородками, администрация вернулась к идее сделать Арсеньев туристической Меккой. Идею поддержал бывший тогда губернатором Сергей Дарькин, но дело сдвинулось с мертвой точки лишь после личной встречи руководителя горнолыжной базы Александра Юшина с Владимиром Путиным. Горнолыжку оборудовали буксировочным подъемником и спецтехникой для выравнивания трассы. В бытность Владимира Миклушевского установили систему оснежения.
Сегодня на Обзорной четыре трассы: высокогорный спуск протяженностью 1 800 метров, еще два спуска суммарно на 3 900 метров, учебная трасса в 300 метров. Есть еще склон для тюбинга. Все трассы оснащены буксировочными подъемниками. С декабря по март включительно, благодаря наличию системы искусственного оснежения, снег гарантированно имеет место быть. За эти четыре месяца Обзорную посещают около 15 тыс. человек.
Проект «Белая гора»
Глобальный проект по созданию в Арсеньеве современного горнолыжного курорта получил основу два года назад, когда на шестом Восточном экономическом форуме было подписано концессионное соглашение между Минэкономразвития и инвестиционным агентством Приморского края с одной стороны, и компанией ООО «Приморье СпортОтельИнвест» — с другой. Примерный объем вложений — десять млрд рублей.
«В целом, это должен быть центр притяжения зимнего отдыха всего Приморья. Он предусматривает комплексный подход к созданию не только горнолыжных и беговых трасс, но и реконструкцию автодорог, создание железнодорожного маршрута, чтобы это было удобно жителям Приморья. Все это даст возможность развития рекреационного направления в городе Арсеньеве», — отметил губернатор Приморья Олег Кожемяко.
Проект был презентован на сессии «Инвестиционный потенциал Приморского края», проводимой в рамках Международной выставки-форума «Россия» на территории ВДНХ, в 2023 году.
В географическом плане место реализации проекта «Белая гора» — обширная территория площадью более 170 гектаров, вытянувшаяся на четыре км с севера на юг и на 600 метров в средней части с востока на запад, от подножия Обзорной по южному склону, далее по поясу сопки, устремляясь к вершине. Главное изменение коснется протяженности лыжных трасс. На южном склоне Обзорной она увеличится до 11 км, а на ранее неиспользуемом северо-западном склоне будет проложено еще 18, плюс к ним — трассы для санок и тюбинга. Одна из канатных дорог кресельного типа соединит вершину сопки с «Салютом». Будет создано много летних спортивных объектов: два бассейна, детские площадки для скейта и роликов, веревочный парк, веломаршруты, тропы для пешего туризма и скандинавской ходьбы, парковки общей вместимостью одна тыс. автомобилей, и это далеко не полный перечень.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Кирилл Перфильев, студент Приморского индустриального колледжа:
— Пока я не вижу предпосылок для перемен. Через длительное время за счет развития горы Арсеньев станет более привлекательным для молодежи. Молодежь будет оставаться в городе, возможно даже увеличится население.
Вероника Отрохова, студентка Приморского индустриального колледжа:
— Открытие горнолыжного курорта создаст огромный стимул для молодых арсеньевцев оставаться здесь жить, а также стимул переезжать к нам молодежи из соседних сел. Я думаю, за курортом последует строительство жилых домов, социальных учреждений, мест для развлечений. Спортивное и культурное развитие даст возможность после учебы искать призвание в этом городе.
Бывшая территория детского оздоровительного центра «Салют» станет курортной деревней. Планируется создать 250 мест в гостиницах разных типов от отеля, размещенного в трехэтажном здании, до пятизвездочной виллы под кедрами с тремя спальнями. Предусмотрены даже бюджетные варианты по типу кемпинга.
В курортной деревне построят презентабельный ресторан, на вершине сопки — панорамное кафе, но перекусить можно будет также в гостинице, спа-центре, казачьем хуторе. Последний представит усадьба во всем убранстве, музей, площадка, где вживую будут демонстрироваться приемы традиционного боевого искусства казаков. Будет там и ипподром, и летняя площадка по типу эстрадной, рассчитанная на без малого полтысячи человек, творческие мастерские. Особо стоит сказать о парках. Лесопарк с естественным произрастанием деревьев и кустарников ждет незначительное благоустройство, а вот аллеи, которые вытянутся вдоль улиц, высадить только предстоит, как равно и создать лотосовое озеро, в замыслах есть и такое.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Олеся Зорина, хозяйка семейного кафе «Пилигрим»:
— С началом зимнего сезона у нас резко повышается число посетителей. А когда заработает горнолыжный курорт, да еще и межсезонный, полагаю, спрос на наши услуги станет стабильно высоким. К большому наплыву посетителей мы готовы, ждем! С точки зрения бизнеса это выгодно, но я хочу отметить, речь не только про деньги. Новые лица помогают создать атмосферу с налетом интриги, ведь люди к нам приходят не только поесть, но и пообщаться, познакомиться.
Пока все идет по плану
Реализация проекта предполагает два этапа. На первом (октябрь 2023-2024 года) построят две канатные дороги, новые трассы на южном склоне с современной системой оснежения, начнется возведение всех объектов инфраструктуры. На втором этапе (2025-2026 года) планируется прокладка трасс и устройство канатной дороги на северо-восточном склоне и завершение всех работ.
«С ООО "РТС-Строй" заключен контракт на подготовительные работы, который сейчас находится в стадии исполнения. Срок исполнения – апрель 2024 года. Все работы будут выполнены в срок», — прокомментировал гендиректор подрядной организации Алексей Тарасов
Ранее пресс-служба Арсеньевского городского округа также сообщала, что в ходе рабочей встречи губернатора края Олега Кожемяко с председателем правительства края Верой Щербиной и исполнительным директором ООО «Приморье СпортОтельИнвест» Николаем Шленцовым, отмечалось: «работы по реализации проекта идут строго по графику, также по плану идет производство оборудования для канатных дорог».
Как это выглядит на практике? Работы начались в четвертом квартале 2023 года. На территории ДОЦ «Салют» демонтированы все панельные корпуса и хозяйственные постройки, подготовлена строительная площадка, идет накопление стройматериалов. Через дорогу, где прежде был бассейн на реке, на месте пляжа и прилегающего участка вырублен кустарник и расчищена площадка под автостоянку на 200 автомобилей. Рядом с «Салютом», где недавно был лес, продолжается очистка территория под возведение объектов курортной деревни. По направлению к Обзорной пробита широкая просека. Оборудование для первой линии канатной дороги уже поступило, опоры кресельного подъемника ждут монтажа, строительство фундамента под опоры начато.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Константин Хананов, депутат Арсеньевской городской думы, заместитель атамана Приморского отделения Уссурийского казачьего войска:
— С момента перестройки это самый масштабный проект, реализуемый на территории нашего города. Только положительные ожидания: развитие городской инфраструктуры, местного бизнеса в сфере торговли и услуг, повышение доходной части городского бюджета, рабочие места, проект предусматривает создание полутысячи рабочих мест.
Минусы тоже есть. Осенью 2021 года, то есть, за два года до начала работ по проекту был ликвидирован детский оздоровительный центр «Салют». И это в условиях, когда альтернативы «Салюту» исполнительная власть не предложила. Действие на опережение в данном вопросе идет в разрез с запросами жителей города, по факту многие семьи лишились возможности обеспечить детей качественным недорогим отдыхом.
Во имя светлого будущего арсеньевцы вынуждены терпеть и другие неудобства: на улице Советской, связывающей федеральную трассу с сопкой, в расчете на автопоток туристов загодя расширили и расчистили дорожное полотно за счет... тротуара. Теперь пешеходы ходят по дороге и гадают — может, когда курорт заработает, Арсеньев станет для них таким же комфортным, как и для приезжих туристов?
Первый резидент реализуемого проекта города-спутника Владивостока — группа компаний «DNS Девелопмент» — начал строительство домов поселения, о котором появляется все больше подробностей. Как сегодня эксперты оценивают идею развития «большого Владивостока», выясняло EastRussia.
«Еще в 1973 году, когда мы составляли очередной генеральный план Владивостока, было понятно, что город, расположенный на окончании полуострова Муравьева-Амурского, эффективно развиваться не сможет, — вспоминает бывший главный архитектор дальневосточной столицы Валентин Аникеев. — И для развития Владивостока было предложено присоединить к нему бывший сельский район, который сегодня называется Надеждинским, а также территории города Артема, чтобы он вышел за пределы полуострова на земли, прилегающие к Амурскому и Уссурийскому заливам. С тех пор эта идея оставалась в повестке».
Как и многие города, ограниченные территориально, Владивосток задыхается от дорожных заторов и уплотнительной застройки. Административные функции, портовые мощности, деловая и общественная инфраструктура сосредоточены на полуострове Муравьева-Амурского, где, по словам Валентина Аникеева, можно разместить немногим больше 600 тыс. жителей. И даже остров Русский в составе Владивостокской агломерации не решает этой проблемы.
«Еще в 70-е были произведены расчеты на 660 тыс., на 820 тыс. и даже на 1,2 млн населения Владивостока. Сегодня мы вернулись к этой идее, но планируется не расширять город, а создать его спутник на 80 тыс. человек. Потом эти территории можно объединить в единую Владивостокскую агломерацию, присоединив к ней Артем, а в дальнейшем и Большой Камень», — комментирует архитектор.
На VI Восточном экономическом форуме в 2021 году министерство России по развитию Дальнего Востока и Арктики, «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ), корпорация развития «ВЭБ.РФ» и правительство Приморского края подписали соглашение о создании города-спутника в Надеждинском районе. Проект реализуется в границах ТОР «Приморье» (бывшая ТОР «Надеждинская»), где сегодня насчитывается 117 предприятий-резидентов, создающих почти 18 тыс. рабочих мест, и этим людям надо где-то жить. Для сравнения: в 2022 году в ТОР «Приморье» числились 87 резидентов, фактически за два года рост превысил 20%.
По предварительным данным, проект города-спутника рассчитан на 80 тыс. человек — это порядка 13% жителей Владивостока. И чтобы сделать его жизнеспособным, нужны рабочие места, благоприятная городская среда и доступное по цене жилье.
Как сообщил генеральный директор КРДВ Николай Запрягаев, в рамках проекта планируется построить более двух млн квадратных метров жилой и коммерческой недвижимости.
На 2024 запланировано проектирование пилотных объектов, в частности, парковой зоны в районе бухты Де-Фриз с местами отдыха для горожан, инфраструктуры будущей набережной вдоль Амурского залива. Первым стартует строительство набережной со смотровой площадкой Де-Фриз, также предусмотрены объекты общегородской инфраструктуры с зонами притяжения, в том числе коммерческие объекты и гостиницы, спортивные объекты.
Вести проект создания города-спутника Владивостока будет Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) совместно с консорциумом инвесторов под управлением Минвостокразвития России. Состав консорциума в настоящий момент определяется.
К масштабным градостроительным планам уже примкнул первый инвестор — ООО СЗ «ДНС СИТИ» (входит в ГК «DNS Девелопмент»). Компания реализует с поддержкой государства проекты в Надеждинском районе Приморья: и в области логистики в режиме свободного порта Владивосток (индустриально-логистический комплекс Авиаполис «Янковский»), и комплексного жилищного строительства на площадях ТОР «Приморье» (жилой комплекс «Формат», коттеджный поселок «Новый Де-Фриз», а сейчас уже строят «DNS Сити»), и производства — Домостроительный комбинат «Приморье».
Сооснователь ДНС Дмитрий Алексеев известен как меценат, построивший один из самых больших современных парков во Владивостоке — «Нагорный» (ДНС вложила в проект более 300 млн рублей). Идеей «большого Владивостока» он грезил всегда и в своих интервью приводил примеры Ванкувера, который построили «среди леса» по принципу «сначала люди – потом экономика».
На этот раз Дмитрий Алексеев отказался от комментариев нашему агентству, отметив, что пока не может в контексте спутника говорить о строительстве, которое уже началось в рамках первой очереди. Впрочем уже известно, что «DNS Сити» задействует 125 гектаров, где построит 650 тыс. квадратных метров жилья, а также объекты торговой, развлекательной, деловой и социальной инфраструктуры, включая школы почти и детские сады. Работы продвигаются в темпе «этаж одной секции — около 10 квартир — в неделю». А первый дом планируют сдать уже в 2024 году.
Член Союза Архитекторов России и градостроительного совета Владивостока Кирилл Солгалов рассказывает, что «DNS Сити» является составной частью города-спутника. При этом, как следует из комментария эксперта, проект не предусматривает реализации «кавалерийским наскоком» и будет развиваться поэтапно.
«Ожидается, что интенсивное строительство начнется после 2030 года», — сообщил Кирилл Солгалов.
Ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев соглашается, что сама тенденция движения населения с полуострова на север, в Надеждинский район, очевидна. При этом остро стоит вопрос, где должен размещаться центр управления территорией. Вынести административные и деловые функции из исторической части города – это правильное решение для развития Владивостокской агломерации, уверен эксперт. Как в перспективе – и перенос портовых мощностей. А исторический центр следует оставить туристам.
И здесь мы подходим к вопросу о сценарии развития города спутника, который еще предстоит написать, включая экономическую и социальную модели.
Эксперты обращают внимание, что города-спутники популярны в Юго-Восточной Азии, где они представляют большой интерес для мигрантов. Рассуждая с практической точки зрения, глава агентства недвижимости «Метры» Владимир Закурко полагает, что спутник Владивостока может заинтересовать переселенцев из постсоветского пространства при доступной цене «квадрата». Возможность выгодно купить жилье большой площади, которое для многих недоступно в большом городе — важное преимущество городов-спутников по всему миру.
В то же время федеральный эксперт, архитектор по развитию городов и агломераций, архитектор и градостроитель Илья Заливухин считает, что здесь нужна имиджевая история с архитектурными доминантами, возможно, сопоставимыми даже со знаменитым «Лахта Центром», башней «Газпрома» в Санкт-Петербурге. Такие имиджевые объекты становятся дополнительными центрами городской агломерации.
«А что касается стоимости и качества жилья, это не должна быть застройка для бедных или богатых. И если жилье стоит ниже рынка, его потребительские характеристики не должны страдать», — говорит он.
Реализовать проект планируется частично на условиях концессии, с привлечением частных инвестиций и средств федерального бюджета. Всего, по последним данным, под проект предполагается привлечь 1,24 трлн рублей инвестиций.
В рамках VIII Восточного экономического форума, который прошел во Владивостоке с 10 по 13 сентября, участники и приглашенные эксперты обсудили новый формат презентаций инвестиционного потенциала дальневосточных городов — с помощью детальных мастер-планов. На платформе «Росконгресс Урбан Хаб» состоялась дискуссия, в рамках которой разобрали уже разработанные карты развития трех административных центров — Читы, Якутска и Южно-Сахалинска. На какие тренды и запросы предстоит ориентироваться региональным властям в разработке мастер-планов, и при чем тут диалог с инвесторами, разбиралась редакция EastRussia.
Мастер-план — это возможность властям, бизнесу и населению договориться о том куда движется город и в каком направлении он будет развиваться. Эта работа учитывает интересы предпринимателей и обычных жителей, которым важно, где будут учиться их дети, как будут работать и отдыхать они сами. А региональные и муниципальные органы власти, в свою очередь, даже в условиях ограниченных бюджетов с помощью мастер-планов могут расставить приоритеты в модернизации городской среды. Обычно первый этап предполагает создание инфраструктуры для экономического старта, и уже она затем влечет за собой системное удовлетворение социальных потребностей, которые касаются комфортной жизни.
Практическая работа по мастер-планам стартовала два года назад – в 2021 году удалось выделить первый пакет финансирования на эти цели, а к 2023 году дальневосточные города один за другим представляют собственные мастер-планы и защищают их как перед комиссией федерального правительства, так и перед президентом РФ. Заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева отметила:
«Сегодня на площадке ВЭФ мы подводим итоги мастер-планирования 25 городов Дальнего Востока, и 13 из них отобрали для обсуждения на пленарном заседании, которое провел президент Владимир Путин. Работа идет очень быстро: Петропавловск-Камчатский защитил свой план на прошлом ВЭФ, по нему принят правительственный акт, и уже можно говорить о первых результатах. Подготовлены десятки инициатив и проектно-сметных документаций. Уже в конце 2023 года жители города увидят первые результаты — проекты благоустройства. Мне нравится, что этот процесс очень последовательный: от мечты к картинкам мастер-плана, а затем к физической реализации», — поделилась Эльвира Нургалиева.
Сейчас в России изменяется градостроительное законодательство в части упрощения понятий и процедур, одновременно с этим начинается самый сложный этап работы — это практическая реализация мастер-планов и претворение проектов в жизнь. Как уточнила Эльвира Нургалиева, по мастер-плану нет ограничений в получении федерального финансирования — это стратегический региональный документ. Объем финансирования зависит только от того, как регион проведет презентацию, защитит свой мастер-план и обоснует его составляющие.
Главная проблема Якутска
В рамках дискуссии эксперты рассмотрели мастер-план столицы Республики Саха — Якутска, его представил первый заместитель мэра Георгий Гаврильев. По словам спикера, главная проблема, решение для которой разрабатывали при создании карты развития города — расселение аварийного и ветхого жилья.
«Якутск — один из самых быстрорастущих городов ДФО. За 10 лет прирост населения у нас составил 25 %, сейчас численность жителей — 368 тысяч человек, из них 154 тысячи заняты в экономике. Работая над мастер-планом, мы проводили социологический вопрос, и горожане одной из ключевых проблем Якутска назвали аварийное жилье. Это действительно так: город был основан в 1632 году, у него большая история, но и большой объем старого жилья. С 2012 года по программам переселения мы расселили всего 441 дом — осталось ликвидировать еще 1178 с 42 тысячами горожан. Очень большой объем: целые кварталы, построенные в XX веке, требуют сноса, расселения и строительства новых домов, социальной инфраструктуры», — обозначил Георгий Гаврильев опорный вектор мастер-плана Якутска.
Решить проблему администрация Якутска собирается с помощью механизма комплексного развития территорий (КРТ). Для расселения микрорайонов Спортивного и Звездного используют специальные казначейские кредиты. Ранее по программе КРТ мэрия получила 3,7 млрд рублей на эти цели, а в текущем году дополнительно удалось добиться выделения еще 25 млрд рублей — их потратят на расселение так называемого «гетто Якутска» — микрорайона Спортивного, где самая высокая концентрация аварийного жилья.
«У нас есть инвесторы — операторы КРТ. В микрорайоне Спортивном это «Республиканское ипотечное агентство». Средства казначейского кредита направляются на создание инфраструктуры для новых жилмассивов. Инвестор в счет будущих продаж квартир окупает строительство жилья, а социальную инфраструктуру — школы и детские сады — заказываем мы как муниципалитет. Таким образом, в проекте участвует и региональный, и муниципальный, и федеральный бюджеты, а также частные средства», — объяснил первый вице-мэр Якутска.
Еще один важный вопрос, отраженный в мастер-плане города — привлечение и удержание молодежи. Для этого властям муниципалитета потребовалось проанализировать всю экономическую составляющую Якутска, чтобы определить приоритетные отрасли, требующие развития в соответствии с запросами молодого поколения.
«Средний возраст жителя Якутска — 36 лет. На уровне города мы начали с того, что создали систему обучения молодежи с формированием интереса к профессии. 2 года назад открыли «IT-куб» для школьников и студентов. Более 10 лет работает «IT-парк», где уже реализуются проекты цифровой индустрии. Есть «Квартал труда» — при поддержке Минвостокразвития в 2022 году мы его открыли. Площадка готова принять до 1000 резидентов. В целом же отмечу, что у молодежи сегодня запрос на общественные пространства, красивый облик города, хорошие дороги, рабочие места с хорошим доходом и комфортное жилье. Кроме этого, есть запрос на конкурентный уровень образования. Был проведен глубокий анализ структуры экономики города, и мы выявили те отрасли, на которые будем опираться для развития и дальнейшего привлечения молодежи. Основной акцент сделаем на креативную экономику. Также развиваем в Якутске региональный транспортный хаб и планируем вкладываться в развитие туристического потенциала», — рассказал Георгий Гаврильев.
Замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева отметила, что не стоит забывать и о культурном феномене Якутии — развитии кинематографической индустрии с уникальным стилем и особым колоритом сюжетов. Первый вице-мэр Якутска отметил, что здесь город сотрудничает с федеральным центром.
«Сегодня у нас есть даже номинант на премию «Оскар» — фильм братьев Арбугаевых «Выход». Чтобы системно развивать киноиндустрию, мы обращались к президенту Владимиру Путину, и он поддержал строительство в Якутске круглогодичного павильона. В связи с тем, что у нас очень суровый климат с 9 месяцами зимы, павильон поможет нарастить выпуск фильмов и увеличить обороты по кинопроизводству в разы. А предпосылкой к такому творческому расцвету стала образовательная компетенция: в 90-х годах много талантливых ребят от нас ехали в Москву, чтобы учиться во ВГИКе, в Щепкинском училище. Сегодня это состоявшиеся бизнесмены 40-45 лет, которые работают над выпуском якутских фильмов. А результат вы все видите — этому феномену уже 30 лет», — резюмировал Гаврильев.
Чита идет за газом
Что касается мастер-плана Читы, он, по словам руководителя Корпорации развития Забайкальского края Антона Тутова, стал схемой перезагрузки экономического развития города. Она назревала давно, и этому способствовали прежде всего события, связанные с переформированием подразделений Минобороны.
«Долгое время, вплоть до конца 90-х — начала 2000-х, Чита была «белым пятном» из-за сворачивания штаба Сибирского военного округа. Регион был сильно военизирован, и в то же время славился рудной добычей. Мы долго не могли сформулировать, что такое Чита и как ее развивать. Мы столкнулись с проблемой миграции, в том числе с релокацией молодежи. И, когда разрабатывали мастер-план, мы искали ответы на три вопроса: где жить, куда ходить, где работать», — рассказал генеральный директор КРЗК Антон Тутов.
Социологический опрос показал: 68 % жителей Читы некуда сходить после работы, чтобы развеяться, приятно провести время и отдохнуть. Многим не хватает секций для развития и дополнительного образования детей. В связи с этим требовалось полностью переосмыслить градостроительный подход, найти баланс между развитием экономики и социальной сферы. И благодаря мастер-плану власти Читы добились финансирования на строительство «Музея России» по «Дальневосточной концессии». По этой же схеме построят центр единоборств и центр стрельбы из лука. Общая стоимость объектов — 8 млрд рублей, при этом Забайкальский край должен будет вложить лишь 2 % от суммы: остальное покроют за счет федеральной субсидии. Соглашение о строительстве лукодрома на ВЭФ-2022 подписали губернатор Забайкальского края Александр Осипов и генеральный директор «ДОМ.РФ» Виталий Мутко, а в поддержку появления центра единоборств высказались глава правительства РФ Михаил Мишустин и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.
«Это уникальная для нас история, за 2-3 года мы ее реализуем», — подчеркнул Тутов.
Географическое положение Читы – на Транссибирской железнодорожной магистрали – делает ее потенциальным транспортным хабом материковой части ДФО. Огромный грузопоток, который идет по этой линии с запада России, обеспечит загрузкой логистические комплексы, в том числе в зоне приграничья, рядом с КНР и Монголией. А развитие транспортной инфраструктуры, в свою очередь, простимулирует выход промышленных производств на новый уровень. Ряд шагов в этом направлении уже сделали.
«Мы впервые за 10 лет заложили основу для новых предприятий промышленности, строим крупнейший в ДФО промышленный парк стройматериалов. В 2024-2025 году появится индустриальный парк «СтройПром» на 1 500 рабочих мест. При поддержке Минвостокразвития мы строим промышленный парк «Кадалинский», а в ближайшие недели даем старт строительству крупнейшего логистического хаба — это еще около 6 тысяч рабочих мест. И здесь нам не обойтись без привлечения молодежи. Мы реорганизовали работу в вузах и строим единый кампус, который станет центром притяжения студентов не только из районов Забайкалья, но и из соседних регионов. Хотим, чтобы ребята приезжали и оставались у нас. Поскольку огромную долю экономики нашего края составляет горная промышленность, в мастер-плане мы учли запуск проекта «Горный кампус» — вуза, выпускающего кадры для предприятий Читы, всей Сибири и Дальнего Востока», — рассказал руководитель Корпорации развития Забайкальского края.
Приток молодежи ставит перед региональными властями задачу по обеспечению прибывающих жильем. В рамках программы «Жилье и городская среда» в Забайкалье планируют построить 2,6 млн кв.м. квартир. В том числе 11 тысяч человек нужно переселить из ветхого и аварийного жилья — для этой категории населения требуется возвести 563 тысячи кв.м. Но есть ряд проблемных вопросов, связанных с выделением земли, и их нужно решать.
«Банк земли Читы позволяет нам планировать строительство 4,7 млн кв.м. жилья на площади около 1 500 гектаров. Один лишь налог на имущество принесет в бюджет города порядка 1 млрд рублей. Но нам не хватает больших участков под комплексную застройку — на территории города очень много земель, принадлежащих Минобороны. Передача их в муниципальную собственность — долгий и сложный процесс, и нам здесь не обойтись без федеральной поддержки», — озвучил Антон Тутов.
Также генеральный директор КРЗК отметил, что в мастер-плане Читы предусмотрели и решение экологической проблемы — не самого лучшего качества воздуха, что по итогам социологического опроса отметили около 61 % жителей города. Власти Забайкалья видят выход в газификации.
«Принято решение о магистральной газифицации Читы и создании газовой инфраструктуры. Исследования показали, что большая часть выбросов в атмосферу — не от рудной добычи, а от печного и мазутного отопления. В мастер-плане предусмотрена магистральная модернизация коммунальной инфраструктуры с переводом на газовое топливо, а потом — аналогичная работа на промышленных предприятиях. Благодаря поддержке Минвостокразвития и Минэкономразвития РФ нам удалось все скомпоновать и подготовить обоснование для поэтапной федеральной поддержки», — резюмировал Тутов.
Единственные в России
Об уникальных факторах, которые требовалось учесть при создании мастер-плана Южно-Сахалинска, рассказал министр архитектуры и градостроительства островного региона Алексей Ракитский. В связи с тем, что агломерация островного региона является единственной такого рода в России, предложенная разработчиками схема развития базируется прежде всего на решении транспортных вопросов. За основу взяли не территорию конкретного города, а целый участок на юге острова Сахалин — самый густонаселенный (246,7 тысячи человек) и активный, окруженный с трех сторон морскими водами.
«Один из ключей к развитию Сахалина — Корсаковский морской торговый порт. Он соприкасается с точкой разворота Северного морского пути, и наши решения базируются на этом транспортном каркасе. Основные отрасли нашей экономики — нефтегазовый комплекс, рыбопромышленный комплекс, транспорт и логистика, а также туризм и сервис. И я хочу выделить именно транспорт: мы создаем авиационный хаб, глубоководный порт и логистический центр. Ряд конкретных решений есть по Корсаковскому порту — дноуглубление и модернизация. В августе мы запустили новый аэровокзальный комплекс, где уже инвестиционные лоты для развития авиаперевозок — мы приветствуем бизнес, который зайдет сюда с проектами логистических сервисов, гостиничных и торговых площадей. Одновременно мы работаем с ОАО «РЖД», развиваем сеть железнодорожных перевозок в формате наземного метро — наши скоростные поезда уже ходят из Южно-Сахалинска в Корсаков и обратно, в планах расширение ветки на север», — объяснил главный архитектор Сахалинской области Алексей Ракитский.
Кроме того, в контексте особенностей экономики Сахалина все решения мастер-плана учитывают развитие нефтегазохимического комплекса. Это шельфовые проекты Сахалина, вокруг которых постепенно создается сеть нефтесервисов, сопутствующей инфраструктуры и, как следствие, дополнительного строительства социальных объектов — от жилья до учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта.
«Мы декларируем к 2030 году 520 млрд рублей инвестиций и 15 тысяч рабочих мест. Сейчас на юге Сахалина около половины жителей — это экономически активное население. И за счет стратегических проектов мы будем создавать рабочие места для них», — подчеркнул Ракитский.
Важную часть мастер-плана посвятили строительству жилья. К 2030 году на Сахалине возведут 2 млн кв.м., и это минимальный порог при том, что уже 3 года подряд в островном регионе сдают по 500 тысяч кв.м. новых квартир в год. Опорные вехи в этом направлении — микрорайон Уюн, «Северный городок» и «Южная долина» в островной столице, где уже застраиваются гектары земли. Кроме того, масштабную работу ведут в центре Южно-Сахалинска.
«Если у нас не будет полноценного исторического центра с архитектурой, мы не сможем работать дальше — вести реновацию, расселять аварийное жилье. Первый этап, который мы видим необходимым в ближайшее время, — вынос складских зданий на объездную дорогу Южно-Сахалинска — она уже строится. Мы выносим промышленные объекты за пределы центра, для этого создан отдельный мастер-план. Около 1 млн кв.м. земли хотим задействовать — это больше 200 гектаров. Бизнесу, который зайдет на эти территории, мы предлагаем преференции для запуска проектов, а землю предоставим бесплатно. Если крупный бизнес станет здесь оператором, к нему подтянется малое и среднее предпринимательство. Так завяжется новая коммерческая инфраструктура», — объяснил министр архитектуры.
Обсуждая мастер-план Южно-Сахалинска, участники дискуссии рассмотрели и задачу, для которой сложно найти решение в условиях развития островной агломерации, — комплексное развитие территорий и реновацию. Главный архитектор Сахалинской области отметил, что пока не решен вопрос с исторической частью островной столицы.
«Я не знаю, у кого из наших коллег какой опыт уже сложился, но мы можем много рассуждать о том, что это великое благо — и не знать, что делать. Нам сложно понять, как вовлекать в проекты КРТ пятиэтажные дома, что делать со старым фондом, который пока нельзя признать аварийным. Сложно собрать финансовую составляющую для работы в этом направлении. Если с ветхим жильем нам на помощь приходят адресные программы с эффективным бюджетированием, то КРТ — это коммерческий проект. И это сложно», — резюмировал Алексей Ракитский.
Значительным шагом вперед в развитии социальной инфраструктуры Южно-Сахалинска министр архитектуры назвал старт строительства кампуса «СахалинTech» — он станет не только точкой притяжения молодежи в качестве образовательной базы, но и плацдармом для развития научно-технического кластера в связке с нефтегазохимическими проектами. А вот проект нового населенного пункта — экополиса вблизи Корсакова — отошел на второй план. По словам Алексея Ракитского, сейчас это не самая приоритетная задача, хотя решение о формировании «дальневосточного квартала» с 350 тысячами кв.м. жилья оформлено. Предполагается, что новый город станет местом проживания для специалистов, которые займут 15 тысяч рабочих мест на площадках газохимического и нефтетехнического сервисов, а также новых проектов в сфере туризма. Одним из таких, как предполагается, станет гостевой комплекс на базе маяка Анива.
«Маяк Анива — визитная карточка Сахалина, и мы хотим вплотную заняться его реконструкцией с последующим расширением территории. Одно из поручений, предусмотренных в мастер-плане — передать маяк из реестра Минобороны в собственность правительства Сахалинской области. Это уникальный объект, и он заслуживает особого внимания», — заявил Ракитский.
С максимальной поддержкой
Реализация всех идей и решений мастер-планов, какими бы спланированными они ни были, невозможна без государственной поддержки. Об этом напомнил заместитель председателя правления АО «ДОМ.РФ» Антон Финогенов. Комментируя представленные «дорожные карты» развития Читы, Южно-Сахалинска и Якутска, он отметил: в претворении проектов в жизнь участвуют и госкорпорации, и федеральные министерства, и это необходимость, без которой ничего не получится.
«Не надо забывать, что мастер-планы появились как ответ на проблематику городского развития в России и в ДФО. Для любых крупных государственных инвестиций должны быть и план, и видение города, и команда. Мы создали фактически новый рынок услуг, улучшили компетенции тех, кто занимается разработкой мастер-планов и позволили собирать команды для внедрения изменений —на уровне Минвостокразвития, Корпорации по развитию Дальнего Востока и так далее. Но любые решения госкорпораций, связанные с поддержкой мастер-планов, увязаны с решениями федеральных министерств. Только так можно создать действительно качественный продукт, который быстро принесет результат», — высказался Антон Финогенов.
Ярким примером подобной работы, по мнению представителя «ДОМ.РФ», является программа строительства арендного жилья для специалистов. В урезанной форме она уже существует в ряде регионов, в том числе на Дальнем Востоке, но раньше это были частные инициативы властей, а теперь господдержка выведет их на федеральный уровень. При этом первые серьезные результаты можно увидеть уже в течение 2-3 лет, со сдачей первых жилых комплексов с большим объемом арендных квартир: доступное жилье обеспечит приток населения, и в первую очередь квалифицированных специалистов в тех отраслях, развитие которых требуется городам.
«Мастер-планы позволяют получить недостающую часть грамотных экономических обоснований инноваций регионов. Комплексные эффекты, которые нужно оценивать при выборе тех или иных проектов для финансирования по механизму инфраструктурных облигаций – мастер-планы позволяют их увидеть. Взять Читу, Южно-Сахалинск и Якутск: от аукционов на земельные участки они переходят к проектам КРТ, увязывая их с развитием инфраструктуры. Но реализовать это можно только совместными усилиями власти, госкорпораций и бизнеса, и однозначно с кредитными деньгами. То же самое с развитием туристического потенциала. Да, это необходимо: юг России сейчас банально перегружен туристами. Дальний Восток открывает для запада страны океан, море, уникальную культуру и природу. Но этот потенциал требует серьезных вложений для того, чтобы мы могли говорить о развитии туризма в той же Якутии или Забайкальском крае», — резюмировал представитель АО «ДОМ.РФ».
Завершая дискуссию, участники единогласно согласились с тем, что мастер-планы городов — это мощный шаг в комплексном развитии Дальнего Востока, с прогнозируемым успехом на десятки лет вперед. Однако каждая инициатива, заложенная в ту или иную проектную карту, требует тщательной проработки и обоснования. Только так можно заявлять на федеральном уровне необходимость в финансировании будущих объектов и быть уверенными, что эта поддержка принесет плоды. И главная цель, которой должен отвечать любой мастер-план, — повышение качества жизни на Дальнем Востоке и рост населения в этом уникальном макрорегионе. Даже за самыми впечатляющими экономическими прогнозами нельзя об этом забывать.
Мастер-план – открытый документ, создаваемый с учетом мнения жителей, определяет общие принципы развития города на десятилетия. В рамках инфраструктурных бюджетных кредитов на развитие 25 дальневосточных городов из федерального бюджета по поручению президента РФ выделяется 100 млрд рублей. Cемь из 25 мастер-планов уже утверждены. Первым это сделал Петропавловск-Камчатский. Также одобрены стратегические документы Улан-Удэ, Северобайкальска, Читы, Тынды, Южно-Сахалинска и Корсакова.
Директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов уверен, что главное сейчас для Дальнего Востока – это обеспечить народосбережение и простимулировать экономику. Этому и поможет мастер-планирование.
«В основе мастер-плана лежит не только пространственное развитие, не только реновация парков и набережных. Главный вопрос – какова будет экономическая душа города? Город должен зарабатывать, жителям нужны достойные зарплаты и хороший сервис для проживания. Мастер-план – отличный повод к привлечению инвестиций. Когда государство дает четкий индикатив, что город будет развиваться, население как минимум стабилизируется. А бизнес хочет в этой стройке участвовать и зарабатывать», – считает он.
Подтверждает этот тезис и управляющий директор по ДФО АО «ДОМ.РФ» Александр Левинталь. Он привел данные исследования индекса качества городской среды: по итогам 2022 года средний показатель по России составил 192 балла, по Дальнему Востоку – 171.
«И кто ж будет там оставаться, если качество городской среды оставляет желать лучшего? Одной зарплатой не решить вопрос оттока населения из региона. Мастер-планы и помогают решать эту проблему», – добавляет Левинталь.
Но насколько реализуемы радужные перспективы мастер-планов? Управляющий партнер дальневосточной компании-застройщика «Да! Девелопмент» Денис Грось рассказал с какими проблемами придется столкнуться на практике при попытках осуществления мастер-планов городов ДФО, при реализации программы «Дальневосточный квартал», которая также подразумевает жилищное строительство в макрорегионе и нацелена на обеспечение жителей комфортным и доступным жильем. Банально, но не из чего строить.
«Затраты на технологическое оборудование при реализации инвестпроекта по строительству составляют 25-30%. На сегодня на Дальнем Востоке мы имеем производства базовых стройматериалов только в Приморье, Хабаровске, частично в Якутии – речь идет о железобетонных изделиях, металлоконструкциях, изделиях из ПВХ, утеплителе и кровельных материалах. Даже базовые группы продукции, – такие как кирпич, – это серьезный дефицит. Есть еще проблема – локализация производств нередко возможна только с радиусом доставки в тысячу километров, дальше это становится экономически нецелесообразным. Инвесторы вынуждены переходить на какие-то заменители, тем самым повышая стоимость конечного инвестпроекта и, как правило, затягивая сроки», – рассказал он.
Денис Грось предложил объединить усилия по созданию дальневосточного строительного кластера, где будут обеспечены меры поддержки в части упрощения процедуры доступа к месторождениям полезных ископаемых, сроки которых, по его словам, сейчас составляют около 2,5 лет. Также, по его мнению, необходимо субсидирование процентных ставок по инвесткредитам на создание новых производств стройматериалов на Дальнем Востоке.
Начальник отдела градостроительства и разрешительной документации Минвостокразвития Гор Абелов в ходе сессии рассказал о том, как идет реализация программы «Дальневосточный квартал» и о перспективах «Арктического квартала».
«Решение по “Арктическому кварталу” уже принято, пилотным субъектом выступит Архангельская область. Когда в Поморье будет создана ТОР, регион сможет также рассчитывать на субсидирование инфраструктуры для площадки “Арктического квартала”. К примеру, в рамках программы «Дальневосточный квартал» на площадки в Амурской области и в Камчатском крае на 2023 год выделено 1,1 млрд рублей и 740 млн рублей соответственно», – уточнил он, добавив, что всего в рамках программы «ДВ-квартал» будет построено 1,8 млн кв. метров нового жилья до 2036 года.
Председатель совета Ассоциации производителей стройматериалов Роман Куприн отметил, что как таковых, специализированных мер поддержки производителей стройматериалов на сегодня не существует, а есть только общеотраслевые для промышленников. Среди них основными действенными он назвал специнвестконтракт (СПИК 1.0 и СПИК 2.0), субсидиарную поддержку НИОКР, программы Фонда развития промышленности. Отдельно он выделил поручение полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева от 2022 года о субсидировании перевозок стройматериалов морским транспортом для субъектов ДФО. Однако до сих пор проект «проходит согласование» из-за недостатка финансирования.
Несмотря на все трудности девелопмента на Дальнем Востоке, управляющий директор КРДВ Андрей Шарафутдинов отмечает, что только за 2022 год на территорию округа пришли порядка 40% новых предприятий, и на четверть увеличилось количество созданных рабочих мест.
«Что касается динамики, за последние 7-8 месяцев увеличилось количество федеральных игроков – они начали разворачиваться действительно на восток страны с конкретными проектами, причем вложения в некоторые из них исчисляются сотнями миллиардов рублей, плюс инфраструктурные проекты, особенно в Арктической зоне в рамках создания Северного морского пути», – добавил он.