Поделиться
Началась разработка новых арктических судов снабжения для Северного морского пути
Поделиться

В России планируют построить серию из десяти арктических судов снабжения для обеспечения северного завоза по Северному морскому пути (СМП). Предполагается, что строительство может быть организовано на одной из петербургских верфей.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на собственные источники, среди возможных исполнителей называются Балтийский завод, «Адмиралтейские верфи» и Выборгский судостроительный завод.

29 июля Минпромторг объявил конкурс на разработку технического проекта нового судна снабжения. Согласно конкурсной документации, судно должно соответствовать ледовому классу Arc7, что предполагает возможность самостоятельного движения во льдах толщиной до 1,7 метра. Также оно должно быть приспособлено для перевозки контейнеров и опасных грузов.

Ожидается, что дедвейт судна составит от 18 000 до 20 000 тонн, грузовместимость трюмов — 18 000–19 000 кубических метров. Длина не превысит 170 метров, ширина — 23 метра, а скорость будет не ниже 14 узлов (около 26 км/ч). Проектировщик также должен предусмотреть установку кранов грузоподъёмностью до 80 тонн.

Контракт на проектирование оценивается почти в 200 млн рублей. Победителя электронного аукциона определят 25 августа, а сам проект должен быть завершён в два этапа к ноябрю 2026 года. Переход к строительству судов планируется в период с 2027 по 2029 год.

В материалах конкурса подчёркивается дефицит современных судов-снабженцев, способных перевозить широкий спектр грузов в арктических условиях. Новое судно должно покрыть этот дефицит и обеспечить выгрузку больших объёмов за один рейс.

Северный завоз — это ежегодная программа обеспечения отдалённых территорий Крайнего Севера необходимыми товарами. Поставки осуществляются различными видами транспорта, включая морской. В 2024 году грузооборот по СМП, включая северный завоз, составил 37,9 млн тонн (+4% по сравнению с предыдущим годом), в 2025 году ожидается рост до 40 млн тонн.

По данным Минвостокразвития, в 2025 году объём северного завоза достигнет 3,4 млн тонн, из которых 2 млн тонн придётся на уголь, 1,1 млн тонн — на нефтепродукты и 300 тыс. тонн — на продовольствие, медикаменты и стройматериалы. Министр Алексей Чекунков сообщил, что более 90% этих грузов доставляется водным транспортом — задействовано 444 судна.

С 1 января 2026 года в рамках пилотного проекта с Чукотским автономным округом единым морским оператором северного завоза станет «Росатом Арктика». Компания будет также определять потребность в новом флоте. До завершения строительства новых судов поставки продолжат за счёт фрахта существующих и привлечения сторонних судовладельцев.

По оценке генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, стоимость головного судна может составить 26–30 млрд рублей, тогда как серийное строительство позволит снизить цену до 22–23 млрд. Он считает, что заявленные десять судов — избыточная цифра, но строительство пяти единиц к 2035 году выглядит реалистичным.

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Дождется ли Чита газа и чистого воздуха?

В Забайкалье сменился концессионер, который должен газифицировать краевой центр сжиженным природным газом. Вместе с тем предстоит учесть недоработки предыдущего участника концессии, решить вопросы с балансовой принадлежностью построенного имущества и получить дополнительное финансирование, что является непростой задачей. Сроки автономной газификации Читы, которая предусматривается госпрограммой «Чистый воздух», переносили трижды. Насколько окончательна очередная дата, разбиралась EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Северный завоз на последней миле

Нынешнюю навигацию в целом успешно отработал единый морской оператор северного завоза. Он появился в соответствии с вступившим в силу федеральным законом, призванным улучшить систему снабжения отдаленных территорий. Им же предусмотрено определение опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. В нее, помимо морской составляющей, входят речные сообщения, а также автомобильные дороги и автозимники, по которым осуществляется доставка грузов до конечного пользователя. Но высокая степень износа портовой и дорожной инфраструктуры, ухудшение судоходных условий на северных реках обостряют общую проблематику завоза жизненно важных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор электроэнергетики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке сдвигаются сроки строительства некоторых крупных объектов энергетики, в том числе по причине задержек в поставках оборудования. Предполагается ускорить либерализацию энергорынка в макрорегионе для обеспечения доходности новых проектов, направленных на решение вопроса прогнозируемого растущего энергодефицита. На этом фоне правительство одобрило меры поддержки холдинга «РусГидро». Также в ДФО предполагается развивать направление возобновляемой энергетики.

Читать полностью
Поделиться
«Собирайтесь, езжайте на Чукотку!» Наблюдения хабаровского предпринимателя с РЭН–2025

С 15 по 17 октября в Москве прошла Российская энергетическая неделя – 2025 (РЭН). Мероприятие стало во многом зеркалом перемен, которые переживает российская энергетика: рост тарифов, сокращение субсидирования и нарастающий дефицит мощностей на Дальнем Востоке. Одним из участников РЭН стал Андрей Почелинцев − предприниматель и общественный деятель из Хабаровска, много лет управляющий несколькими компаниями в сфере энергетики, и основатель Ассоциации развития топливно-энергетического комплекса. В авторской колонке он делится своими наблюдениями о ключевых вызовах и стратегических решениях, которые обсуждались на форуме: глазами бизнесмена, общественника и просто дальневосточника.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке осуществляется модернизация аэропортовой инфраструктуры, в том числе рассматривается реализация ранее переносившихся проектов, таких как строительство нового аэропорта Иркутска за пределами города. Также планируется реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. При этом поиск источников финансирования и соблюдение сроков работ остаются основными проблемными моментами в отрасли. В сфере развития железнодорожного транспорта реализация частной инициативы позволила рассчитывать на увеличение отправки угольных экспортных грузов в восточном направлении. Тем не менее частные инвестиции в подобные проекты могут быть рентабельными только при наличии высокодоходных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Он должен быть единый — дальневосточный туроператор

Дальний Восток уверенно идет к том, чтобы стать одним из главных туристических центров России. Регион предлагает путешественникам неповторимые природные и культурные достопримечательности, разрабатывает эксклюзивные инновационные турпродукты, среди которых особое место занимают морские круизы и этнографические туры, привлекающие внимание туристов со всего мира своей уникальностью и аутентичностью. На 10-м Восточном экономическом форуме участники сессии «Туризм – драйвер экономики впечатлений Дальнего Востока выделили ключевые факторы, необходимые для эффективной монетизации туристического потенциала региона.

Читать полностью
Поделиться
Концессиям нужен арбитр

Концессионный механизм нуждается в доработке, считают эксперты. С 1 сентября ужесточатся требования к концессионерам в сфере ЖКХ, но остается под вопросом, будут ли изменения законодательства способствовать привлечению инвесторов. Пока концессии непопулярны у бизнеса, а на фоне высокой ключевой ставки некоторые регионы замораживают проекты. Как деловое сообщество видит решение проблемы, что об этом думают эксперты, и есть ли альтернатива концессиям для развития территорий, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Поддержка для триллионов: ГЧП по-новому

На ближайшие пять лет государство ставит задачу привлечь в ДФО почти в 1,5 раза больше инвестиций, чем за предыдущие десять. Но для обеспечения опережающего развития Дальнего Востока необходимо эффективно внедрять инфраструктурные проекты, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Вместе с тем растущая роль банков в финансировании подобных соглашений требуют пересмотра подходов к регулированию ГЧП и концессионных форм.

Читать полностью
Поделиться
Чем утолить газовую жажду регионов

К 2030 году дефицит природного газа для потребителей Дальнего Востока может составить 11 млрд куб. м. От обеспечения спроса на энергоноситель зависит ход реализации многих инвестпроектов в макрорегионе. В частности, непростая ситуация складывается в Хабаровском крае, 20 лет назад подписавшим соглашение о поставках газа, добываемого в рамках проекта «Сахалин-1». Много неясного и в снабжении газом Благовещенской ТЭЦ в Амурской области. 

Читать полностью
Поделиться
Генерация Севера ждет инвестора

Изношенная дизельная и угольная генерация, высокие тарифы, нередкие перебои с поставками топлива – в таких реалиях существует энергетика с изолированной инфраструктурой на отдаленных территориях Дальнего Востока. Впрочем, за последние годы зарекомендовало себя такое решение по модернизации объектов энергоснабжения, как энергосервисные контракты. Однако сегодня они нуждаются в донастройке, в том числе с учетом жесткой денежно-кредитной политики государства.

Читать полностью
Больше материалов